автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философский анализ правовой культуры личности военнослужащего в контексте взаимосвязи "должного" и "сущего"

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Митин, Алексей Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Пермь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-философский анализ правовой культуры личности военнослужащего в контексте взаимосвязи "должного" и "сущего"'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Митин, Алексей Васильевич

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы рассмотрения правовой культуры с позиции единства должного и сущего

1.1. Должное и сущее как категории социальной философии

1.2. Правовая культура в системе культуры

1.3. Структура и функции правовой культуры

Глава 2. Основные противоречия и пути оптимизации должного и сущего в правовой культуре военнослужащего войск МВД

2.1. Правовая культура военнослужащего войск МВД: сущность и специфика

2.2. Исследование личности военнослужащего: противоречия должного и сущего

2.3. Логика развития должного и сущего в правовой культуре личности военнослужащего

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Митин, Алексей Васильевич

Построение правового государства тесно связано с возрастанием роли правового регулирования общественных отношений, в том числе и внутриар-мейских (126, 17-18). Это повышает требования к личности военнослужащего по знанию им нормативно-правовой базы и в делом, наличию высокой правовой культуры.

Вместе с тем, попытки активизировать работу по правовом}-7 воспитанию военнослужащего, а также формированию его правовой культуры не принесут должного результата до тех пор, пока не будут исследованы философско-методологические основы формирования правокультурной личности.

Анализ статистических данных средств массовой информации, обзоров об осуждении военнослужащих внутренних войск МВД России, анкетирования указывает на рост правонарушений среди них, что свидетельствует о деформации правовых ориентаций части личного состава внутренних войск, об отсутствии либо низкой правовой культуре, о росте противоречий должного и сущего в ней. Как одну из причин этого можно отмстить недостаточное представление о сущности, содержании, специфике должного и сущего в правовой культуре, условиях оптимизации функционирования сущего и формирования должного в ней у военнослужащих Этим определен выбор темы диссертационного исследования.

Актуальность социально-философского исследования связана с необходимостью решения ряда теоретических и практических задач. Она определяется следующими обстоятельствами:

Во-первых, важностью познания реального состояния правовой культуры личности военнослужащего и особенностей ее функционирования на современном этапе реформирования общества, существенными изменениями в системе его индивидуальных правовых ценностей и ценностных ориентаций, происходящими в связи с изменениями социально-политических, экономических и духовных основ общества и отражением динамики этих новшеств в армейской среде.

Во-вторых, недостаточной разработанностью проблемы правовой культуры личности военнослужащего, категорий "должное" и "сущее" в ней, и в связи с этим - потребностью конкретного философского осмысления ее сущности, содержания, структуры, особенностей и функций.

В-третьих, исследование категорий "должное" и "сущее" и правовой культуры личности военнослужащего обусловлено необходимостью серьезного улучшения правовой подготовки всего личного состава, приведения ее в соответствие с изменяющимися функциями войск МВД в период их реформирования, способностью выполнять стоящие перед ними задачи по обеспечению безопасности государства, поддержанию его конституционного строя.

В-четвертых, необходимостью социально-философского изучения возникших в содержании правовой культуры личности военнослужащего новых и обострившихся старых противоречий между сущим и должным, важностью их своевременного обнаружения и разрешения. Направленность происходящих в войсках перемен позволяет говорить о том, что в настоящее время наличие конфликтов усложняет решение вопросов поддержания необходимого уровня боевой готовности, прохождения службы личным составом, и в целом выполнения служебно-боевых задач, поставленных перед войсками.

В-пятых, дальнейшей актуализацией вопросов профессиональной деятельности, связанной с обеспечением персональной ответственности военнослужащего в соблюдении требований существующих законов и адекватной гарантированное!!! государственных компенсаций, неукоснительным выполнением им своих служебных обязанностей и возможностью самореализации и самоутверждения, укреплением воинской дисциплины с учетом гуманистических принципов демократического общества.

Веление времени контрастно показало значение проблемы изучения правовой культуры личности военнослужащего, категорий "должное" и "сущее" в ней, содержания, структуры, а также процесса ее формирования и совершенствования. В настоящее время она приобретает особое значение, поскольку непосредственно связана с гуманизацией военной организации общества, практикой строительства войск МВД Российской Федерации на приоритете ценностей защиты Отечества, всего народа, честном выполнении воинского долга, чувстве любви к Родине и сопереживании вместе со своими соотечественниками за ее судьбу.

Степень научной разработанности проблемы. Представление об уровне социально-философского анализа, осмысления проблемы правовой культуры вообще, и личности военнослужащего^ в частности, взаимодействия & ней должного и сущего, можно представить на основе анализа имеющейся литературы и научных публикаций.

Значимость проблематики отношения сущего и должного общепризнана. К проблеме сущего и должного, раскрытию их взаимодействия, значения в социальной жизни обращались многие ученые. И хотя появились новые работы, в которых рассматривается соответствующий круг вопросов: B.C. Абросимов, В.А. Бачинин, С.А. Даштамиров, Ю.И. Кожевников, Г. А. Пирназаров, О.Х-А. Рахимов. В В, Рослый, Ю М Смоленцев, И В. Тимонина и другие, - исследования в данном направлении вряд ли можно считать завершенными (16, 17, 76, 80,122,124,131, 142).

Богатый научный материал, посвященный рассмотрению правовой культуры личности и отдельных видов деятельности, нашел отражение в трудах

A.И. Агеева, А.И. Арнольдова, Б.Г. Ананьева, И.М. Быковской, П. С. Гуревича, Б.С. Ерасова, В.А. Кайдалова, Н.М. Кейзерова, Г.М. Кочетова, В.М. Межуева,

B.В. Сельвестрова, Э.В. Соколова, В.И. Хорева (6,24, 36, 4% 72,75, 152, 156). В них авторы делают попытку раскрыть содержание понятия "личностная культура", выявить ее структурные элементы, В работах этих авторов раскрывается сложное взаимодействие культуры и социальной деятельности человека, а также анализируются основные пути влияния культуры на эту деятельность. К этой группе можно отнести и работы таких военных исследователей, как Г.А. Ашев, В.В. Грабарь, В.Г. Белявский, С.Н. Гореликов, В.П. Давыдов, А.И. Землин, В.В. Колодей, А.И. Лобач, В.И. Наливайко, A.A. Протасов, A.C.

