автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социальная ответственность как философская проблема

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Карпухин, Сергей Васильевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социальная ответственность как философская проблема'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Карпухин, Сергей Васильевич

Введение.

Глава 1. Историко-критический анализ социальной ответственности

1. Становление идеи социальной ответственности в древней философии.

2. Развитие идеи социальной ответственности в христианском Средневековьи и эпоху Возрождения

3. Формирование понятия социальной ответственности в Новое время .

4. Проблема социальной ответственности в традиции русской философии.

Глава 2. Социальная ответственность как система

1. Поступок и ответственность."••••. • • •

2. Основные составляющие социальной ответственности.

3. Свобода и социальная ответственность

Глава 3. Теоретико-методологические основания формирования понятия социальной ответственности.

1. Социальная ответственность в системе ценностей.

2. Особенности социальной ответственности в межличностных отношениях.

3. Основные критерии социальной ответственности в социальной группе и обществе.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Карпухин, Сергей Васильевич

Актуальность темы исследования. Проблема социальной ответственности - одна из коренных проблем современности. Актуальность её в настоящее время обусловлена особенностями нашей эпохи, для которой характерны глубокие преобразования во всех сферах жизнедеятельности человека.

Сейчас, когда в мире идёт поиск фундаментальных философских, социальных, моральных, политических, правовых оснований человеческого бытия, способных обеспечить не только выживание, но и развитие социума в значительной степени активизируется практическая и теоретическая роль проблемы социальной ответственности. Весь исторический опыт развития человеческой цивилизации наглядно свидетельствует о том, что все крупнейшие социальные преобразования, когда-либо проводившиеся, были успешны в той мере, в какой в них сознательно и ответственно участвовали наиболее значимые силы общества. Именно поэтому, особенно в период коренных качественных изменений жизни нашего общества в значительной степени актуализируются практические и теоретические аспекты проблемы социальной ответственности личности.

Существенной стороной в социально - философской разработке проблемы социальной ответственности является осмысление её в контексте культурно - цивилизационного процесса, в ходе которого реализовывались различные её функции, обусловленные особенностями исторически определённых ступеней общественного развития. Анализ проблемы социальной ответственности в культуре древнего и традиционного общества позволяет представить её в данном исследовании как сложное явление, имеющее системный характер. Это даёт представление о масштабах и о ступенях развития социальной ответственности человека. Более того, это позволяет в значительной степени осознанно подходить к употреблению понятия «социальная ответственность» в точном смысловом значении этого термина как важнейшей категории социальной философии.

• 4

В лексике нашего времени термин «ответственность» зачастую порождает ощущение ограничения свободы. В диссертационной работе ставится вопрос: так ли это? По сути дела, ответственность является лишь обратной стороной свободы. Ведь там, где нет свободы выбора, а есть жёсткая необходимость поступать именно так, как предписано, там не может быть и ответственности за совершённый поступок. Всё дело в данном случае в условиях. Исторический и современный опыт как постановки, так и разрешения альтернативы свободы и ответственности личности представлен в теории и практике экономического, правового, морально - этического, политического и др. регулирования взаимоотношений людей. То есть, ответственность существует, именно она конституирует человека как личность, как реального участника исторического процесса.

Особую актуальность темы исследования определяет нынешняя практика социально - экономических и политических реформ в России. У подавляющего большинства населения они вызывают вполне справедливую неудовлетворённость именно в силу способа распределения социальной ответственности между отдельными людьми и социальными группами. Характерным при этом для умонастроения многих граждан является растущий пессимизм, безответственность. В условиях дестабилизации экономической, политической обстановки возрастает поток публицистической литературы, в которой обосновываются идеи-ценности различного рода центриз-мов, тотального универсализма и крайнего индивидуализма.

Наряду с этим в последнее десятилетие практически отсутствуют попытки не только обсуждения, но и строгой постановки проблемы социальной ответственности в контексте экономических, социальных, политических, правовых и требований этических реалий сегодняшнего дня. Это обнаруживается, в частности, в фактах своего рода «замалчивания» проблемы социальной ответственности личности в отечественной социально - философской литературе последнего десятилетия, и, как следствие этого, катастрофическое падение числа публикаций, посвящённых данной теме. Отсутствие систематически накапливаемых знаний о природе, структуре, функциях и т.д. социальной ответственности всё чаще становится причиной превращения идейно - теоретической неопределённости и безбрежного плюрализма мнений в единственный источник оценки поведения личности, тех или иных общественных групп. В итоге, в отечественной культуре складываются определённые ценностно-смысловые деструктивные программы, возникают политические силы и лидеры, проводящие их в жизнь, и зачастую, не несущие никакой ответственности за результаты своей деятельности.

На этой основе складывается ситуация неуверенности и агрессивности, которая связана со сложностью переоценки мировоззренческих установок. Плюрализм мнений, пришедший на смену ценностному единству, рождает новые опасности, чреватые релятивизмом, скептицизмом и как следствие этого, распространением умонастроений нравственного и политико-правового нигилизма. Укрепление позиций произвола и своеволия служит причиной возникновения меж индивидуальных и социальных конфликтов на экономической, политической, этнической, религиозно-конфессиональной почве. Преодоление кризисных явлений в развитии Российского общества требует необходимости осмысления (с учётом исторического опыта) вопросов диалектики свободы и социальной ответственности личности в нынешних условиях его реформирования.

Степень разработанности проблемы. Изучение социальной ответственности имеет многовековую традицию. В том или ином виде данная проблематика присутствует в работах мыслителей различных времён: Платона, Аристотеля, Августина, Фомы Аквинского, Макиавелли, Т.Гоббса, И.Канта, Г.Гегеля, А.Шопенгауэра, К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина и др.

Диссертационное исследование в значительной степени опирается на традиции отечественной общественной мысли, традиционно сфокусированной на осмыслении проблем свободы и ответственности в контексте драматического исторического опыта России. Среди крупнейших мыслителей, оказавших непосредственное влияние на формирование авторской позиции, следует назвать К.С.Аксакова, М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, А.И.Герцена, Н.Я.Данилевского, Ф.М.Достоевского, К.Н.Леонтьева, Н.О.Лосского, Д.С.Мережковского, Н.К.Михайловского, В.В.Розанова, В.С.Соловьёва, Н.Н.Страхова, Л.Н.Толстого, А.С.Хомякова, В.Ф.Эрна

Вопросам социальной ответственности различных субъектов посвящено немало монографий и специальных статей. Так, методологические аспекты социальной философии, имеющие отношение к нашей теме, разрабатывали Г.Е.Арефьев, А.А.Амвросов, В.С.Барулин, Г.С.Батищев, Л.П.Буева, В.П.Горюнов, Ю.А.Замошкин, Л.Н.Коган, В.А.Кушелев, О.В.Лармин, А.И.Ореховский, С.Л.Серебряков, С.А.Сидоров, А.К.Уледов, Е.А.Якуба и другие.

Намечены подходы к освещению данной проблематики в трудах отечественных и зарубежных учёных, исследующих её под углом зрения взаимосвязи личности и общества (С.А.Ангелов, В.Г.Афанасьев, С.С.Батенин, Н.М.Бережной, Б.А.Ерунов, Ю.И.Ефимов, В.Г.Иванов, В.Н.Иванов,

A.А.Корольков, И.И.Логанов, В.С.Манешин, А.П.Мозелов, А.М.Омаров,

B.Н.Панибратов, А.Ф.Плахотный, Г.Л.Смирнов, В.И.Сперанский, В.И.Стрельченко, В.И.Стемпковская, Г.Н.Хон, В.М.Шепель и др.).

