автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Эвенки Южной Якутии в ХХ в.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Атласова, Саргылана Серафимовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Эвенки Южной Якутии в ХХ в.'

Текст диссертации на тему "Эвенки Южной Якутии в ХХ в."



МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЯКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.К. АММОСОВА

Атласова Саргылана Серафимовна

ЭВЕНКИ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ В XX В.: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Специальность 07.00.02. - Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

На правах рукописи

Научный руководитель -доктор исторических наук профессор Хатылаев М.М.

Якутск- 1999

Стр.

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3

Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И

ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ У ЭВЕНКОВ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ ДО СЕРЕДИНЫ 40-х гг. XX В.

1.1. Этнодемографическое положение и традиционное хозяйство

тунгусов до Октябрьской революции 1917 г................... 18

1.2. Переломные изменения в традиционном укладе жизни эвенков в 20-30-е и.......................................'.................. 38

1.3. Эвенки Южной Якутии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ............................................... 62

Глава 2. СОЦИАЛЫЮ-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ

ПРОЦЕССЫ У ЭВЕНКОВ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 40-х - 90-е гг XX в.

2.1. Социально-экономическое развитие эвенков региона в

середине 40-80-х гг..................................................................................................77

2.2. Демографическая ситуация (середина 40-80-х гг.) ............98

2.3. Современное социально-экономическое и демографическое состояние эвенков Южной Якутии............................................................114

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................139

ПРИМЕЧАНИЯ...........................................................................145

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ....................................164

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ...................................................188

ПРИЛОЖЕНИЕ ............................................................................................................189

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Малочисленные этносы Севера, представляющие собой особую группу народов, создавших самобытные культуры и вносящих вклад в разнообразие общечеловеческого развития, переживают сейчас процесс возрождения. Сумевшие на протяжении многих веков в экстремальных северных условиях выработать своеобразные приемы и способы выживания, коренные народы в конце XX века под влиянием технократического общества находятся в состоянии переходного периода социально-экономическом и демографическом развитии.

Беспокоит больше всего отчуждение от традиционных форм хозяйствования, понижение жизненного уровня, что ставит под сомнение сохранение этнических признаков и будущность этих народов. Уменьшилось количество населения, занимающегося традиционными видами деятельности. С каждым годом уменьшается число действительных носителей материальной и духовной культуры. Осознание этого требует усилий по научной оценке сложившейся ситуации и выработки стратегии дальнейших действий. Демократизация общества дает возможность разработки новой национальной политики, основанной на подлинном равноправии народов. Растет интерес у отечественных и зарубежных исследователей к традиционному укладу жизни и культуры аборигенов, обусловленный указанными проблемами, связанными с их положением в современном обществе.

В результате сложившейся мировой обстановки ООН объявила 1993 г. годом коренных народов мира, затем продлив его в десятилетие коренных народов мира. На международном уровне образованы Северный Форум и Академия Северного Форума. В Российской

Федерации разработаны государственные программы развития экономики и культуры народов Севера. В 1996 г. принят закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", направленный на поддержание традиционного природопользования, возрождения и развития культуры коренных малочисленных народов Севера.

Правительство Республики Саха (Якутия) проводит политику восстановления уклада жизни коренного населения Севера. В Конституции РС(Я), в статье 42 говорится: "Республика, уважая традиции, культуру, обычаи коренных народов и малочисленных народов Севера, защищает и обеспечивает их неотделимое право на: ... защиту от любых форм насильственной ассимиляции и этноцида, а также посягательства на этническую самобытность, исторические и священные места, памятники духовной и материальной культуры..."1 Приняты законы о правовом статусе коренных малочисленных народов Севера, о кочевой родовой общине малочисленных народов Севера. Основан Институт проблем малочисленных народов Севера, комплексно исследующий проблемы экономического, социального и духовного возрождения коренных народов. Идет воссоздание традиций и обычаев малочисленных народов Севера, и как никогда стало актуально истор-ихо-рстроспективное изучение региональных социально-экономических и демографических аспектов истории отдельных народов, в частности эвенкийского.

