автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Социально-эстетические проблемы развития художественных потребностей
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Семашко, Александр Николаевич
Введение.
ГЛАВА I. Методологические аспекты изучения художественных потребностей
§ I. Общественная потребность, ее сущность и основные харак те ри ст ики.
§ 2. Художественная потребность как совдально-эстетический феномен.
§ 3. "Художественное производство - художественная пот-?? ребность - художественное потребление" как сисТе-. ма функционирования и развития художественных потребностей.
ГЛАВА П. Художественное производство основа развития художественных потребностей и его субъект
§ I. Художественное производство как реализация и основа развития художественных потребностей.
§ 2. Художник как субъект художественных потребностей и художественного производства.
ГЛАВА Ш. Художественное потребление форма реализации и развития художественных потребностей и его основной субъект
§ I. Художественное потребление как форма реализации и развития художественных потребностей.
§ 2. Понятие "публика" как субъекта художественной потребности и потребления.
ГЛАВА 1У. Художественные потребности публики и их формирование
§ I. Искусство в образе жизни социалистического общества
§ 2. Художественные потребности публики, их удовлетворение и развитие.
§ 3. Некоторые пути и средства управления развитием художественных потребностей.
§ 4. Система общественно-эстетического воспитания как средство развития художественных потребностей.,
§ 5. Предпосылки, особенности художественных потреб- 320 ностей студенчества и система их (формирования.
Введение диссертации1983 год, автореферат по философии, Семашко, Александр Николаевич
Новый уровень развития общественных отношении, потребности практики в повышении эффективности общественного производства, необходимость и задачи перспективного планирования и прогнозирования развития общественных явлений вызвали в последние годы повышенный интерес к исследованию проблемы потребностей личности и общества»
В материалах ХХУТ съезда КПСС и, в особенности, в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду КПСС, понятие потребности занимает одно из базовых мест в регулировании и развитии не только общественного производства и потребления в целом, но и конкретно искусства. Источником активности во всех сферах общественной жизни являются потребности и интересы, от которых в конечном счете все.и зависит
В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезда партии всесторонне раскрываются роль и функции потребностей в развитии общественной жизни,
В их, потребностей, интересов "активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной ,. 2/ политики" ' •
Политика партии исходит из фундаментального положения учения К.Маркса о том, что "теория осуществляется в каждом народе всегда лишь постольку, поскольку она является осуществлением его потребностей" ( I, с 423 )
Огромна тяга советских людей к искусству" (51, с 63) и
I/ Материалы ХХУТ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981. - с.63-64 2/ Там же. - с.63 удовлетворение и развитие ее - важнейшая задача теории и практики социалистической художественной культуры.
В связи с этим в Постановлении июньского (1983) Пленума ЦК КПСС определяется задача "вести целенаправленную работу по формированию разумных потребностей", по приобщению масс к ценностям культуры ( 56 с. 73).
Ставится задача оказывать "всяческое содействие возвышению материальных и духовных потребностей советского человека" ( 57 с.15).
Теоретическая значимость изучения развития художественных потребностей вызывается необходимостью исследования эффективности функционирования художественной культуры, разработки социологических основ системы эстетического воспитания. Эти теоретические исследования должны быть дополнены в соответствии с Постановлением июньского (1983) Пленума ЦК КПСС конкретными практическими разработками, исследованиями эффективности воспитательной работы с использованием социологических исследований, роль которых в связи с этим повышается ( 56 с.79).
Проблема потребностей, разрабатываемая в 30-е годы в отечественной литературе, преимущественно в психологии, в настоящее, время стала предметом интенсивных исследований в экономике, социологии, философии и научном коммунизме и других науках,*/ Значительный прогресс в разработке теории потребностей достигнут в трудах Б.Г.Ананьева, И.В.Бестужева-Лады, Л.И.Божович, Б.И.Додо-нова, Г.Г.Дилигенского, Н.В.,Иванчука, Л.Н.Когана, А.Б.Маргулиса,
I/ Смотрите обзор литературы по данной проблеме: Чудинова И.М. Теоретические основы проблемы потребностей личности. - Красноярск, 1975. - 245 с.
Г.В.Мокроносова, В.Н.Мясшцева, П.В.Симонова, С.В.Соколова, А.К.Уледова, И.МЛудиновой и др. Такая же активность наблюдается и в эстетике и пограничных с ней науках (дизайн, социология искусства, социология эстетического воспитания).
Совершенствование общественных отношений, эстетизации общественной жизни как никогда остро ставят вопрос о природе и структуре эстетической потребности, о ее месте и роли в системе материальных и духовных потребностей человека, а главное - о наиболее оптимальных условиях стимулирования и всестороннего удовлетворения эстетических потребностей всех членов нашего общества. Определенная выражением не только теоретической, но и практической актуальности и значимости исследования развития художественных и эстетических потребностей является также то, что данная проблема и ее базовые понятия занимают одно из основных мест в программе курса "Основы марксистско-ленинской эстетики" для высших учебных заведений, разработанной под руководством проф.Овсянникова М.Ф. Данные понятия используются восемь раз в разных темах программы для решения основных эстетических проблем^.
Рассмотрим, какое внимание уделялось данной проблеме в эстетической науке. Доминирующий в 20-е годы в советской эстетике и искусствоведении социологический подход, хотя и имел социально-вульгаризаторские крайности, однако позволил накопить интересный опыт изучения художественных вопросов, интересов публики, который сейчас осваивается советскими социологами (193, 334, 455).
I/ Программа курса "Основы марксистско-ленинской эстетики" для высших учебных заведений. - М.: Высшая школа, 1981. - с. 8, 9, 20, 22.
