автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философский анализ развития клановых исламских обществ
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философский анализ развития клановых исламских обществ"
На правах рукописи УДК 101.1:316(043.3)
СЕМЕНОВ Виталий Андреевич ^
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КЛАНОВЫХ ИСЛАМСКИХ ОБЩЕСТВ
Специальность 09.00.11 - социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Санкт-Петербург - 2013
3 О МАЯ 2013
005060659
Диссертационная работа выполнена на кафедре философии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор
БЫСТРЯНЦЕВ Сергей Борисович
Официальные оппоненты:
доктор политических наук, профессор СТРЕБКОВ Александр Иванович (СПбГУ) доктор философских наук, профессор СКОРОБОГАТЬКО Александр Владимирович (РГПУ им. А. И. Герцена)
Ведущая организация: Санкт-Петербургский
государственный морской технический университет
Защита состоится «25» июня 2013 г. в 13.00 часов на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.010.02 при Балтийском государственном техническом университете «Военмех» им. Д.Ф. Устинова по адресу: 190005, г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Красноармейская, д.13, ауд. 401.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д.Ф. Устинова.
Автореферат разослан 2013 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Д 212.010.02, канд. философских наук, проф. -
О.П. Семенов
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. После окончания второй мировой войны и распада колониальной системы, а также в связи с ускорением темпов научно-технического прогресса, развитием транспортной инфраструктуры, коммуникационных и глобализаци-онных процессов усиливается взаимодействие и взаимопроникновение представителей социальных и этнокультурных общностей разных цивилизаций. Данные процессы получили ускорение в результате попыток модернизации стран третьего мира в период Холодной Войны, предпринимаемых как Западом, так и социалистическим блоком. При этом существовавшие на тот момент социально-философские концепции прогресса и научные подходы к вопросу социально-исторического развития появились и развивались в социокультурных условиях западной цивилизации и в достаточно слабой мере учитывали социально-политические различия в устройстве других обществ, обусловленных особенностями культуры и мировоззрения. Однако если страны Восточной Азии пошли по пути догоняющей модернизации, ломая или переосмысливая традиционный уклад жизни, заняли отведенную им нишу в системе современного мира, то в отношении исламских обществ сложилась принципиально иная ситуация. Изменение технического уклада и развитие экономики, эффективное функционирование заимствованных на западе институтов - все это потребовало также изменения в социальной и культурной сфере исламских стран. Однако клановые исламские общества проявили повышенную сопротивляемость социокультурным изменениям (а также их возможным источникам, например, предприятия, разрушающие традиционную систему кустарных ремесел). Не нашли поддержку идеи научно-технического прогресса и сопутствующей социальной эволюции, не обладающие достаточным весом в связи с господством теологической парадигмы в мировоззрении подавляющего большинства клановых исламских обществ.
Социокультурные различия между клановыми исламскими и индивидуалистическими западными обществами проявились в таких явлениях, как проблема арабских анклавов в европейских странах, положение русскоязычного населения в постсоветских республиках Средней Азии, в факте существования таких областей, как Зона Племен, в сопротивляемости исламских обществ по отноше-
нию к модернизационным процессам. Даже столь популярная ныне проблема исламского терроризма лежит в плоскости межцивилиза-ционного взаимодействия.
Степень разработанности проблемы. Современные тенденции взаимодействия запада и исламских обществ вызвали потребность социального, политического, и философского исследования ислама как многогранного политического и социокультурного явления.
До конца XX в. Существовало два основных направления изучения ислама: академическое, сосредоточенное на исследовании истории и догматики ислама, и научно-политическое. В связи с ростом влияния ислама на западный мир активизировалось изучение практической составляющей. Тенденции религиозного развития, особенности использования первоисточников, социальная проблематика ислама получила рассмотрение в работах таких исследователей, как А. Ахмедова, Г.Р. Балтановой, А. Массэ, В.Ф. Пановой и других.
Проблематика деструктивных концепций, особенно радикального ислама, являясь наиболее острой, активно разрабатывается начиная со второй половины прошлого века и вплоть до наших дней многими исследователями, такими как Н.В. Жданова, A.A. Игнатенко, A.B. Коровикова, JI.P. Полонской, Ю.М. Антонян, Ю.И. Дроздова, Д.В. Ольшанский, В.Г. Федотовой, В.Е. Петрищев, А. М.Черницкого, М.А. Пионтковского, А. Шепелева и др.
Проблема влияния глобализационных процессов на трансформацию Ислама исследовалась в трудах А. Егорина, С. А. Проскурина, Г. Г. Салихова, С. Фарах, А. И. Фурсова, С. Хантингтона и др-
Анализ кандидатских и докторских диссертационных исследований последних лет по вопросам, связанным с исламом, позволяет выделить исследования следующих авторов: М. Т. Якупова по теме «Социокультурное содержание ислама в современных условиях» направленно на выявление диалектического противоречия между- прогрессивным исламом и «псевдоисламом», радикализм же рассматривается в качестве одной из защитных форм, как реакция на инновацию; Барковской Е.Ю. «Традиции культуры управления в исламе и их современное значение» тематически пересекающиеся с данным исследованием, однако в силу кросстемпорального характера исследования основной упор делается на эволюцию управлен-
ческого инструментария, используемого в арабских странах со времен Пророка и до наших дней; также следует выделить работу Се-медова С. А. «Политический ислам в современном мире», которая затронула проблематику политического влияния ислама - как социально-религиозного института на основе сравнительного анализа характеристик политической идеологии и политической теологии.
Таким образом, мы можем увидеть, что несмотря на обилие исследований ислама и исламских обществ, в большинстве своем они носят достаточно узкий характер, сосредотачиваясь на рассмотрении конкретного направления - истории, социальных особенностей, теологических аспектов, цивилизационных конфликтов. Между тем, разработки по адаптации фундаментальных социально-политических теорий, созданных в условиях западного индивидуалистического общества, носят редкий фрагментарный характер. В результате проблема глубокого системного анализа особенностей функционирования системы общественных отношений клановых исламских обществ практически не рассматривается.
