автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философский анализ динамики этнической культуры
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философский анализ динамики этнической культуры"
еишородсеий ордена трудового красного знамени
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И.10ЕАЧЗВСК0ГС
На правах рукописи
йЛЫШИЧ Татьяна Киыовна
СЮЦЙАЛЬНО-ШОСОФСШ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Специальность 09.00.11 - социальная фдлософяя
Авторафераг диссертации на соисканло учоной степени кандидата фетософских наук
Работа выполнана на кафедре гуманитар еых и социальных наук Нижегородского ордена Трудового Красного Знаиэни инотизуга инхв-леров водного транспорта..
йаучнна руководитель - заслуженный дэятедь науки, докгор философских наук, профессор Суханов И.В.
Официальные оппонента: доктор философских наук,профессор Бенедиктов Е.А. кандидат философских наук.доценг Егоров В.ф.
Ведущее учрезденне- кафедра философии Волго-Вятско: кадрового центра.
Защита состоится * 1992 г. в /^чао
на заседании специализированного совета /шифр К 063.77.09/ п; присуждению ученой степени кандидата философских наук в Нижегородском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете имени Н.й.Лобачевского п.о адресу : Нижний Новгород,проспект 1кгарина, 23 .Нижегородский университет,корпус Л 2.
С диссертацией можно ознакомиться в-библиотеке университета: проспект Гагарина,23«корпус № 1. ■
Автореферат разослан* " 1992 г.
7чены2 секретарь г, ■[
специализированного совета, <] /< |
.кандидат философских нате,доцент А.М.Лорожкин
Г. ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность т о м ы к с с л е д о в а н к к.
Все народа Чеглаи, любой этнос - малый пли большой, относящийся я "примитивным" пли стоящий на современном урськи развития -ценность для мирового сообщества, так как каждая этническая культура содеряит исторический, пласт народного опыта, а комбината этнических культур составляет содержание общемировой культура.
Любая этническая единица представляет собой по отношению к сбцомаровому уровни элементарную "клетку", содершцую в себе i . •, дабор лрязнакоа культурного организма в целом. Эгкос - система самодостаточная, способная к сакоргзвктгго, гармоничность которого необходима для мирного, нормального существования как отдельно взятого этноса, так и всего poporo сообщества, зависящего от уровня кеаэтшческих контактов. В мироыас этнических процессах объективно существуют две противоположные тенденции - интеграция л цзнтробегное двндешо. Последняя тенденция - стремление этноса ■;: обособлении, самостоятельности - особенно заветна, raí; как обычно сопровождается политическими, а иногда и военными конфликт еш, Ля наблюдаем это в странах Бостонной" Европы /бывшем СССР,.Югославии, ЧСФР/, видим на прнмррз Канады, Индии, Шри-Ланки п т.д.
Сегодня этнос заявляет о себе как об одном из важнейших субъектов исторического развития, преследуя цели сохранения собственного своеобразен и условий, гарантирующих его: здесь пре'да всйго имеются в виру государственный, политический, экономический аспекты. Зачастую попытки решить эти проблемы реализуются сейчас ■з с.ормз "парада суверенитетов".
3 ^акоопредолекии этносов в настоящее время могло выделать дез'стороны: формальную л сущностную. Первая предполагает проддо всего впепгою сторону: отделение в административном плане, дости-езнно определенной,- автономии. Вторая сторона предусматривает реализацию возросшего уровня этнического самосознания через актуализацию своей этнической, культуры»
'Лоано предположить, что несмотря на неопрецелонность теклце-го момента, вторая, сущностная сторона одаряет исторический верх, потому что структура общемировой этнической культуры исмыслика без союзничества и взаимной лодцерякя с а единичных элементов, Пс крайней мере, об этом свидетельствует весь предшествующий с¿«о.мировой опыт духовного развития человечества.
