автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему: Изменение социальной роли вьетнамских женщин в семье на современном этапе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Изменение социальной роли вьетнамских женщин в семье на современном этапе"
АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ЦК КПСС
На правах рукописи
ФАН ТХИ ТХАНЬ ЧАМ
ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ ВЬЕТНАМСКИХ ЖЕНЩИН В СЕМЬЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Специальность 09.00.02 — теория научного социализма и коммунизма
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
У
Москва — 1991
У
Работа выполнена на кафедре теории социализма и коммунизма Академии общественных наук ЦК КПСС.
Научный руководитель — кандидат исторических наук, и. о. профессора КАЛИНИНА К. В.
доктор философских наук, профессор —
ДАНИЛЕНКО И. С.
кандидат философских наук —
ЗУБЕНКО Л. А.
Ведущая организация — Институт современных обществен ных проблем при ЦК КПСС, кафедра философии.
Защита состоится июня 1991 г. в ^^ час. на заседани: специализированного совета К—151.04.12 по теории научного с циализма и коммунизма в Академии общественных наук ЦК К по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84, ауд. 3304.
С диссертацией можно ознакомиться в учебно-методическом кабинете кафедры теории социализма и коммунизма АОН
Официальные оппоненты:
ЦК КПСС.
Автореферат разослан мая 1991 года.
Ученый секретарь специализированного совета
МАЛЫГИНА Т.
Актуальность темы исследования. Вьетнамское государство все больше осознает огромную роль семьи в развитии общества. Одним из условий изменения характера семьи - от патриархальной к цивилизованной является то, что женщина и мужчина обретают равные права. Осуществление этих прав обеспечивается представлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также социальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющим женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Вьетнам является страной, не прошедшей капиталистической стадии развития, с огромной патриархальной наследственностью. В свое время на прогрессивное значение капитализма указывал В.И.Ленин. В тех странах, которые прошли ягу ступень, капита-лизм"разрушил прежние узкие условия жизни человека, порождавшие умственную тупость и не дававшие возможности производителям самим взять в руки свою судьбу". Капитализм разорвал исконные узы рода, семьи, территориальной общины ... Ртот экономический процесс отразился в социальной области "общим
и ?
подъемом чувства личности ... чувства собственного достоинства.".г
Естественно, традиционное наследие Модальных и дофео-
аальных отношений еще многие годы будет преодолеваться.
в
На характер развития вьетнамского общества, целом семьи, эоли женщины в семье ока зада влхишпе борьба Вьетнама .
за национальную независимость. Колониальное влияние Франции, затем агрессия ССА поставили перед вьетнамским обществом ia многие десятилетия главную задачу - освобождение от порабощения иноземцами. Именно эти исторические обязательства сфор-
[. См.: Конституция (Основной Закон) Союза ССР, глава 6,ст.35.-
М.: Политиздат, 1978. - С.119. >. См.: Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и
кр::гика его в книге г. Струве // Поли.собр.соч. - Т.I.-С.433.
мировали, в известной степени, новый характер семейных отношений, выравняли женщин и мужчин в праве защищать Родину.
Осуществление в августе 1945 годэ под руководством Коммунистической партии Вьетнама национальной народно-демократической революции привело к созданию первого в Юго-Восточной Азии государства рабочих и крестьян. Многолетняя борьба вьетнамского народа против империалистических нашествий за воссоединение страны увенчалась успехом - созданием в 1975 г. единого Вьетнама.
В исследовании проблемы учитывалось и то, что Вьетнам -многонациональная страна. На территории ее проживает свыше 50 народностей. Основная группа - вьетнамцы (вьеты или кини) составляют 85£, расселены в основном в дельтах рек Хонгха и Кнулонг и в приморских районах. Малые народности и этнические группы живут главным образом в горах и предгорных районах занимают примерно 2/3 страны. Известно, что географическое положение, национальные особенности формируют специфический характер семейных отношений, отношения к женщине. Кроме этого, колониализм и американская оккупация повлияли на нравственную сторону семейных отношений. Имеются различия между Югом и Севером Вьетнама.
