автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на национальную безопасность

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Носков, Юрий Геннадьевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на национальную безопасность'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Носков, Юрий Геннадьевич

Введение.

Глава I. Логико - методологический анализ основных элементов предмета исследования.

1.Безопасность как условие существования, функционирования и развития социального объекта.

2.Религиозный фактор: сущность, содержание и форма существования.

Глава II. Религиозный фактор и духовная безопасность.

1. Сущность и содержание воздействия религиозного фактора на духовную безопасность.75*

2. Социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на духовную безопасность современной России.122*

Глава III. Религиозный фактор и политическая безопасность.

1. Сущность и содержание воздействия религиозного фактора на политическую безопасность.

2. Социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на политическую безопасность современной России.

Глава IV. Религиозный фактор и военная безопасность.

1. Сущность и содержание воздействия религиозного фактора на военную безопасность.

2. Социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на военную безопасность современной России.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Носков, Юрий Геннадьевич

Обеспечение безопасности является предметом заботы любого общества. Для современной России, переживающей системный кризис, этот вопрос имеет особую актуальность. Выражением этой актуальности служит принятие в России в январе 2000 года новой Концепции национальной безопасности, которая содержит в себе развернутую комплексную программу по укреплению системы безопасности страны. Для совершенствования этой системы необходимо знание всей совокупности факторов, которые на нее воздействуют. К их числу относится и религиозный фактор.

Актуальность изучения воздействия религиозного фактора на национальную безопасность в условиях современной России определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, безусловным фактом является возросшее влияние религиозного фактора на духовную сферу российского общества. Параллельно с активизацией деятельности религиозных организаций в сфере духовно-нравственного воспитания населения России отмечается подъем деятельности социально опасных и псевдорелигиозных организаций, которые наносят духовному здоровью их последователей значительный ущерб. Эти обстоятельства требуют изучения воздействия религиозного фактора на духовную безопасность страны.

Во-вторых, возросло воздействие религиозного фактора на политическую сферу жизни российского общества. Политизация религии, с одной стороны, и религизация политики, с другой стороны, проявления экстремизма и сепаратизма, апеллирующих к религии, - эти и другие 4 моменты обусловливают необходимость изучения воздействия религиозного фактора на политическую безопасность страны.

В-третьих, изменение религиозной ситуации в стране повлекло изменение религиозной ситуации и в военной сфере жизни российского общества. Силовым министерствам приходится учитывать религиозный фактор в программах воспитания военнослужащих, в системе подготовки офицерского корпуса к работе с личным составом, в подходе к системе комплектования войск. Политико-религиозная ситуация в ряде стран, непосредственно граничащих с Российской Федерацией, требует большего внимания к религиозному фактору при принятии тех или иных решений в сфере внешней военной политики. Все это в совокупности требует более углубленного изучения воздействия религиозного фактора на военную безопасность России.

В-четвертых, актуальность изучения воздействия религиозного фактора на систему национальной безопасности страны обусловлена также необходимостью прогнозирования возможного дальнейшего изменения роли и места религии в системе факторов, воздействующих на национальную безопасность страны, а также необходимостью предвидения возможных изменений в характере этого воздействия, в его структуре, в самом механизме действия.

В-пятых, социально-философский анализ данной проблемы необходим как методологическая база для исследования этой же проблемы такими науками, как политология, история, психология и право.

Степень научной разработанности проблемы Подходы к осмыслению поставленной проблемы обнаруживаются в работах философов самых разных времен, народов и мировоззрений, 5 которые в своих исследованиях анализировали систему взаимоотношений, существующую между религией (церковью), с одной стороны, и обществом - с другой. Воздействию религии на духовную, политическую, военную и другие сферы жизни общества были посвящены, например, многие работы таких ученых, как М.Вебер, Г.В.Ф.Гегель, Т.Гоббс, П.Гольбах, Г.Зиммель, Э.Кант, О.Конт, К.Маркс, Ж.Мелье, Ш.Монтескье, Ф.Ницше, Т.Парсонс, Ж.Ж.Руссо, П.Сорокин, Л.Фейербах, З.Фрейд, Э.Фромм, Ф. Энгельс, Д.Юм.

