автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философский анализ проблемы времени: онтологический и гносеологический аспекты
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философский анализ проблемы времени: онтологический и гносеологический аспекты"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.М.В.ЛОМОНОСОВА
Специализированный совет Д.053.05.85.
РГ6 ОД по философ0™01 наукам
• ' (Кн О'Л
, На правах рукописи
рябова наталья васильевна социально-филосозский анализ проелеш времени:
отологический и гносеологический аспекты
Специальность 09.00.11 - социальная философия
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва - 1993
Работа выполнена на кафедре социальной филосафм философского факультета Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова.
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии философского факультета МГУ Косолалов Р.И. Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Скибицкий 11.11.
кандидат философских наук, доцент Хлебников И.В.
Ведущая организация - Московскх! гвдромвлюратины! «нстктут,
кафедра фхлософп ж культурологах.
Защита состоится " " 1993 г. в 15.00 часов
на заседании Специализированного совета Д.053.05.85 по философским и социологическим наукам при Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова по адресу: Москва, Ленинские горы, I корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет, II этаж, аудитория
С диссертацией можно ознакомиться в читальном вале Научной библиотеки им.М.Горького МГУ /I корпус гуманитарных факультетов/
Автореферат разослан " " 1993 Г.
Ученый секретарь Специализированного совета
Пацвнко В. Я.
ОБЩАЯ ХАРАКТВРИСШКА РАБОТЫ
Актуальность тени исследования обусловлена тем, что проблема времени была и остаётся в центре философских дискуссий на протяжении двух тысячелетий. Каждая эпоха, каждая культура по-своему осмыоливает этот феномен, вырабатывая огромное разнообразие темпоральных представлений, многообразие концепций и учений о времени. Однако несмотря на немалый запас знаний , накопленный * настоящему моменту, наука не пришла к единой точке зрения на природу времони, которая до сих пор остаётся загадкой. И по сей день в толковании времени сохраняется определённая дихотомия: с одной стороны, врем* трактуется как объективная последовательность изменений, событий, состояний материальных объектов, с другой- как субъективное переживание целе&а-Пражланного поведения. Неразрешимым остаётся противоречив между непрерывностью времени как всеобщей формы бытия и диокрет-ностьв событий, протяженных во времени.
Возможно ли овладеть временем и наполнить его подлинно гуманистическим содержанием или оно было и останется неуломнш > ускользавшим, как и сам момент настоящего, разделявший жизнь на прошлое и будущее? Каково соотношение между человеческий опытом и знанием человека о времени, носящим преходящий, обусловленный эпохой и всем её менталитетом характер, и объективными темпоральными структурами, внутри которых развивается природа и общество? Являетоя ли время чистым представлением субъекта -или формой, в которой вещи существуют и следуют одна за другой в объективном времени-пространстве? "Связано лж с временем что-то существенное, идущее до глубочайшего ядра бытия, или время есть лишь форма и условие для мира явлений, для мира феноменаль-
ного Эти фундаментальные вопросы, имеющие непосредственное отношение к онтологии, до сих пор волнуют философов разных школ и направлении и' даже привели к возникновению новом научной дисциплины - хронософии. Можно сказать, что проблема времени - веч -пая проблема.
В наши дни никто уже не будет оспаривать утверждения о том , что человеческое бытие обладает темпоральной размерностью так же,
как и мир природы, и "история так же,как и физика, есть наука о
2 ■ ■ г времени" . "История - наука =о ообытиях в их овязи и последовате-
3
льнооти" , и поэтому "ооновным вопросом, ООНОВНОЙ посылкой всякой философии иотории явлнется, несомненно, вопрос о значении
времени,о природе времени, потому что иотория есть процесс во
¿1
времени, временное совершение, движение во времени" .
Специфичность человечеокого бытия в его иотории порождает и специфичность соцмошсторического времени в отличие от физичео-кого или биологического времени, характерного для низших уровнен организации материи.Однако его,казалось бы,очевидное положение до сих пор вызывает оотрые дискусоии как среди сторонников довольно широко раопроотранённой/оообенно в рашеЙ стране/парадигмы редукционизма,оводящей всё многообразие проотранственно-
временных отруктур к универсальной пространственно-временной фо-
5 '
рме, единой длн всего мира, так и среди приверженцев субстанциальной концепции абсолютного времени Вселенной,поисками которого заняты коомологи. Необходимость обоснования концепции со-
^Бердяев H.A. Смыол иотории. М.,1990. С.50,
^Копнин П.В. Логические основы науки. Киев,1970. С.192,
•^милёв Л.Н, Этногенез и биосфера Земли. Л,,1989, С.146.
