автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Социально-культурные парадигмы общественной мысли русского зарубежья

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Прохоренко, Александр Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Социально-культурные парадигмы общественной мысли русского зарубежья'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Прохоренко, Александр Владимирович

Введение.

Глава I. Итоги XIX века и структура общественно-политической мысли XX века.

§ 1. Духовные искания начала XX века.

§2. Образы культуры: обзор основных культурологических парадигм.

Глава II. Россия как проблема общественно-политической мысли.

§ 1. Религиозно-мировоззренческие парадигмы.

§ 2. Проблема национальной психологии.

Глава III. Человек, культура, социум в русской общественно-политической мысли.

§ 1. Личность, общество, государство.

§ 2. Социально-экономические парадигмы.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Прохоренко, Александр Владимирович

XX век в истории русской культуры - время блистательных имен, свершений и открытий, и в тоже время -век трагических противоречий, обвальных культурно-идеологических сдвигов и катастроф, глобальных переоценок ценностей. Пожалуй, за всю многовековую отечественную историю не много найдется периодов таких, поистине тектонических сдвигов всех сфер общественного бытия. Был несколько раз радикальным образом сменен экономический уклад и базовые экономические механизмы. Самым серьезным образом менялось отношение к религии. Решительно переустраивалась социальная система во всех ее проявлениях: от семейно-брачных норм и отношений до государственно-правовых механизмов.

Судьба философских, социальных и в целом культурологических идей русского зарубежья первой половины XX века оказалась сложной и противоречивой. Проблемы культуры в трудах русских мыслителей, вынужденных покинуть Родину были в значительной степени обусловлены теми социально-политическими и культурными изменениями, которые произошли в Европе и, прежде всего в России в первой четверти XX столетия. Преобладание социально-культурной проблематики в их интеллектуальных поисках было явным и значительным. Следовало осмыслить культурный и политический переворот, свершившийся в России. Новые события требовали нового способа видеть и осмыслять. Действительность востребовала новые критерии мышления и ценностные установки. Постепенно, в результате усилий многих умов, складывались устойчивые интеллектуальные схемы, своеобразные комплексы понимания, в рамках которых собирались, упорядочивались и прояснялись значимые и насущные проблемы. Так со временем среди русской эмиграции сформировались несколько «прообразов» или парадигм осмысления социально-культурной проблематики.

В то же время не все концепции, разрабатывающиеся в эмиграции, были в полной мере оригинальными. Русские мыслители за границей не вели замкнутое и автономное существование. Их идеи во много были продолжением, развитием подходов, сложившихся в России до революции. Культура русской эмиграции стала завершением того философско-религиозного и литературно-художественного движения, которое получило название русского духовного ренессанса. Генетическая связь русской дореволюционной и эмигрантских культуры наиболее полно прослеживается на судьбе социальных и культурных идей, сформировавших в русском зарубежье устойчивые парадигмальные комплексы. Парадигмальному оформлению этих идей способствовал новое положение писателей, философов, ученых, публицистов, оказавшихся оторванными от родной «почвы, вытесненными из привычной культурной, бытовой и языковой среды. Все это позволило по-новому оценить наследие культуры русского духовного ренессанса, взглянуть на Россию со стороны. Дробность, разнонаправленность и непоследовательность множества концепций и точек зрения заменяется более крупными парадигмальными образованьями, одни из которых, например, такие как евразийство, выливаются в широкое интеллектуальное течение, другие же остаются достоянием отдельных умов.

Произошедшие в России перемены анализировались и оценивались и в самой, к тому времени уже советской России. Однако здесь преобладала только одно парадигма -марксистская, история и концептуальный аппарат которой достаточно подробно освещен как самими марксистскими исследователями, так и западными советологами. Исследование же многообразия эмигрантской мысли до сих пор остается заманчивой и актуальной задачей науки о культуре.

Объективное исследование идейного наследия послереволюционной эмиграции стало возможно лишь в последнее десятилетие: в советский период в основном царила атмосфера критики и отторжения. На первый план выдвигались преимущественно политические и идеологические мотивы.