Что касается новых условий в развитии семьи и положения
женщин во вьетнамском обществе, то здесь адекватно применимо
то, о чем писал в свое время В.И.Ленин: "Возьмите положение
женщины. Ни одна демократическая партия в мире ни в одной
из наиболее передовых буржуазных республик за десятки лет не
сделала, в этом отношении, и сотой доли того, что мы сделали
за первый же год нашей власти. Ш не оставили в подлинном слова
смысле камня на камне из тех подлых законов о неравноправии женщины, о стеснениях развода о гнусных фор^льностях, его обставляющих, о непризнании внебрачных детей, о розыске их отцов и т.п.^- законов, остатки которых многочисленны во всех цивилизованных странах... Мы имеем тысячу раз право гордиться тем, что мы сделали в этой области. Но чем чище очистили мы почву от хлама старых;буржуазных,законов и учреждений, тем яс-
нее стало для нас^что это только очистка земли для постройки, но еще не самая постройка"
Во Вьетнаме в первые же месяцы после революции бьш проведен в законодательстве самый решительны? переворот, касающийся женщин. Прежде всего условия восстановления народного хозяйства требовали, чтобы женщины участвовали в общем производительном труде, занимали здесь такое же положение как и мужчина .'..Здесь речь идет не о том, - как подчеркивал В.И.Ленин, - чтобы уравнять женщину в производительности труда, размере труда, длительности его, в условиях труда и т.д., а речь идет о том, чтобы женщина не была угнетена ее хозяйственным положением в отличив от мужчины ... Даже при полном равноправии остается все же эта фактическая придавленность женщины, потому что на нее сваливают все домашнее хозяйство. Это домашнее хозяйство в большинстве случаев является самым непроизводительным, самым диким и самым тяжким трудом, какой осуществляет женщина. Это труд чрезвычайно мелкий, не заключающий в себе ничего, что сколько-нибудь способствовало бы развитию женщины" Задача состояла не только в том, чтобы включить женщину в материальное производство, но и сделать политику доступной для каждой трудящейся женщины.
Таким образом, ставилась и осуществлялась задача высвобождения женщины от узкосемейной, порабощающей ее личность зависимости путем включения во все сферы жизнедеятельности государства. Изменение социальной функции женщины в обществе оказывает непосредственное влияние на характер семьи, ее структуру» психологию семейных отношений, на воспитание детей, на связь между поколениями. В целом характер семьи во Вьетнаме, как и в любом другом обществе,обусловлен уровнем социально-экономического развития страны. Деформации в осуществлении задач социалистического строительства, снижение жизненного уровня
1. Ленин В.И. Великий почин // Полн.собр.соч. - Т.39. - С.23,
2. Ленин В.И. О задачах женского рабочего движения в советской республике // Полн.собр.соч. - Т.39. - С.201-202.
в 80-е годы оказали негативное влияние на развитие семьи, на положение женщин. Во Вьетнаме предпринимаются определенные меры по социально? защите семьи, женщины-матери, детей.
Актуальность исследования данной проблемы определяется и тем, что оно будет иметь теоретическое и практическое значение применительно и к другим странам Азии.
Актуальность и важность данной проблемы определяется не только теоретической и практической значимостью, но и степенью ее изученности во Вьетнаме.
