автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философские аспекты взаимосвязи информационной и культурной картин мира

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Басалаева, Оксана Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Кемерово
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социально-философские аспекты взаимосвязи информационной и культурной картин мира'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философские аспекты взаимосвязи информационной и культурной картин мира"

На правах рукописи

Басалаева Оксана Геннадьевна

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КУЛЬТУРНОЙ КАРТИН МИРА

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

005012273 1 2 и А Р .2012

Кемерово 2012

005012273

Работа выполнена на кафедре философии, права и социально-политических дисциплин Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Балабанов Павел Иванович

Официальные оппоненты: Лукина Нелли Петровна

доктор философских наук, профессор ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», профессор

Казаков Евгений Федорович доктор культурологии, профессор ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», профессор

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Томский государственный

архитектурно-строительный университет»

Защита состоится 22 марта 2012 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.088.07 в ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» по адресу: 650043, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6, КемГУ (корпус 1).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Автореферат разослан «•£■/ » февраля 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.088.07 кандидат социологических наук, доцент / Е. В. Головацкий

ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Новые открытия в области науки, техники и технологии за последнее десятилетие ассимилируются российским государством и российским обществом не столько с целью вхождения в число высокоразвитых в технологическом отношении стран, сколько с целью раскрытия высокого культурного, социального научно-технического потенциала российского общества.

Важнейшей задачей, стоящей на пути к поставленным целям, является не только широкое информирование о передовых научно-технических достижениях начала XXI века, но и усвоение этих достижений. Решению данной задачи, с одной стороны, служит расширение каналов коммуникации между наукой и техникой, а с другой - готовность общества принять и усвоить передовые научные идеи и технологические достижения.

Одним из средств, которое формирует мировоззрение общества и активность людей в этой области, является научная картина мира, служащая «посредником», каналом коммуникации между наукой, научным сообществом и общественным сознанием, гражданским обществом, государством.

Все возрастающая циркуляция информации и широкое применение информационных технологий в различных сферах современного российского общества выступают условиями усвоения передового международного опыта и мировых научных достижений в целях реализации богатого культурного и социального потенциала нашей страны.

Информация и культура — важнейшие социальные феномены современного российского общества, служащие основой для дальнейшего развития страны. Их представленность в информационной и культурной картинах мира, адекватность такого представления, коммуникативное поле указанных картин мира, их взаимосвязи требуют своего осмысления в целях повышения эффективности функционирования в общественном сознании и общественной деятельности по решению глобальных задач, стоящих перед российским обществом. .

Вышесказанное свидетельствует о необходимости расширения представлений об информационной и культурной картинах мира в социальной философии и актуализирует проблему взаимосвязи частнонаучных картин мира - информационной и культурной. Обозначенную проблему невозможно разрешить без выявления специфики и структуры данных картин мира.

Степень научной разработанности проблемы. Целевая причинность, присущая любому типу общества, заключается в создании условий для эффективного его функционирования. Информация во второй половине XX века становится таким условием. И, следовательно, требуется адекватное философское осмысление значения и роли информации в обществе. В этом плане можно указать концепции общества так или иначе связанные с информацией - У. Бека (общество риска), Д. Белла (постиндустриальное общество), Э. Гидденса (рефлексивной модернизации), М. Кастельса (информационный капитализм), Д. Тапскотт (электронно-цифровое общество) Э. Тоффлера (информационное общество), Ю. Хабермаса (сфера публичной информации), Г. Шиллера (марксистский анализ информационного общества) и др. Основными аспектами большинства концепций стали экономика, информация и техника. Тесным образом с данными подходами к информационному обществу связана точка зрения отечественных исследователей. Тенденции развития информационного общества отражены в работах П. Дракера, а также П. Штомпки.

В отечественной традиции большой вклад в развитие понимания современного общества и его связи с информацией внесли А. Н. Абдулов, Д. Ю. Боков, В. В. Борисенко, В. Л. Иноземцев, А. М. Кулькин, И. Н. Курносое, Н. П. Лукина, И. С. Мелюхин, И. А. Негодаев, А. И. Ракитов, А. А. Чернов, А. И. Шендрик и др. В работах отечественных исследователей показаны и доказаны причины роста информатизации; взаимосвязанность развития постиндустриального общества, процесса индивидуализации труда и роста его творческой составляющей; проведен социально-философский и социальнокультурный анализ информационного общества.

Особое внимание привлекает такое направление социально-философской мысли, как «общество знания». Концепция общества знания начала складываться в 60-х гг. XX века в работах П. Дракера и Р. Лэйна и на современном этапе получила развитие в исследованиях Г. Бехманна,

B. А. Лекторского, А, И. Ракитова, Б. Г. Юдина и др.

Развитие информационных технологий, порожденных информационным обществом и обществом знания, связано с феноменом НБИКС-общества (общества конвергенции нанотехнологий, биотехнологий, а также информационных, когнитивных и социогуманитарных технологий). Здесь следует отметить исследования И. Ю. Алексеевой, А. А. Денисова, М. В. Ковальчука, М. В. Лебедева, Е. В. Поликарповой.

Центральной ролью общества в процессе формирования знания, а также тем, что главной движущей силой современного общества является информация и знание определяется роль социальной эпистемологии в трудах Э. Голдмана, И, Т. Касавина, Л. А. Микешиной, Н. М. Смирновой и др.

Изучение феномена информационной культуры характеризуется многогранностью подходов. Интерес к данной проблематике обозначился в разных областях науки: информатике, психологии, социологии, библиотековедении, педагогике, культурологии и философии. Философско-культурологическая проблематика, объединенная идеей единства мира в информационном аспекте преобладает в трудах И. А. Арнольдова, И. А. Негодаева, В. М. Петрова, А. И. Ракитова, Э. П. Семенкжа и др.

Концепции информационного общества и информационной культуры тесно связаны с мировоззренческим компонентом. Это отражено в работах

C.Г.Антоновой, С.Н.Касьянова, В. Ю. Колмакова, В.М.Петрова, И. И. Юзвишина и др.

Новое мировоззрение эпохи информатизации, безусловно, связано с информационной картиной мира. Результат анализа научных работ, в которых информационное представление мира является основным предметом исследования, показал, что в них демонстрируются различные методологиче-

ские основания и подходы у таких авторов как, Р. Ф. Абдеев, Н. Винер, В. А. Извозчиков, В. 3. Коган, В. В. Марычев, И. И. Юзвишин.

