автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.10
диссертация на тему: Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Герейханов, Гаджи Пирмурадович
Введение.
Ф Глава 1. Философско-политологические основы анализа религиозной ситуации и её особенностей на Северном Кавказе.
1. 1. Религиозная ситуация: сущность, структура и разновидности.
I. 2. Специфика современной религиозной ситуации на
Северном Кавказе и тенденции её развития.
1. 3. Факторы, влияющие на религиозную ситуацию в
Северо-Кавказском регионе.
Глава 2. Основные направления учёта религиозной ситуации в управленческой деятельности органов и войск ФПС России.
2. 1. Специфика влияния религиозной ситуации на деятельность органов и войск Северокавказского регионального управления.
2.2. Методология оценки религиозной ситуации. Мусульманское право ключ к пониманию исламских политических теорий.
3. З.Учёт религиозной ситуации в управленческой деятельности органов и войск ФПС России.
Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Герейханов, Гаджи Пирмурадович
Характерной приметой переживаемого нами времени является заметная ^ активизация деятельности религиозных учреждений, организаций, течении. Это можно наблюдать в разных регионах России. Подобная картина наблюдается и на Северном Кавказе, где в тугой узел сплетены социальные, политические, ф экономические, этноконфессиональные проблемы. Их обострение - реальная угроза национальной безопасности и территориальной целостности России.
Опыт последнего десятилетия убедительно свидетельствует о том, что среди факторов, определяющих эффективность политической деятельности, течение и последствия войн и военных конфликтов, немаловажное значение имеет способность органов управления, научно-исследовательских кадров адекватно оценивать и прогнозировать религиозную ситуацию.
Активность, в том числе политическая деятельность религиозных ^ организаций, особенно тех, которые охватывают своим влиянием десятки миллионов людей, обладают мощным и разветвлённым пропагандистским аппаратом и имеют многовековый опыт воздействия на массы, не может не привлечь внимание учёных, политиков, руководителей Федеральной пограничной службы. При анализе этой деятельности наиболее актуальным является вопрос: к достижению каких политических целей стремятся эти организации, во имя каких идеалов они действуют?
Усиление сложности и проблемного характера современной религиозной и религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе объективно выдвигает на первый план задачу её познания.
Актуальность исследования обусловлена следующими факторами и обстоятельствами.
Во-первых, наличием обостряющегося противоречия между новыми религиозными реальностями и процессами на Северном Кавказе и недостаточно полными представлениями об их сущности, политических аспектах и последствиях, особенно проявляющихся в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Значительно усилилось влияние религии на политическую и духовную жизнь Северокавказского общества. Трансцендентальный характер религии, свидетельствующий о её «божественном образовании», даёт возможность скрыть истинную сущность идей, которые активно пропагандирует религиозное духовенство среди населения, в том числе и среди военнослужащих. Изменения в деятельности религиозных организаций существенно влияют на внутреннюю и внешнюю политику северокавказских субъектов России. В свою очередь, отдельные политики стремятся влиять на религиозную деятельность, использовать её в качестве проводника своей воли.
Обращают внимание целенаправленные политические устремления зарубежных религиозных центров усилить воздействие на Северный Кавказ. Опираясь на социально-экономические, военно-политические трудности населения юга России, они стремятся придать сознанию и поведению 4 населения северокавказского региона устойчивую антиатеистическую, антиправославную, антирусскую направленность. Что касается ислама, то здесь налицо раскол в мусульманской умме1 на сторонников традиционного народного ислама (тарикатистов) и последователей мазхаба ханбалитов, а точнее, его реакционного крыла (ваххабитов или салафитов). Противниками присутствия России на Кавказе активно решаются задачи по политической дестабилизации обстановки в регионе и особенно на Государственной границе.
Наметились тенденции к интеграции населения по конфессиональным и этнонациональным признакам. Этому способствуют политические, социально-экономические интересы определённых групп и этносов, сложные миграционные процессы, осложнение отношений между различными народами.
Во-вторых, недостаточной степенью научного исследования влияния религиозной ситуации на управленческую деятельность в органах и войсках ФПС России, учёта религиозных факторов при принятии решения на охрану Государственной границы.
Значительно усилились активные попытки религиозных, религиозно-политических сил использовать нынешнюю сложную ситуацию в регионе в целях усиления подрывного влияния религиозного фактора на население, в том числе и военнослужащих ФПС России. Видимо, не случайно» что среди военнослужащих в последние годы участились случаи отказа выполнять те или иные приказы, якобы, по религиозным убеждениям. Присутствие в
1 УММА (араб.: народ, нация) - мусульманская община, общность всех мусульман. северокавказском регионе частей и соединений ФПС России, прямое или косвенное их участие в общественно-политических и религиозных процессах, вызывает необходимость более глубокого изучения религиозного фактора и его ^ учёта в управленческой деятельности органов и войск ФПС России.
В-третьих, формированием широкого спектра угроз безопасности России в пограничной сфере, их нарастанием на южном стратегическом направлении.
1400 - летие начала распространения ислама на территории России сопровождается настоящей войной между радикально настроенными мусульманскими деятелями и сторонниками присутствия России на Северном Кавказе. Боевые действия на территории Дагестана показали всю серьёзность намерений отдельных мусульманских религиозных и политических сил, в том ^ числе, международных, создать единое исламское государство на юге России от
Каспийского до Чёрного морей. Это подтверждается решением сепаратистки настроенных международных сил, которые одобрили действия боевиков в * августе-сентябре 1999 года в Дагестане и «благословили» их на дальнейшую борьбу, выделив дополнительно десятки миллионов долларов для продолжения джихада на Северном Кавказе,1
В-четвёргых, практической потребностью в научно-обоснованных результатах и методиках оценки современной религиозной ситуации в различных регионах, в том числе с учётом её взаимосвязи с основными тенденциями развития конфессиональных, политических, военных процессов.
1 Сообщение зам. министра внутренних дел РФ генерал-лейтенанта Зубова И. о совещании международных сепаратистских сил, прошедшем 09.99 г. вПакистаке(22.09,99).
