автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философские аспекты ценностного ориентирования молодежи

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Булкин, Андрей Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социально-философские аспекты ценностного ориентирования молодежи'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Булкин, Андрей Николаевич

Введение.

Глава 1. Ценностное ориентирование как проблема аксиологии.

1.1. Сущность и специфика ценностного ориентирования.

1.2. Ценностные ориентации личности как сложная динамическая система.

1.3. Основные условия формирования и функционирования систем ценност-ных ориентаций.

Глава 2. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи.

2.1. Специфика формирования ценностных ориентаций молодежи.

2.2. Социальная действительность и ценностное ориентирование молодежи

 

Введение диссертации1997 год, автореферат по философии, Булкин, Андрей Николаевич

Актуальность темы исследования. Ценностное сознание общества во всей своей сложности и многоаспектности выступает сегодня объектом пристального внимания представителей самых разных наук, фокусирует в себе многие острые проблемы современности. Особое место в ряду этих проблем занимает проблема ценностного ориентирования молодежи. Это обусловлено в значительной степени условиями переходного состояния российского общества, неопределенностью на данном этапе его ценностной системы, кризиса духовных оснований жизни людей.

Исследование этой проблемы нуждается в глубоком социально-философском анализе с использованием возможностей всех современных подходов. Большие возможности в этом смысле содержит современная аксиология, синтезирующая в себе вопросы содержания ценностей и особого метода их исследования. Проблема ценностного ориентирования вообще и молодежи, в частности, составляет важную и наиболее актуальную сторону современной аксилогии, поскольку относится непосредственно к социальной практике одного из ведущих государств мира, находящегося на распутье.

Всякое общество объективно заинтересовано в воспроизводстве своей ценностной системы, в передаче ряда ценностей от поколения к поколению. Это является необходимым условием стабильности, устойчивости общества, духовного единства народа. Проблема ценностного ориентирования тем самым выступает как проблема согласования ценностных ориентаций личности с ценностной системой общества. Целью такого ориентирования выступает достижение соответствия ценностных представлений каждого человека официально закрепленным установкам сознания и поведения.

Наше время особенно нуждается в ценностном мышлении, более того, В ценностном познании и ориентировании. Последнее означает новую п.™ ъешеи НОВЫЙ способ ИХ объектного рассмотрения -перспективу видения вещей, но переход от аналитической научной констатации и каузального объяснения к движению научного знания в направлении ко все более полной его оптимизации, что предполагает достижение такого типа синтеза, в котором были бы учтены критерии, прилагаемые человеком к объекту не только как предмету познания, но и как предмету человеческого действия - сообразно нуждам и целям человека.

Реферируемая работа воспроизводит один из возможных вариантов трактовки указанной в заглавии темы. Мы следуем тем тенденциям, которые уже наметились в отечественной философской литературе при рассмотрении ценности и ценностного ориентирования как общефилософских понятий, как центральных категорий общей теории ценностей. Имеются в виду прежде всего исследования В.П. Тугаринова, В.А. Василенко, В.Ф. Сержантова и В.В. Гречаного, некоторые работы О.Г. Дробницкого. Вместе с тем в диссертации затрагивается иной, по сравнению с ранее рассмотренным, круг вопросов, обращается внимание на некоторые новые аспекты и возможные подходы в изучении излагаемой темы. Важная особенность работы состоит в том, что она ориентирована не столько на содержательные результаты исследований из области ценностной проблематики, сколько на предварительное обсуждение некоторых сторон проблемы ценностного ориентирования молодежи.

Степень научной разработанности проблемы определяется уровнем современных представлений о роли и месте, основных функциях и структуре ценностного ориентирования как важного аспекта общей теории ценностей. В реализации замысла диссертации мы опираемся прежде всего на достижения современной отечественной науки. Несмотря на идеологическую ангажированность в определенные периоды истории, а нередко прямые идеологические «ад— ° ~ ™ ре„ии в различных, видах деятельности, до— направлении неоспоримы. Различные аспекты проблемы ценностных ориентаций активно осмысливались на протяжении XX столетия. В период 80-х - 90-х годов перед учеными остро стал вопрос о необходимости разработки новых подходов к решению проблем образования и воспитания человека, управления его социальными ориентациями в условиях нарастающих противоречий во всех сферах жизнедеятельности общества и личности.

