автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социальное и индивидуальное в целостном мире личности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальное и индивидуальное в целостном мире личности"
л
а
Сан^т - Петербургский Государственна. университет
На правах ру^опис;1
ЗЖЧЕНКО Юрий Григорьевич
С0Ц;Ш1Ь!ЮЕ А ИЗДВ,ДУАЛЬНОЕ В ЦЕННОСТНО 1МРЕ ЖПНОСТН
09.c0.il - социальная философия
АВТ0?35ЕРАТ
диссертации на соисэчи? учёной стспе*ш кандидата философскис наук
Санхт - Петербург 1992
Работа выполнена на кафедре социально-гуманитарных наук Российского Государственного Гидрометеорологического института.
Научный руководитель - доктор философских наук,
профессор Лазар М.Г.
Официальные оппоненты - доктор философских наук,
профессор Кобляков В.П., кандидат философских наук, доцент Малахов А.Н.
Ведущая организация - кафедра теории культуры
Санкт-Петербургского Государственного института культуры
Защита диссертации состоится " " 1993 г.
в /5" чаоов на заседании специализированного совета К 063.57.38 по присуждении учёной степени кандидата философских наук при Петербургской Государственном университете /199084, Санкт-Петербург, В.О., Менделеевская линия, д.5/.
С диссертацией иокио ознакомиться в научной библиотеке имени А.И.Горького С,- Петербургского Государственного университета.
Автореферат разослан АмУяр-Ц 1993 г.
Учёный секретарь специализированного совета,
кандидат философских нау,., доцент В.А.Аполлонов
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
-----------Актуальность темы исследования
Познание ценностей даёт ьоомокность получить новую информацию о сущности человека, и этот мотив, лежащий в основе данного диссертационного исследования» питает научный, публицистический и художественный интерес к ценностному сознанию личности. Его обостряют усилия сообществе построить новый мировой порядок« основанный на самоопределений й Приоритете личности. Новый отап осознания человечеством своего единства* и мощные тенденции к интеграции, скромно обозначенные как Новое политическое мышление, противостоят деструктивным, во многом необъясним»! процессам дезинтеграции, национально-культурному изоляционизму, ведущему к реанимации неотота-дитаркых режимов. Сложность маргинальной эпохи возрастает на фоне глобальных проблем. Все это актуализирует значение индивидуального выбора, духовных ориентации, ответственности личности за гуманистическое развитие цивилизации, обуславливают тревожное и динамичное состояние её ценностного мира.
Западная культура,- основана преимущественно ня приоритете индивидуальных ценностей. Начальный этап перестройки в СССР был,как известно, так ке ознаменован призывом "начать о себя", и важное значение имеет освоение общечеловеческих ценностей индивидуальным сознанием.
В силу вышеизложенного, объёмом исследования является ценностное сознание индивидуального уровня или ценностное сознпние личности , и структура социального-индивидуального в качество приоритетно! >
я Первый этап связан с именем Лисуса Христа,
- г -
стратегического направления. Они представляются наиболее перспективными, хотя не" исчерпывает всей сложности и глубины ценностного феномена. . Степень научной разработанности проблемы.
• Смещение исследовательского интереса с системкообразующей категории "ценность" на ценностное сознание личности свидетельствует о возрастании значения последнего и о неудовлетворённости марксисте кой методологией в изучеьии ценностей* в качестве сугубо социальных образований.
За отношением "социальное-индивидуальное" легко обнарукивается стараь как мир проблема "личность и общество". Но хотя перипетии отечественной истории говорят о драматизме и сложности этой коллизии, литературе доперестроечного периода с убыващей эйфорией удавалось её разрешать за счёт механического соединения внешних воздействий со стихией ицдивидуально-сокровенного, ибо это были, как правило, оторванные от жизни, сугубо теоретические модели, ввдерашн 1ше в духе общей мифологемы.
Исследование механизмов социальной детерминации личности являв ся безусловным достижением философии и социологии /до начала 90-х годов/, но чрезмерная социологизация - основная её черта и недостаток. Преобладает акцент на общественные отношения, личности же отводится лишь роль объекта воздействия социальных сил, она трактуется как модифицированное социально-культурной ситуацией общественное сознание, в лучшей сдучае - как совокупность социальных ролей. Социальные связи личности строятся на псевдоколлективистской, конформистской основе.