Особый интерес представляет подобный анализ применительно к Северокавказскому региону.
Сегодня со всей остротой встала также проблема философско-политологического анализа воздействия религиозных факторов на структуры ФПС России на Северном Кавказе. Тем более что в данном регионе имеется большое количество приверженцев различных вероисповеданий. Религия продолжает притягивать к себе многочисленных последователей по причине противоречивых, болезненных коллизий, характерных для сегодняшнего общества. Здесь сказывается сила традиций, пережитков, стремление различных культов приспособиться к реалиям жизни, врасти в политическую структуру общества, что нередко приводит к существенным догматическим и прочим изменениям в традиционных верованиях, а иногда к их расколу, распаду и появлению новых религиозных течений, политизации наиболее радикальных движений, втягивания верующих в военно-политические конфликты, в том числе в пограничном пространстве. Эти явления не могут не привлекать военных учёных.
Обращает на себя внимание тот факт, что чрезмерное «усердие» отдельных должностных лиц на религиозной ниве нередко даёт негативные результаты, приводит к обратному эффекту, что в итоге влияет на боевую готовность частей и соединений ФПС России.
Философско-политологическое осмысление указанных вопросов, научный поиск и обоснование путей их решения имеет важное значение для успешного выполнения задач, стоящих перед силовыми структурами России на
Кавказе и в первую очередь, для ФПС России, обеспечивающей безопасность и целостность государственной границы.
Степень научной разработанности темы. Последнее десятилетие характеризуется усилением интереса учёных к исследованию различных актуальных проблем общественной жизни, связанных с воздействием на них религиозного фактора. Вышло в свет большое количество работ, которые можно разделить на следующие группы:
Первая группа авторов выясняют место религии в структуре общественного сознания, многоаспектность религиозного сознания, его возрастающее значение в современных условиях1. Изучение этих работ показывает, что они сохраняют свое значение для современности, так как в них заложены теоретические основы исследования религиозного сознания.
Вторая группа учёных рассматривает взаимосвязь и взаимодействие политики и религии, государства и церкви, а также факторы, влияющие на политизацию религиозных организаций и движений2. Авторы этих работ
1 См.: Андрианов Н.П. Современное религиозное сознание/Структура. Динамика изменения. Проблемы преодоления: Автореф. Дне.д-ра фнлос наук.- Л.: ЛГУ, 1975; Борунков ЮФ. Структура религиозного сознания,- М.: Мысль, 1971; Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий/Истоки, сущность. Влияние ни молодёжь Запада/ - VI.' \11 У. 1984; Всликовмч Л Н. Современный капитализм и религия.- М.: Политиздат, 1984; Каверин Б. И. Формы общественного сознания и их взаимосвязь. - М.; ВПА, 1979; Общественное сознание и его формы /Общ. ред. Толстых В.И. — М,,' Политиздат, 1986; Лобовнк Б.А. Гносеологический анализ обыденного религиозного сознания: Автор. Дис. д-ра фнлос. наук. - Киев: Объединённый совет института философии, государства и права, 1974; Племянник М.Г. Индивидуальная религиозность н её преодоление. - М.: мысль, 1984; Угрииович Д.М. Введение в религиоведение. - М.:Мысль, 1985; У ледов А,К. Структура общественного сознания.- М: Мысль, 1968; Юлнка Н.С. Теология и философия религиозной мысли США 20 века. - М,;Наука, 1986; Яковлев И.Н. Религия в Америке 80-х: Заметки американиста. -М.: Политиздат, 1987.
2 См.: Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. - М.:Политиздат, 1985; Бровко Л.Н. Церковь и «третий рсйх»/1933-1945 гт./Новая и новейшая история.-1991,.№4.-С.44-62; Гараджа В. Полигика и религия. - М.:Наука и религия,.№3,1991.-С,2-3,№5, -С.2-3; Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. - М.: Наука, 1985; Ковальский И.А. Империализм. Религия. Церковь. - М: Политиздат, 1986; Куроедов В.А. Религия я церковь в сов. обществе. - М.: Политиздат, 1984; Малышева Д.Б. Религия и обществено-политическое развитие арабских и африканских стран. -М.: Наука, 1986; Мчедлов М Религиозная ситуация в России; реалии, противоречия прогнозы. -М. :Свободная мысль №5,1993.-С.52-62; показывают механизм слияния религии и политики, что помогает сегодня прогнозировать религиозно-политическую ситуацию.
Третья группа учёных исследует проблемы войны и религии, межконфессиональных конфликтов и войн. Особое место здесь занимают труды, посвященные исследованию исламской концепции джихада, которую пытаются актуализировать антироссийские силы1.
В особую группу следует выделить работы учёных, которые анализируют различные аспекты влияния религии на военную службу и военное строительство, использования религиозных идей в морально-психологическом воздействии на сознание военнослужащих, в том числе в органах и войсках Л
ФПС РФ . Указанные работы помогают представить религиозную ситуацию в обществе, её влияние на деятельность силовых структур.
Одинцов М.И. Государство и церковь; История взаимоотношений, 1917-1938 гг.-М.: Знание, 1991; Паипс Р. Церковь и государством/Независим, газ., 1993- 17 июня; Победоносцев К.П. Церковь и государство. -М. : Москва Йа5, 1991.-С.119-125; Религия и полигика в посткоммунистической России/Материалы «круглого сгола»/Вопросы философии №7,1992.-С.6-33; Саидбаев Т.С. Политика и религия -М. :Соц-политические науки №9, 1991.-С.45-53; Стенаньянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и полигике. -М:Наука, 1982; Филатов С.Б. Католическая церковь н внешняя политика США//С1НА: экономика, политика, идеология №5, 1984.-С.40-50; Филатов С.Б, , Фурман Д.Е. Религия и политика в массовом сознании. -М. Социолог, исследования. №7. 1992.-С.3-12; Шведов В. Религия и политика. -М: Межд. жизнь №5, 1992.-С48-59.
