автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философский синтез концепций географического детерминизма и эволюционной этнологии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философский синтез концепций географического детерминизма и эволюционной этнологии"
На правах рукописи УДК 101. 1:316
Вересова Анастасия Анатольевна
Социально-философский синтез концепций географического детерминизма и эволюционной этнологии
Специальность 09.00.11 - социальная философия
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
1 7 МАЙ 2012
Санкт-Петербург 2012
005042842
005042842
Работа выполнена на кафедре философии ФГБОУ ВПО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор Георгиевский Александр Борисович
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Субетто Александр Иванович
доктор философских наук, профессор Дорошенко Надежда Михайловна
Ведущая организация: Учреждение Российской академии наук Санкт-Петербургский Академический университет - научно-образовательный центр нанотехнологий РАН, кафедра философии.
Защита состоится 25 мая 2012 г. в 15:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.010.02 при Балтийском государственном техническом университете «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова по адресу: 190005, Санкт-Петербург, 1-ая Красноармейская ул., д. 13, ауд. 401.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова по адресу: 190005, Санкт-Петербург, 1-ая Красноармейская ул., д. 1.
Автореферат разослан ¿иа^^г 2012г.
/
Ученый секретарь
Диссертационного совета €2^.
кандидат философских наук, доцент Семенов
Общая характеристика диссертационного исследования
Дифференциация и интеграция отдельных отраслей науки закладываются в античной натурфилософии и составляют стратегию всего последующего научного познания. Интеграция основана на эвристическом принципе «наложения информации» (интерференции), использование которого дает приращение научных знаний в области совмещения нередко, казалось бы, далеких друг от друга дисциплин. Для успешного обнаружения эффекта научной интерференции необходимо найти логическую основу наложения информации из разных отраслей знания.
Диссертационная работа посвящена исследованию синтеза этнологии и географического детерминизма в области их объединения, где речь идет о социальных и природных причинных факторах исторического развития общественной организации людей под названием «этнос» (греч. ейикк -народ). При рассмотрении детерминации этногенеза используется понятийный аппарат теории эволюции, который нашел применение в формировании эволюционных направлений в философии, лингвистике и эпистемологии. Изучение аналогии между этногенетическими и эволюционно-биологическими процессами позволяет утверждать о возникновении новой отрасли человекознания - эволюционной этнологии.
Предмет и направления исследований в эволюционной этнологии в единстве с географическим детерминизмом многообразны по содержанию, различаются по объему накопленного материала, теоретическому и практическому значению. Этносы представляют собой общественно-исторические образования, возникающие в определенных социальных и естественно-природных условиях. Поэтому в изучении причинной обусловленности этногенеза объединяются усилия представителей гуманитарных (этнографии, социологии, философии) и естественных (антропологии, географии, генетики, экологии) наук, веером расходящихся по своим предметным областям и сходящимся под одним «зонтиком» социально-философского синтеза, для которого имеются конкретный материал и разработанная методология общего осмысления накопленных знаний.
Актуальность темы. Объем и качество имеющейся информации о системе «общество-природа», ее социально-философская интерпретация настолько огромны и будут нарастать в дальнейшем, что обеспечат научный и читательский интерес на многие последующие поколения. Из необозримой литературы выделяются направления, наиболее актуальные на сегодня и в перспективе, к числу которых относится тема диссертационного исследования.
Научное и практическое значение темы диссертационной работы определилось самим историческим развитием этнических сообществ, кото-
рые могут возникать и существовать в определенных условиях природной среды. До сих пор нет полной ясности по вопросу о причинных факторах антропосоциогенеза, в процессе которого формировались и этнические признаки племен (самосознание, общность языка, форм хозяйствования, психологического склада), поэтому уже с появления человека на Земле актуальность исследований естественно-природной и социальной детерминации этногенеза очевидна. Она по экспоненте приобретает все больший «вес» по мере развития общества, извлекающего на удовлетворение своих возрастающих потребностей все большие по объему и разнообразию природные ресурсы.
Совершенствование технологий от натурального хозяйства к развитой индустриализации при безудержной эксплуатации природных богатств и практическом отсутствии рационального природопользования оборачивается «бумерангом», именуемым экологическим кризисом. Создатели концепции географического детерминизма указывали на такой ход событий в общественной истории и негативные последствия уже в недалеком будущем, призывали лозунгом «труба зовет» к рациональному природопользованию. Насколько актуален здравый смысл в практическом его осуществлении в глобальном и региональном масштабах пояснять нет надобности.
Другое существенное обоснование актуальности темы диссертационного исследования видится в конкретной экстраполяции вышеизложенного в эволюционную этнологию, чтобы придать ей статус самостоятельной научной дисциплины. Есть основания полагать, что синтез географического детерминизма и эволюционной этнологии наполнит новой научной информацией познание системы «общество природа».
Уровень изученности проблемы. В специальной и философской литературе исследованиям происхождения и развития этносов основное значение придается им как общественно-историческим образованиям. При этом весьма заметно не отягощенное вниманием к содержанию понятий и терминов обращение с ними, частности, вольного использования понятия этноса. До сих пор оно ассоциируется с понятиями «народ», «нация» и даже «национальность» в качестве синонимов (этнонимов), замещающих друг друга в стилистически отредактированном тексте. Взаимозаменяемость понятий этноса и народа имеет обоснование, так как по содержанию они совпадают, что и зафиксировано в переводе греческого слова «этнос» на русское слово «народ». Более строгий семантический анализ улавливает тонкие различия между ними. В буквальном написании название «народ» происходит от слов «родиться, «народиться», т.е. увеличиться в численности, что отклоняется от принятого смыслового значения понятия этноса как особой формы общественно-исторической организации людей.
Семантические нюансы не представляют сколько-нибудь существенного препятствия для изучения причинных факторов этногенеза - квинтэс-
4
сенции эволюционной этнологии, в объяснении которых имеет место размежевание точек зрения. Здесь включаются в анализ принципиально различные подходы, связанные с социально-философским мировоззрением. На одном полюсе находятся учения биояогизаторской направленности, на противоположном абсолютизирующие со ци аю.тзат ор с кий подход. Усредненный по оптимальности вариант исходит из представления о диалектическом единстве общественно-исторической и естественно-природной основ этносов и соответственно о взаимодействии социальных и биологических факторов этногенеза. Данная тема не исследована с достаточной полнотой, что и вызывает разногласия по главной проблеме эволюционной этнологии. При знакомстве с литературой не обнаруживаются специальные содержательные работы по изучению взаимосвязи эволюционной этнологии (и само это название) с географическим детерминизмом, а тем самым и по социально-философской интерпретации их синтеза.
Объект и предмет исследования. Разделение объекта и предмета является первой методологической операцией в любом научном исследовании, так как программирует и направляет решение поставленных целей и задач. Данное положение без труда просматривается в диссертационной работе, посвященной вкладу в одну из отраслей познания феномена человека, который в форме этнической организации и ее исторического развития предстает объектом исследования. Понятие предмета конкретизирует определенную область изучения объекта, в данной работе заключащейся в социально-философском синтезе эволюционной этнологии и географического детерминизма.
Эволюционная этнология относится к пограничной области между общественными и естественными науками, которая концентрируется в понятиях этноса и этногенеза. Так как этносы есть общественно-исторические образования, в предмет исследования входят социальные характеристики их саморазвития, связанные с активной деятельностью человека в преобразовании собственной социальной организации. Естественнонаучную основу этногенеза составляет концепция географического детерминизма, призванная к изучению причинной обусловленности происхождения и развития этнической реальности в общей системе биосферы. В таком контексте уместно использовать понятие антропогеоценоза, употребляемого в исторической антропологии. Феномен человека является одновременно и объектом, и предметом эволюционной этнологии, возникающей в общем потоке дифференциации и интеграции наук и в своей области демонстрирующей диалектическую взаимосвязь этих тенденций в научном познании.
Цель и задачи исследования. Исходя из только что сказанного, формулируются цель и задачи диссертационной работы. Целевая установка заключается в исследовании направлений, по которым осуществлялся синтез эволюционной этнологии с географическим детерминизмом в ис-
торическом обозрении и в анализе современного его состояния. Рассмотренный под таким углом зрения материал позволяет утверждать, что эволюционная этнология представляет собой самостоятельную комплексную область человекознания, что и является главной целью диссертационного исследования. Как любая комплексная наука эволюционная этнология в своем историческом развитии дифференцировалась по многим частным направлениям, сливающимся в общее русло ее предметной области. Конкретными задачами являются исследования этих направлений и их общего синтеза в едином концептуальном оформлении.
Методологическая основа. Соответственно интегративному содержанию предмета эволюционной этнологии выстраивается методологическая основа диссертационного исследования. Она представлена единым комплексом общих и частных подходов, складывающихся из теоретической базы конкретных наук, и общей методологии научного познания. Первая заключается в познавательном инструментарии естественных и общественных дисциплин (этнографии и антропологии, физической и экономической географии, генетики и экологии человека, теории эволюции, политической экономии, социальной психологии). Общей методологической основой исследования является диалектико-материапистическая философия в приложении ее в теории социальной философии. Интегра-тивный подход позволяет обсуждать автономный статус эволюционной этнологии в социально-философских аспектах и в таком виде представить эту дисциплину в качестве одной из естественнонаучных областей социальной философии.
