автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Социально-философская и этическая мысль Беларуси первой половины XVII в.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философская и этическая мысль Беларуси первой половины XVII в."
РТЪ У»
¿Ркптажй ШОУВо КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
I?
2т I С^7б) (091)
Кутузова Наталия Александровна
СОЦИАЛЬНО- «ИЛОСОШШЯ И ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII В.
ч ч
специальность 09.00.03.- история философии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Минск, 1956
Работе выполнена в Институте философии и права АН Беларуси. Научный руководитель- кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии и права АН Беларуси Прокопииа Е.С.
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор БГУ
Шалькевич 5.Ф.
кандидат философских наук, доцент Гродненского медицинского института Който К.К.
Оппонирующая организация: Минский государственный педагогическ
университет им. М. Танка. Задита состоится 14 ноября 19% г. в "Ш" часов на заседании совета по защите диссертаций С. Д 02. 01. 13) в Еелгосуниверс тете С 22С050, Беларусь, г.Минск, проспект О.Скорины, 4, главы корпус, комната 206).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке БГУ. Автореферат разослан 995 р.
Ученый секретарь совета по задите диссертаций кандидат философских наук
Ц^к.Ъ. Едановский
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность теми диссертации. Развитие национального самознания» консолидация белорусского этноса тесно связано с обра-нти к духовному наследию прошлого. Изучение социально- фило-Бского и этического творчества первой половины XVII в. приобре-зт особое значение и актуальность, позволяет представить важный ап духовного развития белорусского народа, понять его сущность, горический период, определяемый рамками первой половины XVII
явился судьбоносным: Люблинская уния 1569 г. и Брестская нервная уния 1596 г. поставили Беларусь в центр мировых политичес-х и межкокфессиональных религиозных конфликтов, соединили наци-альные и религиозные проблемы воедино.
На развитие духовной культуры белорусского народа наложило печаток пересечение восточных и западных культурно- философских адиций. Социально- экономические, политические, межнациональные межконфессиональные конфликты в РП, а также реальная угроза ут-ты культурных основ белорусов в результате католической экс-нсии способствовали выдвижению на первый план социальных, поли-ческйх и этических проблем. Полемика стала легальным способом щиты национальной самобытности и выяснения межцерковных, теоло-ческих и социально-политических противоречий.Полемическая лите-тура первой половины XVII в. выразила парадигму исторического и ховного развития того времени, которая заключалась в формирова-и раннебуржуазной культуры, постепенном ипротиворечивом ста-влении светского мировоззрения, освобождения философии, этики и логических наук из теологических рамок.
Историко- философские исследования полемической литературы нца XVI - начала XVII вв. довольно многочисленны. Начало изуче-ю этих источников положили дореволюционные исследователи (1), торые проделали огромную работу по сбору, переводу и публика-
Голубе в С.Т.Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники.-ев, 1898.; Эавитневич В.З. Палинодия З.Копыстенского и ее место истории Западно- русской полемики XVI и XVII вв.- Варшава, 83.; Коялович М.И.Литовская церковная уния.- СПб., 1859.; Под-соцкий П. Западно- русские полемические сочинения по вопросу о сстановлении православной иерархии в Западной Руси в 1620 г.-1гилев.1915. и др.
дням сочинений, документов, касающихся унии и состояния дел пр вославной церкви этого периода, ввели в научный оборот колоссал ный фактический и библиографический материал. Дореволюционные и торики оставили значительное наследие по изучению произведен отдельных авторов: З.Копыстенского,М;Смотрицкого, П.Могилы, де тельности социальных групп, вовлеченных в борьбу против уни православных братств.
Изучение этого материала было продолжено в работах белорус ких и украинских современных ученых. Специальные исследован посвящены творчеству и деятельности М.Смотрицкого, А.Филиппович; П.Могилы и писателей могилянской школы, И.Вишенского.К.Ставрове: кого, Л.Сапеги, В.Рутского.(1) Многочисленны также комплекса исследования,содержащие историко- культурный,социально- полит: ческий и историко-философский анализ.(2)
За полтора века устойчивого интереса к полемической литерат: ре была совдана солидная базй знаний методологического и конкре но- содержательного характера, опубликованы и детально изуче: первоисточники, исследовано наследие отдельных персоналий. Одна ряд аспектов проблемы остался недостаточно изучен. Отсутствуй связь господствующих в то время религиозно- теологических, com ально-философских и этических взглядов, их изучение как феноме] восточноевропейской, славянской культуры, взаимодействия с фил! софской культурой Западной Европы, о богословскими традиция! Востока и Запада. Слабо изучены работы униатских авторов: В.Рут< кого, Л.Кревэы, А.Селявы.Практически не вовлечены в научный об* рот церковные издания того времени: Номоканон, изданный в Ки< во-Печерской лавре в 1624 г. под редакцией З.Копыстенского, про изведения митрополита П.Могилы, "Поучения аввы Дорофея"(1628 ),
1.Короткий В.П. Творческий путь Мелетия Смотрицкого.- Мн., 1987, Коршунов А. Афанасий Филиппович. Жизнь и творчество.- Мн. ,1965 Прокошша Е.С. Мелетий Смотрицкий.- Мн.,1966. и др.
2. Загайко П.К. Укра1нськ1 письменн1к1- полем!ст1 к1нця XVI- ni чатку XVII в. в боротьб! проти Ват1кану 1 Ун11.- Шв, 1954.; Iii докшин O.A. Ф1ласофская думка эпох! Адраджэння у Беларус1 Мн.,1990.;Паславский И.В. Из истории философских идей на Украи] в конце XVI-первой трети XVII вв.7 Киев, 1984.; Перетц В.Н. Ис< ледования и материалы по истории старинной украинской литерат; ры.- М.Л., 1962.; Сокол С.Ф. Политическая и правовая мысль Бел< русски XVI-первой половины XVII вв.- Мн., 1S84. и др.
