автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Критический анализ теории и практики "Национального социализма" "Уджамаа" Дж. Ньерере

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Ташмухамедов, Назар Феликсович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Критический анализ теории и практики "Национального социализма" "Уджамаа" Дж. Ньерере'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Критический анализ теории и практики "Национального социализма" "Уджамаа" Дж. Ньерере"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. ЛОМОНОСОВА

Специализированный совет (К 053.05.88) по теории научного социализма и коммунизма

На правах рукописи УДК I МИ

ТАШМУХАМЕДОВ Назар Феликсович

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ „НАЦИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛИЗМА" „УДЖАМАА" ДЖ. НЬЕРЕРЕ

Специальность 09.00.02 — Теория научного социализма и коммунизма

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва —1990

Работа выполнена на кафедре истории социалистических учений философского факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор ФВДОРКИН Н.С.

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор КАЗАКОВ Д.Ф.; кандидат философских наук, ДРОБОТ Г.А.

Ведущая организация - кафедра научного коммунизма Московского института электронного машиностроения.

Защита состоится "_"_19У0 г. в_

часов на заседании Специализированного совета (К.053.05.88) по философским наукам в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова. Адрес: П9899, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов, аудитория №_.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки МГУ (1-й корпус гуманитарных факультетов) .

Автореферат разослан "_"_1990 г.

Ученый секретарь Специализированного совета

Зорова О.А.

Актуальность темы. Важнейшим событием нашей эпохи, "существенно повлиявшим на соотношение сил в мире, явилось крушение колониальной системы империализма, возникновение на ее руинах десятков самостоятельных государств"*. Победа Великой Октябрьс кой социалистической революции, образование мировой социалист ческой системы, противостоящей капиталистической, достижение паритета между ними дало освобождающимся государствам благопрь ятную возможность свободного выбора дальнейшего пути развития, в том числе возможность миновать капиталистическую стадию или значительно сократить время ее прохождения. В настоящее время около двух десятков развивающихся стран встали на путь соци*\л1 стической ориентации. Большинство из выбравших прогрессивный путь развития государств находится на африканском континенте, где на их долю приходится сейчас 30% территории и почти 2554 н; селения.

Идейно-политическое руководство социали-лической ориентацией в этих странах осуществляют революционно-демократические силы. Идеология революционных демократее этого региона земног шара формировалась в сложных условиях национально-освободител ной борьбы бывших колоний и зависимых стран и, естественно, н может не отражать в себе всю сложную, противоречивую ситуацию континента.

В некоторых странах социалистической ориентации (Ангола, Бенин, Эфиопия, Конго и некоторых других) официальной идеолог ей правящих партий провозглашен марксизм-ленинизм. Наряду с н ми на африканском континенте существует ряд партий, также про возгласивших основной задачей построение в перспективе социал стического общества в своих странах, но базирующегося на ггрин ципах самобытного социализма национального типа. По этому пут идет целый рад стран Африки, среди которых можно назвать Ливи Алжир, Замбию, Зимбабве, Танзанию и ряд других.

Одним из важнейших и старейших представителей националы) освободительного движений :■» революционной демократии африканс го континента является Председатель Революционной партии (ЧЧУ Танзании Дж.Ньерере. Вся жизнь и деятельность Дж.Ньерере была

I. Программа Коммунистической партии Советского Союза (новая редакция). - М., 1986. - С.19.

направлена на решение насущных проблем африканского национально-освободительного движения: ликвидацию колониализма, расовой дискриминации и всех видов эксплуатации человека человеком. На непростом жизненном пути, в процессе претворения созданной им теории социализма национального типа "Уджамаа" в жизнь, непрерывно происходила эволюция его взглядов, отказ от наиболее утопических черт теории и переосмысление многих основных ее посылок.

Анализ взглядов Дж.Ньерере представляет огромный интерес 'не только с исторической точки зрения, в плане изучения прошлого африканского национально-освободительного движения, исторического развития независимой Танзании, но также позволяет уяснить важнейшие теоретические вопросы дальнейшего развития идеологии революционной демократии континента, изучить и проанализировать связь этой теории с реальной практикой строительства нового общества в Танзании.

Важное значение теме диссертации придает также и ее практи-ческо-политический аспект. В настоящее время в связи с целым рядом трудностей и противоречий экономического и социального характера в развитии стран социалистической ориентации развернулась --'-рокая дискуссия о самой сущности процесса социалистической ор ..¿нтации*. Так, например, некоторые исследователи, не так давно доказывавшие тезис и неизменной прогрессивности и необходимости социалистической ориентации в африканских условиях, создававшие работы, выявлявшие общие закономерности такого развития^, теперь вцдвигают тезис о преждевременности и неподготовленности социалистической ориентации в развивающихся странах Африки, ставят вопрос о ее альтернативности капиталистическому

1. См.: Кива A.B. Великий Октябрь и национально-освободительное движение // Азия и Африка сегодня, 1987. - * II; Мирский Г.И. Освободившиеся государства: пути развития // Азия и Африка сегодня, 1987. - № 3.

2. См., например: Ли Вл.ф. Социальная революция и власть в странах Востока. - М., 1984; Симония Н. Страны Востока: пути развития. - М., 1975.

