автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.10
диссертация на тему:
Социально-политическая философия русского анархизма

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Арефьев, Михаил Анатольевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.10
Автореферат по философии на тему 'Социально-политическая философия русского анархизма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-политическая философия русского анархизма"

Я 1 : 2 9 2' •

САНКТ-ШТКРНГРГСКЙ! УНИВЕРСИТЕТ ОКОНШИКИ И ФИНАНСОВ

На правах рукописи

ДЫЬОД Кихаил Анатольевич

СедИАЛЬНО-иОЛИТИЧВСКАЯ ФШОСОШ РУССКОГО АНАРХЖШ

Спвцнальнооть 09.00.10 - философия полятикн

Автореферат

диссвртаиии на соискание ученой степени доктора философских наук

Санкт-Петербург - 1992

Работа выполнена ни кафедре философии Санкт-Неге^лзург-ского университета экономики и финансов.

Научный консультант

доктор ^илосоаских наук, профессор Кожурин Я.Я.

Официальные оппонент: • ' доктор философсках ни)к, профессор Новиков А. 11. доктор философских наук, профессор иороноев А.О. доктор философских наук, профессор Никоненко В.С.

Ведущая организация - Российский государственный педагогический университет' им. Л.И,Герцена

Защита состоится " /V " 1с, п Я г. в часов на заседании специалиаированногооовета Д.€63.86.10 при Санкт-Петербургском университете экономики и финансов по адресу: 191023, г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, 21.

С. диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского университета аконоьшни и финансов.

Автореферат разослан " 9 " ГЛ2 г.

Ученый секретарь специализированного совету Б,В.

доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш исследования. Современная цивилизация находится в переходном состоянии, уходит в прошлое мир индустриального общества, на смену ему идет общество информационное. Переход этот сопровоадается повсеместно ростом кризисных и предкризисных явлений: распад СССР как унитарного государства, борьба с переменным успехом интегрального и национально-обособленного течений в Заладной Европе, экономические и политические трудности СшА как единственной оставшейся сверхдержавы. Для России становление нового общественно-экономического состояния совпадает в социальном времени и пространстве еще о одним процессом - общенациональным отказом от тотального огосударствления народной жизни, общественного сознания и идеологии, экономки.

Время, в которое нам выпало жить и действовать, помимо мощных общественных катаклизмов характеризуется и процессами еще более фундаментальными и редкими - процессами изменения глубинных структур самого мышления и мировоззрения в целом. Это связано со становлением эпохи достижения человечеством культурно-исторического единства. Современность властно требует новых идей и новых решений, вових подходов и альтернативных социально-политических, экономических и организационных структур. Вместе с тем закономерен интерес в обществе к идеям и подходил, уже апробированным в социад|.ной практике или теории прошлого, в частности, к идеям самоуправления и самоорганизации. Концепция саморегулируемого, самоорганизующегося и безвластного общества, то есть учение анархизма, в современных условиях претендует на роль одной из глобальных доктрин социально-экономического и политического развития.

Сегодняшняя модель отечественного анархизма как идеология и практика самоуправления делает заявку на роль субъекта общественных преобразований в стране. Шесте о тем она не порывает с традициями классического российского анархизма,представленного именами М.А.Бакунина, И.А.Кропоткина, Л.Н.Толстого и известного , в первую очередь, своим социальным протестом. Новый анархизм находит в классическом русском анархизме

ряд основополагающих идей, заимствует у него некоторые общие начала, поэтому объективное и непредвзятое изучение истории и теории отечественного анархизма диктуется запросами социальной практики.

Ü не меньшей степени актуальность теш исследования свя-зина с потребностями самой науки. Подъем национального сшй-сознання предопределяет повышенный интерес к истории отечественной культуры, неотъемлешм кошокентоы которой выступает политическая философия анархизма. Существующие в исследовательской литературе подходи к изучению анархистской мысли, несмотря на все разнообразие, зачастую страдаят одним общим недостатком, они односторонни, то есть не диалектичны. В полной мере относится сказанное к изучении феномена русского анархизма, влияние которого распространялось на саше различные с^еры общественной жизни: социальные отношения, политическую структуру, иде.ологаю, философию, право, общественное сознание, сферу культуры, молодежные и ыассово-онпозиционныа движения.

Автор исходит из того, что классический отечественный анархизм, или акархоколлекгквизм, долгое вреин являлся идейным оппонентом как государственной тоталитарно-сшодержавной идеологии, так и идеологии оппозиционной - марксистской в различных ее модификациях /большевизм, меньшевизм, легальный марксизм, экономизм/', либерально-конституционной и других. Длительное время русский анархизм рассматрадался политическим и идейным противником господствовавшего леворадикального марксизма. Поэтому существует настоятельная потребность в воссоздании реальной, свободной от идейных искажений и карикатурных образов истории анархизма в России.

Наконец, самоценна история становления анархической идея в условиях' российской социокультурной ситуации. В диссертационном исследовании она напрямую связана с историей отечественного антиэтатизма. Антигосударственное.направление политической мысли в России выступало антиподом тоталитаризма, как светского, так и церковного, противником государственного насилия и духовного порабощения. Антиэтатизы был достаточно широко распространен и разделялся последователями ьлтидогштмче-оких учений в средневековой Руси /ереси стригольников, анти-тринитариев, Матвея Башкина, Феодосия Косого и др./. ¿диэки к

нему были идеи соборного ограничения российского самодержав-ства /князь Андрей Курбский/ и прямого /вечевого/ народоправства, К анархистскому мировосприятию были склонны и представители религиозно-сектантской оппозиции, выступавшие с проповедью христианской идеи социальной справедливости. Нам представляется, что не лишено основания суждение одного из представителей российской интеллигенции по этому поводу: "ш, русские, весьма склонны и анархизм: ни для одного идейного течения мира мы не дали столько видных теоретиков, как именно для анархизма Д.Толстой, Бакунин, Кропоткин/"1. .

Автором отмечается, что русский анархизм как целостный комплекс разнообразных социально-политических, философских, экономических и этических идей испытал на себе и определенное воздействие европейской анархистской толя. Это относится главным образом к влиянии идеологов коллективистского анархизма, в частности идей анархокоадунизма У.Годвина и теории ассоциированного труда И.Ж.Лрудона. В диссертации предпринята попытка выявить преемственность русского и европейского анар-хоколлективизма, например при разработке такого фундаментального начала анархического учения как принцип федерализма. Доказывается, что федерализм в противоположность унифицирующему централизму предполагает опору социального бытия людей на начала самоуправления и автономности, ассоциации « договорности, на личную свободу каздого индивида.

Постоянными темами основоположников отечественного анархизма являлись: отрицание фундаментального принципа всех государственников о тождестве общества и государства; понимание государства и властных структур как социального зла и их моральное осуждение; протест против насилия во всех его формах и проявлениях; выступление против всеподавляюцего центризма и унитарности, диктатуры; пропаганда идей самоуправления, децентрализации и самоорганизации.Отстаивание принципа прямого народоправства и в связи с этим осуждение идеи представительной демократии характеризуют идеологию русского аиархоколлек-

I Покровский il.A. Неруново заклятье // Вехи, ila глубины. М.,- 1991. 0.446.

".ивизма. Иде» представительства Бакунин, например, прямо определял как "мниную". ■

Для философии политики русского анархизма с се стремлением органически соединить в единой теории принципы соборности и общинности о общечеловеческими нравственными ценностями важнейшим было обращение к этической проблематике» ЦцииЛ справедливого общества, социокультурные модели коториго ра?-рабатывались в трудах Бакунина, Кропоткина и Толстого, предполагал за категориями "справедливость? и "равенство* н> только социальное, экономическое и политическое содержание, но видел в них лрезде всего основополагающие этически« норм*. Философия иотории русских анархистов базировалась на таком подходе к сфере общественных отношений, который одковреи&ннс бил и социологическим и этическим. Нравственно-этическая критика существующего положения вещей в России явилась одной из сильнейших и привлекательных сторон отечественного анархизма.

