автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Социальная и религиозно-философская мысль Чечни в начале XX в.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Магомадов, Мансур Гайрабекович
Введение.
Глава 1. Исторические условия развития социальной и религиозно-философской мысли Чечни в начале XX века.
1.1. Социально-экономические предпосылки развития социальной и философской мысли Чечни.
1.2. Проблема когерентности в развитии социальной и философской мысли Чечни в начале и конце XX века.
1.3. Передовая социальная и философская мысль Чечни в газете "Грозненский торгово-промышленный бюллетень" (1902-1905 гг.).
1.4. Прогрессивная общественная мысль Чечни в освещении газеты "Терский край" (1910-1912 гг.).
Глава 2. Особенности развития религиозно-философской мысли чеченцев в начале XX века.
2.1. Влияние арабоязычной культуры на религиозно-философские воззрения чеченцев.
2.2 Основные тенденции развития религиозно-философской мысли Чечни в начале XX века.
2.3. Вопросы просвещения и религиозные мыслители.
Глава 3. Философские и социальные воззрения видных деятелей Чечни начала XX века.
3.1. Мнроззрение Таштемира Эльдарханова.
3.1.1. Идеологические истоки воззрений Т.Эльдарханова.
3.1.2. Социальная реальность в творчестве Т.Эльдарханова.
3.2. Социальные взгляды Ахметхана Мутушева.
3.2.1. Идеи просветительства в творчестве А.Мутушева.
3.2.2. Проблема социальной неустроенности горцев в воззрениях
А.Мутушева.
3.3. Мировоззрение Ибрагимбека Саракаева.
3.3.1. Проблема социальной детерминированности.
3.3.2. Просветительские идеи в воззрениях И.Саракаева.
3.3.3. Антиклерикальные взгляды И.Саракаева.
3.3.4. Социальные корни политической критики И.Саракаева.
3.4. Социальные взгляды Данилбека Шерипова.
3.4.1. Проблема формирования общественного мнения.
3.4.2. Особенности становления мировоззрения.
3.5. Социальные воззрения Исмаила Мутушева.
3.5.1. Антропологические корни воззрений И.Мутушева.
3.5.2. Проблема отграничения истины от лжи.
3.5.3. Религиозно-философские взгляды И.Мутушева.
3.5.4. Проблема взаимоотношений индивида и общества.
3.6. Социальные и философские взгляды Асланбека Шерипова.
3.6.1. Становление мировоззрения.
3.6.2. Эволюция социальных и философских взглядов.
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Магомадов, Мансур Гайрабекович
Начало XX века занимает особое место в истории развития социальной и религиозно-философской мысли Чечни, знаменуя собой значительный рост политического самосознания чеченского народа. В начале минувшего столетия обострились и наглядно проявились все противоречия между различными, гак называемыми прогрессивными и регрессивными тенденциями в общественном сознании чеченцев.
На политическую арену в ту пору выходили самые разнообразные общественно-политические силы, которые с равными основаниями и равной активностью претендовали на верховенство своих идей, взглядов и убеждений. Социальные процессы, развернувшиеся в тот период в царской России, в условиях развала господствующей идеологической системы и кризиса политической власти, приобретали особенно острый характер.
Отражались они и на событиях в Чеченской Республике. В борьбе за реальную политическую и духовную власть здесь сталкивались взаимоисключающие друг друга социальные и религиозно-философские мировоззрении. С одной стороны, в общественное сознание трудящихся масс Чечни активно вторгались идеи новой жизни, пропагандируемые большевиками, а с другой - еще сильнее и энергичнее заявляли о себе традиционные духовные ценности, основанные на учении ислама. Таким образом, происходила ломка устоявшихся взглядов, убеждений, мироощущений, на смену им приходили и активно утверждались новые нормы морали и нравственности, новые принципы мировосприятия, в основе которых лежали новые, революционные подходы к объяснению явлений природы, взаимоотношений людей, развития общества.
Похожие процессы идут и сейчас. История повторяется, и ее нельзя игнорировать, потому что она "непосредственно касается нас. .А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека"1. И это, действительно, так. Сегодня, в начале XXI века, как и столетие назад, общество оказалось расколотым на множество непримиримых общественно-политических партий и движений. Они проповедуют взаимоисключающие духовные ценности, стоят на полюсных идейно-политических платформах. Как никогда прежде обострились межнациональные отношения, стали реальностью военные конфликты. Вот почему, по меткому выражению Х.Агнес, "История не есть прошлое, это - прошлое и будущее в настоящем"2. Вот почему, на наш взгляд, необходимо изучать историю вообще и историю развития социальной и религиозно-философской мысли, в частности. Это одна из причин, обусловивших выбор данной темы для настоящего диссертационного сочинения. Это также один из аспектов актуальности разрабатываемой проблемы: рассмотреть особенности развития социальной и религиозно-философской мысли Чечни в досоветский период без предвзятости, объективно осмысливая все рациональное, полезное, что составляет духовное наследие народов Чечни независимо от идейно-политического содержания исследуемого источника.
Чечня была отсталой национальной окраиной царской империи. Она в полном объеме испытала на собственном общественном организме всю пагубность насильственных методов изменения существующего политического строя и классовой борьбы, которые имели место в начале XX века в раздираемой внутриполитическими противоречиями царской России. Кроме того, процесс формирования и развития социальной и религиозно-философской мысли чеченцев в начале XX века имел специфические особенности, которые тесно переплетались с национальными и территориальными особенностями края. Эти особенности в конкретно-исторических условиях оказывали существенное воздейст
1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.- С.274.
2 Цит. по кн.: Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М.,1995. - С.4. вие на становление тех или иных взглядов, убеждений, позиций конкретных исторических личностей, чьи действия, безусловно, предопределяли в свою очередь ход политических событий. Выявить эти особенности, показать их случайность или закономерность, философски осмыслить их место и роль в развитии чеченского общества также представляется нам задачей актуальной сегодня.
Есть и другие проблемы, не менее важные и злободневные, которые рассматриваются в настоящем диссертационном сочинении в свете демократизации, обновления всех сторон жизни нашего общества, в том числе и духовной. Так, например, при изучении проблемы формирования передовой социальной мысли чеченцев встает вопрос о соотношении общих и национально-специфических моментов данного процесса. В широком плане это проблема синтеза передовой идеологии эпохи и общественного сознания народа, отставшего в силу объективных причин в социальном и политическом развитии. Данная проблема важна не только в историко-философском аспекте, но актуальна и в наши дни.
Вынуждены констатировать: вопросы, касающиеся развития социальной и религиозно-философской мысли чеченцев в начале XX века не стали предметом непредвзятого, лишенного идеологической догматики, исследования историко-философской науки постсоветской России. Научные труды, вышедшие из печати в годы социалистического строительства и освещающие данную проблему, к сожалению, не лишены известных недостатков в интерпретации и освещении выявленных источников. Тому были объективные причины, которые заставляли исследователей руководствоваться крайне упрощенным и односторонним пониманием принципа классовости, партийности. По существу отвергались все немарксистские, несоциалистические духовные ценности.
