автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Социальная работа в России
Текст диссертации на тему "Социальная работа в России"
•'У,/ - , -Г /'о"-? -Г
' •../ ~ 7" / <.../ С?
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ФИРСОВ Михаил Васильевич
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В РОССИИ: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Специальность 07.00.02 - Отечественная история
Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук
Специальность 07.00.02 - Отечественная история
.Президиум ВАК России
1 (решение от ^ 1С 10
\; присудил. ученую степень \.АР
- 19917
/
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ ........................................ 24
РАЗДЕЛ II. ПОМОЩЬ, ВЗАИМОПОМОЩЬ И ПОПЕЧЕНИЕ С
ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ОБРАЗОВАНИЯ ИМПЕРИИ....................... 63
РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ
К ОБЩЕСТВЕННОМУ И ЧАСТНОМУ ПРИЗРЕНИЮ ................................ 130
РАЗДЕЛ IV. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ: ТЕНДЕНЦИИ И
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ................................................................................... 179
РАЗДЕЛ У. ТЕНДЕНЦИИ ДРЕВНЕЙШИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
ПРОЦЕССЕ ПОМОЩИ И ВЗАИМОПОМОЩИ............................................ 230
РАЗДЕЛ VI. ОФОРМЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К
ОБЩЕСТВЕННОМУ И ЧАСТНОМУ ПРИЗРЕНИЮ.................................... 276
РАЗДЕЛ VII. НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ............................................... 330
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 358
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА........................................................................ 374
ПРИЛОЖЕНИЕ ................................................................................................... 401
ВВЕДЕНИЕ.
ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ
•з
Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. Проблемы социальной помощи и защиты принимали различный характер не только в зависимости от экономического состояния производительных сил и производственных отношений, но и от уровня развития гражданского общества как главной помогающей силы в деле поддержки слабых, неимущих, обездоленных.
Интенсивный интерес и практическая необходимость в поддержке различных категорий нуждающихся возникает в последнее десятилетие в контексте проводимых социально-экономических реформ.
Структурный кризис 70-80-х годов, характеризуемый такими показателями как инвестиционно-технологической стагнацией, деградацией потребительского рынка, инфляцией, экономическим спадом, кризисом социальной системы приводит к необходимости реформирования экономической и социальной сферы.1 Однако краткосрочные и среднесрочные сценарии развития реформ конца 80-х и начала 90-х годов не велись в должном русле и с должной эффективностью, что приводит к новой фазе структурного кризиса. В этой связи возникает необходимость в амортизаторах, позволяющих ослабить социальное напряжение в обществе, защите население от экономических рисков и спадов, разработке концепции развития со-» циальной политики, которая позволила бы решить важнейшие задачи: улучшение материального положения граждан, обеспечение занятости и их конституционных
1 См.: Белоусов А. Структурный кризис советской индустриальной системы. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995.
прав, улучшение социальной сферы. Стратегия улучшения качества жизни населения1 становится важнейшим показателем социального реформирования рубежа XX- XXI века.
Актуальность исследования
Социальное реформирование в конце нынешнего века связано с новыми ориентирами гражданской культуры, где социальная помощь и защита занимают особое место. Исторический этап современной отечественной помощи и поддержки связан с такими важнейшими моментами: государственной необходимостью в профессиональной деятельности в деле защиты нуждающихся, общественной потребностью в благотворительной помощи, состоянием развития той фазы гражданской культуры, когда проблемы социального образования становятся актуальными вопросами общественной жизни. Именно в этих условиях формируется интерес «к истории общества, как процессу крупномасштабной и долговременной трансформации общности, позволяющий формировать, с учетом социоэтнических детерминант, современную практическую социальную политику. Актуальность исторического познания становления социальной работы как составной части социальной политики связано с прагматическими задачами. Споры о самостоятельном пути развития России как особой цивилизации заставляют более пристально изучать ее, прошлое, в нем находить ответы на современные вопросы. Историческое прошлое социальной работы не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но и формы, методы, принципы работы с коллективами
г
и индивидуумами в отечественной социокультурной среде, с учетом российской ментальности.
1 См.: Жуков В.И. Социальное образование как фактор развития цивилизации. М., 1996.
Не менее важными вопросами становятся проблемы собственно истории как научного знания. И здесь вопросы фрагментации и единства, исторической природы социальной реальности, ее материальной и социетальной культуры, организа-
с г— о и
ции экономики и политической власти, истории событии, отдельных людей и отдельных цивилизаций становятся теми системами отсчета, позволяющими организовывать и интерпретировать уже устоявшиеся традиционные исторические схемы применительно к текущим "задачам" современного исторического момента.
