автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Малый этнос как объект социально-философского исследования

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Данакари, Ричард Арами
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Малый этнос как объект социально-философского исследования'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Малый этнос как объект социально-философского исследования"

Данакарн Ричард Арами

М»ШЙ ЭТНОС КАК ОБЪЕКТ СОЩАЛЫЮ-ФШЮЖСШХ)

иссшдошш

^¡-циалъкость 09.u0.ll - социальная философий

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соис:-:ание у^ной степени кандидата фшюсофскзхх наук

Волгоград 1995

Работа выполнена ка кафедре философии и социологии Волгоградского государственного университета

Научный руководитель - доктср философских наук,

профессор С.Э.М'АИИВЫКЖНЙ

Официальные оппоненты- доктор философски* наук, профессор С.И.ЗАМОГИЛЬНЫЙ кандидат философских наук, '' доцент И.И.КШЧШЕЦ

Ведущая организация - кафедра философии Волгоградского института физической культуры.

Защита состоится СШ^? А 1996 года в Шт часов на заседании Д1--оертациоиного совэта К.064.69.01 по присуждению ученой степени кандидата философских наук при Волгоградском государственном университете (400002, Волгоград, ул. 2-я Продольная, ЭО, корпус Б, аудитория ).

С диссертацией можно ознакомиться в читальном бале научной библиотеки ВолГУ.

Автореферат разослан "Э, " -.Н^П^СХ. 1996 г.

Ученый секретарь •чюсертационного совета г.чкдидат философских наук

доцент

,Л.Стрлэое

0Ь"Ч1 ХЛГЛКТКРИСТНКА ДИССЕРТАЦИИ Актуальность исследования.

Одной из га*кейшх проблем, имевших особое значение как для развивающегося и обновляющегося российского существа, так и для всей мировой цивилизации, является проблема этноса, наций и инонациональных отношений. Индустриальное рагвитие, сопровоядаикве-ся научно-технической революцией, интегрировав и интернационализировав международные политические, социально-экономические и (в значительной степени) духовные отношения, сломав национальные перегородки, привело не к ослаблению этнической специфики, а наоборот, способствовало росту национального самосознания, в том числе в таких его крайних вариантах, как нацкокалигм и шовинизм, т.е. к появлению феномена, известного в науке как, "этнкч*ск::а гпрэдокс" современности. (1)

Важность исследования данной пргблеиы. во-первых, с5гяскя-ется тем. что изменившаяся социально-этническая реальность требует для своей объективной оценки углубленного философского анализа; во-вторых, без глубокого осмысления истории и слояив-шегсоя состояния общества невозможен выбор альтернативы да.т1--нейэего развития, выявление способов и средств перевода социальной системы из наличного кризисного состояния в стабильное и ; динамичное. В-третьих, современное общество проявляет огромный, естественный при всеобщем подъеме национального самэсогн.чнчя, инт-рес к своей истории, к. погнашш истоков и корней. Б-четв^р-

1. См.: Геллнер Э. Национализм возвращается; Кремлей ¡0.В. "Этнический парадокс" современности в историческом контексте /■■' Новая и новейшая история, 1983, С. 55-70.

тых, формирующиеся в стране ноЕые национальные отношения требуют существенной переоценки смысла и содержания традиционной национальной политики, анализа и выводов современного состояния национального вопроса к выработки наиболее перспективных путей его всероссийского решения в обозримом будущем. (1)

В теоретическом плане актуальность исследования проблема больших и малых этносов обусловлена значительными трансформациями, которые происходят в нашей социальной философии, в теории наций и национальных отношений. Уле стало достаточно очевидно, что в полиэтническом государстве любая социальная проблема тлеет тенденцию приобретать этническую специфику, этнически окрашенную подоплеку. Каедая сфера общества, которая переливает период кризиса и нестабильности, становится источником межэтнических противоречий.

Проблема, которой.посвящено настоящее исследование - излые этносы, как реально существующие субъекты исторического процесса и общественных движений, их сущность, тенденции и перспективы развития. Отсутствие или неразработанность адекватного знз-ния об этих субгектах, об их сущности,, факторах формирования 1 закономерностях развития, лишает общество возможности обеспечить научное управление социальными процессами, в которы} участвуют народы, большие и малые этносы.