Определённый вклад для понимания существа социальной ответственности внесли работы российских учёных, занимавшихся обозначенной проблемой в различных ракурсах: политическом, правовом, социальном, историко - философском, социологическом, психологическом, педагогическом как в позитивном, так и в критическом аспектах (И.Л.Бачило, В.К.Борисов, В.А.Грибанов, Л.И.Грядунова, А.Ф.Замалеев, А.А.Зиновьев, Д.Л.Кайдалов, М.Л.Лезгина, В. А. Лекторский, А.С.Макаренко, М.Г.Макаров, М.К.Мамардашвили, М.Н.Марченко, Н.А.Минкина, К Муз-дыбаев, Ю.Ю.Петрунин, В.А.Подорога, В.В.Поляков, В.Г.Пушкин, А.С.Пую, А.П.Растигеев, Я.К.Ребанэ, Е.И.Сукменко, А.А.Федосеев, Н.И.Фокина, В.В.Шаповалова, А.И.Щербак, Б.С.Яковлев и др.).

Теоретические и методологические вопросы религиоведения, касающиеся в том числе проблемы ответственности, разрабатывали В.И.Гараджа, Н.С.Гордиенко, А.Ю.Григоренко, М.Е.Ермаков, Митрополит Иоанн, Л.Н.Митрохин, Е.А.Торчинов, Д.М.Угринович, И.Н.Яблоков, Ю.А.Шрейдер и другие авторы).

В рамках данного диссертационного исследования использовались современные отечественные работы по теории и истории культуры, морали С.Ф.Анисимова, Л.М.Архангельского, В.И.Бакштановского, В.С.Библера, Ю.М.Бородая, А.П.Валицкой, П.П.Гайденко, С.Ф.Головко, В.В.Гречаного,

A.А.Грякалова, А.А.Гусейнова, О.Г.Дробницкого, А.Г.Здравомыслова, С.Н.Иконниковой, К.Г.Исупова, М.С.Кагана, Д.С.Лихачева, Б.В.Маркова,

B.М.Межуева, Л.Н.Столовича, А.П.Чермениной и др.).

Следует отметить вклад в анализ проблемы социальной ответственности ряда зарубежных учёных. Заслуживают внимания многие положения, содержащиеся в трудах Р.Арона, Р.Барта, П.Бурдье, М.Вебера, М.Ганди, К.Дейвиса, Ж.Деррида, Э.Дюркгейма, Т.Левитта, Ж.Л.Нанси, Х.Ортеги-и-Гассета, Г.Парсонса, К.Поппера, Б.Рассела, В.Франкла, Э.Фромма, М.Хайдеггера, Ж.Хосперса, А.Швейцера и других.

По-своему ставилась и решалась проблема ответственности в художественной литературе. Так, например, ирландский писатель Дж.Джойс (в романе «Улисс» и др.) и австрийский писатель Ф.Кафка (романы «Америка», «Замок» и др.), английский писатель Р.Олдингтон (романы «Смерть героя», «Все люди - враги» и др.) и немецкий писатель Э.М.Ремарк (романы «Триумфальная арка», «Время жить и умирать» и др.) и другие. Заслуживает внимание в трудах этих авторов рассмотрение механизмов социального повеления, связанного с таким его выражением, как проявление стихийных, вышедших из-под контроля действий людей, пренебрегающих реалистическим отношением к действительности, в том числе и к социальным нормам, к ответственности за свои поступки. Но особенно большое место эта проблема занимает в произведениях Ж.-П.Сартра и А.Камю, творчество которых, собственно, и явилось своеобразным «интеллектуальным мостом» между художественным и философским анализом феномена ответственности и его роли в обществе.

Однако, несмотря на большой коллективный вклад в изучение проблемы социальной ответственности, она требует дальнейшей разработки как в силу растущей потребности дальнейшего углубления знаний в этой области, так и в связи с необходимостью осмысления новых явлений, свойственных современному этапу развития Российского общества. Ещё и сейчас преобладают тенденции изучения методологических аспектов социальной ответственности вне их связи с выявлением специфических закономерностей этого феномена в его конкретных условиях. Наряду с этим, многие авторы, акцентируя внимание на изучении конкретных особенностей социальной ответственности, или не принимают во внимание, или отодвигают на второй план вопросы общеметодологического порядка что препятствует уяснению сути дела. Во многом ещё лишь предстоит изучение условий синтетического, целостного видения проблемы социальной ответственности вообще, и в условиях нынешних российских реформ, в частности.

Нуждается в дальнейшей разработке именно проблема комплексного рассмотрения Социальной ответственности, понимания её как сложной системы. Необходимо выявить и объяснить взаимодействия её компонентов на различных уровнях детерминации поведения личности, привлекая передовые достижения различных областей современного социогуманитарного научного знания.

Рассмотрение социальной ответственности как сложно организованной системы составляющих её компонентов предполагает анализ не только её собственно системных качеств, социально-правовых, политических, нравственных и других зависимостей, формирующих механизм ответственности личности, но также происхождения и развития этого механизма с учётом тенденций исторической эволюции взаимоотношений между человеком и обществом.

Многообразие подходов к пониманию ответственности обязывает нас определиться в основных понятиях.

Употребляя слово «ответственность», мы констатируем тот факт, что контекстуальные определения, даваемые обыденным сознанием в повседневной жизни, наименее уязвимы, чем научные определения, которые призваны точно определить объём понятия, а также установить его содержание, предмет и структуру. Проанализировав различные определения понятия «ответственность», даваемые в научной литературе, мы посчитали необходимым свести их к следующим общим положениям, где ответственность есть либо возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принимать на себя вину за последствия; либо обещание или договор, требующие от принявшего их, безусловного выполнения; либо обобщённое свойство личности, результат интеграции всех функций человека.

Приведённые положения уже позволяют очертить концептуальную область понятия, выяснить структурные его элементы и их связи. Мы же остановимся на понимании ответственности как социально-философского понятия, отражающего объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Что же касается понятия «социальная ответственность», то общепринятое содержание его смысловых значений сводится либо к отражению определённого отношения личности к обществу, проявляющееся в её поведении; либо к конкретному выражению оценки поведения личности на основе предъявляемых к ней требований со стороны общества; либо к отражению границ долга, обязанностей индивида; социального и морально-правового отношения личности к обществу.

На наш взгляд, во всех случаях обращается внимание, прежде всего, на социальную значимость ответственности, на то, что многогранные связи общества и личности характеризуются как обязанности личности не только перед обществом и ближайшим социальным окружением, но и, наконец, перед самим собой. И эти обязанности не просто объективно существуют, а на определённом этапе развития индивида осознаются им, признаются (или не признаются), превращаются (или не превращаются) во внутреннее социальное качество.

Изложенные основные точки зрения на социальную ответственность дают нам возможность сформулировать рабочее её понятие, которое сводится к следующему: это категория для обозначения понимания социальным субъектом своей обязанности и права избирать и реализовывать в любой ситуации оптимальные варианты своего поведения и деятельности в обществе.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы представить социальную ответственность как философскую проблему на основе изучения онтологических предпосылок и теоретических условий её постановки и решения в контексте анализа исторических и современных достижений социально-философской мысли.

Для реализации этой цели в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

1. Выяснить природу социальной ответственности как специфической формы организации жизни человека и общества.

2. Выявить и охарактеризовать основные этапы исторической эволюции представлений о социальной ответственности.

3. Раскрыть структуру социальной ответственности и на этой основе уточнить содержание данного понятия как категории социальной философии.

4. Определить место и роль ответственности в составе факторов мотивации поступка личности, её поведения.

5. Рассмотреть социальную ответственность как способ проявления общественной активности личности.

6. Выявить особенности социальной ответственности в межличностных отношениях. ,

7. Выявить механизмы влияния аксиологических установок человека на систему социальной ответственности в переходных условиях развития общества.

8. Проанализировать проблему распределения социальной ответственности между человеком и обществом, субъектами общественной жизни.

Теоретическая и методологическая основа работы. В основу методологии исследования положены принципы историзма, восхождения от абстрактного к конкретному, структурно-функционального и системного анализа. Исследуя научные основания социальной ответственности, диссертант опирался на терминологический и концептуальный аппарат, сложившийся в современной философии, социологии, политологии, праве и культурологии. Сопоставление и осмысление различных концепций потребовало объективного и всестороннего рассмотрения предмета исследования, соединения в диалектическом единстве исторических и логических способов осмысления конкретных явлений духовной жизни.

