автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Социалистический реализм как культурный феномен

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Некрасова, Елена Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Социалистический реализм как культурный феномен'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социалистический реализм как культурный феномен"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

НЕКРАСОВА Елена Сергеевна

I

Социалистический реализм как культурный феномен

Специальность 24.00.01- теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

/

Санкт-Петербург 2006

Работа выполнена на кафедре философии культуры и культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель: Дианова Валентина Михайловна

доктор философских наук, профессор

Официальные оппоненты: Глотов Михаил Борисович

доктор социологических наук, профессор

Потапова Марина Васильевна кандидат философских наук, старший научный сотрудник

Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный

морской технический университет

Защита состоится «» с2006 года в часов на заседании диссертационного совета Д.212.232.11 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, В.О., Менделеевская линия, д. 5, философский факультет, ауд._.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.

Автореферат разослан « 5 » о^сЛ^ХУос ъ^

2006 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета, Доктор философских наук, доцент

Е. Г. Соколов

№¿>6А

Общая характеристика работы Актуальность темы исследования

Сегодня, после распада государства, ставшего пространством для осуществления принципов социалистического реализма, возникли необходимые предпосылки для исследования его сущности - временная и историческая дистанции. Более того, весь период после исчезновения советского государства показал, что только всестороннее исследование сущности соцреализма, внутрикультурных причин его возникновения и условий существования позволит адекватно оценить процессы, происходящие в отечественной культуре XX века в целом.

Социалистический реализм - одно из масштабнейших явлений культуры XX века. После передвижничества и русского авангарда он - следующее, самое крупное и значительное звено русской художественной культуры. Но исторически сложилось так, что это образование было спровоцировано тоталитарной идеологией. Однако диктат власти только одна из причин появления этого масштабного культурного феномена. Даже при самом общем исследовании различных его форм становится очевидно, что главенствующий творческий метод советской культуры сформировался не только благодаря диктату власти, но вобрал в себя и реализовал такие установки отечественной культуры как мощная реалистическая традиция, являющаяся важным свойством домодернистской художественной практики в России, повествовательность - отличительное свойство отечественной изобразительной традиции, наиболее проявившаяся в истории русского передвижничества. На основе этих черт происходило построение центрального художественного образа и в творчестве представителей соцреализма, и советского искусства 30-х, 40-х и 50-х годов. С повествовательностью связаны идеологизированность и пропагандизм социалистического реализма. Именно в контексте повествования, которое разворачивается в соцреалистичесиом изобразительном творчестве, наиболее

I рос. национа-и>на<-i библиотека

!

адекватно репрезентируется идеология. Идеологичность соцреализма так же имеет крепкие культурные корни: утилитаристское понимание роли культуры разрабатывалось народниками, оказавшими на передвижников большое влияние. В дальнейшем под влиянием марксистской философии, утилитаристское понимание роли культуры в обществе, развивалось такими теоретиками, как Г. Плеханов, А. Богданов, И. Иоффе, Ф. Шмит, А. Луначарский, Н. Гастев.

Из утилитарного понимания культуры развивается еще одна черта русской культурной традиции - её дидактичносгь, назидательность. В отечественной культуре художественное произведение должно было служить неким нравственным и идейным образцом. Эта черта нашла мощное воплощение в романах-утопиях, где показывались образцы подвижнической жизни во благо общества. Это тяготение к утопизму реализовалось в соцреализме самым непосредственным образом. Пожалуй, именно в художественной форме воплотилась конечная цель социалистического общества - коммунизм. Тема преобразования действительности, проявилась и в другом источнике социалистического реализма - русском авангарде. Авангард, как направление, которое не ограничилось только рамками художественного творчества, попытался претендовать на тотальную власть в культуре, стремился реализовать на практике подсознательную установку российской народнической и марксистской литературы на преобразование действительности по законам художественной формы. Данное стремление авангарда продолжил соцреализм.

Соединившиеся в соцреализме авангард и марксизм были спровоцированы европейским культурным влиянием. Однако свое полное завершение оба этих явления получили именно в российской культуре. И поэтому, на фоне авангарда и возникшего позже советского андеграунда, также спровоцированного европейскими художественными тенденциями, именно социалистический реализм в XX веке является единственным аутентичным российским культурным проектом. Учитывая его идеологичность и

художественную громоздкость, он должен быть предметом не только искусствоведческого и социологического, но прежде всего культурологического изучения.

Степень разработанности темы.

Еще в период актуальности феномена соцреализма многими западными исследователями велись разработки, посвященные непредвзятому и лишенному цензурного надсмотра изучению соцреализма. Прежде всего здесь нужно назвать таких авторов как Р. Гароди, И. Голомшток, М. Геллер, X. Гюнтер, X. Зееман, К. Кларк, И. У. Петере, Н. Тумаркин. На рубеже 80-90-х, сразу после распада советского государства был выпущен ряд сборников, посвященных изучению феномена соцреализма. Прежде всего это «Избавление от миражей. Соцреализм сегодня», куда вошли работы Е. Сергеева, М. Гагнуса, В. Тюпы, Г. Белой. К более позднему этапу исследования можно отнести сборники «Соцреалистический канон» и «Советское богатство». Среди большого объема существующей литературы, посвященной этой теме, кроме вышеперечисленных исследователей, необходимо назвать К. Аймермахера, М. Балину, А. Бодена, К. Беккера, К. Гринберга, Г. Гуссейнова, Е. Добренко, Е. Дёготь, Т. Лахусена, С. Левита, А. Морозова, А. Некрич, В. Паперного, Г. Поспелова, Ф. Серса, В. и М. Тупицыных, М. Чегодаева. Целое явление представляют собой исследования соцреализма в контексте мифологической традиции, которые представлены А. Аникиным, А. Байбуриным, Г. Ревзиным, А. Раппопортом, К. Исуповым, Ж. Коноваловой, В. Тупицыным, Е. Торчиновым.

Большое влияние на исследование данной темы оказали работы таких философов, как Т. Адорно, Н. Бердяев, П. Бурдье, Ж. Батай, Р. Барт, Ж. Делёз, М. Элиаде, Э. Канетти, Ж. Лакан, Г. Маркузе, Л. Мамфорд, Р. Эскарпи. Кроме того, изучению данной проблематики, являющейся по сути междисциплинарной, способствовали культурологические и культуроведческие исследования таких авторов, как А. А. Грякалов, В. М.

Дианова, С. Н. Иконникова, И. Н. Карасик, М. С. Каган, А. Л. Казин, Е. С.Ковтун, Ю. М. Лотман, В. В. Прозерский, Е. Г. Соколов, Г. В. Титова, Ю. В. Перов, Д. В. Сарабьянов, А. С. Шатских, Е. Н. Устюгова, Э. П. Юровская.

Цель и задача исследования.

Цель данной работы - исследование социалистического реализма как целостного культурного феномена и одновременно полноправной составляющей отечественной культуры, вобравшей в себя её характерные черты.

Цель исследования определяет следующие задачи:

- рассмотреть философские, художественные и политические корни феномена социалистического реализма;

- определить культурно-исторические условия и непосредственные причины его возникновения;

- выявить наиболее характерные черты социалистического реализма;

- определить его непосредственную взаимосвязь с политическими и социальными отечественными реалиями начала и второй половины XX века;

- рассмотреть этапы его существования и возникшие в отечественной и

западной культуре рефлексии относительно его появления;

- изучить исследовательскую традицию соцреализма как часть истории самого метода социалистического реализма;

- исследовать трансформации соцреализма, произошедшие во второй половине XX века;

Методология исследования.

