автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Социальная аксиология суицида

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Бойко, Ольга Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Диссертация по социологии на тему 'Социальная аксиология суицида'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Бойко, Ольга Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Ценностный подход в социологии суицида.

1.1. Жизнь как социальная ценность.

1.2. Феномен суицида в контексте культуры.

ГЛАВА П. Социальные атпгподы к суициду.

2.1.Культурно-историческая эволюция суицидальной установки.

2.2. Социокультурное измерение суицида.

 

Введение диссертации1998 год, автореферат по социологии, Бойко, Ольга Викторовна

Трансформация ценностной системы российского общества в направлении гуманизации на данном этапе затруднена объективным социально-экономическим неблагополучием. В настоящее время является признанным тот факт, что на фоне отчужденности, раскрепощенного насилия ценность человеческой жизни снижается. Увеличивается социальный контроль над человеческой жизнью, но сама ценность жизни, ценность безусловного достоинства человека нивелируется. Сталкиваются стремление социума определять время окончания человеческой жизни, устанавливать показатель средней продолжительности жизни и желание индивида решать этот вопрос в рамках собственной жизни. Актуальность избранной проблемы продиктована задачами социологического, и аксиологического анализа суицидального феномена, раскрытия связи антивитальных установок с современной социальной ситуацией.

По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно совершается около 500 тысяч суицидов и 7 миллионов суицидальных попыток. Россия занимает одно из первых мест в мире по уровню самоубийств как причины смерти: 36-40 случаев на 100 тысяч населения в последние годы. В регионах Сибири, Дальнего Востока этот показатель достигает максимального уровня аутоагрессии в обществе: 50-60 случаев на 100 тысяч человек. Рост уровня суицидов является социально-обусловленным фактором риска для человеческого потенциала современной России. Состояние аномии, социально-экономической незащищенности, политической нестабильности в последнее время провоцируют новую волну аутоагрессивных проявлений.

Распространение различного рода социальных патологий, психических заболеваний, алкоголизма, наркомании углубляет кризисные тенденции, возрастает суицидоопасность малообеспеченных и соматически ослабленных групп населения, пожилых людей, безработных. За последние 5 лет уровень суицидальности, а также уровень преступности вырос в 2 раза, что отражает величину социального кризиса и позволяет сделать неблагоприятный прогноз в отношении девиантных проявлений в России.

Дезадаптирующими факторами выступают высокие темпы индустриализации и урбанизации, экономическая нестабильность, интенсивность миграционных процессов, нарушение жизненных стереотипов под воздействием социально-политических преобразований, рост социальной неустроенности, маргинализации. Кроме того, увеличение числа мигрантов и безработных, потеря корней и разобщенность социальных групп, утрата традиций и взаимосвязи поколений усиливают деструктивные и, в частности, аутоагрессивные тенденции.

Сложность феномена суицида определяет междисциплинарность исследований, комплексность подходов к его изучению, объединяя усилия социологов, философов, психологов, психиатров как в изучении проблемы самоубийств, так и в разработке превентивных, терапевтических и реабилитационных программ. Уже Э. Дюркгеймом было показано, что суицид является не только индивидуальной поведенческой реакцией, обусловленной психологическими и патопсихологическими особенностями личности. Суицидальный феномен представляет собой статистически устойчивое социальное явление, распространенность которого подчиняется определенным закономерностям, связанным с социально-экономическими, культурно-историческими и этническими условиями развития регионов.

Именно поэтому важное место в процессе построения интегрированной концептуальной схемы, объясняющей феномен суицида принадлежит социологии, задачей которой является изучение социальной компоненты суицидального поведения. В социологии суицид изучается в разделе "социология отклоняющегося поведения" и относится к отклонениям социально-пассивного типа, представляет собой вариант ретретизма, ухода от бед и горестей, от самой жизни. Однако простое отнесение феномена самоубийства к девиантным формам - всего лишь констатация, которая не может расшифровать природу явления. Кроме того, до настоящего времени не существует самостоятельного направления - социологии суицида. Вследствие этого в рамках социологической дисциплины возникают различные подходы: социокультурный, социоэкологический, социальнодемографический и социально-психологический. Исключая последний, все они слабо разработаны, а между тем именно факторы жизненной среды, социального пространства со множеством характеристик составляют над индивидуальную духовную реальность суицидальной проблемы.

Социокультурный и антропологический подходы более характерны для зарубежной социологии и суицидологии. Особенности различных культур и регионов, их исторические отличия рассматриваются как определяющие социокультурный контекст фактов самоуничтожения. Подчеркивается, что аттитюды к самоубийству, оценка явления как неприемлемого или единственно верного основывается на традиционных верованиях и обычаях, религиозных практиках и запретах. Как правило, для современного общества в анализ включается и комплекс факторов новой социокультурной ситуации: изменившиеся приоритеты социальной политики, развитие эмпирических исследований, внедрение превентивных стратегий. В отечественных исследованиях недостаточно учитываются культурные различия регионов и их влияние на уровень суицидов.

Внимание социолога к проблемам жизни и смерти необходимо привлекает аксиологический дискурс, поскольку суицидальная активность определяется критериями экзистенциальной и социальной ценности жизни человека. Развитие ценностно-смысловой сферы личности как регулятора жизнедеятельности и формирование достаточно высокой общественной оценки человеческой жизни - важные направления антисуицидальной превенции. Представления о параллельности существования данных процессов и приоритетности социальной полезности человеческой жизни перед личным ощущением самоценности выступают в большей мере дискуссионными.

Самостоятельным социальным фактором является общественное мнение - аттитюды сообщества к суицидальном поведению. Несмотря на то, что подобные представления реально воздействуют на суицидальные решения отдельного индивида; исследовательские или аналитические работы в этом направлении скорее исключение, чем правило. Внимание по-прежнему сосредотачивается на мотивах и причинах явления, формируются некоторые типичные портреты групп повышенного суицидального риска, но зачастую упускаются провоцирующие средовые воздействия, такие как суицидальное подражание, отсутствие социальной поддержки. Между тем социальные представления редко опираются на специальные научные теории и экспертные знания о феномене самоубийства, тем более, что последние, содержащие немало полезных сведений, продолжают оставаться закрытыми для широкой общественности. Общественное мнение и сегодня подпитывается лишь разнообразными историями, слухами и мифами о самоубийстве. Не замечать транслирующего влияния суицидальных моделей, клише и шаблонов для ученого означает оставлять без внимания одно из перспективных направлений культурного анализа. Знание закономерностей и механизмов суицидального поведения, а также других кризисных состояний должно стать достоянием общественности, а не только сферой компетентности узкого круга специалистов. Непонимание сущности проблемы может привести к диффузному, размытому самосознанию и растерянности, возникающим в подобных случаях, и реальным становится суицидальный выход.

