автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Карл Маркс как историк античной философии

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Тихолаз, Анатолий Георгиевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Карл Маркс как историк античной философии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Тихолаз, Анатолий Георгиевич

ВВЕДЕНИЕ.3

РАЗДЕЛ I. ИДЕЙНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКСОВОЙ

КОНЦЕПЦИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.II- бб

РАЗДЕЛ 2. К.МАРКС О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ

АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ.67

РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ К.МАРКСОМ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК

АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.88

РАЗДЕЛ 4. МАРКСОВА КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО

ПРОЦЕССА В АНТИЧНОСТИ.II7-I6I

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Тихолаз, Анатолий Георгиевич

Современный этап развития советского общества характеризуется усилением руководящей и направляющей деятельности Коммунистической партии. "Сила нашей партии,- отмечалось на февральском /1984 г./ Пленуме ЦК КПСС,- в ее единстве, верности марксизму-ленинизму, в способности развивать и направлять творческую активность масс, сплачивать их идейно и организационно, руководствуясь испытанными ленинскими принципами и методами"/68/. Партия в своей деятельности, основанной на прочном фундаменте марксизма-ленинизма, постоянно обращается к идейному наследию Карла Маркса. Творческое развитие идей основоположника научного коммунизма - К.Маркса, постоянное обогащение марксистско-ленинской теории является важнейшим условием успешного строительства коммунистического общества.

Углубленное изучение творчества К.Маркса является необходимой предпосылкой дальнейшего развития марксистско-ленинской философии - одной из важнейших составных частей теоретического здания марксизма. Марксистско-ленинская философия черпает из произведений К.Маркса четкие, научно обоснованные ориентиры своего поступательного движения.

Каждая сфера современного философского знания получает новые стимулы для своего развития в результате обращения к марксовому теоретическому наследию. В полной мере это относится и к истории философии. Разработанная основоположниками марксизма диалектико-материалистическая методология сделала возможным создание историко-философской теории, базирующейся на подлинно научной основе. В качестве необходимого условия разработки современной теории историко-философского процесса выступает изучение историко-философских исследований К.Маркса.

Особую важность обращение к идеям К.Маркса приобретает при изучении античной философии, как в силу большого значения, которое имеет научная интерпретация античной философии для понимания всего историко-философского процесса в целом, так и ввиду значительного научного интереса к античной философии, проявлявшегося К.Марксом. Настоятельная необходимость обращения к марксовому анализу античной философии объясняется также тем, что античная философия продолжает оставаться объектом постоянных фальсификаций со стороны представителей буржуазных философских направлений, успешная борьба с которыми возможна лишь в том случае, когда им противопоставлена глубоко аргументированная концепция античной философии, основанная на прочном марксистском фундаменте.

Таким образом, актуальность изучения марксовой концепции античной философии определяется следующими факторами: во-первых, исследование марксова анализа античной философии позволит углубить представление о философском мировоззрении К.Маркса в целом, так как к античной философии К.Маркс обращался на протяжении всего своего творчества в ходе разработки диалектического и исторического материализма ; во-вторых, изучение марксовой концепции античной философии сыграет важную роль в дальнейшем развитии современных историко-философских исследований античности ; в-третьих, анализ античной философии, предпринятый К.Марксом, со всей очевидностью раскроет методологическую и идейную несостоятельность буржуазных концепций античной философии.

Современными учеными-марксистами- внесен значительный вклад в исследование марксового анализа античной философии. Следует указать ряд работ, под тем или иным углом зрения рассматривавших данную проблему.

Предпринятый Марксом анализ античной философии рассматривался в работах, посвященных процессу формирования философских взглядов К.Маркса. Глубокий анализ значения изучения античной философии для становления философского мировоззрения К.Маркса осуществлен в работах Г.Н.Волкова /106, 107/, 0.Корню /152/, Н.И.Лапина /159/, М.А.Лифшица /165/, Г.Менде /189/, Т.И.Ойзер-мана /206/. Этими авторами были получены значительные результаты в изучении роли исследований античной философии в процессе перехода К.Маркса от революционно-демократических воззрений к научно-коммунистическому мировоззрению ; выявлены идейные предпосылки, обусловившие интерес К.Маркса к античной философии, а также связь марксовых исследований античности с идеологией младогегельянства ; рассмотрено значение работы К.Маркса над докторской диссертацией для преодоления влияния гегелевского идеализма ; показана роль античного культурного наследия в формировании эстетических воззрений К.Маркса.