В силу причин как теоретического, так и политического характера, менее всего б науке разработаны проблемы малых этносов. Слабость теоретических исследований объясняется тем, чтс

1. См. об этом: Дорочекков А. И. Межнациональные отношения и на

ционалъная политика в России. Актуальные проблемы теории современной практики. СПб, 1995, С.З.

_ К -

длит .такое время доминировали исследования преимущественно крупных-национальных-""''конгломератов, которые яксбн являются единственными движущими силами национальных движений. Что же касается малых этносов, то считалось, что они подвержены в сво-■ ::тественнпм развитии ассимиляционным процессам, никогда не гупэли и не могут выступать на исторической арене в качестве самостоятельных политических сил. К тому же целью Советского государстве било ускоренное движение к социальной однородности. Соответственно этому, проблема малых эти 'сов оставалась в тени теоретических исследований, подчиненных преимущественно политическим и идеологическим запросам эпохи соответствующего общества. Лишь в современный период, когда на смену политизации и идеологизации в социальной науке, хотя и медленно, приходят ци-вилизациояный и культурологичесгаш подходы и актуализируются проблемы культуры ео всем ее этносоциальном многообразии, появляется возможность и необходимость глубоких философских и социологически исследований всех субъектов культуры, в том числе и '/алых этносов.

Исторический опыт свидетельствует о том, что каждый этнос р условиях интеграции и взаимовлияния культур всегда вносил I! вносит свой немалый вклад в развитие культуры того или иного общества.

История России и СССР подтвердили выоокую значимость малого этноса я его культурной деятельности в формировании национальных и межнациональных процессов. От больших этносов малые народы всегда впитывали, вбирали в себя огромную социально- культурную информацию, а также перенимали обучай ¡1 традиции, эбогзщаяи свою культуру, получали новые качесте •'ннке импульсы 4ля своего развития. Естественно, происходил и обратный процесс

]

- б -

трансляции опыта, взаимообогацение культур. Однако эти проблемы еще не получили должного отражения ни в советской, ни в современной отечественной философской и социологической литературе. Для Российской Федерации эта проблема, в первую очередь, приобретает особую остроту с учетом позитивного и негативного исторического опыта, в тон числе уроков последнего десятилетия. Советский период нашей истории в развитии и саморазвитии наций знает значительные достижения, но происходило и немало негативных процессов, в том числе и в жизни малых этносов. Имели место огромные невосполнимые потери, связанные о ассимиляцией и даже тенденцией к вымиранию малых этносов. Уровень icy ль туры общества миг бы быть значительно более высоким, если бы не были потеряны уникальные культурные богатства малых народов, тысячелетиями населяющих историческую территорию страны.

Степень разработанности проблемы.

Исследованием проблем этноса и этногенеза, теорий нациг и межнациональных отношений, вопросов национализма и шовге.иома занимались многие отечественные и зарубежные ученые (1) Однако,

1. См. об этом, Бауэр 0. Национальный вопрос и социал-демократия. СПб, 1909; Брошей D.B. Очерки теории этноса. М., 1983; Геллнер Э. Нации и национализм// Вопросы философии, 1989. N7; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1930; Дашдаииров А.Ф. Нация и личнооть. Баку, 19?б; Калтахчян С.Т. Марксистско-ленинская теория нации и современность. М., 1983; Куличенко М.М. Нация и социальный прогресс. М., 1983; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии, 1389, )) 3,4; Рогачев A.M., Свердлин U.A. Нации - народ - человечество. М., 196?; Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

и?гмотря ча значительное количестве работ, цедь'й ряд проблем наязл адекватного отражения в научных исследованиях.

Нам представляется, что з определенной степени этот пробел выполнило издание классических трудов по истории русской философии и-социологии, в том числе работы В.С.Соловьева, Н. А.Бердяева, И.А.Ильина, Л.М.Шлюкова, Е.Н.Трубецкого к др. (1) В этих работах исследовались проблемы этноса и этнический истории, делались попытки прогнозов будущего Розеин и русской нации. Однако, при всей актуальности и значимости этих социально-философских трудов, они не могли и не смогут заменить анализа современных проблем национальных и ме.чсэтнических отношений, служить в полной и достаточной мере теоретической осноеой . для их гармонизации.

