автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Социальная практика в социалистическом обществе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальная практика в социалистическом обществе"
АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК при ЦК КПСС
Специализированный совет по философским наукам Академии общественных наук при ЦК КПСС
На правах рукописи
БАЙДЕЛЬДИНОВ Лаик Амирович
УДК - 300.312
СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ
ОБЩЕСТВЕ
(СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЙ АСПЕКТ)
Специальность 09.00.01 - диалектический и исторический материализм
М
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
-О' /
Москва - 1988
Работа выполнена на кафедре философии Академии общественных наук при ЦК КПСС.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор, член-корреспондент АН СССР-
Г. В. ОСИПОВ
доктор философских наук, прЬфессор — С. М. БРАЙОВИЧ
доктор философских наук, профессор — В. А. ДЕМИЧЕВ
Ведущая организация — кафедра философии Московской ВПШ.
Защита состоится 1989 г. в час.
на заседании специализированного совета Д—151.04.01 по философским наукам при АОН при ЦК КПСС по адресу 117606, Москва, пр-т Вернадского, 84.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АОН при ЦК КПСС.
Автореферат разослан 1988 г.
Ученый секретарь специализированного совета
Г. Д. Чесноков
ткшг
мыши
и о* I-
1.3. ¡¡..-¡ггш Отдел
|ссорт«ц>|^|стуальноеть темы определяется прежде всего тем, что
Раздел I. Общая характеристика работы
вопросы методологии познания и обновления социализма являются важнейшими в современных условиях как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
Более глубокая разработка их необходима для обеспечения всестороннего прогресса социализма, повышения эффективности социальной практики в нем. Творческий импульс развитию методологических вопросов социализма и тем самым качественному обновлению социальной практики в обществе дала партия в решениях апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС.
ХХУП съезд КПСС, ХК Всесоюзная конференция КПСС, последние Пленумы ЦК КПСС актуализировали проблематику качественного обновления социализма на основе ленинской концепции и последовательно раскрыли необходимость практического решения системы новых социальных задач, охватываемых понятием перестройки.
Следует учесть, что наука о социализме длительное время испытывала на себе довольно жесткое давление такого негативного "субъективного фактора" нашей жизни, который партия обозначила понятием "культ личности Сталина". Строжайшая централизация власти, господство командно-административных методов управления обществом не могли не привести к определенному смещению методологических акцентов в социальном познании и практике. Хотя принципиальные положения марксизма-ленинизма об объективном, естественно-историческом характере общественного развития, о решающей роли народных масс в историческом процессе провозглашались, но анализ опыта строительства социализма показывает, что в массовом сознании культивировалась идея насаждения социализма сверху, а народ рассматривался лишь в качестве средства решения тех или иных фундаментальных социальных задач.
Влияние культа личности, командно-административных методов в общественных науках оказалось достаточно устойчивым
и последовательным. Они сформировали некоторые негативные аспекты советского обществоведения, связанные с догматизмом, схоластикой, авторитарностью и теоретическим примитивизмом, утилитарной оценкой системы научных знаний. Укоренившись в методологии научного исследования, культуре мышления ученых, в их исследовательской методике, все это оказывало существенное влияние на научно-исследовательскую деятельность и ее результаты и оказывает, в известной степени, и в настоящее время.
Наука о социализме развивается, наполняясь реальным жизненным содержанием только эффективно функционирующего социалистического общества. И застой в жизни нашего общества 70-х и начала 80-х годов сковал ее развитие. Исследовательская мысль большей частью пробуксовывала, так как не было ярко выраженного социального заказа на систематическое научное изучение социалистического общества, направленного на анализ реального опыта развития субъектно-объектных отношений. Общественные науки, работая в значительной мере на "холостом ходу", приобретали схоластический и догматический характер. Их результаты становились все более зависимыми от бюрократических установок. Поскольку социальная практика периода застоя не базировалась в должной степени на научном познании и не стремилась к раскрытию глубоких причин, оснований общественных явлений, теория стала выполнять не свойственные ей "декоративные" функции.
Сложность, проблемность задач, стоящих перед советским народом сейчас, требуют критической оценки опыта социалистического строительства в стране, обстоятельного исследования построенного в СССР социалистического общества и целенаправленного применения системы научно-теоретических знаний для его совершенствования и достижения качественно нового состояния. Поэтому, необходимо наряду с организацией комплексного изучения социалистического общества осуществить в научном исследовании принципиальные методологические изменения: во-первых, ликвидировать апологетику нашего социа-
диетического опыта, восстановить и развить революционно-критические,, черты методологии познания и практики социализма; во-вторых,- обеспечить плодотворную связь общественных наук с реальными проблемами современного социалистического общества. На наш взгляд для социально-философских исследований это означает такое изучение социалистического общества, которое позволит рассматривать фундаментальные мировоззренческие, теоретико-познавательные проблемы в контексте социальной практики, в субъектно-объектных отношениях, в жизнедеятельности социального субъекта.
В силу отмеченного актуальность темы диссертационной работы определяется тем, ..что в ней анализируются вопросы повышения эффективности функционирования внутреннего механизма -социальной практики социалистического общества, субъектно-объектных отношений, обеспечивающих саморазвитие социалистического общества. Субъектно-объектные отношения при социализме, выраженные В.И.Лениным в известной формуле: "Социализм есть живое творчество масс", являются той реальной клеточкой, началом, которое наиболее содержательное развитие и необходимую интенсивность получает в социалистическом обществе в условиях перестройки.
Состояние научной разработки проблемы. Вопросы практики, субъектно-объектных отношений в ней получили определенное освещение в философской литературе. Но в публикациях большей частью уделяется внимание гносеологической функции практики^-.
Среди них по своему содержанию и направленности выделяется монография Б.А.Вороновича "Философский анализ структуры практики" (М., Мысль, 1972), в которой автор, не обходя гносеологическую функцию практики, раскрывает содержание последней в общеметодологическом плане. И поэтому ее проблематика -цель как идеальный образ объективного мира; практика и ее
I. См.: Вахтомин Н.К. Практика - мышление - знание. - М.г, Наука, 1978; Воронович Б.А. Философский анализ структуры практики. - М.: Мысль, 1972; Гайдуков Ю.Г. Роль практики в процессе познания. - М.: Мысль, 1964; йлиади А.Н. (прод.сноски см. на след. стр.)
всеобщие условия; объективное и субъективное в практике; рационализированная действительность как результат практики; информационный аспект преобразования действительности и роль моделирования в практике - легла в основу нашей работы, оказала определенное влияние на ее методологическое содержание. Что же касается понятия "социальная практика", то в исследованиях Г.С.Арефьевой, В.С.Егорова, И.С.Нарского, а также в коллективных монографиях: "Взаимосвязь социальной практики и философии" (Киев-Одесса; Изд-во Вица школа, 1983); "Диалектика и практика: вопросы теории социального отражения" (М.: Наука, 1984); "Социальная сфера: совершенствование социальных отношений" (М.: Наука, 1987); в совместной советско-болгарской работе "Ленинская теория отражения в свете науки и практики " (София: Изд-во Наука и Искусство, т.2, 1981) и в ряде других работ определяется поле действия данного понятия. В них осуществлена классификация видов практики, определены основные сферы социально-практической деятельности. Но качественно новый уровень современного общественного развития, характеризующийся высокой интенсивность! субъектно-объектных отношений, задачи, стоящие перед общественными науками в условиях перестройки, необходимость развития всесторонней связи науки с социальной практикой требуют более четкого методологического обоснования данного понятия и раскрытия его структуры.
В цубликациях выделяются структурные элементы социальной практики: субъект, объект, отношения. Отношения в прак-
(прод.сноски с пред.стр.)
Практическая природа человеческого познания. - М.: Высшая школа, 1962; Ойзерман Т.Н. К вопросу о практике как критерии истины. - Вопросы философии, 1987, Ш 10; Практика и познание. - М.: Наука, 1973; Руткевич М.Н. Практика основа познания и критерий истины. - Ы.: Госполитиздат, 1962; Скворцов Л.В. В.И.Ленин о познании и практике. - М.: Йзд-во Моск.ун-та, 1966. А также достаточно известные в советской научной среде две переводные монографии: Ярошевский Тадеуш М. Размышление о практике. - М.: Прогресс, 1976: Хофман Д. Марксизм и теория "праксиса". - М.: Прогресс, 1978.
тике хотя и являются взаимодействием, но носят направленный характер и связаны с использовш ием опосредующих воздействие средств. Поэтому принципиальная суть практики сводится к процессу активного, целенаправленного изменения, в "горниле" которого и объект, и субъект взаимодействуют, как бы "плавятся", т.е. приходят в движение и преобразуются.
Определенная актуализация изучения субъектно-объектных отношений была в методологическом плане, в известной степени, поворотным моментом в идеологической жизни советского общества, в развитии общественных наук. Этот процесс по существу начался с XX съезда КПСС и критики культа личности Сталина. Начавшаяся после XX съезда КПСС содержательная разработка субъектно-объекткык отношений привела к значительному расширению проблематики исследований*.