Вышедшие в разное время отдельные работы и статьи чеченских ученых А.Яндарова, В.Акаева, С.-А.Хусаинова, А.Манкиева, Х.Туркаева, Ж.Гакаева, Х.Хизриева и других, посвящены изучению иных исторических эпох, иных аспектов рассматриваемой темы, и затрагивают частные, эпизодические фрагменты исследуемой нами историко-философской проблемы3.
Правда, есть среди научных трудов несколько работ, чья тематика непосредственно перекликается с темой настоящего диссертационного сочинения. Это кандидатская и докторская диссертации А.Яндарова и А.Манкиева, являющиеся, бесспорно, большим вкладом в исследование общественно-политической и философской мысли Чечено-Ингушской АССР. Так, свою кандидатскую диссертацию на тему "Общественная мысль Чечено-Ингушетии в последней трети XIX - начале XX века" А.Яндаров написал в 1965 году, докторскую под названием "Развитие общественно-политической и философской мысли Чечено-Ингушетии в XIX - начале XX века" - в 1986 году. Защита кандидатской диссертации А.Манкиева на тему "Основные течения общественно-политической мысли в Чечено-Ингушетии накануне Октябрьской революции и в период борьбы за советскую власть" состоялась в 1970 году. Из сопоставления выходных данных этих научных трудов видно, что они написаны авторами еще до распада Советского Союза, в период административно-бюрократического давления. Строго установленные сверху рамки исследований, невыносимая психо
3 См.: Акаев В.Х. Шейх Кунта-хаджи: жизнь и учение. Грозный, 1994; Акаев В., Хусаинов С.-Х. Шейх Мансур как реформатор //Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции. - Грозный, 1992; Яндаров А.Д. Общественная мысль Чечено-Ингушетии в последней трети XIX - начале XX века. Диссертация на соиск. уч. ст. канд. философ, н. - Алма-Ата, 1965; Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения (Из истории развития общественных идей в Чечено-Ингушетии в 20-70-е годы XIX века). - Алма-Ата, 1975; Яндаров А.Д. Чах Ахриев, его жизнь и наследие: К 125-летию со дня рождения //Вопросы философии. - 1975. - №4. - С. 138-141; Яндаров А.Д. Развитие общественно-политической и философской мысли Чечено-Ингушетии в XIX -нач. XX века. Диссертация на соиск. уч.ст.докт.философ.н. - Алма-Ата, 1986; Яндаров А.Д. Об идеологии национально-освободительного движения горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах XIX века //Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции. - Махачкала, 1989; Хизриев Х.А. А.Шерипов как историк и философ /Юрга (на чеч. яз.). - 1977. - №3. - С.33-37; Гакаев Ж.Ж. Он достоин памяти народной (Краткий исторический очерк о Таштемире Эльдерханове). - Грозный, 1991; Мельчин А.И. Асланбек Шерипов (1897-1919. Герой гражданской войны). Очерк. - Грозный, 1957; Эшба Е.А. Асланбек Шерипов. 3-е изд., доп. - Сухуми, 1990; Газдиев A.M. Асланбек Шерипов -славный герой революции. Исторический очерк. - Грозный, 1960; Манкиев А.А. Основные течения общественно-политической мысли в Чечено-Ингушетии накануне Октябрьской революции и в период борьбы за советскую власть. Диссертация на соиск. уч.ст.канд.философ. наук. - Махачкала, 1970; Манкиев А.А. Отражение в общественно-политической мысли в Чечено-Ингушетии начала XX века вопросов о социальной роли ислама и мусульманского духовенства //Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. - Грозный, 1992; Туркаев Х.В. Революционно-эстетические взгляды Асланбека Шерипо-ва //Путь к художественной правде. - Грозный, 1987; Туркаев Х.В. О некоторых особенностях развития общественно-просветительской мысли чеченцев и ингушей в 1890-1917 гг. //Русская художественная культура и вопросы духовного наследия чеченцев и ингушей. - Грозный, 1982. логическая обстановка, окружавшая тогда исследователя-обществоведа, исключали возможность самостоятельного мышления и изысканий.
Например, известный дагестанский ученый М.А.Абдуллаев пишет: «.длительное время партийные органы, идеологические ведомства возглавлялись людьми, которые не были достаточно компетентны, и отличались особой догматичностью и консервативностью мышления. Все идеи и концепции они подразделяли на марксистские и немарксистские и, по принципу, кто не с нами, тот против нас, последних относили к антимарксистам. Дело доходило до того, что изымались изданные работы, заставляли вырывать листы, где на их взгляд, были крамольные мысли»4. Три работы и 14 статей М.А.Абдуллаева подверглись такой экзекуции. Не избежали подобного жесткого давления со стороны господствовавшей тогда идеологической системы и А.Яндаров, и А.Манкиев.
Научные труды, вышедшие в свет в советский период и написанные в русле тех идеологических требований и установок, сегодня многими учеными отвергаются как ненаучные. Мы считаем такой подход неоправданным, а критический анализ диссертационных сочинений А.Яндарова и А. Манкиева в свете новых политико-идеологических условий неэтичным. Они написаны в другой социальной среде и соответствуют идеологическим требованиям той эпохи. Оценивать их, исходя из нынешних реалий, будет неправильно.
Однако это вовсе не исключает определенной полемики с ними. Выявленные нами новые архивные и газетные материалы позволяют усомниться в безошибочности отдельных выводов, сделанных нашими предшественниками. Но вместе с тем, вынужден особо подчеркнуть еще раз: сказанное нисколько не умаляет бесспорных достоинств научных работ А.Яндарова и А.Манкиева. Изучение духовного наследия чеченского и ингушского народов в философском и общественно-политическом аспекте впервые начато ими, причем, в условиях не совсем благоприятных для объективных научных обобщений и выводов, в условиях идеологического диктата и слабой разработанности методики исследования историко-философской проблематики.
4 Абдуллаев М.А. Философия в свете переоценки духовных ценностей. - Махачкала, 1992. - С.96.
Вопросы развития передовой общественной мысли Чечено-Ингушетии в последней трети XIX - начале XX века широко раскрываются в кандидатской диссертации А.Яндарова5. В ней представлена духовная общность прогрессивных представителей братских народов нашей страны и их борьба против идеализма и религии, буржуазного национализма, панисламизма и пантюркизма. В исследовании А.Яндарова показано значение передовой русской культуры для идейного формирования мировоззрения демократических просветителей, мыслителей, дается анализ общественно-политического содержания революционно-демократической публицистики.
В 70-80-е годы А.Яндаров активно продолжает научные изыскания. Итоги его работы получили обобщенное и систематизированное выражение в книге "Ингушский просветитель Чах Ахриев. (1850-1914 гг.)6, а также в монографии "Суфизм и идеология национально-освободительного движения: (Из истории развития общественных идей в Чечено-Ингушетии в 20-70-е гг. XIX в.)"7. Научные труды А.Яндарова - первые издания, в которых обстоятельно рассматриваются социально-экономические и идейные факторы и предпосылки, обусловившие развитие революционно-демократического направления в общественно-политической мысли Чечено-Ингушетии, в них раскрывается процесс плодотворного влияния идей русских демократов на становление мировоззрения ингушского просветителя Ч.Ахриева, освещаются особенности влияния суфизма на идеологию национально-освободительного движения горцев под предводительством Шамиля. Позже в докторской диссертации А.Яндаров значительно расширил хронологические рамки исследуемого исторического периода вплоть до Октябрьской революции 1917 года8.