Понятие «картина мира» относится к числу фундаментальных в философии и науке. Но если в XIX веке картина мира трактовалась как философ-ско-мировоззренческое построение - А. фон Гумбольдт, М. ГТланк,

A. Эйнштейн и др., то для XX века, особенно для его второй половины характерно научное видение картины мира - П. И. Дышлевый, В. С. Степин, Л. В. Яценко и др., а в конце XX - начале XXI вв. это уже научно-философская система представлений об общих свойствах и закономерностях не только природы, но и социальной среды - В. Я. Кемеров, В. А. Кутырев и др. Анализ понятия «картины мира», как особого компонента общенаучного знания предполагает соотношение двух методологических подходов: с одной стороны, исследование взаимосвязей картины мира с мировоззрением и философией - М. В. Мостепаненко, М. Хайдеггер, А. Н. Чанышев и др., с другой, - рассмотрение картины мира в ракурсе специальных наук -

B. Г. Горохов, П. И. Дышлевый, Л. Ф. Кузнецова, В. С. Степин, Л. В. Яценко и др. Оба подхода являются актуальными для настоящего исследования культурной и информационной картин мира.

Культурная картина мира является продуктом философско-культурологических изысканий ряда ученых и мыслителей - Г. А. Гачева, М. С. Кагана, Т. Ф. Кузнецовой, Вл. А. Лукова, А. Я. Флиера и др., формирующих знание о культуре во всем его многообразий- культурной реальности.

Элементарными объектами как культурной, так и информационной реальности выступают артефакты как продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления. Исследование артефактов получило отражение в трудах М. Вартофского, М. Коула, А. Я. Флиера и др. Из трактовки артефактов вытекает потребность в осмыслении актов понимания. Феномен «понимание» определяется его различными интерпретациями - К. Е. Быстрицкий, Х.-Г. Гадамер, С. С. Гусев, В. Дильтей, В. А. Кутырев, Г. Л. Тульчинский, М. Хайдеггер и др.

Возникающее между информационной и культурной картинами мира функциональное взаимоотношение реализуется в социальных субъектах (индивиды, группы, общество, в целом, как субъекты социального познания и социального действия). В настоящее время проблемам социальных субъектов посвящено достаточно работ. Среди них труды А. С. Арсеньева (концепция «универсального человека»), А. В. Петровского (внутрииндиьидное, интериндивидное и метаиндивидное пространство личности), К. К. Платонова (структурный подход к пониманию личности человека), М. В. Ромма (социальная адаптация личности) и др.

Подводя итог, отметим активный интерес исследователей к вопросам, относящимся к теме диссертационной работы. В аспекте социальной философии проблема взаимосвязи частнонаучных картин мира - информационной и культурной - практически не отражена.

Объеет исследования - информационная и культурная картины мира как социальные феномены.

Предмет исследования - содержание и взаимосвязь информационной и культурной картин мира.

Цель исследования заключается в выявлении и обосновании специфики и функциональной взаимосвязи информационной и культурной картин мира.

Исходя из данной цели, в диссертации поставлены следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать существенные черты современного состояния общества, в котором все возрастающую роль играют процессы распространения информации и развиваются информационные технологии.

2. Эксплицировать и проанализировать специфику содержания информационной картины мира как частнонаучной картины мира.

3. Раскрыть и обосновать особенности частнонаучной культурной картины мира.

4. Выявить и проанализировать функциональные взаимосвязи информационной и культурной картин мира, их роль и значение в социальном существовании индивидуально-личностной формы бытия субъекта.

Теоретико-методологическая основа исследования опирается на принципы всеобщей связи явлений, принцип развития, которые придают целостный характер диссертационной работе. Эффективным оказался метод концептуализма, позволивший организовать эмпирический материал по таким специфическим областям социальной реальности, как информационная и культурная. Подход и метод в качестве нормативно-регулятивных средств в условиях становления информатики и культурологии позволили выявить существенные черты таких видов реальности как информационная и культурная, Компаративистский подход к становлению и функционированию понятий информация и культура позволил установить различия и сходства в процессах развертывания их содержания, что в итоге привело к выделению и самоорганизации новых аспектов социальной реальности и отрефлексировать их содержание в форме научно-философских концептов - картин мира.

Существенный объем в методологическом арсенале работы заняло применение общенаучных познавательных средств - методов систематизации, анализа, обобщения, исторический и логический методы, а также элементы герменевтики.

Методологически и содержательно значимыми явились работы известных специалистов в области социальной философии - У. Бека, Д. Белла, Г. Бехманна, Э. Гидденса, П. Дракера, М. Кастельса, В. А. Лекторского, Р.Лэйна, А. И. Ракитова, Э. Тоффлера, Б.Г.Юдина, Ю. Хабермаса, Г. Шиллера, П. Штомпки и др., в области теоретического знания - акад. Л. А. Микешиной, акад. В. С. Степина и др., в области социальной информатики - Р. Ф. Абдеева, В. 3. Когана и др., в области культурологии -М. С. Кагана, Т. Ф. Кузнецовой, А. Я. Флиера и др. По мере необходимости привлекались труды ученых, известных в области герменевтики и теории по-

нимания - К. Е. Быстрицкого, Х.-Г. Гадамера, С.С.Гусева, Г. Л. Тульчин-ского, М. Хайдеггера и др.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлено, что существующие концепции современного общества с доминантой информационных процессов: (1) обусловливают тенденцию: «информационное общество - общество знания - НБИКС-общество»; (2) детерминируют становление и развитие информационной культуры; (3) закладывают основы информационного мировоззрения, в содержании которого знание приобретает социально-конституированную форму - интеллектуальную: знание как таковое («знание - что»), знание как поиск самого знания («знание - предписание»), знание о знании («метазнание»), и тем самым становится важным фактором социального развития.

2. Аргументировано, что научная картина мира, являясь «посредником» между наукой и социумом, имеет концептуальный характер и включает в свое содержание такие частнонаучные картины мира, как информационная и культурная, что в свою очередь предопределяет необходимость наличия функции понимания, составляющими которой выступают процедуры: а) смыслопорождения и означивания; б) метаморфизации и локализации; в) понимания и коммуникации.

3. Эксплицировано, что концептуальный характер информационной картины мира в своем содержании выявляет такие специфические характеристики информационной реальности, как искусственность II рода (искусственное в искусственном), имманентная процессуальность, глобальность, виртуальность, полилогичность, доступность и демократичность.

