автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философские проблемы литературной герменевтики

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Болдонова, Ирина Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-философские проблемы литературной герменевтики'

Текст диссертации на тему "Социально-философские проблемы литературной герменевтики"

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Диссертационный совет Д. 113.36.01

На правах рукописи

БОЛДОНОВА ИРИНА СЕРГЕЕВНА

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ

09.00.11 - Социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -

Доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ В.В.Мантатов

г.Улан-Удэ, 1998

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................стр. 3 - 15

ГЛАВА 1: ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ...............................................................................стр. 16-69

1.1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ГЕРМЕНЕВТИКИ.....................стр. 16-33

1.2 ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ

ГЕРМЕНЕВТИКИ........,..................................................................стр. 33-52

1.3 УЧЕНИЕ Г.-Г.ГАДАМЕРА - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИТЕРАТУРНОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ.........................................стр. 52-69

ГЛАВА 2: ЛИТЕРАТУРНАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ......................................................................................стр. 70-129

2.1. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ..................стр. 70-93

2.2. ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЛИТЕРАТУРНОЙ ГЕРМЕНЕВТИКЕ.........................................стр. 93-109

2.3. ОПЫТ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.........................................................................стр. 109-129

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................стр. 130-133

БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................стр. 134-142

ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................стр. 143-146

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Трудно дать единое определение такому разнородному и сложному явлению как герменевтика. Изначально под герменевтикой подразумевали искусство интерпретации памятников письменности, сегодня существует большое количество дефиниций этого понятия. Это и особое движение современной философской мысли, и философская концепция человека и мира, и учение о природе человеческих знаний и понимании смысла. Более узко герменевтику называют теорией понимания в соотношении с интерпретацией текстов, системой специфических приемов и процедур, используемых для прояснения и истолкования подлинного и по возможности полного содержания различных феноменов культуры.

Использование методологического потенциала герменевтики будет содействовать целостному пониманию и смысловому обоснованию изучений литературы, а также ее значимости для культуры. Достижения в области герменевтики в конце нашего века достаточно впечатляют, но в качестве методологического основания литературоведения в отечественной литературе еще нуждается в систематизации и изучении.

Еще в начале XX века позитивистская методология в науке имела ведущие позиции и лишь во второй половине широкое распространение получают экзистенциально-феноменологическая, герменевтическая, рецептивная школы в западной философии.

Герменевтика обогащает методологию литературоведения новым инструментарием, «понимающие» психологические процедуры такие как вживание, интуиция, сопереживание особенно важны в исследовании литературы. Литература как форма эстетического освоения действительности нуждается помимо логических приемов изучения именно в доле личного эмоционального участия.

Герменевтический подход делает субъекта познания активным существом, осознающим свое со-бытие с текстом, с миром автора, его исторической эпохой и одновременно осмысливающим свою культурно-историческую традицию, свое время, творящим свой смысл и содействующим приращению новых знаний об объекте и о себе самом. Герменевтическая методология дает возможность литературоведу синтезировать и обобщить результаты литературоведческой практики и осознать включенность в определенную научную традицию, обосновать важность собственных теоретических поисков согласно новым веяниям современности.

Появляется новое поле исследований - способ освоения понимающим сознанием того, что было создано художественным творческим сознанием. И то и другое сознание имеет способ функционирования в языке. Мир раскрывается через текст - языковую объективацию. Принцип языковости имеет важное эвристическое значение в герменевтике, так как язык рассматривается как явление культуры и форма проявления действенно-исторического сознания, т.е. живой истории.

Традиционно для изучения литературного процесса и поэтического творчества использовались конкретно-исторический, сравнительный, типологический методы и соответственно в отечественном литературоведении изучались внешние связи произведения, история создания, социально-политическая проблематика и т.д. В современной науке особенно актуализируется проблема синтеза и обобщения знаний, в том числе в области изучения литературы. Творческое применение разнообразных методов познания продиктовано необходимостью анализа и осмысления литературных явлений в контексте культуры, истории развития духа и в совокупности всех знаний. Методология литературоведения должна вооружиться рядом теорий, дающих альтернативные представления о процессе получения знаний, о поэтическом творчестве, интерпретации художественных текстов, о способе бытия литературных произведений в контексте последующих времен.

Литература XX века - это в основном интеллектуальная литература, труднодоступная непосредственному читательскому восприятию, требующая обширных знаний в области искусствознания, философии, культурологии, эстетики. Такая литература нуждается в предварительной интерпретации специалиста, что диктует литературоведам задачу в усвоении интерпретационных методик и обращения к герменевтическим приемам приобретения новых знаний.