Апофеозом социологи за ции представляется так называемая "деяте-дьностная" концепция личности, в которой личность выступает как бессодержательно-функциональная единица. Эта, по существу, пеобихе-
виористская концепция идеально соответствовала' потребностям бюрократической системы в максимальной управляемости людьми, превраще-_____
нии их в "говорящие орудия", обладающие функциональным сознанием, замкнутым на "рабочее место", лишённые гражданского кругозора.
Причины кроются не в апологетическом энтузиазме отдельных обществоведов, не в некорректности методологического инструмента--рия, а в самом состоянии общественного сознания, в абсолютном господстве парадигммы - примата общего над личным. Нарушение диалектики социального-индивидуального объясняется самим видением проблемм в тоталитарном обществе.
В серьёзных работах, рассматривающих механизмы взаимодействия социального и индивидуального-,, проблемы внутреннего мира личности анализируются лишь в самых общих чертах. В работах А.И.Арнольдова, И.С.Кона, М.И.Бобневой, С.А.Замошкина, С.Н.Иконниковой, И.И.Резвиц-кого, Э.В.Соколова, Т.А.Цуэьииной и других авторов исследуются социальные структуры общественного сознания.и структуры личности. Только Ю.А.Замошкин исследует собственно ценностное сознание, но но на отечественном объекте.
В работах авторов, ставших классикзк'и отечественной сясислог»*:1 /С.Ф.Анисимов, Г.Д.Бандзеладзе, Г.А.Дуачидзе, Г.П.Выжлецов, Ы.С.Кч-ган, В.П.Кобляков, Б.Д,Парыгин, З.Д.Подгорный, В.П.Тугаринов и др./ глубоко рассматривается природа ценностного, в частности, стру?:тура субъектно-объектного отношения. Ценности высшего уровня трактуй« --ся как имеющие общечеловеческую природу /Г.П.Выжлецов/, либо как результат интерсубъективных процессов /Г.Нечаева/. Глубоко проелр-кизавтся социально-индивидуальные, субьектно-объек^ные связи в фунг ционировании фори ценностного сознания /Л.М.Архангельский, О.В.Еут кевич, А.В.^улыга, О.Г.Дробницкий, В.Г.Иванов, И.Кпямкин, Н.И.Крт-ковский, Ю.А.Левада, Ё.Г.Плимак, Н.В.Рыбакова, Л.Н.Стйлович, Д.Ы.Уг ринович и т.д./.
У педагогов-новаторов, пожалуй, в наибольшей мере, звучит обеспокоенность за формирование личности человека-творца. Но и они убеждены в том, что "В человеке нет ничего, чего бы не было в обществе" /Э.Ильенков/, и поэтому озадачены аффективным воздействием на личность социальных ценностей.
У О.Г.Дробкицкого классическая постановка проблемы социального и индивидуального в ценностном свелась к отражению социальных цонностей неким безличным сознанием.
В целом, и в хороших работах проявился избыток социологизма и Недооценка системы и роли индивидуального. В итоге, отсутствуют исследоцания, в которых последовательно рассматривалась бы роль индивидуального в конституировэнии и функционирования ценностного мира личности. Восполнить образовавшийся вакуум призвана настоящая работе.
Цели и задячи исследоцания определяются вышеизложенным. Цель работы - выявление тех характеристик ценностного сознания, которыми оно обладает в личностном измерении. На наш взгляд, именно этот масштаб содержит наиболее существенный свойства ценностного. Подобное возможно на фоне сравнения специфики ценностного сознания и диалектики социального-индивидуального на различных уровнях субъект-ности. Отсюда - задача; рассмотреть социальное-индивидуальное как основополагающую структуру ценностного мира личности в генезисе, функционировании и формировании ценностей. Особого внимания заслуживает изучение статусе ценностей в духовном сознании личности.