Состояние исследования проблемы. Проблемы семьи,изменения социальной роли женщин в семье на современном этапе получили довольно широкое освещение в трудах, созданных советскими учеными В них ценным для нас является глубокая мето-
I. Арсюткина О.Н. Образ жизни советской семьи. - Л.: Знание, 1978; Ачылова P.A. Нация и семья. - Фрунзе, 1987; Белякова A.M., Ворожейкин Е.М. Советское семейное право. - М.: Юрид. литература, 1974; Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью. - М.: Мысль, 1988; Васильева Э.К. Семья в социалистическом обществе. - М.: Мысль, 1985, Верб М.С. Любовь и семья в XX веке. - Свердловск, 1988; Витек К. Проблемы супружеского благополучия. - М.: Прогресс, 1°88; Волков А.Г. Семья глазами демографа-. - М.: Знание, 1989; Гаврилова М.А., Тюльпин A.M. Любовь, семья, долг. - М.: Советская Россия, 1988; Голод С.И. Стабильность семьи, социологический и демографический аспекты. - М.: Наука, 1984; Зубенко Л.А. Корень жизни (о роли семьи в формировании личности). - М.: Знание, 198°; Иванов М.А. Боак,семья, дети. - М.: Педагогика,1988; Изменение положения женщины в семье/ Харчев А.Г. (ред.;. -M., 1977; Караджаева Г.А. Рост образовательного уровня женщин в Советском Туркестане (1960-1°85 гг.). - Ашхабад: Инал, 1989; Комаоов Е.И. Женщина-руководитель. - М.: Московский рабочий, 1989; Королев Ю.А. Брак и развод: современные тенденции. - М.: Юрид.литература, 1978; Кунгурова Н.И. Женщина в общественном производстве при социализме. - М.: Финансы и статистика, 1906; Лаптенок С.Д. Нравственная сущность семейно-брачных отношений. - М.: Знание, 1990; Лубенченков Ю.Н., Романов В.И. Женщина и 'власть. - М., 1990; Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. - М.: Наука, 1989; Музнуя A.A., Копейко В.В. Женсовет: опыт,проблемы,перспективы. - м.: Политиздат, 1989; Перестрой ка семье, семья перестройке. - М.: №лсльЛс90; Новая семья в современном обществе. - М.: ИНИОН, 1989; Развитие современной семьи. - Кишинев, 1990; Семья как объект социальной политики. - М., 1985; Семья. - М.: Политиздат, 1990; Харчев А.Г..Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. - М.: Статистика, 1978; Татаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987, и др.
дологическая проработка этих проблем, большой социологически? анализ, исследование достижений и противоречий в развитии этих важнейших элементов в структуре общества. В этих публикациях наряду с философским обобщением проблемы вводится большой Фактологический материал.
Объектом активного анализа советских ученых стал женский труд, участие женщин в общественной жизни .
Проблемы семьи и женпдан широко исследуются вьетнамской общественной наукой. Вопросы семьи изучались в философском, историческом, экономическом, правовом, психологическом, педагогическом, демографическом и национальном аспектах
1. См.: Абрамова А.А. Охрана груда женщины. - М.: Профиздат 1978; Данченко Н.И. Правовая охрана труда женщины в СССР. -Киев, 1985; Женщина и социализм. Теория и практика. - М., 1988; Женщина в науке. - ГЛ.: ЙНИОН, 198?; Женщина в современном мире. - М.: Наука, 1989; Советская женщина: труд, матесинство, семья. - М.: Профиздат, 1987; Труд женщин и молодежи. - М.: Срид.литература, 1990; Панкратова М.Г. Сельская женщина в СССР. - М.: Мысль, 19°0; Шинелева Л.Т. Женщина и общество: декларации и реальность. - М.: Политиздат,' 1990, и др.
2. См.: Дотхай Донг. Политика.в области наоодонаселения и планирование семьи /Тап Ти Са Хон Хок. - 1983. - № 4; Ле Тхи. Рост населения и женщина // Тап Ти Зян Ток Хок. -1987. - № 3; Ле Минь. Культурный уклад жизни в семье // Кхоа Хок Фуни. - 1990. - Я 2; Ле Тхи Ням ТУйет. Вьетнамская женщина через, призму эпох. - Ханой: Фуни, 1978; Ле Хюи Дай. Некоторые проблемы женского населения и труда народностей Тэйнгуена // Там Ти Зян Ток Хок. - 1987. - № а; Май Хюи Бить. Уклад семейной жизни в наши дни. - Ханой; Фуни,1988; Нго Ба Тхань и др. Защита прав женщин и детей. - Ханой: Фуни, 1987; Нгуен Кхань Тоан. Ерак и семья в истории;
Чинь Тхи Куанг. Брак и самья в истории // Тап Ти Са Хой Хок.-1983. - № 4; Чан Куок Выонг. Традиции вьетнамских женщин.-Ханой: Фуни, 1972; "Шонг Лай. К вопросу изучения вьетнамской семьи /Г Кхоа Хок Фуни. - 19^0. - № 2; Фан Ни Кыонг. Социальная политика в отношении работающей женщины // Кхоа Хок Фуни. - 1990. - № I и др.