4. Выявлено и проанализировано, что культурная картина мира, как аспект социального познания, в качестве научно-философского концепта, в своем содержании отражает культурную реальность как искусственное I рода (искусственное в естественном), в которой культурные системы обретают свои специфические пространственно-временные формы - линейно-интрузионную, волновую, спиральную, кометную, становление и функцио-

нирование которых осмысливается при помощи антропологического и аксиологического принципов, а также принципов культурфилософского плюрализма и концептуализма, что позволяет зафиксировать ряд фундаментальных и частных закономерностей развития общества.

5. Зафиксировано и обосновано, что взаимосвязи характерологических функций информационной и культурной картин мира - мировоззренческой, онтологической, методологической, эвристической, коммуникативной в различных сферах индивидуально-личностного бытия социального субъекта представляют способы включенности субъекта в социокультурную область бытия, обнаруживая тем самым многоуровневую природу человека как носителя знания и информации о фундаментальных отношениях человека к миру: познавательного, деятельносгного, космического и др.

На защиту выносятся следующие положения диссертационного исследования:

1. В конце XX - начале XXI вв. в связи с увеличением значимости информации, возрастанием роли науки и технологии и в небольшой по историческим меркам отрезок времени в высокоразвитых странах сформировалось представление об обществе как информационном, технотронном, постиндустриальном и т. п. Существенным в подобных социальных моделях является акцентация: (1) на доминирующей роли информации, научных и технологических знаний в социальных процессах; (2) на неизбежной обусловленности изменения типа культуры общества, т. е. формируется информационная культура с новой, характерной для нее экранной культурой, включающей цифровую и Интернет-культуру; особым состоянием общественного сознания выступает информационное мировоззрение, которое в наиболее общем виде выражает своеобразие современного общества, заключающееся в возрастающей роли информации, знания и информационных технологий.

Все это позволяет выявить тенденцию в общественно-историческом развитии на современном этапе: «информационно общество - общество знания - НБИКС-общество (общество, построенное на конвергенции нанотех-

нологий, биотехнологий, информационных, когнитивных и социогуманитар-ных технологий)».

2. Отсутствие общенаучной картины мира восполняется набором частно-научных картин мира, в том числе информационной и культурной картинами мира. Трактовка научной картины мира как философско-научного конструкта абстрактна и специализирована, что не позволяет ей эффективно выполнять функцию диалога между обществом и самой наукой. Требуется введение в ее структуру специального элемента, который бы этот диалог сделал понятным и социально доступным. Таковым является герменевтический элемент. Его наличие позволяет более глубоко понять, оценить и воспринять научные результаты в изучении фрагментов социального бытия и ассимилировать их мировоззренческие системы социальным субъектам.

3. Многообразие форм осмысления и осознания социальной реальности приводит не только к созданию новых методов ее изучения, но и посредством их к уяснению ее специфических форм существования и функционирования. Информационная картина мира, как любой другой теоретический конструкт, обладает в качестве своих теоретико-познавательных и операциональных характеристик особенными чертами, включающими искусственную «природу», внутреннюю динамичность (процессуальность), глобальность, виртуальность, полилогичность, доступность и демократичность. Такая теоретико-познавательная и методологическая «нагруженность» конструкта «информационная картина мира» позволяет его интерпретировать в качестве научно-философского концепта, что раздвигает горизонт осознания социального бытия, акцентируя внимание исследователя на его структурировании и иерархизации, потенциальной бесконечности, в основе развертывания которой лежит социальное творчество.

4. В общественно-историческом процессе культурные системы формируют свои имманентные органичные формы (это линейно-интрузионные, волновые, спиральные, кометные), которые репрезентируют способы становления и развития фундаментальных культурных изменений сообразно при-

сущим им закономерностям: самоорганизации культуры; доминирования процессов культурной интеграции над процессами дезинтеграции; особенности межкультурной коммуникации, конкретизированные в более частных закономерностях: взаимосвязи традиций и инноваций, национально-культурной самоидентификации. Выявленные указанные черты культурной реальности обусловливают при их исследовании использование таких познавательных средств, как принципы (антропологический, аксиологический, культурфилософского плюрализма и концептуализма), а также концепции -информационно-семиотической, деятельностной, игровой и др. Это позволяет в содержании культурной картины мира целостно воспроизвести культурную реальность как органической и саморазвивающейся формы социальной реальности.

5. Общество как ассоциированная совокупность людей на современном этапе философско-социального познания позволяет интерпретировать его как самого человека в его общественных отношениях, его функциональных связях с общественными организациями, институтами и другими социальными структурами. Указанные факторы опосредуют общественные отношения, что позволяет общество интерпретировать как существо социальное.

В общественном развитии на каждом конкретно-историческом этапе в качестве доминирующего выступает тот или иной комплекс социальных условий. Во второй половине XX - начале XXI вв. таковыми являются информационные технологии, расширяющие информационные возможности человека. Эти общественно осознаваемые возможности, обусловливая становление и развитие «информационной» личности, формируют ее информационную культуру в современных социальных условиях. В этом случае система социального субъекта, выступая как актуальный носитель знания и информации, преобразовывает в своих целях и в соответствии со своими ценностями как внешнюю, так и внутреннюю природу, раскрывая свою многомерную сущность в разнообразных фундаментальных отношениях, интерпретирова-

ние и понимание которых происходит через обнаружение и изучение функциональных взаимосвязей информационной и культурной картин мира.

Теоретическая значимость исследования заключается в концептуальном представлении взаимосвязи частнонаучных картин мира -информационной и культурной. Тем самым расширяется предметное поле социальной философии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут способствовать расширению возможностей применения информационных технологий социальным субъектом, а так же раскрытию новых перспектив развития информационной культуры. Кроме того, данное исследование дает значительный материал для разработки спецкурсов, связанных с информационным обществом, информационной картиной мира, информационной культурой, а также для определения содержания учебно-методических комплексов по информатике, социальной информатике, социальной философии, культурологии для многоуровневого высшего профессионального образования в информационной и социокультурной сфере.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях и докладах: на международной научно-практической конференции «Акит1гп уутогепоэ^ уес!у-2011» (Чехия, Прага, 2011), на международной научно-практической конференции «Научният потенциал на света-2011» (Болгария, София, 2011), на международной научно-практической конференции «Ыаика 1 ¡по\уас]а— 2011» (Польша, Пшемысл, 2011); на международной научно-практической конференции «Образование и культура как фактор развития региона» (Ишнм, 2009); на межрегиональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей и преподавателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, 2010); в рамках круглого стола «Культура как инновационный ресурс регионального развития» (Кемерово, 2009).