1 См.: Дельмаев Х.В, Сущность и социальная роль исламской концепции джихада. (Критический философско-социологический анализ).- М.: ВПА, 1987; Керимов Г.М Проблемы войны и мира в исламе//Вопросы научи. Атеизма. Вып.31.-М.:Мысль. 1993; Кудрявцев A.B. Ислам и ближневосточный конфликт/Доктрина джихада в идеологии и политике. Дис,.,канд. ист. наук.-М.: ИВАН СССР, 1984; Его же. Политический аспект современных концепций джихада/Ислам в совр. политике стран Востока.-М, ; Наука, 1986.-С. 103-112; Малышева ДБ. Религиозный фактор в вооружённых конфликтах современности: Развивающиеся страны Азии и Африки в 70-80 годы/АН СССР. Институт мир. экономики и межд. отношеннн.-М.: Наука, 1991; Сагадеев А Джихад//Наука и религия №6,1986.-С. 18-20; Тожцддннов Т. «Концепция джихада» и исламская политическая терминология//Современный ислам; проблемы полигики и идеологии.Вып. З.Часгь2/ДСП/-М. : Наука, 1985-С, 102-110; Тегин Ю.А. Идеологическая концепция Ассоциации «Братьев-мусульман» как орудие реакции /критический анализ. Дне.канд. фил ос. наук.-М.:ВПА, 1983/ДСП/ См.: Агеев C.B. Влияние ислама на вооружённые силы государств Арабского Востока: Автореф. Дис.канд.фил. наук.-М.: ВПА, 1987; Белащенко Т. Религия в идеологической обработке военнослужащих стран НАТО/ Зар. Воен. Обозрен №11, 1979.-С-14-16; БондаренкоВ.А, Религия, свобода совести и пограничная служба.- М,: АФПС, 1999; Бублик Л,, Калашников И. Религия и армяя: военно-исторический оС>зор//Ракурс ;2, 1992.-С.49-59; Валеев Б.Л. Война и религия.-М.: ВПА, 1985; Внницковский М. Церковь, Общество, Армия.//Воен. Вестник №10, 1992.-С. 181-183; Горлеико В.В. Особенности воздействия современной религии на население империалистического государства и его армию: Автореф. Дис, Канд. фил, щук. -М. : ВПА, 1988; Денисенко П.А. Современная религиозная ситуация в РФ к её Вооружснннх Силах: основные противоречия и тенденции развитоя(соц-фнлос. анализ),- М.: ВУ, 1997; Паюсов К.А Воина н религия: Автореф. Дис.доктора
Значительный интерес для понимания современной религиозной ситуации на Северном Кавказе представляют работы зарубежных авторов1. Знакомство с работами учёных, изучавшими ваххабизм "изнутри", в период его рождения, представляет огромный интерес и значение для понимания сегодняшних процессов на Северном Кавказе.
Кроме того, целый ряд ответов для понимания развязанной религиозной войны на Северном Кавказе и её перспективах, можно найти в вероучении ханбалитов, идеология которой легла в основу движения ваххабитов. Поэтому обращение к данной теме представляет интерес не только с догматическо-богословской стороны, сколько в социально-политическом аспекте: чьи интересы он выражает, кому служит, какова его миссия в исламском мире?2
Анализ богословской литературы идеологов ортодоксального ислама позволяет осуществлять прогнозирование религиозной ситуации3. Важный содержательный и информационно-аналитический материал для предметного исследования основ религиозной ситуации на Северном Кавказе дают фил. наук: Павлов A.B. Воиействне религии на современную армию (еоц-филос. авалю). Научный доклад на ооискание ученой степени доктора фил. наук- М.:ГАВС, 1994.
1 См.: С. Niebuhr. Description de Г Arabie d' apres les observations« recherches faits dans le pans meme, Copenhague, 1773, p.298; J- L. Burckliardt, Travels in Arabia, vol. 1-2, London, 1829. Notes on the Bedouins and Wahabys collected during his travels in the East, vol/ 1-2, London, 1831; L.Corances, Histori des Wahabis depis leur origine jusqu'à la fin de 1809, Paris, 1810; L Goldziher, Le dogme et la loi de' Islam, Paris, 1920,
2См,: Агрономов АИ. Джихад. Священная война мухаммедан,- Казань: тшюгр. Коровиной, 1877; Ермаков Д.В. Ибн Ханбал и начало ханбалитсгва,/Религии мира. История и современность. Ежегодник. 1984.- М.: Наука 1984./; Игнатенвд A.A. Исламские концепции социально-экономического и политического развития: Ближний и Средний Восток/Философия и религия на Зарубежном Востоке: 20 век,- М.; Наука, 1985; Керимов Г AI. Шариат и его социальная сущность.- М.т Наука, 1978; Дельмаев Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада. (Критический философско-социологвческий анализ).- М.: ВПА. 1987, Вероучение ханбалитов,- Хрестоматия по исламу.- М.: Наука, 1994, См. : Абу Аль-Аля Аль Маудуди. Жизненная миссия пророка. Ислам сегодня. Житие пророка Мухаммеда. - ПК «Санглада». Москва, 1992; Сайид Муджгаба Рукни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами мусульманина,- Баку, 1992. документальные источники1, а также специальные работы по теории создания 2 исл амского государства на юге России.
Вместе с тем, недостаточно внимания в научной литературе уделено % анализу религиозной обстановки, тенденций её изменения, методике оценки состояния религиозной обстановки в различных регионах. Малоизученным в этом плане является современная религиозная обстановка на Северном Кавказе применительно к задачам деятельности органов и войск ФПС, управленческим е решениям командиров, штабов и других органов управления.
Актуальность темы, предпосылки её научного и практического решения определяют объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.
Объект исследования включает сферу деятельности религиозных 0 организаций и связанных с нею отношений и процессов на Северном Кавказе.
Предметом философско-политологического анализа является сущность, структура и содержание религиозной ситуации на Северном Кавказе, её учёт в 1| управленческой деятельности органов и войск ФПС России.