В эстетике и теории искусства 30-х - 50-х годов искусство • как особый вид общественной деятельности рассматривалось недостаточно, уделялось внимание, в большей мере, функциональному анализу искусства в рамках гносеологического подхода, внутренним предпосылкам социального действия искусства, потенциалу художественного воздействия, а не самому действию (187, 192, 260).
Начиная с конца 50-х годов (XX съезд КПСС) интерес к социальным измерениям художественной деятельности в советской науке значительно возрастает, социологическая проблематика переходит в центр внимания искусствоведения и эстетики, осознается необходимость комплексного изучения искусства, его полифункциональность, социальное назначение, место и роль эстетических и художественных потребностей в системе общественной жизни и художественной, деятельности. Это прежде всего работы В.Г.Антоненка, Н.В.Гонча-ренко, А.Т.Гордиенко, С.С.Гольдентрихта, Л.А.Столовича, А.Ф.Еремеева, Б.Я.Замбровского, А.Я.Зися, Л.А.Зеленова, В.П.Иванова,
A.Н.Илиади, М.С.Когана, Л.Н.Когана, А.Б.Когана, В.А.Конева,
B.А.Кудина, О.В.Лармина, И.Я.Лысого, И.Ф.Ляшенко, В.И.Мазепы, Ф.Т.Мартынова, М.Ф.Овсянникова, В.Ф.Передерия, С.Н.Плотникова, В.А.Разумного, С.Х.Раппопорта, Л.Т.Левчук, Д.Н.Узнадзе, Е.Г. Яковлева.
Достаточно четко определилась линия изучения эстетической и художественной потребности в связи с художественной деятельностью в.психологии в работах И.А.Джидарьян (146), Б.И.Додонова (151), В.С.Тарасова (416), Д.Н.Узнадзе (430); в эстетике в работах Е. С. Акопджанян (73), Г.З.Апресяна (81), М.Н.Афасижева (90, 91 ), А .П.Белика (97, 98 ), Г.Д.Гачева ( 125 ), Л.А.Зеленова (172 ), А.Ф.Еремеева (162 ), Н.З.Короткова ( 239 ), И.Я.Лысого (.273 ), Л.С.Сысоевой ( 410 ); в искусствоведении в работах В.Ф.Рябова ( 384 ), И.С.Левшиной (254); в области изучения эстетического воспитания в работах М.А.Верба (ИЗ), В.А«Разумного (374), Ю.У.Фохт-Бабушкина (432), Ю.В.Шарова (463), что позволило определять их классификацию, выяснить место художественной потребности в системе социальной деятельности, обосновать такие ее важные характеристики как предметность, социальная обусловленность.
Диалектика решения проблемы эстетического в связи с развитием социальных потребностей изучается в трудах А.С.Канарского ( 219 ).
Социологическое и социально-эстетическое изучение художественных потребностей и связанных с ними феноменов в теоретическом направлении, осуществленное в работах Ю.Н.Давыдова (140), А.Ф, Еремеева (162), Л.И.Новиковой (324), позволило определить социальный генезис художественной потребности, ее уровни и функции. Посредством конкретно-социологического изучения художественных интересов и вкусов была выявлена связь художественных потребностей с системой ценностных ориентации и социальных отношений, уровнем социализированное™ личности, системой деятельности, художественным производством и художественным потреблением, эстетическим идеалом в трудах Л.Н.Когана ( 224, 225 ), В.И.Волкова (245 ), С.Н.Плотникова (351 ), У.Ф.Суны ( 412 ), С.Г.Минасьян ( 364 ) и др.
Раскрывается природа взаимосвязи эстетических и художественных потребностей с эстетическим восприятием в работах О.Н.Органовой (335), с основными эстетическими категориями в работах Т.А.Са-виловой (385), с механизмами художественного творчества в работах В.И.Мазепы (288), А.Ф.Еремеева (162), Л.Т.Левчук (255), с эстетическим вкусом в работах А.С.Молчановой (313), А.И.Бурова (108), с художественными мышлениями в работах В.В.Селиванова (391), с эстетическими функциями искусства и художественным производством в иследованиях М.С.Кагана (210, 211).
Исследования потребностей в отдельных видах искусства, pea--лизованные в трудах Г.Г.Дадамяна (144), В.В.Дмитриевского (150), М.И.Жабского (166), Г.М.Сивоконя (393), В.Д.Стельмах (456), В.С.Тарасова (416), Н.А.Хренова (443) и других, показали многообразие художественных потребностей, специфику их развития и связи с другими потребностями. Определилось перспективное направление, рассматривающее проблему эстетического воспитания в связи с развитием художественных интересов и потребностей различных социальных, возрастных и профессиональных групп и раскрывающее важную роль художественных потребностей в развитии социально-художественной активности воспитуемых. Это работы М.А.Верба (113), В.В.Кукшанова (494), Ю.В.Шарова (462), Б.М.Шляхова (474), С.И. Плаксий (349), Г.Марнет (295), В.А.Разумного (374) и других.
Важное значение для изучения взаимосвязи эстетических и нравственных, потребностей имеет выход коллективной работы под редакцией М.С.Кагана (364).
Выделяется в исследовании развития художественных потребностей теоретически фундаментальное, перспективное направление, свяо занное с изучением происхождения искусства, системным по своей природе подходом, включающим как взаимодополнительные генетический и.функциональный анализ на основе теории отражения (В.П.Иванов, И.Я.Лысый, А.Ф.Еремеев, Л.А.Зеленов, Б.Я.Замбровский, В.В.Селиванов и др.).