Отношение к самоубийству трансформировалось на протяжении многовековой истории человечества, варьируя от позитивного полюса до негативного. Достаточно сложно оценить степень изменения представлений и зафиксировать поворот в сторону толерантного, гуманного отношения к каждой человеческой жизни. Во многом он связан с введением и ослаблением религиозных запретов на самоуничтожение. Парадоксально, но из самих новозаветных преданий нам известен яркий пример самоубийства. Возможно поэтому по-прежнему сильны традиции самопожертвования, концепция чести.

Актуальным представляется определение места суицида в отдельных культурных проявлениях, выяснение того, как он репрезентируется в средствах массовой информации, кино, театре, искусстве. Все эти формы культурной жизни одновременно являются носителями суицидальных моделей и инициаторами последующих аутоагрессивных действий. Таким образом, высокие показатели суицидальности в России, фактическое отсутствие исследований суицидальной проблемы в рамках социологии, недостаточная опора в анализе на социокультурные феномены заставляют нас сосредоточить свое внимание на вышеперечисленных направлениях и тем самым способствовать развитию теоретических и практических оснований социологии суицида.

Разработанность проблемы

Проблема самоубийства впервые получает теоретическую рефлексию в греческой философии Пифагора, Аристотеля, Платона. Именно Аристотель выделил антисоциальную природу суицида и охарактеризовал суицид как действие против целей государства. В работах средневековых философов Св.Августина, Ф.Аквинского развивались идеи о греховности и недопустимости подобного действия. Особая роль принадлежит представлениям Б.Спинозы о социальной детерминированности суицида и недостатке жизнеукрепляющих обстоятельств в социальном окружении.

С XIX в. проблема суицида рассматривается в научном дискурсе социологии и занимает достаточно выраженную нишу в социологии девиаций. Отечественные и зарубежные исследования ориентированы на анализ средовых факторов суицидальности, отдельный круг вопросов описывает взаимосвязь социокультурных оснований в генезисе суицидального поведения. Фундаментальные социологические идеи Э.Дюркгейма, имевшие в основе богатый статистический материал, знаменуют поворот научной социологической мысли к исследованию феномена самоубийства. Помимо теории аномии, методологически ценными в суицидологии рассматривают ся выделенные Э.Дюркгеймом независимые социальные факты: религиозная вера, брачный статус и занятость. Современные исследования, предпринятые в русле данной традиции, по-прежнему ориентируются на типологию социальных форм самоубийства, представление о важнейшей роли социальной поддержки в профилактике суицидальных намерений и многочисленные причинно-следственные закономерности феномена.

Многообразие определений ценности содержится в различных социологических концепциях: феноменологии М.Шелера, функционализме Т.Парсонса, П.Сорокина, позитивизме У.Томаса и Ф.Знанецкого, социологии знания К.Маннгейма. В отёчественной социологии ценностный подход разрабатывается в трудах А.П.Вардомацкого, Г.П.Выжлецова, В.Н.Гасилина, Н.И.Лапина, Д.А.Леонтьева. Аксиологическая интерпретация человеческой жизни, в которой постулируется зависимость от социального контроля над процессами жизни и смерти характерна для работ Г.Зиммеля, J.Baudrillard. Теория социального действия понимающей социологии М.Вебера в приложении к суицидальному явлению объясняет многие интерактивные компоненты самоубийства.

Для решения исследовательских задач особую ценность представляют работы В.М.Астапова, В.С.Барулина, Л.Г.Ионина, О.И.Лебединской, Т.Е.Резника, Ю.М.Резника, Н.Е.Трубникова, Б.Ю.Шапиро, Н.В.Шапкиной, В.Н.Ярской, в которых утверждается представление о человеке, как абсолютном социальном приоритете, независимом от достижений, основывающемся на человеческом достоинстве. Важную часть аксиологического направления в социологии и философии, имеющую значение для нашей работы, составляет экзистенциальная идея о смысле жизни человека, представленная в классических и современных трудах Н.Бердяева, З.Гаджинской, А.Камю, Ж.-П.Сартра, В.Соловьева, В.Франкла, В.Чудновского, А.Швейцера. ,В них подчеркивается жизнеукрепляющие возможности осмысленного и осознанного существования, хотя специально не обсуждается проблема соотношения смысла и ценности жизни.

Социокультурная теория возникновения девиаций характерна для работ М.Фуко, Р.Бенедикт. Отечественный подход к теории девиантного поведения представлен в трудах Я.И.Гилинского, В.Н.Иванова, Л.А.Ланцовой, С.Г.Смидовича, Л.Г.Смолинского, М.Ф.Шуруповой, в работах по прикладной девиантологии Е.Н.Барябиной, К.Ю.Добрина,

А.Г.Кузнецова, Г.А.Шиняевой. Вклад научных и эмпирических исследований, проведенных под руководством Я.И.Гилинского в социологию девиаций характеризуется особым вниманием к тревожным показателям роста суицидального уровня по всей стране, акцентом на взаимосвязи всех деви-антных проявлений в обстановке нестабильности. Среди современных исследований суицидальной проблемы значительное место занимает социально-психологическая школа суицидологии, представленная работами

A.Г.Амбрумовой, И.В.Бойко, С.В.Бородина, М.С.Занадворова, О.Е.Калашниковой, А.С.Михлина, А.Р.Ратинова, А.С.Слуцкого,

B.А.Тихоненко. Влияние одиночества, изолированности на возникновение кризисных состояний подчеркивается в работах О.Е.Калашниковой, Е.Р.Ярской-Смирновой, N.Farberow, M.Simon. Социально-демографический подход к изучению самоубийства развивается в публикациях А.А.Давыдова, Н.П.Кокориной, А.А.Лопатина, И.Б.Орловой, R.Miles, N.Yampey.

Теоретические основы социальной установки, аттитюда, обосновываются в трудах Берт Ф.Грин, Г.Г.Дилигенского, Ф.Знанецкого, У.Томаса,

C.С.Фролова, В.А.Ядова. В этих работах рассматривается процесс социального конструирования установок. Негативное воздействие суицидального подражания отмечается в прикладных исследованиях С.Б.Борисова, Л.И.Постоваловой, T.Bjarnason, Teicher. Противоречивые отношения, диссонанс, существующий между научным знанием и обыденными представлениями о культурных феноменах, а также между культурой и образом культуры являются объектом анализа постмодернистского направления в социологии культуры, представленного Р.Бартом, П.Бергером, Г.Гарфинкелем, Т.Лукманом, С.Шеззшап. Социокультурный анализ атти-тюдов к суициду, описывающий различные культурные проявления как носителей, так и инициаторов суицидальных идей осуществляется в работах Г.Гарфинкеля, Л.Леви-Брюль, P.Aggleton, М.А1ктзоп, Ы.РагЬего\у.

