автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философская доктрина итальянского либерализма

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Овсянникова, Ирина Александровна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-философская доктрина итальянского либерализма'

Текст диссертации на тему "Социально-философская доктрина итальянского либерализма"

Московский государственный университет коммерции

ОВСЯННИКОВА Ирина Александровна

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ДОКТРИНА ИТАЛЬЯНСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА (КРОЧЕ, ЭЙНАУДИ, ДЕ РУДЖЕРО)

Специальность 09.00.11. - социальная философия 09.00.03. - история философии

Диссертация на соискание ученой степени

доктора фйдооо^сщ: м ВАК Р О с с и к

■'„и

, ; :;у'дил.ученую степень ДОК 1

Москва 1998 г. к УГ1РэВЛ

ЬАК России

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Введение 4

Глава 1. Формирование социально-философской доктрины итальянского либерализма 22

1.1. Исходные теоретические принципы и проблематика 23

1.2. Марксизм в интерпретации Кроче: ревизия и филиация идей 35

1.3. Философия Духа как образ нового идеализма 56 Глава 2. Мировоззренческое измерение либерализма Кроче 74

2.1. Практическая философия как теоретическое обоснование непосредственного действия 74

2.2. Сведение права к индивидуальному утилитарному действию 83

2.3. Социально-философский смысл категорий "полезное"

и "витальное" 91

Глава 3. Философия общества: теоретическая модель общества модерна 123

3.1. Природа государства и политического факта 123

3.2. Соотношение политики и морали 142

3.3. Философия как методология исторического исследования в либеральной историографии Кроче и Де Руджеро 156

3.4. Новый либерализм Кроче и Де Руджеро 203 Глава 4. Метод либеральной реконструкции 213 4.1. Методология историзма и либерализм. Синтез традиции и модерна у Де Руджеро 214

4.2. Абсолютный неоисторицизм Кроне между младогегельянцами и "науками о духе" 237

4.3. История как мышление и как действие 255 Глава 5. Метаполитические основания итальянского либерализма 275

5.1. Философия свободы как спекулятивное ядро либерализма 275

5.2. Парабола итальянского либерализма: Кроне - Эйнауди -Кроне. Социально-философская концепция Эйнауди 309

5.3. Философия итальянского либерализма: идеализм

против эмпиризма 327

Заключение 335

Список цитируемой и используемой литературы 346

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Актуальность предложенной темы диссертационного исследования очевидна в связи с необходимостью в российском обществе практического поиска и теоретической разработки новой идеологии, общественная потребность в которой пока не получила своего адекватного выражения. Изучение зарубежной социальной философии представляется необходимым этапом этого процесса. Социально-философская доктрина итальянского либерализма вообще неизвестна в нашей стране, между тем в ней есть такие тенденции, которые по качеству и оригинальности постановки проблем либерализма не ниже, а порой даже превосходят европейскую и американскую философию. Согласно наиболее распространенному определению либерализм вообще является политической идеологией, в основе которой лежит требование ограничения власти с целью защиты основных прав индивида, принцип разделения властей, конституционных гарантий суверенитета народа, свободы мнений, печати и политических организаций. В понятие либерализма входит также представление о таком социально-экономическом устройстве, при котором существует свобода частной инициативы при невмешательстве государства. Как уже отмечалось в нашей литературе, "теории либерализма опирались на признание "естественных прав" личности и на следующие идеи:1) большинство людей разумны; 2) в политическом отношении индивид важнее группы; 3) интересы народа могут быть лучше всего представлены правительством, формирующимся посредством прямых выборов"1. Отношение классического либерализма к государству определялось тем, что оно не должно ограничивать свободы граждан, за исключением тех случаев, когда обеспечивается их собственная безопасность и благосостояние, а также защита от внешнего врага. В моральном отношение либерализм представляет

1 Бессонов Б.Н. Гражданское общество: история, сущность, проблемы развития. М., 1998. С. 37.