В последнее время проблема семьи во Вьетнаме привлекла к себе внимание не только ученых, исследователе?, но и находилась в центре внимания государства, общественных организациях. Это объясняется рядом причин. Во-первых, с каждым днем мы все больше осознаем огромную роль семьи в развитии общества, в его прогрессе, е также в гармоничном развитии каждого индивидуума. Во-вторых, не просто объясняются многие явления и процессы, происходящие в семейно-брачных отношениях. Упрочение и догматизация в объяснении изменений в жизни семьи, связанных с изменением функций и положения женщины, матери, жены в семье, привели к немалому числу ошибок в концептуальном подходе к семье и в определении социально-экономической политики в отношении семьи, создав тем самым препятствие на пути реализации ее функции в качестве специфического общественного института (устройства).
Труды ученых Вьетнама внесли определенны? вклад в исследование проблемы семьи в неразрывном единстве с функциями, ролью и положением женщины. Однако эти исследования носили обос щенно широкие характер, уделяя мало внимания системному подходу к вопросу о вьетнамской семье. Можно сказать, что до сих пор пока еще не появились крупные теоретические труды по вопросам семьи и женщин. Представления и оценки, выдвигаемые учеными о современной и традиционной вьетнамской семье, опирались больше на постулаты, чем на жизненную реальность, на изменения роли и положения женщины в семье.
В процессе обновления, осуществляемого в настоящее время во Вьетнаме, вопросы семьи, роль и функции женщины в ней должны изучаться со всей серьезностью и подвергнуться всестороннему, глубокому и системному анализу. Необходимо сочетать теоретические разработки с практическими исследованиями в масштабе всей страны, чтобы не только представлять всю реальную картину о современной вьетнамской семье, но и правильно оценивать сущность изменений, происходящих в семье, предвидеть тенденции ее развития в ближайшем будущем и принимать решения, направленные на ее укрепление и развитие. Это - насущное требование,. котороцу однако современные условия в стране пока не
благоприятствуют, так как экономика и общество находятся на этапе перехода к рыночным отношениям в условиях многоукладного товарного производства, причем семерное хозяйство становится довольно распространенной производственно-предпринимательской единицей. Изменения в экономике и в социальной сфере сопровождаются определенными потрясения™ в семейно-брачных отношениях, что очевидно проявляется в ослаблении некоторку ее черт.
Как оказалось, статистические данные, приводимые в справочных ежегодниках, были во многом ошибочны и к тому же малочисленны, а проводимые опросы не отличаются комплексностью, достоверностью и недостаточны для точных выводов, чтобы быть использованными в научном исследовании. В связи с этим теоретическое исследование проблемы семьи во взаимосвязях с функция-га и местом в не? женщины требует объединения многих с*ер и отраслей, сочетания теоретического мышления с эмпирическими исследованиями.
Цель исследования пэключается в том, чтобы, на основе теории и научения реально? практики проанализировать процесс перехода о? трэдидионног вьетнамской семьи к современно:'';
выявить тенденции движения к цивилизованной семье и повышения социально? роли женилны в семье и обществе-,
раскрыть содержание и направленность государственной политики по улучшению положения женщин в семье и показать трудности ее реализации;
изучить опыт осуществления Советским государством социальной политики в отношении семьи и повышения роли женщин в обществе, в воспитании дете*.
Методологическая основа и источники исследования. ГеОретичес}^ и методологическую основу исследования составили идеи и взгляды основоположников научного социализма, а гак-ке Хо 1. ¡: М::на :: .'.е ¿уана по проблемам семьи и положения жен-дин в обществе.
Важным теоретическим источником являются документы Советского и Вьетнамского государств , КПСС и КТО, общественных згтанизаци''. особенно Комитета советских женщин и Союза вьетнамских женщин.
Теоретической базой исследования были работы ученых, а также политических деятелей Советского Союза и Вьетнама. Ценным исследовательским источником явились текущие архивы Союза вьетнамских женщин,' других учреждений и общественных организаций. Широко использовалась периодическая печать, научные и общественные журналы, отражающие различные аспекты исследуемой темы. Автором использовался также собственный практический опыт работы в Союзе женщин Вьетнам.