Аналитический обзор по суицидальной проблеме свидетельствует об солидной теоретической базе в данной области и увеличении количества исследований анализируемой проблемы в последние годы. Вместе с тем видна недостаточная артикуляция суицидального явления как объекта исследований социологической науки, ощущается дефицит отечественных работ в русле аксиологического и социокультурного подходов, раскрывающих суицидальные представления. В связи с этим становится важным синтез аксиологического и социологического анализа суицида как социального явления.

Цель и задачи исследованйя

Цель исследования состоит в проведении социологического и аксиологического анализа проблемы суицида, аттитюдов к феномену самоубийства в современной российской культуре. Реализация поставленной цели связана с решением следующих задач:

- анализ теоретических подходов в интерпретации понятия социальной ценности и жизненной аксиологии;

- соотнесение социологических представлений о социальной ценности человеческой жизни и экзистенциальных идей о смысле жизни, раскрытие антропологических принципов, связанных с абсолютной ценностью человеческой жизни;

- анализ места и роли суицидального явления в структуре девиантных форм, выявление важнейших каузальных средовых факторов, определение наиболее перспективных направлений дальнейшего анализа суицидального поведения;

- классификация и обобщение основных направлений социологических исследований суицида, возможных перспектив их развития;

- выявление социокультурных особенностей, влияющих на отношение к самоубийству в обществе, определение социальных установок, выделение способа и механизмов, с помощью которых происходит общественная оценка самоубийства;

- разработка авторского инструментария и проведение эмпирического социологического исследования аттитюдов к суициду, доминирующих оценок, и стереотипов его восприятия;

- определение направлений социокультурной превенции суицида.

Объект исследования

Объектом исследования выступают пожилые люди (возрастная группа) и работники правоохранительных органов (профессиональная группа) как носители социокультурной информации о феномене суицида. Эмпирической базой исследования являются данные социологического исследования социальных аттитюдов к суициду, проведенного в г. Саратове в мае-июне 1998 г. В работе привлекаются данные социально-психологического исследования молодежи 1996 г.

Центральная гипотеза исследования

Аттитюды к самоубийству как к явлению отличаются от восприятия конкретных случаев суицида. На знак (модальность) отношения оказывает влияние приписывание суицидальных действий социальным, психологическим или биологическим факторам. Методы исследования

Анкетирование с использованием авторского социологического инструментария, контент-анализ творческих сочинений, опросник суицидального риска, интервью с людьми, имевшими суицидальные намерения, анализ темы в средствах массовой информации. Научная новизна диссертации

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке, обосновании и решении задач социологического анализа аксиологии суицида и обозначена в ряде позиций:

- сделано новое обобщение классической и современной отечественной и зарубежной литературы по суицидальной проблеме;

- впервые в проблемном поле социологии рассмотрены аксиологические аспекты феномена самоубийства, по-новому раскрывается аксиология понятий жизни и смерти;

- самостоятельно разработан социокультурный подход к изучению явления, по-новому показана значимость социокультурных фактов в детерминации суицидального поведения и уровня суицида, суицид анализируется в авторской концепции как социальное действие;

- проведен самостоятельный анализ развития научных и обыденных представлений о самоубийстве, зафиксированы этапы доминирующих аттитю-дов;

- разработан оригинальный инструментарий, проведено эмпирическое исследование аттитюдов к суициду, эмоционального отношения к суициду и к конкретным случаям самоубийства, артикулировано новое знание о причинах явления,

- даны практические рекомендации по мерам социального контроля и антисуицидальным факторам, намечены направления социокультурной превенции суицида.

Положения выносимые на защиту

1. Суицид в культуре является трагической и сакральной темой. Аксиологический анализ человеческой жизни предоставляют новые возможности для научной рефлексии социального и экзистенциального значений жизни и смерти. Типологизация ценности человеческой жизни связана с развитием социальности, однако с позиций социальной антропологии утверждается безусловная и абсолютная самоценность человеческой личности, когда сам прогресс цивилизации измеряется представлением о ценности жизни человека как абсолютном социальном приоритете. Суицидальный феномен имеет многомерный характер, научная рефлексия этого комплексного явления осуществляется в рамках социологии, философии, психологии, психиатрии.

2. Наряду с ценностью жизни как предметом жизненной аксиологии, в аксиологическое проблемное поле непосредственно включены социальные установки как выражение ценностного отношения к социальным объектам или социального отношения, имеющего оценочную природу. Эволюция аттитюдов к самоубийству происходила с развитием научного мировоззрения и обыденных представлений, независимо от знака отношения суицидальная смерть табуировалась, а человек, совершивший суицид, стигматизировался, например, приписыванием психической болезни. Изменения аттитюдов к суициду в истории культуры связаны с преобладанием чувства страха, отвержения, сочувствия в процессах дистанцирования и отстранения от само деструкции. В общественном сознании социальная ценность и социальная установка выполняют разные функции: ценность присуща жизни как свойство, а аттитюд выражает ценностное отношение к жизни, к жизненным проявлениям, к антивитальным намерениям. Отношение к самоинициированной смерти, таким образом, рассматривается в рамках социальной аксиологии, а связь понятий ценности и аттипода представляется одной из перспективных проблемных областей социологии.

3. Продуктивным направлением социологии суицида выступает социокультурное измерение данного феномена, объединяющее достижения социокультурной антропологии, социологии девиантного поведения и социальной психологии. Отечественная социологическая традиция относит суицид к девиантному поведению, хотя с учетом социального конструирования культурных норм решающее значение принадлежит не девиациям, а социальным аттитюдам. Социокультурный анализ суицида включает изучение аттитюдов к самоубийству, суицидального подражания, репрезентаций суицида в различных формах культурной и социальной жизни, типичных суицидальных контекстов, культурных соглашений о самоубийстве, мотивационных схем суицида, литературных стереотипов, мифов и домыс лов о фактах самоуничтожении. Культурные образцы обладают разрешающим и провоцирующим действием, способствуя фиксации суицидальной направленности. Отсутствие профилактических и образовательных программ, перегруженность мифами и стереотипами в средствах массовой информации создают дополнительные условия для неадекватных представлений, в конечном счете, влияя на уровень суицидов.

