автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философский анализ проблемы равноправия в гендерной перспективе
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кукаренко, Наталья Николаевна
Введение.
Глава I. Сущность тендерного равноправия: методология исследования.
1.1. Современные философско-социологические подходы к анализу общественных явлений. (Специфика анализа проблемы тендерного равноправия).
1.2. Тендерный аспект понятия «равноправие».
1.3. Понятие «женщины» в тендерном анализе, его внутренние противоречия. 43. А) Проблема «женских интересов» для понимания феномена женщины». 53 Б) Проблема «женского опыта» для понимания феномена жЬнщины».
1.4. Аспекты понятия равноправие и формы его воплощения.
Глава II. Применение понятий и категорий тендерного анализа к
Социально-политической проблеме равноправия.
2.1. Дихотомия «равенство - неравенство». Сущность проблемы дискриминации: дискриминация прямая и косвенная.
2.2. Проблема «политики позитивных действий». (Стратегии достижения и условия «реального» равноправия).
2.3. Общее и особенное в политике позитивных действий и в позитивной дискриминации».
2.4. Женщины и мужчины как субъекты политики позитивных действий.
2.5. Роль понятия «женщины» в политике тендерного равноправия.
Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Кукаренко, Наталья Николаевна
Актуальность. Проблема развития отношений в социуме, возникающих в ходе деятельности человека, была и остаётся в центре внимания философов, что сделало проблему равноправия одной из самых древних и постоянно актуальных. До сих пор не удалось дать чёткого определения понятия «равноправие», поскольку исторически, по мере развития общества и усложнения его структуры, менялись взгляды как на содержательную, так и на формальную сторону данной проблемы. Понятие «равноправие» включает политические, социальные, экономические, тендерные аспекты, что значительно усложнило задачу его дефинирования.
Императивы человеческого существования в социуме требуют активной реализации равноправия, гарантирующего переход к подлинно демократичному обществу, где были бы yi ты и представлены интересы всех социальных групп без исключения. Проблема равенства полов предстаёт как проблема ущемления интересов половины человечества на протяжении всей его истории. Борьба женщин за свои права началась давно, но лишь в 1981 году вступила в действие принятая генеральной ассамблеей ООН «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации».
Данная работа представляет собой попытку анализа проблемы равенства полов с помощью широко используемой современными западными философами, социологами и политологами концепции «гендер». Эта концепция стала активно разрабатываться западными исследователями с конца 70-х г.г. и в настоящее время получила широкое признание. Под тендером (gender) понимают социальный пол, в отличие от биологического понимания (sex).1 Исследование отношений в обществе как гендерно детерминированных означает понимание их как социально обусловленных моделей поведения мужчин и женщин. Этот подход отличается от традиционного, рассматривавшего различие социальных ролей мужчин и женщин как результат их различной биологической организации, а потому расценивающий их (социальные роли) как естественные, природные. Понятие «гендер», ставшее таким же ключевым для анализа общественных отношений как «раса», «класс», позволяет вскрыть внутренние противоречия, присущие феномену равноправия и обуславливающие существование тендерного неравенства в современном обществе. Возникновение подобной концепции свидетельствует о том, что интерес к проблеме никогда не был чисто интеллектуальным, и может быть объяснен желанием не только понять, но и практически реализовать принципы тендерного равноправия как основы гармоничного общества.
Поскольку в настоящее время интерес к проблеме тендерного равноправия возрастает, постольку возникает необходимость разработки именно философского анализа проблемы как дающего методологические основания и обобщения многочисленных современных концепций и теорий. Разработка данной темы в рамках современных социальных наук должна привести к переосмыслению уже известных фактов, к их новому прочтению.
Степень разработанности проблемы. В истории социально-философской мысли тендерное равноправие редко получало статус проблемы,
1 «Гендер, гендерные исследования - это проблема пола, но не биологического (sex) как совокупности анатомических особенностей, а социального (gender). Быть мужчиной или женщиной определяется в социальном аспекте системой социализации и усвоения норм культуры. Исследуются ценностные ориентации и установки, даётся критический анализ маскулинизированной культуры, которая подавляет не только женщин, но и мужчин. Исследуются пути развития эмансипированного общества от традиционно патриархатного деления ролей на мужские и женские». Феминология семьеведения. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997. - С. 18 - 19. заслуживающей внимания. Большинством философов, на протяжении многих веков, различие двух полов осмысливалось сквозь призму категорий «высшее» (мужское начало) и «низшее» (женское начало), поэтому в историко-философских исследованиях можно отследить тенденцию рассмотрения женщин и мужчин, их ролей в обществе в строго дихотомическом виде. Необходимо отметить, однако, что альтернативность взглядов на женщин характерна для всей истории, и присутствует во всех известных исторических типах мировоззрения. Можно выделить два основных противоположных взгляда, начиная с древности й до наших дней. Первая, наименее распространённая, эгалитарная теория гласила, что мужчины и женщины противоположные, но взаимодополняющие существа, поэтому они равны (Платон, Сен-Симон, Герцен, Булгаков, Коллонтай и т.д.). Вторая, наиболее распространённая, точка зрения признавала тендерную иерархию «естественной» и нормальной, отождествляя человека с мужчиной, а в отношении женщины придерживаясь ретроградных, а подчас и откровенно реакционных взглядов (Аристотель, Руссо, Кант, Фрейд, Толстой и т.д.).
Как уже было упомянуто, эгалитарная тенденция в истории философии выражена слабо и имеет «арочный» вид, образуя параллели от начала истории философской мысли до наших дней. Р.Айслер объясняет это тем, что у досократиков, Сократа и Платона эгалитарные идеи являются отголоском знания о древней матриархатной цивилизации партнерства, переданного им жрицами.2
Впервые в истории философии идея равного участия полов в общественной жизни была предложена Платоном от имени Сократа в «Государстве». Взгляды Сократа основаны на аналогии с животными:
Одинаковые природные свойства встречаются у живых существ того и другого пола, и по своей природе как женщины, так и мужчины могут принимать участие во всех делах». Но эгалитаризм здесь скорее стратегический, поскольку, по Платону, государство нуждается в том, чтобы женщины взяли на себя дополнительные (военные и политические) функции.
Аристотель стал первым философом, «задавшим «биологистскую парадигму» в трактовке женщины»,4 чем окончательно утвердил андроцентристскую тендерную модель в философии. Мужчина уподобляется им активной форме, женщина - пассивной материи, телу.
Если обратиться к древней китайской философии, то там «естественная» тендерная иерархия представлена во вселенском масштабе. Мужское начало (ян) представлено там как активное, светлое, небесное, конструктивное. Женское же начало (инь) включает в себя всё, что противопоставляется мужскому - слабое, пассивное, тёмное, земное. Как следствие, «ян» играет по отношению к «инь» ведущую роль.
В средние века женщина приобретает возможность стать равной мужчине только в раю. Сейчас она греховна, поскольку греховна её праматерь Ева, ставшая сообщницей дьявола, орудием тёмных сил, обрекших человека на изгнание из рая.
Ситуация изменилась в эпоху Нового Времени. Этому способствовали определённые объективные предпосылки. Во-первых, произошли изменения в положении женщин в связи с подъёмом индустриального капитализма, приведшего к вовлечению женщин в общественное производство, что в свою очередь способствовало возникновению новых идей по поводу равноправия.
2 Айслер Р. Чаша и клинок. Пер. с англ. М.: МП «Древо жизни», 1993. - С. 148, 155, 266.
3 Платон. Государство. Собрание сочинений. В Зтт. Т.З, ч.1./ АН СССР, Ин-тут философии. М.: Мысль, 1971.-С. 251.
4 Юлина Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты.// Вопросы философии. 1988. №5. - С. 143.
Новое понимание равноправия можно объяснить также идеями протестантизма, который исходил из веры в то, что только индивид, а не священник и церковь, ответственен за спасение своей души, доктрина, которая в принципе касалась обоих полов. Из либерального протестантизма XVII века возникла идея «естественного» равенства людей, которая, однако, исключала женщин. Это противоречие наиболее явно было выражено Джоном Локком, поскольку естественное равенство, существующее в природе, он рассматривал как имплицитно абстрактную и моральную категорию. Признавая разницу между физическим и ментальным мирами, он вывел, что даже в природе женщины не равны мужчинам, поскольку они отличаются по своему физическому и ментальному уровню развития от мужчин.
