автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философские аспекты современного терроризма

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Чурков, Борис Георгиевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Социально-философские аспекты современного терроризма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философские аспекты современного терроризма"

~ п

,ПГ»"«ичЦ МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА

' И ОРДЕНА ТРУДОПОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

ргг<: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫ!! УНИВЕРСИТЕТ ШИЛ.: вмени В. И. ЛЕНИНА

Ск1'Ц':а."::г!;мс::?!.('олст К 053.01.07

На правах рукописи

ЧУРКОЙ Борпс Георгиевич

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА

Специальность 09.00.11 — Социальная философия

АВТОР КФ Е Р А Т

днсгортппни гт;\ оопеког.^е ученой степени кандидата философских паук

Москва 1993

Работа выполнена на кафедре фплософии Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогического государственного университета имени В. И. Ленина.

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор МАМЕДОВ H. М.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор ЭФИРОВ С. А.

кандидат философских паук, доцент МИРОНОВА Н. Б.

Ведущая организация: Российская Академия управления.

Защита состоится «...^Ê....» i.993 г. в /.J^.... часов на заседании специализированного совета К 053.01.07 по присуждению ученой степени кандидата философских наук в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: 117571, г. Москва, пр-т Вернадского, 88, ауд. 818.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. И. Ленина. Адрес университета: 119882, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1.

Автореферат разослан г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук, доцеит

и. н. ГРИФЦОВА

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

В конце XX века наряду с другими опасностями, человечество оказалось перед лицом террористической угрозы, беспрецедентной по масштабам и формам. Впервые в истории терроризм стал по существу глобальным феноменом, захватив в последние десятилетия многие страны и регионы. С каждым днем появляются новые доказательства, что терроризм - "это не изолированный феномен, существующий в отдельных странах, а крупномасштабная угроза, повсеместно направленная на дестабилизацию мира"

Социальная напряженность и кризисные ситуации создают благоприятные условия для развития экстремистских движений, основанных на фанатической вере в обладании единственным рецептом "спасения" к убеждении . в необходимости его реализации любыми средствами. Терроризм есть логическое завершение такой позиции. Поскольку наша страна находится в состоянии глубокого кризиса, поскольку в ней нарастают социально-политические и межнациональные конфликты, получают все большее распространение экстремистские взгляды, угроза терроризма и у нас становится все более реальной.

Терроризм, будучи одной из форм проявления социально-политических, межнациональных, религиозных конфликтов, нередко органично вплетен в ткань этих конфликтов, может оказаться их следствием, иногда даже причиной. Террористические акты, принимающие в некоторых регионах мира массовый характер крайне накаляют и делают взрывоопасной ситуацию и, могут перерастать в военные конфликты или служить их детонатором.

Проблему любой формы терроризма нельзя ставить и рассматривать вне прямой или косвенной связи с основной, наиболее масштабной его разновидностью - государственным терроризмом. Эта форма терроризма воплощалась в тоталитарных диктатурах разных видов и оттенков, унося многие миллионы жизней, и продолжает еще существовать в сохранившихся тота-

Сог^етрогагу ^епйв 1п иог1<1 ЪеггоПза 1в1 Н# Т.р I, (

янтарных режимах.

' Нелегальный терроризм множеством нитей связан с тоталитаризмом. Некоторые его формы в сущности - не что иное, как мини-аналог тоталитарных режимов. Методы, принципы, психология, идеи и цели у них те же, если террористы захватывают власть, неизбежно возникает какая-то разновидность тоталитарного режима. В известном смысле можно сказать, что тоталитаризм - это терроризм, пришедший к власти. Однако близость государственного и нелегального терроризма не исключает того, что последний представляет собой специфический феномен с рядом только ему присущих черт.

Современный терроризм способен стать детонатором не только конфликтов, но и катастроф. Это возможно по крайней мере в трех случаях. Во-первых, если, широко распространившись терроризм вызовет хаос и дезорганизацию общественной жизни на обширных территориях, результатом чего может стать социально-экономическая дезинтеграция, общественные взрывы и возникновение новых тоталитарных диктатур. Во-вторых, если спровоцированные терроризмом военные конфликты разрастутся и превратятся в широкомасштабную войну с участием великих держав. В-третьих, если террористам удалось бы получить в свое распся-жение средства массового поражения или совершить диверсионный акт против ядерного объекта, который привел бы к аварии типа Чернобыльской.

Так или иначе, если в близком будущем не удастся сделать значительных шагов на пути обуздания террористической угрозы, ока может приобрести глобальный характер и сравнится по степени опасности с военной, экологической, демографической и другими глобальными проблемами.

Степень разработанности темы

Исследование феномена терроризма за рубежом ведется давно, особенно интенсивно в течение последних двух десятилетий и уже принесло немало не только теоретических, но и практических результатов. Преодоление крутого подъема террористической активности в ряде стран, особенно высокоразвитых,' в немалой . степени связано с реализацией ряда исследовательских программ и проектов по изучению экстремистской и террористической деятельности.