4. Образ психической ненормальности суицидента выступает неадекватным представлением. Оправдывая биологическими трудностями подобный поступок перед людьми и законом, общество отграничивает девиант-ное суицидоопасное меньшинство от нормального большинства, причисляя суицид ко вполне объяснимому и известному феномену, наверняка независящему от социальных законов. Вместе с тем диагноз психически больного способствует лишь большему отвержению и табуированию данного явления, налицо желание сообщества уменьшить социальную ответственность за якобы целиком индивидуальный акт, каковым является самоубийство. Однако участившиеся аномические аутодеструктивные проявления, вызывающие негативный резонанс в общественном сознании, а также неблагоприятное воздействие на ближайшее окружение лишь подчеркивают проблему поиска генезиса суицида "в глубинах социальной патологии.

5. Аттитюды современного российского общества к суициду при общей негативной направленности характеризуются противоречивостью и непоследовательностью, связанной со слабой информированностью о сущности, причинах и механизмах явления, а также табуированностью суицидального феномена. Диссонанс наблюдается при оценке общих и частных случаев самоубийств, первичном использовании психиатрической модели, дальнейшей опоре на социальную модель (предпочтение социальной поддержки и интервенции), а также в тендерной иерархии аттитюдов, то есть аттитюдов мужчин и женщин к суицидальному поведению. Все эти факты свидетельствуют о необходимости внедрения образовательных и превентивных программ для возрастных и социальных групп населения.

6. Информация о закономерностях и механизмах суицидального поведения, а также других кризисных состояний должна стать достоянием широкой общественности, а не только сферой компетентности узкого круга специалистов. Непонимание сущности проблемы может привести к диффузному, размытому самосознанию и растерянности, возникающим в подобных случаях, и при условии некритичной интериоризацией суицидальных стереотипов реальным становится суицидальный выход. В образовательной и превентивной деятельности акцент необходимо поставить на разнообразии способов выхода из кризисных ситуаций, а также коррекции антивитальных установок, максимализма в оправдании и отрицании суицидальных случаев, восприятия жизненных ситуаций как безвыходных.

Теоретические и методологические основы исследования

Наше исследование опирается на традиции социологии культуры, социологии девиантного поведения, социокультурной антропологии, что позволяет раскрыть социальное содержание суицидальной проблемы, определить социальные аттитюды к самоубийству как явлению, к решившимся на этот шаг социальным индивидам, а также социальные модели объяснения суицида. В основу диссертации положены принципы теории аномии и социальной дезинтеграции Э.Дюркгейма, Р.Мертона, Я.Гилинского, L.Tepperman, I.Weerasinhe, теории социального действия М.Вебера, а также идеи социальной антропологии В.Барулина, Г.Зиммеля, Л.Ионина, М.Фуко, М.Шелера, В.Ярской, J.Baudrillard, M.Mead, концепция социально-психологической дезадаптации А.Г.Амбрумовой. В работе нашли отражение классические идеи о смысле жизни Н.Бердяева, А.Камю, Ж.П.Сартра, В.Соловьева, В.Франкла, концепция социальных установок Ф.Знанецкого, У.Томаса, теория социальных представлений В.Дуаз, С.Московичи, социокультурный анализ суицида Г.Гарфинкеля, M.Atkinson, N.Farberow, R.Kalish, D.Reynolds, M.Simon, социальнодемографический подход в исследовании аутоагрессии Я.Гилинского, А.Давыдова, Н.Кокориной, А.Лопатина, М.Уатреу, Я.МПез. Особое значение придается теории культурной истории суицида, кросс-культурным исследованиям Ы.РагЬегош послужившие основой социокультурного направления в рамках социологии суицида.

Теоретическая и практическая значимость работы

Диссертационное исследование имеет теоретическое и практическое значение для развития отечественной социологической теории, социологии духовной жизни, социологии девиаций, социологии суицида, теории и методов социальной работы, теории кризисных состояний, конструирования превентивных и образовательных программ. Выводы и результаты диссертации имеют существенную значимость для разработки практических мер по расширению информационной и профилактической работы с кризисными группами населения, а также для дальнейшего развития исследований по суицидальной проблеме в рамках социологической дисциплины. Материалы диссертации могут быть использованы в циклах лекций социологических дисциплин, спецкурсах по социологии девиаций, социологии культуры, основ медицинской психологии и охраны психического здоровья, теории и практики социальной работы для студентов, магистрантов и аспирантов факультетов социальной работы, социологии, психологии, психиатрии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальная аксиология суицида"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из индикаторов социального неблагополучия, характеризующего современное российское общество, выступает рост агрессивных и ау-тоагрессивных тенденций, определяющий снижение ценности человеческой жизни, обуславливающий также и повышенную суицидоопасность различных групп населения. Акцент на объективных дезадаптирующих факторах, таких как экономическая нестабильность, интенсивность миграционных процессов, нарушение жизненных стереотипов под воздействием социально-политических преобразований, рост социальной неустроенности и маргинализации в отрыве от косвенных факторов социальной реальности не может способствовать полной каузальной картине суицидального явления. Анализ социальной аксиологии суицида предлагает новый взгляд на данную форму социальной патологии.

В нашем понимании аксиологический подход к проблемам жизни и смерти непосредственно связан с социологической интерпретацией значения человеческой жизни для Ьоциума. Осмысление ценностного аспекта жизни с экзистенциальных и социальных позиций приводит к развитию жизненной аксиологии в соотнесении с сегодняшними социальными реалиями, когда человеческая жизнь, с одной стороны, декларируется в качестве абсолютного социального приоритета, а с другой, либо унифицируется посредством социального контроля, либо фактически обесценивается многими насильственными практиками. Несомненно, прогресс человеческой цивилизации оценивается, прежде всего, уважением к жизни каждого человека, которая должна быть признана святыней. От всеобщего благоговейного отношения будет зависеть и ценность собственной жизни для индивида, тем больше сдерживающих моментов обнаружится в случае принятия суицидального решения.

Наряду с ценностью жизни как предметом жизненной аксиологии, в аксиологическое проблемное поле непосредственно включена социальная установка к суициду. Данное положение основывается на определении аттитюда как ценностного отношения к социальным объектам или социального отношения, имеющего оценочную природу. Необходимо помнить, что в общественном сознании социальная ценность и социальная установка выполняют разные функции и если ценность присуща жизни как свойство, то аттитюд выражает отношение к жизни, к жизненным проявлениям, к антивитальным намерениям, в тбм числе и к ценности жизни. Отношение к самоинициированной смерти таким образом рассматривается в рамках социальной аксиологии и связь понятий ценности и аттитюда представляется одной из перспективных проблемных областей социологии.

