автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философские взгляды А.И. Солженицына: опыт концептуализации

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Маняев, Александр Геннадиевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социально-философские взгляды А.И. Солженицына: опыт концептуализации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философские взгляды А.И. Солженицына: опыт концептуализации"

На правахрукописи

Маняев Александр Геннадиевич

Социально-философские взгляды А.И. Солженицына: опыт концептуализации

09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Волгоград - 2004

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор Стризое Александр Леонидович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Петрова Ирина Александровна кандидат философских наук, доцент Щеглов Владимир Васильевич.

Ведущая организация: Ставропольский государственный университет.

Зашита состоится " 3 " марта 2005г. в 13 00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.029.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Волгоградском государственном университете по адресу: 400062, Волгоград, проспект Университетский, 100, ауд. 4-13 А.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградского государственного университета.

Автореферат разослан

2005г.

Ученый секретарь диссертационного совета М.А.

Кузнецова

Актуальность темы исследования. Функционирование и развитие современного социально-философского знания характеризуется многообразием форм, направлений и тенденций. Эпоха постмодерна еще более сблизила социальную философию с публицистикой, литературой и художественным творчеством, что по-новому поставило проблему их взаимодействия в современном обществе. Новые подходы обнаруживаются к вопросу о способе организации современного философского знания, о способах согласования философских символов, идей, концепций и теорий.

В современной отечественной социальной философии ее взаимосвязь с художественной литературой исследованы недостаточно, а вопросы концептуализации мировоззрения писателей не решены однозначно.

Между тем, концепции, выдвигаемые в художественной литературе, характеризуются критической направленностью по отношению к современному обществу. В своих произведениях писатели поднимают вопросы, затрагивающие субстанциальные основы и фундаментальные категории человеческого и социального бытия. В современной художественной литературе отмечается, что человечество стало на путь нравственной деградации и тотальной технизации. Писателей волнует вопрос о том, как соотнести инновации в науке, социальной жизни и культуре, с теми абсолютными ценностями, которые подвергаются ревизии в современном глобальном мире, и, таким образом теряют свою универсальность и общезначимость.

В философской литературе отсутствуют специальные работы, посвященные анализу социально-философских взглядов

А.И. Солженицына, в то время как он неоднократно затрагивал в своих произведениях целый ряд мировоззренческих проблем, касающихся взаимодействия человека и общества. Но исследователи, подвергающие

анализу творчество писателя, так и не пришли к единому мнению о характере концептуальной идентификации его взглядов.

Актуальность темы исследования обусловлена также и характером процессов модернизации, предельно обостривших свойственный России социокультурный раскол. В истории отечественной и зарубежной социально-философской мысли предпринимались неоднократные попытки, направленные на теоретическое обоснование способов его преодоления. К данным попыткам можно отнести и социально-философскую концепцию А.И. Солженицына, который попытался на страницах как художественных, так и публицистических произведений предложить свой вариант выхода из сложившегося социокультурного кризиса.

Теоретическая конструкция, отстаиваемая А. И. Солженицыным, славянофилами, представителями русской религиозной философии, выглядит довольно привлекательной и заманчивой в сегодняшней ситуации кризиса личности и культуры, именно потому, что отдает одно из ведущих мест в системе ценностей идеям преемственности, духовно-нравственного единения общества (соборности) и личности.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема исследования мировоззрений писателей носит междисциплинарный характер. Она разрабатывается в литературоведении, истории, социологии, политологии, философии. Каждая из перечисленных дисциплин опирается на свою методологическую базу, на присущий ей научно-категориальный аппарат. Тем не менее, результаты, к которым приходят исследователи в рамках своих научных дисциплин, являются взаимодополняющими и взаимообусловленными, что, несомненно, ставит вопрос о целесообразности применения синтетического, комплексного подхода, реализовать который возможно только в рамках социальной философии.

Вопросами о соотношении концептуального и теоретического знания занимались И.Д. Андреев, П.В. Копнин, В.П. Кохановский, Г.И. Рузавин, B.C. Степин, B.C. Швырев, В.А Штофф. В монографиях и статьях В.Л. Абдушенко, С. С. Неретиной, А.П. Огурцова, А.И. Ракитова выявлены признаки теории, ее структура, поднят вопрос о соотношении концепции и теории, описаны характерные черты концепции. Однако исследователей не интересовал вопрос, связанный с концептуализацией мировоззрения писателей. Сосредотачивая свое внимание преимущественно на научных концепциях, они не подвергали анализу «пограничные сферы» -художественные и философские концепции.

Вопрос об оценке взглядов А. И. Солженицына затрагивали А.Г. Спиркин, К.С. Пигров, которые квалифицировали мировоззрение писателя как идеализм, обнаружив его истоки в экзистенциализме и феноменологии. Однако вопрос об эволюции и характере организации взглядов А.И. Солженицына исследователи обошли стороной. Они не рассматривали мировоззрение А.И. Солженицына как систему, которая была отражением жизненного и художественного опыта писателя.

Социально-экономические взгляды А.И. Солженицына подверг анализу Д. Травин. Исследователь попытался доказать, что приверженность писателя к авторитаризму вытекает из его социально-экономической концепции. Подчеркнув, что социально-экономические реформы, проводимые властвующими субъектами в Испании, Бразилии, Турции, Ю.Корее, осуществлялись в условиях авторитарного режима, Д. Травин отметил, что А.И. Солженицын обосновывал и отстаивал идею необходимости для экономических реформ в России авторитарной власти.

Взгляды А.И. Солженицына стали объектом изучения как ученых-историков В. Дьякова, Р. Медведева, Н. Елисеева, так и социологов (Д.Б. Цыганкова, А.С. Безвербного)1, а также политологов А. Янова,

1 См.: Безвербный A.C. Политическая жизнь как социальное явление // Политическая социология. Ростов-на-Дону, 2001. С.52.

Н.Н. Яковлева, А. Шлезингера2. Если историки в своих исследованиях уделяли равное внимание как публицистическим произведениям писателя, так и художественным, то политологи и социологи опирались только на солженицынскую публицистику. Бихевиористский подход и приверженность постмодернистской парадигме помешали Д.Б. Цыганову осуществить полноценный, многоаспектный социологический анализ солженицынского габитуса, который, по нашему мнению, эссенциально близок не постмодернисткой, а классической, традиционной парадигме.

Особо следует сказать об исследовании В.А. Дьякова, выявившего не только историко-философские источники взглядов А.И. Солженицына, но и предпринявшего попытку их концептуализации. Выводы исследователя, согласно которым историко-философскими, художественными истоками солженицынского мировоззрения является творчество Н.А. Бердяева, Ф.М. Достоевского не вызывают сомнений, как не вызывает возражений и методологическое замечание В.А. Дьякова о том, что морально-этическая составляющая в концепции писателя занимает видное место. В актив исследователю можно отнести и его вывод, согласно которому взгляды и идеи А.И. Солженицына не имеют импровизационной формы, а образуют тщательно продуманную, внутренне цельную мыслительную конструкцию. Цель, которую ставил перед собой автор - «изложить взгляды писателя и воспроизвести его историко-социологическую концепцию», помешали ему решить поставленные задачи в полном объеме, поскольку подразумевали описание солженицынских идей, а не их анализ и объяснение. В.А. Дьяков, актуализируя эмпирические социальные феномены, попавшие в поле зрения А.И. Солженицына, не обратил внимание на то, что писатель затрагивает и социально-философскую проблематику, предполагающую анализ существования сущностных,

г Шлезингер Артур М-младший. Циклы американской истории. М., 1992. С.159-172.