Спирин, В.И. Шаш, которые уделяют свое внимание проблемам различных видов культуры военнослужащего (19, 34, 55, 81,104,118,122, 138,161).

Исследование правовой культуры проводилось и специалистами в области теории государства и права, юристами-правоведами А.Г. Арсентьевой, Е.В AipOHOBCKOii, А.Н. Бабенко, В.М. Боером, В.В. Бородиным, Т.В. Будилиной, ВА. Бурмистровым. В.В. Кожевниковым, ILM. Кейзеровым, А.Г. ТТышарем, В.П. Сальниковым и другими (1, 2, 7, 9, 12, 20, 21, 23, 75, 78, 119, 127, 140). Правовая культура личности в исследованиях этих авторов рассматривается, как правило, в качестве единства правового поведения и правосознания. Так как элементы ее взаимосвязаны, то часто в исследованиях этих авторов говорится о системном характере правовой культуры личности. При этом многие отмечают наличие "специфических", "определенных", "важных" функций, что все элементы ее "взаимосвязаны" и "взаимообусдовлепы"(9, 20, 50, 60, 119). Авторы анализируемых научных исследований в соответствии с их целевой установкой основное внимание уделяют определению конкретных способов воздействия на личность, социальную группу с целью ее правового воспитания.

Такие специалисты в области философии, как Л.И. Алексеев, Г.П. Вася-нович, Г.А. Голубева, И.В. Демидов, Б.И. Каверин, А. С. Спирин, В. Ф. Фролов, Р.Х. Хажипов анализируют общетеоретический аспект ряда форм личностной культуры как составной части теории личности, что может служить определенной методологической и мировоззренческой основой для анализа правовой культуры личности. Они раскрывают некоторые факторы ее формирования посредством соотнесения морали и нрава, нравственной и правовой культуры и так далее (33, 40, 65, 138).

Изложенные учеными теоретические положения создали солидную основу для глубокого анализа данной проблемы. В изученной автором настоящего исследования литературе по проблеме правовой культуры личности высказывается много различных точек зрения, подходов и мнений. Анализ теоретических положений, мнений, подходов показывает, что данная проблема настолько широка, многообразна, сложна и противоречива, что не может быть рассмотрена или разработана в одном исследовании. До настоящего времени правовая культура военнослужащего если и рассматривалась военными философами, социологами, психологами, то исключительно в контексте других проблем. Также автор отмечает и то обстоятельство, что, по существу, ряд вопросов остался нераскрытым, а некоторые положения и подходы, содержащиеся в статьях и публикациях, или устарели, или являются достаточно спорными и требуют более глубокого теоретического обоснования. Taie не исследованы должное и сущее в правовой культуре военнослужащего, характер их взаимодействия, а также лишь частично раскрыт механизм функционирования и формирования правовой культуры личности и управление им.

Незавершенность теоретической разработки проблемы не может в должной мере удовлетворить растущие потребности военной науки и практики, кроме того, в названных и других трудах не удалось в полной мере учесть новые социальные реалии, происходящие изменения в стране. Отсутствие на сегодняшний день общей, стройной концепции функционирования должного и сущего в системе правовой культуры личности военнослужащего, их взаимодействия обусловливают некоторые сложности в теоретической разработке отдельных аспектов рассматриваемой в данном диссертационном исследовании проблемы.

Актуальность проблемы, предпосылки ее научного и практического решения определили объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объектом исследования выступает правовая культура личности военнослужащего войск МВД Российской Федерации.

Предметом исследования является социально-философский аспект взаимодействия должного и сущего в правовой культуре военнослужащего, выполняющего служебно-боевые задачи по обеспечению внутренней безопасности общества, охране правопорядка и поддержанию законности.

Цель исследования состоит в социально-философском анализе правовой культуры личности военнослужащего, рассмотрении в ней взаимодействия должного и сущего, выявлении путей оптимизации должного и сущего в правовой культуре как необходимого условия повышения качества служебно-боевой деятельности войск МВД.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Осуществить анализ кагегорий "должное" и "сущее" в щявовой: культуре личности военнослужащего, определить их отличительные признаки как особых феноменов правовой культуры.

2. Выявить характер взаимосвязи должного и сущего в правовой культуре военнослужащего, их единство и противоречия.

3. Проанализировать возможные пути разрешения противоречий взаимосвязи должного и сущего в правовой культуре личности военнослужащего.

4. Обозначить пути оптимизации и выработать практические рекомендации, направленные на повышение правовой культуры военнослужащего для обеспечения служебно-боевой деятельности войск.

Теоретической и методологической основой исследования являются социально-философские положения о специфике человеческого бытия, взаимодействия человека с природным и социальным миром. Главной, определяющей в исследовании являются идеи деятельностной сущности человека и культуре как способе раскрытия сущностных человеческих сил в процессе деятельности. Важное место в работе отводится идее самоценности человека, составляющего содержание принципа гуманизма.

Вкачестве^шифйнШШ в исследовании принципы социальной детерминации, <жс?<^й»Йй, метод восхождения от абстрактного к конкретному, ценностный подход. В исследовании учитывались методологические требования принципа познаваемости объективной реальности, о многомерности истины, ее опосредованное™ различными факторами военно-научного познания, миропонимания и восприятия.

Источниковую базу диссертации составили труды отечественных и зарубежных ученых, военных исследователей (диссертации, монографии, материалы научных конференций, научные доклады, сообщения), работы специалистов в области общетеоретических и конкретных наук, документы органов государственного и военного руководства по данной проблематике.

Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа основных документов, регламентирующих жизнедеятельность военнослужащего внутренних войск, статистическая информация о его социально-экономическом положении, результаты и выводы опросов, анкетирования, проводимых в войсках и вузах в 1994 - 1999 годах по исследуемой проблеме, социологические данные, полученные и использованные другими авторами, контент-анализ основных законодательных актов, документов, публикаций в периодической печати и других источников, а также наблюдения, основанные на личном практическом опыте автора.

Научная новизна исследования и основные положения, выносимые на защиту:

- дан анализ должного и сущего как категорий социальной философии в единстве онтологического аспекта (сущее бытие и должное бытие), гносеологического аспекта (знание сущего и знание должного) и ценностного социокультурного аспекта (сущее и должное как ценности культуры);

- правовая культура личности военнослужащего представляется как гармония правосознания, правоохранительной деятельности, активного практического воплощения правовых актов (правовое поведение), защиты конституционных прав и достоинства граждан в контексте диалектики должного и сущего;

- выявлены основные противоречия должного и сущего в правовой культуре личности военнослужащего внутренних войск, которые составляют три наиболее рельефные группы, включающие в себя: а) противоречия между требованиями правовой культуры и реальным сознанием; б) противоречия в горизонтальных и вертикальных правовых отношениях военнослужащего; в) противоречия правовой деятельности субъектов в ходе реализации служебно-боевых задач по обеспечению поддержания правопорядка и обозначении их специфических черт;

- дан анализ факторов и закономерностей формирования должного и условий оптимизации сущего в правовой культуре военнослужащего МВД, которая наиболее эффективна при гармоничном развитии ее подсистем: личностной правовой культуры военнослужащего, нормативно-правовых требований к воинской деятельности, правовою контроля и правовою стимулирования.

Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философский анализ правовой культуры личности военнослужащего в контексте взаимосвязи "должного" и "сущего""

Вывод

Оптимизация формирования правовой культуры военнослужащего внутренних войск предполагает приведение ее к современным требованиям на основе научно обоснованной модели всего правокультурного комплекса в соответствие с диалектикой должного и сущего.

Культура совпадает с избранным дсятсльностным подходом. Данная модель системы правокультурного комплекса наиболее эффективно будет работать при гармоничном развитии ее подсистем: личностной правовой культуры военнослужащего, нормативно-правовых требований к воинской деятельности, правового контроля и правового стимулирования воинской деятельности. При этом центральная роль отводится подсистеме личностной

147 правовой культуре, выделяющей военнослужащего в качестве главного субъекта процесса правокультурной деятельности.

Функционирование системы правокультурного комплекса развивается в различных по характеру объективных условиях, и каждая из подсистем посредством совокупности специфических регулятивов оказывает воздействие на формирование всего правокультурного комплекса.

Логика развития правовой культуры рассматривается как восхождение от сущего к должному, как процесс более полной реализации сущностных сил человека, учета сущего в его деятельности, предоставления возможности к совершенствованию правовой деятельности и поведения на основе выбора должного, как реализация естественного права человека, его свободы. При этом в модели правовой культуры личностная компонента занимает доминирующее положение и определяет степень ответственности, контроля и стимулирования воинской деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание правовой культуры у личного состава внутренних войск, выполняющих задачи по охране правопорядка, имеет первостепенное значение. Это обусловлено рядом факторов, среди которых определяющими являются: сочетание высочайшей ответственности за выполнение боевой задачи, высокого профессионализма при использовании и применении спецтехники, оружия и спецсредств с необходимостью строгого соблюдения мер безопасности и недопущения гибели людей, гуманным подходом в выборе этих средств.

Сам уклад выполнения задач боевой службы, порой в экстремальных условиях, требующих от военнослужащего МВД постоянной бдительности, внутренней собранности, постоянной боевой готовности, обусловливает высокие, зачастую предельные морально-психологические нагрузки. Он постоянно находится в состоянии переживания различных пограничных ситуаций. Для поддержания внутреннего состояния постоянной готовности ему приходится преодолевать влияние различных негативных факторов, среди которых можно отметить такие, как социальная незащищенность, материально-бытовая неустроенность, духовный дискомфорт, связанный со сменой ценностей военной службы, что приводит к появлению пессимизма, апатии, алкоголизму, наркомании, суициду, отрицательно сказывается на служебно-боевой деятельности. Теория и практика воспитания правокуль-турной личности в настоящее время требует своего переосмысления с позиций личностно-ориентированного воздействия с учетом должного и сущего на основе гуманизма. Идея гуманизации военной среды, служебных отношений прослеживается в ориентации командиров, органов управления на глубокое изучение подчиненных, снижение социальной и психической напряженности, отчуждения и равнодушия, создание здоровой нравственной атмосферы в сущем.

В методологическом плане автор реализует гносеологический, онтологический, сущностной, социальный, аксиологический, структурносодержательный и функциональный подходы. В качестве методологических средств в работе применяются принципы познаваемости объективной реальности, социальной детерминации, системности, метод восхождения от абстрактного к коньфетному и другие.

Это и предопределяет социально-философский характер исследуемой проблемы формирования правовой культуры личности военнослужащего, рассматриваемой сквозь призму диалектики должного и сущего, объективного и субъективного, причины и следствия, цели и результата; утверждает и признает активную роль воздействия человека на окружающую социальную действительность и предполагает выработку определенной системы воздействия на человека в организаторской, управленческой и воспитательной практике (личность как объект целенаправленного воздействия) с учетом сущего.

В основе анализа правовой культуры личности военнослужащего лежит идея о культуре как способе раскрытия сущностных человеческих сил в процессе деятельности. В любой деятельности ее связь с культурой является существенной. Проблема соотнесения права, правовой культуры с культурой вообще может быть разрешена, если рассмотреть культуру в личностном измерении. Личность с ее переживаниями, стремлениями, индивидуальными характеристиками, мотивами поведения, избрав определенную сферу деятельности, должна реализовать свои силы и воплотить способности в определенный продукт, предмет. При этом, функционируя в определенной сфере деятельности, в нашем случае в правоохранительной сфере, личность должна обладать соответствующими знаниями, навыками, придерживаться определенных норм, правил поведения и традиций (должного).