Свой вклад в изучение этих проблем внесли наши соотечественники: М.А.Бакунин, В.Г.Белинский, Н.А.Бердяев, А.А.Богданов, С.Н.Булгаков,

A.И. Герцен, H.A. Добролюбов, И.А.Ильин, Л.П. Карсавин, П.Л.Лавров, Н.О.Лосский, Н.П.Огарев, Д.И.Писарев, Г.В.Плеханов, А.Н.Радищев,

B.В.Розанов, В.С.Соловьев, В.И.Ленин, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, Н.Г.Чернышевский.

На материале современного периода времени исследование проблемы взаимодействия религии и общества продолжает новое поколение философов. Среди российских ученых следует особо отметить таких, как В.И.Гараджа, В.С.Глаголев, А.И.Игнатенко, А.В.Малашенко Л.Н.Митрохин, М.П.Мчедлов, А.А.Нуруллаев, М.И.Одинцов, Т.С.Саидбаев Н.А.Трофимчук, Д.М.Угринович, Э.Г.Филимонов, И.НЛблоков.

В ряде их работ рассматриваются проблемы, которые сегодня мы привычно называем проблемами национальной безопасности России

1 См., например: Малашенко А. Религиозное эхо этнополитических конфликтов // Свободная мысль. - 1994. - № 10. - С. 93-109; Нуруллаев A.A. Межконфессиональный диалог-важный фактор общественно-политической стабильности // Религия, общество, государство (материалы круглого стола»). - М., 1996. - С. 114-120. 6

Широкий спектр идей и взглядов по этим же проблемам содержится в материалах ряда конференций, симпозиумов, «круглых столов», посвященных воздействию религии на те или иные стороны общественной жизни

Историческая практика показывает, что специальный интерес к изучению воздействия религиозного фактора на национальную безопасность страны появляется там и тогда, где и когда возникает конфликт между государством и церковью или резко изменяется религиозная ситуация в обществе. Так, например, в нашей стране исследования, специально посвященные изучению воздействия религиозного фактора на безопасность, были популярны в 20-х-30-х годах, когда советская власть в борьбе за свои позиции столкнулась с сопротивлением церкви2.

Тенденция негативного подхода к оценке воздействия религии на состояние духовной, политической и военной безопасности страны сохранялась в нашей отечественной литературе многие годы3.

Перелом в этой тенденции наступил только в начале 90-х гг. в связи с известными глубокими изменениями в политической и экономической

1 Ислам и общество (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 1993.

- №12. - С.3-26; Религия, общество, государство (Материалы «круглого стола»). - М.: «Реалисты», 1996; Материалы международной конференции «Межконфессиональный мир и консолидация общества». - М.: РАГС, 1997; Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Ислам в России: традиции и перспективы»// Ислам минбэре. - 1997. -№ 11(37).

2 См., например: Венедиктов Д. Палачи в рясах. Л.: Лениздат, 1933; Кандидов Б. Церковь и шпионаж. О некоторых фактах контрреволюционной деятельности религиозных организаций. -М.: ГАИЗ, 1938; Олещук Ф. Борьба церкви против народа. -М.: Госполитиздат, 1939.

3 См., например: Великович Л.Н. Религия в современной идеологической борьбе.

- М.: Московский рабочий, 1981; Махан В.А. Прикрываясь именем бога. - М.: Советская Россия, 1982; Суглобов Г.А. Воину о вреде религии.-М.: Воениздат-1984; Паюсов К.А Разум против религии. - М.: Воениздат, 1986. 7 жизни нашей страны, вызвавшими существенные перемены в религиозной ситуации. Показательными в этом отношении являются материалы конференции на тему «Религиозные конфессии и безопасность России», которую в 1994 году организовали и провели Федерация мира и согласия и Ассоциация военно-политических и военно-исторических исследований. На этой конференции впервые за многие годы в качестве опасности для общества со стороны религии рассматривалась уже не сама религия как таковая, а только некоторые негативные тенденции ее развития в современных условиях: нарастание межрелигиозных противоречий, активизация деятельности социально опасных религиозных организаций, распространение оккультизма и т.д1.