Материалы диссертации докладывались на методологическом и аспирантском семинарах Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии, права и социально-политических дисциплин Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

Объем и структура работы. Структура работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы. Общий объем диссертации составляет 199 страниц. Список литературы включает 171 наименование.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во «Введении» сформулированы актуальность темы, цель диссертационного исследования, его научная новизна и основные положения, выносимые на защиту.

Первый раздел «Информационное общество, информационная культура, информационное мировоззрение» посвящен выявлению существенных черт современного состояния общества, в котором значение информации становится фактически определяющим фактором общественного развития. В этом контексте представляет интерес концепции «информационного общества», «общества знания» и «НБИКС-общество» как разновидности теории постиндустриализма. НБИКС-общество является порождением конвергенции науки и технологии, включающей перечисленные далее составляющие. Нано - это новый подход к конструированию материалов на атомно-молекулярном уровне. Био - это то, что позволит путем конструирования неорганических и био-материалов получать гибридные материалы. Инфо - информационные технологии, путем внедрения которых в гибридные материалы появляется возможность получения принципиально новой интеллектуальной системы. Когно - это когнитивные технологии, присоединение которых дает возможность наделить интеллектуальную систему неким подобием мыслительных

функций. Социо - социальные и гуманитарные технологии, с помощью которых возможно изучение поведенческих, речевых, психологических и других особенностей и способностей человека в момент принятия решения.

Из многочисленных наличных тенденций, присущих современному обществу, как правило, реализуется та, которая получает, или сама создает эффективное культурное сопровождение, т. е. культура выступает своеобразным фильтром и регулятивом социальной динамики. В качестве такового для информационного общества выступает информационная культура. Одним из важнейших ее свойств является возможность визуально представить собственные результаты развития. Так возникает экранный тип культуры, выражающий потребность человека наглядно представить мир, природу, человека и т. п. Электронная и сетевая формы экранной культуры, раскрывая новые перспективы для развития информационной культуры в условиях информатизации общества, способны многократно усиливать возможности личности, за счет увеличения степени свободы выбора информации в пределах Всемирной Паутины (WWW), обеспечения глобальной коммуникации и в максимальной степени учета индивидуальных запросов человека.

Информационное общество обусловливает не только качественные изменения в культуре, но и детерминирует специфический тип мировоззрения в данном случае - это информационное мировоззрение.

Таким образом, в данном разделе охарактеризованы существенные черты современного состояния общества, в котором не только активно распространяется информация, и развиваются информационные технологии, но и закладываются основы информационного мировоззрения, в котором знание приобретает интеллектуальную социально-конституированной форму, а также формируется информационная культура.

Второй раздел «Специфика информационной картины мира» содержит анализ феномена информационной картины мира как частнонаучной и посвящен, прежде всего, выявлению сущности исследуемой картины как фи-

лософско-мировоззренческого и методологического средства изучения информационной реальности, отражающий важный аспект социального бытия.

Представления исследователей об информационной картине мира разнородны. Применение модели научной картины мира, предложенной В. С. Степиным в информатике, (1) конкретизирует содержание частнонау.ч-ной картины мира - информационной, (2) выявляет специфику информационной реальности. Согласно В. С. Степину в содержании научной картины мира можно выделить два блока: блок системных характеристик предмета исследования соответствующей науки, выполняющий функцию описания и блок регуляции (управления) знаниями о предметной области, выполняющий функцию объяснения. К данной модели следует добавить герменевтический блок, выполняющий функцию понимания.

Предметный блок информационной картины мира, выполняющий функции описания в информатике представлен следующими характеристиками элементарных объектов - информационная система, информационная сеть, информационная технология, информационная идеология и информационный ресурс, являющимися обобщенным описанием онтологического слоя в информатике - источник информации, передатчик, линия связи, приемник, адресат, источник помех (К. Шенон, У. Уивер, 1949 г.), которые являются материализованной формой других фундаментальных элементарных объектов - сообщения и сведения.

Блок регуляции (управления) знаниями о предметной области информатики представлен следующими компонентами: философскими принципами, составляющими основание информатики; фундаментальными теоретическими и частными законами. Интерпретированные составляющие регулятивного блока информационной картины мира позволяют выявить ее специфические черты как частнонаучной картины мира.

В содержании информационной картины мира герменевтический блок представлен: а) процедурами смыслопорождения и означивания; б) процедурами метаморфизации и локализации; в) процедурами понимания и комму-

никации. Примером порождения новых смыслов (знаний) в информатике могут служить представления о кибернетическом пространстве, виртуальной реальности и др. В настоящее время информация становится публичной -экономической, политической, социальной и т.п. В силу такого характера функционирования в разных сферах общественной жизни она становится коммерческим продуктом, приобретает характер опасности, социально-политической установкой (арабские революции 2011 года) и пр. Она лишается нейтрального познавательного характера. Т.е. ей присуща различная ме-таморфизация. Локализация информации происходит в зависимости от ее характера - научная, политическая, медицинская, педагогическая и пр., в конкретных социальных институтах и организациях. Процедура понимания и коммуникации в герменевтическом блоке информационной картины мира взаимосвязаны, хотя каждая из них имеет свою специфику. Коммуникативный аспект понимания внутренним образом, включен в содержание и функционирование понимания.

Можно предложить модель понимания, выражающую специфику такого феномена, как информация. Модель включает 3 уровня. Первый уровень можно назвать семиотическим (знаковым), основой которого является семантика знаков, их смысл и значения. Второй уровень - информационный, основой которого являются знания как таковые, без учета их порождения и существования. Третий уровень собственно герменевтический, составляющими которого выступают формальные и практические знания. Основой третьего уровня является знание о знании как идеальная реальность, с особенным характером и конечностью.

Таким образом, во [I разделе выявлено, что в современных условиях познания частнонаучную информационную картину мира следует представлять как научно-философский концепт, что позволило ввести герменевтический элемент, выполняющий функцию понимания в частнонаучной картине мира.

Третий раздел «Особенности культурной картины мира» включает исследование сущности культурной картины мира. Применение модели научной картины мира В. С. Степина позволяет более конкретно изложить и понять специфику культурной картины мира как частнонаучной, раскрыть ее содержание и значение для философии и науки.