эмпирически ненаблюдаемых связей, обеспечивающих взаимодействие человека и общества.

Политическую составляющую социально-философской концепции А.И. Солженицына помогают выявить работы политологов, философов, историков, посвященных анализу содержания и эволюции консервативных, либеральных парадигм. В работах К.С. Гаджиева, Т.А. Алексеевой, A.M. Руткевича, К. Мангейма и др., а также в статьях и монографиях других авторов (К. Росситета, В.И. Толстых, М.М. Федоровой, A.M. Миграняна, В.П. Макаренко, А.Ю. Мельвиля и др.) дается глубокий анализ консервативной, либеральной идеологем, эксплицируются формы их модификации. Особое внимание заслуживает мнение Т.А. Алексеевой о перспективности консервативной идеологемы в современной России, согласно которому приемлемым для нашей страны является обращение к «более консервативной версии либерализма».

Вместе с тем необходимо отметить, что исследователи, предметной областью изучения которых является политическая идеология, не рассматривали А.И. Солженицына в качестве приверженца, сторонника или модификатора консервативной парадигмы. Идентификация А.И. Солженицына в качестве приверженца консервативной идеологии также ими не осуществлялась.

С целью выявления методологической базы концепции

A.И. Солженицына диссертантом анализировались статьи и монографии философов и социологов, посвященные раскрытию сущности органицизма, витализма, и противостоящего им механицизма (Г. Спенсера, О. Конта, П.Ф. Лилиенфельда, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, И.А. Ильина,

B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, Л.П. Карсавина, Е.В. Тимошиной, Г.П. Меньчикова, Г.П. Кузьминой, А.В. Белова, Б.А. Старостина, О.С. Разумовского, В. Л. Воейкова, СИ. Григорьева). Тем не менее,

рассмотрение солженицынских взглядов сквозь призму органицизма, исследователями специально не предпринималось.

Литературоведы и публицисты (Ж. Нива, Д. Штурман, В. Грязневич, Р. Темпест, Л. Сараскина, Я. Лурье, Е. Орловская-Бальзамо и др.), подвергавшие анализу мировоззрение писателя, не обращали, как правило, свое внимание на его философские истоки. Их интересовали истоки иные -художественные. Отсюда - и господство в литературоведении компаративного подхода, итогом которого явилось перманентное сопоставление художественного творчества А.И. Солженицына с творчеством Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, В. Шаламовым. Публицистическая форма солженицынского творчества анализировалась литературоведами недостаточно, если не считать сравнений позиций А. Солженицына и А. Сахарова (Рой и Жорес Медведевы).

Глубокого понимания художественного творчества писателя достигли литературоведы В. Компанеец и М. Голубков, затронувшие социально-философскую составляющую солженицынского мировоззрения. Исследователи обнаружили определенные сходства в социально-философских идеях X. Ортеги-и-Гассета и русского писателя, описывающих и анализирующих феномен появления «массового человека» в современном западном и в советском обществах. Они подчеркнули отличие солженицынской трактовки судьбы личности в истории тоталитаризма от трактовки ряда других писателей-диссидентов.

Поиск художественного прототипа, социальная обусловленность появления того или иного художественного героя, явилась в среде литературоведов ведущей темой для исследований. Некоторые авторы, лично знающие А.И. Солженицына (В. Лакшин, А. Кондратович, О. Андреева-Карлайл) не смогли удержаться при этом от публицистического «перехлеста» и субъективизма в оценке личности и мировоззрения писателя.

Таким образом, несмотря на обилие публикаций, посвященных анализу творчества писателя, вопрос о характере и особенностях его взглядов не был предметом специального изучения. Нет ясности и единства мнений в оценке истоков мировоззрения А.И. Солженицына.

Объектом исследования являются социально-философские взгляды А.И. Солженицына. Предмет исследования - идеи и понятия, в которых описываются и оцениваются А.И. Солженицыным социальная реальность, социальные явления и процессы, а также способ их организации.

Цель исследования - концептуализация социально-философских взглядов А.И. Солженицына. Достижение этой цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

исследовать специфику концепции как формы организации социально-философского знания;

выявить основные элементы социально-философских взглядов А.И. Солженицына и показать концептуальный характер их взаимосвязи;

раскрыть истоки социально-философской концепции А.И. Солженицына;

рассмотреть характер и особенности взаимосвязи личности и общества в социально-философской концепции А.И. Солженицына; охарактеризовать движущие силы социального развития, выделенные в социально-философской концепции

А.И. Солженицына;

определить политическую составляющую социально-философской концепции А.И. Солженицына.

Теоретическими и методологическими основаниями

диссертационной работы являются исторический, междисциплинарный, компаративный, системный подходы, диалектический метод, метод интерпретации текста. Методологическим ориентиром исследования

являются традиции гуманистической философии (марксизм, экзистенциализм, философия Франкфуртской школы).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

для разграничения природы теории и концепции предложено учитывать различную роль познающего субъекта в их построении, а также его мировоззрения и ценностей;

выявлены варианты органицистского подхода к анализу общества; уточнена трактовка историко-философских и художественных истоков мировоззрения А.И. Солженицына;

показана специфика органицисткого истолкования структуры и динамики современного российского общества; представлен вариант политической идентификации социально-философской концепции А.И. Солженицына. Положения, выносимые на защиту:

1. В отличие от теории концепция представляет собой такую форму организации теоретического знания, логическо-смысловая структура и креативный характер которой обусловлены не только объективными факторами, но и особенностями мировоззрения, а также ценностями познающего субъекта. В социально-философской концепции эти особенности связаны с личностно-экзистенциальным опытом автора.

2. В рамках органицизма как философско-мировоззренческой установки следует выделять естественно-научный (позитивистский) и метафизический (теистический) варианты анализа общества. Если естественно-научный вариант строится на основе биологического редукционизма, то метафизический вариант тяготеет к системному (холисткому) описанию социальной организации и социальных организмов.

3. Адекватное понимание социально-философских концепций писателей достигается при учете решающей роли личностно-экзистенциального опыта писателя, определившего содержание историко-философских и художественных источников его мировоззрения, а также характер и направленность их интерпретаций.

4. Взгляды А.И. Солженицына на движущие силы социального развития генетически восходит к идеям русской религиозной философии, но по логике анализа и выводам, оценкам писатель близок персонализму, экзистенциализму, философии Франкфуртской школы, что объясняет значимость его творчества для духовной жизни современного общества.

5. Социально-философские взгляды А.И. Солженицына представляют собой новый вариант русского консерватизма, в котором помимо политических, присутствуют и играют значительную роль социокультурные и духовно-нравственные моменты.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы

диссертации могут быть использованы:

при разработке и чтении общих и специальных курсов по социальной философии, культурологии, политологии, истории общественной мысли;

в педагогической практике, в программах общего среднего и гражданского образования;

в политической практике при определении оптимальных методов управления современными социальными процессами. Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на методологических заседаниях и семинарах кафедры, на всероссийском

конкурсе молодых ученых, организованном Министерством образования, на международных и межвузовских региональных конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, Приложения, содержащего отрывки из переписки автора диссертационного исследования с А.И. Солженицыным и списка используемой литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, обозначаются теоретическая и методологическая основа диссертации, характеризуется ее научная новизна. Во введении излагаются положения, выносимые на защиту, раскрывается теоретическая и практическая значимость исследования, формы и характер апробации основных идей.