В специальных работах, посвященных изучению эстетических потребностей, художественная потребность рассматривается Е.С. Акопджанян как одна из форм непотребительского отношения,.прежде всего как потребность в идеале (73, с 122), Джидарьян И.А. определяет художественную потребность как потребность общения, видит в эстетической потребности главное понятие мотивационной стороны эстетической деятельности (146). Отдельные стороны позиции данных авторов подвергались критике в отечественной литературе (175, 239), но данными авторами был сделан важный шаг в изучении природы потребности в искусстве в эстетическом и психологических аспектах.
Отмечая, что с проблемой потребностей тесно связано толкование эстетического феномена Т.А.Савилова (385, с.24), Л.И.Ноеи-кова (324, с. 160), И.А.Джидарьян (146, с. 120) и другие считают, что эстетическая и художественная потребность является основой эстетического и художественного отношений.
Большое внимание конкретно-социологическому изучению эстетических и художественных потребностей уделяют ученые нашей страны и других социалистических стран, особенно НРБ (245, 301, 373, 393), где на основе исследований потребности в искусстве,определения их перспективности осуществляется долгосрочное планирование развития художественной культуры. Как отмечает зам.министра культуры СССР Ю.Я.Барабаш, ставится задача изучить "уровень потребностей в культуре, культурных запросов, который несовпадает с первым (т.е.' реальным потреблением), ибо учитывает и существующие, но по разным причинам неудовлетворенные потребности, представленные об этом уровне могут дать лишь конкретно социологические исследования (94, с 50).
Таким образом исследования эстетической и художественной потребностей интенсивно расширяются и углубляются, но вместе с тем их дальнейшее изучение сдерживается определенным отставанием эстетической теории от художественной практики, от управления эстетическим воспитанием. Почти все исследователи отмечают еще слабый теоретический уровень разработки данной проблемы (338, 146, 162).
Требует дальнейшего изучения проблема развития художественных потребностей общества в единстве теоретического, социальноэстетического и конкретно-социологического, эмпирического анализа с учетом управленческих и воспитательных аспектов. Приобретает актуальность и методологическое значение проблема взаимосвязи эстетики с социологией, псизологией и педагогикой в изучении развития художественных потребностей в связи с расширяющейся практикой эмпирических исследований, В достаточной мере не осуществлен анализ развития художественных потребностей по всему циклу художественной деятельности, так как исследователи преимущественно уделяли внимание художественным потребностям публики, оставляя в стороне особенности потребностей художника и других субъектов данного процесса. Приобретает актуальность, имеющая принципиальное значение для изучения художественной деятельности, взаимозависимость,. диалектика художественного производства, художественных потребностей, художественного потребления. Только начинают разрабатываться показатели и индикаторы состояния художественных потребностей и художественной культуры в целом, а также научно обоснованная целостная система формирования художественных потребностей различных социальных групп. Весь этот комплекс проблем требует всестороннего изучения,
В отечественной литературе много внимания уделяется тому, каким образом система общественной деятельности порождает общественную потребность /Н.ВШванчук, А.В.Маргулис и др./. Вместе с тем, следует уделить большее внимание детерминирующему обратному воздействию художественной потребности на художественную деятельность, так как эффективность деятельности можно определить лишь с учетом обратной связи, выражением которой является состояние потребности.
Целью исследования является социально-эстетический анализ художественной потребности, как содержательной стороны художественной деятельности, определение места и функций развития художественной потребности в системе художественной деятельности, путей и средств их формирования.
В число основных задач исследования входит:
1) разработка методологических социально-эстетических проблем изучения художественных потребностей, выявления их природы, типологии, места и роли в системе "художественное производство -художественная потребность - художественное потребление";
2) обоснование роли художественного производства как основы развития художественных потребностей;
3) изучение художественного потребления как формы реализации и развития художественных потребностей;
4) раскрытие на основе эмпирических исследований социально-эстетических характеристик основных субъектов художественной потребности (художника и публики) и системы их отношений;
5) выявление особенностей художественных потребностей отдельных общественных групп в период зрелого социализма и поиск путей управления их развитием;
6) определение роли системы эстетического воспитания в формировании художественных потребностей и возможностей в решении этой задачи социологии художественного воспитания;
7) обоснование варианта системы формирования художественных потребностей студенчества.
Методология и методика изучения. Методологической основой . исследования является марксистско-ленинская теория материалистической диалектики. Принципиальное значение для данной работы имеет учение К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина о потребностях, в особенности идеи о системной связи производства, потребности и потребления, их развитие в документах и решениях КПСС, в частности, . в материалах ХХУТ съезда КПСС и июньского (1983г) Пленума ЦК КПСС. Основополагающее значение для данной работы имеет сформулированный В.И.Лениным закон возвышения потребностей, а также положение о том, что "вся человеческая практика должна войти в полное определение предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку"^/.
Современный подход в решении поставленной проблемы делает необходимым использование марксистского принципа многоуровневой методологии, опоры на методы смежных наук в теоретическом и эмпирическом аспектах. Использование в эстетическом изучении данной, проблемы социологического подхода оправданно прежде всего тем, что сам предмет художественной потребности (искусство) есть отражение и выражение общественных потребностей, а развитие художественных потребностей осуществляемое в системе общественных отношений есть социальный процесс разного качественного уровня. Методологическая целостность исследования состоит в использова-. нии исторического материализма, общей социологии как методологической основы эстетики и там,где средства эстетики недостаточны, социологии искусства и ее эмпирических разделов, которые создают дополнительные возможности для изучения эстетических и пограничных социально-эстетических проблем. Поэтому в настоящее время в науке наблюдается встречное движение эстетики и социологии, идет тот "закономерный процесс интеграции знания, с которым нельзя не считаться" (346, с.32). Последние годы, по мнению М.Ф.Овсянникова,характеризуются интенсивной разработкой социоло- . гических аспектов эстетики и искусствоведение как в теоретическом, так и конкретно-социологическом плане (343, с.53). Вместе с тем существуют, с одной стороны, попытки создать "неэстетическую" социологию, минуя эстетику, а, с другой стороны, существует определенная недооценка эстетикой социологических исследований, стремление свести их к весьма одностороннему прикладному аспекту.