Данное исследование феномена соцреализма проводилось преимущественно на материале изобразительного искусства - творчества передвижников, авангардистов, художников социалистического реализма, представителей

нонконформистского искусства, постольку, поскольку свойством изобразительного искусства является своеобразная завершенность образа, в результате чего он демонстрирует воспринимающей стороне весь спектр особенностей данного этапа развития культуры.1 Благодаря этому свойству именно в изобразительной форме соцреализм, как властный культурный проект, максимально продемонстрировал такую свою важную черту, как идеологичность. Кроме этого, «изобразительный» уклон данной работы сформировался как дань русско-советскому авангарду, оказавшему на социалистический реализм большое влияние и наиболее полно проявившемуся в изобразительной форме. Здесь можно процитировать М. Элиаде, который в работе «Аспекты мифа» писал о том, что именно художники представляют собой истинную творческую силу цивилизации.2 Однако данное культурологическое исследование находится в междисциплинарном пространстве философии, истории культуры, искусствоведения, а так же этики, социологии искусства, теории культуры. В связи с этим в процессе исследования феномена социалистического реализма были применены:

- контекстуальный метод, позволяющий рассмотреть искусство искусства соцреализма в широком культурном контексте;

- метод исторического анализа;

- системный метод, давший возможность рассмотреть разновременные явления культуры как проявления стойкой культурной тенденции.

Научная новизна.

Научная новизна данного исследования заключается в рассмотрении феномена социалистического реализма как целостного и закономерного этапа развития отечественной культуры. Отсюда его отличительной чертой

1 Батракова С П Искусство и миф. Из истории живописи XX века М., 2002 С S8.

2 Элиаде М Аспекты мифа М, 2005 С 73

стало стремление выявить характерные черты отечественной культуры, проявившиеся в соцреалистическом методе. Наряду с этим была предпринята попытка обобщения уже существующих методов изучения соцреализма. В этой связи в работе анализируется ряд исследовательских концепций и выявляются объединяющие их тенденции. Вместе с тем важной особенностью данной работы на фоне критической постсоветской традиции является переосмысление взглядов таких теоретиков культуры как, Н. Чернышевский, В. Фриче, А. Гастев, В. Богданов, А. Луначарский, А. Лифшиц и Г. Лукач в контексте их влияния на зарождение и развитее метода соцреализма.

Апробация исследования

Основные положения и результаты диссертации апробированы в выступлении на международной конференции «Жизненный мир поликультурного Петербурга» (Санкт-Петербург, 2003 г.); международной научной конференции «Культурология как строгая наука» (Санкт-Петербург, 2003 г.), проводимой Международной ассоциацией фундаментальных исследований культуры им. А. и В. Гумбольдтов, в публикациях автора, а так же при чтении лекций по культурологии для студентов Санкт-Петербургской Академии театрального искусства. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии культуры и культурологи философского факультета СПбГУ.

Структура и объем работы

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемой литературы.

Основное содержание работы

Во Введении сформулированы цели и задачи исследования, указана степень разработанности темы, обоснована научная новизна, оговорены методологические принципы исследования.

В первой главе «Истоки социалистического реализма» речь идет о некоторых важных свойствах, присущих общественной мысли второй половины XIX первой половины XX веков, проявившихся в феномене социалистического реализма: коллективизме, утилитарном понимании целей и задач искусства и его классовой сущности. В первом параграфе «Социально-философские и художественные истоки социалистического реализма» эти свойства рассматриваются на примеое взглядов народников, Н. Чернышевского, А. Герцена, художника А. Иванова. У А. Герцина, народников и Чернышевского идея коллективизма возникает под влиянием гегелевской философии и реализуется, прежде всего, в социальном аспекте -в идеализации русской крестьянской общины, где коллектив преобладает над отдельной личностью. У Чернышевского идея превосходства коллектива находит продолжение в принципах реалистической эстетики, основы которой были заложены еще в 40-е годы В. Белинским. По мнению автора романа-утопии «Что делать?», художнику, творческой личности, в первую очередь, необходимо иметь активную гражданскую позицию и стремиться принимать посильное участие в освободительной борьбе русского народа. Наравне с коллективистскими тенденциями в воззрениях Чернышевского актуализируется утилитаристская оценка роли художника и искусства в обществе.

Эти теоретические разработки нашли свое воплощение, как во взглядах, так и в творчестве ряда художников. Например, художник А. Иванов, считал, что обязанность искусства «обращать взор искусства от земли к небесам».3 Практически утилитарное понимание искусства проявляется в творчестве представителей критического реализма, в первую очередь в

3 Фриче В М Очерки социальной истории искусства. М., 1923. С. 95

работах художника П. Федотова. Следующим поколением российских художников, реализовавших теории народников, стали передвижники: А. Перов, А. Прянишников и пр.

Во втором параграфе речь идет о корпусе идей, оказавших непосредственное влияние на формирование советского культурного и художественного сознания. Прежде всего, это взгляды на культуру Г. Плеханова, ставшего, по мнению ряда исследователей (В. Фриче, А. Луначарский) основателем советской марксистской эстетики, А. Богданова, Н. Гастева и пр. Развивая идеи Маркса, Плеханов продвинулся дальше Чернышевского и утверждал, что искусство является частью социальных отношений и демонстрирует классовые интересы. В идеале оно, как и культура в целом, может отразить идею классовой борьбы. Его младший современник - А. А. Богданов - на основе марксистской оценки роли искусства пришел к идее о возможности собственного пролетарского искусства, и развивил общекультурную модель, в которой творческую жажду пролетариата удовлетворяет научно организованный труд. Труд -основа и, по сути, заменитель искусства. Практическим воплощением богдановских идей стал Пролеткульт. Но наравне с научным пониманием, искусство у Богданова, как и у Плеханова, - форма идеологии, «одна из идеологий класса, элемент его классового сознания».4

Тема пролетарского искусства и культуры не ограничивалась фигурой одного Богданова. За ее развитие ратовали М. Горький, О. Бриг, Н. Плетнев, В. Шкловский, А. Луначарский. Были у идеи пролетарской культуры и противники. В. Ленин называл ее махизмом чистой воды и считал, что Пролеткульт как организация пытается противопоставить себя организованной диктатуре пролетариата. Судьба Пролеткульта была предрешена. По этой причине пролетарская культура в лице Пролеткульта как организации формально не участвовала в формировании метода

* Богданов А А Неизвестный Богданов Десятилетие отлучение от марксизма Юбилейный сборник Кн 3 М , 1995. С 73

соцреализма, но фактически многие свойства соцреализма оформились именно здесь. Особенно это заметно при сопоставлении пролетарской культуры и авангарда. В этой связи в работе рассматриваются деятельность Н. Пунина, соратника Богданова и одновременно последователя В. Татлина, и творчество поэта Н. Гастева, который, занимаясь поэтическими экспериментами, как и Богданов, определял культуру не через художественные, а через экономические категории, а творцом её считал народного анонима.5 В концепции Гастева реализуется авангардная установка на разрушение границы между искусством и жизнью.