В эпоху Просвещения ярким примером сексистского5 мировоззрения был Ж.-Ж.Руссо. В своём труде «Эмиль, или О воспитании», Руссо, рассуждая о важности образования, говорит о том, что женщину нужно готовить к её роли, не забивая ей голову всем тем, что не пригодится ей в её будущей семейной жизни. Мужчины должны воспитываться «для наслаждения жизнью», а женщины - «для послушания».6 «По иронии судьбы те, кто предан идеалам прогресса, равенства, свободы, обычно не замечают связи, существующей между женским вопросом и целями прогресса», между «господством одной половины человечества над другой и обществом господства», превращая тем самым «всеобщие свободу и равенство» в свободу и равенство белых
5 «Сексизм - система установок, оправдывающая социальное неравенство женщин, ссылками на коренные пороки женской природы, будто бы неспособной к социальному и культурному творчеству». Феминология семьеведения. Изд-во МГСУ: «Союз», М., 1997. С. 30.
6 Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Педагогические сочинения в 2-х тт. Т.2.1 Под ред. Г.Н.Джимбуладзе. М., Педагогика, 1981. - С. 80. состоятельных мужчин - новой элиты человечества7 Однако не все философы-просветители были столь непоследовательны в своих взглядах.
Дидро полагал, что униженное существование женщины есть результат определённых гражданских законов и обычаев; Гельвеций доказывал, что гражданская непросвещённость женщин вызвана недостатками её воспитания, а то и вовсе отсутствием такового; Монтескье считал, что женщины могут и должны участвовать в общественной жизни, поскольку от природы как human beings обладают всеми «естественными» правами.
Идею построения идеального общества через пересмотр прав женщин развивали социалисты-утописты - Сен-Симон, Оуэн, Фурье. Фурье первым стал рассматривать отношения полов как основу существующих властных отношений, постулируя постепенное раскрепощение женщин как один из А выходов из социального хаоса». Роберт Оуэн, придерживается подобных же идей, постулируя возможность превращения земного шара в рай через «дружественный ~оюз . мужчин и женщин, .который потреблял бы в разумной форме от всех правительств право на всеобщее воспитание и труд, -право, которое при правильном применении его на практике, навсегда прекратило бы настоящие бедствия человеческого существования.».9
И.Кант под естественным правом понимал «естественное превосходство мужчин»10, что, однако противоречит его категорическому императиву.
7 Айслер Р. Чаша и клинок. Пер. с англ. - М.: МП «Древо жизни», 1993. - С. 205 — 212.
8 Фурье Ш. Новый промышленный и общественный мир. Избранные сочинения: В 2-х тт. Т.2./Под общ. ред. А.Дворцова. Перевод И.АШапиро. - M.: Гос. соц.-эконом.изд., 1939. -С. 412.
9 Высказывания Р.Оуэна о воспитании и образовании и отзывы его современников о Нью-Лэнаркских школах. Педагогические идеи Роберта Оуэна. Избранные отрывки из сочинений Р.Оуэна/ Со вступ. очерком проф. А.Анекштейна. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1940. - (Библиотека учителя). - С. 155 - 156.
10 Кант И. Сочинения: В 6-ти тт. Т.2./ АН СССР, Ин-тут философии. [Под общ. ред. В.Ф.Асмуса, А В.Гулыги, Т.И.Ойзермана] - М.: Мысль, 1964. - 152с.
Точку зрения о неполноценности и зависимости женщин обосновывал З.Фрейд. Он объяснял место женщины в обществе её биологией.
Марксисты рассматривали женщину в качестве равноценного члена общества. Они утверждали, что пол - это биосоциальное явление, продукт природы и социальных условий. Женщина представляется им свободным членом общества, имеющим право выбирать свою судьбу и роль в обществе.
Таким образом, можно утверждать, что рассуждая о месте женщины, философы объясняли тендерное неравноправие либо биологическими и физиологическими, либо социо-культурными факторами.
В России философы также уделяли внимание проблемам пола.
Последователями социалистов-утопистов в России были А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский. А.И.Герцен, анализируя прошлое и настоящее России, и рассуждая о роли воспитания, с сожалением писал: «Девятнадцать столетий Христианства не могли научить людей понимать в женщине человека».11 Противоположные идеи исповедывал Л.Н.Толстой, полагавш; л, что женщина совершенна, если посвящает всю себя без остатка семье, детям и мужу.
В конце XIX - начале XX века произошёл всплеск философских идей, связанных с проблемой пола, вызванный феминистскими теориями на Западе. О проблемах пола в этот период в России писали представители христианской философии: Вл.Соловьёв, Н.Бердяев, С.Булгаков, В.Розанов, Д.Мережковский. Все они исходили из идеи андрогинности человека, присущей целостности двух начал: мужского и женского.
К началу XX века в России разгорелся спор о причинах возникновения эмансипации и женского движения. Сторонниками социокультурного направления были В.Хвостов, А.Сологуб-Чеботаревская, Е.Щепкина. Они
11 Герцен А.И. Капризы и раздумья. Сочинения. В 2-х тт. Т.1./ АН СССР, Ин-тут философии. -М.: Мысль, 1985. - (Философское наследие). - С. 171. включали «женский вопрос» в общий контекст развития цивилизации и культуры человечества. Сторонниками социально-экономического, или классового направления были А.Коллонтай, А.Быстрянский. Они видели женщину как предмет эксплуатации, а решение «женского вопроса» рассматривали в контексте решения вопроса классовой борьбы, разрешении конфликта труда и капитала.
Несмотря на очевидную актуальность, проблема тендерного равноправия почти не освещалась общественными науками в СССР. Правда, следует выделить ряд авторов, предлагавших эгалитарную модель отношений в семье в качестве одного из условий ликвидации тендерного внутрисемейного неравенства и поднимавших проблему «двойной женской нагрузки» (И.Бестужев-Лада, З.А.Янкова и др.) С конца 80х - начала 90х в обществе возникает активный интерес к женскому вопросу. Это объясняется теми социально-политическими переменами, которые произошли в России, стремлением построить демократическое общество. Появляются статьи в научных журналах, посвященные различным проблемам женщин в переходный период. Поднимаются проблемы женщины и власть, женщины и семья, женщины и бизнес, женщины и насилие и т.д. В этот же период начинается становление социо-гендерного направления в рассмотрении проблем взаимного сосуществования полов в обществе. Понятия «тендер», «тендерные отношения», «социогендерные исследования» заимствуются из западной социологии и вводятся в научный оборот отечественными исследователями: Г.Силласте, С.Айвазовой, Н.Юлиной, Е.Здравомысловой, А.Тёмкиной и др.
Серьёзным подспорьем в исследовании темы явился материал, изложенный в работах С.Полениной, Л.Шинелевой, О.Ворониной, Т.Клименковой, А.Посадской, Т.Осипович и др.
За рубежом тендерные исследования крайне интенсивно развиваются с 70-х гг. как теоретическое продолжение «второй волны» феминистического движения. Среди фундаментальных работ, связанных с тендерной проблематикой, особое значение для данного исследования имели «классические» труды С.де Бовуар, Б.Фридан, С.Файерстоун, К.Миллет. При подготовке к работе автор обращался к книгам и статьям А.Филлипс, А.Янг, Н.Фрейзер, К.Баки, Д.Скотт, Д.Харравэй, Д.Эванс, С.Хардинг, А.Джаггар, Д.Боттомлей, В.Рэндалл, В.Брюсон и др.
Поскольку базовыми для данного исследования являются понятия «феминизм» и «феминистская теория», постольку представляется необходимым объяснить смысл, вкладываемый автором в понятие «феминизм» и отличие тендерных исследований от феминистских. Феминизм (от фр. «femme» - «женщина») - возник как движение в защиту политических
1 л и гражданских прав женщин в 1848. Период до 1848 выделяют как этап зарождения, 1848 - 1920 гг. - «первая волна». Для этого периода характерна борьба женщин за достижение формального, юридического равенства с мужчинами; с 60-х гг. XX в. - «вторая волна», ориентированная на достижение фактического равноправия полов.13 Различают множество феминистских течений, например, по способам решения женских проблем: радикально-революционное и либерально- или эволюционно-реформаторское; по приверженности идеологическим социальным доктринам: марксистское, социально-демократическое, либеральное, консервативное и т.д. Тендерное направление возникает в русле феминизма и отличается предметом, тактикой, целями. Абсолютизация универсальности и исключительной позитивности
12 «Феминизм (от франц. feminism, от лат. femina - женщина) -движение за уравнение женщин с правами с мужчинами». Феминология семьеведения. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997.-С. 186.
