автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философский анализ роли языка в формировании идентичности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философский анализ роли языка в формировании идентичности"
На правах рукописи
ЮДИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕНТИЧНОСТИ
Специальность 09.00.11 - Социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
2 8 НОЯ 2013
Новосибирск - 2013
005541291
Работа выполнена на кафедре философии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
Научный руководитель: доктор философских наук, заведующий кафедрой философии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», профессор Донских Олег Альбертович
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Разумов В.И., заведующий кафедрой философии ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
кандидат философских наук, доцент Хлебалин A.B., старший научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения РАН
Ведущая организация - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Томск)
Защита состоится «23» декабря 2013 г. в 13 00 часов на заседании диссертационного совета Д 003.057.02 при Институте философии и права СО РАН по адресу: 630090 г. Новосибирск, ул. Николаева, 8.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института философии и права СО РАН, с авторефератом - на сайте: http://philosophy.nsc.ru/DISSOV/sovet.htm
Автореферат разослан // 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
доктор философских наук ^J^^ Сторожук А.Ю.
пересмотра или отказа от традиционных социальных структур создает высокую неопределённость в обществе. Многие миллионы людей считают спасением от неопределенности -принадлежность к группе, основанной на этнической схожести, языке, общей вере, экономическом интересе, сходстве политических взглядов и т.д.
Национальная и этническая идентичности формируются благодаря чувству разделённого наследия, истории, традициям, ценностям, схожему поведению, месту происхождения и в немалой степени - языку, который является системообразующим коммуникационным фактором формирования общества (следует заметить, что в данном контексте мы не разделяем «язык» как систему знаков и «речь» как способ коммуникации, объединяя термином «язык», хотя в отдельных контекстах будем пользоваться и термином «речь»). Недостаточное овладение языком новой для человека социальной группы оставляет этого человека за рамками данной группы.
Язык является признанным маркером идентичности. Лингвистическое выражение идентичности способствует объединению людей в группы и поддержанию необходимой идентичности внутри группы. Речь и манера общения являются отличительными признаками социального статуса и уровня образования человека. Формирование идентичности рассматривается как решающий аспект социального благополучия человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что анализ роли языка в формировании идентичности исключительно актуален в настоящее время. Процессы, происходящие в мировом сообществе, требуют детального и разностороннего социально-философского анализа, обобщения и систематизации. Проблемы языка, этничности и идентичности находятся в поле зрения ученых всего мира. Ими занимаются социальные философы, лингвисты, социолингвисты, антропологи, психологи и т.д. Однако, ввиду неоднозначности и большого разнообразия социальных явлений и процессов, представляется необходимым дополнительно систематизировать существующие теории, исследующие феномен идентичности, а также изучить 4
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть роль языка в процессе формирования идентичности как одного из ключевых аспектов социализации личности;
- описать способы формирования различных типов идентичностей при помощи языковых средств, а также способы языкового выражения дифференциации и стратификации социальных групп;
- установить особенности функционирования динамических принципов идентификации - сходства и различия в формировании идентичности и их выражения в языке;
- раскрыть степень полноты вовлеченности языковой системы в процесс формирования идентичностей;
- выявить роль рефлексии по поводу идентичности при обучении иностранным языкам.
Теоретико-методологические основания исследования
Теоретические основы исследования. Многогранность социально-философского анализа способов, стратегий и механизмов конструирования идентичности в процессе социализации человека требует обращения к широкому кругу философских, социологических, социолингвистических, лингвистических исследований в данной области. Поэтому автор рассматривает феномен идентичности при помощи социально-философских теоретико-методологических
рефлексивных подходов, а именно: системного, структурно-функционального, эссенциалистского, постструктуралистского. Системный подход позволил исследовать общество как совокупность взаимодействующих объектов. Структурно-функциональный подход дал возможность проанализировать функции человека, выполняемые в рамках этой системы в процессе социализации, одним из аспектов которой является идентификация. Когнитивная функция идентификации требует применения эссенциалистского подхода, который позволяет понять «сущность» феномена идентичности, маркирует эту «сущность» и жестко ставит границы, т.е. создает нечто 10
по сравнению с другими типами идентичности. Вторичная идентичность - это идентичность, которая формируется в процессе коррекционной стадии и творческого совершенствования при вторичной социализации. Эта идентичность, в основном конструируется благодаря усилиям самого человека и в меньшей степени окружающего социума.