Источнико-информационную базу диссертации составили: труды классиков социологии, политологии, философии, как Берта-ланфи, Парсонс, Истон, Алмонд, Норт, Маркс, Данилевский, Гумилев, Шпенглер, работавших в рамках системного, формационного, и цивилизационных подходов при построении модели системы общественных отношений.
Во-вторых, нами были рассмотрены работы исследователей, занимавшихся изучением вопросов политической культуры и ее взаимодействия с традицией, а именно: Алмонда, Вербы, Фадеевой, Гаджиева, Пая, и др.
В-третьих, Коран и работы некоторых мусульманских ученых - богословов (таких, как Нуруддин Итр), облегчающих его понимание и толкование с целью выявления базовых социальных норм исламского общества.
В-четвертых, нами были рассмотрены как исследования, посвященные мусульманским идеологам и политическим мыслителям (Маудуди, Кутб, Шариати, Хомейни, Сидцики, Джемаль, Рамадан), так и непосредственно обращения к их трудам (М. Каддафи, Р. Хомейни, и др.
Пятой группой выступает широкий спектр работ различных авторов, посвященных особенностям состояния культуры, социаль-
ной сферы, и политической системы на территории стран, в которых существуют исламские общества.
Объектом исследования диссертации является система общественных отношений в условиях клановых исламских обществ.
Предметом диссертационного исследования выступают изменения и трансформации социальной реальности в условиях клановых исламских обществ.
Цель диссертационной работы - изучение процесоов социально-политических изменений и развития клановых исламских обществ.
Для достижения поставленной цели в диссертации решены следующие основные задачи:
1. Рассмотрены основные концептуальные подходы по вопросам комплексных социально-политических изменений.
2. На основании системного подхода осуществлено комплексное рассмотрение факторов, обуславливающих качественные изменения в обществе.
3. На основании системного подхода разработана модель статичной абстрактно-функциональной структуры, учитывающей различия между клановым и индивидуалистическим обществами.
4. Исследована социальная динамика, выделены основания качественной определенности социальных изменений.
5. Осуществлено комплексное рассмотрение социокультурных основ исламского общества.
6. Исламские общества рассмотрены, как аспект альтернативного пути социальной адаптации к условиям современного глобалистического мира.
Гипотеза исследования №1: Исламские общества являются клановыми обществами.
Гипотеза исследования №2: Социально-политические изменения общества в значительной мере определяются тремя группами факторов (фактором внешней среды, фактором адаптивной подсистемы, и фактором социокультурных условий социального окружения), получающих выражение в соответствии адаптивной подсистемы общества окружающей среде, и характеру взаимодействия общества и государства, формируемого культурной
средой, ценностно-нормативной системой, а также социальной структурой общества.
Методологической основой исследования является системный, формационный, цивилизационный, и мир-системный подходы, с точки зрения которых рассматриваются факторы, вызывающие качественные социальные изменения.
Научная новизна диссертационного исследования.
• На основе системного подхода проведено комплексное рассмотрение причин, вызывающих качественные социальные изменения в обществе.
• Предложена абстрактно-функциональная модель общества, позволяющая комплексно рассматривать качественные социальные изменения и социальную динамику, что позволяет найти компромисс между цивилизационным, формационным, и мир-системным подходом.
• Осуществлен сравнительный анализ социального окружения клановых и индивидуалистических обществ.
• На основе комплексного подхода рассмотрено влияние социокультурных условий, традиции исламских обществ на модерни-зационные процессы, выявлен паразитический тип адаптации нестабильных исламских обществ.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Исламские общества, в соответствии с социальными нормами, закрепленными в Коране, являются клановыми обществами.
2. Глобальные изменения, протекающие в обществе, могут быть вызваны двумя причинами: с точки зрения формационного подхода - качественной эволюцией адаптивной подсистемы, вынуждающей остальные подсистемы приспосабливаться под ее изменения, и с точки зрения цивилизационного подхода — изменения уровня социальной активности и вектора ее направленности, обусловленного социокультурными особенностями данного общества, вынуждают остальные общественные подсистемы, в том числе, политическую систему, подстраиваться под состояние социальной среды.
3. Характер взаимодействия социальной среды и политической системы в условиях клановых и индивидуалистических обществ различается в силу социокультурной специфики, что, в свою очередь, затрудняет внедрение социального, культурного, и политического опыта, накопленного в условиях
индивидуалистического общества, в процессе модернизации клановых исламских обществ. Модернизация адаптивной подсистемы также может оказаться затруднена, как нарушающая сложившуюся традиционную систему отношений в обществе.
4. Рассматривая основные идеологические направления и политические течения, существующие в политическом исламе, мы можем выделить три основных направления: традиционное, обусловленное концепциями сабра и таммакуна, реформаторское, представленное попытками разных идеологов разработать модель современного исламского государства, переосмыслив западный политический опыт и концепции, и радикальное, представленное множеством направлений, имеющих различия теологического характера, но схожие философские основания и методологию.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что теоретические выводы и обобщения диссертационной работы могут быть использованы в качестве основы для исследования социальных и политических процессов, протекающих в условиях клановых исламских обществ. Материалы данного исследования могут быть использованы при чтении курсов по социальной философии, общей политологии, социологии, культурологии, и религиоведенью.
В практическом плане основные положения и выводы исследования могут быть использованы для выявления оптимальных направлений реформирования политических институтов, прогнозирования последствий качественных социальных изменений в условиях клановых исламских обществ.