_ з -

В целом, социологические, социально-психологические, политологические, философеко-методологические и другие теоретические и прикладные исследования современного терроризма, его предпосылок и перспектив, социальной базы, идеологии, форм, -методов, средств борьбы с ним и многие другие приобрели внушительные масштабы. Необозрима зарубежная литература о терроризме, накоплен большой фактический материал, разработаны многие теоретические и практические вопросы и рекомендации. Исследования проблемы ведутся на уровне государственных и общественных организаций, научных институтов, служб безопасности, военных ведомств,, органов массовой информации, не говоря уже о многочисленных индивидуальных исследованиях. Проводятся международные конференции, семинары, симпозиумы. Несколько лет назад в Лондоне и Нью-Йорке выпущена даже Энциклопедия по терроризму. Издается ряд специальных периодических изданий - например международный журнал "Терроризм", выходящий. о 1978 г, и "Ежегодник по терроризму".

В нашей стране также имеется довольно значительная литература по проблемам терроризма. В этой связи следует отметить книги, и статьи таких авторов, как Бояр-Созонович Т.С., Витю-ка В.В., Грачева Д.С., Залысина И.Ю., Зарицкого Б.Е., Калимо-ва А.Х., Ляхова Е.Г., Мельникова Д.Е., Прилуцкого П. А., Эфи-рова С.А. и др.* '

* См., например: Бояр-СоэоноЕИЧ Т.С. Международный терроризм: политико-правовые аспекты. Киев; 1991;

Витюк В.Б. Социальная сущность и идейно-политические концепции современного "левого" терроризма. U., 1985; Витюк В.В., Эфиров С.А. "Левый" терроризм на Западе: история И современность. Ы., 1987; Грачев A.C. Политический экстремизм. Ы., 1986; Залысин И. U. Терроризм и тоталитаризм. Тоталитаризм и социализм. М., 1990; •

Зарицкий Б.Е. Место действия - Западная Европа. Террор на службе империализма США.// М., 1984;

Налимов А.Х. Региональные конфликты и международный терроризм// Проблемы урегулирования региональных конфликтов в современных

В этих работах исследуются различные аспекты терроризма, в тон числе исторические, социально-политические, футурологи-ческие. Б них немало интересных и глубоких наблюдений, безус-' ловио справедлива их общая антитеррористическая направленность.

Однако некоторые характерные черты нашей исследовательской литературы существенно сузили ее теоретическое значение. Во-первых, речь в ней идет почти исключительно о терроризме в развитых капиталистических странах.

Во-вторых, наша прежняя литература предельно идеологизирована и поэтому недостаточно объективна. На ней лежит печать "холодной войны", обязательным ее мотивом было разоблачение Империализма, особенно американского империализма в качестве'основного источника терроризма.

Аругая сторона, напротив, чаще всего указывала на СССР и союзные с ним страны как на силу, инспирировавшую и поддерживавшую террористические организации левой ориентации.

Полноценная литература по терроризму -не должна быть односторонней. Терроризм слишком серьезная проблема, чтобы пытаться решить ее в конфронтационно-идеологическом ключе.

Вместе с тем нельзя игнорировать идеологический аспект самого терроризма, а это как раз тот его аспект, который в наименьший степени затрагивался как у нас, тан и на Западе. С еще большим основанием это можно сказать о специфическом социально-философском аспекте. В нашей литературе есть фундаментальные {хотя и во многом спорные) работы, посвященные критике социальной философии экстремистского движения,, на-

условиях. М., 1991;

Ляхов Е.Г. Политика терроризма - политика насилия и агрессии//^., 19Ь7;

Мельников Д.К., Черная Л.В. Империя смерти: аппарат насилия ь нацистской Германии, 1933-1945. М., 1989; Прилуцкий П.А. Некоторые вопросы идеологической борьбы: антикоммунизм и терроризм. Ростов-на-дону, 19691 <ф1ров С.А. Покушение на будущее. Логика и футурология левого экстремизма. М., 1964; л др.

пример, социальной.философии Франкфуртской школы, т.е. критике непосредственных идейных предшественников и вдохновителей некоторых из наиболее влиятельных разновидностей терроризма последних десятилетий, что же касается социально-философских идей самих террористов, то им явно "не повезло", если не считать исторических работ, а также некоторых исследований относительно идей немецких и итальянских террористических организаций. Игнорирование философии, а также психологических и ценностных ориентация террористов,затрудняет понимание феномена терроризма.

. Цель и задачи исследования

Основной целью данной диссертационной работы является определение роли социально-психологических, ценностно-мировоззренческих, идеологических установок в террористической деятельности.

Для реализации указанной цели исследования поставлены и решены следующие задачи:

- произведен анализ эволюции терроризма как социально-политического явления;

- рассмотрена мотивационная основа террористической деятельности ;

- раскрыты философские концепции некоторых, наиболее распространенных террористических организаций и движений;

- показана связь террористических воззрений с утопическими социальными идеологиями.

