автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социальная метафункция педагогической деятельности: темпоральный анализ

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Рыхлова, Наталья Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социальная метафункция педагогической деятельности: темпоральный анализ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальная метафункция педагогической деятельности: темпоральный анализ"

005008307

Рыхлова Наталья Николаевна

Социальная метафункция педагогической деятельности: темпоральный анализ

09.00.11 — социальная философия по философским наукам

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 9 ЯНВ 2012

Саратов — 2011

005008307

Работа выполнена в Педагогическом институте Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского

Научный руководитель доктор философских наук, профессор Колисник Ирина Ивановна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Погрешаева Татьяна Анатольевна, Саратовский институт Российского государственного торгово-экономического университета

кандидат философских наук, доцент Епифанова Галина Владимировна, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина 10. А.

Ведущая организация Пензенский государственный университет

Защита диссертации состоится «22» февраля 2012 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.09 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Саратовском государственном университете имени Н.Г.Чернышевского по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, XII корпус, ауд. 203

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Автореферат разослан «_»_2011 года.

Ученый секретарь , - -

диссертационного совета .. Листвина Е.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В последние годы современные гуманитарные науки претерпели «практический поворот», который повлиял на философию педагогики и теоретическую педагогику. Обнаружилось, что специфика философии образования, как области социальной философии, связанной с прикладным действием, требует не только аналитической или критической аргументации, но и некоторых позитивных идей, которые могли бы послужить педагогу точкой опоры и методологическим руководством в повседневном труде.

От философии образования ожидается не только обнаружение скрытых посылок тех или иных образовательных практик, но и теоретическое исследование и формулирование нормативных ориентиров, позволяющих увидеть темпоральный характер и темпоральную вариабельность в пространственно-гетерогенных формах научно-педагогической практики.

Более того, поскольку к философии образования часто относят междисциплинарные исследования образования, использующие не только философские, но и культурологические, социологические, психологические и другие методы и понятия, в отношении которых социальная философия выступает как ядро метатеоретического единства, то она же служит существенным средством реализации ведущей метафункции прикладной педагогики - приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры и всемерного развития его творческого потенциала.

Этим и вызван современный интерес социальной философии к исследованию феномена педагогической деятельности, уточнению ее сущности в темпоральном контексте и ее влияния на трансформацию социума через создание, освоение нового и становление будущего. Актуальность темы диссертационного исследования определяется необходимостью поиска новых функций педагогической деятельности и обоснованием значимости социальной метафункции педагогической деятельности как проявления инновационности педагогики.

Если ранее философы и теоретики педагогики пытались найти основания педагогической деятельности в таких психологических феноменах, как мнения, желания, эмоции или стремления, то при практическом подходе акцент переносится на телесные качества: ноу-хау, навыки, предпонимание и ситуативное знание. Особенность современной педагогической деятельности человека-учителя связана с развитием технологий, которые обновляют информационное пространство образования человека. Результатом педагогической деятельности является творение человека, который и творит

образ своего времени в контексте взаимодействия с другими элементами системы общественных отношений.

Мы полагаем, что в топосе образования, помимо классических и широко исследованных в конкретных науках функций, связанных с передачей конкретных знаний, умений, навыков, действует социальная метафункция, реализующая процесс передачи человеку социального, культурного, нравственного наследия и проецирования его в будущее через «будущетворение жизни» (А.И. Субетто).

Социальная метафункция педагогической деятельности как темпоральный механизм и как механизм связи модусов времени в условиях быстрых изменений современной социальной действительности приобретает важнейшее практическое значение для социализации человека, преемственности современных социокультурных процессов и должна рассматриваться в темпоральном контексте.

Сказанное определяет необходимость и актуальность последовательного философского анализа педагогической деятельности: ее генезиса; традиционных и инновационных функций; социальной метафункции через философскую категорию «время», позволяющую рассматривать образование как динамичную, подвижную, открытую, нелинейную систему, формирующуюся и развивающуюся в историческом процессе социальной жизни человечества.

Следует отметить также, что, несмотря на значительное число работ в сфере социальной философии и философии образования, до сих пор не проводилось ' фундаментальных исследований по проблеме взаимосвязи философских категорий «социальная метафункция» и «время». Однако к настоящему времени для подобного исследования сложились необходимые теоретические предпосылки.

' Степень научной разработанности проблемы. Поскольку философия с момента своего возникновения и до наших дней стремилась не только осмыслить существующие системы образования, но и сформировать новые ценности и идеалы в социокультурном пространстве общества, данная диссертационная работа исходит из позиции ученых, анализирующих педагогическую деятельность как особый вид человеческой деятельности, как социокультурный феномен, обосновывая методологический уровень понимания проблем соотношения образования и культуры (Б. С. Гершунский, А. С. Запе-соцкий, Ф. Т. Михайлов и др.).

Обновление функций педагогической деятельности осуществлялось в исторически длительном, непрерывном, созидательном процессе. Изучение работ Аристотеля, Платона, Сократа, Блаженного Августина, Т. Кампанеллы, М. Монтеня, Ф. Бэкона, Я. Коменского, Д. Локка, Ж. Руссо, И. Песталоцци, Д. Дидро, И. Фихте и анализ практических педагогических разработок

М.Ф. Шабаевой, В.Г. Торосяна, Н.Б. Крыловой, Е.А. Александровой и других специалистов по истории развития педагогической мысли позволили нам исследовать генезис функций педагогической деятельности, сделать выводы о том, насколько они соответствуют требованиям настоящего и будущего времени : образования, определить, как человеческая деятельность реализуется через специфические педагогические, функции, в соответствии ,с которыми осуществляется обучение, воспитание и образование человека в пространстве-времени его жизни. Здесь принципиальное значение имеют исследования по социальному времени П, Сорокина, Р. Мертона, И.М. Савельевой, A.B. Полетаева, А.Г. Зарубина.

Немецкие философы XIX века И. Кант, Ф. Шлейермахер,. Г. Гегель выдвинули и обосновали идею значимости педагогической деятельности для развития общества в реализации функций гуманистического образования личности и ее самосознания, предложили пути реформирования системы как школьного, так и университетского образования. Немецкий философ П. На-торп стремился создать целостную систему воспитания, целью которой была бы гармония индивидуального и социального начал в человеке.

Э. Дюркгейм создал теорию «стадий цивилизации» и «коллективных представлений», в которой воспитание является методологической социализацией, а деятельность институтов образования состоит в развитии известного набора интеллектуальных, нравственных, физических качеств, которых требует общество и среда. .. .