I. См.: АрефьещГ.С. Социальная активность (проблемы субъекта и объекта в социальном познании и практике). - М.: Политиздат, 1974: Ватин Й.В. Человеческая субъективность.-Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1984; Воронович Б.А. Философский анализ структуры практики. - М.: Мысль, 1972; Дейнеко Н.И. Объективное и субъективное в процессе отражения (философский анализ). - Киев-Одесса: Вища школа, 1978; Диалектика объективного и субъективного в развитии социалистического общества. Сб. статей. Под ред. В.Д.Баженова и др. - М.: Мысль, 1970; Лекторский B.C. Субъект, объект, познание. - М.: Наука, 1980; Любутин К.Н. Проблемы субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. - М.: Высшая школа, 1981; Николаева Л.В. Объективные и субъективные факторы социального прогресса и свободы. - М.: Изд-во МГУ, 1974; Объективное и субъективное в социальной практике. Сб. МГУ им.М.В.Ломоносова. Кафедра философии гуманитарных факультетов. Под ред. А.П.Серцовой и А.В.Ермаковой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979; Приписнов В.Й. Механизм действия социальных законов и субъективный фактор. - Душанбе: Ирфон, 1972;
' Романенко М.В. Диалектика объективного и субъективного в условиях развитого социализма. - М.: Мысль, 1981; Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание.-М.: Политиздат, 1983; Субъект и объект как философская проблема. Отв.ред. М.А.Парнюк. - Киев: Наук.думка, 1979; Яцкевич А.Ф. Диалектика объективного и субъективного в проявлении законов общества. - Минск: Изд-во БГУ, 1982.
В связи с исследованием субъектно-объектных отношений были рассмотрены парные понятия "объективное" и "субъективное". Под "объективным" понимаются независимые от сознания субъекта условия и предпосылки его деятельности. Понятие "субъективное"обозначает индивидуальность субъекта, является проявлением его "с а м о с т и". В процессе деятельности "субъективное" выносится во вне, фиксируется как момент, сторона результата, продукта, т.е. объективируется.
Расширение проблематики изучения субъектно-объектных отношений, а также их актуализация требовали более сущностного анализа активных, творческих сторон исторического процесса. Поэтому в центре внимания философов оказалась категория "деятельность""*. Деятельность - атрибутивная черта человеческого бытия, определяющая его сущность и развитие.
I. См.: Ватищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип. - В кн.: Проблемы человека в современной философии. - М.: Наука, 1969; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978; В.Я.Виль-чицкий. Познание и практика в структуре деятельности. Рига, 1988; Воронович Б.А., Длетников D.K. Категория деятельности в историческом материализме. - М.: Знание, 1975; Демин М.В. Природа диалектики. - М.: Изд-во МГУ, 1984; довбуш P.A. Способности и деятельность личности в условиях развитого социализма. (Методологический аспект). - Киев: Вища школа, 1984; Иванов В.П. Человеческая деятельность, познание, искусство. - Киев: Наук, думка, 1977; Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974; Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект). - Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1974; Коршунов A.M. Познание и деятельность. - М.: Политиздат, 1967; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. Изд. 2-е - М.: Политиздат, 1977; Малышко Л.Н. Конкретно-историческая обусловленность человеческой деятельности. - Киев: Вища школа, 1983; Николов Любен. Структура человеческой деятельности. (Пер. с болг.). Под оби. ред. и с предисловием Л.П. Буевой. - М.: Прогресс, 1984; Полторацкий А., Швырев В. Знак и деятельность. -М.: Политиздат, 1970; Рожко К.Г. Принцип деятельности. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1983; Философские проблемы деятельности. (Материалы "круглого стола"). - Вопросы философии, 1985, 2, 3, 5.
Возникновение и развитие человеческой цивилизации является реализацией деятельного существования человеческого рода. Поэтому в деятельности по существу заключена главная тайна человечества.
В литературе категория "деятельность" рассмотрена в мировоззренческом и гносеологическом плане, раскрыта ее структура, осуществлена типология. Но имеется весьма перспективная область, где усилия исследователей пока еще недостаточны. Она охватывает проблемы сопряжения деятельной сущности человека и социальной диалектики. Чтобы социальная диалектика в современном мире была действительной душой исторического процесса, необходимо обеспечить соответствующую ее требованиям социально-практическую деятельность.
Так как "... действование без цели - бесцельное, бессмысленное действование"^, то в философской литературе уделено определенное внимание методологическому содержанию категории "цель"^. Но в имеющейся литературе категория "цель" недостаточно разработана в социологическом плане, не раскрыто значение целеполагания как существенной стороны целенаправленной социально-практической деятельности. Нет анализа проблем идеологического и социально-психологического обоснования цели, состыковки общих и частных, долговременных и ближайших целей, обходится вопрос о месте реализованной цели
1. Маркс К. К критике гегелевской философии права - Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд. т.1, с.258.
2. См.: Гендин A.M. Предвидение и цель в развитии общества.-Красноярск, 1970; Загороднюк В.П. Цель научного познания (социально-культурный и логико-гносеологический аспекты).-Киев: Наук.думка, 1984; Макаров М.Г. Категория "цель"
в марксистской философии и критика "телеологии". Ленинград: Наука, 1977; Ропаков Н.И. Категория цели: проблемы исследования. -Ы.: Мысль. 1980; Трубников H.H. О категориях "цель", "средство", "результат1". - М.: Высш.школа, 1967; Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. - Киев: Вища школа, 1977; Ропаков Н.И. Целеполагание: содержание и социальная значимость. Диссертация на соиск. ... доктора философских наук. - Ii., 1988.
в объективной действительности, о моменте субъективности в выработке цели и целеполагании, а также в ее реализации, о снятии моментов субъективизма в историческом процессе и т.д.
В ряде работ отмечается принципиальная возможность слияния социального прогресса с реализацией коренных интересов трудящихся в социальной практике социалистического общества. Это требует приземления нашего социального идеала, постоянного учета интересов, 11ужд, потребностей народных масс, классов, социальных групп, коллективов, личностей^.
Важнейший аспект интенсификации субъектно-объектных отношений в социалистическом обществе - усиление творческого потенциала социального субъекта и создание объективных условий, позволяющих его полностью реализовать. Для этого необходима полнота освоения социальным субъектом достигнутой ступени материальной и духовной культуры, превращение этой
культуры в свои сущностные силы и более полная реализация
?
их в процессе социально-практической деятельности .
1. См.: Баранова Л.Я. Личные потребности. - М.: Экономика, 1984; Жилина Л.Н. Формирование личных потребностей при социализме. М.: 1978; Здравомыслов А.Г. Потребности. Инте-
есы. Ценности. -М.: Политиздат, 1986; Кикнадзе Д.А. отребности, поведение, воспитание. - Й.: 1969; Ковалев С .М. О человеке, его порабощении и освобождении. - М., 1970; Ыялкин A.B. Способности и потребности личности. Диалектика формирования. - М.: Мысль, 1980; Прогнозирование социальных потребностей. -Ы., 1976; Ципко A.C. Социализм: жизнь общества и человека. (Полемические заметки).-М.: Молодая гвардия, 1980.
2. См.: Горбунов В.В. Развитие Лениным В.И. марксистской теории культуры. - М.: Искусство, 1985; Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. Отв.ред. С.Б.Крымский. - Киев: Наук.цумка, 1984; Маркарьян З.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. - Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1973; Наука и культура. Сб.статей. Отв.ред. В.Ж.Келле. - М.: Наука, 1984; Научно-техническая революция: социализм, культура, человек. Отв.ред. В.А.Кругли-ков. - М.: Наука, 1981; Негодаев H.A. НГР и культура. Отв. ред. В.Е.ДавИдович. Ростов. Изд-во Ростовского унта, 1985; Ойзерман Т.Н. Проблемы'культуры в философии (прод.сноски см. на след.стр.)
Но применительно к проблеме нашего исследования следует отметить, что в опубликованной литературе содержится ряд узких мест. Это в первую очередь касается самого понятия "социальная практика". Дело в том, что хотя оно достаточно широко используется, но все еще не имеет четкого определения. В публикациях есть попытка трактовать его как обозначение деятельности людей по совершенствованию общественных отношений. Нам представляется, что такой подход сужает содержание понятия "социальная практика". Хотя разграничение общественной жизни на различные сферы {экономическую, политическую, социальную, духовную и т.д.) имеет под собой основание и позволяет, в частности, общественным наукам более определенно рассматривать объекты своего исследования, но оно разрушает необходимую целостность "социума" как предмета философской науки. Только признание принципа материальности общественной жизни, определяющей роли материального производства как естественно-исторической основы социальности формирует понимание общества как единого, целостного образования. Ф.Энгельс пишет, что "производство, направленное на удовлетворение жизненных потребностей людей" - "самая существенная историческая деятельность людей..., которая подняла их от животного состояния до человеческого, которая образует материальную основу всех прочих видов их деятельности"*.
Далее, при разработке проблематики субъектно-объектных отношений все еще не уделено должного внимания их проявлению в самом процессе социальной практики. В частности, в теоретическом плане не раскрыта проблема"субъективности" социаль-
(прод.сноски с пред.стр.)
марксизма. - Вопросы философии, 1983, №7; Панков В.А., целищев Д.П. Эстетическое содержание труда. М.: Мысль, Г984: Традиции в истории культуры. Сб.статей. Отв.ред. В.А.Карпушин. - М.: Наука, 1978; Философия и культура: К ХУЛ Всемирному философскому конгрессу. Редколл. . Б.Н.Бессонов, В.ВХтоляров. -М.: 1983. I. Энгельс Ф. Диалектика природы. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.359.