Хотя изменения и переменчивость являются основополагающими качествами идентификации, некоторые типы идентичности более неустойчивы, чем другие.
Выявлена роль агентов социализации в конструировании идентичности и успешной социализации, которыми могут быть: 1) отдельные личности (например, родители, родственники, знакомые, друзья); 2) социальные общности (например, семья, учебная группа, производственный коллектив, этническая общность, неформальное объединение); 3) учреждения и организации (например, учебное заведение, государственные органы, средства массовой информации, учреждения культуры, политические партии, церковь). Агенты социализации воздействуют на человека как непосредственно через личное общение с ним, так и через средства массовой коммуникации и информации, что однозначно доказывает исключительную важность исследования лингвистического аспекта конструирования идентичности.
В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что изучая процесс идентификации невозможно обойти вниманием, необходимость применения динамических принципов идентификации: сходства и различия, которые выявляют практическую значимость одного человека для другого. Рефлексия по поводу сходства и различия между людьми и группами является условием и мотивирующим фактором в процессе конструирования идентичностей. А также, преобладание того или иного принципа (сходства или различия) ведет к использованию разных языковых средств, поведенческих моделей в общении и взаимодействии между людьми, и, соответственно, разным основаниям для классификации людей в группы.
В параграфе 1.2 «Эссенциалистский и
постструктуралистский подходы к пониманию идентичности 22
и осознанию роли языка в процессе идентификации» автор определил объём понятий «идентичность» и «идентификация»; рассмотрел различные подходы к пониманию идентичности; проанализировал сущность эссенциалистского и постструктуралистского подходов к пониманию идентичности; обосновал выбор эссенциалистского и постструктуралистского подходов к осознанию роли языка в процессе идентификации.
Для решения задач исследования были выбраны: эссенциалистский подход и постструктуралистский подход, т.к. именно эти два подхода способствуют наиболее полному раскрытию понимания идентичности в лингвистическом аспекте.
Эссенциалистский подход способствовал более глубокому пониманию сущности идентичности, многообразия форм и классификаций этого явления. Эссенциалистский подход описывает фиксированные группы, дает им характеристики, проводит анализ деятельности. Язык позволяет строить речевое высказывание с использованием фиксированных значений слов. Для осуществления когнитивного процесса, передачи какой-то информации необходимо иметь стабильные объекты изучения и обозначения. Иначе познание себя и окружающего мира невозможно. Человеку необходимо знать хотя бы название и основные характеристики группы, к которой он хотел бы принадлежать и кем хотел бы стать. Эссенциализм помогает исследовать сущность предмета и явления во всем своем многообразии.
Сторонниками эссенциалистского подхода можно назвать следующих исследователей: Д. Гребнер (Groebner D.), М. Бухольц (М. Bucholz), Р. Дженкинс (R. Jenkins), Г. Йеп (G.A.Yep), С. Тинг-Туми (S. Ting-Toomey), Дж. Мартин (J. N.Martin), Т. Накаяма (Т. К. Nakayama), Д. Тернер (Turner J. С.), Я. Ассманн (J. Assmann) Они рассматривают идентичность как нечто, что просто существует и понимают идентичность, как ощущение тождественности самому себе (т.е. непрерывности и целостности) и ощущение принадлежности к различным социальным группам.
Постструктуралистский подход был выбран потому, что именно он помогает рассмотреть идентичность в действии, т.е.
В проведенном исследовании отмечается также, что изучение иностранного языка выводит человека в состояние рефлексии по отношению к своему языку и меняет его отношение к другим культурам, способствует самоотождествлению с носителями языка, погружению в их культуру. Чем полнее происходит самоидентификация с носителями изучаемой культуры, тем лучше идет освоение языка и наоборот.