Предметный блок, т. е. культурная реальность в культурной картины мира, включает следующие элементарные объекты - артефакты, которые в своей совокупности соответствующим образом организованы в культурные системы. Артефакты и культурные системы не являются статичными «предметами». Они возникают в процессе культурогенеза, эволюционируют (развиваются) с присущей им социокультурной динамикой. В социокультурной динамике выделяется ряд закономерностей, отражающих факт их порождения, эволюцию и функционирование.

Второй - объяснительный и регулятивный блок культурной картины мира - имеет свое специфическое содержание, отражающее представления о культурной реальности. Культурная картина мира в объястнительно-регулятивном блоке содержит такие принципы, как антропологический, культурно-философского концептуализма, концептуального плюрализма. Среди его составляющих можно выделить фундаментальные теоретические закономерности - закономерность культурной изменчивости; закономерность самоорганизации культуры; закономерность доминирования процессов культурной интеграции над процессами культурной дезинтеграции; закономерность межкультурной коммуникации. Кроме того, в данный блок входят частные теоретические закономерности - связь традиции и инновации; закономерности национально-культурной самоидентификации.

В качестве составляющих герменевтического блока при применении тезаурусного подхода отмечается востребованность феномена «понимания» для выражения закономерностей культурной реальности, которая определяется необходимостью пополнения тезауруса культуры и прагматикой культурного субъекта по выбору и организации актуальной для него информации.

Процесс смыслопорождения и понимания в духовно-интеллектуальной сфере субъекта культуры определяется у него наличием мировоззренческой конвенциональной установки, что отличает его от смыслопорождения и понимания в информатике и информационной картине мира.

В четвертом разделе «Функциональная взаимосвязь информационной и культурной картин мира» определено, что в наиболее наглядном виде взаимосвязи информационной и культурной картин мира обнаруживаются в их функциональных структурах или функциональных полях.

Функции информационной и культурной картин мира обусловлены содержанием данных картин. Набор характерологических (содержательных) функций у исследуемых картин мира примерно одинаков: интегративная, нормативная функции в большей степени присущи культурной картине мира, в значительно меньшей степени - информационной картине мира, несмотря на то, что интегративность и нормативность содержатся в информационной картине мира; культуросозидающая, эвристическая, прагматическая функции, в большей степени присущи информационной картине мира, чем культурной картине мира.

Носителем информационной и культурной картин мира является социальный субъект, в нашем случае это научное сообщество. Ученые через свою профессиональную и сопряженные с ней виды деятельности - написание монографий, научных статей; участие в телеконференциях, вебинарах; организацию научных информационных порталов и научной сети; создание ^МеЬ-сайтов научных организаций и персональных Web-cтpaниц - передают научные знания обществу и личности.

Социальный субъект в своей индивидуально-личностной форме предстает как целостная, но вместе с тем ограниченная по разным параметрам система, включающая, по А. В. Петровскому, внутрииндивидную (интраин-дивидная), интервидную (коллективистское самоопределенное, идентификация и т.п.), надиндивидную (метаиндивидная, важную роль, в этом случае, играет процесс персонализации) подсистемы (пространства) в индивидуаль-

но-личностной системе. Эта система функционирует в обществе и культуре. Актуально существующая данная система социального субъекта усложняется, т. е. становится многоуровневой, включая уровни духовного, личностного, культурного, социального, биологического, космического. Выделенные подсистемы в системной организации личности являются полями реализации функциональной взаимосвязи информационной и культурной картин мира. При этом в разных подсистемах взаимосвязи характерологических функций реализуются в различной степени. Во внутрииндивидной подсистеме в большей степени - аксиологическая, творческая, эвристическая функции; в интервидной сфере в большей степени - коммуникативная, культуросози-дающая, нормативная, прагматическая функции; в метаиндивидной сфере в большей степени - Методологическая, онтологическая, мировоззренческая функции. Взаимосвязь информационной и культурной картин мира несимметрична: культурная картина мира выступает как условие и образец в плане мировоззрения для информационной картины мира, т. е. взаимосвязь носит субординационный характер. В случае освоения информационных процессов любой пользователь сознательно усваивает методику и приемы работы, как с отдельным компьютером, так и работу, например, в сети Интернет, то есть пользователь уже методически оснащен, а профессионал и конкретно-методологически. В общем плане это означает, что методологическое поле информационной картины мира имеет «сплошной», без разрывов характер. В культурной картине мира методологическое поле дискретно. Это выражается в том, что в методологическом поле культурной картины мира практически отсутствуют культурные технологии, часто подменяемые представлениями о социально-культурных технологиях, сводимые к досуговым, которые соединяют концептуальное виденье культуры с культурными практиками субъектов культуры.

Творческая, эвристическая, аксиологическая функции, реализуя функционирование информационной и культурной картин мира, во многом взаимосвязаны в культурологии и социальной информатике. Они связаны не

только формально, по определению, но и с содержательной стороны. Так, для культурных процессов в большей степени характерно проявление творчества на интуитивном уровне. Несколько иная ситуация в социальной информатике. В социальной информатике творчество проявляет себя в форме научно-технического, интеллектуального творчества. В этой сфере ученые разработали ряд формально-творческих методов, содержание которых является попыткой перевести акты творческого прозрения, интуиции на формализовано-интеллектуальный уровень.

В интервидной сфере наиболее общей и показательной функцией выступает коммуникативная, т. к. без коммуникации нет собственно самого общества. С ней тесно связаны культу росозидающая, нормативная, прагматическая функции. В общем плане, коммуникация и в науке, и в других сферах (например, в искусстве, литературе, бытовых отношениях) представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию. В этом случае знание и информация движутся от одного социального субъекта к другому. Это движение следует рассматривать как результат воздействия картин мира в интервидной сфере личности и обществе.

Выявленные и проанализированные функциональные взаимосвязи информационной и культурной картин мира в различных пространствах индивидуально-личностного бытия социального субъекта представляют способы включенности субъекта в социокультурную область бытия настоящего этапа развития общества.

В «Заключении» сделан обзор основных результатов диссертационного исследования и намечены возможные пути дальнейших исследований в данной проблематике.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях (общий объем - 5,27 / 4,73 п. л., в т. ч., в журналах, рекомендованных ВАК - 2,23 /1,79 п. л.):

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК:

1. Басалаева, О. Г. Информационное мировоззрение и культура современного общества/ О.Г.Басалаева// Вестник Челябинского государственного университета. - Серия: Философия. Социология. Культурология, (Вып. 16). -20-10.1.-С. 73-77.(0, бп.л.)