Апробация диссертации. Основные положения диссертационной работы нашли свое отражение в статьях и докладах, с которыми автор работы выступал в 2009-2012 годах на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, в числе которых: Межвузовская научная конференция Санкт-петербургского государственного университета кино и телевиденья «Человек, коммуникация, культура» (СПб, 2009), международная научно-практическая конференция «Поликультурная среда современного студенчества: межэтнические столкновения и толерантность» (СПб, 2009), Международная конференция «Актуальные проблемы развития общества: экономика, право, социология, и фи-
лософия» (Волгоград, 2011), Международная научная конференция «Человек, коммуникация, культура» (СПб, 2011), и другие.
По теме диссертации опубликовано 13 научных работ, из них 3 в изданиях, входящих в список Высшей аттестационной комиссии РФ.
Работы, опубликованные в изданиях, входящих в список Высшей аттестационной комиссии РФ: статья «Политическая модернизация: влияние социокультурных факторов. Сравнительный анализ индивидуалистического и кланового общества», опубликованная в журнале «Вестник Омского Университета» №3 (61) в 2011 году, статья «Типология исламских обществ» опубликованная в электронном научном журнале «Современные исследования социальных проблем» №5 (13) в 2012 году, статья «Влияние социальной активности на функционирование политической системы: различия между клановым исламским и западным индивидуалистическим обществами» опубликованная в электронном научном журнале «Современные исследования социальных проблем» №5 (13) в 2012 году.
Объем и структура диссертации. Диссертация отражает логику проведения исследования и подчинена решению поставленных задач. Работа состоит из введения; трех глав, каждая из которых состоит из двух параграфов; заключения и библиографического списка использованной литературы, состоящего из 116 наименований источников. Общий объем диссертации составляет 203 страница машинописного текста.
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, охарактеризована степень научной разработанности проблемы, определены цель и задачи исследования, рассмотрены теоретико-методологические основы работы, обоснованы элементы научной новизны, сформулированы положения, выносимые на защиту, освещена научно-практическая значимость исследования и формы его апробации.
Глава I. «Теоретико-методологические проблемы изучения развития клановых исламских обществ.» посвящена разработке понятийного аппарата исследования, определению основных методологических подходов к анализу социально-политических процессов в целом и модернизационных процессов в частности.
В параграфе 1.1. «Современные подходы к проблеме исследования социально-политических процессов в обществе» рассматриваются основные подходы современных российских и зарубежных авторов к исследованию социально-политических процессов в обществе. Хотя разнообразие различных модернизационных концептов велико, большинство из них базируется на линеарно-стадиалыюм подходе. В меньшей степени представлены сторонники мир-системного и цивилизационного подходов. Стоит отметить также то обстоятельство, что сильным толчком к разработке модернизационных концептов послужила необходимость создания альтернативной социально-философской концепции прогресса социалистическому пути развития для стран третьего мира в период Холодной Войны. Надо отметить, что идея догоняющей модернизации наложилась на свойственную для западных исследователей мировоззренческую установку европоцентризма. В результате, на сегодняшний день модернизация рассматривается в трех аспектах^: 1) как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, относящееся к европейскому Новому времени; 2) догоняющая модернизация, которую практикуют страны, не относящиеся к странам первой группы, но стремящиеся их догнать; 3) процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ, как перманентный процесс дальнейшего развития. Поскольку целью работы является исследование влияния социокультурных особенностей клановых исламских обществ, в рамках данного исследования модернизация рассматривается в двух аспектах: как догоняющая модернизация, и как "альтернативная" модерниза-
ция (собственный путь приспособления исламских обществ к реалиям современного глобализирующегося мира). К сожалению, основной тезис линеарного подхода о существовании универсального курса общественно-исторического развития укоренился в восприятии модернизационных процессов. Даже Ш. Эйзенштадт1, утверждавший существование многолинейности в процессе общественного развития, приходит к выводу что эти линии неизбежно сходятся в определенных точках. Однако доминирующий линеарный подход, опираясь на исторический опыт западной цивилизации, не обладает достаточными методологическими основаниями и часто критикуется за европоцентризм. Он не способен адекватно отразить зависимость модернизационного потенциала общества от его социокультурных характеристик и мировоззренческих установок, особенно в отношении обществ, отличающихся принципами социального устройства (различные виды клановых обществ). В результате, возникает необходимость поиска методологической основы, позволяющей построение такой теоретической модели социума, которая даст возможность исследовать социально-политические процессы не только в социокультурных условиях западных индивидуалистических обществ, но также и в обществах с иной социальной моделью и иным мировоззрением.
В параграфе 1.2. «Философские методологические основания абстрактно-функциональной модели социума» анализируются различные подходы к вопросу социально-политических процессов в обществе с целью синтеза единой методологической основы. Существующие на данный момент социально-философские подходы видят причину социальных изменений в отдельных аспектах функционирования общества: цивилизационный подход ориентируется на социокультурные факторы, формационный рассматривает идею прогресса сквозь призму материалистического социально-экономического детерминизма и базируется на изучении влияния технического прогресса (по Марксу — на совершенствовании средств производства)2 - как первопричины социальных изменений, мир-системный подход основывался на исследованиях изменений, вызванных взаимодействием с внешним окружением. Как следствие, возникает необходимость такого методологического ос-
1 Цит. по: Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С.173.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — 2-е изд. — Т. 13. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. С. 6-7.
нования, которое бы позволило рассматривать причины социальных изменений в комплексе. В качестве такого основания в рамках данного исследования был использован системный подход, социально-философские основания которого были разработаны Берта-ланфи, и получивший развитие в моделях социолога Т. Парсонса, политологов Д. Истона и Г. Алмонда. Стоит подчеркнуть особый интерес, который представляет концепция "функциональных абстракций", разработанная Т. Парсонсом3. Данная концепция позволила взглянуть на проблему социальной статики и социальной динамики с новой точки зрения. Само разделение на социальную статику и социальную динамику было подвергнуто жесткой критике со стороны Штомпки4, задававшимся вопросом - насколько вообще можно говорить о статике в отношении постоянно изменяющейся динамической системы. Однако в рамках данной работы общество рассматривается не только как набор конкретных общественных институтов, но также в виде функциональных подсистем, "функциональных абстракций", что позволяет выделить статику, не зависящую от динамических процессов, постоянно протекающих в обществе. В свою очередь, это позволило нам комплексно рассматривать причины социальных изменений, лежащих в основе цивилиза-ционного, формационного, и мир-системного подходов.