''Бердяев H.A. Смыол истории. С.50.
^'См.диокуссию в "Вопросах философии" за 1988 год.
~ } -
внокстортчаского временя определяла целя и задач» данного исследования.
Цели и задачя исследования. Темой дяосертации являетоя ооцн-ально-философокий анализ проблемы времени.Выбор темы обусловлен необходимость!) преодоления:
- оубоганциальной концепции абсолютного временя Вселенной: необходимостью признания того, что временные характеристики человече-окого общества несводимы к движению его во времени природы как в чем-то абсолютном и универсальном, что социальному уровню движения материи присуща собственная,имманентная форма времони-социо-иоторическое время;
- парадигмы редукционизма, не отвечающей современным представлениям о мире,поокольку "наше видение природы претерпевает радикальные изменения в оторону множественности.темпоральностя и слож-
Я1
ностя .
Конечной целью наиего исследования являетоя обоснование онтологического отатуса категории "ооциоисторическое время".
Социально-философский анализ проблемы времени включает в ое-бя два аспекта: гносеологический и онтологический. Он предполагает решение следующих задач:
1.Исследование социокультурной детерминации концепций времени, начиная с самых ранних стадий развития общественного сознания.
2.Анализ сущности и ооновных особенностей социоиоторичеокого времени.
3.Исследование структуры социального времени: а/в генетическом аспекте;
б/в аспекте функционирования социума.
* Пригожин И..Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,1986. С.З1».
Степень разработанности проблемы. Наибольший вклад в изучение проблемы социального времени внесла французская социологическая школа / Г.Юбер, М.Мооо, Э.Дюркгейм и др. /, которой мы и обязаны появлением данного термина. Юбер ещё в начале века четко определил социальное время как символическую структуру, представляющую
организацию общества через его темпоральные ритмы.*Доркгей* рассматривал время как специфически социальное измерение, приоущее
' общественной жизни; оно распадается на разнообразие длительностей,
событий и деятельностей, которые вооооздаютоя и реинтерпретируцт-
оя в тотальном социальном ритме,придающем ему /времени/ оогласо-р
ваннооть и смысл. Можно оказать, что школа Дюркгейма замоотила путь для социологии времени, традицию которой продолжил Дж.Гурвич? Ему принадлежит наиболее полное концептуальное исследование социального времени в структурно-функциональном аопекте.
В Великобритании наиболее ранние исследования социального
л
времени проведены Э.Эвано-Причард7, в ОНА - П.Сорокиным и Р.Мер-тоном, которые на материале ооциально- культурной антропологии проиллюстрировали существенную овязь социального времени с дея -тельностью, его относительность, прерывность и специфичность по оравнению о биологическим или физическим временем, его качеотвен-ный характер. Соглаоно Сорокину и Мертону , социальное время
Н-, Мац а М, гуилм+а+м е/ -¿¡ме
С/и <*пс/ , Р.г /909.
йткЬит £. /а 'е-¿а<,/гз (<«. Л? у1е 1ве,у!с>н$е.
,Р, <960.
(¿и^гМ (г УЛе уео+ьит с/ Зоаае -¿/те.
- Ры'сЬа^с/ Е, £. 7/>е //«ег, Л Ые&оирНоп. Ме. меЫе* ¿¡гвЩооЫ яис/ рЫ<{<са( ¡нМХиНои. <И я т'^Ь'с ри>/6
5 оаМЫ, тс. Г Лгскгн Р^ Л1еь1с>/1 £сс{с<е -¿Гще : а теЯюЫе&^Гсае
- 1ц: Л тег ¡сап е] и л/5,
еоть отношение между разными видами деятельности , а также выражение ритма ооциальних групп. Возрождение интереса к проблеме социального времени наблюдается в англоязычной литературе в 70-80-е годы. Среди наиболее интересных работ можно выделить оле-дуючие : монографию Э.Джекьюса " Форма временя в которой автор предлагает оригинальную трактовку временя как двухразмерно-го для построения 5/3»-2/-мерной структуры социального мира в отличие от '»-мерного физического мира; книгу Лж.Мак-Грата и Дж.