"Главизны поучительны" дьякона Агапига (1628) и др. Из униатских церковных сочинений не исследованы сочинения полоцкого архиепископа И. Кунцевича и митрополита В. Рутского.
Необходимо изучение философской мысли Беларуси XVII в. в свя-8и с ее теологическим содержанием, т.к. теология являлась в то время единственной основой всякого знания: философского,этического, социально- политического.
Актуальность изучения социально- философской и этической мысли Беларуси первой половины.XVII в. определяется важностью подобного историка- философского исследования в общем курсе истории философии Беларуси, неразработанностью ряда проблем и отсутствием целостной истории философской мысли того периода. Требует более глубокого изучения роль и место религии и церкви в формировании духовного потенциала нации. Современное, общество, многонациональное и плюралистичное сталкивается с теми же проблемами, которые пытались решить наши предки в XVII в. ив этой связи изучение их теоретического наследия остается актуальным.
Цель и задачи исследования.С учетом состояния научной разработки темы и требований современных историко- философских исследований поставлена цель раскрыть основные тенденции развития социально- философской и этичёской мысли Беларуси первой, половины XVII в., показать их во взаимодействии с происходящими социально-политическими процессами и культурно-теологическими традициями.
В связи с этим представляется необходимым осуществить конкретные задачи. • Во- первых, проследить теологические традиции социально- философской и этической мысли Беларуси исследуемого периода и влияние теологических течений Западной Европы,России, Византии. Раскрыть теологический смысл "истинного бытия" как основы социально- философских разработок посредством изучения сути догматических разногласий между подемиотзыи, их антропологических, гносеологических и нравоучительных концепций. Во-вторых, провести исследование социально- философской мысли Беларуси, выявить ее специфику, закономерности развития, изучить полемические сочинения униатских авторов 20х г. XVII в., процесс становления униатской церкви, ее церковного права и устройства. Проследить зарождение социально-политических и правовых идей в полемической литературе, их связь с теологией и социально- культурными «влениями тот го времени. В-третьих, выявить отношение полемиотов к вопросам
взаимоотношений государства, церкви--и общества, лзлитичеокук ориентации полемистов, их видение международных конфликтов, в которых участвовала РЯ, выявить■политикогосударственные к правовые приоритеты. Дать оценку практический ценности для общестза того времени предлагаемых,- полемистами моделей функционирования государства и церкви. В- четвертых, проследить формирование историософских позиций полемистов, . их свявь с национальными проблемами. В-пятых,-.дать .оценку Брестской церковной унии с точки зрения религиозной . и; социаяьно- политической, выявить отношение полемистов к идее унии., Е-сестьк, проследить .закономерности становления этических учений,.,, их связь с религиозно^кравственными вопросами и с социально-политической условиями,, определить ведущие этические проблемы к моральные ценности. ....,,
Научная новизна .. полученных результатов определяется попыткой рассмотреть-социально-*. .философскую. .и-,-этическую мысль .Беларуси первой половины.-.,XVII.:в. /как;целостный. культурно- исторический феномен,; ^воссоздать процесс ее- становления и закономерности развития.- Теоретической основой диссертационной раооты.язляется понимание национальной философии-как относительно самостоятельной духовной системы, как процесс, и..результат взаимодействия восточной (православной)-;;.« западной ( католической) теолого- философских культур. В основу методологии.исследования были .положены следующие , пршципьц-а). при -.изучении .полемической ,литературы . учитывался фактор .дзашовлиякия.и противоборства.восточной -.к западной духовных.. традиций, :в„-Беларуси;., .6) своеобразие :эпохи, определялось на осис возрастающего процесса распада ..господствующего религиозного мировоззрения. и ^выделения собственно философских, этических и социально -. политических> идей... Применение принципа историзма в сово-купнасти^с.социокультурным методом позволило соотнести творчества первой.;-, полрвины Ш Г а- и позиции отдельных авторов с историческими ;и-полихическими реалиями той эпохи, восстановить связь социально-философских и этических идей с мировоззренческим стилем их авторов, идеологическими традициями Востока и Запада. Чертой нового подхода -явилось исследование особенностей философского мыш-# лениз полемистов с.-,привлечением максшального количества первоисточников, и последовательном сравнении специфической позиции православных. авторовСмотрицкого, А.Филипповича,' 3. Копыстенского, И.Вишенского,-, К.Ставровецкого, униатов- И.Потея, В.Рутского, А.Селявы, Л.Кревзы, иезуита П.Скарги.
В диссертации впервые выделены и обоснованы периоды эволюции социально-философского и этического творчества исследуемого периода. Широко используются церковные православные и униатские издания, всесторонне изучена униатская'публицистика 20х годов XVII в. Выявлена связь теологической идеи '"истинного бытия" о социально-философскими установками полемистов. Исследованы"трактовки полемистами проблем народности, национальной традиции, католической идеи "единства" и православной "истинной церкви" в их развитии, вопросы взаимоотношений государства и церкви.Впервые на материалах религиозной полемики XVII в. проанализирована динамика рассматриваемых полемистами соцкально-фпдософсккх понятий:"истинная церковь", "моноцерковное' государство", " уния как церковное объединение", "государственный суверенитет", "право"/ "свобода", "национальная традиция", "уния как государственная национальная церковь", "общественное благо". В диссертации прослеживается эволюция идеи унии,анализируются ее религиозный; экклегиологический' и политический аспекты, рассмотрена концепция В.Рутского об униатской церкви как политической организации и автокефальной церкви.