В третьем параграфе «Принципы социокультурного единства в функциональном подходе» речь идет о так называемом функциональном подходе, сложившемся в трактовке культуры. В установках функционального подхода получают продолжение и развитие многие черты как марксистского понимания культуры, так и российского культурного сознания в целом. Представители этого направления - Ф. И. Шмит и И. И. Иоффе, как и Богданов и Гастев, занимались поисками универсального принципа существования всей культуры в целом. Развивая в своих работах социологическую трактовку культуры Г. В. Плеханова, оба они считали, что тип культуры определяется социально-классовой структурой и делали вывод об определенных функциях, которые есть у культуры в обществе. У Иоффе эти функции заключаются в трактовке культуры как средства эксплуатации человеком сначала природы, а затем другого человека. В этой связи назначение искусства - расширение мира человеческих эмоций и помощь человеку в борьбе с окружающими его препятствиями. В контексте поиска этими исследователями модели культуры большое значение имела проблема стиля. На каждой ступени развития культуры стиль, согласно Шмиту, представляет собой комплекс наиболее общих, распространенных представлений, которые не выдерживают натиска единичных восприятий.6

5 Гастев Н Новая культурная установка. М„ 1923 С 7.

6 Шмит Ф И. Предмет и границы социалистического искусствоведения Л, 1928 С 12

Для данных исследователей стиль это не просто элемент истории развития искусства, а проявление единой и общей линии существования культуры в целом. На искусство, как часть культуры падает большая идейная нагрузка, оно становится неким центром культуры, в котором проявляются все важнейшие этапы развития общества, так как именно искусство в идеале демонстрирует единство стиля, а значит единство членов общества. Шмит призывал к созданию общего метода изучения искусства, единого для всего государства - социологического метода, т.е. актуализировал понятие метода, столь важное для социалистического реализма.

Во второй главе «Становление социалистического реализма как культурного феномена» говорится о формировании государственной политики в области культуры и искусства. Этот процесс показан на фоне существовавшей в первые годы после революции 1917 года расстановки художественных сил, эволюции взглядов представителей культуры и прежде всего художников, авангардистов и реалистов.

В первом параграфе «Оформление принципов социалистического реализма в культурной политике советского государства» рассматриваются взгляды на культуру В. И. Ленина и А. В. Луначарского, художников авангардистов и реалистов. - тех, кто оказал на процесс оформления культурной политики советского государства непосредственное и важнейшее влияние.

В первые годы после революции при плюрализме взглядов на культуру, ставшим возможным в ситуации отсутствия единых представлений о судьбе культуры, для власти была очевидна необходимость обновления или даже полного изменения культурного ландшафта. Это предполагало, в первую очередь, установление руководящей роли партии или государственных структур. Наметки будущего подхода к решению культурного вопроса можно разглядеть уже в знаменитой ленинской работе «Партийная организация и партийная литература». «Литература должна

стать партийной".7 Такой вывод делает Ленин относительно партийной литературы, но почти сразу переключается на общекультурную проблематику. «Литература должна стать частью общепролетарского дела, «колесиком и винтиком» одного-единого, великого социал-демократического механизма...».* В самом отношении Ленина к вопросам культуры свойственный российскому мировоззрению коллективизм сочетается с типичным марксистским утилитаризмом и пониманием идеологической ценности культуры. Например, искусство рассматривается им, прежде всего, как средство монументальной пропаганды. В непосредственной близости к художественной практике в это время находится глава Наркомпроса А. Луначарский, который, будучи сторонником Богданова, кроме концепции богостроительства был увлечен и темой коллективизма. В диссертации тема государственного надзора над культурой связывается с этим общекультурным российским тяготением к коллективизму, взаимосвязанному в свою очередь с понятием соборность, развиваемым целым рядом отечественных философов - А. Хомяковым, С. Аксаковым, С. Франком и С, Трубецким.

Для истории возникновения государственной концепции культуры, которой является соцреализм, тема коллективизма, тема всеобщей подчиненности общей идеи имеет огромное значение - именно из неё развивается его принцип универсальной методологической обязательности. Предпосылки к ней возникают в декрете об учреждении при Наркомпросе Государственной комиссии по просвещению с отделом изобразительных искусств, где говорится о необходимости создания Всероссийской организации художников. Вслед этому постановлению Луначарский через Пунина излагает комитету Союза деятелей искусства, объединявшего тогда большинство художников, факт необходимости государственного руководства художественной жизнью.

1 Ленин В И. Поля, собр соч Изд 5-ое т 12 М, 1960 С. 102.

* Лент В. И. Там же. С. 100-101.

Одновременно с этими властными инициативами в художественной среде ведутся дискуссии о статусе художника в новом государстве. Левые предлагают расформировать Академию художеств, а «мирискуссники» -создать министерство «изящных искусств» во главе с С. Дягилевым. В диссертации этот спор увязывается с конституирующими свойствами русского авангарда, создавшего свою собственную изобразительную систему. Авангардисты, совершившие революцию в искусстве и отказавшиеся от предметной изобразительной системы, восприняли новую власть как союзника в деле перестройки художественной культуры. Именно они заняли почти все новообразованные при советской власти должности «от искусства» и начали реапизовывать план ленинской пропаганды. Но тоталитарные претензии авангардистов распространялись не только на искусство прошлого, но и на саму действительность как источник художественного творчества. В этом видит причину сближения авангардистов с советской властью историк культуры и культуролог Б. Гройс.' Именно советская власть, по его мнению, и воплощает в дальнейшем стремление авангарда стереть границу между искусством и жизнью, превратив их в глобальный культурный проект, где искусство станет образцом для реальности.

Во втором параграфе «Создание творческих союзов» рассматриваются непосредственные условия и причины возникновения социалистического реализма и, в частности, важное обстоятельство, оказавшее влияние на распространение соцреализма - создание творческих союзов. В начале 20-х, наравне с активной общественной и художественной деятельностью левых, возникают объединения, исповедующие реалистическую манеру. Наиболее ярко и последовательно здесь действует Ассоциация Художников Революционной России - АХРР. Продолжая идею народников и передвижников, ахрровцы, как и авангардисты, активны по отношению к действительности и стремятся своим искусством участвовать в процессе

9 Гройс Б Искусство утопии М, 2003 С 25

нового мироустройства. Реалистов и авангардистов в это время объединяют следующие понятия: рассуждения об истинной революционности собственной изобразительной манеры, верность художника интересам пролетариата и, как это ни парадоксально, реализм. По мнению ахрровцев, именно реализм отражает в искусстве чаянья пролетариата. Одновременно с этим многие представители левого движения в разной степени принимают реализм. В диссертации уделяется большое внимание тому значению, которое придавалось левыми художниками теме реализма, а если говорить шире, - проблеме взаимоотношения художника с реальностью. Например, в диссертации цитируется К. Малевич, еще в 1916 году предложивший заменить прежний, предметный реализм новым, подлинным, при котором живопись не копирует природу, а создает новую предметность, новые вещи.10

Верность интересам пролетариата определялась тем, насколько «пролетарским» является творчество того или иного художественного объединения. В демонстрации лучшего выражения пролетарской идеи как будто соревновались основные художественные объединения. Особенно это было заметно у левых художников, которые, независимо от принадлежности к конкретному объединению или группе, говорили о пролетаризации своего искусства. Эта особенность рассматривается в данном исследовании сквозь призму трактовки Б. Гройсом марксистской вдеи превосходства пролетариата как класса. Марксисты, на его взгляд, развивали взгляды немецких романтиков, для которых каждый рабочий должен был стать свободным творцом вещей. В диссертации указывается на развитие этой идеи в художественной практике и теоретических исследованиях левых художников, для которых творец был бблъшим пролетарием по сравнению с обычным рабочим, а их собственное искусство - актом производства, а не творчества. Это исчезновение в авангардном искусстве грани между

10 Малевич К Черный квадрат. СПб, 2003. С 54

творчеством и трудом в данном исследовании рассматривается в контексте взглядов на культуру Богданова и Гастева.