Успешная межкультурная коммуникация это не только достаточная причина внедрить межкультурный подход в обучение иностранному языку. Но существует и другая не менее веская причина. Во многих странах все ещё существует нетерпимость и предубеждения по отношению к другим народам и культурам. Представляется, что интенсивное межкультурное образование является хорошим способом посеять семена толерантности, понимания и уважения.
Социально-философское знание выступает
системообразующим фактором в комплексном исследовании проблем общества и охватывает весь предмет исследования в целом, что может послужить хорошей отправной точкой для исследования данной проблемы другими дисциплинами: философией, социологией, социолингвистикой, лингвистикой, психологией.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:
1) Юдина Т.А. Идентичность сквозь призму языка // Идеи и идеалы. -2011.-№3(9), т.2. - С. 79-87.-0,65 п.л.
2) Юдина Т.А. Проблема формирования идентичности в процессе обучения иностранному языку // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 334 - 341. - 0,54 п.л.
3) Юдина Т.А. Язык как способ самоопределения // Омский научный вестник. - 2012. - № 3(65) - С. 45-50 - 0,54 п.л.
Текст диссертации на тему "Социально-философский анализ роли языка в формировании идентичности"
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления»
Юдина Татьяна Алексеевна
04201451900
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕНТИЧНОСТИ
Специальность 09.00.11 - Социальная философия
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор Донских О.А.
Новосибирск - 2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ФИЛОСОФСКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Идентификация как один из аспектов социализации личности 21
1.2 Эссенциалистский и постструктуралистский подходы к исследованию роли языка в процессе формирования идентичности. 51
1.3 Способы формирования идентичности при помощи языковых средств.......................................................................................93
Глава 2. ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК СПОСОБ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ В СОЦИУМЕ.........................................106
2.1. Социально-философский анализ способов выражения первичных идентичностей в языке................................................................106
2.2. Способы языкового выражения дифференциации и стратификации социальных групп при формировании вторичных идентичностей............................................................................133
2.3. Осознание идентичности как проблемы при обучении иностранным языкам......................................................................................160
Заключение.................................................................................178
Список использованной литературы................................................185
Приложения..............................................................................207
Актуальность темы исследования
Актуальность философского анализа роли языка в формировании идентичности вызвана необходимостью исследования проблем, связанных с осознанием себя и своей роли в обществе для личности с неопределенной идентичностью, которая возникает вследствие разнонаправленных тенденций развития современного общества: глобализации, с одной стороны, и с другой стороны, возврата к своим корням, акцентированию своей национальной самобытности, рефлексии над своей идентичностью. Эти проблемы являются выражением более общей философской проблемы, соотношения фрагментации и интеграции, общего и особенного.
Современная ситуация определяется расширением межкультурной коммуникации, которая, в свою очередь, обязана своим развитием совершенствованию технологий, туризму, изменениям экономических и политических систем, новым иммиграционным моделям, повышению плотности населения; межкультурным бракам. В современном обществе с особой остротой встает проблема изменения новых идентичностей на старые, возврата старых идентичностей, трансформации имеющихся и т.д. Принимая во внимание современные тенденции развития общества: рост межнациональных, межэтнических конфликтов во всем мире, усиление страха перед «чужим» в европейском и мировом культурном пространстве, рост миграции населения во всем мире, важно учитывать острую необходимость осмысления и углубления понимания сущности идентичности, характерных особенностей этого явления, и важность формирования той или иной идентичности на определенном этапе развития личности.
В современном мире люди всё более дистанцируются друг от друга социально, особенно от людей, представляющих другие политические взгляды, имеющих иной стиль жизни, другую культуру. Неопределённость, которая возникает у людей в результате быстро меняющегося мирового порядка и пересмотра или отказа от традиционных социальных структур
создает высокую неопределённость в обществе. Многие миллионы людей считают спасением от неопределенности - принадлежность к группе, основанной на этнической схожести, языке, общей вере, экономическом интересе, сходстве политических взглядов и т.д.
