автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Социально-философский анализ проблемы накопления общественного богатства в странах социалистической ориентации (на примере ряда африканских стран)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Волгин, Олег Степанович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. СОЩАЛИСТШЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ ПЕРЕХОДА К НАКОПЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО БОГАТСТВА НОВОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ТИПА.
§ I. Социалистическая ориентация: ее сущность и критерии . о. •.
§ 2. Общественное богатство в современную переходную эпоху: его сущность и значение для ущюпления социалистической ориентации освободившихся стран.
Глава П. ОСОБЕННОСТИ НАКОПЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БОГАТСТВА В СТРАНАХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА.
§ I, Особенности развития самодеятельной социальной активности в странах социалистической ориентации «.
§ 2. Использование иностранного капитала и мелкотоварного частного сектора как факторов экономического и социального развития в условиях революционно-демократической власти
§ 3. Борьба за экономическую самостоятельность и самообеспечение как одно из необходимых условий накопления общественного богатства в странах социалистической ориентации. III
ЗАКЛШЕНИЕ.
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Волгин, Олег Степанович
Если до независимости одним из наших лозунгов был "Свобода и труд" то теперь мы должны говорить "Свобода - это труд". /246.2.5.1979/
Дж.Ньерере - Президент Объединенной Республики Танзания
Опыт революционного движения в освободившихся странах показывает, что одним из главных условий борьбы за подлинно прогрессивный, некапиталистический путь развития является организация производительного труда в массовом масштабе и накопление общественного богатства. Эта двуединая задача становится особенно актуальной в связи с тем, что империализм всеми силами пытается столкнуть освободившиеся страны с пути, ведущего к эффективной, социалистической организации производства, навязать им такие цели развития, которые бы отвечали его исторически ограниченным экономическим и политическим интересам. "Империалистов не устраивает укрепление независимости освободившихся стран. Тысячами путей и способов они пытаются привязать к себе эти страны, чтобы свободнее распоряжаться их природными богатствами, использовать их территории в своих стратегических замыслах", - подчеркивалось на ХШ съезде КПСС /70, с. 14/. Тек не менее социалистическая ориентация как объективная реальность современной эпохи развивается вширь и вглубь, несмотря на сохранение прогрессивными освободившимися государствами широких экономических связей с капиталистическим миром.
Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС ориентировал советских совдологов на "решительный поворот к реальным, практическим задачам" /71, с.6 /. Применительно к исследованию стран социалистической ориентации это значит, что делом первостепенной важности для совет*» ских ученых является всестороннее изучение их революционного потенциала. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы с социально-философских позиций рассмотреть процесс накопления общественно^ го богатства в странах социалистической ориентации.
Необходимость социально-философского подхода к этому воггросу вызвана рядом цричин объективного характера. Во-первых, глубокими формационными "сдвигами", сопровождающими цроцесс формирования объективных и субъективных предпосылок социализма в освободившихся странах. Выбирая некапиталистический путь развития, эти страны вступают в антагонистическое противоречие с капиталистическим миром не только во внешнеполитическом плане. Ростками новой социальной организации они доказывают, что для всех освободившихся стран ныне стал реальной возможностью переход к неэксплуататорским основам общественного црогресса. Поскольку же накопление общественного богатства (в его материальных, социальных и духовных формах) есть выражение общественного црогресса, то перед учеными-марксистами, естественно, встает задача определения сущности общественного богатства и закономерностей его накопления в условиях социалистической ориентации. Необходимо подчеркнуть, что это - задача именно философов, так как сущность и критерии общественного богатства применительно к особенностям некапиталистического пути развития не могут быть полностью раокрыты при помощи только экономического исследования, ограниченного стоимостным подходом. Общественное богатство - это многогранная исторически кошфетная социальная реальность, соотношение экономического и неэкономического содержания которой зависит от характера общественно-экономической формации. Фирмационный подход к.воцросам накопления и использования общественного богатства имеет важное методологическое значение для решения насущных проблем ускоренного развития стран социалистической ориентации. Подлинно научное понимание диалектики экономических и неэкономических сто-% рон богатства позволяет еще глубже понять специфику некапиталистического развития, полнее вскрыть общие черты, роднящие некапиталистический путь развития с цроцессом строительства социализма.