Ситуация начала меняться в 90-е годы XX века. Появилось огромное количество работ, посвященных российской диаспоре. Среди них выделяются исследования таких авторов, как Ж.А.Медведев, А.И.Солженицын, В.Н.Леонтович, В.Носик, Д.А.Волкогонов, М.Раев. Активизации изучения эмигрантской мысли способствовало издание работ её главных представителей, прежде всего Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, П.А.Сорокина, Г.П.Федотова, В.В. Зеньковского, И.А.Ильина, П.Н.Милюкова, Л.П.Карсавина и др. Их идеи широко проникают в общественное сознание, становятся неотъемлемой частью духовной жизни постсоветской России. На этой почве активизируется изучение духовной культуры русского зарубежья (А.Ф.Замалеев, В.А.Кувакин, Л.Е.Шапошников, А.А.Ермичев,

А.И.Доронченков и др.), создаются соответствующие методологические и концептуальные принципы. Уже все это позволяет расширить диапазон исследований и теоретических обобщений.

Диссертация ставит целью исследование социально-культурных парадигм и концептуально-теоретических основ духовной культуры и общественной мысли русского зарубежья послереволюционной эпохи.

В ходе реализации этой установки были поставлены следующие конкретные задачи:

Рассмотреть итоги XIX века с точки зрения формирования предпосылок, основных тем и структуры общественно-политической мысли XX века;

Осуществить обзор основных культурологических парадигм;

На материале работ мыслителей русского зарубежья раскрыть общественно-политическую проблему «идеи России»;

Проанализировать проблему национальной психологии, поставленную русскими философами;

Рассмотреть социально-экономические взгляды русских зарубежных мыслителей;

Раскрыть диалектику личности, общества, культуры в их произведениях.

В качестве методологической основы диссертационного исследования использовались методы современной культурологии и историко-философской аналитики.

Важнейшими теоретическими источниками при написании диссертации послужили фундаментальные труды по теории и истории культуры, истории отечественной философии и социально-политической истории. При постановке и решении конкретных проблем использовалась философская и социологическая методология.

Научная новизна исследования заключается в обосновании положения, что русская культура дореволюционной и послереволюционной эпохи определяется как мировоззрение культурного кризиса. В свою очередь представление о кризисном состоянии культуры задает и особую установку оценки культуры, в рамках которой складываются социально-культурные парадигмы, расставляющие различные акценты в общей кризисной схематике: признаки кризиса, его причины и пути преодоления. Исходя из этого указываются основные концепции, послужившие основой для формирования этих парадигм:

Социологическая концепция П.А.Сорокина;

Религиозно - мировоззренческие парадигмы, представленные на материале евразийского учения о смысле русской истории и концепции «Святой Руси» А.В.Карташева;

Проблемы национальной психологии, включающие в себя комплекс представлений о русской душе и русском народе;

Проблема личности и ее философский вариант, разрабатываемый в персоналистических теориях Н.О.Лосского и Н.А.Бердяева;

Совокупность проблем права (И.А.Ильин), этики (Н.А.Бердяев), собственности (С.Н.Булгаков).

В ходе реализации основных целей ставились следующие задачи:

Обосновать положение, что русская культура дореволюционной и послереволюционной эпохи определяется как мировоззрение культурного кризиса.

Обобщить и систематизировать основные мировоззренческие и культурологические концепции мыслителей русского зарубежья.

Раскрыть общественно-политическое содержание проблемы «идея России».

Рассмотреть религиозно - мировоззренческие парадигмы, представленные на материале евразийского учения о смысле русской истории.

Проанализировать проблемы национальной психологии, включающие в себя комплекс представлений о русской душе и русском народе.

Рассмотреть социально-экономические и общественно-политические парадигмы русской зарубежной мысли. Полученные результаты могут быть использованы: для теоретической и практической разработки модели модернизации духовных основ российского общества; для углубления и дополнения курсов философии и культурологии проблематикой по истории общественно-политической мысли русского послереволюционного зарубежья; для подготовки спецкурсов по направлениям культурологии и философии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-культурные парадигмы общественной мысли русского зарубежья"

Заключение

Русская зарубежная общественная мысль - масштабное явление мировой и российской истории. За десятилетия послереволюционного периода за рубежом оказались миллионы людей, при этом, например, в 1931 году в эмиграции находилось около 500 ученых, среди которых около 150 человек представляли профессуру бывших российских вузов161. За 1919-1952 годы за пределами России - СССР выходило 2230 эмигрантских журналов и газет162. Этот мощный пласт отечественной духовной культуры только начинает исследоваться.

