автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему: Социально-политические проблемы женского движения во Вьетнаме
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-политические проблемы женского движения во Вьетнаме"
АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ЦК КПСС
На правах рукописи
ХО ТХИ МИНЬ НГУЕТ
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВЬЕТНАМЕ
Специальность 09.00.02 — теория социализма и коммунизма
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва —1991
Работа выполнена на кафедре теории социализма и комму низма Академии общественных наук ЦК КПСС.
Научный руководитель — доктор философских наук, профессор КАРПОВ Г. Д.
доктор философских наук, профессор — ЗУЙКОВА Е. М.
кандидат экономических наук — ГЛАЗУНОВЕ. П.
Ведущая организация — Московская высшая партийная школа, кафедра социологии.
дании специализированного совета К—151.04.12 по теории социализма и коммунизма в Академии общественных наук ЦК КПСС по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84, ауд.3304.
С диссертацией можно ознакомиться в учебно-методическом кабинете кафедры теории социализма и коммунизма АОН
Официальные оппоненты:
Защита состоится
апреля 1991 г. в
ЦК КПСС.
Автореферат разослан
апреля 1991 года.
Ученый секретарь специализированного совета
Т. А. МАЛЫГИН.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность теш исследования. В современных условиях повсеместно возрастает интерес к изучению и освещению общественной роли женщин, составлявших половину человечества, их правам и ответственности за судьбы мира, за будущие поколения. Социальная фешнология обретает права гражданства среди других отраслей знаний об обществе. В Советском Союзе, как это обозначено, в частности, в материалах ХШ1 съезда КПСС, проблемы женщин рассматриваются в свете новых подходов, тесно вплетенных в общий комплекс перестроечных процессов. Во Вьетнаме КПВ также постоянно уделяет внимание женскому движению.
венский вопрос - вопрос о высвобождении женщин из-под исторически сложившихся условий социального угнетения, о завоевании равенства полов - один из сложнейших и жгучих вопросов общественной жизни. Природа распорядилась так, что женщины всегда составляли, составляют и будут составлять половицу человеческого рода. 3 соответствии с законами природы естественное предназначение мужчин и женщин неоднозначно. Взаимное их дополнение создает гармонию жизни, и не природа виновата в том, что естественное различие полов трансформировалось в рабское, подчиненное положение женщин. Унизительная роль женщины в обществе явилась следствием отчуждения человека от своей сущности, что и предопределило деформирование естественной основы человеческих отношений. "Мы, женщины, больше обижены цивилизацией, нежели природой"*, - справедливо заметила одна из героинь произведений О.Бальзака.
По мере развития цивилизации изменяется положение женщины в обществе. Однако на протяжении веков доля основной массы женщин-тружениц оставалась тяжелой. В патриархальной семье женщина зависела от вдасти отца и мужа. При капитализме женщина становится объектом двойной эксплуатации - как работница и
I. О.Бальзак // Собр.соч.- Т.2.- М. Изд. "Правда", 1960.- С.
как представительница пола. Последнее проявляется в дискриминации женщины во всех сферах общественной жизни - экономической, политической, культурной и др;
Прогрессивные революционные движения,как правило, включали в качестве демократической меры также и разрешение женского вопроса. В программе социалистической революции и социалистических преобразований в обществе обязательно присутствует требование последовательного разрешения женского вопроса.
В реалистичных, основанных на.научном понимании путей преобразования старого общества программах, эмансипация женщин означает прежде всего достижения равноправия, облегчение женского труда, защиту права на материнство, обеспеченность в семье, достойное приобщение к общественной деятельности и культуре. Это выражается прежде всего в установлении равных прав мужчин и женщин, закрепленных в законах (конституциях). Фактическое равенство предопределяете^ равными возможностями трудиться и получать равную оплату за равный труд. Обеспечивается возможность получения женщинами образования, гарантируются их права на социальное обеспечение.