Научная новизна работы. В такой постановке - изменение социальной роли вьетнамских женщин в семье на современном этапе - проблема исследуется впервые. Анализируются внутренние и внешние факторы, влияющие на процессы превращения традиционной вьетнамской семьи в современную цивилизованную семью, в которой положение женщин претерпевает существенные изменения и принимает новые формы.
Осуществляя комплексный подход к решению этой проблемы, диссертантом выявляются позитивные и негативные моменты в развитии вьетнамской семьи. Они соотносятся с особенностями развития вьетнамского общества на современном этапе.
К элементам новизны мы относим также анализ состояния социальной защиты семьи и женщин в условиях перехода к рыночным отношениям. Автором исследуются при этом социальные и личностные проблемы матерей-одиночек, причины распада современной семьи.
В диссертации рассматриваются проблемы семьи и положения женщин в семье национальных меньшинств Вьетнама, анализируются их специфические особенности.
Практическая значимость работы.
Содержащиеся в диссертации выводы и рекомендации могут быть использованы при дальнейшем изучении данной проблемы, а также могут быть подспорьем в деятельности государственных, партийных и общественных организаций и прежде всего Союза женщин Вьетнама. Отдельные положения диссертации рекомендуется использовать в культурно-просветительной работе, в курсовой системе подготовки и переподготовки женщин - руководящих и общественных работников.
Апробация работы. Диссертация обсувдалась на кафедре теории социализма и коммунизма АОН ЦК КПСС.
П. СТРУКТУРА II СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка источников и литературы.
Во Введении обосновывается актуальность темы, рассматривается состояние ее разработки, формулируются цели и задачи исследования, определяются научная новизна и практическая значимость работы, показаны методологические основы и источники исследования.
В I разделе - "Методологические и теоретические основы анализа изменения вьетнамской семьи и роли женщины в семье" -раскрываются основные теоретические положения о сущности семьи в обществе, ее социальных функциях, о роли женщины в семье к обществе.
Во П разделе - "Изменение семейных отношений и роли женщины в семье" - анализируется сложный, противоречивый процесс изменения вьетнамской семьи от традиционной к современной, изменение роли женщины в семье и обществе.
3 Ц разделе - "Государственная политика по укреплению семьи и улучшению положения женщин" - обращается внимание, что во Вьетнаме семья и положение женщин находятся в центре внимания государственной политики.
В Заключении даются краткие выводы, формулируются основные задачи в исследуемой области.
Основные положения диссертации.
Классики марксизма уделяли большое внимание исследованию земьи, положению, функциональной роли женщин в семье, рассматривая эту проблему в системе анализа общественного развития. 'Согласно материалистическому пониманию, определяющим моментом з истории является в конечном счете производство и воспроизвод-1Тво непосредственной жизни. Но само оно, опять-таки, бывает деоякого рода. С одной стороны - производство средств к жизни: гредметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого ору-Щй; с другой - производство самого человека, продолжение рода.
Общественные порядки, при которых живут люди определенной исто рической эпохи и определенной страны, обусловливаются обоими в дами производства: ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой - семьи"1.
Семья - продукт определенной общественно-экономической фор нации. Социально-экономические условия на определенном этапе исторического развития - вот важный фактор, определяющий харак тер, структуру, функции семьи.
Опираясь на аппарат государства, каждый класс по-своеьу за богатея о семье, ориентируя ее на следование социально-иолитич ким порядкам, установленным правящим, господствующим классом.
Сколько бы ни прошло эпох, сколько бы ни существовало в ми ре форм семьи и брака, все они свидетельствуют о том, что женщина во все времена была и будет "центральным действующим лицо! семейно-брачных отношений. Общественное развитие оказывает него редственное воздействие на семью, вызывая в ней изменения, и э1 изменения среди всех членов семьи в первую очередь сказываются на женщине.
