автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философский анализ специфики российского утопического сознания
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Гаврилов, Евгений Олегович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Утопия и утопическое сознание: методологический и социокультурный аспекты.
1.1. Методология исследования утопии и утопического сознания.
1.2. Утопизм и бытие: опыт реконструкции факторов взаимовлияния.
1.3. Проблема классификации утопического сознания.
ГЛАВА 2. Типология утопического сознания русской интеллектуальной элиты.
2.1. Национально-культурные предпосылки формирования утопического сознания в России.
2.2. Русская литературная утопия как выражение особенностей национального утопического сознания.
2.3. Русская литературная утопия как источник реконструкции основных типов отечественного утопизма.
Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Гаврилов, Евгений Олегович
Современный период развития российского общества характеризуется глубокими сдвигами, проявляющимися во всех сферах социального бытия и направленными, в конечном счете, на адекватный ответ тем вызовам, которые бросает нам история. Перед обществом образовавшимся, после распада СССР, стоит задача коренной модернизации и в то же время сохранения связи с традициями, создающими твердую основу, на которой постепенно обретает зримые и устойчивые черты пока еще молодое российское государство.
Острота переживаемого момента, его переломный характер обусловливает настоятельную потребность в осознании исторического смысла происходящих перемен, их связи с культурным потенциалом человечества. Сознательное удовлетворение этой потребности предполагает осуществление социально-философского анализа одного из важных факторов социальных изменений происходящих, как в нашей стране, так и во всем мире. Речь идет об утопическом сознании.
Многие события политической и культурной жизни общества свидетельствуют о том, что утопическое сознание продолжает активно проявлять себя и сегодня. Неоднозначность роли утопического сознания в социальном развитии способна превратить эту активность, как в процесс социального и культурного обновления, так и привести к полному разрушению цивилизации.
Исследование специфики утопического сознания в России, прояснение его сущности и генезиса дает ключ к пониманию многих событий прошлого и настоящего, позволяет найти общую. основу в, казалось бы, разнопорядковых явлениях. Именно поэтому представляется необходимым определить основные разновидности отечественного утопизма, оформившиеся в достаточно четкие идейные течения в период с XVIII по начало XX века. Нарастание процессов ремифологизации общественного сознания, манипулирования общественным мнением и социальным поведением людей, создание новых проектов модернизации России только усиливают позитивную роль исследований подобного типа. Результаты ^ данной работы, на наш взгляд, в конечном счете, будут способствовать выработке адекватной диагностики таких угрожающих явлений как успех сектантства (прежде всего, радикального сектантства) на постсоветском пространстве или создание организаций националистического и фашистского толка. Эти же результаты позволят правильно оценить столь неоднозначные феномены как возрожденное казачество или современное старообрядчество.
Таким образом, актуальность темы диссертации обусловлена собственно научными потребностями и социальными проблемами, стоящими перед современным обществом.
Можно констатировать, что в процессе изучения феномена.утопического накоплен значительный материал. Вся литература, в которой ставятся и решаются вопросы, связанные с понятием и различными аспектами функционирования утопического сознания условно может быть разделена на следующие группы.
Прежде всего, следует выделить достаточно широкий круг исследований, посвященных описанию структурно-функциональных I особенностей утопического сознания, его распространенным вариантам, а также аксиологической и социальной доминантам этого явления. Речь идет о фундаментальных работах М. Вебера, Р. Дарендорфа, Э. Кассирера, Л. Мамфорда, Ф. Мануэля, К. Манхейма, К. Менле, М. Мида, К. Поппера, Ф. Полака, Й. Хейзинги, М. Шиллера и д.р. В них эксплицировано соотношение утопии и идеологии, утопии и религиозного сознания, утопии и художественных практик, а также связь утопии с политикой, I революционными процессами и процессами социализации. Отдельному рассмотрению подверглась роль интеллигенции в создании и распространении утопических проектов.
Отечественная литература до определенной поры реализовывала свой особый вектор изучения утопического. Его направление было задано работой Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке». Пафос этой работы предопределил рассмотрение утопии как преодоленной, изжитой, превращенной формы социально-исторического творчества, не имеющей после претворения социализма в общественное бытие объективных причин для репродуцирования и развития.
В связи с этим изучение утопии отечественными исследователями велось в двух направлениях. С одной стороны феномен утопического получил рассмотрение в рамках истории социалистических идей и в основном на западноевропейском материале. Наиболее известны в этом плане работы М.А. Авдеевой, М.А. Барга, Н.И. Бочкарева, Г.Г. Водолазова, В.П. Волгина, А.И. Володина, В.М. Далина, Н.Ё. Застенкера, М.Н. Захаровой, И.И. Зильберфабра, К.Т. Кузнецова, Г.С. Кучеренко, В.А. Малинина, И.Н. Осиновского, JI.C. Чиколини, А.Э. Штекли и др.
Те же формы утопического, которые выпадали из социалистической традиции, рассматривались как проявление кризиса буржуазного общества, буржуазного сознания. Этот ракурс анализа нашел выражение в трудах Э.А. Араб-Оглы, А.И. Иконникова, В.Д. Тимофеева, Н.С. Федоркина, В.П. Шестакова и др. Рамки исследовательской стратегии, обусловленные изначально заданной оценкой, автоматически выводили за пределы научного интереса русскую утопическую мысль. Она не соответствовала, за редким исключением, критериям классических социалистической и коммунистической утопий, а отличалась колоссальным разнообразием форм и оттенков.
Лишь в последней четверти XX века ситуация изменилась. Появились исследования авторов, которые стремились избежать прежних стереотипов и догм. Среди них наиболее значимые исследования принадлежат Э.Я. Баталову, Т.И. Ойзерману, М.А. Розову, В.Г. Хоросу, В.А Чаликовой, E.JI. Чертковой и др. Ими были пересмотрены прежние оценки и утверждения, вновь разработаны понятия утопии, утопического сознания и др. Немаловажно и то, что они провели обоснование укорененности утопии в общечеловеческой культуре.
Важным вкладом в исследование "феномена утопизма стало рассмотрение его отдельных составляющих, а также усилия по систематизации многочисленных проявлений утопического сознания. К числу первых принадлежат работы П.И. Балабанова, Д.И. Дубровского, В.Е. Давидовича, Э.В. Ильенкова, Ч.С. Кирвеля, В.И. Красикова, Е. Мунье, А.А. Овчарова, Ж. Сореля. Конструктивные варианты систематизации были предложены В.П. Волгиным, С.С. Сизовым, Н. Уолшем, Е. Шацким, И.Р. Шафаревичем и др.