5 Яндаров А.Д. Общественная мысль Чечено-Ингушетии в последней трети XIX - начале XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Алма-Ата, 1965. 16 с.
6 Яндаров А.Д. Ингушский просветитель Чах Ахриев. (1850-1914 гг.). - Грозный, Чеч.-Инг. кн изд., 1968.-54 с.
7 Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения: (Из истории развития общественных идей в Чечено-Ингушетии в 20-70-е гг. XIX в.). Академия Наук Каз ССР; Ин-т филос. и права. - Алма-Ата, "Наука", 1975. - 176 с.
8 Яндаров А.Д. Развитие философской и общественно-политической мысли Чечено-Ингушетии в XIX - нач. XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. - Алма-Ата, 1986. - 38 с.
Больше внимания уделяют исследователи гуманистическому, просветительскому движению, деятельности известных мыслителей. Так, А.Манкиев выявил реальную противоречивость мировоззрения И.Саракаева. Оценивая его общественно-политические взгляды как идеалистические, он показал гуманистические, просветительские устремления мыслителя, присущие ему дух критицизма и стремления к обоснованию принципа свободного развития человеческой личности9. Автор начинает исследование процесса распространения и утверждения марксистско-ленинской идеологии в Чечено-Ингушетии в начале XX века. Однако, многие пласты философского и общественно-политического наследия, например, первого чеченского марксиста А. Шерипова оставляются им нетронутыми.
Следующую попытку по прошествии семи лег после защиты диссертации А.Манкиева предпринимает в этом направлении историк Х.Хизриев. В 1977 году в журнале "Орга" он публикует статью под названием "А.Шерипов как историк и философ"10. Больше к данной теме, рассматривая ее в философском аспекте, никто не обращается. Правда, профессор Х.Туркаев занимается изучением литературного наследия А.Шерипова, но его публикации посвящены изучению революционно-эстетических взглядов А.Шерипова и не могут быть отнесены к историко-философской проблематике11.
К сожалению, история философской и социальной мысли Чечни еще не оформилась в самостоятельное научное направление. Если историко-философская наука Чеченской Республики делает первые шаги в освоении духовного наследия передовых чеченских мыслителей, то в соседних с Чечней регионах она уже добилась заметных успехов. Нет ни одного края, области или республики в составе СНГ, где данные проблемы не были бы широко и всесторонне освещены. Достаточно разносторонне изучены вопросы развития общественно-политической и философской мысли в республиках Закавказья - в
9 Манкиев А.А. Основные течения общественно-политической мысли в Чечено-Ингушетии накануне Октябрьской революции и в период борьбы за советскую власть. Автореферат кандидатской диссертации. - Махачкала, 1970.
10 Хизриев Х.А. А.Шерипов как историк и философ /Юрга (на чеч.яз.). - 1977. - №3. - С. 33-37.
11 Туркаев Х.В. На переломе. Монография. - Грозный, 1991. - С. 133-144.
Азербайджане12, Армении13, Грузии14; Средней Азии - Казахстане15, Киргизии16, Таджикистане17, Узбекистане18, а также в республиках Прибалтики19 и Восточной Европы20.
12 См.: Алиев Р.А. Народная мудрость - компонент общественно-философской мысли: (По материалам азербайджанского фольклора). Автореферат дис.докт.филос.наук. - Баку, 1990. - 46 е.; Гаса-нов Г.И. Из истории развития общественной и философской мысли в Азербайджане в годы первой мировой войны (1914 - февр. 1917 гг.). Автореферат дне. канд. филос. наук. - Баку. 1963.; Мамедов Ш.Ф. Развитие философской мысли в Азербайджане. - М., 1965; Касумов М.М. Очерки по истории передовой философской и общественной мысли азербайджанского народа в XIX в. - Баку, 1959; Га-санов С.К. Философская сущность естественнонаучных воззрений Низами Гянджеви. Автореферат дис. канд. филос. наук. - Баку, 1992; Исаев Н.М. Философско-мировоззренческие идеи азербайджанского просвещения. Автореферат дис. канд. филос. наук. - Баку, 1980.
13 См.: Акопян Г.Х. Философские взгляды армянских революционеров-демократов: (Раффи, Сва-чян, Пароян). Автореферат дис.докт.филос.наук. - Ереван, 1990; Мирзоян Г.К. Критический анализ армянской философской мысли ХУ11 века. Автореферат дис. докт. филос. наук. - Ереван, 1984; Тар-вердян А.Ю. Философские воззрения Степаноса Лехаци. Автореферат дис. канд. филос.наук. - Ереван, 1990; Карапетян Р.А. Философия армянского просвещения 40-60-х годов XIX века и Степанос Назарянц. Автореферат дис.докт. филос. наук. - Ереван, 1975; Севян В.К. Критический анализ армянской буржуазной философии. (Начало XX в.). Автореферат дис. докт. филос. наук. - Ереван, 1972.
14 См.: Надибаидзе Ф.К. Основные течения философской мысли XX векав Грузии (1900-1921 гг.). Автореферат дис. докт. филос. наук. - Тбилиси, 1983; Кучухидзе Я.В. Развитие общественно-политической и философской мысли в Грузии в 1921-1925 гг. Автореферат дис. канд. филос. наук. -Тбилиси, 1970; Шерозия А.Е. Философская мысль в Грузии в первой четверти XX века. - Тбилиси, 1963; Эситашвили Ш.А. Религиозные и философские мировоззренческие проблемы в творчестве Ва-жа Пшавелы. Автореферат дис. канд. филос. наук. - Тбилиси, 1979; Амирханова А.Т. Философские взгляды С.И.Додишвили. Автореферат дис. канд филос. наук. - М., 1975.
15 См.: Касымжанов А.Х., Закирьянов А.К. Развитие общественно-философской мысли в Казахстане. (1917-1979 гг.) - Алма-Ата, 1980; Алиев Ж. Из истории формирования научно-материалистического мировоззрения в Казахстане в 20-30-х гг. XX века. Автореферат дис. канд. филос. наук. - Ташкент, 1990; Барлыбаева Г.Г. Мировоззрение Абая в контексте казахской общественной мысли. Автореферат дис.канд.филос.наук. - Алма-Ата, 1992; Амребаев A.M. Мировоззрение Ша-кирама Кудайберды улы в культурно-историческом аспекте. Автореферат дис. канд. филос. наук. -Алматы, 1994; Бейсембиев К.Б. Очерки истории общественно-политической и философской мысли Казахстана. (Дореволюционный период). - Алма-Ата, 1976; Худайбергенов К. Общественно-политические и философские взгляды каракалпакских мыслителей XIX и нач. XX веков. - Нукус, 1975.