2. Basalaeva. О. G. Modern World-View of Culture and Web-Space/ O. G. Basalaeva and P. I. Balabanov // Journal of Siberian Federal University. -Humanities & Social Sciences. - 2010 (3). - № 2. - C. 250-258. (0,88 / 0,44 п. л.)

3. Басалаева, О. Г. Функция понимания в частнонаучной картине мира / О. Г. Басалаева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств.-2012. -Вып.1 (18). -С. 205-210. (0,75 п. л.)

Статьи, опубликованные в других научных изданиях:

4. Басалаева, О. Г. Информационное пространство и информационное взаимодействие социокультурных институтов (на примере музеев)/ О. Г. Басалаева// Культура и образование как фактор развития региона: сб. материалов международной научно-практической конференции (14 — 15 октября 2009г.) / ИГПИ им. П. П. Ершова. - Ишим, 2009. - С. 18-20. (0,2 п. л.)

5 .Басалаева, О. Г. Виртуальная реальность и зрелищные социокультурные институты / О. Г.Басалаева// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: научно-теоретический и прикладной журнал. - М., 2009. -№12.-С. 325-327.(0,2 п. л.)

6 .Басалаева, О. Г. Информационное взаимодействие специальных культурных институтов в едином информационном пространстве / О. Г. Басалаева // Альманах современной науки и образования: научно-теоретический и прикладной журнал. - Тамбов, 2009. - № 12. - Ч. 2. - С. 20-22. (0,38 п. л.)

7. Басалаева, О. Г. Синтез традиций и инноваций в современной культурной картине мира / О. Г. Басалаева// Культура как инновационный ресурс регионального развития: материалы круглого стола (26 ноября 2009 г.) / КемГУ-КИ. - Кемерово, 2009. - С. 48-54. (0,5 п. л.)

8. Басалаева. О. Г. Инновационные трансформации картины мира культуры / О. Г. Басалаева // Ученые записки НИИ прикладной культурологи / КемГУ-КИ. - Кемерово, 2009. - Т. 1 (7). - С. 110-113. (0,25 п. л.)

9. Басалаева, О. Г. Информационный взгляд на современную культурную картину мира / О. Г. Басалаева// Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сб. научных трудов кафедры философии МПГУ. - Вып. XLII. - М.: Эконом-Информ, 2010. - С. 33-36. (0,25 п. л.)

10. Басалаева, О. Г. О соотношении картины мира культуры и информационной картины мира / О. Г. Басалаева // Актуальные проблемы социокультурных исследований: сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей и преподавателей (15 - 19 марта 2010 г.) / КемГУКИ. - Кемерово, 2010. - С. 14-22. (0,56 п. л.)

11. Басалаева, О. Г. Особенности информационной картины мира / О. Г. Басалаева // Aktualni vymozenosti vedy — 2011: Materialy VII mezinarodni vedecko-prakticka konference. - Dil. 9. Filosofíe. Historie. Administrativa. -Praha: Education and Science, 2011. - S. 62-64. (0,2 п. л.)

12. Басалаева, О. Г. Динамика метаиндивидной сферы личности в условиях техногенной цивилизации / П. И. Балабанов, О. Г. Басалаева // Nauka i inowacja - 2011: Matelialy VII miezdynarodowej naukowi-praktycznej konfer-encji. - Volume 7. Pravo. Filozofia. - Przemysl: Nauka i studia, 2011 - S. 85-88. (0,25/0,2 п.л.)

13. Басалаева. О. Г. Особенности взаимосвязи информационной картины мира и культурной картины мира в метаиндивидной сфере личности / П. И. Балабанов, О. Г. Басалаева // Научният потенциал на света - 2011. Ма-териали за 7-я международна научна практична конференция. - Том 5. Психология и социология. Филологични науки. Философия. - София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2011. - С. 55-58. (0,25 / 0,2 п. л.)

Подписано в печать 18.02.2012 г. Заказ № 00012. Тираж 100 экз. Формат 60x84 '/16. Усл. п. л. - 1,5. Печать ризографная. Бумага офсетная № 1. Отпечатано в типографии ООО «Фирма Полиграф», 650099, г. Кемерово, ул. 50 лет Октября, 11-614, тел. (3842) 34-95-65.

 

Текст диссертации на тему "Социально-философские аспекты взаимосвязи информационной и культурной картин мира"

61 12-9/341

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

На правах рукописи

Басалаева Оксана Геннадьевна

СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КУЛЬТУРНОЙ КАРТИН МИРА

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Балабанов П. И.

Кемерово 2012

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО, ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, ИНФОРМАЦИОННОЕ 15 МИРОВОЗЗРЕНИЕ

РАЗДЕЛИ СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТИНЫ

52

МИРА

РАЗДЕЛ III ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОЙ КАРТИНЫ МИРА 95

РАЗДЕЛ IV ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КУЛЬТУРНОЙ КАРТИН МИРА

139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

182

ЛИТЕРАТУРА

185

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Новые открытия в области науки, техники и технологии за последнее десятилетие ассимилируются российским государством и российским обществом не столько с целью вхождения в число высокоразвитых в технологическом отношении стран, сколько с целью раскрытия высокого культурного, социального научно-технического потенциала российского общества.

Важнейшей задачей, стоящей на пути к поставленным целям, является не только широкое информирование о передовых научно-технических достижениях начала XXI века, но и усвоение этих достижений. Решению данной задачи, с одной стороны, служит расширение каналов коммуникации между наукой и техникой, а с другой - готовность общества принять и усвоить передовые научные идеи и технологические достижения.

Одним из средств, которое формирует мировоззрение общества и активность людей в этой области, является научная картина мира, служащая «посредником», каналом коммуникации между наукой, научным сообществом и общественным сознанием, гражданским обществом, государством.

Все возрастающая циркуляция информации и широкое применение информационных технологий в различных сферах современного российского общества выступают условиями усвоения передового международного опыта и мировых научных достижений в целях реализации богатого культурного и

социального потенциала нашей страны.

Информация и культура - важнейшие социальные феномены современного российского общества, служащие основой для дальнейшего развития страны. Их представленность в информационной и культурной картинах мира, адекватность такого представления, коммуникативное поле указанных картин мира, их взаимосвязи требуют своего осмысления в целях повышения эффективности функционирования в общественном сознании и общественной деятельности по решению глобальных задач, стоящих перед российским обществом.