Актуальность темы исследования истории и теории русского классического анархизма, его философии политики заключает-, ся также и в том, что по-новому трактуется сам феномен российского анархизма. Социум как многообразный и противоречивый, но вместе с тем и, целостный шр, .предполагает сосуществование и , в то же ¡время, идейную конфронтацию самых различных доктрин, его объясняющих. Данный подход означает отказ от устаревших идейнй-политическлх стереотипов,'устоявшихся воззрений, мнений н оценок, предполагает реальный плюрализм. Философия русского анархизма в этом плане выступает органической частью отечественной теоретической шели, является одним из возможных ответов при осмыслении глобальных проблем, стоящих перед человечеством. ■ ' .

Степень разработанности проблемы. В исследовательской литература имеется значительное количество работ, посвященных анализу исторического генезиса анархической идеи в рамках европейской и отечественной социокультурных ситуаций, анархизму как общественно-политическому и философскому течению, истории и теории русскогр анархизма. Большинство из исследований по этой проблематике было опубликовано в России в условиях смягчения цензурных условий и ограничений после первой русской революции. Это работы таких российских и зарубемшх авторов

как Г.Адлер, А.Лион, З.Бэлосельский, Д.Галеви, К.Диль, Ц.П.Драгоманов, Вл.Забрежнев,Ст.Иванович, И.И.йванюков, Л.Кульчицкий, Дк.Г.Маккай, Р.Пельмак, А.С.Пругавин, Р.Штам-млер, П.Зльцбахер. Революция 191? г. породила нову» волну публикаций сочинений, главных теоретиков европейского и русского анархизма /&.;<1,1>)йо, П.Е.Црудоя, й.Реклю, В.Тэккер, М.Итирнер, М.А.Бакунин, Ц.А.Кропоткин, Л.НЛолстой/, работ исследовательского характера /Ц.А.Берлин, А.А.Боровой, Э.Гольдман, И.Гросс(.'ан-Рощин, Л.Г.Дейч, А.Карелин, А.А.Корнилов, Н.К.Лебедев, С.Я..Лурье, Ц.Иегглау, А.ВЛ1етрищев, В.До-лонский, й.А.Преображенский, Ю.Стеклов, В.Хрусталев и др./. Достаточно широко известны оценочные суэдения. о теории я практике анархизма классиков марксистского учения, даннне в разное время /К.Маркс, 4.Энгельс, В.И.Ленин, Г.В.Плеханов, И.В.Сталин/.

Однако по к.ере установления режша авторитарной власти в СССР публикуемые работы по истории и теории анархизма приобретали исключительно нчгилистическую и негативно-критическую окраску. Теоретическая критика анархизма постепенно уступила место сведению политических счетов, что означало отказ от объективного анализа философии анархизма.

Стремление вернуться на научные позиции в вопросе изучения феномена анархизма определило выбор темы-лсследования. Русский анархизм второй половинн XIX и начала XX вв. был избран глазннм объкгом исследования потоод, что он являлся, на этом историческом отрезке времени доминирующие. Идеи отечественного коллективистского анархизма оттеснили на перефирию теоретической шел в анархическом движении философию аиархо-нндивидуализиш. Они и совокупности с духоьной традицией российского антиэтатизма оказали значительное влияние на развития отечественной философии, политического сознания,'уульту-рн а идеологии, морали и нравственного воспгтания.

Состоянии соврекэншх чаучннх исследований в России по вопросам теории и истории анархизма далеко не пропорционально теоретической к?.жности и практической значимости исстчвленноЧ пробл?мч. !.',оногра,чя ¿.С,Камута "статизм и анархизм как типы политического дознания /домарксистски 1 период/" /М.,1989/ является одпой из первых попыток философхзко-нолитологического ;

анализа этатизма и анархизма на достаточно ограниченном исторической материале. И книге Д.И.Ирошшша "Анархизм: "исторические" претензии и уроки истории" /к. ДУаО/ рассматриваются главным образом исторические судьбы неоанархизма в новейшее время. Сборник научных трудов "Памяти Ы.А.Бакунина" /Комиссия по творческому наследию П.А.Кропоткина. К.,1990/ посвящен анализу социологических и историософических воззрений Бакунина и Кропоткина. Эта же проблема в центре внимания монографии Н.М.Пируыовой "Социальная доктрина Ы.А.Бакунина" /М.,1930/. Однако не все стороны творчества основоположников русского анархизма - Бакунина, Кропоткина и Толстого - изучены в равной степени. И прежде всего это касается их политико-философского наследия. Творчество »а Толстого иод этим углом зрения не анализировалось вовсе.

Весь поток литературы по проблемам отечественного анархизма можно разделить .на три направления. Соответственно этоь<у можно говорить и о существовании в литературе трех сложившихся и получивших распространение подходов к данной теме:

Во-первых, подход политико-идеологический, рассматривающий русский анархизм не в качестве идейного оппонента, а возводящий его в состояние политического противника. Работы, написанные в этом русле,, а значительной степени идеологизированы1.

I См.: Горев Б.И, Анархиста, максималисты и кахаевцы. Пг.,191В; Его же. Анархизм в России /от Бакунина до Махно/ М.,1630; Залехский В. Анархисты в России. ,1930; Каяев СЛ. Октябрьская революция и крах анархизма /Борьба партии больше- -виков против анархизма. 1917-1922 гг./. ¡>'..,1974; Вго же. Революция и анархизм. Из истории борьбы ре волыционшх демократов и большевиков против анархизма/1840-1917/. 1,1., 19й7; Комин В.В. Анархизм в России. Калинин, 1969; Корноухов Е.М. Борьба партии большевиков против анархизма в России. .,1981; Пономарев Н.В, Критика анархистской концепции власти, и современность. Казань,1978; Иреображшский Й.А, Анархизм и коммунизм. Ц., 1916; Сталин И.В. лнархизм. 1Ш1 социализм. Соч. Т.1. И. ,1946; Ярославский Км. Анархизм в России. ¿¿.и др.

в ' . ' '

Во-вторых, подход объективно-критический, отавяций своей целью научную критику теории анархизма и достаточно непредвзято освещающий историю анархического движения и анархистской шсли в России. Работ«, каписанкыз в этом плане, в центр анализа ставят по преимуществу воззрения тех или ишх виднойтах представителей отечественного анархизма, или теоретические и концептуальные схемы развития философии анархизма^ В-третьих, подход, который можно обозначить мак "критика изнутри", то есть анализ философии русского коллективистского анархизма с позиций методологии анархизма индивидуалистического. Теоретическая критика коллективистов-анархистов ведется в этом случае по линяй отрицания философии коллективизма, неприятия его нравственно-этической концепции. Тик например, один из теоретиков апцрхоиндивидуалпзма.Повокиракий, писал, что "анархизм же, по нашему глубокому убеждению, есть учение о личности, а не об обществе, о личном творчестве, а не об

I См.: Асмус B.w. !.'1лровозэрсние Толстого // Пзбр. фило-

софские труды:В 2-х т. ГЛ. ,1УС9. Г.1; Бонч-Бруевич В.Д. Мои воспоминания о иитро Алексеевиче Кропоткине // йвезда, IÖ30. $4 л б; Графский В. Г. Бакунин, л.,1965; 1ридчин Ü.B. Зтика

человечности // Кропоткин H.A. отика. ;«. ,1991; Дадин B.Ü. Кропоткин - историк Великой Французской революции // Историки Франции XIX-XX веков. ¡Л. ,I9dI; Джангирян В.Г. Критики англо-амернкслской бурлуазнои ксториографии М.л.Бакунина л бакунизма. И.,1а?8; Пасами Л.Т. Теория познания а плену анархии. Критический анализ новейших тенденций в буржуазной философии науки. ,я.,Iüd7; Кожурнн Я.Я., Кучина л.И. "Социалистические мечтиния" д.К.Толстого // Общественно-политические институты и движения: проблей теории и истории. Кульчицкий Л.