Становление методологических принципов историко-философских исследований К.Маркса было проанализировано в работах, базирующихся на материалах докторской диссертации К.Маркса, таких авторов как В.Н.Амелин /75/, Г.А.Заиченко и А.В.Семушкин /135/, О.Д.Леонов /161/, М.А.Мальцева /185, 186/, З.М.Протасенко /223/, В.Г.Хныкин /244/. В этих работах было раскрыто значение идейного наследия раннего периода творчества Маркса для развития как истории философии в целом, так и для истории античной философии.

В многочисленных исследованиях советских историков философии, посвященных анализу античной философии, мы встречаемся с творческим развитием выводов К.Маркса, касающихся античной философии и культуры. Это работы В.Ф.Асмуса /86/, А.С.Богомолова /92/, П.П.Гайденко /III/, Д.В.Джохадзе /126, 127, 128/, М.А.Дын-ника /132/, Ф.Х.Кессиди /144, 145, 146, 147/, В.В.Кондзелки /147/, В.Я.Комаровой /149, 150, 151/, А.Ф.Лосева /166, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 176/, И.М.Нахова /196/, И.Д.Рожанского /224, 225, 226/, А.Н.Чанышева /247, 248, 249/, М.И.Шахновича /252/.

Анализ литературы, посвященной философскому наследию К.Маркса, показывает, что до сих пор нет работы, специально посвященной целостному и всестороннему рассмотрению марксовой концепции античной философии - работы, необходимой как историкам античной философии, так и исследователям философских взглядов Маркса. Характерной особенностью большинства из указанных выше работ является то, что в них рассматриваются произведения Маркса, относящиеся к раннему периоду его творчества, когда он еще находился под влиянием гегелевского идеализма. Это делает \f необходимым исследование марксовой концепции античной философии в свете того развития, которое она получила в работах "зрелого" Маркса. Отмеченные обстоятельства подчеркивают актуальность данного исследования и определяют его основную цель.

Целью диссертационной работы является систематическое исследование концепции античной философии К.Маркса, методологических принципов и конкретных результатов анализа античной философии в теоретическом наследии К.Маркса.

Осуществление этой цели потребовало решения следующих основных задач:

- исследовать идейно-теоретические предпосылки формирования марксового понимания античной философии и культуры ; раскрыть коренное отличие концепции античной философии К.Маркса от представлений, господствовавших в домарксистской историографии ;

- проанализировать основные методологические принципы марксова анализа античной философии ;

- дать систематическое изложение марксовой концепции историко-философского процесса в античности.

Методологической основой диссертации послужили разработанные классиками марксизма-ленинизма диалектико-материалистичес-кие принципы историко-философского исследования. Большой методологической значимостью для данной работы обладал опыт творческого изучения идейного наследия К.Маркса, содержащийся в трудах В.И.Ленина. Ленинские указания о способе изложения учения К.Маркса /57/ определили в данной работе методологию исследования марксовой концепции античной философии. Автор опирался на методологические указания, сформулированные в программных партийных документах, решениях ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, ноябрьского /1982 г./ и июньского /1983 г./ Пленумов ЦК КПСС. Выли использованы важнейшие методологические выводы советских ученых, содержащиеся в работах, посвященных анализу идейно-теоретического наследия К.Маркса, проблемам античной философии и теории историко-философского процесса.

Источниковедческой базой исследования явились труды К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина, касающиеся античной философии ; тексты античных авторов, рассматривавшихся К.Марксом в его исследованиях античности ; произведения крупнейших представителей домарксистского антиковедения /Винкельмана, Шиллера, Шеллинга, Гегеля и др./ ; работы современных авторов, затрагивающие проблемы, рассматриваемые в диссертации.

