автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социальная философия Роже Гароди
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шихардин, Николай Владимирович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ.
1. Преодоление гносеологического догматизма.
2. Человек как субъект гносеологической деятельности:
Фихте и Маркс.
Глава II. АЛЬТЕРНАТИВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ЭПОХУ НТР.
3. Преодоление отчуждения и перспективы социализма.
4. Марксизм и религия :|^^^.фронтации к диалогу.
5. «Проект надежды)^: ин1,ёгризм"или диалог цивилизаций.
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Шихардин, Николай Владимирович
Актуальность исследования. Кризис ценностей, переживаемый российским обществом, не может быть прёодолён без взвешенной оценки марксизма как теории, методологии и практики, анализа псевдомарксистских ошибок. В середине XX века целое поколение советских и европейских философов уже решало для себя эти задачи, и их интеллектуальный поиск, нравственный выбор вновь обретает актуальность. К этому поколению принадлежит французский философ и политический деятель Роже Гароди.
Научный интерес к его социально-философской доктрине связан, прежде всего, с лежащими в её основе методологическими принципами. Они позволили Гароди вести диалог с представителями иных направлений философской мысли, преодолевая догматическую политизацию и идеологизацию марксизма в стремлении приблизиться к тому, чтобы представить «философское знание.свободным от сциентистских и аксиологических, онтологических и гносеологических, иных крайностей». [ 109; 11].
Диалог предоставил Гароди возможность не строить социально-философскую концепцию вокруг одной точки, но находить другой «полюс», удерживать «оба конца цепи», не поступаясь ни марксистской объективностью и деятельной активностью, ни субъективностью и трансцендентностью как проявлениями духа. Диалог обеспечивает синтез «двух логик», сориентированных к одной предметности, раскрывая гуманистический потенциал и теоретическую открытость марксизма.
Актуальность присуща и отдельным аспектам концепции Гароди. Среди них следует отметить анализ технологического отчуждения, конфликта между кибернетикой и механикой, инициативой и бюрократией, критику глобализма и фундаментализма.
Нравственным уроком может служить интеллектуальная биография Р. Гароди. Когда люди в мгновение ока из ярых сторонников некой идеи превращаются в её противников, их позиция лишается интеллектуальной ценности, а с моральной точки зрения предстаёт как недостойная. [143]. Гароди 4 при всех своих «крутых поворотах» не изменял своей философской совести, своим идеалам.
В последние годы в России прослеживается определённый интерес к творчеству и личности Гароди. Опубликованы, правда спустя много лет после их написания, некоторые из его работ, появляются интервью с французским философом. Однако этот интерес, как правило, оказывается довольно поверхностным: факты из биографии Роже Гароди, его оценки социальных проблем используются главным образом для обоснования авторского кредо, что же касается концептуальных положений его социальной философии, они остаются вне научного осмысления.
Всё это, вместе взятое, обусловливает актуальность темы исследования и служит основанием для определения целей и задач, а также методологии и структуры работы.
Степень разработанности проблемы. Социально-философская концепция Роже Гароди исследована весьма фрагментарно и в западной, и в отечественной научной литературе: философская маргинальность превращала его в ортодокса для одних и делала ревизионистом в глазах других.
На западе наибольший интерес к идеям Гароди проявляется с конца 60-х годов в связи с его разрывом с догматическим марксизмом и открытостью к диалогу с представителями различных философских направлений. Гароди приводит список, насчитывающий более двух десятков посвященных ему монографий (что касается России, то в нём фигурирует книга X. Н. Момджяна) [118]. Однако большинство этих работ так или иначе связаны с его позицией в отношении христианства [149, 150, 155]. В 80-е годы, когда Гароди выступает с достаточно резкой критикой западной цивилизации, обвиняя её в неоколониализме и в стремлении навязать миру свои «универсальные ценности», интерес к его наследию усиливается в странах Азии и Африки, особенно на Ближнем Востоке. В Европе же книга Гароди о «мифах израильской политики» становится предметом судебного разбирательства. 5
В ходе научного поиска рассматривалась работа итальянского философа С. Пероттино о Гароди [158], достоинство которой не только в анализе таких ключевых в методологическом значении для социальной философии Гароди понятий, как трансцендентность и субъективность, но и в предоставлении читателю возможности ознакомиться с текстами самого Гароди.
Значительный интерес представляет опубликованная в США книга «Бог, Маркс и будущее: диалог с Роже Гароди» Р. Б. Норриса [156], утверждающего, что христианство, испытывая необходимость в политической теологии, могло бы поучиться у своих марксистских оппонентов, со своей стороны помогая им в разграничении реальности и будущей реализации возможности. По мнению автора, Гароди сделал свой шаг навстречу, обратившись к анализу субъективности и трансцендентности как измерений человека. Вместе с тем, Норрис фиксирует герменевтические различия в использовании ряда понятий Гароди и теми теологами, чьи позиции весьма широко представлены в данном исследовании.