Дальнейшее развитие получило изучение этико- политических аспектов полемики, выявлена эволюция нравственных идеалов от внут-рицерковных формул благочестия к универсальным ценностям.
Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они вносят вклад в разработку истории отечественной, философии. Материалы диссертации могут быть использованы в курсах лекций по истории философской мысли Беларуси, - европейской философской мысли XVI-XVII вв., истории религии. Возможно использование материалов диссертации для популяризации духовного и культурного наследия Беларуси, при написании обобщающих трудов по историко-философской тематике.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту.
1. Социально- философская и этическая мысль Беларуси первой половины XVII в., связанная с идейной борьбой вокруг Брестской церковной унии, развивалась в тесном единстве как цельный духовно-творческий процесс в условиях активного противостояния двух главных христианских направлений: православия и католицизма.
2. Особенностями социально- философской и этической мысли Беларуси исследуемого периода являются:а) уникальная историческая и социально- политическая обстановка (обострение социально- политических и экономических противоречий, многонациональный состав общества, национально- религиозная конфронтация); б) религиозно-
теологическое мировоззрение; в) энциклопедизм и универсализм в охвате полемистами разных областей философского знания. Выделяются три этапа в развитии социально-философского и этического творчества в соответствии с социально -политическими изменениями. Первый ( конец XVI- 1610 г.), характеризовался ретроспектив-ностью, следованием православных, католических и униатских авторов своим теологическим традициям ,в рамках которых обсуждались преимущества "истинной церкви", "избранной нации" и "святого языка". Второй (1610- 20е годы XVII в.) отмечен выдвижением проблем реального государственного устройства, народности, общественной структуры. Третий этап ( 30- 50е годы XVII в.),отличался преобладанием светских подходов к социально- философским и этическим вопросам, выдвижением идеи "общественного блага" и попытками ее ■практической реализации. Полемисты обоих направлений рассматривают одни и те же социально-философские и этические проблемы; эволюция их воззрений проходит"одинаковый процесс: от ортодоксально - церковной трактовки полемических вопросов до достижения взаимопонимания авторов на новом светском уровне восприятия социальных и нравственных вопросов.
3. Социально- философская и этическая мысль первой половины XVII в. характеризуется как творчество перехода от традиционно религиозных форм выражения к секуляризованным идеалам гражданского гуманизма, к тенденциям оформления в самостоятельный предмет светских каук: этики, политики, философии.
4. В первой половике XVII в. процесо складывания белорусской нации проходил на основе утверждения веротерпимости и толерантности, идей национального самоосознания себя в качестве реального субъекта государственных отношений. Об этом свидетельствует доминирующая роль вопросов "народности", "языка", рассматриваемых полемистами в совокупности с проблемами государственности.
Апробация результатов диссертации. Диссертация обсуждалась на заседании Отдела истории философии Института Философии и Права АН Беларуси. Результаты диссертации легли-в основу доклада "Национальная идея и религия в полемической литературе первой половины XVII в." на конференции "Ф1ласоф1я Нацыянальнага Адраджэння", проходившей в Минске в апреле 1995 г.
Опубликовашость результатов.Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
1.Кутузава H.A. Праблема улзды у рэл1г1йнай палем!цы Беларус1 'г лершай палове XVII ст.// Весщ АН Белар'/ci. Сер. гуман1т. на-зук. - 1994,- N 1,- С. 26- 33.
2.Кутузава H.A. 1дэ1 апафатызма у рэл1г!йнай палем!чкай л1та-затуре першай паловы XVII от.// Праваслауе у Беларус! i у сьве-де,- 1991,N 4.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введе-гля, трех глав, выводов, списка использованных источников. Структура содержания диссертации обусловлена целями и задачами, а также авторским пониманием логики исследования. Объем диссертации- 115 страниц. Список использованных источников включает 200 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Первая глава посвящена исследованию геологических основ социальных и этических концепций полемистов первой половины XVII в. Анализ теологических проблем идет в русле свойственной каждой из церквей вероучительных традиций. Как особенность полемических сочинений выделяется метод богословствовакия: у православных- апо-фатизм; трактуемый как отрицание адекватных образов Божественного мира и света тварного,признание познавательной ограниченности человеческого разума, у католиков и униатов большее внимание уделяется логическим методам.. Авторы стремились доказать преимущества своей веры как истинной и<формулировать свое понимание "истинного бытия" человека в социуме. •
В п.1.1. исследуются богословские традиции православия: античность, святоотеческая литература, византийский гуманизм XIV-XV вв. Предметом православного богословия является абсолютно непознаваемый Бог- высшая форма Бытия. Православные авторы подчеркивают свою приверженность к мистическим традициям православия. М.Смотрицкий \ К.Ставровецкий, А.Мужиловский.В.Суражский, А.Филиппович, З.Копыстенский и др. выделяют ипостасные и оупщостные аспекты божественного единства и защищают утверждение греческих Отцов Церкви о том, что началом единства в Св.: Троице и пределом соотношений, от которых происходит дифференциация, является Отец. При этом их полемические сочинения обнаруживают неоплатонический подход в изложении трактовки единоначалия Отца в Св.Троице. Православные авторы из троичной терминологии выводят вопрос о соотношении единого и множественности, о связи Творца и творения.