Чем увереннее развивается общество по пут;: прогресса, тем более создаются благоприятные условия для развития и совершено' вования семейной яизн:: как в материальном, так и в духовном аспектах. Чем более совершенствуется семья, чем более последовательно происходит эмакисипация женщины, тем больше у семьи услс вий для полной реализации высших своих функций, повышения знач< ния семьи как активного фактора ускорения общественного развит! Именно поэтому в отношениях между семьей и обществом женщина щ обретает значение "центрального действующего лица", воплощая взаимовлияние семьи и общества. "Развитие данной исторической эпохи всегда можно определить степнью продвижения женщин по пу^ к свободе, - так как в отношениях между женщиной и мужчиной, ме ду слабым и сильным полом, наиболее отчетливо выявляется победе человеческой природы над зверством. Степень эмансипации женщин! есть естественное мерило общей эмансипации"^. А Ленин, например
I; Энгельс у. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К. .Энгельс <1>. Соч. - Т.21. - С. 25-26. 2. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Святое семество// Соч. - Т.2. -С. .214.
1Сходил из того, что "пролетариат не может' добиться полной звэбоды, не завоевывая свободы для женщин"-'-.
Семья, возникнув на определенном этапе развития перво-¡ытного общества, претерпевает ряд изменений на основе раз-штия производства и в связи с развитием форм брака и род-;тза. В буржуазном и добуржуазных обществах заключение 5рака,как правило,зависело от экономического положения бу-1ущих супругов. Супружеские отношения, основанные на обоюд-юй склонности вступающих в брак, чаще встречаются в среде трудящихся, главным образом пролетарских слоев населения.
Формирование новой вьетнамской семьи проходило под шшшем марксистской идеологии.Суть ее в том, что отноше-шя между членами семьи строятся на началах взаимной любви, )авноправия мужчины и женщины, на единстве интересов лично-:ти и общества, трудового сотрудничества и осуществления >заимной помощи в быту.
Государство оказывает семье и женщинам разнообразную юмощь: содержание огромной сети учреждений по охране мате-шнства и детства, пособия матерям и другие многочисленные иды помощи.
Особое внимание уделяется заботе°женщине труженице и итери. Коммунистическая партия Вьетнама и государство осу-(ествляюг политические, организационные, экономические и :ультурные мероприятия, навсегда раскрепощающие женщин, 'беспечивающие их юридическое и фактическое равноправие с мужчинами.
Благодаря этому женщины всех национальных групп Вьет-гама приобщаются к активному участию во всех областях поли-'ической, хозяйственной и культурной жизни общества.
. Ленин В.И. К женщинам - работницам // Полн. собр. соч. -Т. 40. - С. 158.
Женский вопрос является одним из важнейших в политической жизни Вьетнама. Первым и решающим шагом раскрепощения женщин и установления их полного равноправия с мужчинами явилось свержение власти помещиков и капиталистов.
Марксизм-ленинизм учит, что трудящиеся могут осуществить свою власть, обеспечив деятельное участие широких масс трудящихся женщин в революционной борьбе. Исторический опыт свидетельствует и о том, что ни одно великое движение угнетенных не обходилось без участия трудящихся женщин. Это касается и женщин Вьетнама, вставших рядом с мужчинами на защиту родины.
Особое значение в фактическом осуществлении равноправия женщин с мужчинами и в обеспечении высокой активности женщин работниц и крестьянок в созидательном труде имело решение женского вопроса в стране. Вьетнамское правительство осуществило важнейшие мероприятия по обеспечению роста рабочего класса за счет женщин, по выдвижению их на руководящие посты. Сотни женщин включены в работу профсоюзов и других массовых организаций. Проводится систематическая работа по повышению политической культуры и общего культурного уровня женщин.
В диссертации прослеживается изменение структуры и размера семьи, ее функций, которые усложняются по мере развития общества. Все теснее становится взаимосвязь между обществом, семьей и положением женщины.
В диссертации анализируется сложный, противоречивый процесс изменения вьетнамской семьи от традиционной к современной, изменения роли женщины в обществе и семье. Отмечается, что здесь имеются существенные особенности в отношении города и провинции, различных национальных меньшинств, Севера и Юга.
В диссертации показано, что, несмотря на значительные дастижения в улучшении положения семьи и женщин во Вьетна-ie, немало еще проблем, которые необходимо решать.