ной практики, хотя в современных условиях в массовом сознании она стала "камнем преткновения".
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационной работы является раскрытие взаимосвязи социальной практики и субъектно-объектных отношений. Понятия "социальная практика" и "субъектно-объектные отношения" отражают существенные стороны социальной реальности, поэтому социально-философская проблематика, выделяемая на основе их взаимного наложения, имеет определенное методологическое значение для познания и преобразования общественной жизни.
В своей работе диссертант определяет понятие "социальная практика" как обозначение естественно-исторического процесса общественного развития, самодвижения общества на основе разрешения внутренне присущих ему субъектно-объектных противоречий. Это обеспечивает целостное рассмотрение проблематики общественной жизни в единстве и взаимодействии всех ее сторон. При узком понимании социальной практики, как совершенствования общественных отношений, исчезает целостность отражения общественной жизни, имеющая фундаментальное методологическое значение.
Под субъектно-объектными отношениями в социальной практике понимается широкий спектр взаимодействия между социальным субъектом и объектом. Основа субъектно-объектных отношений возникает в сфере материального производства, так как именно здесь происходит первоначальное становление, формирование и развитие социального субъекта, его активное взаимодействие с объектом. На базе этого развивается и все богатство субъектно-объектных отношений: практическое, познавательное, мировоззренческое, эстетическое, экологическое и др. Безусловно, активным началом во взаимодействии выступает социальный субъект, хотя его активность детерминирована объективно. Именно субъект становится обладателем необходимых творческих качеств, оказывает преобразующее воздействие на объенгна основе познания, выработки цели, целенаправленности деятельности, использования средств.
Проблематика диссертационного исследования ввдвигает на первый план методологические вопросы повышения эффективности социальной практики в социалистическом обществе. На основе принципиальных качественных характеристик социальной практики показывается, что растущая социальная направленность общественного производства и процесс качественного обновления могут быть органически присущи социализму. В диссертации раскрывается, что эти и другие потенциальные возможности социализма проявляются не автоматически, а только через деятельность людей и требуют интенсивного, целенаправленного развития субъектно-объектных отношений на основе формирования и улучшения объективного механизма социальной практики, включающего в себя в современных условиях демократизацию всей общественной жизни и радикальную экономическую реформу.
Цель исследования реализуется постановкой и решением следующих задач:
- определение методологического значения понятия "социальная практика";
- выявление''принципиальных качественных особенностей социальной практики в социалистическом обществе;
- рассмотрение объектно-субъектных сторон социальной практики в их реальной сплетенности в общественной жизни
на основе раскрытия диалектического характера их взаимодействия и взаимообусловленности;
- раскрытие места и значения реализованной цели в социальной практике;
-обоснование положения, что совпадение целей и результатов социально-практической деятельности - диалектический процесс, требующий непрерывного разрешения противоречий на основе целеполагания и соответствующей корректировки социальной практики;
- раскрытие значения творческого потенциала социального субъекта в социальной практике. Характеристика социально-практической деятельности как основного канала формирования и развития творческого потенциала социального субъекта;
- выявление форм, методов и средств активизации социального субъекта для целенаправленного повышения интенсивности субъектно-объектных отношений в условиях перестройки.
Научная новизна диссертационной работы, состоит в том, что, выдвигая субъектно-объектные отношения в качестве внутреннего механизма социальной практики, диссертант рассматривает развитие социалистического общества как естественно-исторический процесс самодвижения общества.
В результате:
- появилась методологическая предпосылка для преодоления существенных недостатков, которые были присущи нашим социально-философским исследования в прошлом, когда или ввделялся объективный, естественно-исторический характер общественного развития и принижалось значение творческого, деятельного начала - субъекта, субъективного фактора и игнорировался момент субъективности социальной практики, или абсолютизировался субъект и субъективный фактор и не уделялось должного внимания объективным возможностям общественного развития, объективным закономерностям:
.- в диссертационном исследовании сохранена живая ткань реальной жизни в возможной для теоретического отражения полноте, устранена "бесхозность" общественной жизни и социальная проблематика раскрыта в контексте жизнедеятельности социального субъекта, в живом творчестве масс;
- теоретический анализ проблематики социализма доведен до характеристики специфических особенностей социально-практической деятельности социального субъекта в решении актуальных социально-экономических, политических, духовно-нравственных задач;
- раскрыты место и значение перестройки в функционировании и развитии социалистического общества, взаимосвязь ее объектно-субъектных сторон.
В своей работе диссертант теоретически обобщил и самостоятельно определил следующие положения:
- определяющей тенденцией развития человеческой цивилизации является возрастающая интенсивность субъектно-
объектных отношений.
Выявление ее и .использование в качестве методологического положения позволяют.рассматривать в определенной системной связи выводы общественных наук о повышении.роли народных масс в историческом процессе, значения субъективного фактора в общественном развитии, роли человеческого фактора, об интенсификации производства и о росте производительности труда. Они являются проекциями и проявлениями в различных сферах общественной жизни этой определяющей тенденции развития человеческой цивилизации;
- интенсификация субъектно-объектных отношений в социалистическом обществе не случайное требование, выдвинутое для социального престижа. Она проистекает из этой определяющей тенденции развития человеческой цивилизации. Принципиальная особенность ее в условиях перестройки - гуманистическая направленность. Поэтому важнейшей социальной проблемой развития нашего общества является формирование объективного социального механизма, обеспечивающего и возрастающую интенсивность субъектно-объектных отношений, и гуманистическую направленность социальной'практики;
- социальная практика, являясь процессом, имеющим объектно-субъектные стороны, несет на себе печать субъективности. И эта субъективность создает реальный колорит в естественно-историческом процессе. Задача теоретической культуры - "снятие" этой субъективности, определение ее объективных рамок, соответствующая корректировка социальной практики и ликвидация 1последствий субъективизма;
- проблемная сложность осуществления перестройки заключается в том, что этот процесс качественного самообновления социализма. Она связана с преодолением силы инерции, социальной системы. Инертность системы воплощена в формы организа-. ции, методы деятельности, в определенные элементы.духовной культуры, в навыки и привычки людей. Этот круг партия разорвала, руководствуясь революционно-критической методологией,
и обеспечила выход к практике перестройки. Но важнейшая проб-
лема заключается в том, чтобы сформировать социальный субъект, действительно способный преодолеть силу инерции. Для этого необходимо в социально-экономическом, политическом, идеологическом, социально-психологическом планах формирование новой обстановки, требующей большей критичности сознания, смелости действия, сохраняя при этом должную степень социальной ответственности. Диссертант считает, что проявление экстремизма, с одной стороны, а с другой -социального безразличия, пассивности выражают противоречивость, сложность процесса реализации задач социальной практики;
- для повышения интенсивности субъектно-объектных отношений необходимо формирование у социального субъекта соответствующего для социально-практической деятельности творческого потенциала и создание социальных условий для их реализации. Именно с этих позиций рассматривается в диссертации социально-философский смысл вопросов, поставленных в решениях ХХУП съезда КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции, последних пленумов ЦК КПСС и в других партийных и государственных документах;
- формирование субъекта перестройки возможно только в процессе вовлечения советского народа в революционную практику. Для этого необходимы определенные структурные изменения в базисе и надстройке социалистического общества. Они позволят преодолеть элементы социального отчуждения, ликвидировать нарост бюрократизма в организме социалистического общества.
Таким образом, избранный нами аспект рассмотрения проблематики социалистического общества обеспечивает исследованию своеобразие и в научно-теоретическом отношении его новизну.
Теоретическая и практическая значимость исследования связана с его определенной научной новизной и постановкой методологических проблем совершенствования социальной практики социалистического общества.
1. Общественная жизнь при социализме по своей качественной природе должна быть в высшей мере целенаправленным, социально-организованным процессом. Поэтому для обеспечения научной обоснованности социальной практики следует состыковать теоретическое исследование социализма с изучением реальных проблем развития общества. Для этого необходимо полное восстановление революционно-критического характера методологии социального познания и социально-практической деятельности. В диссертации подчеркивается, что это является основным требованием перестройки к общественным наукам. Ныне остро ощущается нужда в развитии здорового "скептицизма" в научных исследованиях по отношению к нашему социальному опыту, в ликвидации его апологетики (чтобы диалектический метод не декларировался, а вошел в современную социальную практику как
ее революционно-критическая, методологическая сущность и непрерывно развивался, конкретизировался на основе обобщения опыта развивающегося социализма).
2. Познание социализма как социальной реальности возможно только на основе раскрытия всего его творческого потенциала
и до тех пор, п^ка этот, творческий потенциал не получит полного проявления, наш знания о социалистическом обществе будут неполными и неизбежно схематичными, схоластичными. Теоретические конструкции о сущности социализма, о его функционировании, об этапах развития и путях достижения более высокой коммунистической фазы окажутся умозрительными. Поэтому в диссертации отмечается, что важнейшая и теоретическая, и практическая задача заключается в том, чтобы на основе качественного обновления социализма добиться проявления всего его творческого потенциала и на этой основе раскрыть объективную истину социализма в процессе ее реализации и развития.