Методология исследования

Работа выполнена исходя из предположения о глобальном и комплексном характере проблемы терроризма. Это обусловило необходимость обращения к положениям различных наук: истории, философии, социологии, социальной психологии. Особое значение в данном случае имели концепции насилия, революции, войны в историческом процессе;

Научная новизна диссертационной работы заключается'в том," что впервые в нашей литературе комплексно исследованы*и.обобщены мотивационные, ценностные и идейные параметры политического терроризма, намечены возможности использованиям зтих параметров для прогнозирования и пресечения террористической деятельности в национальных и международных масштабах.-

Положения, выносимые на защиту:

- Терроризм можно рассматривать как оборотную сторону развития цивилизации, как специфическую, целенаправленную форму насилия. Ё настоящее время он приобрел глобальный характер и несет угрозу для безопасности всего человечества. Особенности современного терроризма связаны с.расширением его пространственно-временных измерений, становлением в качестве фактора не только национальной, но и международной политики, широким использованием достижений науки и техники.

- Сущность терроризма раскрывается на основе интегра-тивного анализа, выявления его связей с противоречиями развития цивилизации, особенностями философии и психологии отдельных групп и движений.

-tía основании анализа различных типологий мотивационно-ценностных систем современного терроризма, делается вывод, что мотивационной основой террористической деятельности является, как правило, комплекс идеологических и личностных.• мотивов, сочетающихся в различных пропорциях в зависимости от конкретных обстоятельств.

- /ущ понимания сущности мировоззрения терроризма используется понятие "экстремистское сознание", как характерный тип меитальности террористических групп. Это понятие определяется совокупностью черт-таких, как вера в обладание абсолютной истиной, нетерпимость к инакомыслию, стремление навязать свои идеи любыми средствами.

- Социальная философия терроризма носит мифологический характер, действительность превращается в ней в чёрно-белую панораму. Враждебная часть социума заслуживает тотального уничтожения. Таково, с точки зрения идеологии терроризма, обоснование террористической деятельности и ее предполагаемых следствий войны и революции.

- для предвидения и диагностики террористической деятельности существенное значение имеет выявление ценностно-миро-возэренческих и социально-философских установок террористических организаций.

- Эффективная программа социальной безопасности на различных уровнях (глобальном, национальном, региональном), наряду с организационными, техническими кераш противодействия

актам насилия должна предусматривать также систему социальных

и психологических мер, способствующих прогнозированию, анализу, предупреждению и нейтрализации возможных террористических актов.

Научно-теоретическое значение данной работы состоит в той, что в диссертации:

а) проанализирован ряд до сих пор у нас не известных исследований западных специалистов по данной проблематике, содержащих новие и интересные научные и практические идеи-и подходы;

б) раскрыты некоторые мало исследованные аспекты терроризма (роль терроризма в историческом процессе, мотивационно-цен-ностная основа террористической деятельности, социально-философские аспекты терроризма и др.);

в) выявлено значение анализа мотивационных систем и идеологии терроризма для прогнозирования террористической деятельности.

Практическое значение диссертации определяется прежде всего тем, что знание и понимание мотивационных, ценностных и идейных параметров терроризма имеет не только теоретическое значение. Трудно переоценить их роль в борьбе против террористической деятельности, в частности в деле предвидения поведенческих моделей террористических групп, предполагаемых направлений и объектов нападений, переговорах о заложниках, разложении террористических организаций изнутри, тактики поведения в отношении захваченных преступников и т.п.

Вместе с тем материалы диссертации могут служить основой при чтении различных спецкурсов по проблемам терроризма, политической борьбы-в современном мире, насилия в историческом процессе. '

Апробация работы

Основные результаты исследования наши отражение в пуб- ■ ликациях автора (см.список в конце автореферата), а также до-* ложены на различных семинарах и симпозиумах, в частности, на совещаниях международной авиационной организации (ЖАО) в 1991 г. (Каир) и 1992 г. (Монреаль), посвященных вопросам терроризма в авиации.

Структура работы

Структура диссертации обусловлена ее исследовательскими задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, спис- ' ка использованной литературы на русском и иностранных языках.

П. ОСНОВНОЕ СОДсШНИЕ РАБОТЫ

Ьо "Введении" обоснована актуальность темы, дана общая характеристика разработанности проблемы, сформулированы цель и задачи работы, определена методология исследования, а также научная новизна и положения, выносимые на защиту. Показана степень апробации работы, ее теоретическое и практическое значение.