Обширная по объёму информация сосредоточена в книге «Гароди о Гароди» [28]. Это по сути дела диалог между произведениями самого Гароди, в котором получают разъяснение ключевые аспекты его научной концепции. Но и эти работы, как предыдущие, не связывают социально-философские воззрения Гароди с их гносеологическими основаниями.
В советской философской литературе существовал значительный массив публикаций, затрагивающих так или иначе творчество Роже Гароди. Часть их принадлежит к разряду откровенно пропагандистских материалов, содержащих критику правого ревизионизма. Другим, в первую очередь рассматривающим гносеологические позиции Гароди, также присущ полемический тон, но отсчёт ведётся всё-таки более от философских, а не политических ориентиров, что позволяет достаточно объективно определять вектор изменения гносеологии Гароди [74,91, 126, 127].
Нельзя не отметить монографических исследований, посвященных Гароди [89, 118]. Это, безусловно, концептуальные рассмотрения его 6 философской доктрины, анализирующие содержание работ, написанных в конце 60-х - начале 70-х годов, опирающиеся на труды французских марксистов, официальную точку зрения ФКП и жестко увязанные с политическими оценками. Идея «социализма с человеческим лицом» воспринимается в них как ревизионистская, а стремление к диалогу с немарксистами представляется, по меньшей мере ошибочным. Аналогична и позиция немецких марксистов И. Бауэра и А. Липперт [66]. Во всех этих работах речь идёт не об эволюции взглядов, а лишь об отступничестве, ренегатстве. Они как бы ставили точку в философской судьбе Гароди: развитие его воззрений более не представляло интереса, кроме как в качестве объекта критики. Практически никто из упомянутых авторов не пытался выявить внутреннюю логику этого развития, объясняя его исключительно влиянием буржуазной идеологии. Поскольку интерес к Гароди резко снижается в середине 70-х годов, то в отечественной философской науке нет ни одной работы, включающей анализ его творчества в последние двадцать лет.
Особо следует отметить работы, появившиеся в ответ на публикацию в 1965 году «Реализма без берегов» [19], остро поставившего вопрос о правомерности сведения художественной ценности к реализму. В связи с предпринятым Гароди анализом художественного образа полемика коснулась и гносеологической проблематики [75, 81, 98, 132].
Фигурирует Р. Гароди и в работах советских философов по проблемам религии, но и здесь его имя ассоциируется с непринципиальной, абстрактно-гуманистической позицией, отступлением от марксистского атеизма [64, 73, 144]. Тем не менее именно из этих работ в конце 70-х - начале 80-х годов можно было почерпнуть информацию об эволюции воззрений Гароди. Что касается темы ислама, то она была почти наглухо закрыта, и эта грань социально-философской концепции Гароди лишь упоминается в нескольких работах [112, 117, 133].
Таким образом, по нашему мнению, целостная оценка социально-философских исканий Гароди, его роли в интеллектуальной жизни XX века до 7 сих пор отсутствует, поэтому данная тема нуждается в дальнейшей разработке, в освобождении от устаревших безальтернативных представлений и идеологических аберраций.
Теоретические источники. Основой исследования в первую очередь являются работы самого Роже Гароди. В соответствии с поставленной целью и задачами они рассматриваются как достаточно целостная система, в качестве составляющих которой выделяются следующие направления научной деятельности:
1. История марксизма. Интерес к ней обнаруживается, начиная с «Источников французского научного социализма» (1949 г.) и реализуется в монографиях, посвящённых творчеству Гегеля (1962, 1977 гг.), в книгах о Марксе (1964 г.) и Ленине (1968 г.) [42, 26, 37, 9, 41].
2. Проблемы марксизма. Им посвящены такие труды как «Материалистическая теория познания» (1953 г.), «Свобода» (1955 г.), «Перспективы человека» (1959 г.) - книга четыре раза издавалась во Франции, «Марксизм XX века» (1966 г.), «За французскую модель социализма» (1968 г.), «Можно ли быть коммунистом сегодня?» (1969 г.), «Большой поворот социализма» (1969 г.), переведённый на двадцать языков, и «Вся правда» (1970 г.) - Гароди считает эту книгу завершением данного цикла. [38, 36, 51, 11, 7, 52, 2, 4].
3. Проблемы религии. Первая работа «Церковь, коммунизм и христиане» датирована 1949 годом, а самыми значительными произведениями являются «От анафемы к диалогу» (1965 г.), «Дефатализация истории» (1973 г.), «К религиозной войне? Дебаты века». (1995 г.) [33, 26, 25, 60].