Цель исследования: выработка с позиций философско-политологического анализа методологии оценки религиозной ситуации в Северо-Кавказском регионе, определение её состояния и характера влияния на служебно-боевую деятельность органов и войск ФПС России, выявление
1 См.: Коран. Перевод с арабского языка Г.С. Саблукова. Третье нэданив. Казань. Центральная типография. 1907; Изложение начал мусульманского законоведения. Санкт-Петербург, 1850.
2 Тагаев Магомед. Наша борьба, или повстанческая армия имама.- Киев,: Наука, 1997, Газават или как стать бессмертным,- 1999; Надиршах Хачнлаев. Руководство к программе всемирного восстания мусульман. Из книги «Наш путь к газавату», 1999, 1 механизма учёта факторов религиозной ситуации в управленческой деятельности органов и войск ФПС России.
Содержание цели исследования конкретизируют его задачи, которые сводятся к следующим: во-первых, осуществить философско-политологический анализ понятия «религиозная ситуация», вычленить её структурные составляющие и формы проявления; во-вторых, показать специфику современной религиозной ситуации на Северном Кавказе, тенденции её развития. Определить факторы, прежде всего политические, влияющие на религиозную ситуацию; в-третьих, исследовать характер и содержание влияния религиозных факторов на служебно-боевую деятельность органов и войск ФПС России на Северном Кавказе. Выработать методологию оценки религиозной ситуации по характерным критериям и признакам её разновидностей; в-четвёртых, предложить рекомендации по совершенствованию управления служебно-боевой деятельностью военнослужащих ФПС России с учётом обострения религиозной ситуации в Северо-Кавказском регионе.
Границы исследования определяются, во-первых, пространственно-временными характеристиками, а именно, 90-ми годами XX века и ближайшими перспективами до 2005 года в Северо-Кавказском регионе. Во-вторых, содержательными рамками исследования, включающими сферу религиозных отношений на Северном Кавказе, в её взаимосвязи со служебно-боевой деятельностью войск ФПС России в регионе. Особый акцент делается на вопросы учёта религиозной ситуации в управленческой деятельности должностных лиц ФПС России.
Методологическую основу исследования образуют; диалектический метод познания, конкретно-исторический подход и системный подход, логический анализ, обобщение статистических материалов и документов, моделирование, экспертные оценки, экспериментальная проверка научных выводов. Исходным методологическим принципом данного исследования является единство исторического и логического, положение о том, что религия ц не случайный феномен в истории человечества, она социально обусловлена и в разные периоды занимает в обществе разное положение. В то же время в современном положении религии сохраняется многое из того, что связано с её ролью в прошлом. Этим обусловлено применение в исследовании современной религиозной ситуации конкретно-исторического подхода. Отсутствие исторического отношения к социальным вопросам лишает руководителей различного ранга возможности правильно объяснять сущность фактов и явлений. Диалектический метод познания исходит из того, что прошлое, настоящее и будущее в явлениях всегда диалектически взаимосвязаны: из прошлого вытекает настоящее, которое так или иначе детерминируется им и является тем, из чего появляется будущее.
Суть системного подхода, использованного в исследовании, состоит в рассмотрении объекта исследования как системы, то есть комплекса элементов и связей, образующих во взаимодействии органическое целое, в котором фактическое или предполагаемое изменение одного из элементов ведёт к изменению других элементов и всей системы в целом.
При разработке теоретической основы диссертации автор опирался на труды видных учёных прошлого и настоящего, обращался к трудам религиозных и государственных деятелей современности и древнего мира, а философам средневековья и к изданиям современных реакционных авторов, прикрывающихся религиозными лозунгами. Большое место уделено изучению трудов военных теоретиков и мыслителей, внесших вклад в философское осмысление проблем, связанных с процессом познания социальных явлений в сфере отношений армии и религии.
На отдельных этапах исследования использованы такие общенаучные методы как анализ, обобщение, опрос, аналогия. Специфические методы представлены данными оперативного характера, конкретным социальным исследованием, изучением специальной литературы.
Теоретические обобщения и выводы, полученные в результате исследования религиозной ситуации как особой разновидности ситуации социальной, обладают определённой научной новизной, которая заключается: в осуществлении философско-политологического анализа причин возрождения и упрочения христианства и ислама на Северном Кавказе в 90-х годах нашего столетия; в раскрытии специфики современной религиозной ситуации в указанном регионе и факторов, влияющих на неё; в исследовании характера и содержания влияния религиозных и религиозно-политических факторов на служебно-боевую деятельность органов и войск ФПС России на Северном Кавказе; в выработке методологии оценки религиозной и религиозно-политической ситуации, где мусульманское право выступает ключом к Ф пониманию исламских политических и религиозных теорий; в выяснении места, роли религиозной ситуации, её учёта в управленческой деятельности органов и войск ФПС России.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России"
Выводы по главе.
Современная религиозная ситуация на Северном Кавказе и частях ФПС России, расположенных в регионе, требует от руководителей различного уровня изменений в стиле руководства подчинёнными. Обострение межконфессиональной борьбы в России несёт в себе реальность втягивания в неё воинских коллективов. Позволить это, - значит, приобрести ещё одну трудноразрешимую проблему для ФПС России. Недопущение этого -обязанность руководителей воинских коллективов.
Активные политические процессы, происходящие в северокавказском регионе, активно влияют на политизацию религиозных конфессий, способствуют появлению сепаратизма и радикализма. Корни, причины радикализма отдельных религиозных течений на Кавказе необходимо искать не только в зарубежных эмиссарах. Тяжёлая экономическая, социальная ситуация в республиках Северного Кавказа способствовала появлению в регионе религиозных течений, преследующих политические цели.