Социализм предусматривает обязательное равенство между мужчинами и женщинами. Иначе и быть не может. Однако реализация равенства между ними и при социализме еще далека от обоснованного теоретически и декларированного в программах и обещаниях идеала. Путь решения женского вопроса лежит через всемерное расширение демократии, гласности, плюрализма, законодательное введение правового равенства женщин, повышение их общеобразовательного, культурного и профессионально-технического уровня, через массовое вовлечение в общественное производство и управление делами государства, создание всех необходимых условий для сочетания производительного труда и общественной деятельности со счастливым материнством.
Во многих случаях женщины занимают ответственные посты и порой руководят лучше, чем мужчины. Но революция - это длительный процесс. В ходе решения женского вопроса появились многие социально-политические проблемы, которые нужно исследовать.
- з -
Еще остается в психология пренебрежительное отношение к женщине. Практика показывает: чем выше ранг управления, тем меньше участвуют женщины. Встречается немало трудностей и в осуществлении права на самостоятельность, равенство между женщинами и мужчинами. К тому же старый административно-бюрократический механизм с присущими ему различными негативными методами и установками,не преодоленными еще и сейчас, приводил к серьезным нарушениям права быть хозяином своей судьбы, и это особенно касалось женщин.
3 конечном счете условия для обеспечения достойного места и роли женщин зависят от уровня развития производительных сил, характера производственных отношений, политической и социальной структуры, материальной и духовной основы общественной хззш1. Такие условия не возникают внезапно, а создаются напряженным трудом всего общества. Во многом разрешение женского вопроса связано с преодолением трудностей и недостатков, обусловленных деформациями общественной жизни, остатками бюрократизма и чиновничьего рашодушш к людям, венский вопрос органически связан с решением общих проблем перестройки и обновления общества при социализме.
Диссертация на тему "О социально-политических проблемах женского движения во Вьетнаме" подготавливалась в период, когда процессы перестройки в СССР углубились, противоречия ее развертывания обострились, охватив сперу не только экономического базиса, но также и течение политической жизни, межнациональные отношения, экологическую сферу и т.д. Перестройка стала частью и составным элементом мирового развития, отразилась на судьбах Восточной Европы, оказала влияние на характер строительства социализма в странах Юго-Восточной Азии. Она потребовала нового подхода к рассмотрению женского вопроса в общем контексте мирового развития.
Тем самым актуальность избранной темы особенно наглядно проявилась при исследовании женского движения во Вьетнаме, которое постоянно играет важную роль во всех сферах жизни общества. В настоящее время во Вьетнаме многоукладная экономика пе-
реводится на рыночные рельсы, происходит революционное обновление всех сфер общественной жизни, в том числе и женского движения. Цель обновления в марксимальном раскрытии потенциала социализма, усилении демократизации всех общественных процессов, радикальном улучшении жизни людей. Демократическое движение женщин Вьетнама в современных условиях выражает основные черты этого обновления.
В диссертационном исследовании отражены общие проблемы женского движения, его социально-политические аспекты, рассмотрена роль женщин при социализме, с учетом опыта Советского Союза. Особое внимание уделено положению женщин во Вьетнаме, тенденция!.! развития демократического женского движения в этоК стране.
ростояние исследования проблемы. К женскоцу движению, роли и месту женщин в обществе и в семье давно обращались ученые. В ходе исследования данной проблемы еще раз подтвердилась истина, что последовательная и глубокая ориентация в женском вопросе возможна лишь на основе накопленного опыта, овладения теоретическими знаниями, изучения трудов мыслителей прошлого, произведений основоположников марксизма-ленинизма, а в условиях Вьетнама - работ Хо Ни ¡Лина, опубликованных партийных документов, статей и речей руководителей партии и государства, научных трудов советских и зарубежных авторов, публикаций по этой теме во вьетнамской печати.
Литература, посвященная женскому вопросу, обширна. Но публикациями прошлого невозможно в полной мере объяснить современные проблемы женского движения. Требуются новые работы и новые исследования, обобщающие творческую мысль прошлого и научные обобщения особенностей женского движения на современном этапе.