4. Диалог цивилизаций. Начиналась эта тема работой об историческом вкладе арабо-исламской цивилизации в мировую культуру, напечатанной в Алжире в 1946 г. Затем появились «Китайская проблема» (1967 г.), «За диалог цивилизаций» (1977 г.), «Обещание ислама» (1981 г.), «Дело Израиля» (1983 г.). В 1985 году опубликована книга «Палестина: Земля Божественного послания», а в 1987 г. - «Ислам на Западе» [10, 53, 54, 32, 49, 35]. 8
5. Ещё один круг своих исследований Роже Гароди определяет как эссе, в которых «изобретается» будущий облик человечества. В него входят «За возрождение надежды» (1971 г.), «Альтернатива» (1972 г.), «Проект надежды» (1976 г.), «Зову живых» (1979 г.), а также более поздняя работа «Куда мы идём?» (1990 г.) [56, 1, 40, 20, 48].
В нашей стране были изданы немногие из произведений французского философа. Наиболее значительные из них - «Грамматика свободы» (1952 г.), «Вопросы марксистско-ленинской теории познания» (1955 г.), «Марксистский гуманизм» (1959 г.), «Ответ Сартру» (1962 г.), «Реализм без берегов» (1965 г.) [5, 3, 12, 15, 18]. Гароди гордился тем, что с его предисловием в Советском Союзе впервые вышла книга П.Тейяра де Шардена «Феномен человека» (1965 г.) [134]. В то же время «для служебного пользования» в 60-70-е годы был издан ограниченным тиражом ряд значимых для творчества Гароди работ. Однако сам он не включает их в списки своих публикаций, считая, по меньшей мере, «пиратскими».
В настоящее время ситуация несколько изменилась. В 1994 году выходит на русском языке ключевая в творчестве Гароди работа «Марксизм XX века», публикуется статья «Структурализм и «смерть человека», и в журнальном варианте появляется книга «Основополагающие мифы израильской политики». [И, 19, 13].
Динамика проблематики обнаруживает укоренённость каждого поворота Гароди к новой теме в предшествующих исследованиях, возвращение к прежним идеям на новых этапах философской и человеческой судьбы, раскрывает внутреннюю логику развёртывания его социально-философской концепции.
Кроме философских работ Гароди, опубликованных в нашей стране и за рубежом в 50-90-е годы, в качестве теоретических источников использовались: - автобиографические произведения, отразившие духовную эволюцию французского философа, основные этапы его жизни и творчества [50, 47, 21]; 9
- труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные анализу социально-философской доктрины Р. Гароди [89, 118, 155, 156, 158 и др.];
- историко-философские исследования современной французской философской мысли (И.А.Гобозов, М.Н.Грецкий и др.), а также работы посвященные анализу философии Фихте (П.П.Гайденко, А.В.Лукьянов, М.Бур, Г.Иррлиц) [78, 108, 70, 71];
- труды отечественных и зарубежных авторов, изучавших проблемы и события, пересекавшиеся с кругом исканий Р. Гароди (Ю.Н.Давыдов, В.Д.Жукоцкий, В.Е.Кемеров, В.А.Лекторский, К.Н.Любутин, К.А.Свасьян, И.П.Ястребов, А.Грамши, К.Горанов, Э.Фромм и др.);
- теоретические и полемические статьи, опубликованные в 60-70-е годы во французских философских журналах «Cahiers du communisme», «La nouvelle criticue», «La Penceé»;
- публицистические материалы, отражающие гражданскую позицию Гароди, его оценки важнейших политических событий.
Методологические основания исследования. Автор использует диалектико-материалистическую методологию в современном ее понимании, в том числе единство социокультурного и гносеологического подходов. Поскольку Гароди отдаёт предпочтение диалогу как методу познания, то он стал методом изложения основных аспектов творческого наследия французского учёного.
Цель и задачи исследования. Цель работы - исследование социально-философских воззрений Роже Гароди.
Названная цель определила постановку ряда исследовательских задач:
- раскрыть в интеллектуальной биографии Гароди социально-духовные истоки его философского кредо «удерживать оба конца цепи», позволившего перейти от простого монизма к теоретическому синтезу развитых альтернатив: философии духа и философии практики;
- проанализировать гносеологические основания социальной философии Роже Гароди, определившие понимание марксизма как философии практики, в
10 которой из практического взаимодействия субъекта и объекта выводится признание человека в качестве абсолютной ценности;
- показать специфику возвращения Гароди к аутентичному марксизму через обращение к его «фихтеанским корням» и концепцию «живого марксизма»;
- рассмотреть методологические основания подхода Гароди к определению тенденций развития современного мира; возможных путей преодоления интегризма и отчуждения, становления универсального человека, участвующего в созидании всё более человечного мира;
- выявить потенциал используемого Гароди диалога для преодоления эгоцентризма и признания того, что другие концепции мира и человека могут иными способами привести в действие исторические возможности.