Современный анархизм: Изложение, источники,, критика."Цг., Ш7; Jiypto С.Л. Предтечи анархизма в древнем мире. ш. ,1У26; Гдаркин В.А, Петр Алексеевич Кропоткин.' '£842-1921. ¡J.,ISb5; ¿'.оисеея П.и. Критика ^илософии М.Бакунина и современность.Иркутск, IM3I; Ичруыова H.H. Петр Алексеевич Кропоткин, ш. ,1У72; Полянский Ф.Я. критика экономических теории анархизма. Ц., 1976-, Пустарнаков в.<3. ¡.¡.д.Бакунлн как философ // Бакунин М.А. Избр. философский соч. и писька. !<i. ,I9o7; Стеклов Jü. Мпхаял Александрович Бакунин: ürb жизнь и деятельность. М. ,1а2в-1У'«17. Т.1-4;Удерцев С.v. Кропоткин.'«'. ДЗьУ; .Avtitfi Р,

У

общественном производстве. Отсода логическое отрицание не только всякого права, но и всякой морали, отрицание, стало быть, всякой общественной организации"*.

Цель и задачи исследования. Отечественный классический анархизм вызывает не только историко-исследовательский интерес. Его политическая теория, опирающаяся на идею самоупрай-ления, деятельность самоорганизующихся и автономных общинно-политических структур, удачно вписывается в новейшую тенденцию эволюции социально-философских идей и ценностей, созвучна тем изменениям, которые происходят в массовом сознании и ценностных ориентацию: россиян. И в этом смысле цели теоретического исследования вполне обоснована: дать научный анализ движения анархической идеи в контексте реальной истории европейской в российской политической и духовной культуры, раскрыть многообразие идейно-философского содержания отечественной теории анархизма.

Достижение поставленной цели реализуется в результате решения следу идах задач:

- показать, что формирование анархической идеи и ее генезис связаны с одной из важнейших проблем социологии, философии и политики, а именно, конфликтом "личность - общество";

- доказать, что .развитие анархистской мысли в России имело своей основой глубинные корни, лежащие в свободолюбивом духе народа и его культуре, антиэтатических устремлениях;

- раскрыть взаимосвязь и указать на элементы взаимного влияния, которые сложились между европейской и русской традициями анархоколлективистской мысли;

JtmcAliii i* tht Ruiiian Riro£ut¿o». Uo*ci¡>ri Í373J ~3o¿t 3. $Ае ÁmnAUti. CaniStic/ye^/SfO; Cotí G.'b.H. Sscío¿¿JÍ tffouoH ohil jnaicAiim. ISSÜ-mo.

&>*ch», Цлммг V.fi %e &< PetitUi»4

Céífci/iy. /ase; Mi(£t* in. kto^otKi». <&¿-

c-Уь>»с(а», 131b-, fonpti P. BeKuhíh, MecfratV

аьс/ iA( „ CateciMrt cf a Atvotui^m^ " jf СомсНаг,-JJhieti tan jlu tiltj. Y. i0. А/. Ц. (976 . и 7>¡o.

1 Новомирсний. Что такое анархизм? Женева, I9ü?. С.64.

- сосредоточить внимание на конкретном анализе сущности российского классического анархизма как анархизма коллективистского, представленного социально-политическими доктринами Бакунина, Кропоткина и Толстого;

- проанализировать систему ценностей отечественного анархизма, включающую: свободу, народоправство, самоуправление, солидарность, личностную самостоятельность и коллективистскую взаимную помощь и поддержку, справедливость и ненасилие;

- показать, что этические и политико-философские идеи, которые развивались отечественкнм анархизмом, представляют

не только исторический интерес, и сегодня они не потеряли своего ^онкольного значения и практически-политической значимости .

Источники диссертации. Объект исследования диссертационной работы - российский классический анархизм, его политическая философия, которая складывалась как под воздействием отечественного антаэтатизма, так и идейного влияния западноевропейской аьархистской кнели. Предает исследования - социально-философские, политические идеи и ценности, которые разрабаты-в.-шсь в учениях Бакунина, Кропоткина и Толстого как основоположников отечественного анархизма.

Настоящее исследование базируется на следующих источниках:

- во-первых, на оригинальных сочинениях главных пред-стелээтелей европейского и российского анархизма /Нрудон, Ытйркор, Гзккер, Ре.ллю, Бакунин, Кропоткин, Толстой и др./;

- во-яг'орнх. на работах исследовательского характера по истооии европейской ч русской анархистской мысли на русском « английском языках, шшиклопедических изданиях; "

- ¿-третьих, на историко-философских трудах, рассматривающих гчархисгскуо теоретическую мель в русле развития отечестве-.ной философии, ист^рлософяи-и социологии /Галактионов А.А., Шгшндров И.*.' Русская философия 1Х-Ш вз.

¿евмцьий СЛ. Очерка по ис?ору.и русской философской я об'.деегьегной к'.олк! ь 2-х т. Франкфурт / Г.айне, 19Й1; ¿оо-окий И.О. Кс1 орля русской фи;.осо*:г.:. ¡».,Ш1: Русская фи.чо-со^сая гмель в вС-х гг. ПХ в. о буг^пхм »'осеки. Ы.Д990;

- И

Социалистический идеал: вчера, сегодня, завтра, ¡п., 1992 и др./;

- в-четвертых, на мемуарной литературе видных деятелей революционного народничества /лксельрод Ii.Б. Перепитое И передуманное: И 2-х кн. Берлин, 1923; лптеккин О.ъ. Общество "Ьеьля и воля" ?ü-x гг. 11г., 1924; Дейч ¿.Г. Русская революционная эмиграция 70-х гг. Пг., I92U; Кропоткин U.A. Записки революционера. 'Л., 1966; Сгепнян-Кравчиисклй С.Подлольная Россия. Соч.: В 2-х т. U., I95Ü..T.X; -порозов H.A. Понести моей жизни: ь 2-х т. Ц.,'1965; ¿игн«р В. Очерки биографические. Поли. собр. ооч.: В 7-ми т. М., 1932. Т. 5; Флеровс-кий Н. Три политические системы: Николай I, Александр I и Александр'Ш. Воспоминания. Б.м., IÖS7; ¿роленко M.W. Записки семидесятника. U.t IS27 и др./;

- в-пятых, на архивных источниках /Государственная публичная библиотека ¡и;. М.В.Салтыкова-Щедрина. Архив Дома Плеханова/;

- в-шэстых, на яурнолышх публикациях.'

Научная новизна диссертационного исследования. Она прежде всего связана с новизной ностаноики самой проблемы исследования. В диссертации разработана и логически обоснована целостная концепция социально-политической философии русского анархизма второй половины XIX - начала XX вв., а также показаны основные тенденции ее эволюции." Подчеркивается, что российский анархизм нес в себе мощный нравственно-этический заряд, а его теория, характеризовалась гуманистической направленностью, выражавшейся в признании ролл и значения человеческой личности как главного субъекта общественно-исторического процесса и выставляющей свободу индивида в качестве основной социальной ценности. Научная новизна диссертации конкретизирована а следующих результатах, виносишх на защиту:

I. Используя проблемой метод и' методологии сочетания исторического и логического, применяя принципы дополнительности и плюрализма, позволяющие выделять основные философские и политические идеи представителей европейского и отечественного анархизма, определены ьесто и рель русской-анархистской мысли в исторической эволюции анархического учения.

