автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философские аспекты творчества и самореализации современной молодежи

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Горчаков, Николай Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социально-философские аспекты творчества и самореализации современной молодежи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философские аспекты творчества и самореализации современной молодежи"

На правах рукописи

ГОРЧАКОВ Николай Владимирович

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОШФаШЕ^АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА И САМОРЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Специальность 09.00.11 - Социальная философия

.АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученей сГеяеки ■ кайдядата философских наук

Ставрополь - I9$8

2 . Работа выполнена в Ставропольском государственном техническом

университете. "...

Научный руководитель: доктор философских наук,

профессор Горшков В.А.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, .

профессор Абдоков С. А.

кандидат философских наук,

доцент Гувдарь О.Н.

Ведущая организация: Карачаево-Черкесский институт гуманитарных

исследований (г. Черкесск).

Защита состоится 30 октября 195>8 г. в ^ • на задании диссертационного Совета Д 064.11.02 при Ставропольском государственном тезшйческом университете по адресу: 355038 г. Ставрополь, нр. Кулакова, 2, кафедра философии, ауд. 307.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ставропольского государственного технического университета.

Автореферат разослан . сентября 1998 г.

Отзывы на автореферат просим направлять по адресу: 355038 г. Ставрополь, пр. Кулакова, 2, СтГТУ, диссертацнон ный сошгг Д 064.11,02.

Ученный секретарь диссертационного Совета кандидат философских наук, доцент.

Федоровский А.П.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Хорошо известно, что для общества, как целого, ведущим критерием в определении степени его развития является тот уровень свободы, который оно готово предо-ставйть снолм. гражданам, без угрозы собственного разрушения как высокорганизованной системы. Требование свободы всегда было источником достаточно серьезных конфликтов во всех сферах общественной жизни. В этих конфликтах индивид, стремящийся к .максимальной степени самореализации, наталкивается на противодействие как со .стороны самых разных социальных групп; так и общества в целом. ' ' ■

Самоопределение, поиск себя индивидом через творчесгво, как особый путь познания, становится в современных, условиях одной из ключевых причин конфликтов относительно устройства жизни нашего и последующих поколений. За последние два столетия накопилось нетто аргументов в пользу того, что и своим возникновением, и своим специфическим обликом, и-да же своим нынешним кризисом наше общество прежде всего обязано социальному творчеству людей, создающих нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, С одной стороны, общество заинтересовано в том, чтобы поддерживать и поощрять выгодное ему самоопределение и самсре&мизацию людей через развитую систему социального творчества, соответствующую структуре и положительным ожиданиям, самого общества. С другой стороны - именно успехи наиболее вещающихся деятелей в сфере политики, экономики, религии и культуры ведут .к разрушению данного типа общества и созданию, нового, которое, впрочем, уже с первых

шагов своего развития объективно начинает "творить" своих будущих разрушителей.

Можно, следовательно, утверждать, что ключом к пониманию современных социальных процессов, окажется именно анализ проблем, фокусируемых в феномене социального творчества личности, соци;шх.ной группы и общества в целом. .

В современных условиях из социальных процессов устранен живой, мыслящий, сомневающийся человек, который своей деятельностью не только придает отечественному развитию закономерный характер, но и нарушает эту закономерность, создавая неординарные исторические ситуации. Известная цикличность н узнаваемость, повторяемость социально-политических и экономических ситуаций рос-• скйскок действительности последних полутора столетий - яркое подтверждение этому тезису. Каждой общссгвешю-эконолшчеехой формации, каждому типу государственно-политической пласт и культурно-религиозных отношений присущ свой тип социального творчества. Современный кризис экономики ¿1 культуры, есть, таким образом, следствием кризиса всего комплекса специфических ма1сриапьиых и духовных оснований общества и симптом грядущих качественных формационпьтх и социальцо-нол.ггнческих изменений. В этих условиях социальное творчеегго шщпвяда иди группы может стать источником кризиса всего общества, стимулируя изменение социального целого. Дело в том, что, начиная с античности, человечество заботилось, ' глав: иль: образом, об улучшении внешних условий своего существования, в результате чего главной функцией творчества стало преобразование природного материала в фор;..и, удобные для нормального бытия человека. Исслздусыая нами социальная направленность пркДает' творчеству черты нового типа и наделяет его новыми характеристика-

ми, подлежащими систематизации и углубленному изучению. Научная философская проблема здесь состоит в том, что социальное творчество выполняет роль посредника уже не только между человеком и окружающим его природным и социальным миром, fio и в отношениях между социальными группами и общностями, и в отношении человека к самому себе, своему имманентно определяемому духовному миру. Социальная паука сегодня стоит перед необходимостью создания базовой теории социального творчества. Эта теория создаст дополнительные условия и механизм изучения и прогнозирования жизни и общества.

Степень научной разработанности проблемы определяется уровнем современных представлении о роли и месте, основных функциях и структуре творчества как важного элемента общей теории нозианич и самоопределения личности. Мы не ставили себе цслыо дагь подробный исторически последовательный анализ всего многообразия взглядов и теорий творчества, накопленных в мировой философии начиная с Античности. От.\:ети.»л лишь, что разносторонность и широта тематики таких трудов даег основание выделить целый ряд основных направлений в изучении этой проблемы.

Загадки научного и художественного творчества всегда интересовали исследователей. Но лишь в научном активе XX столетия нашлось место для формирования эврологии (П. Энгельмейер) как комплексной, междисциплинарной науки о творчестве. Наряду с успешно разрабатываемыми отечественными учеными философскими (А,С. Арсеньев, Г.С. Батищев, Библер B.C., Г.А. Давыдова, З.М. Ка-кабадзе, Э.В. Ильенков и др.), психологическими (С.М. Бернштсйн, Л.С. Выготский, С.О. Грузенберг, А.Н. Лук, ЯЛ. Пономарев, В.Н. Пушкин, М.Г. Лрошевский и др.), психофизиологическими вопросами

6 • творческой деятельности, значительный интерес представляет ее социально-философский аспект.

В отечественной и зарубежной социальной философий наиболее целенаправленно исследовались следующие взаимосвязанные проблем мы: сущность собственно творчества и различных сторон и условий , его проявления в сознании и деятельности человека и общества; вопросы формирования и развития творческих способностей человека; особенности производства и воспроизводства, а также тех сторон жизни общества, которые связаны с этими процессами. Так, -в прямой постановке проблема творчества, как особой формы социально-политической активности и средства социального планирования и прогноза исследовалась .в трудах Беляевой Л.А., Беленького В.Х.,.Бо-кань Ю.И.. Волковой -Т.О., Горшкова В.А., Гаврилец Ю.Д., Заславской Т.Н., Левашова В.И., Лизанчук В.В., Лукова В.А., Лисовского В.Т., Мискевич А.Б., Михайлова С.Г., Пономарева Я.А., Руиииа Б.М. и др.