Вышесказанное свидетельствует о необходимости расширения представлений об информационной и культурной картинах мира в социальной философии и актуализирует проблему взаимосвязи частнонаучных картин мира - информационной и культурной. Обозначенную проблему невозможно разрешить без выявления специфики и структуры данных картин мира.

Степень научной разработанности проблемы. Целевая причинность, присущая любому типу общества, заключается в создании условий для эффективного его функционирования. Информация во второй половине XX века становится таким условием. И, следовательно, требуется адекватное философское осмысление значения и роли информации в обществе. В этом плане можно указать концепции общества так или иначе связанные с информацией - У. Бека (общество риска), Д. Белла (постиндустриальное общество), Э. Гидденса (рефлексивной модернизации), М. Кастельса (информационный капитализм), Д. Тапскотт (электронно-цифровое общество) Э. Тоффлера (информационное общество), Ю. Хабермаса (сфера публичной информации), Г. Шиллера (марксистский анализ информационного общества) и др. Основными аспектами большинства концепций стали экономика, информация и техника. Тесным образом с данными подходами к информационному обществу связана точка зрения отечественных исследователей. Тенденции развития информационного общества отражены в работах П. Дракера, а также П. Штомпки.

В отечественной традиции большой вклад в развитие понимания современного общества и его связи с информацией внесли А. Н. Абдулов, Д. Ю. Боков, В. В. Борисенко, В. Л. Иноземцев, А. М. Кулькин, И. Н. Курносое, Н. П. Лукина, И. С. Мелюхин, И. А. Негодаев, А. И. Ракитов, А. А. Чернов, А. И. Шендрик и др. В работах отечественных исследователей показаны и доказаны причины роста информатизации; взаимосвязанность развития постиндустриального общества, процесса индивидуализации труда и роста его творческой составляющей; проведен социально-философский и социальнокультурный анализ информационного общества.

Особое внимание привлекает такое направление социально-философской мысли, как «общество знания». Концепция общества знания начала складываться в 60-х гг. XX века в работах П. Дракера и Р. Лэйна и на современном этапе получила развитие в исследованиях Г. Бехманна,

B. А. Лекторского, А. И. Ракитова, Б. Г. Юдина и др.

Развитие информационных технологий, порожденных информационным обществом и обществом знания, связано с феноменом НБИКС-общества (общества конвергенции нанотехнологий, биотехнологий, а также информационных, когнитивных и социогуманитарных технологий). Здесь следует отметить исследования И. Ю. Алексеевой, А. А. Денисова, М. В. Ковальчука, М. В. Лебедева, Е. В. Поликарповой.

Центральной ролью общества в процессе формирования знания, а также тем, что главной движущей силой современного общества является информация и знание определяется роль социальной эпистемологии в трудах Э. Голдмана, И. Т. Касавина, Л. А. Микешиной, Н. М. Смирновой и др.

Изучение феномена информационной культуры характеризуется многогранностью подходов. Интерес к данной проблематике обозначился в разных областях науки: информатике, психологии, социологии, библиотековедении, педагогике, культурологии и философии. Философско-культурологическая проблематика, объединенная идеей единства мира в информационном аспекте преобладает в трудах И. А. Арнольдова, И. А. Негодаева, В. М. Петрова, А. И. Ракитова, Э. П. Семенюка и др.

Концепции информационного общества и информационной культуры тесно связаны с мировоззренческим компонентом. Это отражено в работах

C. Г. Антоновой, С. Н. Касьянова, В. Ю. Колмакова, В. М. Петрова, И. И. Юзвишина и др.

Новое мировоззрение эпохи информатизации, безусловно, связано с информационной картиной мира. Результат анализа научных работ, в которых информационное представление мира является основным предметом исследования, показал, что в них демонстрируются различные методологиче-

ские основания и подходы у таких авторов как, Р. Ф. Абдеев, Н. Винер, В. А. Извозчиков, В. 3. Коган, В. В. Марычев, И. И. Юзвишин.

Понятие «картина мира» относится к числу фундаментальных в философии и науке. Но если в XIX веке картина мира трактовалась как философ-ско-мировоззренческое построение - А. фон Гумбольдт, М. Планк,

A. Эйнштейн и др., то для XX века, особенно для его второй половины характерно научное видение картины мира - П. И. Дышлевый, В. С. Степин, Л. В. Яценко и др., а в конце XX - начале XXI вв. это уже научно-философская система представлений об общих свойствах и закономерностях не только природы, но и социальной среды - В. Я. Кемеров, В. А. Кутырев и др. Анализ понятия «картины мира», как особого компонента общенаучного знания предполагает соотношение двух методологических подходов: с одной стороны, исследование взаимосвязей картины мира с мировоззрением и философией - М. В. Мостепаненко, М. Хайдеггер, А. Н. Чанышев и др., с другой, - рассмотрение картины мира в ракурсе специальных наук . -

B. Г. Горохов, П. И. Дышлевый, Л. Ф. Кузнецова, В. С. Степин, Л. В. Яценко и др. Оба подхода являются актуальными для настоящего исследования культурной и информационной картин мира.

Культурная картина мира является продуктом философско-культурологических изысканий ряда ученых и мыслителей - Г. А. Гачева, М. С. Кагана, Т. Ф. Кузнецовой, Вл. А. Лукова, А. Я. Флиера и др., формирующих знание о культуре во всем его многообразии - культурной реальности.

Элементарными объектами как культурной, так и информационной реальности выступают артефакты как продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления. Исследование артефактов получило отражение в трудах М. Вартофского, М. Коула, А. Я. Флиера и др. Из трактовки артефактов вытекает потребность в осмыслении актов понимания. Феномен «понимание» определяется его различными интерпретациями - К. Е. Быстрицкий, Х.-Г. Гадамер, С. С. Гусев, В. Дильтей, В. А. Кутырев, Г. Л. Тульчинский, М. Хайдеггер и др.

Возникающее между информационной и культурной картинами мира функциональное взаимоотношение реализуется в социальных субъектах (индивиды, группы, общество, в целом, как субъекты социального познания и социального действия). В настоящее время проблемам социальных субъектов посвящено достаточно работ. Среди них труды А. С. Арсеньева (концепция «универсального человека»), А. В. Петровского (внутрииндивидное, интериндивидное и метаиндивидное пространство личности), К. К. Платонова (структурный подход к пониманию личности человека), М. В. Ромма (социальная адаптация личности) и др.