2. Данное теоретическое исследование расширяет представление о соотнесенности характеристических признаков европейского анархизма и анархизма отечественного в рамках единой теории анархоколлекгивизма.

3. В диссертации доказывается, что развитие двух главных линий философии анархизма - анархоколлекгивизма и анархоинди-видуализма - было обусловлено коренными изменениями общественного характера и кризисными состояниями нравственности и морали в обществе.

4. Конкретно-исторический анализ социальной практики дает возможность сделать вывод о том, что распространение в различных социальных слоях идей анархизма свидетельствует прежде всего о кризисном состоянии властных и организационных структур, о пошатнувшейся государственности, о неблагополучии общественного организма в целом. Анархистская идеология в этом слу-. чае играет роль стимулятора в деле теоретического преодоления

и переосмысления существующих социально-политических ориентиров и ценностей /происходит смена вех/, а практика анархизма способна вызвать определенные подвижки в политической сфере, социальном и нравственном состоянии национильно-государотвен-ной организации.

Ь. Относительно новым является анализ многозначности самого термина "анархизм". Содержательной сторонай этого понятия в равной степени выступало! как нигилистическое отношение к государственно-политической организации и юридическому праву /антигосударственность, безвластие, безначалие и т.д./, так и признание пралц на существование безвластных форм организации общества /прямое народоправство, самоуправление, народное представительство/. Определения анархии как социального состояния через терщики "самоорганизация", "самоуправление", "саморегуляция" и "сакореглаыентация" отражают позитивный аспект енархичесього учения.

0. На основании анализа истории,"практики и теории русского антяэтатизма, включая и религиозный, показана историческая преемственность ь.е^ду народники представления»«» о безвластно;.; обпсстЕе и концепцией отечественного анархоко.1лекти-.

'/. И диссертационной работе впервые представлено исследование отечественного анархизма во всем многообразии его оттенков. II зависимости от целей и задач, способа отроения общественно-политической практики сформировались три его основных направления: , теория безгосудирственного социализма Бакунина, концепции шшрхокомл.унизш Кропоткина, учение хрнстманско-' этического анархизм.а Толстого. Процесс дифференциации анархистской идеологии и методологии рассматривается как один из признаков, свойственных классическому анархизму.

ь. В диссертации доказывается, что теория безгосударственного социализма Бакунина явилась синтезом отечественных на-' родных представлений об обадннок коллективизме, зек.лепользова-¡¡ии и самоуправлении с вдеологяеи лево-радикальных политических- двакений - русского социализма и ьнархоколлектнвизми. Политическая философия Бакунина базировалась на идее прямого народоправства, идущей яз глубины российское истории л отражавшей особенности ее развития. Обдана, сельский сход, земство -вот важнейше ступени истории России, последовательно составившие ход ее народной жизни.

Ь. Дана качественная характеристика доктрины Кропоткина, заключающаяся в ее целостности и атичеекои направленности. Социальная и политическая теория Кропоткина, разработанная им в русле умонастроений революционного народничества 70-х годов, отражала ировоззренйе социальных низов российского общества, и в первую очередь почти недифференцированного общинного крестьянства.

10. Шервне в современной .исследовательской литература дан анализ политической философии Толстого как христианско-этичеокого анархизма. Антиэтатические представления великого русского писателя о роли государства и насилия соотнесены с его христианским миросозерцанием и нравственно-этической позицией. В диссертации раскрыты х\тавиые моменты социально-политического учения Толстого, выявлено его идейное воздействие на формирование теории и практики толстовства.

II. И диссертации отмечается, что теоретическая критика центризма и унитарной государственное^;. насилия во всех его формах и проявлениях со стороны Бакунина, Кропоткина и Толстого носила на самодавлещиё характер, а способствовала раскры-

тип позитивного аспекта анархического учения. Классический отечественным анархизм представлен как реальный феномен духовной, культурной, политической жизни России со всей! его положительными и отрицательными моментами.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Настоящее теоретическое исследование вносит определенны!! вклад в изучение русского анархизма как одной из культурно-национальных разновидностей анархического учения, малоисследованной в фвлосо*ско1; и политологической литературе. Результаты диссертационной работы иь.еит теоретическую и практическую значимость.

Теоретическая ценность диссертация состоит в разработке методологии и концептуального аппарата для исслздовшшя концепции классического отечественного анархизма, который являлся одним из шиннх .¿акторов развитая политической мысли и ду-хоеной культуры России, Русский апархоколлективизк - одно из проявлений народчой традиции антиэтагизмй. и общшшости.

Диссертация посшщенн исследованию проблемы, представляющей значительны»! исторический интерес. Проведенный в ней анализ история и теории анархизма шлет быть использован для объективной разработки научной истории российского анархизма. Потребность в такого рода исследованиях имеется.

практическая значимость полученных результатов состоит в возможности использования механизма самоуправления и самоорганизации, разработанного в теории отечественного анархизма. Материалы и выводы диссертационного исследования, могут быть использованы обоснования выдвинутой едкой социальной практи-' кой идеи - делегирование центром властных полномочий регионам, придание им экономической и социальной самостоятельности.

Сегодня, когда на карту истории поставлена судьба'Российского государства, когда усиливается проблемы всеобщ« катастроф - экологической, термоядерной, кожнацлоньльной,- необходимо достижение взаимного согласия и 'Взаимопонимания между лздьми. Осевая идея русского анархокодлективизма о солидарности лщеР, о всеобщности социально-политической практики вза-имтоП тюмещи и по.цержки мохот окаааться ключевой в достижении этого человеческого сличения.

Положения и выводы диссертационного исследования найдут свое применение в учебной, научно-исследовательской и прогностической деятельности:

- в учебном процессе в курсах политологии, политической, социологии и социальной философии, культурологии;

- при составлении спецкурсов, учебников и учебно-методических пособий по истории российской политической мысли и русской философии;

- при анализе и прогнозировании процессов, связанных с методологией политической региоиалистики и региональных особенностей общественной и политической практики;

- в работе политологических вузов л инновационных центров;

• ~ для формирования духовной и политической культуры.

Апробация диссертационного исследования. Но проблемам диссертационной работы,были сделаны доклады и сообщения на ряде конференций и научно-практических се;ошарой. Результаты исследования'были заслушаны на научных.конференциях провес- ■ сорско-преподавательского состава Ленинградского сельскохозяйственного института /1^Ь4~198и гг./, на каждое философии Санкт-Петербургского университета эконоалки и финансов /июль 1992 г./.

Результаты научных .изысканий диссертанта лослуаили основой для докладов и выступлений: Всесоюзная научная конференция /Новосибирск, 19Ш/, Республиканская научная конференция /Ленинград, 1ШЬ/, Региональная научно-практическая конференция /Ростов-на-Дону, 1У92/, Всероссийская научная конфере ¡-ция /Санкт-Петербург, 1ЬЬ2/, У Мевдународшй се;,л нар /Санкт-Петербург, 1992/ и др,

На основе диссертации разработан спецкурс для студентов Санкт-Петербургского государственного аграрного университета "Анархизм, социализм и кеохристианогво о судьба России /XIX-начало XX вв./". Материалы и вывода диссертационного исследования использованы при разработке культурологического курса "Духовная культура и религия", учебного пособия "Политическая культура России: Исторический очерк /XI-XIX вв./", планов семинарских занятий по философии, культурологии и религиоведению.