Во-вторых, необходимость социально-философского подхода вызвана закономерными изменениями в характере некапиталистического пути развития на современном этапе. Сегодня этот путь все прочнее связывается революционно-демощштическими партиями со всем комплексом народно-хозяйственной деятельности: экономическими, социальными и культурно-воспитательными преобразованиями, направленными на достижение социалистических целей. "Ведь одно дело - провозгласить социализм как цель, - говорил на Июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС Ю.В.Андропов. - а другое - строить его" /71, с.23/. Для общей оценки различных сторон деятельности революционно-демократических партий по созданию в освободившихся странах предпосылок социализма целесообразно строить исследование, опираясь на социально-философское понимание категории "общественное богатство", которое позволяет отразить прогрессивные преобразования во всей формационной структуре общества: цроизводительных силах, производственных отношениях, политической надстройке.
В^гретьих, необходимость социально-философского подхода определяется сложностью задач организации р управления всеобщим производительным трудом в освободившихся странах, несводимостью их к одной экономической стороне дела. В научной литературе /145, с.14; 131, с.170/, в программных документах революционно-демократических партий /72; 73; 86/, в трудах и выступлениях руководителей стран социалистической ориентации /210;232;179/ неоднократно отмечалось, что решение этой задачи сталкивается с многими серьезными препятствиями объективного и субъективного характера. В результате большие группы трудоспособного населения остаются не включенными или частично включенными в общественно-полезную трудовую деятельность.
Одна из главных причин этого (если не самая главная) заключается в особенностях способа производства, господствующего в странах, предпринимающих попытку закрепиться на пути социалистически ориентированного развития. Низкий уровень развития производительных сил, значительное преобладание сельскохозяйственного сектора в экономике, остающегося в целом на уровне натурального хозяйства, отсутствие развитой инфраструктуры, узость внутреннего рынка и слабо внутреннее накопление - все это определяет чрезвычайно низкий уровень жизни населения и массовую производственную незанятость. Как отмечает советский исследователь Е.Г.Смирнов, производительность труда в этих странах в 10-70 раз ниже, чем в некоторых странах Европы, в том числе в сельском хозяйстве в 20-150 раз, а в промышленности в 6-60 раз /237, с.18-19/. Наряду, с этим многоуклад-ность экономики с преобладанием мелкотоварного, кустарного, а в сельской местности общинного натурального хозяйства, "распыленность" оощественного производства накладывает на условия и стимулы труда значительные ограничения, продолжает зачастую ориентировать человека на узкое, непосредственно личное производство и потребление. Поэтому поиск форм и методов привлечения населения освободивших- ~ j ся стран к труду, создающему общественное оогатство, неооходимо выдвигается на первое место, и по мере этого все настойчивее начи-| нает привлекать внимание ученых.
В современную эпоху вопрос о сущности и критериях общественного богатства становится особенно важным для революционной практики.
В этом по существу кроется и один из главных моментов философского спора марксистов со сторонниками буржуазных концепций общественного прогресса. Вследствие поворота к неоконсервативным моделям развития последними вновь поднимается тезис о невозможности быстрого общественного развития вне рамок "свободного рынка" и частного предпринимательства /248, 10.1973, с.91/. Оживляются концепции "экспортной ориентации", "экономической выгоды", "экономического партнерства", "минимальных издержек", "отбытых дверей" "богатого Севера и бедного Юга" и т.п. Все они преследуют одни цели: во-первых, в искаженном свете цредставить политику Советского Союза и других социалистических стран по отношению к странам слаборазвитым. Так, например, американский социолог М.Макгрет црямо утверждает, что политика СМ и СССР по отношению к развивающимся странам "имеет больше общих черт, чем различий" /248,10.1973, с.91/. Во-вторых, укрепить тезис о том, что между капитализмом и социализмом как общественным строем вообще нет существенной разницы, и этим ослабить тягу освободившихся стран к социализму. В-третьих, распространить в освободившихся странах буржуазное понимание общественного богатства и тем самым целенаправленно повлиять на формирование у трудящихся освободившихся стран представлений об общественном црогрессе и личном благополучии.