Глава П. «Комплексная теория социальных изменений»
посвящена разработке статической абстрактно-функциональной модели общества, с помощью которой было проведено комплексное исследование социальных изменений.
В параграфе 2.1. «Статичная абстрактно-функциональная модель общества» нами проводится анализ существующих моделей социального и политического строения социума в рамках системного подхода с целью разработки такой теоретической модели, которая бы позволила комплексно рассматривать протекающие в обществе социально-политические процессы.
В концепции Т. Парсонса выделяется четыре подсистемы . Подсистема интеграции, подсистема воспроизводства образца, под-
3 Парсонс Т. Система современных обществ/Пер, с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. — М: Аспект Пресс, 1998. С. 16.
4 Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996, С. 18-19.
5 Парсонс Т. Система современных обществ/Пер, с англ. JI.A. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. — М.: Аспект Пресс, 1998. С. 23-26.
система целедостижения, и подсистема адаптации. Однако Парсонс рассматривал свою модель сквозь призму отдельно взятого индивида. Более широкий взгляд на общество был продемонстрирован американскими политологами Д. Истоном и Г. Алмондом. Объединив их разработки, мы выделили следующие подсистемы: социальная подсистема (социальное окружение), культурная подсистема, адаптивная подсистема, и политическая (управленческая) подсистема, а также внешнее окружение, включающее в себя внешнюю среду и иные общества. Социальная подсистема рассмотрена нами в аспекте формирования социальной активности обществом, как совокупностью отдельных индивидов. Рассмотрев социальную подсистему, мы можем выделить два типа лояльностно-ролевых моделей: групповую (клановую) и плюралистическую (индивидуальную). В первом случае социальная активность индивида будет артикулироваться, агрегироваться, аккумулироваться, и фильтроваться кланом, во втором случае его социальная активность будет исходить на прямую. Культурная подсистема рассмотрена нами в первую очередь как информационный контент общественного мировоззрения, включая в себя мораль, культуру, традиции, религиозные догмы. Адаптивная подсистема выполняет функцию посредника в процессе взаимодействия общества с окружающей средой (функции адаптивной подсистемы возлагаются на экономику, армию, МЧС, и т. п.). Управленческая подсистема выполняет функции контроля и координации общественных отношений. Взаимодействие с внешней средой выражается прежде всего в ресурсах, потребляемых обществом. Другие общества рассмотрены сквозь призму сотрудничества, конкуренции, и межкультурного взаимодействия.
В параграфе 2.2. «Социальная динамика и процессы социально-политических изменений» нами рассматриваются причины возникновения социально-политических изменений и их взаимовлияние в рамках абстрактно-функциональной модели общества.
С точки зрения системного подхода причины социальных изменений рассматриваются в качестве системного конфликта, избыточности внутренней энергии системы, вызывающей структурный дисбаланс и вынуждающей систему изменяться в поисках новой точки равновесия.
В контексте исследования в качестве энергетического потенциала системы выступает социальная активность, формируемая со-
циальным окружением. Однако исходящая социальная активность зависит от господствующего лояльностно-ролевого типа. Кланы выступают в роли социального «конденсатора», в зависимости от ситуации ослабляя, либо мобилизуя и катализируя социальную активность общества.
Культурная подсистема влияет на восприятие обществом входящих сигналов и оказывает влияние на вектор социальной активности. Также культурная подсистема поддерживает социальные нормы в обществе, в том числе, определяет господство того, или иного лояльностно-ролевого типа. Таким образом, изменения культурной подсистемы оказывают сильное влияние на социальную активность.
Политическая подсистема реагирует на исходящие из социального окружения импульсы, преобразуя их в регулятивную деятельность, наплавленную как на социальное окружение, так и на адаптивную подсистему.
Адаптивная подсистема выступает в качестве защитной оболочки и механизма взаимодействия общества и внешней среды. Таким образом, качественные социальные изменения вызываются: внешним воздействием, не компенсированным адаптивной подсистемой, эволюцией адаптивной подсистемы в ходе технического прогресса, неудовлетворенностью общества уровнем поступающих из адаптивной подсистемы ресурсов, культурным дрейфом ценностно-нормативной системы общества, приводящей к изменению уровня социальной активности, защитной реакции на угрозу изменения социокультурных условий, не соответствие уровня социальной активности уровню регулятивного воздействия политической подсистемы. Также в работе представлены модели влияния уровня социальной активности на режим функционирования политической подсистемы для кланового и индивидуалистических обществ.
Глава Ш. «Социокультурные условия и практика модерни-зациоиных процессов в условиях исламских обществ» посвящена исследованию социальных, культурных, религиозных основ исламских обществ, а также процессов адаптации этих обществ к условиям современного глобального мира.
В параграфе 3.1. «Социальные, культурные, религиозные основы исламских обществ» проведено исследование социальных норм, заложенных в Коране, рассмотрены социально-исторические
условия возникновения ислама. В ходе исследования был сделан вывод о том, что исламские общества в силу своего исторического опыта, культурных традиций, и заложенных в исламе социальных норм относятся к клановому лояльностно-ролевому типу.
Далее в параграфе рассмотрены основные традиционные концептуальные подходы, существующие в исламской культуре, к взаимоотношению уммы и политической власти (Концепция «саб-ра»6, концепция «таммакун»7).