Деятельностный подход к культуре позволяет рассматривать решающую роль в приобретении знаний, навыков, умений и опыта в структуре личностной правовой культуры, которые образуют новые социальные ценности. Именно в процессе деятельности реализуются потребности человека целенаправленно и эффективно действовать в конкретной ситуации, объективировать свои знания, интересы, цели, умения, навыки и опыт в сущем с учетом должного. Сама правоохранительная деятельность составляет те условия, в которых раскрывается степень развития творческих установок военнослужащего, готовность и способность реализовать свою правовую культуру. Существенное влияние на правовую культуру оказывают особенности выполняемых задач войсками правопорядка.

В ходе анализа таких исходных понятий, как "культура", "право", в целом особенностей воинской деятельности, и в результате их логического синтеза нами определено понятие "правовая культура личности военнослужащего внутренних войск", которая представляет собой качественный уровень зрелости его правосознания, и соответствующего ему поведения по реализации нормативно-правовых актов в правоохранительной деятельности, в защите конституционных прав и достоинства граждан с позиции должного и их реализации в повседневной практической деятельности, в сущем.

При формировании правовой культуры личности военнослужащего необходимо учитывать реальный уровень его правокультурного комплекса, направленности его деятельности, отношения к принципам и нормам права, в целом к правовой системе общества. Особенно это важно для преодоления противоречий, возникающих между сущим и должным в период сложных потрясений в обществе, когда происходит смена одной культуры другой и военнослужащий поставлен в такие условия, при которых ему предстоит менять свои идеалы, убеждения, чтобы привести в соответствие свое правосознание с требованиями, предъявляемыми обновляющимся обществом. При этом необходимо учитывать, что: 1) от степени развитости понимания и уважения права, в целом знаний, навыков и умений в правовой деятельности правовая культура личности может быть высокого, среднего и низкого уровня; 2) в зависимости от его отношения к формирующейся правовой системе правовая культура может быть конструктивного, конформистского и деструктивного типа; 3) направленность его деятельности может быть командной, воспитательной, инженерной, что накладывает особенности на правовую культуру и это необходимо учитывать.

Обоснованные в работе положения об уровнях и тенденциях правовой культуры личности военнослужащего и характеристика этих уровней и типов является своеобразным теоретическим базисом для дальнейших социологических, педагогических исследований правовой культуры личности военнослужащего и разработки дальнейших конкретных программ правокуль-турного комплекса в войсках МВД.

Системно-деятельностный подход утверждает, что правовая культура личности военнослужащего является системным образованием, и в процессе функционирования противоречия должного и сущего и их диалектического разрешения обеспечивает ее развитие. Понятия "должное " и "сущее " всегда находятся в противоречивом состоянии. Противопоставление их в большей степени относительно, чем абсолютно и оно связывается с субъектно-объсктными отношениями в правовой культуре, с теми условиями и обстоятельствами в правопорядке, а также с историческими изменениями в механизме социальной регуляции, составной частью которой является правовая, и проявляются в специфическом отношении к обычаям, нравам, правопорядку. Именно в противоречивом соотношении должного и сущего в правовой культуре видится импульс функционирования и развития правовой действительности.

В жизни общества нет прямого совпадения между тем, как люди фактически поступают, и тем, как должны поступать. Это влияет на возникновение разделения в деятельности человека в общественной жизни на должное и сущее (на то, как должно происходить и то, как происходит на самом деле).

Должное отождествляется в деятельностном плане с сущностной основой мира, сводится к всеобщим характеристикам бытия, совпадает с основной тенденцией закономерного развития действительности. В личности оно представляется как ее глубинная характеристика, которой противостоит непосредственный опыт, своеобразие его индивидуального бытия. Должное и сущее рассматриваются как два измерения человеческой жизнедеятельности.

Под должным в правовой культуре военнослужащего внутренних войск понимается такая область требований к действию по достижению целей, которые предъявляются в форме норм, образцов поведения применительно к возникающим обстоятельствам, положению, способностям и возможностям военнослужащего, и осуществление которых связано с изменением внутреннего состояния. Это требуемое возможное, которое должно проявляться у военнослужащего во внешних поступках в процессе выполнения стоящих перед ними служебно-боевых задач и в целом в жизнедеятельности. На основе проведенного анализа мы конкретизируем понятия должного и сущего применительно к правовой деятельности и культуре личности военнослужащего.

Сущее - это отражение в сознании личности того, что обеспечено естественным ходом вещей, есть в правовой действительности, правовой реальности, воспроизведено непосредственно в правовой практике в ходе слу-жебно-боевой деятельности военнослужащего войск МВД.

О сущем и должном говорится как о чем-то различном и для их связи и различения необходимо опосредующее понятие, которое заключало бы их в некое единство и в то же время служило бы основанием для различения. Таким понятием может быть и является не что иное, как бытие, социальная жизнь людей. Таким образом, если сущее имеет предметную эмпирически зафиксированную форму, выражается в поступках, то должное - это идеал, цель, призывающие к действию по их достижению в сущем.

Важно отмстить, что в реальном функционировании сущее в правовой культуре личности на определённом этапе своего развития подчас отстаёт, соответствует или, наоборот, опережает закон. Наиболее гармоничным её функционирование будет проходить в условиях, при которых правовая культура личности постоянно совпадает с соответствующей правовой культурой общества, когда сущее максимально соответствует, максимально приближено к должному, закону. Однако в реальной жизни всё происходит несколько иначе, нет такого максимального соответствия, что и порождает их противоречия в правовой культуре личности.

Личностная правовая культура, являясь динамичным образованием, на определённом этапе своего развития опережает ту правовую культуру, которая выражена в законе, и начинает своё существование обособленно и самостоятельно. Обобщая все ценности норм права, она вырабатывает идеал, цель, более совершенные правовые нормы, должное, на основе окружающей действительности. В данном случае правовая культура субъектов вызывает к жизни новую, более прогрессивную юридическую практику и стимулирует совершенствование законодательства, тем самым способствуя развитию правовой системы, формированию правового государства, в центре которого стоит гуманистический идеал человека.

