автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социальная экология этноса как фактор его возрождения

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Абдуллина, Лилия Салимовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социальная экология этноса как фактор его возрождения'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Абдуллина, Лилия Салимовна

Исходя из ошибочной концепции ускоренного слияния наций, осуществлялась политика искусственного выравнивания, формального сближения наций, которая в практике оборачивалась утратой национальных особенностей в культуре и других этнических компонентах. Сердцевина кризиса, охватившего все современное человечество - в моральном кризисе, приведшем к краху общественных институтов и самого строя жизни в СССР. Однако полная смена курса социального развития в бывшей СССР к улучшению жизни широких слоев населения не привела. Наоборот, дискомфорт только усилился, рост преступности и суицида, наркомании и алкоголизма, межэтнические конфликты - все это является следствием глобального кризиса человека.

Останавливаясь специально на причинах духовного кризиса, можно констатировать, что «современное человечество с трудом отказывается от набивших оскомину идеологических штампов и символов колониально-патерналистского мышления больших этносов по отношению к малочисленным; желания крупных государств диктовать малым государствам как жить. Нравственное обновление человечества, которое рано или поздно наступит, поскольку иной альтернативы нет, должно привести к полной смене парадигм социального и политико-правового мышления, свободного от менторства одних народов по отношению к другим, от авторитаризма сознания, от тоталитаризма как принципа организации власти, от преследования инакомыслящих, от бюрократизма управления. Вся сложность состоит в том, что указанные негативные тенденции имеют одно свойство - это способность возрождаться, особенное в тех странах, где нет развитых традиций свободомыслия и уважения к человеку»2.

1 Валеев Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. Уфа, 1994, -С. 136.

2 Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. Уфа, 1998, -С.27-28.

Особую актуальность представляет влияние природной и общественной среды обитания на нравственно-психологическое самочувствие народов в условиях сложной экологической обстановки. Сложность ситуации заключается в том, что глобальный кризис коснулся всех, выдвинув задачу разумного использования приходных богатств и охрану окружающей среды в число важнейших общечеловеческих проблем. Не подлежит сомнению чрезвычайная важность ее решения для настоящего и будущего человечества. Переход к устойчивому природосбережению гарантирует экономический рост и, вместе с тем, он является важнейшим фактором изменения сознания и поведения людей. На смену представлениям о неисчерпаемости природных кладовых, стабильности и безграничных возможностей природы приходит понимание ее хрупкости, опасности деградации, стремление предотвратить экологический "провал"»1. Необходимость поиска путей и способов преодоления политического, экономического и экологического кризиса в крайне стесненных материально-финансовых условиях, делает актуальным научное изучение причин возникновения нарастающих тенденций нравственного падения и морального истощения этнических групп, что дает возможность обнаружить закономерности зарождения, формирования и развития этих тенденций и те факторы, под воздействием которых все это происходит.

В настоящее время в этнических группах происходит неравномерное формирование политического и правового сознания, а в наиболее политизированных этносах, обделенных из-за своей периферийности, возникает неудовлетворенность государственным центром как гарантом правозащиты, выливаясь в форму национального экстремизма. «А в условиях социальной дезинтеграции, распада традиционных структур и отношений между ними, происходящего под давлением модернизационных процессов, крайний национализм начинает выступать заменителем традиционных ценностей, утративших свое

1 Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987. -С.12. значение. Начинается настоящая "этническая лихорадка", накапливаются, элементы агрессивности по отношению к соседям и центру. Из древних пластов первобытной, культуры возрождаются архаические представления о том, что чужой этнос - это враг, в нем видится только опасность для жизни и роста. Он является воплощением зла. Ожидание от другого этноса враждебных действий несет в себе нравственную санкцию на собственное насилие над ним, что порождает эскалацию насилия, цепную реакцию столкновений, не имеющих под собой рациональной основы»1.