р
Келли " Время и человеческое взаимодейотвие ",, где проводитоя аналиЬ времени на уровне социальной психологии; а также моногра-
3
фии Н.Ротенотрейча "Время и смысл в истории" и Д.Kappa "Время,
n't
нарратив и иотория ,в которых авторы анализируют историческое время как выражение упорядоченности иоторических фактов и окоро-сти протекания событий в истории,с одной стороны, к с точки зрения нарратива /исторического повествования/ - с другой.
Большой интерес к социальноиу времени проявила известная школа "Анналов". Так, $.5родель пишет о гетерогенности времени, выделяя три его вида в соответствии с тремя частями /или пластами/ истории: первое - медленно текущее, поЧти неподвижное историческое время.охватывающее всю истории человечества,второе -
социальное время.проявляющееся на уровне социальных групп, и
5
третье - событийное - на уровне индивида.
* iopii« £ The, fpw fi/ iW. M'Y., on. *Mac-Gtatf\ J.E., Xeffy J.R. Titne and' h итак init*ctctfe*\ ^tccoaсcf a se?cia £ psict<cfû£</ of Игне. . У.-Y., <9f$. . R-oientfftich M Tinte ant/ телл/я» ¿л hizioiy, ÛOtcfrethi, W7. * *
*Carr Û.Ti'fce, nafta{¡ve ancf kti-fety. Bloçmîhgtpun, i9î6.
5Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность. /'/Философия и методология нцукж. H., 1977.
Среди отечественных работ следует выделить в первую очёредь монографии м статья Я.Ф.Аскина как основателя школы по изучению проблемы времени в нашей стране, книг* М. А.Барта, А.Я.Гуревича,
A.Ф.Лосем, А.Н. Лоя, В.А.Канке, Н.Н.Трубникова, В.П.Лковлева и
B.Н.Ярсков. Надо отиатщть, что литература во исследования) социального времени обширна и разнопланова : эта категория анализирует -
ря социологами историками,^ экономистами,"* социальными поихо-
4 5 6
логами, литературоведами, иокусотвоведами . Однако специальные
исследования - в рамках частных наук - не в состоянии дать общей картины , а раскрывают лишь какую-то одну сторону изучаемого феномена , поэтому неизбежно нооят ограниченный характер . Философский же подход к проблеме прежде всего обосновывает понятие "социальное время" как категорию социальной философии , что до сих пор ещё не проделано . Философокий подход обеспечивает целостный,обобщённый взгляд на длительность , последовательность , чередование социальных явлений в их взаимодействии. В соответствии о этим выделяется два аспекта в изучении социального времени : диахрони -чеокий - вертикальный срез развития общеотва , его иотории о точки
^См.работы: Дж.Гурвича, У.Гроссина, Кэмпбелла А., П.Конверса, Ф.Бэста.а также В.А,Артемова,Г.П.0рлова,/Ш7ерова и др.
2
См.работы:М.А.Барга,М.Блока,А.Я.Гуревича, 4. Броде ля, Ж.Ла.ГофБа в др
3
См.работы:В.И.Болгова,В.Д.Патрушева,Н.С.Сачко,В.А.Чемыхина и др.
''См. работы: Дж.Мак-Грата,Дж.Келли.Х.Манна,М.Синглера.Х.Хопкиноа, а также Н.Н.Брагиной,В.И.Головахи,Т.А.Доброхотовой,A.A.Кроника , Т,А,Меринга и др.
См. работы: М.М.Бахтина,Э.§.Володина,В.Д.Днепрова,Б.Ф.Егорова, Д. С. Лихачева, Ю.Г.Дотмана, ЕгГ.'Якввдева и др.
6См. работы:Н.Н.Д*охадзе,Р.А.Зобова,В.В.Иванова,Б.С.Мейлаха, М.С.
. Кагана, Б. А.Кузнецовой, H.JL Ла^дарыана, М.Б.Т^чанко н др.
зрения последовательности , чередования событий , явлений, и структурно-функциональный - анализ взаимодействия различных общественных структур в плане их функционирования и организа -ции различных сторон социального движения во времени в нечто целое.