При рассогласовании в сознании должных образцов, целей, одни го которых были эталонами, постоянно использовались личностью и другими, новыми, конструирующимися образцами и требованиями, нормами, соответствующих переменам, происходящим в обществе, приводит к различным противоречиям. Эти противоречия напрямую связаны с последними событиями в нашем обществе.

Вместе с тем было показано, что в условиях войск противоречия должного и сущего в правовой культуре имеют свою особенность: во-первых, это противоречия, складывающие в особом социально-политическом институте государства, выполняющем особое предназначение; во-вторых, это противоречия между особыми группами людей - военнослужащими, которые занимаются важным видом общественно полезной деятельности, с точки зрения степени сё значимости для всего общества, сопряжённой с опасностью для жизни и здоровья, высоким уровнем физического и интеллектуального напряжения, определёнными трудностями и лишениями, между людьми, занимающими в структуре войсковой иерархии определённую должность, что объективно предполагает различия между ними по своему положению, строго определённому кругу прав и обязанностей; в-третьих, специфичность форм их проявления, так как они могут принимать в некоторых случаях вид казарменного хулиганства, халатного отношения к исполнению своих служебных обязанностей, уклонения от службы и тому подобное.

На основе анализа реального содержания должного и сущего в правовой культуре личности военнослужащего, тенденций их развития и изменения под влиянием различных социальных факторов, практических потребностей строительства и реформирования войск МВД, ориентация на качественные параметры, повышения их правокультурного состояния, усиления борьбы с преступностью актуализировалась проблема формирования и обоснования модели должного в правовой деятельности и правовом поведении военнослужащего. Важной теоретической предпосылкой решения этой проблемы является философское обоснование системы правокультурной деятельности, создание своеобразной модели, на которую можно было бы ориентироваться в практике повышения правовой культуры личности военнослужащего.

В диссертации обоснована теоретическая модель системы правокультурного комплекса, в состав которой входят подсистемы личностной правовой культуры, нормативно-правовых требований, правового контроля и правового стимулирования воинской деятельности, которая может быть использована в реформировании армии, ее правокультурного комплекса.

При рассмотрении системы правокультурной деятельности военнослужащего можно вести речь и об объективных социальных условиях, в которых она протекает и влияние которых постоянно испытывает, и о внутренних условиях, связанных с внутренней мотивацией конкретной личности. Причем, чем теснее будет взаимосвязь объективно-социального и субъективно-личностного, внешних и внутренних условий деятельности, тем оптимальнее будет функционировать система правокультурной деятельности. Исходя из этого можно сделать вывод, что именно оптимизация правовой культуры военнослужащего, определяемая как процесс разрешения противоречий между объективно-социальными (внешними) нормативно-правовыми требованиями к личности военнослужащего войск МВД и субъективными (внутренними) личностными правокулътурными регулятивами, способна привести в соответствие сущее и должное, правовые цели и средства служебно-боевой деятельности по выполнению воинского долга, достигнуть наилучших результатов по поддержанию правопорядка в обществе.

Результаты социально-философского анализа взаимодействия должного и сущего в правовой культуре личности военнослужащего позволяют обосновать и сформулировать ряд рекомендаций теоретико-методологического плана и непосредственно организационно-практического характера.

В теоретико-методологическом плане основные положения и выводы диссертации необходимо использовать для дальнейшего, более глубокого уяснения сущности и специфики взаимодействия должного и сущего в правовой культуре личности военнослужащего, путей формирования должного и условий оптимизации сущего в правовой культуре. Это будет способствовать оформлению научно обоснованной концепции воспитания правокуль-турной личности военнослужащего с учетом происходящих изменений в обществе, имеющегося уровня его правового развития в целях приведения в соответствие должного и сущего в правовом поведении.

Диссертационная работа может быть полезна специалистам в области общетеоретических и конкретных наук: философии, правоведения, социологии, педагогики, психологии.

В непосредственно практическом плане диссертационная работа может быть использована для подготовки и проведения занятий по общественным наукам в ввузах, в системе командирской и общественно-гуманитарной подготовки в войсках; для подготовки и издания учебных пособий для слушателей и курсантов; для организации учебно-воспитательной работы в воинских частях и подразделениях; для разработки методик по формированию правокультурных качеств различных категорий личного состава внутренних войск МВД России.

Основные положения диссертации могут послужить фундаментом для практической деятельности командиров и их заместителей по работе с личным составом по формированию профессиональных, идейных, морально-психологических и других качеств у военнослужащих войск МВД России.

156

 

Список научной литературыМитин, Алексей Васильевич, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аграновская Е.В. Личность и правовая культура//Советское государство и право.-1981.- № 12. С. 28 36.

2. Аграновская Е.В. Правовая культура как фактор укрепления социалистического образа жизни: Автореф. дие. .канд. юрид. наук,- М., 1982.- 21с

3. Актуальные проблемы современного права в России: Материалы научной конференции, Курск// Государство и право, 1994.- № 6.- С. 18 24.

4. Алексеев С.С. Теория права.- М., 1994.- 224 с.

5. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1985.- 208 с.

6. Арнольдов А.И. Социалистическая культура: Теория и жизнь.- М., 1984. 152 с.

7. Арсентьева А.Г. Нравственно-правовая культура и ее формирование у сотрудников МВД: Автореф. дис. .канд. юрид. наук.- С. Пб., 1996.- 23 с.

8. Архангельский Л.М. Марксистская этика.- М., 1985.

9. Бабенко А.Н. Правовая культура личности: филое. социол. ас-пскт)//М.: Академия МВД РФ.- М., 1996.- 21 с.

10. Бакурадзе О.М. О природе морального суждения//Актуальные проблемы марксистской этики. Тбилиси, 1967.

11. Балаховский A.A. Военно-педагогическое творчество как объект философского анализа: сущность, содержание и условия оптимизации.- М.: ВПА, 1989.- 378 с.

12. Балюк Г.И. Взаимосвязь правовой культуры и демократии в социалистическом обществе: Автореф. дис. .канд. юрид. наук.- Киев, 1987.