развитию'''. Например, один из исследователей проблем социалист! ческой ориентации Г.И.Мирский заявил, что идея государства национальной демократии оказалась полностью несостоятельной^. А» лиз взглядов Дж.Ньерере, теории и практики прогрессивных преоС разований в Танзании убедительно доказывает беспочвенность под ных утверждений и несомненную прогрессивность и жизненность кг некапиталистического развития в Танзании, так и жизненность гс сударства национальной демократии.

Марксистский анализ теории и практики социалистической О] ентации в Танзании имеет важное значение и в контексте идеоло1 ческой борьбы. Успехи социалистических государств в социально-экономическом развитии обусловили растущую популярность coциaJ стических, эгалитаристских и коммуналистских идей среди населс ния освобождающихся стран. Все большее число лидеров молодых ] сударств в 60-70-х годах провозглашали своей целью построение социализма, зачастую не только не представляя себе этого процс са, но и не собираясь этого делать. Среди них диктаторы Нимей1 в Судане, Амин в Уганде, император Бокасса, провозгласивший С( первым социалистическим императором в мире в Центрально-Африк; ской империи. Такая "пропаганда" социалистической ориентации I чша на пользу всевозможным противникам прогрессивного развитие как на африканском континенте, так и в ыфе в целом. Буржуазш идеологи, исходя из факта прерывания некапиталистического раз) тия в ряде африканских стран (Гана, Мали, Сомали), пытаются д< казать обреченность и историческую бесперспективность социали< тической ориентации вообще и в африканских условиях в частнос

1. См.: Александров Ю., Максименко В. Еще раз о проблеме соци; стической ориентации // Азия и Африка сегодня, 1987. - № 1( Симония Н. Ленинская концепция перехода к социализму и стр. Востока // Азия и Африка сегодня, 1988. - № 4; Кива А.В.Со алистическая ориентация: реальность и иллюзии // Междунаро, ная жизнь, 1988. - № 6; Он же. Социалистическая ориентация Теоретический потенциал концепции и практические реалии // МЭиМО, 1988. - № II.

2. См.: Ли Вл.ф., Мирский Г. Социалистическая ориентация в СВ' нового политического мышления// Азия и Африка сегодня, 198' № 8.

Автор диссертационного исследования считает необходимым дать оценку соотношения реального и утопического во взглдцах Дж.Нье-рере по проблемам программы преобразования общества, раскрыть объективные возможности теории "Уджамаа" в решении насущных задач некапиталистического развития.

Степень разработанности темы. Идея о сокращенном развитии отсталых стран к социализму была ввдвинута и обоснована К.Марксом, Ф.Энгельсом и в новых условиях развита В.И.Лениным. Разработке данной проблемы уделялось внимание в документах междуна-'родного коммунистического и национально-освободительного движения. Большое ьнимание проблемам социалистической ориентации уделяется в документах и материалах КПСС.

Комплексное изучение этих проблем в советской науке начинается на рубеже 50-60-х годов*. Накопление опыта изучения некапиталистического пути развития обусловило появление обобщающих исследований советских ученых, среди которых необходимо назвать работы В.П.Агафонова, К.Н.Брутенца, С.В.Ирхина, А.С.Кауфмана, А.В.Кивы, Г.Ф.Кима, Г.Б.Старушенко, Р.А.Ульяновского, В.Е. Чиркина^ и многих других. В них рассматривались методологичес-

1. См.: Минуя капитализм. - М., 1961; Тягуненко B.JI. Проблемы современных национально-освободительных революций. - М.,1966; Антиимпериалистическая революция в Африке. - М., 1967; Некапиталистический путь развития стран Африки. - М., 1967.

2. См.: Агафонов В.П. Марксистско-ленинское учение о некапиталистическом пути развития. - М., 1978; Брутенц К.Н. Современные национально-освободительные революции (некоторые вопросы теории). - М., 1974; Ирхин Ю.В. Революционный процесс в странах социалистической ориентации. - М., 1985; Кауфман A.C. Революционная демократия и национально-освободительные революции. - М., 1976; Кива A.B. Страны социалистической ориентации: основные тенденции развития. - М., 1978; Ким Г.Ф. От национального освобождения к социальному. - М., 1982; Косу-хин Н.Д. Освободившиеся страны: трудности роста. - М., 1989; Ol . ушенко Г.Б. Социалистическая ориентация в развивающихся сит^нах. - М., 1977; Троицкий Е.С. Немарксистские концепции с^: ;."лализма и борьба за общественный прогресс в странах Азии

кие проблемы некапиталистического развития, анализировались ere особенности и закономерности. Анализу истории и теории социалистической ориентации на африканском континенте посвящены работ! А.А.Громыко, В.Б.Иорданского, П.И.Манчи, 0.В.Ыартышина, А.И.Мо-сейко .

С получением Танганьикой независимости (1961 г.), образованием Объединенной республики Танзании (1964 г.) появляется р; работ, посвященных исследованию истории Танганьики, национально освободительному движению в стране^, возникновению и развитию национального союза африканцев Танганьики (ТАНУ); анализируете» уровень социально-экономического развития Танзании в 60-х года? проводится характеристика различных направлений деятельности

и Африки. - М., 1974; Ульяновский P.A. Очерки национально-освободительной борьбы: попросы теории и практики. - М. ,I97í Он же. Победы и трудности национально-освободительной борьбь М., 1985; Он же. Современные проблемы Азии и Африки: политика, экономика. - М., 1978; Чиркин В.Е. Два пути политическог развития освободившихся стран. - М., 1987.