Процессы обновления и демократизации, начавшиеся в наизй стране с середины 80-х гсг.ов, обнажши проблемы полиэтнического государства. Господствующая многие годы административно-командная система определила своеобразную национальною политику, направленную на получение этнически однородного общества /"советский народ"/'. Б ггш'.чсс;;!:;: культурах бы>ш нарушены естественно и.цущиз процессы кх развития. Деструктивные процессы охватили многие сферы: зто насаэтся деформаций или насильственных изменений среды прояиваяия этносов, за/шнтариетской территориальной политики, уничтожения и размывания генофонда, разрушений традиционно-бытовой культуры, образа жизни, системы ценностей, нарушений функционировали ровного язсгка,
Бое ото привело к взрыву копившихся долгие годы этнических проблем. Рос? этнического самосознания, воплощенный в идее саьхь-обособлеггпя, в стромлешш нить "своим народом" проявился как у крупных этносов - украинцев, литовцев, узбеков, так и у немногочисленны:: по составу - гагаузов, якутов и т.д. Еелание этносов зажнут-гся на себе, причем часто во всех сферах - политической, окономичоской и культурно!! - свидетельство крайне неблагополучной ситуации <с: хшзнч. У некоторых даяз стоит вопрос жизни шш смерти: ш;и бороться за сохранение своей самобытности, то есть за существование как этнической, единицы, или ассимилировать с более многочисленным соседом.
Постановка проблемы. Этнические проблема состазляда одну из важнейших частей современного исторического процесса. Попытка подменить их решение вопросами административного обновления и государственной суверенности только отодвигает проо*-леш вглубь, При этом они неизбежно встают с новой остротой н решаются уке на стихийном уровне, чреватом социальными конфликтами.
Проблемы динамики этнической культуры актуальны для мирового сообщества в целом. По мере становления цивилизации у интенсивно развивающихся народов идет нроцесс стандартизации и нивелировки этнической культцн, Это сказывается на этносе отрицательно, особенно если, как часто бывает, процесс форсируется извне. Тем самым цивилизация липается многоцветия своей культурной мозаики.Сопутствуй общему объективно;,!]' процессу трансформации этнически мозаичного населения мира в единый народ "земляне", субъективные граница разрушения фиксир>югся этносом и через самосознание спо-
собствуют консервации, сохранения, а иногда и возрождению утерянных этнических признаков.
Этнические процессы в своем развитии требузт управления и координации. Это управление монет быть построено только на строго научных основах. Б настоящее время мл находимся в ситуации дефицита научных средств, на основании которых можно било бы построить адекватное управление этническими процессами.
Известно, что общественные науки были лишены возможности объективного исследования проблем этноса и этнической культуры. Сегодня моено констатировать, что не один из "научных" прогнозов, касающихся хода этнических процессов в стране, не подтвердился: мы пришли не к "интернационализации" - "сближению", "слиянию" народов страны в единый "советский, народ", а к процессу форм.нр: ния на территории СССР ряда самостоятельных государств, число которых имеет тенденцию к росту, а интеграция осложняется мнокост-вом различий, в том числе и этнических.
Для решения теоретических проблем, связанных с необходимостью научного управления этническими процессами в слоеный период перс-хода от социального экспериментирования к естественно-историческому процессу, необходим анализ таких исходных моментов, как проблема этноса, этнической культуры, её сохранения и -эзровдешш.
Б этносе - системе динамичной, исторически развивающейся,постоянно, в тол или иной мере, присутствуют два противодействующих начала; первое обеспечивается преемственностью культуры, что определяет .специфику этноса, как общности, отличной от других и характеризуется наличием этноинтегрантов, очень медленно изменяющихся в историческом времени. Второе начато связано с инновацион-шм процессом, который присущ любой системе. Интенсивность инно-вдионных процессов непосредственно сказывается на устойчивости moca и степени трансформации его культуры. На разных этапах изни того или иного этноса эти два начала - устойчивость и инно-ации - проявляются в различной степе ira. Проблема феномена устой-авости этнической культура и факторов, способствующих этоцу на зне постоянно действующего инновационного процесса, нуждается в :мьгслеши. Определение меры устойчивости и инновации в этничес->й культуре позволит выяснить путь наиболее гармоничного разви-я этноса. Круг данных проблем анализируется автором в диссерта-онной работе.
Научная новизна. Настоящее исследование обновляет понятие "этнос" в философском контексте: оно имеет, безусловное преимущество перед традиционной схемой деления исторических общностей по с^ормационннм фазам на племя-народность-надго, отличаясь от последних своей универсальностью.