Эмпирическую базу диссертационной работы представляют материалы научной литературы, периодических изданий, их контент-анализ, данные социологических исследований в ряде регионов страны, отдельных учреждений, а также личный опыт трудовой деятельности автора.

Научная новизна диссертации заключается в систематическом проведении принципа комплексности в исследовании проблемы социальной ответственности в современном мире. В ходе работы получен ряд результатов, которые можно квалифицировать как качественно новые: выявлены теоретические условия и раскрыты онтологические предпосылки проблематизации социальной ответственности в социальной философии; определены и охарактеризованы основные этапы эволюции представлений о социальной ответственности в истории зарубежной и отечественной общественной мысли; раскрыта диалектика свободы и необходимости в системе социальной ответственности; установлена роль объективных и субъективных факторов формирования и реализации социальной ответственности во взаимоотношениях человека и общества; • выяснены содержание и роль аксиологической детерминации социальной ответственности в «нормальных» и переходных условиях развития человека и общества; разработаны критерии оценки состояния социальной ответственности как формы гармонизации взаимоотношений между личностью и обществом.

Положения, выносимые на защиту: онтологические предпосылки и теоретические условия проблематиза-цйи социальной ответственности связаны с ростом самосознания человека по мере развития общественных отношений; при анализе характера поступка личности в условиях меняющихся общественных отношений в логической оппозиции к социальной ответственности приоритетным является понятие свободы в отличие от понятий необходимости и активности; сложившиеся условия и характер социальной среды являются факторами, влияющими на предметную деятельность человека, в которой осуществляется реализация потребностей и интересов личности, и в рамках данной деятельности проявляется социальная ответственность в её осознанной и неосознанной формах; как в «нормальных», так и в переходных условиях развития человека и общества ведущая роль отводится аксиологической детерминации социальной ответственности, обладающей «всепроникающим» свойством; имеющей рельефно выраженное ценностно-нормативное содержание; результаты и последствия которой сориентированы на выработку жизненной позиции человека, рассчитаны на перспективу и связаны с формированием его нравственной культуры; дня более точной оценки социальной ответственности в поведении личности непременным условием выступают критерии субъективного и объективного характера, позволяющие адекватно отражать отношения как между человеком и обществом, так и в межличностных отношениях.

Научно-практическая значимость диссертации

Предлагаемая философская модель исследования, положения и выводы диссертации могут служить методологической базой и основанием для осмысления проблемы социальной ответственности в современный период. Представленный исследовательский материал может быть также использован в процессе дальнейшего более детального изучения истории философии, социологии, права, культурологии. Специальный интерес материал диссертации представляет также для учебного процесса в высших учебных заведениях, где он может быть использован при создании лекционных курсов по философии, социологии, культурологии, праву.

Апробация работы осуществлялась диссертантом в ходе учебного процесса в Институте предпринимательства при Санкт-Петербургском государственном технологическом институте (Техническом университете) при чтении лекций, на теоретических семинарах. Кроме того, автор выступил с докладами: «Проблема социальной ответственности в постмодернизме» на конференции «Традиции изучения современной зарубежной философии в СПбГУ» (24.10.1998); «Социальная ответственность личности в мире повседневной жизни» на научной конференции «Научная рациональность и структуры повседневности» (22-23.11.1999); «Проблема власти и ответственности в период преобразования российской общественно-государственной системы» на межвузовской конференции «Россия на рубеже веков: Выбор пути» (16.12.1999); «Основные аспекты процесса фор

14 жирования социальной ответственности личности учащегося» на восьмой Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Отечество и дети» (18-20.04.2001).

Содержание диссертации отражено в публикациях автора.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (май 2001 года).

Структура работы. Общий замысел и последовательность решения задач исследования обусловили структуру диссертации, состоящей из введения, трёх глав, включающих десять параграфов, заключения и списка литературы. ,

Проведённое исследование в данном направлении даёт возможность определить научно-теоретическую основу для философского анализа социальной ответственности в деятельности личности. Оно может быть использовано для более полного представления о тех событиях духовного и материального порядка, которые происходят сегодня.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальная ответственность как философская проблема"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Философско-социологический анализ проблемы социальной ответственности позволяет заключить, что это многогранное, комплексное общественное явление, проявляющееся во взаимоотношениях всех сфер жизнедеятельности общества, предполагающее такие решения, действия субъекта, их результаты и последствия, которые соответствуют коренным интересам, идеалам и ценностям прогрессивного развития общества. Как социальное качество личности, ответственность - это одна из сторон жизненной позиции человека, она направляет его действия в соответствии с принятыми в социальной группе, обществе нормами и возложенными на него функциональными обязанностями.

2. Исследование показало, что в философских системах прошлого проблема ответственности и проблема человека взаимодополняли друг друга, выражая тем самым определенную научную концепцию в понимании не менее сложного явления как личность.

3. Будучи сложным общественным образованием, социальная ответственность представляет собой систему.

Социальная ответственность как система является непременным условием деятельности человека, ее интегрированным показателем. Она поднимает эту деятельность на уровень общественно значимых прогрессивных требований. Здесь социальная ответственность выступает как необходимое условие деятельности, складывающееся в результате функционирования объективных факторов (политических, моральных, правовых, социальных и других).

Помимо этого как принцип деятельности, она одновременно выступает и потребностью, и целью, и средством деятельности личности (в результате функционирования внутренних факторов). Наконец, социальная ответственность является одним из главных аспектов в оценке поступка личности. Здесь ответственность за совершенные отдельные поступки человека определяется ценностью их мотивов и достигаемых при этом результатов. Моральное же качество конкретной линии поведения в значительной степени определяется ценностью его целей и выбранных для их реализации средств. Объективно отражая необходимые отношения между личностью и обществом, социальная ответственность свидетельствует о способности человека оценить свой поступок, свои действия в целом с точки зрения их социальных последствий, интересов социальной группы и общества.

4. В системе социальной ответственности важная роль отводится ценностям и ценностным ориентациям личности. Это важнейший элемент внутренней структуры личности, образующий своего рода «ось сознания», основное содержание её мировоззрения, её менталитета, выступающего решающим фактором детерминации ее жизнедеятельности. Выполняя регулятивную функцию, определяя цели деятельности, средства и способы их достижения, ценностные ориентации самым непосредственным образом связаны с социальной ответственностью человека

Удовлетворение постоянно растущих потребностей личности в процессе конкретной деятельности, освоение (неосвоение) ею ценностей, изменение социальных условий ведет к смене (накоплению и упорядочению) ценностных ориентаций. Это, в свою очередь, влияет на характер и направленность системы социальной ответственности личности. Воздействуя на систему социальной ответственности личности, и регулируя ее деятельность, ценностные ориентации (политические, моральные, правовые и т.д.) не проявляются в действительности обособленно. Они диалектически взаимосвязаны, находясь в тесном единстве, активно влияют друг на друга.

Социальная ответственность диктуется объективными условиями и обстоятельствами, их осознанием индивидуумом, требует понимания сложности ситуации и учета его субъективных возможностей проявить себя как личность. Именно с формирования чувства ответственности начинается становление человека как личности, Что проявляет себя, прежде всего, в межличностных отношениях.

5. Проблема соотношения социальной ответственности, ее компонентов и свободы, необходимости, активности многогранна. Выделенные между ними связи, а также между мотивами, результатом и условиями в поступках человека, между целью и средствами в поведении в целом далеко не исчерпывают всего многообразия внешних и внутренних структурных связей социальной ответственности как явления. Проявляясь многоаспектно, социальная ответственность содержит два основных момента. Прежде всего, любая ответственность человека есть его собственная ответственность, т.е. она не обезличена. Также реализация свободы как неотъемлемого свойства природы человека может иметь и внешние, и внутренние препятствия со стороны самой личности в виде различных ситуативных потребностей, интересов, побуждений, которые увлекают ее в сторону от главной жизненной линии и вступают в противоречие с коренными личностными свойствами. Ответственность человека в данном случае предполагает сохранение собственного «Я».

В общем виде этот процесс представляет собой систему формирования мировоззрения, усвоения личностью различных ценностей, развития определенных ценностных ориентаций, где разрешения тех или иных противоречий практической деятельности является ступенькой в достижении соответствующего уровня социальной ответственности, в изменении политического, нравственного, правового личностного облика.

