автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социальная самобытность хозяйственного уклада России
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Каменских, Нина Викторовна
Введение.
Глава I. Социально-философские основания самобытности русского хозяйственного уклада.
1. 1. Русский хозяйственный уклад как объект философского анали
1.2. Принципы и характерные черты хозяйственной деятельности и экономического сознания.
Глава П. Философия труда, собственности и богатства в социальноисторической практике русского хозяйствования.
2. 1. Соборность русского труда.
2. 2. Проблема собственности в русской философии.
2. 3. Сизигийностъ богатства.
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Каменских, Нина Викторовна
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Тема диссертационного исследования - русский хозяйственный уклад, его социально-историческая самобытность и философско-антропологическое содержание. Русское хозяйство представляет собой особый феномен социальности русского народа, синтез хозяйственной организации и духовности русского человека; это не просто экономика как техника выживания людей (узкое понимание хозяйства), а в первую очередь целостный образ жизни, складывавшийся и развивавшийся на протяжении столетий. Возвращение к народным основам, традициям, идеалам, культурно- историческим ценностям, социально-историческим формам, духовно-нравственным основаниям после десятилетий их отрицания и забвения, после кризиса отечественной "переходной экономики" - вот что обусловливает научно-теоретическое - мировоззренческое значение темы настоящего исследования.
Весь исторический опыт свидетельствует о том, что в отрыве от традиционной жизни народа любые социальные и экономические реформы завершаются ничем, ведут в тупик. Именно поэтому основой для выхода из современного кризисного состояния, ключом к преодолению создавшегося тупикового положения является осмысление сущности, содержания, самобытности русского хозяйства в первую очередь как уникального социального и духовного явления нашей жизни.
При этом более основательного исследования в современных условиях требуют способы и механизмы русской (национальной) хозяйственной самореализации, содержание духовной компоненты в хозяйственной жизнедеятельности русского человека, социальная самоорганизация и особая мотивация труда русских людей на протяжении многовековой истории нашего народа. Это обусловлено не только социально-экономическими, но и общественно-политическими, демографическими и иными процессами, переживаемыми нашей страной на рубеже ХХ-ХХ1 веков.
СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ. Проблематика русского хозяйственного уклада, самобытности национальной хозяйственной жизнедеятельности наиболее полно проявлялась уже в творчестве славянофилов. В трудах А. С. Хомякова, братьев К. и И. Аксаковых, Ю. Ф. Самарина, П. Я. Данилевского, Н. Н. Страхова, К. Н. Леонтьева, В. Соловьева и И. В. Киреевского. Важное место занимает анализ русской самобытности, культурно-исторических особенностей жизнедеятельности русского народа, его будущности. Среди вопросов, непосредственно касающихся предмета нашего исследования, следует отметить постановку и разработку в славянофильской литературе проблем труда, распределения, критику крепостного права, самоорганизации, земства. Спецификой славянофильского анализа русской хозяйственной самобытности являются определенный отрыв анализа хозяйственных процессов в русском обществе от социально-политических отношений, абсолютизация влияния православия на хозяйственную жизнь русского народа, увлечение проблематикой "духовной самобытности" в ущерб исследованиям организационно-правовой и социально-экономической специфичности русской экономической жизнедеятельности.
Особым этапом на пути изучения русского хозяйства стало народничество. В сочинениях Н. К. Михайловского, Н. Р. Даниэльсона, В. В. Воронцова, Г. П. Сазонова содержится глубокий анализ русской хозяйственной самобытности, общинности, артельности, народности. Русское народничество обратило особое внимание на проблемы-хозяйственной мотивации, специфику разделения труда в России, роль земледельческого труда в хозяйственной жизни народа.
Важную роль в осмыслении сущности и содержания русского хозяйственного уклада играло и религиозно-философское течение в русской гуманитарной мысли конца XIX - начале XX веков. В работах В. Ф. Эрна, Е. Н. Трубецкого, И. А. Ильина, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева нашли свое отражение проблемы соборности труда, софийности собственности, сизигии народного богатства, духовности в хозяйственной деятельности человека, духовной и хозяйственной социализации в русском обществе. Особое значение в 4 работах русских философов данного периода приобретают вопросы хозяйственной организации и самоорганизации, сущности хозяйства как творческого и духовного акта.
Следующим этапом в изучении проблемы стали труды российских ученых середины и второй половины XX столетия в работах О. Платонова, Г. Турчинского, В. Шаповалова, Ю. Бородая и др. На этом этапе особое внимание уделяется осмыслению исторического опыта русского хозяйства, преодолению узкоклассового и исключительно материалистического подхода к хозяйственной жизни людей, выявляются наиболее удачные социальные организационные формы русской хозяйственной практики прошлых лет, которые могут быть использованы и в современных условиях.