Наиболее целенаправленно исследовались следующие взаимосвязанные проблемы: сущность собственно ценного и различных сторон его проявления и функционирования; вопросы развития и формирования ценностных представлений человека; особенности производства и воспроизводства ценностей; а также рассмотрение тех сторон жизни общества, которые связаны с этими процессами. Самые различные аспекты изучения ценностных ориентаций в том или ином контексте нашли отражение в работах Андреевой Г.М., Андрюшиной Н.Е., Анохина П.К., Анисимова С.Ф., Батенина С.С., Батищева Г.С., Бахтина М.М., Барулина B.C., Байкова Е.М., Бойко В.В ., Буевой Л.П., Гречаного В.В., Гулиан К.И., Горшкова В.А., Демина М.В., Джиоева О.И., Дробницкого О.Г., Здравомыслова А.Г., Кагана М.С., Кона И.С., Леонтьева А.Н., Лосского Н.О., Макарова Н.И., Малахова В.А, Медведева Н.П., Нарского И.С., Новика И.Б., Парыгина Б.Д., Пеньковой Р.И., Слободняк С.С., Спиркина А.Г., Титаренко Р.Н., Угриновича Д.М., Уледова А.К., Фалина Л.Н., Фоминой Л.П., Фрадкина Ф.А., Шишкина А.Ф., Ядова В.А. и др.

Однако специальных работ, посвященных целостному философскому анализу и осмыслению ценностного ориентирования в современных условиях в отечественной литературе пока еще крайне мало. По этой причине данная проблема до сих пор остается малоисследованной и недостаточно разработанной. Изучение литературы по данному вопросу свидетельствует о том, что эта тема только становится предметом самостоятельного философского исследования. До недавнего времени ее рассмотрение проводилось лишь попутно при решении общефилософских (В.Г. Афанасьев, Т.И. Ойзерман, А.И. Ракитов, И.Т. Фролов и др.) или специальных, культурно-исторических (С.С. Аверинцев, Ю.Н. Давыдов, Е.М. Мелетинский, Н.З. Чавчавадзе и др.) и этических (Р.И. Александрова, Р.Г. Апресян, В.Т. Ганжин, А.А. Гусейнов, Н.Д. Зотов, А.И. Титаренко, В.А. Титов, А.И. Фортова, К.А. Шварцман, Ф.Н. Щербак и др.) задач.

Между тем, тщательный и глубокий анализ этой сложной и многогранной проблемы важен именно в контексте современных аксиологических представлений. Такой анализ помог бы, с одной стороны, по-новому взглянуть на многие основополагающие ценностные установки современной цивилизации и культуры, а с другой - позволил бы не только увидеть альтернативные модели взаимоотношений человека с окружающей его природой и социальной средой, но и внести существенные поправки во всю систему социальных ценностей, предлагая новый взгляд на человека, на его место, положение и назначение в мире.

В последние годы появился целый ряд публикаций, посвященных проблемам человека, авторы которых затрагивают и частично анализируют вопросы ценностного ориентирования в условиях современной цивилизации в связи с разрабатываемой ими темой (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Горелов, Б.Т. Григорян, О.Н. Крутова, J1.B. Скворцов, Ю.В. Согомонов, В.Н. Щербаков и др.).

Таким образом, хотя вопрос о социально-философском осмыслении феномена ценностного ориентирования не стал еще предметом монографического исследования, вместе с тем, имеется уже достаточно оснований для его решения, опирающегося на труды как отечественных, так и зарубежных ученых (Е. Анчел, А. Бергсон, М. Вебер, Э. Гуссерль, А. Камю, X. Ортега-и-Гассет, А. Печчеи, Б. Рассел, Ж.П. Сартр, П. Теяр де Шарден, Э.