13 Федосеева Н. Проблема тендерного неравенства. //Преображение. 1996. №4.-С. 9. только женского опыта сменяются признанием того, что будущее может принадлежать только эмансипированному обществу. Объектом критики становятся не мужчины вообще, а реальные государственные структуры власти и управления, патриархатно ориентированные культурные нормы и порядки. Таким образом, если феминизм делает упор на эмансипацию женщин, то тендерная теория постулирует изучение ролей как женщин, так и мужчин, имея своей целью эмансипацию общества. Под эмансипацией (от лат. етапшрайо - освобождение сына из-под отцовской воли) понимается освобождение от какой-либо зависимости, опеки, угнетения, уравнение в правах.
Цели и задачи исследования. Целью работы является социально-философское исследование и систематическое изучение теорий по проблеме равноправия в тендерной перспективе, выяснение тенденций их развития и возможных последствий реформ по реализации ген, ¿рного равноправия для всех членов социума.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
• определить сущность понятия тендерное равноправие, его онтологические основания через анализ основных теорий и подходов к изучению понятия тендерного равноправия;
• выявить объективные и субъективные факторы и условия существования тендерного равноправия, определить социальный контекст процесса претворения тендерного равноправия в реальность;
• выявить субъекты и объекты реформ по тендерному равноправию; определить онтологический статус субъектов тендерного равноправия, а также их роль и место в социуме;
• раскрыть сущность и влияние форм тендерного равноправия на импликации, возникающие в практике его реализации;
• определить понятие дискриминации и влияние различных её аспектов на стратегии достижения и условия существования «реального» равенства полов;
• дать анализ наиболее перспективных и популярных в настоящее время теорий тендерного равноправия, выявить их значение для построения демократического, гармонично развивающегося общества.
Объектом исследования являются теории по проблеме тендерного равноправия, появившихся и развивающихся в отечественной и зарубежной социальной науке (философии, социологии, политологии, психологии) в нашем столетии.
Теоретической и методологической основой диссертации являются фундаментальные положения работ отечественных и зарубежных авторов в области социальной философии, философии политики, политологии, социологии, поскольку проблема тендерного равноправия многогранна и потребовала интегрального, междисциплинарного подхода к её исследованию.
Основными методологическими принципами анализа в этой связи являются диалектические принципы объективности, закономерности, взаимосвязи и развития, принцип системности, диалектической связи общего и особенного. В качестве общенаучных методов использованы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, в качестве вспомогательных методов использованы метод абстрагирования и прогнозирования, а также герменевтический анализ источников.
В работе в качестве исходного материала анализа были использованы Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации против женщин, акты Российского правительства, законодательные акты Норвегии и Швеции, а также периодика на норвежском, английском и шведском языках.
Научная новизна работы.
В данной работе впервые в отечественной науке предпринята попытка дать социально-философский анализ проблемы равноправия в тендерной перспективе на основе наиболее перспективных теорий социально-философской и социально-политической науки XX века. Под таким углом зрения данная проблема фактически не рассматривалась.
Предложен новый подход анализа концепций социальных явлений через рассмотрение того, как проблема представлена (What's the problem represented to be?), предполагающий переход от описания проблемы к многоуровневому анализу импликаций14, возникаю 4ix при представлении социального явления как проблемы. Данный подход позволил осуществить более глубокий, детальный анализ сущности понятия «тендерного равноправия», вскрыв недостатки традиционного в истории философии упрощенного понимания равноправия как наделения всех индивидов одинаковыми правами.
Впервые в отечественной социально-философской литературе наряду с категориями общефилософского, универсального характера, выделяются категории предметной области, которые характеризуют предмет данного исследования (равенство возможностей, равенство с учётом различий и т.д.), и идентифицирующие понятия, методологическое значение которых разворачивается в сфере тендерных исследований (женщины, мужчины,
14 Под импликацией в данном исследовании подразумевается следствие или результат конкретного представления действия, понятия или обоснования реформы. этнические меньшинства). Выявлено политическое влияние использования этих понятий и категорий на импликации и формы, которые приобретает понятие «гендерное равноправие» в социальной практике.
В ходе анализа субъектов тендерного равноправия, отслежены импликации, связанные с социальными ролями и местом, которое они занимают в современном обществе, вскрыта идеологическая, политическая и одновременно стереотипная заданность подобных импликаций, существенно ограничивающая возможность для позитивных перемен в отношении групп социума, подвергаемых тем или иным формам опрессии.15
В научный оборот вводятся прежде не известные в России и не переведённые на русский язык источники, в которых дан анализ различных аспектов проблемы.
Апробация работы. Основные положения и выводы исследования прошли апробацию в опубликованных автором работах в России и за рубежом; в докладах и сообщениях, с которыми автор выступал на международных и российских конференциях, семинарах: Ломоносовские Чтения (ноябрь 1997, 1998, Архангельск); Государство, Религия, Этнос (май 1998, Архангельск); Азов - 98 (Российская Летняя Школа Тендерных Исследований) (июль 1998, Таганрог); a Nordic Research course on Women's Presence and the Democratic Institutions in Times of Transition (август 1998, Сострюп, Дания); Российско - Норвежский семинар по вопросам равноправия (ноябрь 1998, Архангельск); «Глобальные и локальные социально-экономические процессы на Севере» (март 1999, Апатиты); Women's Worlds'
15 Под опрессией в данном исследовании понимаются все формы подавления и угнетения индивидов.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философский анализ проблемы равноправия в гендерной перспективе"
Выводы к главе И:
В данной главе была предпринята попытка дать методологические ориентации для рассмотрения основных аспектов социально-политических проблем равноправия, дискриминации, политики позитивных действий ьр^ помощи категорий предметной области и идентифицирующих понятий, релевантных для данного тендерного анализа. Всё многообразие теорий отражает сложность дилеммы «равенство - неравенство», тем не менее, оно позволяет утверждать:
Наши знания о ситуации и взаимодействии полов в обществе далеки от объективных и требуют дальнейшего исследования. Здесь была рассмотрена попытка использования дискурса, в котором «дискриминация» представлена как проблема «плохого» отношения. Потребность в создании понятий структурной дискриминации и политики позитивных действий показали несостоятельность подобного упрощённого понимания дискриминации. Тем не менее, в обоих случаях было показано насколько на самом деле трудно переключить внимание с дискриминируемых на тех, кто дискриминирует, а также снять ответственность за существующие несправедливые практики с их жертв. Последствия подобных практик настораживают и заставляют переосмысливать то, что казалось бы, таким простым и ясным.
Изучение разных точек зрения по поводу политики позитивных действий, различий между «равенством возможностей» и «равенством результатов», отличия позитивной дискриминации от политики позитивных действий в целом подтверждают лишь тот факт, что предлагаемые реформы по решению проблемы неравенства полов остаются в рамках традиционного классического подхода к «равноправию» как явлению. С завидным постоянством данную проблему представляют как вопрос существования неких препятствий, стоящих на пути у женщин, препятствующих использованию ими возможностей. Политика позитивных действий в этом контексте представляется зачастую, как элементарное помещение всех тех, кто дискриминируется или был когда-то подвержен дискриминации и их опрессорсв на линию старта перед «забегом», что является «как бы» выражением равных возможностей.
То, что вытесненные из дискурса управления социальные группы остаются вытесненными, объясняется тем, что группы, обладающие властью, навязывают притесненным свои стандарты, нормы; процедуры выбора и назначения остаются субъективными, поскольку чиновники, кадровики всегда опираются на культурные стандарты, привитые им стереотипы; классификация способностей и квалификации также остаётся субъективной, поскольку не существует объективной шкалы измерения способностей.
В подобных условиях политика позитивных действий приобретает контекст политики предпочтения в пользу тех, кто находится в невыигрышном положении. Такая трактовка влечёт за собой целый ряд последствий, начиная с того, что помещает жертв дискриминации на положение объекта программ и действий и, давая наделённым властью -субъекту или субъектам, право превращать политику позитивных действий из права в «награду». Помимо того, подобный контекст создаёт дискриминируемым имидж отстающих, нуждающихся в помощи и поддержке, чтобы «догнать» и «стать нормальными». При этом абсолютно упускается из виду, кто лидеры «забега», как они ими стали. В результате нет ничего удивительного, что при подобных импликациях многие женщины не желают иметь ничего общего с политикой позитивных действий, не многим нравится чувствовать себя в положен™ «неполноценного» и «нуждающегося». Поэтому, с точки зрения предложенного в исследовании подхода, рациональной представляется идея перенесения внимание с тех, кто угнетён, на тех, кто угнетает. Это позволит разрушить попытки представления дискриминации как следствия поведения угнетенных, вскрыть гендернопредвзятые представления о норме, а также поставить объекты в положение субъектов.