Методологическую основу исследования составляют но утратившие своей актуальности принципы историко-материалистической диалектики, социального детерминизма, а также методологические достижения современного обществоведения, в частности, антропологической философское традиции. Одной из важнейсих сопутствуют задаЦ кик раз является выяснение степени применимости марксистской методологии в изу-
чении природа ценностей и реализация современных подходов. Научная новизна.диссертации-ссстпкт~в~следуя;ем:
1. Осуществлен поиск истггюв проблематики в классической литературе в "дойчсиолоппеской" период, Прозначизироват с ьр.-м.ч'» американская социология, установлены и показаны два принципиальных на.» правления.
2. Определены грчиинн нрдаонярюсти к'лорш;о-на1'ериалистииеской методологии, сохраняющая своп значииплт* пря ооциалкни-пр»-;:сиоли» .теской огяозц ценностного, когда ценности обслутавают деятельность. Духовные ценности выводятся нами из субстанциальных сущностных характеристик человека и трактуются не только как определенный уровень отношения человека с социумом, но и как форма связи человека со Вселенной. Ценности практические, в том числе, и ценностные ориентации связываптся с праксиологическим, экзистенциальна; урп-ттг-!, ценности духовные - с подяинчоЯ сущностью чеяезяка.
3. Установлено, что ценностное отношение к действительности как фораа субъектно-объег.тиог о ошсмния универсально для потребностей, интересов и цпчносте(1. Ценносгч выступают как идеальная ¿арма процесса присвоения, ?са;г духовно-практического отношения. В работе предложена двухуровневая иерархическая структура духовно-практического отношения: практические ориентации, потребности, интересы следует рассматривать либо как ценности низшего порядка, либо вовсе относить к котивацнонныы процессам потребления, зачастую не цувдаюадомся в ценностях, а духовно-практические ценности и ценности духовные - процессам присвоения, не тождественным потреблению.
4. Субъектно-объектный подход правомерен и для трактовки ценностей личности или ценностей индивидуального уровня. Процессы присвоения,
а также мотивационкые процессы являются тем механизмов, который преобразует ценности, возникшие на общечеловеческой или интерсубъективной основе, в интимное, мотивируицее достояние личности. Роль ценное- ■
гей, состоит на в воспроизводстве деятельности, а в воспроизводстве самого субъекта, носителя деятельностной энергии и вершителя деятельности. . -
Ь. Ви'яснена роль общесоциальных и конкретных условий в продуцировании ценностей в той мере, в какой они выступают элементами социальной практики. Показано, что свои подлинную роль ценностное сознание обругает в индивидуальном измерении, выступая средством индивидуализации, основой духовного мира личности, способом бытия свободы личности .1 средством движения к ней.
с"'. Доказывается, что в духовном становлении личности велика роль са-иораэвития, которое разводится с самовоспитанием, соответствующим праксиологическому уровню. В отличие от прежних философских и педагогических подходов, в диссертации обосновывается роль саморазвития в формировании гармоничного духовно-ценностного мира личности на стадии зрелости.
7. В работе обозначена роль духовных ценностей в разрешении новых острых проблем социально-духовного развития, возникших на переломе исторических эпох.
Научно-практическая зависимость исследования связана с его научной новизной. Работа может быть полезна как момент осознания человеком своей сущности и положения в мире. Философский и духовно-нравственный материал может оказаться значимым для тех, кто, как и автор, находится между верой и неверием, осмысливая гуманистический потенциал религиозных ценностей. Постановка вопросов, призывав:ци* к поиску истин в сфере фундаментальных проблем личностного бытия, и предлагаемые решения, могут быть интересны слушателям философских семинаров и студентам, использованы при чтении спецкурсов "Социология личности" и "История и философия религии", "Проблемы духовно-ценностного развития личности". V
Апробация работы. Теоретические положения, высказанные в диссер-
тации, неоднократно использовались автором в создании пробто.'н-;;-: ситуаций на семинарахилекционной пропаганде, а такие обсут;г-"и : в научных публикациях, публицистических выступлениях в центрально:! печати, на Всесоюзных конференциях в Ленинграде и на екегодннх вузовских научных конференциях, на методологических семинарах, в учебно-методических пособиях. В частности, апробация идей работы спи лась в рамках философского методологического семинара кафедры социа-'льно-гуманитарных наук Российского государственного гидромсгсор^и--гического института, на заседании которой б марта 1992 г. была рекомендована к защите.