6. Представления о сущности, содержании, структуре и закономерностях развития системы социальной ответственности личности послужили основанием для формулирования некоторых методологических принципов по выработке критериев ее социальной ответственности с целью оптимиза

316 ции поведения личности и ее деятельности в рамках социальной группы и общества в целом.

Однако, сколь бы скрупулезным ни было диссертационное исследование, все-таки в соответствии с «законами жанра» оно обязано придерживаться основной темы, оставляя недостаточно проработанными сопутствующие понятия. Такие понятия имеют место на всем текстуальном поле данной работы. Автор вполне отдает себе отчет в том, что ряд понятий требуют дальнейшей разработки. И автор надеется продолжить в будущем уточняющее исследование.

317

 

Список научной литературыКарпухин, Сергей Васильевич, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абаньяно Н. Экзистенциализм как свобода // Вопросы философии, 1992, N8.

2. Абрамов С.С. Неявная субъективность: Опыт философского исследования. Томск: Изд - во Том. ун - та, 1991.

3. Августин А. Исповедь. Абеляр Петр. История моих бедствий. -М.: Республика, 1992.

4. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии, 1989, N 3.

5. Аврелий М. Размышления. J1.: Наука, 1985.

6. Агаджанян A.C. Буддийский путь в 20 веке: Религиозные ценности и современная история стран тхеравады /РАН. Ин т востоковедения. - М.: Наука, 1993.

7. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от B.C. Соловьёва к П.А. Флоренскому.-Новосибирск: Наука, 1990.

8. Алексеева Е.А. Творческий потенциал личности / Е.А. Алексеева; М во транспорта Рос. Федерации, Служба реч. транспорта, Волж. акад. вод. транспорта. Каф. гуманитар, и социал. наук. - Н.Новгород: ВГАВТ, 1998.

9. Алексеева Т.А. Справедливость: морально политическая философия Джона Роулса. - М.: Наука, 1992.

10. Аллахвердян С.Д. Культурно исторические ценности и социология//Synopsis. - Ереван, 1994. - Вып. 4.

11. Аналитическая философия: избранные тексты. М.:МГУ. 1993.

12. Анохин П К. Философские аспекты теории функциональной системы. М : Изд-во Наука, 1978.

13. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно этические программы. - М.: Ин - т философии РАН, 1995.• 318

14. Аржанухин C.B. Образ человека по уставу вольных каменщиков // Филос. науки. ,-М., 1991. -№ 11.

15. Аристотель. Счинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1975-1984.

16. Арсеньев В.Р. Звери боги - люди. - М.: Политиздат, 1991.

17. Архангельский Л.М. Комплексный подход к теории и практике нравственного воспитания // Коллектив как фактор нравственного воспитания,-М.: Знание, 1985.

18. Архимед. Сочинения. М.: Наука, 1962.

19. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992.

20. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1998.

21. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия.- М : Международные Отношения, 1993.

22. Бабушкин В.У. Философия духа: (Опыт интенционального анализа) \ РАН; Кафедра философии. М. : ООО «РРИ», 1995.

23. Балашов JI.E. Мир глазами философа: (Категориальная картина мира).-M.: Akademia, 1997.

24. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии, 1991, N 8.

25. Батай Ж. Из "Внутреннего опыта" // Ступени, 1995, N 1.

26. Батенин С.С. Факторы развития человеческой субъективности // Отв.ред. С.С.Батенин.-Л.: ЛГПИ, 1989.

27. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.; РХГИ,1997.

28. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология // Bon росы философии, 1993, N 3.

29. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984. № 1985. М.: Наука, 1986.

30. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Наука, 1965.

31. Велик A.A. Человек: раб генов или хозяин своей судьбы /Отв. ред. Рачков П. А. М.: Наука, 1990.

32. Беме Я. Аврора или утренняя звезда в восхождении. М.: Поли тиздат, 1990.

33. Бердяев H.A. Душа России //Русская идея. -- М.: Республика, 1992.

34. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993.

35. Бердяев H.A. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991.

36. Бибихин В.В. Язык философии. М.: Прогресс, 1993.

37. Бибихин В.В. К метафизике другого //Начала. М., 1992. - № 3.

38. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Наука,1991.

39. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.

40. Боббио Н. Интеллектуалы и власть // Вопросы философии,1992,N8. V ■

41. Бог Человек - Общество в традиционных культурах Востока /РАН. Ин -т философии; Отв. ред. Степанянц М.Г. - М.: Наука, 1993.

42. Богословие в культуре средневековья. Киев: Христианское братство. 1992.

43. Богуславский В,М. Энциклопедия Дидро и Д'Аламбера и Великая французская революция // Историко-философский ежегодник. 1992. М.: Наука, 1994.

44. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени // Вопросы филосо фи и, 1993, N5.

45. Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. М.: Наука,1990.

46. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Т. 1-3. 1986-1992.

47. Брысина Т.Н. Сознание в современном мире. Саратов: Изд - во Саратов, ун - та, 1993 .

48. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению: Учеб. пособие. -М.:Юрайт, 1998.

49. Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. М.: Наука, 1993.

50. Бургете А.Р. К вопросу о философской мысли мезоамериканских цивилизаций//Историко-философский ежегодник. 1992,- М.: Наука, 1994.

51. Бутенко А.П. Откуда и куда идём: Взгляд философа на историю советского общества. Д.: Лениздат, 1990.

52. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1971-1972.

53. Валицкая А.П. Бахтинология: Исслед.пер.публ. (к 100-летию рождения М.М.Бахтина).-СПб.: Алетея, 1995.

54. Вальенилья Э.М. Настоящее и будущее человечества // Ежегодник философского общества СССР. 1989-1990. М.: Наука, 1990.

55. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс,1990.

56. Велып В. "Постмодерн". Генеалогия и значение одного спорно- го понятия // Путь, 1992, N 1.

57. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. Л.: Соцлитиздат, 1940.

58. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия. М.: Наука, 1993.

59. Виноградова Е С., Живлюк Ю.М. Микрокосм человека. М.: Кристалл, 1998.

60. Волжский В. На пути к новой философии. СПб.: Ступени, 1992.

61. Волжский В. Основания синтетической теории человека. СПб.: Ступени, 1997.

62. Волков А.И. Человеческое измерение прогресса. М.: Политиздат, 1990.

63. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманйтарный, аспекты: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд - во Рост, ун - та, 1994.321 ' ■

64. Вольтер. Бог и люди. Т.2. М.: Политиздат, 1961.

65. Воронцов А.В. Права человека в свободной стране: Учебн.цособие по правоведению для 8-9 кл. сред.образоват.шк.- СПб.: Спец.лит., 1996.

66. Вригт Г.Х. фон Логика и философия в XX веке // Вопросы фи- ло-софии, 1992, N 8.

67. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СпбГУ, 1996.

68. Габитова P.M. Свобода. Авторитет. Порядок. (Политическая философия современного неоконсерватизма) // От абсолюта свободы к романтике равенства: (Из истории политической философии). М.: Ин - т философии РАН, 1995.

69. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии, 1991, N 6.

70. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология 20 века.-М : Республика, 1997.

71. Гарднер К. Между Востоком и Западом. Возрождение даров рус ской души. -М.: Наука, 1993. '

72. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии, 1990,N4. '

73. Гегель. Сочинения. T.IV. Феноменология духа. М.: Соцэклитиз-дат, 1959

74. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В трех томах. М.: Мысль, 19701972.

75. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В двух томах. М.: Мысль, 1975-1976.

76. Гельвеций К.А. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1973-1974.

77. Генон Р. Кризис современного мира. М.: Арктогея, 1991

78. Генон Р. Царь мира//Вопросы философии, 1993, N 3.

79. Георгиев Ю.Ф. Констинуальность социальной жизни, закон её пульсации и вакуум /Гос. ком. Рос. Федерации по высш. образованию, С -Петерб. инж. строит, ин - т. - СПб.: СПбГУ, 1993.