Фромм, М. Хайдеггер, Ю. Хабермас, А. Швейцер, К. Ясперс и др.), в которых данный вопрос так или иначе рассматривается и частично анализируется.

Объект и предмет диссертационного исследования.

В качестве объекта исследования в диссертации выступает сознание переходного общества, взятое в его ценностном аспекте.

Предметом исследования является феномен ценностного ориентирования, который включает в себя процессы изменений в ценностном сознании, состоящие из последовательно чередующихся этапов ценностной дифференциации, оценки, анализа ее результатов, выбора неценного, переоценки ценного и неценного, предпочтения и выбора более ценного по отношению к менее ценному.

Здесь внимание диссертанта обращено на проблему особенностей ценностных ориентаций молодежи и условий их формирования.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы выявить социально-философские аспекты ценностного ориентирования молодежи в современных условиях, с учетом перемен, происходящих в России. Это предполагает, с одной стороны, дальнейшее развитие общей теории ценностей за счет включения в нее проблемы ценностного ориентирования, а с другой, разработку ряда положений социологического анализа ценностного ориентирования молодежи путем выделения социальных приоритетов, отражаемых сознанием индивида.

В соответствии с указанной целью диссертант ставит перед собой задачи:

- раскрыть посредством ретроспективного этико-философского анализа духовно-ценностные ориентации человека, определившие становление и развитие современной цивилизации,

- выявить и рассмотреть морально-ценностную интенцию, лежащую в основе современных представлений о ценностном ориентировании;

- уточнить и конкретизировать понятие "ценностное ориентирование" с точки зрения системного и функционального подходов, принятых в современной науке;

- осуществить анализ и социологическое обоснование ценностного ориентирования современной молодежи, сформулировать идеи, которые будут положены в основу исследования этого процесса.

Методология исследования. Методологическую и теоретическую основу для проведения исследования составили как общенаучные принципы, методы и способы познания объекта и предмета исследования, так и положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов и культурологов. На формирование концепции диссертационного исследования определенное влияние оказали идеи русских философов: Н.А. Бердяева, А. Белого, Б.П. Вышеславцева, Н.О. Лосского, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, П.А. Кропоткина.

Научная новизна диссертационного исследова-ния состоит в том, что:

- впервые ставится проблема проведения комплексного исследования ценностного ориентирования личности в его динамике, формируется проблема ценностного ориентирования как предмета философско-социологического анализа;

- на основе обращения к системно-функциональному методу исследования ценностного ориентирования прослеживается историческая логика изменения социальных приоритетов общества и личности;

- впервые рассмотрена возможность применения к построению систем ценностных ориентаций личности и общества основных типов классификации, принятых в современной науке: генетического, функционального, морфологического, структурного, атрибутивного;

- обосновывается положение о том, что непосредственный предмет социального интереса в ценностном ориентировании молодежи - не само благо, как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого блага;

- обращаясь к социологическим аспектам проблемы, диссертант исследовал основные факторы современного ценностного ориентирования, специфику его проявления в студенческой среде;

- выявлены формы возможного воздействия со стороны общества на формирование ценностных ориентаций молодежи и управление ими.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ценностное ориентирование в целом, в том числе и молодежи, следует рассматривать как комплексное выражение активного созидательного характера сознания человека и общества.

2. Проблема ценностного ориентирования должна рассматриваться в свете теории социальных изменений, как ее особый раздел, связанный со спецификой человеческого предпочтения одних элементов действительности другим, менее ценным в данный конкретный момент времени.

3. Ценностное ориентирование - это синтез всего того, что отличает человека от человека, с помощью чего и на основе чего люди "делаются" людьми.