Попытки рассмотреть целостные сферы бытования русской духовной и мыслительной традиции в настоящее время весьма своевременны. XX век со своими взлетами и падениями пришел к концу и наступает пора осмыслить его, хотя бы предварительные, итоги. Огромный потенциал накоплен русской зарубежной мыслью и совершенно очевидно, что этот потенциал будет востребован нынешней Россией. По ряду причин, не имеющих отношения к собственно философии, результаты мыслительной работы русского зарубежья оказались не востребованы в течении долгого времени. Однако времена меняются и все большее количество ученых

161 См. : Доронченков А.И. Эмиграция «первой волны» о национальных проблемах и судьбе России. СПб.,2001. С. 13.

162 Ковалевский U.E. Зарубежная история. История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). Париж, 1971. Т.1. С.309. обращаются к разработке общественной мысли русских зарубежных мыслителей. Конечно, за прошедшее время какие-то идеи не прошли исторической проверки, что-то утратило свою актуальность, но на наш взгляд, многие проблемы, поднятые в течение XX века, переходят и век следующий.

В качестве важнейших тем, имеющих не только теоретическое значение, но и отчетливо выраженное практическое звучание и жизненную востребованность в диссертационном исследование выделены ряд парадигм, под которыми понимаются устойчивые проблемно-тематические блоки, определяющие структуры теоретического мышления. Представляется, что подобная постановка вопроса в диссертационном исследовании послужила достаточно перспективным методологическим приемом, позволившем отойти от рассмотрения отдельных персон и теоретических направление и сосредоточить основное внимание на интеллектуальных парадигмах.

Прежде всего пыла предпринята попытка установить целостность культурной, духовной и интеллектуальной жизни России, для чего был сделан обзор основных итогов XIX века и определены главные темы интеллектуальных исканий начала века XX. Здесь были раскрыты основные структуры общственно-политической, философской и культурологической мысли.

В качестве важнейших в работе выделен круг проблем, касающийся теоретических и методологических подходов к рассмотрению проблем культуры вообще. И здесь внимание обращено прежде всего на мощную культурологическую концепцию П.А.Сорокина. Представляется, что значение круга теорий и доктрин, сложившихся в связи с концепцией мыслителя далеко не дооценено.

Всякая социальная революция приводит к разлому культурной традиции. С особой силой это проявилось в России, где приход к власти большевиков вызвал исход части интеллектуальной элиты за границу. Утрата родины компенсировалась в эмигрантской среде построением историософских концепций, которые служили средством самосознания и оправдания смысла деятельности и судьбы эмигрантов, неразрывно связываемой с судьбой России.

В качестве важнейшей из парадигм выявлена тема «Россия как проблема общественно-политической мысли». Этот вопрос, как вызов времени, вставал в истории XX века несколько раз, и мы не можем утверждать, что получена окончательная ясность. Те наработки, которые были сделаны мыслителями русского зарубежья, не только не утратили своей актуальности за последние десятилетия, но даже прирастили свою значимость. Понятно, что идеологический, мировоззренческий вакуум, обнаружившийся ныне, ставит под вопрос само существование народа и страны. И здесь любое содержательное предложение имеет не только теоретический, но и отчетливый практический смысл. Вне всякого сомнения, идеи евразийцев, анализируемы в диссертации достаточно актуальны.

Для русской философии достаточно давно характерна тема русского национально характера. В диссертации рассматривается круг проблем, связанных с попытками определить национальную психологию и национальный тип человека. В круге рассматриваемых мыслителей -Н.О.Лосский, Г.П.Федотов, С.Л.Франк. Особое внимание здесь уделено воззрениям Н. А. Бердяева, представленным в работах: "Судьба России. Опыты по психологии войны и мира", "Душа России", "Миросозерцание Достоевского", "Истоки и смысл русского коммунизма".

В работе предпринят анализа проблем взаимоотношения личности, общества, государства. Эта тема, вне всякого сомнения, сохраняет значимость, и позиции русской зарубежной интеллигенции до сих пор не утратили своей актуальности.

Диалектика свободы глубоко проработана в трудах русской эмиграции послереволюционного периода. Обращение к этому наследию чрезвычайно плодотворно. При этом диссертант отдает себе отчет в том, что для хотя бы относительно полного освещения всей совокупности идей этих авторов требуется отдельная, масштабная работа.