Заигрывание государственных структур, их либерализм в отношении антиконституционных действий радикальных религиозных лидеров, позволили последним создать на Северном Кавказе отдельные территории, где не соблюдалась Конституция России. Только открытое вторжение сторонников исламского государства на территорию Дагестана и развязанная ими война, позволила Российскому руководству набраться мужества объявить войну * ваххабитам. Сегодня необходим не только боевой опыт борьбы с боевиками, но и умение анализировать и оценивать религиозно-политическую ситуацию. Подобный опыт имеется в мусульманских странах, которые, не оглядываясь ни ^ на кого, упорно ведут борьбу с экстремистами. Изучение данного вопроса является необходимым для России, особенно в нынешних условиях, когда идёт война за сохранение целостности государства.
Исходным методологическим принципом исследования религиозной ситуации является конкретно-исторический подход, который имеет особо важное значение в современных условиях, когда на арену общественно политических и религиозных отношений вышли личности, преследующие определённые политические цели. История северокавказских народов в % большей степени связана с религией, оказывающей серьёзное воздействие на все стороны их жизни. Всё это делает исключительно важным рассмотрение взаимосвязи религии и права. Исследование особенностей права и религии с учётом конкретно-исторического характера их взаимодействия позволит определить общее и особенное в социально-политическом и религиозном развитии северокавказского региона. Отсюда следует необходимость овладения управленцами различных уровней основами духовных и гражданских законов верующих. Сегодня, как никогда, анализ, оценка и прогнозирование религиозно-политической ситуации является необходимой предпосылкой и условием выработки адекватных военно-политических, а также и собственно военных оперативно-стратегических и тактических решений. В этой связи остро встает вопрос о путях повышения эффективности оценки религиозно-политической ситуации, о более глубоком и верном прогнозировании ее текущих и более отдаленных изменений .
В ряду факторов, обеспечивающих более эффективную оценку и прогнозирование религиозно-политической ситуации следует прежде всего указать такие, как: подбор способных, знающих, опытных кадров, являющихся экспертами в данной области. Вместе с тем необходима и методологическая проработка предмета и задач, путей и средств, технологии процесса изучения религиозно-политической ситуации. Иначе говоря, необходимо уяснение методологических основ, методов и методики оценки и прогнозирования религиозной, религиозно-политической ситуации. Решению этой задачи и посвящалось диссертационное исследование. Автор определяет религиозно-политическую ситуацию как совокупность условий и факторов, связанных с использованием религиозного фактора в политических целях, как конкретную расстановку религиозно-политических и военных сил, характер их действий и состояние отношений между ними на данный момент.
Основными структурными элементами, факторами, определяющими состояния религиозно-политической ситуации и ее изменения, названы: субъекты (стороны) религиозно-политической ситуации; их намерения, цели, планы; материальные и духовные возможности по их реализации; количество, качество, состояние, дислокация вооруженных формирований и вооружений; характер и масштабы религиозных, военных и политических акций, проводимых субъектами религиозно-политической ситуации и соответственно характер религиозно-политических отношений между ними и вокруг складывающейся религиозной и религиозно-политической ситуаций.
Совокупное действие этих факторов приводит к изменению состояний религиозной, религиозно-политической ситуаций, которые можно характеризовать как стабильные (устойчивые) и нестабильные (неустойчивые) с различными переходами от первых ко вторым и обратно. Правомерно различать спокойную (нормальную), обостренную (напряженную), кризисную, конфликтную ситуацию, наиболее острой формой которой является война.
Теоретическую базу оценки и прогнозирования религиозно-политической обстановки составляет ряд наук, в числе которых религиоведение, история религий, философия религии, социология религии, общая и военная политология, геополитика, теория международного права, психологические науки, военные науки — тактика и теория стратегии. Отдельно необходимо выделить Коран, Библию, Талмуд - священные книги мусульман, христиан, иудеев.
Методологический арсенал исследования религиозно-политической ситуации включает ряд общенаучных (философских) принципов, общих и специальных методов науки. Среди них особая роль отводится конкретно-историческому и системному подходу, экспертным опросам.
Эффективность анализа, оценки, прогнозирования религиозно-политической обстановки существенно определяется методикой работы, определенной последовательностью совершаемых операций. Подобно любому исследованию здесь можно выделить: подготовительную, основную и заключительную стадии работы. Причем в составе основной стадии развертываются процедуры эмпирического и теоретического исследования с решением ряда характерных задач.
В работе рассмотрены возможности учёта религиозной ситуации в * управленческой деятельности, а также элементы религиозной ситуации, влияющие на принятие решения на охрану Государственной границы Российской Федерации.
Таким образом, негативные элементы экономической, социально -политической, религиозной ситуации на Северном Кавказе представляют ^ реальную угрозу интересам и безопасности Российской Федерации, в том числе на государственной границе и приграничной территории. Данное положение предполагает качественно новый подход в управленческой деятельности % органов и войск ФПС России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях Российская Федерация сталкивается с множеством угроз национальной безопасности, в том числе непосредственно на государственных и административных границах Северо-Кавказского региона. Определение особенностей геополитического положения Северного Кавказа в современных условиях имеет важное значение для объективного раскрытия его политического, экономического и интеллектуально-духовного потенциала, выявления характера заинтересованности иностранных государств в использовании его территории с её экономическими возможностями в целях установления своего политического влияния на ход региональных и международных событий. О необходимости выработки новых подходов на данном направлении свидетельствуют ряд региональных событий, имеющих тенденции к глобализации вызванных ими проблем. В динамике их весьма существенна роль религиозного фактора, влияние которого в СевероКавказском регионе неуклонно усиливается.
Религиозная ситуация в регионе характеризуется с одной стороны резким ростом электората и влиянием религии на все стороны общественной жизни. Об этом свидетельствуют следующие факты: рост количества церквей и мечетей, открытие учебных заведений, увеличение количества служителей культа, рост религиозных организаций, политических партий с религиозной окраской; тысячи людей молодого возраста обучаются в мусульманских ^ государствах, десятки тысяч ежегодно совершают паломничество к святым местам; увеличилось количество людей, соблюдающих религиозные обряды в быту.
С другой стороны, количественное возрождение религии не даёт заметного прогресса в нравственной, духовной жизни верующих, религия не стала консолидирующим верующих фактором, усилились разногласия среди духовенства и верующих, а среди мусульман они приняли крайне агрессивный характер, вылившийся в военные действия.