На территории бывшего Союза есть масса этнических единиц, принадлежность которых к нации или народности весьма проблематична, Демократические преобразования, способствующие возрастанию роли каждой этнической единицы в историческом процессе современности, требуют поставить их в равноправный ряд, где нет соподчинения и оценочного оттенка. Понятие "этнос" по отношению к любой . этнической единице помогает этого избегать и исследовать социальные механизмы устойчивости этнических культур.
В работе сделана попытка анализа естественных и искусственных деструкции этнической, культуры, в частности, на примере этносов бывшего Союза. Теоретически новой является постановка проблем "пульсирующей этнячности", её свертывания под давлением идеологии и возрождения в период демократизации общества.
Исследование намечает некоторые пути возрождения этнической культуры. Поставлена проблема активности религии и церкви в восстановлении этно-конфесспональнон общности. Автор прослеживает, роль церкви и религии в жизни этноса.
Степень разработанности темы. Автор диссертации анализирует степень изученности проблемы в целом н ряде её вахнейипх аспектов. Специальных работ, посвященных данной теме, нет. Но при исследовании круга проблем, связанных, с этнической культурой, автор диссертации опирается на работы отечественных философов по теории культуры /Э.С.Маркаряна, З.М.Меяу-ева, В.С.Бийлера, Н.З.Чавчааадзе, Б.Е.Давидовича, Т.И.Окзермана и др./. Преемственности культуры посвящены работы Э.А.Еаллера, И.В.Суханова, В.К.Егорова, В.Д.Плахова и др. В поисках методологического подхода для рассмотрения сегодняшнего состояния этнических культур автор ориентировался на труды культурологов -' М. ¡Л.Бахтина, Д.С.Лихачева, А.Я.ГУревкча, Ю.В.Лотмана, В.Я.Проппа.
Эмпирическим материалом для исследования явились изыскания отечественны?: и заруог.отых этнографов - Э.М.Бромлея, Л.Н.Гумилева, С.А.Аругакова, В.В.Пкменова, С.А.Токарева, К-.В.Чистова, Э.Тейлора, Б.Тернега, И. Мед, К.Лебк-Строса,Д.Д.Фрезера и др.
Задачи, исследования автор диссертации видит в следующем:
- Рассмотреть этнос как систему, кмсагцую объективные закономерности своего развития, право на стабильность в границах исторических перемен, имманентно заданную ценность для становления,развития и прогресса мировой культуры.
- Проанализировать все вида нарушении - естественные и искусственные вмешательства в этнические процессы, с вытекающими отсюда последствиями как для локального, так и для мирового масштаба культурного развития человечества, а тачяе деструкцию мехаш:з.\:ов преемственности этнической культуры.
- Выявить возможности восстановления этноса, реанимации утерянных элементов этнической культуры, каналов, по которым осуществляется и мог.ет происходить их возрождение.
Практическая ценность. Ценность любых исследований в области теории, методологии и практики этноса,взятого в данном случае в качестве категории социальной философии связана с его необычайной сложностью и многообразием. На территории и в условиях бывшего Союза, этнос по объективности неизбежно, как всякая сверхсложная конструкция, потенциально содержит в себе предпосылки для возникновения межэтнических конфликтов с вытекаю-ггг.а отсюда противоречиями и их последствиями /Карабах, Молдавия, Прибалтика, Грузия/. Следовательно, любая исследовательская мысль о возмоздостях развития этноса, взятого, как комплексная едишща, дает дополнительную возможность решать круг социатьно-экономичес-ких проблем с привлечением трезвой оценки этнического фактора.
Предложенная ; нссертация способствует формированию теоретического подхода для разработки направлений этнического возрождения в различных регионах России и бывшего Сьдза. Результаты исследования применимы и л конкретной работе по решению проблем этнических культур, их развитию, сохранению и трансляции.
Некоторые положения возможно использовать в преподавании гуманитарного курса, а также нравственном воспитании студентов.