Однако, налицо неопровержимые факты: "за тридцать лет после краха колониальной системы промышленные капиталистические страны выжали из молодых национальных государств больше материальных ценностей, чем бывшие страны-метрополии за 300 лет" /83, 1981, В 3, с.49/. В результате около 800 миллионов жителей Азии и Африки живут сегодня за чертой щ)айней нищеты. В этих условиях все большее число освободившихся стран видит для себя единственный выход в развитии по социалистическому пути, " Я убежден, - писал еще в начале 70-х годов президент Танзании Дж.Ньерере, - что нынешняя наша бедность и наша слабость делают социализм единственно разумным выбором для нас"/ 232, с,46 /.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основании марксистско-ленинского учения о естественно-исторической смене общественно-экономических формаций выявить сущностное содержание современных прогрессивных форм общественного богатства, создаваемых социализмом, и показать, что странам, ориентирующимся на эти формы богатства, открываются большие возможности для всестороннего экономического, социального и культурного развития, В соответствии с этим в работе с социально-философских позиций рассматриваются следующие вопросы:
- характер и степень зрелости общественного богатства нового исторического типа в странах социалистической ориентации;
- материально-технические, социальные и духовные условия и стимулы общественного труда и расширенного воспроизводства в этих странах;
- диалектика политики и экономики в процессе строительства в освободившихся государствах предпосылок и основ социализма;
- система критериев социалистической ориентации;
- связь общих закономерностей строительства социализма с политикой авангардных революционно-демократических партий, строящих свою деятельность на принципах марксистско-ленинской теории.
Теоретической и методологической основой исследования служат прежде всего труды классиков марксизма-ленинизма, в частности, "Ка
- Э питал", "Экономическо-философские рукописи 1844 года", "Экономические рукописи 1857-1859 годов" К.Маркса, "Анти-Дюринг" Ф.Энгельса, работы В.И.Ленина послеоктябрьского периода, посвященные вопросам хозяйственно-эконоглической политики в условиях перехода от капитализма к социализму.
Необходимой теоретической базой диссертации явились материалы и выводы съездов КПСС и Пленумов ЦК КПСС, совещаний коммунистических и рабочих партий развитых и развивающихся стран, партийные документы и программы революционно-демократических партий стран социалистической ориентации, труды и выступления руководителей КПСС, братских коммунистических и революционно-демократических партий.
Большую помощь при написании диссертации оказали труды советских философов, экономистов и востоковедов: И.Л.Андреева, М.А.Ахме-довой, Г.А.Багатурии, М.Р.Авакова, Л.И.Александровской, В.В.Богословского, К.Н.^)утенца, А.П.Еутенко, М.Я.Волкова, В.А.Вазюлина, Л.С.Глязера, А.В.Гордон, А.А.Иванова, В.Ф.Кауфдана, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, Г.Ф.Кима, А.В.Кивы, Б.В.Князева, Р.И. Косолапова, Ю.А.Красина, В.В.Крылова, Х.Н.Момдждаа, И.С.Нарского, Ю.К.Плетни-кова, Б.Н.Пономарева, Е.М.Примакова, В.И.Седова, Н.А.Симонии, А.И.Соболева, Г.Б.Старушенко, В.Л.Тягуненко, С.И.Тюльпанова, Р.А.Уль-яновского и др., а также труды и исследования ученых-марксистов социалистических стран: Й.Богнара, А.Куреллы, Т.Сентеша, Ф.Теккеи, М.Шимаи. В диссертации критически осмыслены идеи прогрессивных западных экономистов и социологов: Р.Бауэра, Т.Джастера, Г.Мюрдаля, А.Печчеи, Я.Тинбергена, М.Тринга, Г.Хайдена.