В середине 90-х гг. уже сами религиозные организации, и прежде всего Русская Православная Церковь, стали выступать инициаторами обсуждения проблем, посвященных воздействию религии на национальную безопасность России. Так, в 1995 г. в рамках Второго Всемирного Русского Л

Собора была организована работа секции «Национальная безопасность» . Во многих отношениях весьма показательным событием в ракурсе интересующей нас проблемы явились слушания по теме «Ядерные вооружения и национальная безопасность», проведенные с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Свято-Даниловом монастыре 12 ноября 1996 г.3. В 1997 г. в рамках Пятых международных рождественских образовательных чтений, ежегодно проводимых Русской

1 Религиозные конфессии и безопасность России. (Материалы конференции 2-3 ноября 1994 г.) - М.: Федерация мира и согласия, 1995.

2 О национальной безопасности России на современном этапе // Через духовное обновление к национальному возрождению. II Всемирный Русский Собор 1-3 февраля 1995г.-М.: Роман-газета, 1995. - С. 41-49.

3 См.: Информационнный бюллетень ОВЦС. -1996. - № 12. - С. 14-15. 8

Православной Церковью, была организована работа секции «Духовно-нравственные проблемы национально-государственной безопасности России».

Немало работ в эти годы вышло из-под пера близких к православию исследователей, которые начали активную идеологическую борьбу с так называемыми «нетрадиционными религиями», рассматривая их как угрозу национальной безопасности России

Этой же проблеме было посвящено несколько семинаров и слушаний: Международный христианский семинар «Тоталитарные секты в России» (16-20 мая 1994г.) , слушания в Парламентском центре «Религиозная безопасность России» (10 декабря 1996 г.) .

Проблеме воздействия религии на национальную безопасность России стали уделять внимание исламские религиозные организации России4.

Безусловно, что для данного исследования особое значение имеют работы, в которых воздействие религиозного фактора на национальную безопасность анализируется с точки зрения светской науки.

В современной отечественной обществоведческой литературе в силу

1 См., например: Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. - М.: Московский Патриархат, 1995; Кураев А. Все ли равно как верить? - М.: Изд. братства Святителя Тихона, 1994; КривельскаяН.В. Тоталитарные секты, свобода совести, здоровье и безопасность //Безопасность. - 1997. - №1. -2(36) - С. 3-125; Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М.: Изд.-во Свято-Владимирского братства, 1996.

20 работе международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России»//Религия, церковь в России и за рубежом. - М.: РАГС, 1994. - С. 5-8.

Обсуждение вопроса религиозной безопасности России // Информационной бюллетень ОВЦС Московского Патриархата. - 1997. - №2. - С. 11-12.

4 См., например: Ислам и проблемы государственной безопасности России. Материалы «круглого стола» // Ислам минбэре. - 2000. - №2. - С.4-5.; Муфтий Равиль Гайнутдин. Ислам: вера, милосердие, терпимость. - М., - 1997. 9 известных событий в Чечне и в территориально близких к России Таджикистане и Афганистане наибольшее внимание авторов, обративших свое внимание на проблему воздействия религиозного фактора на политическую безопасность современной России, привлек вопрос об угрозе России со стороны религиозных экстремистов, апеллирующих к исламу1.

Главное место среди работ отечественных ученых, посвященных воздействию религии на духовную безопасность современной России, занимают исследования, в которых анализируются так называемые «нетрадиционные религии»2.

Воздействие религиозного фактора на военную безопасность современной России рассматривалось в ряде работ, принадлежащих военным авторам3.

1 См.: Леванов Е. Исламский фактор: угроза безопасности России? // Безопасность. - 1992. - №6. - С. 54-56; Ефимов В. Исламский фундаментализм: угроза для России? // Свободная мысль. - 1993. - №16 - С. 65-68; Гареев Р. Идеологический джихад. Исламский фундаментализм российских мусульман //Независимая газета -1996. ~ 5 июля; Бялый Ю., Кургинян С., Подкапаева М. Последний бросок на. север. Насколько реальна «южная угроза» для России в лице набирающего не только политическую, но и военную силу исламского движения // Ориентир. - 1997. - №2. -С.8-11; Модестов С. Планы «братьев по исламу». Угроза России с юга приобретает все более четкие очертания //Независимое военное обозрение. -1997. - 18-24 января.

2См., например:Филимонов Э.Г. Нетрадиционные культы тоталитарной направленности как фактор угрозы безопасности личности и общества // Религия, церковь в России и за рубежом - 1995. - №5- С. 37-43; Романюк С. Тоталитарные секты в России // Обозреватель - 1999. - №8. - С. 65-78.

