автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Социалистическая культура как фактор формирования социальной однородности общества

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Ярмолич, Наталья Адамовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социалистическая культура как фактор формирования социальной однородности общества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ярмолич, Наталья Адамовна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ВОЗРАСТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ КУЛЬТУРЫ -ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.

§ I. Марксистско-ленинское понимание сущности культуры.

§ 2. Значение преодоления социально-культурных различий в процессе формирования социальной однородности общества.

Глава П. ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОСНОВНЫХ СФЕР СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОДНОРОДНОСТИ ОБЩЕСТВА

§ I. Социально-культурная функция науки.

§ 2. Повышение уровня образования как условие реализации воздействия культуры на формирование социальной однородности

§ 3. Становление единой социалистической культурной среды.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Ярмолич, Наталья Адамовна

Важнейшей отличительной чертой развитого социалистического общества является более сложное и гармоничное взаимодействие различных сфер общественной жизни. В материалах ХХУ1 съезда КТО отмечалось, что "в условиях развитого социализма все теснее становится взаимосвязь прогресса экономики с социально-политическим и духовным прогрессом общества".* Это в целом обусловливает и возрастающее значение социалистической культуры в совершенствовании развитого социализма. Среди широкого круга проблем по реализации этой основной задачи особо важное значение приобретает становление социальной однородности общества.Это стало вопросом непосредственной практики. Материалы ХХУ1 съезда КПСС, Июньского (1983 г.), Декабрьского (1983 г.), Апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, другие партийные и государственные документы, являясь образцом комплексного подхода к рассмотрению ведущих задач социалистического строительства, ориентируют нас на раскрытие не только материальных, экономических, но и культурных факторов углубления социальной однородности. К.У.Черненко отмечает: "Мы настойчиво боремся за то, чтобы колоссальные возможности нашей экономики, науки, культуры, наши природные ресурсы использовар лись как можно полнее и эффективнее".

Социальная сущность и природа социалистической культуры такова, что в ней заложены большие резервы и возможности для интенсификации такого сложного процесса, как сближение классов и со

1 Материалы ГО1 съезда КПСС. - М., 1981, с.52. о

Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. - Коммунист, 1983, №9, с.18. циальных груш, В материалах ХХУ1 съезда КПСС было отмечено,что развитие и функционирование воех сфер социалистической культуры, структурирующих в определенную систему совокупную общественно-практическую деятельность людей, является незаменимым фактором совершенствования социальной структуры общества по пути развития самих субъектов социальных отношений и качественного изменения отношений между ними вследствие преодоления имеющихся социальных различий*

Стратегическое наступление" культуры проявляется в том, что дальнейшее совершенствование общества все больше начинает зависеть от уровня культуры жизнедеятельности каждого человека в сфере труда, быта, управления и т.д., от степени воплощения в деятельности всех субъектов социальных отношений ведущих закономерностей общественного прогресса.

Актуальность темы исследования определяется также и тем, что культура и социальная однородность, социальное равенство - важнейшие проблемные "точки" в идеологическом противоборстве капитализма и социализма. Идеологи антикоммунизма, спекулируя на специфичности феномена культуры, избрали проблему преодоления социально-культурных различий в социалистическом обществе объектом наиболее острой критики и фальсификации реального социализма. При этом важнейшими направлениями выступают проблемы соотношения экономических, политических и культурных факторов формирования социальной однородности, а также роли основных сфер системы культуры, особенно образования, в сближении классов и социальных групп. Поэтому углубленный анализ взаимосвязи культуры и социальной однородности необходим и для продуктивного критического анализа современной буржуазной философии и социологии в области культуры, для критики современного антикоммунизма.

Кроме выдвинутых практико-идеологических аргументов, актуальность темы исследования обусловлена и научно-теоретическими причинами. Это объясняется рядом обстоятельств. Прежде всего изучение связи развития культуры и формирования социальной однородности непосредственно будет способствовать углублению и конкретизации представлений об историческом процессе перерастания социалистических общественных отношений в коммунистические, об утверждении коммунистического типа культуры, а также выявлению особенностей и условий оптимизации процесса формирования всесторонне ж гармонично развитой личности.