Научной новизной обладает осуществленный в диссертации систематический анализ концепции античной философии К.Маркса, ее идейных предпосылок, методологических оснований и конкретного содержания. Элементами исследовательской новизны в диссертации обладают:

- критическое рассмотрение взглядов домарксистских исследователей античности, оказавших влияние на формирование взглядов К.Маркса на античную философию и культуру ;

- раскрытие методологического значения учения К.Маркса об античном способе производства для изучения античной философии ;

- исследование марксовой характеристики социально-исторических и мировоззренческих предпосылок античной философии ;

- анализ основных положений марксового понимания процесса развития античной философии.

Научная новизна диссертации проявилась в следующих положениях, выносимых на защиту:

- в теоретическом наследии К.Маркса содержится глубокая диа-лектико-материалистическая концепция античной философии, являющаяся образцом строгого историзма в историко-философском познании ;

- формирование марксовой концепции античной философии в качестве своей важнейшей теоретической предпосылки имело творческое переосмысление идейного материала, накопленного домарксистским антиковедением в произведениях его крупнейших представителей ;

- критическая переработка их идей с позиций диалектико-мате-риалистической методологии позволила К.Марксу осуществить коренной переворот в представлениях об античной философии ;

- исходным пунктом марксовой концепции античной философии является учение об античном способе производства ; осуществленный К.Марксом анализ античного способа производства выявил социально-экономические основания античной культуры, обусловившие конкретно-историческую специфику античной философии ;

- обусловленность специфического характера античной философии особенностями античного способа производства не носила непосредственного характера ; историческое своеобразие античной философии может быть понято только с учетом ее мировоззренческих предпосылок ; Марксов анализ социально-культурных характеристик античного способа производства позволяет выделить основные мировоззренческие установки античности, реализовавшиеся в античной философии ;

- содержавшийся в работах К.Маркса анализ социально-экономических оснований и мировоззренческих предпосылок античной философии позволил создать концепцию античной философии, впервые по-научному объяснившую основные закономерности и тенденции ее исторического развития, специфику античной философской проблематики и способов ее теоретического осмысления, и давшую исторически объективную интерпретацию содержания отдельных античных философских учений.

Поставленные задачи, логика их решения и общие диалектико-материалистические методологические принципы определили структуру диссертации.

Изучение марксовой концепции античной философии предполагает исследование ее идейно-теоретических истоков, знакомство с теми лучшими достижениями домарксистской науки, на которые опирался К.Маркс, приступая к своим исследованиям античности. Исходя из этого, в первом разделе диссертации "Идейные предпосылки формирования марксовой концепции античной философии" критически проанализированы взгляды домарксистских мыслителей, внесших значительный вклад в исследование античности и в той или иной степени оказавших влияние на формирование марксового понимания античности. В разделе рассмотрены важнейшие выводы, к которым пришло домарксистское антиковедение, показана назревшая в его рамках настоятельная необходимость преодоления господствовавшей в нем идеалистической методологии с позиций материалистического понимания истории.

Приступая к изложению марксовой концепции античной философии, необходимо в первую очередь исследовать основание, на котором она базируется. Таким основанием выступает марксово учение об античном способе производства, методологическое значение которого для анализа античной философии раскрывается во втором разделе диссертации "К.Маркс о социально-экономических основаниях античной культуры".

Важнейшей особенностью марксового понимания античной философии является ее рассмотрение в общемировоззренческом контексте античной культуры. Третий раздел "Анализ К.Марксом мировоззренческих предпосылок античной философии" посвящен выявлению основополагающих характеристик античного мировосприятия, определивших историческую специфику античной философии.

Рассмотрение социально-экономических и мировоззренческих предпосылок античной философии позволяет перейти к изучению конкретных результатов анализа содержания античных философских систем, содержащегося в теоретическом наследии К.Маркса. Этому посвящен четвертый раздел "Марксова концепция историко-философского процесса в античности".