4. Важнейшей основой ценностного ориентирования молодежи является специфическое "поле", образованное пересечением двух основных факторов - социального неравенства и господствующей в данном обществе системой социальных и культурных ценностей.

5. Сущность ценностного ориентирования молодежи, в отличие от процесса осознания потребностей и интересов, определяется тем, что это есть одновременно и особый процесс, и продукт этого процесса. Признание ценностного ориентира является одновременно и показателем степени социализации индивида.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- его основные положения и выводы способствуют дальнейшей разработке проблем формирования ценностных ориентаций личности в современную эпоху;

- оно открывает новые возможности в исследовании проблем ценностного ориентирования молодежи как в общетеоретическом, так и в прикладном отношениях;

- содержание диссертации может быть использовано для разработки спецкурсов по философии ценностей.

Апробация результатов исследования.

Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Ставропольского государственного технического университета. Содержание и основные результаты исследования докладывались автором на ряде Всероссийских, региональных и межвузовских конференций, методологических семинарах кафедры философии СтГТУ.

Отдельные вопросы темы диссертации включены в учебные планы по курсу философии и социологии для слушателей и аспирантов Ставропольского высшего авиационного инженерного училища.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, и заключения. Общий объем работы 149

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философские аспекты ценностного ориентирования молодежи"

В заключение сформулируем основные выводы.

1. Процедура ценностного ориентирования проявляется только в обществе, поскольку представляет собой специфический человеческий процесс.

2. Было бы неправильно ставить знак равенства между понятиями «ценностные ориентации» и «ориентирование в мире ценностей». Объясняется это тем, что признание существования разнообразных ценностей проявляется гораздо шире, чем «направленный» выбор наиболее ценного.

3. Ценностное ориентирование и есть тот критерий, с помощью которого мы можем определить возможности по социализации людей, формированию общепризнанных норм поведения и деятельности во всех сферах жизни современного общества.

 

Список научной литературыБулкин, Андрей Николаевич, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации (диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XX1.века). - М., 1994.

2. Абдульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

3. Авалмани С.Ш. Природа знания и ценности. Тбилиси, 1989.

4. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

5. Александрова Р.И. Этология и мораль. Критика буржуазной концепции врожденной агресивности человека. М., 1977.

6. Александров А.Д. Истина как моральная ценность // Наука и ценности. -Новосибирск, 1987.

7. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.

8. Андреева Г.М. Современная социальная психология на Западе (Теоретическое направление). М., 1978.

9. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. М., 1978.

10. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: Производство и потребление. М., 1988.

11. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М., 1970.

12. Антипов Г.С., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как ценностной системы. Новосибирск, 1988.

13. Анчел Е. Этос и история. /Пер.с венг. М., 1986.

14. Апресян Р.Г. Постижение добра. М., 1986.

15. Аристотель. Соч. В трех т. Т. 1. М., 1969.

16. Арефьева Г.С. Социальная активность. Проблема субъекта и объекта в социальной практике познания. М., 1974.

17. Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании //Вопр. Филос. 1973. № 6.

18. Ахиезер А.С. Ценности общества и взаимности реформ в России //Общественные науки и современность, 1994. № 1.

19. Бакиров B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков, 1988.

20. Баженов Л.Б. Эволюция материи и ее структурные уровни //Вопр. Филос., 1981.-№2.

21. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М., 1994.

22. Батенин С.С. Человек в его истории. Л., 1976.

23. Батищев Г.С. Противоречие как категория диалектической логики. М., 1963.

24. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследование разных лет. -М., 1975.

25. Бердяев Н.А. Филососфия свободы. Смысл творчества. М., 1983.

26. Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре. Смысл истории. М., 1990.

27. Белый А. Символизм как миропонимание //Сост., вступ ст. и прим. Л.А. Сугай. М., 1994.

28. Боровик B.C. Социальные механизмы взаимоотношения интересов и политической активности советской молодежи. М., 1990.

29. Борязь В.Н. Молодежь. Методология проблемы исследования. Л., 1973.

30. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1969.

31. Брожик В. Марксистская теория оценки. М., 1982.

32. Бойко В.В. Малодетная семья: Социально-психологическое исследование. М., 1980.

33. Буева Л.П. Человек: Деятельность и общение. М., 1978.

34. Булатов М.А. Диалектика и культура. Киев, 1984.

35. Бреховских С.М. Основы функциональной системологии материальных объектов. М., 1986.

36. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.

37. Виндельбанд В. Философия культуры. М., 1994.

38. Васков А.Г. Человеческое измерение прогресса. М., 1990.

39. Волков Г.Н. Три лика культуры. М., 1986.

40. Василенко В.А. Мораль и общественная практика. М., 1983.

41. Вебер М. Образ общества. Избранное. М., 1994.

42. Воронов А.И. Интуитивная философия Бергсона. М., 1962.

43. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса //Вступ. Ст. и комент. В.В. Сапова. М., 1994.

44. Гареев Э.С., Дорожкин Ю.Н. Молодежь индустриальной России: Жизненные и социально-политические ориентации //Социал. Исследования. 1993. - № 1.

45. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М., 1970.

46. Гобозев И.А. Смысл и направленность исторического процесса. М., 1987.

47. Горшков В.А. Общественность и подросток. Йошкар-Ола, 1971.

48. Горшков В.А., Фролов С.Ф. Методика проведения некотрых социальных исследований. Йошкар-Ола, 1968.

49. Григорян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. -М., 1986.

50. Горелов А.А. Человек гармония - природа. - М., 1990.

51. Гуссерль Э. Собрание сочинений. М., 1994.

52. Гулиан К.И. Метод и система Гегеля. Пер. с румын, в 2-х Т. М., 1962.

53. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации: Философский анализ. Новосибирск, 1982.

54. Гречаный В.В. Философско-методологическое значение ценностной проблематики. Л., 1976.

55. Гречаный В.В. Об аксиологическом аспекте философии. Л., 1973.

56. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989.

57. Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели. Проблемы массового сознания современного капиталистического общества. М., 1986.

58. Джиоев О.И. Природа исторической необходимости. Тбилиси, 1967.

59. Демин М.В. Природа деятельности. М., 1984.

60. Демин М.В. Проблема ценности и ценностного отношения //Вестник МГУ. Серия «Философия». 1974. - № 2.

61. Дильтей В. Категории жизни //Вопр. Филососфии. 1995. - № 10.

62. Дружинин В.В., Кокторов Д.С., Кокторов Н.Д. Введение в теорию конфликта. М., 1989.

63. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.

64. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М., 1967.

65. Дробницкий О.Г. Наука и ценности (состояние проблемы и ее постановка) //Философские науки. 1973. - № 4.

66. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 1991.

67. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. М., 1977.

68. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.

69. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995.

70. Золотухина-Аболина Е.В. Философия обыденной жизни. Экзистенциальные проблемы. Ростов-на-Дону, 1994.

71. Зотов Н.Д. Нравственное самоопределение личности. М., 1983.

72. Ивин А.А. Основная логика оценок. М., 1970.

73. Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М., 1970.

74. Иконникова С.Н. Молодежь. Социальный и социально-психологический анализ. Л., 1974.

75. Иконникова С.Н. Становление и развитие личности молодого человека /Социальный аспект. М., 1972.

76. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

77. Ищенко Н.П. Социальное становление советской молодежи. Киев, 1989.

78. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М., 1988.

79. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избран.ст. Л., 1991.

80. Камю А. Избранное /Пер. с фр. Предисл. С.Великовского. М., 1969.

81. Киссель М.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. Л., 1976.

82. Киссель М.А. Экзистенциализм и проблемы «переоценки ценностей» //Проблемы ценности в философии. М. - Л., 1966.

83. Клягин B.C., Николаев В.И. Время и молодежь. Минск, 1979.