Эвенки (тунгусы до 1931 г.) относятся к числу автохтонных малочисленных народов Азиатского материка, ареал проживания которых простирается от Средней Сибири до Охотского моря, от Китая до Северного Ледовитого океана. Первые известия о них датируются 2225 г. до н.э. В настоящее время эвенки один из наиболее крупных

малочисленных народов Севера России. Выбор темы обусловлен также, тем что в Якутии, проживает 48,2% (перепись 1989 г.) всего эвенкийского населения Российской Федерации2. В Республике Саха (Якутия) к местам локализации эвенков отнесено 9 улусов: Алданский, Иерюнгринский, Анабарский, Булунский, Жиганский, Олекминский, Мирный, Оленекокий и Усть-Майский. Значительная часть эвенков (39% по республике) сконцентрирована в Южной Якутии, где исторически образует территориально-компактную группу расселения в районе типичного индустриального развития. С начала века на исконных землях проживания малочисленных народов Севера развивались золотодобывающая, угледобывающая промышленность и производилось строительство железной дороги. История эвенков Южной Якутии в XX в. -это яркий пример влияния промышленности на коренное население Севера.

Объектом данного исследования выступают эвенки Южной Якутии, прежде всего социально-экономические и демографические аспекты их истории в контексте общей истории с граны. Интерес к теме вызван необходимостью изучения региональных особенностей ЮжноЯкутской субэтнической группы эвенков, проживающих в условиях интенсивной индустриальной экспансии.

Состояние изученности темы. В той или иной форме интересующие нас вопросы затрагиваются в разнообразных по тематике научных работах.

В этнографической литературе достаточно широко представлен круг исследований по коренным народам Севера. Классикой являются труды В.Д. Йохельсона, А.Ф. Миддендорфа, Р.К. Маака, Г.Л. Майделя, начавших изучение особенностей быта, нравов, хозяйства, культуры и верований народов Севера3. В особенности отметим работу

И.И. Майнова "Некоторые данные о тунгусах Якутского края", в которой отмечаются характерные сведения об эвенках Южной Якутии,

как хозяйственного, так и демографического плана4. Но структура работы делает её в большей степени описательным очерком .

Среди книг и статей, изданных в первые годы советской власти, затрагивающих темы об эвенках Якутии, можно отметить статью Е.М.Ярославского "О тунгусах Олекминского округа" и М.О. Плотникова "О приросте некоторых северных сибирских туземных племен"5. Вопросы, рассмотренные данными авторами, нуждаются в дальнейшей обработке и более углубленном изучении.

Весьма ценные материалы по социальной и этнической истории коренных народов ввели в научный оборот работы А.П. Окладникова, В.А. Туголукова, В.Г. Богораза, И.С. Гурвича, Б.О. Долгих, В.В. Карлова и других6. Роль коммунистической партии в судьбах коренных народов освящена исследователями М.Е. Будариным, В.А. Зибаревым и И.П. Клещенок. Отметим, что литература социалистического периода при всей своей масштабности односторонне относилась к достижениям и негативным моментам истории малочисленных народов Севера.

Труды первого доктора наук из эвенков В.Н. Увачана посвящены проблемам: экономической и социальной жизни народов Севера в условиях социализма8. Они содержат много интересной информации по истории малочисленных народов, но весьма позитивно оценивают советскую национальную политику.