В диссертации прослеживаются подходы мыслителей прошлого к объяснению роли женщин в общественной жизни, представленных в трудах Аристотеля, Платона, Ф.Бэкона, Ы.^.Руссо, Ш.Фурье,
Д.С.Милля*, русских революционных демократов М.Михайлова, Н.Г.Чернышевского и других2.
Освещение данной проблемы содержится в трудах основоположников марксизма-ленинизма^.
Больщую ценность имеют работы известных марксистов -А.Бебеля, А.М.Коллонтай, Н.К.Крупской, К.Цеткшг*.
1.Cm.: Аристотель // Сочинение в четырех томах.- T.I.- М.: Шсль, 1976.- 550 е.; Платон. Государство // Соч. в трех томах.- Т.З. - часть I.- М. :Шсль, 1971.- 682 е.; Бэкон Ф. О браке и безбрачии, о родителях и детях // Сочнение в двух томах. - 2-е изд. - Т.2.- И.: Шсль, Ю^П. - 575 е.: Руссо д.л. // Избранные сочинения в 3-х томах.- T.I.- М.:Полят-
издат, 1961.- 851 е.; Фурье Ш. Теория четырех движения и вес общих судеб, проспект и анонс открытия // Избр.соч,-М.: Соцэкгиз, 1938.- 312с.; :.Шль Д.п. о подчинении яен-щине.- П.: IÖ96.- 121 с.
2. Си.: Михайлов М.Л. Ненэдкы, их воспитание и значение в семье и обществе. Женщины в университете. Петербург: Карта-bob, 1903.- 245 е.; Чернышевский н.Г. // Поли.собр.соч. -T.I.- К.: ГосПолитиздат, 1939.- 800 с.
3. См.: Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс ф. Соч. - 2-е изд. - Т.23.- С.406-413.- С.473-483. - С.492,- С.494-495.-С.504-505.- С.508.- С.705-709; Энгельс Ф.Положение рабочего класса в Англии // Маше К.. Энгельс Ф. - Соч.- 2-е изд.-Т.2.- С.243.- С.968.- С.372-381.- С.389-390.- С.416-419.-С.433-436. -С.466-473: Энгельс Ф. Принципы коммунизма // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т.4.- С.336 -337; К.Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф.- Соч. - 2-е изд.- Т.4.- С.443-444; Ленин В.И. Развитие капитализма в России // Полн.собр.соч. - Т.З.- С.229.-С. 412-413.- С.547-548; Капитализм и женский труд // Полн. собр.соч.- Т.23.- С.136-137; 0 задачах женского рабочего движения в советской республике // Полн.собр.соч.- Т.39.-
С.198-205.
4. См.: Бебель А. Очерки по женскому вопросу. Еенщина в социализм. - М.: Колокол, 1905.- 578 е.; денщика настоящего, прошедшего и будущего времени.- Лондон, 1895.- S38 о,-Кэллон-тай A.M.Общество и материнство государственное страхование материнства.- М.: Госиздат, 1921.- 265 е.; Социальные основы женского вопроса.- М.:3нание, 1909.- 491 е.; Крупская Н.К. Женщина страны Советов - равноправный гражданин- М.: Партиздат, ЦК ШП(б), 1938.- 196 е.; Заветы Ленина о раскрепощении женщины.- М.Политиздат, 1938.- 86 е.; Цеткин К. Интеллигентный пролетариат. Женский вопрос о социализм.-Одесса; Вперед, 1906.- 50 е.; Социализм придет к победе только вместе с женщиной-пролетаркой! // Сб.статей, 1960.99 с.
Выделяются фундаментальные исследования роли женщин в советском обществе в трудах В.Л.Билыиай, Е.М.Зуйковой, В.С.Цур-манцевой, Н.Д.Овсянниковой, Э.А.Павлгаченко1.
Обширна литература, в которой освещается женский вопрос на современном этапе. Общие проблемы эмансипации женщин, их роли в общественной жизни, раскрыты в трудах А.А.Абрамовой, И.В.Багровой, Е.И.Комаровой, В.В.Любимовой, В.Б.Михайлкка и других2.