Трактовка Единства, исходящего во множественность, приводит к различению непознаваемой Божественной сущности и проявленных ею энергий. Энергии.не сотворены, но изливаются из единой сущности, это переизбыток Божественной природы. Причиной существования мира православные полемисты полагали божественную благость.
Несмотря на одинаковое понимание полемистами ряда догматических проблем, их богословское творчество отличается разнообразием. Идея о предсуществовании мира в Боге привела Ставровецкого к мысли о том, что весь видимый мир создан гармоничным и прекрасным. Оригинальность его системы обусловили естественнонаучные элементы. Гармония сотворенного мира, по мнению Ставровецкого, строится на взаимодействии четырех стихий: воды, земли, воздуха и огня. Гармония проявляется в природе и в человеке. Ставровецкий испольаовал диалектическое понятие "противности"- противоположности, считал их закономерными и необходимыми элементами гармонии. Онтологическая система Ставровецкого строилась на описании духовного, видимого (природа), -малого (человека) и "злосл1вого" миров, последний состоит из "злост1й". Основными положениями концепции зла Ставровецкого являются во- первых, отрицание прямой связи зла с материальным миром. Зло допускается Богом в качестве необходимого элемента космической гармонии и в то же время Бог не является его источником. Во-вторых, Ставровецкий относил зло к области нравственности, говоря о его несубстанционаиьности. Зло и добро- диалектические противоположности. Видимый мир соткан из противоречий. Зло может существовать только паразитируя на добре, уменьшая и искажая его. В антропологической системе Ставровецкого человек выступает как микрокосм, придающий смысл всему земному. "Образ Божий" свойственен земному человеку, связь между ним и Богом обеспечивает фактор "разумности" и свободная воля. Для Ставровецкого и Смотрицкого "истинное бытие" заключается в полноте человеческой жизни. Эта идея явилась воплощением идеала общественного служения, активности человека, который культивировали православные братства. Ставровецкий наметил создание системы практической этики и впервые высказал мысль о том, что почитание человека в обществе как награда ва его деятельность выше, чем затворническая жизнь аскета.
И.Вишенский, И.Копинский, З.Копыстенский олицетворяли иноческий подход к теолого- нравственным проблемам. Они призывали к отказу от всего видимого мира, материи, которая считалась причиной зла. Отличительной чертой их антропологических и гносеологических
поаиций является упрощение объекта, отвлечение от множественности бытия, созерцание Единого "простого",дуализм души и тела. Душа-божественное творение, всегда тянется к доору, а тело- атрибут материи, зла. Апология иночества в произведениях И.Вишенского говорит о том, что человек может самоосуществиться только в отказе от собственной воли. Единственным путем богопознания эти авторы полагали "духовное делание", бегство от мира ради пребывания в божественном свете. Истинность бытия, по мнению авторов-иноков ,в "голубиной простоте", аскезе, а его цель - мистическое видение божественного света,слияние с Единым"и Благим. Эта позиция роднит идеи Вишенского И..Копинского, Копыстенского 3. с традициями иси-хазма. В православной церкви ВКЛ культивировались мученичество и страдания, понесенные за веру. Напряженная социально- политическая обстановка в РП, насильственное введение унии обусловили столь различные подходы и решения православных авторов теологических и нравственных вопросов.
П.1.2. посвящен философско- теологическим проблемам и идеалу святости в католических и униатских полемических сочинениях. В основе католической и униатской триадологии находится категория логики- соотношение. Соотносятся главным образом понятия "Отец" и "Сын" в' русле зашиты формулы ПИс^ие. . Отец и Сын изводят Св. Дух, т.к. имеют общую природу. Св.Дух является связующим звеном между Отцом и Сыном, символом единства Св. Троицы. При этом приводятся различные способы аргументации : авторы конца XVI - первого десятилетия XVII вв. П.Скарга и И.Потей обращаются к авторитету отцов церкви, а полемисты 20х г.XVII в.(А.Селява,В.Рутский, Л.Кревза и др.) на первое место ставят логические, доказательства в совокупности с катехизисной формой изложения. Примером тому служат "Антеленхус" А.Селявы и "Катехизм Слуги Божого Иосафата" И.Кунцевича, где аргументируются истинность РШочие и необходимость унии. Эти черты говорят о появлении тенденций схоластической логики у униатских авторов и о сближении с подходами иезуитских публицистов. Католическая теология испытывает влияние схоластики суаресианского толка. Об этом свидетельствует сенсуалистичная позиция М.Смотрицкого (униата), предлагавшего принимать окружающий мир таким, каким его воспринимают органы чувств человека, различать Форму и сущность предмета. Он считал, что для познания вещи необходимо изучение и выявление вызвавших ее причин, целей появления и средств, при помощи которых она была обнаружена. Человеческий разум, по мнению Смотрицкого, может самореализоваться
в религиозной сфере, дать знания о существовании Бога, его природе и действии. Благодаря логическим методам теология приобретает философскую окраску,пытается синтезировать веру и разум.
Меняется онтологическая оценка места человека: его разум все более участвует в богопознании и нравственной деятельности, становится активной силой, направленной к общественным потребностям. Теоретическое обоснование этому подходу дал И.Кунцевич: человек занимает "промежуточное" положение между миром (землей) и высшими сущностями. Эта идея нашла воплощение в реформированной В.Рутским униатской церкви и образовании Базилианского Ордена. В жизни униатов- базилиан монашеская аскеза сочеталась с хозяйственной работой. Пропаганда деятельного образа жизни униатских монахов ориентировала на использование естественных человеческих качеств. Человек выступает как деятельная личность. Сочетание мистицизма, аскезы и активной деятельности составляет основу униатских представлений о святости. Примером тому служит Житие И.Кунцевича, а также образ Смотрицкого, созданный в сочинении Я.Суши "Савл и Павел Русской Унии".