16 См.: Джаныбеков Д. Мировоззренческие и социально-эстетические проблемы в творчестве кыргызских акынов-мыслителей XIX и начала XX веков. Автореферат дис. докт. филос. наук. - Ташкент, 1993; Алтмышбаев А.А. Очерки истории развития общественно-политической и философской мысли в дореволюционной Киргизии. - Фрунзе, 1985; Аманалиев Б. Киргизские мыслители XIX - начала XX веков. Автореферат дис. докт.филос.наук. - Баку, 1965.
17 См.: Авезбаева Р.Г. Общественно-политические и философские взгляды Ахмада Дониша. Автореферат дис. канд.филос.наук. - М., 1964; Хасанова С.А. Социально-этические взгляды Абулкасима Фирдоуси. Автореферат дис.канд.филос.наук. - Душанбе, 1967; Раджабов М. Общественно-политическая и философская мысль таджикского народа в ХУ веке. Автореферат дис. докт. филос. наук. - Душанбе, 1970; Султанов У. Философские и социально-этические взгляды Абу Али Ибн-Сины. Автореферат дис. канд. филдос. наук. - Душанбе, 1972.
См.: Вахидов Х.П. Просветительская идеология и идейная борьба в Узбекистане (конец XIX -нач. XX вв.). Автореферат дис. докт. филос. наук. - Ташкент, 1971; Очерки истории общественно-философской мысли в Узбекистане. - Ташкент, 1977; Муминов И.М. Из истории развития общественно-философской мысли в Узбекистане конца XIX и начала XX вв. - Ташкент, 1957.
19 См.: Валескалн П.И. Очерк развития прогрессивной философской и общественно-политической мысли в Латвии. - Рига, 1967; Гензелис Б. Развитие общественно-философской мысли в Литве во второй половине XIX в. Автореферат дис. канд. филос. наук. - Вильнюс, 1965; Казлаускас В. Разви
То же самое можно сказать об изученности развития социальной и религиозно-философской мысли в соседних с Чечней северокавказских республиках - в Дагестане, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Адыгейской автономной области, а также в отдельных регионах Российской Федерации21.
Как известно, история философии выполняет двуединую задачу: исследование философии отдельных народов со своими специфическими чертами и исследование процесса развития философии в масштабе определенного региона и всего мира. Как справедливо отмечает М.А.Абдуллаев, второй аспект не может быть решен без решения первого. В этой связи изучение социальной и религиозно-философской мысли отдельных народов, в том числе и чеченского, приобретает региональное и даже общемировое значение. тие марксистской общественно-философской мысли в Литве (1905-1919 гг.). Автореферат дис. канд. филос. наук. - Вильнюс, 1968.
20 См.: Почаиский A.M. Философские взгляды украинских просветителей первой половины XIX в. Автореферат дис. докт. филос. наук. - Киев, 1985; Назаренко И.Д. Общественно-политические, философские, эстетические и атеистические взгляды Т.Шевченко. - Киев, 1964; Урсул Т.Д. Философские и общественно-политические взгляды Н.Г.Милеску Спафария. - Кишинев, 1955; Ермурат-ский В.Н. История философской и социологической мысли в Молдавии ХУ1 - начала XX века. Автореферат дис. докт. филос. наук. - М.,1969.
21 См.: Абиева Э.Г. Мифология и религия как источники формирования философской мысли в Дагестане. Автореферат дисс. канд. филос. наук. - Махачкала, 1997; Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. - М.,1968; Абдуллаев М.А. Мыслители народов Дагестана XIX и начала XX вв. - Махачкала, 1963; Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в нач. XX в. - М.,1987; Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. - Махачкала, 1986; Абдуллаев М.А., Меджидов Ю. Али Каяев. Жизненный путь, естественнонаучные и общественно-политические воззрения. - Махачкала, 1968; Абдуллаев М.А. Казимбек - ученый и мыслитель. - Махачкала, 1963; Агаев А.Г. Магомед Ярагский. Мусульманский философ. Духовный вождь дагестанского освободительного движения XIX в. - Махачкала, 1996; Баймурзаев А.Б. Из истории общественной мысли Дагестана второй половины XIX века. - Махачкала, 1965; Бамматова А.Р. Этическая мысль народов Дагестана и современность. - Махачкала, 1982; Караев Т.М. Интернациональное и национальное в формировании общественной и философской мысли в Осетии во второй половине XIX - начале XX века. Автореферат дис. канд. филос. наук. - М., 1983; Малиев В.Г. Исторические особенности формирования и развития революционно-демократической идеологии в Осетии во второй половине XIX века. Автореферат дис. канд филос. наук. - М., 1980; Цховребов З.П. Формирование и развитие общественно-политической и философской мысли осетинского народа в дооктябрьский период. Автореферат дис.докт.филос.наук.- Тбилиси, 1979; Габараев С.Ш. Из истории философской и социологической мысли в Осетии второй половины XIX и начала XX века. Автореферат дис.докт. филос.наук. - М., 1964; Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - нач. XX века (Материалы конференции 28-29 марта 1974 г.).- Нальчик, 1976; Общественная и философская мысль в Татарии в начале XX века.(Я.Г.Абдуллин, Р.М.Амирханов, Р.М.Мухаметшин и др.) Отв. ред. В.Ф.Пустарнаков. - М., 1990; Абдуллин Я.Г. Социально-философская характеристика просветительства среди татар Поволжья и Приуралья (XIX в.). Автореферат дис. докт. филос. наук,- М., 1977.
Проблема развития социальной и религиозно-философской мысли Чечни в досоветский период - одно из белых пятен на карте историко-философской науки Северного Кавказа. Исследованию отдельных сторон этой масштабной темы посвящена данная работа.
Методологической основой настоящего диссертационного сочинения является принцип системности и диалектическая теория познания, учение о всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности предметов и явлений реальной действительности.
Предмет историко-философской науки складывается в процессе изучения духовных явлений философского порядка. Чрезвычайно важно отнесение тех или иных явлений к области философской культуры и, следовательно, введение их в сферу непосредственного анализа. Относительно некоторых вопросов истории социальной и религиозно-философской мысли Чечни досоветского периода это оказывается не такой простой задачей. Традиционного понимания предмета истории философии как процесса зарождения, развития и борьбы идей широкого концептуального, мировоззренческого порядка в данном случае явно недостаточно. Неблагоприятные условия формирования национальной культуры в досоветский период предопределили то, что устные формы народного творчества, публицистические произведения нередко становились важными формами воплощения насущных социальных и духовных потребностей народа, носителями многообразных социальных и религиозно-философских идей. Все это заставило нас вычленить социальные и философские идеи из многообразного духовного комплекса, что является достаточно сложной задачей. Привлечение широкого круга источников, включающих тексты социально-политического характера, произведений устного народного творчества, публицистики, художественной культуры (при соответствующей их интерпретации), является в настоящее время необходимым условием полноты материала для историко-философского исследования.
Содержание и специфика социальной и религиозно-философской мысли того или иного народа определяются его социальным опытом. Конкретные условия общественной жизни, складывающиеся в процессе исторического развития народа, формируют сферу идей, являются поприщем их бытия. И здесь уместно сказать о роли религии в жизни чеченского общества.