Вопреки установлениям ислама, духовенство не смогло преодолеть национальный фактор. Вместо единого Духовного управления мусульман Северного Кавказа созданы духовные управления по республикам, национальные казияты. Духовенство принимает участие в деятельности * национальных движений, участвует в работе их съездов. А национальные движения на практике по многим вопросам противостоят друг другу.
К расколу по национальному признаку в последнее время прибавился ^ раскол верующих на разные течения. Это характерно не только для последователей ислама, но получило распространение и в христианской среде.
Раскол мусульманской уммы Северного Кавказа на сторонников традиционного «народного» ислама и ваххабитов, стремящихся создать мусульманское государство «от Чёрного моря до Каспия», привёл к тому, что религия внесла элемент напряжённости в общественно-политическую ситуацию региона. Идеи объединения на почве религии остаются теологическими декларациями, они отступают перед узконациональными и <4. собственническими интересами отдельных лиц и партий. Поэтому, оценивая религиозную ситуацию, надо исходить из того, что противоречия в области религии невозможно разрешить изолированно от общей социально-политической ситуации в регионе. В то же время - это область со своей спецификой и, безусловно, требует адекватных путей и методов решения.
Исходя из объекта, предмета, границ исследования, реализуя его цель и задачи, диссертантом получены следующие основные результаты исследования:
• выявлены геополитические тенденции и факторы, обусловливающие необходимость укрепления пограничной безопасности России в СевероКавказском регионе;
• обоснованы место и роль религиозной ситуации, её взаимосвязь с к социальной ситуацией в рег ионе;
• раскрыты сущность и содержание понятия религиозной, религиозно-политической ситуаций;
• разработана методология оценки религиозной, религиозно-политической ситуаций;
• выработаны предложения по совершенствованию управленческой деятельности органов и войск ФПС России в условиях обострения религиозной ситуации.
Материалы диссертационного исследования дают основание сделать следующие теоретические обоснования и выводы:
1 .Сложившееся после распада СССР геостратегическое положение России, современные геополитические тенденции и факторы, в негативном плане влияют на национальную безопасность страны, диктуя необходимость действенных мер по её укреплению, прежде всего в пограничной сфере.
В Северо-Кавказском регионе, превратившимся в важный геополитический узел, идёт процесс, направленный на утрату важных экономических, военно-стратегических, пограничных позиций России. Продолжает меняться не в пользу России расклад сил и интересов, не ослабевает потенциал военно-политического напряжения как непосредственно у границ Российской Федерации, так и внутри региона. Исторические уроки российской национальной политики в регионах Закавказья, Северного Кавказа с преимущественно мусульманским населением, к сожалению, не были востребованы при создании современной этнополиконфессиональной модели, что привело к хаосу и многочисленным трагедиям.
2. В современных условиях существенно возросли масштабы, расширился спектр угроз национальной безопасности России в пограничной сфере. Поэтому их своевременное выявление, оценка, научная систематизация, определение степени влияния имеет важное политическое и практическое значение. Результат влияния религиозной ситуации на пограничную сферу носит неоднозначный характер. В ряде случаев он способствует стабилизации и укреплению национальной безопасности. Вместе с тем религиозная ситуация может оказывать на систему национальной безопасности разрушающее воздействие, что наблюдается в Северо-Кавказском регионе.
3. Современная религиозная, религиозно-политическая ситуации и перспективы их развития выдвигают необходимость разработки и доработки нормативно-правовой базы, регулирующей взаимосвязь религиозных организаций и силовых структур, что исключит «вольное» толкование законов представителями указанных сторон.
4. Война 1994-1996 годов в Чечне, боевые действия Вооружённых сил России, Внутренних войск, ФПС России против вооружённых боевиков в Дагестане и Чечне, идущие с августа 1999 года свидетельствуют о серьёзности намерений внутренних и внешних врагов России. В то же время война является ответом на высокомерие, национальный эгоизм и забвение исторической правды политиками, стоящими у власти, а также следствием пассивности учёных- политологов, философов, юристов, социологов, экономистов, которые не смогли предотвратить ошибки власти. Немалая вина ложится и на духовенство, которое не в полную мощь использует духовный, религиозный потенциал церкви и мирян в борьбе со злом. Возникает необходимость создания новой системы конфессиональных и этнических взаимоотношений в Северо-Кавказском регионе. А новое, как правило, — это забытое старое. Автор считает, что России необходимо возвратиться к роли «старшего брата», как это было с момента присоединения Кавказа к России. В противном случае, «меньшие братья» (многочисленные народы, националистические партии, религиозные движения, - Г.Г.) будут продолжать воевать между собой и все -против России.
Современные реалии повышают значимость разработки теоретико-методологических и политико-правовых основ функций религии. Это позволит определить роль религии в обществе, то есть, социальный смысл и меру влияния религии на миропонимание, поведение людей, в том числе и военнослужащих ФПС России.
Проведённое исследование поставленных в диссертации задач, сделанные обобщения и выводы, позволили выработать следующие практические рекомендации.
1. В области научных исследований
В целях дальнейшего расширения и углубления теоретических представлений о религиозной ситуации целесообразно:
- подготовить и провести серию нау чных и научно-практических конференций по вопросам: исследования качеств Федеральной Пограничной Службы как неотъемлемой части общества, выявление и исследование качественных и количественных параметров ФПС, регулируемых обществом, таких как: религиозный фактор, религиозная ситуация, этнический фактор; исследования целостности ФПС, её неотъемлемости от общества, от событий, происходящих на Северном Кавказе; выработки социального механизма обратной связи между ФПС России и религиозными организациями; организовать конкурсы научных работ, разработку научных рефератов среди слушателей и курсантов по проблематике взаимосвязи религии и воинской службы, влияния религиозного фактора на безопасность государственных границ; осуществить научную разработку таких актуальных тем исследования, как: пути разрешения межконфессиональных противоречий в воинских коллективах ФПС России; свобода совести, вероисповеданий и реализация прав верующих граждан России в воинской среде; учёт и использование религиозно-этических аспектов духовной жизни личности в ходе психологической подготовки и психореабилитации военнослужащих, при деятельности в чрезвычайных ситуациях.