По диссертационной работе опубликована: 2 книги /19,6 п. л./, 12 научных статей и научных сообщений, 4 методических пособия общим объемом свыше 20 п.л.

Диссертация обсувдена и рекомендована к защите кафедрой философии Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.

СТРУКТУРА И СОДЗР^АШ: РАБОМ

Объем и структура работы, В диссертации на 320 страницах машинописного текста исследуется философско-политическое наследие Бакунина, Кропоткина и Толстого - основоположников отечественного классического анархизма. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы. Сллсок литературы содер;шт 230 названий.

Содержание работа. Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, анализируется степень разработанности проблемы, определяются источники исследования, формулируются цель и задачи диссертации, раскрывается теоретическая и практическая ценность основных результатов,

составляющих научную новизну.

Первая глава - "Возникновение и эволюция политической

философии западно-европейского и русского анархизма" - посвящена изучении анархизма как синкретического учения, анализу его качественных характеристик и реконструкции основных этапов становления анархической идеи. Показывается,. что сущностные моменты анарзического учения сводятся к следующему: философия нравственности анархизма или этика свободной личности /нравственность без обязательств и санкций/; понимание общества как социально-духовной реальности, имеющей свою внутреннюю жизнь, структуру, закономерности,и неприятие идеи тождества общества и государства; антиэтатизм или радикальное отрицание государственно-правовых институтов, организованного насилия и властных отношений.

Автор обращает внимание на то, что иод идеей анархии понимается такая политико-философская идея, которая подразумевает под собой как отсутствие верховной власти или ее недее-

способность, так и приоритет свободы индивида. Анархия, наконец, это идеал общественного устройства, основывающегося на началах сакооргинизадии и самоуправления; идеальное общество, в котором исключено существование принудительной власти человека над человеком, господство властных структур над личностью. Анархизм, делается вивод, это (¿.ллосо^ско-поли-тическое учение, выступающее против идеи государственного всесилия и диктатуры, тоталитарных структур, обосновывающее, таким образом, возможность существования ойцества без ЧагсАе?

Выясняя своеобразие генезиса инархмческо"» идеи, диссертант вычленяет в нем две главные тенденции: I. йорь-дровыше философии анархоиндиввдуализма, что било связано, например, в условиях античности с крушением родовой к.орыы, нравственности, опиращойся на коллектиьистскке начала, о развитием индивидуальных сил становящегося демократического общества. Центральной идеей анархизма, писал по этому поводу русский анар-хист-индздщуалист А..Боровой, "является конечное освобо.зденле личности". 2, Традиционная для анархоколлективиэма зшдата таких нравственно-этических и общественных ценностей как солидарность, обданкость, соборность, равенство, справе,уишасть, взаимопомощь, народовластие. Демократия как власть народа , или народное представительство , и анархия о т..ента сьоего возникновения были достаточно близки друг другу как по духу и содержанию, так и по своей политической направленности. Укре-плоние афинской античной демократии, как известно, вызвало к жизни и расцвет духовной культуры народов Ьллады в свое время.

В диссертации обосновывается положение, что проблема наиболее широкой автономии индивида в условиях господствующей государственности, строго иерархического построения общества, подавляющ!« личность и сводящих до шнимума возможности ее самовыражения, обусловила не только интарес теоретического знания к этике, но служила питательной средой для разработки анархической идеи. Это было характерно как для эпохи эллинизма, так и для той социокультурной ситуации, которая сложилась с вознкхновениеы христианства.

Автор показывает, что Новое вреад и новейвд история дают шогочиелсшше примеры того, как развивались ьедуцие тенденции анархистской теоретической кысли, Распространение в

массовом сознании принципа человеческого совершенства, идеи свобода индивидуальности вели к развитию доктрины анархического индивидуализма. Акархоколлективистская традиция, исходившая из ком*,унитарной иде? примата коллектинис'гских начал над индивидуальным, и групповым эгоизмом» на практике такке сочеталась с тенденцией индивидуализации общественной мысли, социокультурного процесса в целом. Идеи Рабле, .йенелона, У.Годвина, П.прудона, ю.Утирнера, В.Тэккера, Э.Реклю составляли суть европейского варианта анархического учения.

Диссертант выдвигает и обосновывает положение о том, что во второй половине XIX в. дальнейшая, эволюция анархистской доктрины была связана, главным образом, о социально-политическим творчеством русских анархистов-коллективистов 1«.А.Бакунина, Б.А.Кропоткина и Л.Н.Толстого. Социально-нравственный принцип общественного блага, народного коьлуникализма,'автономии личности а коллектива был заложен ими в основание философии отечественного классического анархизма.

Общественно-политическая мысль России второй половины XIX - начала XX вв. дала замечательные, иногда совершенно неожиданные, сочетания философской теории, социальной практики и политики. К числу таких приыеров, делает вывод диссертант, относится разработка учения русского анархизма. Отечественный анархизм - явление незаурядное в политической философии, неда:-ром сегодня он привлекает внимание общественности, ученых. Теория русского анархизма как философия анархоколлективизма испытала определенное влияние со стороны европейской лево-радикальной мысли, но основное ее содержание было связано с традициями отечественны!.»!. Несомненное воздействие на идеологию анархоколлективизма оказали caw,а история российской жизни и ее государственности, идеалы русской общинносги и сельского "мира", антиэтатизм в его религиозном и светском вариантах.

В ьатераьлах первой главы отмечается, что русский классический анархизм как существенный фактор национально-политического самосознания генетически вырос из социально-политических идей, которые разрабатывались по преимуществу отечественной христиапско-недогматической религиозно!? июлыо. &моссфско-иолитическая рефлексия древних русских ересей /стригольничество, антитршштарии, последователя учений Матвея Вадкина и

Феодосия Косого/, старо-русского сектантства /духоборчество, молокане и др./, старообрядчества /последователи расколоуче-ния протопопа Аввакума/, наконец, раннего славянофильства -вот источники российской анархистской теоретической мысли. Отечественный антиэтатизм стоял на позициях признания правды "народа" выше внешней правда "государства", '¿то положение полностью разделялось анархистами-коллективистами, доводилось ими до логического завершения, т.е. признания государства и власти главным социальным и нравственным злом, требования упразднения любых силовых структур.

В заключение данной главы делается вывод о тоь., что русский анархизм и антиэтатизм -аиступали идейной альтернативой либерально-правовым концепциям государственности, марк-совой доктрине диктатуры рабочего класса /рабочего государсг тва/. Для русских анархистов всякая государственность есть абсолютное зло. Даже республиканская власть и политическая демократия не имели для них положительной ценности, за исключением одного момента - они означали разрушение самодер-жавности, диктатуры, тоталитаризма.

Вторая глава - "Теория безгосуднрственного социализма М.А.Бакунина" - дает анализ главных составляю^ философии политики патриарха российского анархизма: проблем права, государства, власти и насилия. Иод новым углом зрения сего,дня выглддиг тот теоретический потенциал, которым обладало учение Бакунина. Его "разруштелыше моменты" в плане радикального отрицания тех общественных явлений и институтов, которые связаны с государственно-правовым насилием, отходят на второй план по отношении к позитивному содержанию политической философии бакунинского анархизма. Сто общечеловеческие гуманистические ценности, волнующе сегодня человечество : свобода, равенство, справедливость, достоинство и граждане- • кие права личности. Они леяаг з основе теорил безгосударственного социализма Бакунина.