В первой главе «Концептуальная идентификация мировоззрения А.И. Солженицына» дается характеристика специфическим особенностям концепции, обосновывается концептуальный характер социально-философских взглядов А.И. Солженицына, раскрываются особенности содержания концепции писателя, выявляются ее истоки.

В первом параграфе первой главы «Концепция как форма организации теоретического знания» раскрывается содержание понятий «теория» и «концепция». По мнению автора, можно выделить следующие подходы, направленные на анализ их взаимодействия: системный (В.А. Штофф, Г.И. Рузавин, А.И. Ракитов, В.Л. Абдушенко), коммуникативный (С.С. Неретина, А.П. Огурцов) и комплексный.

Комплексный подход рассматривает концепцию не только как самостоятельную форму организации теоретического знания, но и как структурообразующий элемент теории, что позволяет не только

проникнуть в сущность концепции, но и понять ее место в системе теоретического знания, оценить ее эвристический потенциал.

В структуре концепции выделяются следующие взаимосвязанные элементы: эмпирическая база, понятийно-категориальный аппарат (многие исследователи предпочитают говорить здесь не о понятиях, а о концептах), основные идеи, определенным образом взаимосвязанные между собой, составляющие ядро концепции, ее логико-смысловую структуру.

Можно выделить следующие типы концепций как относительно самостоятельных форм организации теоретического знания: научная, художественно-публицистическая, философская. Особенность научной концепции состоит в ее объективности, строгом характере связей идей с изучаемой реальностью, в присутствии аксиоматического метода. В художественной концепции главную роль играет специфика типизации, заключающаяся в образно-символическом характере связи единичного, частного и общего.

Философская концепция имеет по отношению к другим формам концепции синтетический характер: она имплицитно содержит в себе как сциентистские, так и антисциентистские элементы. Философская концепция может основываться не только на фактах, что характерно для научного познания, но также и на символах, переживаниях, образах, что характерно для художественного познания. Для философской концепции характерен не только беспристрастный анализ, основывающийся на строгой логической доказательности, но и анализ, допускающий аксиологический подход. В философской концепции идеи объединяются не с помощью только одного понятийно-категориального аппарата, но также при помощи образов и символов, в которых субъективные и объективные элементы сплетены воедино.

Характер связи идей в философской концепции может быть достаточно свободным, многовариантным. Этим, в частности, обусловлен

вечный характер философских вопросов и отсутствие однозначных ответов на них. Философская концепция допускает эклектичность своих элементов: она содержит в себе различные формы знания, элемент веры, включает в себя как элементы научной картины мира, так и мифологические представления, обыденные знания.

Философские концепции допускают многообразные варианты интерпретации результатов их развертывания. Это происходит потому, что между элементами, составляющими философскую концепцию, наличествуют гибкие связи, последствием которых выступает неоднозначный характер интерпретаций как философских концепций, их содержания, так и плюралистичность толкования социальной действительности, которую они отражают. Неоднозначность интерпретации проявляется в частности в том, что в философских концепциях не содержатся абсолютно доказанные выводы. Причинами данного факта выступают, с одной стороны, гипотетический характер философских идей, а с другой, предельная абстрактность философских вопросов, категорий, не допускающих однозначного их решения и толкования.

Во втором параграфе первой главы «Социально-философские взгляды А.И. Солженицына: вариант метафизического (теистического) органицизма» выделяются разные параметры концептуализации солженицынского мировоззрения. Автор соглашается с мнениями А.Г. Спиркина и К.С. Пигрова, репрезентирующими солженицынские идеи соответственно как экзистенциальные и феноменологические.

В целях концептуальной идентификации автор диссертационного исследования выявляет методологическую основу взглядов писателя. Согласно его мнению, такой основой является органицизм. Диссертант, соглашаясь с мнением Е.В. Тимошиной, что органицизм не представляет

собой единого направления, выделяет в нем два течения - естественнонаучное, в том числе позитивиское: О. Конт, Г. Спенсер, П.Ф. Лилиенфельд и метафизическое, в том числе теистическое, к которому относит не только Э.Берка, Ф.Ницше, Н.О.Лосского, В. Соловьева, но и А.И. Солженицына.

Исходной посылкой и основным понятием теоретического анализа в первом случае выступает понятие «организм». В методологическом плане органицистов-позитивистов характеризует редукционизм, поскольку, уподобляя общество живому организму, они сводят социальное к биологическому.

Во втором случае интерпретация органицизма строится на понятии «организация». В противовес естественно-научному органицизму, сторонники метафизического органицизма рассматривают общественный организм не только функционально, но и структурно, то есть в качестве организации. Подчеркивая роль организованности и целостности в социальных организмах, метафизические органицисты убеждены в том, что в основании социальной целостности лежит трансцендентная сущность, которая в теистическом варианте предстает как Бог, дух.

Поскольку в основе их онтологических представлений лежит идея о том, что общество и человек имеют метафизическую природу, то Дух (Бог) и связанные с ним духовность и нравственность являются главными факторами, определяющими социальное бытие. Именно Дух (Бог) служит той демаркационной линией, по которой можно отделить биологические организмы от организмов социальных (метафизических). Вокруг Духа (Бога), понимаемое ими как Единое, как Благо, должно сплотиться все человечество (идея соборности), превратясь, таким образом, в некий единый метафизический организм. Все это позволяет говорить о том, что метафизический органицизм в его теистическом варианте тесно «смыкается» с философией христианского неоплатонизма.

Мировоззрение А.И. Солженицына представляет собой концептуально организованную систему взглядов, основной сущностной чертой которой является теистически интерпретированный организцизм. В данной трактовке важнейшую роль играет концепт духовно-нравственной целостности, когда «духовное», «моральное», социальное» и «национальное» методологически и онтологически связаны друг с другом. Однако взаимосвязь солженицынских идей имеет противоречивый характер, что, не позволяет идентифицировать взгляды писателя как теорию.

В третьем параграфе первой главы «Истоки социально-философской концепции А.И. Солженицына» выявляются и анализируются факторы генезиса и развития социально-философского мировоззрения А.И. Солженицына. Диссертант выделяет философские, художественные, личностно-экзистенциальные факторы, описывающие в своей совокупности социально-философское мышление писателя. Таким образом, в диссертационной работе дается расширительное понимание рассмотрения социально-философских концепций, при котором внимание исследователя сосредотачивается не только на влиянии философских и художественных предшественников на исследуемое творчество, но и на специфике процесса социализации личности писателя.

Историко-философскими источниками концепции

А.И. Солженицына являются социально-философские идеи русской религиозной философии. Из творчества Н.А.Бердяева писатель позаимствовал идею нации-личности как мистического организма. Идею беспартийного развития общества А.И. Солженицын развил опираясь на труды И.А Ильина, П.А. Флоренского. Интерпретация национального вопроса, занимающего в концепции А.И. Солженицына видное место, основывается на тех позициях, которые занимали по отношению к нации такие видные русские философы как B.C. Соловьев, И.А. Ильин. Развил

писатель и идею А. С.Хомякова о внутренней свободе, которая противопоставлялась им свободе внешней.