Следует пригнать, что с началом перестройки и ? последующие годы, когда в бывшем СССР наблюдался бурный всплеск национального самосознания, поиск истоков и корней собственной идентичности, общество сказалось перед необходимостью выработки новой теории, реально отражающей аизнь, способной стать исходной базой моделирования и прогнозирования внутриэтническж и межэтнических процессов. В трудах по этим вопросам национальные и более крупные общности рассматривались в их движении, рзавнтин,

1. См.: Ильин И. Что сулит нам расчленение России. М., 1992;

Бердяев H.A. Философия неравенства. М., 1Э90; Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. Соч., в 2-х тт. Т.1. М., 1989; Милнзков П. й- Очерки по истории русской культуры . Т.1. М.: Прогресс, 1993.;Трубецкой E.H. Народное и всечеловеческое // Этнопо-лис, 1993, N2.

- 3 -

взаимодействии и перспективе .(1)

Появились диссертации, в которых с новых позиций стали исследоваться проблемы наций и межнациональных отношений. (2)

Значительные попытки е освещении проолем национально-государственного устройства, исследовании этноса и гармонизации национальных отношений в России предпринимает "Этно-полишческий вестник" ("5тнополис"), где публиковались и публикуются статьи известных российских ученых В.А.Тишкова, В.А.Печенева, Е.А.Гаер, С.А. Арутюнова, В.Н. Лезнсес! и др. Только в 1994 году прошли "круглые столы" на тему "Межнациональное согласие: проблемы обустройства народов в Российском Федеративном государстве": Всероссийские научно-практи-

1. См.: Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я". М., 1S91; Болтенкова Л.Ф. Межнациональные отношения в перспективе (субъективный взгляд юриста). М., 1S89; Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР. В поисках новых подходов. М., 1983; Джандильдин Н. Единство интернационального и национального в психологии советского народа. Алма-Ата, 1989; Калинина К.В. Развитие межнациональных отношений в условиях перестройки. Национальная политика. М., 1989; Макаров В.В. Отечество ц патриотизм (Логико-методологический анализ). Саратов, 1988; Седова H.H. Интернационализм, патриотизм, личность. Волгоград, 1989.

2. См.: Зарипоа Н.Я. Этническое сознание: сущность и особенности формирования (Методологический анализ). Уфа, 1994; Кал-

мырзаев Н.С. Нация и человек. (Социально-философский анализ). М., 1993; ОвлякулИсь С.Б. Формирование национального самосозна-кия (Социально-философский анализ). М., 1994; Крашенинников К.Н. Темпоральные аспекты этногенеза. Саратов, 1993 и др.

ч?ски9 юнферевшп! 'Таркониэация межнациональных отношений в России"; "Федерализм и межнациональные отношения в современной России"; Международный конгресс горцев "Этнос и среда обитания. Традиции и развитие".

Несмотря на то, что за последнее десятилетие по проблемам теории нации и ыеянзцпокалъннх отношений защищено огромное количество диссертаций (более 100), содержав^ немало теоретических положении, достойных внимания как науки, так и практики, за пределами исследований остался гоуг весьма острых и значительных для нашей общественной жизни тем.

К сожалению, по проблемам состояния и развития малочисленных народов зз последнее десятилетие защищено только несколько диссертаций (1), носящих преимущественно этнографический и исторический характер и содержащих тщательное и детализированное описание исторических памятников, фрагментов археолопмескпк неходок, обрядов и традиций. При этом многие исследован:« подчеркивают только позитивные моменты в национальной политике, проводимой Советским государством в отношении малочисленных народов. Об этом свидетельствуют и диссертации, защищенные зз последнее время. Оки посвящены историческому и социалъно-кулъ-турному своеобразию малочисленных народов Енисейского Севера (В.И.Иванова); социально-профессиональной мобильности народов Севера в современных условиях (на примере нанайцев и нивхов) (Удалова И.В.); противоречим процесса интернационализации сб-

1. Си. об этом: Доронченков АЛ!. Проблемы теории нации а межнациональных отношений в диссертационных трудах /' Сот;.-полит, яауки, 1990, N 10, С. 117-121; Бабаков Ч.Г. Кризисные этносы. , 1993.