Среди массива работ посвященных отличительным чертам отечественной культуры, русского менталитета, способствующих формированию утопического сознания, для нас наиболее значимыми являются труды С.С. Аверинцева, Е.В. Барабанова, Н.А. Бердяева, А. Валицкого, М.О. Гершензона, Н.Я. Данилевского, Ф.М. Достоевского, JI.B. Карасева, Д.С. Лихачева, Н.О. Лосского, А.П. Прохорова, С.Л. Франка, Г.П. Федотова, Г.Г. Шпета.
Долгое время многие отечественные утопии XVIII - начала XX века оставались вне рамок собственно философского анализа. Принято было считать, что русский утопизм практически лишен самобытности и оригинальности, и по форме, и по содержанию. До сих пор происходит смешение русской утопии и русской фантастики, что размывает специфику того и другого. Такое смешение можно обнаружить как в специальных исследованиях (например, В.А. Ревича, Н.И. Черной), так и в вышедших в разное время тематических сборниках, таких как «Взгляд сквозь столетия», «Вечное солнце», «Русская фантастическая проза XIX - начала XX века» и др. Следует отметить, что до сих пор нет ни одной фундаментальной работы, посвященной анализу русской утопии. Опубликованная в 1922 году книга В.В. Святловского «Русский утопический роман» этой задачи не решает.
Следует заметить, что в нашей литературе почти нет работ, рассматривающих исторические формы и традиции русского утопизма и изучающих утопическое сознание как целостный феномен. Данное положение стало постепенно исправляться только в последнее время, когда появились интересные исследования, впервые пытающиеся объективно разобраться с утопической традицией в русской культуре. Это работы Н.Н. Арсентьевой, Т.В. Артемьевой, В.Д. Бакулова, С.П. Батраковой, Э.Я. Баталова, И.В. Вишева, Р.А. Гальцевой, А.И. Клибанова, Д.Н. Ляликова, Б.А. Ланина, С.Г. Семеновой, В.А. Чаликовой, К.В. Чистова, В.В. Штепа. В данных работах был выдвинут ряд эвристически значимых идей. В то же время можно констатировать, что непредвзятый, разносторонний социально-философский анализ утопического сознания и утопии . в контексте отечественной культуры находится пока в начальной стадии.
В качестве эмпирической базы исследования был выделен круг произведений, авторами которых были представители отечественной элиты периода XVIII - начала XX веков. К ним относятся утопии: А.А. Богданова, Ф.М. Достоевского, Н.Н. Златовратского, В.Г. Короленко, П.И. Мельникова, М.М. Пришвина, А.Н. Радищева, А.Д. Улыбышева, Н.Г. Чернышевского, С.Ф. Шарапова, М.М. Щербатова, В.В. Хлебникова. Выбор этих источников продиктован, прежде всего, тем, что длительное время они не изучались в качестве единого массива, выражающего утопические настроения россиян. Мы же рассматриваем утопические произведения таких авторов в качестве репрезентантов отечественного утопизма, а не как проекты мечтателя-одиночки.
Отметим, что вне рамок диссертационного исследования остались народные утопии. По крайней мере, специальному анализу они не подвергались, хотя в некоторых рассматриваемых нами источниках (утопии Н.Н. Златовратского, П.И. Мельникова, В.Г. Короленко, М.М. Пришвина) отдельные мотивы народной утопической традиции получили освещение. Это, прежде всего, объясняется конкретными задачами нашей, диссертации.
Кроме того, народные утопии уже получили достаточно подробное описание в работах К.В. Чистова, А.И. Клибанова, Г.М. Пономаревой. Наконец, специальное изучение народных утопий, на наш взгляд, неэффективно еще и потому, что в XIX веке, по свидетельству Г.М/Пономаревой и А.И. Чистова, происходит постепенное вырождение и трансформация классической народной утопии, а с ней и того активистского потенциала, который в ней содержался. Для утопий представителей дворянства и интеллигенции это было время расцвета.
Мы также оставляем в стороне комплекс философских и политических произведений, которые по тем или иным признакам можно причислить к продуктам утопической активности, поскольку это нарушило бы однородность источникового материала и потребовало бы существенного расширения объема исследования. Для исследования нами выбраны только те утопии, в которых проект идеального общества является основным элементом произведения, либо выступает в качестве одного из важнейших его компонентов. Отдавая предпочтение комплексному рассмотрению утопий, мы подчиняем его поиску в их содержании устойчивых ориентаций утопического сознания.
Началом точки отсчета выступает XVIII век, как век коренной модернизации России. В это время были заложены не только основы будущих противоречий и социальных конфликтов, но и четко проявились основные оттенки спектра утопического сознания в России. Завершает хронологию источников нашего исследования произведения, которые были написаны до революции 1917 года — события, которое знаменует новый рубеж времен. Эту дату следует рассматривать в качестве определенного итога реализации утопической активности направленной на радикальное преобразование старой России. Мы сознательно отвлекаемся от произведений, которые были написаны позже. Хотя революция и открывает широкий путь для планомерного и санкционированного государством воплощения многочисленных утопических, проектов в жизнь, этот достаточно длительный и неоднозначный процесс является, на наш взгляд, объектом для отдельного исследования.
Проблема исследования заключается в противоречии, существующем между исследовательскими подходами в определении фундаментальных характеристик утопического сознания, а также в отсутствии концептуального философского осмысления богатого эмпирического материала, содержащего репрезентативные черты отечественного утопизма.
Объектом данного исследования является утопическое сознание как социальный феномен.
Предметом исследования выступает русское утопическое сознание в его специфических вариантах.
В качестве основы для анализа утопического сознания послужила методология К. Манхейма, который, развивая принципы социологии знания, сформулировал положение об обусловленности параметров сознания общественных субъектов позицией, занятой ими в социокультурном пространстве. В диссертационном исследовании был использован эвристический потенциал проведенного К. Манхеймом анализа конкретных форм западноевропейского утопического сознания.
При изучении философского, исторического и литературного материала использовались элементы сравнительного и системного анализа, элементы диалектического подхода; а также общенаучные (типологизация, классификация, идеализация, абстрагирование, формализация, моделирование, концептуализация) и герменевтические процедуры.
Целью диссертационного исследования является обнаружение инвариантных общечеловеческих и национально-культурных особенностей утопического сознания, что в свою очередь требуется для определения характерных типов утопического сознания и социально-психологических черт их субъектов в отечественной духовной, культуре XVIII - начала XX веков.
Достижение указанной цели осуществляется путем постановки и последовательного решения следующих задач:
1. Определить понятия утопии и утопического сознания и установить их соотношение. Сформулировать рабочий концепт утопии с целью обнаружения существенных черт феномена утопизма и выработки методологии исследования его конкретных форм.