Психология творчества, возможности применения тнърческих. подходов к исследованию социадыю-пскхологичеишч настроений, рассмотрены в трудах Гримак Л.П., Маркина В.Н., Пономарева Я.А., Тощенко Ж.Т. ' '

Однако специальных работ, посвященных целостному философскому анализу социального творчества, осмыслению его основных закономерностей, целей и ценкостно-"мотивацпонной струэтуры, в соци-' алыюй философии пока нет. Проведенный диссертантом анализ литературы по данной проблеме показал, что эта тема только становится предметом самостоятельного философского исследования. Недостаточная изученность проблемы социального Творчества в общей теории познания к неактуальность ее ь прошлом обусловлены кране ограни-

ченными возможностями д-.'я научного экспериментирования по этой теме, стали следствием влияния недемократических систем управления, с характерным для них приоритетом централизма и авторитаризма, исполнительности в противовес условиям свободного творческого развития и самостоятельно мышления. Таким образом, лишь в период 80-90-х годоз перед отечественными учеными стал ранее невостребованный вопрос о разработав самостоятельной философской теории социального творчества. . '

Творчество как моральная ценность, раскрывающая внутренний мир человека, рассматривается в работах Тптаренко А.И. Анализ изменения в .-структуре творчества и ценностных ориентация современ-'кой молодежи осуществлен'в трудах Грушина Б.Т., Иконникова С.К., Кон И.С., Чшсгша В.Т

^ В целом же рассмотрение проблемы творчества до недавнего времени проводилось» лишь попутно, при решении иных. социапьно-•фшюсофских вопросоз. Сразу отметим, что в наибольшей степени это кгсается .темы социализации построения системы правиль-

ных г. з а л у о эти о ш е н ий с'другими людьми, л обществом в целом. Она представлена работами Абульхановой-Славской К.А.,-Брушлинского A.B., Барзилоаа С.И., Бг.салава И.Г., Васильевой Т.А., Журавлевой И.В., Иванова C.B., Кобылянского В.А., Кондратьева М.Ю., Кон И.С:,-Ковалевой А.И.', Левченко'В.В., Лисовского В.Т., Лисовского A.B., Миикина H.A.,-Барыгина В.Д., Тощенко Ж.Т., Харченко C.B. А работы, посвященные теории социального конфликта з социологии опубликовали Бородшн Ф.М-, Донченко Е.А., Здравомыслов А.Г., Калашников Д.В., Коряк Н.М., Растов Ю.Е., Трофимов P.A., Фролов С.Ф., ЦойЛ.Н.

Взаимосвязь и взаимообусловленность в социальном творчестве различных аспектов самосознания, самоорганизации и самоопределения человека, прежде всего - молодого, представлена в трудах Альгина А.П., Бажина Е.Ф., Григорьева С.И., Дубовской Е.М., Вишневского А.Т., Ищенко Н.П., Куликова Л .П., Крнчевского P.J1., Леонтьева Д.А., Мяло К.Г.,'Рывкиной Р.В., Симагина 10.А., Соколовой Е.Т., Сухоног С.И., Узнадзе Д., Шимановского Д.С. ■

Социальное творчество в свете этнических проблем современности нашло свое специфическое выражение в работах Авксентьева

A.B., Авксентьева В.А., Бромлея Ю., Джунусова М.С., Волкова А.Б., Левашова В.К.,Маришша В.В., Напсо М.Д,, Осиаоаа Г.В., Подольно-го Р., Тарасова П.Г., Седова H.H., Хоперской Л Л., Шаповалова В.А.

Соотношению творчества и трудовой мотивации, изучению зависимости эффективности труда от социальной активности личности много внимания уделено в работах Абакумова H.H., .Бурлацкого Ф.М., Антонова B.C., Григорьева В.И., Дикаревбй A.A., Иванова

B.Н., Заславской Т.И., Кравченко А.И., Лахтина В.П., Негодаева И.А., Рывкиной Р.В., Степина В.С:, Мартьгаюкз И.О., Черкасова Г.Н. и др.

Особое поле исследования социального творчества создают труды отечественных и иностранных- ученых, изучающих специфику проявления творчества а морали, искусстве и культуре,, в многообразии духовных и эстетических ценностей. В их числе мы выделим Астапова О.Д., Е. Анчел, Э. Берка, А: Банфи, Бойко' М.Н., Бутенко И.А., Блюй-кина В.А., Воскобойникова А.Э., Гусейнова A.A., Дубко ЕЛ., Ершоза. П.М., Зотова Н.Д., Игнатенко A.A., Ионина Л.Г., Киселева В.П., Козлова H.H., Мамардашвияи М.К., Мещерякова В.Т., Парамонова С.П.,

Петрова В.М., Симонова П.В., Сголовича Л.Н., Соколова К.Б., Шер-дакова В.Н., Фомина З.В., Фролова И.Т., Яновского Р.Г.

Актуально и обосновано в рамках темы выглядит обращение к трудам авторов, раскрывающих творческую направленность личности нашего современника в ее соотнесенноеги с системой религиозных убеждений и верований. Исследованию соотношения религиозного сознания, поведения и творчества посвящены труды Жданова И.И., Игнатенко A.A., Ильясова Ф.Н., Кимелева Ю.А., Лебедева A.A., Све-ницкой И.С., Угриновича Д.М., Яблокова И.Н.

Совершенствование познания, вопросы активизации деятельности человека, прежде всего - молодого, в сфере образования, получения нового знания, рассмотрены в работах Днурина В.Ф., Андреевой Г.М., Бердяева H.A., Брзнского В.П., Емельянова В.В., Коршуно-6а Л.С., Мамардашвилй М.К., Метлова В.И., Демина Л.Д., Москвиче-ва Л.Н., Никитина П.С:, Пружинила Б.И., Растова Ю.Е., Серикова В.В., Харчева В.Г., Шерета Ф.Э.

Конференция по философско-методологическим аспектам научного творчества состоялась в 1973 г. а Дальневосточном научном центре АН СССР. С основным докладом выступил Крушанов А.И. Были заслушаны доклады Брехмана И:И., Шауб Ю.Б., Кириллина А.Е., Пинчук Л.Е., Радкевич Е.А. и др.

. Особый рад публикаций и научных трудов, посвященных про- блшач человека и общества, пусть и в разной степени, но затрагивает и частично анализирует вопросы социального творчества в системе политической -культуры молодежи и государственного устройства ; (Атамчутс -F.B., Каменец A.B., Колтаков К.Г., Клопов Э.В., Гордон ЛА.., МизупинМ.Ф., МоековичеаИ.И., Милославский Г.В., Ольшанский Д.В., Онуфриецко Г.Ф., Рыков В.В., Скрыпиик В.И., Шубаков

10 -

A.Г. и др.). Другой важный аспект - творчество в системе бытия личности, ее основных ценностей, интересов, фиксирующих степень удовлетворенности молодежи жизнью (Бсяицкая Г.Э., Бутенко И.А., Василенко В.Н., Давыдов A.A., Котляр З.А., Маркович Д.Ж., Марченко Т.А., Медведев Н.П., Лапин Н.И., Петровский В.А., Мискевич А.Б., Руткевич М.Н., Сарджвеладзс Н.И., Филиппов Л,В., Фомина З.В., Ха-саева Г.Р., Чкчилимова В В. и др.).