раза жизни (на примере народов Дагестана) К.К.Джбмилова; свадебной обрядности удшов в прошлом и настоящем (И.С.Мнскалишви-ли).

Однако, несмотря на все сложности и инерцию традиций, в российском обществе постепенно нарастает внимание к судьбе малых этносов. (1) В этой связи значительным шагом в исследовании малочисленных народов является монография В.Г.Бабакова "Кризисные этносы". -Автор рассматривает внутренние и внешние факторы д-.'^исных явлений, весь комплекс проблем, с которыми столкну-■['¡ц'¿, малые этносы. (2)

Завершено выполнение Реопубликакосой комплексной научно-исследовательской программы "Народы России: возрождение и развитие".

В разделе "Межнациональные отношения в России: история -современное состояние - перспективы" была выделена тема "Мало-чиоленкке народы и субэтносы России". Много интересного материала по правовому положению малых этносов содержится в сборнике "Статус малочисленных народов России (правовые акты и докумен-

1. См. об этом: Корнилова 3. Малочисленным народам - правовую н социальную защиту // Этнополис, 1992, N 1; С.А.Арутюнов. Малочисленные на];>сды России: оптимизация межнациональных отношений // Этнополис, 1992, N 1; Закон РФ "Основы правового статуса малочисленных народов Российской Федерации (проект) // Этнополис, 1092, N 1;. Список малочисленных народов РФ // Этнополис, 1993, N 1; Львова 3., Нам К., Наумова Н. Национальные меньшинства: забытый исторический опыт и современные проблемы // Этнополис, 1993, N г.

2. С.м.: Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М., 1993.

" '-------11 -------------------------------

ты)". М.: Юр ид. лнт-ра. 1994 г., в котором впервые опубликованы правовые акта по проблемам коренных малочисленных народов Севера России и зарубежных государств, что позволит внести реальный и значительный вклад в дело сздаты прав и интересов малых этносов не только России, но и всех стран СНГ.

Значительным достижением является подготовка проекта "Государственной программы национального возрождения и межнационального сотрудничества России", в которой основным принципом национальной политики объявляете1 "государственная поддержка малочисленных народов, сохранение их культуры, языков, традиций и среды обитания. (1)

Положительным явлением следует признать и публикацию в нашей печати "Конвенции об основных правах европейских народов", принятой 28 мая 1992 года Федеральным Союзом Народов Европы (/КИЕ), общественной организацией, шеютей консультативный стч-тус при Европарламенте, энергично и эффективно фуккщюкпркГще-й в области защиты прав национальных меньшинств. (?)

Исследерзкие малых этносов предполагает изучение следующих аспектов проблем:

а) исследование сущности малого этноса и разработка соответствующего понятийного аппарата;

б) исследование социальных факторов формирования малых эт-

1. См.: Проект Государственной программы национального возрождения и■межнационального сотрудничества народов России г/

Этнополис,.1994, К 4.

2. См.: Червонная С. Федеральный союз европейских нзро-ов. Конвенция об основных правах европейских народов // Этнополио,

1992, N 2.

носов как в прошлом, так и на современном зтале;

в) исследование вашагадействия малы;: -этносов с другими общностями в pai.tk.ax большого национального и социального целого, е конкретных условиях формирования многонационального российского народа;

г) исследование задач общества по обеспечений сохранения национальной самобытности, языков, традиций, обычаев, образа лизни и других культурных ценностей малых этносов как компонента глобальной проблемы сохранения и развития социальной культуры.

Целью диссертационного исследования янляютсн:

1. Способствовать разработке теории малых этносов в контексте социально-философского и социологического знания.

2. Исследовать состояние и перспективы развития малых народов в условиях интернационализации, национальной интеграции (консолидации) и дезинтеграции на современном этапе.

3. Исследовать данную проблему с целью оказать определенную помощь в разработке программы национальной и региональной стабилизации в России, в том числе в некоторых республиках и областях Российской Федерации.

4. Инициировать разработку социального статуса малых этносов на территории бывшего СССР с учетом проблемы беженцев и связанных с этим миграционных процессов.

5. Разработать практически значимые идеи и рекомендации по совершенствованию межнациональных отношений в рамках дальнейшего становления такого сложного образования как многонациональный российский народ, в условиях этнополитичеоких процессов периода распада многонационального государства СССР и суверенизации бывших союзных республик и других национальных образований

и перспектив становления нсього Еврагийского Сопга.