Помимо традиционного взгляда на взаимоотношение государства и общества в рамках исламской культуры, также были рассмотрены современные религиозно-идеологические концепции в русле ислама таких авторов, как Абу Аля Маудуди, Сайид Кутб, Али Шариати, Хомейни, Калим Сиддики, Гейдар Джемаль, и Тарик Рамадан.
В завершении работы рассматриваются универсальные концептуальные принципы радикальных исламских течений, выделенные Айдыном Али-Заде8.
На основании рассмотренного контента религиозно-политического характера был сделан вывод о мировоззренческой неготовности подавляющего большинства клановых исламских обществ к темпам социальных изменений, диктуемых научно-техническим прогрессом. Идеи развития и эволюции, как и сама идея прогресса, в мировоззрении исламских обществ не обладают достаточной значимостью и уступают идеи «праведности» и традиционному консерватизму.
В параграфе 3.2. «Практика модерпизационных процессов в условиях клановых исламских обществ» проведена типологизация исламских обществ.
В рамках типологии были выделены стабильные исламские общества в условиях традиционных исламских государств. Опираясь на историческую и религиозную традицию, богатые нефтяные ресурсы, развитую социальную политику, и клановое общество они
6 М. Б. Пиотровский Ислам и судьба
URL: http://ec-deiavu.ni/f/Fate Islam.html 20.03.2013
7 Али-Заде А. Ислам и политика
URL: http://www.lnews.az/authors/52/20070723094810899.html#pagel 20.03.2013
8 Али-Заде А. Религиозный экстремизм: история и современность URL: http://alizadeh.narod.rU/article/3.htrnl 20.03.2013
сохраняют стабильность и избегают сильных социальных изменений.
К следующей категории относятся общества, существующие на территории стран, подвергнувшихся исламской реформации. Им удалось в большей (Иран) или в меньшей степени (Пакистан) найти свой, исламский путь прогресса.
К третьей категории стабильных исламских обществ относятся доминирующие исламские общества в условиях светских государств. К данному типу обществ относятся общества, существующие на территории стран, подвергнувшихся сильному цивилизаци-онному воздействию из вне. В частности, в данную категорию были отнесены бывшие колонии и среднеазиатские республики, входившие в состав СССР.
Нестабильные исламские общества также представлены тремя категориями. Архаичные общества, существующие в сложных, экстремальных условиях, препятствующих формированию государственности (Афганистан, Зона Племен). Поствоенные общества, социальная обстановка в которых была дестабилизирована в результате военного вмешательства. И исламские общества, существующие в чуждой социокультурной среде, а именно - социокультурные анклавы на территории западных стран. Тяжелые условия, в которых находятся представители данных обществ, объединяющее воздействие радикальных течений ислама, популярных в сложной обстановке, близкие экономические интересы (наркоторговля) выливаются в принципиально новый вид адаптации этих обществ к условиям современного глобального мира. В условиях отсутствия альтернатив для этих обществ паразитическая адаптация, встраивание в глобальную мировую систему, является единственным возможным вариантом модернизации.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и формулируются обобщающие выводы, определяются основные направления дальнейшей работы по данной проблематике.
Основные выводы:
1. Социально-философский анализ развития исламских обществ показал недостаточность учета особенностей мировоззрения и социокультурных факторов в контексте концепций модернизации исламских обществ. Отличительной особенностью исламских обществ является клановость,
сформировавшаяся в условиях кочевого образа жизни, и получившая закрепление в религиозных догмах.
2. ,Предложена теоретическая абстрактно-функциональная модель социума, позволяющая осуществлять системный анализ обществ специфического типа , в частности — клановых исламских обществ с учетом специфики их отличий от индивидуалистических западных обществ.
3. Традиционные социальные практики и мировоззрение подавляющего большинства клановых исламских обществ ориентированы на консервативные ценности и еще не достигли в своем развитии понимания ценности прогресса и научно-технического развития. В связи с чем, модернизаци-онные процессы встречают сильное сопротивление со стороны традиции.
4. Арабская весна, начавшаяся в 2010 году, вскрыла внутренние социальные, политические, и мировоззренческие противоречия модернизационных проектов, проводимых по западным рецептам. Необходимость опережающего отражения политической системой изменений социально-экономической и духовно-культурной составляющей существования современных обществ, вызванных научно-техническим прогрессом и внешними факторами, пока еще не осмыслена на уровне массового сознания, эгрегора исламских обществ. Идея развития должна пройти этапы становления, вызреть и закрепиться в историческом опыте. Импорт чуждых рецептов развития приводит к их отторжению, сильному пассивному сопротивлению со стороны традиции. Рассматривая вектора развития современных исламских обществ, мы можем выделить два основных направления - вектор на самобытное и самостоятельное развитие, демонстрируемый Исламской Республикой Иран, и вектор исламской радикализации, как адаптации, порой носящей паразитический характер, к современной глобальной мир-системе.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
Публикации в изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, одобренные Высшей аттестационной комиссией:
1. Семенов В. А. Политическая модернизация: влияние социокультурных факторов. Сравнительный анализ индивидуалистического и кланового общества // Вестник Омского университета. Ежеквартальный научный журнал, 2011 № 3 (61). - Омск: изд-во ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, 2011 г., № 3 (61) - с. 303-309.
2. Семенов В. А. Типология исламских обществ // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. N5(13). URL: http://sisp.nkras.ni/e-ru/issues/2012/5/semenov.pdf (дата обращения: 29.06.2012).
3. Семенов В. А. Влияние социальной активности на функционирование политической системы: различие между клановым исламским и западным индивидуалистическим обществом // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. N5(13). URL: http://sisp.nkras.ni/e-ru/issues/2012/5/semenov_va.pdf (дата обращения: 29.06.2012)
Публикации в других журналах и изданиях:
1. Семенов В. А. Влияние ислама на особенности политической культуры // Проблемы становления хозяйственной системы России инновационного типа в условиях экономического кризиса. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2008 год. Март-апрель 2009 г. Общеэкономический факультет: Сборник докладов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 351 с. - (с. 235-237).