собой убеждение что главное в общественной жизни - это индивид, защита его неприкосновенности и развитие его творческих возможностей. Распространенным в XX столетии стало мнение, что для либерализма характерно позитивистско-рационалистическое мировоззрение и эмпирическая философия. Вместе с тем можно говорить о различных исторических формах либерализма, особенности которых определялись национально-историческим контекстом (европейский и американский либерализм, а в рамках первого - либерализм, глубоко укорененный в политической культуре стран, как Англия, Дания, Голландия, Бельгия, Франция, и "вторичный", более поздний по времени либерализм Италии и Германии); религиозными и спекулятивно-философскими основаниями (романтический, идеалистический либерализм Кроче и Де Руджеро и эмпиристский либерализм Поппера и Фон Хайека). Истоки различия последних из перечисленных форм либерализма, по нашему мнению, следует искать именно в характере либеральной философии Кроче, Де Руджеро и Эйнауди в той роли, которую они сыграли прежде всего в итальянской культуре. Можно с уверенностью утверждать, что идеи итальянского либерализма вполне могут быть использованы для создания новых теоретических подходов к обоснованию либерализма в новой исторической реальности. В свое время, в период кризиса либерализма как теории, практики и институтов Кроче, тем не менее, подчеркнул его непреходящее значение в истории. Различные исторические эпохи человечества объединяет, по его мнению, общим нравственным идеалом свободы. Этот идеал Кроче считал основой как религии, так и философии свободы. Уже отмечалось, что характерной особенностью современной западной социальной философии является ее обращение к проблемам, имеющим общий теоретический характер . Причину видят не только в разочаровании в

2 Гобозов И.А. Смысл и направленность исторического процесса. М., 1987. С. 163.

позитивистских методах изучения общества, но и в попытках создать широкую панораму исторического процесса. Это в полной мере относится и к социально-философской доктрине итальянского либерализма. Через социально-философский смысл своих специфических категорий (полезное, витальное и др.) Кроче воссоздал теоретическую модель общества модерна, в которой предвосхитил не только черты будущего "массового" общества, но и его самоотрицание. При этом будущее цивилизации он связывал с прогрессивным утверждением либерального идеала и либеральных привычек и образа жизни. В лице таких выдающихся либеральных философов, как Де Руджеро и Эйнауди западно-европейская социальная философия осуществила критику политических и экономических основ современных либерально-демократических обществ. Таким образом, изучение социально-философской доктрины либерализма Кроче, Де Руджеро и Эйнауди имеет также чисто практический аспект, недооценка которого ведет к снижению теоретического уровня решения проблем в социальной философии вообще.

Примечательно, что итальянский либерализм занимает в европейской системе либерализма "вторичное" место. Он имеет противоречивый характер, в нем в полной мере отражены особенности взаимодействия мировоззрения эпохи модерна с остатками старых идеологий. Поэтому изучение "вторичного" характера итальянского либерализма имеет большое значение и для России. В итальянском либерализме сохранено многое из феодально-абсолютистского "старого режима" и его культуры. Факторы, которые вступают в действие позже и содержат меньшую степень отрицания старого мира, Де Руджеро назвал консервативными. Такого рода консерватизм итальянские либералы исповедовали сознательно, полагая, что этот мощный культурный и политический фактор принадлежит либерализму не меньше, чем продукты буржуазной революции.

Исследуемый в диссертации период занимает в истории либерализма промежуточное положение между временем философской классики и становлением нового типа философствования и политического мышления. Субъективно итальянские либералы нового столетия тяготели к классике XIX века, объективно они переосмыслили ее наследие, сделав его значительным для решения проблем духовной и политической ситуации между двумя мировыми войнами и после восстановления демократии в Европе. Философский и политико-философский инструментарий нашего времени создавался именно в эпоху разрушения великих систем прошлого путем перевода исследований на качественно иной уровень, которого не могло быть в условиях классически понимаемой рациональности и историчности. Поэтому рассматриваемая в диссертации тема должна быть поставлена в связь с общефилософскими концепциями самого последнего времени и прежде всего с антионтологической тенденцией в философии, которая получила название постмодернизма. Значительная доля заслуги Кроче и Де Руджеро есть также в создании спекулятивных предпосылокдля перехода европейской культуры в целом от стадии модерна к постмодерну. Причем этот переход осуществляется при сохранении либерально-демократических политических основ общества, для которых теперь находят новое теоретическое обоснование в той лини историзма, которая идет от немецкой исторической школы и Дильтея. Промежуточное положение "абсолютного неоисторицизма" Кроче между историзмом гегелевского толка, который мы находим у младогегельянцев, и новым немецким историзмом, воплощенным Дильтеем, глубокая реалистическая тенденция его философии Духа, синтез традиции и модерна в историзме Де Руджеро делают их фигурами, осуществляющими связь, преемственность и инновацию в западноевропейском мышлении и культуре. Актуальным является вопрос о философских предпосылках и основаниях либерализма, которым

