автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Социально-политические взгляды и государственная деятельность Франсуа Гизо

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Таньшина, Наталья Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Социально-политические взгляды и государственная деятельность Франсуа Гизо'

Текст диссертации на тему "Социально-политические взгляды и государственная деятельность Франсуа Гизо"

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Таньшина Наталия Петровна

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРАНСУА ГИЗО

Специальность 07.00.03 - всеобщая история / нового времени/

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

I

Научный руководитель -доктор исторических наук профессор Никитина И.А.

Москва -1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................................3

Глава 1.Развитие французского общества в первой половине Х1Хв. Генезис французского либерализма

§ 1. Постреволюционная Франция: основные проблемы развития..................39

§ 2. Основные этапы жизни и деятельности Ф. Гизо......................................50

§ 3. Развитие французского либерализма в первой половине XIX в.

Орлеанизм.............;.................................................................................92

Глава 2. Политическая философия Ф. Гизо

§ 1, Революции - локомотив французской истории? Гизо об основных проблемах

революций во Франции к.ХХ/Ш - первой половины XIX вв...............................111

§ 2. Гизо - теоретик власти. Теория представительного правления................137

§ 3. Свобода как основная категория либерализма в интерпретации Гизо........170

§ 4.Либерализм, народный суверенитет и демократия: диалог или

конфронтация?..........................................................................................199

Глава 3. Общественно-политическая деятельность Гизо: либерализм и реформы

§ 1. Реформы народного просвещения.........................................................217

§ 2. Гизо и реформы избирательного права..................................................244

§ 3. Гизо и конфессиональный фактор в развитии французского общества.......273

§ 4. Отношение Гизо к социально-экономическим проблемам.........................298

Заключение..............................................................................................310

Список использованных источников и литературы.........................................321

Приложения..............................................................................................333

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. С конца 80-х гг. в отечественной исторической науке наблюдается рост интереса к проблемам западноевропейского либерализма ХЕХ-ХХ вв. Либерализм в XX в. становится все более открытой идеологией, которая включает в себя традиции и концепции других теорий. Либерализм становится все менее монолитным, для него характерны открытость, плюрализм, многовариантность, наличие нескольких течений. К.С. Гаджиев верно отмечал, что «либерализм представляет собой гибкую и динамичную систему, открытую влиянию со стороны других течений, чутко реагирующую на изменения в общественной жизни, модифицирующуюся в соответствии с новыми реальностями» [180, С. 15]. Либерализм перестал восприниматься как узкая идеология, как некая политическая или экономическая доктрина, он рассматривается как особая социально-политическая философия. Отношение к либеральным ценностям стало камертоном нынешней общественной жизни. Само понятие «либерализм» вопшо в политический сленг, превратилось в символ социально-политической философии. Как верно отмечают современные исследователи, главная причина успеха либерализма заключается в том, что он развивал и совершенствовал в себе идеи и ценности, которые способствовали утверждению либеральных обществ и западной цивилизации в целом на ведущих позициях в мире. Несмотря на все свое разнообразие и многовариантность, либерализм имеет в своей основе общие концепции и базовые ценности. К ним относятся идея самоценности индивида и его ответственности за свои действия, неотъемлемые права человека на духовную, политическую, экономическую свободу, плюрализм политических течений, свободная конкуренция, терпимость к другим концепциям, приоритет личности по отношению к обществу и государству, система разделения властей и правового государства, защита принципа частной собственности и свободной конкуренции. В то же время, либерализм — это понятие метаполитическое, когда при существовании

могут быть очень различными. Е.Б. Черняк справедливо отмечал, что «бессмысленно пытаться оценивать либерализм без соотношения в каждую историческую эпоху с тем, что являлось тогда магистральным путем прогресса, подразумевая под последним расширение свободы, развитие политической демократии, благосостояния, просвещенности и культуры населения» [204, С.5]. Либеральные ценности берут на вооружение и неоконсерваторы, и социал-демократы. В настоящее время можно говорить об идеологическом синтезе на основе базовых либеральных ценностей. В условиях изменения состояния общества, в условиях поиска новой системы координат и мировоззренческих установок выявление истоков либерализма, анализ его генезиса, изучение различных моделей, характерных для определенного исторического периода и конкретной страны представляется очень важным и актуальным. История французского либерализма является очень важной и показательной: это страна, способствовавшая становлению классического либерализма, и в тоже время, его судьба оказалась здесь очень сложной. В этом отношении анализ эпохи Реставрации и Июльской монархии очень важен, поскольку эти годы являются периодом становления и развития либеральной идеологии во Франции. В эту эпоху впервые либеральные принципы были опробованы на практике, вошли в обиход повседневной жизни. Итак, Франция внесла существенный вклад в процесс развития европейского либерализма, здесь сложилась своя особая модель, модель умеренного либерализма, наиболее ярким выразителем которой стал Ф. Гизо.