2. Семенов В. А. Институциональные особенности механизма межэтнической и межкультурной коммуникации в республике Казахстан // Человек, коммуникация, культура. Тезисы и статьи меж-
вузовской научной конференции Санкт-петербургского государственного университета кино и телевиденья 26 марта 2009 года. - М.: Летний сад, 2009. - 420 с. - (с. 201-207).
3. Семенов В. А. Факторы, обуславливающие специфические черты в развитии системы управления на местном уровне в странах Средней Азии // Вестник филиала - 2009. Сборник статей. СевероЗападная Академия Государственной Службы, филиал СЗАГС в. г. Сосновый Бор. - СПб: "РАЙТ ПРИНТ", 2010. - 148 с. - (с.76-80).
4. Семенов В. А. Причины актуальности проблематики самоидентификации студентов на основе этнической принадлежности в современной России И Поликультурная среда современного студенчества: межэтнические столкновения и толерантность: Материалы международной научно-практической конференции. 16 декабря 2009 года. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 200 с. - (с. 6571). _
5. Семенов В. А. Глобализация или столкновение цивилизаций: критика европоцентризма // Общественные науки. Всероссийский научный журнал. — М.: «МИИ Наука», 2011, №4. - (с. 280288).
6. Семенов В. А. Анализ культурного поля исламских обществ: истоки социальных конфликтов // Актуальные проблемы развития общества: экономика, право, социология, и философия: Сборник научных статей по итогам международной конференции, г. Волгоград, 29-30 сентября 2011 г.В 2 ч., Ч. II. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011. - 277 с. - (с. 217-227).
7. Семенов В. А. Проблемы и особенности механизмов трансляции культуры в условиях современного индивидуалистического общества и их влияние на межкультурную коммуникацию // Человек. Коммуникация. Культура: Тезисы и статьи Ш-ей международной научной конференции 28 апреля 2011 года Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевиденья. - СПб.: Изд-во "ВВМ", 2011 - 365 с. - (с. 118-121).
8. Семенов В. А. Проблема недостаточного учета влияния социальной структуры при исследовании восточных обществ // Молодая наука России: экономика, управление, право, социология и педагогика: Сборник научных статей по итогам международной конференции, г. Волгоград 28-29 марта 2012 г. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2012. - 221 с. - (с. 167-169).
9. Семенов В. А. Проблема влияния социокультурных особенностей кланового общества при формировании информационных импульсов на входе в политическую систему // Экономические и правовые аспекты развития современного общества: Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции, г. Волгоград 25-26 июня 2012 г. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2012. - 163 с. - (с. 100-102).
Ю.Семенов В. А. Проблема межкультурного взаимодействия кланового исламского и современного индивидуалистического обществ сквозь призму политики по гармонизации межкультурных, межконфессиональных, и межэтнических отношений // Сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции «Межэтнические столкновения в поликультурной студенческой среде и пути их разрешения». 27 сентября 2012 года. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 265 с. - с. 188-190.
Компьютерный набор и верстка В.А. Семенов
Подписано в печать 17.05.2013. Формат 60x84/16. Печать трафаретная. Бумага документная. Усл. печ. л. 1,25. Тираж 100 экз. Заказ № 79 Балтийский государственный технический университет
Типография БГТУ 190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 1
Текст диссертации на тему "Социально-философский анализ развития клановых исламских обществ"
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
На правах рукописи
0420135^241 СЕМЕНОВ ВИТАЛИЙ АНДРЕЕВИЧ
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КЛАНОВЫХ ИСЛАМСКИХ ОБЩЕСТВ
Специальность 09.00.11 — Социальная философия
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель -доктор социологических наук, профессор Быстрянцев С.Б.
Санкт-Петербург 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ КЛАНОВЫХ ИСЛАМСКИХ ОБЩЕСТВ...................................................................14
Параграф 1.1 Современные подходы к проблеме исследования социально-
политических процессов в обществе.......................................................................14
Параграф 1.2 Философские методологические основания абстрактно-функциональной модели социума....................................................................................................36
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ........................54
Параграф 2.1. Статичная абстрактно-функциональная модель общества..................54
Параграф 2.2. Социальная динамика и процессы социально-политических изменений ..............................................................................................................................65
ГЛАВА 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ И ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ИСЛАМСКИХ ОБЩЕСТВ.............................................97
Параграф 3.1. Социальные, культурные, религиозныеосновы исламских обществ ... 97 Параграф 3.2. Практика модернизационных процессов в условиях клановых исламских обществ...............................................................................................................130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................177
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ............................................................184
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................195
Введение
Постановка проблемы. В условиях глобализации и растущей взаимозависимости государств, традиционно пребывающих в ареалах с разной цивилизационной доминантой, возрастает значение исследований, направленных на изучение взаимодействия обществ, принципиально различающихся по характеру функционирования. На сегодняшний день наиболее остро стоит проблема разницы «форматов» западных и исламских обществ.
Особенно сильно данное различие проявляется в ситуациях, когда происходит перенос исторического, социального, политического опыта на совершенно иную социокультурную почву. Модернизационные процессы не только сталкиваются с пассивным сопротивлением, но также и с появлением альтернативных путей адаптации модернизируемых обществ к реалиям современного мира.
Как следствие, проблема социально-политических изменений в целом, и эффективности модернизационных процессов в частности, в сложных социокультурных условиях носит комплексный характер и может быть рассмотрена на трех уровнях: практическом, выразившемся в появлении «альтернативного пути», теоретическом - в виде отсутствия комплексной модели социальных изменений, происходящих в обществе, и методологическом - на текущий момент существует множество подходов к рассмотрению социальных изменений, происходящих в обществе, но каждый из этих подходов достаточно узок и концентрируется на отдельных причинах, вызывающих эти изменения, как то: внешнее воздействие, технический прогресс, или дрейф культурных ценностей.