Из всего вышесказанного относительно противоречий, связанных с использованием понятия «женщины», отнюдь не следует вывод, что сторонники тендерного равноправия должны отказаться от использования значений, входящих в феномен «женщины». Возможно, что проблема заключается главным образом в том, что данное понятие возникло и оперирует в мире маскулинной культуры, истории, науки. Крайне важно понимать, как понятия и категории оперируют, или прогнозировать, как они могут быть использованы в политическом, историческом и культурном дискурсах; и работать с ними на создание таких аспектов, которые будут способствовать достижению женщинами поставленных целей в преодолении всех форм дискриминации, чему в немалой степени призвана способствовать социально-философская теория.
116
Заключение.
Итоги данного диссертационного исследования, заключающегося в анализе проблемы равноправия в тендерной перспективе и доказательстве научной легитимности тендерной теории, можно сформулировать следующим образом:
Сегодня необходимо критически подойти к пониманию устоявшейся трактовки равноправия лишь как «одинаковости» или «тождества прав». Анализ феномена в тендерном аспекте позволяет расширить и дополнить наши знания и понимание явления. Проанализировав основные подходы к исследованию понятия тендерного равноправия, выяснилось, что тендерный аспект равноправия имеет статус самостоятельной задачи, имеющей эгалитарную направленность, однако тенденции по его игнорированию либо использованию в качестве средства для решения других проблем, например, проблемы семьи, материнства, детства, заботы и ухода за пожилыми и престарелыми сохраняется.
Поскольку проблема тендерного равноправия исторически актуальна, то в данном исследовании была предпринята попытка подойти к феномену с помощью нового подхода, истоками которого являются философская герменевтика, аналитическая философия и метод деконструкции. Данный подход предполагает, что несмотря на наличие социальных и прочего рода проблем, требующих решения, любая попытка разрешения их обязательно проходит этап оформления, озвучивает их. Поэтому следует анализировать не проблемы и их репрезентации в виде сформулированных требований, законов и т.д., а интерпретации, которые в реальности сопровождают любое действие. Основное отличие данного подхода от остальных, традиционных подходов анализа заключается в том, что подход - как проблема представлена? - своей целью видит не описание, а деконструкцию того, каким образом проблема представлена. Фактически, под вопросом оказывается утверждение о том, что материал для анализа следует ограничить оформленными требованиями. Подход отталкивается от оформленных требований как отправного пункта для анализа вопросов, которые остались без внимания (или без должного внимания), привлекая внимание не только к каким-то отдельным аспектам проблем, не попавшим на повестку дня, но и к умолчаниям. К таким умолчаниям следует отнести тендерные отношения в обществе в целом.
С другой стороны, подход использован для анализа понятий и категорий, приобретших политическое значение, и оказывающих своё влияние на решение проблемы тендерного равноправия. Подобные исследования необходимы для создания более ясной картины существующих в дискурсе тендерного равноправия проблем, а также для преодоления стереотипных представлений о таких идентифицирующих понятиях как «женщины», «мужчины», что позволяет отследить, что такого в женщинах, что выставляет их во всех программах по решению неравенства как проблему и т.д.
Как феномен крайне сложный тендерное равноправие обладает множеством импликаций, форм. Тендерное равноправие, или тендерный аспект равноправия вскрывается через анализ ролей и места его субъектов через анализ причин и целей использования идентифицирующих понятий. Фактически, когда традиционно в качестве формального субъекта представляют государство, а в качестве неформального «мужчин», то в качестве объекта оказываются «женщины». Однако в исследовании было доказано, что идентифицирующие понятия «не реальны» в том смысле, что они не обладают онтологическим статусом и оперирование ими возможно лишь в политическом, культурном, социальном, экономическом дискурсах лишь в стратегических целях. Соответственно, необходимо обратить внимание на тех, кто использует категории и понятия, а также их мотивы представления понятий и категорий в определённых трактовках и представлениях. Таким образом, задача, стоящая перед сторонниками равноправия полов - сделать понятие «женщины» политически релевантным в борьбе за эмансипацию и минимизировать влияние различных интерпретаций на женщин, совмещающих несколько идентичностей, и не оставить никакие потребности женщин не представленными в политической сфере. Женщинам самим следует отслеживать какие аспекты понятия «женщины» возникли и возникают и для каких политических целей, с тем, чтобы использовать существующие аспекты понятия «женщины» в политических кампаниях, поскольку искоренить их невозможно. Этот «стратегический эссенциализм», а именно переход женщин из статуса объекта в статус субъекта - представляется автору исследования выходом из ситуации, способным помочь в реализации тендерного равноправия и именно здесь особенно важной видится роль философской теории I рменевтики и аналитической философии.
Также важны для достижения тендерного равноправия понимание сути категорий предметной области. «Равенство с учётом различий» - «равенство без учёта различий» определяют возможные формы равноправия: «равенство условий» или «равенство возможностей». В целом прения по поводу понятия «равноправие» можно свести к следующему: существуют определённые ограничения в использовании понятий равноправие и равные права, которые существенно обусловлены тем, как понимается отношение и влияние дилеммы равноправие - различия на понимание тендерного равноправия. Традиционное понимание равенства как «равенства без учёта различий» отступает перед пониманием равенства как феномена, учитывающего социальную расслоённость и отражающего в своих реформах интересы и опыт всех социальных групп без исключения.
Упрощённость представлений о сути дискриминации (в исследовании была рассмотрена попытка использования дискурса, в котором «дискриминация» представлена как проблема «плохого» отношения), говорит о том, что наши знания о ситуации и взаимодействии полов в обществе далеки от объективных и требуют дальнейшего исследования. Потребность в создании понятий структурной дискриминации и политики позитивных действий показали несостоятельность симплифицированного понимания дискриминации. Тем не менее, как в случае прямой, так и косвенной дискриминации переключить внимание с дискриминируемых на тех, кто дискриминирует, а также снять ответственность за существующие несправедливые практики с их жертв, крайне трудно. Последствия подобных практик настораживают и заставляют переосмысливать то, что казалось Ьъ., таким простым и ясным. То, что вытесненные из дискурса управления социальные группы остаются вытесненными, объясняется тем, что группы, обладающие властью, навязывают притесненным свои стандарты, нормы; процедуры выбора и назначения остаются субъективными, поскольку чиновники, кадровики всегда опираются на культурные стандарты, привитые им стереотипы; классификация способностей и квалификации также остаётся субъективной, поскольку не существует объективной шкалы измерения способностей. В подобных условиях политика позитивных действий приобретает контекст политики предпочтения в пользу тех, кто находится в невыигрышном положении. Такая трактовка влечёт за собой целый ряд последствий, начиная с того, что помещает жертв дискриминации на положение объекта программ и действий и, давая наделённым властью, право решать, кто нуждается, в чём нуждается, сколько и когда. Помимо того, подобный контекст создаёт дискриминируемым имидж отстающих, нуждающихся в помощи и поддержке, чтобы «догнать» и «стать нормальными». При этом абсолютно упускается из виду, кто лидеры «забега», как они ими стали. В результате нет ничего удивительного, что при подобных импликациях многие женщины не желают иметь ничего общего с политикой позитивных действий, не многим нравится чувствовать себя в положении попрошайки. Поэтому, с точки зрения предложенного в исследовании подхода, рациональной представляется идея, перенести внимание с тех, кто угнетён, на тех, кто угнетает. Это позволит разрушить попытки представления дискриминации как следствия поведения угнетенных, вскрыть гендернопредвзятые представления о норме.
Изучение различных взглядов на политику позитивных действий, различия между «равенством возможностей» и «равенством результатов», отличия позитивной дискриминации от политики позитивных действий в целом подтверждают лишь тот факт, что предлагаемые реформы по решению проблемы неравенства полов остаются в рамках традиционного классического подхода к «равноправию» как явлению. С завидным постоянством данную проблему представляют как вопрос существования неких препятствий, стоящих на пути у женщин, препятствующих использованию ими возможностей. Политика позитивных действий в этом контексте представляется зачастую, как элементарное помещение всех тех, кто дискриминируется или был когда-то подвержен дискриминации и их опрессоров на линию старта перед «забегом», что является «как бы» выражением равных возможностей.