Методологической основой данного исследования являются принцип системного единства мира и принцип неисчерпаемости материи , её видов , форм движения , типов взаимосвязей и закономерностей , из разнообразия которых непосредственно вытекает возможное многообразие пространственно - временных структур материального мира»В основу авторской концепции социоисторичес -кого времени положены динамическая и реляционная концепции времени .Автор исходит из того,что время объективно существует лишь в виде множества временных отношений материальных систем. Поэтому.чтобы раскрыть единство различных временных отношений, следует исходить не из особенностей времени самого по себе как пустой абстракции,а из анализа того процесса взаимодействия материальных систем,который реально обусловливает эти свойства.Термины "физическое время","биологическое время","социальное время" выражают отнюдь не абсолютно различные времена,а лишь относительное различие временных отношений,осуществляющихся в качественно определённых материальных системах. Основные результаты и их научная новизна В результате исследования мы приходим к следующим выводам: 1.В онтологическом значении социальное время есть необхо- • димая внутренняя форма саморазвития общества.характеризующая целостность,упорядоченность,структурность социума со стороны внутренней связи,последовательности,взаимного чередования и координации социальных процессов и явлений,их темпоритмической
организации.
2. Социальное время в качеотве формы деятельности общественного оубъекта заклинает в себе единство объективного времени социального развития /и о этой точки зрения являетоя формирующим фактором/ и субъективных форм времени человека, что обусловливает его субъектно-объектнмй характер.
3. В обществе в каждый данный момент его развития существует некий единый ритм, синхронизирующий /согласующий и регулирующий/ разнообразные ритмы функционирования его подоиотем. В1 основе этой единой ритмики лежит ритмика доминирующего способа производства как ооновы мслроиэводотва всей социальной оистемы, но в повседневной жизни ритм функционирования социума определяется ритмикой превалирующей на данном этапе развития формы общественного оознания,
4. Выявлены и проанализированы специфические особенности социального времени,к числу которых относятся гетерогеннооть, полиотруктурнооть социального времени,неравномерный характер его течения,что овязано о неравномерной наоыщенноотью его социальными событиями,опецифика связи о пространством,а т*кже"на-полненнооть" социального проотранотвенно-временного континуума информационными процеооами.
5. Исследована структура социального времени:
а/ в диахроничеоком аопекте ооциоиоторнчвокое время раскры-ваотоя как иоторичеокое время,формационное время,время культуры, время цивилизации;
б/ в аспекте функционирования ооциума социальное время при -обретает формы экономического,политического.художественного, ооциально-психологического времени человека.
6.Вшвлена методологическая роль категорий "социоисториче-окое время".
7. Предложена модель социоисторического времени,- органично связанная с изменением систем отсчета времени:
а/ в основных фазах развития общества;
И/ при переходе от одной доминирующей формы социального взаимодействия к другой;
в/ от одной общественно-экономической формации к другой;
г/ от одного типа цивилизации к другому - , и так'далее,двигаясь от абстрактного к конкретному.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были использованы в сообщениях и докладах автора на научных конференциях и семинарах, а также опубликованы в плтй . статьях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии философского факультета МГУ 26 апреля 1993 года и рекомендована к защите.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения , двух глав и заключения. Первая глава включает в себя три параграфа, вторая-два. К.работе приложен список литературы. Общий объём диссертации со списком литературы составляет 120 страниц машинописного текста.
ОСНОВНОЕ С0ДЕР1АНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы исследования, дается характеристика современной ситуации,оложившейся в науке . и философии во взглядах на проблему времени и,в частности,социального времени.анализируется стбпень разработанности проблемы в литературе,определяются цели и задачи исследования.формулируются основные положения,выносимые на защиту.
- 10 -
Первая глава "Эволюция представления о времени в истории европейской философии" посвящена гносеологическому анализу .проблемы времени. Процесс познания пространственно-временных характеристик бытия в истории неразрывно связан с общественным соз -нанием, доминирующие формы которого в тот или иной период развития человеческого общества детерминируют восприятие иоториче-• окого времени и пространства. Поэтому в концепции времени воплощается рефлексия эпохи, интерпретация сложившейся культуры , её^ способность ооознавать себя ? своих отличительных особенностях, постигать себя посредством пространственно-временной ориентации в мире иотории.
В первом параграфе "Представления о времени в "традиционном" обществе.Концептуализация времени" рассматривается эволюция представлений о времени, начиная с самых ранних стадий развития человеческого общества и заканчивая эпохой Возрождения.