Рассматривая расширение границ познания жизни через функции педагогической деятельности, в проведенном диссертационном исследовании мы опирались и на идеи философии русского космизма (В.И. Вернадский, КЗ. Циолковский, A.JI. Чижевский). Темпоральность человеческого бытия проанализирована в экзистенциальной философии, философской антропологии (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Шелер).

Принципиальное значение для решения поставленной проблемы имели исследования российской системы образования (начиная с XVIII века), которая находилась под контролем государственной власти, институализирующей свои требования к образованности граждан через законы, уставы, планы, программы и т, д.. Поэтому важным было изучение «гносеологической модели, сводящей проблематику образования к вопросу о трансляции обобщенного теоретического и нормативного знания в отчужденных от деятельности зна-ково-символических формах, осваиваемых при помощи репродуктивных действий, выстроенных на основе формальных образцов» .

' Попов A.A.Социально-философские основания современных практик открытого образования. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Томск. 2009

Большой вклад в осмысление проблемы внесли работы по проектированию развития субъекта (Э.В. Ильенков); по развивающей деятельности на основе психологических моделей возрастного развития (Л. С. Выготский,

A. Н. Леонтьев); по становлению человека как субъекта деятельности (П. Г. Щедровицкий, С. А.Смирнов). Особый интерес представляют исследования, статьи и выступления, связанные с созданием теоретических оснований гно-сеоургической модели познания мира, актуализирующей появление социальной метафункции педагогической деятельности.

Социально-философские аспекты инновационной педагогической деятельности ярко выражены в работах О.С. Анисимова, М.Н. Берулава, Б.С. Гершунского, Ю.В. Громыко, М.Н. Кларина, И.С. Ладенко, В.М. Розина,

B.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, С.А. Смирнова, А.И. Субетто, П.Г. Щедро-вицкого, Л.А. Зеленова, Ш.А. Амонашвили и др.

Существенное влияние на формирование авторской концепции оказали теоретические разработки проблем пространства-времени представителей саратовской философской школы: Я.Ф. Аскина, В.Б. Устьянцева, Е.В. Листви-ной, С.П. Поздневой, В.В. Афанасьевой, И.И. Колисник, В.Н. Ярской., Т.А. Погрешаевой.

Таким образом, хотя тема социальной метафункции педагогической деятельности и ее темпоральности, особенности ее становления в разные исторические периоды общественной жизни не рассматривалась как самостоятельная комплексная философская проблема, существует большое число работ, в которых затрагиваются важные аспекты исследуемой проблемы.

Объектом исследования является педагогическая деятельность как особый вид социальной деятельности.

Предметом исследования является социальная метафункция педагогической деятельности.

Целью нашего исследования является философский анализ социальной метафункции педагогической деятельности как важнейшей функции педагогики и как значимого вида социальной деятельности, разворачивающегося в пространстве-времени жизни человека.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Выявить социально-философские основания генезиса функций педагогической деятельности.

2. Проанализировать специфику педагогической деятельности в темпоральном контексте.

3. Определить существенные и отличительные черты социальной метафункции педагогической деятельности как специфического вида социальной деятельности, дать авторское определение.

4. Ввести представление о педагогическом времени как особом виде социального времени, исследовать особенности существования педагогического времени в пространстве образования.

5. Выявить связь социальной метафункции педагогической деятельности и времени; показать, что атрибутом социальной метафункции педагогической деятельности является направленность в будущее.

Теоретическая и методологическая основа исследования представлена общенаучными методами, различными видами анализа (сравнительный анализ, контекстуальный анализ, формально-логический анализ) и синтеза. В работе используется также метод теоретической исторической реконструкции, позволяющий исследовать генезис функций педагогической деятельности и описать последовательное созидание социальной метафункции. При работе с источниками применялся логико-дедуктивный метод, методы дифференциации и интеграции, абстрагирования, рефлексии.

Кроме того, были использованы идеи и принципы деятельностного, системного, синергетического подходов, дающие представление о педагогической деятельности как о сложном, динамичном, нелинейном, поливариантном процессе. Применялся метод сравнительного анализа философских и педагогических текстов, позволяющий определить значимость и взаимозависимость философских и педагогических идей.

Для реализации цели и задач исследования были привлечены достижения античной философии, труды классической западноевропейской философии, работы современных отечественных и зарубежных исследователей, изучавших вопросы деятельности, в том числе педагогической, в пространстве-времени жизни человека.

Поскольку предмет исследования носит междисциплинарный характер, изучалась научная литература по истории философии, философии образования, педагогике, психологии, биологии, акмеологии.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующих исследовательских результатах:

• выявлены социально-философские основания генезиса функций педагогической деятельности, институализирующиеся в социальном заказе системе образования;

• выделены сущностные свойства педагогической деятельности в темпоральном контексте, обосновано, что педагогическая деятельность является специфическим видом социальной деятельности;

• концептуализировано представление о социальной метафункции педагогической деятельности как комплексе надпредметных, надситуативных, надербытийных педагогических действий; дано

авторское определение социальной метафункции педагогической

деятельности;

• доказано существование педагогического времени как особого вида

, социального времени; выявлены особенности его существования в

пространстве образования;

• исследована связь социальной метафункции педагогической деятельности с модусами времени - прошлого, настоящего, будущего; показано, что атрибутом социальной метафункции педагогической деятельности является направленность в будущее.

Основные результаты проведенного исследования могут быть сформулированы в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Генезис функций педагогической деятельности осуществляется как сложный, нелинейно развивающийся во времени процесс развития социально-философских и образовательных идей. Он включает в себя традиционные функции; трансляцию знаний, являющихся истинными в данный исторический период времени и в определенном типе социума; выработку предметных навыков и умений, общепринятых этических норм, а также инновационные функции: преобразовательную, связанную с целенаправленным изменением настоящего, позволяющую активно и успешно участвовать в социальной реальности; направляющую, которая, рождаясь в настоящем и учитывая опыт прошлого, устремляет субъект образования в социально проектируемое будущее. Функции педагогической деятельности связаны со становлением человечества и за время своего существования претерпели эволюцию от репродукции по передаче ритуалов, обрядов в «народной педагогике» через конструкцию знаний, умений и навыков в конкретной педагогике до создания креативных технологий в сложной современной системе образования. Социально-философские основания генезиса функций педагогической деятельности проявляются в социальном заказе системе образования через социально заданную программу.