Апробация работы. Г1о теме диссертации автором были сделаны доклады на научных конференциях молодых ученых Волго-Вятского региона /Н.Новгород. 1983, 1984, 1989 гг./, на научно-теоретической конференции "Совершенствование межнациональных отношеш!й в условиях перестройки" /Ордноникидзе, 1939 г./, все-
союзной научной конференции "Проблемы перестройки мышления и психологии" /К.Новгород, 1990 г./, II региональной научной конференции "Проблемы исследования памятников истории и культуры Верхнего Поволжья". /Н.Новгород, 1991 г./. Автор выступил на II Соловецком общественно-политическом форуме "Культура и политика в современном и ¡ре" /Архангельск-Соловки, 1990 г./, а таюг.е на всесоюзной научно-теоретической конференции "Особенности развития национальных культур народов СССР в условиях перестройки и обновления советского общества" /Ташкент, 1991 г./. По теме диссертации имеется 9 публикаций.
II. СТРУКТУРА РАБОТЫ
Диссертация включает введение, три главы,' заключение н необходимую библиографию.
В ВВЕДЕНИИ раскрыта актуальность темы, обозначены цели к -задачи исследования, его проблемы. Дан обзор изученной литературы, использ;-"мюе источников; уточнена терминология, определена, практическая ценность ргЗоты.
В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ "Этнос и его характеристика" рассмотрено понятна этнос.
Интерес к теоретическому ос-щслешпо феномена "этнос" возрастает. Во-первых, зто понятие не полностью раскрыто в-нашей науке и продолжает быть предметом исследования. Во-вторых, отчетливо проявилась двойственная природа этноса как объекта изучешш: с одной стороны его самодостаточность, с другой - способность отражать 'диалектику общественного развития в широком смысле.
Г/л понимаем этнос как общность людей, говорящих на одном языке, имеющих общие черты культуры и единое этническое самосознание.
Этнос - объективно существующая общность с присущими ей своеобразными тенденциями развития; общность суверенная, самодостаточная, устойчивая, имеющая свой ресурс исторического времени. Стабильность этноса формируется определенным набором этноинтег-рантов /этническая культура, язык, этническое самосознание, психология и т.д./, передающихся от поколения к поколению. Суверенность этноса обеспечивается внутренними источникам1[ его саморазвития. Противоречия этноса, естественно разрешаемые в ходе его исторического айытия, способствую г его динамичному развитию. Его
стойкость как системы определяется диалектическим единством и всеобщей взаимосвязью собственной культуры, самосознания и психология, а условием бытия служит определенная географическая ниша и соблюдение эндогамии. Эти составляющие обуславливают специфику э' шгческои общности к её отличие от других. Взаимосвязь этноинтег-рантов тачсва, что изменения в одном чз ни" плекут перемени в других. Б то ээ время кауднй из этноинтегрантов имеет самостоятельное значение и мояет в экстремальные для этноса периоды играть активную роль, поддергивая шш даче возровдая этнпчность общности. От степени изученности этноинтегрантов и их значения для относа зависит успешность соответствующей политики.
Одним из основных этноинтегрантов.является этническое самосознание, которое следует признать в качестве перспективной категории. Оно не только стабилизирует этнос как общность, но и способствует возрастаю» его активности в роли субъекта общественной практики.
Разные слои этноса играют различные роли в сохранении этнического в культуре: крестьянство преимущественно на уровне традиционно-бытовом; интеллигенция :га - на уровне этнического самосознания и профессиональной духовной культуры. Г.'енду тем нынешняя государственная политика в отношении к этой соцк-льной группе нг способствует развит™ и сохранению интеллигенции. Тем сачим объективно подрывается возможность одного из решающих факторов устойчивости этноса.
Камя рассмотрено такяе явление эткичиости /проявление ориентации этноса или личности на собственную культуру, язык, наследие и т.д./, которое активно проявляется в мировом, развитии, имея пульсирующий /рост-упадок/ характер, особенно в полиэтнических странах - в бывшем СССР, Югославии, Чехо-Словакии, Канаде и т.д. Сфера этничности в культуре может расширяться или сукаться в силу проявления и комбинации разнообразных этнических интересов. Экономика, политика, экология и другие приоритетные аспекты бытия в период возрастания этничности могут играть этноинтегрирую:;(ую роль.
Традиции и обычаи выступают трансляторами этнической кульгу-ры от поколения к поколении и, в силу та специфики, принадлежат к этногатегрантач, причем достаточно консервативным, медленно меняющимся в исторической времени. Автор полагает, что это особый вид консерватизма, который /в коночном итоге/ призван служить прог-
рессу, а на противостоять ему. Этнические традиции и обычаи способствуют формировании определенного стереотипа поведения, который защищает членов этноса от стрессов, регламентирует гармонические по. идее взаимоотношения с окрукающим миром.