Источниковедческая база. Массив литературных источников огромен по объему и разнообразию информации в научных отраслях с большим стажем, к которым относятся этнография, антропология, физическая и экономическая география, история общества, политическая экономия, философия. Более «молодые» науки, сформировавшиеся в XIX - первой половине XX вв., такие как эволюционная антропология, генетика и экология человека, теория эволюции, социальная психология, накопили также солидный багаж знаний в силу высокой востребованности к развитию этих областей для всестороннего познания человека и практических целей.
В современной России, подвергнутой очередным испытаниям новыми реформами в общественной жизни, в области идеологии наблюдается откат к архаическим ее формам. От официального замалчивания философской диалектики к заполнению идеологического пространства давно отжившей мифологией — таково неутешительное состояние реформирования общественного сознания. Дурным тоном считается упоминание имен классиков марксистской философии, а еще недавно труды многочисленных ее последователей пестрели ссылками на основоположников «единственно правильного мировоззрения». В диссертационной работе нспользу-
б
ется источниковедческий материал по теории диалектики там, где его уместно и необходимо использовать.
Научная новизна. Определить авторский вклад в разработку избранной темы научного исследования следует сравнением полученных результатов с современным состоянием изученности проблемы. Относительно легко это сделать по отношению к проблемам частных наук, в которых полученные результаты можно верифицировать лабораторными или полевыми исследованиями. Намного сложнее обстоит дело с решением теоретических проблем, где проверка истинности предлагаемого варианта подлежит апробации на основе принятой методологии и обсуждения в контексте понятийного аппарата данной науки и смежных с ней отраслей. Положение осложняется, когда речь идет о социально-философских исследованиях, в оценке истинности которых могут сталкиваться различные мнения и альтернативные точки зрения, где нередко консенсус вообще недостижим.
Диссертационная работа относится к теоретической области знания, в которой когнитивный синтез двух основных отраслей - этнологии и теории эволюции проводится в связи с концепцией географического детерминизма. Специальных работ, в которых бы данная тема была представлена в таком обобщающем виде, автором не обнаружено.
Обосновывается положение о правомерности разделения понятий эволюционной и исторической этнологии, которая исходит из семантического содержания и назначения повсеместного использования термина «этнография». В буквальном смысловом значении данное название отражает описательную функцию науки об этносах и этногенезе, проводимую на основе сбора и систематизации материалов, отличающих эти феномены от других форм социальной организации человеческого общества.
Историческая этнология (этнография) призвана показать, каким образом описательные характеристики по основным признакам этносов изменялись в ходе общественно-исторического процесса. Эволюционная этнология, наряду с этой функцией, изучает причинную обусловленность происхождения и смены этнических образований на основе диалектического взаимодействия социальных и естественно-природных факторов. В таком содержании нововведениями являются не только понятие и термин «эволюционная этнология», но и значение нового подхода к более многостороннему и углубленному познанию детерминации этнической истории человечества.
Положения, выносимые на защиту. Содержание диссертационного исследования в кратком резюме сводится к следующим основным положениям, выносимым на защиту:
1. В системе человекознания классическая этнография относится к гуманитарной науке, изучающей человеческие сообщества как общественно-исторические образования путем описания характерных для них
7
социальных признаков (самосознания и самоназвания, общности территории, языка, форм хозяйствования и духовной культуры, психологического склада). В таком виде предметная область науки о специфической форме объединения людей, именуемой «этносом», представляется не в полностью адекватном содержании и достаточном объеме.
2. Наряду со статусом этнографии в непреходящем значении описательной ее функции, предлагается шире использовать понятие этнологии, в которой акцентируется внимание на объяснительной функции научного познания, распространяющейся и на понимание движущих сил этногене-тических процессов. Рассмотрение причинной обусловленности последних в контексте понятий теории эволюции, позволяет поставить на обсуждение неологизм - эволюционная этнология.
3. Логическую структуру эволюционной этнологии составляют положения о предпосылках (кондициональных факторах) и движущих силах (каузальных факторах) этногенетических процессов. Эвристическое значение такого подхода оценивается в творческом использовании понятийно-терминологического аппарата теории эволюции.
4. К числу кондициональных факторов этногенеза относятся все формы биологической изменчивости человеческого организма и условия эко-лого-географической среды, в которых формируется естественно-природная составляющая этносов. Изучение истории географического детерминизма позволяет на конкретном фактическом материале и теоретических обобщениях показать его значение для эволюционной этнологии.
5. Вводится понятие классического геодетерминизма и указывается на не достаточное историко-научное и теоретическое обоснование предлагаемого в литературе термина «неогеодетерминизм». Представления о причинной обусловленности этногенеза природными факторами сложились в период формирования основ учения о географическом детерминизме, в дальнейшем они дополнялись не принципиальными положениями и лишь более разнообразным фактическим материалом.
6. С позиции материалистической диалектики раскрывается содержание понятий этноса и этногенеза, отражающих противоречивое соотношение устойчивости и изменчивости, системной целостности и нарушающих ее внутренних и внешних воздействий. Во всех случаях анализа категориального аппарата и содержания эволюционной этнологии отмечается социальная компонента в контексте с философским рассмотрением.
Научно-практическая значимость. Об основном научном значении диссертационной работы сказано в предыдущих тезисах. К ним добавим, что представленные материалы могут представлять интерес для разработки практических мероприятий по рациональной эксплуатации природных ресурсов и преодолению экологических кризисов. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов этнологии, антропо-
8
логии, географии, экологии человека, социальной психологии и философии. Комплексный характер эволюционной этнологии представляет интерес для разработки спецкурсов в изучении биосоциальной природы человека. Автор принимала участие в подготовке и издании учебного пособия для студентов вузов «Этнология и этногенез русского народа» (СПб., 2009. Кн. 1), «Этнология и этногенез русского народа» (СПб., 2010. Кн. 2) рекомендованных Учебно-методической комиссией по философии УМО при Министерстве образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов.
Апробация результатов. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии от 21 марта 2012 г., протокол № 8. Результаты исследования использованы автором в выступлениях с научными сообщениями на международных и региональных научных конференциях: «Человек и город. Социально-экологические и этнические проблемы»(СПб. 2006), «Этнодемографические факторы национальной безопасности России»(СПб, 2008), «Природа этничности: научное и философское осмысление»(СПб, 2009), «Великая победа и современность» (СПб., 2010), «Этническое будущее России: научно-философское осмысление» (СПб., 2010), «Третий Международный ноосферный северный форум «Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке»» (СПб., 2011).
Структура и основное содержание работы
Текст диссертации состоит из вводной части, двух глав, общего заключения, основных выводов и списка использованной литературы. Структура работы и последовательность изложения материала соответствуют логике ее построения. В первой главе рассматриваются история развития и содержание концепции географического детерминизма, во второй главе проводится синтез геодетерминистских идей с эволюционной этнологией под углом зрения социально-философского анализа в обеих главах, в заключении подводятся общие итоги исследования и представлены основные выводы.
Первая глава - «Естественнонаучное и социально-философское содержание географического детерминизма» посвящена определению понятия географического детерминизма и исследованию его исторического развития, с выявлением и характеристикой социально-философских аспектов.
Первый параграф - «Понятие географического детерминизма» (сокращенно - геодетерминизма) раскрывает содержание и терминологическое обозначение этого ключевого понятия как исходной дефиниции в последующем изложении текста. Невозможно с определенностью указать на автора данного понятия и термина, но в сочинениях географов и натурфилософов с древних времен выявляются мысли, отражающие главное их
9
содержание: существование людей теснейшим образом связано с природной средой.
Качественное своеобразие природной среды (географическое положение регионов, природно-климатические условия, пищевые запасы, полезные ископаемые, энергетические ресурсы), оказывают существенное влияние на специализацию хозяйственно-производственной деятельности, особенности быта, культуры, психологического склада, являющихся характерными признаками этнического сообщества. В число биотических средовых факторов входят полезные и вредоносные организмы: первые используются в технологических отраслях промышленного производства, вторые могут вызывать опасные эпидемиологические заболевания.
В понятие «этническая среда» следует включить и геополитическое положение народов и государств, которое определяет реальные возможности формирования новых этносов, их более или менее устойчивое существование или элиминацию в случае агрессивных действий со стороны соседей и враждебных пришельцев.
В философской литературе детерминизмом называют учение о всеобщей, закономерной, обусловленности всех явлений и процессов материального и духовного мира. Дивергенция философских концепций на материалистические и идеалистические распространилась и на представления о географической детерминации социальных процессов. Казалось бы, если природная среда является необходимым условием для самого существования и развития человечества, материалистическое восприятие данного факта не составляет вообще предмета для дискуссий, однако и здесь находилось место для критики.
В отечественной литературе закрепилось мнение о географическом детерминизме как об одном из направлений буржуазной социологии, а также истолкование его в сугубо натуралистическом понимании движущих сил общественной истории, ставящем ее в прямую зависимость от природных факторов. Некоторые представители классического геодетерминизма прибегали к теологическим истолкованиям причинной обусловленности общественно-исторического процесса, но таковых было немного, и всерьез их умозрительные измышления не находили восприятия среди научной общественности.
Конструктивное использование концепция географического детерминизма получила в теории исторического материализма, будучи включенной в понятие экономического базиса. Природные ресурсы рассматриваются как технологический материал для промышленного и сельскохозяйственного производства (предмет труда), а разрешение классовых противоречий в общественном производстве и распределении продукта труда в качестве движущей силы общественного развития.