В результате глубоких качественных сдвигов в материально-технической базе, ориентации на сбалансированное и динамическое развитие единого народно-хозяйственного комплекса, совершенствования социальной политики партии, достижений в области социалистической культуры произошли значительные сдвиги в социальной структуре общества, усложнились системные причинно-функциональные связи культурных и социальных процессов. Динамическое развитие всех сфер общества, качественное изменение процессов и явлений привело к изменению соотношения экономических и культурных основ формирования социальной однородности. Это, естественно,определяет необходимость углубления теоретико-методологических принципов анализа особенностей воздействия культуры на сближение классов и социальных групп применительно к условиям развитого социализма.

О возрастающем интересе к фундаментальным проблемам взаимосвязи развития культуры и социальной однородности, расширении в целом исследовательских аспектов в проблеме становления социальной однородности свидетельствуют материалы Всесоюзной конференции "Развитие социальной структуры советского общества" (Таллин, ort. 1981 года).* Поставленные на ней проблемы актуальнейших теоретических и методологических аспектов анализа развития социальной структуры позволяют сделать вывод о том, что вырисовываются общие контуры будущего комплексного исследования социально-интегрирующей роли социалистической культуры.

Однако на настоящий момент степень разработанности этого круга проблем не дает оснований для вывода о достаточно полной их освещенности и разрешимости, В философско-социологической литературе весьма широко представлены работы по проблематике социальной однородности и по развитию культуры. Их разработка осуществляется как в плане самостоятельных проблем, так и в связи с решением других проблем. Огромное число фундаментальных трудов посвящено раскрытию содержания, этапов становления социальной однородности, рассмотрению места этой закономерности в системе закономерностей социалистического и коммунистического строительства. Работы Амвросова A.A., Буслова К.П., Воробьева К.А., Косолапова Р.И., Руткевича М.Н., Семенова B.C., Сенявского С.Л.,Сырр цова Н.Г. и других внесли большой вклад в разработку концепции

1 См. : Развитие социальной структуры советского общества. - М., 1981, с.56; Методологические вопросы исследования социальной структуры советского общества. - M., 1981, с.77. о

См. : Амвросов A.A. От классовой дифференциации к социальной однородности.-М. ,1979; Буслов К.П. Социально-историческое развитие классов в СССР.-Минск,1979; Воробьев К.А. Становление социальной однородности - закономерность коммунистического строительства в СССР.-М. ,1979; Динамика социально-классовой структуры развитого социалистического общества.-Л.,1984; Косо-лапов Р.И. Вклад XXIУ, XXУ и ХХУ1 съездов КПСС в разработку становления социальной однородности. В них преимущественно уделяется внимание осмыслению теоретико-методологических аспектов этого процесса, выявлению динамики развития социально-классовой структуры, анализу системы социально-экономических различий, источников их воспроизводства и факторов, путей преодоления в социалистическом обществе.

Ориентиром в определении исходных общетеоретических посылок в раскрытии избранной темы исследования послужили работы Белых А.К.* о сущности и специфике социальных отношений, а также фило-софско-социологическая литература по теоретико-методологическим аспектам анализа культуры. В работах Арнольдова А.И., Вавилина

Е.А., Злобина Н.С., Кима М.П., Маркаряна Э.С., Межуева В.М.,Улер дова А.К., Табачковского В.Г.»Фофанова В.П. и других представлены разные подходы к изучению культуры, ее структуры, функций и теоретических и политических проблем развитого социализма и перехода к коммунизму. - Коммунист, 1982, №5; Руткевич М.Н. Становление социальной однородности. - М., 1982; Семенов B.C. Диалектика развития социальной структуры советского общества.-М., 1977; Сенявский С.Л. Социальная структура советского общества в условиях развитого социализма /1961-1980 гг./. - М., 1982; Сырцов Н.Г. ХХУ1 съезд КПСС о становлении социальной однородности советского общества. - Киев, 1982. См.: Белых А.К. Развитой социализм: сущность и закономерности. - Л., 1982. р л См.: Арнольдов А.И. Культура и современность.- М.,1973;Вавилин Е.А.»Фофанов В.п.йсторический материализм и категория культуры. -Новосибирск,1983;Диалектика деятельности и культура /Под ред. В.Г.Табачковского.- Киев,1983;Злобин Н.С.Культура и общественроли в общественном развитии.