Научная новизна исследования определяется степенью достижения цели и решения поставленных задач адекватными им методологическими средствами.
Прежде всего, она состоит в самой постановке проблемы. Философская концепция Роже Гароди перестала быть объектом анализа в отечественной философской науке с начала 80-х годов после предъявления обвинений в ревизионизме и ренегатстве. "Приговор" просуществовал как не подлежащий пересмотру почти четверть века, и все это время Гароди продолжал активную научную и общественно-политическую деятельность. В работе выявлена определенная корреляция между эволюцией гносеологических оснований социальной философии и анализом и оценкой Гароди альтернатив общественного развития в эпоху НТР. введение в научный оборот новых источников по теме, таких как труды самого Гароди (на языке оригинала), а также зарубежных исследователей его творчества, стоящих на марксистских и немарксистских позициях, позволило рассмотреть его социально-философские воззрения как целостную и открытую для диалога систему, определить логику ее развития как движения к достижению гармонии философии духа и философии практики. и преодолено идеологизированное отношение к философии Гароди, ревизионизм понимается как общепринятая научная процедура, форма критики и самокритики в творческом методе в отличие от оппортунизма, суть которого в изменении теоретических позиций в зависимости от конъюнктуры. Это позволило более адекватно определить место Гароди в философских исканиях марксистов XX века. социальная философия Гароди представлена как сплав эмоционально-личностного и рационально-академического, познания и переживания, как поведенческое воплощение мировоззренческих установок, делающее творческое философствование "индивидуально-неповторимым актом" [109, 11].
Апробация работы. Основные идеи диссертационной работы апробированы автором в выступления, сделанных на Всероссийской конференции "Философия, наука, образование" (Пермь, 4-6 июля 1996 года), Международном научном религиоведческом конгрессе "Религия, человек, общество" (Курган, 22-24 сентября 1998 года), Российской научной конференции "Человек в истории: теория, методология, практика" (Челябинск, 1990 год), Втором российском философском конгрессе "XXI век: будущее России в философском измерении" (Екатеринбург, 7-11 июня 1999 года). Материалы исследования опубликованы в научных тезисах и обсуждались в институте философии и права УрО РАН (2000 год).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Содержание работы изложено на 148 страницах машинописного текста. Библиография включает 159 наименований, из них 57 на иностранных языках.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальная философия Роже Гароди"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализу динамики социально-философских воззрений Роже Гароди согласно логике данного исследования предшествовало рассмотрение их методологических оснований, которые сформировались в процессе преодоления гносеологического догматизма, восстановления в правах «диалектического разума» и определили понимание роли и возможностей диалога как способа существования и развития культуры, обусловили включение в научный аппарат таких понятий как миф, модель, проект, инициатива.
На следующем этапе исследования был проанализирован ряд работ Р. Гароди и выделены идеи, составляющие его вклад в развитие «живого марксизма»:
- осуществление прямого и публичного диалога с Ж.-П. Сартром, Г. Марселем и Л. Альтюссером показало органичность для марксизма такого изменения человека как субъективность;
- участие в различных формах диалога христиан и марксистов позволило ввести в марксизм трансцендентность как измерение человека;
- исследование значения наследия Фихте для марксизма позволило Гароди сделать принципиальный вывод: марксизм - не просто материализм, противоположный идеализму, но философия действия в отличие от философии бытия;
- наконец, он приходит к пониманию марксизма как методологии исторической инициативы, позволяющей анализировать специфические противоречия эпохи и создавать проект, способный их разрешать.
В ситуации ломки идеологических стереотипов и настоятельной потребности в диалоге между носителями различных систем ценностей необходимость избежать очередных форм радикализма и фундаментализма делает общение к невостребованным ранее ресурсам социально-философского наследия Роже Гароди весьма своевременным
138
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование социально-философской концепции Гароди происходило не вопреки марксизму, через интеллектуальное сопротивление, а благодаря «возвращению» к нему. В характере этого «возвращения» обнаруживается философская маргинальность позиции Гароди. С одной стороны, оно вписывается в научную парадигму, присущую в середине 50-60-х годов советской философской школе в лице её наиболее критически настроенных представителей. С другой, это путь западного марксиста, которому степень философской и человеческой свободы позволила ещё в 1960-е годы определить своё отношение к ленинизму, разграничив в нём философское и политическое содержание, и перейти от гносеологической проблематики к социальной, соотнося её с более широким историческим контекстом, чем это дозволялось идеологизированным марксизмом.