Второй параграф - «Географический детерминизм в историческом обозрении» посвящен развитию представлений о системе «общество-
10
природа» в ключе использования естественных ресурсов как объективного условия существования социальной формы движения материи. В отношении человечества к окружающей среде сказывается специфика его по месту и функционированию в составе биосферы, принципиально отличающихся от остальной биотической компоненты. Антропогенная деятельность в целях общественного прогресса нарушает былое равновесие, что историками геодетерминизма отражено в понятии экофобной тенденции, в альтернативу понятию экофильной тенденции. Названия говорят сами за себя и свидетельствуют о том, что негативная деятельность человека по отношению к своему экологическому «дому» закономерно вызвала противоположную реакцию.
В историческом обозрении объективная взаимосвязь человека с окружающей природой воспринимается по факту, отражаемому первоначально в мифологическом сознании, затем в натурфилософских, естественнонаучных и социально-философских сочинениях без попыток изобретать специальный понятийно-терминологический аппарат. С накоплением знаний в этнографии, антропологии, физической географии, развитием представлений о «деятельном» Человеке начинается становление географического детерминизма как направления в социальной философии. Во второй половине XIX в. формируется основа этой отрасли человековедения, которую можно назвать «классическим геодетерминихмом».
В работе выделяются несколько его направлений: определение понятий географического пространства и географической среды, обсуждение проблемы географических центров цивилизации, выяснение взаимосвязи геодетерминизма с типами расселения, выдвижение идеи органопроекции. Представления о географическом пространстве и центрах цивилизации излагаются в разных концепциях в зависимости от геоморфологической локализации: расположения на водных магистралях, приуроченности к горной местности и островам. Типы исторического расселения (сельское и городское) существенно сказываются на хозяйственно-производственной деятельности, образе жизни и социальной организации этносов, установление взаимосвязей с другими сообществами, антропогенное воздействие на территорию обитания. Понятие органопроекции означает продолжение морфо-функционапьной организации живых существ в научно-техническом прогрессе и было использовано в теории исторического материализма.
На данных исторического исследования предлагается типология географического детерминизма, основанная на анализе причинной обусловленности формирования и развития этнических признаков: географо-экономический, антропологический, этнографический, этико-экологический, эстетический. Каждый из них характеризуется конкретным материалом из области физической и экономической географии, ан-
хронологии и этнографии, экологической этики, художественной литературы и изобразительного искусства.
Третий параграф - «Социально-философские основания географического детерминизма» акцентирует внимание на выполнении одной из основных целей и задач диссертационного исследования.
Социальная компонента так или иначе звучит лейтмотивом во всех сочинениях создателей и сторонников концепции геодетерминизма. У одних авторов доминирует идея об активной деятельности человека по преобразованию общественной жизни в определенной природной среде, другими высказывается мнение о ведущем значении естественно-природных факторов. Элементы объективного анализа связи общественного развития с биологическими процессами просматриваются в позитивистской концепции «социального организма», которая реставрируется в ряде современных публикаций по расологии, а также посвященных проблеме так называемого гражданского общества.
Философские аспекты достаточно четко усматриваются в законах и закономерностях, действующих в системе «общество-природа», где налицо два главных принципа материалистической диалектики - принципы развития и всеобщей связи. Органическая взаимосвязь географического детерминизма с философским мировоззрением отражена во многих сочинениях его основоположников и последователей преимущественно с материалистических позиций, но она имела скорее словесное оформление, чем глубокий содержательный анализ. В раннем позитивизме трактовке этой взаимосвязи придана материалистическая окраска в соответствии с общей установкой на констатацию реальности, но в то же время принципиальной непознаваемости законов и закономерностей развития системы «общество-природа». В неопозитивизме (логический эмпиризм, феноменализм, лингвистическая философия) стратегия научного познания сводилась к манипулированию языковыми и математическими символами, тем самым связь с материализмом исключалась.
Концепция географического детерминизма имеет прямое отношение к теории познания (гносеологии). Становление и развитие естественных наук проходило на основе исследований законов и закономерностей физической, химической, биологической форм материи. Ранний «философский» геодетерминизм в ряде случаев исходил из фетишизма, согласно которому созданные культурой свойства предметов принимаются за некие природные начала и в соответствии с таким представлением придаются им социальные качества и практическое предназначение.
Влияние географического детерминизма на научное познание складывалось из моделирования природных явлений и в ином философском оформлении понятий и терминологии. Представители одного из направлений логического позитивизма под названием «физикапизм» рассматривали истинность научных концепций в возможности перевода их на язык
12
физики и тем самым создания унифицированной системы научного знания. В физиологическом идеализме ощущениям придавалось значение не отражения реального мира, а неких символов цвета, вкуса, запаха, что мало давало для познания сущности явлений и процессов. В социал-дарвинизме представления о борьбе за существование в дикой природе переносились на общественные явления, принцип зоологической конкуренции уподоблялся причинному фактору социального прогресса.
Географический детерминизм является концепцией, с естественнонаучных позиций объясняющей детерминацию социального развития условиями природной среды. Представление о движущей силе общественно-исторического процесса под доминирующим влиянием естественно-природных факторов, было односторонним, но и не ошибочным. Истинное место географический детерминизм получил в диалектическом понимании развития производительных сил при использовании природных ресурсов в теории исторического материализма.
Вторая глава - «Значение географического детерминизма в эволюционной этнологии» посвящена исследованию причинной обусловленности этногенетических процессов факторами природной среды. Отсутствие специального определения предметной области эволюционной этнологии, в котором движущие силы этногенеза вычленялись бы по составляющим их отдельным факторам и рассматривались во взаимодействии, приводит к решению этой проблемы, можно сказать, с «чистого листа».
Такая ситуация объясняется тем, что, по правилу совмещения двух областей - классической этнологии и эволюционной теории создается новое понятийное пространство, в котором необходимо правильно определить ориентиры исследований. В литературе не встречается и термин «эволюционная этнология», не привлекающий внимания, видимо, из-за повсеместного употребления традиционного термина «историческая этнография», хотя между ними имеются не только семантические различия, они не тождественны и по содержанию.
Первый параграф - «Понятия этноса и этногенеза» содержит определения этих ключевых понятий, которые в объединении с эволюционным принципом составляют основу предметной области эволюционной этнологии. В работе приводится анализ социологизаторских и биологизатор-ских трактовок понятий этноса и этничности и приводится авторское их определение.
Характеристика этносов дается по традиционной схеме описания признаков преимущественно социального содержания: самосознание и самоназвание, общность территории, языка, хозяйственно-производственной деятельности, форм быта и духовной культуры, психологического склада. К названным признакам следует добавить расово-антропологическгш тип и инстинкт самосохранения, которые характеризуют этносы с эволюционно-биологической стороны.
Как производные органической эволюции, этнические сообщества отличаются морфо-физиологической конституцией людей и в известной мере расовой принадлежностью. Вместе с тем такое мнение заключает в себе значительные трудности, так как в состав этносов, особенно суперэтносов, входят группы людей с общими для всего человечества антропологическими признаками (рост, телосложение), а также с многообразием расовых отличий (окраска кожи, цвет и форма волос, ширина лица). Однозначный ответ можно увидеть в изолированных реликтовых микроэтносах (африканские племена, арктические эскимосы, таежные стойбища эвенков), которые выделяются общностью антропологических и расовых признаков.
Для пополнения информации об этносах правомерно обратиться к аналогии с понятием вида в теории эволюции. С этой точки зрения, в характеристику следует включить численность и воспроизведение населения, полиморфную структуру, дискретность в географическом пространстве.
По численности людей этносы разделяются на малые, средние и крупные. Малочисленные этнические сообщества представлены родовыми и племенными объединениями аборигенов. Средние и тем более крупные по численности этносы превышают сотни и миллионы людей, к примеру, скандинавский или африканские этносы.
Под типом организации понимается надиндивидуальная форма структуры этносов, включающая социальные элементы (семья, производственный коллектив, общественная организация), которая в сущности копирует таковую у биологических видов, представленную в симпатриче-ских (обитающих на одной территории ) и аллопатрических (географически разделенных) группах. Семья проживает в отдельном доме или квартире, производственный коллектив трудится на территории завода, общественная организация располагает своим помещением, но все они так или иначе являются не только разделенными в пространстве - аллопатриче-скими, но и приуроченными к общему пространству города, района, области, страны.
Этническое сообщество должно устойчиво воспроизводить себя в поколениях, иначе оно прекращает существование. Причины вымирания этносов разнообразны, часть из которых неизвестна до конца, но то, что они связаны с уменьшением биологического воспроизводства ниже критического уровня, очевидно.
Полиморфная структура современного человеческого вида не имеет аналогии в видовом биосферном многообразии. Предполагается, что он состоит из свыше 10 тысяч популяций во всей эйкумене, а сколько из них представлены этническими сообществами, неизвестно даже в Организации Объединенных Наций. Точное определение качественного и количественного этнического состава человечества требует определения более
14
или менее четких разграничений этносов по их характерным признакам, что является прерогативой таксономической этнографии.
Дискретность этнического образования означает его пространственную обособленность как внутренне организованной целостной системы, а также возможность обмениваться генетическим материалом с другими этническими сообществами. Последний критерий, принимаемый за основной в концепции «биологического вида», в этнологическом контексте вообще не подлежит обсуждению, так как вид Homo sapiens является единственным представителем рода Homo в семействе гоминид.