1. См.: Громыко A.A. Африка в 70-80-е годы: становление национальной экономики и стратегия развития. - М., 1980; Он же. Африка: прогресс, трудности, перспективы. - М., 1981; Иорда! ский В.Б. Тупики и перспективы современной Африки. - М., 1970; Косухин Н.Д. Арена борьбы идей - Африка. - М., 1985; Он же. Восточная Африка: борьба против колониализма и его последствий. - М., 1970; Манчха П.И. Африка на пути к социальному прогрессу. - И., 1986; Мартышин О-В. Социализм и национализм в Африке: очерки становления новейшей общественно-политической мысли в странах Африки. - М., 1972; Мосейко А.Н. Идеология в странах Тропической Африки: традиции и современность. - М., 1986.

2. См.: Данилов В.Н. Объединенная республика Танзания: очерк становления и развития ке зональной государственности. - Киев, 1969; Кацман В.Я. Танганьика (I946-I96I). - М., 1962; Он же. Танзания. - М., 1967.

правительства Дж.Ньерере, рассматриваются отдельше аспекты теории "Уджамаа . Однако незначительный опыт независимого развития страны, неоформленность идеологии, "шаткость" выбора некапиталистического пути развития обусловили то, что исследования зачастую сводились к описанию истории национально-освободительной борьбы в регионе, а работы, посвященные социально-экономическим вопросам, ограничивались экономико-географической характеристикой и констатацией тех или иных достижений или промахов -молодой страны.

Принятие в 1967 году Арушской декларации, провозгласившей целью Танзании - построение в перспективе социализма национального типа "Уджамаа" и последующих шагов ТАНУ, направленных на преобразование социальной, экономической и политической сфер общества, нашло отражение в советской исследовательской литературе 70-80-х годов . Возникновение и начальные шаги развития теории "Уджамаа" до 1975 г. исследуются Н.С.Илларионовым^. Однако в этой работе теория Дж.Ньерере не анализируется как целостная система, а по отдельным аспектам сравнивается с теорией "Замбий-ског^ гуманизма" К.Кауцци. Степень развития теории "Уджамаа" позволило. появиться работам Н.Д.Косухина и В.Г.Хороса^, имеющим

1. См.: Панкратьев В.П. Объединенная республика Танзания. - М., 1965; Расулев P.M. Кооперативное движение в Танзании. - М., 1966; Попырин В.И. Танзания. - М., 1970; Современные теории социализма "национального типа". - М., 1967.

2. Ахметов А.Г. 0 социалистической концепции Дж.Ньерере // Общественные науки. - Алма-Ата, 1971. - Вып.2; Павлова В.В. Танзания: экономическая политика правительства. - М., 1973; Куприянова Т. Аграрные преобразования в Танзании // Экономика сельского хозяйства, 1972. - № 6; Рябцев Э. Уджамаа: итоги и перспективы // Азия и Африка чегодня, 1972. - № 10; Синицина И.Е. Танзания. Партия и государство. - М., 1972; Чижов H.H. Танзания: экономико-географическая характеристика.-М.,1972.

3. Илларионов Н.С. Идеология и общественный прогресс в странах Тропической Африки. - М., 1978.

4. См.: Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. - М., 1980; Косухин Н.Д. формирование идейно-политической стратегии в африканских странах социалисти-кой ориентации. - М., 1980.

методологический характер и определяющих роль и место Дж.Ньере ре в системе мировоззрений современной революционной демократи Социально-экономические преобразования в стране, развитие сель-кохозяйственного и промышленного секторов экономики нашли отра жение в ряде статей-*. Однако единственной монографией, полност посвященной истории национально-освободительного движения, воз никновения и становления партий ТАНУ и ЧЧМ, а также анализу ра. вития теории "Уджамаа", является работа В.Е.Овчинникова^. В этом исследовании подробно рассматриваются вопросы антиколониальной борьбы народов Танганьики (с конца XIX в.), история кул) туры страны. Отдельные главы посвящены социально-экономическом; развитию страны, а также анализу основ теории "Уджамаа". Работ; написана в историческом ракурсе, и, естественно, наибольшее bhi мание в ней уделяется истории развития страны.

Вопросам сущности "африканского социализма" и его танзанш ского варианта, анализу первых шагов страны по пути некапитали< тического развития, социально-экономических преобразований, npi водящихся в соответствии с теорией "Уджамаа" посвящены диссерт; ционные исследования А.В.Кивы, А.А.Иванова, П.Клуса, А.В.Никиф< рова^.

Необходимо отметить, что до настоящего времени тема теоре-

1. См.: Павлова В.В. Танзания: планы созидания // Азия и Африк; сегодня, 1981. - № 5; Фонарев Ю. Идейно-воспитательная рабо', Революционной партии // Азия и Африка сегодня, 1982. - № 8; Чиркин В.Е. Ленинская идел крестьянских Советов и страны coi алистической ориентации ',-'/ Азия и Африка сегодня, 1982. ■

2. См.: Овчинников В.Е. История Танзании и новое и новейшее Bpi мя. - М., 1986.