3. Мы рассматриваем не все вопросы социальной практики, только те, в которых функционируют субъектно-объектные отношения. Причем не все аспекты субъектно-объектных. отношений, а только те, которые проявляются в социальной практике. В контексте этой взаимосвязи нами выделены следующие вопросы:
качественная специфика социальной практики социалистического общества, место и значение в ней проводимых революционных преобразований, интенсификация субъектно-объектных отношений, объект и субъект в социальной практике, их взаимодействие, объективное и субъективное и их взаимообусловленность, субъект как активное, творческое, инициативное начало социальной практики в социалистическом обществе, социальный субъект, его формирование и развитие, субъект перестройки.
4. Методологическое содержание исследования позволило нам обеспечить возможную для философского исследования конкретность в постановке и решении вопросов и иметь определенный выход на анализ современного опыта качественного обновления социализма. Рассматривая социальный субъект как активное, творческое начало социальной практики, мы пришли к выводу, что социально-практическая деятельность и есть процесс формирования и реализации его творческих качеств, т.е. субъективного фактора развития социалистического общества. Именно сама социальная практика, задачи, которые решает субъект в процессе социально-практической деятельности, актуализируют те или иные аспекты творческого потенциала социального субъекта. В диссертации дана характеристика творческого потенциала социального субъекта, необходимого для осуществления перестройки.
5. Значительное внимание в диссертации уделено важнейшей проблеме повышения эффективности социальной практики социалистического общества - развитию системности субъективного фактора. В социалистическом обществе все сферы общественной жизни должны быть объектом целенаправленного воздействия. Поэтому социальный субъект может обеспечить необходимую интенсивность субъектно-объектных отношений, если будет обладать системой творческого потенциала, которая создается освоением всего богатства материальной и духовной культуры, организационным совершенствованием структуры и социально-практической деятельности политических и обществен-
ных организаций с целью достижения целостности и системности. Все это требует критической оценки и развития форм организаций, совершенствования их функций, обновления методов деятельности, средств воздействия и т.д., исходя из одного, на наш взгляд, главного критерия - активизации социально-практической деятельности социального субъекта - советского народа. Реальными показателями такой активности могут быть: растущая производительность труда, экономичность производства, успешное решение проблем социальной сферы, освоение культуры производственной и политической демократии, правовое и нравственное совершенствование общества, усиление его духовного потенциала (рост идеологического, мировоззренческого, социально-психологического единства общества на базе сохранения плюрализма мнений, высокий эстетический, нравственный уровень ценностей культуры, развитость системы народного образования и воспитания и т.д.).
Мировоззренческой, методологической и научно-теоретической базой исследования служат труды К.Маркса и Ф.Энгельса, в которых сформулированы основополагающие принципы материалистического -понимания истории, раскрыт объективный естественно-исторический характер общественного развития, дана критическая характеристика специфики социальной практики досоциалистических общественно-экономических формаций, определено ее качественное изменение при социализме; труды В.И.Ленина, в которых в новых исторических условиях конкретизированы и получили дальнейшее развитие эти принципиальные положения марксизма, а также всесторонне обосновано возрастание роли народных масс в социалистической революции, строительстве и развитии социализма. Основная современная проблематика темы развивается в материалах ХХУП съезда КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции, постановлениях последних пленумов ЦК КПСС, в новой редакции Программы КПСС, в Конституции СССР и других партийных и государственных документах, в выступлениях руководителей Коммунистической партии и Советского государства, где всесторонне рассматрива-
готся вопросы совершенствования построенного у нас социалистического общества, ускорения социально-экономического развития страны, обновления социализма и достижения им качественно нового состояния.
Особое значение для нашей работы имеет книга М.С.Горбачева "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего народа". В ней рассмотрены важнейшие вопросы совершенствования социалистического общества, уделено значительное внимание проблематике, характерной для предлагаемой диссертации.
О социалистическом обществе, различных аспектах его развития и совершенствования в нашей стране имеется обширная литература, которая служила определенной научно-теоретической основой исследования. В ряде интересных работ последнего времени рассматриваются методологические проблемы развития социализма, дается анализ его социально-экономических, политических, идеологических основ, уделяется внимание методологии социального познания, раскрываются актуальные социальные вопросы перестройки. Они обладают единой направленностью - на основе критического анализа изучить основные проблемные вопросы качественного обновления социализма. Их выход - ответ наших ведущих ученых-обществоведов на поставленную партией задачу. Имеются в виду монографии и статьи Абалкина Л.И., Аганбегяна А.Г., Анчмшкина А.И., Афанасьева В.Г., Бессонова Б.Н., Бутенко А.П., Волкова D.E., Волко-гонова Д.А,, Вороновича Б.А., Гринберга А.Г., Гретченко А.И., Диличенко Г.Г., Дуделя С.П., Заславской Т.И., Ильичева Л.в., Келле В.Н., Ковалева A.M., Козловского В.Е., Кудрявцева В.Н., Лапина Н.И., Ойзермана Т.И., Перламутро-ва В.Л., Ракитского Б.В., Роговина В.З., Рожко К.Г., Румянцева A.M., Семенова B.C., Ситаряна С.А., Серебренникова В.Л., Смирнова ГЛ., Федосеева П.Н., Федотовой В.Г., Федоренко Н.П., Ципко A.C., Яновского Р.Г. и других авторов.
Апробация результатов исследования осуществлялась в публикациях, в выступлениях автора на симпозиумах, конференциях, теоретических семинарах, в педагогической и пропагандистской работе. Монография диссертанта "Социальная практика в социалистическом обществе" (Алма-Ата: Казахстан, 1985) получила положительную оценку в республиканской газете "Казахстанская правда" 22 марта 1987 г. С основными идеями работы автор выступил:
- на конференции "Диалектика объективного и субъективного в развитии социалистического общества" в Московской высшей партийной школе в 1969 г.;
- на симпозиуме "Революционные партии в современном мире", проведенном кафедрой международного рабочего движения АОН при ЦК КПСС в Алма-Атинской ВПШ в 1981 г.;
- на конференции "Октябрь и современность" в АОН при ЦК КПСС в 1988 г.;
- на научно-теоретических конференциях в Алма-Атинской ВПШ в 1981 и 1987 гг.;
- диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии 'АОН при ЦК КПСС в 1988 г.
Раздел П. Основное содержание диссертации
Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии. Общий объем - 384 страницы. Во введении обосновывается актуальность темы, определяется степень научной разработки проблемы, формулируются цели и задачи исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Рассматривая развитие социалистического общества, мы прежде всего должны исходить из его принципиальной особенности. Поэтому первая глава диссертации "Социальная практика в социалистическом обществе, специфика ее выражения в субъектно-объектных отношениях" посвящается раскрытию существенной специфики социальной практики в социалистическом обществе. Она заключается в том, что социальная практика ко-
ренным образом изменяется, история становится актом сознательного творчества и человечество получает возможность совершить скачок из"царства необходимости в царство свободы". Но в реально-историческом плане - это сложный противоречивый социальный процесс диалектического отрицания.
Характерным моментом социальной практики в социалистическом обществе становится революционно-критический метод познания и преобразования, требующий глубоко научного, всестороннего анализа социальной действительности в ее противоречивом единстве, не допускающий апологетического искажения ее сути и содержания.
Но в условиях культа личности Сталина и господства командно-административных методов руководства обществом преобладание узкопрагматического подхода к социальным проблемам, применение антидемократических методов, средств для их решения в значительной степени исказили социальную практику в социалистическом обществе. Субъективизм,утилитаризм, став характерными особенностями социальной практики, наложили свою печать и на методологию общественных наук. В последней стали проявляться черты эклектики и догматизма.
Конечно, материалистическая диалектика как душа марксизма всегда обеспечивала необходимую методологическую и мировоззренческую основу социально-практической деятельности. Но дело в том, что эта духовная предпосылка в периоды культа личности Сталина и застоя не оплодотворялась соответствующей духу диалектики социальной практикой. Хотя в идеологическом плане она широко декларировалась, но командно-административное насилие над объективным процессом возникновения и развития социализма, абсолютизация исторически ограниченных форм организации и методов деятельности, привели к снижению уровня критичности и революционно-преобразующей нацеленности марксистско-ленинской теории и имели серьезные негативные последствия в социальной практике, связанные с оживлением "родимых пятен старого общества" в период застоя.
В прошлом при рассмотрении вопросов диалектики социалистического общества особое внимание уделялось специфике действия его принципов и законов при социализме. Особое развитие получила идея постепенности, отрицающая качественные изменения в общественной жизни. Диалектика стала приобретать применительно к социализму характер плоско-эволюционного учения. Но к чести исследователей диалектики социалистического общества в ходе дискуссий и в дальнейшем ее проблемы получили правильное освещение^. Однако названные утверждения не были просто оговорками, а ответом на "социальный" заказ. Последний создавал особый угол зрения, по существу "принуждая" видеть проблемы общественной жизни в специфическом освещении, где замедленность отождествлялась с социальной комфортностью и естественностью развития.