Национальная и этническая идентичности формируются благодаря чувству разделённого наследия, истории, традициям, ценностям, схожему поведению, месту происхождения и в немалой степени - языку, который является системообразующим коммуникационным фактором формирования общества (следует заметить, что в данном контексте мы не разделяем «язык» как систему знаков и «речь» как способ коммуникации, объединяя термином «язык», хотя в отдельных контекстах будем пользоваться и термином «речь»). Недостаточное овладение языком новой для человека социальной группы оставляет этого человека за рамками данной группы.
Язык является признанным маркером идентичности. Лингвистическое выражение идентичности способствует объединению людей в группы и поддержанию необходимой идентичности внутри группы. Речь и манера общения являются отличительными признаками социального статуса и уровня образования человека. Формирование идентичности рассматривается как решающий аспект социального благополучия человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что анализ роли языка в формировании идентичности исключительно актуален в настоящее время. Процессы, происходящие в мировом сообществе, требуют детального и разностороннего социально-философского анализа, обобщения и систематизации. Проблемы языка, этничности и идентичности находятся в поле зрения ученых всего мира. Ими занимаются социальные философы, лингвисты, социолингвисты, антропологи, психологи и т.д. Однако, ввиду неоднозначности и большого разнообразия социальных явлений и процессов, представляется необходимым дополнительно систематизировать существующие теории, исследующие феномен идентичности, а также изучить лингвистический аспект формирования идентичности в рамках
4
социально-философского анализа, т.к. именно в языке выражается идентичность человека.
Степень разработанности проблемы
Социально-философская проблема, исследуемая в диссертации, - это проблема перехода от неопределенной идентичности к достигнутой идентичности, такой, которая одновременно признана членами определенной социальной группы.
Многочисленные исследования в области философии, психологии, социологии, социолингвистики, международной коммуникации выявили тот факт, что потребность в идентичности относится к базовым потребностям социализированной личности, т.к. феномен идентичности определяет место человека в обществе, его социальный статус, его психологическое здоровье. В шестидесятых годах XX века Э. Эриксон ввел это понятие в междисциплинарный научный обиход понимая его как «Субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности»1, хотя, по его собственному признанию он не смог дать окончательного определения: «Единственный путь определить его — попытаться понять, в каких контекстах без него нельзя обойтись»2.
Психологи 3. Фрейд, К. Юнг, А. Фрейд, Э. Эриксон рассматривали феномен идентичности каждый со своих позиций, тем самым внося большой вклад в развитие теории идентичности. Э. Эриксон ввел периодизацию формирования идентичности человека в зависимости от возраста. Он обозначил восемь периодов, расположенных в определенной
1 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Перевод с англ./ общ. редакция и предисловие Толстых A.B. - М., Издательская группа «Прогресс» 1996., С. 28.
2 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Перевод с англ./ общ. редакция и предисловие Толстых A.B. - М., Издательская группа «Прогресс» 1996., С. 20.
последовательности в течение всей жизни, каждый из периодов предназначен для решения определенной жизненной задачи. Если человеку не удается решить задачу одного из периодов, то он сталкивается с проблемами неопределенной идентичности или «размытой идентичности»3, либо полного отсутствия таковой, что приводит к трудностям в социализации человека.
В своих трудах Ж. Пиаже4 занимался изучением процесса формирования у человека этнической идентичности и пришел к выводу, что она формируется в раннем подростковом возрасте, начиная с 9 лет.
Первыми на проблему идентичности в философском аспекте обратили внимание Дж. Мид и Ч. Кули, основоположники символического интеракционизма, хотя они не употребляли термин «идентичность». Они пользовались термином «самость», «Self», имея в виду такой аспект личности, который состоит из самосознания и образа себя, созданного другими людьми. Дж. Мид показал, что осознание человеком самого себя неотделимо от восприятия его обществом. Следовательно, идентичность является социальным образованием, человек формирует себя таким, каким хотят его видеть другие.