I/ Ленин В.И. Поли. собр. соч., т.42, с.290.
Поэтому существует необходимость "эстетической социологии", развития движения исследовательской мысли от эстетики к изучаемому социологическими средствами предмету, что приводит к социологическому обогащению эстетических понятии, возвращению полученных после обобщения данных выводов как в эстетику, так и в социологию.
Социология искусства, сосредоточивая основное внимание на предметном объективировании эстетического отношения, изучении всех социальных отношений по поводу искусства, функционировании эстетических и художественных ценностей, условиях и путях эстетизации действительности, системе социально-художественных отношений, способна создавать некоторые предпосылки для решения эстетических проблем.
Такая возможность прежде всего связана с тем, что социология раскрывает детерминированность социальных процессов, а поэтому ее предметом является одна из детерминант художественной деятельности - художественная потребность.
Новую актуальность и глубину приобретает положение Г.В.Плеханова о том, что "социология должна не затворять двери перед эстетикой, а напротив, настежь раскрывать их перед нею"^. Столь же справедливо,.по-видимому, такое суждение и по отношению эстетики к социологии.
Анализ художественной потребности как социально-эстетического феномена требует разработки ее особенностей /исходя из положений исторического материализма/ средствами эстетики и с помощью конкретно-социологических исследований.
Специфика избранного подхода в изучении развития художественных потребностей состоит в использовании системной связи катего
I/ Плеханов Г.В. Литература и эстетика - М.: 1958, т.1. - с.123 рий "производство", "потребность", "потребление" применительно к художественной сфере ( 157, с.77-85,.112-113, 186-189), Названные понятия являются, как показал К.Маркс, социально-философскими по своему содержанию и неоднократно используются им при анализе социальных аспектов развития искусства. Применение данных понятий необходимо для более всестороннего изучения таких традиционных эстетических категорий как художественное творчество, художественное восприятие, художественная потребность, введения их в социальный контекст. Изучение их связи в рамках эстетики с помощью конкретно-социологических исследований позволяет углубить понимание их содержания, устранить их определенное отставание от социально-художественной практики, получить более полное представление о реальном движении и противоречиях развития художественной жизни, найти средства повышения эффективности общественно-эстетического воспитания в целом и отдельных социальных групп. Таким образом, социологический подход является дополнительным в решении эстетических проблем развития художественных потребностей, опосредуя связь теории с практикой, философии с жизнью. На этом пути существует много трудностей, связанных с недостаточной разработкой фундаментальных проблем эстетики (теории эстетического, структуры эстетического), создающих необходимой аппарат для социолога искусства. Социология искусства не посягает на решение этих проблем, но принимая их и понимая, что их решение нельзя обойти, стремися создать некоторые социологические предпосылки для их решения, очертить их связь с социальными проблемами и наметить пути их сближения. Для такого сближения уже создаются предпосылки, проявляющиеся, в частности, в расширении предмета эстетики, в появлении комплекса или системы наук эстетических, имеющих как и в других философских науках, условно очерченную свою философскую теорию (эстетика), теорию прикладных сфер близких к теориям "среднего уровня" (теория эстетического воспитания, предметной среды, искусства) и науки близкие к непосредственной практике (техническая эстетика, дизайн и др.) Социология с эстетикой имеют пограничные философские проблемы, имеют свою предметную сферу, изучаемую теоретическими и эмпирическими средствами. Языки социологии и эстетики разные, но они могут использоваться в комплексном анализе пограничных проблем. Спецификация названных исходных социально-эстетических категорий осуществлена на теоретическом и эмпирическом уровне, а ее эффективность подтверждена результатами эмпирических исследований.
Важным принципом изучения, таким образом, является деятель-ностный подход, позволяющий рассматривать художественную потребность как элемент художественной деятельности,
В работе обоснована и осуществлена попытка комплексного подхода к изучению художественных потребностей в единстве теоретического и эмпирического анализа, с использованием результатов данного анализа в практике управления развитием художественной культуры. Автор осуществил разработку ряда самостоятельных методик (напр., методика изучения художественной жизни города, читательских потребностей, театральной деятельности, потребностей художников).
Автором опубликованы работы, в которые вощел больший эмпирический, материал, оставшийся во многих случаях вне текста диссертации, Его роль сказывалась в том, что он давал возможность делать теоретические выводы и обобщения.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые . ставится и решается в единстве теоретического и эмпирического анализа важная для эстетики и практики эстетического воспитания проблема развития художественных потребностей в системе "художественное творчество (производство) - художественная потребность - художественное потребление, освоение искусства", в связи с выяснением природы отношений основных субъектов художественной деятельности, путей и средств их формирования,
В новизне основных результатов исследования находят отражение основные положения выносимые на защиту.