В диссертации осуществляется анализ категории "свобода", выступшпщай определяющим принципом >4илоссции нолчтики Якунина. Анархосоциализм, если его определять кратко, - это, с одной стороны, социалистическое учение, выстунащее с пропагандой идей оЗцинности и коллективизма, т.е. антагонист чплоского

с.'ого индивидуализма, а с другой - это антиэтатистская доктрина, провозглашающая свободу личности, индивидуальность величайшими ценностям; мировой цивилизации, и в силу этого отрицающая государство, власть, насилие.

Для Бакунина-анархиста, делает вывод автор, разрушение государственности на практике означает основной способ решения всех социальных проблем, а в теории представляет собой исходный пункт его философии. Государство, но Бакунину, это символ абсолютного ограничения свободы индивида. Там, где начинается государство, таи кончается свобода личности. Бакунин, как и другие анархисты-коллективисты в России, стоял на точке зрения "механической" теории государства. Эта концепция исходила из представлений французских ^илоса£ов-просвети-твлей о естественной суверенности прав отдельной личности по отношению к объединению этих личностей в "гражданское общество". И тем более - о независимости индивидуума по отношению к органу власти этого общества - государству. "Механическая" теория доказывала таким образом примат част» над целым, в данном случае первенство прав и свобод личности или сословия над государством, и выступали в историко-логичесхсм плане антиподом другой концепции государства, "органической".

Автор показывает, что именно понимание свободы определяет структуру .¿илосо£ии русского мыслителя-гуманиста, хотя внешне его учение наполнено ярко выраженной антиэтагической проблематикой. Во-первых, Бакунин определяет свободу как принцип гуманистической доктрины, поэтому она получает рад определений. через отрицательные характеристики тех явлений, которые препятствуют роа.шзации свободы. Русский анархист справедливо полагал, что все авторитарные доктрины явно или неявно исходят из того, что человек не в состоянии познать истину, что он не спосоЗен обрасти справедливость, что человек сам не' в состоянии установить общественный порядок, регулировать его и двигаться к добру. Эти посылки вскрывают антигуманную суть авторитаризма, поскольку он в человека не верит. Антиавтори-тарчзы, или анархизм, по Бакунину, и есть та истинная ^орма существования человека, которая отвечает его извечному стремлению к свободе. Во-вторых, Бакунин определяет свободу каждого индивида как результат обцей солидарности. Свобода в этом

wyvae прочыгется как гарыония индивидуальной и коллективной овскЗоды Солидарность выражает необходимую социальную сьчзь гзеду лодьмк-, она выступает главным законом человеческого общелт'л.я. Сох.здариость предопределяет то, что отдельная ли-ато'-ль в коллектива голучает реальную возможность для своего р&ыитпв, г> свободное развитие всех выступает гарантом свобода: каждого. Отсюда главный вивод Бакунина: 'свободе - эчс ке ог'раычоние, а утворзденив свободы всех. Это -загон nraHMDcB.iiv". Свобода не может быть слишком млсго или слитки«! уило, она есть пли ее нет.

1у."аккстическал направленность иклосо4ни шюрхоколлекти-визма '¿Якунина, err антитоталитаризм, приходит к заключению диссертант, способствоаали неприятию русским анархистом концепции "общественного договора", идеи тоздсства общества и государстве, воззрений либералов-правоведов о частичном ограничении государств-* и властл. Но теории "odyociboиного дого-Еора" каддай человек должен поступиться частью своей свобода в пользу других, ч пользу общины, чтобч гарш'тировать себе свои часть оставшейся свободы. Дм Бакунина, наоборот, общая свобода всг-х есль необходимое услоше для расширения свободы индивида, а индивидуальная свобода каацого человека становится дегствп1ел1'<ой тогда, когдк "человек становится человеком и достигает как сознания, так и осуществлен!,я своей человечности лишь в обществе и лишь коллективной деятельностью всего общества".

Баку.'.и.ч, доказывается в диссертационно*. исследования, исходит в сво«Й ¿«лософии нз тоге, что считает необходимым отрешение каждого человека к свободе. Интересы личности, задачи досгиаания ею яраьственно-эгической и цухоьной целостности должна подчиняться этой плавкой цзлк. Человек может и должен стремиться свободе, к нравственности и к человечно- • оти всех лидий. Ьто - единственный способ tatouy стечь личностью. Уважение к свобода другого составляет высжй делг ш— дивида. JjoúiiTb свободу я служить зй - вот высшая добродетель л основа всякой морали - ücaioí.iy Бакунин отпергаег лпбне сань-ция со стороны любого внешнего по отноаенио к ^ело^еку субъо:.-та: государства, власти, церьви. Лититэологизы для 5а';ункяг> приобретает качество филосо^ско-критического принципа посгро-

ениа единой социальной теории, доктрины анархоооци-глизма. Если учение об анархии в его социально-политических построениях играло роль антитезиса /тезисом выстулаиа дач государственности/, то антитеолсгизм в совокупности Ь принципом антиавторитариака являлся антиподом веры в сверхъестественное, стал попыткой разрушить духовно-нравсавек.чый авторитет церкви. По Бакунину, государство - это "младшй брат" церч-ви, ибо основанием их обоих служит идея бога. Исчезновение божественных призраков, по его убеждению, .выступит леобходи кш .условием торжества человечества, гуманизма, свободы личности.

Третья глава - "Синтетическая философия и анархокимму-низм П.А.Кропоткина" - направлена на изучение духов.-;',-теоре-. тических предпосылок и этических оснований, мировоззренческих установок политической философы русского ученого-анархиста. Коллективистская традиция отечественной политичсзкой культуры, анархистскую форму которой придал Бакунин, поставив анархизм на путь коллективизма, била доведена в учении Кропоткина до идеала анархокоммунизма. Петр Алексеевич Кропоткин, русский князь, один из потомков викинга Рюрика, ученый-естествоиспытатель с мировым именем создал теорию, в которой пытался дать новый взгляд на общество и человека, отличающийся от других социальных учений. Человеческая единица со своими, только ей присущими чертами, индивидуальными желаниями и стремлениями - вот центр его анархической доктрины.

Анархокомыунизм.Кропоткина - это теоретическая модель.общества, в котороп упразднение государства, власти с ее силовыми структурами призвано было органически соединить разрозненные индивидуальные привычки я интересы, гармонизировать отношения отдельного человека и коллектива. Договор между различными социальными субъектами, должен был занять место го- ■ сударственного принуждения. Анархокомыуниэм, по Кропоткину, является историческим и логическим продолжением многовековой кошунитарной идеи общинности и коллективизма. Анархическое общество - это общество, основанное на взаимном соглашении, это община людей, впрягших в плуги и машины высокоразвитую науку, это социальное бытие, в котором развито моральное сознание , а социальное равенство заменит насилие, угнетение и произвол. ' '

Автор показывает, что. сущностные характеристики общественного идеала Кропоткина разрабатывались им в работах, написанных в период лондонской эмиграции, а изложение "основных начал анархии" он осуществил з книге "Речи бунтоЕиика" /1Ьо5/. Гчавное из этих "начал" - вопрос о власти как коренной для любой ¿илосо'1»ш политики. С точки зрения Кропоткина, политическое устройство сбцества, при котором управ.шют н-з-ь.ногоие, которое милитаризировано во всех своих структурах уже отжило свое е;,о»1 . Шлу на стену идет новая' организация общества, неполитическая в своей основе, то есть обцеотво на базе федерации и самоуправления. Сопутствующими "началам» анархии" Кропоткин полагал критику государственного централизма и обслуживающего его бюрократического сословия, антамиш-таризм, обоснование необхолш.'.ость радикального преобразования существующего в России строя.