Художественные истоки социально-философской концепции А.И. Солженицына необходимо искать в трудах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, от которых А.И. Солженицын перенял художественный реализм, внимание к вечным философским вопросам. Их постановка и разрешение становятся возможными лишь в том случае, если писатель сосредотачивает внимание не только на рассмотрении внутреннего мира человека, подвергает анализу глубинные пласты его сознания, но и анализирует взаимодействие человека и общества с морально-нравственных позиций.

Личностно-экзистенциальный опыт, «пограничные ситуации», в которые попадал писатель, послужили своеобразным толчком для их последующей рефлексии. Война, лагерь, диссиденство заставили писателя задуматься о той моральной ответственности, которую несет человек за выбор пути своего развития. Эти ситуации поставили вопрос о жизненных ориентирах человека, будь то социальные блага, духовно нравственные ценности личности или Бог. Необходимо отметить, что эволюция во взглядах писателя шла от социалистического мировоззрения, в котором А.И. Солженицына привлекала идея социальной справедливости, к мировоззрению христианскому, в котором справедливость обосновывалась теистически и приобретала характер духовно-нравственного императива.

Если историко-философские, художественные источники объясняют структуру концепции, взаимосвязь ее элементов, ее форму и содержание, то личностно-экзистенциальные источники объясняют эволюцию мировоззрения писателя, позволяют рассмотреть особенности его мышления, расстановку смысловых акцентов в идейно-теоретическом багаже, заимствованном у предшественников. Анализ включенности А.И. Солженицына в жизненную среду объясняют и идейно-теоретический

выбор мыслителя, который привел к утопичному, и во многом противоречивому характеру его взглядов.

Во второй главе «Социальные субъекты и социальная динамика современного российского общества: органицисткнй подход» дается характеристика взглядов писателя по социально-философским проблемам, на основании которой осуществляется политическая идентификация его мировоззрения.

В первом параграфе второй главы «Личность и общество в философских взглядах А.И. Солженицына» диссертант, опираясь на мнение Е.В. Семенова, выделяет несколько подходов, рассматривающих проблему взаимодействия личности и общества. Согласно антропоцентрическому подходу (Ж.П. Сартр, А. Камю, Ф. Ницше, Г. Спенсер), приматом обладает отдельно взятая личность. В этом случае в социально-философском анализе необходимо идти от личности к обществу. Сторонники другого подхода - социоцентристского (О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм) заняли противоположные позиции. Синтезировать эти подходы пытаются: B.C. Барулин, С.Э. Крапивенский, Ж. Маритен, Э. Мунье, Т. Парсонс.

Однако убедительное разрешение данной проблемы возможно лишь с диалектических позиций, когда личность и общество рассматриваются как факторы, взаимно обуславливающие друг друга. Приверженцы метафизической позиции, к которой принадлежит А.И. Солженицын, являбтся сторонниками крайнего холизма, поскольку подчеркивают, как и социоцентристы, абсолютный приоритет целого. Удел личности -служение обществу, руководствуясь теистически истолкованной нравственностью. Автономия личности обосновывается писателем не столько экономически (через частную собственность) или политически (через права человека), сколько как автономия духа (через понятия совести и внутренней свободы).

Взгляды А.И. Солженицына, касающиеся причин и сущности отчуждения человека в современном социуме можно признать вполне логичными и обоснованными. Что же касается предложенного А.И. Солженицыным варианта преодоления отчуждения (личное неучастие во лжи), то мысль о диалектическом характере взаимодействия личности и социальной среды, оказалась ему чужда.

Социально-философская позиция А. И. Солженицына может быть охарактеризована как синкретическая, поскольку он синтезировал в своей концепции идеи экзистенциализма (открытость бытия человека, оппозиция сущности и существования), феноменологии (внимание к интерпретативным процедурам), представителей Франкфуртской школы (критический анализ потребительского общества и одномерного человека). Как и французские персоналисты, писатель, уделяя повышенное внимание личности, тем не менее, признает первенство за божественным бытием, так как оно является единственным, с его точки зрения, гарантом действительной автономии личности.

Во втором параграфе второй главы «Движущие силы социальных изменений в России» раскрываются взгляды А. И. Солженицына на социальную стратификацию современного российского общества, на его идеи относительно роли различных социальных субъектов. В отличие от Г. Гегеля, считавшего субстанциальным сословием крупных и мелких земельных собственников (дворян и крестьян), А.И. Солженицын признает субстанциальный характер интеллигенции и крестьянства, так как они, согласно мыслителю, являются выразителями и носителями нравственного сознания. Наемных рабочих А.И. Солженицын не рассматривает как самостоятельную социальную силу и относится к ним с позиции патернализма. Оценка писателем предпринимателей зависит от происхождения и размеров их капитала. Осуждая криминальный и

монополистический капитал, он выступает за ограничение размеров частной собственности.

Ведущую роль в обществе А.И. Солженицын признает за интеллигенцией, ибо она, с его точки зрения, является самостоятельной движущей силой общества. В современной научной, а также публицистической литературе, сложились три основных подхода к интеллигенции (деятельностный, структурно-функциональный, этический). А.И. Солженицын выступил сторонником последнего и предложил в качестве критерия выделения интеллигенции морально-нравственное сознание.

В актив солженицынской позиции можно отнести то обстоятельство, что писатель обращает внимание на гражданскую позицию интеллигенции, показывает, как изменения, происходившие внутри данной социальной группы, оказали влияние на дальнейшее ее развитие, приведшие ее к вырождению в «образованщину». Однако позиция, которую занял А.И. Солженицын, может быть оценена как противоречивая. С одной стороны, писатель полагает, что интеллигенция должна дистанцироваться от народа, повести его за собой, а с другой, - он характеризует ее как «жертвенную элиту», сближая тем самым ее с народной массой.

В третьем параграфе второй главы «Политический профиль социально-философской концепции писателя» рассматриваются политические выводы и оценки, вытекающие из его социально-философской концепции.

Политические взгляды А.И. Солженицына близки классическому консерватизму, поскольку в его социально-философской концепции видное место занимает принцип эволюционизма, идея безреволюционного развития общества, осуществляется критика философии Просвещения и ее идеологического «детища» - либерализма. А.И.Солженицын, как и сторонники классического консерватизма, не является приверженцем

научно-технического прогресса, идеализирует крестьянство и его роль в обществе, традиционный сельский уклад жизни, выступает против процесса урбанизации. Обосновывая свои взгляды, он опирается на те традиции, которые сложились в российском обществе, постоянно апеллирует к истории, уделяет повышенное внимание национальному вопросу.

Вместе с тем А.И. Солженицын говорит о свободе личности, отстаивает право частной собственности, выступает за демократию непосредственного участия, обосновывая идею народного самоуправления. Однако его взгляды нельзя охарактеризовать как либеральные, поскольку приоритет он отдает не правам личности, а ее обязанностям, признавая доминирующую роль прав общностей и общества в целом, а не личности. А.И. Солженицын выражает свою убежденность в том, что сильная, авторитарная власть - не помеха для демократических преобразований. Опираясь на принцип органицизма, он сомневается в эффективности разделения властей, убежден в необходимости беспартийного развития общества и ограничении свобод личности во имя социального целого. Поэтому можно говорить лишь о либеральной и частичной модификаций консервативных взглядов писателя.