Потребность обеспечения действительной демократизации и гуманизации межнациональных отношений требует не только глубокого знания общих объективных законов взаимодействия этносов. Необходимо также знать реальное содержание происходящих процессов, какими законами они обуславливаются, как эти законы действуют в конкретной обстановке, что можно выяснить, изучив социально-экономические и социально-экологические условия существования этносов в реальном их бытие.

Все сказанное вызывает необходимость по-новому подходить и к вопросам регулирования экологической обстановки, поскольку сама «природная среда обитания этносов неблагополучна и непосредственно влияет на образ жизни и здоровье людей, порождая угрозу самой национальной безопасности государства» . В условиях демократии и свободы, мера и способы воздействия объективных факторов на человеческие отношения не могут оставаться такими же, как в условиях сознательного и целенаправленного конструирования общественных отношений и оказания идеологического давления на сознание и поведение людей; в связи с этим возникает потребность выяснения содержания, путей и способов управления социально-экономическими и социально

1 Жовтун Д.Т. Конфликтология. Межэтические конфликты в структуре современного российского социума.//Социально-гуманитарные знания. №1, 2000, -С.133.

2 Димов В.М., Паутов В.Н. Здоровье этноса как проблема его социальной безопасности И Социально-гуманитарное знание. № 1, 2000, -С. экологическими факторами, находящимися в тесном взаимодействии друг с другом.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Абдуллина, Лилия Салимовна

во-первых, возрастанием роли этнического фактора в общественно-политической жизни современного российского государства в результате осмысления собственных интересов и потребностей; во-вторых, нарастающей тенденцией нравственной деградации ряда этнических групп, сопровождающихся разрушением их здоровья, ослаблением адаптации к среде обитания, разрывом с традиционными формами культуры, нарушением позитивной трансляции опыта от одного поколения к другому; в-третьих осознанием необходимости возрождения народов, восстановления их исчезающих языков, обычаев, традиций, психологических черт. Эти проблемы должны решаться только в условиях федерализма, а не в условиях реанимации тоталитаризма. Федерация для России не просто форма государственного устройства, но и способ вхождения в цивилизованный мир XXI века; способ реализации права народа на самоопределение» так как "суверенитет этноса" относится к самым высоким ценностям человечества»1.

Степень разработанности проблемы. Совокупное влияние природной и окружающей социальной среды на условия существования и развития этносов - это метапроблема, которая может быть исследована в комплексе представителями различных наук, с разных сторон, фиксирующих состояние и тенденции соотношения "человек - общество - природа".

Общие вопросы теории экологии, о месте и роли природной среды обитания в функционировании общества освещены в фундаментальных трудах А.А.Богданова, В.И.Вернадского, В.С.Сукачева, Н.В.Тимофеева-Ресовского, Я.Ф.Федорова.

Система взглядов на характер взаимоотношений человека и окружающей его среды, на роль и обязанности человека в будущем мире, поиски путей преодоления возможных кризисов получили свое развитие в работах Н.А.Бердяева, Э.В.Гирусова, Н.А.Лосского, Н.Н.Моисеева, Г.В.Осипова, П.А.Сорокина, А.В.Яблокова, A.JI. Яншина.

Экологическая проблема - сложнейший узел общественных противоречий, имеющих различие в остроте, формах и уровнях проявления, наконец, в социальных последствиях. Проблемы социальной экологии, как комплексной научной дисциплины, основным содержанием которой является интерпретация данных естественных технических и общественных наук во взаимодействии общества с природой рассматриваются в исследованиях В.П.Алексеева, В.Д. Комарова, Ю.Г.Маркова„В.А.Лось, А.Н.Пригожина, Н.Ф.Реймерса.

Жизнедеятельность населения, его быт, труд, отдых, поддержание высокого уровня своего здоровья, демографическое поведение, осознание своей духовной и политической независимости, социальный комфор т во многом обусловлены качеством жизни и такой важной ее составляющей, как качество окружающей человека среды. Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде - одно из важнейших прав человека. Подробное обоснование предмета этнической экологии, пути влияния биосферы на его организм разработаны в трудах С.А.Арутюнова, Н.А.Дубовой, В.П.Казначеева, В.Ю.Катасонова, В.И.Козлова, В.И.Комарова, И.И.Крупник, Э.С.Маркарян, Б.Б.Прохорова, Н.П.Соколова.