.Представления о времени, возникшие в глубокой древнооти.ещё в эпоху палеолита, овязаны прежде всего о умением фиксировать , различать, оопоотавлять и отождеотвлять естественные циклы природы: оуточные, лунные, солнечные - и на этой основе составлять календарь, который, выполняя в первую очередь культурно-хозяйственную функцию, приобретает в условиях донаучного, неразвитого мышления культовое значение. Эмпирическому уровню первобытного мышления свойственна атемпоральнооть:н«Т ограничения между прошедшим и будущем; календарь носит окорее качественный, чем количественный характер, - он составляется из особых дней,связанных о ритуалом, и сезонов в жизни общины.На уровне мифологического сознания.которое обращено к первоначалу воех вещей,к иотоку времени, в котором содержатся архетипы сущего , возникает цикличес -
кое восприятие времени.выраженное в идее "вечного возврата". Мифологическое время - это время событийное,без ритуала оно ■неощутимо, недвижимо,посредством ритуала оно обнаруживает себя. В этом времени нет регулярной метрики,так как в нём нет регулярного течения,следования,нет кумулятивности /время не накапливается/. Представления о времени как длительности зарождается в эпический период развития общественного сознания.
Для античного общественного сознания.связанного с более развитыми социальными формами жизни.возникающими в рабовладель -ческом обществе,и представляющего собой своеобразный синтез эпического сознания с элементами исторической рефлексии.характерно сочетание линейного восприятия времени с циклическим при до» минировании последнего. В целом же представления о времени в так называемом "традиционном" обществе.высший принцип функционирования которого - воспроизводство, сохранение существующего социального порядка.верность оакрализованной традиции,пронизывающей вое сферы общественного и индивидуального бытия, -оонованы на приоритете прошлого,на идее "круга времён".вечного и неизменного возвращения коомичеоких и социальных форм жизни.
Концептуализация времени становится возможной лишь в преодолении мифологического мышления,в лоне социокультурно обусловленной философской рефлексии античного сознания.Именно в рамках философии происходит оформление отрывочных и разроз -ненных идей и представлений о времени в теоретически осмыс г ленные и логически стройные концепции.Концептуализация времени осуществляется через категории становления,изменения,дви -жения и развития.В древнегреческой философии возникает две пары противоположных концепций:статическая и динамическая,субста-
нциальная и реляционная.
Линейное восприятие времени, связанное с признанием его необратимости, становится доминирующим в общественном сознании лишь в эпоху Средневековья, и обусловлено это господством религиозного сознания, а именно христианства, ознаменовавшего решительный сдвиг в мироощущении человека: от мира природы и космоса к миру истории человечества. Для средневековой концепции времени /концепции Августина/ характерна эсхатологичность,однонаправленность и необратимость времени, а также его субъективация, отрицание его объективно-реального статуса.
Эстетическое сознание эпохи Ренессанса обусловило иное восприятие времени - как олицетворения полноты, творческого начала жизни, внутренней, оодержательной формы деятельности человека. Эпоха Возрождения была эпохой рождения исторической рефлексии, когда впервые возникло осознание отчётливой временной и культурной дистанции эпох, что было первым шагом к открытию исторического смысла времени. Однако идея циклизма всё ещё превалировала в общественном сознании ХУ-ХУ1 веков. Это можно объяснить тем, что слишком односторонним выступало для гуманистов содержание исторического процесса, чтобы предпринимавшиеся ими попытки сравнения эпох могли подвести их кобщественного развития в ис- . тории, к линейному течению в ней исторического времени.
Во втором параграфе "Доминанта естественнонаучного темпора-лизма в Новое время" рассматриваются концепции времени,возникшие в науке и философии эпохи становления капитализма.
Начиная с ХУП и вплоть до XIX века на основе восторжествовавшей натурфилософии и механицизма с его жёстко детерминистической картиной мира в общественном сознании прочно утвердилась субстанциальная концепция И.Ньютона,рассматривающая время как не-
зависимув от сознания и природы самодостаточную сущность и феномен,чуждый человеку и культуре.В противовес ньютоновской концепции абсолютного времени Г,Лейбниц развивает реляционную концеп -цию времени,понимаемого как порядок последовательности и связи вещей и события,как внутреннее свойство движения.На основе монадологии им поотулируетоя множественность других миров,а значит , и времён,так как время еоть мера последовательности сущеотвова -ния этих миров. Нножеотвеннооть миров и времён,по Лейбницу,еоть закономерность существования природы. Его учение можно очитать одним из истоков современной концепции множественности форм времени. И.Кант открыл новое направление в исследовании времени : время истолковывается им как форма синтеза, как способ и метод конструирования предмета познавательной деятельности. Эти три подхода к проблеме,возникшие в филооофии Нового времени: детерминистический /Ньютон/, вероятностный /Лейбниц/ и феноменологи -чеокий /Кант/ - положили начало современным направлениям в исследовании времени.