84. Кон И.С. НТР и проблемы социализация молодежи. М., 1987.

85. Косарева JI.M. Ценностные ориентации и развитие научного знания //Вопр. Философии. 1987. - № 8.

86. Коршунов A.M. Социальное признание, ценность и оценка //Философ. Науки. 1977. - № 6.

87. Краткая философская энциклопедия. М., 1984.

88. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М., 1991.

89. Крутова О.Н. Человек и история: Проблемы человека в социальной философии марксизма. М., 1982.

90. Крутова О.Н. Человек и мораль. М., 1970.

91. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема //Философские Науки. 1991. - № 12.

92. Кузнецова А.Я. Социально-биологические аспекты социализации молодежи. Рига, 1977.

93. Кузнецов Б.Г. Ценность познания. М., 1975.

94. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России //Социол. Исследования. 1993. - № 9.

95. Ларошфуко Ф. Мемуары и максимы. М., 1971.

96. Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

97. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

98. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. М., 1990.

99. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1994.

100. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

101. Макаров Н.И. Нравственные ценности отечественной культуры и цивилизации //Современная цивилизация и моральные ценности. М., 1982.

102. Майерс Д. Социальная психология. М., 1997.

103. Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. Киев, 1984.

104. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

105. Маркс К., Энгельс Ф. //Пол. Соб. Соч. Т.Т. 2, 3, 6, 21, 22.

106. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. -Ставрополь, 1995.

107. Медведев Н.П. Ценности и их роль в жизни общества. Ставрополь, 1993.

108. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. -М., 1958.

109. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. Происхождение и классичнские формы. М., 1983.

110. Микешина JI.A. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

111. Моисеев Н.Н. Философия истории и современность //Социально-политический журнал. 1993. - № 8.

112. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Л., 1987.

113. Москаленко В.В. Социализация личности Философский аспект. Киев, 1986.

114. Молодежь и демократизация современного общества: Социологический анализ //Под ред. Щавеля С.А. Минск, 1990.

115. Мшвениерадзе В.В. Философия политической культуры. М., 1989.

116. Нарский И.С. Ценнсть и полезность //Философские Науки. 1969. - № 3.

117. Неформальные объединения молодежи и идеологическая борьба. /Сборник обзоров. АН СССР ИНИОН. М., 1988.

118. Новик И.Б. Вопросы стиля мышления в естествознании М., 1975.

119. Ожогов Ю.П. Политическая культура молодежи. М., 1981.

120. ОсиповаЕ.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М., 1977.

121. Ойзерман Т.И. Что такое материализм. М., 1957.

122. Ортега-и-Гассет X. Философия культуры //Сборник: Пер., вступ.ст. Г.М. Фридлера. М., 1991.

123. Парыгин Б.Д. НТР и личность: Социально-психологические проблемы -М., 1978.

124. Пенькова Р.И. Технология управления процессом воспитания молодежи. Самара, 1994.

125. Печчеи А. Человеческие качества. /Общ. ред. и вступ. ст. Д.М. Гвишиани. М., 1985.

126. Постмодернизм и культура. Материалы «Круглого стола» //Вопросы философии. 1993. - № 3.

127. Проблемы формирования сознания прогрессивной молодежи зарубежных стран: сборник научных теорий. М., 1989.

128. Платон. Соч. В трех т. Т. 3. М., 1972.

129. Плеханов Т.В. Философия истории. М., 1989.

130. Пригожин А.И. Сущность переходных процессов. Социология перестройки. М., 1990.

131. Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологическийподход. М., 1982.

132. Ракитов А.И. Принципы научного мышления. М., 1975.

133. Рассел Б. Философский словарь разума, материи и морали /Пер. С анг. -М., 1996.

134. Риккет Г. О системе ценностей //Хогос. Т. 1., Вып. 1 . М., 1914.

135. Российская ментальность («круглый стол») //Вопр. Филососфии. 1994. - № 1.

136. Рубинштейн C.J1. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.