Либеральная модификация консерватизма может быть оценена в целом как перспективная, ибо позволяет поставить вопрос не только о правах личности, но и об ее ответственности перед обществом. В процессе реформирования общества заслуживает внимания и учета идея социальной преемственности, поскольку она может быть направлена как против произвольного конструктивизма, так и против радикализма. В тоже время солженицынский вариант неоконсерватизма, нельзя признать перспективным в силу того, что он недостаточно учитывает реалии современного общества, упрощает сущность и специфику современных проблем, что проявляется в его утопичности. Быстро меняющийся

релятивный социально-политический мир современности нельзя оценивать с помощью абсолютных, зачастую абстрактных категорий, а также с религиозно окрашенных нравственных позиций. Феномены как социального, так и политического бытия необходимо рассматривать не только с помощью «должного», но и «необходимого», что позволит наиболее адекватно как описать, так и проанализировать проблемы современного общества. Однако мысль А.И. Солженицына об идее народного самоуправления, о нежелательности создания непреодолимой оппозиции между «политическим» и «моральным» заслуживает внимания и всяческой поддержки.

В заключении диссертации подводятся общие итоги исследования. Основные результаты исследования отражены в публикациях:

1. МаняевА.Г. Российская интеллигенция глазами А.И. Солженицына //Вестник права и социологии. 2004. Вып. 18. С.85-88.

2. Маняев А.Г. Социально-философские взгляды А.И. Солженицына: вариант нового консерватизма //Объединенный научный журнал. 2004. №16 (108). С. 24-33.

3. Маняев А.Г. Об историко-философских источниках концепции А.И. Солженицына //VII Межвузовская конференция студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области. Вып. 3. Философские науки и культурология. Исторические науки: Тез. Докл. Волгоград, 2002. С. 91-92.

4. Маняев А.Г. Социально-философская концепция А.И. Солженицына: элементы и сущность //VIII Межвузовская конференция студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области. Вып 3: Философские науки и культурология. Исторические науки: Тез. Докл. Волгоград, 2004. С. 76 - 77.

5. МаняевА.Г. Идея гуманизма в творчестве А.И.Солженицына //Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века:

философские, социальные, экономические и политические аспекты. Доклады и выступления на международной конференции 3-4 июня 2004 года в Российской государственной библиотеке. Под общ. Ред. проф. А.В. Бузгалина. М, 2004. С. 80 - 82.

6. Маняев А.Г. Идея отчуждения человека в творчестве

А.И. Солженицына //Человек в современных философских концепциях: Материалы Третьей Международной научной конференции, г. Волгоград, 14 - 17 сентября 2004 г.: В 2 т. Т.1. -Волгоград: ПРИНТ, 2004. С. 404 - 408.

Подписано в печать 24.01.2005 г. ФорШт Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Усж. пе£. Л. 1,0. '■ Тираж 100 экз. Заказ 4. V ¿Г ;„, /

X; V 2ПЯ0

Издательство Волгоградского государственного университета. ' 400062, Волгоград, просп. Университетский, 100.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Маняев, Александр Геннадиевич

Введение

Глава I. Концептуальная идентификация мировооззрения 12 А.И. Солженицына.

1.1. Концепция как форма организации теоретического знания.

1.2. Социально-философские взгляды А.И. Солженицына: 32 вариант метафизического (теистического) органицизма.

1.3. Истоки социально-философских взглядов писателя.

Глава II. Социальные субъекты и социальная динамика современного российского общества: органицисткий подход.

2.1. Личность и общество в философских взглядах 89 Щр А.И. Солженицына.

2.2. Движущие силы социальных изменений в России.

2.3. Политический профиль социально-философской 133 концепции писателя

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Маняев, Александр Геннадиевич

Актуальность темы исследования. Функционирование и развитие современного социально-философского знания характеризуется многообразием форм, направлений и тенденций. Эпоха постмодерна еще более сблизила социальную философию с публицистикой, литературой и художественным творчеством, что по-новому поставило проблему их взаимодействия в современном обществе. Новые подходы обнаруживаются к вопросу о способе организации современного философского знания, о способах согласования философских символов, идей, концепций и теорий.

В современной отечественной социальной философии ее взаимосвязь с художественной литературой исследованы недостаточно, а вопросы концептуализации мировоззрения писателей не решены однозначно.

Между тем, концепции, выдвигаемые в художественной литературе, характеризуются критической направленностью по отношению к современному обществу. В своих произведениях писатели поднимают вопросы, затрагивающие субстанциальные основы и фундаментальные категории человеческого и социального бытия. В современной художественной литературе отмечается, что человечество стало на путь нравственной деградации и тотальной технизации. Писателей волнует вопрос о том, как соотнести инновации в науке, социальной жизни и культуре, с теми абсолютными ценностями, которые подвергаются ревизии в современном глобальном мире, и, таким образом теряют свою универсальность и общезначимость.

В философской литературе отсутствуют специальные работы, посвященные анализу социально-философских взглядов А.И. Солженицына, в то время как он неоднократно затрагивал в своих произведениях целый ряд мировоззренческих проблем, касающихся взаимодействия человека и общества. Но исследователи, подвергающие анализу творчество писателя, так и не пришли к единому мнению о характере концептуальной идентификации его взглядов.

Актуальность темы исследования обусловлена также и характером процессов модернизации, предельно обостривших свойственный России социокультурный раскол. В истории отечественной и зарубежной социально-философской мысли предпринимались неоднократные попытки, направленные на теоретическое обоснование способов его преодоления. К данным попыткам можно отнести и социально-философскую концепцию

A.И. Солженицына, который попытался на страницах как художественных, так и публицистических произведений предложить свой вариант выхода из сложившегося социокультурного кризиса.

Теоретическая конструкция, отстаиваемая А.И. Солженицыным, славянофилами, представителями русской религиозной философии, выглядит довольно привлекательной и заманчивой в сегодняшней ситуации кризиса личности и культуры, именно потому, что отдает одно из ведущих мест в системе ценностей идеям преемственности, духовно-нравственного единения общества (соборности) и личности.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема исследования мировоззрений писателей носит междисциплинарный характер. Она разрабатывается в литературоведении, истории, социологии, политологии, философии. Каждая из перечисленных дисциплин опирается на свою методологическую базу, на присущий ей научно-категориальный аппарат. Тем не менее, результаты, к которым приходят исследователи в рамках своих научных дисциплин, являются взаимодополняющими и взаимообусловленными, что, несомненно, ставит вопрос о целесообразности применения синтетического, комплексного подхода, реализовать который возможно только в рамках социальной философии.

Вопросами о соотношении концептуального и теоретического знания занимались И.Д. Андреев, П.В. Копнин, В.П. Кохановский, Г.И. Рузавин,

B.C. Степин, B.C. Швырев, В.А. Штофф. В монографиях и статьях B.JI. Абдушенко, С.С. Неретиной, А.П. Огурцова, А.И. Ракитова выявлены признаки теории, ее структура, поднят вопрос о соотношении концепции и теории, описаны характерные черты концепции. Однако исследователей не интересовал вопрос, связанный с концептуализацией мировоззрения писателей. Сосредотачивая свое внимание преимущественно на научных концепциях, они не подвергали анализу «пограничные сферы» -художественные и философские концепции.