С начала 90-х годов XX века начинается, на наш взгляд, принципиально новый период в изучении русского хозяйства, связанный с глубокими геополитическими и социально- экономическими трансформациями в мире и в России. В работах Н. Косолапова, В. Рязанова, К. Романова, К. Стожко, С. Титовой, Л. Шумихиной, Р. В. Рыбкиной и др. рассматриваются проблемы исторической цикличности в хозяйственной деятельности, духовной преемственности в хозяйственном процессе, экономического гуманизма. В рамках этого периода возрождение самого объекта исследования - русского хозяйственного уклада, является свидетельством конструктивного переосмысления и творческого использования достижений русской общественной мысли, усвоения исторических уроков прошлого.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Диссертант видит главную цель исследования в теоретическом обосновании и разработке целостной социально-философской концепции русского хозяйственного уклада, в определении его места и роли в историческом развитии нашего общества и его современном состоянии. Решение этой цели предполагает осмысление духовных основ русского хозяйствования, его социально-исторических форм бытия, выявление основных закономерностей формирования и развития русской социальной и хозяйственной самобытности. Исходя из этого в работе поставлены следующие задачи:
- провести анализ сущности русского хозяйственного уклада как исторически сформировавшейся иерархии ценностей, принципов и мотивов хозяйственного поведения людей (аксиоматика), а также совокупности корневых социально-экономических приемов (форм и методов) хозяйственной самореализации русского народа (праксиология);
- исследовать социально-философское, смысложизненное содержание русского хозяйственного уклада, проявляющееся в духовных основаниях хозяйствующей личности, ее социальной ответственности, духовной зрелости и социальной компетентности;
- раскрыть внутреннюю (эндогенную) и внешнюю (экзогенную) стороны социально-исторических форм русского хозяйства: соборности русского труда; софийности собственности; сизигии национального богатства; выявить специфически русское понимание этих основных ипостасей хозяйственного уклада;
- выяснить место и роль русского хозяйственного уклада в национальном и мировом историческом развитии, в общем ноосферном процессе; раскрыть органичное единство духовного и материального факторов в осуществлении русского хозяйства как социально- философского феномена, уникального лвления духовной жизни человека.
В широком смысле настоящая работа нацелена на выявление объективных и субъективных особенностей русского хозяйства, лежащих в основе его саморазвития, а также тех универсальных его характеристик, которые обусловливают возможность "здоровой" и полноценной его интеграции в мировое социально-экономическое развитие.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. В работе использованы следующие методы исследования: историко-эволюционный методы; методы количественного и качественного анализа; метод сравнительного анализа и ретроспекции; метод группировки данных; синергетический метод изоморфизма и сопоставления разнокачественных характеристик и признаков изучаемого объекта; метод индукции и дедуктивный метод.
Для решения поставленных в работе задач использовались такие методологические подходы, как цивилизационный, формационный, системный, общесоциологический, а также принципы историзма, исторической преемственности (континуитета), цикличности общественного развития.
В связи с этим для подтверждения полученных в ходе работы над темой диссертационного исследования результатов привлечены труды отечественных и зарубежных философов, социологов, историков и экономистов по проблемам социально-философской систематики, морфологии и гносеологии общественного развития в целом, развития национальных экономических систем (хозяйственных укладов) в частности. Информационной базой исследования явились также некоторые агиографические источники, былинные памятники, образцы русского народного фольклора, русской классической литературы.
ПРЕДМЕТ (ОБЪЕКТ) ИССЛЕДОВАНИЯ. Предмет исследования -процессы и формы духовной и хозяйственной социализации русских людей, формирование русской ментальности и ее проявление в процессе экономического развития России. Указанные процессы и формы непосредственно затрагивают объект анализа - русское хозяйство как исторически целостную, социально и организационно оформленную иерархию ценностей и приоритетов русского общества в экономической сфере его жизнедеятельности.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1. Раскрыта сущность русского хозяйственного уклада как исторически сложившейся иерархии ценностей, принципов, методов, способов, социальных технологий и форм хозяйствования, посредством которых русский народ на протяжении своей многовековой истории осуществлял свою самоидентификацию в мире, свою смысложизненную самореализацию, творил свою духовную и материальную культуру;
2. Выявлены и исследованы фундаментальные особенности русского хозяйственного уклада, проявившиеся в органическом единстве духовного и материалистического миропонимания и мироотношения русских людей к хозяйству;
3. В результате анализа социально-исторических форм русского хозяйствования (соборность, софийность, сизигийность) в отношении экономических явлений и процессов (труд, собственность, богатство) раскрыты внутренние и внешние стороны соборности (единое, общее понимание русскими людьми смысла жизни и своей судьбы; коллективистский, общинный характер труда), софийности (умеренное нефитишизированное отношение к собственности; высокая оценка коллективной собственности) и сизигии (органичное сочетание духовной и материалистической мотивации хозяйственной практики; первичность духовного как самоценного в хозяйстве);
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Русское хозяйство как особый социально-исторический уклад жизнедеятельности русских людей неразрывно связан с формированием и развитием русского этноса и русской государственности. В связи с этим предмет (объект) исследования берется в рамках долгосрочной исторической перспективы (диахронии), представляющей собой сверхдлинный исторический суперцикл.