В качестве значительной парадигмы выделен круг проблем, связанных с национальной трудовой этикой. В диссертации рассматриваются экономические искания мыслителей русского зарубежья. Большинство из них, не без основания, связывало обстоятельства истории России и перспективы её развития с экономической спецификой её бытия. Практически во всех работах в той или иной степени затрагиваются вопросы экономики и ее социальные аспекты. Очевидно, что эта проблема не утратила своей актуальности и до сих пор.

Судьба философских, социальных и в целом культурологических идей русского зарубежья первой половины XX века оказалась сложной и противоречивой и одновременно теоретически плодотворной. Обращение к ней позволяет по-новому оценить интеллектуальное и духовное наследие русской культуры.

 

Список научной литературыПрохоренко, Александр Владимирович, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Аверинцев А.АА. Византия и Русь: два типа духовности. М.,1990.

2. Алексеев H.H. Опыт построения философской системы на понятии хозяйства. // Вопросы философии и психологии. 1912, № 115.

3. Андреев Д.Л. Роза мира. Метафилософия истории. М., 1991.

4. Арсеньев Н. С. Духовные силы в жизни русского народа. / В кн.: Русские философы: антология. / Вып. 1. М.: Изд-во "Книжная палата", 1993.

5. Астафьев П. Е. Национальность и общечеловеческие задачи (к русской народной психологии). //Вопросы философии. 1996, №12.

6. Белоусов В. Г. Русский менталитет. // Вопросы философии. 1996, №5.

7. Бердяев Н. А Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Берлин, 1923.

8. Бердяев Н. А. Духовное состояние современного мира. // Путь. Париж, 1932, №35.

9. Бердяев Н. А. Душа России. / В кн.: Русская идея. Сост. М. А. Маслин. М.: Республика, 1992.

10. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

11. Бердяев Н. А Миросозерцание Достоевского. - Прага, 1923.

12. Бердяев Н. А. Спасение и творчество (Два понимания христианства). / В кн.: Русская философия: Конец ХГХ начало XX века: антология. - Спб.: Изд-во Спб. ун-та, 1993.

13. Бердяев Н. А. Судьба России. Опыты по психологии войны в национальности. / Репринтное воспр-е изд-я 1918 г. -М.: Изд-во МГУ, 1990.

14. Бердяев Н. Самосознание. Л., 1991.

15. Бердяев H.A. Возрождение православия (о. С.Булгаков) // Н.А.Бердяев о русской философии. 4.2. Свердловск, 1991.

16. Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990.

17. Бердяев H.A. Смысл творчества. Опыт оправдания человека //Н.А.Бердяев. Приложение к журналу "Вопросы философии". М.: Правда, 1989.

18. Бердяев Н.Ф. Типы религиозной мысли в России. Возрождение православия. //Русская мысль. 1916. N. VI.

19. Булгаков С. Н. Христианство в социальный вопрос. // Русский Христианский Гуманитарный институт. Спб., Изд-во русского христианского гуманитарного института, 1997.

20. Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. Т. I-I. М., 1911.

21. Булгаков С.Н. История экономической мысли. Т. I, вып. 3. -М., 1916.

22. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994.

23. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - (Мыслители XX века).

24. Булгаков С.Н. Соч. в П-х тт. Т. II. М., 1993.

25. Булгаков С.Н. Тихие думы /Сост., подгот. текста и коммент. В.В.Сапова. -М.: Республика, 1996.

26. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.

27. Булгаков С.Н. Церковь и социальный вопрос. // Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.

28. Булдаков В.П., Кабанов В.В. «Военный коммунизм»: идеология и общественное развитие. Былое. 1996. N 8.

29. Ванчугов В.В. Очерк истории философии "самобытно-русской" М.: РИЦ "Пилигрим", 1994.

30. Введение в русскую философию. /Лазарев В.В., Абрамов А.И., Авдеева JI.P. и др. Учебное пособие. М.:Интерпракс, 1995.

31. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск: Урал.унив-т,1991.

32. ВейдлеВ. Задача России. Нью-Йорк, 1956.

33. Вернадский Г. В. Начертание русской истории. Прага, 1927.

34. Верт Н. История советского государства. Пер. с фр. 2-е изд. М.: Прогресс-Академия, 1996.

35. Вехи. Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910. М., 1991.

36. Вышеславцев Б. П. Русский национальный характер. / Текст доклада Б. П. Вышеславцева 1923 г. //Вопросы философии. 1995, №6.

37. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса /Вступ.ст, сост. и коммент. В.В.Сапова. М. Республика, 1994.

38. Галактионов А., Никандров П. История русской философии (ЛГУ Философский факультет). -Изд-во социально-экономической литературы, 1961.

39. Гальцева Р. А. Очерки русской философской мысли XX века. М., Наука, 1994.

40. Гачев Г. Сергей Булгаков // Русская дума. М., 1991.

41. Гершензон М.А. А. Славянофильство // Вопросы философии .1997, №12.

42. Гиренок ф. И. Новые дикие. Евразийские тропы (фрагменты)//Вестник Московского университета. Сер. 12, Соц.-полит. иссл. 1993. № 5.

43. Голомшток И. Тоталитарное искусство. М.,1994.

44. Городецкий С. Некоторые течения в современной русской поэзии. // Аполлон. 1913 №1.

45. Гройс Б. Утопия и обмен. М.,1993.

46. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992.

47. Давыдов Ю.Н. Вебер и Булгаков (Христианская аскеза и трудовая этика) // Вопросы философии. 1994. N 2.

48. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.

49. Доронченков А.И. Эмиграция «первой волны» о национальных проблемах и судьбе России. СПб.,2001.

50. Духовность России: традиция и современное состояние. -Спб., 1994.

51. Замалеев А.Ф. Курс по истории русской философии. М., 1996.

52. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. -СПб: Изд-во СПб. университета, 1995.

53. Зеньковский В. Основы христианской философии. -М.:Изд-во Св.-Влад.Братства, 1992.

54. Зеньковский В.В. История русской философии. В 4-х ч. -Л.:Эго, 1991. (Филос.наследие Россиии).

55. И. А. Ильин. "Наши задачи" Статьи 1948-1954. Том I. Изд. русского общественного союза. Париж, 1956. / Изд. третье, дополненное. - М.: Студия "ТРИТУ Никиты Михалкова. "Российский архив", 1998 г.

56. И. Бердяев о русской философии. / Сост., вступ. ст. в примеч. Б. В. Емельянова, А. И. Новикова. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991.

57. Ильин И. А. Для русских. Смоленск, 1995

58. Ильин И. А. Монархия и республика // Вопросы философии, 1991, №4.

59. Ильин И. А. О грядущей России. Нью-Йорк, 1991 // Социальная философия Ивана Ильина //Материалы российского семинара в 2-х частях., С.-Пб, 9-10 апреля 1993г., -Спб. 1993.

60. Ильин И. А. О России. / Печ. по изданиям: И. А. Ильин О России. Три речи. 1926-1933. Изд. "За Россию" София, 1934.

61. Ильин И. А. О сущности правосознания. / Подгот. текста и вст. статьи И. Н. Смирнова.-М.:Рарогъ,1993.

62. Ильин И. А. Понятие права и силы. Опыт методологического анализа. М.,1910

63. Ильин И. А. Путь духовного обновления. // Новый мир. 1991, №10.

64. Ильин И. А. Путь к очевидности. Из серии «Мыслители XX века». М.: Республика, 1993

65. Ильин И.А. В кн.: О грядущей России. // Статьи под ред. Н.П Полтарацкого, Нью-Йорк, США, 1991.66. Иного не дано. М.,1988.

66. Кавелин К. Д. Собр. соч. в 4 т. СПб., 1897-1907. Т.З.

67. Кантор К. К. Стихия и цивилизация: два фактора русской судьбы.//Вопросы философии. 1994, №9.

68. Капустин М.П. Конец утопии? Прошлое и будущее социализм. М.,1990.

69. Карташев А. В. «Святая Русь» в путях России. Париж, 1938.

70. Карташев А. В. Воссоздание Св. Руси. Париж, 1956.

71. Карташев А. В. Личное и общественное спасение во Христе // Путь. 1934. № 45.

72. Карташев А. В. Православие в его отношении к историческому процессу // Православная мысль. Вып. VI. Париж, 1948.

73. Карташев А. В. Свобода научно-богословских исследований и церковный авторитет // Живое предание: Православие в современности. Париж, 1937.

74. Кашарный В. П. Евразийство как объект междисциплинарного синтеза // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 1994. №4.