итальянские либеральные философы дали оригинальное и идущее вразрез с принятым в политической науке мнением решение. Такими предпосылками они считали немецкую идеалистическую философию, - тезис, которому нельзя отказать в известной доле истины, если учитывать последующее развитие либерализма в русле эмпирической позитивистской философии Поппера, Фон Хайека и других.

Степень разработанности темы. В отечественной философской литературе философия Кроче рассматривалась в немногих научных изданиях: это монография С.А.Эфирова "Итальянская буржуазная философия XX века" 1968 г., где Кроче и крочеанцам посвящена вторая глава - "Неогегельянский идеализм и его судьбы в современной итальянской философии"3. В другой своей книге "От Гегеля к... Дженнаро. (О судьбах диалектики в буржуазной философии)" С.А.Эфиров критически анализирует смысл произведенной кроче реформы гегелевской диалектики. Книга Е. И. Топуридзе "Эстетика Бенедетто Кроче" того же 1969 г., где анализируется его эстетическая концепция как часть философии Духа. Анализ основных положений философии духа Кроче в связи с итальянским гегельянством и противоречиями современной эпохи рассматривается в главе VII учебного пособия под редакцией А.С.Богомолова, Ю.К.Мельвиля и И.С.Нарского "Буржуазная философия эпохи кануна и начала империализма" (М., 1977), где наряду с верными и глубокими замечаниями, которые, к сожалению, не получили дальнейшего развития в отечественной историко-философской науке, содержатся ряд положений, требующих своего уточнения. В связи с этим важным представляется отметить момент реабилитации Кроче, содержащийся в данном диссертационном исследовании. В.Ф.Асмус в книге

Здесь содержится также убедительное обоснование того очень относительного характера связи между философией актуализма Джентиле и тем более философией духа Кроче и фашизмом, который некоторые авторы склонны абсолютизировать (См. Буржуазная философия кануна и начала империализма. Под ред. А.С.Богомолова, Ю.К.Мельвиля, И.С.Нарского. М., 1977. С. 284, где Кроче необоснованно называют одним из вдохновителей фашизма при его возникновении).

"Проблемы интуиции в философии и математике" (М., 1963) проанализировал непоследовательности теории интуиции Кроче как независимой от интеллектуальной деятельности духа. Концепции "абсолютного историзма" Кроче посвящена кандидатская диссертация Е.Ю.Савиновой, защищенная в 1987 г. Эстетическая концепция Кроче детально анализируется в книгах и статьях К.М.Долгова. Отдельные аспекты эстетической и политической теории Кроче освещаются с разной степенью полноты в статьях Е.К.Басина, О.Л.Вайнштейна, Ю.Н.Давыдова, О.И.Джиоева, М.А. Кисселя, И.С.Кона, Б.Р.Лопухова, Г.Г.Майорова, Е.Ю.Савиновой, П.Сакулина. Итальянский либерализм в лице Кроче и Эйнауди частично представлен - с точки зрения проблем итальянской истории - в книге Ц.И.Кин "Италия на рубеже веков" (1980) и очерке С.Мальцевой "Философско-эстетическая концепция Бенедетто Кроче. Диалог прошлого с настоящим" (1996). Специальных работ, в которых бы всесторонне и обобщенно анализировалась социально-философская доктрина либерализма Кроче, Эйнауди и Де Руджеро, в нашей литературе нет. В то же время итальянская библиография только последних тринадцати лет (1980 -1993 гг.) насчитывает не одну сотню наименований. Привести ее полностью в данном диссертационном исследовании не представляется возможным и необходимым, так как выбор источников ой базы носит концептуальный характер. Основное содержание диссертационной работы строится, таким образом, на материале итальянских источников, среди которых отдельно стоят произведения выдающихся современных итальянских философов либерального и леволиберального направления Норберто Боббио, Джованни Сартори, Николы Маттеуччи, Джузеппе Бедески, Умберто Черрони, Сальваторе Онуфрио, Винченцо Иофриды, имеющие методологическое значение для изучения проблем социальной философии вообще.