Цикличное развитие истории, обосновываемое в работах У. Митчелла, Р. Арона, С. Кузнеца, Н. Д. Кондратьева, М. И. Туган-Барановского, Э. Тоф-флера и других исследователей позволяет взглянуть на данную проблему социально-философской типологии и морфологии экономической жизнедеятельности людей с позиций не конъюнктурно-конкретного, а исторически-абстрактного и вместе с тем глубоко системного анализа.
Именно поэтому хронологические рамки очерчиваемого периода - X -XX вв. (целое тысячелетие). Первая цифра связана с принятием христианства на Руси и оформлением русской государственности; вторая - с такими глобальными гео-политическими явлениями, как прекращение существования СССР и поиск современной Россией своего нового и полноценного места в мире.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Диссертационная работа выполнялась и обсуждалась на кафедре философии Уральского государственного профессионально-педагогического университета и на кафедре экономики Уральского государственного университета.
Результаты работы докладывались на 3 Всероссийских и 2 областных научно-теоретических конференциях (Екатеринбург, 1995-1999), изложены в 2 монографиях (в соавторстве), 2 учебных пособиях, 4 статьях общим объемом 24,6 п. л.
На основе полученных результатов диссертационной работы подготовлены и читаются диссертантом следующие спецкурсы: "Русское национальное хозяйство" (ИППК УрГУ), "Национальная экономика" (УГППУ), "Философия труда" (УрГУ).
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация написана на 135 с. состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальная самобытность хозяйственного уклада России"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование сущности, характера, содержания, форм русского хозяйственного уклада позволяет сформулировать следующие выводы в настоящей работе:
1. Русское хозяйство есть совершенно особый, уникальный феномен в социально-экономической истории человечества, отражающий специфику сугубо русского отношения к хозяйству и в концентрированном виде воплощающий в себе русскую духовность, русскую природу, русскую философию культуру и русское понимание смысла жизни;
2. Русский хозяйственный уклад есть исторически сформировавшаяся иерархия ценностей, принципов, методов, способов, технологий и социально-экономических форм хозяйствования, посредством которой русский народ осуществляет свою самоидентификацию в мире, свою смысложизненную самореализацию и творит свою материальную и духовную культуру;
3. Особыми элементами этой иерархии русского хозяйственного уклада выступают духовность русского человека, социальная ответственность и социальная компетентность работника в процессе его хозяйственной деятельности. Именно эти свойства русского крестьянина, ремесленника, рабочего на протяжении многих лет составляли целостную, завершенную и прочную метафизическую, онтологическую и праксиологическую основу русского типа хозяйствования, фундамент его социально-экономической сущности;
4. Духовность русской хозяйственной деятельности, основанная на православных ценностях, обусловленная особенностями русской природы социального развития, представляла собой органичный синтез идеалов русского народа, выступала как особая форма святости, как софийность, соборность, как общее понимание смысла жизни, служение посредством хозяйства и через хозяйство возвышенно- прекрасным целям творчества, красоты и добра, воплощения правды в народной жизни;
5. Духовность русского хозяйственного уклада обусловливала исторически специфические социально- организационные формы ведения национального хозяйства: общину, артель, товарищество; именно эти формы хозяйственной самоорганизации наиболее соответствовали духовным основаниям русского человека и были детерминированы как его внутренним духовным миром, так и внешней, социальной и природной средой обитания;
6. Конкретными формами проявления хозяйственной духовности русского человека является служение добру (добродетель), самоотверженность (служение), отношение к хозяйственной деятельности, труду как к долгу, добровольно принятому на себя человеком; социальная ответственность, забота (радение) не только о собственном, но и об общем благополучии, о благе земли русской; социальная память (памятливость), проявляющаяся в бережном отношении к историческому опыту хозяйствования русского народа, сохранении, развитии и использовании его обычаев, традиций; духовная социализация русского хозяйствования, проявившаяся как в особой мотивации, так и в специфических технологиях осуществления хозяйственной деятельности;
7. Духовность русского хозяйственного уклада обусловила формирование корневой основы русского типа хозяйствования - социальной компетентности русского человека, ярко выразившейся в его природной смекалке, его терпимости, человечности, душевно- духовном отношении к окружающим людям, в которых он видел не соперников или конкурентов, а в первую очередь соработников, единомышленников и соотечественников. Социальная компетентность русского работника являлась результатом органичного единства духовного и материального начал в его хозяйственной практике, проявилась в русской ментальности, то есть миропонимании и мироотношении;