Поэтому методологическая суть перестройки, качественного обновления социализма заключается в полном восстановлении революционно-критической направленности социальной практики в социалистическом обществе. Перестройка - не случайная акция руководства КПСС, а процесс неизбежный для обеспечения динамичности-'социалистического общества, развития его по пути всестороннего социального прогресса. По своей социальной сущности, содержанию, направленности, формам организации, методам осуществления она принципиально соответствует природе социалистического строя. Ее задача заключается в более глубоком раскрытии и использовании потенциала социализма в гуманистических целях. Перестройка повышает целенаправленную интенсивность субъектно-объектных отношений и эффективность социально-практической деятельности социального субъекта - советского народа.
I. Обстоятельная критика вышеотмеченных положений была на дискуссии в начале 80-х гг. на страницах журналов "Вопросы философии", в АОН при ЦК КПСС в 1982 г. на дискуссии "Противоречия в условиях социализма. Способы их познания и разрешения", на обсуждении проблем социальной диалектики на IX координационном совещании в институте философии АН СССР в 1985 г.
Общественная жизнь, рассматриваемая как социальная практика, имеет две стороны: первая - материальное производство и возникшие на его основе общественные отношения, объективные, независимые от сознания людей предпосылки и условия их деятельности, включающие в себя систему материальной и духовной культуры; вторая - человечество, становящееся субъектом практики в зависимости от того, насколько оно в состоянии привести в движение систему материальной и духовной культуры, принудить ее функционировать, став творческой силой субъекта. Во взаимосвязи этих сторон и раскрывается диалектика субъектно-объектных отношений в социальной практике.
Материальное производство - первооснова человеческого общества. Оно объективно, наследуется непрерывно сменяющимися поколениями людей и в качестве своей предпосылки имеет окружающую человека природную среду, но включает в себя также и измененную, преобразованную природу, несущую на себе печать творческих усилия человека, опредмеченность его сущностных сил и в этом плане являющейся определенной системой материальной культуры, т.е. гуманизированной природой.
Таким образом, "очеловечивание", гуманизация природной среды, превращение природного целого в родной дом для человека, можно сказать, является сутью практической деятельности человека.
Человечество становится субъектом в силу того, что оно может привести в движение наличную систему материальной и духовной культуры, вписаться в нее, вдохнуть жизненную энергию.
Следовательно, эффективность социальной практики, необходимая интенсивность субъектно-объектных отношений зависят как от наличия и развернутости объективных условий и предпосылок, так и от способности человечества "вписаться" в эту систему, став тем самым "человеческим фактором".
В литературе в качестве "человеческого фактора" рассматривается творческий потенциал личности^, берется его воздействие на объективный естественно-исторический процесс. Но понятие "фактор" обозначает момент универсальной взаимосвязи. Поэтому понятие "человеческий фактор", на наш взгляд, охватывает место человека в социальной реальности, его отношения, носящие все более универсальный характер.
В настоящее время в советской философской литературе устоялась точка зрения, рассматривающая понятия "объект" и "объективное" в соотнесении с понятиями "субъект" и "субъективное"^.
Под объективным следует понимать независимые от сознания субъекта предпосылки его деятельности. Что может включать в себя: объект, на который направлены усилия субъекта; средства, с помощью которых осуществляется познание и преобразование объекта; и даже самого субъекта; а также результат деятельности, продукт, который также объективен. А по соцер-
1. Семенов B.C. Диалектика совершенствования социализма. -Вопросы философии, 1986, Ш I, с.28; Яновский Р.Г. Человек в условиях ускорения социально-экономического и духовного развития страны. - Вопросы философии, 1987, № 3, с.4-5; Ципко A.C. Возрастание роли человеческого фактора в экономическом развитии социализма. - Рабочий класс и современный мир, 1985, № 5, с.23.
2. См.: работы Арефьевой Г-С., Вороновича В.А., Ватина И.В., Глезермана Г.Е., Кагана М.С., Куликова Л.А., Нарского И.С., Николаевой JI.B., Приписнова В.л., Романенко М.В., Селезнева М.А., Яцкевича А.Ф., а также коллективные работы: Диалектика объективного и субъективного в развитии социалистического общества. Сб. статей. Под реп. В.Д.Баженова.-М.: Мысль, 1970; Объективное у. субъективное в социальной практике. Сб. МГУ им.М.В.Ломоносова. Под реп. А.Л.Серповой и А.В.Ермаковой. - М.: Изц-вс Моск.ун-га, 197Э: Диалектика социального познанк- .•: революционно го пе-~ст-вия. - М.: Мысль, 1981.
жанию, в зависимости от уровня и специфики практики объективное может быть различным.
Объект по отношению к субъекту представляет собой всеобщность и необходимость. Субъект способен по своей особой природе к целенаправленному воздействию на объект и к проявлению себя как субъективность. Но усилия субъекта поставлены в довольно жесткие рамки объектом, которые определяются природой объекта, объективными закономерностями, реальными возможностями.
Очень важным моментом процесса преобразования объекта субъектом является способность последнего к соответствующей деятельности.
Поэтому "объект" в социальной практике есть ничто без усилий субъекта, без его "потребления", которое становится возможным в результате формирования у субъекта способности к целесообразному "потреблению". "Продукт получает свое последнее (завершение) только в потреблении, - писал К.Маркс. -Железная дорога, по которой не ездят, которой не пользуются, которая не потребляется, есть железная дорога только... (в возможности), а не в действительности"*.
Таким образом, только благодаря деятельности субъекта "объект" приводится в движение, становится функционирующей системой материальной и духовной культуры.
"Субъект" и "субъективное" - активные творческие начала социальной практики. Особенно велико значение "субъекта" и "субъективного" в переломные моменты исторического процесса, когда необходимо осуществить выбор пути, определить основное звено, найти эффективные средства, формы и методы деятельности и т.п.
При определении понятия "субъективный фактор" в качестве исходных мы взяли положение К.Маркса о том, что проявляющаяся в действии рабочая сила является субъективным факто-
I. Маркс К. Введение (из экономических рукописей 18571859 годов). - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.12, с.717.
ром процесса - труда, понимая под рабочей силой способность к труду, совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека* и мысль, высказанную В.И.Лениным: "... не из всякой революционной ситуации возникает революция, а лишь из такой ситуации, когда к перечисленным выше объективным переменам (имеются в виду признаки революционной ситуации - Л.Б.) присоединяется субъективная, а именно: присоединяется способность (подчеркнуто мной - Л.Б.) революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже в эпоху кризисов, не "упадет", если его не уронят"^.
Таким образом, мы видим, что В.И.Ленин как и К.Маркс субъективным фактором считает именно способность класса на революционные действия, а не сами эти действия. Субъективный фактор - это определенные деятельные силы субъекта, его способности. Поэтому, на наш взгляд, субъективный фактор -творческий потенциал субъекта, реализуемый в процессе деятельности. Он заключает в себе творческие силы субъекта, представляющие на уровне отдельного индивида неповторимое сочетание личностных, духовных и физических качеств, на более высоком уровне - сложившиеся материальные и духовные качества субъекта социальной практики, которые реализуются в процессе деятельности.
В диссертации широко используется понятие социально-практической деятельности, которая включает в себя все виды человеческой практической деятельности: трудовую, общественную, семейно-бытовута, общение, досуг и т.д. Но решающее значение имеют производственно-трудовая и общественно-политическая деятельность, которые оказывают определяющее влияние на другие вцды человеческой деятельности, но не могут их подменить, т.к. различны их сферы, результаты.
1. См.: Маркс К. Капитал, т.1. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.178.
2. Ленин В.И. Крах П Интернационала. Поли.собр.соч., т.26, с.219.
Назревшие коренные изменения в объективных условиях возможны, если субъект обладает способностями для соответствующей деятельности, проявляет волю, энергию, самоотверженность, освоил необходимые средства, формы, методы деятельности, т.е. имеет необходимый творческий потенциал. Но так как этот творческий потенциал формируется и развивается в процессе самой социальной практики, то особое значение в ней приобретает такой ее элемент как воля. Целенаправленная деятельность по ликвидации косного, устоявшегося, привычного, обладающего инерцией самовоспроизводства невозможна без проявления настойчивости, воли. Проявление воли - не просто осознание необходимости действия. Воля - специфическая характеристика социального субъекта, выражение его субъективной силы, в которой осознание необходимости действия сливается с готовностью к ней, с решимостью действовать.
В диссертации рассматривается проблема законосообразности социальной практики в социалистическом обществе. Отмечается возможность неполного познания социальных закономерностей и, следовательно, их неполного использования и реализации^.
Познание объективных закономерностей функционирования социалистического общества, перевод знаний в систему целей, задач, мотивов, выработка организационных форм, поиск средств, приемов деятельности и т.д. требуют значительных усилий субъективного порядка.
Во второй главе диссертации "Проблема соотношения цели и результатов социальной практики" мы рассматриваем вопрос о качественной специфике социальной практики в социалистическом обществе, создающую объективную возможность совпадения цели и результатов.
Проблематика цели в марксистско-ленинской философии разработана на определенной историко-философской и теорети-
I. Интересные аспекты данной проблемы обстоятельно раскрыты в коллективной монографии "Социальное познание и управление". М., 1983, с.64-79.
ческой основе*. В диссертации делается срез с этой проблематики в плане включения ее в анализ социальной практики в социалистическом обществе.