80. Георгиевский А.Б. Дарвинизм: (учеб.пособие для биол. и хим.спец.пед.ин-тов).-М.: Просвещение, 1985.

81. Гете В. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964.

82. Гоббс Т. Избранные произведения в двух томах. М.: Мысль, 1964-1965. <

83. Гордиенко Н С. Сущность религии и ее исторические формы: Пособие для преподавателей,-СПб.: Веды, 1996.

84. Горелов A.A. Человек гармония - природа. - М.: Наука, 1990.

85. Горюнов В.П. Теория социальной относителности: (Мето-дол.пробл.построения целостной модели об-ва).- СПб.: СПбГТУ, 1993.

86. Гофф Ж. ле. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 1992. \

87. Гречанова В.А. Неопределённость и противоречивость в концепции детерминизма/Науч. ред. Огородников В.П.; Ленингр. электротехн. ин -т. им. В.И. Ульянова (Ленина): Изд во ЛГУ, 1990.

88. Гречаный В.В. Категория ценности: (Филос. и лингво-семантич.анализ).- СПб.: Изд-во СпбГУ, 1993.

89. Гречишников С.Е. Поиск надежды и дух утешения: Очерки по истории религии. М.: Изд - во МСХА, 1991.

90. Григоренко А.Ю. Колдовство под маской науки: (Магия в прошлом и настоящем).-М,: Знание, 1988.

91. Гримак Л.П. Общение с собой. М.: Политиздат, 1991.

92. Громов И.А. Западная теоретическа социология (Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенова В.А.-СПб.: Ольга, 1996.

93. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии, 1994, N 1.

94. Грякалов A.A. Образ человека в философии В.В. Розанова // Начала.-М., 1992.-№ 3.

95. Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций.-М: Наука, 1991.323

96. Гуревич П. Философия культуры. М., 1995.

97. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 1998.

98. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.

99. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология//Вопросы философии, 1992, N 7.

100. Декарт Р. Избранные произведения. М. : Гослитиздат, 1950.

101. Делез Ж. Тайна Ариадны // Вопросы философии, 1993, N 4.

102. Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии, 1992,N4. ' '

103. Деятельность: теории, методология, проблемы /Сост. Касавин И.Т. М: Политиздат, 1990.

104. Дилигенский Г.Г. "Конец истории" или смена цивилизации? // Вопросы философии, 1991, N 3.

105. Дильтей В. Категории жизни //Вопр. философии . М., 1995. - №10.

106. Доброхотов A.JI. Данте Алигьери. М.: Мысль, 1990.

107. Долгов K.M. От Киркегора до Камю: Очерки европейской фило-софско эстетической мысли 20 века. - М.: Искусство, 1990.

108. Донских O.A., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М.: МГУ, 1993.

109. Достоевский: материалы и исследования /Отв. ред. Фридлендер Г.М.-Л.: Наука, 1991.

110. Дубашидзе И.Я. Нравственная ответственность руководителя // Философская и социологическая мысль. Киев, 1990. - № 2.

111. Дуденков В Н. Философия космизма в России рубежа 19 20 веков /В.Н. Дуденков. -2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Изд - во С. - Пе-терб. гос. технол. ин - та (техн. ун - таХ 1998.

112. Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М.: Наука, 1994.

113. Дюмон Л. Эссе об индивидуализме: Пер. с фр. Дубна: Феникс,1997.

114. Дюранов A.A. Исходные принципы буддизма // Ступени, 1993, N1(7).

115. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.

116. Ермичев A.A. Три свободы Николая Бердяева: (Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли»), М.: Знание, 1990.

117. Ерунов Б.А. Самосознание в философии: Меж-вуз.сб.научн.тр./Ленингр.гос.пед.ин-т им.А.И.Герцена.- Л.: ЛГПИ, 1987.

118. Ершов П.М. Потребности человека /Научн. ред. Таратынова Г.В.; Предисл. Симонова П.В.-М.: Мысль, 1990.

119. Ефимов Ю.И. Философская проблема антропосоциогенеза Л.: Наука, 1981.

120. Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. М.: Куль тура, 1993. ,

121. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания /Отв. ред. и сост. Касавин И.Т. -М.: Политиздат, 1990.

122. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: СПбГУ, 1995.

123. Замошкин Ю.А. "Конец истории": идеологизм и реализм и реализм//Вопросы философии, 1990, N 3.

124. Золотухина Аболина EtB. Философия обыденной жизни: Экзистенциальные проблемы. - Ростов на Д.: Лечебно - реабилитационный центр «Феникс», 1995. . " ,

125. Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений?//Вопросы философии, 1991, N12.

126. Иванов Б.И. Технознание и проблема ответственности учёных и инженеров //Технические науки и проблема ответственности учёных и инженеров: Материалы 12 симпозиума по истории и методологии технических наук и инженерной деятельности.,- СПб.: СПбГУ, 1995.

127. Ивасток Ю. Что Леонтьев чтил, любил, ценил // Ступени, 1993, №1(7). ;

128. Игнатьев A.A. Ценности науки и традиционное общество: (Социокультурные предпосылки радикального политического дискурса) // Вопр. философии. М., 1991. - № 4.

129. Игнатьева И.Ф. Антропология техники: человек как субъект мира техники. Екатеринбург: Изд - во Урал, ун - та, 1992.

130. Иконникова C.H. История русской культуры в трудах П.Н. Милюкова // Человек и духовно культурные основы возрождения России / Под ред. Г.П. Выжлецова, В.Т. Пуляева, В.Н. Сагатовского. - СПб.: СПбГУ, 1996. '

131. Ильенков Э.В. Философия и культура.- М : Политиздат, 1991.

132. Ильин В.В., Панарин A.C. Философия политики.- М.: МГУ, 1994.

133. Ильин В.И. Основные контуры системы социальной стратификации // Рубеж: Альманах социальных исследований. Сыктывкар, 1991. - № 1. ,

134. Ильин В.Н. Евразийство // Ступени, 1992, N 2(5).

135. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.; Республика, 1993.

136. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Новосибирск: Изд - во «Русский архив» при «Народном доме России», 1991.

137. Ильин И.П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998.

138. Исаев С.А. Теология смерти: очерк протестантского модернизма. -М.: Политиздат, 1991.

139. Исупов К.Г. Русская эстетика истории,-СПб.: РХГИ, 1992.

140. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: ЛГУ, 1991. 1326 ,

141. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис,1997.

142. Какая философия нам нужна?: Размышления о философии и духовных проблемах нашего общества: (Сб. ст. /Сост. Ю Н. Солонин). JL: Лениздат, 1990.

143. Кампиц П. Австрийская философия // Вопросы философии, 1990, N 12.143 . Камю А. Бунтующий человек. М. : Политиздат, 1990.

144. Кант И. Сочинения в шести томах. М.: Мысль, 1963-1966.

145. Капто A.C. Философия мира: истоки, тенденции, перспективы. -М.: Политиздат, 1990.

146. Карлейль Т. Теперь и прежде. М.: Республика, 1994.

147. Карлов Н.В. Путь познания. М.: Воскресенье, 1998.

148. Кимелев Ю.В. Философский теизм,- М.: Наука, 1993.

149. Киреевский И.В. В ответ А.С.Хомякову // Русская идея. М.: Республика, 1992. .

150. Киселёв Г.С. Трагедия общества и человека: попытка осмысления опыта советской истории. М.: Наука, 1993.

151. Коваль H.A. Теоретические основы изучения духовности личности.-М.: РАГС, 1997.

152. Козловский В.В., Федотова В.Г, В поисках социальной гармонии: (Социальная справедливость и социальная ответственность). Свердловск: Изд -во Урал, ун-та, 1990.

153. Колесников A.C. Философия достижимых целей: К столетию американского прагматизма: Материалы межвуз. науч. конф. 25 26 апреля 1998 г., Санкг - Петербург. - СПб.: СПбГУ, 1998.

154. Корнеев М.Я. История современной зарубежной философии: компартивиетский подход: Для высш. шк. СПб.: СПбГУ, 1997.