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Карл Маркс как историк античной философии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческое развитие марксистско-ленинской философии, на которое нацеливают советских ученых решения ХХУ1 съезда КПСС, Пленумов ЦК КПСС, предполагает дальнейшее повышение уровня исследований во всех отраслях философского знания. Применительно к такой важной области философской науки, как история философии, это означает необходимость перехода от эмпирически-описательных работ к углубленным исследованиям внутренней логики историко-философского процесса /241; 118-119/, что возможно лишь при условии постоянного обогащения методологии современного историко-философского познания. Для советских философов непременным условием успешного решения этих задач является постоянное творческое развитие идей великого основоположника научного коммунизма - Карла Маркса. "Маркс неисчерпаемо глубок и неизменно злободневен"/153; 126/. Изучение историко-философских взглядов Маркса составляет важнейший элемент современных исследований в области историко-философской методологии. Особую значимость приобретает обращение к марксовой идейно-тео-ретическоаду наследию для исследователей античной философии в силу большого внимания, уделявшегося античной философии К.Марксом.

Данная работа представляет собой попытку систематического целостного изложения и анализа марксовой концепции античной философии. Предпринятое исследование показывает, что марксово понимание античной философии формировалось в процессе критической переработки достижений домарксистской науки об античности. Огромный материал, накопленный в домарксистском антико-ведении, был переосмыслен К.Марксом с позиций диалектико-материалистической методологии и использован для анализа античной философии с точки зрения научного историзма.

Открытие материалистического понимания истории произвело коренной переворот в методологии исследований античной философии. Осуществленный К.Марксом социально-экономический анализ позволил указать на античный способ производства как на конкретно-историческую базу античной философии, определившую ее специфику. Выявленные К.Марксом тенденции развития античной культуры, определяемые особенностями античного способа производства, позволили впервые научно объяснить внутреннюю логику историко-философского процесса в античности.

Важнейшей особенностью марксового способа изучения античной философии является культурно-историческая, мировоззренческая интерпретация ее содержания. Марксов анализ социальных оснований античной культуры позволяет выделить центральные характеристики античного мировоззрения, определившие своеобразие античной философии как культурно-исторической целостности. Для современных историко-философских исследований, ставящих перед собой задачу изучения античной философии на основе адекватного воспроизведения ее конкретно-исторического содержания, опыт марксовой мировоззренческой интерпретации античной философии обладает значительной эвристической ценностью.

Анализ социально-экономических и мировоззренческих оснований античной философии, предпринятый Марксом, был положен в основу концепции историко-философского процесса в античности, логика развития которого явилась отражением внутренних тенденций эволюции самого античного общества, а также связанной с ней трансформации античных мировоззренческих установок. Таким образом, античная философия смогла быть представлена как единство, развивающееся по собственным законам, имеющим объективный, коренящийся в античном способе производства характер. До Маркса этого не удавалось сделать никому: если домарксистскими мыслителями и предпринимались попытки систематического анализа античной философии /как, например, Гегелем/, то делалось это с идеалистических, мистифицирующих ее реальное содержание позиций. Выводы и оценки античной философии, данные К.Марксом, позволяют существенно углубить современные представления о стихийно-диалектическом и наивно-материалистическом характере античной философии, об исторической специфике борьбы материализма и идеализма в античности, о социо-культурной детерминации направленности античного историко-философского процесса, помогают глубже осмыслить содержание отдельных античных философских систем.

Несомненно, этим не исчерпывается научная значимость анализа античной философии, содержащегося в теоретическом наследии К.Маркса. Марксовы исследования античной философии будут оставаться для современных ученых предметом самого пристального изучения, оказывая стимулирующее воздействие на развитие историко-философской науки. Несомненно, в рамках отдельной диссертации практически невозможно охватить весь спектр проблем, связанных с марксовым анализом античной философии. Многие из этих проблем требуют дальнейшей разработки. Так, например, более подробно необходимо исследовать вопрос о роли и месте античного философского и культурного наследия в процессе формирования марксизма. Задачей отдельного историко-философского исследования может стать выяснение значения и функций обращения к античной философии в процессе научного творчества К.Маркса.