2. Специфика пройденного пути "назад к Марксу" в том, что он начался с пересмотра гносеологических позиций, анализа проблемы субъект-объектных отношений в творчестве Маркса, Фихте, Сартра, Альтюссера, что привело к появлению концепции "живого марксизма", рассматривающей практику как особую форму объективного процесса, специфичность которого определяется противоречивым единством мышления и бытия. Центральное место в этой концепции занимает идея человеческой активности, понятой как творчество, как революционный выход за пределы существующих реалий, с точки зрения которой марксизм не историческая онтология, а методология исторической инициативы.
3. Специфика этого пути и в особенностях человеческой судьбы Гароди, духовных источниках его мировоззрения, определивших стремление к синтезу развитых альтернатив: философии духа и философии практики, сил деятельной любви и социальной активности, христианской гуманности и марксистского гуманизма, ценностей культура Запада и Востока.
139
4. Продуктивный анализ таких социальных феноменов XX века как НТР, отчуждение, различные модели социализма и интегризма в творчестве Гароди обусловлен использованием марксистской методологии.
5. Развитие социально-философских воззрений Гароди подтверждает представление о марксизме как открытой теоретической системе, способной к диалогу: взаимодействию качественно различных интеллектуально-ценностных позиций, формированию некого «базиса несомненности» и определению различающихся путей продвижения к общим целям. Для Гароди диалог обернулся признанием того, что существуют концепции мира и человека, которые могут иными способами чем марксизм привести в действие исторические возможности.
6. Выход за пределы марксизма не означает с неизбежностью превращение в антимарксиста и антикоммуниста. Проект будущего Гароди и социальное пророчество Маркса объединяет гуманистическая ориентация и критика основополагающих ценностей техногенной цивилизации.
Анализ эволюции философских идей Роже Гароди, идентификация его социально-философской позиции демонстрирует, что марксизм несет в себе возможность развития и преодоления естественной исторической ограниченности, позволяющие в каждый момент истории осознавать новые условия для мысли и действия. Философия Маркса, продолжая свое существование в качестве значимого элемента европейской культуры, в том числе и воплощенная в личностные версии марксизма, должна на равных принять участие в выработке новой системы ценностей, соответствующих потребностям общественного развития.
140
Список научной литературыШихардин, Николай Владимирович, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Гароди Р. Альтернатива. - М.: Прогресс, 1972. - 172 с.
2. Гароди Р. Большой поворот социализма. М.: Прогресс, 1970. - 189 с.
3. Гароди Р. Вопросы марксистско-ленинской теории познания. М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - 258 с.
4. Гароди Р. Вся правда. М.: Прогресс, 1970. - 142 с.
5. Гароди Р. Грамматика свободы. М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - 258 с.
6. Гароди Р. За возрождение надежды. М.: Прогресс, 1971. - 84 с.
7. Гароди Р. За французскую модель социализма. М.: Прогресс, 1969. - 298 с.
8. Гароди Р. Исповедь человека. М.: Прогресс, 1976. - 159 с.
9. Гароди Р. Карл Маркс. М.: Прогресс, 1965. - 209 с.
10. Гароди Р. Китайская проблема. М.: Прогресс, 1968. - 163 с.
11. Гароди Р. Марксизм XX века. -М.: Прометей, 1994. 175 с.
12. Гароди Р. Марксистский гуманизм. М.: Издательство иностранной литературы, 1959. - 292 с.
13. Гароди Р. Основополагающие мифы израильской политики // Наш современник. 1997. - №1-4.
14. Гароди Р. От анафемы к диалогу. М.: Прогресс, 1976. - 60 с.
15. Гароди Р. Ответ Сартру. М.: Издательство иностранной литературы, 1962. -78 с.
16. Гароди Р. Предисловие к книге П. Тейяра де Шардена «Феномен человека». -М., 1965.
17. Гароди Р. Проект надежды. М.: Прогресс, 1977. - 117 с.
18. Гароди Р. Реализм без берегов. М.: Прогресс, 1965. - 203 с.
19. Гароди Р. Структурализм и «смерть человека» // Философия и общество. -1998.-№2.-С. 244-262.