Освещенность же в литературе взаимосвязи культуры и формирования социальной однородности не представлена исчерпывающе полно, всесторонне и глубоко. Возрастание социальной роли социалистической культуры трактуется преимущественно в плане приобщения разных социальных групп населения к духовной культуре, а сам анализ культурного аспекта становления социальной однородности общества осуществляется в основном под утлом рассмотрения его как следствия преодоления социально-экономических различий.

Культурному аспекту формирования социальной однородности уделено внимание в работах, которые исследуют социальные различия между городом и деревней. Взаимосвязь социально-экономического и культурного развития села освещается в публикациях Аитова H.A. Бондаренко A.A., Воронцова A.B., Кудриной Т.А., Староверова В.И. и других авторов.* ный прогресс. - М., 1980; Культура развитого социализма /Под ред. Е.А.Есакова.- М., 1978; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М., 1983; Межуев В.М. Культура и история. -М., 1977; Уледов А.К. Духовная жизнь общества. - М., 1980; Философские и социологические вопросы культуры социалистического общества /Под ред. А.И.Ракитова. - М., 1978. См.: Аитов H.A. Проблемы социально-классовой структуры советского общества. - Саратов, 1982; Бондаренко A.A. Культура и быт села. -Л., 1979; Воронцов A.B. Культурная жизнь современного села. - Л., 1982; Социальные проблемы культуры современного села /Под ред. Т.А.Кудриной. - М., 1980; Староверов В.И., Тимуш А.И. Цуркану Н.В. Деревня в условиях интеграции.Социальные прооблемы. - М., 1979; Симуш П.И. Сближение городского

В них на конкретном эмпирическом материале показаны основные тенденции изменения культурной жизни на селе, повышения культурного уровня и совершенствования культуры жизнедеятельности различных классов и социальных групп.

Имеется значительное число работ, в которых сближение классов и социальных групп, слоев и наций в области культуры рассматривается под утлом изменения структуры и форм культурной деятельности, потребностей в сфере духовной культуры, особенновв плане художественно-творческой деятельности.*

Что же касается анализа воздействия социалистической культуры на формирование социальной однородности, раскрытия культурного аспекта, его места и значения в этом процессе; то такая связь дается либо в общих чертах, либо только констатируется. Следует отметить, что наибольшее внимание уделено роли такого ведущего элемента в структуре культуры, как образование, в сближении классов и социальных групп. Это нашло отражение в работах Коопа А., Соскина С.Н., Филиппова Ф.Р. и некоторых других исслеи сельского образа жизни в условиях развитого социализма. -М., 1983. См.: Болтов В.И. К построению системы показателей культурного уровня трудящихся с учетом социальной дифференциации и интеграции. - В кн.: Усиление социальной однородности советского общества. - М., 1977; Культурная деятельность. Опыт социолог гического исследования /Под ред. Л.Н.Когана. - М., 1981; Исследование роста культурного уровня трудящихся. - М., 1977; Человек в сфере художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление /Под ред. Ю.У.Фохт-Бабушикна. -М., 1982. дователей.* Глубокий анализ нравственно-психологических аспектов нарастания социальной однородности советского общества дан р в работе Бороноева А.О. Однако, такие проблемы, как соотношение преодоления социально-экономических и социально-культурных различий, раскрытие теоретико-методологических основ их диалектики, выявление соотношения социально-культурных и собственно культурных различий, системного характера воздействия культуры на углубление социальной однородности не получили еще всестороннего и достаточно полного, на наш взгляд, освещения.