Затем Р. Тернер, Г. Беккер в своей «теории ролей» выдвинули идею о том, что личность представляет собой совокупность ролей, исполняемых человеком в обществе, что привело к мысли о множественности идентичностей у человека, в соответствии с ролями в обществе. Поэтому в своем исследовании мы будем использовать два термина, различая «идентичность» как общекультурный феномен, как присущее любому индивиду качество, фиксирующее его социальность, и конкретные «идентичности», определяемые членством в конкретных социальных
3 Там же. С. 44.
4 Пиаже Ж. Теория Пиаже. Разд. III: Теория стадий // История зарубежной психологии. 30-е — 60-е годы XX века. Тексты / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 232—292.
группах, в соответствии с ролями в обществе согласно «теории ролей» Р. Тернера и Г. Беккера.
И. Гофман предложил объединить «теорию ролей» и концепцию символического интеракционизма Дж. Мида и Ч. Кули в нечто третье, своеобразный подход, названный им «драматургический анализ» или «презентация себя». «Презентация себя» - это действия, предпринимаемые человеком для создания в умах других людей образа о себе. Люди реагируют на то, что другие люди имеют в виду, говоря или поступая определенным образом. Чтобы понять намерение другого человека, необходимо представить ситуацию с точки зрения этого человека. Эта способность позволяет предвидеть, как другие отреагируют на наши слова или действия ещё до того, как мы что-то произнесем, или сделаем. Социальное взаимодействие включает, таким образом, принятие человеком на себя роли другого. Подобный драматургический анализ социальных ролей невозможен без философской рефлексии над собой и окружающими людьми, когда необходима интерпретация мыслей и чувств других людей в отношении себя.
Идентичность человека формируется в процессе социализации. Поэтому в исследовании большое внимание уделялось анализу теорий социализации как зарубежных авторов: П. Сорокина, Э.Фромма, М. Мид, М. И. Дж. Водсворта, Р. Брислина, так и отечественных: В.А. Ядова, И.С. Кона, А.И. Ковалевой, Ж.Т. Тощенко, М. Б. Глотова, Б.Д. Парыгина, Я. И. Гилинского, A.B. Мудрика и др.
Важным аспектом социализации является формирование этнической идентичности. В настоящее время на первый план вышли во всем мире вопросы иммиграции, временной и постоянной смены места жительства, насущной проблемой многих иммигрантов стала проблема формирования новой этнической идентичности, либо сохранения старой. Отечественные ученые В. А. Тишков, В. С. Малахов внесли большой вклад в анализ и
систематизацию теорий идентичности и в частности: в понимание национальной и этнической идентичности.
По итогам проанализированных научных публикаций, значительную часть составляют работы американских ученых, занимавшихся и занимающихся проблемами идентичности и языка в межкультурном общении: У. Лабова (W. Labov), П. Кроскрити (P. Kroskrity), Дж. Брукса (J. D. Brooks), К. Тернера (С. Turner), Ч. Тейлора (Taylor С.), В. Гудикунста (W. В. Gudykunst), M. Фонг (M. Fong), Б. Холла (В. J. Hall), Г. Оллпорта (G. W. Allport), В. Колье (V.J. Collier), В. Чена (V. Chen), Г. Йепа (G.A. Yep), С. Тинг-Туми (S. Ting-Toomey), Дж. Мартина (J. N. Martin), Т. Накаямы (Т.К. Nakayama), Г. Мэтьюз (G. Mathews), а также европейских ученых, в частности британских, таких как Р. Дженкинс и Т. Омонийи, исследующих проблемы идентичности в разных аспектах, в том числе лингвистическом.