Для понимания особенностей женского движения во Вьетнаме важную роль играют труды советских авторов, посвященные этой . стране:Афонина С., Богатовой Е.Р., Глазунова Е.П., Кобелева Е., Макарова Н., Мхитаряна С.А., Тригубенко М.Е.3. Интерес представляет книга английского журналиста Уилфреда Бэтчетта^.
1. Бильшай В.Л. Решение женского вопроса в СССР.- И.: Госполитиздат, 1956.- 247 е.: Зуйкова ЕЛ.Г. и Плаксина Н.Н. Решение женского вопроса в СССР и его международное значение.- П.: Знание, 1976.- 41 е.; 1Дурманцева В.С. Женщины в солдатских
шинелях.- М.: Военное издательство, 1971.- 160 е.; Овсянникова М.Д. Женщины в борьбе за народное счастье.- Г.'.: Политиздат, 1954.- 96 е.; Павлюченко Э.А. ¿Женщины в русском освободительном движений.- М.:Мысль, 1988.- 270 с.
2. Абрамова А.А_ Охрана труда женщин.- ;.:. :Профиздат, 1987.223 е.; Багрова 11.3. венский труд: социально-экономические проблемы.- Киев: Вида школа, 19^3.- 152 е.; Комарова Е.П. ленщина-руководатель.- П.:"ооновский рабочий, 1989.- 173 е.; Любимова в.В. ¿.'енвдны в современном мире.- П. :Наука, 1£89.-358 е.; Михайлик В.Б. Легенды и правда о женском труде.-
М.: Политиздат, 1981.- 62 с.
3. См.: Афонин С.Н., Кобелев Е.В. Товарищ Хо 2Ы '-Тии.- М.: Политиздат, 1980.- 239 е.; Бэгатова Е.Г. Вьетнам: Поиск путей обновления // Проблемы Дальнего Востока. 1988.- № 5; Глазунов Е.П., Исаев К.П. Страны Индокитая.- :Шсль, 1984.- 271 е.; Глазунов Е.П. Социалистическая Республика Вьетнам.- М.: Наука, 1985.- 288 е.; Макаров Н. Вьетнам: традиции и обновление // Коммунист, 1990.- Я II; Мхитарян С.А. Вьетнамская революция:вопросы теории и практики.-М.: Наука, 1986.- 298 е.; Тригубенко М.Е. У1 Съезд КПВ о стратегии социально-экономического развития Вьетнама // Проблемы Дальнего Востока.- 1987. - № 2.
4. См.: Уилфред Бэрчетт. Народ Южного Вьетнама победит. Перевод с английского под редакцией В.П.Готовицкой. - ГЛ. прогресс, 1969.- 229 с.
Ряд публикаций посвяцён рассмотрению специальных вопросов, связанных с историей Вьетнама, традициями вьетнамских женщин, ролью женщин в обществе и т.д. Авторы этих публикаций (на вьетнамском языке) Ле Ван Лыонг, Нгуен Тхи Тхап, Нгуен Тхи Дин, Чан Ван Зиау, Ле Ван и другие1.
Цель и задачи исследования. Главный исследовательский интерес диссертанта сосредоточен на современном этапе развития вьетнамского общества, на участии женщин в процессах строительства социализма во Вьетнаме, в обновлении всех сфер общественной жизни, в перестройке общественных отношений в соответствии с объективно назревшими потребностями подъема вьетнамского общества. В центре исследования стоит человек с его интересами, заботами и стремлениями. Женщины как участницы исторического процесса - это жише люди, со своим отношением к реальной действительности, со своими интересами и повседневными заботами. Обобщить в теоретическом плане мотивы и деятельность женщин на современном этапе и конкретно в условиях вьетнамской действительности - главная цель диссертации. В более конкретном выражении эти цели обозначены:
а) в стремлении диссертанта обобщить и усвоить положительное содержание накопленного опыта научного рассмотрения
женского вопроса как мыслителями прошлого, так и на современном уровне научного познания;
б) в обобщении опыта строительства социализма, егор революционного преобразования и обновления на современном этапе, решения социально-политических проблем. Особую значимость
I. См.: Ле Ван Лыонг. Работа о женском вопросе,- Ханой: изд.
& Вьетнама!