2. Педагогическая деятельность в контексте социального времени связана с проживанием интенций, воплощенных в событиях, вещах, условиях. Субъекты образовательного процесса сами определяют последовательность и границы событий, делят их на этапы, что заставляет обращать внимание на подвижность и неоднородность временных связей и позволяет говорить об ориентированном времени, или темпоральное™. Существенными свойствами педагогической деятельности являются диалектическое единство традиций и инноваций, творческая направленность, формирование научного сознания и прогрессивное развитие субъектов деятельности. Педагогические процессы, происходящие в

сфере образования, имеют собственный временной масштаб, обусловленный временной последовательностью реальной педагогической деятельности. В этом проявляется типичная черта педагогического времени, заключающаяся в целенаправленном исинергийном взаимодействии субъектов деятельности, реализуемом через социально заданную программу, предполагающую систематизированную жесткую трансляцию опыта прошлого, преобразование настоящего и творение будущего.

3. Педагогическая деятельность, помимо общепризнанных традиционных педагогических функций, обладает социальной метафункцией. Социальная метафункция педагогической деятельности - это проявление последней, состоящее в создании реальных и ментальных условий, способствующих проектированию, конструированию и реализации «проектов жизни» субъектов образования; осуществляющееся в образовательном континууме; атрибутивно зависящее от времени и являющееся механизмом, связывающим прошлое, настоящее и будущее в реализации «проектов жизни» субъектов образования, выступающих в роли человека-творца.

4. Педагогическое время - специфический вид социального времени, масштабы и течение которого определяются, с одной стороны, консервативностью образовательной системы, с другой - ее динамичностью, открытостью и способностью включаться в инновационную социальную деятельность. Масштаб и скорость течения педагогического времени могут значительно меняться в зависимости от конкретных социально-экономических условий, в результате чего педагогическое время может отставать от социального или опережать его. Педагогическое время представляет собой комплексный интегральный феномен, сущностно связанный с географическим, биологическим, психологическим, историческим временем. Универсальные свойства педагогического времени характерны для любого социального времени (длительность, однонаправленность, неоднородность, перспективность, потенциальность, интерсубъективность). Специфические - связаны с социальной метафункцией педагогической деятельности: 1) особая мера, интенсивность, «плотность» течения; 2) уникальная способность проявляться в действительности, давая качественно новые социально

: значимые продукты; 3) максимальная направленность в будущее, поскольку будущее сознательно целеполагается, проектируется и творится именно при разворачивании педагогического времени.

5. Социальная метафункция педагогической деятельности связана с модусами времени: прошлого, настоящего и будущего. Атрибутом социальной метафункции педагогической деятельности является направленность в будущее. Социальная метафункция включает в себя в качестве базовой функцию трансляции прошлого, так как именно благодаря ей формируются мировоззренческие основания отдельного человека, фундирующие все его жизненные выборы и определяющие дальнейшее целеполагание, в итоге приводящие либо к созидательному вкладу в развитие всего человечества, либо к эгоистичному удовлетворению индивидуальных витальных потребностей. Реализация функции педагогической деятельности преобразование настоящего передает информацию о взаимодействии человека с социумом в соответствии с его биосоциальным положением в окружающем мире и нацелена, с одной стороны, на сохранение нравственных ценностей и норм, а с другой - на появление новых форм бытия ценностного человека. Результатом реализации функции преобразование настоящего будет творение^ уникального жизненного пространства личности. Такая, функция педагогической деятельности, как социальное будущетворецие, направлена на проектирование в педагогическом времени индивидуальных жизней человека-ученика и человека-учителя, на формирование готовности и активности осуществления целенаправленной деятельности по достижению желаемого образа будущего.

Теоретическая и практическая значимость данного исследования

заключается в обосновании возможности рассмотрения социальной метафункции педагогической деятельности и развития социума из единого социально-философского основания, построенного на понятии «собирания» в пространстве-времени жизни человека-творца.

Данное исследование продолжает актуальное в последнее время направление философского осмысления процессов, происходящих в социуме, педагогике, педагогической практике и в сфере образования. Социально-философский анализ социальной метафункции педагогической деятельности в темпоральном контексте помогает предвидеть закономерные изменения в педагогической деятельности, рассмотреть ее влияние на преобразования социокультурной сферы общества.

Основные выводы и положения диссертационного исследования помогут в дальнейшей разработке теоретических, методологических и практических проблем научной педагогической деятельности.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в лекциях и практических занятиях по социальной философии, онтологии и теории познания, педагогике, психологии.

Апробация работы. Основные идеи, выводы и рекомендации диссертации отражены в выступлениях на международных, российских и других научных конференциях, среди которых: Всероссийская научно-практическая конференция «Общество риска и человек в XXI веке: альтернатива и сценарии развития» (Саратов, март 2006); Всероссийская научная конференция «Личность в современном обществе: визуальная репрезентация» (Саратов, 2007); Всероссийская научная конференция «Инновационные модели и традиции в современном российском образовании» (Саратов, 2008); ежегодная Международная научно-практическая конференция «От школьного проекта -к профессиональной карьере» (Саратов, март 2007, 2008, 2009, 2010).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во «Введении» обосновывается актуальность проблемы,1 выявляется степень ее научной разработанности, обозначаются цель и задачи исследования. Определяется новизна работы, формулируются положения, выносимые на защиту. Указывается общетеоретическая и методологическая базы, теоретическая и практическая значимость исследования, апробация работы.

В первой главе «Функции педагогической деятельности в контексте развития человеческого общества», состоящей из трех параграфов, осуществляется анализ различных подходов к пониманию человеческой деятельности вообще и к педагогической деятельности в частности, обосновывается влияние профессионального пространства на осуществление педагогической деятельности как части человеческой, исследуются генезис и сущность педагогических функций в контексте развития человеческого общества;

В первом параграфе первой главы «Генезис функций педагогической деятельности» рассматривается социально-философская экспозиция представлений о педагогической деятельности, Сделаны выводы ó Сложности эволюции функций педагогической деятельности, 'выявлены' ебциально-философские основания генезиса функций педагогической деятельности.'

Основополагающей для исследования генезиса функций педагогической деятельности являлась категория «деятельность», которая анализируется в философских работах B.C. Швырева, Л.П. Буевой. М.В. Демина,Т.П. Щедро-вицкого, С.И. Гессена, М.С. Кагана и других отечественных философов.