Таким образом, хотя вопрос о комплексном социально-философском исследовании и осмыслении феномена социального творчества не стал еще предметом направленного монографического . исследования, вместе с тем, имеется у7>се достаточно оснований для его решения. В трудах как отечественных, так и зарубежных ученых осуществляется дальнейшее исследование творчества в его различных аспектах (в том числе-и криминальном - Бойко Й.Б., Габнана A.A., Гришко А Jt.) и создание системы методов, углубляющих наше познание и повышающих надежность эмпирической информации й процедуры социального исследования в целом (Аванесоа А., Аднбо.ян O.A., Анчел Е., Андреенков В.Г., Асеев Ю.И., Еатыгип Г.С., Блинов А.Л., Берк 1С., Бергсон А.., Бурлуцкая М.Г., Вебер М., Гуссерль Э., Доктороз

B.З., Дубинский Л.Й., Камю А., Лимаренко A.B.. Луцкий A'Jl., Моин ' В.Б., Овсяников В.Г., Ортега-к-Гассет X., Оряов А.И., Паниотто В.М., Саганенко Г.И., Смцлзер Д>х./ Тигма М.Х., Тодинг Л.М., Толстоза Ю.Н.,Хгйдёггср.М.5ХабершссТО.,ЯдовВ.А. и.др.). ,.

Объект и предмет диссертационного исследования. ■

В качестве объекта исследования в диссертации выступает сознание переходного общества, взятое в его творческом аспекте.

Предметом исследования является социальное творчество, молодежи в современных условиях, его сущностные характеристики и ти-

дологические основания, формы, методы и средства его реализации и повышения эффективности в процессе самоопределения и самореализации, последовательной социализации личности.

Цели и задачи диссертации.

Важная цель диссертационного исследования состоит в том. чтобы выявить й обосновать социально-философские аспекты социального творчества молодежи в современных условиях, с учетом перемен, происходящие в России. Это предполагает, с одной стороны, дальнейшее развитие общей теории творчества за счет включения в нее проблемы социального творчества, а с другой, разработку научно йбоснованных путей социально-философского анализа социального творчества молодежи .путем выделения социальных приоритетов, отражаемых индивидуальным сознанием.

Следовательно разработка оснований социально-философской теории социального творчества молодежи - основная цель диссертационного исследования. Данная цель осуществляется ттеч решении следующих задач:

- обоснование 'средствами социально-философского исследования содержания й структуры социального творчества в его неразрывном единстве с процессом социального развития, самоорганизации и самореализации в общем комплексе социального познания;

• - разработка методологии количественной и качественной характеристики и оценки творческой активности, и на этой основе формулирования рекомендаций по совершенствованию педагогической деятельности и психологической помощи молодежи;

- выявление.факторов и условий социального творчества современной молодежи, в .том числе й "отрицательно" ориентирующих по-

ведение молодых людей, что ведет к нарушению принятых в конкретном обществе норм и традиций:

- уточнение к конкретизация понятия "социальное творчество" с точки зрений системно-исторического и функционального подходов, принятых в современной науке; '

- обоснование системообразующих компонентов современного социального творчества, значения и роли каждого компонента в создании целостной'картины представлений человека .о самом себе, окружающих людях и обществе в целом; ,•

- конкретная характеристика'условий и оснований социального творчества различных групп современной молодежи; ■

- анализ, социально-философское обоснование и разработка моделей актуальной социализации молодежи на принципах адекватной творческой активности применительно к'требованиям конкретного, общества; формирование идей, которые могут быть положены в основу дальнейшего исследования этого процесса.

Таким. образом, задача социальной философии г. данном хол-тексТе - исследование объективно опосредованных ошопг¿ннй социальных субъектов по поводу социального творчества и па его основе. , Эта задача и подразумевает объяснять, в кикой степени .наука способна помочь людям и обществу понять самих себя «а основе анализа объективных явлений, обеспечивающих взаимосвязь с миром субъективного. В этом случае поникание социального творчества в том виде, ь каком оно фиксируется в сознании человека, выступает для исследователя показателем состояния социального организма, .свидетельством, наличия противоречия, проблемы. Если же мы стремимся познать объективные закономерности жизни общества, то учет и иктерпрета- '

ция Состояния социального творчества становится принципиальным методологическим требованием.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют как общенаучные принципы, мегоды и способы познания объекта и предмета исследования, так и специфика проявления и действия общих теоретико-методологических и гносеологических закономерностей в познании социального творчества как специфического вида творчества и тина социального действия.

В работе предпринята попытка сформулировать основы целостной теоретической концепции социального творчества и построить • эмпирическую модель его организации и развития. Постановка и решение этой задачи требует опоры на философскую методологию. В качестве механизма осуществления взаимодействия людей по поводу социального творчества выступает процесс духовно-практического опредмечивания и распредмечивания условий быта, а также представление о диалектическом единстве общества как целого, личности как единичного и творческой интенции как особенного.

Следуя" известной в отечественной философской литературе концепции (В:С. Готг, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул), автор отстаивает мысль об общенаучной природе феномена .социального творчества, . который не может быть полностью раскрыт только спеииально-, научными или только философскими средствами в отдельности.

Детальный анализ понятия социального творчества приводит к . выводу, что основным противоречием творчества является соотнесениеобщего для всей системы закона с более частными законами ее отдельных подуровней. Моделирование этого отношения для социальных систем рассматривается в диссертации на основе диалектики ин-туитивно-содержателыюго. и формального аспектов познания.

1-1

В рамках исследования использовались три вида выборки информации:

а) пропорциональная случайная бесповторяая выборка респондентов из' шести регионов России (Краснодарский, Ставропольский и Хабаровский края, Московская, Ленинградская область и Приморье). Массив респондентов получил условное название "Молодежь";

б) квотная районированная выборка экспертов, содержащая гдшшцы отбора из наиболее важных, с точки зргпия задач иселгдсиа-иия, субъектов системы. Б этой выборке -пропорционально предсгаз-лснь: специалисты-социологи, психологи, педагоги, упрааленаы. Данный массл» опрошенных назван нами "Эксперты";

и) кьотнак, комбинированна, хглогоступекчстая : выборка сснс; íibi?. ;рупп рсспондснтои, принявших участие б массовых оирс-с;..\. построена как i;u основе данных, полученных дисссргги-

еды ¡o; так и с опорой на пуСликиш;!! псрпод:;чссинх и :!i¡'jH-„<;Í {--зданий.