Материалы диссертации, ее положения и выводы могут быть использованы:

- для углубления исследований философского наследия К.Маркса;

- при дальнейшей разработке методологии истории античной философии;

- при чтении нормативных курсов "История марксистско-ленинской философии" и "История античной философии";

- для критики современных буржуазных концепций античной философии;

- для пропаганды марксистского философского мировоззрения, являющейся важным фактором коммунистического воспитания трудящихся.

 

Список научной литературыТихолаз, Анатолий Георгиевич, диссертация по теме "История философии"

1. Маркс К. Британское владычество в Индии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.9, с.130-136.

2. Маркс К. Введение /Из экономических рукописей I857-1858 годов/.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.12,с.709-738.

3. Маркс К. К еврейскому вопросу.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.382-413.

4. Маркс К. К критике гегелевской философии права.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.219-368.

5. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.414-429.

6. Маркс К. К критике политической экономии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.1-167.

7. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.5-9.

8. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Книга I.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23, с.1-784.

9. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том второй. Книга П.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.24, с.1-596.

10. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том третий. Книга Ш, часть I.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2.е изд., т.25, чЛ, с.1-505.

11. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том третий. Книга Ш, часть П.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2.е изд., т.25, ч.П, с.1-458.

12. Маркс К. Критика Готской программы,- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.9-32.

13. Маркс К, Лютер как третейский судья мевду Штраусом и Фейербахом.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.28-29.

14. Маркс К. Набросок нового предисловия к работе "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура".- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.40, с.234.

15. Маркс К. Наемный труд и капитал.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.б, с.428-459.

16. Маркс К. Нищета философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.65-185.

17. Маркс К. Передовица в № 179 "Kolnische Zeitung".-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.93-113.

18. V 18. Маркс К. Письмо к отцу от 10 /II/ ноября 1837 года.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.40, с.8-18.

19. Маркс К. Письмо к Ф.Энгельсу от 2 июня 1853 года.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.28, с.212-216.

20. Маркс К. Послесловие ко второму немецкому изданию 1872 года первого тома "Капитала".- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23, с.12-22.

21. Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.40, с.147-233.

22. Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура.- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.- М.: Политиздат, 1956, с.17-98.

23. Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.40, с.3-7.

24. Маркс К. Следует ли причислять принципат Августа к счастливейшим эпохам римской истории?- В кн.: Архив К.Марксаи Ф.Энгельса, кн.З.- М.-Л.: Гос.изд-во, 1927, с.299-301.

25. Маркс К. Тезисы о Фейербахе.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.1-4.

26. Маркс К. Теории прибавочной стоимости /1У том "Капитала"/. Часть I.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26,ч.1, с.1-426.

27. Маркс К. Теории прибавочной стоимости /1У том "Капитала"/. Часть П.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26,ч.П, с.1-658.

28. Маркс К. Теории прибавочной стоимости /1У том "Капитала"/. Часть Ш.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26,ч.Ш, с.1-568.

29. Маркс К. Тетради по эпикурейской философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.40, с.21-140.

30. Маркс К. Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.- М.: Политиздат, 1956, с.99-215.

31. Маркс К. Философский манифест исторической школы права.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.85-92.

32. Маркс К. Форма стоимости.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.49, с.139-164.

33. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг., ч.1.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.1, с.1-508.

34. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг., ч.П.Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.П, с.1-529.

35. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.41-174.

36. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.-Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.

37. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Соч., 2-е изд., т.З, с.7-544.

38. Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики.- Соч., 2-е изд., т.2, с.3-230.

39. Энгельс Ф. Анти-Дюринг.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.1-338,

40. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.306-314.

41. Энгельс Ф. Диалектика природы.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.343-626.

42. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с.465-492.

43. Энгельс Ф. Книга откровения.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.7-13.

44. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.269-317.

45. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,т.21, с.23-178.

46. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.185-230.

47. Энгельс Ф. Старое предисловие к "Анти-Дюрингу". О диалектике.» Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.364-372.

48. Энгельс Ф. Шеллинг и откровение.- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.- М.: Политиздат, 1956, с.394-445.49,50,51