Данное исследование представляет собой попытку интегрального анализа проблемы, но по своей сути является общеметодологическим. Это обуславливает перспективность дальнейших исследований на локальном, региональном и национальном уровнях. Задачи данного исследования ограничены, но в перспективе было бы интересно рассмотреть проблему гендерного равноправия в нескольких перспективах. Исходной позицией является убеждение в том, что в национальном контексте понимание данного понятия всецело обусловлено тем, что понимается под понятием «женщины» в контексте конкретной страны. Обусловленное понятием «женщины», понимание «равноправия» определяет, соответственно, политику по его достижению. Значимость, которая придаётся национальному контексту, определяется тем, что один и тот же феномен может иметь абсолютно разные причины и следствия в контекстах разных стран - ярчайший пример, использование квот на представительство женщин в политических органах в России и Норвегии. Один и тот же феномен обладал абсолютно разной природой, причины и способы внедрения квот были абсолютно разными, что оказало своё влияние на последствия внедрения подобной политики в контексте двух стран. Поэтому представляется крайне интересным отследить те аспекты понятия «женщины», которыми обусловлена ситуация гендерного равноправия, или лучше сказать неравноправия, в России, в связи с этим проанализировать суть и сущность политики позитивных действий, а также
123 сущность социальной дискриминации в российском контексте. Таким образом, результаты данного исследования, вкупе с предложенным в диссертационном исследовании подходом, позволили бы по-новому взглянуть на антидискриминационное законодательство и политику позитивных действий, проводимую в России. И здесь роль социальной философии видится как ключевая в плане методологии, а также аксиологии, как способных задать новое видение и понимание современных проблем.
Список научной литературыКукаренко, Наталья Николаевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1.Айвазова С. Женское движение в России: традиции и современность// ОНС. 1995. №2.-С. 121-130.
2. Айвазова С. Женщины и политика в западном обществе// Социс. 1989. №5. С. 124- 129.
3. Айвазова С. К истории феминизма// ОНС. 1994. №6. С. 153 - 168.
4. Айвазова С.Г. Женщина в российском обществе: (Тендерное измерение политического процесса). Рукопись диссертации. М.: МГУ, 1996. 218с.
5. Айслер Р. Чаша и клинок. Пер. с англ. М.: МП «Древо жизни», 1993. -288с.
6. Андреева Н И. Женщина и общество: (Социально-философский аспект). Рукопись диссертации. Ставрополь, 1995. 150с.
7. Аристотель. Политика. Сочинения в 4-х тт. Т. 4./ АН СССР, Ин-тут философии. М.: Мысль, 1975.-С.375 644. - (Философское наследие).
8. Бабаева JI.B. Женщины: актуальные направления социальной политики (концептуальный подход к разработке Федеральной программы)// Социс. 1997. №7.-С. 51-59.
9. Барулин B.C. Социальная философия. Изд. 2-е. М.: ФАИР - ПРЕСС, 1999.-560с.
10. Ю.Бебель Август. Женщина и социализм. Пер. с нем., предисл. В.Билыпая. М., Госполитиздат, 1959. 592с.
11. П.Бердяев H.A. Эрос и личность: Философия пола и любви. М., 1989. -158с.
12. Бестужев-Лада И В. Семья вчера, сегодня, завтра. М.: Знание, 1979.95с.
13. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц./ Общ. ред. и вступит, ст. С.Г.Айвазовой, коммент. М.В.Аристовой. М.: Прогресс; С-Пб.: Алетейя, 1997 832с.
14. М.Брандт Г.А. Природа женщины как проблема (Концепции феминизма)// ОНС. 1998. №2 -С.167 180.
15. Булгаков С.Н. Избранные статьи. Сочинения: В 2-х тт. Т.2./Сост. и вступ. ст., примеч. И.Б.Роднянская. М.: Наука, 1993. 752с. Приложение к журналу «Вопросы философии».
16. Бутенко А.П. Права человека, социальная справедливость и равенство// Социально-политический журнал. 1998. №4. С. 127 - 133.
17. Воронина О. Женское предназначение: миф, идеология, практика// Искусство кино. 1991. №6. С. 14 - 17.
18. Воронина O.A. Тендерная экспертиза законодательства РФ о СМИ/ М.: МЦГИ/ Проект тендерная экспертиза, 1998. 156с.
19. Вулф Н. Миф о красоте: Как представления о красоте используются против женщин// Иностранная литература. 1993. №3. С.219 - 235.
20. Габриэлян Н.М. Всплывающая Атлантида (медитации на тему феминизма)// Материалы Первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай 96». М.: МЦГИ, 1996. - С. 70 - 75.
21. Гамисония Э.А. Женское движение в России: проблемы экологии// Соц.-полит. журнал. 1995. №4. С. 232-237.
22. Гапова Е. Пол и право// Дайджест теоретических материалов информационного листка «Посиделки» 1996 98 гг. Санкт-Петербург: Петербургский Центр Тендерных Проблем, 1999. - С. 47 - 50.
23. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании./АН СССР, Ин-тут философии. М., соцэкгиз, 1936. -486с.
24. Герцен А.И. Капризы и раздумья. Сочинения: В 2-х тт. Т.1./ АН СССР, Ин-тут философии. М.: Мысль, 1985. С. 154 - 180. - (Философское наследие).
25. Дидро Д. Избранные атеистические произведения/ Ред. и статья Х.Н.Момджян. АН СССР, Ин-тут истории. М., 1956. 479с.
26. Директивы Госплана РСФСР по составлению перспективного пятилетнего плана по социальной реконструкции и развитию народного хозяйства крайнего севера РСФСР// Советский Север. 1930. №1. С. 183 -191.
27. Дмитриев В. Советская женщина: эмансипация или дискриминация// Семья и школа. 1989. №5. -С.21- 30.
28. Женщина не существует: Современные исследования полового различия: Сб. ст./ Под ред. И.Аристарховой. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1999. 172с.
29. Кант И. Сочинения: В 6-ти тт. Т.2 / АН СССР, Ин-тут философии. Под общ. ред. В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги, Т.И.Ойзермана. М.: Мысль, 1964. 511с.
30. Карпович О. Международно-правовые проблемы защиты национальных меньшинств// Юрист. 1998. № 6. С. 48 - 54.
31. Клецина И.С. Тендерная социализация: Учебное пособие. С-Пб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. 92с.
32. Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М.: Преображение, 1996. 155с.
33. Коллонтай A.M. Избранные статьи и речи. М.: Политиздат, 1972. -430с.
34. Колмакова Т.И. Феминизм как современная социально политическая теория. Рукопись диссертации. М., 1991. - 166с.
35. Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума./ пер. И.Шапиро. М.: Гос. соц.-эконом.издат., 1936. 265с.
36. Концепция улучшения положения женщин в РФ// Российская газета. 1996. 14 февраля. С.4.
37. Коршунов Ю. Льготы для работающих женщин// Хозяйство и право. 1990. №3,-С. 135-141.
38. Кочкина Е.В. Женщины в российских органах власти// ОНС. 1999. №1. -С. 173 183.
39. Крупская Н.К. .Заветы Ленина о раскрепощении женщин. Сб.ст. М., Парт, изд., тип. «Печатный двор» в Ленинграде. 1933. 88с.
40. Лахова Е. От концепций к программе действий// Человек и труд. 1995. №4.-С. 42-47.
41. Лахова Е. Перспективы паритетной демократии в России. (Задачи женского движения). М.: «Информатик», 1997. 45с.
42. Либоракина M. Очень секретная женская политика: О IV Всемирной конференции по положению женщины, Пекин.// Сегодня. 1995. 26 октября.1. С.5.
43. Локк Д. Два трактата о правлении. Сочинения: В 3-х тт. Т.З./ Пер. с англ. и лат. Т.З/ Ред. и сост., авт. примеч. А.Л.Субботин. М.: Мысль, 1988. -С. 135 405. - (Философское наследие).
44. Лурье C.B. Национализм, этничность, культура. Категории науки и историческая практика// ОНС. 1999. №4. С. 101-111.
45. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О женском вопросе: Сборник./ [Авт. предисл. В.Л.Бильшай]. 2-е изд. М., Политиздат, 1978. 223с.
46. Мережковский Д.С. В тихом омуте; Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. 496с.
47. Милетт К. Теория сексуальной политики (предисловие к публикации О.А.Ворониной)// Вопросы философии. 1994. №9. С. 147 - 172.
48. Мольтманн-Вендель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину: Феминистская теология и человеческая идентичность// Вопросы философии. 1991. №3. -С.91 104.
49. Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. -799с.
50. Нива, Жорж Права человека// Социально политический журнал. 1998. №4.- С. 134 - 136.540 первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин/ Собрание актов Президента и Правительства РФ № 11. 1993. Ст.937. -С. 1124- 1125.
51. ООН и равноправие женщин// США: экономика, политика, идеология. 1996. №3 -С. 126.