Все многообразие интерпретаций философии Кроче вслед за авторитетным итальянским исследователем, директором Института им. Кроче (Неаполь) Дженнаро Сассо можно свести к двум большим направлениям. Во-первых, широкое распространение получили интерпретации, которые Сассо назвал "светскими" и "гуманистическими". Их характер основывается на фундаментальном противопоставлении "двух душ" крочеанства - его "методологии" и "метафизики". Иначе говоря, методология историзма, которой пронизана вся философия Кроче, противопоставляется его системе, основывающейся на метафизической идеалистической онтологии. К этому направлению Сассо причисляет крочеанцев и историцистов (К.Антони, Р.Франкини, Ф.Николини, А.Аттизани, Д.Фауччи, А.Маутино, Э.Чионе, А.Паренте, М.Чьярдо, А.Баузола, Э.Гарэн, Ф.Шабо, Д.Кантимори, Дж.Галассо, Ф.Диас, П.Пьовани, Ф.Тесситоре, М.Сансоне, А.Бруно, М.Реале, А.Гуэрра, А.Гароши, П.Ламанна и др.), неопозитивистов (Вайлати, Кальдерони, которые, впрочем, в данном исследовании не затрагиваются), экзистенциалистов (Н.Аббаньяно, Э.Пачи, Л.Парейсон) и марксистов или близких к марксизму исследователей (А.Грамши, Э.Раджоньери, М.Аббате, П.Алатри, М.Мустэ, Н.Маттеуччи, Э.Агацци, Н.Сичилиани де Кумис). Второе направление представлено интерпретациями, которые можно назвать актуалистскими, так как они исходят из неоидеалистической философии актуализма Джованни Джентиле и имеют намерение выявить "натуралистические" и "ителлектуалистические" черты крочеанской философии. Пример наиболее строго осуществленной интерпретации второго направления можно обнаружить у Уго Спирито. К ней относятся также А.Вольпичелли, Л.Вольпичелли, Ф.Батталья, Л.Моссини, Г.Калоджеро. В настоящее время можно говорить о появлении уже третьего поколения интерпретаторов Кроче, в работах которых содержатся взвешенные оценки разных аспектов его философии, не

замутненные идейным противоборством, а стремящиеся показать объективную роль неполитанского философа в развитии либеральной (и не только либеральной) культуры XX столетия. К этому поколению относятся такие исследователи, как М.Мустэ, М.Монтанари, Л.Марино, Дж.Марини, М.Маджи, П.Манганаро, С.Миколис, М.Дж.Риккобоно, М.Висентен, П.Бонетти, С.Бюлэй, Дж.Брешиа, Дж.Пеццино, А.Монтекки-Камицци, С.Поджи, Дж.Гвида. Их исследования дают основание для утверждения о своеобразном возвращении крочеанской философии в современную итальянскую культуру, когда общество чувствует потребность переосмыслить ее значение и потребность в сохранении ее присутствия в культуре4.

Интерпретировать Кроче (1866-1952 гг.) в связи с ритмом его собственного теоретического развития означает выделить в его философской биографии периоды, в которые доминирует определенная тенденция мысли. Первый период охватывает конец прошлого века и первые двадцать лет нового столетия, когда Кроче создавал и применял последовательно ко всем областям гуманитарного знания систему философии Духа. Вторая творческая фаза развития его философии приходится на период с 1924 по 1945 гг., когда он стремился прежде всего реализовать философию как методологию историографии. "Критический" период начинается в 1945 г. и оканчивается со смертью философа в 1952 г. Однако Кроче не смог осмыс