Важнейшим вопросом социальной практики является вдеоло-гическое обоснование цели. Дело в том, что цель, имея мобилизующее значение для социального субъекта, должна быть принята им в качестве определенного основания для направленной социально-практической деятельности. Для этого необходимы проведение научно-теоретической работы по формулированию цели, выделению этапов ее реализации, определение особых целей, состыковка их в свою очередь с реализацией интересов, удовлетворением потребностей, нужд социального субъекта. Категория "цель" выражает собой способ субъективирования предметной действительности. Социально-практическая деятельность также субъективирована целью, которая отражает направленность деятельности, включает в себя интерес субъекта, содержит "потребительскую стоимость" деяния, его полезность.
Для формулирования цели необходимо познание социальной действительности, ее сущностное рассмотрение. Поэтому социальный субъект должен обладать способностью проникнуть в сущностный порядок действительности. Но первоначально формирование субъектно-объектных отношений как сути социальной практики происходит благодаря выделению субъекта и его противостоянию объекту. На этой начальной ступени субъектно-объектные отношения в силу отсутствия содержательного взаимодействия весьма неразвиты и поэтому субъект и объект фиксируются как абстрактные противоположности и цель, как выражение неразвитости взаимодействия, также недостаточно содержательно осознана, стихия ее формулирования не объективная истина, а субъективное мнение. Поэтому развитие субъектно-объектных отношений, становление субъекта и его субъективности, формулирование
I. См.: работы Арефьевой Г.С., Гендина A.M., Дубинина Н.П., Загороднюка В.П., Макарова М.Г., Малахиновой Р., Нарско-го И.С., Перфильева М.Н.. Ропакова Н.И., Румянцева A.M., Трубникова H.H., Яценко А.И., Украинцева B.C., а также коллективные работы "Диалектика и практика. Вопросы теории социального отражения". М.: Наука, 1984; "Диалектика социального познания и революционного действия . М.: Мысль, 1981; "Социальное предвидение как инструмент познания и действия". Казань: йзд-во Казанского ун-та, 1983.
цели и ее реализация внутренне взаимосвязанные моменты социальной практики. Развитость субъектно-объектных отношений, зрелость субъекта, полнота и многосторонность его субъективности, ясность, четкость, определенность цели -характеристики высокого уровня социальной практики.
Так как важнейшим моментом социальной практики является целелолагание, то в диссертации сделана попытка раскрыть содержание понятия "целеполагание". Отмечается, что целепо-лагание выступает одним из высших проявлений человеческой субъективности и включает в себя идеологическую деятельность по формулированию цели, корректировку деятельности по цели, соотнесение частных, временных, ближайших тактических целей с общими,долговременными, отдаленными, стратегическими целями. Только непрерывное целеполагание как существенный момент социально-практической деятельности обеспечивает необходимую интенсивность и направленность социальной практики.
В главе значительное внимание уделяется объективным и субъективным аспектам реализма в целеполагании. При этом подчеркивается принципиальный момент, что реализм в социальной практике имеет объективное основание. Превратность мировосприятия реакционных политиков и идеологов определяется прежде всего их классовой позицией, которая дает специфическое освещение социальной реальности, где все представлено извращенно. Поэтому действительный реализм, связанный с глубинным, причинным отражением социальной действительности, ее тенденций и проблем, возможен с позиций революционного класса, имеющего социальные перспективы и способного тем самым взять на себя защиту общечеловеческих интересов.
Но реализм в социальной практике, видимо, нельзя сводить только к познаниям глубинных, причинных основ общественного развития, и выявлению закономерностей, тенденций развития. В современном мире оказалась под угрозой сама судьба человеческой цивилизации. И эта угроза настолько реальна, что на первый план выдвигается общечеловеческая ценность - сохранение, выживание человечества. "Впервые
возник реальный, а не умозрительный, сегодняшний, а не отдаленный, общечеловеческий интерес, - пишет М.С.Горбачев, -отвести от цивилизации катастрофу"*.
Важнейшим аспектом реализма является не только выявление соотношения между поставленной целью и достигнутым результатом, но и между целью и последствиями всей социально-практической деятельности.
И в социальной практике самостоятельной реальностью является не только результат, но сам процесс его достижения, включающий в себя социально-практическую деятельность с применением определенных методов и средств. Поэтому в социально-практической деятельности следует учитывать и возможные побочные результаты, которые могут не совпадать с целью и даже ей противоречить, ибо реальные последствия (последствия в иных местах, системах, отдаленные последствия) гораздо многообразнее в пространстве и во времени, чем результат, фиксируемый как цель. Например, узкопрагматический подход к решению в нашей стране вопросов коллективизации И.В.Сталиным, хотя и привел к быстрому достижению поставленной цели, но в действительности имел многоплановые социальные последствия. Самый главный негативный результат - отчуждение крестьянской массы от земли, приведшее к стагнации сельскохозяйственного производства. Поэтому необходима исключительная осмотрительность, обдуманность, соизмерение того, что может быть достигнуто как цель, с реальными последствиями социально-практической деятельности. Социальная практика - диалектический процесс и то, что формулируется как цель, является не просто моментом естественно исторического развития, а узловой точкой, разрешение проблем которой обладает высокой степенью актуальности. Но при этом невозможен узкопрагматический подход. Цель, достигнутая негативными средствами, может иметь длительные отрицательные последствия. Прогностическая роль теоретической
I. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира". М.: Политиздат, 1988, с.150.
культуры и заключается в том, что она способна отразить всю палитру последствий, вытекающих из взаимодействия субъекта, объекта, методов и средств деятельности, цели и результатов.
Реализм социально-практической деятельности характеризует качественную природу социальной практики в социалистическом обществе.
Он имеет преще всего объективное основание, вытекает из степени зрелости объекта, его вцутренней дифференцированное™, наличия противоречий, тенденций развития. И там, где эти особенности объекта не выражены, усилия субъекта направить развитие в желаемое для себя русло тщетны, цель его не реалистична. Так как сама социальная практика еще не раскрыла проблемного содержания движения к отдаленной цели, то она кажется легко достижимой и цели, на формулирование которых оказывает влияние эта кажимость, будут не реалистичными. Чем ближе цель, яснее ее контуры, тем полнее осознается сложность, проблемность достижения ее, но реалистичней становится постановка и решение вопросов, эффективней социальная практика.
Он имеет также и субъективное основание. Зависит от зрелости субъекта, полноты развития его творческих качеств, т.е. от меры освоения их материальной и духовной культуры, проявляющейся в способности познания, формулирования и обоснования цели, целеполагании, в умении переводить знания в плоскость деятельности, определять этапность социальной практики, их задачи, в творческой способности использования форм организации, средств, методов деятельности, соответствующих решаемым задачам и т.д.
Реализм определяется также целенаправленной интенсивностью субъектно-объектных отношений. Он формируется, развивается в самой социальной практике. Только сверяя свою социально-практическую деятельность с тем, насколько мы сумели раскрыть и использовать творческий потенциал социализма, можно говорить о реальности и эффективности перестройки.
Реализм в социально-практической деятельности - острейшая политическая проблема, имеет чрезвычайное значение в общественной жизни, так как мобилизует усилия миллионов, учитывает их потребности, интересы, ценностные установки, имеет длительные, устойчивые, многосторонние социальные последствия. Поэтому борьба за реализм в политике имеет.решающее значение в социальной практике социалистического общества.
В третьей главе диссертации "Социальная практика в социалистическом обществе как совпадение социального прогресса с процессом реализации коренных интересов социального субъекта" отмечается, что эта возможность подготовлена всем ходом развития цивилизации и определяется уровнем развития материальной и духовной культуры, но реализации ее - основная проблема социальной практики в социалистическом обществе.
До капитализма, стремление угнетенных масс к ликвидации эксплуатации и отчуждения, к равенству и справедливости были утопичными, т.к. не было необходимых для их реализации материальных предпосылок. Только капитализм создает их и формирует и развивает пролетариат в качестве социальной силы, способной осуществить эти стремления угнетенных. Таким образом, социальный субъект, осуществляющий социалистические преобразования, возникает в недрах эксплуататорского общества как сила его разрушения, отрицания. И для этого этапа характерным является комплекс специфических задач, форм организации, методов решения. Вершина этапа - социально-политическая революция и установление власти трудящихся при ведущей роли рабочего класса. Вооруженное столкновение классов, вылившееся в кровопролитную, разорительную гражданскую войну, было существенным моментом нашего опыта завоевания власти. И он был тем социальным фоном, который определял мировоззрения людей, их идейно-политические установки, ценностные ориентиры. Но с завоевания политической власти начинается новый этап социалистической революции - строительство социалистического общества. Это этап социального созидания, но связанный с преодолением классового сопротивления и социального
отчуждения. Возникает новая система социально-созидательных задач, решать которые можно только расширяя социальную базу революции, базу формирования субъекта социальной практики. Поэтому в ленинской концепции социализма центральное место занимали трудящийся, трудящиеся массы, народ. В этом отношении НЭП являлся политикой, направленной на укрепление разорванных гражданской войной и политикой военного коммунизма социально-экономических связей в стране. Он превращал процесс строительства социалистического общества в кровное дело всей массы трудящихся. В диссертации отмечается, что процесс формирования субъекта социальной практики в социалистическом обществе имеет свои социально-экономическую, политическую и идеологическую основы, пренебрегать которыми нельзя, но главным, определяющим среди них является социально-экономическая, на базе которой возникают потребности людей, решающим образом определяются их интересы и социальные установки. Значительное внимание в диссертации уделяется вопросам формирования субъекта социальной практики в условиях перестройки, подчеркивается, что субъект перестройки будет становиться в ходе самой перестройки, в процессе того как разработанная партией концепция войдет в самое широкое соприкосновение с жизнью, с социально-практической деятельностью советского народа. На всех этапах развития социалистического общества необходимо было "приземление" нашего социального идеала, учет интересов , потребностей, нужд народных масс, классов, социальных групп, коллективов, личностей*. Но проблемность, сложность решения данной социальной задачи заключалась прежде всего в наличном уровне материальных и духовных предпосылок, определяющих.в конечном счете степень нашей "социалистической цивилизованности".