3. См.: Кива A.B. "Африканский социализм" в теории и на практи) (на примере Кении и Танзании). Дисс...кавд.ист.наук. - М., 1968; Иванов A.A. Общее и особенное в некапиталистическом п; ти развития (на опыте Танзании). Дисс...канд.филос.наук.-М.. 1975; Клус П. Марксистско-ленинская теория кооперации и пре< разования аграрного строя развивающихся стран (на примере К' нии и Танзании). Дисс...кавд.филос.наук. - М., 1976; Никифоров A.B. Крестьянская община и ее эволюция в Танзании (KOHei 50-х - начало 80-х гг.). Дисс...канд.филос.наук. - М., 1984.

- в -

тической и практической деятельности Дж.Ньерере, эволюции теории " ' жамаа", развитие теории Революционной партией (ЧЧМ) Танзании недостаточно разработана в нашей литературе. Вне пределов исследований остались проблемы соотношения реального и утопического в теории "Уджамаа", результаты ее воплощения в практику, соотношение этой теории с научным социализмом. Теоретическая, практическая и идеологическая значимость темы диссертации обусловили ее выбор, выявили цели и задачи исследования.

Цели и задачи исследования. Целью работы является критичес-*кий анализ теории и практики социализма "национального типа" "Уджамаа" Дж.Ньерере.

В соответствии с поставленной целью автор выделяет следующие задачи исследования:

- раскрыть идейно-теоретические и социальные предпосылки формирования концепции "африканского социализма" Дж.Ньерере;

- проследить эволюцию взглядов Дж.Ньерере с 50-х годов по настоящее время;

- проанализировать результаты политики "уджамаизации", проводимой в соответствии с основными положениями теории Дж.Ньерере;

- на основе анализа программных документов последнего Ш съезда Революционной партии (ЧЧМ) Танзании выявить основные тенденции в развитии идеологии демократических сил Танзании.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые систе-матизированно излагается и анализируется теория "Уджамаа" Дж. Ньерере от ее возникновения до конца 80-х годов.

Особое место в работе отведено анализу роли Революционной партии (ЧЧМ) Танзании в развитии теории "Уджамаа", которая в последние годы значительно видоизменялась под воздействием реальной практики революционных преобразований в стране.

В научный оборот вводится рдд новых работ Дж.Ньерере, а также документы и материалы последнего Ш съезда Революционной партии (ЧЧМ) Танзании, принятая им новая Программа Революционной партии. Автором впервые подробно анализируется общественный цце-ал теории "Уджамаа", пути и средства его достижения, отношение Дж.Ньерере к научному социализму, практике строительства социализма в других странах. В диссертации автор делает вывод об углублении революционного демократизма Революционной партии (ЧЧМ)

х&нзании, о ее постепенном перерастании в авангардную партию трудящихся.

Методологической и теоретической основой исследования явл ются труды основоположников марксизма-ленинизма, марксистско-л нинская теория национально-освободительного движения и некапит листического развития; документы и материалы международных Сов цаний коммунистических и рабочих лартий, съездив КПСС и Пленум ЦК КПСС.

Практическое значение. Общие релу^.ьтаты исследования могу быть использованы при составлении лекций по курсу научного сои ализма по разделу национально-освободительного движения, для спецкурсов по проблемам современной немарксистской социалистич ской мысли и социалистической ориентацп.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании ка ферды истории социалистических учений. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседании проблемной группы каф дры. Материалы диссертационного исследования использовались в лекционной работе по линии общества "Знание", а также при подг товке материалов для печати. Основные положения диссертации от ражены в научных статьях.

Первая глава исследования - "Идейно-теоретические и социа ные предпосылки формирована.5. концепции "африканского социализм Дж.Ньерере" - состоит мз т ех параграфов и посвящена анализу возникновения,и становлени л развития теории Дж.Ньерере. В первом параграфе - "Осно.-, ш!е этапы формирования мировоззрени Дж.Ньерере как одного из идеологов теории "африканского социализма" - автор рассматривает основные течения общественной мыс на африканском континенте. Анализ основных направлений африкак кой общественной мысли конц.1:. XIX - середины XX века позволяет вскрыть в основном региональные идейно-теоретические предпосыл возникновения теории "африканского социализма"-Дж.Ньерере. Зде подробно анализируется эво;..оция его воззрений, выделяются этап юс формирования. Первый этап, примерно с начала 40-х - до 1952 обучение в колледже Макарерэ и Эдинбургском университете - начальный период формирование теоретической базы его будущей кон цепции социализма. Второй ; ^ с 1952 г. до 1961 г. - с начала практической деятельное*.-;- ^ главе партий ТАА и ТАНУ до провоз

лашения независимости - характеризуется тем, что возглавив ТАНУ, Дж.Ньерере тем самым встал во главе национально-освободительного движения в Танганьике и вопросы организации борьбы с колонизаторами в его деятельности выходят на первый план. Этому этапу в его i тверчестве свойственна подробная разработка конкретных вопросов деятельности ТАНУ, его секций и отделений. Большое внимание Дж. Ньере* уделяет принципиальным вопросам стратегии и тактики национально-освободительной борьбы. В диссертации показано, что теория Дж.Ньерере на этом этапе носила ярко выраженный антиколониальный характер и еще не выходила за рамки "идеологии независимости" со свойственным ей отсутствием анализа социально-классового положения, идеей широкого народного фронта в решении всех задач. Характеризуя этот период, Дж.Ньерере писал: "В 50-х и начале 60-х годов мы в Танзании имели массовые выступления за независимость. Мы протестовали против колониализма, против иностранного угнетения: мы не выступали против капитализма или за социализм"*.