155. Косолапов H.A. Интегративная идеология для России // Bon- росы философии, 1994, N 1.

156. Корольков A.A. Русская духовная философия (Александр Корольков; Рос.акад.образования. Сев.-зап. отд-ние,- СПб: Изд-во РХГИ, 1998.

157. Крабб Ларри. Внутренний мир. Новосибирск: «Посох», 1997.

158. Красников Б.И. Новый взгляд на эволюцию общества: Закономерности развития человечества, принципы демократии, самоуправления и рационального устройства общества.-Киев: Хрещатик, 1995.

159. Красников В.И. Явь беспокойства: (Предельные значения человеческого существования). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998.

160. Краснов M.A. Ответственность власти (Государство в открытом обществе). М.: Магистр, 1997.

161. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат,1991.

162. Круткин В.Л. Онтология человеческой телесности: (Философские очерки), Ижевск: Удм. ун-т, 1993.

163. Крутова О.Н. Проблема человека в социальной философии марксизма /Отв. ред. Межуев В.М.; АН СССР. Ин т философии. - М.: Наука, 1990.

164. Кузанский Н. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1979-1980.

165. Кучевский В. Б. Философия: проблемы бытия и познания: Учеб, -М.: Медный змей, 1998.

166. Кушелев В.А. Методологические проблемы кибернетического анализа социальной активности. Автореф.дисс.на соиск.учен. степени канд.филос.наук. Л., 1974.

167. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев: Изд - во Air Land,1994.168: Кьеркегор С. Страх и трепет. M.: Республика, 1993.

168. Лазарев В В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М.: Наука, 1990.

169. Ламетри Ж.О. Сочинения. М.: Мысль, 1976.

170. Ларичев В.Е. Прозрецие: Рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях, М.: Политиздат, 1990.

171. Лезгина М.Л. Детерминация прогнозирования. Л.: Изд-во ЛГУ,1983.

172. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание,- М.: Наука, 1980.

173. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. М.: Политиздат, 1989.

174. Леонтьев А.Н. Византизм и славянство // Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. СПб.: Наука, 1991,

175. Лессинг Г.Э. Воспитание человеческого рода // Ежегодник философского общества СССР. 1989-1990. М.: Наука, 1990.

176. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души //Вопр. философии.-М., 1990.-№ 7.

177. Лики морали: Введение в этику. Учебное пособие.- СПб.: ТОО «Ривьера», 1996.

178. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн?// Ступени, 1995, N1. ,

179. Лиотар Ж.-Ф. Гибкое приложение к вопросу о постмодернизме V/Ступени, 1995, N1.

180. Лиотар Ж.-Ф. Переписать современность // Ступени, 1995, № 1.

181. Локк Д. Английская философия 17 в. // Сочинения: В 3 Т. - М.: Мысль, 1988.

182. Лопухин И.В. Некоторые черты о внутренней церкви, о едином пути истины и о различных путях заблуждения и гибели // Русская философия второй половины 18 века. Хрестоматия. Свердловск: УГУ. 1990.

183. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон.-М.: Ладомир, 1994.

184. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис: Изд. группа «Прогресс», 1992.186; Лукьянов А.Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф. М.: Инсан,

185. Макаренко A.C. О личности и обществе // Педагогические сочинения: В 8 Т. М.: Педагогика, 1983 - 1986. - т. 7. с. 11-15.

186. Макаренко В. Крайних нашли .II Новое время. 1994. № 45.

187. Макаров М.Г. Сложйось и вариативность категорий диалектики,-Л: Наука, 1988.

188. Мамардашвили М.К. О философии//Вопросы философии, 1991,5.

189. Марахов В.Г. На пороге новой цивилизации // Человек. Наука. Производство. Перспективы развития. 4.1,2. СПб.: СПбГУ, 1992.

190. Маритен Ж. Философ в мире. М.: Высшая школа, 1994.

191. Маркин В.В. Взаимосвязь наследственного и социального в развитии способностей человека. Барнаул: Изд - во БПТУ, 1997.

192. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: «Лань», 1997.

193. Марченко М.Н. Политические теории и политическая практика в развитых капиталистических странах. М.: МГУ, 1992.

194. Матросова H.K. Философия эпохи Возрождения: Текст лекций /С. Петерб. гос. лесотехн. акад. - СПб., 1998 (ИПО СПбЛТА).

195. Метафизика и идеология в истории естествознания /Отв. ред. Пе-чёнкин A.A.; РАН, ИИЕТ им. С.И. Вавилова. М.: Наука, 1994.

196. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. -М.: Прометей, 1990.

197. Милль Дж. О свободе. СПб., Издание Губинского, 1906.

198. Минкина H.A. Воспитание ответственностью: Учёбное пособие. М.: Высшая школа, 1990.

199. Митрополит Антоний Сурожский. О самопознании //Вопросы психологии. М., 1994. - № 5.

200. Митрохин Л.Н. Философия религии,-М.: Республика, 1993.

201. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида /Отв. ред. Грушин Б.А.; АН СССР. Йн т философии. - М.: Наука, 1990.

202. Мозелов А.П. Философия Нового времени (XVII-XVIII века): Хрестоматия,-СПб: БГТУ, 1997.

203. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И, Титаренко, Б.О. Николаевича.-М.: МГУ, 1994.

204. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Не торико-философские очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991.

205. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983.

206. Муравьев А.Н. Программы учебных курсов по философии. (Бакалавриат) М-во образования Рос. Федерации, Рос. гос. пед. ун-т им.А.И.Герцена,-СПб.: Образование, 1995.

207. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. (Синергетика исторического процесса). Курс лекций. Издание второе, доработанное и дополненное. М.: «Наследие», 1996.

208. Нарский И.С. Философия и политика: (Историко философский аспект) //Филос. науки. -М., 1991. -№ 9.

209. Наука и ценности: Проблемы интеграции естественнонаучного и социогуманитарного знания. -Л.: ЛГУ, 1990.

210. Наумова Т.В. Социальная ответственность интеллигенции в условиях перестройки. / АН СССР, Ин т философии. - М., 1990.

211. Невважай И.Д. Свобода и знание. Саратов: Сарат. гос. акад. права, 1995.

212. Никоненко B.C. Русская философия накануне петровских преобразований. СПб.: СПбГУ, 1996.

213. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: REFL-book, 1994.

214. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб.: Художественная литература, 1993. Ницше Ф. Избранные произведения. - М.: Просвещение, 1993.

215. Новгородцев П.И. Идея права в философии B.C. Соловьёва //Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). М.: ИНИОН, 1992. - Вып. 3.

216. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, Вопр. философии, 1991.

217. Новиков Н.В. Сущность и содержание критериев социальной ответственности военных кадров. /Социальная ответственность военных кадров и пути ее формирования в условиях перестройки,- Монино, 1990.

218. Ноговицын О.М. Ступени свободы: Логико исторический анализ категории свободы.-Л.: ЛГУ, 1990.

219. Нравственный идеал русской философии / Материалы 3 Санкт-Петербургского симпозиума историков русской философии 3-5 апреля 1995: В 2 х частях. - СПб.: СпбГУ, 1995.

220. Нуржанов Б.Г. Бытие как текст. Философия в эпоху знака (Хайдеггер и, Деррида)//Историко-философский ежегодник. 1992. М.: Наука, 1994.

221. Нуржанов Б.Г. Диалектика Гегеля: бытие и свобода. Алма -Ата: Гылым, 1992.

222. Огурцов А.П. Наука: Власть и коммуникация: (Социально философские аспекты) // Вопр. философии. - М., 1990. - № 11.

223. О долге и чести воинской в Российской армии: Собрание материалов, документов и статей. М. : Воениздат, 1991.

224. Олдак П.Г. Колокол тревоги: Проблемы бесконтрольности и судьбы цивилизации.-М.: Политиздат, 1990.

225. Ореховский А.И. Методологический анализ проблемы ответственности//Философские науки.,-1983.-№ 11.

226. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искус ство, 1990.

227. Ответственность в системе местного управления: Опыт комплексного социологического исследования /Агеева Е.А., Евдокимов А.Н. Клинецкая НЗ. и др.; Под ред. Е.А. Агеевой. СПб.: СПбГУ, 1993.