Наметился рост числа разводов. С 1959 года, когда был :ринят закон о браке и семье, по 1964 год эффективно осу-(ествлялось право на развод, в результате чего многие жен-даны были освобождены от наследия феодального брака, [овольно большое число разводов в настоящее время является гризнаком прогресса. С 1965 по 1972гсд в связи с борь-1ой против американских агрессоров за спасение родины число (азводов резко сократилось. После подписания Парижского оглашения в 1973 году и особенно после полного освобожде-ия Юга страны во многих семьях появилось множество слож-ых противоречий. Результаты исследований показывают, что 1979 г.оду на 14 пар, вступивших в брак, приходился один азвод, в 1980 году уже на 9,8 пар - один развод, в 1981 оду на 8 пар - один развод-1-. Обращает на себя внимание тот акт, что большинство подавших на развод - мужчины, кадро-ые работники, военнослужащие, члены партии.
Еще одна реальность, на которую мы обращаем внимание, остоит в том, что в структуре трудовых ресурсов некото-ых производств также нарушен баланс соотношения между ужчинами и женщинами. На ткацких фабриках, в сельскохо-ийственных и лесных госхозах, на удаленных дорожных стан-аях обычно 2/3 общего числа трудящихся - женщины, гатистика 9 лесных госхозов северных провинций показыва-г, что 40% женщин в возрасте от 28 до 45 лет не имеют змьи.
Среди рабочих на оборонных объектах в пригра-1Чном районе Чынгшон 31% женщин в возрасте свыше 30 лет
, Текущий архив Союза женщин Вьетнама. - Ханой, 1983 (на вьетн.яз.).
также пока не создали семьи.
На развитие семьи и положение женщин влиял долгие десятилетия низкий материальный уровень жизни во Вьетнаме. Эти и другие вопросы стали вопросами государственной политики.
Обращается внимание, что во Вьетнаме семья и положение женщин в новом обществе находятся в центре внимания государственной политики. Отношение к этим важнейшим элементам структуры общества закреплено в Конституции СРВ.
Вместе с тем, анализируются особенности политики государства и КПВ на современном этапе, когда Вьетнам вошел в новый период своего развития - в период обновления, развития демократии, рыночных отношений, семейного хозяйства.
По данным социологического обследования, Вьетнам все еще является одной из самых бедных стран мира. По всеобщей переписи населения, проведенной I апреля 1989 года население Вьетнама составляют 64,4 млн. человек (в том числе женщины - 51,4$). Число безработных составляет - 7,5 миллиона, среди них 1,7 - 1,8 млн. совсем не имеют работы; у 6 млн. человек есть работа, но она нестабильная*.
Особенно тяжелое положение женщин в провинции, где большие семьи. Неграмотность женщин составляет 11,4$. Женщин со средним профессиональным образованием всего 2,8%, с высшим - 1,6%.
Материальные трудности, тяжелый физический труд в общественном производстве отрицательно сказываются на здоровье
I. См.: Проект стратегической цели политики социально-экономического развития во Вьетнаме до 2000 года. - Ханой, ноябрь, 1990 (на вьетн.яз.).
энщин. Снизился процент женщин, участвующих в государст-энном управлении, в управлении экономикой. Частично из-за граниченности возможностей самих женщин, частично из-за здостатков в подготовке и воспитании женских кадров, но элыпей частью из-за материальных трудностей в семейной азни и в воспитании детей.
Все эти проблемы учитываются в государственной поли-аке в отношении семьи. Прежде всего обращается внимание а экономические основы укрепления семьи и положения
5НЩИН.
Во Вьетнаме партией и государством были приняты аогие постановления, директивы, нормативные акты, на-равленные на осуществление эмансипации женщин, в ,ч. по вопросам участия женщин в государственной дея-вльности.
Организации Союза женщин Вьетнама в центре и на мес-ах также предпринимали больше усилия, внесли серьезный клад в разработку и реализации социально-экономической элитики партии и государства. С февраля 1989 гида по ини-иативе ЦК Союза женщин Вьетнама во всей стране проходит дви-ение под лозунгом: "Женщины помогают друг другу в развитии емейного хозяйства", а также движение, девиз которого -Хорошо кормить и воспитывать детей, максимально ограни-ить количество ослабленных и неграмотных детей". Они при-ли на смену движении "Женщины нового типа в строительстве защите родины", проводимому в течение прошедших 10 лет.