2 З.уЗ*;;: w;;:;:- методо;;оп:я i;ocj:y;;:.:j;¡a. ослллипге:-; ф^'^-.ч;:рс-£;".>:;:5: ¡: coir;;;; сьл-сдос, кссаднцпхси созревании; оцси-

соц::ак^1гого путей и спустил его разып ня.

oapcsía¿CKuoc Етишп.г оказал:; идеи русских фнлософоь Н.А. Бердяеву. A. Bejoro, Б.И. ВышдслаБцеБа, ÍI.A. Крсисткнпк., И.О. Лосскоге, П.А. Флоренского, СЛ. Франка, Л. Шесгова.-

Научная новизна. В диссертации впервые осуществляется системное философское исследование социального, творчества в его связи с самоопределением в составе механизма самореализации современной молодецки:

- на основе лошко-концегггуалыюго анализа философских аспектов творчества отработана модель исследования основных свойств, осногачнн и значений социального творчества;

- исследованы условия социального творчества мояоде:ки; раскрыты и с1стемат5йир0спны основные факторы повышения зффек-т:*г мости а социального значения тзсрчсстиа п современном обществе;

• - кссягдспана проблема управления и :<орре::т:'ро:-:ки творческих скособмостсй «Ьлсдах людей со стороны социального окружения, общества з целом;

- уст2';озле!1и з-'-гоночерко-пь включения социального т"ор-тел^а л общчй гфог^с: социализации а сошгалг него поз< "чгмя л.'од:й; .

• - дьа т:гпслсп:«гггпая чярагсггристиха согрсиеяиогс соцщишга-го тгср'.'ест':-*:; ,

- -''ору:-; "озмлуоюго в о зд ей ста г: се аоренп сбтссг--а !■*". системы толе-м ■т г; соишщьчого'п:с::":гсп>а.

;.....:••:;•• " пуг^тст ч') запт^ту сл>

1. чгот'шггбо сл£*?угг расстгггасгп :<уч :;о:,;а>:г:с> * актисксгс ссз.тдтгедь^ого хй^/гстгр«:"ч<к:пс':«скоЗ дег:-

тел: чож!, чр^еущее сГ:.пстсрч'-е.п;и нзначалыгс..

2. Проблема со.ча^льнсго творчества т въех ее осяов:к.:х аспектах (куу^ном, культурном, религиозном) должна излучаться в свете теории социальных изменений, как. ее особый раздел,, осязанный со специфической ситуацией субъективно выраженного предпочтения одних элементов деят ельности другим. .

'3. Усложнение социальной структуры современных обществ связано с появлением новых социальных групп и объединений, в том чис

лс и неформальных. В этой ситуации вненаучные формы социального творчества часто оказываются "впереди" научно обоснованных и социально признанных, традиционных. Сознание молодых, таким образом, фиксирует новые социальные проблемы раньше общественного сознания в целом.

4. Любые действия субъекта, осуществляемые в общем социально-историческом контексте, в соотнесении их с общественными потребностями и целями, предстают ка ценные, и воспринимаются как • творческие, даже если конечный результат имеет отрицательную оценку со гюроны общества (криминальное творчество). В последнем случае социальное творчество становится затруднено или даже невозможно.

5. Главное в характеристике творческих способностей и направленности личности - ее ценностные и жизненные ориентиры, степень развития социального познания и ответственности. . '

6. Переходный характер современной эпохи, объективные условия жизни и социального творчества российской молодежи .требуют синтеза ряда технократических идеалов и образцов с гуманистическими ценностями, национально-психологическими особенностями- и ценностями, адекватными запросам нашего общества.

Научно-практическая значимость работы. Результаты диссерта- • ционного исследования представляют собой новое осмысление роли и значения социального творчества в жизни человека и общества.

Большие возможности для исследования тенденций и направленности1 развития сонихтьного творчества даст анализ сознания молодежи - социальной группы, которая, с одной стороны, олицетворяет будущее общества, а с другой - позволяет.ощугить непредвиденные последствия деятельности предшествующих поколений. Мы можем за-

\ глянуть в будущее общества, получив ответ на вопрос, что нового молодежь вносит в нашу жизнь, что Она меняет в общественных отношениях. Изучение отношения молодежи к существующим формам материально-производственной, социально-политической, культурной, правовой и религиозной активности многое может дать для оценки жизнеспособности и перспектив общества в целом. Таким образом:

- основные положения диссертации содержат рекомендации по воплощению в-сопиллыпло практику творческой составляющей, которая. может стать действительной основой целеполаганиа масс, только если ока "пройдет" через сознание людей;

- отгрызаются -новые возможности в исследовании проблем социального творчества молодежи как в общетеоретическом, так и в прикладном' отношениях;

■ - теоретжо-мстодолотчесике ебощения, выводы-рекомендации г.гогут' быть основанием для дальнейшего изучения проблемы, для со-г;Ср1ге;!СТЕСпа'::::с социального.планировать и управления, а также дл:: разработал сттагкургса и факультативов по теме диссертации.

Апробация работы.. Диссертация обсуждена, одобрена и реко-:.;е:г;£эзанз к защите ка заседании кафедры философии' Ставропольского государственного технического университета. Ее основные по-ло;::ег,;й изложены в 8 публикациях, общим объеме:-! 4 печатных ; листа. Они апребкровались з хо^е исследования к изложения авторской позкцпг. на "двух междунарбдяых, региональной и межвузовской научных конференциях, четырех научко-практическ»:х семинарах с философами, социологами, предстаыггелями духогенспза и властных структур. Отдельные вопросы темы диссертации з^спочены б учебные ■ планы по курсам философии, социологии к культурологии для слуша-

тел ей и аспирантов Ставропольского высшего авиационного инженерного училища.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов и заключения. Общий объем работы 154 страницы. Библиография включает 193 источника, в том. числе 4 на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во впадении обосновывается актуальность темы, рассматривает-, са степень ее научной разработанности, формулируются основные цели и задачи исследования. Указываются элементы новизны, определяются новью подходы в решении поставленных проблем, излагаются основные положения, выносимые на защиту, освещается теоретическая и практическая значимость работы, достоверность и обоснованность полученных и проанализированных данных, ее апробация. ■

Псрсая глаг-а "Основные принципы самоопределения и социального творчества молодежи", состоящая из трех параграфов, посвящена исследованию понятий "социальное творчество", и. "самоопределение", выявлению их сущности и основных принципов системного философского анализа.' Рассмотрена структура социального творчества в современных условиях, выявлены'основные'количественные и качественные характеристики мотивов, интересов .и целей социального творчества молодежи в современных условгшх.

первом параграфе "Основы системного подхода к исследованию процессов самоопределения Молодежи" осуществлена последовательная разработка проблем социального творчества молодежи в общей системе различны.' форм освоения и качественного преобразова-

кия мира. Социальная практика каждого поколения уже с глубокой древности позволяет исследователям не только обнаруживать тенденции возникновения и развития сложных социальных процессов, но и выявлять типы отношений между людьми, классифицировать качества и способности человека. Отмечено, что уже в античности состоялась первая "репетиция" европейской творческой индивидуальности. Окончательно концепция научного и художественного творчества оформилась только в культуре Нового'времени. Осмысление самого себя и окружающего мира в ■рациональном знании составляет основу социального творчества а его современном научном понимании.

'Ориентируя свое поведение па коммуникацию с.окружающими, индивид добивается упорядочения нормативной Среда, формирует систему устойчивых межличностных отношений и личностных структур, способных к творчеству, к самоопределению и самореализации в обществе.