Вопрос об оценке взглядов А.И. Солженицына затрагивали А.Г. Спиркин, К.С. Пигров, которые квалифицировали мировоззрение писателя как идеализм, обнаружив его истоки в экзистенциализме и феноменологии. Однако вопрос об эволюции и характере организации взглядов А.И. Солженицына исследователи обошли стороной. Они не рассматривали мировоззрение А.И. Солженицына как систему, которая была отражением жизненного и художественного опыта писателя.

Социально-экономические взгляды А.И. Солженицына подверг анализу Д. Травин. Исследователь попытался доказать, что приверженность писателя к авторитаризму вытекает из его социально-экономической концепции. Подчеркнув, что социально-экономические реформы, проводимые властвующими субъектами в Испании, Бразилии, Турции, Ю. Корее, осуществлялись в условиях авторитарного режима, Д. Травин отметил, что А.И. Солженицын обосновывал и отстаивал идею необходимости для экономических реформ в России авторитарной власти.

Взгляды А.И. Солженицына стали объектом изучения как ученых-историков В. Дьякова, Р. Медведева, Н. Елисеева, так и социологов (Д.Б. Цыганкова, A.C. Безвербного)1, а также политологов А. Янова, H.H. Яковлева, А. Шлезингера . Если историки в своих исследованиях уделяли равное внимание как публицистическим произведениям писателя, так и художественным, то политологи и социологи опирались только на солженицынскую публицистику. Бихевиористский подход и приверженность постмодернистской парадигме помешали Д.Б. Цыганову

1 См.: Безвербный A.C. Политическая жизнь как социальное явление // Политическая социология. Ростов-на-Дону, 2001. С.52.

2 Шлезингер Артур М-младший. Циклы американской истории. М., 1992. С. 159-172. осуществить полноценный, многоаспектный социологический анализ солженицынского габитуса, который, по нашему мнению, эссенциально близок не постмодернисткой, а классической, традиционной парадигме.

Особо следует сказать об исследовании В.А. Дьякова, выявившего не только историко-философские источники взглядов А.И. Солженицына, но и предпринявшего попытку их концептуализации. Выводы исследователя, согласно которым историко-философскими, художественными истоками солженицынского мировоззрения является творчество H.A. Бердяева, Ф.М. Достоевского не вызывают сомнений, как не вызывает возражений и методологическое замечание В.А. Дьякова о том, что морально-этическая составляющая в концепции писателя занимает видное место. В актив исследователю можно отнести и его вывод, согласно которому взгляды и идеи А.И. Солженицына не имеют импровизационной формы, а образуют тщательно продуманную, внутренне цельную мыслительную конструкцию. Цель, которую ставил перед собой автор - «изложить взгляды писателя и воспроизвести его историко-социологическую концепцию», помешали ему решить поставленные задачи в полном объеме, поскольку подразумевали описание солженицынских идей, а не их анализ и объяснение. В.А. Дьяков, актуализируя эмпирические социальные феномены, попавшие в поле зрения А.И. Солженицына, не обратил внимание на то, что писатель затрагивает и социально-философскую проблематику, предполагающую анализ существования сущностных, эмпирически ненаблюдаемых связей, обеспечивающих взаимодействие человека и общества.

Политическую составляющую социально-философской концепции А.И. Солженицына помогают выявить работы политологов, философов, историков, посвященных анализу содержания и эволюции консервативных, либеральных парадигм. В работах К.С. Гаджиева, Т.А. Алексеевой,

A.M. Руткевича, К. Мангейма и др., а также в статьях и монографиях других авторов (К. Росситета, В.И. Толстых, М.М. Федоровой, A.M. Миграняна,

B.П. Макаренко, А.Ю. Мельвиля и др.) дается глубокий анализ консервативной, либеральной идеологем, эксплицируются формы их модификации. Особое внимание заслуживает мнение Т.А. Алексеевой о перспективности консервативной идеологемы в современной России, согласно которому приемлемым для нашей страны является обращение к «более консервативной версии либерализма».

Вместе с тем необходимо отметить, что исследователи, предметной областью изучения которых является политическая идеология, не рассматривали А.И. Солженицына в качестве приверженца, сторонника или модификатора консервативной парадигмы. Идентификация А.И. Солженицына в качестве приверженца либеральной идеологии также ими не осуществлялась.

С целью выявления методологической базы концепции

A.И. Солженицына диссертантом анализировались статьи и монографии философов и социологов, посвященные раскрытию сущности органицизма, витализма, и противостоящего им механицизма (Г. Спенсера, О. Конта, П.Ф. Лилиенфельда, H.A. Бердяева, Н.О. Лосского, И.А. Ильина,

B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, Л.П. Карсавина, Е.В. Тимошиной, Г.П. Меньчикова, Г.П. Кузьминой, A.B. Белова, Б.А. Старостина, О.С. Разумовского, В.Л. Воейкова, С.И. Григорьева). Тем не менее, рассмотрение солженицынских взглядов сквозь призму органицизма, исследователями специально не предпринималось.

Литературоведы и публицисты (Ж. Нива, Д. Штурман, В. Грязневич, Р. Темпест, Л. Сараскина, Я. Лурье, Е. Орловская-Бальзамо и др.), подвергавшие анализу мировоззрение писателя, не обращали, как правило, свое внимание на его философские истоки. Их интересовали истоки иные -художественные. Отсюда - и господство в литературоведении компаративного подхода, итогом которого явилось перманентное сопоставление художественного творчества А.И. Солженицына с творчеством Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, В. Шаламовым. Публицистическая форма солженицынского творчества анализировалась литературоведами недостаточно, если не считать сравнений позиций А. Солженицына и А. Сахарова (Рой и Жорес Медведевы).

Глубокого понимания художественного творчества писателя достигли литературоведы В. Компанеец и М. Голубков, затронувшие социально-философскую составляющую солженицынского мировоззрения. Исследователи обнаружили определенные сходства в социально-философских идеях X. Ортеги-и-Гассета и русского писателя, описывающих и анализирующих феномен появления «массового человека» в современном западном и в советском обществах. Они подчеркнули отличие солженицынской трактовки судьбы личности в истории тоталитаризма от трактовки ряда других писателей-диссидентов.

Поиск художественного прототипа, социальная обусловленность появления того или иного художественного героя, явилась в среде литературоведов ведущей темой для исследований. Некоторые авторы, лично знающие А.И. Солженицына (В. Лакшин, А. Кондратович, О. Андреева-Карлайл) не смогли удержаться при этом от публицистического «перехлеста» и субъективизма в оценке личности и мировоззрения писателя.

Таким образом, несмотря на обилие публикаций, посвященных анализу творчества писателя, вопрос о характере и особенностях его взглядов не был предметом специального изучения. Нет ясности и единства мнений в оценке истоков мировоззрения А.И. Солженицына.

Объектом исследования являются социально-философские взгляды А.И. Солженицына. Предмет исследования - идеи и понятия, в которых описываются и оцениваются А.И. Солженицыным социальная реальность, социальные явления и процессы, а также способ их организации.

