автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Социально-гуманистические идеалы украинской молодёжи в трансформирующемся обществе

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Квятковский, Дмитрий Олегович
  • Ученая cтепень: кандидат философских наук
  • Место защиты диссертации: Одесса
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-гуманистические идеалы украинской молодёжи в трансформирующемся обществе'

Текст диссертации на тему "Социально-гуманистические идеалы украинской молодёжи в трансформирующемся обществе"

fi? 1?/17

ОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ПИЩЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ УКРАИНСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ (социально-философский аспект)

Специальность 09.00.03 - социальная философия и философия истории

Диссертация на соискание научной степени кандидата

философских наук

На правах рукописи

КВЯТКОВСКИЙ ДМИТРИЙ ОЛЕГОВИЧ

УДК [159.923.5:37.017.93:316.422](477)

научный руководитель -Блохина Лидия Леонидовна кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой украиноведения и лингводидактики Одесской национальной академии пищевых технологий

Одесса-2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................3

РАЗДЕЛ 1

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ: СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ.......................................10

РАЗДЕЛ 2

ЦЕННОСТНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ В СРЕДЕ УКРАИНСКОЙ МОЛОДЁЖИ...............................................................................63

РАЗДЕЛ 3

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ........................................................102

РАЗДЕЛ 4

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ УКРАИНСКОЙ МОЛОДЁЖИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ..........140

ВЫВОДЫ........................................................................................................................177

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................186

ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................................................................................202

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Провозглашение Украиной стратегического курса на развитие демократического, экономически развитого, социально ориентированного государства обусловливает ускорение процесса её интеграции в мировое сообщество. Реализация этого курса требует определения базовых гуманистических оснований духовного возрождения нации и соотнесения их с контекстом современной духовной и социокультурной ситуации в украинском социуме, характеризующейся отсутствием в общественном сознании чётких мировоззренческих ориентиров, резкой сменой традиционных ценностей и идеалов. Поэтому, сегодня, остро встаёт проблема социально-гуманистических идеалов, выражающаяся в несоответствии нынешних высших идеалов, которые функционируют в современном общественном сознании, морально-аксиологическим требованиям дальнейшего духовно-культурного развития общества. Всё большую роль в этом процессе играет возрастание удельного веса социально-гуманистических идеалов молодого поколения. Поскольку молодёжь составляет основу общества, его будущие возможности и перспективы, то философское осмысление гуманной направленности современных молодых людей чрезвычайно важно. От того, каким ценностным ориентациям отдаёт предпочтение украинская молодёжь, как трансформируется её мировоззрение, в каком соотношении духовно-культурные доминанты связаны с социально-гуманистическими идеалами, в значительной степени будет зависеть морально-духовная атмосфера социума, формирование общественного единства, внутренний настрой человека на развитие государства.

Несмотря на довольно объёмное количество научной литературы, посвящённой как исследованию понятия идеала, категорий ценности и оценки, аксиологической сферы мировоззрения и конститутивных аспектов идеалов, так и молодёжных ориентаций, ценностей и идеалов молодёжи, проблема социально-гуманистических идеалов современной украинской молодёжи остаётся без внимания философов, в то время как изучение её в социально-философском аспекте

помогло бы выявить скрытые глубинные средства повышения молодёжного морального сознания и культуры. Именно эти положения обусловили научное задание диссертационного исследования, которое заключается в исследовании социально-гуманистических идеалов современной украинской молодёжи в социально-философском аспекте. Учитывая актуальность и недостаточную разработанность обозначенной темы, автор выбрал её предметом диссертационного исследования.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертация выполнена в соответствии с планами научной тематики кафедры философии Одесской национальной академии пищевых технологий по комплексной теме «Мировоззренческие, методологические и методические аспекты формирования культуры специалиста» (утверждена на заседании совета по гуманитарному образованию и воспитанию академии, протокол №1 от 30.10.2006 г.).

Объектом диссертационного исследования выступают социально-гуманистические идеалы как мировоззренческие и социокультурные феномены.

Предметом исследования являются социально-гуманистические идеалы молодёжи в условиях трансформационных процессов в современном украинском социуме.

Цель диссертационного исследования состоит в социально-философском анализе социально-гуманистических идеалов украинской молодёжи в трансформирующемся обществе. На достижение этой цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:

- определить сущность, структуру и содержание социально-гуманистических идеалов, их место и роль в системе мировоззрения личности, взаимосвязь с другими сущностно-мировоззренческими элементами;

- проанализировать ценностность социально-гуманистических украинской молодёжи в условиях социальной трансформации;

- раскрыть механизмы формирования социально-гуманистических идеалов личности в трансформирующемся обществе;

- исследовать становление социально-гуманистических идеалов украинской молодёжи в системе высшего образования.