Главннчи иотга»фуи!Щ1им причинами исследования проблемы малых этносов являются следующие:

1. Стремление выработать адекватное реальной действительности определение понятий "малый этнос" и тем самым заполнить пробел, имеждш место в литературе, касзгтайсл национально-этнической структуре общества.

2. Необходимость соотнести сс5ственную концепцию Формирования и развития малки этносов с -гмевдимися в науке подходами к данному вопросу.

3. Потребность рассмотреть влияние современной цивилизации. в частности, научно-технического прогресса, различных тенденций стакдартирзздте и массовой культуры на самобытные культуры малых народов в связи с проблемой их сохранения и вммгеанкд.

Дале предварительный анализ этих причин сБИлет'-тьствует. что эволюция этносов, в том числе и малых народов, откссится к числу глубинных процессов, характеризующих прогресс человечест-вз. Они объективны и универсальны. Исследуя их особенности и характерные свойства, их связь с экономическими, научно-техническими. социальны;.«!. демографическими процессам», мы можем и должны их разумно использовать при выработке способов достиче-ния тех или иных целей общественного развития. И,главное, долл-кч понять чтэ^несмотря на преобладание интегративных тенденций в развитии наций, их самобытность, самосознание не ослабевают и не нивелируются, а наоборот, постоянно растут и будут расти. Национальная дифференциация есть и сохраните-: в обзгриисм будущей. Мы должны подобные факты принять как объективную реальность и по возможности исправить деформэ'пш прозлого.

Формирование демократического общества и правового госу-

дарства предполагает межнациональную терпшлость, учет интересов этносов, е том числе к малых, обеспечение условий не только для их вшшвания, но и дальнейшего развития. В связи с этим, в Российской Федерации, отличающейся особым разнообразием традиций и культур, должен быть, вероятно, найден собственный вариант гармонизации этих проблем. Необходима специальная научно-исследовательская организация, занимающаяся анализом, прогнозом и выработкой рекомендаций для оптимизации межнациональных отношений. Представляется важным в этой связи исследование национального самосознания как особого феномена исторического процесса.

Теоретической и методологической основой для данного диссертационного исследования являются материалистическая диалектика и теория познания социальных процессов, труды классиков мировой философии к социологии, работы известны;; российских и зарубежных ученых в области этноса и этногенеза, теории наций и национальных отношений. В диссертации широко использованы исследования историков, лингвистов и этнографов. В своей работе диссертант обращался к публикациям в области культурологии, лингвистики, этнической экологии, антропологии и этнопсихологии.

Научная иовкана работы. Малый этнос впервые становится объектом специального социально-философского исследования. В диссертации обосновывается правомерность понятия малый этнос как социально-философской категории. Предпринята попытка уточнения существующей типологизации малых народов. Автором рассматривается взаимодействие традиционной и индустриальной цивилизации и влияние этого сопряжения на выливание и сохранение уникальной культуры малочисленных народов.

Положения, выносиидо на защиту.

В результате проведенного исследования диссертант приюл к

1, Понятие- "целый этнос" имеет реальные онтолигпческш

нсьяшы в соикаль.юй д«йс1лпеваности, а значит, цеплян •.•:•&•<•». ось-:-.-:': ом социальна-фклогс^ьтео анализа, «.«ответственно, разработай кояляяииый аппарат.

й. Малый этнос является неразрывной и неотъемлемой часть« иакросоциуиа. Ногтей/ рассмотрение ооика^лсЛ стЕуотури -ва невозможно без учета этнического компонента, малых народов, в частности.

3. При исследовании современного малого этноса учет условий экологического бытия является не менее существенным, чем учет социально-экономических, политических и психологических

факторов.

4. Ьтнические противоречия и конфликты, присущи- социальной целостности, специфически преломляются в среде малых н=>ьо-дое. отражаются на их культуре, условиях существования, щжьо-дят к аккультурации и ассимиляции.