8. Сугубо русское миропонимание и мироотношение в хозяйственной сфере человеческого бытия нашло свое выражение прежде всего в соборности русского труда. Труд для русского человека выступал не столько как средство обретения материальных благ, сколько как смысл его жизни, способ раскрытия его духовности, его человеческой сущности. Внутренняя черта соборности - духовность труда - выражалась в традиционализме, в исторически последовательном уважительном отношении к труду, в бессребряности, бескорыстности русского труда, в его немеркантильной, прежде всего духовной мотивации. Внешняя черта соборности русского труда выражалась в принципах и формах общинности, артельности, товарищества, трудовой солидарности, коллективности хозяйствования, социального сотрудничества, соработничества, взаимопомощи;
9. Русское миропонимание и мироотношение проявилось и в отношении русского человека к собственности. Корневой характеристикой русского отношения к собственности выступала софийность, то есть созидательно-труженическая, духовно-творческая и общественно-полезная трактовка собственности как явления не только и не столько хозяйственной, сколько духовной и общественной (социальной) жизни человека. Несмотря на различные подходы русских людей к разным формам собственности, всех их объединяло единое восприятие собственности как духовного основания материального условия для человеческой жизнедеятельности, как элементарного достатка, необходимого для достойных условий человеческой жизни. Русскому человеку традиционно было чуждо отношение к собственности как власти, богатству, пышности, изобилию, роскоши. Важнейшей характеристикой русского отношения к собственности было представление об органическом единстве, неразрывности собственности и труда, трудовое смыслопо-лагание и целеполагание собственности;
10. Русское хозяйство неразрывно связано с русским пониманием богатства. В русском хозяйственном мышлении и миропонимании, в русском самосознании преобладало представление о богатстве не как о вещном факторе, не как о сумме материальных благ, а как об органическом сочетании, синтезе духовных и материальных ценностей, как об универсальной форме не только чисто имущественной, но и социальной сизигии, гармонии. Богатство как единство духовно-материального выступает в русском мышлении как умеренная оценка вещного, материального и высокая оценка духовного, нравственного, как умеренная оценка личного и индивидуального, и высокая оценка общего. Такая архитектоника русского мышления свидетельствует о более глубоком осмыслении принципов социальной справедливости, хозяйственной целесообразности и философской аксиологии богатства как универсального явления хозяйства;
11. Русский хозяйственный уклад представляет собой живой опыт русской национальной истории и культуры, к которому необходимо вернуться в наше время. В осмыслении и переосмыслении, творческом развитии и использовании исторического опыта организации и осуществления, функционирования русского хозяйственного уклада видится важнейшее условие преодоления современного глобального кризиса, который охватывает не только российскую экономику, но и политику, культуру, мировоззрение современного человека. В таком возвращении к укорененным духовным и хозяйственным ценностям видится не только условие успешной адаптации нашего общества к новым реалиям "переходной" экономики, но и основа успешного перехода российской экономики и общества из состояния полураспада и дезорганизации к стадии стабильности и процветания.
Список научной литературыКаменских, Нина Викторовна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Абрамян Э.Г. О соотношении стереотипов и инноваций в системе культуры // Некоторые вопросы философии. Сб. ст. Ташкент, 1976.
2. Андреев Ю.П. Философское содержание понятия "собственность" // Отношения собственности. Философский аспект анализа. Сб.ст. Свердловск, 1989.
3. Аникин A.B. Путь исканий: социально-экономические идеи в России до марксизма.М., 1990.
4. Апресян В. Ценностные контрверзы предпринимательства // Вопросы философии. 1993. № 1.
5. Ахиезер A.C. Россия как большое общество // Вопр. философии. 1993. №>1.
6. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. В 3 т. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997.
7. Барно И.Г., Шкарупа В.М. Особенности национального техноментали-тета // Вестник Омского университета. 1999. № 3. С.64-68.
8. Басина Е. Кривое зеркало Европы. / Интернет. Электронная библиотека. 1997.
9. Басс А. Хозяйственная этика русско-ортодоксального христианства. Перевод фрагментов // Бакштановский В.И. Согомонов Ю.В. Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства. Т.2. Торговец в храме свободы. Томск, 1992.
10. Белов В.И. Лад. М.: молодая гвардия, 1982.
11. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990.
12. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1991.
13. Бердяев H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.,1991.
14. Бердяев H.A. Судьба России. Ростов-на-Дону, 1997.15