По выражению Г. Мида «социальный опыт есть обмен символами»5. А язык - это система символов, которая позволяет людям общаться друг с другом и взаимодействовать. Дж. Фишман, высказываясь о роли языка в формировании этнической идентичности, назвал две характерные черты: 1) язык - как маркер этнической идентичности и 2) как носитель и хранитель содержания культуры этноса. В основном этими двумя идеями и ограничивались исследования роли языка в процессе формирования этнической идентичности. Отечественные лингвисты и социолингвисты (О. Кулаева, А Вежбицкая, Т.Г. Стефаненко, Л.И. Гришаева) углубили понимание идентичности в лингвистическом аспекте, выявляя речевые модели и языковые средства, которые используются в процессе формирования идентичности. Однако в них отсутствует социофилософский анализ данной проблемы, вызывая необходимость проведения такого рода работы. В свою очередь философские подходы к определению идентичности
5 Mead G. H. Mind, Self and Society from the Standpoint of a Social Behaviorist, ed. C. W. Morris, Chicago: University of Chicago Press, 1934, P.55.
также отличаются большим разнообразием понимания, как самого феномена идентичности, так и процесса её формирования. Эссенциалисты (М. Бухольц, Ф. Грёбнер и др.) рассматривают идентичность как фиксированное, статичное явление, обладающее определенным набором признаков, что позволяет создать типологию идентичностей и различные классификации. По мнению Ф. Грёбнера, идентичность может рассматриваться в трех аспектах как: 1) субъективное чувство восприятия себя человеком; 2) обладание персональными классификационными «маркерами», которые важны как для самого человека, так и для других и 3) отличие человека как члена группы (групп). Сторонники этого подхода различают 3 вида идентичности: 1) индивидуальная идентичность, 2) персональная идентичность, 3) социальная идентичность.
В отличие от вышеуказанного подхода, постструктуралистский подход делает акцент не на статику, а на динамику, т.е. на процесс формирования идентичности, который происходит в каждый момент речи, взаимодействия, в течение всей жизни человека.
Оба подхода (эссенциалистский и постструктуралистский) рассматривают феномен идентичности с разных позиций, что выявляет односторонний характер исследования этого сложного явления.
Кроме того, исследование роли языка в формировании идентичности необходимо для более глубокого понимания, как самого феномена идентичности, так и процесса её формирования.
Все вышеуказанные причины определили выбор темы: «Социально-философский анализ роли языка в формировании идентичности».
Объектом исследования является феномен идентичности, понимаемый как один из ключевых способов существования личности в социальной реальности, как постоянно конструируемый результат идентификации человека с той или иной социальной группой в процессе социальной коммуникации и взаимодействия.
Предметом исследования являются способы формирования идентичностей человека с помощью языковых средств, характер сопряженности процесса освоения языка определенной социальной группы и конструирования идентичности.
Цель исследования заключается в построении модели формирования идентичностей с помощью языковых средств.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть роль языка в процессе формирования идентичности как одного из ключевых аспектов социализации личности;
- описать способы формирования различных типов идентичностей при помощи языковых средств, а также способы языкового выражения дифференциации и стратификации социальных групп;
- установить особенности функционирования динамических принципов идентификации - сходства и различия в формировании идентичности и их выражения в языке;
- раскрыть степень полноты вовлеченности языковой системы в процесс формирования идентичностей;
- выявить роль рефлексии по поводу идентичности при обучении иностранным языкам.
Теоретико-методологические основания исследования
Теоретические основы исследования. Многогранность социально-
философского анализа способов, стратегий и механизмов конструирования
идентичности в процессе социализации человека требует обращения к
широкому кругу философских, социологических, социолингвистических,
лингвистических исследований в данной области. Поэтому автор
рассматривает феномен идентичности при помощи социально-философских
теоретико-методологических рефлексивных подходов, а именно: системного;
структурно-функционального; эссенциалистского; постструктуралистского.
Системный подход позволил исследовать общество как совокупность
10
взаимодействующих объектов. Структурно-функциональный подход дал возможность проанализировать функции человека, выполняемые в рамках этой системы в процессе социализации, одним из аспектов которой является идентификация. Когнитивная функция идентификации требует применения эссенциалистского подхода, который позволяет понять «сущность» фе