После достижения независимости в 1961 г., руководствуясь решением ТАНУ, правительство Дж.Ньерере провозгласило целью развития страны построение "демократического социалистического государства"? С этого момента начинается новый этап в развитии мировоззрения Дж.Ньерере. Автор обосновывает вывод о том, что теория "танганьикского национального социализма "Удасамаа", которая была провозглашена государственной идеологией страны, являлась органическим продолжением "идеологии независимости" Дж.Ньерере. Ей в той же мере свойственно отрицание наличия классов и классовой борьбы на африканском континенте, провозглашение национального единства в строительстве "африканского социализма "Уджамаа". С первых дней воплощения теории "Уджамаа" в практику, преобразование социально-экономических отношений в стране повлекло за собой ее неизбежную эволюцию. "Африканский социализм" Дк.Ньерере не имел четко разработанной социалистической концепции путей его достижения. Этим обусловлено то, что даже после провозглашения

j Nyerere J.K. Introduction to 2 Freedom and Socialiera". _ p.21

2. S««: Tanganyika Afrikan National Union. TAHU. Sh»ria na Mad-humuni ya Chama. - Dar «в Salaam, 1961.

политики строительства нового общества в Танзании продолжался процесс социально-классового расслоения, а развитие по некапиталистическому пути осталось декларацией. Основным недостатком политической линии ТАНУ этого периода можно назвать оторванное его политической линии от реалий Танганьики, декларативность большинства положений его политики. Социальная напряженность, возникшая в обществе, как реакция на растущее классовое и имущ ственное неравенство, отразилась и на внутрипартийном положени В этих условиях партией под руководством Дж.Ньерере была разра тана и принята (в феврале 1967 г.) Арушская декларация, явивша ся переломным моментом как в развитии ТАНУ, так и в мировоззре нии Дж.Ньерере. В Арушской декларации социализм впервые провоз лашался общественно-экономической формацией, а его строительст связывается с необходимостью классовой солидарности крестьян и рабочих в борьбе против капиталистов. Арушская декларация подт вердила целью развития страны построение в перспективе социали тического общества и уделила большое внимание проблеме путей и средств его строительства.

Вр втором параграфе "Критика империализма как исходный пункт формирования теории "африканского социализма" автором по следовательно анализируется эволюция взглядог Дж.Ньерере в направлении понимания им империалистического характера колониаль го угнетения и отрицания самой капиталистической системы.

Выразителем антиколониальных настроений всех слоев тангаь икского общества являлась местная интеллигенция. В период кош 40-х - начала 50-х годов в условиях нарастающей антиколониалы борьбы складывалась"идеология независимости" Дж.Ньерере. 0дно1 из основных черт "идеологии независимости" Дж.Ньерере являлся ее континентально-интернациональный характер, отразившийся в I стулате, что ни одна африканская страна не может считать себя независимой, пока на континенте останется хотя бы один колонизатор.

Понятие колониализма, согласно "идеологии независимости", вбирало в себя все отрицательные явления, порожденные им в оби стве: эксплуатацию человека человеком, расовую дискриминацию, имущественное и правовое неравенство. Ликвидация колониальной зависимости ассоциировалась Дж.Ньерере с автоматической ликвиг цией всех пороков, порожденных ею в обществе. Однако капиталис

тические отношения, насаждавшиеся колонизаторами, не исчезли с ликвидацией колониализма, напротив, местные предприниматели, получив свободу действий, начали быстро развиваться, активизировался процесс социально-классового расслоения.

Автором исследования подробно анализируется возникновение и эволюция антикапкталистических воззрений Дж.Ньерере. Ранним работам автора теории "Уджамаа" свойственна критика капитализма с нравственных позиций; капитализм представляется им не как общественно-экономическая система, а как система взглядов - "капиталистический склад ума". Капитализм осуждается как общество накопительства, нанесшее непоправимый удар чувствам равенства и братства, за неравенство в распределении произведенных благ. Согласно определению самого Дж.Ньерере, "капиталистическое государство является государством эксплуататоров, где для защиты немногих богатых людей и их собственности от гнета эксплуатируемых имеется капиталистическая армия, полиция, силы безопасности, совершенно оторванные от народа большинства населения"*.

Вопрос о происхождении и сущности капиталистических отношений до завоевания независимости Дж.Ньерере практически не рассматривался: ни в Танганьике, ни в Африке автор теории "Уджамаа" не вццел классов и даже предпосылок для их возникновения, сущность эксплуатации сводилась им к расовому, колониальному угнетению, а граница "эксплуататор - эксплуатируемый" - по границе: "выходец из метрополии - белый - местный житель". Однако с ликвидацией колониальной зависимости ни эксплуатация, ни социальная напряженность не исчезли, что повлекло за собой неизбежный анализ их происхождения и сущности и дальнейшую эволюцию взглядов Дк.Ньерере.