228. Очерки социальной антропологии. СПб.: Петрополис. 1995.

229. Панибратов В.Н. Алгебра гармонии: Поэзия закона и благодати: (Стихи) / Виктор Панибратов,- СПб: Изд-во Рус.Христ. гуманитар, ин-та, 1995.

230. Павлов А.Т. К вопросу о своеобразии русской философии // Вестник Московского университета. Серия 7. 1992, № 6.

231. Пацукова Л.А., Титов В.Ф. Идейные истоки «теологии освобождения» // Филос. науки. М., 1991. -№ 3.

232. ПелнпенкоА.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998.

233. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М.: Высшая школа, 1990.

234. Перов Ю.В. Человек в социальной философии Нового времени. // Человек в зеркале наук. СПб.: СпбГУ, 1993.

235. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учеб.пособие.- М.: Дело, 2000.

236. Пигров К.С. Социальная антропология как система // Очерки социальной антропологии. СПб.: Петрополис, 1995.

237. Пиотровский М.Б. Коранические сказания, М.: Наука, 1991.

238. Плахотный А.Ф.Проблема социальной ответственности. Харьков: Вища школа, 1981.

239. Поздняков Э.А. Политика и нравственность. М.: Прогресс -Культура, 1995.

240. Полякова Н.Л. От трудового общества к информационному: Западная социология об изменении социальной роли труда. М.: Наука, 1990.

241. Поселянин Е. Идеалы христианской жизни. СПб.: Сатись, 1994.

242. Постмодернизм и культура (материалы "круглого стола") // Вопросы философии, 1993, N 3.

243. Право и власть: человек, право, государство. Человек, закон и правосудие /Абова Т.Е., Алексеева Л.Б., Базилева И.И. и др.; Под общ. ред. Вышинского М.П., ред. сост. ПроТащик A.A. - М.: Прогресс, 1990.

244. Принцип системности в психологических исследованиях /Отв. ред. Д.Н. Завалишина, В.А. Барабанщиков. М.: Наука, 1990.

245. Психоанализ и науки о человеке /РАН. Ин т философии . Под ред. E.H. Автономовой и B.C. Стёпина. - М.: Прогресс, Культура, 1995.

246. Пуляев В.Т., Шаронов В.В. Социальная антропология: статус, предмет, проблемы // Социально политический журнал. 1993, № 7.

247. Пушкин В.Г., Урсул А.Д. Системное мышление и управление.-М.: Луч, 1994.

248. Пую A.C. Концепция политического плюрализма: генезис и содержание проблемы: Учеб.пособие /Санкт-Петерб.гос.ун-т.- СПб.: СПб ГУ, 1994.

249. Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. СПб.: Петрополис, 1994.

250. Ребанэ Я.К. Социальная ответственность в системе социальных ценностей // Исследование сознания и ценностного мира советских людей в период перестройки общества.-М., 1990.

251. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум. 1995.

252. Розанов В.В. Сочинения. Т.1-2. М.: Правда, 1990.

253. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М.: Лабиринт,1994.

254. Розин М.В. Психология судьбы: программирование или творчество//Вопр. психологии.-М., 1992. №4.

255. Ротмозер Г. Ситуация христианства в эпоху "постмодерна" // Вопросы философии, 1991, N 5. <

256. Ротри Р. Хабермас и Лиотар о постсовременности // Ступени, 1995, N1.

257. Русанова Н.В. Проблема социальной ответственности в советской философской литературе // Проблемы социальной деятельности в истории общественной мысли. Белгород, 1990.

258. Русская идея. // Сост. и автор вступ. статьи М.А. Маслин. М.: Республика, 1992.

259. Руткевич A.M. Испанская философия (последнее десятилетие) // Вопросы философии, 1993, N 4.

260. Рыбушкин H.H. К вопросу о видах социальной ответственности // Общественный прогресс и вопросы развития социалистического общества. -Казань, 1990.

261. Сабиров В.Щ. Русская идея спасения (Жизнь и смерть в русской философии) СПб.: СпбГУ, 1995.

262. Савицкий П.Н. Евразийство // Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. М.: Наука, 1993.

263. Самосознание европейской культуры XX века. lyi.: Политиздат.1991.

264. Сантаяна Дж. Прогресс в философии // Вопросы философии,1992,N4.

265. Сартр Ж.П. Проблемы метода. М.: Прогресс, 1994.

266. Сборник. Российские и зарубежные общественные и религиозные организации / Составители Соловьёв Д.М. и др./ Изд - во РАУ -PRESS, 1993.

267. Светлов В.А. Современные индуктивные концепции: (Логико-методол.анализ) / Ленингр.гос.пед.ин-т им .А.И.Герцена.- Л.: ЛГУ, 1988.

268. Серафимов Б. Природа Добра и Зла: Теософские и научные взгляды. СПб.: Лань, 1998.

269. Сергеев А.К. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб.: СПбГУ, 1993.

270. Сергеев К С. Латинская Америка: борьба за независимость /К С. Сергеев, В.Г. Ткаченко. -М.: Международные отношения, 1975.

271. Сивоконь П.Е. Русский характер: истоки народного оптймизма: (Опыт философско исторической характерологии). - М.: МГУ, 1995.

272. Сидоров С.А., Колесников В.В. Забытый богом рай?.: Размышления о нашей судьбе,- Л.: Лениздат, 1990.

273. Скэнлан Дж.П. Нужна ли России русская философия? // Вопросы философии, 1994, N 1.

274. Соколов А Н., Солонин Ю.Н. Предмет философии и обоснование науки / Под ред. С.С. Гусева; Рос. АН, Санкт — Петербург, каф. Философии. -СПб.: Наука, 1993,

275. Соловьёв B.C. О христианском единстве. М.: Рудошино, 1994.

276. Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

277. Сперанский В.И. Социальная ответственность личности: сущность и особенности формирования. М.: МГУ, 1987.

278. Степанянц М.Т. Человек в традиционном обществе Востока: (Опыт компаративистского подхода) //Вопр. философии, -М„ 1991. № 3.

279. Стёпин B.C. Философская антропология и философия науки. -М.: Высш. шк., 1992.

280. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстет, аксиологии.-М.: Республика, 1994.

281. Стрельченко В.И. Проблема человека в истории науки и философии: Межвуз.сб.научн.тр.) Ленингр.гос.пед.ин-т им.А.И.Герцена,- Л.: ЛГПИ, 1990.

282. Сунягин Г.Ф. Промышленный труд и культура Возрождения /М -во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Л.: ЛГУ, 1987.

283. Танатология Эроса: Жорж Батай и французская Мысль середины середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994.

284. Таштазаров O.A. Взаимосвязь личности и общества на современном этапе перестройки // В поисках истины: /Философская мысль и проблемы наших дней/. Кострома, 1990.

285. Типсина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. Л.: ЛГУ,1990.

286. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. СПб.: Ювен-та, 1995.

287. Трошихин В В. Политическое развитие личности /Отв. ред. Ак-мамбетов Г.Г. АН Каз. ССР. Ин т философии и права. - Алма - Ата: Наука, 1990. '

288. Тузова Т.М. Ответственность личности за своё бытие в мире: критика концепций французского экзистенциализма. Минск: Наука и техника, 1987.

289. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990.

290. Феномен человека. Антология. М.: Высшая школа, 1993.294. фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно ориентированной психологии. Том' 1,2. - М.: «Три Л», 1996.

291. Фёдоров Ю.М. Сумма антропологии /РАН. Сиб. отд е. Ин - т криосферы Земли. - Новосибирск: ВО «Наука». Сиб. изд. фирма, 1995.

292. Философия власти /Гаджиев К.С., Ильин В В., Панарин A.C., Рябов A.B.; Под ред. Ильина В.В. М.: МГУ, 1993.

293. Философия культуры: Становление и развитие: Учеб. пособие / Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской. -СПб.: СПбГУ, 1995.

294. Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. СПб.: Мифрил, 1993.

295. Фишер К. История Новой философии. Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. СПб.: Мифрил, 1994.