В этой связи в диссертации уделяется внимш ие элементам отчуждения в условиях социализма. Как известно, понятие
I. См.: Работы Барановой JI.Я., Жилиной J1.H., Здравомысло-ва А.Г., Кикнадзе Д.А., Ковалева С.М., Мялкина A.B., Разжигаева А.Ф., Ципко A.C.
»
"отчуждение" обозначает специфическое качество общественной жизни, в которой социальному субъекту противостоят материально-вещественные, общественные, духовные результаты его социально-практической деятельности как господствующие над ним силы. Хотя стержневой основой "отчуждения" выступает господство частной собственности и эксплуатации человека человеком, но само социальное содержание его, видимо, не сводится только к действию этих факторов. Поэтому хотя акт ликвидации частной собственности и эксплуатации существенно подрывает основы "отчуждения", но последнее, обладая более широким социальным диапазоном, может создавать довольно значительные проблемные ситуации и в социалистическом обществе. Характеризуя гоцы застоя, М.С.Горбачев отмечает, что негативные процессы в нашей социальной практике "... порождали социальное отчуждение и аморализм в разных формах"^. Нарушение социальной справедливости, аморализм, расхождение между высокими социалистическими принципами и повседневной реальностью и другие проявления "отчуждения" формируют болевые точки в сознании масс. И, естественно, возникает персонофи-кация причин и требование решительных мер. Но сущность и содержание социальной проблемы не могут быть сведены к этим акциям. Дело в том, что социалистическое общество необходимо избавить не от отдельных преступников, а от социальных обстоятельств, порождающих преступное, антисоциальное поведение вообще.
В главе четвертой "Сознательность, планомерность общественного развития при социализме. Проблема превращения возможности в действительность", рассматривал социалистическое общество как планомерно развивающееся, диссертант пытается раскрыть реальную противоречивость, проблемность этого процесса и значение субъективного фактора в превращении возможности в действительность.
I. Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжа-ется• М., 1987« с••
В главе показана необходимость пересмотра научно-теоретических основ планирования, изменения функций плановых учреждений в стране. При этом очень важно определить, что планировать, прогнозировать, по каким параметрам измерять социально-экономический процесс и другие сферы общественной жизни.
"Равнодушие" к выполнению плана было порождено отсутствием реального социального механизма, обеспечивающего непрерывную сбалансированность производственной деятельности на всех уровнях. Безусловно то, что попытка в строго централизованном порядке решать этот вопрос постоянно давала сбои и в результате неизбежным становилось действие механизма "торможения" .
Поэтому проблема состоит в организационно-практическом обеспечении планомерности и сбалансированности экономики.
Важнейший аспект планирования - состыковка общегосударственного плана с планами регионов, отраслей, отдельных предприятий, личными обязательствами. Живое творчество масс формируется превде всего как коллективная и личная активность и социальной базой его являются интересы первичного производственного коллектива и отдельного индивида. С этих позиций в диссертации рассматривается значение решений ХХУП съезда партии, июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, а также постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР и ВЦСПС, касающихся осуществления радикальной реформы управления экономикой и перестройки деятельности центральных, республиканских и местных органов и принятых Верховным Советом СССР Законов "О государственном предприятии", "О кооперации", "Об индивидуальной трудовой деятельности".
Ускорение социально-экономического развития страны на основе внедрения достижений научно-технического прогресса таит в себе колоссальные экономические и социальные возможности, еще недостаточно проверенные опытом, практикой. Огромные изменения в индустриальной основе народного хозяйства в значительной степени облегчают смену оборудования, замену не только физически изношенных станков, но и морально устаревших .
Факторы, определяющие основные показатели народного хозяйства: производительность труда и темпы ее роста, количество, качество и ассортимент продукции, темпы роста народного хозяйства в целом и его отдельных прогрессивных отраслей, структура промышленности - становятся исключительно динамичными и трудно поддающимися также количественному измерению, оценке. Поэтому в составлении плана решающее значение имеет система показателей и экономических нормативов, т.к. в них именно фиксируются обобщенные моменты динамичного социально-экономического процесса.
Таким образом, важнейшей проблемой повышения эффективности социальной практики социалистического общества становится значительный пересмотр теоретических основ управления экономикой в новых условиях, чтобы реальным процессом плановой работы не сковывать живое творчество масс.
Важное значение в понимании субьектно-объектных сторон социальной практики имеют категории "необходимость" и "возможность". Анализ их взаимосвязи обнаруживает прежде всего отсутствие фатального характера исторического процесса, ибо система альтернативных возможностей оставляет свободу выбора социальному субъекту в деятельности.
Но категория "возможность", взятая вне контекста социальной практики, характеризует лишь общие тенденции процесса развития. В социальной практике, в субъектно-объектных отношениях функционирует "реальная возможность". В диссертации внесено нами терминологическое уточнение. В литературе принято сопоставлять разные реальные возможности по их "вероятности". Мы считаем, что в данном случае более адекватным был бы термин "мера". При этом "мера" реальности возможности, на наш взгляд, определяется:
- во-первых, зрелостью действительности, ее развитостью. Именно в процессе становления действительности, развертывания ее во всей полноте содержания, в ней созревает возможность ее отрицания и развития в более высшую фазу;
- во-вторых, в общественной жизни реальная возможность превращается в действительность, благодаря действию людей. Поэтому "мера" реальности возможности определяется соотношением классовых, политических сил, зрелостью, организованностью масс, классов, политических партий, т.е. в определенном отношении зависит от системы субъективного фактора.
Объективная логика исторического процесса, определяемая в конечном счете развитием материального производства, реализуется через деятельность людей. Конечно, социальной деятельности не присуща предопределенность, фатальность. Но поступательный характер ее развития обладает высокой мерой реальной возможности, так как с социальным прогрессом связано удовлетворение коренных нужд народов. Возникновение мировой социалистической системы и превращение ее в решающий фактор общественно-исторического развития, союз всех прогрессивных демократических сил повысили меру реальности исторического прогресса, утвердили его в качестве определяющей тенденции мирового развития.
Поэтому важнейшей методологической проблемой социальной практики является слияние реализации естественно-исторической необходимости с интересами, нуждами, потребностями социального субъекта, творца исторического процесса, ибо только при этом слияний может повыситься мера реальности поставленных задач и эффективность социальной практики.
■В пятой главе "Системность субъективного фактора социальной практики в социалистическом обществе" раскрывается роль КПСС в системе субъективного фактора социалистического общества, значение общенародного социалистического государства, общественных организаций, трудовых коллективов, различных ассоциаций в активизации субъективного фактора. -
Уделяя особое внимание проблеме, системности субъективного фактора, автор отмечает, что задачи, решаемые субъектом социалистического общества, советским народом, фундаментальны и носят всеохватывающий характер, ибо нет такого участка общественной жизни, который не был бы объектом целенаправ-
ленного воздействия. Только системность обеспечивает субъективному фактору необходимую действенность и эффективность. Под субъективным фактором социалистического общества диссертант понимает реализуемый в процессе деятельности творческий потенциал советского народа.
Усиление творческого потенциала социального субъекта и создание объективных условий, позволяющих его полностью реализовать - важнейший аспект интенсификации субъектно-объектных отношений в условиях перестройки. Для этого необходима полнота освоения социальным субъектом достигнутой ступени материальной и духовной культуры, превращение этой культуры в свои сущностные силы и реализация их в процессе социально-практической деятельности.
КПСС, общенародное социалистическое государство, общественные ассоциации, коллективы трудящихся - социальные организации, в деятельности которых реализуется творческий потенциал советского народа, и только в этом плане они входят в систему субъективного фактора социализма. Через них реализуется структурное и функциональное расчленение системы субъективного фактора.
Возрастание роли субъективного фактора в социалистическом обществе требует функционального и операционного совершенствования деятельности всей политической системы. Она должна быть живым организмом, целостной системой, вбирающей в себя и отражающей всю полноту проявления социальной жизни в нашем обществе*.
КПСС - передовая, организационно спаянная, идеологически зрелая часть советского народа, именно в ее идеологической и организационно-политической деятельности находит непосредственное и наиболее глубокое воплощение творческий потенциал советского народа. Единство партии и народа в нашем обществе - живая реальность, существенный момент жизнедеятельности социального субъекта.