К концу 20-х у власти уже были выработаны некие общие критерии оценки содержания художественного произведения. В это же время к высшему руководству художественной культуры, вместо футуристов, приблизились реалисты А. Герасимов, И. Бродский, Е. Кацман и т.д. В 1932 году произошёл решающий поворот к полному государственном контролю за культурой, обозначенный появлением известного постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Вместо противоборствующих друг другу художественных группировок возникли единые союзы - писателей, композиторов, художников. Еще в середине 20-х к А. Луначарскому, как и к другим руководителям государства, поступали требования художественной интеллигенции ввести «конституцию искусства и просвещения» и поэтому такие репрессивные перемены вызвали радость большей части творческой интеллигенции, существовавшей на протяжении предыдущего десятилетия в условиях возникающих и распадающихся объединений и взаимных нападок между ними.

Причина положительной реакции на возникновение союзов коренится, кроме того, и в свойственной российскому художнику «привычке» быть членом той или иной творческой группы. По приблизительным подсчетам, за время с 1830 по 1932 год в России функционировало около четырехсот восьмидесяти объединений разного масштаба и направления. В третьем параграфе «"Золотой век" социалистического реализма» рассматривается история возникновения самого термина «социалистический реализм», а также ряд особенностей метода: реализм, оптимистичность, «отображение действительности в её революционном развитии».

Термин «социалистический реализм» и его каноническая формулировка были провозглашены А. Ждановым на 1-ом съезде советских писателей. Утверждение этого термина предварялось многочисленными спорами, в которых предлагались различные варианты. По легенде, вошедшей в

историю образования метода, автором конечной формулировки стал сам И. Сталин в соавторстве с ведущими советскими деятелями культуры - М. Горьким, художником И. Бродским, Г. Лукачем и М. Лившицем. В периодической печати этот термин использовался еще в 1933 году. Понятие это возникло в профессиональной среде не спонтанно и уже определенно не насаждалось сверху насильно. Инициатива со стороны власти стала возможна именно благодаря тому, что в предыдущие десятилетия и художники, и теоретики от искусства вели друг с другом интенсивные споры и поиски собственного «нового искусства». На соцреализме изначально лежала печать экспериментаторства, которая распространялась и на его терминологический статус «метода». В момент своего активного распространения метод еще находился в состоянии становления. В это время даже возникали определения вроде «приближение к методу социалистического реализма». Чаще всего главный творческий метод использовался в качестве набора приемов и правил. Он обладал для тогдашних практиков и теоретиков инструментальным статусом, помогающим создать настоящее социалистическое искусство, отменяющее уже существующие формы, объявив их «неправильными». К «неправильным» прежде всего, относился авангард.

Главная претензия теоретиков соцреализма к художникам авангарда сводилась к обвинению в формализме, то есть в увлечении формой. Теоретики нового метода противопоставляли этому «единство формы и содержания при полном превосходстве содержания». Это содержание подразумевало, прежде всего, идеологию, которая должна была воплощаться набором определенных приемов. В связи с этим в диссертации формулируются основные содержательные черты соцреалистического канона - переживание полноты бытия, оптимизм и красота. В качестве еще одной важной черты выделяется такое свойство содержания соцреалистических полотен как сюжетность, повествовательность, так как через сюжет лучше всего демонстрируется идеология. Эта повествовательность не

возникает в советской живописи из «ниоткуда». В свое время она была свойственна многим произведениям отечественных художников, и в первую очередь, работам передвижников. В это время повествовательность проявляется и в произведениях художников, увлекавшихся ранее формотворческими экспериментами - Д. Штеренберга, А. Дейнеки. На их примере рассматривается одна не менее важная для изучения соцреализма тема - естественное завершение авангарда как явления культуры. Вопрос о том, изжил ли авангард себя ко времени возникновения соцреализма или был подавлен новым художественным проектом, это вопрос о сути самого социалистического реализма и о том, чем он был в истории отечественной художественной культуры - сугубо властным проектом или развитием свойств, уже заявленных раньше в культуре тем или иным образом. В диссертации этот вопрос решается через такое понятие как реализм метода. С реализмом, в его традиционном понимании, парадоксально сочеталась главная задача метода - выявление в действительной жизни «признаков приближающегося социализма». Но при всей иллюзорности содержательного пространства соцреализма для представителей метода его реалистичность была обязательной. Происходило это потому, что соцреализм, тяготея к внешнереалистической форме, в содержании реализовал установку Малевича, стремящегося к новому некопирующему действительность реализму. С реализмом, казалось бы, связан и инструментальный характер нового метода. В связи с этим в диссертации раскрывается одна из важнейших особенностей метода соцреализма - отсутствие четко определенного изобразительного канона. Соцреализм, особенно в первые годы после его возникновения, состоял из разных индивидуальных творческих манер. Несмотря на последовательную оппозицию к авангарду, новый метод причислял к соцреалистическому «набору» и некоторые модернистские формы. В работе эта особенность метода объясняется через понятие «Большой стиль».

Постепенно иллюзионистский, виртуальный характер нового метода порождает особое художественное пространство, где элементы реальности сведены практически до минимума. Собственно, именно в нем и достигается социальный идеал марксизма - коммунизм.

В третьей главе «Альтернативные культурные проекты» речь идет о явлении советского андеграунда, в котором соцреализм осмысляется как часть отечественной изобразительной традиции. В параграфе первом «Советский андеграунд» рассматриваются условия формирования новой страницы в русской культуре - феномена подпольного искусства и его свойства. Возникший после ослабления режима и окончания эры Большого стиля, нонконформизм испытал влияние западного модернизма и стал лицом посттоталитарной культуры, аналогично тому, как в 20-е самым мощным образованием был авангард, а в 30-е - соцреализм. Наиболее характерная черта советского нонконформизма - его оппозиция к власти. Однако при всей своей радикальности он подчинялся закономерностям развития отечественной культуры, и в действительности был их порождением.

На этапе своего зарождения нонконформистская среда, не унаследовав авангардный бунт против художественной традиции, не ставила своей целью отрицание советской официальной культуры, а пыталась лишь игнорировать ее идеологию и провозглашаемую ею активную общественную позицию советского художника. Основная масса художников-нонконформистов хотела заниматься «чистым» искусством, не нагруженным идеологическим содержанием. Бунтарями их сделала сама власть, которая, несмотря на либерализацию режима, продолжала стремиться к идеологической монополии и восприняла нонконформистов как внутренних врагов существующего строя. Со временем в нонконформистской культуре сформировались отдельные направления - московский концептуализм, соц-арт, которые начали заниматься анализом опыта советской культуры. Наиболее широким движением стал московский концептуализм. Этой теме посвящен второй параграф «Московский концептуализм» - советский

вариант концептуализма как широкого культурного явления. В советском нонконформизме концептуализм появился в начале 70-х годов и был связан с такими именами, как И. Кабаков, Э. Булатов, А. Беленок, М. Архангельский, В. Янкилевский, В. Пивоваров, Р. и В. Герловиновы. Позднее его принципы развивали члены группы «Коллективные действия». Главным результатом концептуализации нонконформистской культуры становится переход визуального искусства в разряд текста, знака или символа. Так же возникает тенденция к использованию в роли текста элементов повседневной жизни человека. В советской нонконформистской культуре гипертрофия текста образовывалась и спецификой окружающей действительности, которая была переполнена текстом идеологического содержания. Кроме всего прочего, текстуальность концептуализма (например, альбомы И. Кабакова, творчество Д. Пригова, Л. Рубинштейна) становится продолжением такого уже обсуждавшегося свойства российского изобразительного искусства, как повествовательность. На рубеже 70-80-х годов исследователи говорят о Кабакове, что топография его альбомов имеет прочную литературную основу." В западном концептуализме широко распространено обращение к простым, широко распространенным предметам, элементам быта. Это касается и московского концептуализма. Но увлечение Рабина, Кабакова повседневностью, и в том числе предметами советской визуальной пропаганды, связывается в диссертации все с той же литературной, сюжетной традицией. В. Патсюков, посещавший мастерскую Кабакова в Москве, говорит о единстве архитепической ситуации -«убожестве экзистенции, описанном Ф. Достоевским», породившем нашу знаменитую прозу и продолжающем питать современных художников.12 Литературность, сюжетность становится призмой, через которую воспринимается творчество нонконформистов.