Возникновение, концепции исторического времени непосредственно связано о идеей общественного развития, которая начинает проникать в историческое мышление только о ХУШ лека. Уже в концепции Дж.Вико иотория движетоя не по кругу,а по опирали,ибо она никогда не повторяется,а вотупает в каждую новую фазу в иной форме, которую определяет всё предшествующее развитие. Идея общественного развития и времени как "созерцаемого становления" лишь в философии иотории Г.Гегеля получает целостное и логическое обоснование. Гегель в своём учении о мировом духе впервые ввёл в историю развитие,законосообразность и смыол; время, понижаемое им как гомогенная непрерывность, оказывается организующей оилой исторического процесса; смена фор» знания определяет течение времен«.
Однако только в структуре материалистическои концепции истории К.Маркоа и Ф.Энгельса такие общенаучные понятия, характеризующие время, как последовательность, повторяемость, отражающая закономерность протекания материальных процессов, ритм,обобщающий их периодический характер, приобрели адекватное применение при объяснении закономерностей развития общества. Применение категории "общественно-экономическая формация" позволило создать социально-временную шкалу истории.выделить основу для качественной характеристики каждого отдельного социального организма,выявить определённый ритм истории. Последовательное чередование формаций позволило классикам марксизма открыть закон ускорения исторического процесса.
Третий параграф "Категория времони в европейской филооофии XX века"посвящен анализу современных концепций времени,возникших в рамках таких направлений,как философия жизни,экзистенциализм .феноменология,социология. Критический анализ завершается выводом о том,что построение строго научной концепции социоисто-рического времени возможно лишь на основе материалистического понимания истории.
Во второй главе "Онтологический анализ социоисторического вре-мени"раскрывается авторская концепция социоисторического времени.
Первый параграф "Анализ сущности и основных особенностей социоисторического времени"начинается с критики современных концепций "универсального времени Вселенной".поисками которого заняты космологи,и современных физических теорий,в которых время объявляется четвёртой координатой пространства; отстаивается реляционная
» "V
концепция,ведущая своё начало ещё от Аристотеля.Подчёркивается, что время не представляет собой какой-то особый процесс или осо-
бую длительность саму по себе, лишь вмещающую в себя явления и события мира; время есть порядок последовательности существования самих явлений и событий,порядок и* движения и развития.становления и изменения, их внутренней связи и взаимного чередования . Поэтому время не гомогенно: оно тесно связано с содержанием, которым заполнено, о происходящими в мире событиями и явлениями.
Анализируя сущность социоисторического времени.автор исходит из того,что "природа времени определяется не какой-либо конкретной формой движения, а теи общим, что присуще движению материи в целом - процессом изменения, становления, развития. Что же касается качественно различных форм движения материи, то о ними связана специфика проявления временных свойств?* Время охватывает не только явления, но и сущность вещей, поэтому можно говорить о внутренней временной структуре, которая выражает процесс становления.Но поскольку бытие вещей носит конкретный характер.посто-льку временные свойства и отношения объективно обусловлены конкретным споообом их существования.
Человеческая деятельность,являяоь специфическим способом существования социального уровня организации материи, выступает ь качестве субстанции общества и обусловливает те особенности,которые отличают время общества от других форм времени.Собственная специфика времени общества обусловлена спецификой общественной субстанции,спецификой социального взаимодействия.
Онтологически социоисторическое время возникает вместе с историей общества.Ход и содержание истории в некотором смысле автономны по отношению к природе и природному времени,хотя эта ав-
т
Аокин й.$. Проблема времени.Её философское истолкование. М., 1966. С.123,
тономия и относительна,поскольку общество само когда-то "вышло" из природы.Социальные циклы, выражающие законы материального к духовного производства общественной жизни,совершают овоё движение в силу действия имманентных причин,на своей собственной оо-
нове. Социоисторическое врёмя как специфическая форма обществен'
\
но-исторического самодвижения обусловливает конкретный процесс становления и смены общественно-экономических формаций,культур-но-исторических эпох и цивилизаций,а также историческую последовательность процессов становления,развития и Функционирования всех уровней общественного бытия и форм общественного сознания.