20. Garaudy R. Appel aux vivants. P.: Seuil, 1979. - 403 p.141
21. Garaudy R. Biographie du XX eme siècle: le testament philosophique de R. Garaudy. P.: Tougui, 1985. 408 p.
22. Garaudy R. Comment l'homme devint humain. P.: J. A., 1979. - 344 p.
23. Garaudy R. Contribution à la théorie matérialiste de la connaissance. P.: Presses univ. de France, 1953. - 387 p.
24. Garaudy R. Danser sa Vie. P.: Seuil, 1973. - 205 p.
25. Garaudy R. Défataliser l'histoire. Geneve, 1973.
26. Garaudy R. De l'anatheme au dialogue. P., 1965.
27. Garaudy R. Dieu est mort: étude sur Hegel. P.: RUF, 1962. - 437 p.
28. Garaudy R. Garaudy par Garaudy / Entretiens avec Glayman C. P.: Table ronde, 1970. - 275 p.
29. Garaudy R. Humanisme marxiste: cinq essais polémiques. P.: Éd. Sociales, 1957.-311 p.
30. Garaudy R. Il est encore temps de vivre: Voici comment. P.: Stock, 1981. - 261 P
31. Garaudy R. Integrismes. P.: Belfond, 1990. - 203 p.
32. Garaudy R. L'affaire Israël: le sionisme polit. P.: Papyrus, 1983. - 203 p.
33. Garaudy R. L'église, le communisme et les chrétiens. P.: Éd sociales, 1949. 368 P
34. Garaudy R. L'homme chrétien et homme marxiste. P.: La Palatine, 1964.
35. Garaudy R. L'Islam en Occident. P.: L'Harmattan, 1987. - 246 p.
36. Garaudy R. La liberté. P.: Éd sociales, 1955. - 469 p.
37. Garaudy R. La penseé de Hegel. P.: Bordas, 1977. - 218 p.
38. Garaudy R. La théorie matérialiste de la connaissance. P.: RUF, 1953. - 387 p.
39. Garaudy R. Le marxisme. P.: Seghers, 1977. - 212 p.
40. Garaudy R. Le project esperance. P.: Laffont, 1976. - 218 p.
41. Garaudy R. Lenine. P.: Presses Univ. de France, 1968. - 109 p.
42. Garaudy R. Les sources françaises du socialisme scientifique. P.: Hier et aujourd' hui, 1949. - 284 p.142
43. Garaudy R. Marxism et religion // Cercle d'éducation populaire. Bruxelles, 1965. - Cahier 17,1965.
44. Garaudy R. Marxism in the XX century. N.-Y.: Charles Scribner's sons, 1970. -224 p.
45. Garaudy R. Marxisme et existencialisme. P.: Pion, 1962.
46. Garaudy R. Marxistes et chrétiens: Entretiens de Salzburg. P.: Arthaud, 1968. -249 p.
47. Garaudy R. Mon tour du siècle en solitaire. P.: Laffont, 1989. - 450 p.
48. Garaudy R. Où allons nous? P., 1990.
49. Garaudy R. Palestine : terre des messages divins. P., 1985.
50. Garaudy R. Parole d'homme. P.: Laffont, 1975. 264 p.
51. Garaudy R. Perspectives de l'homme. P.: RUF, 1959. - 355 p.
52. Garaudy R. Peut-on être communiste aujourol' hui? P.: Grasset, 1968. - 398 p.
53. Garaudy R. Pour un dialogue des civilizations: L'Occident est un Accident. P.: Denoël, 1977. - 235 p.
54. Garaudy R. Promesses de l'Islam. P.: Éd. du Seuil, 1981. - 183 p.
55. Garaudy R. Qu' est-ce que la morale marxiste. P.: Éd. sociales, 1963. - 232 p.
56. Garaudy R. Reconquête de l'espoir. P.: Grasset, 1971. - 147 p.
57. Garaudy R. The alternative future: A vision of Cristian marxism. N.-Y.: Simon and Schuster, 1974. - 192 p.
58. Garaudy R. Toute la vérité. P.: Grasset, 1970. - 199 p.
59. Garaudy R. Une Littérature de fossoyeuers. P.: Éd. sociales, 1947. - 93 p.
60. Garaudy R. Vers une querre de religion? Le débat du siècle. P.: Brouwer, 1995. -181p.
61. Garaudy R., Lauer Q. Marxistes et chrétiens face à face: Peuvent-ils constituer ensemble l'avenir? P.: Arthaud, 1969. - 249 p.
62. Альтюссер JI. Просто ли быть марксистом в философии // Философские науки. 1990. -№ 7.143
63. Андерсон П. Размышления о западном марксизме. На путях исторического материализма. М.: Интер-Версо, 1991. - 272 с.
64. Андреев М. В. Марксисты и христиане: диалог. М.: Политиздат, 1983. -64 с.
65. Андрусенко В. А., Пивоваров Д. В., Алексеев А. С. Экстраполяция в научном познании. Иркутск, 1986. - 119 с.
66. Бауэр И., Липерт А. Коварная проповедь ренегата, или крутой поворот Р. Гароди. М.: Прогресс, 1973. - 181 с.