Не менее очевидна эколого-географическая определенность этносов в их существовании в определенных условиях природной среды, создаваемая путем эволюционного адаптациогенеза в совместном действии с социальными факторами. Эскимос не может комфортно жить в африканской пустыне, араб в условиях арктического климата.
В этом аспекте несомненный интерес имеет аналогия этнических сообществ с понятиями экологической и географической рас, выделяемыми в теории эволюции в качестве аллопатрических групп в общей структуре вида. По названиям видно, что речь идет о приуроченности этих структурных единиц к конкретным условиям среды: наличию пищевых запасов, местам и срокам размножения, распространению в геоморфологическом пространстве (речные и морские акватории, горные и островные ареалы). Именно на местоположении строились гидрографическая, горная, островная концепции в географическом детерминизме. Аналогия с этносами вполне уместна, за исключением критерия экологической определенности по местам и срокам размножения.
На основе материалов по исследованию комплекса социальных и биологических признаков можно дать следующее определение понятию «этнос». Этносы являются общественно-историческими образованиями с характерным для каждого из них единством социачьной организации и естественно-природной субстанции.
Второй параграф - «Этногенез и общественно-исторический процесс» раскрывает содержание эволюционной этнологии, представляемой в качестве самостоятельной научной дисциплины. Термин «этнология» появился во второй половине прошлого века, когда выяснилось, что при методике описания и классификации этносов исследования могут закончиться превращением науки в простое коллекционирование фактов. С определением понятия этногенеза дело осложнилось еще и введением производных от него понятий о разных типах историко-культурных общностей, выделяемых по специфическим формам хозяйства, языка, религиозного мировоззрения.
Принятое объяснение детерминации этногенеза сугубо общественными причинами уводило в сторону социологизаторской, а только естественно-природными факторами - биологизаторской позиций. Методология
15
этих альтернативных подходов строилась, с одной стороны, на отождествлении понятий этноса и популяции, с другой стороны, на их принципиальной несовместимости. Требовался компромисс, и он находит свое место в понятии эволюционной этнологии, в которой оба подхода проецируются в диалектическом синтезе. При этом введение в научный оборот «этнологии» вовсе не означало устранения «этнографии», у них остаются свои предметные области и задачи. В тексте диссертации используется термин «этнология», а где дается описательная характеристика этносов, употребляется этнографическая лексика.
Проводится разделение понятий исторической этнографии и эволюционной этнологии на том основании, что первая выполняет преимущественно описательную и классификационную функции в изучении хронологической смены этнических образований в ходе общественно-исторического процесса, прерогативой второй является вскрытие взаимодействия социальных и естественно-природных причинных факторов этногенеза. Использование понятийного аппарата теории эволюции, смежных с ней областей социальных наук и философии позволяет более объемно наполнить содержание понятия эволюционной этнологии, интегрировать его в то, что на языке диалектики называется «единством в многообразии».
По аналогии с исходными факторами и причинной обусловленностью эволюционных процессов в живой природе можно выстроить схему общей детерминации этногенеза. В естественно-природные его факторы следует включить изменения эколого-генетической структуры составляющих этнос популяций, численность и плотность населения, миграционные процессы и изолирующие механизмы, создающие в совокупности всех названных факторов одновременно устойчивость и историческую динамику этногенетических преобразований. Исходя из такого понимания сложной структуры, понятие этногенеза можно определить как общественно-исторический процесс, обусловленный взаимодействием социальных и биологических факторов возникновения и развития этнических сообществ с характерными для них признаками общественно-природной организации.
Третий параграф - «Социально-философские основания эволюционной этнологии» концентрирует внимание на рассмотрении этносов как общественно-исторических образований и этногенеза как процесса их формирования в диалектическом единстве социальных и естественно-природных характеристик.
В социально-философском обозрении наиболее существенными из таких характеристик являются системная структура, целостность, соотношение устойчивости и изменчивости, историчности и необратимости, положение в биосферном и геополитическом пространстве.
В системную структуру этноса входят семья, хозяйственно-производственный коллектив, культурные и политические организации, классы и разного рода социальные прослойки, объединенные в форме государственного устройства. Исторически семья является наиболее устойчивой структурной единицей этнического сообщества в воспроизводстве народонаселения и в этом отношении не претерпела существенных изменений, за исключением трансформаций, связанных с влиянием экономических и психологических факторов цивилизации на природный инстинкт размножения и воспитания потомства. Исторические преобразования всех других социальных составляющих этноса настолько значительны, что сравнивать реликтовые этнические сообщества с современными суперэтносами, значит мысленно пройти весь путь исторического развития человечества.
Сохранение целостной системной организации является жизненно необходимым условием для существования и развития этноса, разрушение ее ведет к деградации и устранению с исторической арены. Целостность этнического сообщества обеспечивается «центростремительными» силами, дезорганизация его - «центробежными» тенденциями, действующими с той и другой стороны в противоположных векторах. Обе тенденции определяются внутренними и внешними факторами, влияющими на прочность и на ослабление внутриэтнических связей, а также дестабилизацию отношений с соседними сообществами.
Внутриэтническая дифференциация на большее число составляющих компонентов не является свидетельством деградации этносов, она может выступать условием для интеграции на более прогрессивном уровне, создающей способность сохранять целостность при воздействии внутренних и внешних разрушительных сил и тенденций. В теории эволюции установлено, что чем разнообразнее генетико-экологический состав популяции, тем большим адаптивным ресурсом она обладает в противодействии внутренним и внешним «помехам», устраняемых естественным отбором. Аналогия с гетерогенной структурой этноса вполне правомерна с учетом действия, наряду с естественным, социального отбора.
Историчность этноса заключается в продолжительности времени его существования. В противоположность онтогенезу жизнь биологического вида не запрограммирована во времени, что можно отнести и к этносам как надиндивидуальным системам. Одни из них формируются в относительно ускоренном темпе, достигают зрелости и также быстро сходят с исторической сцены, оставив напоминание о своей биографии в археологических документах, другие длительное время пребывают в почти неизменном состоянии (персистировании), предоставляя возможность проследить замедленный этногенез на живой «музейной» экспозиции.
Циклический характер этнической истории, заключенный в смене стадий возникновения, устойчивого существования и исчезновения этно-
17
сов, давал повод к утверждениям о такой же закономерности по отношению ко всем фазам общественного развития в концепции «исторического круговорота» При этом не принималось во внимание, что этногенез, как и общественно-исторический процесс в целом, хронологически необратимы, образно выражаясь, «стрела времени» летит здесь в одном поступательном направлении.
Диалектическая взаимосвязь устойчивости и изменчивости структуры этнической организации выражает собой противоречивое единство покоя и движения, качественной приостановки и непрерывности процесса развития. Утверждение о такой форме взаимосвязи не есть какая-то умозрительная схоластика- и словесная казуистика, она нашла отражение в естественнонаучных понятиях и философской их интерпретации. К примеру, понятие «адаптация» имеет два значения: с одной стороны, адаптивное состояние есть результат развития системы, с другой - процесс создания этого состояния. Биосоциальная сущность этносов, объединяющая в одно целое биологическое основание и социальную организацию, на конкретном факте показывает диалектику устойчивости и изменчивости в их единстве и противоречии.
В заключении подводятся итоги социально-философского исследования взаимосвязи географического детерминизма с эволюционной этнологией в исторических и теоретических аспектах. Показано возникновение идей о влиянии природной среды на происхождение и историческое развитие этносов и обратное воздействие антропогенной деятельности в системе «общество природа». С позиций материалистической диалектики и теории эволюции дан анализ понятий этноса и этногенеза, рассмотрены социально-философские основания эволюционной этнологии, аргументируется положение об ее статусе как самостоятельной дисциплине.
Основные выводы
1.В общей системе человекознания классическая этнография относится к гуманитарным наукам, изучающая этнические сообщества путем описания характерных для них признаков социальной организации (самосознания и самоназвания, общности территории, языка, форм хозяйствования и культуры, психологического склада поведения и мировоззрения). В таком виде понятие этноса воспринимается не в полном объеме и адекватном содержании, так как остается в стороне познание естественно-природной (генетико-экологической) структуры этнических сообществ, без изучения эволюции которой невозможно основательно проникнуть в сущность этногенетических процессов.
2. Наряду со статусом этнографии в непреходящем значении ее описательной и классификационной функций, предлагается шире использовать понятие этнологии, в которой акцентируется внимание на объяснительной функции научного познания, распространяемой и на понимание причинной обусловленности этногенетических процессов. Рассмотрение
18
детерминации этногенеза в понятиях теории эволюции позволяет обосновать введение в научный оборот неологизма - эволюционная этнология.
3. Познавательно-логическую структуру эволюционной этнологии составляют положения об исходных предпосылках (кондициональных факторах) и движущих силах (каузальных факторах) этногенеза.. Эвристическое значение принципа историзма оценивается в творческом применении понятийного аппарата теории эволюции для создания эволюционной этнологии.
4. К числу кондициональных факторов этногенеза относятся условия эколого-географической среды, в которых формируется естественно-природная составляющая этносов. Изучение истории географического детерминизма позволяет на конкретном материале и теоретических обобщениях показать его значение для эволюционной этнологии.
5. Представления о причинной обусловленности этногенетических процессов в системе «общество-природа» сложились в период формирования основ учения о географическом детерминизме. В дальнейшем они дополнялись новыми теоретическими положениями и обогащались более разнообразным фактическим материалом.