Для выявления социальных оснований функций педагогической деятельности, их направленности на изменение и развитие человечества в различные периоды жизни человеческого общества рассмотрены работы Аристотеля, Платона, Августина, Т. Кампанеллы, М. Монтеня, Ф. Бэкона, Я. Ко-менского, Д. Локка, Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Фихте, И. Канта, Г. Гегеля, И. Песталоцци, а также работы российских ученых-педагогов М.Ф. Шабаевой, В.Г. Торосяна, Н.Б. Крыловой, Е.А. Александровой и др.

Генезис функций педагогической деятельности осуществляется как сложный, нелинейно развивающийся во времени процесс. Носителем деятельности является субъект, ставящий цели, выбирающий средства по их достижению и осознанно осуществляющий продвижение к запланированному результату. Педагогическая деятельность определяется функциями учителя по осуществлению образовательного процесса (деятельности), происходящего в специально сконструированных педагогическими средствами условиях и является интегративным феноменом активности индивидуумов и в сфере социального производства, и в сфере социального развития.

В процессе исследования выделены, во-первых, традиционные функции - трансляция знаний, являющихся истинными в данный исторический период времени и в определенном типе социума; выработка предметных навыков и умений, а также общепринятых этических норм. Во-вторых, инновационные функции - преобразовательная, связанная с целенаправленным изменением настоящего, позволяющая активно и успешно участвовать в социальной реальности; направляющая, которая, рождаясь в настоящем и учитывая опыт прошлого, устремляет субъект образования в социально проектируемое будущее. . .. .

Социально-философский анализ функций педагогической деятельности позволил выявить, что педагогическая деятельность связана со становлением человечества и за время своего существования претерпела эволюцию от «народной педагогики», передающей ритуалы, обряды, традиции, через конкретную педагогику, транслирующую знания, умения и навыки, педагогику, как систему научных знаний, до создания сложной системы образования. Это позволило рассматривать педагогическую деятельность как специфический вид социальной деятельности, представляющий собой сложный, открытый, поли-вариантно развивающийся феномен, нелинейно зависящий от времени, включающий в себя растущие и спадающие периоды, петли в развитии и повороты вспять.

Социальными основаниями генезиса функций педагогической деятельности являются потребности социума, выражающиеся в социальном заказе системе образования, и потребности учителя, зависящие от уровня его про-

фессионалыюго мастерства, сформированное™ его профессионального пространственно-временного континуума,

В темпоральном контексте основная функция педагогической деятельности - культуротворящая преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Обращенное в прошлое образование транслирует метаисторию, обращенное в настоящее - актуальную современность, а обращенное в будущее - прожективную виртуальность.

Выделенные социально-философские основания генезиса функций педагогической деятельности позволили установить, что развитие педагогической деятельности связано с развитием человеческого общества и осуществляется в особом, пространственно-временном образовательном континууме, в котором и происходит освоение времени и «собирание» человека данного времени.

Во втором параграфе «Диалектика традиций и инноваций педагогической деятельности как фактор социального развития» проводится темпоральный анализ соотношения традиционных и инновационных функций педагогической деятельности в пространственно-временном образовательном континууме.

Сфера образования, с одной стороны, обладает признаками консервативной, сохраняющей свои принципы и традиции системы. С другой стороны, являясь пространственно ограниченной, она не является замкнутой системой, поскольку ей присущ обмен с внешней средой, роль которой выполняет социум. Именно благодаря этому обмену сфера образования развивается не только в пространстве, но и во времени.

Педагогическая деятельность осуществляется в единстве традиционной и инновационной составляющих, которые рассматриваются в контексте временного описания: традиция, уходя корнями в прошлое, является основанием настоящего и источником для будущего; инновация, рождаясь в настоящем, учитывая опыт прошлого, устремлена в будущее. В этом смысле временное описание оказывается более значимым методологическим приемом, чем пространственное.

Традиции и инновации являются взаимно необходимыми, диалектически обусловленными факторами социального развития. Инновация - результат творческой деятельности (творения) отдельного человека-новатора, творца, который способен преобразовывать настоящее, модернизируя традицию, или творить, созидать социальное будущее через осуществление инновационной деятельности. Новатор является субъектом новой, отличной от той, что была прежде, деятельности, ведущей к изменению социальной реальности, формирующей образ времени. Традиция как бытие результата является системообразующим, стабилизирующим элементом общества, так как закрепляет

эффективные и оптимальные образцы человеческой деятельности, благодаря чему она соединяет настоящее с прошлым и будущим. В этом смысле любая традиция является носителем каких-либо социально заданных программ, которые определяют традиционное бытие объекта, в нашем исследовании -функций педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность осуществляется в пространственно-временном образовательном континууме, в котором диалектически объединены традиционные и инновационные педагогические функции. Существенными свойствами педагогической деятельности являются диалектическое единство традиций и инноваций, творческая направленность, формирование научного сознания и прогрессивное развитие субъектов деятельности. Педагогические процессы, происходящие в сфере образования, имеют собственный временной масштаб, обусловленный временной последовательностью реальной педагогической деятельности.

В третьем параграфе «Функции субъектов педагогической деятельности в обществе и функции педагогической деятельности общества» раскрывается влияние жизненного пространства на становление профессионального пространства педагога как продукта педагогической деятельности, появление социальной метафункции педагогической деятельности.

В связи с этим автор опирается на философское понятие «геосистемы» как материальной системы, состоящей из взаимообусловленных природных компонентов, взаимосвязанных в своем размещении и развивающихся во времени как части целого. Геосистемный смысл системы учителя представляется автору как творчество по формированию собственного, а следовательно, уникального профессионального пространства в конкретном времени жизни. Структурно профессиональное пространство личности педагога представляет собой сложное соединение нескольких самостоятельных многомерных пространств (образовательное пространство личности учителя, пространство образовательного учреждения, социальное пространство).

Важной особенностью профессионального пространства учителя является его открытость, что означает динамичное равновесие взаимодействующих параметров системы. Личностная ориентация учителя в контексте нашего исследования выступает как процесс, сопутствующий обновлению- всей жизни общества через осуществление новой функции педагогической деятельности - социальной метафункции. Социальная метафункция , педагогической деятельности - это проявление последней, состоящее в создании реальных и ментальных условий, способствующих проектированию, конструированию и реализации «проектов жизни» субъектов образования; осуществляющееся в образовательном континууме; атрибутивно зависящее от времени и являющееся механизмом, связывающим

прошлое, настоящее и будущее в реализации «проектов жизни» субъектов образования, выступающих в роли человека-творца.