По мнению автора, дальнейшая разработка взаимосвязи культуры и социальной однородности предполагает исследование закономерности возрастания социальной роли социалистической культуры, особенностей ее действия на этапе зрелого социализма, выяснение теоретико-методологических основ взаимодействия этой закономерности со становлением социальной однородности, вычленение путей и механизмов, способствующих гармонизации процесса преодоления социальных различий. Эти соображения и определяют выбор темы исследования, его основную цель.Разумеется, не все проблемы, связанные с всесторонним анализом этой широкой и многоаспектной темы, получают в работе одинаковую степень полноты, глубину раскрытия

1 См.: Кооп А. Роль высшего образования в изменении социальной структуры развитого социалистического общества. - Тарту, 1975; Соскин С.Н. Влияние образования на изменение социальной структуры сельского населения в развитом социалистическом обществе. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. филос. наук. -Ташкент, 1981; Филиппов Ф.Р» Социология образования.-М., 1980. ^ См.: Бороноев А.О. Нравственно-психологическое единство образа жизни советского народа. - 1., 1978. и освещенности. Многие вопросы требуют специального дальнейшего исследования. Выбранный нами ракурс анализа взаимосвязи культуры и формирования социальной однородности заключается в выявлении интегрально-активной природы и социальной сущности явления культуры, рассмотрении содержания закономерности повышения социальной роли культуры и особенностей ее реализации посредством функционирования основных сфер социалистической культуры. Исходя из этого, основная цель исследования состоит в уяснении социально-интегрирующей роли социалистической культуры в формировании социальной однородности в условиях зрелого социализма.

Она реализуется через решение целого ряда задач:

-рассмотрение и конкретизацию теоретико-методологических аспектов марксистско-ленинского понимания сущности и роли культуры на основе анализа имеющихся в литературе концептуальных подходов и положений К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Бенина;

- теоретико-методологическое уточнение значения социально-культурных различий, факторов и особенностей их преодоления в процессе формирования социальной однородности в развитом социалистическом обществе;

- раскрытие сущности и содержания закономерности возрастания социальной роли социалистической культуры;

- обоснование возрастающего значения формирования единой социалистической культурной среды в реализации социальной роли культуры;

- анализ взаимосвязи социально-культурной функции науки и образования;

-выявление основных направлений и особенностей социальной политики КПСС в области культуры на современном этапе.

В раскрытии темы исследования в качестве исходного и "сквозного" принципа служит единство анализа сущности, структуры культуры, значения культурного аспекта формирования социальной однородности и особенностей функционирования основных сфер культуры как специфической подсистемы общества. Поэтому исходным моментом является исследование теоретико-методологических основ марксистско-ленинского понимания социальной сущности культуры, определение места и роли преодоления социально-культурных различий в процессе формирования социально однородного общества. Этому и посвящена первая глава диссертационного исследования.

Во второй главе раскрывается системный характер функционирования таких фундаментальных сфер культуры как наука и образование, а также их ведущее значение в обеспечении комплексного преодоления социально-культурных различий, в совершенствовании культуры деятельности всех субъектов социальных отношений развитого социалистического общества. Раскрывается их взаимосвязь с формированием единой социалистической культурной среды. При такой постановке вопроса автор исходит из того, что на этапе зрелого социализма существенной особенностью действия взаимообусловлива-ющих закономерностей - становления социальной однородности и возрастания социальной роли культуры - является усиление их сопряженности и на микроуровне, то есть на уровне культурной среды жизнедеятельности индивидов, включенных в разные классы, социальные слои и группы. Это, на наш взгляд, логически завершает раскрытие содержания темы исследования, реализацию целевых установок диссертационной работы.

Элементы научной новизны вытекают из попытки вскрыть связь развития социалистической культуры и формирования социальной однородности на этапе зрелого социализма.В результате критического осмысления имеющихся в специальной литературе концептуальных подходов к определению культуры и основных положений классиков марксизма-ленинизма уточняются некоторые теоретико-методологические аспекты социальной сущности культуры. Делается попытка обосновать методологический принцип сущностного единства общественных отношений и деятельности субъекта как важнейшей основы диалектико-материалистического понимания социальной сущности культуры. Раскрывая содержание этого принципа применительно к культуре, очевидна обусловленность функционирования и развития культуры характером и содержанием социально-классовых отношений в социалистическом обществе. Исходя из этого, основное содержание действия закономерности возрастания социальной роли социалистической культуры предстает в наиболее обобщенном виде как взаимодействие двух тенденций: усиление значимости культурного аспекта в формировании социальной однородности, а также обеспечение социальной направленности функционирования основных сфер культуры как особой подсистемы общества. Сущность этой закономерности заключается в переходе колхозного крестьянства, социалистической интеллигенции, других социальных групп на позиции рабочего класса. Достигается это на пути развития, качественного изменения всех классов и слоев, стирания между ними имеющихся социально-культурных различий и превращения их в работников коммунистического типа. Автор делает вывод о том, что социально-культурные различия находятся в сложной и многоуровневой зависимости с социально-экономическими различиями. Но их природа такова, что их преодоление не -обусловлено жестко преодолением социально-экономических различий. Поэтому другим важнейшим фактором становления .социальной однородности общества выступает функционирование основных сфер культуры - науки и образования. В работе отмечается, что усиление социально-культурной функции этих базовых элементов в структуре культуры становится имманентной чертой формирования социальной однородности.