Несмотря на большое количество работ по воцросам накопления общественного богатства, социально-философское содержание этой категории еще исследовано слабо. Наиболее значительной работой по данной проблематике можно считать монографию В.И.Седова "Богатство и бедность" (М., "Мысль", 1983). Новизна данной диссертационной работы (за исключением тех выводов, к которым автор пришел параллельно с В.И.Седовым) состоит в следующем;
1) рассматривается соотношение социально-философского и полит-экономического подходов к определению сущности и исторических типов общественного богатства;
2) анализируется диалектика стоимостных и нестоимостных форм богатства в условиях утверждения неэксплуататорских принципов организации производства;
3) выявляется специфика подхода к вопросам накопления общественного богатства в ряде африканских стран социалистической ориентации. Эти страны выбраны в качестве объекта исследования потому, что в Африке социалистическая ориентация как прогрессивное направление общественного развития выступает в своей наиболее развитой форме. Здесь таких стран более десяти, на них приходится около трети всей территории и четверть населения континента /119, с.17/. Передовой отряд этих государств составляют страны, возглавляемые авангардными революционно-демократическими партиями, которые строят свою деятельность на принципах научного социализма. Это -Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Конго и др;
4) исследуются вопросы условий и стимулов массового производительного труда в этих странах, что в настоящее время представляет малоизученную проблему.
В наиболее общем виде проблема накопления общественного богатства, ее главное противоречие и пути его решения были определены в докладе Б.Н.Пономарева на мевдународной научной конференции в Берлине (20-24 сентября 1979 г.). В своем выступлении Б.Н.Пономарев, в частности, сказал: "Важнейшей сферой деятельности авангардных партий является экономическая политика. Сущность ее состоит в том, что приходится одновременно заниматься и созданием новой материально-технической базы и улучшением жизни трудящихся (подчеркнуто мной -О.В). В этих условиях руководство стран социалистической ориентации видит выход в том, чтобы продвигаться вперед постепенно, избегая искусственного форсирования общественных преобразований. Естественно, что на первый план выдвигается проблема использования внутренних источников накопления, разработка природных ресурсов. Важное значение имеет развитие кооперации в сельском хозяйстве и ремесленном производстве, с учетом созревания и развития условий для этого, улучшение работы предприятий госсектора. Опыт свидетельствует о том, что полезную роль может играть частное предпринимательство при соответствующем контроле со стороны государства.
Использование внутренних ресурсов связано с воспитанием нового отношения к труду, основанного на сознательной дисциплине, на понимании трудностей развития экономики.
Решающим, можно сказать переломным моментом, гарантирующим успех социалистической ориентации является такое положение, когда трудящиеся почувствуют плоды революции, причем, не только в морально-политическом смысле - в плане обретенного человеческого достоинства, уважения к человеку труда, - но и в плане заметного улучшения жизненных условий" /217, с.15/.
В основе настоящего социально-философского исследования особенностей накопления общественного богатства в странах социалистической ориентации положен ряд методологических принципов. Во-первых, здесь, как и при исследовании любой другой социальной проблемы, "необходимо, - как справедливо указывав В.Е.Келле и М.Я.Ковальзон, -избрать такой способ подачи теории, при котором. имелась бы ориентация на целостный подход к обществу в его развитии" /130, с.60/.
Иными словами, необходим системный подход к исследованию категории общественного богатства.
Во-вторых, системный подход необходим также и к анализу стран социалистической ориентации. В полной мере расщщть законы и особенности социалистической ориентации как объективной реальности современной эпохи можно, только взяв эти страны как единое целое.
В-третьих, главное внимание в диссертации уделено объективной стороне цроцесса накопления общественного богатства. Иначе говоря,
7/ тому вопросу, каков этот процесс должен быт^./Основоположники марксизма неоднократно указывали на реальность этой стороны социальной действительности и на необходимость ее относительно самостоятельного изучения. В "Святом семействе" они писали: "Дело не в том, в чем в данный момент видит свою цель тот или иной пролетарий или даже весь пролетариат. Дело в том, что такое пролетариат на самом деле, и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать" /2, с.40/. Потом в "Капитале" К.Маркс дал обобщенное социально-^ лософс кое выражение этой идеи: "Человек не только изменяет форму того, что дано природой. он осуществляет вместе с тем и свдю сознательную цель, которая как закон определяет способ и хаг' рактер его действий и которой он должен подчинить свою волю" /21, с.189/.