Корифей тунгусоведения Г.М. Василевич в основном в своих работах касалась тунгусов Средней Сибири, тем не менее в них прослеживаются отдельные сообщения об эвенках Якутии. Её труды

служат ядром в формировании этнографической и лингвистической базы для исследователей тунгусо-маньчжурских народов9,

Из демографических работ наибольший интерес вызывает работа С.К. Патканова "Опыт географии и статистики тунгусских племен Сибири на основании данных переписи населения 1897 г. и других источников" в двух томах, проводящая анализ сведений Первой Всеобщей переписи населения Российской империи, С.К. Патканов, также подготовил работу "О приросте инородческого населения Сибири" в котором проводились сравнения различных данных и аргументировался вывод об увеличении численности тунгусов. Уделяется внимание тунгусам и в опубликованных лекциях С.К. Патканова "Огечествоведение. Азиатская Россия". Указываемый автор с должным вниманием рассмотрел демографию, однако в его трудах мало освещен социально-экономический аспект10.

Отдельные демографо-статистические аспекты исследования малочисленных народов Севера затрагивались З.П. Бояршиной, В.М. Кабузаном, E.H. Федоровой, В.Б. Игнатьевой и другими11.

В общих работах по истории Якутии, в очерках по развитию региона их авторы касались коренных народов Севера, при этом ввиду широты поставленных задач история их, в особенности эвенков Южной Якутии, отражается в таких работах в недостаточном объеме12.

Г.П. Башарин и Ф.Г. Сафронов рассмотрели вопросы возникновения и состояния земледелия и скотоводства у тунгусов, но лишь относительно дореволюционного времени13.

На выводах, сделанных из экспедиционных материалов 50-х гг. Института языка, литературы и истории ЯФ АН СССР, в 1964 г. была опубликована работа C.B. Николаева "Эвены и эвенки Юго-восточной Якутии"14. Указанный труд является наиболее значительным и

содержательным исследованием эвенков Якутии, при этом особое внимание уделено хронологически узкому периоду 50-60-х годов.

В монографических трудах М.М. Хатылаева освещаются вопросы зарождения и развития промышленности не Северо-востоке России, в частности этапы индустриального освоения Южной Якутии. Кроме того, ряд обзорных статей исследователя посвящен непосредственно малочисленным народам Севера, но к сожалению они весьма фрагментарны15.

С.Н. Горохов и A.A. Алексеев имеют наиболее интересные и полные публикации, демонстрирующие социально-политические и этнологические особенности малочисленных народов Якутии16. Их работы привлекательны не только теоретической близостью к исследуемой теме, но и тем, что они написаны самими представителями коренных народов Севера.

С.И. Ковлеков и C.B. Атласов посвятили свои труды в целом истории развития сельского хозяйства республики, но в них возможно

17

проследить отдельные факты относительно эвенков Южной Якутии .

По проблемам аборигенного населения Якутии защищены кандидатские диссертации Ю.Д. Петровым и H.A. Слепцовым18. В их работах преимущественно прослеживаются мероприятия Советской власти в области административного и хозяйственного устройства коренных народов Севера. Кандидатская диссертация М.Х. Белянской посвящена традициям и современности в культуре тунгусо-маньжурских народов, в ракурсе Северо-Восточной Азии19. Следует- в особенности выделить кандидатскую диссертацию И.И. Винокурова по теме: "Эвенки зоны Байкало-Амурской магистрали: историко-демографи ческий аспект (1976-1990 гг.)", рассматривающую воздействие индустриального развития на коренное населения

Российского северо-востока". Одновременно, при всей содержательности данной работы, в ней эвенки Южной Якутии представлены только нерюнгринской группой и в промежутке времени от середины 70-х до начало 90-х гг.

В сборниках "Малочисленные народы Севера Якутии: состояние, проблемы", "Якутия и Россия: история и перспективы содружества народов", "Проблемы обеспечения рациональной занятости малочисленных народов Севера" и многих других, нашли отражение различные аспекты исследования народов Севера21. Так, близки к изучаемой проблеме статьи В. А. Роббека, A.B. Кривошапкина, У.А. Винокуровой, А.Н. Мыреевой, Г.И. Варламовой-Кэптукэ и других. Приводимые ими сведения обогащают фактическую базу предпринимаемого исследования, но поскольку они являются частью разрабатываемой каждым автором темы, то в нашем случае имеют ограниченное значение.