Глава 1-"Исторические и социально-психологические аспекты" терроризма" - состоит из двух параграфов. В § I - "Терроризм: история ч современность" - анализируется эволюция терроризма как социально-политичесного явления. . V '

Примером древнейшей организации, взявшей на вооружение террор, как средство политической борьбы могут служить сйка-рии - религиозная секта фанатиков, боровшаяся против рймлян в 66-70 г. н.э. за восстановление иудейского государства. Вооруженные короткими мечами-сиками члены общества нападали нч римских солдат, разрушали военные укрепления, гражданские объекты. Эти действия по замыслу идеологов подобной тактики борьбы преследовали цель спровоцировать ответные репрессии римлян, что должно было усилить возмущение местного населения, вызвать всеобдее восстание.

В Средневековой Европе действовал ряд террористических организаций преимущественно религиозно-фанатической ориентации. Террористической организацией, видимо, следует считать инквизицию. Орден иезуитов, ставший ударной силой контррёфо-рмацни, действовал по принципу "цель оправдывает средство".

Наиболее известной средневековой террористической организацией на Ближнем и Среднем Востоке, использовавший террор, как метод достижения политических целей считаются ассасикы. - 1 Они входили в арабскую шиитскую секту "исм&илнтов и действовали в 11-13 веках на .территории Персии , Сирии .Ливана. Они терроризировали в течении двух веков приверженцев ислама ' сунитского толка, крестоносцев, христиан.

- У -

Основоположником государственного терроризма многие исследователи считают вождя якобинской диктатуры М.Робеспьера. Яко-— бинский террор приобрел невиданные в тот период масштабы, хотя и не сравнимые, конечно, с масштабами государственного терроризма в нашем веке. .

Б XIX в. терроризм, как орудие политической борьбы за "социалистические идеалы" в странах Европы имел своей основой учения Буонаротти, Бланки, Моста, Гейнцена и др. Гейнцен считается одним из основных теоретлков современного терроризма. Учение итальянских, французских, русских, немецких анархистов было взято нз вооружение анархистами в ряде стран. Особую роль в социальной философии терроризма сыграла доктрина Нечаева. Теория и практика терроризма в России оказала влияние на польских социалистов, различные группы на Балканах, где политический террор принял большой размах. Доктрина "пропаганды действием", которой придерживались террористические организации была одобрена международным конгрессом анархистов в Лондоне в 1881 г.

Терроризм, как форма политической борьбы, приобрел характер системы во. второй половине XIX в. - начале XX в. Наиболее значительным" был народнический и эсеровский терроризм в России, но и на Западе терроризм получил значительное развитие. Период с 10ь5 по 1914 годы, начавшийся с убийства президента США Линкольна и закончившийся убийством эрцгерцога Австро-Венгрии Фердинанда, характеризуется убийством почти через каждые 18 месяцев главы государства или видного политического деятеля. *

После 1918 года терроризм был взят на вооружение правыми экстремистами (убийство КЛибкнехта, Р.Люксембург), а также различными национал-сепаратистскими организациями (хорватские усташи и др.);

После второй мировой войны философские "обоснования" наси-. • лия как действенной формы политической борьбы террористы черпают из фашистских и лево-экстремистских концепций. На идео-,

КаророгЪ О. Азвая1па<;1оп ап<5 Теггог1пт. ТогопЪэ, 1971

логию современного терроризма определенное влияние оказал маоизм с его теорией "окружения городов деревнями", "винто-ка рождает власть" и др.

Идеологами современного терроризма в Латинской Америке являются К.Маригелла, а также лидер, перуанской

террористической организации А.Гусман.

Послевоенная волна терроризма относится к 50-м-80-м годам, продолжается сейчас со спадами и подъемами, протекает в различных формах, преследует различные цели. С 1970 no 1981 годы только в странах Европы было со'вершено 3B5I терактов (33 % от зафиксированных в мире терактов). Террористам! был нанесен материальный убыток на сумцу примерно в 500 млн.долларов.*

К активным террористическим организациям относится испанская (баскская) ЭТА, националистическая организация, базирующаяся в испанских провинциях, населенных басками. Ир;-ландская республиканская:армия (ИРА): в основе ирландского терроризма лежат национальные, религиозные,, социально-эконо- ; мические причины, которые тесно, переплелись.

В Германии наиболее активной террористической левоэкст-ремистской организацией является "Фракция красной армии" Из неонацистских террористических, организаций следует упомянуть "Объединение действий национальных социалистов"^ "Германские группы действия", "Арийское братство", Ь Италии из крупных террористических групп наиболее активными были "Красные бри- ■ гады", образовавшиеся в 1970-71 г.г. Из террористических групп, действующих в других европейских странах известны в Бельгии - "Ячейки коммунистических бойцов"; в Нидерландах -группа "Роде Калф"; в Греции - "Группа 17 ноября"; в Португалии - "Народные силы 25 апреля". . . •/' ■ ' " -

Б Ои действует" "Ку-Клукс-Клан", а в недавнем прошлом также небольшие ультраправые и левацкие террористические организации.

К концу оО-х, началу 70-х годов Латинская Америка стала' ареной интенсивной деятельности различных террористических .