Структура диссертации обусловлена задачами исследования и состоит из введения," двух глав, заключения и библиографии, и соответствует основной концепции диссертации. Так, субординация глав отражает иерархическую структуру ценностного отношения: если первая аналигчч1. ет ценности практического уровгш, го вторая - духовного; если в "< вой главе исследуются, в основном, общие социальные характеристики ценностей, то ео второй - индивидуальные в динамике конкрет'щх социальных процессов и т.д.. Если первая глава, в основном, исходи."" из историко-материалистической методологии, прг..стическ!1-д^ятельно" -ного понимания ценностей, та втирая глава, исс.ледуо:>ал духовные характеристики ценностного, знаменует) преодоление "праксиологического" видения цешюитеЯ и переходит к более широкой методологии,
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введет»! обосновывается актуальность проблемы нештатного мира личности, обусловленная возрастанием индивидуализации, исчер" гаем возможностей "праксиологического", чисто социального объясни:!.;'" инпшно-духоБИкх ценностных процессов сознания.
В первой главе "Методологические проблемы иссле-ования ценностного4 сделач а:сцг;;гг но изучение обдесоциальнкх характеристик прнродн
- а -
ценностного, то есть генезиса, функционирования ценностей, структуры ценностных еубгектно-объектных отноаений. Предпринята попытка проследить историко-философский процесс накопления содержательных характеристик ценностного феномена в философии XIX века и современной американской социологии.
Пирьцй параграф "Ценностное сознание личности в классической философии и современной американской социологии" содераит обзор ве-ду^их философских учений XIX века, которые задолго до неокантианства, определяя своё отношение к обцденному сознанию, выявили целый ряд свойсть ценностного феномена и его роль в духовном мире личности, что подготовило условия для фораировакия аксиологии. Из философских течений нашего века. под углом зрения поставленной проблемы проанализированы фрейдизм, показавший огромную и приоритетную роль индивидуального, и экзистенциализм, трактуювдй личность как процесс становления. Подчеркнуто, что социальное фрейдизм рассматривает только в качестве антагониста индивидуальному, а экзистенциализм связывает с ним неустранимые внешние препятствия совершенствованию личности. В плане различия фрейдизма и неофрейдизма, бег которых невозможно
ности, христианской аксиологии, согласно которой нет ни лучших времен, ни лучших или худшнх народов, но всегда несовершенна личность» несущая бремя ответственности .за свой выбор перед Богом. Совершенство или высшие ступени свободы достигаются не за счбёт других: класса, нации или ивдивида, но за счёт расширения внутреннего пространства духовной свободы.
Содержание ценностного феномена.выявленное философией, явно простирается за пределы традиционного понятия "ценность" и более адек- , ватно понятию "ценностное сознание", которое оправдано уже суцество-
такткнвлений как тоталитаризм, войны, фашизм,- показано сходство и различие взглядов Фрейда и Юнга, открывшего архетипы, интраэкстравер-тивность, зоны психической напряженности - комплексы.
Сегодня невозможно замалчивать достижения религиозной, в част-
впннпн его конкретных форы. Изучение ьолроса показало, что аксиоло-"П!И"к5.,П;15сстоятсльного течения не существует: ачс,:отогнчеся;-ми исследования становятся тогд-ч, когда иаишст ьрадаэься вокруг понятия "ценность" как единства многих олгоделениП и смысл ообраэуптлх проблей личности.