Методы исследования. Диссертационный анализ социально-гуманистических идеалов молодёжи современного украинского общества проведён с использованием общенаучных и специальных методов. В частности, был применён общесистемный метод, который предоставил возможность рассмотреть мировоззрение как сложную параметрическую систему, внутренним структурным подсистемным компонентом которой выступает социально-гуманистический идеал. Структурно-функциональный анализ был использован для философского осмысления идеалов молодёжи в динамике их функционирования, взаимосвязи и взаимодействия.

Сравнительный метод дал возможность сопоставить жизненные ориентации, ценности и идеалы молодёжи различных поколений, многих регионов Украины и стран СНГ, что обеспечило расширение объёма используемой информации и достоверность выводов. Результаты конкретного социологического исследования «Динамика жизненных планов и ценностных ориентаций студентов в трансформирующемся обществе и структура их мотиваций к учёбе», проведённого при участии диссертанта в городе Одессе в сентябре-декабре 2006 года, позволили выявить особенности морального сознания украинской молодёжи.

Автор исходил из принципа критически-конструктивного осмысления всей многогранности взглядов на те или иные аспекты объекта исследования. Особенное внимание при этом уделялось тем концептуальным разработкам, теориям, идеям, современным философским подходам, которые отображают современные противоречивые социальные, политические, экономические и духовные реалии общественного бытия.

Диссертационное исследование выполнено в мировоззренческом контексте законодательно-нормативных актов Украины («Конститущя Украши», законы Украины «Про освиу» (1996 г.), «Про сощальну шдтримку молодЬ (2000 г.), «Про вищу освпу» (2002 г.) и др.).

Научная новизна обусловлена тем, что представленная диссертация является первым исследованием социально-гуманистических идеалов украинской молодёжи в условиях трансформирующегося общества. Проведенный социально-философский анализ позволил выделить следующие положения, выражающие новизну работы:

- Впервые проанализированы понятие, сущность, структура и значение социально-гуманистических идеалов как мировоззренческих феноменов. На основании общесистемного подхода определено, что социально-гуманистический идеал является системой эмоционально-волевых, интеллектуально-познавательных, морально-этических и мотивационно-оценочных составляющих, находящихся в морально-праксеологическом взаимоотношении. Доказано, что социально-гуманистические идеалы играют определяющую социально-этическую роль в моральном самоопределении личности, занимая место атрибутивного компонента, коррелирующего с другими (познавательными, ценностно-ориентационными, чувственно-эмоциональными, волевыми и практическими) мировоззренческими элементами.

- Исследованы жизненные приоритеты, ценности, ориентации и идеалы украинской молодёжи, раскрыта ценностность их социально-гуманистических идеалов, проведён сравнительный анализ изменений, произошедших за последние годы в их аксиологической системе под влиянием трансформационных процессов, что даёт новые возможности для разработки эффективных систем социального регулирования деятельностью молодёжи. Определено, что высокозначимыми ценностями-идеалами для молодёжи являются материальное обеспечение, здоровье, любовь, свобода, честность, справедливость; среднезначимыми - досуг, общение со сверстниками, работа, отношения с родителями, учеба, семья; низкозначимыми -культура, религия, общество, государство. Анализ социально-гуманистических молодёжных идеалов (любви, свободы, честности и справедливости) выявил их индивидуально-прагматическую ценностность; они рассматриваются молодёжью преимущественно не в качестве целей морального и духовного саморазвития, а одними из средств достижения материального достатка. Это способствует утверждению ситуативной морали в молодёжной среде.

- Впервые определён функционально-императивный нормативный характер социально-гуманистических идеалов, обусловленный результирующей тенденцией между осью различения инструментального-консумматорного, обладающей прямым функциональным воздействием на мировоззрение личности, и осью различения внутреннего-внешнего, которая опосредованно влияет на развитие её идеалов. Структура социально-гуманистических идеалов как морально-ценностных норм благодаря нормативному содержанию в ценностно-духовной сфере общества выполняет функции морально-мировоззренческого самоопределения и обеспечения экзистенциальной устойчивости и имеет амбивалентный характер, включающий две диалектические составляющие, которые возникают в процессе взаимодействия индивида с социальной средой и способствуют его более успешной адаптации в конкретных условиях жизнедеятельности: социально-активные гуманистические идеалы и социально-пассивные гуманистические идеалы.