I Terrorinm In Europe. London, 1982-

организаций. На этот регион в этот период приходилось £5 % _из общего числа совершенных-в мире терактов.* Латиноамериканские террористические организации создали координационный орган - Хунта революционной координации, своего рода террористический интернационал, в который вошли аргентинские, чилийские, боливийские и другие террористические организации с центром в Цуэнос-Айресе. Терроризм как единственное средство изменения политического режима продолжает • и сегодня оставаться на вооружении ряда левоэкстре.мисгскнх организаций Латинской Америки. "Наиболее крупная из них -"Оендеро люминосо", действующая.в Перу, стремится воссоз-" дать военную тактику Мао в условиях йенсй Лмерг.кн. .

: В Азии большинство террористических организаций сосредоточено в Индии. С 197<i г. там действуют сикхская организация, преследующая цель создания независимого государства Хаяистан - "Национальный совет Халистаиа". Этой организацией убита в К84 г. И.Гацди.

В Шри Ланке действуют примерно 23 тамильских террористических групп. Наиболее.крупная из них - "Тигры освобождения - Тамил и лама". Основная цель этих групп - создание независимого государства тамилов на территории Цри Ланки. ••

На Ближнем и Среднем Востоке базируются различнее экстремистские палестинские организации, организации исламских фундаменталистов, армянские террористические группы и др.

Основные кадры террористов - преимущественно выходцы из средних слоев, интеллегенции, студенчества (Германия. И.алйя, Англия и др.), хотя в террористических организациях имеются также представители пролетариата и особенно розного рода люмпенов. В странах "третьего мира" террористы вербуются и из сельского, населения.

Стратегия Терроризма сводится'к дзстабилизяции общества путем нагнетания в нем страха и недовольства. Главное для террористов не сам акт гер'рора, я общественная и государственная реакция на него. Террористы провогпфуят своими

I Rubeneteifi О. Alchemintfl of Revolution. К.У., 1971

действиями государство на ужесточение репрессивных мер, ко- . торые, согласно из концепциям, должны вызвать социальный. -взрыв. Цель современного терроризма в его социально-политическом варианте - вызвать кризис демократического политического режима, подорвать доверие к его институтам, вызвать хаос в гражданском обществе. Объективно терроризм способствует •усилению реакции, возникновению или реставрации авторитарных режимов.

Трудности борьбы с терроризмом усугубляются отсутствием общепризнанного определения терроризма, несогласованностью в вопросах оценки политически мотивированных терактов, нерати-фициро ванна стыэ ряда международно-правовых соглашений о борьбе с терроризмом, проблемой выдачи преступников, поддержкой некоторыми государствами террористов и др.

В диссертации проводится определенная классификация со-• временного нелегального терроризма. Отмечается, что эта классификация не может не быть во многом условной, поскольку различные виды терроризма иногда трудно различимы, переходят друг в друга или сополагаются. Нелегальный терроризм в первом приближении подразделяется на следующие виды: социально-политический терроризм, который делятся на правую и левую ветви, этно-политический терроризм, религиозный терроризм, разновидностью которого является клерикально ^фундаменталисте-. кий терроризм, и наконец, сепаратистский терроризм, который может иметь национальный или религиозный характер, или быть одновременно национальным и религиозным. Разные виды терроризма в разные периоды выдвигаются на передний план, в настоящее время особое значение приобрел национально-сепаратистский терроризм, который обладает особенно значительным человеческим и материальным потенциалом и стал одним из наиболее конфшиктогенных факторов в ряде государств, в частности в некоторых государствах, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза. . .

В § И - "Мотивационно-ценностныа ориентации терроризма" - рассмотрены мотивационно-ценностные основы террористической деятельности.

Западные исследователи разработали ряд мотивационных типологий терроризма, выделяя два основных типа - личностные и политике-идеологические мотивации. Личностные мотивации делят-

ся на психопатологические, невротические, эыоциональяые и корыстные. Многочисленные дискуссии о значении психопатологии как побудительного стимула терроризма чаще всего приводили к выводу об ограниченной роли этого фактора. Так, в международном журнале "Терроризм" говорится: "Большинство террористов должна, по-видимому,_рассматриваться как лица, не выходящие за рамки нормального".* Значительно болыцую' роль играют невротические и эмоциональные стимулы. Среди террористов относительно высок процент эмоционально неустойчивых людей, неудачников, стремящихся заставить говорить о себе, мечтающих о славе, лидерстве и т.н. Побудительным "стимула« может стать стремление садаутвердиться путем насилия.

Важным мотивом обращения к терроризму может служить потребность "принадлежности к группе" особенно при наличия "комплекса неполноценности". Групповой зтос во многих случаях становится для террористов системой нормативных ценностей и стандартов, мощным механизмом духовной й поведенческой стереотипизаДии.