К сказанному нужно добавить, что анализ объективной стороны процесса накопления общественного богатства в странах социалистической ориентации вовсе не означает игнорирования реальных сложностей прогрессивного развития, включающих в себя и возможность отхода той или иной страны от социалистического курса развития. Обратимость революционных движений в отдельных освободившихся странах - не плод субъективной идеи. Возможность этого определяется теми экономическими, политическими и культурными предпосылками, которые вызваны влиянием, оказываемым на освободившиеся страны мировой капиталистической системой. Поэтому то состояние переходности, в котором страны социалистической ориентации сейчас находятся, может быть диалектически познано только посредством синтеза объективно противоположных тенденций.
В-четвертых, для того, чтобы исследовать процесс накопления общественного богатства в странах социалистической ориентации с со-вдально-философских позиций, необходимо предварительно выполнить два условия: рассмотреть содержание категории "общественное богатство1' с точки зрения исторического материализма и, во-вторых, уточнить ряд аспектов социалистической ориентации, которые важны при изучении данной проблемы.
Поэтому содержание диссертации делится на две главы. В первой главе дается характеристика социалистической ориентации как этапа сознательной и целенаправленной подготовки объективных и субъективных предпосылок для строительства социализма прежде всего в плане подъема социальной, трудовой активности масс, а также анализируются противоречия современного, адекватного характеру переходной эпохи исторического типа общественного богатства. Во второй главе речь идет о конкретных путях и способах повышения трудовой активности населения и увеличения общественного богатства в странах социалистической ориентации.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философский анализ проблемы накопления общественного богатства в странах социалистической ориентации (на примере ряда африканских стран)"
ВЫВОДЫ:
1. Страны социалистической ориентации наиболее последовательно из всех освободившихся стран проводят политику на достижение экономической самостоятельности и самообеспечения. Главная ее цель - активизация внутренних источников развития. В связи с этим авангардные революционно-демократические партии стремятся активно участвовать в организации "горизонтальных" связей освободившихся стран, укрепляют всесторонние узы сотрудничества с мировой системой социализма» От этого в определяющей мере зависит антиимпериалистический потенциал политики самообеспечения.
2. Леворадикальные, экстремистские концепции, извращающие сущность политики самообеспечения, ориентируют освободившиеся страны на автаркические модели развития. Тем самым они объективно способствуют ослаблению прогрессивных национально-освободительных движений современности перед лицом усиливающего свою агрессивную неоколониалистическую политику империализма. Кроме того, практика ряда стран, вступивших на автаркический путь развития, показала, что автаркия не способна стать средством решения внутренних экономических и социальных цроблем,нацротив, она является тормозом на пути их национального прогресса.
3. Борьба за экономическую самостоятельность и самообеспечение в экономически слаборазвитых странах требует режима строгой экономии материальных и человеческих ресурсов производства, самоотверженного труда масс. Поэтому успех данной политики прежде всего зависит от того, какое идеологическое содержание в нее вкладывается. Близость ее практических установок теоретическим положением научного социализма, бережное отношение к главному элементу нового исторического, социалистического типа общественного богат
- 131 ства - человеку-труженику, оцределяет то, насколько эта политика является подлинно революционной, укрепляющей единство антиимпериалистических сил современности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ выработка массами новых основ трудовой дисциплины - процесс очень длительный. это дело займет целую историческую эпоху.
В.И.Ленин /44, с.189;
45, с.385/
Каждая общественно-экономическая формация предполагает свой, адекватный природе ее способа производства исторический тип общественного богатства. Социалистическая ориентация есть по существу этап подготовки объективных и субъективных предпосылок перехода к первой фазе коммунистической общественно-экономической формации -социализму. Поэтому характер общественного богатства, создающегося в условиях социалистической ориентации, с необходимостью отражает в себе формационную переходность от капитализма и докапиталистических общественных отношений к социализму и нетождесственен характеру богатства буржуазного общества, несмотря на то, что страны социалистической ориентации поддерживают активные экономические отношения с капиталистическим миром.