Проблемы социальной экологии этноса не представляется возможным изучать без анализа общей теории этносов, роли национальных отношений и процессов в жизни общества. Среди них наиболее близки к исследуемой теме труды Р.Г.Абдулатипова, Ю.В. Бромлей, Н.Н.Губогло, Д.Н.Гумилева, Д.С.Лихачева, А.Д.Сахарова, В.А.Тишкова.

Общие проблемы этических и нравственных аспектов жизни этносов в полиэтничном государстве, обобщения философских и естественнонаучных представлений биосоциосистемы рассматриваются в трудах исследователей Т.Н.Бурмистрова, Д.Ж.Валеева, Б.С.Галимова, А.А.Гусейнова, Э.Гелнер, Л.М.Дробижевой, В.Н.Иванова, Т.Г.Исламшиной.

Вопросам концепции всеобъемлющей системы международной безопасности на основе сотрудничества стран путем решения экономических и экологических задач, обращение к понятию этничности и различным аспектам его проявления в современном мире посвящены работы западных ученых Ж.Классена, Д.Ж.Марковича, М.Реннера, Р.Ван-ден-Берга, А.Печчеи, американского исследователя М.Нэша. Содержательна работа П.Тейяр-де-Шардена, рассматривающего феномен человека.

К вопросам выявления индикаторов экономико-демографического развития, системному подходу в исследованиях воспроизводства, здоровью населения обращаются А.Г.Вишневский, В.М.Паутов, В.И.Жуков, В.Л.Корчагин, В.Н.Паутов, Я.И.Рубин.

Социобиологические аспекты развития человека и общества, влияние экологических катастроф на живую природу даны в работах В.А.Вронского, В.П.Горшкова, А.А.Григорьева, Р.Т.Карабань, А.О.Кокорина, В.К.Савченко, И.Л.Фуксмана.

Работы авторов И.Г.Акманова, Н.В.Бикбулатова, Н.А.Мажитова, П.И.Кудряшова, Р.Г.Кузеева, И.И.Лепехина, С.И.Руденко, Р.З.Янгузина рассматривают исторические и этнографические проблемы башкирского этноса.

Социально-этнические проблемы Функционирования этнических общностей рассматриваются в работах социологов А.А.Ахмадевва, Дж.М.Гилязитдинова, Р.И.Ирназарова, Р.М.Тухватуллина, Ф.С.Файзуллина.

Традиционной культуре этносов, источнику и основе его самосознания и духовной состоятельности посвящены работы В.А.Кутырева, Н.Ф.Рахманкуловой, А.В.Соколова, польского философа Е.Шацкого, Л.Е. Яковлевой.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта диссертационного исследования выступает социальная экология, а предметом исследования является совокупное влияние окружающей природной и социальной среды на социальную экологию этноса.

Целью диссертационного исследования является анализ социальной экологии этноса как фактора его возрождения.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих исследовательских задач:

- определить методологическое значение понятия социальная экология этноса и его соотношение с такими категориями как «социальная экология», «качество жизни», «экологическое сознание»;

- показать необходимость аксиологических аспектов в обсуждении проблем социальной экологии этноса;

- выявить факторы, способствующие сохранению и дальнейшему развитию целостности этноса в рамках социоприродных и социокультурных систем; исследовать проблемы тормозящие полноценное функционирование и развитие национальной культуры в таком полиэтничном обществе как РБ; рассмотреть возможные пути выхода современного башкирского общества из состояния духовного кризиса.

Социальная экология этноса, на взгляд автора, открывает новые перспективы изучения человека, социальной группы, общества в целом. Она способствует утверждению этнической самоценности, ибо отсюда вытекает признание свободы человека быть самим собой, но, разумеется, без умаления такой же свободы других в их "необъективируемом, неповторимом"1.