В работе показывается, что сложившаяся традиционная схеш изучения социально-эстетического функционирования искусства "художественное производство - художественное потребление" является недостаточной, так как в ней не учитываются источники художественной деятельности. Осуществленное в работе введение понятия "общественно-художественная потребность" в категориальный аппарат эстетики и социологии искусства привело к расширению данной системы, доказательству того, что сущностно-генетической основой художественной деятельности и всей художественной жизни общества является система "художественное производство - художественная потребность - художественное потребление". Общественно-художественная потребность, как выражение общественно-эстетического идеала, как отражение системы общественных потребностей, направлена на обеспечение гармоничного социального развития личности, гармонизацию социальных отношений. В системе "Хпр - Хптб - Хптр"-'-/ художественная потребность выполняет системообразующую, интегра-тивную функцию при определяющем воздействии художественного производства. Порождаясь системой общественной лизни и художественной деятельности, противоречиями развития системы -"Хпр - Хптб - Хптр", художественная потребность оказывает обратное детерминирующее воз
I/ Хпр - художественное производство, Хптб - художественная потребность, Хптр - художественное потребление. действие на развитие художественной деятельности.
Художественное производство и художественное потребление и их основные субъекты (художник и публика) имеют свои особые потребности, а общественно-художественные потребности выражают меру их гармоничности с общесоциальными потребностями. Система художественной деятельности, порождается общесоциальными отношениями, функционирует и развивается с помощью специфической системы социально-художественных отношений, складывающихся на основе художественного производства.
Важное методологическое значение для исследования художественных потребностей, для осуществления перехода от общественного к социально-художественному уровню изучения художественной деятельности, определения механизмов развития художественной жизни имеет система "Хпр-Хптб-Хптр", позволяющая отразить в единстве процесс и результат художественной деятельности.
Изучение художника и системы его потребностей (художники, писатели, композиторы и работники театра) позволило прийти к выводу, что развитие творческих потенций зависит от адекватности общественно-художественного признания творчества, от согласованности его личной и общественной потребности, от широты и характера его связей с другими видами искусства (особенно от творческого участия в их развитии), от особенностей связи художника с жизнью в целом и контактов его с публикой.
Художественная потребность является основной характеристикой публики, определяющей характер ее художественной активности. Многолетние исследования публики, охватывающие основные группы городского населения подтвердили основные гипотезы и позволили придти к выводу, что характер восприятия искусства определяется содержанием художественных потребностей, зависящих от социальной и общей культуры личности, что существует взаимозависимост в между потребностями в различных видах искусства, что существуют существенные различия в социализирующем воздействии отдельных видов искусства на развитие личности, а каждая социальная группа имеет особую структуру художественных потребностей.
Изучение художественной жизни большого индустриального центра позволило выявить противоречия в развитии художественных потребностей и прийти к выводу, что основные проблемы их развития сосредоточит в сфере управления, взаимодействие между художественным производством и художественным потреблением. Развитие художеств венных потребностей осуществляется путем снятия, разрешения про*-тиворечий в развитии .системы "Хпр-Хптб-Хптр", посредством совершенствования системы социально-художественных отношений, управления ими в единстве прогнозирования, планирования, регулирования и воспитания. Система эстетического воспитания художественных потребностей является завершающим и важнейшим звеном для реализации которого необходимо создание социологических предпосылок, развитие социологии художественного воспитания как особой дисциплины в рамках теории эстетического воспитания. Данная отрасль знание выполняет методологическую, интеграционно-координационную, нормативно-программирующую, привентивно-подготовительную, контрольно-управленческую функции.
На основе социологических исследований выделены пять социального зрастных групп как объективная основа структурирования подсистем эстетического воспитания.
Художественная социализация студенчества также как и формирования их художественных потребностей имеет двухпорядковый характер.
Полученные новые результаты имеют непосредственное значение": а/ научно-теоретическое - для развития категориального аппарата эстетики и эстетического воспитания, широкого использования в научном обороте такой важной для анализа художественной деятельности, планирования и прогнозирования художественной культуры категории как "художественная потребность", изучение ее развития в системе "художественное творчество /производство/ - художественная потребность - освоение искусства /потребление/" и механизма реализации в художественной жизни, анадиз на теоретическом и эмпирическом уровне природы отношений основных субъектов художественной жизни - художника и публики и состояния их художественных потребностей, который позволяет определить подход у управлению развитием общественно-художественных потребностей. Теоретическое значение имеет постановка проблемы социологического обоснования эстетического воспитания художественных потребностей, определение задач и функций нового раздела науки /социологии эстетического и художественного воспитания/, разработка основ эстетического воспитания художественных потребностей студентов; б/ научное-прикладное - на базе проведенного анализа многолетних социологических исследований разработана и практически подтверждена концептуальная схема анализа художественных потребностей по всему циклу художественной деятельности с охватом художника, публики, критики и учреждений культуры, что создает необходимые предпосылки для разработки целой серии программ изучения художественного создания в системе художественной жизни социалистического общества.
Разработана и реализована программа изучения художественной жизни большого индустриального центра с целью управления и., планирования, а также важнейшие эмпирические показатели и индикаторы художественной потребности; в/ 'социально-практическое - данные проведенных исследований и разработанная методика и техника изучения художественных потребностей использовались для создания системы эстетического воепитания в рамках города, для планирования культурно-воспитательной работы г.Запорожья в XI пятилетке, для реализации системы эстетического воспитания студентов. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем для прогнозирования и планирования развития художественной жизни, для написания специальных разделов планов социального развития предприятия, вузов, а также в масштабе района и города,'а отдельные результаты изучения потребностей художников УССР, в масштабе республики.