52. Платон. Государство. Собрание сочинений: В Зтт. Т.З, ч. 1./ АН СССР, Ин-тут философии. М. Мысль, 1971. С. 89 - 454. - (Философское наследие).
53. Поленина С. Женщины, власть, демократия// Рос. Федерация. М., 1994. №5.-С. 44-45.
54. Поленина C.B. Социогендерный аспект в социологии права// Социс. 1995. №7. С. 65-68.
55. Посадская А. Демократия минус женщины не демократия// Огонёк. 1993. №38.-С. 8-10.
56. Пушкарёв JI.H. Тендерный анализ и его применение к изучению истории культуры// Отечественная история. 1999. №1. С. 19 - 29.
57. Пушкарёва H.JI. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы// Вопросы истории. 1998. №6. С. 76 - 86.
58. Репина Л.П. Тендерная история: проблемы и методы исследования// Новая и новейшая история. 1997. №6. С. 41 - 58.
59. Рихтер Д. Тендерная идеология и «холодная война»// ОНС. 1999. №1. -С.184- 191.
60. Розанов В.В. Опавшие листья/ Сост. и вступ. ст. А.В.Гулыги. М.: Современник, 1992. 567с.
61. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Педагогические сочинения в 2-х тт. Т.2./ Под ред. Г.Н.Джимбуладзе. М., Педагогика, 1981. 334 с.
62. Самари, Катрин Социальная справедливость и равенство// Социально -политический журнал. 1998. №4. С. 136 - 138.
63. Свобода: Равенство. Права человека./ Просветит, гр. по правам человека; Сост. Л.Богараз. М.: Мемориал, 1997. 210с.
64. Семёнова Г. Женщины в политике путь к согласию// Партийная жизнь. 1991. №12. - С.8 - 14.
65. Силласте Г.Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России.// Социс. 1994. № 3. С. 15-22.
66. Силласте Г Г., Кожамжарова Г.Ж. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа// Социс. 1997. №12. С. 112 - 120.
67. Смирнова Р.М. Равные возможности для женщин: опыт Европейского Сообщества// Советское государство и право. 1991. №3. С. 143 - 152.
68. Современная западная философия: Словарь/ Сост. В.С.Малахов,
69. B.П.Филатов. М.: Политиздат, 1991. 414с.
70. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика/ Вступ. ст. Р.Гальцевой и И.Роднянской. М.: Искусство, 1991. 701с. - (История эстетики в памятниках и документах).
71. Степанова Н.М. Опыт использования тендерных квот в странах Западной Европы// ОНС. 1999. №4. С. 185 - 192.
72. Теория и история феминизма/ Под ред. И.А.Жеребкиной/. -Харьковский Центр Тендерных Исследований, Ф-Пресс, 1996. 387с.
73. Тихонова Н.Е. Самоидентификация россиян и её динамика// ОНС. 1999. №4.-С. 5-18.
74. Токарева Е. Ну очень свободные женщины// Новое время. 1993. №44.1. C.50 51.
75. Толстой JI.H. Избранные философские произведения/ Сост., авт. вступ. ст. Н.П.Семыкин. М.: Просвещение, 1992. 525,[2]с.
76. Труд, семья быт современной женщины/ С.В.Поленина, А.А.Абрамова, А.А.Азарова и др.; Отв.ред. С.В.Поленина. М.: Юридическая литература, 1990. -430,1.с.
77. Указ Президента РФ и Положение о Комиссии по вопросам женщины, семьи и демографии при Президенте РФ// Российская газета. 1993. 1 декабря. С.4.
78. Успенская В.И. О перспективах политического партнерства полов/ Материалы Первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай 96». М.: МЦГИ, 1996. - С. 65 - 69.
79. Ушакин С.А. Пол как идеологический продукт// Человек 1997. №2. -С.62 75.
80. Федосеева Н. Проблема тендерного неравенства. //Преображение. 1996. №4.-С. 5-19.
81. Феминизм: Восток. Запад. Россия: Сб. ст./ РАН, Ин-т философии; [Отв. ред. М.Т.Степанянц]. М. Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. -240,[3]с.
82. Феминистская теория и практика: Восток Запад: Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, Репино. 9-12 июня 1995г./ Отв. ред. Ю.Жукова. С-Пб.: ПЦГП, 1996. - 319с.
83. Феминология семьеведения. Изд-во МГСУ «Союз». М.,1997. 221 с.
84. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. 456с. -(Классики науки).
85. Фридан Бетти Загадка женственности. Пер. с англ. Вступ. ст. О.Ворониной. М., «Прогресс», 1993. 496с.
86. Фурье Ш. Новый промышленный и общественный мир. Избранные сочинения: В 2-х тт. Т.2./ Под общ. ред. А.Дворцова. Перевод И.А.Шапиро. М.: Гос. соц.-эконом.изд., 1939. 468с.
87. Цеткин К. Социализм придёт к победе только вместе с женщиной-пролетаркой! Сб.ст. Пер. с нем. и предисл. А.Иткиной. М., Госполитиздат, 1960. -99с.
88. Чеботарева А.С. Защита прав женщины в ЕС// Государство и право. 1995. №2.-С. 88-96.
89. Чеботарева A.C. Конвенция 1979г. о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (к 20-летию со дня принятия)// Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 1998. №6. С.54 - 67.
90. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. / Под ред. П.И.Лебедева-Полянского. М., 1939. Т. 11. С. 5 - 336.
91. Шинелева J1.T. Женщина и общество: Декларации и реальность. М.: Политиздат, 1990. 175, 1.с.
92. Щепкина E.H. Из истории женской личности в России: Лекции и статьи. С-Пб., 1914. С. 254 - 300.
93. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства: В связи с исследованиями Льюиса Г.Моргана. М.: Политиздат, 1985.-238с.
94. Юлина Н.С. Женщина, семья и общество. Дискуссии в феминистической мысли США// Вопросы философии. 1994. №9. С. 132 -146.
95. Юрлова Е.С. Индия: тендерные проблемы на рубеже XXI века// Социс. 1998. №12. С.83 - 88.
96. Якобсон Р., Альфредсон К. Равноценные: положение мужчин и женщин в Швеции. Издательство Шведского Института, Управления по делам равноправия Министерства труда и авторов, 1997. 96с.
97. ЮО.Янкова З.А. Советская женщина: социальный портрет. М.: Политиздат, 1978. 160с.
98. Ackelsberg, Martha Feminist Analyses of Public Policy// Comparative Politics. 1992. no.24. pp. 477- 493.
99. Bacchi, Carol Lee The Politics of Affirmative Actions: «Women», Equality and Category Politics. SAGE Publications: London, Thousand Oaks, New Delhi, 1996. 190p.
100. Bacchi, Carol Lee Women, Policy and Politics: The Construction of Policy Problems. SAGE Publications: London, Thousand Oaks, New Delhi, 1999. 242p.
101. Barrett, Michele and Phillips, Anne Introduction in Michele Barrett and Anne Phillips (eds.): Destabilising Theory: Contemporary Feminist Debates. Cambridge Polity Press, 1992. pp. 1 - 9.
102. Benjamin, Jessica Like subjects, love objects : essays on recognition and sexual difference. New Haven, Conn. : Yale University Press, 1995. 234 p.
103. Braidotti, Rosi Nomadic Subject: Embodiment and Sexual Difference in Contemporary Feminist Theory. Columbia University Press: New York, 1994. -329p. (Gender and Culture).
104. Bottomley, Gill Living Across Difference: Connecting Gender, Ethnicity, Class and Aging in Australia, in Norma Grieve and Ailsa Burns (eds.): Australian Women: Contemporary Feminist Thought. Melbourne: Oxford University Press, 1994.-pp. 59-69.
105. Bryson, Valerie Feminist Political Theory. An Introduction. MACMILLAN Press, 1992. -298p.
106. Charles, Nickie Feminist Practices: Identity, Difference, Power in Nickie Charles and Felicia Hughes-Freeland (eds.): Practicing Feminism: Identity, Difference, Power. Routledge: London, New York, 1996. pp. 1-37.
107. Chertos, Cynthia Hard Truths for Strategic Change: Dilemmas of Implementing Affirmative Action// Women's Studies International Forum, 1983. no.6 (2). pp. 231 -241.
108. Connell, R.W. Gender and Power: Society, the Person and Sexual Politics. Polity Press, 1996. 334 p.
109. Cornell, Drucilla L. Gender, Sex and Equivalent Rights in Judith Butler and Joan W. Scott (eds.): Feminists Theorize the Political Routledge: London, New York, 1992.-pp. 280-296.