Гизо был теоретиком и практиком либеральной системы одновременно, он стоял у ее истоков, способствовал созданию нового политического режима и присутствовал при крахе своей политической теории и ее практического выражения - Июльской монархии. Несмотря на это, министерство Гизо оказалось самым устойчивым и длительным за весь период Июльской монархии, что вообще не было характерно для Франции. За счет чего правительство Гизо так долго оставалось у власти? Только ли за счет подкупов, коррупции, парламентского большинства, состоящего из чиновников? Нам

представляется, что правительство, возглавляемое Гизо, проводило разумную, продуманную политику, бурному экономическому развитию и процветанию страны и умеренную внешнюю политику, которая должна была стереть из памяти европейских монархов воспоминания о Луи Филиппе, как о короле баррикад, и которая должна была способствовать возвращению Франции в европейское сообщество как страны, которая отказалась от авантюризма и реваншистских идей.

Научная новизна исследования. Франсуа Гизо явился одной из центральных фигур в процессе формирования и развития французского либерализма первой половины ХСХ в. С середины XIX в. его социально-политические взгляды были предметом исследования французских историков и публицистов. В рамках настоящего исследования делается попытка комплексного анализа социально-политических взглядов Гизо и их осуществления на практике; выявления эволюции в его взглядах в контексте развития французского общества в первой половине XIX в. Франсуа Гизо в этом процессе принадлежит особая роль: он был теоретиком и практиком этой либеральной системы одновременно; в годы Июльской монархии он пытался реализовать те идеи, которые были им сформулированы в эпоху Реставрации. Западноевропейский либерализм - это сложное явление, которое имело различные вариации как внутри страны, так и на межгосударственном уровне. Это очень важно учитывать при анализе взглядов Ф. Гизо. Долгое время как во французской, так и в отечественной историографии было принято противопоставлять Гизо - либерального теоретика эпохи Реставрации и Гизо -консервативного министра Июльской монархии, отказавшегося от многих своих принципов. Нам представляется, что такое противопоставление не является правильным. Здесь важно учитывать различия англо-саксонской и континентально-европейской моделей либерализма: в отличие от английского либерализма, который допускает компромиссы, французский, наоборот, является абстрактным, доктринерским, бескомпромиссным. «Эта верность изначально провозглашенным принципам и доктринам имела для французского

либерализма двоякие последствия: она снискала ему репутацию негибкого, чуждого духу реформ, в первую очередь социального плана, но это же доктринерство позволило ему избежать конъюнктурных изменений на крутых поворотах истории» [199, С. 53]. Гизо принадлежал к наиболее умеренному крылу французского либерализма, которому были чужды радикализм и насильственные методы борьбы. В начале XIX в. либерализм во Франции претерпел серьезные изменения, что было связано с острым кризисом идеологии просвещения. К.С. Гаджиев справедливо отмечает, что либеральное мировоззрение в целом, явившееся одновременно и стимулом, и результатом революций к. XVIII- первой половины XIX вв., в конечном итоге приобрело антиреволюционное содержание и направленность [180, С.20]. Нам представляется, что такой подход к анализу социально-экономической и политической реальности и возможностей ее преобразования путем умеренных и осторожных действий является вполне актуальным.

В центре исследования - изучение идеологии орлеангома как концепции «золотой середины», равноудаленной от крайностей, как от республики так и от абсолютной монархии. Гизо же является неким проводником, связующей нитью, с помощью которых можно глубже понять политическую либеральную культуру и в целом историю Франции в годы Реставрации и Июльской монархии, которые явились важным этапом на пути становления и развития французской буржуазной государственности. Ф. Гизо, «пионер» в различных областях научного знания, таких как педагогика и конституционное право, история и социология, вплоть до последнего времени не был широко известен как глубокий политический мыслитель. Причины этого забвения заключались не только в том, что неудача Гизо как политического деятеля дискредитировала его как мыслителя, но и в том, что после утверждения республики и расцвета парламентской демократии во Франции, его политическая философия рассматривалась либо как нежизнеспособная, либо как «порочная». Негативное отношение к политической философии Гизо было связано и с общим подходом к эпохе Реставрации и Июльской монархии как к переходной эпохе, периоду

некоего повторения Старого порядка в недрах новой Франции. Между тем, именно в это время стали появляться наброски современных демократических институтов, формировались основы буржуазной государственности во Франции. Как отмечается в аннотации к работе французского историка Пьера Розанваллона «Момент Гизо», с которой началось возрождение интереса к изучению интеллектуального наследия Ф. Гизо, после кризиса марксистской идеологии и вообще революционных течений мысли, новое поколение должно мыслить по-новому, обращаясь к истокам западноевропейского либерализма, к истокам споров между либерализмом и демократией.

В исследовании делается попытка изучения политических идей Ф. Гизо и их реализации в практической сфере, избегая традиционного противопоставления «либерального» периода в жизни и деятельности Гизо до 1830г. и «консервативного» периода его нахождения у власти; попытка показать достижения и «тупики» французского умеренного либерализма в лице его наиболее яркого представителя, явившегося одновременно теоретиком и практиком новой политической системы.