5. Стрессовое и шоковое состояние, в котором в наетолщ-'-е Еремя находятся малочисленные народы, превращается в глобальную проблему, чреватую опасными последствиями для всего человечества. Необходимо осоанать валностъ принятия радикальных мер для обеспечения не только выливания, но и нормального вхождения малых этносое в современную цивилизацию.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования видится в том. что его результаты могут быть использованы ь целях дальнейшей разработки проблемы малого этноса, помогут уточнить характер протекающих в мире межэтнических процессов, осмыслить как изменение социальной структуры общества влияет на степень модернизации малочисленных этносов, на процессы их ас-

симиляшш и аккультурации, маргинализации, Материалы, выводы и положения работы могут быть испольговзны в процессе изучения этнических и социальных конфликтов и противоречий, е принятии решений, направленных на их преодоление; для разработки спецкурса по социальной философии, а также в курсе культурологии, политологии и социологии.

Апробация работы. Основные положения и быеоды диссертационного исследования налит отражение в трех научных публикациях. В порядке апробации работы автором сделаны сообщения на научных конференциях БГСХА (19ЭЗ-19Э5 гг.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включэеиих 5 параграфов, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность проблемы, показана степень ее разработанности, определены цели и задачи исследования, представлена научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе "Природа малого этноса" _босновывается правомерность определения понятия малый этнос как социально-философской категории, дана соответствующая типология, определено место малочисленных народов в социально-этнической структуре общества.

Первый параграф "Понятие малого этноса" по содержанию носит теоретический характер. Чтобы исследовать сущность малого этноса, автор использует как формационный, г л и цивилизацнон-ный подхода. По данным Института этнологии и антропологии в Российской Федерации проливают более 60 малых этносов, числен-

но-т:. ьдтсри. .'с-ттльяле': Долее -140 чйо. ;• ¡-, -

^ий'-угй Федерации как полиэтнического государства треоует рсш<#-!■:'.!;I комплекса вопросов к-; только теоретического, 1!

л-'л^т^кг.-ираго^ого, эконсглг^еского и го'гкгл.ультурного хар-кте--обеспечения конституционных со>:ов рас!-справ на и оурер:-:т;. -ти народов, в том числе защиты прав национальных меньшинств и

'тягодо",. Отмечено, что до о и л пор ь науке л^ед^.Д;,. лиаа Еыступзит этнические единицы основного таксокомичесолю уровня. Между тем известно, что этнические общности представляют собой сложные иерархические системы, в которых наряду о крупными этносами могут быть выделены как субэтносы, так и межэтнические общности.

При типологиаации малых этносов была испалдвдоанз кл.А~'П-фикация этнических общностей, предложенная Ю.в.вромлетм. (1'> Чтобы определить их место и роль в системе этнически.-: общностей, в социальной структуре общества, были Ецделеш следующие критерии: место малых народов в макросоднуме и подсистемах существа, асинхронный подход при группировке этнических признаков, пространственно-демографические факторы функционирования этносов (этническая среда, демографическая масштабность и плотность, пространственная непрерывность и дискретность, социокультурная целостность или моааичность).

Вычленение малых этносов в качестве самостоятельного объекта исследовательского енимзния и их типологигация объясняется, предде ьсего, спецификой их положения в системе национальных отношений, обусловленной как количественными, так и качественными параметрами. Кроме того, малые народи различаются между

1. См.: Вромлей Ю.Е. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 31-32.

собой внутрнэтнической композицией, степенью вовлеченности в межсистемные связи, уровнем взаимодействия с макросистемой. Важное значение при анализе было уделено понятию "этническая среда", которая динамична, в диахронном движении вмещает этяо-генетический и этноисторический аспекты. Автор соглашается с точкой зрения В.Н.Бабакова (1), который на основе качественно-количественных характеристик выделяет следующие типы малых этносов: а) интегрированные этносы; б) этнические единицы; в) субятнические подразделения; г) малые народы как дезинтегрированные этнолингвистические общности. В работе показано место каждого типа в системе национальных отношений, определена их функциональная роль в структуре связей народов, б межнациональном разделении труда.