Существенный интерес представляют работы социологов В.И. Бойко, Н.В. Васильева, М.Н. Борисова, А.И. Пика22. При этом, к сожалению, в них весьма трудно проследить сведения об эвенках Якутии, т.к. они из^/чаются вкупе с другими малочисленными народами.

Экономическая литература имеет ряд специальных трудов по проблемам развития хозяйства коренных народов Севера. Посвятили свои работы анализ}' развития сельского хозяйства, в особенности оленеводства F.F. Колесов, Е.Д. Конников, А.Д. Кури люк, но в общем ракурсе республики . З.А. Корнилова, Е.Г. Егоров, Ф.С. Донской рассмотрели вопросы социально-экономического развития традиционных отраслей производства в современное время, повышения уровня жизни населения24. Изложенные ими идеи привлекательны, при

этом одновременно требуют дальнейшей конкретизации по отдельным

темам.

Заслуживают внимания работы различных экспедиций. Наиболее ценными из них являются публикации участников Нелькано-Аянской экспедиции 1903 г., предоставившей наибольший объем информации о тунгусах в свое время. Э.К. Пекарский издал по её итогам работы "Приаянские тунгусы" и в соавторстве с В.П.Цветковым "Очерки быта гхриаянских тунгусов", освещавших семейный быт тунгусов, их верования, промыслы и кочевки25.

Для изучения избранной нами темы представляют интерес и труды некоторых зарубежных авторов, затрагивающих аналогичные проблемы.

С.М. Широкогоров изучал этнологические вопросы развития тунгусо-маньчжурских народов26. Располагая обширным материалом он подробно рассмотрел древнюю историю, но не уделил должного внимания дальнейшему их росту.

Некоторые канадские исследователи предпринимают попытки изучения и сравнения коренных народов своей страны и России.

В монографии Г. Фонда "Прибыльная земля? Эвенки, земля и реформа в юго-восточной Сибири" отражена проблема, связанная с постсоветскими земельными реформами среди коренного населения России27. Исследование основывается на анализе современного положения эвенков в районе Трансбайкалья и имеет ценность, как работа, раскрывающая точку зрения западного ученого на происходящие в России демократические перемены.

Г. Поелзер, автор работы "Возрождение самоуправления: сравнительное исследование эвенков России и метисов Канады" провел сопоставление материалов об эвенках Олекминского улуса Республики

и

Саха (Якутия) и метисов провинции Альберта Канады . В результате он пришел к выводу, что при существующих различиях в условиях жизни данные народы имеют схожие цели и задачи, направленные на их возрождение. Однако в ней не полностью прослежена и отражена история изучаемых народов.

При разработке проблемы определенный интерес представляют, также труды П.Теннанта, Б. Моран и других, освещающих историю коренных народов мира29.

Общий обзор отечественной и зарубежной историографии позволяет констатировать отсутствие специального исследования по социально-экономическим и демографическим аспектам истории эвенков Южной Якутии. Тем самым разработка темы призвана восполнить этот пробел.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является специальное исследование социально-экономических и демографических аспектов истории эвенков Южной Якутии в XX в. осуществленное на основе обобщения и анализа литературы, опубликованных и преимущественно вновь выявленных архивных источников.

Исходя из этого, ставятся следующие задачи: -осветить традиционное хозяйство и этнодемографическую ситуацию среди тунгусского населения рассматриваемого региона до Октябрьской революции 1917 г.;

-рассмотреть изменения традиционного уклада жизни эвенков в 20-30 -е гг. и их социально-экономическое положение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

-раскрыть влияние крупного колхозно-совхозного производства и промышленного освоения Южной Якутии на социально-экономические

и этнодемографические процессы среди эвенков ( сер.40-х - сер. 80-х гг.);

-показать современное социально-экономическое и демографическое состояние эвенков Южной Якутии и поиск путей возрождения их традиционного уклада жизни (с сер.80-х - 90-е гг.).

Хронологичес