Проанализировав перспективу развития капиталистических отношений в Танзании, Дж.Ньерере приходит к выводу, что "если мы прим. . капиталистическое развитие для нашей страны, мы возможно и получим статистический рост национального богатства Танзании, но массам наших лвдей от этого не станет лучше"*". Этим обосновывается социалистический выбор Дж.Ньерере, решение о строительст-

X. The Nationalist. 14.01.1967. - р-3

2. Nyartr* J.K. Freedom and Socialiem. - Dar «ш Salaam, 1968. - p. 344.

- 13 -

ве общества "Уджамаа" при опоре на собственные силы.

Третий параграф - "Понятие справедливого общественного и£ ала, путей и средств его достижения" посвящен анализу формиров ния воззрений Дж.Ньерере по вопросу идеального общественного у тройства. Причину бедственного положения африканских стран авт теории "Уджамаа" видит в колониализме, принесшем на континент пороки буржуазного общества, которые разрушили традиционные об щественные структуры. Традиционным африканским общинам доколон ального периода, по мнению Дж.Ньерере, были присущи дух взаимо помощи, братства, равенства, "дичность или семья внутри рода б ли "богатыми" или "бедными" в зависимости от богатства или бед ности самого рода. Если род преуспевал, все члены рода разделя это преуспевание"каждый человек получал от общества потому что отдавал ему все, что мог"*". Опираясь на постулированные ка чества традиционных общин, Дж.Ньерере делает вывод о том, что "традиционное африканское общество не называлось "социалистиче ким": это была только жизнь. Но оно было социалистическим по принципам, на которых базировалось"^. Автор теории "Уджамаа" всегда отмечал также слабые, консервативные1) отжившие себя чер традиционной общины: эксплуатацию младших старшими, женщин муж чинами; анахроничные культы вождей и предков. Дж.Ньерере никог не призывал к восстановлению этих общин или к стопроцентной ре ставрации общинных порядков, в его работах говорится о восстан влении духа коллективизма, взаимопомощи и братства, присущих этим общинам: "Мы должны восстановить наш прежний склад ума", "возродить традиционний африканский социализм и применить его новому обществу, которое мы строим"^.

Анализируя роль традиционализма в теории "Уджамаа", автор диссертации делает вывод о том, что он позволяет изобразить и преподать ее широким массам танзанийского населения как непосредственное продолжение, естественное и закономерное развитие массового сознания. По мнению автора исследовпчия, традициона-

1. Hyerere J.K. Freedom and Unity. - "Dax- «я Salaam, 1967. ~ P«

2. IIy«r«r« J.K. Frttdom and Socialism. - p.312.

3. Ibid.

4. Nyer«r« J.K. Ujamaa. Еэяауя on Socialism. - D«S, 19&8. - p.-

лизм теории "Уджамаа" преследует цель перенести традиционные доколониальные общинные принципы и ценности, и среди них в первую очередь коллективизм, на более высокий национальный уровень для сплочения широких масс населения. Диссертантом делается вывод о том, что традиционализм - это попытка дать идеологию, понятную и близкую широким народным массам, реальный путь их приобщения к прогрессивным преобразованиям в обществе.

Опираясь на традиционнее принципы доколониальных общин и учитывая реалии современного общественного развития, Дж.Ньерере 'выводчтся идеал общественного устройства - самобытный "танзанийский социализм" национального типа. Основными принципами идеального общества "Уджамаа" Дж.Ньерере представлялись равенство, сотрудничество всех членов общества и демократия. Идеальное общество должно быть обществом, свободным от эксплуатации человека человеком, не знающим материального неравенства, любых форм угнетения; частная собственность будет ликвидирована, а общественная собственность будет иметь различные формы: от общенародной до кооперативной. Идеальное общество Дж.Ньерере - ето общество трудящихся, в котором национальное богатство принадлежит всему народу и контролируется им через народное правительство, "где ..¡дый работающий получает доход только за труд, проделанный им; и доходы, получаемые за разные ввды работы, не сильно различаются"*.

Разрабатывая проблему путей и средств достижения идеала, Дж.Ньерере отмечает прежде всего следующее: модернизированная реконструкция основополагающих принципов африканский общины, приведение массового сознания в соответствие с ними; экономическое развитие страны, создание достатка благ; создание крупных общественных хозяйств Уджамаа в сельском хозяйстве, имеющих целью сплотить крестьянские массы и решить продовольственный вопрос.

Автором исследования подчеркивается интернациональный характер теории Дж.Ньерере, заключающийся в провозглашении единства социалистов всех стран в вопросах ликвидации колониализма, империализма и капитализма; всех вцдов эксплуатации и дискрими-

I. Нувг«гв Т.К. Ггвв1от ап4 Зос1а11вт. - р.233.

нации; и, прежде всего, в вопросе построения социалистического будущего всего человечества. "Мы признаем, что семья должна бьг расширена еще больше: от рода, общины, нации и даже континента к обществу, охватывающему все человечество. Только это есть логическое завершение истинного социализма"^. Y

Вторая глава исследования - "Характерные черты теории и практики некапиталистического развития ("уджамаа") в Танзании" посвящена анализу практического воплощения теории и взаимовлиянию теории и практики в процессе преобразования танзанийского общества, дальнейшему развитию теории "Уджамаа" Дж.Ньерере и Революционной партией (ЧЧМ) Танзании.