13. Балюк Г.И. Взаимосвязь правовой культуры и социалистической демократии.- Киев, 1984.

14. Барабин В.В. Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности.- М., 1997.

15. Бахтин М.М. К философии поступка//Философия и социология науки и техники: Ежегодник. 1984 1985.

16. Бачинин В.А. Противоречия нового и старого в морали// Вопросы философии,- 1987.- № 7.- С. 84 98.

17. Бачинин В.А. Противоречие должного и сущего в морали//От теории морали к практике. Методологические проблемы,- М., 1986.

18. Белая книга по вопросам обороны Франции.- М., 1994, № 35.-115 с. (Российско-французская серия "Информационные и учетные материалы").

19. Белявский В.Г. Правовое воспитание военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота//Отв. ред. Шаш В.И.- М.: ВПА, 1979. -128 с.

20. Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории): Автореф. дис. .канд. юрид. наук.- С.-Пб., 1993.- 18 с.

21. Бородин В.В. Воспитание правовой культуры у молодых сотрудников милиции: Автореф. дис. .канд. юрид. наук.- Киев, 1989.- 25 с.

22. Бронский М.В. Взаимодействие политического и морального сознания.- М., 1985.

23. Будилина Т.В. Правовая культура как фактор совершенствования системы социального управления//Акгуальные вопросы правоведения в современный период. Томск, 1995.

24. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность.- М., 1993.

25. Военное законодательство Российской Империи (Кодекс русского Военного Права)//Российский военный сборник. Вып. 10./ Под ред. А.Е.Савинкина.- М.: ВУ, 1996.

26. Виноградов В.Г., Гончарук С.И. Законы общества и научное предвидение. М., 1972.

27. Вожов А.Ф. Методологические проблемы оптимизации управления войсками.-М., 1979.

28. Галченко С.П. Военно-профессиональные ценности в ценностных ориентациях военных кадров: Автореф. дис. .канд. филос. наук.- М: ГА ВС, 1994.- 24 с.158

29. Гегель Г.В.Ф. Философия права//Соч.: В 7 т.- М.: Соцэкгиз, 1934.- Т. YIL- 380 с.

30. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1. М.: Мысль, 1968.

31. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики.- М.: Мысль, 1977.- 453 с.

32. Гойман В.И. Действие права (методологический анализ).- М.- 1992.

33. Голубева Г.А. Взаимодействие морали и права (социально- философский анализ на опыте советского общества): Дис. .д-ра филос. наук.-М., 1990.- 368 с.

34. Гореликов С.Н. Интеллектуальная культура офицера: основные противоречия и механизм их разрешения: Автореф. дис. .канд. филос. наук.-М., 1992.-20 с.

35. Горячев А.И. Социальная активность как способ реализации сущностных сил личности.- М.: ВПА, 1991.- 43 с.

36. Гуревич П.С. Человек и его ценности//Человек и его ценности.- М., 1988.-Ч. 1.

37. Гуссерль Э. Феноменология.- Логос, 1991, № 1.

38. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности.- М., 1974.

39. Гущин C.B. Специфика функционирования внутренних войск МВД СССР как элемента военной организации социалистического общества (фи-лоеофско-еоциологический анализ): Автореф. дис. .канд. филос. наук.- M : ВПА, 1990.-21 с.

40. Демидов И.В. Соотношение политической и правовой культуры в духовной жизни воинов: Автореф. дис. .канд. филос. наук.- М.: ГА ВС, 1992.- 17 с.

41. Демин А.Ю. Правосознание военнослужащих внутренних войск как объект социально-философского анализа: Автореф. дне. .канд. филос. наук,-М.: ГА ВС, 1994.-20 с.

42. Дмитриев А.П. Методология и методы военного исследования.- М.: ВПА, 1973.- 162 с.

43. Драма российского закона: Монография/Тихомиров Ю.А., Кази-мирчук В.П. и др.: Ин т государства и права РАН.- М.: Юрид. кн., 1996,143 е.- (Сер.: Конфликт закона и общества).

44. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура/ЛВопросы философии.- 1972.- № 6.

45. Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства.- М. 1909.- С. V.

46. Емельянов В.В., Никитин П.С. Философская культура молодого специалиста.- М, 1987.

47. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (Очерки общей теории).-М., 1990.

48. Ершова Е.А. Правовая культура должностных лиц и пути её формирования: Автореф. дис. .канд. юрид. наук.-М., 1991.-19 с.

49. Желанова С.А. Правовая культура личности: социально-философский анализ: Автореф. дис. .канд. филос. наук.- Саратов, 1995.- 19 с.

50. Зайцев В.В. Психологическая подготовка курсантов высших военных командных училищ МВД СССР к деятельности командира взвода во внутренних войсках.: Автореф. дис. .канд. псих, наук.- М.: ВПА, 1990.

51. Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих"// Свод военных законов Российской Федерации.-М.: Воениздат, 1993.

52. Закон Российской Федерации "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации'7/Российская газ.- 1993.-13 октября.

53. Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе"//Российская газ.- 1993.- 3 марта.

54. Землин А.И. Правовая культура офицера.: Автореф. дис. . канд. филос. наук.- М.: ВУ, 1996.-19 с.160

55. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс.- М., 1980. 228 с.

56. Зорченко Е.А. Воспитание правовой культуры молодежи.- Минск, 1986.- 103 с.

57. Зорченко Е.А. Правовая культура и активизация человеческого фак-тора//Право и ускорение социально-экономического развития.- Минск, 1989.-С. 101-123.

58. Зорченко Е.А. Формирование правовой культуры личности в трудовом коллективе:Автореф. дис. .канд. юрид. наук.- Минск, 1982.-19 с.

59. Иванов В.И. Роль правовой культуры в обеспечении прав и свобод личноети/УАктуальные вопросы судебно-правовой реформы.- Оренбург, 1996.-С. 45 56.

60. Ивин А.А. Логика норм.- М., 1970.

61. Ильенков Э.В. Диалектика идеального.- М., 1984.