Методологическую, базу диссертационного исследования составили

1 Марсель г. Трагическая мудрость философии. М., 1995. С.31. элементы диалектики, методы развития и историзма. Изучение социальной экологии этноса требует объединения всех основных подходов к проблеме человека, то есть его комплексного изучения.

Анализируемый предмет, социальная экология этноса должен предстать как определенное множество элементов, взаимосвязь которых образует целостность этого множества. Наиболее приемлемой методологией в данном случае явился структурно-функциональный анализ.

Эмпирическую базу диссертации составляют результаты переписей населения, данные Госкомстата Республики Башкортостан, сведения полученные в ходе изучения социально-экономических, социально-экологических условий жизни этносов из различных монографических источников, газетно-журнальных публикаций. Использованы материалы отчетов НИИ медицины труда и экологии человека Республики Башкортостан, социологические исследования кафедры прикладной социологии Башкирского государственного университета.

Теоретической основой исследования стали концептуальные идеи и положения, изложенные в произведениях Н.А.Бердяева, Л.Н.Гумилева, К.Ясперса, А.Камю, Г.Марселя, Э.Фромма; психологический аспект проблемы предполагает также обращение к трудам К.Роджерса, З.Фрейда.

Научная новизна диссертационного исследования может быть сформулирована в виде следующих положений:

-обоснована необходимость введения нового понятия "социальная экология этноса"; дано его определение и обозначены основные аспекты комплексного изучения проблем возрождения этносов;

-аргументировано положение о влиянии природной среды не только на биофизиологическое состояние человека, но и на нравственно-психологическое самочувствие этнических общностей;

-доказано, что неравномерное социально-экономическое развитие регионов, негативно влияющие на социальную инфраструктуру, выступает как правило, дестабилизирующим фактором социальной экологии этноса;

- выявлены причины, неблагоприятного экологического фона развития этносов, предложены пути оптимизации отношений этноса и среды его обитания;

- очерчен круг управленческих проблем связанных с преодолением сложившихся негативных социально-экологических факторов, вызванных объективными обстоятельствами и предложены возможные варианты регионального управления.

Теоретическое значение диссертационной работы состоит в том, что понятие социальной экологии этноса открывает новые перспективы в изучении этноса.

Практическая значимость. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в разработке учебных программ по социальной философии в процессе изучения таких тем, как «природа человека», «природа и общество», «культура общества и личности», «этническая культура» и др.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на межвузовской научно-практической конференции: «Федерализм как способ бытия культуры» (г. Уфа, май 1998 г.), л 1акжс на двух региональных научно-практических конференциях проходивших в г. Сибае в 1998 г. и в 1999 г.

Общий объем публикаций по теме составил 1 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава включает два, вторая три параграфа.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальная экология этноса как фактор его возрождения"

Заключение

Современный мир характеризуется сложными, противоречивыми процессами. Во взаимоотношениях государств, народов, наций и этносов, определяющими выступают интеграционные тенденции, происходит универсализация форм и методов производства, образа жизни, культур.

Однако эти обстоятельства, как свидетельствуют события начала XXI века, как в самой России, так и других странах мира, не отменили и не умаляют значения этнического фактора в жизнедеятельности человека. "С возрастанием целостных характеристик человечества, распространением урбанизации и нивелирующих форм массовой культуры, межгосударственных межличностных контактов и взаимосвязей, этнокультурное многообразие планетарного сообщества людей не сходит с исторической арены. Переходя все в большей мере из сферы материальной в сферу духовной культуры и самосознания, этничность утверждает себя вполне определенно как устойчивая совокупность поведенческих норм или социально-нормативной культуры. Этничность позволяет ее носителю лучше ориентироваться в урбанизированном мире. Чувство принадлежности к той или иной группе нужно человеку как форма, через которую реализуется необходимая ему социальная комфортность (наряду с микроячейкой - семьей), и используется им для достижения определенных социальных целей"1.