Основная цель исследования заключается в изучении социально-политических взглядов Франсуа Гизо, его оценке важнейших проблем, стоявших перед французским обществом в первой половине XIX в.; определении роли Гизо в процессе формирования либерализма во Франции и путей его развития и анализ государственной деятельности Ф. Гизо в годы Июльской монархии.

Поставленная цель обусловила конкретные задачи исследования:

1. На основе анализа основных проблем, стоявших перед французским обществом в первой половине XIX в. выявить истоки социально-политической и философской концепции Ф. Гизо.

2. Рассмотреть основные этапы жизни и государственной деятельности Ф. Гизо.

3. Проанализировать процесс развития французского либерализма в первой половине XIX в.

4. Подробно рассмотреть взгляды Гизо на проблемы парламентаризма, становления новой буржуазной государственности во Франции, народного представительства, народного суверенитета и демократии; его отношение к революции как способу преобразования социально-экономического и политического строя.

5. Дать анализ министерской деятельности Гизо в годы Июльской монархии, его роли в проведении реформ народного просвещения, его отношение к расширению избирательного права во Франции.

6. Выявить отношение Гизо к конфессиональному фактору в развитии французского общества.

7. Рассмотреть отношение Гизо к социально-экономическим проблемам Франции первой половины XIX в.

8. Раскрыть роль, которую сыграли идеи и государственная деятельность Гизо в процессе становления и развития французского либерализма.

Вопросы внешней политики и деятельность Гизо на посту министра иностранных дел является предметом отдельного изучения, что выходит за рамки поставленных исследовательских задач.

Объектом исследования является развитие французского общества в первой половине XIX в., генезис либеральной идеологии.

Предмет исследования - изучение социально-политических взглядов и государственной деятельности Ф. Гизо.

Источниковая база исследования. В силу особенностей поставленных исследовательских задач, базовой группой источников являются источники неофициального происхождения. Исключительную роль играют работы самого Франсуа Гизо. Их можно разделить на несколько категорий: 1. Мемуары Ф. Гизо (Mémoires pour servir a l'Histoire de mon temps. T. 1-8. 1858-1867), отражающие итоговые воззрения автора, являющиеся попыткой Гизо комплексного анализа своих взглядов, деятельности и личного отношения к основным событиям французской истории эпохи Реставрации и Июльской монархии. «Мемуары» Ф.Гизо являются ценнейшим источником по истории

Франции, они охватывают период с последних лет Империи Наполеона I до февраля 1848г., не включая непосредственно события февральской революции. «Мемуары» Ггоо еще не достаточно использовались в отечественной исторической науке при изучении как данного этапа в развитии Франции и международных отношений первой половины XIX в., так и при изучении истории идей, прежде всего становления и развития политического либерализма умеренного направления во Франции. Именно вопросам политического развития Франции, развитию парламентаризма и конституциализма отведена значительная часть мемуаров. Несомненным является и то, что в центре авторского повествования, и, соответственно, политической жизни, Гизо поместил себя. В нашей историографии сложилось мнение, будто бы мемуары Гизо полны самолюбования, уверенности в правоте своих идей и действий. Действительно, Гизо очень умело выходит из всех затруднительных положений, обставляя дело таким образом, как будто его политика была единственно возможной и правильной в тех условиях. Все противоречия, существовавшие в обществе, Гизо сводил в основном к парламентской борьбе, борьбе между правительственной партией и оппозицией, при этом страна оставалась как бы в стороне, жила своей, изолированной жизнью. Мемуары содержат очень мало данных по экономическим и социальным вопросам. Лишь в конце последнего тома Гизо поместил резюме об итогах развития Франции за годы Июльской монархии, приводя статистические данные различных министерств. Итак, «Мемуары» Ф. Гизо - это, прежде всего, анализ его правительственной деятельности в области внутренней и внешней политики.

2. Работы Гизо, написанные им в период Реставрации и в более поздние годы по основным политическим вопросам того времени: «О представительном правлении и о современном состоянии Франции», «О правительстве во Франции со времен Реставрации и о современном министерстве», «О средствах управления и оппозиции в современном состоянии Франции», «О демократии

во Франции», «История происхождения представительного правления», «Три поколения».

3. Исторические работы Гизо: «Курс современной истории» Т. 1-4 , «Опыты по истории Франции», «История цивилизации во Франции», «История цивилизации в Европе», «История Английской революции», «Исторический очерк жизни Вашингтона» и другие.

4. Произведения Гизо на религиозные темы, относящиеся в основном ко второй половине XIX в.: «О религии в современных обществах», «О католицизме, протестантизме и о философии во Франции», «Размышления о сущности христианской религии», «Размышления о современном состоянии христианской религии», «Размышления о христианской религии в ее отношениях с современным состоянием общества и ум