В первом параграфе автор рассматривает проблему теоретического обоснования концепции "Уджамаа" в творчестве Дж.Ньерер< В ходе исследования диссертант пришел к выводу, что социалистическая теория Дж.Ньерере вырастает на базе национализма , и националистический заряд, давший толчок к ее развитию, со времен! не угасал, а, напротив, играл все более значимую роль. Сам дж. Ньерере, останавливаясь на вопросе происхождения социалистичес кой теории "Уджамаа", подчеркивает, что она возникла на. основе национальных, культурных й исторических традиций африканцев, в росла из недр антиколониальной борьбы. Стремление теории "Удка маа" к обособлению служит, по мнению ее создателя, цели повеем стного подчеркивания самостоятельности и самобытности, необходимых для утверждения духовных и культурных сил народа.

Отмечая универсальность :щеи социализма, Дж.Ньерере в то же время подчеркивает, что се развитие не в последнюю очередь зависит от конкретных условий. "Поскольку люди различны,поскол ку различные общины и общества имеют различную историю, живут различных географических условиях и имеют различные развитые обычаи и системы веры, - поясняет он, - путь к социализму и им ституты, через которые социализм пройдет свое становление, будут различными... Это подтверждает, что не существует природнь законов человеческого развития, которые нужно было бы только о крыть и употребить, для того, чтобы достигнуть Нирваны безупре ного социалистического общества"^.

1. Иуегеге J.K. Freedom and Unity. - р.170-171.

2. Nyerere J.K. Introduction to "Freedom and Socialiam". - p.2

- 16 -

Отношение автора теории "Уджамаа" к марксизму-ленинизму во многом противоречиво. В диссертации отмечено, что Дж.Ньерере всегда считал теорию Маркса научно-социалистической теорией и признавал ее всемирно-историческую значимость. Тем не менее, он резко критиковал тех сторонников социализма, которые догматически призывали искать ответы на все возникающие вопросы в работах Маркса, Энгельса и Ленина, постоянно и во всем обращались к автор"тету классиков марксизма-ленинизма, боясь в чем-нибудь отстуь ./ь хоть на йоту. Дж.Ньерере подчеркивал, что марксизм-'ленинизм не применим к современным условиям Африки. Но он же призывал социалистов всех стран изучать труды великих социалистов, извлекая из них самое важное - методы анализа, а не конкретные выводы и рекомендации. "Говорить, что эти мыслители дали ответы на все наши вопросы, или говорить, что Маркс вьдумал социализм, означает отвергать как население Африки, так и универсальность социализма..., - подчеркивал он, - Маркс высказал большое количество социалистических идей, но социализм начался не с Маркса и не может закончиться в постоянных возобновлениях интерпретации его сочинений"*.

Обосновывая необходимость принятия социалистической идеологии "Уджамаа" в Танзании и выбор пути социалистической ориентации, Дк.Ньерере отмечал, что только социалистическое общество может спасти развивающиеся страны от неминуемого экономического краха и только "приняв социалистическую политику", можно получить "реальную возможность укрепить... независимость и развивать человеческое достоинство всех... людей"^.

Второй параграф - "Политика "уджамаизации": механизмы осу-щест зния, классовая сущность, результаты" посвящен анализу претвjpeHHH теории "Уджамаа" в практику. Автором подчеркивается, что политика "уджамаизации" включала в себя программу действий во всех сферах жизни общества. Поэтому она рассматривается в диссертации не только в узком, но и широком ее понимании. В широком смысле слова политика "Уджамаа" - это полномасштабная, охватывающая все сферы жизни Танзании, политика преобразования об-

1. Ny«r«re J.К. Introduction to "Freedom and Socialism". - p.21.

2. 3*«: Nyrrer» J.K. The Rational Choice. - DeS, 1973- - p.11.

щества, политика строительства общества "Уджамаа" при опоре на собственные силы. В узком смысле политика "уджамаизации" - это прежде всего политика преобразований в сельскохозяйственном секторе экономики, кооперация на селе, создание крупных общественных хозяйств "Уджамаа".

Наибольшее внимание диссертант уделяет анализу политики "Уджамаа" в сельских районах Танзании. Анализируя перспективы преобразований, Дж.Ньерере пришел к выводу о том, что страна может развиваться только через модернизацию и подъем сельского хозяйства, которое со временем должно дать необходимые средства и для развития современных отраслей промышленности. Сплочение населения и создание навыков коллективного труда в сельскохозяйственных районах страны должны, по мнению Дж.Ньерере, открыть возможность сплочения нации в целом. Для достижения поставленных задач было принято решение о создании по всей стране деревень "Уджамаа", основными принципами функционирования которых стали совместный и всеобщий труд. В диссертации показано, что насильственное создание новых поселений, недостатки в руководстве, планировании и снабжении привели, однако, в конечном счете, к нерентабельности этих прообразов "социалистических коммун" и к полному распаду их большинства.

Проанализировав на II съезде Революционной партии (ЧЧМ) Танзании в 1982 году причины провала политики "Уджамаа" на селе, Дж.Ньерере пришел к выводу о необходимости дальнейшего развития сельскохозяйственного сектора экономики на принципиально новых основах, о переориентации крестьян на производственное кооперирование.