В диссертации отмечается, что,по мнению Кропоткина, наиболее вероятный путь обновления общества - народная революция, которая покончит оо всесились; государства л создаст условия для развития"независимых обшил свободных производителей и потребителей. Революция на только разрущ;т существующие политические учрвадшпш. но и расшевелит "всю ¿^ютпеииув и нравственную жизнь об-дества". Кропоткин вводит в ее обоснование копий, в сравнении с ¿¿акушшыц,аргумент - нравственно-этический. В связи с атим он (¿орцулирует свою известную триаду; Справедливость - Революция - Нрияствошюеть. Революция пе кожот быть безнравственной, как не имоет прав на существование общество, построенное на шора/шамз и бездуховкос-ти, узком себялюбии и вокке каждого против всех. Она не только перестраивает общественное производство л обшзн, но сш,.ыы реиительным образом преобразует нравственное исшлнз оЗ.д^ст-ва, его духовные ценности, основывая их на началах взаякно- • сти, взаимопаШ'СЛ и солидарности.

В дшпю;; главе показывается, кшим образом русский ученый обосновывает решение проблей; "личность - общество". Отталкиваясь от биологической аикошрностл взижиоп породи и подперши ^а!,тора альтруизма, Кроцотклц перевода? их в плоскость общесоциологическую, ^ор;.-^лпруя тем закон о взаимной ропот как гланноЬ характеристик эволуцяи /эту 24 ...

посвящен его труд "Взаимная помощь среда животных и людей , как двигатель прогресса"/. Каждая личность выступает как самоценность. Она никогда не должна рассматриваться как средство для достижения каких-либо целей, пуоть'и во&вымешшх. Человек - высшая цель общественной жизни, а не некий "винтик" пли "человеческий фактор" общественного механизма. Кропоткин как гуманист решительно отвергал любые мотивы так называемого "инструшнтального"подхода к человеку, поэтому для него категорически неприемлемы тоталитаризм в любом его виде, " любая форма авторитаризма и диктатуры.

Исторические доказательства расширения свободы личности он видит в развитии ее прав через участие в коллективных формах человеческого общеаптия. Кропоткин выявляет их на всех стадиях общественной эволюции, начиная от "древнего коммунизма" да современного капитализма. Это родовая община, сельская община, вольный город средневековья о гильдейской организацией общественной жизни, братства, русская артель, кооперативное движение и т.д. Если общество рада достижения всеобщего равенства ограничивает свободу личности, го такое общество несправедливо, ущербно и авторитарно. И наоборот, если общество допускает абсолютную /неограниченную/свободу индивида, но развитие личности будет происходить за счет ограничения интересов других людей, это тоже безнравственно. Поэтому, приходит к выводу диссертант,^Кропоткин для разрешения создавшегося противоречия вынужден был встать на путь этизации возникшей теоретической проблемы, прибегнуть к формуле И.Бентама - . "наибольшее счастье наибольшего числа лвдей", - введя ее в свою философию политики. Это же определило его теоретическую критику анархоиндивидуализьа М.Ытирнера, аморализма 4.Ницше.

В диссертации доказывается,-что концепция самоуправления, в том числе политико-регионального и производственного, является одной иа самых сильных сторон анирхокомцунистической доктрины Кропоткина. Роль производственного и местного самоуправления русский анархист-коллективист подчеркивал повсеместно. Он писал, что без "пробуадения духа народного почина - повсе- -местно, в кавдоы городе и деревушке, - наг никакой возможности совершить громаднейший экономический переворот", стоящий главнейией целью перед Россией.

В области политической доктрина самоуправления развивалась Кропоткиным в русле федералистской идеи. В ее основе - _ теоретический анализ самой сущности самоуправления как замены вертикальных структур управления полновластием структур горизонтальных. Русские анархоколлоктиаисты, подчеркивается в диссертации, никогда не отказывались от принципа управления и организации, но управление рассматривали как самоуправление, а организацию как самоорганизацию. Они на практике и в теории пытались реализовать бакунинский лозунг - не "сверху вниз", а "снизу вверх".

Общины, рабочие союзы и ассоциации, считал Кропоткин, то есть первичные ячейки нового общества, будут самоуправляться, поскольку "воякий сам будет устраивать свои дела", не ожидая предписаний или приказов со стороны центрального правительства. Община как способ жизнедеятельности не для того упраздняет государство, чтобы затем его восстановить в с^ере управления и организации. Она сама будет осуществлять исключительное и прямое народоправство. Вопросы производственного самоуправлений Кропоткин затрагивал в таких сочинениях как "Хлеб я Воля"//892/, "Воля, фабрики и мастерские" /1898/. Игроков предоставление прав рабочим в управлении производством, борьба о .лестным бюрократизмом и централизмом во всех их проявлениях, контроль трудящихся за процессом производства и распределения - все это выступало существенным компонентом идейного содержания доктрины анархококмунязыа. рабочее самоуправление для Кропоткина касалось таких вопросов как общественное распределение продуктов первой необходимости, заведование фабриками и заводами в процессе организации пролзвод-ства, попытки построить хозяйственную жизнь на коммунистических началах. Диссертант подчеркивает, что Кропоткин рассматривая проблему самоуправления в контексте действия закона взаимопомощи и солидарности. Самоуправление, по его мигни», это такое общественное учреждение, в котором, хотя я частично, реализовался исторический опыт человечества. Именно ь самоуправлении ,. утверждал русский мыслитель, воплотились инстинктивны е народные представления об анархош.муиистическом общественном, устройстве«

Б заключение главы отмечается, что философия анархизма в той ее модификации, которую разрабатывал Кропоткин, призвана была опираться на <Золее широкую философию и естествен-нонр.учку» Лазу. Кю и стала "синтетическая философия" как одна иь разио-мдиоогей разрабатываемой отечественной теоретической мыслью "органической" методологии. "Синтетическая фи-■госо{/1я' дошла огг^.тыва.'-ь воз явления природы: физмччзкие, химические л бколегичоок/е. Она же включала в себя и теоретически и^ьясмя'.а лиэнь человеческих сущео-'.'в, социума, опираясь гря этом на иц (уктшзно-эволюционный метод. Модель анархо-ко(.:г'/низмй Кропоткина явилась исторической попыткой соедино-н::я лауки, фнлозоАИИ, общественной практики, политической ш-\;лн и практической философия нравственности.

Четвертая глава - "Христиалско-зтически;! анархизм Л Я.Толстого' - анализирует пути формирования политкческой философии великого русского писателя, его социальные воззрения я деятельность в качестзе религиозного реформатора. Автор считозт, что эта сторона творчества и деятельности Толстого изучена наименее основательно, хотя его социально-политические трактаты и богослояско-эгические сочинения дают богатый материал для подобного исследования. Это относится превда всего к таким трудам Толстого как "Исповедь" /1879/, "Краткое изложение Квангелпя" /18Ы/, "В чем моя вера" /1664/, "Так что же нам делать?" "О жизкя" /1Ь8?/, "Царство

Божие внутри вас, или Христианство не кая мистическое учение,, а как новое жизнепонимание" /1ь93/, "О существующем строе" /1В96/ и др. Именно в них, по оценке русского религиозного философа Л.й.шесгова, отразилась та душевная буря, которая "оторвала гр.Толстого от русской интеллигенции и унесла его к иным берегам".

Показывается, что Толстой как философ-моралист в первую очередь является религиозным мыслителем, чье влияние на неохристианскую философию огромно. Основой своей морально-философской и социальной доктрины Толстой берет христианство. Однако, ото не христианство официозной церкви, а христианство начальное, первых веков своего существования. Это христианство, которое было свободно от связи с государством, и его структурами, связи, которая лишь компрометировала великую идею.