" Патсюков В Проетг-Миф-Концепг / А-Я, № 4,1980. С. 3-6 "ПатсюковВ Там же.

В третьем параграфе «Соц-арт как синтез социалистического реализма и поп-арта» развивается тема взаимосвязи соцреалистического канона и соц-арта.

Феномен соц-арта также возник благодаря влиянию западного модернизма, а сам термин «соц-арт» возник как симбиоз искусства социалистического реализма и поп-арта. На Западе поп-арт как культурный феномен, стал реакцией на утилитарное использование объектов культуры в массовом обществе, в частности внедрение приемов высокого искусства в рекламу и телевизионные продукты. В Советском Союзе питательной средой для поп-арта становится единственная сфера советской жизни, имеющаяся в изобилии, - идеология. Как культурный проект, соц-арт создают московские художники В. Комар и А. Меламид. Их творчество более всего напоминает политико-социальный лубок. В соц-арте происходит возврат всего того, против чего так яростно восставали нонконформисты первой волны -советской символики. Соц-арт потрясает уже сложившуюся традицию советского андеграунда и становится началом нового витка развития отечественной культуры, как когда-то авангард фактом своего возникновения поднял на дыбы всю фигуративную реалистическую манеру. Но по сравнению с авангардом, создавшим оригинальную изобразительную систему, творчество соц-артистов было целиком посвящено обсуждению идеологической символики и советских поведенческих клише. Важнейшие ритуалы советской жизни изображены в их творчестве неприкрыто, без символической завуалированности и художественного переосмысления, но гротескно и пародийно. Соц-арт не просто преодолевает советскую традицию, но осуществляется как художественный проект только за счет советской визуальной идеологии, которая становится для соц-арта тем же, чем для московского концептуализма были предметы советского быта -точкой отсчета.

В четвертой главе «Концептуальное осмысление социалистического реализма» делается обзор основных концепций, исследующих

социалистический реализм. На сегодняшний день исследовательское поле этого феномена представляется достаточно обширным несмотря на то, что со времени возникновения, расцвета и «упадка» соцреализма прошло не так уж много времени. Отдельной темой в этой проблематике являет собой советская традиция изучения соцреализма, рассматриваемая в первом параграфе «Советский искусствоведческий дискурс». Дискурс формируется одновременно с возникновением самого метода социалистического реализма. Интересно, что уже после рождения термина, в исследовательской литературе, наравне с определением «социалистический реализм», использовался термин «социалистическое искусство». Причем сам канонический термин, за исключением официальной риторики, употреблялся достаточно неохотно и неактивно, особенно в первые годы его появления.

Важной темой в это время становится разработка теоретической предыстории метода - возникновение и существование нового творческого метода нужно было подкрепить теоретическими позициями предшественников. В этой связи большое значение приобрели исследования высказываний К. Маркса и Ф. Энгельса относительно культуры и искусства. В первую очередь здесь нужно выделить работы М. Лифшица. Новый виток обсуждения теории соцреализма делается в 60-е годы, когда соцреализм подвергся теоретическому и практическому переосмыслению. В это время для исследователей важно было подтвердить устойчивость позиции соцреализма. В этой связи происходит любопытное разделение метода и стиля соцреализма: пересматриваются основные составляющие метода с тем, чтобы включить в число соцреалистических яркие художественные произведения, недавно еще оппозиционные. Особо здесь можно выделить исследования Д. Лукача. Это только беглый обзор эволюции понятия «социалистический реализм», в рамках советской исследовательской традиции. В целом же советское искусствознание - это масштабное явление, требующее отдельного специального рассмотрения. Еще одной значительной исследовательской позицией является исследование

соцреализма с точки зрения мифологизма. Ей посвящен второй параграф «Мифологические конструкции в советской культуре и искусстве».

Тема мифологизма в тоталитарном искусстве является достаточно популярной и позволяет взглянуть на соцреализм в контексте современных общекультурных мировых процессов. Так, например М. Элиаде говорил о эсхатологичности и мллинаристских построениях коммунизма и считал, что Маркс воспользовался одним из самых известных мифов средиземноморско-азиатского мира - мифе о справедливом геро-искупителе, которым стал для него пролетарий.13

В отечественной традиции креативные возможности мифа исследовались еще основоположниками метода соцреализма. Например, М. Горький в первые годы революции призывал к необходимости изучения мифологии. Эта тенденция возникла не на пустом месте. Еще до революции элементы мифологии развивались в поэзии Д. Бедного, В. Маяковского, придававших повествованию фольклорно-лубочный характер. В современной исследовательской традиции тема осознанного использования структуры мифа в вопросах политики и культуры рассматривается К. Г. Исуповым. Другая, не менее важная тема в контексте отечественного изучения мифологизма в советской культуре, - связь марксизма и прогрессирующего мифологического сознания, рассматриваемая Ж. Коноваловой. Также актуальной является мифологизированная тема создания нового человека. Проблема воплощения в соцреалистическом искусстве мифа о новом человеке анализируется Г. Ревзиным.

Наравне с мифологической трактовкой соцреализма развивается целый корпус других исследовательских моделей, возникших как в западной традиции, так и в нашей стране в постсоветский период. Этому посвящен третий параграф «Социалистический реализм в современном западном дискурсе», в котором внимание уделяется наиболее характерным моделям исследования соцреализма. При их систематизации учитывается несколько

13 Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2005. С. 173.

принципов: например, то, как соцреализм оценивается исследователем в контексте истории художественной культуры в частности, и европейской культуры в целом. Предметом исследования это становится по тому, что до 60-х годов XX века в Западной Европе и, прежде всего, в Западной Германии, для университетской науки соцреализм еще находился вне официальной исследовательской традиции, считаясь периодом выпадения русской литературы из контекста мировой культуры. Опыт советской культуры вместе с авангардистскими экспериментами интегрирует в исследовательскую практику такой исследователь как X. Понтер.14 Эта проблематика интересует и американскую исследовательницу К. Кларк, занимающуюся проблемой переоценки характера соцреализма и доказательством взаимопроникновения в советской культуре политики и литературы.15

Так же можно выделить и дисциплинарное своеобразие позиции исследователей соцреализма. Например, соцреализм часто изучается с литературоведческих позиций. По мнению И. Голомштока, причина здесь кроется в описательном характере самой советской культуры." В диссертации, в рамках рассуждения о повествовательности отечественной живописной традиции, развивает разрозненные взгляды относительно темы «литературоцентризма» соцреализма и отечественной художественной культуры в целом. На рубеже веков соцреализм начинает излучаться на примере изобразительного искусства - живописи, скульптуры, архитектуры. На основе анализа архитектуры возникает, ставшая очень популярной, концепция В. Паперного.17

Нередко проблемы соцреализма рассматриваются исследователями через теорию Оевапйкигв^егк - государства как тотального произведения искусства. Нужно признать, что эта теория в целом - одна из самых распространенных исследовательских моделей социалистического реализма

14 Циг по: Добреико Е, Калина К Жизнь замечательных людей // Советское богатство М, 2002 С 5 -11

15 Кларк К. Советский роман. М., 1981.

мГояамшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994

и искусства тоталитарного государства в целом. Ее развивают X. Гюнтер, X. Зееман, Б. Гройс, Ф. Сере.

Таких авторов, как Б. Гройс и В. Паперный и И. Голомшток, эмигрировавших из Советского Союза в 70-80-х годах, можно объединить в одну группу исследователей, пытающихся на основе западной культурологии переосмыслить советский опыт. Сюда же можно отнести и М. и В. Тупицыных, которые кроме теоретических разработок активно занимаются репрезентацией отечественной культуры в США.

Новый этап в исследовании соцреализма образуют швейцарские исследователи Т. Лахусен, А. Боден и Л. Геллер, представители «Лозаннского проекта». Это направление уделяет внимание точному определению периода расцвета метода и подвергает критике гюнтеровскую периодизацию.

В Заключении подводятся итоги исследования, делаются основные выводы и намечаются перспективы дальнейших исследований.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

1) Некрасова Е. С. Мифологические конструкции в советской культуре и искусстве // ЭШ&а си1й1гае. Выпуск 4. Альманах кафедры философии культуры и культурологи и Центра изучения культуры философского факультета СПбГУ. - СПб., 2002. - 0,5 п.л.

2) Некрасова Е.С. Авангард и классика в контексте соцреализма // Образ современности: этические и эстетические аспекты. Материалы всероссийской конференции 21 октября 2002 г. - СПб., 2002. - 0,4 п.л.

3) Некрасова Е. С. Московская и петербургская живописные школы в

отечественной художественной культуре XX века // Жизненный мир поликультурного Петербурга. Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 6-7 октября 2003 г. - СПб., 2003." Паперный В. Культура Два. М , 1996

0,3пл.

4) Некрасова Е. С. Социалистический реализм как предмет культурологического анализа в зарубежной традиции // Гумбольдтовские чтения. Материалы I Международной конференции. Международная научная конференция. Санкт-Петербург, 2003 г., -СПб., 2003.-03 пл.

Отпечатано в ООО "АРКУШ", Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д.2/45 ИНН 7825442972 / КПП 78501001 Подписано в печать 25.01.2006 г. заказ №2501 от 25.01.2006 г., тир. 100 экз.

- 3325

i

4

I

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Некрасова, Елена Сергеевна

Введение.

Глава 1. Истоки социалистического реализма

1.1. Социально-философские и художественные истоки 9 социалистического реализма

1.2. Положения формирующейся марксистской эстетики в контексте социалистического реализма

1.3. Принципы социокультурного единства в функциональном подходе

Глава 2. Становление социалистического реализма как культурного феномена

2.1. Оформление принципов социалистического реализма в культурной политике советского государства

2.2. Создание творческих союзов

2.3. «Золотой век» социалистического реализма 90 V'

Глава 3. Альтернативные культурные проекты

3.1. Советский андеграунд

3.2. Московский концептуализм

3.3. Соц-арт как синтез социалистического реализма и поп-арта

Глава 4. Концептуальное осмысление социалистического реализма 4.1. Советский искусствоведческий дискурс f) 4.2. Мифологические конструкции в советской культуре и искусстве

4.3. Социалистический реализм в современном западном дискурсе

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по культурологии, Некрасова, Елена Сергеевна

После распада государства, ставшего пространством для осуществления принципов социалистического реализма, возникло необходимое для исследования его сущности условие - временная и историческая дистанция. Более того, это время, прошедшее после исчезновения советского государство показало, что только всестороннее исследование сущности соцреализма, внутрикультурных причин его возникновения и условий существования позволит адекватно оценить процессы, происходящие в отечественной культуре XX века в целом.

Социалистический реализм - одно из масштабнейших явлений культуры XX ^ека. После передвижничества и русского авангарда он - следующее, самор крупное и значительное звено русской художественной культуры. Но исторически сложилось так, что это образование было спровоцировано идеологией тоталитарного государства. Соцреализм в качестве единого творческого метода возник как часть идеологии советского государства и развивался в контексте его истории. В связи с этим, для широкого круга потребителей культуры различные проявления социалистического реализма с]гали лицом советской эпохи и, соответственно отразили в себе многие его негативные черты. Однако диктат власти - только одна из причин появления этого масштабного культурного феномена. Даже при самом общем исследовании различных его форм становится очевидным, что основной творческий метод советской культуры сформировался не только под давлением власти, но вобрал в себя и реализовал важнейшие установки отечественной культуры, наиболее четко проявившиеся во второй полорине XIX - середине XX века, став их своеобразным венцом.

Актуальность темы соцреализма подтверждается тем, что, несмотря на небольшой в историческом смысле промежуток, отделяющий нас от «эпохи социалистического реализма», исследовательская работа по этому вопросу на сегодняшний день проведена значительная.

Уже во времена существования этого феномена многими западными исследователями велось непредвзятое и лишенное цензурного надсмотра изучение соцреализма. Прежде всего, здесь нужно упомянуть таких авторов как Р. Гароди, Б. Гройс, И. Голомшток, М. Геллер, X. Гюнтер, X. Зееман, К. Кларк, И. У. Петере, Н. Тумаркин. На рубеже 80-90-х, сразу после распада советского государства был выпущен ряд сборников, посвященных изучению феномена соцреализма. Прежде всего, это «Избавление от миражей. Соцреализм сегодня», куда вошлц работы Е. Сергеева, М. Гагнуса, В. Т]опы, Г. Белой и некоторых других. К более поздним исследованиям можно отнести сборники «Соцреалистический канон» и «Советское богатство». Среди большого объема существующей литературы, посвященной этой теме, кроме вышеперечисленных исследователей в первую очередь необходимо выделить работы К. Аймермахера, М. Балиной, А. Бодена, К. Беккера, К. Гринберга, Л. Геллера, Е. Добренко, Е. Дёготь, Т. Дахусена. А. Морозова, В. Паперного, работы Г. Поспелова, Ф. Серса, В. и М. Тупицыных и некоторых других.

Целое явление представляют собой исследования соцреализма в контексте мифологической традиции, которое представлены Р. Бартом, А. К. Байбуриным, С. П. Батраковой, К. Г. Исуповым, Ж. Ф. Коноваловой, В. Тупицыным, Е. А. Торчиновым.

Большое влияние на развитие данной темы оказали работы таких философов как Т. Адорно, П. Бурдье, Ж. Батай, Р. Барт, Ж. Делез, М. Элиаде, Ж. Лакан, Г. Маркузе, Л. Мамфорд, Р. Эскарпи. Кроме того, изучению данной проблематики, являющейся междисциплинарной, оказали влияние исследования таких авторов как А. А. Грякалов, В. М. Дианова, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, В. В. Прозерский, Ю. В. Перов, Е. Г. Соколов, Г. В. Титова, Д. В. Сарабьянов, А. С. Шатских, Е. Н. Устюгова, Э. П. Юровская.

Цель данной работы - исследование социалистического реализма как закономерного и полноправного феномена отечественной и западной культуры. Цель исследования определяет следующие задачи:

- рассмотреть философские, художественные и политические корни феномена социалистического реализма;

- определить культурно-исторические условия и непосредственные причины его возникновения;

- выявить наиболее характерные черты социалистического реализма;

- определить его непосредственную взаимосвязь с политическими и социальными отечественными реалиями начала и второй половины XX века;

- рассмотреть этапы его существования и возникшие в отечественной и западной культуре рефлексии относительно его появления;

- изучить исследовательскую традицию соцреализма как часть истории самого метода социалистического реализма;

- исследовать трансформации соцреализма, произошедшие во второй половине XX века.