'Что касается политико-идеологических мотивов, то некоторые специалисты считают их второстепенными, другие рассматривают скорее кал форму "рационализации" неосознанных ... . стимулов, однако многие придают им основное значение. Чаще всего, по-видимому, имеет место переплетение в разных пропорциях идейных и личностных мотивов, и такой комплекс составляет мотивацконцую основу террористических акций.

Котивационкая основа националистического и сепаратистского терроризма нередко значительно прочнее, чем у социально-политического, поскольку связана с семейными традициями, закладывается с раннего детства. Ещз больше она укрепляется при сочетании с религиозным фундаментализмом, который нередко ведет к крайнему фанатизму. В приводимых в журнале "Терроризм" результатах опроса 26'адитскил террористов все опрошенные высказали готовность совершить самоубийственные террористические актн.^ • . .

J Terrorism. K.Y.L. I50T. Vol.ГО, К I, p. 24

2 1ЫП. 1490. 7-1.13, H 3, pp. 233 _ ?40

У фанатика-фундаменталиста, готового к совершению таких . актов, возможно наиболее рельефно проявл&ется то, что иногда обозначают как "экстремистское сознание". Это понятие,используемое в диссертации, следует понимать как рабочую абстракцию, своего рода "идеальный тип", служащий для проникновения в существо мотивов и идей террористов, ^ьело в том, что если не в личностных, то во всяком случае в политико-идеологических мотивах терроризма, несмотря на все их разнообразие, можно выявить общую мотивационную доминанту, которая может присутствовать равным образом в люмпенской и интеллигентско-радикалистской психологии, в психологии обездоленных и пресыщенных, у людей, действующих под влиянием политических,, этнических и религиозных стимулов.

Таковой котивационной доминантой является вера в обладание высшей единственной истиной, уникальным рецептом "спасения" своего народа, социальной группы или всего человечества. Такая вера задает тип ценностно и поведенческих моделей большинства террористических групп.

Очевидно, однако, чго мотив обладания истиной, широко .распространенный в самых разных сферах, существенная, но недостаточная предпосылка обращения к терроризму. Необходимыми элементами экстремистской ценностно-ыотивационной системы является также крайняя нетерпимость к инакомыслию, к соянени-. ям и колебаниям, идея обращения инакомыслящих в единственно истинную веру любыми средствами. Последнее логично приводит ' к отказу от общечеловеческих моральных норм и ценностей, хотя начальным пунктом двидекия по пути к терроризму может быть вполне искренний идеализм и романтизм.

В западной литературе не раз анализировался тип фанатика, обладающего указанными чертами экстремистского сознания. Так, американский исследователь Д.Хабба^щ, который провел ряд ин- . тервыо с угонщиками самолетов, описывает различные варианты такого типа. Среди них был, например, исламский террорист, фундаменталист, считающий, что все,"неверные" и "еретики" "долуны быть обращены или погибнуть ..., должны быть вновь возвращены к вере, если необходимо, посредством меча".*

v I D.O.Hubbard. Winning Back tho eky. A Tactical

Analysis of Terrorism. S-Franc.etc. 1989, p.122 о

Наличие указанных мотивационных факторов увеличивает вероятность обращения к терроризму. Но речь может идти, разумеется, только о возможности. Даже наличие всего комплекса — предрасполагающих мотивов и ценностных ориентации в сочетании с самыми "благоприятными" объективными факторами не может превратить процесс в жестко детерминированный, а лишь делают его более вероятным.

Глава П - "Идейные основы современного терроризма"*' - также состоит из двух параграфов.

Б § I - "Социальная мифология и социальная философия" -рассматриваются некоторые социально-философские концепции современного терроризма, главным образом в его социально'-поли-' ' тическом варианте, т.е. в его немецкой, японской, итальянской,. отчасти латино-американской модели.

Рассмотрение этой модели имеет тот несомненный минус, что терроризм в этих странах и соответственно его идеология находятся в последнее годы в состоянии кризиса, с другой стороны,-именно это наиболее идеологизированная и, следовательно, при- . годная для анализа в данном ракурсе, модель.

Многие исследователи скептически относятся к изучению социально-философских концепций современного терроризма ъ„пилу их крайнего примитивизма. Однако некоторые специалисты подчеркивает особое значение именно мировоззренческих аспектов этого феномена. Так, Р.дрейк утверждает: "Объединяют террористов не классовые, региональные или врожденные факторы, как бы они ни были важны, но общие взгляды на мир и исторкаГ* Одной из существенных проблем является как раз то, каким образом предельно примитивные и схематичные экстремистские идеи могут служить путеводной нитью в такой все расширяющейся c«Jie-ре, как терроризм.

Социально-философские концепции террористических групп, как правило, не только примитивны", то и мало оригинальны . Их источниками являются идеи русского'и западного анархизма', различные варианты марксистских теорий,- другие левозкегреми-стские концепции., ид<зи фаяшзма, национализма, религиозного

I К.Пгаке.. Thr! revolutionary f'ystiqu*! and Terrorism.