Рассматривая педагогическую деятельность как процесс, разворачивающийся в профессиональном пространстве, являющемся частью социального и испытывающего влияние реальной геосистемы в конкретном социальном времени, автор пришел к следующим выводам: во-первых, открытое, динамичное, нелинейно развивающееся, сложное, многомерное профессиональное пространство педагога является важнейшим продуктом его педагогической деятельности. Оно развивается во времени, имеет нетривиальную топологию и характеризуется усложнением структуры, включающей в себя подпространства традиционной и инновационной педагогической деятельности.

Традиционная педагогическая деятельность приводит лишь к содержательным изменениям образовательного пространства, инновационная деятельность меняет структуру последнего, либо реформируя его, либо заменяя абсолютно новым. Развитие профессионального пространства и образовательного пространства происходит в конкретном педагогическом времени и определяет меру первого во втором.

Во-вторых, педагогическое время, связанное с профессиональным пространством, у разных педагогов неодинаково, то есть относительно.

В-третьих, социальное и педагогическое время различно и совпадает лишь на этапе реализации традиционной педагогической деятельности и лишь в рамках профессионального пространства «учителя-инструкции». Педагогическое время «учителя-новатора», «учителя-мастера» обгоняет социальное в процессе реализации социальной метафункции педагогической деятельности, которая имеет направленность в будущее. При этом трансформируется их активное и пассивное восприятие, осуществляется сдвиг в сторону активизации по отношению ко времени и большей пассивности в сохранении и неуправляемом преобразовании пространства, так как именно в этот момент происходит становление новой структуры как личного профессионального пространства, так и социального пространства в конкретный исторический период времени.

Во второй главе «Социальная метафункцня как необходимое обеспечение будущетворения», состоящей из двух параграфов, раскрываются особенности существования времени в пространстве образования и специфика функции творения социального будущего.

Первый параграф «Особенности существования времени в пространстве образования» посвящен обоснованию и философскому осмыслению особого педагогического времени.

В исследовании автор экстраполирует на педагогическое время атрибутивные свойства реального времени: длительность, то есть последователь-

ность сменяющих друг друга состояний; необратимость, означающую, что время протекает из прошлого, через настоящее к будущему; потенциальность, перспективность и реализуемость в будущем.

1 Однако педагогическое время имеет свои специфические особенности. В-первую очередь это сознательное, целенаправленное творение будущего. Творением себя, творением вокруг себя, творением себе подобных профессионально занимаются именно педагоги.

Процесс творения человеком себя происходит в рамках жизненного пространства. Это объясняется тем, что ведущим звеном в жизненном пространстве является сам человек, без которого данное пространство не существует, который постоянно занят самотворением на телесном (биологический, объективный) или субъективном уровнях. И в этом смысле педагогическое время представляет собой время «человеческого становления» и восхождения к целям человеческого существования в реальном и будущем социуме.

Для описания процесса творения себя автор опирается на значимые и необходимые представления о социальной метафункции педагогической деятельности, объединяющей и управляющей функциями трансляции прошлого, преобразования настоящего, творения социального будущего или будуще-творение. Реализация педагогической функции трансляции прошлого сохраняет человеку лучший жизненный опыт предыдущих поколений. Функция преобразования настоящего позволяет воплотить в жизнь полученный опыт, проанализировать его результативность и преобразовать его в соответствии с возникающими многообразными жизненными потребностями. Результатом реализации функции социального будущетворения является преображение текущей жизни отдельного человека через увеличение разнообразия нового жизненного опыта, из которого в дальнейшем будет отобран лучший для будущего социума, определяющей образ его времени.

Во втором параграфе «Социальная метафункции педагогической деятельности как функция творения социального будущего» доказывается, что предлагаемые автором инновационные функции педагогической деятельности в широком смысле - позволяют расширять границы познания личности с целью осуществления творения индивидуальной жизни как вклада в прогресс человечества и Вселенной, в узком смысле - позволяют проектировать индивидуальную образовательную траекторию и учителю и ученику. Функция педагогической деятельности - социальное буДущетворение направлена на проектирование в педагогическом времени уникальных индивидуальных жизней человека-ученика и человека-учителя, на формирование активности и готовности осуществления целенаправленной деятельности по достижению желаемого образа будущего социума, человечества, Вселенной.

Способ, каким человек выделяет себя из мира, взаимодействует с ним, существенно определяет то, что представляет собой человек, его сущностные характеристики, его жизненное пространство. Автор выделяет три таких способа взаимодействия человека и мира, три варианта творения жизненного пространства - это адаптация, деятелъностная активность и творчество.

Выбирая адаптационную модель творения себя, человек должен' знать, что она приведет к творимому по социальной матрице жизненному пространству, в котором раскроется только минимум потенциальных возможностей, «позволенных» социумом. Полной самореализации человека не произойдет, так как он, даже ставя перед собой цель быть успешным, пользуется только правом потребителя готовых идеалов-образцов, ничего нового в них не привнеся, не учитывая сложных законов развития, действие которых приводит к накоплению новых количественных изменений, к появлению новых качеств в том же идеале-образце.

Следовательно, выбор адаптивной модели творения себя не приводит к созданию новых продуктов окружающего мира, поднимающих социум на более высокую ступень развития, так как в процессе творения!1 отсутствуют этапы самообразования и самосовершенствования, что не позволяет индивиду освободиться от негативных явлений, ведущих к инициации деструктивных процессов как отдельной личности, так и общества в целом.

Другой способ взаимодействия человека и мира - это деятелъностная активность. Человек осуществляет процесс творения собственной жизни на основе выбранной им системы ценностей, которая позволяет ему самореализоваться в настоящем, поскольку отсутствует направленность на изменения, выводящие на более высокую ступень развития общество как целое и человека как его часть.

Реализация модели творения себя - это, во-первых, создание собственного образа человека-творца, во-вторых, самореализация в творческой деятельности, рождающая уникальное жизненное пространство, в котором производятся продукты не только материальной, но и духовной сферы, которые начинают сами творить творящего. Люди-творцы занимают ключевую1 позицию в изменении существующего мира, а через него влияют на изменение человечества и творение социального будущего.