В творчестве полемистов различимы два основных подхода к идее "истинного бытия". Первый- преимущественно иноческий- утверждает жизнь вне мира, в монашеском смирении и аскезе. Второй -распространенный среди православных братчиков и униатов,отстаивает человеческое бытие в социуме, подвижничество в виде полезной деятельности, разумное овладение всеми дарами природы, активную жизнь человека. Теологические проблемы, антропология и нравоучительные концепции явились предпосылками развития социально- философских идей в рамках религиозной полемики.
Вторая глава посвящена исследованию социально- философских идей в религиозной полемической литературе. Их выдвижение на первый план было обусловлено особенностями общественно- политического устройства РП, невозможностью разрешить внутриполитические и внешнеполитические конфликты, угрозой гражданской войны на почве религиозных разногласий. В п.2.1. анализируются социальные аспекты "истинной церкви" и проблемы национально- религиозной политики государства в произведениях православных авторов. Православные полемисты обращаются к христианскому онтологическому дуализму: "гнездо Антихриста" (отождествленное с католической верой и церковью, а также унией) и "царство Христово" или "истинная церковь". Принципы организации и функционирования идеальной церкви экстраполируются на идеальный социум. "Истинная церковь" характе-
ризуетея крепостью веры, главенством не земного царя', а небесного, любовью к нищете,страданиями за веру. Этот образ был создан И.Вишенским, З.Копыстенским, М. Смотрицким и др. Православная концепция вселенской церкви как атрибута "истинной" изложена в "Палинодии" З.Копыстенского. Внутреннее единство церкви обеспечивает христианская вера и Иисус.как ее единственный глава, а внешнее единство состоит в том, что местные церкви управляются собственными епископами, которые подчиняются решениям Вселенских соборов, выражающих непогрешимость всей Церкви. Ни один из иерархов не обладает непогрешимостью. Полемисты не приемлют идеи унии, но не отвергают всехристианского единства. "Истинная церковь"- это единая церковь. З.Копыстенекий выделяет ее космополитический аспект: принятие православного вероисповедания всеми церквями, и национальный- веротерпимость, толерантность в решении всех конфликтов. Идея "истинной церкви" мистична и гуманистична одновременно: она призывает к созерцанию небесной божественной правды, к освобождению от греховности, обновлению мира на принципах христианской любви и терпимости, распространению их в социальной и политической сферах. Для светского общества РП с развитыми политическими институтами и сословной дифференциацией эта идея была утопичной,но вместе с тем способствовала формированию социально-политических понятий в творчестве православных авторов.
Насаждаемую правящими кругами РП церковную унию православное население восприняло как угрозу собственному существованию, самобытной культуре. Поэтому наиболее остро в религиозной полемике стояли национальные вопросы. Православные полемисты осознавали свою национальную и вероисповедную общность, называя себя одним народом- "русинами". "Истинность" веры'определялась достоинствами языка и вероисповедания, к которым И.Вишёнский относил святость и простоту. Полемисты 20х годов М.Смотрицкий, З.Копыстенский и др. в отличие от своих предшественников,защищали славянский язык, в силу тех качеств, которые они находили в нем по сравнению с другими языками: сочетанием с греческим языком по внутренним структурно-символическим признакам.Православные всячески опровергали утверждения католиков и униатов б том, что Русь приняла крещение по. римскому образцу на примере рассмотрения исторического развития Руси до и после крещения. Посредством выяснения проблем языка, вероисповедания, территориальных вопросов,исторического развития полемисты уточняют определение народности и называют себя "русыо" в плане этническом, историческом, религиозном и менталь-
ном. Отличительными чертами восточнославянской ментальное™ пра вославные авторы считали, во- первых, традиционность, которо противопоставляли "учоную иноходу" католиков. Традиционность- ха рактерная черта православной историософии. Исторический прогрес определяется полемистами как путь духовного совершенствования че ловека,усвоения им богооткровенной истины. Во-вторых, чертой вое точнославянекой ментальности считалась "свобода души", обозначаю щая непосредственную, мистическую обращенность к Богу, и,в-треть их, соборность. Полемисты осознают себя "русинами" в "Корон польской",подчеркивая тем самым свою гражданскую принадлежность РП. Новое содержание приобретает понятие "патриотизм": он подра зумевает общественное благо, гражданский мир в стране на основ веротерпимости. По мере накопления признаков для дифференцирова ния народностей, более терпимым становится отношение православны полемистов к оппонентам,культурно-национальные проблемы перено сятся в социально- политическую сферу.
В основу представлений полемистов о государственности легл идея "истинной церкви" о Христовом наместничестве на земле. Пер вым лицом в государстве, по мнению И.Вишенского и З.Копыстенско го, является глава церкви. Светской власти отводится охранитель ная функция по отношению к церкви, вероисповеданию граждан и пра вовое. регулирование общественных отношений.Дальнейшее развита представлений о государстве и его- отношениях с церковью нашло от ражение в работах М.Смотрицкого и А.Филипповича. Анализ их сочи нений говорит о том, что эти авторы во- первых, характеризуют гс сударство как институт светский, лишают власть короля незыблемое ти, во- вторых, наделяют граждан политической свободой, общество суверенностью, в- третьих, выделяют и анализируют уровни власть договорную природу государства и правовую основу общественно: договора. Эти идеи обусловили мысль о суверенности государств РП, В-четвертых, главной функцией королевской власти эти автор признают поддержание стабильности путем сохранения "общественно: блага". В-пятых, смысл "общественного блага", по мнению Смотри!, кого и Филипповича, состоит не в установлении моноцерковного пс рядка, а в правовом регулировании отношений между конфессиями обеспечении свободы вероисповедания. Последнее положение свиде тельствует об отходе от идеи "истинной церкви" и подразумевас светское общество на основе политического единства и праьовог регулирования. Социальные разработки православных пуСляшютс позволили им осознать свою этническо- культурную целостнпсп
ризнать культурные и ментальные отличительные черты других наро-ов и прийти к идее гражданского мира в стране.