. Bloorrin'jton and "ГгИ1чпчpolls, I9.4S, p'.24S

фундаментализма и пр. Из этих источников экстремистское сознание, чуждающееся, всякого рода сложности и неопределенности, заимствует, доводя до крайних пределов," упрощенную ыифо-' логизация социальной действительности, фанатизм мифической "единственной истин» " требует именно такого подхода.

Мир оказывается разделенным на абсолютное блаЬо и абсолютное зло, на носителей "высшей правды" и тех, кто препятствует ее осуществлению, не признает или равнодушен к ней. Американский исследователь Д.Поуст пишет, .что террористы говорят на языке "абсолютизма, черного -л белого безо всяких следов серого, безо всяких следов двойственности. Это риторика "нас" против "них", добра против зла, идеализирующая "yac" и проецирующая все зло на "них"... Мир разделен на два лагеря - врагов и друзей - и кто полностью не с наш, тот против нас".1

Картина чуждого мира превращается в своего рода "фильм . ужасов", ориентированный на "закрытое" фанатичное сознание, желающее только подтверждения своих догматических схем, и . абсолютно глухое к реальности. Сами жертвы терроризма, мифологизируются, "обесчеловечиваются". Характерно высказывание активиста Ку Клус Клана на Митинге этой организации, смысл которого в оправдании убийства четырех детей: "Это были не . дети, а маленькие мартышки, маленькие собаки и маленькие кошки, маленькие бабуины, маленькие скунсы, маленькие черномазые. Не стыдно, что они были убиты. Поче»цг ? Потому что когда я убиваю гремучи»'змею, я нз делаю различия между маленькой и большой змеей,-так как энею, что;все змеи,- враги и ужалят меня, - если смогут."** ,

Несмотря на абсурдность такового рода мифологизации действительности, ее функциональное значение в террористических концепциях и практике очень ¿елико. Ёсе эта органично подводит к идея необходимости уничтожения "их" мира и "их" самих путем насилия, первым шагом которого является терроризм, вторым -

j Tnrrorism.I990.Vol. 13, N 1,"{5.35

¡¿ K.Taylor. Op.cit, р.156

война и революция.

Концепции войны и революции являются центральными в экстремистской идеологии. Они могут принимать различные формы, однако неизбежны, т.к. только посредством этих процессов может произойти тотальное уничтожение "зла". Причем оба процесса представляются взаимодополнительными, обусловливающими ' друг друга - во всяком случае в концепциях социально-политического терроризма. Так, с точки зрения наиболее известного теоретика и практика терроризма в Латинской Америки X.К. Мари геллы, революция должна быть спровоцирована посредством "милитаризации" существующей ситуации, террористическая деятельность - средства превращения политической ситуации в военную. С другой стороны, в одном из сборников документов террористическая организация "Японская Красная армия", носивш«ы название "Скачок в мировую революцию", целый раздел назывался "Через восстание - ;t победе войны".

' Ультрареволюционаризы и ультрашлитаризм, как и многие другие моменты, роднят социальную философию левого и правого терроризма. Несмотря на рад отличий, "в смей основной природе крайне левые'обычно почти не отличимы от крайне правых . М;Тейлор приводит результаты контент-анализа автобиографических материалов ранних участников нецпстского движения а современных левых террористов, свидетельствующие о совпадениях, включающих такие !.;сг,.енты, как авторитаризм, отрицание демократической системы, абсолютная убежденность в своей правоте, чувство исключительности и превосходства и т.д.^

Террористические концепции революции и войны в развитых гранах оказались нереалистическими. Ь условиях постиндустриального общества конфликты "малой интенсивности"(как иногда обозначают терроризм) на могли спровоцировать крупномасштабных. конфликтов."Мечта террористов разрушить демократическую систему, чтобы на крови осуществить с^ою почти мистическую идек тоталитарного государства;(неосталинистского или неона-

I Terrorism, 1987 Vol. ТО. К X, р.29

2

Taylor. T^rrorist.tv N.Y., Т9ИЗ, п.99

цистского), была неосуществимой. Она была неосуществимой... . в частности в силу антиисторической идеологической слепоты-террористов•в отношении внутренних и международных общественных тенденций"?

Тем не менее, не только практическая деятельность, но также мотивационно-ценностные и социально-философские ориен-•тации современных террористов -опасный конфликтогежщй фактор в современном обществе. Глубоко конфликтогенная природа терроризма очевидна из того, что какими бы мотивами и идеями он не руководствовался,- его основная цель дестабилизация социально- или этно-политического положения, создание максимально конфликтной ситуации. Только такие ситуации, согласно социально-политической философии экстремизма, могут вести к преобразованию, мира, к реализации мессианских проектов, к торжеству "высшей справедливости". ; В § 2 - "Терроризм и судьба утопических идеологий" -констатируется, что терроризм идеологически не самостояте- . лен, его существование связано с соответствующими идейными системами. Так, кризис, переживаемый тоталитарными концепциями, несомненно сыграл немалую роль в ослаблении'политического терроризма в развитых странах. Когда обнаружился утопический характер этих концепций, и они стали терять влияние, терроризм лишился значительной части былой поддержки, резко сузилось его социальная и социально-психологическая база. Имеющий место кое-где рост право-радикалистских идей не меняет дела: они вряд ли могут достичь значительного влияния, учитывая "уровень распространения демократических ценностей в современном мире.