Подводя итог, отметим активный интерес исследователей к вопросам, относящимся к теме диссертационной работы, В аспекте социальной философии проблема взаимосвязи частнонаучных картин мира - информационной и культурной - практически не отражена.

Объект исследования - информационная и культурная картины мира как социальные феномены.

Предмет исследования - содержание и взаимосвязь информационной и культурной картин мира.

Цель исследования заключается в выявлении и обосновании специфики и функциональной взаимосвязи информационной и культурной картин мира.

Исходя из данной цели, в диссертации поставлены следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать существенные черты современного состояния общества, в котором все возрастающую роль играют процессы распространения информации и развиваются информационные технологии.

2. Эксплицировать и проанализировать специфику содержания информационной картины мира как частнонаучной картины мира.

3. Раскрыть и обосновать особенности частнонаучной культурной картины мира.

4. Выявить и проанализировать функциональные взаимосвязи информационной и культурной картин мира, их роль и значение в социальном существовании индивидуально-личностной формы бытия субъекта.

Теоретико-методологическая основа исследования опирается на принципы всеобщей связи явлений, принцип развития, которые придают целостный характер диссертационной работе. Эффективным оказался метод концептуализма, позволивший организовать эмпирический материал по таким специфическим областям социальной реальности, как информационная и культурная. Подход и метод в качестве нормативно-регулятивных средств в условиях становления информатики и культурологии позволили выявить существенные черты таких видов реальности как информационная и культурная. Компаративистский подход к становлению и функционированию понятий информация и культура позволил установить различия и сходства в процессах развертывания их содержания, что в итоге привело к выделению и самоорганизации новых аспектов социальной реальности и отрефлексировать их содержание в форме научно-философских концептов - картин мира.

Существенный объем в методологическом арсенале работы заняло применение общенаучных познавательных средств - методов систематизации, анализа, обобщения, исторический и логический методы, а также элементы герменевтики.

Методологически и содержательно значимыми явились работы известных специалистов в области социальной философии - У. Бека, Д. Белла, Г. Бехманна, Э. Гидденса, П. Дракера, М. Кастельса, В. А. Лекторского, Р. Лэйна, А. И. Ракитова, Э. Тоффлера, Б. Г. Юдина, Ю. Хабермаса, Г.Шиллера, П. Штомпки и др., в области теоретического знания - акад. Л. А. Микешиной, акад. В. С. Степина и др., в области социальной информатики - Р. Ф. Абдеева, В.З.Когана и др., в области культурологии -М. С. Кагана, Т. Ф. Кузнецовой, А. Я. Флиера и др. По мере необходимости привлекались труды ученых, известных в области герменевтики и теории по-

нимания - К. Е. Быстрицкого, Х.-Г. Гадамера, С. С. Гусева, Г. Л. Тульчин-ского, М. Хайдеггера и др.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлено, что существующие концепции современного общества с доминантой информационных процессов: (1) обусловливают тенденцию: «информационное общество - общество знания - НБИКС-общество»; (2) детерминируют становление и развитие информационной культуры; (3) закладывают основы информационного мировоззрения, в содержании которого знание приобретает социально-конституированную форму - интеллектуальную: знание как таковое («знание - что»), знание как поиск самого знания («знание - предписание»), знание о знании («метазнание»), и тем самым становится важным фактором социального развития.

2. Аргументировано, что научная картина мира, являясь «посредником» между наукой и социумом, имеет концептуальный характер и включает в свое содержание такие частнонаучные картины мира, как информационная и культурная, что в свою очередь предопределяет необходимость наличия функции понимания, составляющими которой выступают процедуры: а) смыслопорождения и означивания; б) метаморфизации и локализации; в) понимания и коммуникации.

3. Эксплицировано, что концептуальный характер информационной картины мира в своем содержании выявляет такие специфические характеристики информационной реальности, как искусственность II рода (искусственное в искусственном), имманентная процессуальность, глобальность, виртуальность, полилогичность, доступность и демократичность.

4. Выявлено и проанализировано, что культурная картина мира, как аспект социального познания, в качестве научно-философского концепта, в своем содержании отражает культурную реальность как искусственное I рода (искусственное в естественном), в которой культурные системы обретают свои специфические пространственно-временные формы - линейно-интрузионную, волновую, спиральную, кометную, становление и функцио-

нирование которых осмысливается при помощи антропологического и аксиологического принципов, а также принципов культурфилософского плюрализма и концептуализма, что позволяет зафиксировать ряд фундаментальных и частных закономерностей развития общества.

5. Зафиксировано и обосновано, что взаимосвязи характерологических функций информационной и культурной картин мира - мировоззренческой, онтологической, методологической, эвристической, коммуникативной в различных сферах индивидуально-личностного бытия социального субъекта представляют способы включенности субъекта в социокультурную область бытия, обнаруживая тем самым многоуровневую природу человека как носителя знания и информации о фундаментальных отношениях человека к миру: познавательного, деятельностного, космического и др.

На защиту выносятся следующие положения диссертационного исследования:

1. В конце XX - начале XXI вв. в связи с увеличением значимости информации, возрастанием роли науки и технологии и в небольшой по историческим меркам отрезок времени в высокоразвитых странах сформировалось представление об обществе как информационном, технотронном, постиндустриальном и т. п. Существенным в подобных социальных моделях является акцентация: (1) на доминирующей роли информации, научных и технологических знаний в социальных процессах; (2) на неизбежной обусловленности изменения типа культуры общества, т. е. формируется информационная культура с новой, характерной для нее экранной культурой, включающей цифровую и Интернет-культуру; особым состоянием общественного сознания выступает информационное мировоззрение, которое в наиболее общем виде выражает своеобразие современного общества, заключающееся в возрастающей роли информации, знания и информационных технологий. Все это позволяет выявить тенденцию в общественно-историческом развитии на современном этапе: «информационно общество - общество знания -НБИКС-общество (общество, построенное на конвергенции нанотехнологий,

биотехнологий, информационных, когнитивных и социогуманитарных технологий)».

2. Отсутствие общенаучной картины мира восполняется набором частно-научных картин мира, в том числе информационной и культурной картинами мира. Трактовка научной картины мира как философско-научного конструкта абстрактна и специализирована, что не позволяет ей эффективно выполнять функцию диал