Социальная метафункция педагогической деятельности должна быть представлена в комплексе на всех этапах онтогенетического развития человека, так как функция трансляции прошлого транслирует лучший жизненный опыт предыдущих поколений; функция преобразования настоящего вооружает деятельностями, модернизирующими полученный опыт, созидающими новый в соответствии с возникающими многообразными жизненными потребностями. Результатом реализации функции социального будущетворения

является увеличение разнообразия нового жизненного опыта, из которого в дальнейшем будет отобран лучший для будущего социума.

Однако соотношение вышеназванных функций педагогической деятельности будет зависеть от стадии онтогенеза и от педагогического мастерства учителя, являющегося мерой становящегося профессионального пространства. Относящееся к педагогической деятельности педагогическое время приобретает особые, специфические качества, отличающие его от социального или психологического времени: особая мера, интенсивность, «плотность» течения; уникальная способность проявляться в действительности, давая качественно новые социально-значимые продукты; максимальная направленность в будущее, поскольку будущее сознательно целёполагается, проектируется и творится именно при разворачивании педагогического времени.

В «Заключении» подводятся итоги проведенной работы, обобщаются данные исследования и намечаются перспективные направления дальнейшей работы по данной проблеме. В диссертационном исследовании делаются конкретные выводы концептуального и методологического характера.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях автора:

Публикации в изданиях, входящих в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук:

1. Рыхлова H.H. Генезис функций педагогической деятельности // Вестник Поволжской академии государственной службы, №4. 2008. С.209 -214.

2. Рыхлова H.H. Границы познания жизни // Известия Саратовского университета 2008. Т. 8. Сер. Философия, Психология. Педагогика, вып. 2. С.49-55.

Монографии

3. Рыхлова H.H. Социально-философское осмысление метафункций педагогической деятельности. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 141с.

4. Рыхлова H.H. Метапедагогическая деятельность // Будущетворение (грядущее образования): Коллективная монография. / Под ред. И.И. Колис-ник. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. С. 80 - 86.

5. Рыхлова H.H. Осознание будущего // Геосистема «город-село»: Образ будущего / Коллективная монография. / Под ред. В.Б. Самсонова. - Саратов: ЗАО «НПЦ ЭМОС», 2008. С.206 - 219.

Статьи, опубликованные в других изданиях:

6. Рыхлова H.H. Творение будущего как функция педагогической деятельности // Альманах «Актуальные вопросы регионального образования». Выпуск 4. - Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. С. 24 - 28.

7. Рыхлова H.H. Профессиональное пространство жизни // Идея развития / Сборник статей. - Саратов: Изд-во «ЭМОС», 2008. С.5 - 10.

8. Рыхлова H.H. К вопросу о развитии конкурентоспособности учителя // Философия современного естествознания и научная педагогическая мысль: от исследований к практике: Часть 2 / Сост. Т.А.Моисейкииа. - М.: АПКиП-ПРО, 2006. С. 348-353.

9. Рыхлова H.H. Социальные функции педагогической деятельности // Альманах «Образование: инициативы и перспективы». № 3. 2010. - Саратов: Издательский центр «Наука». С. 15-19.

Подписано в печать 27.12. 2011. Формат 60x84 1/16. Усл-печ.л.1,25. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Тираж 120. Заказ № 325

Отпечатано с готового оригинал-макета Типография СГУ, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112а. Тел.: (8452) 27-33-85

 

Текст диссертации на тему "Социальная метафункция педагогической деятельности: темпоральный анализ"

61 12-9/225

Педагогический институт Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского

На правах рукописи сЖ^/^г^Л-

Рыхлова Наталья Николаевна

Социальная метафункция педагогической деятельности:

темпоральный анализ

09.00.11 - социальная философия по философским наукам

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель доктор философских наук, профессор И.И.Колисник

Саратов — 2011

Глава I

1.1.

1.2.

Содержание диссертации

Введение С. 3

Функции педагогической деятельности в контексте развития человеческого общества

Генезис функций педагогической С. 20

деятельности

Диалектика традиций и инноваций С. 42 педагогической деятельности как фактор социального развития

1.3.

Функции субъектов педагогической С. 66 деятельности в обществе и функции педагогической деятельности общества

Глава II

2.1.

Социальная метафункция как необходимое обеспечение

будущетворения

Особенности существования времени в С. 90 пространстве образования

2.2.

Социальная метафункция педагогической С. 114 деятельности как функция творения социального будущего

Заключение Библиография

С. 139 С. 148

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В последние годы современные гуманитарные науки претерпели «практический поворот», который повлиял на философию педагогики и теоретическую педагогику. Обнаружилось, что специфика философии образования, как области социальной философии, связанной с прикладным действием, требует не только аналитической или критической аргументации, но и некоторых позитивных идей, которые могли бы послужить педагогу точкой опоры и методологическим руководством в повседневном труде.

От философии образования ожидается не только обнаружение скрытых посылок тех или иных образовательных практик, но и теоретическое исследование и формулирование нормативных ориентиров, позволяющих увидеть темпоральный характер и темпоральную вариабельность в пространственно-гетерогенных формах научно-педагогической практики.

Более того, поскольку к философии образования часто относят междисциплинарные исследования образования, использующие не только философские, но и культурологические, социологические, психологические и другие методы и понятия, в отношении которых социальная философия выступает как ядро метатеоретического единства, то она же служит существенным средством реализации ведущей метафункции прикладной педагогики - приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры и всемерного развития его творческого потенциала.

Этим и вызван современный интерес социальной философии к исследованию феномена педагогической деятельности, уточнению ее сущности в темпоральном контексте и ее влияния на трансформацию социума через создание, освоение нового и становление будущего. Актуальность темы диссертационного исследования определяется необходимостью поиска новых функций педагогической деятельности и обоснованием значимости социальной метафункции педагогической деятельности как проявления инновационности педагогики.

Если ранее философы и теоретики педагогики пытались найти основания педагогической деятельности в таких психологических феноменах, как мнения, желания, эмоции или стремления, то при практическом подходе акцент переносится на телесные качества: ноу-хау, навыки, предпонимание и ситуативное знание. Особенность современной педагогической деятельности человека-учителя связана с развитием технологий, которые обновляют информационное пространство образования человека. Результатом педагогической деятельности является творение человека, который и творит образ своего времени в контексте взаимодействия с другими элементами системы общественных отношений.

Мы полагаем, что в топосе образования, помимо классических и широко исследованных в конкретных науках функций, связанных с передачей конкретных знаний, умений, навыков, действует социальная метафункция, реализующая процесс передачи человеку социального, культурного, нравственного наследия и проецирования его в будущее через «будущетворение жизни» (А.И. Субетто).