В диссертации выявляется специфика исследования проблемы малых народов, определены условия их возрождения, сохранения самобытности и свободного развития, обеспечения прав и законных интересов, что, естественно, требует не только теоретических исследований, разработки социально-философской категории малого этносз, но и создания системы законодательства о правовом статусе малочисленных народов. Предлагается сл^ующее определение понятие "малый этнос". Малые этносы - это этнические общности, прожигающие на территории своего традиционно! о расселения и насчитывающие менее 60 тыс. человек, независимо от того обладают или не обладают правом на самоопределение, т.е. на свободное определение путей своего политического, ссциаяъно-экономического и культурного раэвитш. Им присущи своеобразие языка, культуры, хозяйственной деятельности и в целом об; _>га жизни, несу-

1. См.: Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М., 1993. С. 31-32.

- "i 9 -

а?« на с*б£"о'1-пбча!о:? природных-условий- и -исторического._ пути развития.

Во злюрш гтраарафе "Малый этнос в социальной структуре общества" рассмотрены актуальные проблемы сочетания интересов традиционной и индустриальной цивилизаций. Осуществлен глубокий анализ традиционных обществ малых этносов, характеризующихся социальной однородностью, показана слабость общественного разделения труда, в связи о чем' общественные отношения косят вне-э-консмический характер. Отмечено, что при всей традиционности они социально подвижны, хотя и>: внутренняя структура базируется на унифицированных алгоритмах поведения. На основе ретроспективного анализа сделан вывод о том, что классически традиционных обществ в странах бывшего СССР не существует. В диссертации рассмотрены огненные тенденции в обществах традиционного типа, находящихся в состоянии транзитивности (переходности), когда происходит маргинализация старых и вновь образующихся социальных групп и структур, которые имеют специфические интересы, модели поведения.

Вторая глгша íj• этнос и современная цивилизация" посвящена исследованию злилнкл универсального планетарного кризиса на малые этносы, .-á j'puñ основательно деформировал их экономическую, еоциальну» и духовную стороны жизни, ускорил процессы аккультурации и ассимиляции. . . ..

В первом л.-здзй£*4« "Экологическое бытие малого этноса" показано, что в ukoí wtopoiwóií проблеме выливания, сохранения и развития мзлы>г народов все более велись значение приобретает проблемы экологии. í¡ работе особое внимание обращено на специфический характер йлэкедеятальности малых этносов, главным механизмом существования которых признается экологическое равно-

весие с доступными природными ресурсами. Динамический гомеостаз является основой длительного исторического сосуществования традиционных обществ. Вторжение индустриальной цивилизации усугубило проблемы демографического воспроизводства, ухудшило условия этнического выживания; ассимиляция и вымирание стали привычным явлением.

Во втором параграфе "Малый этнос в условиях этнических противоречий и конфликтов" дается анализ всей сложной системы противоречий и конфликтов в сфере межэтнических отношений., сделана попытка выявить критерии и дать классификацию противоре-"чиг. Значительное внимание уделено объективным условиям и субъективному фактору, природе внутриэтнических и межэтнических противоречий и конфликтов.

Автор подчеркивает, что понятие "национализм" не позволяет достаточно емко анализировать современное этническое состояние. Вводится понятие "гиперэтнизм", которое носит неоднозначную смысловую нагрузку, однако позволяет более адекватно оценить ногое качественное состояние .национализма. Особое внимание обращено на опасность глобализации этнических конфликтов. Дана типология этнических конфликтов по различном параметрах«. В диссертации подчеркивается важность для Российской Федерации наполнения новым содержанием принципов федерализма, нахождения оптимального варианта социального порядка, позволяющего достичь единства через многообразие. Негативные последствия в условиях этнических конфликтов в первую очередь ощущают малые этносы. В силу причин объективного и субъективного характера жесткое противостояние между большими этносами, титульны ч нациями отражается на условиях существования малых этносов. Например, под угрозой физического уничтожения во время армяно-азербайджанского

г-он^ликта ка-за Нагорного Карабаха оказался тает/! малый гг^х как уд.'шы. конфликта привс-яа к тому, что н настогис.-.-е

время они вынуждены покидать традиционную среду обитания, сьо«: историческую родину - Азербайджан, где они лрсюшаю? у.+.е несколько тысячелетий и перебираться в другие регионы быЕнего ■.'ССР, в первую очередь, в Российскую ¿¿Дсрашш. В аналогичной ситуации оказалась многие малые этносы, которые проживают на Северном Кавказе и в Закавказье. Этнические конфликты з Нагорном Карабахе, в Абхазии, а затем и война в Чечне привели к массовой эмиграции, разрушению традиционной среды жизнедеятельности и некоторых других малочисленных народов.