Сегодня стало ясно, какую важною роль играют очаги девственной природы в поддержании глобальных и региональных геобиосферных балансов, а разнообразие малых этносов и культур - для предотвращения культурной деградации и жизнеспособности полиэтнических образований. В этих условиях происходит актуализация проблем социальной экологии этноса, признанной изучать социальную сторону жизнедеятельности народов, проблемы выявле

1 Тишков В.А. Об идее нации // Общественные науки. 1990. № 4. -С.86 ния и удовлетворения социальных потребностей этносов, в условиях сложной экологической обстановки.

Результаты проведенного исследования могут быть кратко сформулированы в следующих тезисах:

1. Окружающая природная и существующая социальная среда непосредственным образом влияет на нравственно-психологическое самочувствие этносов, которая может быть со знаком "минус" (неблагоприятная) и со знаком "плюс" (благоприятная). Это - прежде всего характер власти, при котором живет этнос.

2. Система социальных факторов, образующие в своем единстве необходимые условия существования и самовоспроизведения этноса должна быть направлена на поддержание высокого уровня - жизни для предотвращения нарастающих тенденции нравственной деградации, постепенного разрушения здоровья, ослабления адаптации организмов к среде обитания, отрицательного генофонда, нарушения позитивной трансляции опыта от одного поколения к другому. Все перечисленные тенденции по нашему мнению, составляют целостней логический ряд и являются, одним из вариантов объясняющих исчезновение народов.

3. "Взрыв этничности" предопределен игнорированием значения национального фактора в общественно-политической жизни. В условиях социальной дезинтеграции, крайний национализм начинает выступать заменителем традиционных ценностей, утративших свое значение.

4. Проблемы возрождения народов и восстановление их исчезающих языков, обычаев, традиций, психологических черт не могут быть радикально решены в условиях реанимации тоталитаризма. Федерация для России, это не просто форма государственного устройства, это также способ цивилизованного вхождения в XXI век.

5. Наличие объективных различий между этносами, факты неравенства между ними требует дифференцированного подхода к ним, приоритетного решения проблем того этноса, который испытывает стеснение в сообществе других.

Для реализации лучших человеческих качеств, духовных способностей, социальной активности, состояние экономики имеет первостепенное значение, ибо от него зависит, в каких социально-бытовых условиях существует человек, данная этническая группа, а это прежде всего: наличие благоустроенного жилья; обеспечение работой и своевременная выплата заработной платы, дающей возможность удовлетворять минимальные потребности человека; получение квалифицированной медицинской помощи, образования; возможности полноценного отдыха.

Понимание социально-экологических проблем этноса, как правило, требует комплексного подхода и представляется целесообразным объединить и рассматривать их в системном единстве, целостности и взаимообусловленности. Объект рассматриваемой теории находится на "стыке" наук, изучающих основные движения и имманентно включает сознательную жизнедеятельность людей. Социальная экология этноса предметна лишь в том смысле, что изучает особую сферу, но сам характер этой сферы таков, что в ней представлены явления и материальные и духовные.

Термину "социальная экология" добавляя понятие "этнос", мы подчеркиваем, что имеется в виду га общественно-политическая, экономическая, нравственно-психологическая среда, которая воздействует на этнос. На наш взгляд, рассмотрение взаимодействия существующей экологической обстановки (благоприятна она или нет), с реально существующим общественно-экономическим строем, является весьма плодотворным подходом в разработке теории социальной экологии этноса.

Для того, чтобы этносы чувствовали себя наиболее комфортно в условиях глобальной кризисной экологической ситуации, обострения национальных и территориальных проблем, всеобщего экономического и политического кризиса, нужна продуманная и взвешенная политика государства, основанная на уважении к любым этническим группам, как к крупным, так и к малым.

Одним из важнейших факторов повышения опасности для личности, этноса, жителей страны, является снятие духовно-нравственных, правовых и культурных ограничений. Если средства массовой информации пропагандируют насилие и жестокость, вседозволенность, то это вызывает девальвацию нравственных ограничений общества. Проводимая линия на снижение регулирующей роли нравственных норм, таит в себе большие опасности для выживания любого этноса.