Данное культурологическое исследование находится в междисциплинарном пространстве философии, истории культуры, искусствоведения, а так же этики, социологии искусства, теории культуры. В сцязи с этим в процессе исследования феномена социалистического реализма были применены:

- контекстуальный метод, позволяющий рассмотреть искусство соцреализма в широком культурном контексте;

- метод исторического анализа;

- системный метод, давший возможность рассмотреть разновременные явления культуры как проявления стойкой культурной тенденции.

Научная новизна данного исследования заключается в рассмотрении феномена социалистического реализма как целостного и закономерного этапа развития отечественной культуры. Отсюда его отличительной чертой стало стремление выявить характерные черты отечественной культуры, проявившиеся в соцреалистическом методе. Наряду с этим была предрринята попытка обобщения уже существующих методов изучения i соцреализма. В этой связи в работе анализируется ряд исследовательских концепций, и выявляются объединяющие их тенденции. Вместе с тем важной особенностью данной работы на фоне критической постсоветской традиции является переосмысление взглядов таких теоретиков культуры как, Н. Чернышевский, В. Фриче, А. Гастев, В. Богданов, А. Луначарский, А. Лифшиц и Г. Лукач в контексте их влияния на зарождение и развитее метода соцреализма.

Социалистический реализм - многогранный культурный проект: на него оказали большое влияние различные философско-социальные западные и отечественные теории. Поэтому, при его осмыслении необходимо учесть влияние элементов гегелевской, марксистской и ницшеанской философии, представления о культуре Н. Чернышевского, народников, Г. Плеханова. А. Богданова, Н. Гастева, И. Иоффе, Ф. Шмита, В. Ленина, А. Луначарского. Отсюда вытекает следующая задача - определить культурно-исторические условия и непосредственные причины возникновения соцреализма. В этой связи будут рассмотрены результаты взаимодействия концепций ряда мыслителей с художественной и музейной практикой, которая оказала влияние на формирование соцреализма. В частности речь пойдет о таких явлениях отечественной культуры как передвижничество и Пролеткульт. Так же будет дан анализ теоретических взглядов и художественной практики русских авангардистов, ставших предпосылкой появления соцреализма. Будет рассмотрено влияние на соцреализм таких черт авангарда как стремление объединить искусство и власть в единое пространство. Еще одной задачей является изучение реалий послереволюционной художественной жизни. Будет исследован срез культурных предпочтений тогдашней художественной интеллигенции, анализ наиболее актуальных и спорных для нее тем. В этом контексте будет рассмотрен феномен творческих союзов, возникших в СССР в начале 30-х, и взгляд официальной власти на культуру. На основе анализа этих факторов будут выделены такие основные черты социалистического реализма как переживание полноты бытия, оптимизм и красота, возникшие под влиянием некоторых свойств отечественной культуры. Среди этих свойств можно выделить реалистичность отечественной изобразительной традиции, воплотившейся в формальных предпочтениях соцреализма и такой тенденции как повествовательность, когда в центре живописного произведения лежит некая история (рассказ). Проследить эту тенденцию можно будет, прежде всего, на примере такого явления как передвижничество. Кроме того, необходимо рассмотреть, как в соцреализме реализуется такое свойство отечественной общественно-философской мысли, как утилитаристское понимание роли культуры. Отдельной темой будет рассмотрение последствий властного влияния на соцреализм.

Немаловажной задачей оказалось осмысление этапов существования соцреализма. Эта задача порождает изучение возникших относительно ^ соцреализма в отечественной культуре рефлексий: отечественное андеграундное движение и такое его направление как московский концептуализм.

Среди других задач можно выделить задачу изучения исследовательской традиции соцреализма. Его исследование на данный момент уже образовало собственную традицию, со своими этапами и направлениями и представляет целое культурное пространство или даже "Ь сообщество. И поэтому сегодня, можно уже подвести некоторые итоги этих исследований. Для этого в работе планируется осуществить анализ опыта концептуального осмысления феномена соцреализма в отечественном и зарубежном дискурсах и выявление в нем магистральных тенденций.

Отметим, что данное исследование феномена соцреализма проводится преимущественно на примере изобразительного творчества — произведений передвижников, авангардистов и художников социалистического реализма.

Особенность изобразительного искусства - своеобразная «законченность», завершенность образа, в результате чего он предстает перед зрителем в целокупном виде, тогда как литература -это развитие характеров.1 Кроме того, именно в изобразительной форме соцреализм как властный проект, максимально демонстрирует такие свои важные черты как идеологичность и пррпагандизм. Большое значение здесь имеет и то, что значительное влияние на формирование соцреализма оказал русско-советский авангард, принципы которого выразились наиболее явно в изобразительном искусстве. Заметим, М. Элиаде в работе «Аспекты мифа» писал о том, что именно художники представляют собой истинную творческую силу цивилизации.2

1 См.: Батракова С. П. Искусство и миф: Из истории живописи XX века. М., 2002.

2 См.: Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2005.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социалистический реализм как культурный феномен"

Заключение.

Подведем некоторые итоги и наметим перспективы дальнейшего исследования. В отечественной культуре XX века социалистический реализм занимает одно из центральных положений. После передвижничества и рус-скогр авангарда он следующее, самое крупное художественное звено русской культуры. Но исторически сложилось так, что это образование оказалось спровоцировано тоталитарной идеологией.

Сегодня сложно сказать, как сложилась бы история отечественной культуры, не пойди она по пути политизации. Давление, которое оказывала власть на культуру в 20-30-е годы, было чрезвычайно мощным и ему невозможно было противостоять. Можно сказать, что появление новой формы искусства, порожденной властью и выполнявшей ее задачи, было неизбежно в условиях тоталитарной власти. Но как мы выяснили, зарождению и развитию форм соцреализма способствовали такие черты русской культуры как очен^ сильная реалистическая традиция, составляющая основу домодерни-стской художественной традиции в России. Косвенно важность этой тенденции подтверждает и то, какое серьезное внимание понятию «реализм» уделялось авангардом. Так же соцреалистический канон во многом формирует такая черта отечественной изобразительной культуры как повествователь-ность.

Сейчас, в заключение можно наметить перспективы исследования темы повествовательности и предположить, что в отечественной художественной культуре, изобразительность почти никогда не стояла на центральном месте. Это можно изучить на примере истории русского передвижничества — самой мощной в России художественной концепции XIX века, вместившее в себя созидательный потенциал нескольких поколений русских художников, где главным являлось не впечатление, выражаемое более сложными приемами и методами, создающими предпосылки к символичности и абстрактности, а повествовательность, сюжетность, рассказ.

Направленная повествовательность не оставляет автору — носителю традиции, пространства для осуществления сугубо художественных задач, возможности погружения в пространство искусства не соотносимое напрямую с окружающим миром. Именно на основе повествовательности происходило построение центрального художественного образа в искусстве представителей соцреализма, то есть художественное воплощение идеологии. Впоследствии повествовательность будет переосмыслена московским концептуализмом и в первую очередь И. Кабаковым.

Идеологичность соцреализма также имеет давние культурные корни. Прежде всего она развивается под влиянием утилитаристского понимания роли культуры, которое выражалось передвижниками и постулировалось такими теоретиками культуры как, Н. Чернышевский, Г. Плеханов, А. Богданов, А. Луначарский, И. Иоффе, Ф. Шмит. Утилитарное отношение к кульууре у них проистекало не в последнюю очередь под влиянием гегелевской и в большей степени марксистской философии. Идеи коллективизма, развиваемые народниками под влиянием элементов гегелевской концепции, соединяются с продиктованным марксизмом классовым пониманием целей и задач искусства. И следовательно его обязанностью является отражение интересов своего класса-создателя, или, шире, коллектива и помощь в его борьбе.