2. Реконструировать характер взаимосвязей социального бытия и утопического сознания, раскрыв причины, обуславливающие возникновение и мультиплицирование утопического сознания, а также особенности его влияния на общественное бытие. Эксплицировать соответствие репродуцирования элементов утопического сознания имманентным потребностям человека.
3. Разработать типологию утопического сознания, учитывающую комплекс критериев, позволяющих эффективно систематизировать конкретные проявления утопизма.
4. Раскрыть особенности отечественной культуры, которые выступают в качестве детерминант утопического сознания.
5. Выявить черты русской литературы, превращающие ее в способ трансляции утопического сознания.
6. Осуществить философский анализ конкретных литературных источников с целью определения наиболее характерных для отечественной духовной культуры XVIII - начала XX веков типов утопического сознания и социально-психологических черт их субъектов.
Научная новизна исследования выражается в следующем:
1. В результате анализа исследовательских подходов установлена амбивалентность утопического сознания, которая заключается в диалектическом единстве критического отношения к наличному бытию, и творческой, проективной природы человека приводящей к созданию трансцендентного наличному бытию образа должного. Эта амбивалентность позволяет рассматривать утопическое сознание и как фактор социальной деструктивности, и как созидательный фактор.
2. Установлена комплексность взаимосвязи общественного бытия и утопического сознания - целеполагающий характер человеческой деятельности, незавершенность социального бытия и желание подчинить его являются факторами появления и мультипликации утопического сознания. Оно, в свою очередь, выступает в качестве источника социальной динамики, средства преодоления социального отчуждения.
3. Определены методологические основания построения синтетичной типологии утопического сознания, представляющие собой возможные комбинации темпорального, пространственно-локализующего и деятельностного критериев.
4. Сделан вывод, согласно которому формирование специфических черт отечественного утопизма тесно связано с такими чертами менталитета россиян, как мировоззренческая настроенность на . радикальное противопоставление значений добра и зла, ■ внутренняя убежденность в возможность полного преодоления зла. Эти черты в свою очередь обусловлены комплексом факторов, наиболее значимыми из которых является религия, цивилизационная молодость нации, отдельные элементы быта.
5. Обосновано положение о том, что русская литературная утопия является важнейшим фактором тиражирования утопического сознания и репрезентативным источником его исследования. Эта роль литературной утопии обусловлена высоким статусом художественного слова, претензией русских писателей на конструирование универсальных принципов и целей человеческого существования, и готовностью читающей публики воспринимать художественный текст в качестве проводника сакральной истины.
6. Выявлены наиболее распространенные типы отечественного утопизма. Первый тип включает в себя проспективную и территориально определенную установки сознания, задает преобразовательный вектор утопической активности. Второй тип содержит ретроспективную и территориально совпадающую установки сознания и в качестве эффективного способа воплощения проектов социального совершенства предполагает изоляцию. Третий тип формируется нейтральной временной и виртуальной пространственной интенциями сознания. Его деятелыюстная компонента характеризуется двойственностью и демонстрирует либо установку бегства, либо - преобразования.
Два первых типа ориентированы на поиск основ или предпосылок социального идеала в актуальной действительности. Это означает ту или иную форму диалога с наличным бытием. Третий же тип исключает какие-либо формы взаимодействия с современностью, он наоборот содержит предпосылки для радикальной замены сущего должным. Именно данный тип утопического сознания в наибольшей степени соответствует важнейшим компонентам отечественной духовности, до сих пор обусловливает выбор из всего спектра идей и методов воздействия на'действительность те, которые отличаются своей радикальностью и масштабностью.
Результаты исследования прошли апробацию в выступлениях на международных, общероссийских и региональных научно-практических конференциях. Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре философии Кемеровского государственного университета.
Материалы диссертации нашли отражение в следующих публикациях:
1 .Теория утопического сознания К. Манхейма: методологический аспект // Культура как предмет комплексного исследования: Сб. науч. тр./КемГАКИ. - Кемерово: Полиграф, 2003. - Вып. 5. - С. 147-151.
2. Город и человек в утопической модели Радищева // Наука и образование: Материалы Всероссийской научной конференции (20-21 февраля 2003 г.): В 4ч. - 4.2. - Белово: Беловский полиграфист, 2003. - С. 399-403.
3. Утопическое сознание как предпосылка социальной агрессии // Социальная агрессивность. Третьи Кузбасские философские чтения: Материалы международной конференции (27-28 мая 2004, Кемерово): В 2 ч. -Ч. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 176-178.
4. О формах нормативного прогнозирования: в поисках дефиниций // Проблемы права и правоприменения: Сб. науч. ст. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - С. 4-9. (в соавт. с Гавриловым О.Ф.).
5. Утопическое сознание: проблема оснований классификации // Актуальные вопросы социо-гуманитарного знания: Сб. науч. тр. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - С. 214-222.
6. Национально-культурный аспект прав человека в России // Проблемы обеспечения прав человека в деятельности органов внутренних дел: Материалы международной научно-практической конференции (2 декабря 2005 г.). - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - С. 39-43. (в соавт. с Гавриловым О.Ф.).
7. Универсальные черты модернизма • в контексте утопического сознания // Неклассическая этетика в культуре XX века: Сб. науч. тр. -Кемерово: Изд-во Кем ГУКИ, 2006. - С. 153-158. г
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты можно использовать в качестве эвристического инструментария определения и типологизации многообразных проявлений феномена утопизма. Определено содержание и основные разновидности отечественного утопизма.
Практическая значимость исследования выражается в том, что полученные результаты могут служить базой для проведения исследований, на региональном и общероссийском уровнях. Результаты исследования могут быть также использованы в разработке курсов для студентов и аспирантов.
Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философский анализ специфики российского утопического сознания"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в диссертационной работе исследование позволяет сделать ряд обобщающих выводов, способствующих достижению цели нашего исследования.
1. Многозначность и разнообразие проявлений феномена утопического требует уточнения смысловых границ понятий утопии и утопического сознания (утопизма). Анализ исследовательских подходов показал, что при всем многообразии проявлений данного явления, существует инвариантная структура утопического сознания, то есть система устойчивых черт и признаков, характеризующих специфическое мировидение утописта и его деятельностные интенции. Так утопическое сознание выступает в качестве амбивалентного и универсального явления, связанного с конструированием и воплощением альтернативной действительному бытию картины мира, влияющего на мотивацию социально значимых действий, на выбор целей, средств и способов деятельности социальных- групп. Утопия же выступает как производный продукт утопического сознания, выражая в виде более или менее разработанного социального проекта комплекс коллективных установок сознания, идей переживаний. Сознание утописта, будучи ориентировано на трансцендентную наличному бытию идеальную реальность, полагаемую им в качестве совершенства, находится в принципиальной оппозиции с действительностью, которая воспринимается им как ущербная.