Особое внимание в работе уделено судьбам этносов бывшего Союза, где они сегодня выступают как основные референтные группы в ориентации личности, что выражается в образовании новых суверенных государств по этническому признаку.
Обострившиеся этнические проблемы можнс решить только одновременно с активно идущим процессом демократизации и экономического подъема. Благоприятные предпосылки для этого создаются благодаря перероздешш тоталитарного государства в содружество независимых государств, что должно обеспечить каждому из этносов наиболее полные условия развития его культуры.
ВТОРАЯ ГЛАВА ''Деструкция этнической культуры и социальных механизмов её устойчивости" посвящена анализу фактсров, которые различным образом влияют на этнос и, следовательно, на его культурУ, и способствуют их изменениям.
В главе рассматривается нивелировка этнической культуры :од влиянием естественны.^ факторов, вызывающих в культуре различные инновации,, Это."^у процессу изменений этноса противостоит традиция. Инновация и традиция находятся в диалектической связи и противоречии.
Инновационный процесс как естественный нмгланект общественному развитию. Его объективность вытекает из общих законов диалектики. Для этноса инновационный процесс, - внутренне присущая подзих;-ная форма бытия и развития. Вопрос в том, как осуществляется этот инновационный процесс дая культуры этноса: постепенно или в форсированном виде» Появлению изменений в этнической культуре способ-ств"от в качестве мошных инноватороз смена поколений,Изменение сроды обитания,- переход к новой исторической формации, а также факторы научно-технического прогресса.
Устойчивость этнической культуры находится б прямой зависимости от уровня соотношения традиции и инновации.
Естественный инновационный' процесс ведет к шп'ернащюнализа-ции м-.огих элементов этнической культуры, тем самым нивелируя её отличио от других этносов. Вследствие этого в культуре любого эт-
оса обязательно сочетаются традиционные этнические элементы с ломенташ современной интернациональной культуры.
Процесс интернационализации культуры шел в нашей страна сообразно. Родившаяся после октября 1917 года "пролетарская куль-ура" осложнила разютио этнических культур. Она, быстро застыв 'мертвых (Гормах, навязывалась этносам как единственно возмогшая гагодаря своей "пнтернацпоналыюсти". Другой особенность» интор-ационализацни культур л было то, что этот процесс отождествлялся сознашш этносов со всем русским /так как политика страны осу-;ствлдаасъ "русским центром"/, что привело после распада Союза к »противлению всему русскому и негативному отношению к русским 1к этносу, хотя последний пострадал от политики "интерпационали-вдга" не менее других.
Деформация естественных этнических процессов з стране но поюлила этносам полноценно развивать свою культуру, что в итоге «вело к утрате ими, с одной стороны, традиционной культуры, с угой - к невозможа.сти приобщения к достижениям шровоЗ совре-нной культуры.
Этносы могут испытывать однозтхзгленно с естественной ниволк-вкой ещё и насильственное давление, которое препятствует их чноцешюму развитию: это разнообразные явления экономического, даального, политического и идеологического характера.
Причина обострения межэтнических отношений ~ постоянное, на >тяиешш 70 лет, подавление этнического, своеобразная "пацио-гьная политика", которая явилась, в какой-то мерз преемницей юкой имперской политики: нроязвольное деление этпосо. по рос-¡ликам и автономиям, их различный статус, права, произвольность
■НИЦ.
Разрушительные потери этносы понесли в оталняскуи эпоху; Дотация, репрессии, насильственнее переселешю. Тяжело сказались этническом развитии "дурные инновации" 30-х годов. Урбанизация ашей стране, например, особенно активно пита в связи с форспроной индустриализацией. Индустриализация как таковая есть явле-иктеригацпопсльЕсе к представляет собой обций закон постуяп-ьного развития. ":о шгде в г.сгре она не калечила этнос так, как 1с: нововведения вводились стремительно, поэтому этноса:,пг т явались и лоиаяя традздзоннуэ структуру этнических культур, ;ен не создавая адекватяюс элементов. Б результате процесса
раскрестьянивания .многие этносы /например, русские, украинцы, бе-;:ок/сы/ лишились cai.--.oro здорового, многочисленного жизнестойкого слоя - хранителя традиционной культуры
Процесс урбанизации создал в городе своеобразный маргинальный слой, оторванный от крестьянской культуры, но и не влиешйся в городскую культуру. Это усугублялась тем, что развитие кул^-р финансировалось по остаточному принципу.