110. Cornell, Drucilla Gender Hierarchy, Equality and the Possibility of Democracy in Jodi Dean (eds ): Feminism and the New Democracy: Re-siting the Political. Sage: London, 1997. pp. 210 - 221.
111. Crosby, Christina Dealing with Differences in Judith Butler and Joan W. Scott (eds ): Feminists Theorize the Political. Routledge: London, New York, 1992. -pp. 130- 143.
112. Docksey, Christopher The European Community and the Promotion of Equality, in Christopher McCrudden (eds ): Women, Employment and European Equality Law. London: Eclipse Publications, 1987. pp. 1-17.
113. Donald, James and Rattansi, Ali (eds.) «Race», Culture and Difference. London: Sage, 1992. 274p.
114. Edelman, Murray Constructing the Political Spectacle. Chicago: The University of Chicago Press, 1988. 374p.
115. Einhorn, Barbara Cinderella Goes to Market. Citizenship, Gender and Women's Movements in East Central Europe. Verso: London, New York, 1995. -283p.
116. Eisenstein, Zillah R. Feminism and Sexual Equality. Crisis in Liberal America. Monthly Review Press: New York, 1984. 263p.
117. Eisenstein, Zillah Feminism of the North and West for Export: Transnational Capital and the Racializing of Gender in Jodi Dean (eds.): Feminism and the New Democracy: Re-siting the Political. Sage: London, 1997. pp. 29 - 49.
118. Elshtain, Jean Bethke The Power and Powerlessness of Women in Gisela Bock and Susan James (eds.): Beyond Equality and Difference: Citizenship, Feminist Politics and Female Subjectivity. Routledge: London, New York, 1992. pp. 110-125.
119. Evans, Judith Feminist Theory Today. An Introduction to Second-Wave Feminism. SAGE: London, Thousand Oaks, New Delhi, 1995. 187p.
120. Flax, Jane Beyond Equality: Gender, Justice and Difference in Gisela Bock and Susan James (eds ): Beyond Equality and Difference: Citizenship, Feminist Politics and Female Subjectivity. Routledge: London, New York, 1992. pp. 193-210.
121. Fraser, Nancy Unruly Practices: Power, Discourse and Gender in Contemporary Social Theory. Minneapolis, MN: University of Minnesota Press, 1989.-pp. 1-21.
122. Fraser, Nancy From Redistribution to Recognition? Dilemmas of Justice in a 'Post Socialist' Age.// New Left Review. 1995. # 212 (July / August). - pp. 68 -93.
123. Fraser, Nancy Equality, Difference and Democracy: Recent Feminist Debates in the United States in Jodi Dean (eds.): Feminism and the New Democracy: Re-siting the Political. Sage: London, 1997. pp. 98 - 109.
124. Fuss, Diana Essentially Speaking: Feminism, Nature and Difference. Routledge: New York, 1989,- 297p.
125. Gatens, Moira Feminism and Philosophy: Perspectives on Difference and Equality. Polity Press: Cambridge, 1991. 166p.
126. Gender Equality the Nordic Model. Nordic Council of Ministers: Copenhagen, Denmark, 1995. - 54p.
127. Goetz, Anne Marie Feminism and the Limits of the Claim to Know: Contradictions in the Feminist Approach to Women in Development// Millenium: Journal of International Studies. 1988. # 17(3). pp. 477 496.
128. Goodwin, Ness Governmentality in the Queensland Department of Education: Policies and the Management of Schools// Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 1996. #17(1). pp. 65 - 74.
129. Graham, Elaine L. Making the Difference: Gender, Personhood and Theology. Minneapolis: Fortress Press, 1996. 260p.
130. Griffiths, Morwenna Feminisms and the Self: the Web of Identity. Routledge: London, 1995. 220p.
131. Hacker, Helen Women as a Minority Group// Social Forces. 1951. #30. -pp. 60 69.
132. Harding, Sandra Feminist Justificatory Strategies in Ann Garry and Marilyn Pearsall (eds.): Women, Knowledge and Reality: Explorations in Feminist Philosophy. Boston: Unwin Hyman, 1989. pp. 189 - 202.
133. Harraway, Donna «Gender» for a Marxist Dictionary: the Sexual Politics of a Word in Donna Harraway(eds.): Simians, Cyborgs and Women: the Reinvention of Nature. London: Free Association Books, 1991. pp. 127 - 148.
134. Harraway, Donna Situated Knowledges: The Science Question in Feminism and the Privilege of Partial Perspective in Donna Harraway (eds.): Simians, Cyborgs and Women: the Reinvention of Nature. London: Free Association Books, 1991. -pp. 183 -201.
135. Harvey, David Social Justice and the Politics of Difference, in Judith Squires, Laurence and Wishart (eds.): Principled Positions. Oxford: Oxford University Press, 1993. pp.78 - 106.
136. Herman, Didi Rights of Passage: Struggles for Lesbian and Gay Legal Equality. Toronto: University of Toronto Press, 1994 267p.
137. Hemes, Helga Maria Welfare State and Woman Power: Essays in State Feminism. Norwegian University Press, 1987. 182p.145.1rigaray L. The Other: Woman in S. Kemp and J. Squires (eds.): Feminisms. Oxford: Oxford University Press, 1997. pp. 308-317.
138. Iyer, Nitya Categorical Denials: Equality Rights and the Shaping of Social Identity.// Queen's Law Journal. 1993. no. 19. pp. 179 - 207.
139. Jackson, Peter and Penrose, Jan Construction of Race, Place and Nation. London: UCL Press, 1993. 218c.
140. Jaggar, Alison Political Philosophies of Women's Liberation in Mary Vetterling-Braggin, Frederick A. Elliston, Jane English (eds.): Feminism and Philosophy. Littlefield, Adams & CO.; Totowa, New Jersey, 1978. pp. 5 - 22.
141. Kapferer, Judith Being All Equal: Identity, Difference and Australian Cultural Practice. Oxford: Berg Publishers, 1996. 300 p. - (Global issues series).
142. Kendrigan, Mary Lou Gender Differences. Their Impact on Public Policy. Greenwood Press: New York, Westport, Connecticut, London, 1991. 248c. -(Contributions in Women's Studies, no. 121).
143. Kjoenn og politikk / Nina C. Raaum (red.). Forfatterne og TANO A.S., 1995.-350c.
144. Klimenkova, Tatiana What Does Our New Democracy Offer Society? in Anastasia Posadskaya and others at the Moscow Gender Centre (eds.): Women in Russia: A New Era in Russian Feminism. Verso: London, New York, 1994. pp. 14 -36.
145. Lacan J. Feminine Sexuality: Jacques Lacan and the ecole freudienne. J. Mitchell and J. Rose (eds ). New York: W.W.Norton & Company, 1982. pp. 61 -172.
146. Lipovskaya, Olga The Mythology of Womanhood in Contemporary «Soviet» Culture in Anastasia Posadskaya and others at the Moscow Gender Centre (eds ): Women in Russia: A New Era in Russian Feminism. Verso: London, New York, 1994.-pp.123 134.
147. Longman Dictionary of Contemporary English. Longman Group UK Limited, 1987. 1258p.
148. Lorde, Audre Age, Race, Class and Sex: Women Redefining Difference, in Susan Moller Okin and Jane Mansbridge (eds.): Feminism: Volume II- (An Elgar reference collection), 1994. pp.3 - 12. - (Schools of thought in politics; no. 6).
149. Lotherington, Ann Therese Mangfoldets problem: Om kvinner og menn i politisk liberalisme i Turid Markussen og Ann Therese Lotherington (eds.): Feministisk Vitenskapsteori. Spartacus forlag, 1999. pp. 1-15.
150. Lovenduski, Joni Women and European Politics. Contemporary Feminism and Public Policy: Wheatsheaf Books, 1986. 321p.
151. Madell, Geoffrey The Identity of the Self. Edinburgh : University Press, 1981. 148 p.
152. Mann Patricia S. Musing as a Feminist in a Postfeminist Era in Jodi Dean (eds.): Feminism and the New Democracy: Re-siting the Political, Sage: London, 1997,-pp. 222-243.
153. McDowell, Linda and Pringle, Rosemary (eds ). Defining Women: Social Institutions and Gender Divisions. Polity Press: The Open University, 1994. 322p.
154. Men and Women in Politics: Democracy Still in the Making / A World Comparative Study/ Inter Parliamentary Union, 1997. - 193p.
155. Midgley, Mary and Hughes, Judith Women's Choices: Philosophical Problems Facing Feminism. Weidenfeld and Nicholson: London, 1983. 242p.