137. Рылеева С.Н., Козлова Н.Д. Ценностные ориентации предпосылка программ переустройства общества //Общественные науки и современность. - 1992. - № 1.

138. Секст Эмпирик. Соч. В двух т. Т. 1. М., 1976.

139. Семенов Л.И. Молодежная политика. М., 1991.

140. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990.

141. Синкевич З.В. Молодежная культура: «За» и «против». Заметки социолога. Л., 1990.

142. Студенчество: социальные ориентиры и социальная практика. Актуальные очерки. /Под общ. Ред. Иудина А.А., Овсянникова А.А. М., 1990.

143. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.

144. Согомонов Ю.Ю. Этика воспитания: история и современность. М., 1988.

145. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по теории философии и кудьтуры. М., 1991.

146. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. /Под ред., сост. и предисл. А.Ю.Согамонов: Пер. с англ. М., 1992.

147. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

148. Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. М., 1989.

149. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. М., 1960.

150. Степин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации. //Вопр. Философии. 1983. - № 10.

151. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетики аксиологии. М., 1994.

152. Тейяр де Шарден П. Феномен человека //Пер. с фр. Н.А. Садовского. -М., 1965.

153. Титаренко А.И. Антиидеи: Опыт социально-этического анализа. М., 1984.

154. Титов В.А. Мораль познающая. М., 1988.

155. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

156. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960.

157. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968.

158. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990.

159. Уварова Е.Л. Молодежь и реальность современного мира. Харьков, 1990.

160. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973.

161. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М., 1985.

162. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990.

163. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1955.

164. Философия и ценностные формы сознания. М., 1978.

165. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопеция, 1983.

166. Флоренский П.А. Особенное: Из воспоминаний П.А. Флоренского /Сост. и вступ. ст. А.В. Гулыги. М., 1990.

167. Фортова А.И. О диалектическом единстве нравственного и эстетического. Киев, 1985.

168. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. М., 1991.

169. Фромм Э. Душа человека: Сборник. //Пер., общ. ред., сот. и предисл. П.С. Гуревича. М., 1992.

170. Франк C.JI. Духовные основы общества //Сост., вступ. ст. и прим. П.В. Алексеев. М., 1992.

171. Фомина А.П. НТР и измерение ценностных ориентаций. JL: изд-во ЛГУ, 1982.

172. Франк С.Л. Смысл жизни //Вопр. Философии. 1990. - № 6.

173. Фролов И.Т. Прогресс науки и будущее человека. М., 1975.

174. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М., 1992.

175. Хайдеггер М. Время и бытие. /Пер. с нем. М., 1993.

176. Хамиков М.С. Общественное мнение студенчества: проблема общественно-политической активности. М., 1988.

177. Ценности социальных групп и кризис общества. М., 1991.

178. Ценностные ориентации личности, пути и способы их формирования. -Петрозаводск, 1984.

179. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.

180. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век /Редкол.: И.Т. Фролов (отв. ред) и др. М., 1995.

181. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

182. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

183. Шишкин А.Ф., Шварцман К.А. XX век и моральные ценности человечества. М., 1968.

184. Шишкин А.Ф. Из истории этических учений. М., 1959.

185. Щедровицкий Т.П. Очерки по философии образования. М., 1993.

186. Щербак Ф.Н. Нравственные ценности развитого социалистического общества. М., 1978.

187. Щербак Ф.Н. Мораль и общественная практика. М., 1988.

188. Ядов В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения ценностных ориентаций и наблюдаемого поведения. Тбилиси, 1970.

189. Ясперс К. Смысл и назначение истории //Пер. с нем. Вступ. ст. П.П. Гайденко М., 1991.

190. Attitudes, conflict and social change //Ed. By R. King. New-York - London, 1972.

191. Lapierre T. Social change. New-York, 1965.

192. Social development and social change. New-York, 1980.

193. Toynbee A.D. A study of history. V. 1-12. 1934-1961.