Восприятие герменевтических идей может существенно повлиять на самоопределение критиков в деле осмысления задач нравственного оздоровления общества на рубеже двух веков. Герменевтика как особый метод познания явлений литературы и изучения актуальных проблем литературоведения имеет большое значение в период современного пересмотра ценностных установок. Ориентация герменевтики, литературной герменевтики в частности, на осмысление и применение духовного опыта, полученного в результате понимания ценностей художественной литературы может содействовать решению проблем духовной эволюции общества. Нравственные проблемы должны решаться и через преподавательскую практику, которую герменевтика снабжает систематизированным сводом правил изучения текстов.

Современное состояние науки, гуманизация стиля мышления, насущная потребность решения глобальных вопросов современности, научно-техническая революция и влияние науки на все сферы общественной жизни предъявляют требования к философскому осмыслению научного знания. В XX веке возникает необходимость обоснования гуманитарного знания в связи с повышенным интересом к социально-философским проблемам. Как в свое время возникли предпосылки для обоснования В.Дильтеем специфики гуманитарного знания на рубеже Х1Х-ХХ веков, так и век спустя действительность диктует необходимость более углубленного исследования социально-философских оснований гуманитарных наук, возвращения творениям человеческого духа социального детерминизма.

Истинным критерием оценки полезности знания является востребованность общественным бытием. Изучение культурного достояния и разнообразных способов реализации человеческого духа в контексте общественной значимости и ценностных ориентаций должно производиться с учетом субъективного фактора. Ученый-гуманитарий сегодня должен четко осознавать социальный смысл своей научной деятельности и герменевтический процесс наполняется соответственно новым содержанием. Возрастает роль социального понимания, что в свою очередь отражает личностные моменты отношения субъекта к объекту исследования, в особенности к такому объекту как художественная литература.

Изучение социально-философских проблем литературной герменевтики предполагает выявление механизмов интерпретационной деятельности, осознания понимающего отношения не только к литературным явлениям, но и к миру в целом, к выполнению определенной социальной роли. Социальная деятельность интерпретатора во многом формирует общественное мнение и от этого зависит судьба произведения, способ его восприятия. Поэтому так важно изучать и понимать мотивы, цели, задачи, смысл герменевтической деятельности литературоведа, природу познавательного процесса и факторы, влияющие на результаты интерпретации. Методологическая функция герменевтики заключается также в достижении состояния духовного согласования интерпретатора с миром автора произведения.

Проблема понимания на современном этапе - это проблема стиля мышления, образа жизни, способа взаимоотношения людей в обществе. Смыслом бытия является понимание и как следствие - согласие и созидание. Герменевтика накопила драгоценный опыт постижения любых проявлений духа, систематизировала и подняла на философский уровень обобщения эти знания. Текст как предмет осмысления становится средством установления коммуникативных отношений. Чем лучше люди поймут тексты, тем лучше они смогут понять друг друга и окружающую действительность.

Преимущественно герменевтика имеет дело с произведениями искусства, потому что искусство, по мысли классиков герменевтики, является органом понимания жизни, посредством которого есть возможность раскрыть характерность самой жизни в такой глубине, что не могут сравниться с искусством ни наблюдения, ни рефлексия, ни теория. Литература всегда занимала ведущее положение как объект изучения, следовательно использование герменевтического метода в изучении литературных явлений изначально и в последующие времена считалось органическим.

В истории развития герменевтической мысли литературная герменевтика в современном виде развивалась как составная часть филологической герменевтики - науки о понимании и толковании текстов художественных произведений. В XX веке произошло разделение областей толкования: литературная герменевтика исследует художественное произведение с точки зрения более общих категорий, специфических литературоведческих характеристик, текст художественного произведения как единицу литературного процесса; лингвистическая герменевтика изучает языковую форму текста с целью наиболее точного описания словарного состава, грамматических структур и растолкования непонятных языковых фактов.

В литературной герменевтике применяется понятийно-категориальный аппарат современной философской герменевтики к изучению всей совокупности элементов текста художественных произведений (идея, тема, образы, композиция, повествовательная техника, литературная традиция и т.д.) и его функционирования в социокультурном контексте. Философская герменевтика дает единые методологические основы всем практическим герменевтикам. Каждая прикладная герменевтическая дисциплина, учитывая особенности своего предмета и задач, использует герменевтику в качестве философского основания. В нашем исследовании под понятием «литературная герменевтика» подразумевается:

а) специальная научная дисциплина, изучающая литературные произведения

б) составная часть герменевтики - универсального учения о понимании смысла

в) составная часть литературоведения и один из методов литературоведческого исследования.

Степень разработанности проблемы.

У нас в стране изучение герменевтики началось в 20-х годах XX века - это традиция, идущая от Фр.Бласса, Г.Брандеса, Г.Шпета и которая прервалась, возобновившись лишь в философских изысканиях 70-80-х годов.