62. Ильин А.И. О существовании правосознания.- М.: Рарочь, 1993.528 с.

63. Ильин И.А. О русской идее./О России.- М.: Рада, 1992.

64. Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности воина.- М.: ВПА, 1988.205 с.

65. Какабадзс З.М. Человек как философская проблема.- Тбилиси, 1985.

66. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры//Правовая культура и вопросы правового воспитания.- М., 1977.

67. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения//Соч.: В 6 т.-М., 1963-1966. Т. 6.

68. Категории социальной диалектики.Под ред. Харина Ю.А.- Минск: Изд-во БГУ, 1978.

69. Кайдалов В.А. Диалектико-материалистическая концепция самодвижения и ее современные проблемы.- Томск, 1982,- 201 с.

70. Кайдалов В.А. О концептуальной разработке проблемы самодвижения/Материалы межвузовской научной конференции 111Ш,- Пермь, 1989.

71. Кайдалов В.А., Эпштейн Р.И. К вопросу о диалектическом единстве творчества и культурна/Материалы межвузовской научной конференции. -Пермь, 1992.

72. Кедров Б.М. Ленин и диалектика естествознания XX века.- М.: Наука, 1971.

73. Кедров И. Проверка на Горьковском шоссе//Независимое военное обозрение.-1997.- № 40.- С. 3.

74. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура: методологические проблемы. М.: Юрид. литература, 1983.- 232 с.

75. Кетхудов Р.Г., Кордзая Д.Т. Социальная среда и понятие должно-го/УИзв. АН ГССР., Сер. философии и психологии,- Тбилиси, 1980.- № 4.- С. 22-31

76. Ковалевский В.Ф. Профессиональная культура офицера// Военная мысль.- 1990.- № 6.

77. Кожевников В.В. Профессиональная правовая культура как условие эффективности правоприменения в органах внутренних дел: Автореф. дис. канд. юрид. наук.- М., 1992.- 21 с.

78. Кожевников С.Н. Правовая культура как предпосылка социально-правовой активности личности.- Свердловск, 1982.- 187 с.

79. Кожевников Ю.й. К определению понятия "социальная ценностью/Методологические проблемы науки и культуры.- Куйбышев, 1980.-С. 147 -158

80. Колодей В. В. Духовная культура советского офицера.- М., 1993.

81. Коренцов В.М. Влияние общественного мнения на решение проблем войны и мира в современных условиях: Автореф. дис. .канд. филос. наук.- М.: ВПА, 1987.- 19 с.

82. Краткая философская энциклопедия.- М., 1994.

83. Краткий словарь по социологии.- М.: Изд-во полит, лит., 1988.

84. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность.- М., 1996.

85. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология.- М., 1982.287 с.

86. Курилов В.И. Личность. Труд. Право.- М., 1989.

87. Лавренко О.В. Диалектика взаимосвязи нравственного и политического сознания: Автореф. дне. .канд. филос. наук.- М., 1989.- 23 с.

88. Лавров П.Л. История и русские революционеры.- С-Пб.,1993.

89. Ленин В.И. О "двойном подчинении" и законности//Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 45.

90. Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 26. С. 58.

91. Лукач Д. Своеобразие эстетического. Т. 3.- М., 1983.

92. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность.- М.: Наука, 1996.

93. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность.- М.: Юрид. лит., 1973.- 344 с.

94. Малько A.B. Стимулы и ограничения в праве,- Саратов., 1994.

95. Манеев А.К. Движение, противоречие, развитие.- Минск: изд-во ун-та, 1980.

96. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3.

97. Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг//Т. 20.- 326 с.

98. Маслов A.B. Военная служба в системе общественных и личностных ценностей//Социальный статус воина и система его защиты.- М.: ГАВС.- 1995.

99. Матузов Н.И. Право как центральный элемент и нормативная основа правовой системы/УВопросы теории государства и права.- Саратов.-1988.

100. Методология этических исследований,- М., 1982.

101. Молчанов A.A. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии//Правоведение. 1991.- № 1.- С. 69 - 73.

102. Милиция. Журнал МВД России. № 4,1998.- С. 5-17.

103. Наливайко В.И. Методология знания системы технической культуры военнослужащего. М.,1995.

104. Неновски Н. Право и ценности/Вступ. ст. и пер. с болг. В.М.Сафронова; Под ред. В.Д. Зорькина.- М.: Прогресс, 1987.- 248 с.163

105. Неновски Н. Преемственность в праве/Пер. с болг. В.М.Сафронова;Подред. В.Д.Зорькина.-М.: Юрид. лит., 1977.- 168 с.

106. Нерсесянц B.C. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму.-М., 1992.

107. Новичкова И.Ю. К вопросу о становлении правовой культуры граждан современной России//Актуалъные проблемы политической социологии.- Саратов, 1995.- Вып. 3.- С. 67 69.

108. Оконская Н.К. Интеллектуальная собственность: социально-философское обоснование., Пермь, 1998.

109. Ольшанский Д.В. Массовые настроения переходного перио-да//Вопросы философии.-1992.- № 4.

110. Петрий П.В. Духовные ценности военнослужащих российской армии в современных условиях (социально-философский анализ): Авторсф. дис. .канд. филос. наук.- М.: ВУ, 1995.- 19 с.

111. Писманик М.Г. Религия как феномен кулыуры//Материалы межвузовской научной конференции ППИ- Пермь, 1991.

112. ИЗ. Плетников Ю.К. Проблемы диалектики объективного и субъективного в общественной жизни//Материалистическая диалектика методология естественных, общественных и технических наук.- М., 1983.

113. Погорадзе A.A. Роль правовой культуры в системе устойчивого социального развития/'/Право и правовое регулирование в системе устойчивого социального развития: Материалы конф., 5-6 апреля 1994 г., Новосибирск,- Новосибирск, 1995.

114. Полани М. Личностное знание.- М., 1985- 344 с.

115. Полшцук В.И. Мировая и отечественная культура.- Екатеринбург, 1993.-Ч. 1.