Однако окончательный исход противостояния авторитарной и демократической ментальноети, несмотря на внушительные успехи последней, нельзя считать предрешенным,. Следует иметь в виду также специфический характер связей нелегального терроризма с социальной философией тоталитарных систем.Антигосударственный терроризм, как правило, не существующий в таких системах, нередко возникает в формирующихся на их обломках де'->

I ТеггоПёт. 1989. Уо1.*12, И.У., р. 257

)

мократических государствах (как это было в Японии, Германии, Италии, Испании, Португалии) как практическое воплощение ине-

----------рции авторитарного сознания и утопических идей. Это один из

факторов, который может способствовать распространению терроризма в современной России, десятилетиями насаждавшаяся экстремистская мектальность, нетерпимость, тяга к утопическим панацеям и провозглашающим их лидера»/ может сыграть здесь не ' последнюю роль. "" '

Но все же очевидно, что социальная философия политического радикализма правого и левого толка не вццержала .истори-* ческой проверки. Что же касается идеологии фанатичного национализма и'религиозного фундаментализма, которые стели сейчас; основным источником терроризма, то они пока находятся на подъеме. В сущности это тоже во многом утопические идеологии. Утопической является идея национальной исключительности, превосходства или мессианской роли того или иного народа. Тоталитарные и националистические режимы и движения постоянно тя~-готеют к своего рода мании величия, специфической формой их самосознания является самолюбование. Им всегда в той или иной мере присуща доминанта экстремистского сознания: они считав? себя высшей исторической формой, полагают, что являются'носителями единственной истины, исторической справедливости, и любуются собой в этом качестве.

Однако наряду с ростом национализма в современном нирв. существуют значительные интеграционные процессы, которые недавно еще казались утопическими. Не исключено поэтому, что национализм со вренвнем проявит свою утог.ическую природу, а объединительные тенденции будут все больше расширяйся и углубляться. Ь этом случае вполне возможно, что националистический терроризм отступит - отчасти потому, что будет найдено справедливое коллективное решение национальных проблем, отчасти потопу/ что он, подобно антигосударственному социально-политическому терроризму, лишится опоры в обнаружившей свой утопизм философии. Однако, если это произойдет, то с достаточно отдаленной перспективе, ;:ока же проблемы националистического терроризма становятся всо более опасными.

Мпфолого-ут^п'чсгкий'характер носят также идед, н» которых основан терроризм, сяязянний с религиозна: Фундаментализмом.-Ь конце XX века, несмотря на религиозный "ренессанс" в

некоторых регионах, в частности на территории бывшего СССР, общий стиль жизни а развитой части мира, общая культурная -ориентация, господствующая ментальность являются все же по преимуществу светскими и. антиклерикальными, что не может не оказывать глобального влияния. Поэтому подъем фундаменталистских режимов, реставрация средневековых норм религиозного права и морали в некоторых отсталых страдах на определенное ' время возможны, но вряд ли все же на слишком продолжительное,

Мифологическая ментальность террористических групп органично тяготеет к утопизму. В этом сплаве - сила и одновременно слабость терроризма. Сила - поскольку на них базируется бескомпромиссный фанатизм, слабость - поскольку большинство-фантастических идейных конструкций в наше динамичное время не могут быть слишком долговечными.

Правда обнаружение утопической природы социальной философии экстремизма далеко не всегда непосредственно ведет к ее дезинтеграции. Иллюзии, мифы, утопии играют немалую роль в массовом и групповом сознании.' Вопреки логике, это сознание нередко упорно не желает отказываться от. них, даже ищет их, особенно если они связаны е идеей "справедливости", самоут- . верждением, торжеством "единственной истины и веры", идеей .''всеобщего благосостояния и счастья" и т.п., на чем собственно и спекулируют террористы.

Однако, эрозия утопических идей рано или поздно происхо-' дит. Ускорение этого процесса - один из существенных факторов эффективной борьбы с терроризмом, преодоления террористической угрозы", которая становится все более опасной в современном йире.

В "Заключении" диссертации подведены итоги исследования.

Основное содержание диссертации отражено в следующих работах автора: - .'

1. Психологические аспекты борьбы с терроризмом на авиационном транспорте // Труда международного семинара по гомеоста-

• тике. . Северобайск, 1991 - 0,4 п,л.

2. Социально-философские проблемы безопасности. Ы., 1992 -I п.л. (в соавторстве).

3. Ыотивационныа и идейные, основы современного терроризма// Со^альные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Ы., 1993, вып.4 - I п.л.'