.Далее обосновывается объективность социоисторического временно одной стороны /в онтологическом смысле/ - как реальной формы общественного бытия,а с другой /в гносеологическом смысле/ -как "продукта коллективного оознания" /по выражению Дюркгейма/. Объективное течение социоисторического времени обусловлено действием объективных законов функционирования и развития общества. Законы функционирования,характеризуя внутреннюю овязь эле -ментов общественной системы,являютоя одним из условий сохранения её целостности,её относительной устойчивости в процессе непрерывных изменений. Законы развития фиксируют определённую последова тельность.темп и ритм в изменении самих-структур,связь между различными состояниями объектов общественной оистемы,условия перехода в новое качество.Законы развития выступают,таким образом.ка: законы смены во времени процеосов.явлений.соотояний общественной жизни.
В онтологическом значении социальное время есть необходимая форма саморазвития общества,характеризующия целостность,упорядоченность, структурность социального объекта/социума/со стороны внутренней связи,последовательности,взаимного чередования и ко -
орданации социальных процессов и явлоний.их темпоритмической организации.
Различные по масштабам и организации процессы изменения в жизни общества позволяют выделить оледующие временные ряды: временные ритмы деятельности человека, время поколения, время цивилизации, (юрмацмонное время, историческое время - которые в целом составляют время общества. Его специфика определена типом формации и культуры, межформационными различиями, историческими эпохами и конкретным наполнением историческими событиями. Все эти особенности времени общеотва находят выражение в его хроноструктуре- толъ-/д янному ort та гггву/
ко емуусвойотвенных длительностях социальных процессов, темпах и ритмах. Каждому социальному образованию, начиная от формации и кончая конкретным социальным организмом,присуща своя собственная хроноструктура. И если хроноструктура формации складывается на уровне общесоциологических законов, то хроноструктура конкретного общеотва формируется уже на уровне его собственно исторических закономерностей.
Термин "социальное время" оказывается не оводимым к понятию "время общества" за счёт более оложного содержания: в структуре социального времени коррелируют ритмы природы, ритмы общества,ритмы человека.Время в качестве формы деятельности общоственного оу-бъекта заключает в оебе единство объективного времени социального развития - и в этом смыоле выступает формирующим фактором,а не пао-оивной формой деятельности - и субъективных форм времени человека, поэтому социальное время в отличие от природного носит объектно-субъектный характер. Социальное время как формирующий фактор социального развития,как "форма человеческого самоопределения"/ отличается от-других форм времени своей непосредственной связью о
Трубников H.H. Время человеческого бытия. М.,1987.
целеполагающем деятельностью.Всякая деятельность человека необхо- . димым образом опредмечивается,однако опредмеченный труд и опред -меченное мышление не "угасают" в её продуктах,поскольку последние включаются в процесс будущей деятельности.Поэтому ооциальноо время оказывается наполненным прошлой деятельностью.причём в той мере, в какой его распредмечивает новая деятельность. Извлекая из ценностей духовной культуры сконцентрированную в них информацию, человек'тем оамым распредмечивает и социальное время прошлых эпох. Это включение прошлого времени в сферу деятельности настоящего яв-ляетоя необходимым условием для будущего социального развития.
Далее анализируются основные особенности социального временя , к которым относятся неоднородность социоисторического времени,связанная с неравномерной насыщенностью его социальными событиями и изменениями.оочетание однонаправленности и непрерывности на уровне всемирного исторического процесса с дискретноотью и многовек-торностью на уровне конкретного социума,полиструктурнооть, темпо-ритмичвские особенности, специфика связи о пространством, а также информационная "наполненность" социального пространственно-временного континуума.
Во втором параграфе "Структура социального времени" выявляются методологические функции категории "социоисторическое время."., предлагается модель социоисторического временн.исоледуется его структура; в диахроническом аспекте и в плане функционирования социума.