В начале XX века позиции ислама в жизни чеченцев были весьма сильны. Объясняется это возрастанием его роли не только как религиозного, но и как экономического, правового и бытового кодекса. Это обусловило его проникновение во все сферы чеченского общества. Укреплению ислама способствовала также жестокая национальная политика царизма. В условиях отсутствия национальной государственности, невозможности политической и общественной деятельности, подавления любых светских форм национальной, культурной жизни, религия к началу XX века сохраняла идеологическую функцию и продолжала выступать формой утверждения национальной самобытности и протеста против национального гнета. Не случайно, поэтому почти все известные истории восстания чеченцев против царского колониального гнета носили ярко выраженную религиозную окраску.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальная и религиозно-философская мысль Чечни в начале XX в."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бурное развитие социальной мысли Чечни в начале XX века было обусловлено рядом важнейших фактором, среди которых экономический фактор занимал ведущее место. Строительство железной дороги способствовало активизации торговых, экономических связей не только с остальными регионами царской России, но и всего мира. В Чечню активно хлынул российский и иностранный капитал. Активное развитие нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности повлекли за собой изменения в социальной сфере. В г. Грозном появились частные типографии, возникла необходимость в обмене и распространении экономической, торговой, научно-технической информации -все это обусловило рождение первых частных печатных изданий, которые сыграли важную роль в развитии социальной мысли Чечни в начале XX века.
Проникновение в Чечню русского и иностранного капитала имело "глубоко прогрессивное значение по отношению к старым формам жизни". Если в конце XIX века в Грозном почти не было крупных промышленных предприятий, то в начале XX века их насчитывалось более десятка. Особую активность проявил иностранный капитал. В 1905 году из 14 наиболее крупных нефтяных фирм 10 принадлежали иностранцам.
Втягивание Чечни в систему развивающегося капитализма привело к известным сдвигам в экономике и в социальном строе края. Проникновение капитализма способствовало расширению связей Чечни с рынком российской империи, развитию товарно-денежных отношений и в сельской местности края.
Серьезные сдвиги в экономике и культуре края, обусловленные растущими торгово-промышленными контактами с другими регионами страны, более широкие связи с передовой русской общественной мыслью оказали серьезное влияние и на развитие социальной и философской мысли в Чечне. Здесь возникают новые демократические течения, стремящиеся осмыслить новые исторические условия жизни народа и сделать из этого определенные политические выводы, а затем вскоре начинается проникновение и распространение революционного, марксистского учения.
Рост товарного и денежного обращения, внешнего и внутреннего обмена, усиление процессов разложения феодально-патриархального уклада создавали объективные условия для возникновения той общественной атмосферы, в которой сфера духовной жизни все определеннее связывалась с реальными потребностями общественной практики. Демократизация просвещения, книгопечатание, доступность периодических изданий, расширение культурнообразовательного общения, выражавшееся в получении молодежью знаний в столичных университетах - все это активизировало процессы духовной жизни, расширяло возможности для рождения новых идей. В этот период появляются атеистические и материалистические воззрения. Их мы замечаем в творчестве И.Мутушева, И.Саракаева и др.
Развитие передовой, демократической идеологии в Чечне начала XX века связано с именами известных представителей чеченской интеллигенции -Т.Эльдарханова, А.Мутушева, И.Мутушева, И.Саракаева, Д.Шерипова, А.Шерипова и др.
Социальная и философская мысль Чечни начала XX века, формировавшаяся под решающим влиянием экономических факторов и крупнейших исторических событий в жизни чеченского народа, неразрывно связана с общественно-политическим и философским мировоззрением русского народа. Что касается религиозного мировоззрения, развития религиозно-философской мысли, то она, прежде всего, опирается на традиции и ценности мусульманского Востока и в первую очередь - на арабоязычные письменные памятники. Следовательно, особенности формирования и развития социальной и религиозно-философской мысли в Чечне были обусловлены процессами взаимопроникновение мировоззренческих начал - западного (русского) и восточного (арабо-мусульманского) - и их влияния на развитие социальной и философской мысли чеченцев в тот период.
В начале XX века религиозно-философская мысль в рамках "нового революционного сознания" предприняла попытку реформирования. Важной и преобладающей стороной реформаторского движения на мусульманских окраинах России было просветительство.
Мусульманское просветительство в рассматриваемый период получило широкий размах, расширилась его проблематика, выросла его теоретико-идеологическая функция. Оно развивалось несколькими течениями. Наиболее многочисленными были течения, представленные теми, кто отставание края связывал в основном с отсутствием просвещения широких масс.
Особенно заметное влияние на все сферы жизни общества оказывал ислам в Чечне. Это было обусловлено особенностями формирования и развития духовных ценностей чеченского народа, его историческим опытом, социальной практикой. Колониальный гнет на территории Чечни проявлял себя в наиболее жесткой форме - военное правление, установленное над чеченцами, вызывало у них ответную реакцию: потребность в непокорности властям, отторжении и игнорировании всего немусульманского, ненационального. Религиозные догматы стали своеобразными мировоззренческими принципами, с которыми не считаться было невозможно.
Столкновением и скрытой борьбой двух мировоззренческих систем, двух образов жизни и идеологий на территории Чечни всегда пользовались различные политические силы, которые были заинтересованы в распространении и утверждении своего влияния на чеченцев и их территорию. Видя такую противоречивость, и, учитывая уроки кавказских войн, лучшие представители чеченской интеллигенции начала XX века предпринимали усиленные шаги по сближению двух идеологий, двух мировоззренческих систем - ислама и христианства.
Почти все известные нам общественные и государственные деятели Чечни получили образование в России, они были хорошо знакомы с особенностями развития культуры и социальной мысли в России, свои произведения в основном писали на русском языке. К ним относятся: Т.Эльдарханов, Т.Чермоев, братья Мутушевы, И.Саракаев, братья Шериповы, многие другие. А религиозные деятели прошли обучение в странах арабского Востока и больше ориентировались на их ценности. Естественно все произведения, написанные ими, основаны на арабской графике.
Анализ социальных и религиозно-философских воззрений, жизнь и деятельность передовых представителей чеченского народа, свидетельствуют о том, что в чеченском обществе в начале XX века доминировали идеи дружбы, братства, тесного экономического, культурного сотрудничества с соседними народами многонациональной России.
Список научной литературыМагомадов, Мансур Гайрабекович, диссертация по теме "История философии"
1. Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. - Махачкала, 1986.
2. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. М., 1968.
3. Абдуллаев М.А. Мыслители народов Дагестана XIX и начала XX вв. -Махачкала, 1963.
4. Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в нач. XX в. -М., 1987.
5. Абдуллаев М.А. Философия в свете переоценки духовных ценностей. -Махачкала, 1992.
6. Абдуллаев М.А. Дореволюционное культурное и философское наследие Дагестана и современность. Махачкала, 1996.
7. Абдуллаев М.А. Философская и общественно-политическая мысль в досоветском Дагестане. Махачкала, 1997.
8. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль: (Социальная природа и основные проблемы). Казань, 1976.