В п.2.2. анализируется концепция "единства", социально- поли-ическая и правовая направленность произведений католических и ниатских полемистов. Исходным в концепции "единства" является редставление об универсуме, одушевленном Богом и образованном по динсму Закону, каждая часть которого отражает целое. Традицион-ыми принципами католической акклезиологии являлись: различие варкого и нетварного миров,, иерархическое соподчинение их атри-утов, единовластие папы и его непогрешимость, иерархическая ор-анизация церкви, юридизм, единство в вере, отсутствие ересей и накомыслия, "органический принцип"- их обоснование стали в центе католических и униатских сочинений конца XVI- 1610 г.Униатская ерковь строилась на принципах католической акклезиологии. Ее ор-анизация приобрела элементы новизны в 20-е г. XVII в. в резуль-ате реформ В.Рутского (выдвижение монастырей на первый план цер-овной жизни, светские политические принципы управления, децент-ализация властных полномочий, посреднические институты).
Согласно концепции "единства" церковь рассматривается как ор-анизующий фактор по отношению к государству. Интересы церкви читались высшими и вечными, а интересы государства временными и риравнивались к природным потребностям людей. Церковь выступает ¡«государственной и наднациональной силой, способной диктовать вою волю любому светскшу государю.П.Скарга .полагал, что нор-альное функционирование общества должны обеспечить социальная ерархия о жесткой управленческой субординацией и сильная ' испол-ительная власть, в руках короля. В отличие от него В.Рутский выс-азывал мысль о том, что духовная власть не. существует без светс-эй, он выступал за учреждение униатской автокефалии в ВКЛ.
В 20-е годы возрастает интерес католических и униатских поле-истов к проблемам структурного деления общества, подчеркивается гупенчатая связь государства с индивидом посредством социальных эобществ ( сословий, конфессий и др.), наличие которых объяснятся естественным правом. Сословия замкнуты, высшие относятся с ренебрежением к низшим , охраняют свои привилегии -вот отправная эчка идеи суверенности сообществ. Консолидация общества в госу-арство происходит благодаря договору между общественными звень-кш. Переплетение центробежных и центростремительных тенденций, ротиворечия между суверенностью сообществ и суверенностью госу-арства отразилась в переписке И.Кунцевича и Л.Сапеги. Л.Салега
отождествляет "общественное благо" с сувер ккостыо государства. Государство является посредническим субъектом власти, полномочия которому делегируют социальные сообщества, гступая в отношения "общественного договора" и закрепляя эти отношения в соответствующих правовых документах. В этом случае потребности всего общества, консолидируемого' в государство приоритетны по сравнению с узкоцерковными интересами.". Анализ сочинений 20- х (И.Кунцеви-ча.Л.Сапеги, В.Рутского,Л.Кревзы, А.Селявы) и 40 -50х годов (А.Дубовича, Л.Залусского, А.Олизаровского) показал,что эти авторы придерживались мнения о том, что сообщества (сословия,гражданское общество, селение,семья и др.) обладают суверенитетом в различной степени, а государство является суверенным как целостность относительно своих членов, волей которых оно образовано.
Наличие "инакомыслящих" в одном государстве подготовили почву для развития понятия "право народов". В русле концепции "единства" право народов понималось как один из подуровне^ божественного закона, регулирующего межнациональные отношения, составной элемент вселенской .иерархической монархии. П.Скарга и др.неустанна подчеркивали избранность и превосходство католической культуры, убеждая православных вернуться в подчинение папе. Отличие подходов полемистов 20- 50х'годов XVII в.( М.Смотрицкий, А.Селява и др.) состояло в рассмотрении вопросов права народов в связи о проблемами государства. Право народов, по их мнению, это особый синтез традиции, естественных законеннародности и гражданских, политических прав. Право народов должно быть направлена на реализацию культурно- национальных потребностей в политической сфере.
Социально-философская мысль,выраженная в религиозно- полемической литературе первой половины XVII в. представляет собой единое духовно- культурное явление, о многообразием проблем, освещаемых с различных конфессиональных подходов, с эволюцией от теологического понятия "единой и истинной церкви" к новым светским ценностям и идеалам. Еажную роль в этом процессе сыграло становление национального самосознания на основе рассмотрения понятии "народность; "вера", "язык", "традиция", способствующие национальной консолидации на новой , светской политической основе.