2. В области законотворчества и правового обеспечения:
- создание Совещательного органа при Директоре Федеральной Пограничной Службы, состоящего из представителей различных конфессий, для анализа и разрешения проблем межконфессиональных отношений между гражданами, проходящими службу в ФПС России и религиозных ситуаций, возникающих в местах дислокации подразделений и частей ФПС России.
- Разработка Инструкции, определяющей права, обязанности, ответственность должностных лиц ФПС России в их работе с религиозными организациями. Имеющаяся сегодня законодательная база требует от должностных лиц знаний или инициативы, что не всегда наблюдается. Создание правового поля для подобной деятельности позволит руководителям ФПС России в полной мере использовать положительные аспекты данного сотрудничества и не допустит перегибов в ту или иную сторону .
3. В области воспитательной работы:
- материалы исследования могут быть использованы в организации учебно-воспитательной работы в частях и подразделениях, в изучении индивидуальных особенностей военнослужащих и мотивов их поведения. В подборе и расстановке кадров; при подготовке и проведении занятий в системе командирской подготовки офицеров, прапорщиков, при проведении занятий по гуманитарной подготовке в войсках.
Было бы полезным обсудить на плановых сборах и семинарах с воспитательными структурами ФПС России содержание и методику работы по использованию материалов о современной религиозной ситуации, этноконфессиональных конфликтах, региональных аспектах пограничной политики, чрезвычайных ситуаций в приграничье, обеспечения военной безопасности в системе пограничной политики для разъяснения военнослужащим сложности и остроты современной военно-политической обстановки, воспитания высокой политической бдительности, патриотизма и незыблемости государственных границ России. При этом в ФПС России имеется достаточный научно-практический материал, созданный такими авторами как В А Бондаренко, В.И. Боярский, А.Н. Брижик, Ю.И. Бочорадзе, А.И. Василенко, A.M. Касьянов, В.Ф. МолчановскиЙ, В.М. Родачин, В.В. Чебан, A.C. Щербаков, систематизация которого в виде информационно-аналитических бюллетеней облегчило бы работу воспитательных структур.
4. В области организационно-гуманитарных мер предлагается: демилитаризация региона, включающая в себя полное разоружение различных военизированных (бандитских, патриотических, национальных и др.) групп, за исключением государственных силовых структур; установление «санитарного кордона» по отношению к возможным угрозам безопасности и интересам России, в том числе, инженерное оборудование государственной границы
России со странами Закавказья, что позволит предотвратить проникновение на территорию Россию наёмников, оружия, контрабанды.
Временность, непостоянство, шаткость и так называемая «прозрачность» границ на Северном Кавказе, - расшатывает саму идею и правильность нахождения органов и войск ФПС России в данном регионе. Не понимать этого - значит и далее разрушать целостность России.
Рассмотрев влияние религиозной ситуации на Северном Кавказе, на процесс функционирования соединений и частей ФПС РФ данного региона, автор завершает философско-политологический анализ влияния религиозного фактора на пограничную безопасность России в современных условиях и в перспективе. В заключении необходимо подчеркнуть, что в ближайшем будущем воздействие религиозной ситуации на систему пограничной безопасности будет возрастать, что вызывает необходимость дальнейшей исследовательской работы в данной сфере.
Предложенные выводы и практические рекомендации не являются бесспорными и окончательными, но их учёт в управленческой деятельности войск, военно-учебных заведений, офицерских кадров, в разрешении имеющихся духовных противоречий позволит повысить эффективность воинского, правового и нравственного воспитания, морально-психологической подготовки военнослужащих, повысит боеготовность и боеспособность соединений и частей Федеральной Пограничной Службы.
Список научной литературыГерейханов, Гаджи Пирмурадович, диссертация по теме "Философия политики и права"
1. Документальные источники:
2. Конституция Российской Федерации. М.; Теис, 1996.- 48 с.
3. Коран. Перевод с арабского Г.С. Саблукова. Казань.: Центральная типография, 1907. - 1173 с.
4. Закон Российской Федерации «О свободе совести», 1997 г.
5. Закон Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях», Махачкала.: Дагестанская Правда, 1999, 24 июня. - С.З.
6. Закон Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан»,-Махачкала, 16 сентября 1999 года.
7. Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998. М.: ФПС РФ Управление правового обеспечения, выпуск 8, 1998. - 315 с.
8. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной Границе Российской Федерации» с изменениями и дополнениями на 19 июля 1997 г.- М.: ФПС РФ Управление правового обеспечения, выпуск 7, 1998.-233с.
9. Основные направления государственной национальной политики Российской федерации на Северном Кавказе /Материалы Северо-Кавказского межнационального совещания, Ессентуки, 29 января 1999 г./.- М.: «Славянский диалог», 1999. 125 с.
10. Маркс К., Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви. М.: 1971.2. Справочные издания
11. Атеистический словарь /Абдусамедов А.И., Алейник P.M., Алиева Б.А. идр.; под ред. М.П. Новикова. М.: Политиздат, 1983. - 559 с.
12. Ислам. Краткий справочник. 2-е изд., дополн.: М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. - 139 с.
13. Краткий словарь основных терминов, применяемых в пограничных войсках. М.: Воениздат, 1985.
14. Краткий словарь ло логике /Горский Д.П., Ивин A.A., Никифоров АЛ.; под ред. Д.П. Горского. М.: Просвещение, 1991. - 208 с.
15. Настольная книга атеиста/Анисимов С.Ф., Аширов H.A., Беленький М.С. и др.; под ред. С.Д. Сказкина. М.: Политиздат, 1987. -431 с.
16. Психология. Словарь / Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
17. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. М.: Издательство РАГС, 1996. - 284 с.