2. Утопическое сознание является неустранимым антропологическим феноменом. Целеполагающий характер человеческой деятельности, незавершенность социального бытия и желание подчинить его являются факторами появления и мультипликации утопического сознания. Его невозможно элиминировать, не изменив человеческую природу. Будучи постоянным спутником человеческого развития, утопическое сознание играет важную роль: преодолевая онтологическую незавершенность бытия, оно борется со всеми формами отчуждения, используя для этого потенциал критики актуальной реальности. Эта роль утопического сознания позволяет рассматривать его в качестве важного условия и предпосылки социальной динамики.
В связи с этим оценка изучаемого феномена не может быть однозначной. Утопическое сознание в своих проявлениях нередко выступало и выступает как феномен социальной агрессии и насилия над человеческой природой. В то же время утопизм является средством выражения творческого потенциала человечества, позволяющим решать краткосрочные и долгосрочные проблемы социального развития. Поэтому, признавая ненужность и невозможность устранения утопической составляющей из жизни человека, мы считаем необходимым дальнейшее изучение взаимосвязи общественного бытия и утопического сознания. Это возможно позволит свести негативные последствия проявления утопизма к минимуму.
3. Разнообразие проявлений утопического сознания требует определения методологических оснований построения синтетичной типологии утопического сознания, позволяющей систематизировать и охарактеризовать весь многообразный массив конкретных утопий. Исследование утопического сознания и его конкретных проявлений позволяет выделить основные варианты утопизма, представляющие собой различные комбинации темпоральных, пространственно-локализующих, и деятельностных интенций сознания утописта. Естественно, что такая типология не может учесть всех аспектов функционирования и развития исследуемого феномена. Однако она позволяет зафиксировать те стороны утопической активности, которые выражают важные мировоззренческие и волевые интенции сознания утописта, а, следовательно, при исследовании конкретных утопий делает возможным создание социально-психологического портрета субъекта того или иного типа утопического сознания.
4. Исследование феномена утопического сознания показало, что на формирование того или иного типа утопического сознания в немалой степени оказывают влияние черты национальной самобытности, о чем, в частности, свидетельствует российская история и культура. Так нами выделен комплекс социокультурных предпосылок формирования отечественного утопизма, к которым относятся синтез языческой и православной традиций, отличительные черты самого православия, а также природно-климатические условия становления и развития России. Именно благодаря этим факторам в отечественной культуре обнаруживают себя такие особенности национального характера, которые, определяя мировоззрение и поведение россиянина, влияют и на возникновение специфических типов утопизма. К ним относятся внутренняя установка на радикальное противопоставление должного и сущего, а так же, обусловленное ей максималистское поведение, нацеленное на мгновенное достижение результата. Результатом проявления этих особенностей становится усиление нигилистических и максималистских тенденций в активности субъекта российского варианта утопического сознания.
5. Черты, обусловливающие специфику отечественного утопического сознания, оказываются определяющими и для русской литературы. Она демонстрирует претензию на роль проводника универсальных истин, становится формой политической активности, философской рефлексии, социальной проповеди. Эта претензия подкрепляется готовностью читающей публики воспринимать художественное слово в качестве заветов абсолютного добра. В результате и русские литературные утопии становятся важными составляющими общественной жизни и благодаря своему статусу приобретают характер средств трансформации окружающей действительности. Поэтому при анализе русских литературных утопий мы должны отдавать себе отчет в том, что они являются важнейшим фактором
I тиражирования утопического сознания и репрезентативным источником его исследования.
6. Изучение русских литературных утопий созданных в период с XVIII по начало XX века позволяет выделить среди них три группы источников.
Каждая группа раскрывает перед нами существенные черты определенного, наиболее распространенного в русской культуре типа утопического сознания.
Первый тип включает в себя проспективную и территориально определенную установки сознания, задает преобразовательный вектор утопической активности. Второй тип содержит ретроспективную и территориально совпадающую установки сознания и в качестве эффективного способа воплощения проектов социального совершенства предполагает изоляцию. Третий тип формируется нейтральной временной и виртуальной пространственной интенциями сознания. Его деятельностная компонента характеризуется двойственностью и демонстрирует либо установку бегства, либо - преобразования.
Два первых типа утопического сознания ориентированы на поиск основ или предпосылок социального идеала в актуальной действительности. Это означает ту или иную форму диалога с наличным бытием. Третий же тип исключает какие-либо формы взаимодействия с современностью, а наоборот содержит предпосылки для радикальной замены сущего должным. Именно г он в наибольшей степени соответствует важнейшим компонентам отечественной духовности.
Пристальное рассмотрение каждого из типов позволяет выявить социально-психологические особенности субъектов наиболее характерных для русской культуры типов утопического сознания.
Так представители первого типа, полагая свои утопии в качестве проекта последующего этапа развития российского общества, делают центральной идею прогресса. В то же время они используют в качестве семантического строительного материала будущей России культурный код и язык европейской цивилизации. Европа рассматривается ими как своего рода центр мира, эталон социального бытия, а ее ценности как универсальные и необходимые для усвоения любым развитым государством. Таким образом, осуществление планов преобразования российского общества связывается с воплощением идей и элементов культуры иных государств. Своя же культура, исходя из подобных соображений, отрицается как отсталая или искаженная, либо попросту игнорируется. Именно такая мировоззренческая установка создает конфликт утопии и реальности.
Представители второго типа так же стремятся найти основы для воплощения своих утопий в наличном бытии, в частности в отечественной культуре. Однако в отличие от представителей первого типа утопического сознания демонстрируют совсем иной подход, к действительности. Да, в их утопиях нередко присутствуют модные идеи и ценности, продуцируемые европейской культурой. Однако в идеальных проектах социального устройства они занимают подчиненное положение, а в качестве доминирующего элемента утопии выступает стремление выделить и обосновать некие непреходящие основы социального порядка традиционные и органичные для России. Именно это соединение европейской риторики и черт культурной идентичности можно обнаружить в утопиях относящихся ко второму типу утопического сознания.
Третий тип отечественного утопизма в отличие от двух предыдущих демонстрирует установку сознания на крайнюю степень противопоставления утопии и реальности. Он игнорирует систему сложных причинно-следственных связей, позволяющих связать утопию и действительность, исключает обоснование необходимости какого-либо переходного периода. Его отличает выразительная демонстрация античеловеческого характера социальной реальности и сосредоточенность на выборе способа избавления от этой реальности: бегства, либо разрушения. Говоря о том, что этот тип в наибольшей степени соответствует важнейшим компонентам отечественной духовности, мы подразумеваем, что глубоко в сознании русского человека ) заложено убеждение, что только те идеи могут быть образами истины, которые устанавливают пропасть между собой и реальностью. Воплощение этих идей, этого идеала требует радикального преображения общества и человека.