Важнейшей особенностью реализации социальной роли культуры, механизмом ее взаимосвязи с формированием социальной однородности является социалистическая культурная среда. Проблема формирования единой социалистической культурной среды жизнедеятельности индивида становится в настоящее время самостоятельным направлением социальной политики в области культуры. Это свидетельствует о том, что совершенствование социально-классовых отношений в условиях развитого социализма, реализация социальной роли культуры доводятся до своего логического воплощения и выражения, то есть все многочисленные стороны и аспекты этих процессов фокусируются на развитии человека. В теоретическом плане такая постановка вопроса свидетельствует и о том, что особенность современного этапа становления социальной однородности заключается в исследовании этого процесса не только в плане того, чем еще отличаются классы и социальные группы, но и акцентированием внимания на тех механизмах, которые и на микроуровне способствуют формированию общих черт культуры жизнедеятельности индивидов.

В контексте решения поставленных задач и целей рассматриваются особенности социальной политики в области культуры на современном этапе, обобщаются и формулируются основные организационно-практические положения, направленные на гармонизацию преодоления социально-культурных различий.

Осуществленный научно-теоретический анализ обладает теоретической и практической значимостью. Рассмотрение роли культуры, путей и особенностей ее взаимодействия с социальными процессами в условиях развитого социализма может быть использовано для оптимизации процессов управления функционированием и развитием сферы культуры, особенно на регионально-территориальном уровне. Представленные теоретико-методологические аргументы и конкретно-эмпирические доказательства имеют значение для обоснования несостоятельности антикоммунистических фальсификаций и критики современной буржуазной социологии и философии.

Теоретической и методологической основой разрешения поставленных задач и сформулированной цели исследования являются основные положения классиков марксизма-ленинизма по вопросам культуры и "полного уничтожения классов", партийные документы, материалы съездов КПСС и Пленумов ЦЕС КПСС, важнейшие документы партии и правительства. В работе широко исследуются и используются литература по марксистско-ленинской философии и теории научного коммунизма, статистические материалы и результаты социологических исследований.

Некоторые положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке спецкурса по теоретическим проблемам развития социалистической культуры и формирования социальной однородности общества, при чтении лекций по курсу теории научного коммунизма по темам: "Социально-классовая структура социалистического общества и пути достижения полной социальной однородности", "Духовная культура социалистического общества", "Всестороннее развитие личности. Коммунистическое воспитание трудящихся".

Исторический путь человечества от классово-антагонистического к бесклассовому обществу, от классовой дифференциации к полной социальной однородности, как известно, связан с таким преобразованием общественных отношений, при котором утверждается подлинный коллективизм. И в решении этой исторически беспрецедентной задачи социалистической культуре принадлежит существенная роль. "Повышение образованности и культуры народа является важнейшей предпосылкой всемерного укрепления идейно-политического, экономического и оборонного потенциала страны, развития социалистической демократии, успешного продвижения советского общества по пути к коммунизму".^ Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.-Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля 1984 года. - М., 1984, с.27.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социалистическая культура как фактор формирования социальной однородности общества"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В решении ведущей задачи современного этапа развития нашего общества - всестороннего совершенствования развитого социализма - важное место принадлежит социалистической культуре. Подчеркивая ее возрастающее значение во всех сферах общественной жизни, К.У.Черненко отметил, что ".мы не. можем успешно двигаться вперед без опоры на глубокие знания, на высокую сознательность и культуру всех трудящихся".*

Действие такой ведущей закономерности развитого социализма, как становление социальной однородности, неотделимо от реализации социальной роли социалистической культуры. В ходе осуществленного в данной работе анализа взаимосвязи развития культуры и формирования социальной однородности были достигнуты определенные результаты и сформулированы некоторые положения как теоретико-методологического, так и конкретно-эмпирического характера.