Из утилитарного понимания культуры развивается еще одна черта русской культурной традиции - её дидактичность, назидательность. В отечественной культуре художественное произведение должно было служить неким нравственным и идейным образцом. Этот элемент нашел мощное воплощение в романах-утопиях, где показывались образцы подвижнической жизни во благо общества. Это тяготение к утопизму реализовалось в соцреализме самым непосредственным образом. Именно в художественной форме воплотилась конечная цель социалистического общества - коммунизм.

Следствием утилитаризма и утопизма стало стремление некоторых из теоретиков создать истинно пролетарское искусство. Здесь же суть конфликта, который возник между Богдановым, Луначарским и Лениным, представлявший «официальный» советский марксизм. Однако, не смотря на этот конфликт, соцреализм в своем конечном варианте вобрал многое из разработок авторов Пролеткульта. Реализуется в соцреализме и утопизм. Именно в художественной форме, а не на практике реализуется конечная цель социалистического общества — коммунизм.

К этим свойствам отечественной художественной культуры присоединяется авангард. Обладающий мощнейшим разрушительным настроем, он смял традиционные представления о изобразительном искусстве вообще и повествовательной традиции в частности, а своей беспредметностью, казалось, исключил себя из российской культурной традиции.

Однако и в нем был силен пафос преобразования, который не мог ограничиваться только рамками художественного творчества. Именно авангард, реализовал на практике подсознательную установку российской народнической и марксистской литературы на преобразование действительности по законам художественной формы. В своих претензиях на власть авангард во многом развил утопизм русской художественной традиции, когда попытался претендовать на тотальную власть в культуре и перестроить в связи со своими представлениями окружающую действительность. Именно эти тоталитарные претензии авангарда с успехом воплотил соцреализм, подкрепленный властной поддержкой. Авангард и коммунизм, соединившиеся в соцреализме, являются порождением европейской культурной традиции. Однако свое полное законченное развитие оба этих явления получили именно в российской культуре.

Два значительнейших российских культурно-политических движения -передвижничество и авангард, имевших стойкий маргинальный характер, соединились, чтобы породить культурный феномен под названием социали-

стический реализм. И теперь, изучив историю возникновения соцреализма, правильно было бы говорить о соцреалистическом периоде русской культуры, а не о соцреализме как таковом. Однако, несмотря на эти мощные культурные корни, соцреализм не был бы столь значительно представлен в культуре, если бы не поддержка его государственной политикой. Дальнейшие этапу его развития диктуются идеологическими установками советского государства, положением ведущего творческого метода и практическими задачами, которые ставит перед культурой государство. Но в развитых своих формах соцреализм растворился в иллюзионизме. В результате он трансформировался в свою пародию, в соц-арт - оригинальную художественную установку, принявшую конкретные четко выраженные художественные

формы именно благодаря пародируемому обьекту — соцреализму.

Цосле войны отечественная культура, отгороженная «железным занавесом», как и в начале XX века, перенимает самые крупные европейские культурные новшества - концептуализм, поп-арт, порождая на основе европейской идеи нечто, далеко превосходящее первоначальные контуры. Как и в случае с авангардом и коммунизмом, этот новый виток развития культуры происходил с удвоенной энергией, с преувеличением используемых средств и отметанием старого. Западноевропейская культура не знает таких резких перепадов, взлетов и падений. Можно предположить, что на фоне этого несоответствия русская культура возвращает европейской ее же собственные новации, но в измененном, неузнаваемом виде. Именно поэтому произведения советского андеграунда были в свое время так популярны на Западе. От этого соцреализм становится еще более привлекательным предметом для изучения. И несмотря на его идеологичность, художественную громоздкость и антигуманизм, он является предметом постоянных культурологических изучений.

 

Список научной литературыНекрасова, Елена Сергеевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. УрновД. Искусство исторического оптимизма или Тридцать лет спустя // С разных точек зрения: Избавление от миражей. Соцреализм сегодня. М., 1990. С. 93 119.

2. Гюнтер Г. Художественный авангард и социалистический реализм // Соцреалистический канон. М., 2000. С. 1001-109. •

3. Мейерхольд Луначарскому // Эрмитаж. № 2. 1922. С. 3 - 4.

4. Морозов А. И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. М., 1995.

5. Очередные задачи левых // Зрелище. 1922. № 3. С. 5.

6. Нонконформисты; Второй русский авангард. Сборник. М., 1996.

7. Нет!- и конформисты. Альбом. В., 1994.

8. Недошвин Г. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. М., 1972.

9. Немировская М. Художники группы «13». М., 1987.

10. Паперный В. Культура Два. М., 1996.

11. Патсюков В. Проект-Миф-Концепт // А-Я. 1980. № 4. С. 3-6.

12. Перельман В. Н. Евгений Александрович Кацман. М., 1935.

13. Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. М., 1934.

14. Покровский M. Н. Очерки истории русской культуры. Ч. 1-2. Курск, 1924.

15. Плеханов Г. В. Эстетика и социология искусства. Соч.: в 2 т., М., 1978.

16. Плеханов Г. В. Искусство. Сборник статей. М., 1922.

17. Полевой В. Двадцатый век. М., 1988.

18. Полетаев Е., Пунин И. Против цивилизации. СПб., 1918.

19. Поспелов Г. Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор московской живописи 1910-х. годов. М., 1990.

20. Поспелов Г. Г. Примитив и примитивисты в русском искусстве первой трети XX века // Русское искусство между Западом и Востоком. М., 1990. С. 258-269.

21. Полянский В. На литературном фронте. М., 1924.

22. Пуни И. Творчество жизни / Искусство коммуны. 1918. № 5. С. 1.

23. Пунин Н. Попытки реставрации / Искусство коммуны 1918. №1.С.З

24. Соколов И. Революция быта // Эрмитаж. № 13. 1922. С. 4. 18§) Соколов И. Стиль РСФСР // Зрелища. 1922. № 1. С. 3.

25. Соцреалиетичеекая культура и художественная активность масс. Киев, 1984.

26. Социалистическая культура — новый этап развития культуры человека. Сборник статей. М., 1984.

27. Социалистический реализм в литературе. М., 1974.19^) Социалистический реализм и классическое наследие. М., 1960. ^ 19^) Социалистический реализм и проблемы эстетики. Выпуск 1. М.,1967.

28. Социалистический реализм сегодня. М., 1977. 19^) Тастевен Г. Футуризм. М., 1914.

29. Театральн-декарацонное искусство в СССР за 1917 — 1927 гг. Каталог. Л., 1927.

30. Терц А.Что такое соцреализм ( фрагменты из работы) // С разных ^ точек зрения: Избавление от миражей. Соцреализм сегодня. М.,1990. С. 54-80.

31. Торчинов Е. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. СПб., 1997.

32. Тумаркин Н. Ленин жив ! Культ Ленина в советской России. М., 1998.

33. Тупицына М. Критическое оптическое. Статьи о современном русском искусстве. М., 1997.

34. Тупицына М. У истоков соцреализма. Государство как автор // Искусство. 1991. № 3. С. 44 46.

35. Тупицын В. Коммунальный (пост) модернизм: Русское искусство второй половины XX века. М., 1998.

36. Урнов Д. Искусство исторического оптимизма или Тридцать лет спустя // С разных точек зрения: Избавление от миражей.Ч