75. Киреевский И. В. В ответ А. С. Хомякову/В кн.: Русская идея. Сост. М. А. Мяслин. М.: Республика, 1992

76. Ковалевский П.Е. Зарубежная история. История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). Париж, 1971. Т. 1.

77. Козловский В. В., Уткина А. И., Федотова В. Г. Модернизация: от равенства к свободе. Спб.: Изд-во Спб. унта. 1995. // Рецензия О.М.Еаман в журнале - Вопросы философия 1997, №1.

78. Козловский П. Этическая эволюция как область экономической и этической теории // Вопросы философии. 1996, №8.

79. Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. Учебное пособие. М. МФТИ, 1993.

80. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. -М.:Канон,1996. -(История философии в памятниках).

81. Линник Ю. В. Евразийцы // Север. 1990. № 12.

82. Логовиков П. В. Власть организационной идеи // Тридцатые годы. Париж, 1931. Кн. 7.

83. Логовиков П. В. Научные задачи евразийства. // Тридцатые годы. Париж, 1931. Кн. 8.

84. Лопатин Л.М. Неотложные задачи современной мысли. // Лопатин Л.М. Аксиомы философии. М.,1996.

85. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. (Послесл. А.Тахо-Годи. -М.: Прогресс, 1990.

86. Лосский Н О. Свобода в хозяйственная демократия. // Новый журнал. -1954, №37.

87. Лосский Н. О. Избранное. / Приложение к журналу "Вопросы философии". М.: Правда, 1991.

88. Лосский Н. О. История русской философии. М.: Прогресс, 1994.

89. Лосский Н. О. Свобода и хозяйственная демократия. // Новый журнал- 1954, №37.

90. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. Париж, 1949.

91. Лосский Н.О. История русской философии. -М.:Советский писатель, 1991.

92. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. - (Мыслители XX века).

93. Мильдон В. И. Русская идея в конце XX век // Вопросы философии. 1996, №3.

94. Милюков П.Н. Национальный вопрос (происхождение национальности и национальный вопрос в России). Прага, 1925

95. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. (Публикации: Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, В.В.Зеньковский, П.А.Сорокин, Г.П.Федотов, Г.П.Флоровский). М.: Наука, 1990.

96. Основы философии: этапы развития и современные проблемы. История русской философской мысли: Учебное пособие. М.: Изд-во Рос.экон.академии, 1995.

97. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.,1993.

98. Петражицкий Л. Н. Очерки философии права // Вып.-№1. Основы психологической теории права. Обзор и принятие современных воззрений на существо права. С.-Петербург, 1900.

99. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.Высшая школа, 1993.

100. Подопригора В.Н., Краснопевцсва Т.И. Русский вопрос в современной России. // Вопросы философии. 1995, №6.

101. Редкин П. Г. Из лекций истории философии права в связи с историей философии вообще. В 7-ми томах. С.-Петербург, 1889, Т 1.

102. Розанов В.В. Сочинения в 2-х томах. М.:Правда, 1990.

103. Русская идея /Сост. и авт.вступ. статьи М.А.Маслин. -М. Республика, 1992.

104. Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В 2-х томах. М.:Искусство, 1994. - (История эстетики в памятниках и документах).

105. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995.

106. Русская философия: Словарь/Под общ.ред.М.А.Маслина-М. Республика, 1995.

107. Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып 1/Сост.: А.Л.Доброхотов, С.Б.Неволин, Л.Г.Филонова. -М.:Изд-во "Кн.палата", 1993.

108. Русские философы (конец XIX середина ХХвека): Антология. Вып. 2. Сост. С.Б.Неволин, Л.Г.Филонова. -М.:Изд-во "Кн.палата", 1994.

109. Русские философы: антология. / Вст. статья о Н. А. Бердяеве. /Вып.1. М.: Изд-во "Книжная палата", 1993.

110. Русский космизм и Ноосфера. М.: МФТИ, 1989.

111. Русский космизм: Антология философской мысли /Сост.С.Г.Семеновой, А.Г.Гачевой. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.

112. Русский Эрос, или философия любви в России. М.:Прог-ресс,1991.

113. Савицкий П. Евразийство. // Русская идея: в круге писателей и мыслителей русского зарубежья. М.,1995. Т. 1.

114. Савицкий П. Н. Евразийство // Евразийский временник. Берлин, 1925. Кн. 4.

115. Савицкий П.Н. «Подъем» и «депрессия» в древнерусской истории // Евразийская хроника. Берлин, 1935. Вып. XI.