Если хронологическое время есть чисто количественная,внешняя мера движения иотории, которая позволяет в едином объективном масштабе выразить как длительность, так и последовательность исторических событий, проследить ивмененис темпов исторического процесса, то социоисторическое время объективно характеризует качес-
твенную, содержательну» сторону этого процесса, его собственную закономерную логику, определяет этапы истории, её ритм. Обнаружение объективной необходимости на каждом этапе исторического развития вносит в кажущийся хаос событий и действий людей определённую упорядоченность, которую как раз и фиксирует историческое время как внутренняя ось историй. Понятие исторического времени выражает отношение необходимой последовательности , реально существующей между объективными фазами общественного развития.
Методологическая функция данной категории оостоит прежде всего в осуществлении овязи времён в истории: прошлого, настоящего и будущего в развитии общества - которая раскрывается только на основе закономерного и необходимого социального прогресса. Второй важной методологической функцией исторического времени являетоя периодизация истории, которая осуществляется на основе признания наличия в общественном развитии различных временных ритмов и соответствующего вычленения * нём объективно-иоторичеоких целостно-стей. Для этой цели предлагается оледумщая модель исторического времени. Еоли у Д.Я.Гуревича историческое время предстает в виде множеотва временных рядов, а у М.А.Барга - в виде "цепи паралле -льно тянущихоя горных хребтов о беспорядочно разбросанными через каждый из них перевалами", то, на наш взгляд, его образно можно предотавить в Виде множеотра вкладывающихся одна в другую коробок разной величины, представляющего собой последовательность хроно-отруктур общеотва на разных уровнях обобщения и рассмотрения последнего. Наша модель органично связана о изменением систем от -счёта времени:
а/ в основных фазах развития общества;
б/ при переходе от одного доминирующего типа социального взаимодействия к другому;
в/ от одной общественно-экономической формации к другой;
г/ от одного типа цивилизации к другому -и так далее, двигаясь от абстрактного к конкретному.
Специфическими единицами исторического времени выступают историческая эпоха, исторический период, поколение, формация.длительность которых неодинакова. Однотипные общества единого пространственно-временного континуума создают локальное историческое время региона, а устойчивые периоды воспроизводства базиса и надстройки протекают в ритмах формационного времени. Хро-ноструктура конкретного социального организма формируется как сложное интегративное образование, представляющее собой результат взаимоналожения, взаимной корреляции хроноструктур формации, региона и данного общества во всей совокупности его множественных ритмов.
Уоловием и фоном деятельности отдельных людей , социальных групп, наций и народов выступает культурно-историческое время. Время культуры охватывает процесо создания, освоения и потребления человечеством материальных и духовных ценностей прошлого и настоящего. В непрерывном потоке опредмечивания-распредмечивания социальных ценностей формируются, ритмы культуры, выражаясь в культурно-историческом времени поколения, нации/народа/,, цивилизации. Время цивилизации представляет собой совокупность временных ритмов производственных, социокультурных и адаптивных элементов данной органической системы. В непрерывном изменении, перемещении, взаимодействии элементов,сфер общественной жизви образуетоя иерархия временных ритмов цивилизации. Время цивилизации еоть не только форма протекания социальных' процеосов, оно - уоловие и мера человеческой деятельности.фактор развития, а также ценность, субстанция общественного богатства.
Рассмотренное в отруктурно-функционалъном аспекте социальное время принимает формы экономического, политического, художественного и психологического времени человека.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются общие выводы и намечаются направления дальнейшей разработки проблемы.
Научно-практическая .значимость диссертационного исследования. Полученные результаты могут опособотвовать развитию концепции ооциоисторического времени, а также могут быть использованы при разработке учебных программ по социальной философии.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора :
1. О специфике социального времени. //Философия и современность. Вып.2. Саратов, 1990 /0,5 п.л./.
2. Эволюция представления о времени в ходе исторического процесса. //Деп. в ИНИОН ГАИ » '48270 21.II.1990 /0,5 п.л./.
3. Социоисторическоч время: метафора или реальность? //Деп. в ИНИСН РАН » '15411 OR.IO.1991 /0,5 п.л./.
Социальное время как онтологичпская проблема. //Проблема че -ловска:история и соирем<ч1ность. Вып.2. И.,1992 /0,5 п.л./. 5. Проблема социального жремвнж в сожремвнйой западной ф*ж>оо$ии. //философия я социология.М Ц, инида РАН, *., 1993 /0.5 п. л./.
Подписано в печать 13.09.1993г. эак.ПЗ тир. 100 экз. обьеи 1,4 п.л. Ротапринтная Института эконоижки РАН