Творчество - высшее социальное и нравственное предназначение человека. Творчество следует поникать широко; как развитие всех духовных сил человека, г не только кзк научное или художественное творчество. Само устроение жизни каждым человеком уже есть творчество, за которое он песет полную ответственность - перед обществом, близкими, самим собой (А.И. Тигаренко). Социальное творчество - основной проявления активности повседнезного практического сознания людей.' • .' | ' . ■ ' • ' ' • I Проблемы исследования социального творчества в сознании молодежи состоит и в том, что "молодежное сознание" понимается как сознание усредненное, массовое, как некий "духозный недоросль", которого следует учить и учить, прежде чем он достигнет традиционно зафиксированных корм социализации.

Современные общества становятся свидетелями активной социально-преобразующей, творческой деятельности не только ученых, политиков и художников, но и широких народных масс. Остававшиеся долгое время лишь исторической "материей", массы не желают, чтобы их судьбы решались особой "кастой профессионалов". Напротив, они 7ребуют, чтобы эксперты .учитывали действительные интересы индивидов, социальных групп, общества в целом. Таким образом, это именно та ситуация, когда ненаучные формы социального творчества оказались впереди научных. Принятие решений в области социального управления не может не основываться на. изучений состояния и на-правлености сознания масс (Т.Н. Заславская).

Сознание молодежи нередко фиксирует новые социальные проблемы раньше сознания общества в целом. Но пока широкие массы людей не станут действительным субъектом общественных связей и отношений, иллюзия, что массы хуасе знают свой интерес, чей теоретики, может сохраняться. Логика исследования в данном параграфе приводит, следовательно, к выводу о необходимости углубленного изучения социального творчества, его специфики и ^еста в системе социального познания.

Во втором параграфе "Сущность и структура' социального твор-чесгва в современных условиях" обобщаются представления о. сущности социального творчества как важного элемента общей теории поведенческой активности личности, определены основные его принципы.

© ■ * .>

По мнению диссертанта, стремление ряда авторов разделять деяг тельность на творческую и -нетворческую по признакам внешвевыра-женного положительного мотива и "намерения к действию, следует считать ошибочным. Каждый поступок многоаспектен в щ> содержа-

ниц. В зависимости от обстоятельств, приоритет перед другими может получать тот или иной компонент в общей социальной ценности творчески ориентированного поступка. Но творчество невозможно измерить, зафиксировать в единицах общепринятого стандарта, поскольку суть его состоит в познании закономерностей объективного мира. И если ТВОРЧЕСТВО в современной науке определяется как направленность- действий субъекта, создающего качественно новые материальны? и духовные ценности, то СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ис-'. следовано диссертантом как процесс, в котором закрепляются к создаются ценности социального значения.

Следовательно, трудно представить вид человеческой деятельности, полностью свободный как от творчества, так и от самых "невесомых" его элементов. Получается, что в творчестве следует исследовать не некоторую "сверхдеятельносгъ", а особо направленную духовно-практическую активность, соотнесенную (но ке обязательно) с предметно выраженным результатом. Возникающее при этом состояние общественной значимости не следует отождествлять с понятием полезности. Отклонение от нормы, ведущее к социальной трагедии -это особый вий социального творчества.

И если ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ есть специфический, относительно самостоятельный аспект всякой поведенческой активности, то СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО мы определяем какобъех-. тгшно обусловленный и субъективно фиксируемый процесс создания качественно новых-отношений к взаимодейетейй как между индивидами, так иг социальными группами. : • .•

Главная цель социального творчества - создание комплекса условий для максимально полного самовыражения и' самореализации личности как в системе норм конкретного общества, так и вне этой си-

схемы (социальная конструкция и деконструкция). Далеко не всегда, социальное творчество имеет прямой выход на реальность внешне-предмешых воплощений, но его универсальной характеристикой является направленность на определение субъекта в отношении к требованиям общества.

В целом проведенный анализ показывает, что. в творчестве каждый раз индивид самоопределяется в том, каким ему следует быть по отношению к культуре общества. Сфера 'целей социального творчества - это сфера личностных познавательно-психологических установок. определяющих направление разлития человека. •

В третьем параграфе "Количественные и качественные характеристик и мотивов социального творчества молодежи" исследуются, основные характеристики социального, творчества .молодёжи, его- мотивация и практическое назначение. -Здесь же содержится ряд предпо-. ложешш о его развитии и возможностях реадизащщ в интересах об-, шества. ' '

'Основной, результат состоит в выявлении- современных условий . стииулпрованши развития социального творчества, и одновременно -констатация низкого уровня, творческой, мотивации у-значительной -части молодых .людей. В параграфе рассматривается зависимость социального творчества от вида профессиональной 'деятельности и степени осознания мотивов ее общественной' пользы, исследованы некоторые причины, ведущие к социальной'и трудовой пассивности молодежи. Так, мы можем говорить о неразвитости, потребностей, которые молодой специалист может удовлет&орить посредством профессио-чальной.деят.еяьностй, а соответственно^ о необходимости поиска .¡го-вых подходов и возможностей швершенсТвования социального творчества в еготрудовом и образовательном аспектах.

. ■• гъ

На динамике творческих мотиваций сказывается неверие в возможность позитивных изменений. В сознание людей глубоко проникло недоверие к переменам. Исследование показало, что. сегодня мы имеем дело с человеком, который смирился с тем, что государство не может само по себе обеспечить нормальный уровень жизни, который плохо верит в обещания и сомневается в возможности полноценной реализации социальных законов и программ последних лет.

Таким образом, социальное творчество есть то особое средство, благодаря которому молодой человек получает возможность открывать самого себя, свои способности к наиболее полному самоопределению и самореализации, даже в условиях противодействия со стороны внешнего социального окружения. Задача общества здесь з том, чтобы правильно направлять эту социальную энергию.

Втерйя.¡гласа "Социокультурные основания творческой деятельности з современных условиях", состоящая из двух параграфов, посвящена исследованию основных направлений развитая социального тг.срчесгта ¡г расширению- научных предстапле:гн;1 о нем. .Вы.чалена сущность понятия "творческий интерес" как-основного побудительного мотива человеческой дй:ггсльностн, дана общая харахгерютнка динамики повышения эффективности творческой деятельности молодежи. '

В пдглом. параграфе "Типологическая- характеристика социального творчества молодежи" рассматривается проблема - взаимосвязи творческих пнтересоз личности,' социальной группы д общества в целом. Формирование интересов и их кногсобразие продиктовано об?,-ектипной необходимостью, в силу которой общественный субъект может удовлетворить свои материальные н духовные потребности, лишь только включаясь определенным образом в общественную жизнь,

вступая, пусть и в разных ролях, в общественное производство. Интересы людей и групп зачастую противоречивы и несоединимы, но они, тем пе менее, образуют то единство противоположностей, борьба которых является одним из источников социального движения.

Главное в характеристике творческих способностей и социальной направленности личности - ее ценностные ориентации, ее сознание и ответственность. Интересы личности всегда связаны с общественными отношениями и обусловлены ими. Общественная потребность способна возвышать творческие интересы личности, но она же и угнетает их, когда речь идет об угрозе разрушения установившегося порядка. Социальное творчество должно стать основой нового взгляда на человека как на центр приложения общественной заботы и внимания, ориентированных на свободное и всестороннее развитие личности. В свою очередь, социально ориентированный индивид проявляет свои разнообразные возможности и творчестве способности, учитывая интересы окружающих и общества в целом.