156. Moore, Henrietta L. A Passion for Difference: Essays in Anthropology and Gender. Polity Press: Cambridge, 1994. 177 p.
157. Nicholson, Linda J. (eds.) Feminism/ Postmodernism (Thinking Gender). Routledge: New York, London, 1990. 348p.
158. Noekkelpersoner og noekkeltekster fra kvinnebevegelsens historie. Gerd Bjoerhovde og Aase Hiorth Lervik (Red.). Tromso: Institutt for spraak og litteratur, Universitetet i Tromso, 1992. 243p. - (Alberte - Skrifteserie om kvinneforskning).
159. Nye, Andrea Philosophy and Feminism: at the Border. New York: Twayne Publishers, 1995. 237p.
160. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English. Oxford University Press, 1983. 1037p.
161. Pettman, Jan Living in the Margins: Racism, Sexism and Feminism in Australia. Sydney: Allen and Unwin, 1992. 278p.
162. Phillips Griffiths, A. How Can One Person Represent Another? in Aristotelian Society, Supplementary vol. xxxiv, 1960. pp. 187-208.
163. Phillips, Anne Democracy and Difference. Polity Press: Cambridge, 1993. -172p.
164. Phillips, Anne Engendering Democracy. Polity Press: Cambridge, 1991. 181p. 183 .Phillips, Anne Introduction in Anne Phillips (eds.): Feminism and Equality.
165. Polity Press: Cambridge, 1987. pp. 1 - 23. - (Readings in social and political theory)
166. Phillips, Anne The Politics of Presence (Oxford Political Theory). Clarendon Press: Oxford, 1995. 207p.
167. Pile, Steve and Thrift, Nigel Mapping the Subject: Geographies of Cultural Transformation. Routledge: London, 1995. -414 p.
168. Posadskaya, Anastasia Women as the Objects and Motive Force of Change in Our Time in Anastasia Posadskaya and others at the Moscow Gender Centre (eds.): Women in Russia: A New Era in Russian Feminism. Verso: London, New York, 1994.-pp. 8-13.
169. Pringle, Rosemary and Watson, Sophie «Women's Interests» and the Post-Structuralist State in Michele Barett and Anne Phillips (eds.): Destabilizing Theory: Contemporary Feminist Debates. Cambridge: Polity Press, 1992. pp. 53 - 73.
170. Raevaara, Eeva Equality Between Men and Women in Politics in Finland and France in the 1990's in reports for the Women's Presence and Democratic Institutions in Times of Transition, Sostrup, 25-31 August 1998. 15p.
171. Randall, Vicky Women and Politics: an International Perspective. 2nd ed. Macmillan Education LTD, 1987. - 362p.
172. Reese, Pat Ray Entrepreneurial Networks and Resource Acquisition: Does Gender Make a Difference? Chapel Hill, N.C. : University of North Carolina, 1992. 268p.
173. Riley, Denise Am I that Name? Feminism and the Category of «Women» in History. Houndmills: Macmillan, 1988. 198p,
174. Sapiro, Virginia Sex and Games: On Oppression and Rationality.// British Journal of Political Science. 1979. vol.9, no.4. pp. 107 - 164.
175. Scott, Joan W. «Experience» in Judith Butler and Joan W. Scott (eds.): Feminists Theorize the Political. Routledge: London, New York, 1992. pp.22-40.
176. Scott, Joan W. Gender: A Useful Category of Historical Analysis in Elizabeth Weed (eds.): Coming to Terms: Feminism, Theory, Politics. Routledge: New York, 1989. pp. 81 - 100.
177. Sherwin, Susan Philosophical Methodology and Feminist Methodology: Are They Compatible? in Ann Garry and Marilyn Pearsall (eds.): Women, Knowledge and Reality: Explorations in Feminist Philosophy. Boston: Unwin Hyman, 1989. -pp. 5-20.
178. Simons, Margaret A. Motherhood, Feminism and Identity in Azizah Y. Al-Hibri and Margaret A. Simons (eds): Hypatia Reborn: Essays in Feminist
179. Philosophy. Indiana University Press: Bloomington and Indianapolis, 1990. pp.156 - 174.
180. Skjeie, Hege From Movement to Government: Women's Political Integration in Norway. Oslo: Institute for Social Research. 1994. December. 5p. -/Prepared for the UNESCO Courier/.
181. Skjeie, Hege Women in Politics in Norway. Oslo: Institute for Social Research. 1995. March. -20p.
182. Skjeje, Hege The Rhetoric of Difference: On Women's Inclusion into Political Elites// Politics and Society. 1991. #2. pp. 233-263.
183. Spector, Malcolm and Kitsuse, John I. Constructing Social Problems. Hawthorne, NY: Aldine de Gruyter, 1987. 342p.
184. Stanley, Liz and Wise, Sue Breaking Out Again: Feminist Ontology and Epistemology. Routledge: London, New York, 1993. 258p.
185. Stanley, Liz Feminist Praxis: Research, Theory and Epistemology in Feminist Sociology. Routledge: London, 1990. 282 p.
186. Sullivan, Thomas J. and Thompson, Kenrick S. Introduction to Social Problems. 3d. ed. Macmillan: New York, 1994. - 264p.
187. Taksdal, Arnhild, Widerberg, Karin og Dale, Kristin Forsteelser av kjninn. Arnhild Taksdal og Karin Widerberg (red ). Oslo: Ad notam Gyldendal, 1992.-319p.
188. Tanesini, Alessandra «Whose Language?» in Kathleen Lennon and Margaret Whitford (eds.): Knowing the Difference: Feminist Perspectives in Epistemology. Routledge: New York. 1994. pp. 203-216
189. Thomson, Judith Jarvis Preferential Hiring in Sharon Bishop and Marjorie Weinzweig (eds.): Philosophy and Women. Wadsworth Publishing Company: Belmont, California, 1979. pp.227 - 236. - (The Wadsworth series in social philosophy).
190. Unfinished Democracy: Women in Nordic Politics. Elina Haavio-Mannila, Christine Badcock (eds ). Pergamon Press: Oxford, 1985. 202p.
191. Ware, Vron Beyond the Pale: White Women, Racism and History. London, Verso, 1992. 324p.
192. Warren, Mary Anne Secondary Sexism and Quota Hiring in Sharon Bishop and Marjorie Weinzweig (eds.): Philosophy and Women. Wadsworth Publishing Company: Belmont, California, 1979. pp.237 - 246. - (The Wadsworth series in social philosophy).
193. Wasserstrom, Richard A. Preferential Treatment in Sharon Bishop and Marjorie Weinzweig (eds.): Philosophy and Women. Wadsworth Publishing Company: Belmont, California, 1979. pp.247 - 250. - (The Wadsworth series in social philosophy).
194. Watts, Rob Government and Modernity: An Essay in Thinking Governmentality. Arena Journal, 1993. pp. 103 - 157.
195. Webster's Dictionary and Thesaurus. Book Essential Publications: Larchmont, New York, 1990. 255p.
196. Whitbeck, Caroline A Different Reality: Feminist Ontology in Ann Garry and Marilyn Pearsall (eds.): Women, Knowledge and Reality: Explorations in Feminist Philosophy. Boston: Unwin Hyman, 1989. pp. 51 - 76.
197. Widerberg, Karin Kunnskapens kjonn: Minner, refleksjoner og teori. Pax Forlag A/S, Oslo 1995.- 171p.145
198. Widerberg, Karin Women's Experiences Text or Relation?: Looking at Research Practices from a Sociological and Feminist Perspective. Oslo: Institutt for sosiologi og samfiinnsgeografi, Universitetet i Oslo, 1997. - 136p.
199. Wittig, Monique The Category of Sex.// Feminist Issues. 1982. Fall. pp. 6368.
200. Women's Studies and Gendered Research in the Baltic and Nordic Countries: Mapping the Situation' 98./ Conference proceedings/ Irina Novikova, Elizabete Picukane and others (eds.). Riga: Dzimtes studiji centrs, 1999. 146p.
201. Woodward, Kathryn Identity and Difference. Sage: London, 1997. 358p. -(Culture, Media and Identities).
202. Young, Iris Marion Justice and the Politics of Difference. Princeton University Press: Princeton, New Jersey, 1990. 281p.
203. Young, Iris Marion Throwing Like a Girl and Other Essays in Feminist Philosophy and Social Theory. Indiana University Press: Bloomington and Indianapolis, 1990. 216p.
204. Yuval Davis, Nira Gender and Nation. SAGE: London, Thousand Oaks, New Delhi, 1997. - 157p.