Женские организации всех уровней - от центральных до естных - самостоятельно или вместе с другими организа-нями активно организуют профессиональные курсы для женщин, о отчетам 20 из 44 провинций и городов; по всей стране в Э89 году было открыто 1462 курсов, где женщины учились ать, производить товары мелкой промышленности и ремесла.
Десятки тысяч женпрш были подготовлены на этих курсах, организованных на уровнях провинции, уезда и общины (города, городка и района)1.
Кроме того, женские организации во многих провинциях, городах отбирали своих активистов, имеющих способность и опыт управления, и поручали им организовать производственные (хозяйственные) предприятия с целью обеспечения работой женщин. В провинциях Южного Вьетнама -Хошимине, Лам Доне - были организованы цроизводственные предприятия, которые привлекают к себе сотни женщин. За 1989 год в городе Хошимине женская организация помогла 2344 женщинам найти постоянную работу.
В Ханое были организованы производственные бригады, которые действуют в основном -в области питания и пошива. Только за 1989 год в четырех районах города был:о создано 178 подобных бригад2.
Достигнуты определенные успехи в решении вопроса о занятости женщин. Во многих местах женские организации разных уровней организовали конференции, семинары, на которых женщины обменивались опытом в организации семейной жизни и семейного хозяйства, открывали курсы, на которых женщины обучались необходимым знаниям о воспитании детей. Местные власти отчисляют деньги из своего бюджета для строительства или ремонта медпунктов, больниц, родильных домов, для улучшения условий жизни населения.
В процессе проведения вышеназванных движений женские организации во многих местах нашли эффективные и творческие методы работы. В городе Хошимине за 2 года (1988— 1989) комитет городской женской организации вместе с ком-
1. Текущий архив Центрального Союза женщин Вьетнама. - Ханой, 1990 (на вьетн.яз.О.
2. Там же.
эмольской организацией и городским отделом образования гкрыл 9870 классов для 29787 детей в возрасте от 7 до 3 лет*. В некоторых местах женские организации вместе с здацинской организацией организовали конкурсы здоровых, расивых и послушных детей, "праздник матерей, которые эрошо воспитывают своих детей".
Практика революционного движения во Вьетнаме в тече-ае нескольких десятилетий показывает, что под руковод-гвом партии и государства многие органы, учреждения, об-эственные организации осмысливали значение и роль семьи ля развития общества. Совместно с другими общественными рганизациями Союз женщин Вьетнама был инициатором вижения по оказанию помощи и поддержки семьям погибших, юалидов войны, взял на себя шефскую заботу о сиротах, этях и внуках погибших, пытаясь тем самым компенсировать асть нанесенного Отечественной войной ущерба матерям, энам и детям. Однако помощь и забота семьям не ограни-эна вышеуказанныщ мерами и включает в себя более зжные, фундаментальные и широкие вопросы, требуя капита-эвложений, без которых нельзя поднять уровень жизни емьи и женщин. По своей сути вопрос о семье и о женщинах эсит социально-политический характер. Семья представляет эбой и социальный институт и институт культуры, поэтому эздание семьи нового типа и повышение роли женщин в эмье и обществе является задачей огромной политической начимости.
В диссертации делаются обобщающие вывода, направление на углубление исследовательской работы по данной гме.
. Архив Центрального Союза женщин Вьетнама. - Ханой, 1990 (на вьетн.яз.).
Привлекается внимание к тому, что семья и женщины играют важную роль в обществе: I) как институт его воспроизводства; 2) как институт воспитания полноценных членов общества; 3) семья способствует сохранению хороших здоровых традиций, она через молодое поколение восприимчива ко всему прогрессивному; 4) семья и женщины играют огромную роль в развитии экономики страны; 5) благополучная семья - генератор здоровья и хорошего настроения ее членов.
Дело обновления страны сегодня - это не только обновление экономики, но и необходимость обновления духовной жизни. И это обновление должно осуществляться не только на уровне сознания, но и в реальной, повседневной жизни и прежде всего через семейные отношения.
XXX
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
Женщины и культура-Вьетнама // Социология. - 1983. -№ 3 (на вьетн.яз.).
Облик матери во Вьетнаме // Культура. - 1979. - № 7 (на вьетн.яз.). /