116. Савицкий П.Н. Ритмы монгольского века // Евразийская хроника. Берлин, 1937. Вып. XII.

117. Самарин Ю. Ф. Соч. том 12. М., 1911.

118. Самохина А. А. Проблема человека в произведениях И. А. Ильина доэмигрантского периода/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук / Российская академия гос. службы. М.,1996.

119. Семенова С.Г. Николай Федоров. Творчество жизни. М.,1990.

120. Смирнов Н. П. От марксизма к идеализму. М., 1995.

121. Смирнова В. В. Русская мысль. // Вопросы философии, 1995, №9.

122. Смысл жизни: Антология. /Сост., общ. ред.,предисл. и прим. Н.К.Гаврюшина М.: Издательская группа"Прогресс-Культура",1994. - (Серия:"Сокровищница русской религиозно-философской мысли". Вып. 11).

123. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. М.Мысль, 1988.

124. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве//В.С.Соловьев. Сочинения в 2-х томах. Т.2. М.:Правда, 1989.

125. Сорокин П. Социокультурная динамика. // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

126. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество М. 1992.

127. Социальная философия Ивана Ильина. / Материалы российского семинара в 2-х частях. СПб., 9-10 апреля 1993 г. -Спб„ 1995.

128. Старченко Н. Н. Мир, интуиция и человек в философии Н. О. Лосского., фрагмент из книги Лосского "Характер русского народа". М.: Знание, 1991. (Новое в жизни, науке, техники. Серия "Философия и жизнь" №2).

129. Степун Ф.А. Мысли о России. // Современные записки. (Париж) 1923. № 14,15; 1924. № 19,21; 1925. №23; 1926. №28; 1927 № 32,33; 1928.№35

130. Сухов А. Д. Русская философия (Очерки теоретической истории). М.: Наука, 1989.

131. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.

132. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории,-М.: "Москва", 1997.

133. Тойнби А.Дж. Постижение истории. Сборник. М.,1991.

134. Толстой Л Н. Наше жизнепонимание. / В кн.: Русская философия: конец XIX начало XX века: антология- - Спб.: Ивд-во СПб. ун-та, 1993.

135. Толстой JIН. Поли. собр. соч. М., 1953. Т.З.

136. Топоров В. Н. Николай Сергеевич Трубецкой ученый, мыслитель, человек (к столетию со дня рождения) // Советское славяноведение. 1990. № 6.

137. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. — (Мыслители XX века).

138. Трубецкой Н. С. Об идее-правительнице // Евразийская хроника. Берлин, 1935. Вып. XI.

139. Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания. Париж, 1927.

140. Туган-Барановский М. Кант и Маркс. // Туган-Барановский М. Клучшему будущему. СПб., 1912.

141. Тульчинский Г. П. Русский потенциал свободы. // Вопросы философии. 1997, №3.

142. Федоров Н.Ф. Сочинения М.: Мысль, 1982.

143. Федотов Г. П. Правда побежденных. ППс, Т.4

144. Федотов Г. П. Сталинократия. ПСС, Т. 3.

145. Федотов Г.П. В защиту этики.

146. Федотов Г.П. И есть и будет.

147. Федотов Г.П. Правда побежденных. ПСС, т. 9.

148. Федотов Г.П. Стихи духовные. (Русская народная вера по духовным стихам). М., Прогресс, 1991.

149. Философия культуры. Становление, развитие. СПб., 1995.

150. Философия русского религиозного искусства ХУ1-ХХ вв. Антология. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.К.Гаврюшина1. М.: Прогресс Д 993.

151. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. // П.А.Флоренский. Т.1. В 2-х ч. М.: Правда, 1990.

152. Флоровский Г.В. Пути русского богословия / Репринтное воспроизведение издания 1937 г., Париж. Вильнюс, 1991.

153. Хомяков A.C. О новом и старом. / В книге «Русская идея»/сост. Маслин M. А М.: Республика, 1992.

154. Хомяков A.C. Собр. соч., т. 3,-М. 1915.

155. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. -СПб.: Алетея, 1994.

156. Чаадаев П.Я. Философские письма. Статьи и письма. М., 1989.

157. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1, М.1993.

158. Штейнберг А. 3. Достоевский как философ. // Вопросы философии. 1994, №9.

159. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. СПб., 1907.