Итак, среди эксплицированных типов утопического сознания именно третий может претендовать на роль явления, которое в наибольшей степени соответствует духовным основам российского общества. Это не означает, что два других типа отечественного утопизма лишены онтологического выражения. Они представляют собой достаточно самостоятельные пути постановки и воплощения утопической цели. Однако в своей динамике они постоянно тяготеют к замещению аутентичных пространственно-локализующих, временных или деятельностных установок ориентациями присущих третьему типу утопического сознания.
Приведенные выводы, отражая общую направленность задач диссертационного исследования, определяют инвариантные общечеловеческие и национально-культурные особенности утопизма, формируют необходимую методологическую б&зу его философского анализа. Это позволяет рассматривать результаты проведенной работы в качестве условия постановки и решения целого комплекса наметившихся в диссертации вопросов, в той или иной степени связанных с проблемой закономерности функционирования утопического сознания.
К числу таких вопросов относятся выработка комплексной системы социальных программ создающих необходимые условия для элиминирования или сведения к минимуму негативного потенциала феномена утопизма. С другой стороны, требуется более четкое определение общественных гарантий эффективного использования гуманистических возможностей утопической активности. Требует своего дальнейшего изучения также взаимосвязь явлений утопического, мифологического и религиозного, что особенно важно в условиях глобального духовного кризиса, актуализирующего одновременно все названные компоненты духовной культуры человечества. Обладая рядом схожих характеристик, они, тем не менее, представляют собой самостоятельные и в целом, видимо, противоположные по своей природе феномены интеллектуальной активности человека.
Список научной литературыГаврилов, Евгений Олегович, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Аверинцев, С.С. Византия и Русь: два типа духовности текст. / С.С.
2. Аверинцев. // Новый мир. 1988. - № 9. - С. 227-239.
3. Аверх, А.Я. Масоны и революция текст. / А.Я. Аверх. М.: Политиздат,1990.-350 с.
4. Акофф, Р., Эмери, Ф. О целеустремленных системах текст. / Р. Акрофф,
5. Ф. Эмери. -М.: Сов. Радио, 1974. 272 с.
6. Анисимов, Е.В. Петр Первый: рождение империи текст. / Е.В. Анисимов
7. История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX начала XX в.-М.: Политиздат, 1991.- С. 186-221.
8. Араб-Оглы, Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности текст. / Э.А. Араб-Оглы // Вопросы философий. 1990. - № 8.-С. 10-13.
9. Бабкин, Д.С. А.Н.Радищев: Литературно-общественная деятельностьтекст. / Д.С. Бабкин. М.-Л.: Наука, 1966. - 480 с.
10. Баталов, Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическомсознании и утопических экспериментах текст. / Э.Я. Баталов. М.: Политиздат, 1989. - 319 с.
11. Бакулов, В.Д. Социокультурные метаморфозы утопизма текст. / В.Д.
12. Бакулов. — Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003. — 351 с.
13. Балабанов П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности текст. / П.И. Балабанов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. -200 с.
14. Барабанов, Е.В. Русская философия и кризис идентичности текст. / Е.В.
15. Барабанов. // Вопросы философии. 1991. - № 8 - С. 102-117.
16. Барабанов, Е.В. Русская идея в эсхатологической перспективе текст. / Е.В. Барабанов. // Вопросы философии. 1990. № 8. - С. 62-74.
17. Бердяев, Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии: Критический этюд о Н.К.Михайловском текст. / Н.А. Бердяев. М.: Канон, 1999. - 480 с.
18. Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма текст. / Н.А. Бердяев. М.: Наука, 1990. - 224 с.
19. Бердяев, Н.А. Философская истина и интеллигентская правда текст. / Н.А. Бердяев. // Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. - С. 11-31.
20. Белинский, В.Г. О классиках русской литературы текст.: Сост. А. Н. Дубовиков / В.Г. Белинский. M.-JL: Гл. изд-во дет. лит-ры МП РСФСР, 1950.-360 с.
21. Блох, Э. Принцип надежды текст. / Э. Блох. // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежн. лит.: Пер. с разн. яз. М.: Прогресс, 1991.-405 с.г
22. Богданов, А.А. Красная звезда текст. / А.А. Богданов. // У светлого яра
23. Вселенной. -М.: Правда, 1988. 480 с. - С. 43-172.
24. Будницкий, О.В. «Кровь по совести»: терроризм в России (вторая половина XIX начало XX в.) текст. •/ О.В. Будницкий. // История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - С. 5-25.
25. Булгаков, С.Н. Героизм и подвижничество текст. / С.Н. Булгаков. // Вехи. Из глубины. -М.: Правда, 1991. С. 31-73.
26. Ванчугов, В.В. Очерк истории философии «самобытно-русской» / В.В. Ванчугов. М., РИЦ Пилигрим, 1994. - 458 с.
27. Вечное солнце: Русская социальная утопия и научная фантастика (вторая половина XIX — начало XX века) текст. / Сост. С. Калмыков. -М.: Молодая гвардия, 1979. 432 с.
28. Взгляд сквозь столетия текст. / Сост. В. Гуминский М.: Молодаягвардия, 1977. 358 с. 23. Володин, А.И. Начало социалистической мысли в России текст. / А.И. Володин. — М.: Высшая школа, 1956. - С. — 187 с.
29. Володин, А.И. Утопия и история. Некоторые проблемы изучения домарксистского социализма текст. / А.И. Володин. М.: Политиздат, 1976.-271 с.
30. Волгин, В.П. История социалистических идей текст.: в 2 ч. Ч. 1. / В.П.
31. Волгин. M.-JL: Госиздат, 1928. - 299 с. '
32. Всемирная энциклопедия: Философия текст. / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001.- 1312с.
33. Галактионов, А.А., Никандров, П.Ф. Русская философия IX -Х1Х.текст.
34. А. А. Галактионов, П.Ф. Никандров. — JL Издательство Ленинградского университета, 1989. 744 с.
35. Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века текст. / Р.А.
36. Гальцева. М.: Наука, 1992. - 207 с.
37. Гегель, Г. Энциклопедия философских наук текст.: в 3 т. Т. 1. / Г. Гегель. М.: Мысль, 1975. - 452 с.
38. Гершензон, М.О. Творческое самосознание текст. / М.О. Гершензон. //
39. Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. - С. 73-97.
40. Горский, Д.П. Обобщение и познание текст. / Д.П. Горский. М.: Мысль, 1985.-208 с.
41. Голубков, М.М. Русский литературный процесс 1920-1930-х годов как феномен национального сознания текст.: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. Д-ра филол. Наук: 10.01.01/М.М. Голубков.-М., 1995.-48 с.