изд. Фуны, 1982; Нгуен Тхи Дин. Никогда не будет другого пути: Мемуары Нгуен Тхи Дин.- Ханой: изд. фуны, 1968; Союз женщин города Хошимина, ленское движение города Хошимина в славном флаге партии. 1.1.- 203 е., Т.2.-456 е.: Г. Хошимин, 1985; Ле Ван - Сердце матери.- Ханой: Ким Донг, 1973; Чан Ваш Зау. Революционная традиция вьетнамских женщин на юге.- г. Хошимин, 1989.- 539 с.
здесь имеет опыт женского движения в Советском Союзе;
в) во всестороннем подходе к ¡.»некому движению во Вьетнаме, в выяснении роли и значения традиций и преемственности исторического прошлого, его связи с сегодняшним днем;
г) в критическом анализе взглядов л концепций, искажающих роль женщин в общественной жизни, освещающих отживающие нравы и обычаи, унижающие достоинство женщин;
д) в раскрытии эптшлпстнческих перспектив разрешения женского вопроса на основе дальнейшего строительства и обновления социализма, вовлечения женщин в демократическое движение за сохранение мира, за создание условий, достойных существования
человека.
Объектом исследования являются конкретно-исторические условия вьетнамского общества, положение аенщлн на различных этапах его развития, их роль в прогрессе л освободительно.) борьбе против социального и национального гнета.
Большое внимание в диссертационном исследовании уделяется рассмотрению роли традиций в деятельности женских организаций Вьетнама. Сегодня женщины выступа№ как активная сила таи, где проявляется их многогранная деятельность, опираясь на все достигнутое общество;.; на предыдущих этапах исторического развития, на участие женщин в хвободительном процессе, в укреплении семьи и воспитании новых поколений.
Методологическую основу исследования составили труда и выводы мыслителей прошлого, основоположников марксизма-ленинизма по проблемам женского движения, современные к нему подходы в свете нового мышления. Тема диссертации охватывает широкий круг вопросов. При подготовке диссертации использованы результаты социологических исследований, проведенных в городе Хошимине в 1989 году.
Научная новизна исследования. Как уже отмечалось в обзоре литературы, по теме диссертации опубликовано немало работ, главным образом советских авторов. Их содержание учтено при подготовке данного диссертационного исследования. Однако автор избрал свой аспект и обозначил для себя некоторые новые позиции.
1. Исследование невского движения во Вьетнаме проводится в органической связи как с обобщением мирового опыта, так и с учетом специфических особенностей развития этой страны. Такое исследование делаетег. впервые, и,поскольку прокладывается дорога для дальнейшего, более широкого изучения данной проблематики, то такой подход содержит новизну и носит творческий характер.
2. Впервые женское движение во Вьетнаме рассматривается также в плане проведения единства активности женщин в освободительной борьбе и защите Родины, их трудовой и политической деятельности, и в выполнепий главной задачи - воспитании новых поколений, укрепления семьи.
3. В отличие от многих публикаций, где женское движение освещается преимущественно с положительной стороны, автор раскрывает трудности и негативные моменты в решении женского вопроса в условиях социализма и, в частности, в ходе строительства социализма во Вьетнаме. Отмечается социальная природа тормозящих моментов, задерживающих высвобождение женщин, затрудняющих их участие в общей борьбе за социальный прогресс.
Драктическая значимость диссертации состоит в том,что на основе проведенных исследований выработаны рекомендации с учетом социальных и политических факторов, активизирующих женское движение. Положения диссертации могут быть использованы при разработке и чтении лекций, проведении семинаров и других видов обучения, а также в массово-политической пропагандистской работе.
Апробация работы, диссертация обсуждалась на проблемной группе кафедры теории социализма и коммунизма Академии общественных наук Щ КПСС. По теме диссертации автором был подготовлен ряд теоретических выступлений на семинарах, а также на советско-вьетнамской научно-теоретической конференции на тему: "Хо Ши Шн - основатель и организатор КПВ", проходившей в ЛОН в мае 1990 г. Научное сообщение на эту тему было сделано диссертантом на секции женщин-ученых в Доме Друкбы.