6. С позиций материалистической диалектики раскрывается содержание понятий этноса и этногенеза, отражающих противоречивое соотношение изменчивости и устойчивости, системно-структурной целостности и нарушающих ее внутренних и внешних воздействий.
Статьи в периодических научных изданиях, входящих в «Перечень», рекомендованный ВАК
1. Вересова A.A. Настоящее и будущее восточнославянской цивилизации / Вересова A.A. // Геополитика и безопасность. - 2010. -№2(10). - С. 59-63 (двухполосный текст).
2. Вересова A.A. К вопросу о генетической безопасности человеческого рода: эволюционная этнология и расовая интрогрессия / Вересова A.A. // Геополитика и безопасность. - 2012. - №1(17). - С. 84-87 (двухполосный текст).
3. Вересова A.A. К вопросу о естественнонаучном и социально-философском содержании географического детерминизма /Вересова A.A.// Философия права. - 2012. - №1. - С. 127-132.
Публикации в других изданиях:
4. Вересова A.A. Россия: география физическая и география душевная / Вересова A.A. // Человек и город. Социально-экологические и этнические проблемы: материалы международной научной конференции. -СПб.: БГТУ «Военмех». - 2006. - С.65-114 (в соавторстве с Кирвелем Ч.С.).
5. Вересова A.A. К определению «Опасность» и «Безопасность» / Вересова A.A. // Этнодемографические факторы безопасности России: материалы международной научной конференции. - СПб.: БГТУ «Воен-мех». -2008. -С. 51-54.
6. Вересова A.A. Природа этничности: научное осмысление / Вересова A.A. // Природа этничности: научное и философское осмысление: материалы международной научной конференции. - СПб.: БГТУ «Воен-мех». - 2009. - С. 44-49.
7. Вересова A.A. Еще раз об определении понятий «этнос», «этническое», «этничность» / Вересова A.A. // Этническое будущее России: научно-философское осмысление: материалы международной научной конференции. - СПб.: БГТУ «Военмех». - 2010. - С. 27-31.
8. Вересова A.A. Человек и война: отображение русского характера в художественном творчестве / Вересова A.A. // Великая победа и современность: материалы международной научной конференции. - СПб.: БГТУ «Военмех». -2010. - С. 113-119.
9. Мозелов А.П., Вересова A.A. Этнология и этногенез русского народа / Мозелов А.П., Вересова A.A. - 2009. - Книга 1. -187 с. Рекомендовано Учебно-методической комиссией по философии УМО при Министерстве образования и науке РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов.
10. Мозелов А.П., Вересова A.A. Этнология и этногенез русского народа / Мозелов А.П., Вересова A.A. - 2010. - Книга 2. -191 с. Рекомендовано Учебно-методической комиссией по философии УМО при Министерстве образования и науке РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов.
Компьютерный набор и верстка: A.A. Вересова
Подписано в печать 12.04.2012. Формат 60x84/16. Печать трафаретная. Бумага документная. Усл. меч. л. 1,25. Тираж 100 экз. Зака-j № S2 Балтийским государственный технический университет
Типо>рафия БГТУ 190005. Санкт-Петербург. 1-я Красноармейская ул.. д. I
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Вересова, Анастасия Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА.
§1. Понять п oí рлфит скоео детерминизма.
§2. гг01 рафический де1грминизм в историческом обозрении
§3. Coiтиал ыю-философские ochobai шя ееоерафическоео де i ерминизма.
ГЛАВА II. ЗНАЧЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА В ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭТНОЛОГИИ.
§ 1. От ipi дел1 11иь ociювных 11011я i ий в эв0лю1ти011н0й э11iojioi ии.
§2. эшоеепез и оыцес i bei1iю-ис i ори чески й процесс.
§3. Coi тиалы ю-философское содержание dbojiioi thoi п той э i itojioi ии.
Введение диссертации2012 год, автореферат по философии, Вересова, Анастасия Анатольевна
В науковедении и философии науки закономерной считается диалектическая взаимосвязь дифференциации и интеграции разных областей познания мира и человека. Уже в античной натурфилософии выделяются начала естественных (физика, биология, антропология, география, астрономия) и гуманитарных (история, социология, лингвистика) наук. Веерообразная дивергенция предметных областей и методологии прослеживается на всем протяжении истории научного познания. Вместе с ней происходит интеграция отдельных отраслей в более значимые для дальнейшего прогресса формы синтеза знаний. Исходной для обоих процессов является теоретическая база, которая позволяет сориентироваться как в выделении частных направлений, так и в их объединении.
Классическим примером является учение Ч.Дарвина, на основе которого создается комплекс отдельных направлений эволюционной биологии и на этой эмпирической базе появляется «синтетическая теория эволюции». Примерно по такой же схеме формируется эволюционная этнология, объединившая в себе классическую этнографию с принципом историзма. Включение в междисциплинарный синтез географического детерминизма позволяет увеличить объем и качество знаний о причинной обусловленности этногенетических процессов.
Настоящая работа посвящена исследованию возникновения эволюционной этнологии и обоснованию того, что она имеет право претендовать на статус самостоятельной отрасли человекознания. Оценка в таком качестве определяется тем, что эволюционная этнология выполняет объяснительную функцию, так как речь идет о взаимодействии причинных факторов происхождения и развития общественной организации людей под названием «этнос» (греч. еШпоБ - народ). В классической этнографии эта проблема затрагивается, но без специального анализа детерминации этно-генетических процессов с учетом принципа эволюционизма, как и положено ее в основном описательной функции.
В диссертационном исследования для выполнения главной цели -показать правомерность утверждения об эволюционной этнологии как самостоятельной научной дисциплине широко привлекаются данные из наиболее смежной с ней по методологии теории эволюции. Эволюционная этнология и эволюционная теория «близнецы-сестры» не только и не столько по названию.
Понятийный аппарат теории эволюции может быть использован по прямому назначению, т.е. для исследования причинных факторов преобразования биологической природы этносов. Предмет этой теории, включающий изучение организации эволюирующих единиц, исходных факторов, движущих сил и закономерностей эволюции живой природы совпадает с предметной областью эволюционной этнологии и по многим аспектам социальной организации и эволюции этносов
Предметная область и направления исследований в эволюционной этнологии в единстве с географическим детерминизмом многообразны по содержанию, различаются по объему накопленного материала, теоретическому и практическому значению. Этносы представляют собой общественно-исторические образования, возникающие в определенных естественно-природных условиях под совместным действием факторов социальной и биологической детерминации. Поэтому на их изучение направляются усилия представителей гуманитарных (этнографии, социологии, философии) и естественных (антропологии, географии, генетики, экологии) наук, веером расходящихся по своим предметным областям и сходящихся под одним «зонтиком» социально-философского синтеза, для которого имеются и конкретный материал, и разработанная методология осмысления накопленных знаний.
Выбор темы научного исследования определяется тремя факторами: теоретической и практической востребованностью, наличием необходимого объема и качества имеющейся информации, уровнем профессиональной подготовки исполнителя.
Диссертационная работа относится к научно-теоретическим исследованиям, поэтому практическое значение может быть оценено возможностью использования в тех областях, где есть необходимость в разработке комплексных проблем, лежащих на стыке естественных и гуманитарных наук и доведения полученных данных до заинтересованных в них научных работников, преподавателей, органов государственной политики. Наличие необходимой для успешной работы источниковедческой базы оценивается исполнителем, исходя из профессиональной подготовки и умения творчески подходить к делу.
Актуальность темы. Объем и качество накопленной информации о системе «общество-природа», ее интерпретация в социально-философском контексте настолько огромны и будут нарастать в дальнейшем, что обеспечат научный и читательский интерес на многие последующие поколения. Из необозримой литературы по данной тематике выделяются направления, наиболее актуальные на сегодня и в перспективе, к числу которых относится и тема диссертационного исследования.
Научное и практическое значение темы диссертационной работы определилось самой историей развития этнических сообществ, которые могли возникнуть и существовать в определенных условиях природной среды. Происхождение и эволюция вида Homo sapiens в восточноафриканских саваннах были обусловлены подходящей для антропосоциогенеза эколого-географической обстановкой. До сих пор нет полной и достаточной ясности по вопросу о причинных факторах этого уникального процесса, поэтому уже с момента появления человеческого существа актуальность исследований естественно-природной детерминации социального развития самоочевидна. Она по экспоненте приобретает все больший «вес» по мере прогрессивного развития общества, извлекающего на удовлетворение своих возрастающих потребностей все большие по разнообразию и объему природные ресурсы.
Совершенствование техники и технологий от натурального хозяйства к развитой индустриализации при безудержной эксплуатации природных запасов и практическом отсутствии рационального природопользования оборачивается «бумерангом», именуемым экологическим кризисом. Создатели концепции географического детерминизма предвидели такой ход событий общественной истории, призывали лозунгом «труба зовет» к продуманной политике в отношении к природной среде. Насколько актуален здравый смысл в практическом осуществлении такой политики в глобальном и региональном масштабах детализировать нет надобности.
Другое существенное обоснование актуальности темы диссертационного исследования видится в конкретной экстраполяции вышеизложенного в предметную область эволюционной этнологии. Как природно-общественные образования этносы формировались в определенной эколо-го-географической среде и несут в своей генетической и социальной наследственности ее специфические особенности. Есть основания полагать, что синтез географического детерминизма и эволюционной этнологии наполнит новой информацией познание системы «общество-природа», будет способствовать развитию теоретических исследований и практическим мероприятиям по рациональному пользованию природной средой, в известной мере снизит остроту актуальности комплекса вопросов, к которым имеет отношение тема диссертационной работы.