В представленной работе автор обращает внимание на выхолащивание в стране "активного" генофонда этносов. Ыы разделяем точку зрения Л.Н.1^милева, который признает наличие в каждом этносе пассионарных сссЗей - самых активных - не только хранителей, но прежде Есего создателей нового, передающих своя активность через генофонд. Уничтожение "активного" генофонда этносов шло двумя путями: первый - прямое уничтожение его носителей; второй - нивелировка пассионарных типов под угрозой быть уничтоженными. В результате - культурная, интеллектуальная, а порой и физическая деградация этносов.
Идеология нанесла безусловный ущерб формированию здорового этнического самосознания. Длительная политика сдерживания всего этнического породила сегодня ^зрыв этнического самосознания, выливающийся в грозные межэтнические конфликты.
Коренной деформации подверглись также системы преемственности этнической культуры и сферы, где осуществлялась эта преемственность.' .
Традкцгш и обычаи, формировавшиеся веками, административно-командная бистема пыталась или отменить, или найти им замену, которая, как ,£юказсло'время, била абсолютно неадекватной прежним по содержания, и по духовному авторитету. Традиции и обычаи" были раздоленй/На "рлохие" и "хорооше"; против первых была организован на активная борьба, при этом не учитывалось, что этническая культура должна развиваться естественно, Сез насилия, и старое долин органично-сгоняться новым, Естественно, что нарушешш традиций и обрядоз, направленных на урегулирование взаимоотношений этноса и природы, жизни членов зтноса, семьи, явилось одной из важных причин, приведших к ряду социальных недугов общества - бескультурью росту преступности, распаду семьи, растущему числу больных и бро-шснша детей; лишило личность душевного комфорта - чувства "мало родины", ощущения Дома, собственных исторических корней.
- II -
Социальные реформы особенно негативно отразились на семье -основном института трансляции традиционно-битовой культуры. Идеологизированная система образования и воспитания, без ориентации та этнический контингент, вытеснила веками продуманные приемы эт-юпедагогикп, заменив их бесплодным стаддартом.
Естественная языковая ситуация как адекватная для фушсцяони-гавания культуры была нарушена антиэтнической языковой-политикой. ; потерей этносом языка исчезает один из основных этнодафференцп->увдих признаков, возможность воспринимать и продолжать культур-г/а традицию предков.
Исторический опыт многих стран и поколений не опровергло ¡ввдетельствует о том, что существует прямая корреляция мелду ■осподствующкми государственными решмамл и судьбами этноса как «осоцяальной структуры. Тоталитарные режимы подавляют здоровые ачала в развитии этноса. Достаточно вспомнить судьбу народов на-его Севера. И наоборот, гуманизированная политика демократичес-ого толка не только соотвествует здоровому развитию этноса, но и пссобна создать для него дополнительные благоприятные условия. В ачестве примера могло отметить расцвет финской культуры, что не-осредственно выразилось в подъеме экономики этой страны.
Поскольку наш политический-режим носит переходный характер г'диктатуры к демократии, в течение этого периода отечественным гносам суждено испытать на себе как негативные, так и позитивные эздействия внешней социальной среды.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ-"Динамика реставрации этнической культуры". В метой части исследования рассмотрены условия возмонного .осста-звления и развития этнической культуры и противоречия этого про-;сса.