Опубликована аспирантская работа в сборнике на тему:
"Ленинские идеи эмансипации женщин в трудах Хо Щи. Мина". Имеются публикации диссертанта и в органах вьетнамской печати.
П. СТРУКТУРА, ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДУ
Цель и задачи диссертационного исследования определили общую логику изложения материала и структуру работы, которая включает введение, два раздела, заключение, список использованной литературы и источников.
Во введении обоснованы актуальность, научная новизна и практическая значимость теш, рассматривается состояние ее разработки в научной литературе, определены методологические основы и источники, показаны цель и задачи исследования, сформулирована апробация работы.
В первом разделе - Теоретико-методологические и практические аспекты женского движения на современном этапе" рассматриваются актуальные лроблемы исследования, венское 'движение оценивается в историческом аспекте, в зависимости от особенностей развития общества на том или ином этапе. Различный подход к женскому вопросу обуславливается характером общественного строя, соотношением борющихся сил, степенью утверждения социального прогресса и позицией самих женщин, их организованностью, как социальной силы.
Прослеживается развитие теоретической мысли, призванной осветить естественное и общественное предназначение женщины. Обстоятельно рассмотрены подходы к женскому вопросу в трудах мыслителей прошлого, систематизированы их взгляды на проблемы женской эмансипации. Особое внимание уделено взглядам прогрессивных шслзделей, активных участников демократических движений, борцов за права и свободы ладей. Освещено понимание женского вопроса в трудах основоположников марксиама-ленинизма. Прослеживается взаимосвязь между решением социальных проблем и степенью женской эмансипации в обществе.
Отмечается роль социальной политики при социализме в решении женского вопроса, раскрывается содержание социальной политики партии и государства как условия возрастания политической
и трудовой активности женщин. Подчеркивается,что женское движение развертывается на основе решения тех непосредственно практических задач, которые стоят перед обществом. Это движение эффективно и полезно,если оно опирается на реальности, на достижимые задачи, которые ставит перед собой общество .
Отметив, что все компоненты социальной политики взаимосвязаны, диссертант выделяет приоритетные направления этой политики, имеющие особое значение для женского движения. Рассматриваются условия труда женщин, состояние быта, семьи и воспитания детей. Уделено внимание экологическому фактору в сфере социальной политики. Раскрывая содержание социальной политики при социализме и ее воздействие на женское движение, диссертант стремился последовательно придерживаться объективных оценок, не уходя от показа трудностей и негативных явлений.
Во втором разделе - "Роль кенского движения в реализации социальной политики во Вьетнаме" - освещаются исторические традиции и особенности женского движения во Вьетнаме, гуманистические идеи эмансипации вьетнамских женщин и демократическое движение женщин Вьетнама на современном этапе.
Обращение к историческому прошлому при изучении женского вопроса в современном Вьетнаме обусловлено необходимостью использования положительных традиций, способствующих воспитанию трудолюбия, прочных устоев семьи, отношения к детям, любви к людям и Родине. Патриотические традиции вьетнамских женщин освещены на основе изучения исторического прошлого, многовековой борьбы против чужеземных захватчиков и угнетателей. На конкретных примерах раскрывается значение этих традиций в ходе войны вьетнамского народа против американских оккупантов и их пособников, завершившейся в середине 70-х годов.
Гуманистические аспекты женской эмансипации во Вьетнаме рассматриваются при анализе литературных произведений и народного творчества. Особое место уделено гуманистическим идеям произведений Хо Ши Шна.
Деятельности женских общественных организаций во Вьетнаме на современном этапе посвящена завершающая часть второго раз-
дела. Здесь формулируются программные деля и юс реализации федерацией женщин Вьетнама по сплочению женщин на преодоление трудностей, на воспитание подрастающих поколений, укрепление семьи. Показано,как в женском движении реализуются программные цели Коммунистической партии Вьетнама в строительстве социалистического общества. Уделено внимание внешним связям федерации вьетнамских женщин, интернационалистическим традициям женского движения.