Уровень изученности проблемы. В специальной и социально-философской литературе исследованиям проблемы происхождения и исторического развития этносов как общественно-природных образований уделяется значительное внимание. При этом весьма заметно не отягощенное вниманием к содержанию понятий и терминов обращение с ними, в частности, в вольной манере использования ключевого понятия «этнос». До сих пор оно ассоциируется с родственными понятиями «народ», «национальность», «нация», соответственно все они принимаются за синонимы (этнонимы), замещающими друг друга в отредактированном изложении текста. Взаимозаменяемое обращение с понятиями этноса и народа оправдывается их совпадением по содержанию, что и зафиксировано в трансляции греческого слова «этнос» в русское слово «народ». Более строгий семантический анализ улавливает здесь тонкое различие.
В буквальном написании название «народ» происходит от слов «родиться», «народиться», т.е. увеличиться в численности, что отклоняется от принятого смыслового значения понятия народа, тождественного по содержанию с понятием этноса.
Отличительные семантические нюансы не представляют сколько-нибудь значительного препятствия для исследования причинных факторов этногенеза, где имеет место уже существенное размежевание точек зрения. Здесь включаются в анализ принципиально различные подходы, связанные с социально-философским мировоззрением. На одном полюсе находятся учения биологизаторской направленности, на другом абсолютизирующие социологизаторскую позицию. Усредненный по оптимальности вариант исходит из представления о единой общественно-природной основе этноса и соответственно о взаимодействии биологических и социальных причинных факторах этногенеза. Данная проблема не изучена с достаточной полнотой, чтобы не вызывать разногласия по этой главной теме эволюционной этнологии.
Объект и предмет исследования. Разделение объекта и предмета является первой методологической операцией в любом исследовании, так как программирует и направляет решение поставленных целей и задач. Данное положение без труда просматривается в диссертационной работе, посвященной одному из направлений познания феномена человека как объекта исследования. Понятие предмета конкретизирует определенную область изучения объекта, в диссертации отнесенную к синтезу географического детерминизма и эволюционной этнологии.
Эволюционная этнология относится к пограничной области между естественными и гуманитарными науками, содержание которой концентрируется в ключевых понятиях этноса и этногенеза. Одну из фундаментальных естественнонаучных основ эволюционной этнологии составляет концепция географического детерминизма, призванная к изучению причинной обусловленности происхождения и развития этносов в определенных условиях внешней среды, которые представлены экосистемами в общей структуре биосферы.
Так как этносы являются общественно-природными образованиями, в предмет исследования входят социальные характеристики, связанные с активной деятельностью человека, которая проявляется в изменениях природной среды и собственной биосоциальной организации. В таком контексте уместно использовать употребляемое в исторической антропологии понятие антропогеоценоза. Феномен человека является одновременно и объектом, и предметом эволюционной этнологии, возникшей в общем потоке дифференциации и интеграции наук и демонстрирует эту общую тенденцию научного познания объективной реальности.
Цель и задачи исследования. Исходя из только что сказанного, формулируются цель и задачи исследования. Первая заключается в рассмотрении направлений, по которым осуществлялся синтез географического детерминизма и эволюционной этнологии в историческом обозрении и в анализе современного его состояния. Собранный здесь материал позволяет утверждать, что эволюционная этнология представляет собой самостоятельную комплексную отрасль человекознания, со своей предметной областью, фондом фактического материала и теоретических положений.
Как любая комплексная наука эволюционная этнология в историческом развитии дифференцировалась по многим частным направлениям, сливающимся в общее русло своей предметной области. Содержание исследования сводится к изучению когнитивной структуры географического детерминизма и его приложения к выполнению главной цели - обоснованию того, что эволюционная этнология может претендовать на статус самостоятельной научной дисциплины в общей системе наук о человеке. Теоретический фундамент составляет синтез классической этнологии с принципом эволюционизма, в создании которого заключается главная задача диссертационной работы. Для ее всестороннего решения привлекается историко-научный, теоретический и фактический материал из эволюционной биологии, учения о географическом детерминизме, рассмотренный в социально-философском обозрении и анализе.
Методологическая основа. Совмещение информации по правилу интерференции (наложения), при которой создается новое знание, отраженное в новым понятиях и терминах, прослеживается на всем протяжении истории синтеза географического детерминизма и эволюционной этнологии. Соответственно интегративному характеру предмета выстраивается методологическая основа диссертационного исследования. Она представляет собой единый комплекс частных и общих подходов, складывающихся из методологической базы конкретных наук и общей методологии научного познания. Первая заключается в познавательном инструментарии физической и экономической географии, антропологии и этнографии, генетики и экологии человека, теории эволюции, политической экономии, социальной психологии, социологии. В едином комплексе они интегрируются с использованием понятий социальной философии. Общей методологической основой исследования является материалистическая диалектика. Самый широкий интегративный подход позволяет обсуждать автономный статус эволюционной этнологии в социально-философских аспектах и представить эту дисциплину в качестве одного из направлений социальной философии.
По объему разнообразной информации в науках с большим стажем к ним относятся физическая и экономическая география, физическая антропология, этнография, политическая экономия, философия. Сформировавшиеся в первой половине XX вв. эволюционная антропология, генетика и экология человека, теория эволюции накопили также солидный багаж знаний в силу высокой востребованности к развитию этих отраслей. В настоящее время генетика и экология человека стоят на переднем плане медицинских дисциплин и прикладной экологии в связи с необходимостью выяснения наследственного характера множества патологий и выработки практических мероприятий по устранению или хотя бы уменьшению экологических кризисов. В этих областях человекознания информация накапливается по столь крутой экспоненте, что требуется оптимально продуманная методика ее обработки и успешного использования в исследовании, тем более когда оно относится к числу комплексных, вбирающих в себя материал из разных и многочисленных наук.
Методические приемы в разных областях научных исследований соответствуют их теоретическому содержанию: чем выше его уровень, тем более обобщающими являются конкретные способы обработки и использования имеющейся и планируемой в прогнозе информации. По теоретическому наполнению эволюционную этнологию можно отнести к наукам, в которой сочетаются три основные функции теоретической формы познания: описательная, классификационная, объяснительная, соответственно используются и конкретные методические приемы осуществления каждой из них.
В современной России, подвергнутой очередным испытаниям новыми реформами общественной жизни, в идеологической сфере наблюдается откат назад к состоянию, надо сказать, архаичного мировоззрения. От критики и забвения теории исторического материализма к полному философскому вакууму, заполнению его мифологией - таков неутешительный путь «перестройки» общественного сознания. Дурным тоном считается упоминание имен классиков марксистской философии, а еще недавно страницы многочисленных трудов ее последователей пестрели ссылками на основоположников «единственно правильного мировоззрения». В диссертационной работе используется источниковедческий материал по материалистической диалектике, социальной философии там, где его уместно и необходимо использовать.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философский синтез концепций географического детерминизма и эволюционной этнологии"
Основные выводы
1. В общей системе человекознания классическая этнография относится к гуманитарным наукам, изучающая этнические сообщества как преимущественно общественно-исторические образования путем описания характерных для них социальных признаков (самосознания и самоназвания, общности территории, языка, форм хозяйствования, культуры, психологического склада поведения и мировоззрения). В таком виде предметная область науки о специфических особенностях сообществ людей, именуемых «этносами», не в полном объеме и адекватном содержании. Остается в стороне познание генетико-экологической структуры этнических сообществ, без изучения эволюции которых невозможно основательно проникнуть в сущность этногенетических процессов.
2. Наряду со статусом этнографии в непреходящем значении описательной и классификационной ее функций, предлагается шире использовать понятие этнологии, в которой акцентируется внимание на объяснительной функции научного познания, распространяемой и на понимание движущих сил этногенетических процессов. Рассмотрение причинной обусловленности этногенеза в понятиях теории эволюции позволяет поставить на обсуждение неологизм - «эволюционная этнология».
3. Познавательно-логическую структуру эволюционной этнологии составляют положения об исходных предпосылках (кондициональных фактах) и движущих силах (каузальных факторах) этногенетических процессов. Эвристическое значение использования принципа историзма оценивается в творческом применении понятийно-терминологического аппарата теории эволюции.
4. К числу кондициональных факторов этногенеза относятся условия эколого-географической среды, в которых формируется естественно-природная составляющая этносов. Изучение истории географического детерминизма позволяет на конкретном материале и теоретических обобщениях показать его значение для эволюционной этнологии.
5. Введением понятия «классический геодетерминизм» объединяются основные его направления и указывается на неполную аргументацию для признания предлагаемого в литературе термина «неогеодетерми-низм». Представления о причинной обусловленности этногенетических процессов сложились в период формирования основ учения о географическом детерминизме, в дальнейшем они дополнялись непринципиальными положениями и более разнообразным фактическим материалом.
6. С позиции материалистической диалектики раскрывается содержание понятий этноса и этногенеза, отражающих противоречивое соотношение устойчивости и изменчивости, системно-структурной целостности и нарушающих ее внутренних и внешних воздействий. Во всех случаях анализа категориального аппарата эволюционной этнологии учитывается ее социальная компонента.