Одшгм из условий реанимации этнической культуры яатязтся ¡зусловная деидеслогизация и деполитизация жизни этноса. Мы но 1блюдаем сегодня процесс становления этноса как субъекта не толь> своей истощи и культуры, но и политики и скономики. После отельного диктата центра этносам необходим суверенитет, само-■оятельность в максимально широкой сфере. Границы этой самостоя-льности определится увахегшем суверенитетов других этносоз, а доведением противостояния "мы-о.'ш" до кровопролития. Развитие мократпи в обществе создает благоприятные условия для этничсс-го всэг<оя<дения. Относу г.ак общности ваглео развитие свос-Л э?;гл~
ческой культуры, языка, а не осуществление чисто политически:-: программ; стремление к контактам с другими этносами и взаимное обогащение культур, а не вооруженные кгчфшисты. Последние разру- ■ Еазэт не только этнос, против которого направлена агрессия, но и культуру агрессора. Нормальное этническое развитие монет идти только в мирной и экономически стабильной обстановке.
Огромное значенио для стабилизации этнической культуры имеет социализация ребенка в родной этнической среде. Для ребенка этническая культура является тем стер.жнем, вокруг которого формируется человеческая индивидуальность. Этнически окрашенная картина мира формируется у индивидуума в самой устойчивой сфере этнической культуры - традиционно-бытовой - через родной язык и воспитание, что, в свсю очередь, проявляется в определенном типе обыденного сознания и психологии. Это один из моментов, обеспечивающий стойкость этноса как системы.
Б механизмах преемственности этнической культуры имеется и ряд противоречий. Одно из них - противоречие медцу традициями этнической культуры и молодекной интернациональной субкультурой.Последняя раскачивает этническую традицию, но, с другой стороны и обновляет её.
Мояно констатировать, что у многих этносов нашей страны сложность при восстановлении этнической культуры заключается в тем, что нет её прямой преемственности от поколения к поколению. Поэтому речь и вдет о процессе скорее восстановления, реанимации, чем преемственности этнической культуры, так как у нового поколения ещё сохранилась потребность обрести свои корни.
Плодотворным в'этом плане является обращение этносов к их культурно^ наследию - основе, на которой только и монет осуществляться возрождение духовности общества в целом. Этнос актуализирует из культурного наследия то, что ему необходимо на данный период, то, в чем испытывает потребность его члены. Здесь мы опять выходим на проблемы воспитания в молодежи потребности в культурном наследии своего народа, что является одним из основных условий процветания этнической культуры, для развития которой вахен синтез ценностей прошлого с достижениями настоящего.
В главе дана характеристика этнических символов, яелякщихся сегодня для этноса своеобразными втноинтегрантами и входящими в его этническую культуру. Этшческке символы - 'это трансляторы зт-
гачностп в культура: они одновременно принадлежат и к синхронным, I диахроннш связям, являются своеобразной закодированной памятью зтноса. Как пример в диссертации разбирается семиотика русского 1равославного храма.
В главе выявлена, современная роль церкви и религии в доле зестазрацпи п сохранения этшческой культуры. Религия в яизнн з.-юса выступает как постоянно действующий (»актор, множеством гло-лентов связанный с повседневностью: во-первых, религия л церковь 'независимо от конфессии/ представляют собой самостоятельно фун:;-хионирующую общественную систему; во-вторых, это часть этнической сультура, её своеобразная форма; в-третьих, религия своеобразий, эрганпзатор.ритма п образа жизнн этноса. Вместе с религиозны;.! верованием возрождаются народные традиции и обряды, этнические символы, актуализируются богатства искусства, философии, восстанав-тиваются общечеловеческие нормы морали. Подчеркивается, что это саряктернс для многих конфессионально-этнических конгламератов. Сегодняшнее обращение этносами к религиозной культуре свидетельствует о потребности в ее духовном богатстве, а также о том, что жа, являясь неотъемлемой частью культурного наследия, не протп-зостоит достижениям современной науки, а дает этносу определенные элементы образа кпзни, которым нескоро будет найден эквивалент в зветскоЗ культура.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ' автор излагает некоторые вывода по работе.
Этнос представляет из себя объективно суцествуюцуп сувереи-¡ую и закономерно развивающуюся систему, законы которой изучены ^достаточно. Поэтому этническио процессы современности нуждаются з глубоком объективном всестороннем анализе в рамках специального гаправления в -общественной науке, которое бы соединило в себе [рактику этнографии и её ос:, ¿слеше на теоретическом уровне в га-:егориях философ:::;«
Объективное вмешательство в естественные процессы этнического развития способно привести к тотальной, строкой деформации эт-юса. Джо незначительные, но насильственные изменения в какой-жбо сфорэ культуры зтноса могут привести к необратимым нрогзссам 5 итоге, к размывании этноса как общности. Гибель этноса - это но :росто физическое вымирание, хотя у некоторых народов это и пвосходит, а чаще всего процесс ассимиляции с друга?,я этносами, сб~ гздавдкмя более стабильной этнической культурой.