296. Флоренский П. Оправдание Космоса. СПб.: Высш. гуманит. курсы, 1994.

297. Флоровский Г.В. Окаменённое бесчувствие // Начала. М., 1992.

298. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.

299. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990,

300. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / Авторы очерка о Фрейде Ф.В. Бассин и М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1991.

301. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.

302. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум. 1992.

303. Фуко М. Жизнь: опыт и наука // Вопросы философии, 1993, N 5.

304. Фукс Эдуард Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса: Пер. с нем.-М.: Республика, 1993.

305. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии, 1990, N 3.

306. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии, 1992, N4.

307. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.

308. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис,1993.

309. Хамитов Н. Философия одиночества: опыт вживания в проблему. Одиночество женское и мужское. Киев: Наукова думка, 1995.

310. Херш Ж. Ставка в споре о Хайдеггере // Историко-философский ежегодник. 1992. М: Наука, 1994.

311. Хмылёв П.Н. Соотношение историзма и структурного анализа как методов исторического познания: Автореф. дис. на соиск. учён, степ, д -рафилос. наук. (09.00.01).-Л., 1979.

312. Хон Т.Н., Щуков В.А. Оправдание случайности / Отв.ред.Ю.В.Сасков; АН СССР, Ин-т философии М.: Наука, 1990.

313. Хоружий С. Исихазм, богочеловечество, ноогенез и немного о нашем обществе //Начала. -М., 1992. -№ 2.

314. Цвык В.А. Проблема борьбы со злом в философии И.А. Ильина. -М.: МГУ, 1997.

315. Чаадаев П.Я. Отрывки и разные мысли. Полн. собр. соч. и избранные письма. М.: Наука, 1991. т. 1.

316. Чанышев A.A. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра. -М.: Знание, 1990.

317. Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. М.: Иностранная литература, 1955.

318. Человек и духовность /Латв. Акад. наук. Ин т философии и права; Редкол. Федотова В.Г. (отв. ред.) и др. - Рига: Зинатие, 1990.

319. Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь: Сборник статей. СПб.: СПбГУ, 1998.

320. Человек. Наука. Производство. Перспективы развития. 4.1,2. /Под редакцией профессора Рогова И.М. СПб.: СПбГТУ, 1992.

321. Человек и духовно культурные основы возрождения России / Под ред. Г.П. Выжлецова, В.Т. Пуляева, В.Н. Сагатовского. - СПб.: СПбГУ, 1996. ,

322. Черменина А.П. Проблема ответственности в современной буржуазной этике // Вопросы философии. 1965. -№ 2.

323. Чуева И.П. Социальная ответственность личности в условиях перестройки.-Л.: Знание, 1990.

324. Чукин С.Г. Ситуация вокруг постмодерна // Ступени, 1995, № 1.

325. Чуковенков Ю.А. Антропологическая проблематика доникейской патристики (по сочинениям греко-язычных апологетов) // Историко-философский ежегодник. 1993. -М.: Наука, 1994.

326. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. — СПб.: «Лань», 1997.

327. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. -М.: Прометей, 1993.

328. Шевченко A.K. Культура. История. Личность: Введение в философию поступка /АН УССР. Ин т философии; Отв. ред. Мазепа В.И. - Киев: Наук, думка, 1991.

329. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.

330. Шкода В.В. Чему открыто открытое общество? М.: Магистр,1997.

331. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992.

332. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. М.: Мысль, 1993.

333. Шредер Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания //Вопр. философии. М., 1990. - № 7.

334. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994.

335. Шубин А. Гармония истории: (Введение в теорию системных аналогий).- М.: СП «Pico»; «Падомник», 1992.

336. Шуков В.А., Хон Г.Н. Оправдание случайности. М.: Наука,1990.

337. ЭрнВ.Ф. Сочинения.- М.: Правда, 1991.

338. Этическая мысль: научно публицистические чтения /Под общей ред. Гусейнова A.A. - М: Республика, 1992.

339. Юм Д. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1964-1965.

340. Якимович А. О лучах Просвещения и других световых явлениях: Культурная парадигма авангарда и постмодерна //Иностр. лит. М.,1994. -№ 1. ', ■

341. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: Владар, 1995.

342. Ярхо В.Н. Проблема ответственности и внутренний мир гомеровского человека // Вестник древней истории. 1963.

343. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.

344. Яцкевич В.В. Диалектика оптимального выбора. Киев: Наук, думка, 1990.340 * * *

345. Bahiii A.J. Ethics: The science of oughtness. Abbrev. ed. - Ab-buquerque, 1994.

346. Bodrillard J. La Transparance du Mal. Paris. 1990.

347. Davis K. The Meaning and Scope of social responsibility. Contemporary Management Englewood Cliff, 1974.

348. Derrida J. D'un ton apocalyptique adope naguere en philosophie. Galilee, Paris. 1983.

349. Dictionary of Sociology and Related Sciences. L., 1989.

350. Duncan A.R.K. On thenature of persons. N.Y. ets.: Lang, 1990. - x, 148p. - (Vohn Macmurray studies; Vol. 1).

351. Fitch H.G. Achieving corporate social responsibility. Academy of Management Reviw, 1976.

352. Galtung J. Perspektives Environ mental Politics. Ecodevelopment (Concepts, Projecs, Strategies). Oxford, 1986.

353. Giddens A. Modernity and Utopia // Now Statesmanand Society. L. 1990, v.3, N 125.

354. Gilson E. La liberte chez Descartes et la theologie. P., 1913.

355. Glover Jonatan. Responsibility. London, 1970.

356. Haines N. Responsibility and Accountability. Philosophy, 1955. V/30, № 113.

357. Hartman N. Ethik. Berlin und Leipzig, 1926,

358. Haste H. Moral responsibility and moral commitment: The ingration of affect and cognition //The moral demain: Essays in the ongoing disenssion between philosophy a the social sciences /Ed. by Wreen Th. L.: MIT press, 1990.

359. Holl Jann. Historische und Verantwortlichkeit. Hain, Atknaum, 1980.

360. Hospers J. Free and Responsibility. Stanford; Colit, 1961.

361. Hoydon G. On Being Responsible. The Philosophical Quarterly. Edinburgh, 1978, vol. 28, № 110.

362. Khachadourian H. Terrorism and morality //Applied philosophy: Morals a. metaphysics in contemporary debate. L., ets., 1991.

363. Levitt T. Nhe danger of social responsibility. Harward business review. 1958. Sept. - Oct.

364. Lewis C.I. Analysis of Knowledge and Valuation. La Sail, 1946.

365. Long E.L. jr. Higher education as a moral enterprise. - Wash.: Georgetown univ. press, 1992.

366. Meinong A. Zur Grundlegung der allgemeinen Werttheorie, Graz,1923.

367. Melle U. Conciousness: Wonder of all wonders //Amer. catholic, philos. quart. Wash., 1992.- Vol. 66, № 2.

368. Moran R. Impersonality, character, and moral expressivism //J. of philosophy.-N.Y., 1993.-Vol. 90, № 11.

369. Nelson J.L. Moral sensibilities and moral standing: Kaplan on xenograft "donors"//Bioethics. Oxford, 1993. - Vol. 7, №4.

370. Penrose R. The large, the small and the human mind. Cambridge: Cambridge univ. Press, 1997.

371. Russel P. Hume on responsibility and punishment //Canad. j. of philosophy. Ontario, 1990. - Vol. 20, № 4.

372. Perry R.B. General Theory of Value. Its Meaning and Basic Principles Construed in Terms of Interest. N.Y; L, 1926.

373. Sartre J. Betug and Wofnigness, Lon. 1957.

374. Thalberg I. Mental Activity and Passivity. Mind, L, 1978, vol. 87, №347.

375. Touraine A. Critique de la modernite. P., Fayard, 1992.

376. Trustee Jennifer. Free will and responsibility. Oxford New Iork,342381, Wood R.E. Aspects of freedom I I Philosophy today. Carthagena.1991.

377. World Resources 1992-1993& A Report by the World Resources Institute. N-Y, Oxford, 1992.