18. Советский энциклопедический словарь./Гл. ред. A.M. Прохоров. 2-е изд. -М.: Сов.Энциклопедия, 1983. 1600 с.
19. Социологический словарь. /Под ред. Г.П. Давидкж. 2-е изд., дополн. и перераб. Мн.: Университетское, 1991. - 528 с.
20. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра, 1997. - с.
21. Юридический энциклопедический словарь/Под ред. А.Я. Сухарева. М.: Сов. Энциклопедия, 1984.
22. Диссертационные исследования
23. Васильев A.M. Ваххабизм и первое государство саудидов в Аравии (1744/45- 1818 гг): Диссертация канд. истор. наук.- М.: Институт народов Азии АН СССР, 1966.W
24. Дельмаев Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада. Критический философско-социологический анализ: Диссертация канд. филос. наук. -М.: ВПА, 1987.
25. Денисенко П.А. Религиозная ситуация в Российской Федерации и её Вооружённых Силах: основные противоречия и тенденции развития: Диссертация канд. филос. наук. — М.: ВУ, 1997.
26. Павлов A.B. Воздействие религии на современную армию. Социально-философский анализ: Научный доклад на соискание учёной степени доктора * филос.наук. -М.: Г ABC, 1994.
27. Родачин В.М. Идеология и современные военно-политические процессы: Диссертация доктора филос.наук. М'.: ВУ, 1995. - 397 с. Ä 4. Научная и учебно-методическая литература
28. Агрономов А.И. Джихад. Священная война мухаммедан,- Казань.: Тип. Коковиной, 1877.- 231 с.
29. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М.: Политиздат, 1982. - 270 с.
30. Авшалумова J1.X., Вагабов М.В. История религий. Курс лекций. -Махачкала.: ИПЦ ДГУ, 1996. 273 с.
31. Бондаренко В.А. Религия, свобода совести и пограничная служба: Учебное пособие. -М.: Академия ФПС России, 1999. -248 с.
32. Гараджа В.И. Религиеведение: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. 2-е изд., дополненное. - М.: Аспект Пресс, 1995. -351 с.t
33. Живая история Востока: Сборник /Сост. O.E. Непомнин. — М.: Знание, 1998. 368 с.
34. Изложение начал мусульманского законоведенияУАвтор Н.Торнау. Санкт-Петербург, 1850,- М.: МНТПО «Адир», репринтное издание, 1991.- 622 с.
35. Климович JI. И. Книга о Коране, его происхождение и мифологии. М.:1. Политиздат, 1986. 270 с.
36. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока (эпоха средневековья). Монография. — М.: УДН, 1987. 176 с.
37. Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России М.: Моск. Центр Карнеги, 1998. - 222 с.
38. Носков Ю.Г. Религиозный фактор в системе национальной безопасности.
39. Учебник для слушателей и курсантов Военного Университета. М.: ВУ, 1997. -160 с.V
40. Плеханов A.M. Отдельный корпус пограничной стражи России. М.: «Граница», 1993.
41. Попов В.В. Национальная политика Российского государства (1800-1880). Военно-исторический аспект. М.: ВУ, 1996. - 180 с.т
42. Пограничная политика Российской Федерации. Монография /Под. Ред. Николаева А.И. М: «Граница», 1998. - 543 с.
43. Политология. Методы исследования: Пер. с анг./Предисл. А.К. Соколова. -М.: «Весь мир», 1997. 544 с.
44. Сборник методов и методик, применяемых при проведении мероприятий профессионального отбора военных специалистов для органов и войск ФПС РФ. М.: «Граница», 1997. - 559 с.
45. Тойнби А Дж. Постижение истории: Пер. с англ./Сост. Огурцов А.П. М.:1. Прогресс, 1991.-736 с.
46. Хрестоматия по исламу. Пер. с арабского. М.: Наука «Восточная 4 литература», 1994. - 238 с.
47. Христолюбивое воинство. Православная традиция Русской Армии М.: ВУ, 1997.-495 с.
48. Шахрастани. Книга о религиях и сектах. М.: Наука, 1984.5. Иностранная литература
49. Абу Аль-Аля Аль Маудуди. Жизненная миссия Пророка. М.: ПК «Сантлада», 1992. - 29 с.
50. Абу Аль-Аля Аль Маудуди. Ислам сегодня. М.: ПК «Сантлада», 1992. -35с.
51. Сайид Муджтаба Рукни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами мусульманина. Перевод с англ. Р.Я. Алиева. Баку.: «Иршад», 1992. -212 с.
52. Житие Пророка Мухаммеда./По инициативе общества Ибад-ар-Рахман (Ливан). М.: ПК «Сантлада», 1992. - 98 с.
53. Уроки ислама. Пер. с турецкого. Махачкала.: «Слово», 1991.- 62 с.
54. Юсеф Аль-Кардави. Халал и харам в исламе./Пер. с арабского З.Арухова и Р.Гаджиева. Махачкала.: «Слово», 1992. - 80 с.6. Периодические издания1. Ассалам», Махачкала.
55. Армия и общество», Москва.
56. Армейский сборник», Москва.
57. Вестник Московског о университета», Москва.
58. Вопросы философии», Москва.
59. Дагестанская правда», Махачкала.
60. Итар-ТАСС (агентство)», Москва.
61. Исламский фактор в жизни народов Дагестана», доклад РЦЭИ при ДНЦ РАН.
62. Курбанов М. Тезисы доклада зам. Министра по делам национальностей и внешним связям РД.
63. Манифест Джамаата Дагестана к мусульманам мира. От 25.03.98.
64. Материалы опросов военнослужащих. (1993-1998 гг.)
65. Тагаев М. Наша борьба, или повстанческая армия Имама. Киев.: «Наука»,1997.
66. Тагаев М. Газават или как стать бессмертным. Подпольное книжное издательство национально-освободительных сил Кавказа «Искра», 1999. Хачилаев Н. Руководство к программе всемирного восстания мусульман из книги «Наш путь к Газавату», 1999.
67. Документы инструктивного характера, имеющие хождение среди сторонников ваххабизма.