Всесторонний глубокий анализ основных этапов становления герменевтики как одного из самых влиятельных философских течений Запада осуществил А.А.Михайлов (80).

Авторы коллективного труда «Герменевтика: история и современность» (36) И.С.Нарский, Б.Н.Бессонов, Г.И.Рузавин, С.М.Брайович и другие известные исследователи осветили теоретико-познавательный потенциал герменевтики. Изыскания в области истории философской герменевтики, онтологии и методологии, диалектики понимания, изучения интерсубъективности, «теории интерпретации» оказались идеологически окрашенными. Необходимо отметить, что практически все, без исключения, публикации 80-х не свободны от идеологических нападков и обвинений герменевтики в иррациональности и субъективности.

В монографии В.Г.Кузнецова «Герменевтика и гуманитарное познание» (62) история герменевтики основывается на изложении Г.Г.Шпета, данной им в работе «Герменевтика и ее проблемы». Само исследование сосредоточено на проблеме специфики гуманитарного познания и выработке методологических стандартов для изучения гуманитарных наук. Для постижения гуманитарных явлений применяются разные методологические программы, которые связаны с конкретными герменевтическими проблемами. Автор работы также разрабатывает герменевтическую логику как раздел современной логики, где изучаются логические основания, методы, правила понимания.

Понимание изучается в философской литературе и как логико-гносеологическая проблема, и как основная проблема герменевтики. Г.С.Гусев и Г.Л.Тульчинский в работе «Проблема понимания в философии» (38) выделяют две основные традиции в западноевропейской философии, где проблема понимания занимает основополагающие позиции: аналитическая традиция и герменевтика. В свою очередь герменевтические концепции авторами подразделяются на две основные группы: пантеистически-антропоморфную и трас-цендентно-рационалистическую. Далее дается характеристика некоторых видов герменевтической интерпретации и раскрывается специфика герменевтического метода.

Авторы коллективной монографии «Понимание как логико-гносеологическая проблема» (89) рассматривают понимание с разных точек зрения в системе теоретического знания. Проблема понимания в монографии является предметом философско-гносеологического, логико-гносеологического, нормативно-ценностуного, семантического анализов. Проблема понимания осмысливается авторами труда также в методологическом и мировоззренческом аспектах.

О гносеологической функции герменевтического понимания пишут в своей статье Кузнецов В.Г. и Алексеев А.П.(63), где говорится о значении категории «общности» между автором текста и интерпретирующим субъектом.

В отечественной философской литературе существует ряд статей, посвященных разным аспектам герменевтики и изучению ее понятийно-категориального аппарата. В качестве объектов анализа выступают: эвристическая функция понимания и ее значение в научных исследованиях (76), «игра» и «язык» (65), общий обзор концепции Гадамера в его основном труде (84).

Т.Е.Васильева в статье «Проблема герменевтического метода в современной буржуазной философии» (28) разрабатывает проблему философского обоснования герменевтического метода. Она приходит к выводу, что герменевтиче-

ский метод снабжает интерпретатора основой для осмысления условий познания.

А.А.Ивин и О.В.Фурманова в статье «Философская герменевтика и проблемы научного знания» (50) рассматривает герменевтику в качестве синкретического направления и выделяют три подхода: герменевтическую теорию, герменевтическую философию и критическую герменевтику. К теории авторы относят классиков, герменевтическая философия была заложена Хайдеггером и Га-дамером, критическая герменевтика существует в лице Апеля, Хабермаса, Ри-кера и других.

Одним из первых к изучению специфики герменевтического метода обратился С.М.Брайович в статье «Герменевтика: ее метод и претензии» (20). В исследовании автор приводит разнообразные мнения о герменевтике и освещает некоторые тенденции изучения фундаментальных проблем.

В 80-х годах появились докторские и кандидатские диссертации, которые представляют немалый интерес в свете нашего исследования. Хотя имеющиеся диссертационные работы не имеют прямого отношения к изучаемой нами проблеме, но в них рассматривается общая методологическая основа герменевтики и ее отдельные аспекты (Руткевич A.M. Глубинная герменевтика. Дисс...доктора филос.наук. - М., 1991; Кулэ М.Х. Критика методологических концепций современной философской герменевтики. Дисс.кандидата филос.наук. - М., 1980; Васильева Т.Е. Истоки философской герменевтики /критический анализ философии П.Рикера /. Дисс... кандидата филос. наук. - М., 1981; Янцен В.В. Герменевтическая философия Гадамера. Дисс...кандидата филос. наук. - М., 1986; Атманских Е.А. Принцип историзма /противоположность диалектико-материа/листической и герменевтической концепций/. - М., 1985; Малахов B.C. Проблема традиции в философской г