Осмысление основных положений классиков марксизма-ленинизма, анализ специальной литературы по проблемам культуры дает, на наш взгляд, основания для понимания культуры как специфического динамического общественно-исторического явления, границы которого совпадают с границами духовно-практической деятельности людей, а формы существования и способы функционирования которого определяются конкретно-историческими характеристиками этой деятельности и общественных отношений. В работе анализируется теоретико-методологическое значение и преимущества определения Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. Речь на юбилейном пленуме Союза писателей СССР, 25 сентября 1984 года. - Правда, 1984, 26 сентября. сущности культуры на оонове диалектико-материалистического принципа единства общественных отношений и человеческой деятельности. Раскрывая его содержание, мы отмечаем, что его последовательное применение позволяет избежать абсолютизации какой-либо одной из сторон культуры, обосновать на научной основе ведущую роль ее ценностно-нормативного компонента, выявить предпосылки закономерного возрастания социальной роли социалистической культуры, социальную обусловленность ее развития и функционирования.

В работе всесторонне исследуется и раскрывается тезис о том, что только марксистско-ленин екая теория вскрыла коренные причины разрыва в культурном развитии общества, классов, индивидов в классово-антагонистических обществах, а также выявила совпадение экономического, социального и культурного прогресса в условиях социалистического общества. Социалистическая культура определяется автором как интегральная, динамически подвижная система свойств человеческой деятельности, выражающая в предметно-ценностных и функционально-процессуальных формах коллективистский характер социалистических общественных отношений.

Возрастание социальной роли культуры - объективный процесс, обусловленный закономерностями развития производительных сил в условиях действия законов общественного разделения и перемены труда. Реализация "всеобщей" функции культуры в условиях наличия конкретных видов труда определяется социально-классовыми отношениями, а при социализме в значительной степени зависит от сущности, форм и методов социальной политики КПСС. Социальная роль культуры наиболее полно реализуется на этапе развитого социализма, когда его преимущества соединяются с прогрессирующим развитием производительных сил на основе научно-технического прогресса. Повышение социальной роли социалистической культуры является также и результатом целенаправленного воздействия общества на всестороннее и свободное развитие всех людей, что воплощается в целях, методах, принципах и основных направлениях социальной политики КПСС в области культуры.

Сущность закономерности возрастания социальной роли культуI ры в условиях развитого социализма заключается в переходе всех классов и социальных групп на позиции культуры деятельности рабочего класса. Как отметил ХХУТ съезд КПСС, революционная идеология, мораль, психология коллективизма, ценности и идеалы рабочего класса становятся достоянием всех слоев советского общества. ^ Теоретико-методологической основой обоснования ведущего значения политической культуры явилось раскрытие социальной сущности явления культуры, определение содержания закономерности становления социальной однородности общества. Особо в работе мы останавливаемся на анализе ведущей социально-культурной роли рабочего класса в процессе формирования социальной однородности.

Содержание закономерности возрастания социальной роли социалистической культуры исследуется автором на основе взаимодействия двух тенденций: возрастания значимости культурного аспекта социальной однородности и усиления сотщальной направленности в развитии и функционировании основных сфер социалистической культуры. Выделяются три уровня действия данной закономерности: I/ раскрывая механизмы и пути реализации социальной функции ведущих сфер культуры, исследуется преодоление социально-классовых различий в области культуры; на основе теоретико-методоло