Публикации автора, в частности, книга, включены в список основной литературы ряда учебных пособий и монографий, в список дополнительной литературы к планам семинарских занятий по эстетике. Автором разработан по теме диссертации раздел программы курса "Теория художественного творчества" для художественных вузов.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании отдела эстетики Института философии АН УССР. Основные положения и результаты исследования апробировались в материалах двух международных конгрессов /IX Международный конгресс по эстетике - Дубровник, 1980 г., X Международный социологический конгресс-Мехико, 1982./, в материалах и выступлениях на четырех международных конференциях, на П и Ш всесоюзных конференциях по эстетике, на 22 всесоюзных и республиканских конференциях и симпозиумах. Результаты работы докладывались и были одобрены на заседаниях Проблемного Совета "Актуальные проблемы эстетики, теории и практики . эстетического воспитания советской молодежи", MB ССО РСФСР /Ленинград, 1972 г./, /Томск, 1980 г./, на двух заседаниях "Комиссии по комплексному изучению художественного творчества" научного Совета по истории мировой культуры Академии наук СССР /1978, 1981 гг./, на докторантском совещании, организованном Проблемным Советом Министерства ВиССО РСФСР "Актуальные проблемы эстетики, теории и практики эстетического воспитания советской молодежи" с участием ведущих эстетиков страны /1982 г,/, на заседании комиссии "Книга и читатель" Союза писателей УССР, а также в циклах лекций и выступлениях на городских, областных и республиканских теоретических семинарах и научно-практических конференциях, в двух выступлениях на союзном радио. По штериалам исследования были составлены и приняты практические рекомендации и научно-методические разработки для Министерств ВиССО УССР и РСФСР, партийных и хозяйств венных органов, творческих Союзов УССР, социальная эффективность которых подтверждена актами о их практическом внедрении, справками и другими документами, (см.Приложение) Методическое пособие "Система идейно-эстетического воспитания студентов" рекомендовано Проблемным Советом Министерства ВиССО РСФСР для использования в эстетическом воспитании и внедрено в вузах гг.Свердловска, Ленинграда, Омска, Днепропетровска, Запорожья.
Основные публикации по теме диссертации получили положительную оценку в отечественной и зарубежной печати, /Общественные науки в СССР. Философские науки. ИНИОН АН СССР, 1978, № 3; Ч)а$ Яосклски&угелеп. 1380, №2. Be,-tin.
Композиционная структура диссертации обусловлена логикой исследования избранной проблемы.
Первая гжва посвящена методологическим проблемам изучения художественных потребностей и состоит из трех параграфов, В первом параграфе рассматриваются в соответстши с марксистской методологией исходное понятие "потребность", его основные характеристики применительно к обществу, методологическое использование его философского содержания для изучения духовных потребностей, и, в особенности, художественных потребностей. Особое внимание в работе обращается на то, что Маркс и Энгельс рассматривают потребность в системе "производство - потребность - потребление", и что 2) социальные потребности порождают новые общественные отношения, что 3) потребности являются одним из внутренних источников познавательной и практической деятельности, формой опережающего отражение действительности.
В диссертации анализируется роль проблемной реализационной ситуации, социальные модификации потребностей, механизм реализа- • ции общественной потребности и связанных с ним категорий. Параграф второй посвятил изучению художественной потребности как социально-эстетического феномена. В сущности изучение этого понятия является подготовительным для рассмотрения содержания развития художественных потребностей прежде всего в системе художественной деятельности.
Из'учаясь как эстетическое явление, художественная потребность постепенно конкретизируется в тинах классификации, по субъектам,, во взаимосвязи с другими потребностями, системой общественных отношений, основными эстетическими категориями (эстетический идеал, вкус, оценки и др.). В работе обосновывается методологический статус категории"художественная потребность", а снятие ее деф-линтивной неопределенности осуществляется путем определения границ ее взаимодействия и различие с такими понятиями как эстетическая потребность, потребность в искусстве, потребность в прекрасном, а также такими модификациями художественной потребности как "художественный запрос", "художественная мода" и другими. Художественная потребность, как и потребность эстетическая, определяется как один из источников развития общественно-художественных отношений.
Параграф третий первой гравы является одним из центральных, так как в нем обосновывается необходимость изучения развития художественных потребностей в системе "Хпр-Хптб-Хптр", которая рассматривается как проявление вариативности инварианта марксовой системы "производство - потребность - потребление". Показывается" эвристическая ценность данной системы которая состоит в создании возможностей для соединения эстетического анализа развития художественной деятельности с социологическим в системном народе, рассматривающим в единстве процесс и результат развития художественных потребностей.
Именно введение в данную систему понятия художественной потребности делает возможным уяснение единства общественного смысла и назначения самой художественной деятельности в двух ее формах (художественного производства и художественного потребления).
В данной части работы раскрываются функции художественной потребности в системе художественной деятельности, механизм ее развития под воздействием художественного производства и художественного потребления, неравномерность развития элементов данной системы и ее противоречия, посредством разрешения которых происходит развитие художественных потребностей.
Глава вторая и третья посвящена изучению того как художественное производство и его субъект (художник) воздействует на развитие художественных потребностей и как в процессе художественного потребления в деятельности публики осуществляется реализация и развитие художественных потребностей т.е. в сущности развертывается механизм действия системы "Хпр-Хптб-Хптр". Для этого понадобилось обратиться к определению четырех названных понятий и отношений между ними, что создало основания для изучения конкретного механизма реализации и развития художественных потребностей на материале зрелого социалистического общества.
В последней, четвертей главе - "Художественные потребности публики и пути их реализации и формирования" - проблема получает дальнейшую конкретизацию прежде всего в определении места искусства в образе жизни социалистического общества. На большом эмпирическом материале подтверждаются основные положения о социальной природе художественной потребности, изучаются удовлетворение и развитие различных типов потребностей в системе художественной жизни большого индустриального центра. Большое внимание уделяется определению путей и средств управления развитием художествен- . ных потребностей (в особенности диалектике прогнозирования, планирования, регулирования и воспитания). Систему эстетического воспитания, как средство управления и развития художественных потребностей, предлагается дополнить специальным разделом социологии эстетического, воспитания, основные функции которого рассматривают- . ся в работе. Завершается глава параграфом о предпосылках и особенностях художественных потребностей студентов и систем их формирования, где реализацию теоретические положения диссертации, подтверждаются основные гипотезы.