42. Гройс, Б. Поиск русской национальной идентичности тест. / Б. Гройс. //
43. Вопросы философии. 1992. - № 1. - С. 52-59.
44. Гуревич, А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии текст. / А.Я.
45. Гуревич. // Одиссей: Человек в истории. М.: Наука, 1989. - С. 114—135. (447 с.)
46. Гуревич, П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики текст.
47. П.С. Гуревич. // Вопросы философии. 2000. - № 10. - С. 37-41.
48. Гус, М. Идеи и образы Ф. М. Достоевского текст. / М. Гус. М.: Гослитиздат, 1962. - 510 с.
49. Давидович, В.Е. Теория идеала текст. / В.Е. Давидович. Ростов-на-Дону: РГУ, 1983, - 285 с.
50. Данилевский, Н. Россия и Европа текст. / Н. Данилевский // Классика геополитики, XIX век. М.: Издательство ACT, 2003. - С. 275-680.
51. Достоевский, Ф.М. Сон смешного человека текст. / Ф.М. Достоевский // Вечное солнце: Русская социальная утопия и научная фантастика второй половины XIX начала XX века. - М.: Молодая гвардия, 1979. -С. 132-154.
52. Дубровский, Д.И. Проблема идеального текст. / Д.И. Дубровский. М.:1. Мысль, 1983.-228 с.
53. Забияко, А. Психоанализ сакрального в работах Зигмунда Фрейда текст. / А. Забияко. // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1995. - № 2. -С. 24-43.
54. Заичкин, И.А., Почкарев, И.Н. Русская- история текст. популярный очерк. IX середина XVIII в / И.А. Заичкин, И.Н. Почкарев. - М.: Мысль, 1992.-797 с.
55. Златовратский, Н.Н. Сон счастливого мужика текст. / Н.Н. Златовратский. // Вечное солнце: Русская социальная утопия и научная фантастика второй половины XIX начала XX века. — М.: Молодая гвардия, 1979. - С. 96-120.
56. Замалеев, А.Ф. Курс истории русской философии текст. / А.Ф. Замалеев. М.: Наука, 1995. - 191 с.
57. Застенкер, Н.Е. Очерки истории социалистической мысли текст. / Н.Е.
58. Застенкер. М.: Мысль, 1985. - 286 с.
59. Зеньковский, В.В. История русской философии текст.: в 2 т. Т. I. / В.В.
60. Зеньковский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 544с.
61. Ильенков Э.В. Идеал. Идеальное текст. / Э.В. Ильенков // Философскаяэнциклопедия, Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1962. - С. 195-204, 219-227.
62. Казакевич, Т.А. Целесообразность и цель в общественном развитии текст. / Т.А. Казакевич. JL: Издательство Ленинградского ун-та, 1968.-378 с.
63. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство текст.
64. А. Камю. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
65. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием текст. / С.Г. Кара-мурза. -М.: Изд-во Эксмо, 2003. 832 с.
66. Карасев, Л.В. Русская идея (символика и смысл) текст. / Л.В. Карасев. //
67. Вопросы философии. 1992. - № 8. - С. 92-105.
68. Кирвель, Ч.С. Утопическое сознание: Сущность и социально-политические функции текст. / Ч.С. Кирвель Минск: Университетское, 1989. - 200 с.
69. Кирвель, Ч.С. Утопия как форма освоения социальной реальности текст. / Ч.С. Кирвель Л.: Наука, 1989. - 168 с.
70. Клибанов, А.И. Реформационные движения в России в 14 первой половине 16 вв. текст. / А.И. Клибанов. - М.: АН СССР, 1960. - 548 с.
71. Клибанов, А.И. Народная социальная утопия в России текст. / А.И. Клибанов. М.: Наука, 1978. - 342 с.
72. Ключевский, В.О. Сочинения текст.: Соч.: В 9 т. Т. 1. Курс русской истории Ч. 1./В.О. Ключевский. М.: Мысль, 1987.-430 с.
73. Короленко, У.П. Семь ступеней к катастрофе: Деструктивное поведениев современном мире текст. / У.П. Короленко, Т.А. Донских. -Новосибирск: Наука, 1990. 272 с. > 58. Костомаров, Н.И. Очерк жизни и нравов великорусского народа в XVI
74. XVII столетиях текст. / Н.И. Костомаров. М.: Республика, 1992. - С. 171-302.
75. Красиков, В.И. Философия как концептуальная рефлексия текст. / В.И.
76. Красиков. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - 416 с.
77. Кьеркегор, С. Страх и трепет текст. /С. Кьеркегор. М.: Республика,1993.-383 с.
78. Лаке, Дж. О плюрализме человеческой природы текст. / Дж. Лаке. // Вопросы философии. 1992. - № 10. - С.103-111.
79. Ласки, М. Утопия и революция текст. / М. Ласки // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежн. лит.: Пер. с разн. яз. М.: Прогресс, 1991.-405 с.
80. Ленин, В.И. Поли. собр. соч. текст.: Т.1. /В.И. Ленин.
81. Ленин, В.И. Поли. собр. соч. текст.: Т.18. / В.И. Ленин.
82. Ленин В.И. Поли. собр. соч. текст.: Т. 23. / В.И. Ленин.
83. Лекторский, В.А. Предисловие текст. / В.А. Лекторский. // Идеал, утопия и критическая рефлексия [Сборник] / Рос. акад. наук. Ин-т философии. М.: РОССПЭН, 1996. - 302 с.
84. Лихачев, Д. С. О национальном характере русских текст. / Д.С. Лихачев. // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 3-7.
85. Лотман, Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века (истокии эстетическое своеобразие) текст. / Л.М. Лотман. Л.: Наука, 1974 -512 с.
86. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVII начало XIX века) текст.: 2 изд., доп / Ю.М. Лотман.- СПб: Искусство-СПб, 1999. 405 с.
87. Лотман, Ю.М. Собрание сочинений текст.: Т.1: Русская литература и культура Просвещения. 2 изд., испр. / Ю.М. Лотман. - М.: ОГИ, 2000.- 536 с.
88. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст - семиосфера- история текст. / Ю.М. Лотман. М.: Языки русской культуры, 1999. -464 с.
89. Любомирова, Н. Магия русской хандры текст. / Н. Любомирова. // Параллели (Россия Восток - Запад). Альманах философской компаративистики. Вып. 1. -М.: Мысль, 1991. - С. 28-45.
90. Люкс, Л. Евразийство текст. / Л. Люкс. // Вопросы философии. 1993.6.-С. 105-114.
91. Мангейм, К. Идеология и утопия текст.: в 2 ч. Ч. 2. Утопическое сознание / К. Мангейм. М.: ИНИОН АН СССР, 1976. - 750 с.