Третья глава диссертационной работы посвящена. исследованию этико-политических проблем в религиозной полемике.Межцерковная борьба на государственном уровне обусловила обращение полемистов к этической'системе, обосновывающей необходимость следования господствующим моральным нормам, принятым в нравоучительной традиции
аждой из сторон. Этот фактор придал этическим концепциям полемис-ов политическую окраску. Обращение авторов к этико- политическим роблемам относится к 20-м годам XVI1в.,т.е. к периоду зарождения олитических методов решения конфликтов. М.Смотрицкий, авторы мо-илянской школы, Л.Кревэа, А.Селява, Л.Залусский рассматривали оль человеческой деятельности.в рамках "истинной церкви", оценку го поведения, цель самореализации человека в обществе, отношение тики к церковному определению благочестия, национально- религи-зные аспекты этики и их связь' со всеобщими ценностями. В .3.1.анализируется морально- политический смысл православной деи "истинной церкви". Воззрения полемистов основаны на их пред-тавлениях о социальной сфере самореализации индивида:. Они пола-али, что изменение веры влечет за собой уничтожение народа. Идея истинной церкви" и признание интересов церкви высшей нравствен-ой ценностью приводит к мысли о том, что количество этических истек равно количеству вероисповеданий и поступок того или иного елавека может быть оценен о позиций "обычного права", свойствен-ого группе лиц,к которым принадлежит этот человек. Сочинения .Смотрицкого 20-х г. свидетельствуют о попытке соотнести нравот-енную оценку поступка человека с обстоятельствами, при которых н был совершен. Этические ценности в его трактовке приобретают арактер политических. Авторами могилянской школы была предприня-з попытка обращения к основам традиционного церковного нравоуче-* ия. Изучение православных сочинений позволяет сделать вывод о эм, что этика еще не оформилзсь в самостоятельный предмет ввиду е связи с церковным нравоучением.
11.3.2. посвящен анализу этических воззрений католических и ниатских авторов. Рекомендуемые нормы поведения католической энцепцией "единства" • имели социально- политическую направленного и состояли в самореализации личности в рамках своего ооци-еьного статуса. Высшей нравственной ценностью считались интересы атолической церкви ( И.Потей.П.Скарга). Авторы 20-х годов обра-зются к логическим доказательствам нравственного превосходства зтоличества и униатства. Вера оправдывает действия человека, глью которого является польза для церкви. Авторы 30-50-х г.( .Эалусский) изложили в своих работах целостную этическую систему обосновали аристотелевский тезио о том, что этика является протяжением психологии,!а добродетель вытекает из природы индивиду-ла. Человек рассматривается как существо социальное, реализующее . зой нравственный потенциал в обществе.
Выводы. 1. Социально- философская и этич--жая мысль Еелзрус первой половины XVII в. формировалась в период разложения культу ры позднего Возрождения, контрреформации и утверждения схоласти ческого рационализма. Определяющее влияние на нее оказала идейна борьба вокруг Брестской церковной унии. Ее характерными чертам являются: религиозное мировоззрение, традиционализм,эициклопе дизм, универсализм, единство и цельность творчества.
2. В процессе развития социальна- философской и этической мысл выделяются три этапа. Первый (конец XVI- 1610 г.)-трактовкз соци ально- философских и этических проблем.связана с теологическим традициями: католической идеи "единства" и православной "истинно церкви", пропаганды унии как церковного объединения. Второй эта ( 1610- 20-е годы XVII в.)--формулирование понятийного аппарат политической науки и трактовка униатской церкви как государствен ной.автокефальной церкви. Третий этап ( 20- 50-е годы) характери эуется появлением светских направлений философско-этической мыс ли, созданием этического идеала социально активного человека, до минации идеи "общественного блага", гражданского мира, суверенно го государства. Социально- политические идеи отличает стремлени к национальному самоопределению и консолидации в рамках ВКЛ.
3.Параллельное рассмотрение социально- философских проблем и и идентичная интерпретация полемистами"дзет повод для констатаци единотЕа и цельности социально- философского творчества.
4. Социально- политические воззрения полемистов проходят поэтап ную эволюцию от идеи моноцерковного государства до признания до говорной природы государства, государственного суверенитета.
5. В первой половине XVII в. идет активный процесс складывали основ белорус1<ой нации на основе утверждения веротерпимости и тс дерантности, идей национального самоосоэнания себя в качеств субьекта государственных отношений,
6. Идея унии проходит развитие от церковного объединения пс властью папы до трактовки униатской церкви как автокефальной, H2 циональной церкви ВКЛ.
7. Этика- политические воззрения полемистов эволюционируют с идеи нравственного превосходства одной церкви над другой и расс мотрения человека как' религиозного существа к универсализацл этики и освобождению ее из теологических раыок.
8. Социально-философская и этическая мысль Беларуси первой поле вины XVII в. является творчеством перехода от религиозного мистг цнгыа, христианской аскезы к идеям гражданского гуманизма, пра." тичеекой направленности этики, идей прановогс государства.
РЕЗШЕ
КУТУЗОВА НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
- СОЦИАЛЬНО-- ФИЛОСОФСКАЯ И ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ ■ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII В. ..,.
Истинное бытие,. истинная вера,-,уния, государство,суверенитет,, раво, свобода,-национальная, традиция, общественное благо., благо-• :естие, гражданский „гуманизм, добродетель.. . .
Диссертация посвящена исследовании: социально- философской и тическои мысли Беларуси первой половины.XVII в.Ее.цель- раскрыть енденции развития,, социально-философской,.и этической мысли Беларуси, выраженной в полемической литературе, показзть их в тесной ^злмосвяги-, как .отражение происходящих социально- политических :роцессов и. культурных традиций. Методологической основой иссле-;овзлкя является понимание национальной.философии как относитель-:о самостоятельной духовной системы, как процесо и результат вза-жщэйствия .восточной (православной) -и западной.(католической) еолаго- философских культур.• В основе,работы-лежат.принципы ис-сризма и С0Щ10- культурного,подхода к историко- философским исс-:едованиям. .,,- ...--1 .