3 Павлов A.B. Воздействие религии на современную армию (социально-философский анализ). Научный доклад на соискание ученой степени доктора философских наук - М., 1994 ; Денисенко П.А. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и ее Вооруженных Силах: основные противоречия и тенденции развития (социально - философский анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. - М.5 1997; Кудинов И.Н. Соотношение нравственного религиозного сознания в духовной жизни воина российской армии. Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 1997. - 21 е.; Черкасов А. Духовная основа боеготовности // Ориентир. - 1995. - № 8. - С. 4-13; Гидиринский В.И. Русская идея и армия. - М.: ВУ, 1997. - 323с.; Мельков С.А. Воинствующие мусульмане недоступны пониманию. Исламский фактор активно вторгается в военную политику России // Независимое военное обозрение. 1998 г. - 16 -22 января;

10

В последнее время начато исследование и совершенно нового аспекта в проблематике воздействия религиозного фактора на национальную безопасность России. Речь идет не об изменениях (позитивных или негативных), которые под воздействием религиозного фактора происходят в том или ином элементе системы национальной безопасности России, а об опасных для общества явлениях, которые содержатся в самой религии как таковой. Речь идет о разработке содержания таких понятий, как «религиозная опасность» и «религиозная безопасность»1.

Следует отметить, что для решения этой задачи в отечественной обществоведческой и, в частности, философской литературе создана хорошая теоретическая база благодаря глубокой разработке таких категорий, как «религиозный фанатизм», «религиозный экстремизм», «религиозный терроризм», «религиозная рознь», «религиозная нетерпимость»2.

Отмечая возрастающее внимание российских ученых к проблеме воздействия религиозного фактора на национальную безопасность страны, заметим, что специальные фундаментальные исследования по этой теме в отечественной научной литературе пока отсутствуют.

1 См., например: Королев А.А., Ливцов В.А. Религиозная безопасность России: история, тенденции, проблемы. - М.: Социум, 1997. - 234 с.

2См., например: Фойгель A.M. Социальная природа религиозного фанатизма. Автореф. дис. канд. филос. наук. - JL, 1973 г. - 24 е.; Арестов В.Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления, пути преодоления: Автореф. дис. канд. филос. наук - Киев, 1973. - 23с.; Бузова Т.В. Феномен религиозного экстремизма: Автореф. дис. канд.филос. наук - Пермь, 1989. - 18 е.; Гальперин Б.И. Религизный экстремизм: кто есть кто. - Киев: Политиздат Украины, 1989. - 133с.; Филимонов Э.Г. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма. -М.: Знание, 1983. - 63с.; Полонский В., Григорьев А. Терроризм: джихад всему миру// Россия и мусульманский мир. - 1995. - № 6. - С. 80-83; Касимов Г.Ш. Социальная сущность идеи религиозной розни: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Казань, 1971. -22с. и

Немалое количество специальных исследований, непосредственно посвященных проблеме воздействия религиозного фактора на систему национальной безопасности, проводится за рубежом. Анализ этих работ показывает, что наибольшее число зарубежных авторов посвятили свои работы исследованию воздействия на национальную безопасность той или иной страны, того или иного региона прежде всего со стороны ислама: многие из этих работ связаны с исследованием исламского терроризма и экстремизма1.

Интересно отметить, что среди зарубежных исследований на эту тему есть работы, посвященные странам СНГ2.

Среди работ зарубежных авторов, посвященных воздействию религиозного фактора на национальную безопасность, опубликованных в последние годы, безусловно, особое место занимает работа профессора Гарвардского университета С.Хантингтона «Столкновение цивилизаций?».

В этой работе религия рассматривается в качестве главного

1 Ethnics and religious conflicts: Europe a. Asia/Ed. by Jankep - Aldershot etc. : Dartmouth, 1994. -XIII, 306p., ill. (Reserch inst. for the study of conflict a terrorism). - Name ind.: p.303-306; Hadar, L.T. What is green peril? // Foreign affairs. - N.Y., 1993. -Vol.72, N 2.-P. 27-42;

Haynes J. Religion, fundamentalism and ethnicity: A global perspective. - Geneva: UNRISD, 1995; p; Hiro D. Holy wars: The rise of Islamic fundamentalism. - N.Y.: 1989; Liebman, Ch.S. Extremism as a religious norm // J. for the sei. study of religion. - storrs, 1983. - vol. 22, №1. -p. 75-86; Monte P. Religion: A divisive factor in Yugoslavia // New humanist - L., 1993 - Vol. 108, №1 - P5-6; The morality of terrorism: Religious a secular justifications/ Ed. by Rapoport D.C., Alexander Y. -N.Y. etc.: Pergamon press, 1982; Rovan, J. Der fundamentalistische Islamismus bedroht Europa // Intern. Politik. - Bonn, 1995. - J. 50, №2. S. 47-52; The threat of Islamic extremism in Africa; Hearing before the Subcomm. on Africa of the Comm. on intern, relations. - Wash.: 1995.