На основе сопоставления результатов, достигнутых Танзанией в экономической, политической и социальной сферах за 25-летний период независимого развития по пути "Уджамаа" с результатами некоторых других стран африканского континента, идущих как по капиталистическому, так и по некапиталистическому пути, в диссертации сделан выр том, что в целом Танзания сделала за этот период значите- тг в общественном прогрессе страны. В

социальной сфере она обогнала многие страны Африки, в экономической ее позиции значительно укрепились, в политической - соэд на небывалая для континента стабильность. Вместе с тем, в руко-

водстве Танзании более реалистичными стали прогнозы о социалистических перспективах страны. Касаясь вопроса о дальнейших перспективах некапиталистического развития Танзании в конце 70-х годов, Дж.Ньерере заявил: "В 1967 году группа молодежи, участвовавшая в демонстрации в поддержку Арушской декларации, спросила меня: когда Танзания станет социалистической. Я ответил, что через 30 лет. И я был не прав: сейчас я думаю, что это займет значительно больше времени"*.

В третьем параграфе - "Дальнейшее развитие теории "Уджамаа" * III съездом Революционной партии (ЧЧМ) Танзании" впервые в советской исследовательской литературе дан систематический анализ документов и материалов последнего съезда правящей партии Танзании, проходившего с 22 по 31 октября 1987 года. В речи Дж.Ньерере на открытии съезда подчеркивалось, что за время после принятия Арушской декларации Танзания не стала "государством справедливости и, тем более, социалистическим государством"^.

Основным вопросом съезда было обсуждение и принятие новой Программы Революционной партии (ЧЧМ) Танзании на 15-летний срок с 1987 по 2002 г., в которой был дан анализ достижений Танзании за дь цатилэтний период после принятия Арушской декларации, сложившейся к настоящему моменту социально-классовой и социально-экономической обстановки в стране.

В документах съезда был сделан акцент на обосновании теории "переходного периода от неоколониальной экономики к Уджамаа с опорой на собственные силы." Основываясь на опыте социалистических стран, на съезде подчеркивалось, что переходный период рассчитан на длительную историческую перспективу и призван, с одной стороны, подготовить объективные условия для создания основ будущего общества, а с другой - пресечь развитие капиталистических тенденций в стране. В Программе партии впервые отмечалось, что Танзания представляет собой страну с многоукладной экономикой. Было ввделено четыре сектора: государственный, капиталистический, "частный граждан-тружеников" и кооперативный. На

1. Nyerer» J.K. Th» Arusha Declaration. T»n У«агя After. - D«S, 1977. - p.1.

2. S*«: Adreea Ъу Mwalimu J.K.Nytrere. // Daily News. 02.10.1937. -p.1.

; - 19 -

съезде подчеркивалось, что вопрос "Кто кого?" встал реально н настоящем этапе развития страны,и задачей партии является поэ му укрепление прежде всего государственного сектора, основанн на общественной собственности на средства производства, борьб, за преобразование класса мелких собственников в "социалистиче> кое крестьянство" посредством кооперации.

Проводя сравнительный анализ новой программы Революционн партии (ЧЧМ) Танзании с предыдущей, диссертант обосновывает В) вод о том, что в программных документах этого периода демокра' Танзании отходят от нравственного обоснования социализма, опр< деляя его теперь не как "склад ума", а как реальную социально-экономическую формацию с двумя классами: рабочим классом и koi перированным крестьянством, в которой ¿едущей.является общественная собственность на средства производства^.

В диссертации сделан вывод о несомненном усилении о Teopi "Уджамаа" ее антикапиталистической направленности и развитии ] волюционной партии (ЧЧМ) Танзании в направлении авангардной п; тии трудящихся.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследова) Автор делает обобщающий вывод о том, что в процессе эволюции взглядов Дж.Ньерере все более отказывается от субъективных ум( построений, утопических воззрений о сущности, путях и средств; построения будущего общества в пользу более объективного подх< да к современным реалиям Танзании.

Диссертант обращает внимание также на то, что в настоящее время, когда в мире все более остро обозначился кризис админи-стративно-комацдной модэ^.: социализма, и в адрес социалистиче' кой формы хозяйствования раздается резкая критика как справа, так и слева, от демократических сил развивающихся стран, их твердости и решимости следовать избранным курсом во многом бу дет зависеть дальнейшее развитие социалистической ориентации, которая, наряду со многими недостатками, показала свою жизненность и прогрессивность.

Результаты исследования освещаются в следующих публикацш автора:

I* S•«: Programu ya Chama Cha Mapinduzi 1987 hadi 2002. - Dod< ma, 1987. - p.19.

- 20 -

1. Экономическая политика Танзании на современном этапе // Известия Академии наук Таджикской ССР. Серия: востоковедение, история, филология. - Душанбе, 1987. - № 4.

2. Танзания. Четверть века по пути социалистической ориентации // Из истории социалистических учений: Сборник статей / Н.С.федоркин (отв.ред.) и др. - М., 1989. - Деп. в ИНИОН АН СССР 20.02.1990. - » 41114.

Попп. в поч. 29.03.90г. Гирзч 100 экз.

Заказ № 856