В диссертации, впервые сделан и обоснован вывод о единстве и [ельности социально- философского и этического творчества . поле-истов в условиях межцерковной борьбы; дана, периодизация его эво-кции, проанализирована динашка рассматриваемых полемистами со-[иально-философских понятий . й этика-, нравственных идеалов от [нутрицерковных. формул благочестия к универсальным ценностям, ¡первые на основе сравнения философских позиций полемиотов иссле-¡ованы трактовки проблем народности, католической идеи "единства" I православной "истинной церкви". Социально- философская и эти-[еская мысль первой половины XVII в. характеризуется, как твор-¡ество переходного периода от религиозных форм мировоззрения к ¡екуляризованным. идеалам гражданского гуманизма, ; к, . тенденциям формления предмета светских наук (этики,-, политики,, философии), !зкным выводом также является заключение, о процессе складывания >снов существования белорусской нации на принципах, веротерпимости [ толерантности, национального самоосознания.
Материалы диссертации могут быть использованы в научно- исследовательской и педагогической деятельности.
РЭЗКМЕ
КУТУЗАВА НАТАЛЛЯ АЛЯКСАНДРАУНА
САДЫЯЛЬНА- Ф1ЛАСШЖАЯ I ЗТЫЧНАЯ ДУМКА БЕЛАРУСИ ПЕРШАЙ ПАЛОВЫ XVII ст.
' Сапрауднае Сыцце, салраудная вера, вун1я, дэяржава, суы рэн1тэт, права, сваДода, нацыянальная традиция, грамадеянскг дабро.грамадзянск! гуман!эм, дабрачыннасць, благачыннасць.
Дысер^ацыя. прысвечана даследаванкю сацыяльна- ф!ласофскай зтычнай думк! Ееларус! першай палевы XVII ст. Яе мэта- раскрьп тзнд5нцы1 разв!цця сацыяльна- ф!ласофскай i зтычнай думк!, выя^ ленай у палеи!чнай л1таратуре, паказаць íx у цеснай узаемасувя; як адлсстраванне тагочасных сацыяльна- пал1тычных працэссау культурных традьпдай, Метадалаг1чнай высновай даследавання з'яудг евдз разумение нддкянадькай ф!даоофН як едносна стзстотай ду-хоунайсЮтзмы, як працэсу i гын!ку угаемадзеяння усходняй (прс ваола§най) i заходняй ( катал1цкай) тэолата- ф1ласофск1х культу! Даодедаванне васнавана на прынцыпах г!старызму i соцыёкультур-нага падыходу.
У дысертацы! упершыно абгрунтаваньГ вывад аб адз!нстве сащ яльна- ф1ласофскай i этычнай творчасц1 лапем!стау ва умов; м1дцаркоунай барацьбы; дадзена перыядызацыя яе звалхщы1, даследг вана дынам!ка сацыяльна- ф!ласофск1х паняццяу, hkímí карыстад!< палем!сты, 1 зтыка- маральных 1дэалау ад унутрыцаркоуных тракте гак благачыннаоц1 да агульных цэннасцяу. Упершыню метадам пара; нання ф1ласофск1х паз1цьн1 палем1стау даследаваны трактоук1 пра! леы народнасц1, катал!цкай !дэ! "адз!нства" i праваслаунай -"caí рауднай царквы".Сацыяльна- ф!ласофская 1 этычная думка Еелару< першай паловы XVII ст. характарызуецца як творчаоць перахадназ перыяду ад рэл1г1йных форы светапогляду да секулярыааванных 1дз< лау грамадэянокага гумзн!зму, да тэндэнцый стварэння свецк!х н; вук у гал!не зтык1, панАтык!, ф1ласофИ. Важным вын!кам з'яуляе! ца аакдючэнне пра працэо грунтаванняу 1снавання Селарускай нащ на прынцыпах верацярп1масц! i талерантнасц!, надаянальнага сам. усведамлення. Магчымз выкарыстанне матэрыялау дысэртацы! у нав; кова- даоледчай i педагаг!чнай дзейнзец!.
SUMMARY
AUlUiUlM IXHl 'ALIA ALEXAMDROVNA
SOCIAL, PHILOSOPHICAL AMD ETHICAL THOUGHT OF BELARUS IN THE FIRST HALF OF XVII CENTURY
True existence, true faith, union, state, sovereignty, right, freedom, national tradition, sooial welfare, piety, civil humanism, virtue.
The dissertation is devoted to the investitation of the social, philosophical and ethical conception of Belarus in the first half of XVII centure. Its main purpose is to open the development tendenoies of the conception of Belarus expressed in the polemic literature, show them in the correlation as a reflection of the existent sooial processes and cultural traditions. The methodological base of the investigation is the comprehension of the national philosophy as a relatively independent spiritual system,as a process of the Eastern (Orthodox) and Western (Catholio) theological and philosophical culture reciprocity. The base of work includes the principles of the historism and sooial and cultural approach to the.philosophical investigations.
For the first time the conclusion about thé unity of the" philosophical creative work of the polemists in the conditions of the interchurch struggles is made in the dissertation; the division into periods of its evolution is given, the dynamic of the social and ethical ideals from the church formulates of piety to the universal values to be considered by the polemists is analysed. For the first time the interpretations of the problems of the national character, the Catholio idea of "unity" and Ortodox "true church" are investigated on the base of the comparison of the polemists* positions. The conception in the first half of XVII cent, is characterised as a creative work of; the transition period from the religious forms of the world outlook to the secularised ideals of the civil humanism, to the tendencies of mounting the subject of temporal science-s (ethics,politics, philosophy). The conclusion about the creation process of: the Belorussian nation existence fundamentals on the principles of toleration is important as well. The materials of dissertation can be used in the research and pedagogical'activities.