Суицидальный феномен имеет многомерный комплексный характер, одним из наиболее продуктивных направлений социологии суицида выступает социокультурное измерение феномена, объединяющее данные социокультурной антропологии, социологии девиантного поведения и социальной психологии. Российская социологическая традиция относит суицид к девиантному поведению, вместе с тем необходимо учитывать социальную сконструированность культурных норм, поскольку решающее значение в отклонении принадлежит не отклонению, а отношению к нему. Социокультурный анализ суицида включает изучение аттитюдов к самоубийству, суицидального подражания, репрезентаций суицида в различных формах культурной и социальной жизни, типичных суицидальных контекстов, культурных соглашений о самоубийстве, мотивационных схем суицида, литературных стереотипов, мифов и домыслов о самоуничтожении. Культурные образцы имеют разрешающее и провоцирующее действие, укрепляя кризисных индивидов в принимаемом решении.

Эволюция аттитюдов к самоубийству происходила одновременно с развитием научного мировоззрения и обыденных представлений, вне зависимости от знака отношения суицидальная смерть табуировалась, а человек, совершивший суицид стигматизировался, например, приписыванием психической болезни. В целом, изменения установок к суициду в истории человеческого сообщества сводятся к преобладанию следующих чувств: страх - отвержение - сочувствие, которые описывают процесс дистанцирования и отстранения от самодеструкции. Суицидальная тема в культуре является некой трагической и сакральной темой. Неадекватным представлением по-прежнему выступает образ психической ненормальности суици-дента. Оправдывая биологическими трудностями подобный поступок перед людьми и законом, общество отграничивает таким образом девиантное суицидоопасное меньшинство от нормального большинства, причисляя суицид ко вполне объяснимому и известному феномену, наверняка независящему от социальных законов. Вместе с тем диагноз «психически больного» способствует лишь большему отвержению и табуированию данного явления. Следовательно, налицо желание сообщества уменьшить социальную ответственность за якобы целиком индивидуальный акт, каким является самоубийство. Однако участившиеся аномические аутодеструктивные проявления, вызывающие негативный резонанс в общественном мнении, а также неблагоприятное воздействие на ближайшее окружение лишь подчеркивают глубину социальной патологии.

Заставляет задуматься значительный разрыв между социальными представлениями о суициде и экспертным знанием. Информация о закономерностях и механизмах суицидального поведения, а также других кризисных состояний должна стать достоянием общественности, а не только сферой компетентности узкого круга специалистов. В образовательной и превентивной деятельности акцент необходимо поставить на разнообразии способов выхода из кризисных ситуаций. Непонимание сущности проблеъ / мы может привести к диффузному, размытому самосознанию и растерянности, возникающим в подобных случаях, и при условии некритичной ин-териоризацией суицидальных стереотипов реальным становится суицидальный выход. Профилактические программы должны иметь комплексный всесторонний характер, быть ориентированными на молодое поколение, акцентировать антисуицидальные внутриличностные и средовые факторы. Аналогичные цели преследовала антинаркотическая превентивная программа для подростков «Как сказать «Нет», проведенная нами совместно с коллективом аспирантов кафедры социальной работы СГТУ.

Эмпирическое исследование также подтвердило, что аттитюды современного российского общества к суициду при общей негативной направленности характеризуются противоречивостью и непоследовательностью, связанной со слабой информированностью о сущности, причинах и механизмах явления, а также табуированностью суицидального феномена. Диссонанс наблюдается при оценке общих и частных случаев самоубийств, первичном использовании психиатрической модели и дальнейшей опоре на социальную модель (предпочтение социальной поддержки и интервенции), а также в аттитюдах мужчин и женщин к суицидальному поведению.

Таким образом патогенными социокультурными фактами выступают перегруженность массового сознания мифами, стереотипами и домыслами, положительное восприятие отдельных суицидальных случаев как мужественных поступков, непоследовательность аттитюдов, искаженные репрезентации темы в средствах массовой информации, отсутствие просвещенческой превентивной деятельности - все это создает дополнительные условия для неадекватных представлений и, в конечном счете, влияют на уровень суицидов. Мифология суицида и искаженные представления о типично суицидальных контекстах при отсутствии социальной поддержки, состоянии аномии, социально-экономической незащищенности выступают провоцирующими феноменами.

Таким образом, все эти факты доказывают необходимость дальнейшего исследования и анализа суицидальной проблемы в рамках социологии суицида с позиций социокультурного подхода, способного переоценить существующие данные и акцентировать неявные культурные феномены, воздействующие на уровень суицидальной патологии.

 

Список научной литературыБойко, Ольга Викторовна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"

1. Авдеева H.H., Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Человеческий потенциал России: факторы риска // Человек. 1997. N 1. С. 19.

2. Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. (Свод, реферат). РЖ. 1993. N 3. С. 123.

3. Алкоголь как провоцирующий фактор суицидальных действий// Ж. невропатологии и психиатрии. 1990. N 2. С. 55.

4. Амбрумова А.Г. Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения // Актуальные проблемы суицидологии. Труды Московского НИИ психиатрии. М.: 1978.

5. Амбрумова А.Г. Суицидальное поведение как объект комплексного изучения // Комплексные исследования в суицидологии. Сб. науч. тр. М.: Изд-во Моск. НИИ психиатрии. МЗ РСФСР. 1986.

6. Амбрумова А.Г. Возрастные аспекты суицидального поведения // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. Сб. науч. трудов. М.: 1989. С. 11.

7. Амбрумова А.Г. Самоубийство и некоторые проблемы семьи в современной России // Тендерные аспекты социальной трансформации. Демография и социология. Вып. 19. П/ред. М. М. Малышевой. М.: 1996.

8. Амбрумова А.Г., Калашникова O.E. Психологические аспекты одиночества // Социальная и клиническая психиатрия. Т. 6. Вып.З. М.: 1996. С. 53.

9. Амбрумова А.Г., Постовалова Л.И. Анализ предсмертных записок суи-цидентов // Комплексные исследования в суицидологии. Сб. науч. тр. М.: Изд-во Моск. НИИ психиатрии. МЗ РСФСР. 1986.

10. Ю.Антипин П. О., Кокнаева Н.В. Экзистенциальная психология и психотерапия. Методич. пособие. Ред. Л. Миникеса. 1996.

11. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. N1.

12. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и "техники" ее бытия // Психологический журнал. 1993. N2.

13. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятий установки в общей и социальной психологии II Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: 1977.

14. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. М.: МИПКРО. 1995.

15. Барт Р. Мифологии. Пер. с фр. С.Зенкина. М.: Изд-во братьев Сабашниковых, 1996.

16. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала со-циально-философской антропологии. Москва.: Онега. 1994.

17. П.Белякова И.Ю. Опросник суицидального риска // Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика. М. 1992.

18. Бергер П.Л. Общество в человеке // Социологический журнал. 1995. N2.

19. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат о социологии знания. М.: Медиум. 1995.