9. Абдыжаперова Б.С. Ислам и национальное сознание: (Историко-философский анализ развития востоковедения и религиозной мысли в России в конце 19 начале 20 вв.). Автореф. дисс. канд. филос. наук. - М.,1994.
10. Абиева Э.Г. Мифология и религия как источники формирования философской мысли в Дагестане. Автореф.дисс. канд. филос. наук.- Махачкала, 1997.
11. Авезбаева Р.Г. Общественно-политические и философские взгляды Ахмада Дониша. Автореферат дисс. канд. филос.наук. М., 1964.
12. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1973.
13. Азаматов Д.М. Из истории развития передовой общественной и философской мысли Башкирии (конец XIX начало XX вв.). - Пермь, 1979.
14. Акаев В.Х. Шейх Кунга-хаджи: жизнь и учение. Грозный, 1994.
15. Акопян Г.Х. Философские взгляды армянских революционеров-демократов: (Раффи, Свачян, Пароян). Автореферат дисс. докт. филос. наук. -Ереван, 1990.
16. Алиев М. Стихийный материализм в дагестанском дореволюционном фольклоре. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Махачкала, 1977.
17. Алиев Р.А. Народная мудрость компонент общественно-философской мысли: (По материалам азербайджанского фольклора). Автореферат дисс. докт. филос. наук. - Баку, 1990.
18. Алов А.А. Основные проблемы философской мысли России XIX нач. XX веков.-М, 1994.
19. Алтмышбаев А.А. Очерки истории развития общественно-политической и философской мысли в дореволюционной Киргизии. Фрунзе, 1985.
20. Аманалиев Б. Из истории философской мысли киргизского народа. -Фрунзе, 1963.
21. Аманалиев Б. Общественно-политические и философские взгляды Ток-тогула Сатылганова. (Дооктябрьский период). Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1954.
22. Аманалиев Б. Киргизские мыслители XIX начала XX веков. Автореферат дисс. докт. филос. наук. - Баку, 1965.
23. Амребаев A.M. Мировоззрение Шакирама Кудайберды улы в культурно-историческом аспекте. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Алматы, 1994.
24. Аскерова Ж.И. Тургенев как мыслитель. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1996.
25. Ахмедов Э.М. Изложение космографических воззрений А.К.Бакиханова. Баку, 1967.
26. Ахмедов Э.М. Философия азербайджанского просвещения.-Баку, 1983.
27. Ахмедов Э.М. А.К.Бакиханов: эпоха, жизнь, деятельность.- Баку, 1989.
28. Бадаев М.А. Ислам: происхождение, эволюция и роль в общественной жизни: (политический аспект проблемы). Автореф. дисс. докт. филос. наук. -Баку, 1992.
29. Бегалинова К.К. Мистическое и рациональное в суфизме. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Алматы, 1994.
30. Бейсембиев К.Б. Очерки истории общественно-политической и философской мысли Казахстана. (Дореволюционный пер.). Алма-Ата, 1976.
31. Бессонов Б. Русская идея. Мифы и реальность. М.,1993.
32. Васин К.К. и др. Из истории развития философской и общественно-политической мысли в Марийском крае. (Дооктябрьский период). Йошкар-Ола, 1966,
33. Ватейшвили Д.Л. Русская общественная мысль и печать на Кавказе в первой трети XIX века. М.,1973.
34. Габараев С.Ш. Из истории философской и социологической мысли в Осетии второй половины XIX и начала XX века. Автореферат дисс. докт. филос. наук. М., 1964.
35. Габараев С.Ш. Мировоззрение Афанасия Гассиева. Цхинвали, 1977.
36. Габуния Г.Р. Критика религиозно-философской концепции суфизма. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Махачкала, 1971.
37. Газдиев А. Асланбек Шерипов славный герой революции. - Грозный, 1960.
38. Газдиев А. Асланбек Шерипов в революционном движении В Чечено-Ингушетии. Грозный, 1941.
39. Гакаев Ж.Ж. Он достоин памяти народной (Краткий исторический очерк о Таштемире Эльдерханове). Грозный, 1991.
40. Гасанов С.К. Философская сущность естественнонаучных воззрений Низами Гянджеви. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Баку, 1992.
41. Гасымов З.Ф. Мировоззрение Хатиба Табризи. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Баку, 1990.
42. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. -М.,1990.
43. Джаборова М. Причины и тенденции воспроизводства религиозности среди молодежи Таджикистана. Автореферат дисс. докт. филос. наук. Ташкент, 1992.
44. Джамбулатова З.К. Развитие печати в Чечено-Ингушетии (1920-1941 годы). // Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка, литературы. Т.VI. Вып.1. Грозный, 1965.
45. Джанаев А.К. Народы Терека в российской революции 1905-1907 гг. -Орджоникидзе, 1988.
46. Джаныбеков Д. Мировоззренческие и социально-эстетические проблемы в творчестве кыргызских акынов-мыслителей XIX и начала XX веков. Автореферат дисс. докт. филос. наук. Ташкент, 1993.
47. Из истории социально-философской мысли народов Востока: (Сб. ст.) К 25-летию Ин-та философии и права АН Кирг.ССР. Фрунзе, 1989.
48. История русской философии конца XIX нач. XX вв.: Указатель литературы, изданной в СССР на русском языке в 1917-1990 гг.: В 2 частях. - М.: ИНИОН, 1992.
49. История философии в СССР. В 5-ти томах. М., 1968-1975.
50. Кабисов Р.С. Общественно-политические и философские взгляды К.Л.Хетагурова. Автореферат дисс. канд. филос. наук. М.,1953.
51. Караев Т.М. Интернациональное и национальное в формировании общественной и философской мысли в Осетии во второй половине XIX начале XX века. Автореферат дисс. канд. филос. наук. - М., 1983.
52. Караев Т.М. Россия и Кавказ: Проблема культурной ориентации. М., 2001.
53. Кашкаев Б.О. От Февраля к Октябрю. М., 1972.
54. Киреев Е.П. Бесстрашный борец за победу революции //Шерипов А. Статьи и речи. Сборник. Изд. 3-е. Грозный, 1990.
55. Колосов Л.Н. Из истории развития капиталистических отношений в Чечено-Ингушетии в эпоху капитализма. // Известия Чечено-Ингушского научноисследовательского института истории, языка, литературы. Том . IV. Вып. 1. История. Грозный, 1964.
56. Колосов JI.H. Чечено-Ингушетия накануне Великого Октября (19071917 годы). Грозный, 1968.
57. Коренев Д.З. Революция на Тереке. Орджоникидзе, 1967.
58. Кувакин В.А. Религиозный идеализм в России эпохи империализма: ведущие представители, эволюция течения и его социальный смысл. Автореферат дисс. докт. филос. наук. М.,1980.
59. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века. М., 1980.
60. Курганская В.Д. Религиозно-философское сознание в России нач. XX в. как социально-политический феномен. Автореф. дисс. канд. филос. наук. -М.,1987.
61. Купчин Н.С. Вопросы передовой общественно-политической и философской мысли в газете "Северо-Западный край"(1902-1905 гг.). Автореферат дисс. канд. филос. наук. Минск, 1956.