В рамках данной работы основное внимание будет сосредоточенно на социально-политических процессах (прежде всего модернизационных), протекающих в клановых исламских обществах. Существует несколько причин, обуславливающих данный выбор: во-первых, исламские общества показывают высокий уровень сопротивления внедрению социального, культурного, и
политического опыта Запада (данную сопротивляемость можно проследить не только в стремительной радикализации арабского мира, не в малой эффективности заимствованных общественных и политических институтов в условиях исламских обществ, но и в сложностях, связанных с адаптацией мигрантов уже в условиях стран Запада), во-вторых, исламские общества имеют принципиально иное социальное строение в сравнении с западными обществами, а именно - клановое (при этом кочевые традиции исламской клановости сильно отличаются от традиций клановости оседлых обществ Юго-Восточной Азии (Корея, Япония, Китай), исключая почитание государства), в-третьих, исламские общества существуют во множестве стран, различающихся по местным условиям (географическим, экономическим, культурным, политическим, и т. п.).
Актуальность темы исследования. Проблема взаимоотношения представителей разных цивилизационных общностей существовала, существует, и будет существовать до тех пор, пока будет существовать разделение людей на основе принадлежности к разным культурным, религиозным, языковым сообществам. С увеличением тех областей общественной жизни, в которых проявляются различия между представителями различных цивилизационных групп, растет и количество возможных областей напряженности, конфликтности, несовместимости.
Глобализация и научно-технический прогресс сделали мир более открытым, увеличив уровень миграционных потоков. Если раньше взаимодействие представителей различных цивилизационных групп сдерживалось за счет расстояния и несовершенства транспортной сети, то на сегодняшний день мы можем наблюдать цивилизационное взаимопроникновение на разных уровнях общественной жизни. Данное взаимопроникновение может принимать различные формы — как в виде модернизации и вестернизации, так и в виде смешения на одной территории представителей различных цивилизационных групп.
Проблемы такого рода существуют во многих регионах мира. А наиболее «громкой» темой на сегодняшний момент является ряд проблем, возникающих в процессе взаимодействия западного и исламского цивилизационного поля. В этот
ряд мы можем включить такие актуальные проблемы, как проблему арабских анклавов в европейских странах, положение русскоязычного населения в постсоветских республиках Средней Азии, сам факт существования таких областей, как зона племен, устойчивость исламских обществ к модернизационным процессам. Даже столь популярная ныне проблема исламского терроризма лежит в плоскости межцивилизационного взаимодействия.
Актуальность исследования на методологическом уровне обусловлена необходимостью пересмотра устаревших взглядов на модернизационные процессы в социально-политической сфере, требуя более глубокое осмысление различий между разными цивилизациями и культурами.
Нельзя не отметить, что доминирование в науке тех или иных подходов к вопросу эволюции общества зачастую обусловлено текущими политическими реалиями и интересами. Формационный подход, распространявшийся через марксистскую идеологию, линеарно-модернизационный подход, ставший западной альтернативой социалистическому пути развития стран третьего мира, цивилизационный подход, ныне активно пропагандируемый в китайском научном сообществе. Данные подходы слишком часто противопоставляли друг другу в качестве идеологических инструментов, что только совсем недавно стали высказываться мнения о необходимости синтеза нового подхода посредством комплексного объединения уже существующих.
На теоретическом уровне актуальность темы данного исследования выражена в необходимости создания такой теоретической модели происходящих в обществе социально-политических изменений, которая бы учитывала различия между клановым и индивидуалистическим обществами.
На практическом уровне актуальность проявляется в рассмотрении ряда проблем глобального характера (исламская радикализация, проблема исламских социокультурных анклавов, направления эволюции архаичных обществ) - как процесс «альтернативной адаптации (модернизации)» исламских обществ.
Объектом исследования диссертации является система общественных отношений в условиях клановых исламских обществ.
Предметом диссертационного исследования выступают изменения и трансформация социальной реальности в условиях клановых исламских обществ.
Цель диссертационной работы — изучение процессов социально-политических изменений и развития клановых исламских обществ.
Для достижения поставленной цели в диссертации решены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть основные концептуальные подходы по вопросам комплексных социально-политических изменений.
2. На основании системного подхода произвести комплексное рассмотрение факторов, обуславливающих качественные изменения в обществе.
3. На основании системного подхода разработать модель статичной абстрактно-функциональной структуры, учитывающей различия между клановым и индивидуалистическим обществами.
4. Рассмотреть социальную динамику сквозь призму выделенных нами оснований качественных социальных изменений.
5. Произвести комплексное рассмотрение социокультурных основ исламского общества.
6. Провести рассмотрение исламских обществ, в частности, альтернативного пути их адаптации к условиям современного глобального мира.
Гипотеза исследования №1: Исламские общества являются клановыми обществами.
Гипотеза исследования №2: Социально-политические изменения общества в значительной мере определяются тремя группами факторов (фактором внешней среды, фактором адаптивной подсистемы, и фактором социокультурных условий в социальном окружении), выражающихся в соответствии адаптивной подсистемы общества окружающей среде и характером взаимодействия общества и государства, формируемого культурной средой, ценностно-нормативной системой, а также социальной структурой общества.
Методологической основой исследования является системный подход, в рамках которого любое общество рассматривается в качестве открытой динамической системы. Основы системного подхода, заложенные Берталанфи, были в последствии развиты Толкоттом Парсонсом, в своей книге «Система современных обществ» выдвинувшим идею функциональных абстракций, что позволяет взглянуть на концепцию социальной статики и социальной динамики, подвергнутую критике со стороны Штомпки (задававшемся вопросом, насколько вообще возможно говорить о «статике» в отношении постоянно меняющейся динамической системы), с новой точки зрения. А именно - рассматривать не конкретные реально существующие общественные институты, имеющие свойство меняться с течением времени, а относительно неизменные функциональные подсистемы. В след за Парсонсом по этому пути пошли такие политологи, как Д. Истон с моделью политической системы как «черного ящика», и развивший данную концепцию Г. Алмонд.