27

В данной главе выделяется проблемное ядро философско-политических и социальных воззрений писателя, его этики. Б основе учения Христа, утвередал Толстой, лежит любовь к ближнему, любовь человека к себе подобным. Она, эта всечеловеческая любовь, составляет и основу нравственно-философской системы самого Толстого. Любить ладей, доказывал он, следует уже потому, что они - люда. Это значит, что вести себя по отношению к другим следует так, как мы ведем себя по отношению к самым близким наг. существам. Такое поведете человека основывается, строго говоря, не на инстинкте любви, а на требовании морального закона. А закон этот повелевает видеть во всех людях своих братьев.

Диссертант утверждает, что этика любви и концепция непротивления злу составляют сердцевину философии и неохристианс- . кой религии Толстого. Она рационалистична по своей сути, как и рационалистична его религия. Однако это положение вещей соответствовало лишь достаточно определенно^ этапу в творческой эволюции русского писателя.

Толстовская этика, помимо своего рационалистического характера, отличалаоь и социальной направленностью. Они ориентировалась на признание равенства всех ладей, базировалась на принципах солидарности, справедливости, что характерно было для философии русского анархоколлективизма. Из этики Толстой выводил свое учение религиозного анархизма, христианской идеей справедливости обосновывал свои социалистические "искания".

Отмечается, что социальная (¿илосо1.ия Толстого - это философия коллективизма. Русский писатель разделял и пропагандировал идеи крестьянского /обаянного/ социализма, йстествоянам, или христианским, состоянием общества представлялась еыу жизнь в общине, обязательный коллективный труд в артели. Идеи • об организации труда и отношении к собственности основывались нь точке зрения земледельца, который, личным трудом удовлетворяет все свои насущные потребности: к сельская община рассматривалась Толстым в качестве главной хранительницы народной жизни, духа народа и его нравственности. .Социальный идеал общины, доказывал он, предполагает сохранение в человеческой душе вековых ценностей: коллективизма, сострадания, взаимовыручки и взаимопомощи 2В

В диссертации показано, что политическая философия русского писателя - это анархоколлективизм. Считая всякую власть общественным злом, Толстой естестванным образом приходил к позиции безусловного отрицания государственной власти, любой |}сриы религиозного, духовного, экономического, политического насилия, то есть к учению анархизма. Насилие как нравственная и теоретическая проблема, принуждение как главный признак государственности, поиски путей борьбы с насилием сквозь призму идей ненасилия составляли центральное звено политического мировоззрения Толстого.

Диссертант отвечает, что проблема насилия изначально переведена была Толстым в плоскость нравственную. Отрицание насилия он выводил , с одной стороны, из учения о том, как человек должен жить правильно, то есть из этики, а с другой -из своей философии социального непротивления. Последняя, как известно, лежала в основе религиозно-политической идеологии последователей Толстого, религиозной секты толстовцев.

Делается вывод, что Толстой, исследуя в своих сочинениях проблему взаимосвязи насилия и власти, переходит к анализу сущности власти государственной. Его концепция приобретает характер этического анархизма. С того времени, утверждал писатель, когда возникло противление злу насилием, то есть борьба кежду людьми, тогда и возникло явление влаоти, сформировались властные отношения. Власть есть насилие, которое применяется меньоинством общества по отношению к большинству, а властные отношения реализуются в борьбе кехду нишь Основа власти есть телесное, или физическое насилие, а ее орудия - силовые структуры. Неприятие насилия сзнач;ало дал Толстого форцу. упразднения власти.

Отрицагше власти и государства Толстым обосновывалось не только с точки зрения социально-нравственной, но и хрисги-анско-религиозной. Он писал, что "государство есть насилие, ■ христианство есть смирение, непротивление, любовь, и потоку государство не ыожет бить христианским, и человек, который хочет быть христианином, не может служить государству". Исходя из идеи установления царства Божиего как идеала христианского совершенства, Толстой приходил к выводу о необходимости упразднения всего, что нарушает эту гармонию: государства, власти, насилия.

Автор обращает вникание на то, что идеал безвластной общественной организации, ненасильственного общества, который можно определить как христианско-этический анархизм, характеризовал собой мировоззрение Толстого. Анархизм Толстого был анархизмом религиозным, поэтому естественно, что он дистанцировался от европейской и русской традиции безрелигиозного анархизма, но в главных чертах ш обнаруживаем родственность. Христианско-этический анархизм Толстого являет собой одну из форм русского анархизма. Отличительной особенностью политической философии русского писателя было отрицание насилия и власти по сугубо нравственным мотивам, поэтому главным средством оппозиции государству такой анархизм выдвигал "непротивление злу насилием". Нравственно-религиозный анархизм Толстого представляет собой важный фрагмент мировой. и отечественной политической и духовной культуры.

В заключении диссертационного исследования формулируются. основные выводы, освещаются теоретическое и практическое значение проделанной работы. Диссертантом отмечаются как положительные, так и слабив стороны учения отечественного анархо-коллективязма.

ШГСШМШ ПО ПРОШЙАМ

дассартшоннои работы

1. Философия анархизма: Очерки истории. Руц. деп. в ИНИОН РАН,« 46768 от 13.07.92 г. - 9,6 и.л.

2. "Я верю в разум!..": Народники-революционеры об атеизме и религии. Л., 1УВ9. - 10 п.л.

3. Акархокоымукисгическая концепция князя П.А.Кропоткина/к 150-летию русского революциоперев // Общественно-политические институты и движения: проблемы теории и истории. А., * 1991. - I п.л. - в соавторстве,

4. К.Маркс и О.Энгельс об особенностях революционного движения в России // Силософия и освободительное движение в России. Л., 1989. - I п.л. - в соавторстве.

5. Свободомыслие и атеизм русских 1>еволюционнюс народников // Социально-философские аспекты критики религии, л.,1987. -1,5 п.л.

6. Революционное народничество и проблема раскола и сектантства в России // Социально-философские аспекты критики религии. Д. ,19ё6. - 1,5 п.л.

7. Революционные народники о реакционной роли "богоискательства" // Социально-философские аспекты критики религии. Д., 1985. - 1,2 п.л. - в соавторстве.

Ь. Народническая критика мифа о "религиозном характере" русского народа // Социально-философские аспекты критики религии. л., 1У84. - 2 п.л. - в соавторстве.

9. С.М.Степняк-Кравчинский о религии и атеизме // Социально-философские аспекты критики религии. Л., 1981. - 1,5 п.л.-в соавторстве.

10. Критика концепции христианского социализма революционными народниками /по работам С.и.Стешшка-Кравчинского и П.Л.Лаврова/ // Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. Д., 19а1. - 1,5 п.л. - в соавторстве.

11. Проблем религии и атеизма в.первых программы* документах партии /1683-1903/ // Вопросы истории КПСС. 1989. № I. - 0,1 п.л.

12. Исторические судьби политических доктрин русского анархизма // Политическая утопия: история и современность. Ростов-на-Дону, 1992. - 0,4 п..л. - в соавторстве.

13. Анархизм как феномен политической культуры России // Русская философия:преемственность и роль в современном мире. Тезисы докладов и выступлений. В 2ч. СПб., 1992. 4.2. -

0,2 п.л. - в соавторстве.

14. Политическая культура России: Исторический очерк /XI - XIX вв./. Учебное пособие. СПб;, 1932. - 3 п.л. - в соавторстве,

15. Планы семинарских занятий и тематика курса "Религия в истории культуры". Д., 1991. - 2 п.л. - в соавторстве.

1С. Планы семинарских занятий и тематика курса философии. Д., 1990. - 2,5 п.л. - в соавторстве.

17. Планы семинарских занятий и тематика курса "История и теория религии и атеизма". Д., 1990. - I п.л. - в соавторстве.

1В. Вводная статья //Кропоткин И.А. Справедливость и нравственность: Избранные произведения. - в печати. - 2 п.л.