67. Белый А. На рубеже двух столетий. М.: Художественная литература, 1989.- 542 с.
68. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - 528 с.
69. Борьба идей в эстетике. М.: Искусство, 1974. - 419 с.
70. Бур М. Фихте. М.: Мысль, 1965. - 166 с.
71. Бур М., Иррлиц Г. Притязания разума. М.: Прогресс, 1978. - 327 с.
72. Валлон А. От действия к мысли. Очерк сравнительной психологии. М.: Издательство иностранной литературы, 1956. - 238 с.
73. Великович Л. Н. Аджорнаменто и антикоммунизм // Вопросы философии. -1970.-№11. -С. 153-163.
74. Вислобоков В. Д. Ленинская теория отражения и её современные критики. -М.: Мысль, 1971.-96 с.
75. Гаджиев А. А. Романтизм и реализм. Баку.: Элм, 1972. - 347 с.
76. Гайденко П. П. Парадоксы свободы в философии Фихте. М.: Наука, 1990.- 127 с.
77. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. -М.: Республика, 1997.-495 с.
78. Гайденко П. П. Философия Фихте и современность. М.: Мысль, 1979. -288 с.
79. Гобло Ж. Ж. Об интеллектуальной биографии Ленина // Вопросы философии. 1970.-№1.-С. 167-172.144
80. Гобозов И. А. Ленинское философское наследие в трудах французских марксистов. М.: Издательство МГУ, 1981. - 73 с.
81. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: Искусство, 1970. - 519 с.
82. Грамши А. Тюремные тетради. Ч. I. М.: Издательство политической литературы, 1991. — 560 с.
83. Грецкий М. Н. Марксистская философия в современной Франции. М.: Издательство МГУ, 1984. - 183 с.
84. Грецкий М. Н. Мы и марксисты Запада // Вопросы философии. 1989. -№7.-С. 100-111.
85. Грецкий М. Н. Над чем думают, о чём спорят западноевропейские философы-марксисты // Философские науки. 1996. - №3.
86. Давыдов Ю. Н. К. Маркс: социологизация категории отчуждение // История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1. М.: Канон, 1997.
87. Жуковский В. И., Пивоваров Д. В. Зримая сущность. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991. - 284 с.
88. Жукоцкий В. Д. Маркс после Маркса. Нижневартовск: Приобье, 1999. -1999.-184 с.
89. Ижицкий JI. М. Борьба за человека или против него. Кишинёв: Штиинца, 1980.- 154 с.
90. Казанова А., Коэн Ф. Куда пришёл Роже Гароди? // Философские науки. -1970.-№3.-С. 120-128.
91. Кантор К. М. Соотношение социальной организации индивида в условиях научно-технической революции // Вопросы философии. 1971. - №10. - С. 3951.
92. Карл Маркс и современная философия. Сборник материалов научных конференций к 180-летию со дня рождения К. Маркса. М.: Институт философии РАН, 1999. - 380 с.
93. Кемеров В. Е. Методология обществознания: проблемы, стимулы, перспективы. Свердловск: Издательство Уральского института, 1990. - 164 с.145
94. Ким В. В. Образ, знак и объект // Категория образа в марксистско-ленинской гносеологии. Структура и функции. Свердловск, 1986. - 142 с.
95. Коршунов А. М. Познание и деятельность. М.: Политиздат, 1984. - 142 с.
96. Крымский С. Б. Культурно-экзистенциальные измерения познавательного процесса // Вопросы философии. 1998. - №4. - С. 40-49.
97. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. - 382 с.
98. Лейзеров Н. Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974. - 207 с.
99. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии.-1997.-№11.-С. 3-38.100. .Лекторский В. А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопросы философии. 1999. - №8. - С. 72 - 80.
100. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18.
101. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29.
102. Ленинская теория отражения: творческий характер практики. -Свердловск: Издательство Уральского университета, 1979. 152 с.
103. Лившиц М. А. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. 1984. -№ 10.-С. 120-145.
104. Лосев А. Ф. Введение в обшую теорию языковых моделей. М.: Издательского Московского Государственного педагогического института, 1968.-296 с.
105. Лосев А. Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. М.: Искусство. - 1976. - 364 с.
106. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. - 623 с.
107. Лукьянов А. В. Философия И. Г. Фихте. Оренбург, 1997.
108. Любутин К. Н. Российские версии философии марксизма // XXI век: будущее России в философском измерении. Екатеринбург: Издательство Уральского Государственного института, 1999. - С. 5-12.
109. Любутин К. Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. Псков, 1994. - 133 с.146
110. Любутин К. Н., Пивоваров Д. В. Диалектика объекта и субъекта. -Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1993. 414 с.