Социально-философское исследование процесса формирования нового исторического типа богатства имеет чрезвычайно важное значение для понимания общего и особенного в становлении коммунистической общественной формации. В этом случае обращение к переходному периоду, в условиях которого сейчас находятся страны социалистической ориентации, не менее плодотворно, чем изучение более поздних этапов, в частности, развитого социализма, где общественное
- 133 богатство нового исторического типа выступает уже сложившейся общественной силой: целью, предпосылкой и стимулом производства. А с определенной точки зрения и более целесообразно, поскольку на примере стран социалистической ориентации представляется возможным наблюдать формирование, так сказать, "завязи" общественного богатства нового исторического типа, исследовать диалектику начала этого процесса.
Что же показывает и чему учит марксистских исследователей опыт стран социалистической ориентации?
1. Общественное богатство в условиях социалистической ориентации нетождественно сумме материальных и духовных благ самих по себе. Только в единстве с прогрессивными, основанными на принципах социалистического гуманизма, формами их присвоения материальные и духовные блага становятся подлинно общественным богатством. В цротивном случае накопление овеществленного труда, сколь интенсивным оно не было бы, не только не решает острых социальных проблем, но, нацротив, порождает их в еще больших масштабах.
2. Экономическая эффективность - существенный показатель прогресса. Эту сторону экономической политики в условиях перехода от капитализма к социализму, и распространяющую свое значение и далее, всегда особо отмечал В.И.Ленин. В частности, на УШ съезде ИЩ/б/ он говорил: "Мы ценим коммунизм только тогда, когда он обоснован экономически" /47, с.179/. Ленинская мысль нашла воплощение в программах и других официальных документах революционно-демократических партий стран социалистической ориентации. В Итоговом документе Совещания ряда комгдунистических и рабочих партий Африки (1978 г.) запиоано: "Для экономически отсталых африканских стран нет более эффективного пути развития, чем путь социализма" A3, 1»з 4, с. 140/. Вместе с тем марксисты никогда не
- 134 црвдавали непосредственной экономической стороне дела абсолютного значения в условиях строительства социализма, В одинаковой мере здесь необходимы социальные и культурно-воспитательные преобразования, которые бы позволяли трудящимся в полной мере использовать для своего блага и развития создаваемое ими общественное богатство. На основании изучения особенностей накопления общественного богатства в странах социалистической ориентации можно сделать вывод, что всякие подлинно прогрессивные формы общественного богатства в то жо время и экономически эффективны, но не всякое экономически эффективное производство создает здесь подлинно общественное богатство.
3. Диалектика экономических и неэкономических сторон общественного богатства в условиях социалистической ориентации диктует революционно-демократическим партиям определенную политическую линию в их экономической политике, сущность которой состоит в том, чтобы:
- во-первых, не допустить развития острых, непримиримых противоречий между экономической и социальной сферами жизни;
- во-вторых, постоянно искать такие конкретные, тактические цели и средства развития, которые бы одинаково способствовали подъему экономического и социального уровня жизни и ориентировали саше широкие слои населения этих стран на производительный труд.
В этой связи авангардные революционно-демократические партии Анголы, Мозамбика, Эфиопии и других стран социалистической ориентации стремятся к созданию таких экономических условий, которые бы:
- во-первых, стимулировали самодеятельную социальную, и прежде всего, трудовую активность масс;
- 135 во-вторых, делали бы возможным эффективное использование иностранного капитала и мелкотоварного частного сектора для развития национального хозяйства, повышения производительности труда и укрепления ростков социалистических общественных отношений;
- в-третьих, способствовали созданию самостоятельной, крепкой экономики, являющейся главной предпосылкой подлинной политической независимости. Только на основе подлинной политической самостоятельности прогрессивные освободившиеся государства могут в полной мере участвовать в укреплении политики пролетарского интернационализма.
Главным социальным условием того, что все вышеназванные меры будут работать на социализм, является отношение к трудящемуся человеку как к цели общественного развития, главному богатству общества. Этим социалистическая ориентация по своей сущности близка социализму и составляет его предпосылку.