Третий параграф "Малый атнос и футуршок" посвящен рассмотрена процессов, которые, о одной стороны, детерминируют возрастающую степень динамизма, многообразия, новизны условий лизни , а с другой - создают проблемные ситуации в жизнедеятельности малых этносов. Как известно, в нашей социально-философской литературе всегда однозначно позитивно оценивалось усвоение нового представителями малочисленных народов, радикальные изменения в имматериальной и духовной культуре. Как происходящие изменения влияют на состояние этнофоров, насколько адекватной является реакция на проблемные ситуации, каковы адаптационные последствия - эти и другие вопросы находятся в центре авторского анализа. Непрерывное и стихийное изменение ситуации приводит < необходимости изменения психологических установок, постоянно эаэмывает их границы, ведет к бифуркации, раздвоенному восприятию мира. Скорость изменения реальной социальной среды малочис-гечных народов значительно выше скорости приспособительных реакций; что приводит к стрессовому состоянию. Малые зтносы в ус-гавиях универсального кризиса, который переживает - все страны

СНГ, испытывают стресс, усиливающийся в связи с увеличением социального и этнокультурного неравенства, дегуманизацией общественных отношений. На них наслаиваются специфические процессы ломки традиционных ценностей, аккультурации и ассимиляции. Эти стресоогенные факторы сыграли значительную роль в распространении у них состояния всеобщей тревоги и отчуждения, роста различных психических заболеваний, пьянства, алкоголизма и суицида.

й овете данных положений представляется актуальной и ваяно:". иеойчодгаюоть научного исследования концепции стресса в ао-пякте этнических особенностей его проявления у разных малых этносов. В работе подчеркивается, что стресс, вызванный межэтническими противоречиями и конфликтами, а затем и универсализацией кризиса и распадом СССР, перешел, в основном, в шоковое состояние. Перманентное неблагоприятное воздействие макросреды, изменение социального положения вызвали у них состояние стресса и дистресса, тревоги, неосознанного страха, ожидание беды и несчастья. Интенсивность происходящих изменений; значительное количество неопределенностей, особенно связанных с будущим, о решением стратегических проблем; приоритет лраз титульных наций; несоответствие международным нормам законов и гаконода-■ таль их актов, принятых в странах СНГ в области гарантии прав и свобод человека, двпгатвенкые стандарта при оценке межэтничес-. ' гая конфликтов как на территории бывшего СССР, так и в мире, -вызвали у малых этносов шоковое состс-лике. В таких условиях ощущение отсутствия перспектив в будущем, отказ государства от патерналистской поддержки, потеря духовных ориентиров в жизни, растерянность разума, подавленного стремительностью перемен и переоценкой ценностей, вызывают у них фугуршок.

________________ _____- 23 -

UCOûOê а рас О 7 с иССдеДиЬЫЬИ1,) nj" -,51Ли

перехода малых этносов к рыночной зшч>.»т&, перспектива ьхол-цения в которую оказа.да деморализующее влияние на лпдей, усугубила ощущение безысходности, сформировала чу se ¡в., страха перед какими-либо изменениями в жизни. Известно, чти ¡-.и в одной из развитых стран мира не удалось гармонигироьа**- ь Полной мере рцнечнув экономику, индустриальную ццышззцпз с традиционной культурой малых этносов.

В заключении диссертации подводятся итоги работы, формируются основные теоретические выводы и практические рекомендации, обозначены перспективы дальнейшего исследования проблемы малого этноса.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Этнос как глобальная проблема цивилизации I/ Материалы научно-практической конференции 6-12 февраля 1993. Волгоград, с.-х. ин-г. Волгоград, 1993. С. 379-381.

2. Этногенез, его формы и закономерности // Культура и социальные технологии: Сборник статей - Волгоград: Комитет по печати. 1995. Волгоградский институт управления. 199Б. С, 69-71.

3. ! 1злый этнос как объект социально-философского исследования // Актуальные вопросы социальной философии: Тез. научной конференции профессорско-преподавательского состава. 14-18 февраля 1994 г. Волгоград, гос. с.-х. акад. Волгоград, 1995. С. 21-22. _ -