62. Лосев И.К. К вопросу о классовой борьбе в Чечено-Ингушетии в период новой экономической политики. // Материалы научной сессии по вопросам истории ЧИАССР. Грозный, 1962.
63. Маклаков С.Ф. П.Я.Чаадаев об исторической роли Христианства. Автореферат дисс. канд. филос. наук. М.,1995.
64. Мамедов Ш.Ф. Основные этапы развития философской мысли в Азербайджане. Автореферат дисс. докт. филос. наук. М., 1962.
65. Мамедов Ш.Ф. Развитие философской мысли в Азербайджане. М., 1965.
66. Манкиев А.А. Основные течения общественно-политической мысли в Чечено-Ингушетии накануне Октябрьской революции и в период борьбы за советскую власть. Диссертация на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Махачкала, 1970.
67. Манкиев А.А. Основные течения общественно-политической мысли в Чечено-Ингушетии накануне Октябрьской революции и в период борьбы за советскую власть. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Махачкала, 1970.
68. Манкиев А.А. Отражение в общественно-политической мысли в Чечено-Ингушетии начала XX века вопросов о социальной роли ислама и мусульманского духовенства // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1992.
69. Маслин М.А. Современные буржуазные концепции истории русской философии. Критический анализ. М., 1988.
70. Маслин М.А., Бочкарев Н.И. и др. Революционные демократы и марксизм. -М., 1989.
71. О российской и русской философии культуры. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. Сост. и авт. предисловия М.А.Маслин. М., 1990.
72. Русская идея. Сост. и авт. предисловия М.А.Маслин. М.,1992.
73. Алексеев В.А, Маслин М.А. Русская социальная философия конца XIX -нач. XX века: Психологические школы. М., 1992.
74. Маякунов А.Э. Национально-государственные проблемы России в творчестве Н.Я.Данилевского. Автореф. дисс. канд. филос. наук. СПб.,1994.
75. Мельчин А. Мюрид революции // Героическая повесть. М.,1938.
76. Мельчин А.И. Асланбек Шерипов. Грозный, 1957.
77. Мередов Г. Философские и общественные идеи в устно-поэтическом творчестве туркменского народа (на материале дореволюционного эпоса, пословиц и поговорках). Ашхабад, 1972.
78. Мохнач Н.Н. От просвещения к революционному демократизму. М., 1976.
79. Муминов И.М. Из истории развития общественно-философской мысли в Узбекистане конца XIX и начала XX вв. Ташкент, 1957.
80. Мустафаев Г.И. Критический анализ исламской идеологии в Азербайджане начала XX века. Автореферат дис.докт.филос.наук. Баку, 1974.
81. Мустафаев У. Особенности проявления ислама и свободомыслия в быту узбекского народа в современных условиях. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Ташкент, 1993.
82. Мутушев А. К читателям. // "Новая Русь". 1910. - №49. - 19 февраля.
83. Мутушев А. Мусульмане и микроскоп. // Новая Русь. 1910. - №49. -19 февраля.
84. Мутушев А. Устроение. // "Новая Русь". 1910. - №56. - 26 февраля.
85. Мутушев А. Карательные экспедиции в Ингушетии и Чечне. // "Новая Русь". 1910. - №69. - 12 марта.
86. Мутушев А. Волки и овцы. // "Новая Русь". 1910. - №76. - 19 марта.
87. Мутушев А. Соседи. // "Новая Русь". 1910. - №97. - 9 апреля.
88. Мутушев А. В редакцию. //"Революционный горец". 1918. - №1.
89. Мутушев И. Корреспонденция. Владикавказ.// "Северный Кавказ". -1900. №10. - 22 января.
90. Мутушев И. Письмо в редакцию. // "Северный Кавказ". 1900. - №18. -10 февраля.
91. Мутушев И. Письмо в редакцию. // "Северный Кавказ". 1900. - №25 -26 февраля.
92. Мутушев И. Корреспонденция. Старые Атаги. // "Северный Кавказ". -1900.-№52.-2 мая.
93. Мутушев И. Преступников поимочный отряд Баматгирея-хаджи Авту-ринского. // "Терские ведомости". 1907. - №229.
94. Мутушев И. Из Чечни. Баматгирей-хаджи Автуринский. // "Терские ведомости". 1908. - №3. - 4 января.
95. Мутушев И. Обращение к чеченской интеллигенции. // "Терские ведомости". 1908. - №10. - 12 января.
96. Мутушев И. Наболевший вопрос. // "Кавказское слово". 1911. - №173. -10 декабря.
97. Мутушев И. Среди мусульман. // "Кавказское слово". 1912. - №182. -12 февраля.
98. Мутушев И. Из Чечни. От нашего корреспондента. // "Кавказское слово". 1912. - №184. - 26 февраля.
99. Мутушев И. Указ о христианах, данный пророком Мухаммедом. // "Кавказское слово". 1912. - №187. - 25 марта.
100. Мутушев И. Неуслышанный закон. // "Кавказское слово". 1912. -№189. - 29 апреля.
101. Мутушев И. О мнимом фанатизме ислама. // "Кавказское слово". -1912. -№190. 8 мая.
102. Мутушев И. Горские и народные суды на Кавказе. //"Кавказское слово". 1912. - №202. - 18 ноября.
103. Мухаммедходжаев А. Идеология накшбандийского суфизма. Автореферат дисс. докт. филос. наук. Алма-Ата, 1992.
104. Надибаидзе Ф.К. Основные течения философской мысли XX века в Грузии (1900-1921 гг.). Автореферат дисс. докт. филос. наук. Тбилиси, 1983.
105. Некрасова Н.А., Некрасов С.И. История философии в терминах и понятиях. Белгород, 1997.
106. Новиков А.И. История русской философии X XX веков. - СПб., 1998.
107. Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX века. - Нальчик, 1976.
108. Общественная и философская мысль в Татарии в начале XX века. М., 1990.
109. Петров М.К. Историко-философские исследования. М., 1996.
110. Ратиани П.К. Илья Чавчавадзе. Философские и социально-политические воззрения. М., 1958.
111. Рзакулизаде С.Д. Общественно-политические и философские взгляды Хагани Ширвани. Баку, 1962.
112. Рзакулизаде С.Д. Мировоззрение БабаКуни Бакуви. Баку, 1978.
113. Рзаев А.К. Передовая политическая мысль России и Азербайджана XIX века и взаимосвязи. Баку, 1967.
114. Рзаев А.К. Политические взгляды М.Ф.Ахундова. М., 1968.
115. Рзаев А.К. Очерки об ученых и мыслителях Азербайджана XIX века. -Баку, 1969.
116. Саламов А.А. Не затушевывать социальные противоречия прошлого. // Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы. T.IV. Вып. 1. История. Грозный, 1964.
117. Саракаев И. Горские суды в Чечне.//"Терек".-1911.- №4067. 12 июля.
118. Саракаев И. Шейхизм и мюридизм. //"Терек".-1911.-№4196.-18 декабря.
119. Саракаев И. Чечня и чеченцы.//"Терский край".-1911.-№77.-21 апреля.
120. Саракаев И. В Чечне. // "Терек". 1911. - №4053. - 24 июня.