Те освободившиеся государства, которые выбирают путь строительства основ социализма, объективно цриходят к необходимости качественно переоценить црежние исторические и прежде всего буржуазные критерии прогрессивного развития, Штернальное производство уже не является здесь самоцелью. Соотношение начал качественно новой экономики и политики выступает причиной зарождения принципиально нового "общественного интереса" /202, с.61/, суть которого состоит в гармоничном сочетании потребностей развития материального производства и потребностей развития самой личности. Это двуединая, целостная задача. Абсолютизация отдельных ее сторон недопустима. Практика стран социалистической ориентации показывает, что односторонняя ориентация производства на потребности индивида (когда, как писал К.Маркс, индивид имеет совокупность потребностей, обусловленных главным образом естественной природой, а не созданных исторически в обществах, преодолевших натуральный
- 136 способ производства /27, ч.1, с.281/) может стать при современном уровне развития производства причиной падения производительности труда, замедлением темпов роста и даже абсолютного сокращения производства, следствием чего в итоге является "угасание" социальной активности трудящихся масс.
У марксистов нет сомнений в том, что объективные законы социализма в большей мере, чем законы капиталистической общественно-экономической формации, способствуют развитию производства на современном этапе развития производительных сил. Однако важно заметить, что их преимущество перед законами капитализма не проявляется автоматически. Как и законы любых общественных формаций они реализуются только через деятельность людей. Поэтоцу там, где падает социальная активность трудящихся, слабее проявляют себя и законы социализма.
С другой стороны, - игнорирование реальных потребностей людей, Предпочтение политики развития производства "любыми средствами", может отвратить людей от социалистических идеалов и цри относительной соцротивлаемости африканской деревни капитализму может способствовать определенному "коллапсированию" их на уровне докапиталистических социальных структур. При том значении, какое имеет сельское и мелкое дустарное производство в жизни этих обществ, это способно существенно замедлить темпы развития и в итоге также привести к ослаблению действия законов общественного развития.
4. Утверждение прогрессивных форм общественного богатства в странах социалистической ориентации, выражающееся прежде всего в создании всех материальных и духовных предпосылок для укрепления сознательной трудовой дисциплины, - это длительный и сложный Процесс, который всем своим ходом убедительно подтверждает правоту ленинских слов, что экономически слаборазвитым народам необ
- 137 ходим "более медленный, более осторожный, более систематический переход к социализму" /59, с.199/.
Более медленный, поскольку поспешность в решении вопросов организации трудовой дисциплины, упор главным образом на административные меры, на тактику организации "сверху" без должного учета того ленинского положения, что именно массами в действительности вырабатывается и закрепляется новая трудовая дисциплина может цривести к ослаблению связей революционно-демо!фатических партий с народом, падению энтузиазма масс. Здесь необходима терпеливая, последовательная работа, ибо коренное изменение отношения людей к новым формам труда, как составная часть смены общественно-экономической формации, есть процесс определенной длительности, проходящий множество последовательных этапов, незаметных на первый взгляд, малых приращений нового качества. К.Маркс именно так рассматривал переход количественных изменений в качественные в естественно исторической смене общественно-экономических формаций: ".Во врепя воспроизводства и накопления непрерывно накопляются мелкие улучшения, которые в конце концов совершенно изменяют весь масштаб производства" /25, ч.2, с.582/.
Более осторожный, поскольку опасность усиления экономической и поли игческой зависимости освободившихся стран от империалистических государств по мере втягивания первых во все более активные мирохозяйственные отношения объективно возрастает. Империалисты продолжают совершенствовать методы и формы борьбы с прогрессивными движениями в освободившихся странах, стремятся на полную мощность использовать экономическое и психологическое оружие неоколониализма. Они готовы даже пойти со своей стороны на некоторые жертвы, в частности , на потерю определенной доли прибыли сегодня, чтобы завтра продолжать эксплуатировать народы освободившихся государств, распоряжаться их природными богатствами. В таких условиях социалистическая ориентация, ставшая сегодня в целом необратимой реальностью, не гарантирована в отдельных странах от временных отходов и поражений в силу недостаточной зрелости объективных и субъективных предпосылок социализма. Эту возможность стремятся в полной мере учитывать при определении своей стратегии и тактики в борьбе за социализм авангардные революционно-демократические партии.