В "Заключении" изложены основные вывода исследования специфических черт женского движения во Вьетнаме и роли вьетнамских женщин во всемирно-демократическом движении и борьбе за мир.
Эти выводы сводятся к следующему.
Во-первых, в оценке женского движения во Вьетнаме требуется конкретно-исторический подход, увязывание реальных возможностей этого движения с уровнем жизни общества, с теми непосредственными задачами, которые оно решает в обстановке переживаемого момента.
Абстрактные, надуманные, оторванные от жизни цели и программы женского движения могут наносить только вред. Такая постановка вопроса вытекает из важного методологического требования рассматривать же- ..кое движение не вообще, а как объединение усилий женщин, т.к. каждая из них - это человек, личность, наделенная сознанием и индивидуальностью, волей и желанием, своим пониманием общественных и личных интересов. Поэтому в деятельности федерации женщин Вьетнама, равно как и женских организаций на местах, главное - доходить до каждой женщины, уметь поддержать ее, убеждать сомневающихся, умело направлять активность я энергию, избегать работы впустую и беспредметного формализма.
Во-вторых, во Вьетнаме, где сейчас, несмотря на известные успехи в экономической жизни, превалирует нищета, бедность, нехватка самого необходимого, ограниченные возможности, где подавляющее большинство женщин живет,едва сводя концы с концами, главное - не допустить разрушения трудовых традиций
вьетнамских женщин, всячески воспитыеэя уважение к труду, прививая убеждение в необходимости и потребности трудиться, а не уповать на помощь извне, способствовать тому, чтобы женщины поняли экономические сложности переходного периода, повсюду проявляли инициативу, направленную на улучшение материальных условий жизни, на улучшение экономического положения страны в целом.
Практически организация вьетнамских женщин может добиваться в этом отношении желаемых результатов. Необходимо учитывать,что в специфических услов.г1ях разсиг:ш Вьетнама, яри многоукладному экономики ванное место в народном хозяйстве страга занимает семейная экономика, ^на, в частности, может сыграть важную роль в смягчении проблемы безработицы, в обеспечении "права на труд" у широкого круга граждан страны. Поэтому Федерация женщин Вьетнама развернула движение под девизом: "Помогать друг другу, развивать семейную экономику". Где бы ни трудилась вьетнамская женщина, к труду ода не может относиться иначе, как этого требуют многовековые традиции: честно, добросовестно, старательно, результативно. Закрепление и умножение этих традиций является насущной практической задачей женского движения Вьетнама.
В-третьих, женщины Вьетнама с пониманием воспринимают те положения проекта новой "Программы строительства социализма в переходный период" Коммунистической партии Вьетнама, где говорится о социальной политике, о том,что ее целью является служение человеку. Речь идет прежде всего о повышении уровня жизни, улучшении условий труда, учебы и отдыха. В проекте новой программы подчеркивается необхэдимхть практических мер, возможность всех трудиться, особенно это относится к молодежи. Труд должен оплзщваться в достаточной степени,чтобы обеспечить нормальные условия жизни, справедливое распределение материальных благ, решить жилищную проблему, транспортную и другие, а также учебу, отдых и здравоохранение. Все это составляет содержание социальной политики, в которой достойное место должны занять забота о женщине-матери, о воспитании и защите детей, забота о здоровье и благосостоянии народа.
Реализация на практике этой социальной политики, ее претворение в жизнь в каждом конкретном случае составляет основу деятельности женских организаций во Вьетнаме.