121. Саракаев И. Мнение чеченца о кражах и грабежах. // "Терские ведомости". 1911. - №15. - 20 января.
122. Саракаев И. Чечня и школа. // "Терек". 1911. - №3919. - 9 января.123.,Саракаев И. По трущобам Чечни. Владикавказ, 1913.
123. Саракаев И. На почве земельного голода. // "Терская жизнь". 1914. -№61. - 21 мая.
124. Саракаев И. Мусульманское духовенство. // "Терская жизнь". 1914. -№59.- 17 мая.
125. Саракаев И. Отцовский суд.// "Терская жизнь".-1914. -№91. 25 июня.
126. Саракаев И. Чеченские школы. // "Терская жизнь". 1914. - №42. - 25 апреля.
127. Саракаев И. Нашим читателям. От редакции. // "Терская жизнь". 1914. -№117.-25 июля.
128. Севян В.К. Критический анализ армянской буржуазной философии. (Начало XX в.). Автореферат дисс. докт. филос. наук. Ереван, 1972.
129. Тарвердян А.Ю. Философские воззрения Степаноса Лехаци. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Ереван, 1990.
130. Туркаев Х.В. О некоторых особенностях развития общественно-просветительской мысли чеченцев и ингушей в 1890-1917 гг. //Русская художественная культура и вопросы духовного наследия чеченцев и ингушей. Грозный, 1982.
131. Туркаев Х.В. Путь к художественной правде. Грозный, 1987.
132. Туркаев Х.В. На переломе. Монография, литературоведческие, литературно-критические и публицистические статьи. Грозный, 1991.
133. Федорова Т.Н. Развитие общественно-политической и эстетической мысли в Белорусси (по материалам газеты "Минский листок" 1886-1902 гг.). Автореферат дисс. канд. филос. наук. Минск, 1962.
134. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М., 1983.
135. Хасанова С.А. Социально-этические взгляды Абулкасима Фирдоуси. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Душанбе, 1967.
136. Хасбулатов Х.М. Из истории философской и общественно-политической мысли в Дагестане в начале XX века. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Махачкала, 1969.
137. Хизриев Х.А. А.Шерипов как историк и философ // «Орга» (на чеч.яз.). 1977. - №3. - С. 33-37.
138. Хедоян Г.Х. Философское мировоззрение Ст. Паласаняна. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Ереван, 1969.
139. Хинтибадзе Э.Г. и др. Развитие общественно-философской и литературной мысли Грузии и Илья Чавчавадзе. Тбилиси, 1987.
140. Хошимханов М. Общественно-философские воззрения Машраба. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Ташкент, 1995.
141. Худайбергенов К. Общественно-политические и философские взгляды каракалпакских мыслителей XIX и нач. XX веков. Нукус, 1975.
142. Хусейнова А.А. Общечеловеческие ценности в мировоззрении Абду-рахмана Джами. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Ташкент, 1994.
143. Хыдыров Т. развитие прогрессивно-демократической мысли и распространение идей марксистско-ленинской философии в Туркменистане в начале XX века (1900-1917 гг.). Автореф. дисс. докт. филос. наук. Баку, 1974.
144. Цховребов З.П. Об общественно-политических и философских взглядах К.Л.Хетагурова. Сталинари, 1958.
145. Цховребов З.П. Из истории развития общественно-политической и философской мысли осетинского народа в конце XIX начале XX века. - Тбилиси, 1973.
146. Цховребов З.П. Формирование и развитие общественно-политической и философской мысли осетинского народа в дооктябрьский период. Автореферат дисс. докт. филос. наук.- Тбилиси, 1979.
147. Чукубаев А.А. Классовая борьба и общественная мысль в Киргизии. (1900-1917 гг.). Фрунзе, 1967.
148. Шерипов Д. Поездка в Чечню. // "Терек". 1910. - 15 мая.
149. Шерипов Д. От редакции. // "Терец". 1911. - №1.
150. Шерипов Д. Чечня и ее горести. // "Север Кавказа". 1913. - №55. - 8 марта.
151. Шерипов Д. Открытие первой школы в Чечне. // "Север Кавказа". -1913. -№64. 19 марта.
152. Шерипов Д. Надвигающееся несчастье. II "Север Кавказа". 1913. -№287. - 25 апреля.
153. Шерипов Д. Халатность или умышленное игнорирование.// "Север Кавказа". 1913. - №147. - 3 июля.
154. Шерипов Д. Отсутствие медицинской помощи в Чечне.// "Север Кавказа". 1913. - №252. - 10 ноября.
155. Шерипов Д. Наш аул. // "Север Кавказа". 1913. - №241. - 3 ноября.
156. Шерипов Д. Очерк о Чечне. Грозный, 1929.
157. Шерипов А. Статьи и речи. Сборник. Изд. 3-е. Грозный, 1990.
158. Шерозия А.Е. Философская мысль в Грузии в первой четверти XX века. Тбилиси, 1963.
159. Эльдарханов Т.Э. Чеченская азбука и первая книга для чтения. Тифлис, 1911.
160. Эситашвили Ш.А. Религиозные и философские мировоззренческие проблемы в творчестве Важа Пшавелы. Автореферат дис. канд. филос. наук. -Тбилиси, 1979.
161. ЭшбаЕ. Асланбек Шерипов. Грозный, 1929.
162. ЭшбаЕ.А. Асланбек Шерипов. 3-е изд., доп. Сухуми, 1990;
163. Яндаров А.Д. Чах Ахриев, его жизнь и наследие: К 125-летию со дня рождения//Вопросы философии. 1975. -№4.138-141.
164. Яндаров А.Д. Асланбек Шерипов первый чечено-ингушский марксист (1897-1919) //Сборник статей аспирантов и соискателей. История, философия, экономика. Вып.6.4.1. - Алма-Ата, 1964.
165. Яндаров А.Д. Ингушский просветитель Чах Ахриев. (1850-1914 гг.). -Грозный, Чеч.-Инг. кн. изд., 1968.
166. Яндаров А.Д. Об идеологии национально-освободительного движения горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах XIX века //Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции. Махачкала, 1989.
167. Яндаров А.Д. Общественная мысль Чечено-Ингушетии в последней трети XIX начале XX века. Диссертация на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. -Алма-Ата, 1965.
168. Яндаров А.Д. Общественная мысль Чечено-Ингушетии в последней трети XIX начале XX века. Автореферат дисс. канд. филос. наук. - Алма-Ата, 1965.
169. Яндаров А.Д. Развитие общественно-политической и философской мысли Чечено-Ингушетии в XIX нач. XX века. Диссертация на соиск. уч. ст. докт. филос. наук. - Алма-Ата, 1986.
170. Яндаров А.Д. Развитие философской и общественно-политической мысли Чечено-Ингушетии в XIX нач. XX века. Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора философских наук. - Алма-Ата, 1986.
171. Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения: (Из истории развития общественных идей в Чечено-Ингушетии в17520.70-е гг. XIX в.). Академия Наук Каз ССР; Ин-т филос. и права. Алма-Ата. "Наука", 1975.
172. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.