Заключение
С древних времен человек осознает свою взаимосвязь с природной средой в мифологических сказаниях и затем в форме научных представлений о ней как источнике существования и культурного развития. К середине XIX века формируется несколько направлений в изучении системы «общество-природа»: географо-экономическое, расово-антропологическое, эстетическое, этико-экологическое, которые составляют основу учения о географическом детерминизме, названного в диссертационном исследовании «классическим геодетерминизмом». Сущность геодетерминизма заключается в исследовании использования естественно-природной среды для удовлетворения потребностей в развитии хозяйственно-экономической, социокультурной, духовной сфер общественной жизни.
В последующее время, охарактеризованное термином «постклассический» период (вторая половина XIX века - современность), не наблюдается сколько-нибудь значимых революционных событий, которые давали бы основание для выделения хронологических этапов с качественно новым содержанием. После возникновения классического геодетерминизма продолжались исследования по всем основным его направлениям, в одних активнее, в других сдержаннее.
Увеличение общего объема знаний соответствовало закону экспоненциального роста информации по мере суммарного ее накопления в отдельных направлениях. Неравномерность темпов объясняется большей или меньшей интенсивностью исследований в смежных науках (этнографии, антропологии, физической и экономической географии, генетике и экологии человека, теории эволюции).
Характерной особенностью развития географического детерминизма в постклассическое время является усиление внимания к резко возрастающему негативному воздействию антропогенных факторов в связи с интенсивной индустриализацией. Оно фиксируется в понятии экофобной тенденции - нарушения баланса с природной средой и реакции на нее - эко-фильной тенденции в принятии природоохранных законодательных актов и выступлений общественности.
Указание на фундаментальное значение природной среды в существовании и развитии человечества логично было принять для рассмотрения этногенетических процессов как специфических феноменов общественной истории, определяемых понятием «эволюционная этнология. Родственная связь эволюционной этнологии с теорией эволюции обосновывается применением общего принципа историзма в научном познании. В этом отношении методологической ошибки не будет, если на место биологического вида поставить этнос и наоборот. Эволюция человеческого вида и эволюция этносов проходят по общим закономерностям с тем лишь различием, что вторая подчиняется еще и закономерностям социального развития.
Методология теории эволюции позволяет внести новую информацию в познание эволюирующих единиц, предпосылок, движущих сил и закономерностей происхождения и развития этнических образований. Как и биологический вид, этнос представляет собой не однообразное скопление людей, а сложно организованный гетерогенный ансамбль, все элементы которого являются объектами действия социального и естественного отбора.
Этносам и этногенезу присущи общие с эволюционными системно-структурная организация эволюирующего субстрата, диалектическое соотношение устойчивости и изменчивости, историчности, прогрессивной направленности. Полученная при сравнении исследований информация позволяет заключить о становлении самостоятельной дисциплины - эволюционной этнологии. Включение ее в систему человекознания наполняет новым содержанием и расширяет границы синтеза естественных и гуманитарных наук.
Разнообразие конкретного материала и методологии его интерпретации с позиции социальной философии создавали почву для появления течений, которые содержали рациональные моменты (ранний позитивизм, концепция социальной взаимопомощи) и несовместимых с научным подходом (социал-дарвинизм, неомальтузианство, неотомизм). До сих пор не создано социально-философских учений, которые бы превосходили бы теорию исторического материализма по глубоко продуманной методологии в познании развития системы «общество-природа» и сохранении динамического в ней равновесия.
Исследования системно-структурной организации этносов и закономерностей этногенеза с привлечением понятийного аппарата теории эволюции расширяет границы социально-философских исследований общественно-исторического процесса.
Список научной литературыВересова, Анастасия Анатольевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Аверкиева Ю.П. Этнография и культурно-социальная
2. Антропология на Западе //Сов. этнография. 1975. № 5.
3. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М. 1983.
4. Алексеев В.П.Становление человечества. М. 1984.
5. Алексеев В.П. Человек: Эволюция и таксономия. М. 1985.
6. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М. 1989.
7. Алексеев В.П., Ю.В.Бромлей. К изучению роли переселения народов в формировании новых этнических общностей //Сов. этнография. 1968. № 2.
8. Алексеева Т.П. Географическая среда и биология человека. М. 1977.
9. Алексеева Т.П. Адаптивные процессы в популяциях человека. М. 1986.
10. Алтухов Ю.П. Генетические процессы в популяциях. М. 1987.
11. Антропогенные факторы в истории развития современных экосистем. М. 1981.
12. Арутюнов С.А. Культурологические исследования и глобальная экология // Вестн. АН СССР. 1980. № 12.
13. Арутюнов С.А., Н.Н.Чебоксаров. Этнические процессы и информация //Природа. 1972. № 7.
14. Баранова Л.Э. Личные потребности. М. 1984.
15. Баталов Э.Л. «Новый мировой порядок»: к методологии анализа //Полис. 2003. № 5.
16. Белявский В.А. Этнос в древнем мире //Докл. Геогр. об-ва. 1967. Вып. З.Блаватский В.Д. Природа и античное общество. М. 1976.
17. Берг Л.С. Бессарабия: Страна, люди, хозяйство. Пг. 1918.
18. Берг Л.С. Предмет и задачи географии.//Изб. труды. М. 1958. Т.1.
19. Берг Л. С. Названия рыб и этнические взаимоотношения славян //Изб. труды. М. 1962. Т. 5.
20. Берегой U.E. Из истории санитарной очистки Санкт-Петербурга от бродячихживотных в конце 19 начале 20 вв. //Наука и техника.: вопросы истории и теории. СПб. 2008. Вып. XXIV.
21. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем //Системные исследования . 1973.
22. Биология охраны природы. М. 1983.
23. Бодолее A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М. 1982.
24. Бромлей Ю.В. К вопросу о сущности этноса //Природа. 1970. № 2.
25. Бромлей Ю.В. К характеристике понятия «этнос» /Расы и народы. Современные этнические и расовые проблемы. Ежегодник. М. 1971.
26. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М. 1973.
27. Бромлей Ю.В. Опыт типологизации этнических общностей //Сов. этнография. 1975. № 5.
28. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М. 1981.
29. Бромлей Ю.В. Очерки и теории этноса. М. 1983.
30. Бурмистрова Т.Ю. Некоторые вопросы теории нации //Вопр. истории. 1966. № 12.
31. Бэр К. О влиянии внешней природы на социальные отношения отдельных народов и историю человечества //Карманная книжка для любителей землеведения. СПб. 1848.
32. Вакула И.М. Тождество и различие прогрессивного развития живой природы и техники. Ростов-на-Дону. 2002.
33. Вересова A.A. Природа этничности: научное осмысление //Природа этничности: научное и философское осмысление. Мат. Междун. науч. конф. СПб. 2009.
34. Вересова A.A. Еще раз об определении понятий «этнос», «этническое», « этничность» /Этническое будущее России: Научно-философское осмысление. Мат. науч. конф. СПб. 2010.
35. Вересова A.A. Настоящее и будущее восточнославянской цивилизации //Геополитика и безопасность. 2010. № 2 (10).
36. Взаимодействие общества и природы. М. 1986.
37. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М. 1940 (1725).
38. Водопьянов П.А. Устойчивость и динамика биосферы. Минск. 1981.
39. Волков Ю.Г., В.С.Поликарпов. Многомерный мир современного человека. М. 1998.
40. Географические аспекты экологии человека. М. 1976.
41. Геополитическая доктрина России: реалии и проблема выбора. СПб. 2004.
42. Георгиевский А.Б. Эволюционная антропология. Историко-научное исследование. СПб. 2009.
43. Георгиевский А.Б., А.П.Мозелов, Н.П.Овчинникова. Человек и город. СПб. 2007.
44. Герасимов Г. Общество потребления: мифы и реальность. М. 1984.
45. Геттнер А. География, ее история, сущность и методы. JI.-M. 1930 (1927).
46. Гольц Г.А. Культура и экономика: поиски взаимосвязей //Общественные науки и современность. 2000. № 1.
47. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М. 1977 (17841791).
48. Греков Л.И. Неотомизм философия современного католицизма //Буржуазная философия XX века. М. 1974.
49. Гумбольдт А. Космос. (Опыт физического мироописания). СПб. 1848. Т. 1; М. 1866. Т. 2; М. 1871. Т. 3.
50. Гумбольдт А. Картины природы. М. 1959
51. Гумилев Л.Н. Хунну. М. 1960.
52. Гумилев Л.Н. О соотношении природы и общества согласно данным исторической географии и этнологии //Вестн. Ленингр. ун-та. 1970. № 24.
53. ГумылевЛ.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб. 2002.
54. Гуревич П.С. Философия культуры. М. 2000.
55. Демографический энциклопедический словарь. М. 1985.
56. Динамическое равновесие человека и природы. Минск. 1977.
57. Долуханов П.М. География каменного века. М. 1979.
58. Древнекитайская философия. М. 1973. Т. 2.
59. ЕфимовЮ.И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза Л. 1981.
60. Забелин И.М. Физическая география в современном естествознании: вопросы истории и теории. М. 1978.
61. Завадский K.M. Вид и видообразование. Л. 1968.
62. Завадский K.M. Развитие эволюционной теории после Дарвина (1859-920-е годы), Л. 1973.
63. Завадский K.M., Э.И.Колчинский. Эволюция эволюции. Историко-критические очерки. Л. 1977.
64. Зайночковская Ж.А. Развитие систем расселения и экология человека //Экология человека. Основные проблемы. М. 1988.
65. Зеленков А.И., П.А.Водопьянов. Динамика биосферы и социокультурные традиции. Минск. 1987.