92. Манхейм, К. Диагноз нашего времени • текст. / К. Манхейм. М.: Юрист, 1994.-753 с.
93. Маркс, К. и Энгельс, Ф. Соч. текст.: Т 36. / К. Маркс и Ф. Энгельс.
94. Маркс, К. и Энгельс, Ф. Соч. текст.: Т. 39. / К. Маркс, Ф. Энгельс.
95. Мелетинский, Е.М. Общее понятие мифа и мифологии текст. / Е.М. Мелетинский. // Мифологический словарь. — М.: Большая Рос. энциклопедия, 1992. С. 653 - 658.
96. Мельников, П.И. В лесах текст.: Собр. соч. в 8 т. Т. 4. / П.И. Мельников. М.: Правда, 1976. - 554 с.
97. Моряков, В.И. Поиск пути. Русская общественная мысль второйгполовины XVIII в. о государстве и обществе текст. / В. И. Моряков // История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX -начала XX в. М.: Политиздат, 1991. - С. 221-254.
98. Нечкина, М.В. Декабристы текст. / М.В. Нечкина. М.: Наука, 1984.449 с.
99. Нечкина, М. В. Декабристская утопия текст. / М.В. Нечкина. // Из истории социально-политических идей. М.: Наука, 1955. - С. 376-384.
100. Никитин, Е.П., Никитина, А.Г. О системе идеалов (на примересхематизирующего историзма О. Конта) текст. / Е.П. Никитин, А.Г.
101. Никитина. // Идеал, утопия и критическая рефлексия Сборник. / Рос. акад. наук. Ин-т философии. М.: РОССПЭН, 1996. - 302 с.
102. Никольский, Н.М. История русской церкви текст. / Н.М. Никольский.
103. М.: Политиздат, 1998. С. 21 -31.
104. Овчаров А.А. Интуитивизм и обществознание. Идеи к социальной философии текст. / А.А. Овчаров Кемерово: Кузбассвузиздат, - 1999. -136 с.
105. Овчаров А.А. Основы идеал-реалистической теории интуиции (Анализ интуитивизма Н.О. Лосского в контексте феноменологии и философии всеединства) текст. / А.А. Овчаров Кемерово: Кузбассвузиздат, -1999. -216 с.
106. Ойзерман, Т.И. Марксизм и утопизм текст. / Т.И. Ойзерман. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 567 с.
107. Ойзерман, Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? текст. /
108. Т.И. Ойзерман. // Вопросы философии. 1989. № 2. - С. 51-62.
109. Ольшанский, Д.В. Психология масс текст. / Д.В. Ольшанский. — СПб.: Питер, 2002. 368 с.
110. Осиновский, И.Н. Томас Мор текст. / И.Н. Осиновский. М.: Мысль,1985.- 174 с.
111. Пайпс, Р. Россия при старом режиме текст. / Р. Пайпс. М.: Независимая газета, 1993. - С. 421 с.
112. Панарин, А.С. Православная цивилизация в глобальном мире текст. / А.С. Панарин. М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 544 с.
113. Поздяева, С.М. Социальная утопия: тип сознания, идеал и эксперименттекст. / С.М. Поздняева, И.В. Фролова. Уфа: БГУ, 1997. - 150 с.
114. Покушение Д.В. Каракозова текст. / Сост. О.В. Будницкий. // Историятерроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 31-43.
115. Пономарева Г.М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX начала XX вв. текст.: Автореф. дис. на соиск. учен.1.степ, д-ра филос. наук: 09.00.03. / Г.М. Пономарева. М., 1996. - 41 с.
116. Поппер, К.Р. Открытое общество и его враги текст.: в 2 т. Т. 2. / К.Р. Поппер. М.: Феникс, 1992. - 528 с.
117. Прохоров, А.П. Русская модель управления: компромисс между системой и населением текст. / А.П. Прохоров. // Вопросы философии. -2003. -№2. -С. 42-52.
118. Пчелинцева, Т.А. Утопия и теория отражения текст. / Т.А. Пчелинцева
119. Закономерности научного познания. Томск, 1982. - С. 20-26.
120. Радищев, А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву; Вольность текст.
121. А.Н. Радищев. М.: Наука, 1992. - 670.
122. Ревич, В.А. Не быль, но и не выдумка: Фантастика в русской дореволюционной литературе текст. / В,А. Ревич. М.: Знание, 1979. -64 с.
123. Розов, М.А. Рефлектирующие системы, ценности и цели текст. / М.А. Розов. // Идеал, утопия и критическая рефлексия [Сборник] / Рос. акад. наук. Ин-т философии. М.: РОССПЭН, 1996. - 302 с.
124. Розанов, В.В. Несовместимые контрасты жития текст. / В.В. Розанов. М.: Искусство, 1990. - 608 с.
125. Русская фантастическая проза XIX начала XX века текст. / Сост. Юрий Михайлович Медведева. - М.: Правда, 1986. - 704 е.;
126. Русская и советская фантастика: повести и рассказы текст. / Сост. В.Н. Греков. М.: Правда, 1995 - 637с.;
127. Святловский, В.В. Каталог утопий текст. / В.В. Святловский. М.: Госиздат, 1923. - 100 с.
128. Свентоховский, А. История утопии текст. / А. Свентоховский. М.:
129. Типография В. М. Саблина, 1910.-428 с'.t
130. Сердюченко, В. Футурология Достоевского и Чернышевского текст. / В. Сердюченко. // Вопросы литературы. М. - 2001. - № 3. - С. 66-84.
131. Сизов, С.С. Утопия и общественное сознание: Философско-социологический анализ текст. / С.С. Сизов. Л.: Издательство Ленинградского университета. - 1988. - 120 с.
132. Смирнов, И.П. Борьба с сознанием текст.: Бытие и творчество / И.П. Смирнов. // Альманах «Канун». Вып.1. (серия: Альманах «Канун»). -СПб.: Санкт-Петербург, 1996 192 с.
133. Смирнов, И.П. Сводя концы с концами текст.: Бытие и творчество / И.П. Смирнов. // Альманах «Канун». Вып.1. (серия: Альманах «Канун»), СПб.: Санкт-Петербург, 1996- 192 с.
134. Соловьев, B.C. Сочинения Текст.: в 2 т. Т. 2. / B.C. Соловьев. М.: Мысль, 1988.-892 с.
135. Сорель, Ж. Введение в изучение современного хозяйства текст. / Ж. Сорель. — М., 1908. -216 с.
136. Степин, B.C. Маркс и тенденции современного цивилизационного развития текст. / B.C. Степин // Карл Маркс и современная философия: Сб. материалов науч. конф. к 180-летию со дня рождения К. Маркса / РАН. Ин-т философии М., 1999. - 380 с.