20. Бердяев H.A. О назначении человека. Париж. 1931.

21. Бердяев Н. О самоубийстве // Психологический журнал. 1992. N 2.

22. Берт Ф.Грин. Измерение установки // Математические методы в современной буржуазной социологии. П/ред. Г.В.Осипова. Изд-во Прогресс. 1966 С. 227.

23. Бехтерев В. О причинах самоубийства // Антология социальной работы. Т. 2. Феноменология социальной патологии/ Сост. М. В. Фирсов. Сва-рог-НВФ. 1995. С. 253.

24. Бозрикова Л., Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением // Социальная психология за рубежом. М. 1974.

25. Бойко И.В. Введение в суицидологию. Пенитенциарный аспект. Ч. 1 Рязань. Стиль. 1995.

26. Бойко О.В., Орлова М.М. Особенности смысловой структуры личности студентов и суицидальные намерения // Психология и жизнь. Изд-во «Слово». Саратов. 1996. С. 124- 125.

27. Бойко О.В. Жизненные смыслы и отношение к суициду у молодежи // Теория и практика социальной работы. Вып. 3. Саратов. 1997. С. 21 -24.

28. Бойко О.В. Социокультурный подход к изучению суицида // Социокультурные проблемы нетипичности/ Под ред. д.соц.н. Е.Р.Смирновой. Саратов. 1997. С. 126- 129.

29. Бойко О.В. Тендерные различия суицидального поведения // Социокультурный анализ тендерных отношений. Сб.науч.тр. Под ред. док.соц.н. Е.Р.Ярской-Смирновой. Изд-во Саратовского университета. Саратов, 1998. С. 104- 108.

30. Бойко О.В. Суициды пожилых // Актуальные проблемы социальной геронтологии. Саратов, 1998.

31. Бойко О.В. Профилактика покушений на самоубийство // Методика преподавания психологии и психологической поддержки населения. Под ред. Р.Х.Тугушева, Е.И.Гарбера. Саратов. 1998. С. 127 130.

32. Борисов С.Б. Личные документы как источник суицидологической информации // Социол. исслед. 1993. N8. С. 62.

33. Бородин С.В., Михлин A.C. Мотивы и причины самоубийств // Актуальные проблемы суицидологии. Труды Московского НИИ психиатрии. М. 1978.

34. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М.: Изд-во Знание. 1985.

35. Братусь Б.С. Аномалии личности М. Мысль. 1988.

36. Братусь Б.С., И.А. Розовский, В.Н. Цапкин. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности. Изд-во МГУ. 1988.

37. Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении. Социс. 1993. N 4. С. 46-55.

38. Василюк Ф.Е. Психология дереживания. МГУ. 1984

39. Василюк Ф.Е. Жизненный мир личности и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. N3,5.

40. Веселов Ю.В. Экономическая социология: истоки идей. СПб. 1995. С. 65.

41. Виткин Дж. Женщина и стресс. Питер. Санкт-Петербург. 1996.

42. Власов В. Эвтаназия: за и против // Саратовские вести. 14 марта 1998. С. 5.

43. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития. Социально-политический журнал. 1995. N 6; 1996. N 1.

44. Гаджинская 3. Человеческая жизнь как ценность и феномен самоубийства/ Российск. Акад. упр. М.: 1994 -112с. Рукопись деп. В ИНИОН РАН 49488.

45. Гернет М., Родин Д. Самоубийства // Антология социальной работы. Т. 2. Феноменология социальной патологии/ Сост. М. В. Фирсов. Сварог-НВФ. 1995. С. 261.

46. Гиддингс Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль. Под ред. В.И.Добренькова. М. 1996.

47. Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Со-циол. исслед. 1988. N5. С. 57.

48. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социол. исслед. 1991. N 4. С. 72.

49. Гилинский Я. И. Социальная ситуация в России и девиантное поведение // Актуальные проблемы девиантного поведения. Ежегодник. М.: 1995. Институт социологии РАН. С. 58.

50. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля // Мир России. 1997. N1.

51. Гофман А.Б. Столетие книги Э.Дюркгейма «Самоубийство» // Социол. исслед. 1998. № 5. С. 125.

52. Давыдов A.A. Самоубийства, пол и золотое сечение // Социол. исслед. 1991. N5. С. 99.

53. Девятко И. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: TEMPUS/TACIS. 1996.

54. Демографический ежегодник СССР. Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика. 1990.

55. Диагностика суицидального поведения. Методич. рекоменд. М.: 1980.

56. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М. Наука. 1994.

57. Дуаз В. Явление анкеровки'в исследованиях социальных представлений // Психологический журнал. Том 15. № 1. 1994. С. 19.

58. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. Изд-во Н. П. Кар-басникова. СПб. 1912.

59. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда./ Пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: Канон. 1996.

60. Жезлова Л.Я. К вопросу о самоубийствах детей и подростков // Актуальные проблемы суицидологии. Труды Московского НИИ психиатрии. М. 1981. С. 93.

61. Закон возрастания роли культуры / Под общей ред. д-ра филос. наук В.И. Снесара; Сарат. гос. техн. ун-т, Техн. ин-т, Рос. философ, о-во Саратов: Изд-во «Слово», 1998.

62. Знанецкий Ф. Исходные данные социологии //Американская социологическая мысль. Под ред. В. И. Добренькова. М.: 1996. С. 74.

63. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995.1Ш. С. 47.

64. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос. 1996. С. 119.

65. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. Пер. с фр. М.: Политиздат. 1990.

66. Камю А. Размышления о гильотине // Иностранная литература. 1989. №1. С. 231.

67. Катастрофы сознания. Самоубийства религиозные, ритуальные, бытовые, способы самоубийств / Подгот.текста Ревяко Т.И., Трус Н.В. Мн.: Литература, 1996.

68. Кон И.С. Открытие «Я». М. Изд-во политической литературы. 1978.

69. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск. Беларусь. 1988.

70. Короленко И., Донских Т. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск. 1990.

71. Краткий словарь по социологии. М.: Изд-во политической литературы. 1988.

72. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. 1993. N4. С. 32.

73. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Со-циол. исслед. 1993. N9. С. 17.

74. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социол. исслед. 1996. N5. С. 3-23.

75. Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. М.: Педа-гогика-Пресс. 1994.

76. Леви-Строс К. Первобытное мышление. Пер., вступ. ст. и прим. А. Б. Островского. М.: Республика. 1994.

77. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности II Вестн. Моск. Унта. Сер. 14. Психология. 199'6. N 4. С. 35.

78. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. N 4. С. 15.