111. Мавлютов Р. Р. Ислам. М.: Издательство политической литературы, 1974. -168 с.
112. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.
113. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.
114. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.
115. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8.
116. Медведко JI. Именем Аллаха: политизация ислама и исламизация политики. -М.: Политиздат, 1988. -254 с.
117. Момджян X. Н. Марксизм и ренегат Гароди. М.: Наука, 1973. - 192 с.
118. Нарский И. С. Образ и знак. Относительность их взаимопротивопоставления на уровне чувственного познания // Категория образа марксистско-ленинской гносеологии. Структура и функции. -Свердловск: 1986. 147 с.
119. Нарский И. С. Отчуждение и труд. По страницам произведений К. Маркса. -М.: Мысль, 1983.- 144 с.
120. Ойзерман Т. И. О ленинской интерпретации марксизма // Свободная мысль. 1994. - №4, 6.
121. Ойзерман Т. И, Принцииальные основы самокритики марксизма // Свободная мысль. 1994. -№11.
122. Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. М.: Мысль, 1974. -572 с.
123. Павлов Т. Марксистско-ленинская философия и системно-структурный анализ // Коммунист. 1969. - №15.
124. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. Санкт-Петербург: Петрополис, 1997. - 849 с.
125. Редекер X. Отражение и действие. Диалектика реализма в художественном творчестве. М.: Прогресс, 1971. - 168 с.147
126. Руткевич М. Н. Актуальные проблемы ленинской теории отражения. -Свердловск: Средне-уральское книжное издательство, 1970. 235 с.
127. Савич М. Б. Марксистская диалектика и философский ревизионизм. М.: Наука, 1981.- 177 с.
128. Свасьян К. А. Проблема символа в современной философии. Ереван: Издательство Академии Наук Армянской ССР, 1980. - 226 с.
129. Скаржинская В. Д. Обыкновенный реформизм. — М.: Наука, 1976. 490 с.
130. Современная марксистско-ленинская философия в зарубежных странах. -М.: Наука, 1984.-608 с.
131. Современные проблемы реализма и модернизма. М.: Наука, 1965. - 615 с.
132. Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике Х1Х-ХХ веков. М.: Наука, 1982. - 248 с.
133. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1965. - 239 с.
134. Философия в СССР: версии и реалии // Вопросы философии. 1997. -№11.-с. 3-38.
135. Философия не кончается. Книги I, И. -М.: РОССПЭН, 1998.
136. Фихте И. Г. Несколько лекций о назначении учёного. Минск: Попурри, 1998.-474 с.
137. Французские марксисты критикуют ревизионизм Р. Гароди // Философские науки, 1970.-№3.
138. Фромм Э. Вклад Маркса в познание человека // Философия и общество. 1998.-№3.-С. 234-250.
139. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430 с.
140. Ходасевич В. Ф. Некрополь. М.: Советский писатель, 1991. - 188 с.
141. Шанютин Б. С. Душа и тело. Курган: Издательство университета, 1997. -227 с.
142. Шафф А. Мой XX век // Свободная мысль, 1994. - №4, 5.
143. Ястребов И. Б. Католицизм в современной Франции. М.: Мысль, 1973. -190 с.148
144. Althusser L. Pour Marx. P.: Maspero, 1965. - 258 p.
145. Althusser L. Préface: Du Capital à la philosophie de Marx en «Lire le Capital». Vol. 1. P.: Maspero, 1965. - 256 p.
146. Cahiers du communisme. 1958. - №4.
147. Christendum und marxistes heute. Wein - Frankfurt - Zürich, 1966.
148. Cottier G. Chrétiens et marxistes. Dialogue avec R. Garaudy P.: Mane, 1967. ! 98 p.
149. Dupleix A. Le socialisme de R. Garaudy et le problème religieux. Toulouse: Privat, 1971.-114 p.
150. L' Humanité. 1966. - 15.111.
151. L' Humanité. 1966. - 27.V.
152. La Nouvelle Critique. 1970. -№30 (211), 34 (215).154. La Penseé. 1969. - №143.
153. Matabosch A. R. Garaudy y la construcción del hombre. Barcelona, 1971. -208 p.
154. Norris R. B. God, Marx and future: Dialogue with Roger Garaudy. -Philadelphia : Fortress press, 1974. 210 p.
155. Orcel J. Remarques à propos du livre du R. Garaudy «Marxisme du XX eme siècle» // La Pensée. 1967. - № 134.
156. Perottino S. Roger Garaudy et le marxisme du XX eme siècle. P.: Seghers, 1974. - 203 p.
157. Seve L. Pour un développement créateur du marxisme // Cahiers du communisme. 1966. - № 56.