137. Типология и классификация в социологических исследованиях текст. / Под ред. В.Г. Андринкова, Ю.Н. Толстова. М.: Наука, 1982. - 210 с.
138. Уайтхед, А. Избранные работы по философии текст. / А. Уайтхед. -М.: Прогресс, 1990. 717 с.
139. Улыбышев, А.Д.Сон текст.: утопия / А.Д. Улыбышев.; Пер. с франц. В. Б. Враской-Янчевской // Декабристы и их время. T.l M.-JL, 1927 -с.53-56.
140. Урусова, Я. Сентиментальное путешествие из Петербурга в Москву текст. / Я. Урусова. // Человек. 1992. - № 3. - С. 140-149.
141. Федотов, Г.П. Святые древней Руси текст. / Г.П. Федотов. М.: ACT, 2003.-700 с.
142. Федотов, Г.П. Три столицы текст.: статьи разных лет. / Г.П. Федотов // Святые Древней Руси. -М.: ACT, 2003. С. 513-533.
143. Философский энциклопедический словарь текст. / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, Г.В. Панов М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840. с.
144. Филатова, Е.М. Белинский текст. / Е.М. Филатова. М.: Мысль, -1976.- 174 с.
145. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылка утопизма текст. / Г.В. Флоровский //Вопросы философии. -1990. №10. - С.78-89.
146. Фойгт, А. Социальные утопии текст. / А. Фойгт. С.-Пб.: Типография Брокгауз-Ефрон, 1906! - 108 с.
147. Франк, C.JI. Крушение кумиров текст.: Соч. / C.JI. Франк. М.: Правда, 1990.-607 с.
148. Франк, C.JT. Этика нигилизма текст. / C.JI. Франк. // Вехи. Из глубины. -М.: Правда, 1991.-С. 167-200.
149. Фромм, Э. Душа человека текст. / Э. Фромм. М.: Республика, 1992. -430 с.
150. Фрэзер, Д.Д. Золотая ветвь: исследования магии и религии текст. / Д.Д. Фрэзер. М.: Политиздат, 1983. - 703 с.
151. Хейзенги Й. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления М.: 1988.
152. Хлебников, В.В. Мы и дома текст. / В.В. Хлебников // Утес из будущего: проза, статьи. Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1988. -С. 190-196.
153. Хорос, В.Г. Утопия текст. / В.Г. Хорос. // Опыт словаря нового мышления: 50/50. / Под общ. ред. М. Ферро и Ю. Афанасьева. М.: Прогресс, 1989.-542 с.
154. Хренов, Н.А. Мифология досуга текст. / Н.А. Хренов. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1998. -448 с.
155. Чаликова, В.А. Идеологии не нужны фантазеры текст. В.А. Чаликова. // Утопия и свобода: Эссе разных лет. М.: Весть, 1994. - 182 с.
156. Черткова, E.JI. Специфика утопического сознания и проблема идеала текст. / E.JI. Черткова. // Идеал, утопия и критическая рефлексия
157. Сборник. / Рос. акад. наук. Ин-т философии. М.: РОССПЭН, 1996. -302 с.
158. Черная, Н.И. В мире мечты и предвидения: Научная фантастика, ее проблемы и художественные возможности текст. / Н.И. Черная. -Киев: Наукова думка, 1972.- 228 с.
159. Чернышев, Ю.Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в Древнем Риме текст.: в 2 ч. Ч. 1. До установления принципата / Ю.Г. Чернышов. Изд. 2-е, испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. унта, 1994. - 176 с.
160. Чернышевский, Н.Г. Что делать? текст. / Н.Г. Чернышевский. // Избранные сочинения. -М.: Худож. лит., 1989. 20-403.
161. Чистов, К.В. Русская народная утопия: Генезис и функции социально-утопических легенд текст. / К.В. Чистов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.-539 с.
162. Чистов, К.В. Русские народные социально-утопические легенды 17-19 вв текст. / К.В. Чистов. М.: Наука, 1967. - 470 с.
163. Шацкий, Е. Утопия и традиция текст. / Е. Шацкий. — М.: Прогресс, 1990.-456 с.
164. Шафаревич, И.Р. Есть ли у России будущее? текст.: Публицистика. / И.Р. Шафаревич. — М.: Советский писатель, 1991. 560 с.
165. Швырев, B.C. К проблеме специфики социального познания текст. / B.C. Швырев. // Вопросы философии. 1972. - №3. - С. 121-129.
166. Шестаков, В.П. Понятие утопии .и современные концепции утопического текст. / В.П. Шестаков. // Вопросы философии. 1972. -№8. -С. 142-154.
167. Шестаков, В. П. Эволюция русской литературной утопии текст. / В.П.
168. Шестаков // Вечер в 2217 году. / Сост., авт. предисл. и коммент.
169. В.Шестаков. М.: Прогресс, 1990. -720 с.
170. Шестов, JI. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Нитше (Послесловие В.В. Ерофеева) текст. / Л. Шестов. // Вопросы философии. 1990. - № 7. -С. 59-113.
171. Шпет, Г.Г. Очерк развития русской философии текст.: Соч. / Г.Г. Шпет. М.: Правда, 1989. - 602 с.
172. Штепа, В.В. 1Штопия текст. / В.В. Штепа. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2004. - С. 3 7-41.
173. Шторм, Г.П. Потаенный Радищев текст. / Г.П. Шторм. М.: Советский писатель, 1968. - 465 с.
174. Щербатов, М.М. Путешествие в землю Офирскую г-на С. швецкого дворянина текст. / М.М. Щербатов. // Взгляд сквозь столетия. Русская фантастика XVIII и первой половины XIX века. — М.: Молодая гвардия, 1977.-С. 32-75.
175. Ясперс, К. Смысл и назначение истории текст. / К. Ясперс. М.: Полтиздат, 1991.- 527 с.
176. Яценко, А.И. Целеполагание и идеалы текст. / А.И. Яценко — Киев: Наукова думка, 1977. 412 с.
177. France, A. Discours aux etudiants text. / A. France. Paris, 1910. - 512 p.
178. Manuel, F.T., Manuel, F.P. Utopian thought in the Western world text. / F.T. Manuel, F.P. Manuel. Cambridge (Mass.): Beeknap press, 1979., -896 p.
179. Mounier, E. Co to jest personalizm? text. / E. Mounier. Krakow, - 1960. -714 s.
180. Mumford L. The Story of Utopias text. / L. Mumford. N.-Y. - 1972. -511 p.
181. Walsh, Ch. From Utopia to Nightmare text. / Ch. Walsh. London, 1962.t654 p.