2 After empire: The emerging geopolitics of Central Asia / Inst, for nat. strategic studies; Ed. by Snyder J.C. -Wash.: Nat.defense univ. press, 1995; Central Asia and the world: Kazakhstan, Uzbekistan, Tajikistan, Kyrgyzstan, Turkmenistan / Ed. By Mandelbaum M. -N.Y.: Council on foreign relation press, 1994.

12 цивилизационно-образующего основания, а вместе с тем и в качестве главного фактора, инициирующего большинство конфликтов в обществе.1

Анализ опубликованной литературы по проблеме позволил определить степень изученности темы исследования. Прежде всего отметим то, что по данной теме уже сделано.

Во-первых, благодаря усилиям ученых, рассматривавших те или иные аспекты воздействия религиозного фактора на национальную безопасность, определены исходные принципы и подходы к изучению этой проблемы с точки зрения социальной философии.

Во-вторых, осуществлен ввод в научный категориальный аппарат понятия «религиозная безопасность», в которой отражается важная роль и место религиозного фактора в системе национальной безопасности.

В-третьих, были выявлены основные виды безопасности, на которые религиозный фактор воздействует наиболее значительно, - это духовная, политическая и военная безопасность.

В-четвертых, убедительно показано, что активизация религиозной жизни в современной России по отношению к ее национальной безопасности имеет не только позитивные, но и негативные последствия. В частности, в ряде работ достаточно глубоко раскрыта опасность для российского общества псевдорелигиозных организаций и оккультизма, появившихся в нашей стране в последние годы.

Вместе с тем в ходе анализа литературы выяснилось, что целый ряд немаловажных аспектов проблемы остается недостаточно или совсем не исследованным.

1 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. -1994. -№ 1.-С. 33-48.

13

Во-первых, существует необходимость уточнения содержания самого понятия «религиозный фактор». В работах, посвященных анализу религиозного фактора, его содержание рассматривается только с точки зрения структуры религии, в то время как раскрытие всего богатства содержания религиозного фактора требует его рассмотрения с позиции соотношения в нем объективного и субъективного.

Во-вторых, при рассмотрении проблем, связанных с раскрытием содержания понятия «религиозная безопасность», основное внимание уделено безопасности самой религиозной организации. На самом деле это понятие имеет более богатое содержание, что по-новому ставит вопрос о критериях религиозной безопасности.

В-третьих, недостаточное внимание уделено анализу межрелигиозных противоречий, а также анализу внутрирелигиозных противоречий, влияние которых на национальную безопасность весьма существенно. В последние годы острота этих противоречий усиливается, и через определенные системы общественных связей они все более влияют на состояние общественной жизни, внося в нее элементы дестабилизации. Изучение всей системы религиозных противоречий и их влияния на жизнь общества -важная в теоретическом и практическом отношении задача современной науки.

В-четвертых, при анализе воздействия религиозного фактора на духовную безопасность страны основное внимание авторов обращалось на влияние религиозного сознания на нравственные и эстетические ценности общества, на процесс саморепродукции религиозного сознания в обществе; при этом недостаточно глубоко осмысливались проблемы, связанные с перестройкой системы отношений между культурами народов,

14 исповедующих разные религии, в связи с возрастанием роли религии в жизни этих народов.

В-пятых, при исследовании воздействия религиозного фактора на политическую безопасность страны главное внимание в уже имеющихся работах уделено воздействию религии на внутриполитическую безопасность и очень мало исследований, посвященных воздействию религиозного фактора на внешнеполитическую безопасность. Между тем практика нашей отечественной и мировой общественной жизни показывает, что эта проблема заслуживает более глубокого внимания.