79. Лихачев А. Самоубийства в западной Европе и европейской России // Антология социальной работы. Т. 2. Феноменология социальной патологии/ Сост. М.В. Фирсов. Сварог-НВФ. 1995. С. 252.

80. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Медицина. М. 1977.

81. Лопатин A.A., Кокорина Н.П. Распространенность суицидов в Кузбассе // Социальная и клиническая психиатрия. Т. 6. Вып. 3. М.: 1996.

82. Малеина М.Н. Уйти достойно // Человек. 1993. N2.

83. Маннгейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист. 1994.

84. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социс. 1992. N3.

85. Мифы и реальность(тест на профпригодность лиц, причастных к профилактике суицидов) // Методика преподавания психологии и психологической поддержки населения. П/ред. Р.Х.Тугушева и Е.И. Гарбера. Саратов. Изд-во «Ареал». 1998. С. 130.

86. Мысин Н. Социальная работа и девиантное поведение // Актуальные проблемы девиантного поведения. Ежегодник. М.: 1995. Институт социологии РАН.

87. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избр. Москва-Воронеж. 1991.

88. Население СССР 1988. Статистический ежегодник/ Госкомстат СССР. -М.: Финансы и статистика. 1989.

89. Новые направления в социологической теории. П/ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс. 1978.

90. Орлова И.Б. Самоубийство явление социальное // Социол. исслед. 1998. № 8. С. 69.

91. Орлова М.М., Попов А.И., Бойко О.В., Чекина А.Н., Орлова A.B. Исследование суицидальных. намерений старшеклассников // Бюллетень международной академии психологических наук. Вып. 2. Саратов-Ярославль. 1995. С. 124-125.

92. Орлова М.М., Попов А.И., Бойко О.В., Чекина А.Н., Деркина Т.Н. Шарапов А. А. Особенности суицидальных намерений юношей и девушек // Психология и жизнь. Изд-во «Слово». Саратов. 1996. С. 120 122.

93. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: 1994. Изд-во МГИК.

94. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. Под ред. В. И. Добренькова. М.: 1996.

95. Полеев A.A., Малофеева Т.А. Телефонная психотерапевтическая помощь в превентивной суицидологической службе // Комплексные исследования в суицидологии. Сб.научн.тр. М., 1986. Изд.Моск. НИИ психиатрии. МЗ РСФСР.

96. Полищук Ю.И. О спорном понимании самоубийства как психологического явления // Вопросы психологии. 1994. N1. С. 128.

97. Постовалова Л.И. Социологические аспекты суицидального поведения // Научные организационные проблемы суицидологии. Сб. науч. тр. М.: 1983. С. 33.

98. Почагина O.B. Похоронная обрядность и связанные с ней верования горных народов Северного Лусона // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М.: Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука». 1986.

99. Прохоров Б. Популяционное здоровье во времени и пространстве // Человек. 1995. N5. С. 135.

100. Рабинович В. До смерти хочется жить// Социол. исслед. 1994. N2. С. 67.

101. Ю2.Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности II Социол.исслед. 1995. N12. С. 105.

102. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социол. исслед. 1996. N6. С. 110.

103. Ю4.Рейнуотер Дж. Это в Ваши* силах. М. Изд-во Прогресс. Универс. 1993.

104. Ю5.Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. Пер. с нем. Г. И. Лойдиной. Моска «Мир». 1994.

105. Российский статистический ежегодник. Стат.сб. (Госкомстат России. М.: Логос. 1996.

106. Ручка A.A. Социальные ценности и нормы. Киев. 1976.

107. Ю8.Рязанцев С. Танатология наука о смерти. Восточно-европейский институт психоанализа. С.-П. 1994.

108. Самоубийства и покушения на самоубийство среди молодежи. Отчет о конференции, созванной Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения. Люксембург. 1974. Копенгаген. 1972.

109. Слуцкий A.C., Занадворов М.С. Некоторые психологические и клинические аспекты поведения суициндентов // Психологический журнал. 1992. N1. Т. 13.

110. ПЗ.Смидович С.Г. Самоубийства в зеркале статистики // Социол. исслед. 1990. N4.

111. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та. 1996.

112. Смирнова Е.Р., Шапкина Н.В. Человек в контексте культуры. Введение в социокультурную антропологию. Саратов. 1997.

113. Смолинский Л.Г. Суицидоопасные ситуационные реакции и их динамика у лиц с акцентуациями характера // Комплексные исследования в суи-цидологии. Сб. науч. тр.' М. Изд-во Моск. НИИ психиатрии. МЗ РСФСР. 1986. С. 136.

114. Собчик Е.Ю. Принцип индивидуального психокоррекционного подхода в работе психолога кабинета социально-психологической помощи // Комплексные исследования в суицидологии. Сб. науч. тр. М. Изд-во Моск. НИИ психиатрии. МЗ РСФСР. 1986. С. 152.

115. Соловьев B.C. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии // Собр. соч. В. С. Соловьева. С-Пб. Т. 7.

116. Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Американская социологическая мысль: Тексты/Под. Ред. В.И.Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления. 1996.

117. Социальные отклонения. М.: Юрид. лит. 1989.

118. Социальные представления: теория, критика, эмпирия (Сводный реферат). РЖ. Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 1996. N1.

119. Социально-психологические факторы в формировании суицидального поведения. Методич. рекоменд. М.: 1991. МЗ РСФСР.

120. Социокультурные проблемы нетипичности/ Под ред. д.соц.н. Е.Р.Смирновой. Саратов. 1997.

121. Статистический ежегодник Саратовской обл. Саратов. 1997. Госкомстат России Саратовский областной комитет государственной статистики.

122. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки //Американская социологическая мысль. Под ред. В.И.Добренькова. М. 1996.

123. Телефонная психотерапевтическая помощь Телефон доверия - в системе социально-психологической службы. Методич. рекоменд. М.: 1988. МЗ РСФСР.

124. Тиллих П. Патологическая тревога, витальность и мужество // Моск. психотерапевтический журнал. 1994. N 2. С. 126.

125. Тищенко П. Д. Moriar stando // Человек. 1993. N2.

126. Тищенко П. Самость и смерть // Постижение культуры. Концепции, диалоги, дискуссии. Вып. 5-6. Отв. ред. Н.С.Злобин М. 1996.

127. Тихоненко В.А. Жизненный смысл выбора смерти // Человек. 1992. N6.

128. Трубецкой Н.Е. Смысл жизни. М.: Изд-во Республика. 1994.

129. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки II психологические исследования. 1966.

130. Устав Морской. СанктПетербург. 1763.

131. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1990.

132. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение. 1990.

133. Фридман A.M. Психотерапия депрессий // Журнал невропатологии и психиатрии. 1990. N2. С. 85.

134. Фролов С.С. Социология. М.: Наука. 1994.

135. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Санкт-Петербург, 1997.

136. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипиро-ванности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. N2.

137. Шелер М. Формализм в этике // Избранные произведения.: Пер с нем. Денежкина А.В, Малинкина А.Н., Филипова А.Ф. М. Гнозис. 1994.

138. Шелер М. Рессентимент в структуре моралей. Пер. с нем. канд. филос. н. А.Н.Малинкина.

139. Шелер М. Формы знания и общество. Пер. с нем. канд. филос. н. А. Н. Малинкина.

140. Школа выживания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. «Феникс». Ростов-на-Дону. 1996.

141. Юдин Б. Возможно ли рациональное самоубийство? // Человек. 1992. N6.

142. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. JI. 1979.

143. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры. Философские очерки. Изд-во Саратовского ун-та. 1989.

144. Ярская В.Н. Социальное здоровье в процессах глобализации/ Проблемы изучения биосферы. Тез.докл. Всероссийск. научн. конф. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 1996. С. 28-30.

145. Ярская В.Н. Нетипичность в предмете социологии образования: социальная педагогика и социальная работа // Социокультурные проблемы нетипичности/ Под ред. д.соц.н. Е. Р. Смирновой. Саратов. 1997. С. 37.

146. Ярская В.Н. Антропология социальной политики // Человеческие ресурсы. 1998. №1. С. 4-6.

147. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов. Сарат. гос. техн.ун-т. 1997.

148. Achte К.А., Lunnqvist J. Suicide in Finnish Culture // Suicide in different cultures. Edited by N.Farbferow/ Copyright 1975 by University Park Press.1. P. 95.

149. Aggleton P. Suicide revisited // Deviance.-London and NY. Reprinted 1993. P. 66-67.

150. Anderberg T. Suicide: Definitions, causes, a values.- Lund: U. P. 1989.

151. Atkinson M. Some Cultural Aspects of Suicide in Britain// Suicide in different cultures. Edited by N. Farberow/ Copyright 1975 by University Park Press. P. 135.

152. Barbone S. and Rice L. Spinoza and the Problem of Suicide // International philosophical quarterly. Vol.24. № 2.1993. Issue 134, June. P. 229-241.

153. Barraclough В., Shepard D., Jennings C. Do Newspaper Reports Incite People to Commit Suicide? // British Journal of Psychiatry 131. 1977.

154. Baudrillard Jean Symbolic exchange and death. Transl. by Iain Hamilton Grant.- Sage Publications 1993.

155. Bjarnason T. The Influence of Social Support, Suggestion and Depression on Suicidal Behavior among Icelandic Youth // Acta sociologica. 1994. T.7. P. 195-206.

156. Bloom M. Configuration of human behavior. Macmillan publishing company.- 1984. P.447.

157. Campbell R., Collinson D. Ending lives. Copyright 1988.- The Open University. P. 195.

158. Farber M. Psychological Variables in Italian Suicide // Suicide in Different Cultures. Edited by N. Farberow/ Copyright 1975 by University Park Press. P. 179.

159. Farberow N. Cultural History of Suicide II Suicide in Different Cultures. Edited by N. Farberow/ Copyright 1975 by University Park Press. P . 1.

160. Farberow N., Simon M. Suicide in Los Angeles and Vienna II Suicide in Different Cultures. Edited by N. Farberow/ Copyright 1975 by University Park Press. P. 185.

161. Gates B. Victorian Suicide: Mad Crimes a Sad Histories. Princeton, N. S. 1988.

162. Gould M., Shaffer D. The Impact of Suicide in Television Movies // New England Journal of Medicine 315, 690-694. 1986.

163. Headley L. Jewish Suicide in Israel // Suicide in Different Cultures. Edited by N. Farberow/ Copyright 1975 by University Park Press. P. 215.

164. Herskowits M. Cultural Antropology. N. Y. 1955.

165. Kluckhohn C. Values and Value a General of Action // Toward a General theory of action/ Ed. By T. Parsons. Cambridge. 1951.

166. Lee D. Valuing the self. What we can learn from other cultures. Prospect height. II. 1986.

167. Lester D. The myth of Suicide Prevention // Comprehensive Psychiatry 13, 6. 1972.

168. Lester D. Suicide and homicide in USA prisons // Psychological Reports. 1987. N61.

169. Maslow A. Religions, Values and Peak-Experiences. N. Y. 1970.

170. Mead M. Some personal views. Copyright 1979. Printed in USA.

171. Miles R. The Rites of Man. Love, Sex and Death in Making of the Male. Graftonbookes. 1991. P.202-204.

172. Morris C. Varieties of human Value. Chicago. 1956.

173. Priester M., Clum G. Percieved Problem-Solving Ability as a Predictor of Depression, Hopeless and Suicide Ideation in a College Population // Journal of couseling psychology. 1993. Vol.40. №1 P. 79-85.

174. Riessman C.K. Divorce Talk,. Women and Man Make Sense of Personal Relationships. Rutgers University Press. New Brunswick and London. 1990.

175. Rin H. Suicide in Taiwan // Suicide in Different Cultures. Edited by N. Farberow/ Copyright 1975 by University Park Press. P.239.

176. Retterstol N. Suicide in Norway // Suicide in Different Cultures. Edited by N. Farberow/ Copyright 1975 by University Park Press. P.77.

177. Reynolds D., Kalish R., Farberow N. A Cross-Ethnic Study of Suicide Attitudes and Expectations in the United States // Suicide in Different Cultures. Edited by N. Farberow/ Copyright 1975 by University Park Press. P. 35.

178. Rogers C. Toward a modern approach to values: the valuing process in the mature person // J. Abn. Soc. Psychol. 1964. N 2.

179. Rokeach M. Understanding Human Values: Individual and societal. N. Y. 1979.

180. Rudestam K. Suicide in Sweden and the United States // Suicide in Different Cultures. Edited by N. Farberow/ Copyright 1975 by University Park Press. P. 115.

181. Shaffer D., Vieland V., Garland A. Adolescent Suicide Attempters; Response to Suicide-Prevention Programs //JAMA 264, 3151-3155. 1990.

182. Yampey N. Suicide in Buenos Aires: Social and Cultural Influences // Suicide in Different Cultures. Edited by N. Farberow/ Copyright 1975 by University Park Press. P.51.

183. Webb J., Willard W. Six American Indian Patterns of Suicide // Suicide in Different Cultures. Edited by N. Farberow/ Copyright 1975 by University Park Press. P. 17.

184. Weerasinghe J., Tepperman L. Suicide and happiness: seven tests of the connection // Social indicators research. Dordrecht 1994. Vol. 32. № 3. P. 199-233.