Таким образом, когда социальное творчество личности получаст

*

статус действительно общественного интереса, в нем воплощаются элементы социально-экономической и культурно-воспитательной политики. Единая цель социального творчества в современном обществе состоит в том, чтобы выработать оптимальные формы иптегративно-го сочетания интересов людей. Многообразие интересов и возможностей по их удовлетворению характеризует степень зрелости общества, его способность видеть в каждом гражданине высшую цель и цен-

о ' ■ '

ность. Индивидуальное социальное творчество противостоит социальной апатии. В этой связи следует выделять но'меньшей мере три основных типологических основания исследуемого вида творчества:

- связанные с учетом взаимного влияния внешних друг по отношению к друту социальных систем;

- взаимодействия, осуществляемые со стороны группы интересоз, в направлении корректировки частного, единичного творческого усилия личности;

- социальное творчество индииидуалыюго сознания, реализующее идеи внешней критики и личного интереса по принципу внутрисистемного развития. '

Во втором параграфе "Социальная действительность и динамика повышения эффективности творческой деятельности" социальное творчество рассматривается с позиций современных концепций технократического общества. Переходный характер современной эпохи, объективный характер основных условий социального творчества требуют синтеза некоторых подлинно технократических идеалов с гу-манксппес:г*1ма ценностями, адекватными запросам общества. Для социального творчества характерно признанно фундаментальной зна-чгпегсти труда и сферь! производства. Тг-арчестсо индивида должно, таким образом, списываться и' объясняться в терминах пользы, интереса, рациональных по содсргеангш ценностей. Единство концепции техкекрэтдзма и социального творчества проявляется в их активной . деятельности, чу:кдоЛ созерцательности, нацеленной не только на по-' 'злагаге объективных закопоа мира, но и на. его радикальное преобра-зовгние. Нежелание допускать массы к управлению объективно присуще любой власти. Соединение гуманистических ценностей с достижениями научно-технического прогресса невозможно без широкого кбшгечелия в социальное творчество как мо::сго большего количества л;одей, прежде всего - молодых. Первый шаг'на этом пути - рациональные принципы управления, когда все социально значимые реше-

ния принимаются экспертами, специалистами на сугубо научной основе. .

Любой вид социально-творческой деятельности предполагает осуществление мысленных экспериментальных и'проектных процедур. Социальное творчество предполагает не только выработку и выдвижение новых норм, идеалов, мотивов и оценок. Оно состоит также в осуществлении уже существующих норм и правил действия в. конкретных ситуациях, но на новом, более высоком уровне. Особую актуальность социальное творчество приобретает в ситуациях, когда соединяются общественные потребности и личные интересы субъекта.

о - " '

В параграфе отмечается, что концепция социального творчества молодежи представляет, собой составную часть процесса ее социального развития и национальной стратегии в целом.

В ззк'.иочеиин диссертации подводятся итоги исследования и намечаются перспективные направления дальнейшей разработки темы.

По теме диссертации онуйликвсань? следующие работ*«

1. Социальное творчество как цикличная система. - функциональный анализ. // Материалы VI Международной конференции "Циклы природы н общества". Ставрополь, 1998. 0,3 пл.

2. Педагогическое творчество Н.И. Ппрогона II Материалы межвузовской . научно-педагогической конференции СГУ "Университетская наука- региону".. Ставрополь* |998,0,2 пл. . •. ' .

3. Социально-философские аспекты проблемы взаимодействия идеи и действия в творчестве молодежи. //Научные труды кафедры фидосо-фниСтГТУ. Вып.. X.Ставрополь, 1998.0,3пл.

4. Этносоциальные аспекты формирования Вооруженных Сил России на современном этапе. //Материалы Международной конференции "Этнические процессы накануне XXI века". Ставрополь, 1998. 0,3 п.л.

5. Русские социальные утопии о воспитании человека будущего. //Материалы,региональной научной конференции "Университетская наука - региону". Ставрополь, 1996.0,2 пл. (в соавторстве).

6. Организация и проведение индивидуальной воспитательной работы 6 личным составом. Методические рекомендации. Ставрополь, 1995.0,5 п.л. (в соавторстве).

7: Методические рекомендации по организации занятий в системе общественно-государственной подготовки. Ставрополь, 1996. 1.2 пл. (в Соавторстве).

' 8. Ценности и их роль в жизни общества. Конспект лекции. Ставрополь» 1998.1 пл. (в соавторстве).

 

Текст диссертации на тему "Социально-философские аспекты творчества и самореализации современной молодежи"

/ " I/ , .■•'' """" . / ,.■' V..' . I

' /

Министерство/общего и профессионального образования Российской Федерации Ставропольский государственный технический университет

ГОРЧАКОВ Николай Владимирович

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА И САМОРЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Специальность 09.00.11 - Социальная философия

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата философских наук

научный руководитель

доктор философских наук^йрофессор

горшков виктор алексеевич

ставрополь - 1998

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Основные принципы самоопределения и социального

творчества молодежи 17

1.1. Основы системного подхода к исследованию процессов

самоопределения молодежи 17

1.2. Сущность и структура социального творчества в современных

условиях 41

1.3. Количественные и качественные характеристики мотивов

социального творчества молодежи 61

ГЛАВА 2. Социокультурные основания творческой деятельности

в современных условиях 86

2.1. Типологическая характеристика социального творчества

молодежи 86

2.2. Социальная действительность и динамика повышения

эффективности творческой деятельности 113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ • 130

Примечания г .гпаве 1 137

Примечания к главе 2 140

Библиография . 143

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Хорошо известно, что для общества, как целого, ведущим критерием в определении степени его развития является тот уровень свободы, который оно готово предоставить своим гражданам без угрозы собственного разрушения, как высокорганизованной системы. Требование свободы всегда было источником достаточно серьезных конфликтов во всех сферах общественной жизни. В этих конфликтах индивид, стремящийся к максимальной степени самореализации, наталкивается на противодействие как со стороны самых разных социальных групп, так и общества в целом.

Самоопределение, поиск себя индивидом через творчество, как особый путь познания, становится в современных условиях одной из ключевых причин конфликтов относительно устройства жизни, нашего и последующих поколений. За последние два столетия накопилось немало аргументов в пользу того, что и своим возникновением, и своим специфическим обликом, и даже своим нынешним кртзисом наше общество прежде всего обязано социальному творчеству людей, создающих нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. С одной стороны, общество'заинтересовано в том, чтобы поддержи-, вать и поощрять выгодное ему самоопределение и самореализацию людей через развитую -систему социального творчества, соответствующую структуре и положительньш ожиданиям самого общества. С другой стороны - именно успехи наиболее выдающихся деятелей в сфере политики, экономики, религии и культуры ведут к разрушению данного типа общества и созданию нового, которое, впрочем, уже с первых шагов своего развития объективно начинает "творить" своьх будущих разрушителей.