В-четвертых, женщины Вьетнама воспринимают демократизацию общественной жизни как ту новизну, которую надо осваивать шаг за шагом, отказываясь от традиций, сложившихся на бесправии, при котором женщина не могла подать даже своего голоса. Сейчас они осознают,что демократизация жизни является движущей силой, но эта общая нормула нуждается в переводе на язык конкретной практики, на создание условий, при которых женщины могли бы принимать участие в разработке и претворении в жизнь политических решений на преодоление бюрократизма, чиновничьего бездушия, кор-рупц>л. В политическую проблему превратилось выдвижение женщин на государственные и партийные посты, на их представительство в Депутатском корпусе различных ступеней. Зо Вьетнаме, так же _-.ак и во многих других странах, возникает проблема, связанная не только с формальным выдвижением на высокие посты женщин, а с тем, чтобы женщины обладали объективными данными, соответствовали уровню тех требований, которые предъявляются к ним как к политическим деятелям. Предстоит большая кропотливая и настойчивая работа по расширению политического кругозора и выработке у женщин навыков мыслить масштабно, не замыкаясь в кругу семьи и близкого ей окружения, поднимаясь до. уровня постижения общественных и глобальных проблем.
В-пятых, демократическая организация вьетнамских женщин, начиная с Оедерации и до низовых звеньев, призвана бороться за формирование высокой духовности вьетнамских женщин, против распространяющегося по всему миру интеллектуального нигилизма, безнравственности, пренебрежения к семье и домашним обязанностям. Здесь необходимо вспомнить и в полной мере использовать вековые национальные традиции, способствовавшие формированию у женщин таких качеств, как: доброта, огзывчявость , скромность, благочестие, милосердие, непримиримость к злу. Гуманизация деятельности Федерации вьетнамских женщин является^ одной из важнейших задач.
В-шестых, большую работу Федерация вьетнамских женщин призвана проводить по воспитанию патриотизма и интернационализма в своих рядах. Сейчас, когда реакционные силы в маре пытаются разобщить трудящихся, развести их по национальным квартирам, принизить их права и возможности, а тем самым обеспечить условия для безудержной эксплуатации в интересах капитала, международная солидарность приобретает особое значение. Природе женщин чужд национализм, какая-либо вражда к предетавителям других наций и народов.-И наоборот, женщины с глубоким пониманием воспринимают идеи интернационализма, основанные на взаимопонимании, поддержке друг друга, самостоятельности и независимости. У женщан-матерей прежде всего учатся интернационализму дети.
В проекте нового документа КПВ "Программа строительства социализма в переходный период" дается высокая оценка роли Федерации женщин Вьетнама, так же,как и других массовых и общественных организаций. В этом проекте отмечается,что Отечественный фронт Вьетнама составляет массовые и общественные организации, которые являются самоуправляющимися. В соответствии с законом их деятельности основывается на сотрудничестве и равноправии, на сплочении и солидарности народа в деле строительства и защиты родины, демократизации и обновления общества, воспитания идеалов и революционной нравственности, в реализации прав и обязанностей граждан. Эти социально-политические организации участвуют в управления страной, имеют право контроля над деятельностью всех государственных учрекдений, право выступать с инициативами и иметь представительство в государственных органах.
Федерация вьетнамских женщин является частью международного женского движения. Интересы вьетнамских женщин находятся в одной плоскости с интересами женщин всего мира - это борьба против опасности войны, за свободный и спокойный труд, за счастье детей и прочность семьи. Сейчас, когда война на Ближнем Востоке во всем ужасе и жестокости показала хизническую природу милитаризма, когда на чашу весов истории брошена судьба всего человечества, женщины Вьетнама решительно и открыто заявляют о себе,как о надежной силе в борьбе за мир и социальный прогресс.
По теме исследования диссертантом опубликованы статьи:
1. Ленинские идеи об эмансипация кенщин в трудах Хо Iii Мина,-М.: ЛОН при ЦК КПСС, 1991.
2. Хо Ш Мин и кенский вопрос во Вьетнаме.
В сб. Хо Щи Мин - основатель и организатор КПВ -М.: АОН при ЦК КПСС, 1991.
3. Роль студентки в настоящее время // Шинвиен.- S 7.- 1971 ( на вьетнамском языке)
4. ¿енщана-героиня // Фуны Зиай фонг.- J5 9, 1975 г. (на вьетнамском языке).
Зак. 175 Теп. №
ПМБ АОН при ЦК КПСС г.Москва, II7606, пр.Бернадского,84