Социальная метафункция педагогической деятельности как темпоральный механизм и как механизм связи модусов времени в условиях быстрых изменений современной социальной действительности приобретает важнейшее практическое значение для социализации человека, преемственности современных социокультурных процессов и должна рассматриваться в темпоральном контексте.

Рассматривая образование как сферу социума, с одной стороны, и культуры, с другой, в которой идет становление личности человека, следует выделить две основные его составляющие. Во-первых, это пространство социокультурного наследия человечества, в котором человек познает модели мира и конституирует свою индивидуальную, непременно существующую в настоящем времени и, как правило, имеющую возможность пролонгации в будущем. Во-вторых, это пространство, детерминирующее развитие человеческого потенциала с учетом естественных и социальных факторов.

Результатом взаимодействия, взаимопроникновения, синергии этих пространств является особый сложный топос сферы образования, в котором в широком философском смысле осуществляется педагогическая деятельность, творящая человека и образ его времени.

Быстрые изменения современной социальной действительности актуализируют не только передачу знаний, умений и навыков, но и формирование личности, способной строить подвижные модели действительности, то есть позволяющие человеку осознать границы своего познания и делать попытки, а следом и осуществить переход возникшей границы, таким образом, гибко реагировать на изменения социума. В этих условиях модель частных педагогических функций уже не отвечает требованиям создания, освоения нового и становления более высоких ценностей, предъявляемых к образованию современным обществом, которое ученые характеризуют как «посткапиталистическое общество», «глобализирующееся общество», «информационное общество», «сетевое общество», «общество постмодерна», «общество риска», «индивидуализированное общество»1. Социальная метафункция педагогической деятельности как механизм связи модусов времени в этих условиях приобретает важнейшее практическое значение для социализации человека и преемственности современных социокультурных процессов и должна рассматриваться в темпоральном контексте.

Сказанное определяет необходимость и актуальность последовательного философского анализа педагогической деятельности: ее генезиса, традиционных функций, социальной метафункции через философскую категорию «время», позволяющую рассматривать образование

1 См.: Дракер П. Посткапиталистическое общество [Текст] / П.Дракер // Новая постиндустриальная

волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л.Иноземцева. М.: Academia. 1999. - С. 71 (Перевод

выполнен по изданию: Drucker Р.F. Post-Capitalist Society. N.Y., Harper-Collins Publishers, 1995); Ferrarotti F. The Myth of Inevitable Progress. Westport (Conn.). London, 1985 . - VIII, 208 p. 96.; Полякова Н.Л. XX век в социологических теориях общества [Текст] / Н.Л. Полякова - М 2004 -

384 с; Малъковская И.А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор современных теорий) [Текст] / И.А. Мальковская // Социологические исследования. - 2007. - № 2 . - С. 1-24.; Бауман 3. Индивидуализированное общество [Текст] / З.Бауман. - М., 2005. - 390 с.

5

как динамичную, подвижную, открытую, нелинейную систему, формирующуюся и развивающуюся в историческом процессе социальной жизни человечества.

Следует отметить также, что, несмотря на значительное число работ в сфере социальной философии и философии образования, до сих пор не проводилось фундаментальных исследований по проблеме взаимосвязи философских категорий «социальная метафункция» и «время». Однако к настоящему времени для подобного исследования сложились необходимые теоретические предпосылки.

Степень научной разработанности проблемы.

Данная диссертационная работа исходит из позиции ученых, которые анализируют педагогическую деятельность как особый вид человеческой деятельности, как социо-культурный феномен, обосновывая методологический уровень понимания проблем соотношения образования и культуры (Б. С. Гершунский, А. С. Запесоцкий, Ф. Т. Михайлов2 и др.), так как философия со своего возникновения и до наших дней стремилась не только осмыслить существующие системы образования, но и сформировать новые ценности и идеалы образования в социо-культурном пространстве общества.

В исторически длительном, непрерывном, созидательном процессе осуществлялось обновление функций педагогической деятельности. Изучение работ Аристотеля, Платона, Сократа, Блаженного Августина, Т. Кампанеллы, М. Монтеня, Ф. Бэкона, Я. Коменского, Д. Локка, Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Фихте, И. Песталоцци 3 и анализ практических педагогических

2 См.: Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия: Опыт экспертного исследования российского и американского менталитетов [Текст] / Б.С.Гершунский. - М.: Флинта, 1999.-604 е.; Запесоцкий A.C. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор [Текст] / А.С.Запесоцкий // Социологические исследования. - 2006 - № 12. - С. 98 - 104.; Михайлов Ф.Т. Образование и власть [Текст] / Ф.Т.Михайлов // Вопросы философии. - 2003. - № 4. - С.31- 47.

3 См.: Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т. [Текст] / Аристотель. - М.: Мысль. 1981; Платон.

Собрание сочинений: 3 т. [Текст] / Платон; отв.ред. А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1968.; Августин А.

Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского [Текст] / А. Августин. - М.: ООО

6

разработок М.Ф. Шабаевой, В.Г. Торосяна, Н.Б. Крыловой, Е.А.

Александровой4 и др. по истории развития педагогической мысли позволил нам исследовать генезис функций педагогической деятельности, увидеть становление ее функций, сделать выводы о том, насколько они соответствуют требованиям настоящего и будущего времени образования, определить, как человеческая деятельность реализуется через специфические педагогические функции, в соответствии с которыми осуществляется обучение, воспитание и образование человека в его пространстве-времени жизни. Здесь принципиальное значение имеют исследования по социальному времени П. Сорокина, Р. Мертона, И.М. Савельевой, А.В. Полетаева, А.Г. Зарубина.

Немецкие философы XIX века И. Кант, Ф. Шлейермахер, Г. Гегель5 выдвинули и обосновали идею значимости педагогической деятельности для развития общества в реализации функций гуманистического образования

«Издательство ACT», 2003. - 440 е.; Августин А. Об истинной религии. Теологический трактат. [Текст] /А.Августин. - Минск, 1999. - 1600 е.; Кампанелла Т. Город солнца [Текст] /Т.Кампанелла.