В-шестых, при рассмотрении воздействия религиозного фактора на военную безопасность остается не раскрытым механизм воздействия религиозного фактора как на военную политику государства, так и на сам процесс военного строительства в стране.

В-седьмых, среди проанализированной соискателем литературы по теме диссертации мало работ, в которых предпринимались бы попытки прогнозов в отношении дальнейших перспектив развития воздействия религиозного фактора как на всю систему национальной безопасности России, так и на ее отдельные элементы. Представляется, что сегодня проблема научного прогнозирования должна решаться в каждом научном исследовании, связанном с развитием российского общества, в том числе и в исследованиях, посвященных анализу воздействия религиозного фактора на национальную безопасность страны.

Итак, отметим, что, несмотря на определенные наработки по теме исследования, ее социально- философский анализ остается весьма необходимым. При анализе литературы, имеющей отношение к теме данного исследования, обращает на себя внимание в целом небольшое

15 число работ, написанных современными отечественными философами. Объяснений этому обстоятельству существует несколько.

1.Нынешнюю свою актуальность эта проблема в нашей стране стала приобретать всего несколько лет назад и только к настоящему времени произошло накопление достаточного количества эмпирического материала для фундаментальных исследований этой проблемы.

2.Среди современных отечественных философов мало специалистов, занимающихся одновременно изучением проблем национальной безопасности и изучением современного состояния религиозной сферы жизни нашего общества.

3.В обществе продолжает иметь место недооценка той роли религиозного фактора в воздействии на систему национальной безопасности, которую он уже играет в этом воздействии сегодня и которую он может приобрести в нашей стране завтра.

В целом можно сказать, что, хотя практическая значимость проблемы воздействия религиозного фактора на систему национальной безопасности современным общественным развитием поставлена весьма остро1, тем не менее достаточно разработанной теоретической модели для эффективного анализа комплекса вопросов, относящихся к этой проблеме, до сих пор не существует.

Объектом диссертационного исследования является система национальной безопасности как сложное социальное явление и состояние конкретной общественной системы.

Актуальность проблемы воздействия религиозного фактора на национальную безопасность России отмечена в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в законах Российской Федерации «О внешней разведке», «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», в «Основах пограничной политики Российской Федерации», в ряде других государственных правовых актов.

16

Предметом исследования явилось воздействие религиозного фактора на национальную безопасность как одно из отношений, составляющих эту систему.

Эта проблема включает в себя целый комплекс более частных проблем. Практика современной общественной жизни требует, например, ответа на следующие вопросы: что представляет собой религиозный фактор в контексте национальной безопасности?; какой характер (позитивный или негативный) носит воздействие религиозного фактора на те или иные виды национальной безопасности?; что представляет собой сам механизм этого воздействия и каковы его направления?; что можно сказать о перспективах этого воздействия - будет ли оно идти по нарастающей, стабилизируется или будет ослабевать? и т.д.

Цель диссертации состоит в разработке социально-философской концепции воздействия религиозного фактора на национальную безопасность.

Достижение цели реализуется посредством решения ряда задач, которые состоят:

- в осуществлении анализа особенностей религии как субъекта воздействия на национальную безопасность;

- в исследовании средств и способов, с помощью которых религия воздействует на национальную безопасность;

- в рассмотрении самой безопасности как объекта воздействия религии в целях выявления в системе безопасности тех сторон, на которые религия оказывает наиболее заметное влияние;

- в определении целей, которые преследуют религиозные организации, участвуя в обеспечении национальной безопасности

17 страны;

- в изучении самого процесса воздействия религиозного фактора на безопасность;

- в оценке результатов воздействия религиозного фактора на национальную безопасность.

Общий теоретический замысел и цели работы позволяют сформулировать концепцию исследования, суть которой сводится к трем органически взаимосвязанным идеям.

1. Национальная безопасность как явление социальной жизни функционирует и развивается под воздействием ряда факторов, среди которых определенное место занимает религиозный фактор.

2. Религиозный фактор прежде всего оказывает воздействие на такие виды национальной безопасности, как духовная, политическая и военная. Это воздействие многоканально и противоречиво.

3. Воздействие религиозного фактора на жизнь российского общества за последние годы заметно возросло, что требует решения целого ряда актуальных в теоретическом и практическом отношении задач, связанных с обеспечением национальной безопасности России. Исходя из вышесказанного строится логика диссертации, которая определяет ее структуру. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и приложений.