- 14 -
Б то яе время этнос представляет сойой устойчивую систему, и когда уровень деформации не субстанционален, то возможна регене-тттия.
Для этого необходим ряд активно действующих факторов.
Этнос деформируется под давлением тоталитарных режимов. 1у-манизированная политика подлинно демократического государства не только способствует его нормальному развит™, но и создает для зтого дополнительные благоприятные условия. Демократизация общества благоприятна для этносов: с одной стороны она устраняет административное давление на э-тнос, с другой, раскрепощает проявления ранее подавлезшой /как бы свернутой, в пружину/ этнической культуры. Это встречные процессы, которые могут в пределах возможного частично восстановить этническую культуру и создать условия для её дальнейшего развития.
Существенным условием для естественного развития этноса и его культуры является нормальное функционирование механизмов социальной преемственности. Этническая специфика более всего дернится и передается е традиционно-бытовой сфере, на фоне которой происходит социализация личности. Здесь вакно наличие поколения воспринимающего, так и передавшего этническую информацию. При на-рушегтях в действии социальных механизмов - невостребованности традиций, обрядов и т.д. - они относительно быстро забываются и. /при возникновении у нового поколения ьэобходимости в них/ создаются заново, часто уже в искаженном виде.
Возможным и уже действующим путем возрождения этноса является обращение к своему культурному наследию и его актуализации на современном уровне. 'Чем богаче будет культура отдельного этноса, тем более он сможет развивать её, обогатив мировую культуру всего человечества, и тем полнее актуализировать для себя мировой социокультурный опыт.
Все вышеперечисленные условия в равной степени необходимы, чтобы создать душ этносов возможность вернуться на путь своего свободного развития.
- 15 -Публикации"
Проблема этноса в свете исторического материала // Тезисы докладов научной конференции молодых ученых Волго-Вятского региона, посвященной 60-летиэ образования СССР, — Горький, 1383. -С.13.
Обычаи и традиции как наиболее устойчивые грани этноса // Актуальные вопросы научно-технического прогресса к вне,прение з практику: Тезисы докладов научной конференции молодых ученье: Волго-Вятского региона, посвященной 65-лвтищ образования ВИКСМ. - Горький, 1984. - С.7.
Критика методологических основ буржуазной этнопсихологии з советской исследовательской литературе. Депонировано в КНИОН АН СССР, 4.7.83, й 13550. 1983. 13 с. К проблеме устойчивости этнической психологии // IX научная конференция молодых ученых и специалистов Валго-Еятского региона: Тезисы докладов. - Часть I. - Горький,. 1989. - С.163. К вопросу о актуализащги религиозного наследия в современной культурной ситуации // Культура и политика в современном мирз /Тезисы докладов II Соловецкого общественно-политического форума 9-13 сент. 1990 г./- Архангельск-Соловки, 1990. - С.198-200.
Этнпческоо самосознание и этнический символ // Памятники истории и культуры верхнего Поволжья: Материалы II региональной научной конференции "Проблемы исследова1шя памятников история и культуры Верхнего Поволжья". - Н.Новгород,1991. - С.40-41. Этнячес: ая культупа: естественное л искусственное начала // Проблемы перестройки мышления и психологии. Материалы научно-методической конференции "Современные проблемы индивидуального и общественного сознания"/Тезисц/. - Н.Новгород,1991. -С,22-23.
К вопросу о развитии этнических культур. Депонировано в ИЖЮН АН СССР, 4.12.91, $ 45674. Н.Новгород, 199Г. 18 с. Еибд. 21 назв.
Этническая культура: деструкция саморазвития // Тезисы зсесо-эзной научно-теоретической конференции "Особенности развития
1бсты под йа 4-9 печатались под фамилией И'хирёва.
- 16 -
национальных культур народов СССР в условиях перестройки и обновления советского общества". - Талкект: Изд. Фан, 1991. - С. 47-48.