Цель исследования - концептуализация социально-философских взглядов А.И. Солженицына. Достижение этой цели предполагает решение ряда исследовательских задач: исследовать специфику концепции как формы организации социально-философского знания; выявить основные элементы социально-философских взглядов А.И. Солженицына и показать концептуальный характер их взаимосвязи; раскрыть истоки социально-философской концепции А.И. Солженицына; рассмотреть характер и особенности взаимосвязи личности и общества в социально-философской концепции А.И. Солженицына; охарактеризовать движущие силы социального развития, выделенные в социально-философской концепции А.И. Солженицына; определить политическую составляющую социально-философской концепции А.И. Солженицына.

Теоретическими и методологическими основаниями диссертационной работы являются исторический, междисциплинарный, компаративный, системный подходы, диалектический метод, метод интерпретации текста. Методологическим ориентиром исследования являются традиции гуманистической философии (марксизм, экзистенциализм, философия Франкфуртской школы).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что: для разграничения природы теории и концепции предложено учитывать различную роль познающего субъекта в их построении, а также его мировоззрения и ценностей; выявлены варианты органицистского подхода к анализу общества; уточнена трактовка историко-философских и художественных истоков мировоззрения А.И. Солженицына; показана специфика органицисткого истолкования структуры и динамики современного российского общества; представлен вариант политической идентификации социально-философской концепции А.И. Солженицына. Положения, выносимые на защиту:

1. В отличие от теории концепция представляет собой такую форму организации теоретического знания, логическо-смысловая структура и креативный характер которой обусловлены не только объективными факторами, но и особенностями мировоззрения, а также ценностями познающего субъекта. В социально-философской концепции эти особенности связаны с личностно-экзистенциальным опытом автора.

2. В рамках органицизма как философско-мировоззренческой установки следует выделять естественно-научный (позитивистский) и метафизический (теистический) варианты анализа общества. Если естественно-научный вариант строится на основе биологического редукционизма, то метафизический вариант тяготеет к системному (холисткому) описанию социальной организации и социальных организмов.

3. Адекватное понимание социально-философских концепций писателей достигается при учете решающей роли личностно-экзистенциального опыта писателя, определившего содержание историко-философских и художественных источников его мировоззрения, а также характер и направленность их интерпретаций.

4. Взгляды А.И. Солженицына на движущие силы социального развития генетически восходит к идеям русской религиозной философии, но по логике анализа и выводам, оценкам писатель близок персонализму, экзистенциализму, философии Франкфуртской школы, что объясняет значимость его творчества для духовной жизни современного общества.

5. Социально-философские взгляды А.И. Солженицына представляют собой новый вариант русского консерватизма, в котором помимо политических, присутствуют и играют значительную роль социокультурные и духовно-нравственные моменты.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы: при разработке и чтении общих и специальных курсов по социальной философии, культурологии, политологии, истории общественной мысли; в педагогической практике, в программах общего среднего и гражданского образования; в политической практике при определении оптимальных методов управления современными социальными процессами. Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на методологических заседаниях и семинарах кафедры, на всероссийском конкурсе молодых ученых, организованном Министерством образования, на международных и межвузовских региональных конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, Приложения, содержащего отрывки из переписки автора диссертационного исследования с А.И. Солженицыным и списка используемой литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философские взгляды А.И. Солженицына: опыт концептуализации"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в работе анализ показал, что социально-философские взгляды А.И. Солженицына образуют концепцию, поскольку представляют совокупность идей и взглядов, связанных друг с другом определенным образом. При этом социально-философское мировоззрение писателя имеет достаточно противоречивую, эклектическую структуру.

Системообразующим элементом солженицынской концепции является теистически окрашенная идея духовно-нравственной целостности, воплощенная в виде общества, нации и личности как духовных организмов. Такие методологические особенности теоретической конструкции писателя как антропоморфизм, витализм, социальный реализм основываются на органицизме. Психологизм, интуитивизм, если их рассматривать с точки зрения концептуальной целостности, вторичны и производны от органицизма.

Важное место у А.И. Солженицына как сторонника традиционализма занимают как национальный концепт, так и противостоящий ему моральный концепт, выполняющий функцию контрагента по отношению к концепту национальному. Взятые вместе, данные концепты создают теоретико-идеологическую систему сдержек и противовесов. С одной стороны, национальный концепт связан с моральным, ибо началом, объединяющим их, является сфера духа. С другой стороны, моральный концепт противостоит национальному, так как является по отношению к национальному концепту сдерживающим началом. Эта теоретическая конструкция имеет идеологическую составляющую, которая красноречиво свидетельствует о том, что не всякая национальная идея априорно приводит к этнократическим и националистическим идеологемам.

Концепция А.И. Солженицына является результатом творческого осмысления тех идей, которые выработали представители русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв. в лице B.C. Соловьева,

Н.О. Лосского, И.А. Ильина, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева. Прослеживаются определенные параллели между идеями А.И. Солженицына, раскрывающими сущность социокультурного кризиса в современной России, и социально-философскими идеями французских персоналистов, экзистенциалистов, неофрейдистов и феноменологов, высказанные ими в процессе анализа духовного кризиса современного западного общества.

Однако, кроме историко-философских источников концепции писателя, можно выделить другие, которые тоже оказали большое воздействие на его мировоззрение. Художественные истоки идей А.И. Солженицына восходят к творчеству великих русских литераторов и мыслителей конца XIX - начала XX вв. - Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Следует также выделить личностно-экзистенциальные источники творчества А.И. Солженицына, коренящиеся в жизненном и личном опыте писателя.

Комплексное выявление источников теоретической конструкции А.И. Солженицына позволяет нам понять ее особенности. Если личностно-экзистенциальные источники, побудившие А.И. Солженицына обратиться к анализу произведений русских религиозных философов, сформировали его органицистское мышление, то художественные источники придали этому мышлению определенную форму, способствовали дальнейшему развитию психологизма и интуитивизма. Личный экзистенциальный опыт, таким образом, состоящий из «пограничных ситуаций» (война, лагерь, диссидентство, высылка из СССР) оказал решающее воздействие на солженицынскую концепцию.

В центре концептуальной системы А.И. Солженицына стоит социально-философская проблематика, затрагивающая актуальные проблемы сущности, содержания и результатов взаимодействия личности и общества. Попав в «поле» социально-философских проблем, писатель занял критическую позицию, которая объективно сближает его с такими представителями западной философии как М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ортега-и-Гассет, А. Швейцер, Ж. Маритен, Э. Мунье. В целом А.И. Солженицыну, несмотря на его идейно-теоретическую близость к французским персоналистам, не удалось избежать в анализе взаимодействия человека и общества тех ошибок, которые допустили французские экзистенциалисты, занявшие при освещении данной социально-философской проблематике крайне субъективистскую позицию.

Освещая социально-философскую проблематику, А. И. Солженицын затронул и вопрос о движущих силах социального развития. По его мнению, такими силами выступают интеллигенция и крестьянство. Предприниматели, рабочий класс и другие социальные группы и страты занимают в теоретической конструкции мыслители не столь видное место. С солженицынской точки зрения, только интеллигенция и крестьянство выступают в качестве субстанциальных элементов социального развития, поскольку наиболее тесно связаны с морально-нравственными и национальными факторами, являются выразителями и носителями органистических идей. Представленная позиция мыслителя может быть охарактеризована как архаическая и традиционалисткая.