66. Зеньковский В.В. История русской философии. Л. 1991.
67. Зотов В.А., В.Н.Шевченко. Очерки социальной философии. М. 1994.
68. Зотов А. Ф. Современная западная философия. М. 2001.
69. Зубов A.A. Палеоантропологическая родословная человека. М. 2004.
70. Жданов В.М., Д.К.Львов. Эволюция возбудителей инфекционных болезней. М. 1984.
71. Исаченко А.Г. Детерминизм индетерминизм в зарубежной географии //Вестн. Ленингр. ун-та. 1971. № 24; 1972. № 6.
72. Кефели И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике. СПб. 2004.
73. Кирвелъ Ч.С., А.А.Мозелова. География физическая и география душевная //Человек и город: социально-экологические и этнические проблемы. Мат. Междун. науч. конф. СПб. 2006.
74. Князева E.H., С.П.Курдюмов. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М. 1994.
75. Кожанов A.A. Внешность как фактор этнического сопоставления (к вопросу о методике изучения) //Сов. этнография. 1977. № 3.
76. Козлов В.И. Что же такое этнос? //Природа. 1971. № 2.
77. Козлов В.И. О биолого-географической концепции этнической истории //Вопр. истории. 1974. № 12.
78. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса //Сов. этнография. 1974. № 4.
79. Козлов В.И., В.В.Покшишевский. Этнография и география //Сов. этнография. 1973. № 1.
80. Колпаков Е.М. Этнос и этничность //Этнографическое обозрение. 1995. № 5.
81. Косамбн Д. Культура и цивилизация древней Индии: Исторический очерк. М. 1968.
82. Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции. СПб. 1907.
83. Крутъ И.В., И.М.Забелин. История представлений о взаимоотношении природы и общества. М. 1988.
84. Культурный прогресс: Философские проблемы. М. 1984.
85. Кутырев В.А. Утопическое и реальное в учении о ноосфере //Природа. 1990. № 11.
86. КуусиП. Этот человеческий мир. М. 1988.
87. Левин М.Г., Н.Н.Чебоксаров. Хозяйственно-культурные типы и ис-торико-этнографические области //Сов. этнография. 1955. № 4.
88. Лекторский В.А. От позитивизма к неопозитивизму //Буржуазная философия XX века. М. 1074.
89. Литвинова Г.И. Старший или равный //Наш современник. 1989. № 6.
90. Майр Э. Зоологический вид и эволюция. М. 1968.
91. Марш Г. Человек и природа, или о влиянии человека на изменение физико-географических условий природной среды. СПб. 1866.
92. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. СПб. 1898.
93. Миклин A.M. Критерии прогрессивной эволюции //Развитие эволюционной теории в СССР. JI. 1983.
94. Моисеев H.H. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствия) //Вопр. философии. 1991. № 3.
95. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизованные разломы. Эколого-политологический анализ//Вопр. философии. 1995. № 1.
96. Монсон 77. Современная западная социология. СПб. 1992.
97. Мор Томас. Коммунистические идеалы и история культуры. М. 1981.
98. Неверов A.B. Экономика природопользования. Минск. 1990.
99. Назарова А.Ф. Популяционная генетика и происхождение народов Евразии. М. 2009.
100. Новикова C.B. История развития социологии в России. М. 1996.
101. Обуховский К. Психология влечений человека. М. 1972.
102. Общество и природа. М. 1981.
103. Общество и природа: Исторические этапы и формы взаимодействия. М. 1981.
104. Общество и природная среда. М. 1980.
105. Осипов Г.В. Россия: национальная идея и социальная стратегия /Вопр. философии. 1997. № 10.
106. Основы современной философии. СПб. 2002.
107. О России и русской философской культуре. М. 1990.
108. Одум Ю. Экология. М. 1986. Т. 1.
109. Оуэн О.С. Охрана природных ресурсов. М. 1977.
110. Палий В.Ф., В.Ф.Щербина. Диалектика духовно-практического освоения природы. М. 1980.
111. Парандовский Я. Мифология: Верования и легенды древних греков и римлян. М. 1971.
112. Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М. 2000.
113. Патрокова В.Ф., В.В.Черноус. Русская (Российская цивилизация) //Российская историческая политология. Ростов-на-Дону. 1998.
114. Пригожин И., И.Стенгерс. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.
115. Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. М. 1982.
116. Плетнева С.А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. М. 1967.
117. Поплинский Ю.К. К истории возникновения термина «этнос» //Сов. этнография. 1973. № 1.
118. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М. 1966.
119. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М. 1974.
120. Проблемы антропологии и исторической этнографии. М. 1968.
121. Проблемы социальной экологии. Львов. 1986. Вып. 1-3.
122. Проза и поэзия Древнего Востока. М. 1973.
123. Рамад Ф. Основы прикладной экологии: Воздействие человека на биосферу. Л. 1981.
124. Ранние земледельцы: Этнографические очерки. М. 1980.
125. Ратцель Ф. Земля и жизнь. СПб. 1906.
126. Рейтере Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). М. 1994.
127. Реклю Э. Земля. М. 1914. Т. XII.
128. Ресурсы биосферы (Итоги советских исследований по Международной биологической программе. Адаптация человека. J1. 1976.
129. Риттер К. История землеведения и открытий по этому предмету. СПб. 1864 (1861).
130. Риттер К. Общее землеведение. М. 1864 (1862).
131. Рогинский Я.Я., М.Г.Левин. Антропология. М. 1978.
132. Роль традиций в истории и культуре Китая. М. 1972.
133. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск. 1997.
134. Росенко М.Н. Этнонациональные процессы в современном обществе (Философско-методологический анализ). СПб. 1996.
135. Российская социологическая энциклопедия. М. 1998.
136. Рубакин H.A. Миллионы лет истории русской земли. М. 2009.
137. Рынков Ю.Г (ред.). Генофонд населения России и сопредельных стран. СПб. 2000.
138. Рынков Ю.Г., В.А.Шереметева. Генетика циркумполярных популяций Евразии в связи с проблемой адаптации человека //Ресурсы биосферы. Т. 3. Л. 1976.
139. Садохин А.П. Этнология. Учебник. М. 2008.
140. Северцов А.Н. Главные направления эволюции. М. 1925.
141. Сейбутис A.A. Палеогеография, топонимика и этногенез //Изв. АН СССР. Сер. геогр. 1974. № 6.
142. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М. 1966.
143. Синицкий Л.Д. Очерк истории антропогеографических идей. М. 1909.
144. Словарь иностранных слов. М. 1964.
145. Словарь этнографии и антропологии. Париж. 1992.
146. Советская историческая энциклопедия. М. 1976. Т. 16.
147. Советский энциклопедический словарь. М. 1982.
148. Соломина С.Н. Взаимодействие общества и природы. М. 1983.
149. Спиркин А.Г. Философия (учебник для вузов). М. 2004.
150. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. M. 1998.
151. Страбон. География в 17 книгах. М. 1964.
152. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М. 1965.
153. Теория и методика географических исследований экологии и человека. М. 1974.
154. Тойнби А.Д. Постижение истории. М. 1991.
155. Филиппов В.И. Человек в концепции современного научного познания Барнаул. 1997.
156. Философия культуры: становление и развитие. СПб. 1998.
157. Философские проблемы глобальной экологии. М. 1983.
158. Флоренский П.А. Органопроекция //Декоративное искусство СССР. 1969. №45.
159. Фонтенелъ Б. Рассуждения о религии, природе и разуме. М. 1979.
160. Форстер Г. Путешествие вокруг света. М. 1986.
161. Фоули Р. Еще один неповторимый вид: Экологические аспекты эволюции человека. М. 1990.
162. Фролов И. Т. Перспективы человека. М. 1983.
163. Широкогоров С.М. Этнос: исследование основных принципов этнических и этнографических явлений //Изв. вост. ф-та Дальневост. ун-та (Шанхай). 1923. T. XVIII.
164. Эволюционная эпистемиология: проблемы и перспективы. М. 1997.
165. Элез А.И. Критика этнологии. М. 2001.
166. Этнологический словарь. М. 1996.
167. Этнология и этногенез русского народа. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов вузов (Составители и авторы статей: А.П.Мозелов, А.А.Вересова). СПб. 2009, 2010. Кн. 1-2.168. Этнонимы. М. 1970.
168. Эфроимсон В.П. К вопросу об адаптации племен, ведущих примитивный образ жизни //Адаптация человека. М. 1972.
169. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности. М. 2002.
170. Яблоков A.B. Этические отношения между человеком и приро-дой//Биология в познании человека. М. 1969.
171. Der ganze Mensch. Aspekte einer pragmatischen Anthropologie. München. 1986.
172. Evolution in Health and Disease. London. 1998.
173. Gavin W.J., T.J.Blakeley. Russian and America: A philosophical comparison. Boston. 1976.
174. Hamilton W.D. The genetical evolution of social behaviour //J. Theor. Biol. 1964. Vol. 7.
175. Harris M. Cultural Anthropology. New York. 1987.
176. Huxley J. Evolution. The modern Synthesis. London. 1942.
177. Masuda Y. Hypothesis on the Genesis of Homo Intelligens //Futures. 1985. № 10.
178. Tembrock G. Biologische Grundlagen menschlichen Verhaltens //Biol. Zbl. 187. Bd. 106. № 1.
179. The New Encyclopaedia Britannica. V. 4.
180. Wilson E.O. On human nature. New York. 1976.