Более систематический. поскольку путь к социализму никогда не был и не будет прямой столбовой дорогой. Историческое движение, если присмотреться к нему внимательно, всегда движется "обходными путями": дороге к цели всегда предшествует дорога к средствам ее достижения. Такова специфика проявления всеобщего закона отрицания отрицания в социальной форме движения материи. В.И.Ленин в своих тетрадях по философии дал удачный образ этого движения, назвав его движением "кувырком" /39, с.250/. Какие переходные этапы, являющиеся средствами достижения социалистических целей, суждено еще пройти странам социалистической ориентации, мы не можем знать точно. Несомненно одно- политика соединения целей и с средств в этом сложном и новом для них деле долина быть научно продуманной, основанной на теории, дающей перспективный обзор и позволяющей предвидеть реальные последствия тех средств, которые могут быть использованы революционно-демократическими партиями для достижения социалистических целей. Такая теория может быть создана только на основе марксистско-ленинского революционного учения.
Список научной литературыВолгин, Олег Степанович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Энгельс Ф. Наброски к критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.544-571.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.3-230.
3. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.231-517.
4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф.Соч.2-е изд., т.З, с.1-4.
5. Маркс К.,"^Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.419-459.
7. Маркс К. Британское владычество в Индии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.9, с.130-136.
8. Маркс К. Введение. ( Из экономических рукописей 1857-58 гг.). Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.12, с.709-738.
9. Маркс К. Учредительный Манифест Международного Товарищества Рабочих. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.16, с.Ml.
10. Маркс К. Временный Устав Товарищества. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.16, с.12-15.
11. Маркс К. Заработная плата, цена и прибыль. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.16, с.101-155.
12. Маркс К. Первый набросок "Гражданской войны во Франции". -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.17, с.499-577.- 140
13. Маркс К., Энгельс Ф. Альянс Социалистической Демократии и Международное Товарищество Рабочих. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.18, с.323-452.
14. Маркс К. Конспект книги Бакунина. "Государство и анархия". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.18, с.579-624.
15. Маркс К., Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.9-32.
16. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.185-230.
17. Маркс К. Письмо В.И.Засулич. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.250-251.
18. Маркс К. Замечания на книгу Л.Вагнера "Учебник политической экономии", Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.369-399.
19. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.1-338.
20. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с,23-178.
21. Маркс К. Капитал, т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.5-784.
22. Маркс К. Капитал, т.2. Маркс К.,. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.24, с.5-598.
23. Маркс К. Капитал, т.З, ч.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.25, ч.1, с.5-505.
24. Маркс К. Капитал, т.З, ч.2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.25, ч.2, с.5-458.
25. Маркс К. Теории прибавочной стоимости. (4-й том "Капитала") Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.26, 4.1-3.- 141
26. Маркс К. Экономическо-философские рукописи. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41-174
27. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.1, с.5-489; т.46, ч.2, с. 5-392.
28. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр. соч., т.1, с.125-346.
29. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. (Отражение марксизма в буржуазной литературе). Полн.собр.соч., т.1, с.347-534.
30. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр.соч., т.З, с.1-609.
31. Ленин В.И. Что делать? Полн.собр.соч., т.6, с.1-192.
32. Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. Полн.собор, соч., т.II, с.1-131.
33. Ленин В.И. Вопрос о кооперативах на международном социалистическом конгрессе в Копенгагене. Полн. собр.соч., т.19,с.345-354.
34. Ленин В.И. О некоторых оообенностях исторического развития марксизма. Полн.собр.соч., т.20, с.84-89.
35. Ленин В.И. Цивилизованное варварство. Полн.собр.соч., т.24, с.16-17.
36. Ленин В.И. Карл Маркс (краткий биографический очерк). Полн. собор.соч., т.27, с.299-426.
37. Ленин В.И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение. -Полн.собр.соч., т.27, с.252-266.
38. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29, с. 3-620.40,41.42,43:44.