Поскольку социально-философская концепция основывается на традиционализме, составляющий стержень консервативной социально-политической парадигмы, то в теоретической конструкции писателя можно выделить и подвергнуть анализу идеологическую ее составляющую. Вместе с тем, говоря о солженицынском консерватизме, необходимо помнить о его модификации в сторону либерализма и демократизма. Солженицынский вариант нового консерватизма, по нашему мнению, содержит определенный потенциал для преодоления социокультурного кризиса российского общества. Однако в той форме, в которой А.И. Солженицын выражает свою политическую программу, он не является приемлемым в силу его утопичности.

158

 

Список научной литературыМаняев, Александр Геннадиевич, диссертация по теме "Социальная философия"

1. 50/50. Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1989. 560 с.

2. Абдушенко B.JI. Концепция //Новейший философский словарь. Минск,2001.-С. 505-506.

3. Алексеева Т.А. Либерализм как политическая идеология //Полития. -2000.-№1.

4. Алексеева Т.А. Современные политические теории. М.: РОССПЭН, 2001. -344 с.

5. Алленов С.Г. «Консервативная революция» в Германии в 1920-х -нач. 30-х годов //Политические исследования. 2003. - №4.

6. Алленов С.Г. Русские историки немецкой «консервативной революции»: Артур Меллер ван ден Брук //Политические исследования. 2001. - №3.

7. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. -255 с.

8. Андреев И.Д. Теория как форма организации научного знания. М.: Наука, 1979.-303 с.

9. Андреева-Карлайл Солженицын. В круге тайном //Вопросы литературы. -1991. -№1.

10. Аристотель. Политика. Афинская политика. М.: Мысль, 1997. 459 с.

11. Баранов В. Все ли дозволено Юпитеру, или к истории преждевременных похорон //Независимая газета. 1998. - 27 марта.

12. Барулин B.C. Человек: многогранность и целостность его отношения к общественной жизни //Личность. Культура. Общество. Т. VI. Вып.1.

13. Безвербный A.C. Политическая жизнь как социальное явление //Политическая социология. Ростов-на-Дону, Феникс, 2001. 640 с.

14. Белов A.B. Культура глазами философов-органицистов. Ростов-на-Дону,2002.

15. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Мысль, 1990. -224 с.

16. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990 176 с.

17. Бердяев H.A. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности //Бердяев H.A. Философия свободы. Харьков-Москва: ФОЛИО, ACT, 2002 732 с.

18. Бердяев H.A. Философия неравенства //Бердяев H.A. Философия свободы. Харьков-Москва: ФОЛИО, ACT, 2002. 732 с.

19. Буянов B.C. Научное мировоззрение: социально-философский аспект. М.: Политиздат, 1987. 206 с.

20. Бязрова Дж. Б. Прогресс. Человек. Свобода //Философия и общество. -2001-№1.

21. Вехи. Интеллигенция в России. Сборник статей. 1909-1910. М.: Молодая Гвардия, 1991.-462 с.

22. Воейков В.Л. Витализм //Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.1. М.: Мысль, 2000. С. 405 - 406.

23. Воронов Ф. К публикации прозы Александра Солженицына //Литературная Россия. 1989. 7 июля.

24. Гаджиев К.С. Политическая философия / Отделение экон. РАН; науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО Издательство Экономика, 1999.-606 с.

25. Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология //Политические исследования. 1995. - №4.

26. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.

27. Голубков М.М. Русский национальный характер в эпосе Александра Солженицына //Отечественная история. 2002. - №1.

28. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. Учебное пособие для вузов. М.: Логос, 1995. 144 с.

29. Григорьев С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего. Барнаул, 2001.

30. Грязневич В. Пророк, чудак, интеллигент //Звезда. 1994. - №6.

31. Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Теория и ее объект. М.: Наука, 1973.-248 с.

32. Гуревич П.С. Целостность человека как социальная проблема //Личность. Культура. Общество. Т. V. Вып. 1-2.

33. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник для вузов. М.: Гардарики, 1998.-470 с.

34. Давыдов О. Демон Солженицына. Житейские узлы, выпирающие из ткани жития великого литератора //Независимая газета. 1998. 16 мая.

35. Дегтярева М.И. Понятие суверенитета в политической философии Ж. Де Местра //Политические исследования. 2001. - №3.

36. Дегтярева М.И. Традиция: модель или перспектива? Ж. де Местр и Э. Берк //Политические исследования. 2003. - №5.

37. Джанебекян В. Тайна гибели Столыпина. М., 2001.

38. Добрускин М.Е. О генезисе философского понятия интеллигенции //Философия и общество. 2003. - №4.

39. Достоевский Ф.М. Бесы. Ставрополь, 1993.

40. Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. М.: Гардарики, 2002. 522 с.

41. Думова Н.Г. Кадетская партия в период Первой мировой войны и Февральской революции. М.: Наука, 1988. 244 с.

42. Дьяков В.А. Об историко-социологической концепции Александра Солженицына //Общественные науки и современность. 1994. - №1.

43. Евтушенко Е. Обреченный на бессмертие //Литературная газета. 1998. 8 апреля.

44. Елисеев Н. «Август четырнадцатого» Александра Солженицына сквозь разные стекла //Звезда. - 1994. - №6.

45. Жидков Г.П. «Красное Колесо» Солженицына глазами историка //Отечественная история. 1994. - №4-5.

46. Залыгин С. Год Солженицына //Новый мир. 1990. - №1.

47. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Т.2. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 544 с.

48. Из глубины. Сборник статей о русской революции. М.: Издательство Московского университета, СП Ост-Вест Корпорейшен, 1990. 297 с.

49. Из-под глыб. Сборник статей. М.: Русская книга, 1992. 287 с.

50. Ильин И.А. Наши задачи. Волгоград: Комитет по печати, 1997. - 96 с.

51. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1998. 909 с.

52. Ильин И.А. Религиозный смысл философии / И.А. Ильин. М.: ООО Издательство ACT, 2003. - 694 с.

53. Камю А. Миф о Сизифе. Бунтующий человек. Минск: Попури, 2000. -414 с.

54. Кандалинцева J1.E. Проблема свободы и выбора во французском экзистенциализме (Ж.П. Сартр, А. Камю) //Философия и общество. -2001.-№2.

55. Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Т.6. Религия в пределах только разума. Метафизика нравов. М.: ЧОРО, 1994. 614 с.

56. Кардин В. «Новый мир» и новые времена //Вопросы литературы. 1996. - №1.

57. Карлов Н.В. Интеллигентна ли интеллигенция? //Вопросы философии. -1998.-№3.

58. Карсавин Л.П. Философия истории. Спб.: АО «Комплект», 1993. 351 с.

59. Киселева Л.П. Социальные ориентиры демократических политических партий России начала XX века //Общество и экономика. 1993. - №6.

60. Козлов Н.С. Интеллектуальные, философские и социальные искания Льва Толстого //Философия и общество. 2003. - №4.

61. Колеров М. Самоанализ интеллигенции как политическая философия //Новый мир. 1994. - №8.