116. Помогайбин В.Н. Формирование общественного мнения армейской молодёжи в условиях демократизации Советских Вооружённых Сил: Автореф. дис. .канд. филос. наук.- М.: ВПА, 1991.- 21 с.

117. Протасов A.A. Ценностные ориентации в профессиональной культуре офицера (социально-философский анализ): Автореф. дис. .канд. фи-лос. наук.- М., 1995.- 21 с.

118. Пынзарь А.Г. Правовая культура в сфере реализации административно-правовых норм работниками милиции: Автореф. дис. .канд. юрид. наук.- М., 1993.-21 с.

119. Рапацкая Л.А. Художественная культура и личность: проблема социальной активности.- М., 1990.

120. Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования (Методология и методы социальной психологии).- М., 1977.203 с.

121. Рахимов О.Х.-А. Моральная регуляция воинской деятельности.-М.: ГА ВС, 1994.- 168 с.

122. Ремарчук В.Н. Межнациональные конфликты и их влияние на Вооружённые Силы: Автореф. дис. .канд. филос. наук.- М., 1994.

123. Рослый В.В. Проблема должного и сущего в этической культу-ре//Динамика научного познания и культура.- Кемерово, 1990.- С. 135 145.

124. Российский военный сборник. Вып. 9. Какая армия нужна России: взгляд из истории. М.: Военный ун-т, 1995.

125. Саломатов A.B. Роль правовой культуры в реформировании Рос-сии/'/Культура, образование, право: опыт, инновации.- Новосибирск, 1996.

126. Сальников В.П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел.- Л.: ВПУ МВД СССР, 1988.- 48 с.

127. Сальников В.П. Социалистическая правовая культура//-Кол. авторов. Курс лекций по теории государства и права. Саратов, 1993.

128. Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта.- М.: Изд-воМГУ, 1978.

129. Словарь по этике.- М., 1981.

130. Смоленцев Ю.М. Диалектика взаимодействия морального долженствования и реальных нравов (методологический аспект): Дис. .докт. филос. наук. М., 1989.

131. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. -М., 1989.

132. Советский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1990.

133. Современная философия: словарь и хрестоматия.- Ростов-на-Дону:Феникс, 1996.

134. Соловьёв А.К. Социальная политика переходного периода: от государственных гарантий к адресной поддержке/ЛБиблиотека профессионального активиста. Профиздат. 1995. № 1.- С. 44 46.

135. Солоневич И. Народная монархия.- М., 1991.

136. Социология. Т. 1.-М.: Наука, 1990.

137. Спирин A.C. Взаимосвязь нравственной и правовой культуры и их роль в формировании личности советского воина (философско-социологический анализ): Автореф. дне. .канд. филос. наук,- М.: ВПА, 1987,- 21 с.

138. Спиркин А.Г. Основные законы и категории диалектики// Основы философии.- М.: Политиздат, 1989.- 230 с.

139. Суворов JI.K. Правовая культура личности и роль советской юридической системы в ее формировании: Автореф. дис. .канд. юрид. наук.-М., 1982.- 18 с.

140. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание (методология и методика).-М.: Высшая школа, 1990,- 175 с.

141. Тимонина И.В. Должное и сущее в риторическом апеллировании: мировоззренческий аспект: Автореф. дис. .канд. филос. наук,- Магнитогорск, 1998.-I9 с.

142. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания.- М., 1974.

143. Трунин A.B. Правовая культура как общечеловеческая цен-ность//Правоохранительная деятельность и правовое государство.- С.-Пб., 1994.-Вып. З.-С. 252-256.

144. Уголовный кодекс РФ с официальными постатейными комментариями. В 2 т.- С.-Пб.: Северо-запад, 1994. Т. 1.166

145. Уёмов А.И. Системный подход и общая теория систем.- М.: Мысль, 1978.

146. Философский словарь//Под ред. М.М. Розенталя, 3-е изд-е,- М.: Политиздат, 1975.

147. Философский словарь. М.: Политиздат, 1991.

148. Философский энциклопедический словарь//Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов М.: Сов. Энциклопедия, 1983.

149. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1993.

150. Фролов В.Ф. Диалектика морали и права в сфере воинской деятельности.- М.: ВПА, 1980.- 370 с.

151. Хажипов P. X. Роль права и морали в реализации сущностных сил человека: Автореф. дис. .канд. филос. наук.- Уфа, 1990. 18 с.

152. Харин Ю.А. Марксистская социальная диалектика.- Минск: изд-во ун-та, 1985.

153. Хмелевская С.А. Система форм постижения бытия.- М., 1997.

154. Хорев В.И. О механизме деятельностного саморазвития потребностей/Материалы межвузовской научной конференции III IM.- Пермь, 1989.

155. Хорев В.И. О диалектике интуитивного и дискурсивного знания в творческой деятельности/Материалы межвузовской научной конференции ППИ.- Пермь, 1991.

156. Хропанюк В.Н., Шанин В.И. Теория государства и права: фундаментальный курс.- М., 1992.

157. Чавчадзе Н.З. Внешние и внутренние факторы развития культу-ры//Кулътура и общественное развитие.- Тбилиси, 1979.

158. Чефранов В.А. Философские проблемы правосознания.- Харьков, 1983.- 393 с.167

159. Чикеева З.Ч. Формирование правовой культуры студенческой молодёжи в современных условиях: Автореф. дис. .канд. юрид. наук.- М., 1992.- 19 с.

160. Шаш В.И. Правовая культура советского офицера. М.: ВПА, 1988. - 41 с.

161. Шерпаев В.И. Духовно-нравственный потенциал Российской Армии: Автореф. дис. .канд. филос. наук.- Екатеринбург, 1995.

162. Щербак Ф.Н. Мораль и общественная практика.- М., 1988.

163. Энциклопедический юридический словарь,- М.: Инфа-М, 1996.

164. Этика ненасилия: Матер, межд. конф.//Под общ. ред. A.A. Гусейнова,-М., 1991.

165. Явич JI.C. Сущность права.- JL, 1985.