История социальной работы - новая тема в отечественном историческом познавательном пространстве. Она не однозначно определяется в научных подходах.1' Однако при всем многообразии отечественных современных научных подходов к истории социальной работы в России интерпретационные гипотезы сводятся в основном к событийности. Можно отметить, что не существует конфликта интерпретаций, поскольку происходит оформление информационного пространства за счет устоявшихся традиционных схем: формационных, цивилизационных, политических. Сведение к устоявшимся познавательным традициям, игнорирование того факта, что социальная работа самостоятельный кластер познания не дает возможность современным исследователям в подходах к ней увидеть особую историческую и познавательную реальность. Все это не позволяет продуктивно анализировать процесс социальной ра-
а
боты в России как совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и индивидуальных иррациональных действий и поступков. Именно эти сложившиеся противоречия вызывают к жизни потребность в системном анализе российской исторической социальной работы.
1 См.: Бадя Л.В., Демина Л.И., Егошина В.Н. и др. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994; Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995; Сухоруков М. Социальная работа в России// Социальная защита. М., 1995. №№ 5,6; Чернецов Н.В. Генезис и эволюция социального призрения в России (Х-Х1Х века) М., 1996 (Дисс. на соиск. ученой, степени канд. истор. наук.) и др.
Социальная работа в России предстает как сложный процесс, имеющий тысячелетнюю историю становления, который постоянно изменяется в культурно-исторической перспективе. Процесс, находящийся в постоянной флуктации, требует учета различных форм исторического времени, различных форм исторической практики и познания. Вот почему познавательная матрица социальной работы не может быть сведена только к тем или иным формам практики помощи, идеологе-мам защиты. Историческая социальная работа должна отражать и историю понятий, и историю ментальных структур общества, и историю политических процессов, и историю форм помощи и поддержки, и меняющиеся паттерны клиентов. Комплексный подход, конструирующий социальные исторические миры в их общественной практике и познавательных традициях является актуальной потребностью данного момента становления отечественной социальной работы.
Вместе с тем историческое осмысление социальной работы до настоящего времени не получает своего должного отражения. Авторы многих относящихся к обсуждаемой области исследований не выходят за пределы отдельных фрагментов исторической социальной работы, ограничиваются пределами определенного временного среза, что не позволяет видеть ее как целостный многоаспектный процесс.
Таким образом возникло определенное противоречие между потребностями комплексного осмысления социальной работы в отечественной культурно-исторической перспективе и анализом отдельных форм практики, ограниченным локальным историческим контекстом. С учетом этого противоречия был сделан выбор темы диссертационного исследования - "Социальная работа в России: теория, история, общественная практика", определены ее хронологические рамки с X по XX век, а также проблема, которая сформулирована следующим образом: како-
вы характерные социоисторические черты отечественного пути развития социальной работы как общественной практики и научной теории? Решение этой проблемы и составляет цель исследования. *
Объект исследования
Исходя из актуальности изучения исторических предпосылок зарождения социальной работы в России, автор в качестве объекта диссертационного исследования рассматривает процесс помощи и взаимопомощи в культурной и социально-исторической перспективе.
Предметом исследования является социальная работа в России как специфи-* ческий вид общественной практики и область научного познания, исторически сложившиеся в процессе формирования российского этноса.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования представлены
,7
следующие задачи:
1. Опираясь на анализ фактических, документальных, архивных материалов, научных исследований теоретически осмыслить сущность, содержание и структуру социальной работы в России как социально-исторического феномена.
2. Проследить процесс оформления общественной помощи и поддержки на основных этапах ее социально-исторического развития.
3. Исследовать генезис отечественных государственных и негосударственных форм защиты и поддержки различным категориям нуждающихся.
4. На основе изучения теоретического наследия прошлого в области помощи и поддержки нуждающихся выявить и концептуально обосновать основные исторические тенденции оформления научной парадигмы социальной работы в России.
5. Вскрыть исторические причины трансформации идеологии помощи и под-
держки в контексте государственной и общественной практики социальной работы.
6. Осуществить конструктивный анализ научной литературы по проблемам исторической социальной работы и общественного призрения.
7. В контексте исследуемой проблемы обосновать выводы и предложения для дальнейшего изучения отечественной исторической социальной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• впервые процесс помощи и поддержки рассмотрен на большом отрезке времени с периода славянских общин до пост советского этапа, прослежены основные этапы становления отечественной модели помощи от мирского нищелю-бия к организованной деятельности государственных органов социальной защиты.