Можно, следовательно, утверждать, что ключом к пониманию современ- ■ ных социальных процессов, окажется именно анализ проблем, фокусируемых в"

феномене социального творчества личности, социальной группы и общества в

целом.

В современных условиях из социальных процессов устранен живой, мыслящий, сомневающийся человек, который своей деятельностью не только придает общественному развитию закономерный характер, но и нарушает эту закономерность, создавая неординарные исторические ситуации. Известная цикличность и у. .. ьваемость, повторяемость социально-политических и экономических ситуаций российской действительности последних полутора столетий -яркое подтверждение этому тезису. Каждой общественно-экономической формации, каждому, типу государственно-политической власти и культурно-религиозных отношений присущ свой тип социального творчества. Современный кризис экономики и культуры есть, таким образом, следствие кризиса всего комплекса специфических материальных и духовных оснований общества и симптом грядущих качественных формационных и социально-политических' изменений. В этих условиях социальное творчество индивида или группы может стать источником кризиса всего общества, стимулируя изменение социального целого. Дело в том, что, начиная с античности, человечество заботилось, главным образом, об улучшении внешних условий своего существования, в результате чего главной функцией творчества стало преобразование природного материала в формы, удобные для нормального бытия человека. Исследуемая нами социальная направленность придает творчеству черты нового типа и наделяет его новыми характеристиками,, подл ежащими систематизации и углубленному изучению. Научная философская проблема здесь состоит в том, что • социальное трг ячество выполняет роль посредника уже не только между человеком и окружающим его природным и социальным миром,- но и в отношениях между социальными группами и общностями, и в отношении человека к самому себе, своему имманентно определяемому духовному миру. Социальная наука сегодня стоит перед необходимостью создания базовой теории социального

творчества. Эта теория создаст дополнительные условия и механизм изучения и прогнозирования жизни и общества.

Степень научной разработанности проблемы определяется уровнем современных представлений о роли и месте, основных функциях и структуре творчества как важного элемента общей теории познания и самоопределения личности. Мы не ставили себе целью дать подробный исторически последовательный анализ всего многообразия взглядов и теорий творчества, накоплен' ных в мировг философии начиная с Античности. Отметим лишь, что разносторонность и широта тематики таких трудов дает основание выделить целый ряд основных направлений в изучении этой проблемы.

Загадки научного и художественного творчества всегда интересовали исследователей. Но лишь в научном активе XX столетия нашлось место для формирования эврологии (П. Энгельмейер) как комплексной, междисциплинарной науки о творче.стве. Наряду с успешно разрабатываемыми отечественными учеными философскими (Арсеньев A.C., Батищев Г.С., Библер B.C., Давыдова. Г.А., Какабадзе З.М., Ильенков Э.В. и др.), психологическими (Бернштейн С.М., Выготслпй Л.С., Грузенберг С.О., Лук А.Н., Пономарев Я.А., Пушкин В.Н., Ярошевский М.Г. и др.), психофизиологическими вопросами творческой деятельности, значительный интерес представляет ее социально-философский аспект.

В отечественной и зарубежной социальной философии наиболее целенаправленно исследовались следующие взаимосвязанные проблемы: сущность собственно творчества и различных сторон и условий его проявления в сознании и деятельности человека и общества; вопросы формирования и развития" творческих способностей человека; особенности производства и воспроизводства, а также та сторон жизни общества, которые связаны с этими процессами. Так, в прямой постановке проблема творчества, как особой формы социально-политической активности и средства социального планирования и прогноза, исследовалась в трудах Беляевой Л.А., Беленького В.Х., Бокань Ю.И., Волко-

вой Л.О., Гори сова В.А., Гаврилец Ю.Д., Заславской Т.И., Левашова В.И., Ли-занчук В.В., Лукова В.А., Лисовского В.Т., Мискевич А.Б., Михайлова С.Г., Пономарева Я.А., Рунина Б.М. и др.

Психология творчества, возможности применения творческих подходов к исследованию социально-психологических настроений, рассмотрены в трудах Гримак Л,П., Маркина В.Н., Пономарева Я.А., Тощенко Ж.Т.

Однако специальных работ, посвященных целостному философскому анализу социального творчества, осмыслению его основных закономерностей, . целей и ценней тно-мотивационной структуры, в социальной философии пока нет. Проведенный диссертантом анализ литературы по данной проблеме показал, что эта тема только становится предметом самостоятельного философского исследования. Недостаточная изученность проблемы социального творчества в общей теорий познания и неактуальность ее в прошлом обусловлены кране ограниченными возможностями для научного экспериментирования по этой теме, стали следствием влияния недемократических систем управления, с характерным для них приоритетом централизма и авторитаризма, исполнительности в противовес условиям свободного творческого развития и самостоя-• тельно мышлс; ;ля. Таким образом, лишь в период 80-90-х годов перед отечественными учеными стал ранее невостребованный вопрос о разработке самостоятельной философской теории социального творчества.

Творчество как моральная ценность, раскрывающая внутренний мир человека, рассматривается в работах Титаренко А.И. Анализ изменения в структуре творчества и ценностных ориентаций современной молодежи осуществлен в трудах Грушина Б.Т., Иконникова С.Н., Кон И.С., Чикина В.Т

В целом же рассмотрение проблемы • творчества до недавнего времени, проводилось лишь попутно, при решении иных социально-философских вопросов. Сразу тметим, что в наибольшей.степени это касается темы социализации молодежи, построения системы правильных взаимоотношений с другими людьми и обществом в целом. Она представлена работами Абульхановой-

Славской К.А., Брушлинского A.B., Барзилова С.И., Бжалава И.Г., Васильевой

• Т.А., Журавлевой И.В., Иванова C.B., Кобылянского В.А., Кондратьева М.Ю., Кон И.С., Ковалевой А.И., Левченко В.В., Лисовского В.Т., Лисовского A.B., Минкина H.A., Парыгина Б.Д., Тощенко Ж.Т,, Харченко C.B. А работы, посвященные теории социального конфликта в социологии опубликовали Бородкин Ф.М., Донченко Е.А., Здравомыслов А.Г., Калашников Д.В., Коряк Н.М., Рас-тов Ю.Е., Трофимов P.A., Фролов С.Ф., Цой Л.Н.

Взаимосвязь и взаимообусловленность в социальном творчестве различных аспектов самосознания, самоорганизации и самоопределения человека,, прежде всего ■ молодого, представлены в трудах Альгина А.П., Бажина Е.Ф., Григорьева C.-L., Дубовской Е.М., Вишневского А.Т., Ищенко Н.П., Куликова Л.Н., Кричевского р.Л., Леонтьева Д.А., Мяло К.Г., рыбкиной р.в., Симагина Ю.А., Соколовой Е.Т., Сухонос С.И., Узнадзе'Д., Шимановского Д.С.

Социальное творчество в свете этнических проблем современности нашло свое специфическое выражение в работах Авксентьева A.B., Авксентьева В.А., Бромлея Ю., Джунусова М.С., Волкова А.Б., Левашова В.К., Маринина В.В., Напсо М.Д., Осипова Г.В., Нодольного Р., Тарасова П.Г., Седова H.H., Хоперской Л.Л., Шаповалова В.А.