1 См.: Материалы ПУ1 съезда КПСС. - М., 1981, с.54. гического анализа диалектики социально-экономических и социально-культурных различий обосновывается системно-комплексный характер преодоления последних; раскрывается необходимость гармонизации взаимосвязи социальной роли науки, образования'и т.д.; 2) качественное развитие культуры деятельности всех субъектов социально-классовой структуры при ведущей роли культурного развития рабочего класса; 3) процесс реализации социальной роли культуры характеризуется также и формированием общих черт в культуре жизнедеятельности представителей всех классов и социальных групп. Одним из важнейших механизмов их выработки выступает культурная среда жизнедеятельности индивида. Отмечается, что становление единой социалистической культурной среды, то есть выравнивание и совершенствование ее структуры, становится в условиях развитого социализма самостоятельным объектом социальной политики КПСС, а также характерной особенностью взаимосвязи развития и функционирования социалистической культуры и формирования социальной однородности. Думается, что именно эта проблема, ее всестороннее изучение как на теоретико-методологическом, так и конкретно-социологическом уровнях исследования логически завершает системно-комплексный подход к анализу социалистической культуры как фактора формирования социальной однородности. Следовательно, практически актуально дальнейшее изучение целого круга вопросов, связанных со становлением единой культурной среды. Это находится в начальной стадии научно-теоретического осмысления, но интерес ученых в этой области неизменно возрастает, тем более, что практика социально-культурного развития классов, социальных групп, города и деревни всячески стимулирует глубокий анализ и необходимость выработки конкретных управленческо-прикладных рекомендаций. Представляется, что в ближайшие годы центр тяжести в интенсификации воздействия культуры на формирование социальной однородности все более (наряду с обеспечением максимальной социальной эффективности сферы науки, совершенствованием системы образования) будет переноситься на формирование единой социалистической культурной среды. Некоторые из путей и особенностей данного процесса были очерчены и сформулированы в работе.

На основе раскрытия законов диалектики общественного разделения, перемены и сочетания труда, преодоления социально-экономических и социально-культурных различий обосновывается положение о том, что по мере преодоления последних закономерно возрастает собственно культурная дифференциация людей, усиливается индивидуальное многообразие форм и способов культурной деятельности членов общества. Это, в свою очередь, также обусловливает качественную перестройку функционирования учреждений культуры, совершенствование стиля и форм культурно-просветительской деятельности.

Последовательно реализуя поставленные во введении задачи исследования, в системе социалистической культуры мы выделили науку, которая занимает в структуре культуры специфическое место в силу, выполняемых ею функций. Механизмом реализации социальной роли науки выступает превращение ее в непосредственную производительную силу общества. Всестороннее раскрытие ее воздействия на социально-экономическую, функционально-технологическую,пси-хо-физиологическую стороны труда, на обобществление производства и совершенствование на этой основе отношений собственности позволяет утверждать, что наука выступает наиболее динамичным фактором в реализации социальной роли культуры в целом. Она выступает тем элементом в структуре культуры, который фокусирует в процессе реализации своей социальной функции предоление социально-экономических и социально-культурных различий одновременно. Темпы внедрения науки в производство определяют степень и темпы преодоления социальных различий по всем направлениям, а также непосредственно стимулируют повышение социальной "отдачи" остальных сфер социалистической культуры, прежде всего, образования.

В работе показывается, что ведущее значение .преодоления социально-культурных различий в области образования обусловлено их связью с конкретными видами производственно-трудовой деятельности, а также связью с общественно значимыми целями, идеалами, ценностями, интегрированными в образовательно-культурных характеристиках жизнедеятельности людей. На конкретно-эмпирическом материале в работе показаны достижения и имеющиеся проблемы в выравнивании образовательного уровня субъектов социально-классовых отношений, тенденции и направления реализации социальной роли образования в условиях совершенствования развитого социализма. Считаем необходимым подчеркнуть, что методология исследования связи образования и совершенствования социальных отношений в условиях возрастания целостности социалистического общества, объективного усиления единства экономического, социального и культурного развития характеризуется актуализацией изучения фронтального воздействия уровня образования на преодоление всей совокупности социально-культурных различий, на все стороны сложного процесса становления социальной однородности. Следует подчеркнуть правомерность позиции тех ученых, которые высказываются за широкое и всестороннее исследование всех аспектов взаимосвязи культуры и социально-классовой структуры, всех социально-культурных различий на базе всесоюзных, республиканских, региональных конкре тно-социологических исследований.* Автор обосновывает необходимость опережающего повышения образовательного уровня по сравнению с имеющимися потребностями общественного производства,причем, особое внимание должно уделяться профессиональному образованию, поскольку именно в эту область перемещается центр тяжести в реализации социально-интегрирующей, культурной роли образования. Мы делаем вывод о том, что на этапе развитого социализма социальная роль социалистической культуры наиболее полно и сущностно реализуется лишь на основе комплексного подхода к преодолению социально-культурных различий, обеспечения всеми мерами и средствами социальной политики скоординированного развития и функционирования всех сфер культуры, главным образом, это относится к науке, образованию и формированию единой социалистической культурной среды.