• предложена авторская концепция развития общественной помощи на основе социогенетического подхода к интерпретации социальной действительности. Дана периодизация процесса с учетом важнейших детерминант: языковых, событийных, идеологических, понятийных, субъектных.
)
• прослежена история процесса на основе изменения важнейших понятий от "слепни" и "благотворения" до "социального обеспечения" и "социальной работы", идентифицирующих различные этапы становления социальной работы.
• впервые движение истории социальной работы рассмотрено автором как процесс становления общественных представлений о помощи и поддержки, дан системный анализ с новых позиций документов древности, а также введен в научный оборот как целостная познавательная парадигма работы исследователей неизвестных и малоизвестных отечественных ученых XIX и XX в. по проблемам призрения, благотворительности, социального обеспечения и социальной работы.
• в научный оборот введены новые архивные документы, ранее не публи-'
ковавшиеся, а также исследовательские материалы ученых прошлого столетия и современности.
)
Степень научной разработанности проблемы
Специальное и целенаправленное изучение социальной помощи в России начинается в начале XIX в. Примечательно то, что процесс помощи и поддержки не был терминологически определен, его описание происходило в двух культурно-исторических парадигмах: общественном призрении и христианской благотворительности (в конце XIX в. осмысленным как благотворительность). Разнополярность подходов к интерпретации процесса помощи и взаимопомощи связана со многими причинами, среди которых важнейшими являлись: идеологические установки того времени, добровольное, избирательное отношение государства к проблемам социальной поддержки, разработанность проблемы христианского милосердия и ншцелюбия в церковной литературе и не разработанность ее в светской историографии. К тому же, не выделяя в исторической науке общественную и частную помощь и поддержку в качестве самостоятельного предмета изучения, такие историки как Н.Карамзин, В.Ключевский, С.Соловьев используют применительно к ранним страницам княжеской помощи христианские понятия "ншцелюбие", "милосердие" и более позднее светское понятие "благотворительность". Все это привело к тому, что и в светских и в конфессиональных подходах к концу XIX в. не определилась единая идентификация процесса помощи.
)
В XIX в. общественное призрение и христианская благотворительность существовали как две самостоятельные парадигмы. К началу XX в. они рассматриваются в единстве как общественная помощь, а государственное призрение и част-
ная благотворительность, представленная светской и конфессиональной истори-
■7
ческой практикой, как составные части единого социально-исторического процесса.
Один из первых светских подходов к истории отечественного опыта социальной помощи в России дан в работе А.Стога "О общественном призрении"1, которая на протяжении первой половины XIX столетия явилась, по сути, единствей-ным историческим исследованием, посвященным данному вопросу. Подчеркивая важность государственного подхода в деле общественной помощи, общественного призрения, А. Стог впервые в отечественной историографии попытался показать эволюцию государственного подхода к проблемам помощи и поддержки нуждающихся, начиная с ранних страниц российской истории X-XI вв. И только более чем через пятьдесят лет данная проблема найдет свое отражение в работах других^ исследователей.
Интерес к ранним страницам отечественной практики помощи и защиты в 70-80-х гг. XIX в. связан с ростом общественного движения поддержки нуж-
з
дающихся, а также с рядом государственных мер в области социальной политики. В исследованиях этих лет рассматривается история процесса помощи и поддержки в России, эволюция общественного призрения анализируется с различных точек зрения: мероприятий правительства, законодательства, с позиций историко-статистического подхода.2
Параллельно с данным подходом развивается и другой - с точки зрения
3
христианской благотворительности. В связи с тем, что практика христианского милосердия имеет более раннюю общественную традицию, чем государственная, ис-
1 См.: Стог А. О общественном призрении в России. СПб., 1818. г
2 Историческое обозрение мер правительства по устройству общественного призрения в России. СПб., 1874; Маргулис М. Исторический очерк законодательных мер по общественному призрению. Одесса, 1894; Максимов Е.Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894.
ториография христианской благотворительности развивается в этот период цо нескольким направлениям: осмысляется практика милосердия в христианской истории цивилизации1, отдельно рассматриваются этапы благотворительности в России2, обозначаются исторические тенденции частной христианской благотворительности.3
На рубеже XIX - XX вв. складываются определенные области исторического познания общественной и частной помощи по следующим направлениям: история отдельных этапов социальной помощи в России, история социальной помощи (приходской, земской, городской и т.д.), история благотворительных учреждений и обществ, зарубежный опыт общественного призрения в контексте отечественной практики, исторические подходы к явлениям социальной патологии.
При изучении прошлого общественной помощи исследователи рассматривают два больших периода: период ее оформления в Древней Руси и XVIII в., когда определяются государственно-административные подходы к социальной по