Таким образом,работая условно можно разделить на три логи- . чески взаимосвязанные части - общеметодологическую, частнометодо-логическую, ( в которой создаются предпосылки для конкретного эмпирического изучения поставленной проблемы) и конкретно-социологическую (где на основе конкретного изучения делаются обобщения, , подтверждающие, основные положения и гипотезы исследования, включаемые в теорию). Такой подход создает условия для определения социальной эффективности проведенного изучения принятия управленческих решений, создания в третьей части программы формирования художественных потребностей.
В заключении подводятся итоги исследования, определяются сферы возможного практического использования результатов работы, намечаются перспективы изучения данной проблемы как научного направления. В приложения включено описание и основные результаты эмпирических исследований, а также справки и акты о внедрении результатов исследования в практику коммунистического строительства.
МЕТОДОЛОГИЧЕС ME АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЕЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-эстетические проблемы развития художественных потребностей"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философско-социологическая проблематика изучения художественных потребностей охватывает чрезвычайно широкий крут проблем эстетики, так как базовые из них имеют потребностные истоки, поскольку.они связаны со сложной взаимозависимостью социальных феноменов. В конечном счете, в философско-гносеологическом смысле, речь идет о происхождении и специфике детерминации эстетических явлений, тайне их появления и существования, а, следовательно, их природе и сущности. Все это, наряду с актуальностью проблемы развития художест венной культуры вызывает значительный интерес к проблеме эстетической и художественной потребности.
Встала проблема понимания художественной потребности как целостного явления, ее места, рож и функций в системе эстетического сознания.
В соответствии с общесоциологическим законом взаимообусловленности деятельности и потребностей общества художественная потребность изучается в разновидности открытой Марксом системной связи производства, потребности и потребления, в системе "художественное производство - художественная потребность - художественное потребление". Отметим, что опыт изучения показал необходимость анажза характера "встроенности" данной системы в более широкую общественную систему производства, потребностей и потребления, общественных отношений в целом.
Дальнейший анажз отношений данных трех самых крупных блоков художественной деятельности имеет эвристический смысл для более глубокого понимания таких фундаментальных категорий как "художественная жизнь", "художественная практика", "общественно-художественные отношения".
При значительных успехах, достигнутых в обосновании предмета социологии искусства как сферы художественной жизни (Ю.В.Пе-ров), недостаточным является ее рассмотрение только в плане категорий "художественное производство" и "художественное потребление", вне учета опосредующего и связующего их звена "художественной потребности общества".
Без данного понятия нельзя объяснить реальную динамику художественной жизни, хотя развитие художественной жизни побуждается не только художественными потребностями.
Применение понятия общественно-художественной потребности к системе "Хпр - Хптб - Хптр" позволяет, исходя из состояния системы как показателя художественной жизни, приблизиться к определению ее особенностей в данный исторический период и тем самым выделить специфику исторических типов художественной практики и даже периоды в конкретном типе такой практики.
Используемый системно-потребностный подход позволяет построить в дальнейшем более сложную и динамичную систему общественно-художественных отношений, чем традиционное отношение "художник - произведение - публика".
Практически малоизученными являются различные виды художественных отношений (театрально-художественные, музыкально-художественные и др. виды отношений), познание которых позволит более направленно управлять их развитием. В работе намечены подходы и получен первый эмпирический штериал по изучению театрально-художественных отношений в масштабе УССР.
Эвристически ценным представляется дальнейшая разработка понятия "художественный потенциал", отражающего возможности развития художественного сознания и практики.
В работе обращается внимание на перспективность изучения потенциальной аудитории и публики искусства, изучение точек их количественного и качественного роста и превращение в подлинную публику искусства. В этом плане остаются неизученными особенности публики различных социальных групп.
Для совершенствования общественно-художественных отношений и художественной жизни в целом имеет значение изучение структуры взаимных отношений, системы прямого и косвенного общения основных субъектов художественной деятельности.
Эмпирическое изучение художественных потребностей позволило подтвердить основные теоретические положения и убедиться в том, что внутренней основой общего процесса эстетизации, осуществляемой в социалистическом обществе является эстетическая и художественная потребность. В современном мире в условиях острой идеологической борьбы, необходимости формирования всесторонне развитой личности повышается общественная значимость формирования идеологически целесообразной направленности художественных потребностей. Проблемы управления их разштием становится настоятельной общественной задачей. Методологической основой управления развитием художественных потребностей в социалистическом обществе является закон соответствия художественного производства и художественного потребления художественным потребностям общества, эвристические возможности которого остаются все еще малоизученными.
Управление развитием художественных потребностей осуществляется в диалектическом единстве последовательных процессов прогнозирования, планирования, регулирования и воспитания с учетом специфики действия описанного выше закона. В конечном счете важнейшей задачей управления является гармонизация структуры художественного отношения, завершающим звеном в осуществлении которой является реализация системы эстетического воспитания.
Важную интеграционную роль в построении системы эстетического воспитания призвана сыграть ныне активно разрабатываемая ветвь науки "социология эстетического воспитания". Она позволяет прояснить и конкретизировать цели, задачи эстетического воспитания отдельных социальных групп, исходя из системы их настоящей и будущей деятельности, с учетом как ситуации воспитания, так и общих и специфических (эстетических) особенностей воспитуемых, а, следовательно, специфицировать программу художественного воспитания данной.группы в соответствии с общественно-нормативными требованиями.