- М., 1934. - 184с.; Монтенъ М. Избранные произведения в 3-х томах [Текст] / М.Монтень. - М.: Голос, 1992. Т.1 - 384 е.; Т.2 - 560 е.; Т.З - 416 е.; Бэкон Ф. Собрание сочинений. В 2-х т. Т.2. Новый Органон [Текст] / Ф.Бэкон. - М.: «Мысль», 1977 - 565 е.; Коменский Я.А. Дидактические

принципы (отрывки из «Великой дидактики») [Текст] / Я.А.Коменский. - М: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1940.-476 е.; ЛоккДж. Сочинения в 3-х т. Т.1. Опыт о человеческом разумении [Текст] / Дж.Локк. - М.: Мысль, 1985. - 621 е.; Руссо Ж.Ж. Педагогические произведения: В 2 т. Т. 2[Текст] / Ж.Ж.Руссо. - М.: 1981. - 334 е.; Дидро Д. Собр. соч., т. 10. [Текст] / Д.Дидро. - М., 1947; Фихте КГ. Сочинения в двух томах. Т.1. О понятии наукоучения, или так называемой философии [Текст] / И.Г.Фихте. - СПб.: Мифрил, 1993.

С.7-64.; Песталоцци КГ. Антология гуманной педагогики [Текст] / И.Г.Песталоцци. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 224 с.

4 См: М. Ф. Шабаева Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. -первая половина XIX в. [Текст] / М. Ф. Шабаева, А. В. Смирнов, А. К. Петров ; ред. : М. Ф. Шабаева ; Акад. пед. наук СССР, Ин-т общ. педагогики. - М.: Педагогика, 1973. - 605 е.; Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли[Текст] / В.Г. Торосян. - М.: Изд-во ВЛАДОС-

ПРЕСС, 2006. - 351с.; Крылова Н.Б. Очерки понимающей педагогики [Текст] / Н.Б.Крылова, Е.А. Александрова. - М.: Народное образование, 2001. - 448 с.

5 См.: Кант И. Сочинения в 6-ти томах. Т.4. [Текст] / И.Кант. - М.: Мысль, 1965. - 799 е.; Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 6. [Текст] / И.Кант. - М., "Мысль", 1966.-(Философ. наследие). - 1966.

- 743 е.; Кант И. Трактаты и письма [Текст] / И.Кант. - М.: Наука, 1980. - 709 е.; Шлейермахер Ф.

Речи о религии к образованным людям, её презирающим. Монологи [Текст] / Ф.Шлейермахер. — М.,

1989. - 160 е.; Гегель Г.В.Ф. В 3 т. Т.1. Наука логики [Текст] / Г.В.Ф.Гегель. - М.: Мысль, 1970. - 501 с.

личности и ее самосознания, предложили пути реформирования системы и школьного, и университетского образования. Немецкий философ П. Наторп6 стремился создать целостную систему воспитания, целью которой была бы гармония индивидуального и социального начал в человеке.

Э.Дюркгейм7 создал теорию «стадий цивилизации» и «коллективных представлений», в которой воспитание является методологической социализацией, а деятельность институтов образования состоит в развитии известного набора интеллектуальных, нравственных, физических качеств, которых требует общество и среда.

В разработке теории деятельности ведущая роль принадлежит российским ученым: Л.С. Выготскому,8 обосновавшему решающую роль деятельности в развитии психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилизации; С.Л. Рубинштейну,9 выдвинувшему и обосновавшему принцип единства сознания и деятельности; А.Н. Леонтьеву, автору концепции предметной деятельности,10 разработавшему схемы, структуры деятельности, положение о ведущей деятельности; Э.В. Ильенкову, внесшему вклад в развитие теории деятельности через объяснение взаимосвязи и взаимоотношений субъекта и объекта11; Э.Г. Юдину, разработавшему требования к системному анализу12 и другим.

Рассматривая расширение границ познания жизни через функции педагогической деятельности, в проведенном диссертационном исследовании

6 Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности [Текст] / П.Наторп. - Пер. A.A. Громбаха с 3-го доп. нем. изд-я. - СПб., 1911. - 360 с.

7 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение [Текст] / Пер. с франц., составл., вступ. ст. и примеч. А.Гофмана. М.: Канон, 1995. 3-е издание, доп. и испр. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2008. - 400 с.

8 «-Выготский Л.С. Соч.: В 6 т. Т 3. История развития высших психических функций [Текст] /

Л.С.Выготский. -М.: - Педагогика, 1983 - 367 с.

9 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. - М., 1973. - 424 с.

10 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н.Леонтьев - М • Политиздат 1975.-304 с.

11 Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах [Текст] / Э.В.Ильенков. - М., Политиздат, 1968. - 319 с.

Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки [Текст] / Э.Г.Юдин. - М.: Наука, 1978. - 391 с.

мы опирались на идеи философии русского космизма (В.И. Вернадский,

1 ^

К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский ), на стратегию решения цивилизационных проблем человеческого бытия, достижения синергетики в области сложных процессов самоорганизации открытых систем. Темпоральность человеческого бытия проанализирована в экзистенциальной философии, философской антропологии (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Шелер).

Принципиальное значение для решения поставленной проблемы имели исследования российской системы образования (начиная с XVIII века), которая находилась под контролем государственной власти, институализирующей свои требования к образованности граждан через законы, уставы, планы, программы и т. д.. Педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с «гносеологической моделью, сводящей проблематику образования к вопросу о трансляции обобщённого теоретического и нормативного знания в отчуждённых от деятельности знаково-символических формах, осваиваемых при помощи репродуктивных действий, выстроенных на основе формальных образцов»14.

На рубеже 1950-60 годов, намечается переход от дискуссий о содержании образования к проектированию развития субъекта (Э.В.Ильенков); исследуется развивающая деятельность на основе психологических моделей возрастного развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев); осмысливаются идеи становления человека как субъекта деятельности (П. Г. Щедровицкий, С. А. Смирнов), то есть появляются

13 Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление [Текст] / В.И.Вернадский. - М., 1989. - 702 е.; Вернадский В.И. Начало и вечность жизни [Текст] / В.И.Вернадский. - М.: Рольф, 2002. -576 е.; Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе [Текст] / В.И.Вернадский. - М.: Наука, 1975. - 174 с; Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера [Текст] / В.И.Вернадский - М.: Рольф, 2002. - 576 е.; Циолковский К.Э. Гений среди людей [Текст] / К.Э.Циолковский. - Издательство «Мысль». 2002. - 542 е.; Чижевский А.Л.

Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. [Текст] / А.Л.Чижевский. -М.: Мысль, 1995.-768 е.,

14 Попов А.А. Социально-философски