Дело в том, что духовная деградация, безнравственность ведет к ренессансу биолого-физиологических наклонностей людей заложенных в природе.

Благодаря понятию социальная экология этноса, становится возможным обратить внимание на острые политические проблемы - проблемы федерализма. В условиях современной России, например, снижение потенциала социальной экологии этноса, прямым образом связано с возрастанием преступности, безнравственностью взаимоотношений между властью и народом, обществом и государством, между людьми.

Негативным показателем социальной экологии этноса, выступает деградация национальных культур, выражающееся прежде всего в отсутствии национального самосознания, в отказе от этнической самоидентификации. Все это, в конечном счете, ведет к космополитизму или к тому, что противоположно - псевдопатриотизму, оба эти явления безнравственны.

Благодаря понятию социальная экология этноса - становится возможным ценностный подход к жизни народов, сама национально-этническая жизнь, которой является непреходящей ценностью человеческой цивилизации, потому что каждый народ уникален по языку, культуре, традициям. И "глобальная цель человечества состоит, в том, чтобы сохранить все существующие этносы, какой бы численностью они не обладали, на какой ступени социально-экономического развития они не стояли"1.

Необходимо, в сущности, переломить ставшее традиционным невнимание к здоровью народа, в том числе и к здоровью тех этнических образований, культура которых раньше не знала алкоголя, а быт и народная гигиена разрушены. Система здравоохранения России (республик), если она даже восстановит и приумножит свой потенциал, едва ли в состоянии решить эту проблему самостоятельно. Необходима самозащита самого народа, волна народного движения за выживание, самосохранение, за здоровье и здоровый быт. Одновременно необходимо повысить активность государства в борьбе за здоровье населения. Одними постановлениями, указами ситуацию видимо, переломить невозможно. Требуется рассчитанная на длительное время государственная установка на здоровую жизнь, обязательно тесно связанная с повышением культуры и знаний человека, этнических обществ. Так или иначе, эта проблема должна быть непременно решена; ее надо включить в программы возрождения с учетом региональных и этнических особенностей состояния здоровья народов.

1 Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. М., 1997.-С.131-132.

 

Список научной литературыАбдуллина, Лилия Салимовна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Агранат Г. А. Использование ресурсов и использование территорий Американского Севера. М.,1934 г., С.66

2. Аитов Н.А. Общество переходного периода: Курс лекций. Алматы. 1993. С.53.

3. Акатьев Ю.В. Отношение работников сельского хозяйства к труду. Уфа, 1992. С.72-73.

4. Акманов И.Г. Башкирские восстания XVII-XVIII вв. Вестник АН РБ «Ядкяр». №1, 1995, с.95.

5. Акманов И.Г. Башкирские восстания. Уфа, 1993, с.79.

6. Акманов И.Г. За правдивое освещение истории народов. Уфа, 1995. С.19

7. Анисимов С. Ценности реальные и мнимые. М., 1970, С.23.8. «Аргументы и факты». 10 февраля 1999 г.

8. Аринин А.Н., Болтушкин В.В. Особенности современных процессов в Башкирской АССР:Препринт /БНЦ УрО АН СССР. Уфа. 1989. СЛ.

9. Аристотель. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1. -М., 1976. С. 389.

10. Арутюнов С.А. Инновации в культуре этноса и их социально-экономическая обусловленность // Этнографические исследования развития культуры. М., 1985. С.31-32.

11. Арутюнов С.А. Мкртумян Ю.И. Проблемы типологического исследования проблемы механизмов жизнеобеспечения в этнической культуре. // Типология основных элементов традиционной культуры. М., 1984 С.20.

12. Арутюнов С.А., Маркарян Э.С., Мкртумян Ю.И. Проблемы исследования культуры жизнеобеспечения// СЭ. 1983. №2. С. 30,14