На данном пути открываются значительные перспективы по изучению состояния и пуьей развития художественных потребностей различных социальных и возрастных групп. В общем плане это:
1. Изучение логики внутренней взаимосвязи художественных потребностей выделенных в данной работе пяти социально-возрастных групп и их реализации;
2. Определение специфики социальной и эстетических ситуаций эстетического воспитания применительно к каждой груше;
3. Определение противоречий развития художественных потребностей пяти указанных групп в системе "Хпр - Хптб - Хптр" и путей их. разрешения;
4. Поэтапное социальное конструирование единой системы эстетического воспитания в целом и применительно к отдельным регионам и группам;
5. Разработка комплексных региональных систем эстетического воспитания, охватывающих как все проживающее в регионе население, так и управление развитием учреждений культуры совершенствование эстетических аспектов планов социального развития города (села), района, предприятия и т.д.;
6. Разработка критериев, показателей и индикаторов эффективности данной работы, принципов управления всем процессом.
Успешность данной работы зависит от того в какой мере в ней будут учтены тенденции развития хуцожествэнных потребностей общества, специфика социально-эстетической ситуации.
Список научной литературыСемашко, Александр Николаевич, диссертация по теме "Эстетика"
1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Маркс К.,
2. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с. 414-429. 2» Маркс К. Дебаты о свободе печати.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с. 30-84.
3. Маркс К. Оправдание мозельского корреспондента.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.-I, с. 187-217.
4. Маркс К. К еврейскому вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с. 382-413.
5. Маркс К. Речь о свободе торговли. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с. 404-418.
6. Маркс К. Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с. 65-185.
7. Маркс К. Буржуазия и контрреволюция. Маркс К., Энгельс Ф. . Соч. 2-е изд., т.6, с.109-134.
8. Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857-58 гг.). Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.12, с. 707-738. 9» Маркс К. Заработная плата, цена и прибыль. Маркс К., Энгельс Ф
9. С2. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с. 1-784.
10. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.25,ч. I, с. 1-505.
11. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.25, ч. П, с. 1-486.
12. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.26, ч. I, с. 3-352.
13. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.26, . ч. П, с. 1-658.
14. Маркс К. Экономичеоко-философские рукописи 1844 г. Апрель-август 1844 г. Маркс К., Энгельс Ф. Из разных произведении, М.: Политиздат, 1956. - с. 517-642.
15. Маркс К., Энгельс Ф. Дебаты по поводу закона о краже леса. -Соч. 2-е изд., т.1, с. II9-I60.
16. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Соч. 2-е изд., т.2, с. 3-230.
17. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т.З, . с. 7-544.
18. Маркс К., Энгельс Ф. Первый международный обзор, Соч. 2-е изд., т.7, с. 224-237.
19. Маркс К., Энгельс Ф. Из разных произведений. М.: Госполитиздат, 1956. - с, 689.
20. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные письма. М.: Госполитиздат, 1953. - с. 535.
21. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: в 2-х т. 3-е изд. - М.: . искусство, 1976, т.1, с. 575, с.719, т.2.
22. Энгельс Ф. Положение Англии. 18 век. Энгельс Ф., Маркс К. . Соч. 2-е изд., т.1, с. 598-617.
23. Энгельс Ф. Эльберфельдские речи. Энгельс Ф., Маркс К. Соч. 2-е изд.,.т.2, с. 532-554.
24. Энгельс.Ф. Принципы коммунизма. Энгельс Ф., Маркс К, Соч. 2-е изд., т.4, с. 322-339.
25. Энгельс.Ф. Революция и контрреволюция.в Германии. Энгельс Ф., . Маркс К. Соч. 2-е изд., т.8, с. 3-313.
26. Энгельс Ф. Конспект I тома Капитала. Энгельс Ф., Маркс К. Соч. 2-е изд., т.16, с. 249-298.
27. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Энгельс Ф., Маркс К. Соч. 2-е изд., т.19, с. 185-230.
28. Энгельс.Ф. Диалектика природы. Энгельс Ф., Маркс К. Соч. 2-е изд.,,т.20, с. 343-676,
29. Энгельс.Ф, Анти-Дюринг. Энгельс Ф., Маркс К. Соч. 2-е изд., . т.20, с. 5-338.
30. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Энгельс Ф., Маркс К. Соч. 2-е изд., т.21,с.23-178.
31. Энгельс Ф. Людвиг Фейрбах и конец классической немецкой фило-, софии. Энгельс Ф., Маркс К. Соч. 2-е изд., т.21, с.269-317.
32. Энгельс Ф. Петру Лавровичу Лаврову I2-I7/XI-I875. - Энгельс Ф., Маркс К. Соч. 2-е изд., т.34, с. 133-138.
33. Ленин В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках. -Полн.собр.соч., т.1, с. 67-122.
34. Ленин В.И. Проект программы нашей партии. Полн.собр.соч., т.4, с. 211-239.
35. Ленин В.И. Политическая агитация и "классовая точка зрения".-. Полн.собр.соч.,т.6, с. 264-270.
36. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полн.собр.соч., т.12, с. 99-105.
37. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. Полн. собр.соч., т.17, с. 206-213.
38. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Лекции по философии исто. рии".- Полн.собр.соч., т.29, с. 279-290.
39. Ленин В.И. Статистика и социология. Полн.собр.соч., т.30, с. 349-356.43* Ленин В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Полн.собр.соч., т.40, с. 314-316.и.