Соотно шению творчества и трудовой мотивации, изучению зависимости эффективности труда от социальной активности личности много внимания уделено в работах Абакумова H.H., Бурлацкого Ф.М., Антонова B.C., Григорьева В.И., Дикаревой A.A., Иванова В.Н., Заславской Т.И., Кравченко А.И., Лах-тина В.П., Негодаева И.А., рыбкиной р.В., Степина B.C., Мартынюка И.О., Черкасова Г.Н. и др.

Особое поле исследования социального творчества создают труды отечественных и иностранных ученых, изучающих специфику проявления творчества в морали, искусстве и культуре, в многообразии духовных и эстетических

• ценностей. В их числе мы выделяем Астапова О.Д., Е. Анчел, Э. Берка, А. Бан-фи, Бойко М.Н., Бутенко И.А., Блюмкина В.А., Воскобойникова А.Э., Гусейно-

ва A.A., Дубко Ё.Л., Ершова П.М., Зотова Н.Д., Игнатенко A.A., Ионина Л.Г., Киселева В.П.. Козлова H.H., Мамардашвили М.К., Мещерякова В.Т., Парамо-• нова С.П., Петрова В.М., Симонова П.В., Столовича Л.Н., Соколова К.Б., Шер-дакова В.Н., фомина З.В., Фролова И.Т., Яновского Р.Г.

Актуально и обоснованно в рамках темы выглядит обращение к трудам авторов, раскрывающих творческую направленность личности нашего современника в ее соотнесенности с системой религиозных убеждений и верований. Исследованию соотношения религиозного сознания, поведения и творчества посвящены труды Жданова Н.И., Игнатенко A.A., Ильясова Ф.Н., Кимелева Ю.А., Лебедева A.A., Свеницкой И.С., Угриновича Д.М., Яблокова И.Н.

Соверш^ ствование познания, вопросы активизации деятельности чело' века, прежде всего - молодого, в сфере образования, получения нового знания, рассмотрены 'в работах Анурина В.Ф., Андреевой Г.М., Бердяева H.A., Бран-ского В.П., Емельянова В.В., Коршунова Л.С., Мамардашвили М.К., Метлова В.И., Демина Л.Д., Москвичева Л.Н., Никитина П.С., Пружинина Б.И., Растова Ю.Е., Серикова В.В., Харчева В.Г., Шерета Ф.Э.

Конференция по философско-методологическим аспектам научного твсрчества состоялась в 1973 г. в Дальневосточном научном центре АН СССР. С основным докладом выступил Крушанов А.И. Были заслушаны доклады-Брехмана И.К., Шауб Ю.Б., Кириллина А-Е., Пинчук Л.Е., Радкевич Е.А. и др.

Особый" ряд публикаций и научных трудов, посвященных проблемам человека и общества, пусть и в разной степени, но затрагивает и частично анализирует вопросы социального творчества в системе политической культуры молодежи и государственного устройства (Атамчук Г.В., Каменец A.B., Колтаков К.Г., Клопов Э.В., Гордон Л.А., Мизулин М.Ф., Московичев И.И., Милослав-ский Г.В., Ольшанский Д.В., Онуфриенко Г.Ф., Рыков В.В., Скрыпник В.И., Шубаков А.Г. и др.). Другой важный аспект - творчество в системе бытия личности, ее основных ценностей, интересов, фиксирующих степень удовлетво-. ренности моло ;ежи жизнью (Белицкая Г.Э., Бутенко И.А., Василенко В.Н., Да-

выдов A.A., Котляр З.А., Маркович Д.Ж., Марченко Т.А., Медведев Н.П., Лапин Н.И., Петровский В.А., Мискевич А.Б., Руткевич М.Н., Сарджвеладзе Н.И., Филиппов Л.Р Фомина З.В., Хасаева Г.Р., Чичилимова В.В. и др.).

Таким образом, хотя вопрос о комплексном социально-философском исследовании и осмыслении феномена социального творчества не стал еще предметом направленного монографического исследования, вместе с тем, имеется уже достаточно оснований для его решения. В трудах как отечественных, так и зарубежных ученых осуществляется дальнейшее исследование творчества в его различных аспектах (в том числе и криминальном - Бойко И.Б., Габиани A.A., Гришко А.Я.) и создание системы методов, углубляющих наше познание и повышающих надежность эмпирической, информации и процедуры социального исследования . целом (Аванесов А., Адибекян O.A., Анчел Е., Андреенков В.Г., Асеев Ю.И., Батыгин Г.С., Блинов А.Л., Берк К., Бергсон А., Бурлуцкая М.Г., Вебер М., Гуссерль Э., Докторов Б.З., Дубинский Л.И., Камю А., Лима-ренко A.B., Луцкий А.Л., Моин В.Б., Овсяников В.Г., Ортега-и-Гассет X., Орлов А.И., Паниотто В.И., Саганенко Г.И., Смелзер Дж., Титма М.Х., Тодинг Л.М., Толстова Ю.Н., Хайдеггер М., Хабермас Ю., Ядов В.А. и др.).

Объект и предмет диссертационного исследования.

В качестве объекта исследования в диссертации выступает сознание переходного общества, взятое в его творческом аспекте.

Предметом исследования является социальное творчество молодежи в современных .условиях, его сущностные характеристики и типологические основания, формы, методы и средства его реализации и повышения эффективности в процессе самоопределения и самореализации, последовательной социализации личности.

Цели и задачи диссертации.

Важная цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы выявить и обосновать социально-философские аспекты социального творчества молодежи в современных условиях, с учетом перемен, происходящих в России.'

Это предполагает, с одной стороны, дальнейшее развитие общей теории творчества за счет включения в нее проблемы социального творчества, а с другой, разработку научно обоснованных путей социально-философского анализа социального творчества молодежи путем выделения социальных приоритетов,, отражаемых индивидуальным сознанием.

Следовательно, разработка оснований социально-философской теории социального творчества молодежи - основная цель диссертационного исследования. Данная цель осуществляется путем решения следующих задач:

- обоснование средствами социально-философского исследования содержания и структуры социального творчества в его неразрывном единстве с процессом социального развития, самоорганизации и самореализации в общем комплексе социального познания;

- разраГ ка методологии количественной и качественной характеристики и оценки творческой активности, и на этой основе формулирования рекомендаций по совершенствованию педагогической деятельности и психологической помощи молодежи;

- выявление факторов и условий социального творчества современной молодежи, в том числе и "отрицательно" ориентирующих поведение молодых людей, что ведет к нарушению принятых в конкретном обществе норм и традиций;

- уточнение и конкретизация понятия "социальное творчество" с точки зрения системно-исторического и функционального подходов, принятых в современной науке;

- обоснование системообразующих компонентов современного социального творчества, значения и роли каждого компонента в создании целостной картины представлений человека о самом себе, окружающих людях и обществе в целом;

- конкретная характеристика условий и оснований социального творчества различных групп современной молодежи;

- анализ, социально-философское обоснование и разработка моделей �