I. Од.: Горбачев М.С. О практической работе по реализации решений XIX Всесоюзной партийной конференции. М.: Политиздат, 198в.
Особое значение в системе субъективного фактора имеет марксистско-ленинская теория, являющаяся научно-методологическим фундаментом политики КПСС и социалистического государства и выполняющая идеологическую функцию.
В придании единства действиям системы субъективного фактора важнейшую роль играет марксистско-ленинская идеология. Особое значение научно-теоретическая и идеологическая деятельность приобретает в условиях перестройки:
- во-первых, в поворотные моменты исторического процесса безусловно возрастает значение теоретических разработок
и идеологической деятельности, позволяющих осветить путь;
- во-вторых, являясь научным выражением коренных интересов социального субъекта, марксистско-ленинская идеология выполняет решающую социально-организующую и мобилизующую роль и в социально-практической деятельности и в целеполага-нии;
- в-третьих, важнейший принцип нашей идеологии, выражающийся в признании первенства практики, требует, чтобы мы определенным образом подвергли переоценке некоторые положения, установки, ставшие догмами и заслонившие от нас проблемы реальной жизни. Для этого необходим прорыв к этим проблемам, освещение их с позиций нового мышления;
- в-четвертых, необходимо преодолеть сугубо прагматическую оценку социально-практической деятельности, когда результаты решения тех или иных частных задач заслоняли перспективное ведение социальных проблем и тем самым притуплялась острота теоретического зрения, исчезала критичность, развивались самодовольство, абсолютизация опыта. Дело в том, что практика выше теоретического познания, но не опыт. Опыт ограничен
и в пространстве, и во времени, он всегда лишь частный аспект практики и только-оплодотворение его теоретическим зрением поднимает его ценность; ..
- в-пятых, важнейшее значение в научно-теоретической и идеологической деятельности партии имеет ее самокритичность, только она позволяет партии теоретически содержатель-
но "снять" собственный опыт и на этой основе обогатить марксизм-ленинизм как теоретическую культуру. Для этого необходимо создать творческую обстановку в идеологической работе, в обществоведении углубить демократические начала, наладить широкий обмен мнениями, развивать дискуссии, вовлекать в теоретическую работу все творческие силы социального субъекта.
Важнейшая социальная функция партии - организация и мобилизация масс на решение задач социальной практики. В диссертации данная проблема освещается в органической взаимосвязи с анализом деятельности Советов народных депутатов, общественных организаций, трудовых коллективов.
Существенное значение в повышении роли субъективного фактора имеет всесторонняя демократизация общественной жизни при социализме. Ибо только всемерное развитие демократии обеспечивает необходимый для качественного обновления социализма творческий потенциал. На основе анализа методологических аспектов реального опыта в диссертации раскрываются необходимость, проблемность, сложность осуществляемой партией демократизации всех сторон общественной жизни, развития социалистического самоуправления народа и требования, предъявляемые творческому потенциалу советского народа в связи с этим.
Данная работа практически только началась и первые оценки опыта позволяют сделать некоторые выводы о сложности и противоречивости ее выполнения.
В нашем обществе в силу известных исторических причин явно недостаточно развита культура политической и производственной демократии. Абсолютное преобладание административно-волевых методов решения вопросов законсервированы в организационной структуре политической системы, в выполнении функций различными элементами этой структуры, в характере решаемых им задач и в методах деятельности. Все это в виде определенных негативных норм закреплено в массовом сознании и привело к развитию того, что можно обозначить понятием "нарастание бюрократизма".
. - 40 -
Бюрократическая система стремилась формализовать социально-практический процесс в обществе, сведя его суть к соблюдению "правил игры". Признавались и власть народа, и гласность, и критика, но они должны быть в рамках, не затрагивать некоторых "ценностей", признанных высшими по сравнению с реальными интересами народных масс.
Поэтому необходимо проделать большую системную кропотливую работу по обновлению деятельности Советов народных депутатов, общественных организаций, трудовых коллективов. Для этого нужно подвести под их работу четкую, фундаментально разработанную правовую базу, оживить деятельность средств массовой информации, чтобы они стали действительным рупором общественного мнения, способствовали формированию, развитию культуры социалистической демократии*.
В заключении диссертант делает ряд выводов:
1. Методологическое значение понятия "социальная практика" заключается в том, что оно отражает общественную жизнь
в реальной сплетенности ее объектно-субъектных сторон. Объективный естественно-исторический процесс общественного развития несет на себе неизбежную печать субъективности, выражающую специфику творческих способностей социального субъекта. Важнейшая теоретическая проблема социального познания - определение рамок этой субъективности. Субъективность социальной практики может реализовываться в ускорении или замедлении темпов общественного развития, в особенностях проблемных ситуаций, возникающих в общественной жизни. Но она не может изменить объективного, естественно-исторического основания общественного развития, его определяющие тенденции, закономерности, так как не детерминирует глубинную мотивационную основу деятельности народных масс, их реальные социальные интересы. Поэтому элементы субъективизма социальной практики преодолеваются в- процессе корректировки последней.
2. Важнейшая социальная проблема перестройки заключается в том, чтобы обеспечить более высокую интенсивность субъектно-
I. См.: Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС. М.: Политиздат, 198Я г.
объектных отношений на основе усиления гуманистической направленности социальной практики в социалистическом обществе. Для решения этой проблемы необходимо методологическое обновление социальной практики:
- полностью восстановить диалектический, революционно-критический метод познания и преобразования социальной действительности ;
- в идеологической жизни общества, в идеологической работе партии преодолеть догматизм на основе обеспечения единства научной теории социализма с развивающейся социальной практикой;
- осуществлять непрерывный научно-теоретический и практический поиск для нахождения новых организационных форм, средств, методов социально-практической деятельности с целью активизации социального субъекта на базе укрепления и развития социализма.
3. Процесс построения и развития социализма в различных странах как социальная практика обнаруживает неизбежность многообразия исторических путей, форм, средств и методов социально-практической деятельности. И нахождение в них наиболее адекватных, эффективных, являясь функцией социального субъекта, имеет также момент субъективности. Следовательно, возможность поиска, выбора в социальной практике создает реальную альтернативность в развитии социалистических стран. Поэтому нельзя абсолютизировать опыт той или иной страны, необходимо учитывать пространственно-временные рамки социалистического опыта, его ситуатиБнзсть и субъективность. Общие закономерности перехода от капитализма к социализму, являясь определяющим критерием социалистического развитие, функционируют в живой конкретности, во многообразии социалистического опыта. В этом плане перестройка в СССР - не образец, который надо калькировать, з содержательный, революционно-критический социальный процесс, осуществляемый в стране, прошедшей определенный путь социалистического развития. Всестороннее теоретическое отражение ее может обога-
тить опыт социалистического развития других стран и.поднять на качественно новую ступень социальную практику в социалистических странах.
4. Успех перестройки, интенсивность субъектно-объектных отношений определяются полнотой, развернутостью объективных предпосылок. Осуществляемые в стране перемены: коренное изменение управления экономикой, совершенствование социалистической демократии, развитие самоуправления народа, гласности, критики создают условия для кардинального решения назревших в общественном организме социальных проблем. Наиболее характерный аспект их - наличие элементов социального отчуждения народа от социалистической собственности, от участия в управлении обществом, производством и пр.;
5. Интенсивность субъектно-объектных отношений зависит от творческого потенциала социального субъекта, реализуемого в процессе деятельности. Современный уровень социальной практики требует системного формирования этого творческого потенциала, но решение конкретных социальных задач может, актуализировать те или иные его элементы. Опыт показывает, что хотя объективная необходимость перестройки вполне назрела, но субъект перестройки, советский народ, приобретает творческий потенциал для этой революционной практики'в ходе самой перестройки.
6. Только перестройка в состоянии раскрыть весь потенциал социализма, обеспечив необходимую целенаправленную интенсивность субъектно-объектных отношений. Критерием реализации перестройки может быть только "дело": растущая производительность труда, экономичность производства, .высокая общественно-политическая и трудовая активность социального субъекта, эффективность решения гуманистичерких задач обществом.
Основные публикации автора по теме диссертации:
1. Монография "Социальная практика в социалистическом обществе", Алма-Ата: Казахстан, 1985, объем 8 п.л.
2. "Роль субъективного фактора в превращении возможности в цействительность в условиях социализма"-статья в сборнике "Диалектика объективного и субъективного в развитии социалистического общества". М.: Мысль, 1970.
3. "Роль субъективного фактора в строительстве коммунистического общества"-глава в коллективной монографии "В.И.Ленин о роли субъективного фактора в строительстве коммунизма". Алма-Ата: Казахстан, 1970.
4. "Развитие классовых отношений и достижение социальной однородности в процессе строительства коммунистического общества"-глава в коллективной монографии "Развитие социалистических общественных отношений". Алма-Ата: Казахстан, 1976.
5. "К вопросу об актуализации теоретической деятельности марксистско-ленинской партии'1-статья в сборнике "Революционные партии в современном мире". Ротапринт АОН при ЦК КПСС, 1982.
6. "Некоторые аспекты культуры разумного потребления" статья в журнале "Казахстан коммуниси", 1984, № I.
7. "К вопросу о соотношении теории и практики в социалистическом обществе"-статья принята к печати в сборник АОН
при ЦК КПСС.