В развитом социалистическом обществе культура приобретает все более общенародный, демократический и гуманистический характер. Это непосредственно связано с особенностями ее воздействия на процессы социальной интеграции. Дальнейшее развитие теории культуры и изучение социальной однородности все более, на наш взгляд, будет осуществляться на основе учета : взаимодействия и сопряженности культурных и социальных процессов.Данное диссертационное исследование и посвящено анализу некоторых актуальных в практическом и научно-теоретическом отношении проблем, которые раскрывают усиливающееся единство культуры и формирования социальной однородности. См. : Развитие социальной структуры советского общества. - М., 1981.

 

Список научной литературыЯрмолич, Наталья Адамовна, диссертация по теме "Теория научного социализма и коммунизма"

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.219-368.

2. Маркс К. Передовица № 179 "УСовм^е Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.93-113.

3. Маркс К. Нищета философии. Ответ на "философию нищеты" г-на Прудона. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,т.4,с.65-185.

4. Маркс К. Морализующая критика и критизирующая мораль. (К истории немецкой культуры. Против Карла Гейнцена). Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.291-321.

5. Маркс К. Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.6, с.428-459.

6. Маркс К. Из рукописного наследства К.Маркса. Из экономических рукописей 1857-1858 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.12, с,709-738.

7. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.9-32.

8. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.24, книга первая, с.5-812.

9. Маркс К. Капитал. Маркс К,, Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.24, книга вторая, с.3-643.

10. Ю.Маркс К. Теория прибавочной стоимости. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26, с.123.

11. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.41-174.

12. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, чЛ, с.3-508.

13. Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Маркс К.,

14. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.3-230.

15. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.7-544.

16. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.

17. Маркс К. и Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистическоговоззрений. М.: Политиздат, 1966. - 152 с.

18. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.231-517.

19. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.322-339.

20. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Маркс К. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.185-230.

21. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот, произведенный в науке господином Евгением Дюрингом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.5-338.

22. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства (в связи с исследованием Льюиса Г.Моргана). -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.23-178.

23. Энгельс Ф. Конраду Шмидту, 27 окт. 1890 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.37, с.414-422.

24. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.125-346.

25. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. (Отражение марксизма в буржуазной литературе). Полн.собр.соч., т.1, с.347-534.

26. Ленин В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения.-Полн.собр.соч., т.6, с.1-192.

27. Ленин В.И. Проект Программы Российской социал-демократической партии. Полн.собр.соч., т.6, с.203-2Ю.

28. Ленин В.И. Замечания на второй проект программы Плеханова.-Полн.собр.соч., т.6, с.212-235.

29. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полн.собр.соч., т.12, с.99-105.

30. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т.18, с.7-184.

31. Ленин В.И. Главный труд немецкого оппортунизма о войне. -Полн.собр.соч., т.20, с.277-281.

32. Ленин В.И. Что нужно сделать для народного образования. -Полн.собр.соч., т.23, с.348-350.

33. Ленин В.И. Замечания на книге В.Щулятникова. Полн.собр. соч., т.29, с.459-474.

34. Ленин В.И. Либеральный профессор о равенстве. Полн.собр. соч., т.24, с.361-364.

35. Ленин В.И. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. Полн.собр. соч., т.33, с.3-120.

36. Ленин В.И. У Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, солдатских и красноармейских депутатов 4-10 июля 1918 г. Полн.собр.соч., т.36, с.484-5Г7.

37. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн.собр. соч., т.36, с.165-208.

38. Ленин В.И. 0 "левом" ребячестве и мелкобуржуазности. Полн. собр.соч., т.36, с.283-314.

39. Ленин В.И. Набросок правил об управлении советскими учреждениями. Полн.собр.соч., т.37, с.228-231.

40. Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский.-Полн.40,41