Однако абстрактно-функциональной статики недостаточно для рассмотрения качественных социальных изменений. С точки зрения изучения динамических процессов в системах в рамках синергетического подхода, качественные изменения вызываются системным конфликтом, который рассматривается в качестве структурного дисбаланса - избытка внутренней энергии системы, выходящей за рамки сдержек и противовесов, и заставляющей систему искать новую точку равновесия.
Таким образом, одной из приоритетных задач исследования является выделение оснований, объясняющих социальную динамику. В качестве таких оснований в рамках данной работы выступают три подхода: формационный (акцентирующий внимание на социокультурных факторах), цивилизационный (рассматривающий общество сквозь призму социально-экономического детерминизма), и мир-системный (в основе которого выступает исследование изменений общества с точки зрения внешнего воздействия, то есть, общество рассматривается как подсистема глобальной мир-системы).
Так как целью данного исследования является изучение в первую очередь
исламских обществ, а функции первичной артикуляции, агрегации, и трансформации социальной активности относятся к культурной и социальной подсистемам, существенный интерес для нас представляет концепция исламской политической культуры. Для выделения данного концепта мы обратились к теории политической культуры, выдвинутой Г. Алмондом и С. Вербой. Однако в силу влияния западоцентризма, в частности, условий индивидуалистического общества, интерес для нас представляет не узкая трактовка политической культуры, как исключительно системы ориентаций индивида на политическое поведение, а более широкий ее вариант, подразумевающий под политической культурой ценностно-нормативную систему индивида, имеющую отношение к политике. Обратившись к наработкам Л. Пая, Фадеевой, Гаджиева, что позволило нам учесть в рамках концепта исламской политической культуры влияние традиции и религии, мы адаптировали данное понятие к условиям клановых исламских обществ.
Степень разработанности темы. Современные тенденции взаимодействия запада и исламских обществ вызвали потребность социального, политического, и философского исследования ислама как многогранного политического и социокультурного явления.
До конца XX в. Существовало два основных направления изучения ислама: академическое, сосредоточенное на исследовании истории и догматики ислама, и научно-политическое. В связи с ростом влияния ислама на западный мир активизировалось изучение практической составляющей. Тенденции религиозного развития, особенности использования первоисточников, социальная проблематика ислама затрагивается в работах таких исследователей, как А. Ахмедова, Г. Р. Балтановой, А. Массэ, В. Ф. Пановой и др.
Проблематика деструктивных концепций, особенно радикального ислама, являясь наиболее острой, активно разрабатывается начиная со второй половины прошлого века и вплоть до наших дней многими исследователями, такими как Н. В. Жданова, А. А. Игнатенко, А. В. Коровикова, Л. Р. Полонской, Ю. М. Антонян, Ю.И. Дроздова, Д. В. Ольшанский, В. Г. Федотовой, В. Е. Петрищев, А.
М.Черницкого, М. А. Пионтковского, А. Шепелева и др.
Такая проблема, как влияние глобализационных процессов на трансформацию Ислама рассматривалась в трудах А. Егорина, С. А. Проскурина, Г. Г. Салихова, С. Фарах, А. И. Фурсова, С. Хантингтона и др.
Также стоит обратить внимание на специфику кандидатских и докторских диссертационных исследований последних лет по вопросам, связанным с исламом. Исследование, проведенное М. Т. Якуповым по теме «Социокультурное содержание ислама в современных условиях» направленно на выявление диалектического противоречия между прогрессивным исламом и «псевдоисламом», радикализм же рассматривается в качестве одной из защитных форм, как реакция на инновацию. Работа Барковской Е. Ю. «Традиции культуры управления в исламе и их современное значение» тематически пересекается с данным исследованием, однако в силу кросстемпорального характера исследования основной упор был сделан на эволюцию управленческого инструментария, используемого в арабских странах со времен Пророка и до наших дней. Семедов С. А. в своей работе «Политический ислам в современном мире» затрагивает проблематику политического влияния ислама - как социально-религиозного института, проводя сравнительный анализ характеристик политической идеологии и политической теологии.
Таким образом, мы можем увидеть, что, несмотря на обилие исследований ислама и исламских обществ, в большинстве своем они носят достаточно узкий характер, сосредотачиваясь на рассмотрении конкретного направления - истории, социальных особенностей, теологических аспектов, цивилизационных конфликтов. Между тем, разработки по адаптации фундаментальных социально-политических теорий, созданных в условиях западного индивидуалистического общества, носят редкий фрагментарный характер. В результате проблема глубокого системного анализа особенностей функционирования системы общественных отношений клановых исламских обществ практически не рассматривалась.
Источнико-информационную базу диссертации составили: во-первых,
труды классиков социологии, политологии, философии, как то - Берталанфи, Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд, Д. Норт, К. Маркс, Н. Я. Данилевский, Л. Н. Гумилев, О. Шпенглер, работавших в рамках системного, формационного, и цивилизационных подходов при построении модели системы общественных отношений.
Во-вторых, нами были рассмотрены работы исследователей, занимавшихся изучением вопросов политической культуры и ее взаимодействия с традицией: Г. Алмонд, С. Верба, Фадеева, Гаджиев, Л. Пай, и др.
В-третьих, Коран и работы некоторых мусульманских ученых - богословов (таких, как Нуруддин Итр), облегчающих его понимание и толкование с целью выявления базовых социальных норм исламского общества.
В-четвертых, нами были рассмотрены �