- Показано многоаспектное влияние динамических процессов социальной трансформации на социально-гуманистические идеалы личности. Выделены сущностные признаки трансформационных процессов украинского общества. Доказано, что формирование социально-гуманистических идеалов является актуальной социокультурной задачей трансформационного периода. Аргументирован тезис о том, что в зависимости от характера взаимодействия субъективных внутренних детерминант (стремление личности к справедливости, его «жизненный мир», личностная воля, самостное «Я», бессознательные комплексы, архетипы, мировоззренческое силовое поле), индивидуальных моральных качеств (открытость к самосовершенствованию, личностная рефлексия, нравственный внутренний ориентир в социокультурном диалоге, стремление к коммуникативному дискурсу и личностная гуманность) и объективных, социальных факторов (социальная трансформация, референтная микро- и макросоциальная среда, средства массовой информации) социально-гуманистические идеалы человека могут быть внутренне сформированными или навязанными извне.

- Исследовано становление социально-гуманистических идеалов украинской

молодёжи в системе высшего образования. Определены и проанализированы

\

сущность, предпосылки, формы, методы и аспекты концепции нравственного воспитания как фактора гуманизации учебного процесса и средства развития социально-гуманистических идеалов молодёжи.

Практическое значение полученных результатов заключается в выяснении особенностей социально-гуманистических идеалов украинской молодёжи в трансформирующемся обществе, что даёт возможность глубже и полнее понять социальные процессы, происходящие в Украине. Подобное исследование даёт более широкое и детальное понимание духовного мира молодёжи, аксиологических изменений в молодёжной среде, которое, в свою очередь, может способствовать практическому решению задач повышения морального сознания и организации социальной деятельности молодёжи. Материалы диссертации являются определённым вкладом в разработку актуальных направлений современной социально-философской науки, способствуют дальнейшей разработке проблем, касающихся мировоззрения, нравственного сознания, личностного бытия, общественной активности человека и могут быть использованы в лекциях, спецкурсах и семинарских занятиях по социальной философии, аксиологии, этики, социологии, психологии и социальной педагогики, а также при написании учебных пособий и методических рекомендаций, научных докладов и рефератов, курсовых и дипломных робот. Полученные результаты могут стать методологической основой возникновения новых направлений в исследовании данной проблемы.

Апробация результатов исследования. Основные идеи диссертационного исследования излагались автором на международной научной конференции «Инновации в технологии и методологии научного познания» (Одесса, октябрь, 2006), международных научно-практических конференциях «Гуманизм и образование» (Винница, сентябрь, 2006) и «Развитие научных исследований 2006» (Полтава, ноябрь, 2006), научных студенческих и профессорско-преподавательских конференциях в Одесской национальной академии пищевых технологий. Материалы исследования применялись при подготовки лекций и семинаров по философии, этике и обсуждались на методических и теоретических семинарах,

заседаниях кафедры философии Одесской национальной академии пищевых технологий.

Публикации. Основные положения и промежуточные результаты диссертационного исследования опубликованы в 10-и научных публикациях, 5 из которых - специализированные периодические издания, утверждённые ВАКом Украины.

Структура диссертационной работы определена содержанием проблемы и соответствует поставленным целью и задачам исследования. Диссертация состоит из вступления, четырёх разделов, выводов и списка использованной литературы, содержащего 209 наименований, и приложения. Основная часть работы изложена на 185 страницах.

РАЗДЕЛ 1

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ: СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

Проблема идеала как высшего образца, регулятора и ориентира для человека и общества, дающего возможность сопоставить достигнутое с желаемым, является одной из важнейших в социальной философии и внимание к ней в современных условиях повышается. Каждая культурно-историческая эпоха создаёт свой идеал, обусловленный конкретными объективными составляющими, характерными для неё.

Понятие мировоззренческого идеала было поставлено даосизмом как интеграция рациональных и чувственных элементов человеческого миропонимания. Однако есть основания считать историческим началом выделение и понимание идеалов как своеобразных регуляторов личностного поведения архаическое общество, где первобытному человеку идеал нужен как один из элементов борьбы за выживание, цель, путь, к которому нужно стремиться.

Первые попытки философского осмысления социально-гуманистических идеалов, являющиеся прямым продолжением этических размышлений в рамках героического эпоса (Гомер и Гесиод) и практической мудрости (семь мудрецов), предпринимали пифагорейцы. Более развитый анализ социально-гуманистических идеалов мы находим у Гераклита, который понимает их как всеобщую мудрость, следование вечным законам природы, а не религиозным предписаниям или законодательным указаниям. Кроме того, во фрагментах Гераклита «О природе» содержится важное положение об относительности и взаимообусловленности нравственных понятий: «И добро и зло (одно)» [102: 46].

Демокрит обобщает предшествующие этические представления. Мыслитель акцентирует внимание на экзистенциональном характере моральных механизмов, вводя в этику понятия стыда и долга как внутренних регуляторов поведения: «Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков» [102:158].

Демокрит особое значение придает таким социально-гуманистическим идеалам, как справедливость, честность, истина.

Сократ утверждал, что единственным объектом изучения может быть только человек и, прежде всего, его нравственность. Исследуя добродетели, Сократ пришел к вывод