Парулеиле д'.сатектшси сс!иизлыг>гг.~;1н;'.-"«\,г,,;/ч 1ьн,.ч,~ а где. ..<;1п... полнимый потерям в истолковании ценностного $еноыенз и мистификации
чинить ценности зоконац социальной физики. Столкнуваись с проблемой "социально-индивидуальной" двойственности /Г.Беякер, А.Босков/, она разделилась по существу на два направления в зависимости от абсолэ-тизации той или иной стороны: социологическое или структурно-чфунк-циональное /И.Безанц, Т.Парсонс, Х.Гарыан/ и психилогическое /Р.Перри, А«Гп«н, К.Кгзгеон, В.Вклькис/. Уета^зическое противопоставление? социального и индивидуального влечёт аёстчий социологизм в трактовке ценностного, редуцирует его к нормативному по роли и конве-ялт-начьиоиу ::яз •лгтсрпкционистскому по прлроде. Социальное и иццнаидуо -льнов связыьептл лиаъ внешним коммуникативны* образом, социальное яипаотся у4коренбш:ести в индивидуальной, индивидуальное «а толкуется лиаь как нотивационное, его роль ограничивается выбором ценностей, игнорируя конституировяние личность!] св-пго ценностно-духовного «ираГ ггепду ген, баю, би аяям* рассмотреть :ю7.-:ьчц;-:п чач средство преобразования социального в индивидуальное. Обрэ^чет внимание дескриптивный характер определения ценностей. Верность многих сувденнй виериканск'.'-з коллег относительно социального содержания и роли ценностей и глубина их зэиачаний ао поводу ценностного сознания личности показываот применимость инструментария учзззннюс направлений для изучения соответствующих параметров ценностного. Однако в недрах социологических методик утрачивается духовная уникальность личности. Вы-иеизлояенное подтверждает фундаментальное значение структуры "социа-
-Юл
льное-индивидуальное" в исследовании природы ценностного феномена.
Во втором параграфе "Ценностное отношение и его социальные характеристики", осмысливается опыт применения диалектико-материалис-тической методологии к анализу природы ценностей. Классики марксизма обосновали целостное "посюстороннее", материалистическое понимание ценностного сознания как духовно-практического отношения^ исходя из принципиальных посылок об общественной, деятельно-практичес-• кой сущности человека. В рамкЯГУ^социологического/ подхода, оказалось возможным прояснение некоторых важнейших социальных измерений ценностного, особенно, социальных компонентов его содержания и детерминации. Отбрасывать эти результаты в угоду конъюнктуре нельзя тем более, что отечественная аксиология развивается на диалектико-материалистическом фувдаменте. Но сегодня он оказывается узким в силу потребности исходить из единства материального и духовного, преодолевать' ограниченность классовых модификаций общечеловеческой морали, раскрывать и осваивать гуманистический потенциал религиозной аксиологии,
' Тем не менее, в работе сделаны следующие уточнения относительно этой методологии. Во-первых, ценности в какой-то мере действительно выступают как превращенная форма социальных отношений, несут в себе закодированную социальную информацию, дающую возможность участвовать в кизни социального целого,в том числе б качестве регулятивов, что должно бы вписываться в термин "опредмечивания-распредмечивания''. Однако в этих процессах, в недрах социальных отношений рокдаются не сами ценности, как считалось ранее, а-лишь предпосылки ценностей, «. та носители, потенции, которые превращаются в деЯ,гл>ительность в русле процессов' "отчуждения-присвоения". Тем самим, под генезис ценностного подводится более широкий круг оснований.
Ьо-вторых, ценность ~ идеальная форма процесса присвоения, нищающего мир "его чуждости" /Г.Гегель/. Для возникновения ценностного необходим субъект, но откодь на субъект дслтельносх;;, о субти?
- II -
• (
присвоения /аксиологический субъект/, утверждающий себя ь мире и
присваивающий его через потребность, интерес-и ценность—ценностНое отношение. Тем самым,обеспечивается воспроизводство самой способности субъекта ко всё более полному присвоению. Направленность?) на субъект /через объект/ "корыстный" аспект присвоения отличается от объективно-отражательного. Ценностное отношение, составлясцее глубинную основу всех форм ценностного сознания,'фиксирует промежуточное состояние между субъектом и объектом, когда они находятся на пути друг к другу.
В-третьих, в рУ°ле диалектико-материалистической методологии несомненная связь ценностей с действительностью.понималась как рождение ценностей в деятельности с целью обслуживания через целепола-гание всё той же деятельности, в силу чего во многих работах наблюдалось прямое связывание ценностей с любыми деятельными актами. Такая трактовка бессильна в постижении собственно духовных ценностей. Так, например, гносеологическая концепция 'религии, сформулированная Энгельсом, и социологическая, предложенная Мчр-ссом, не исчерпывает всей глубины и сложности религии как духовного феномена. Ввиду обнаружения огромной роли субъекта в ценностном представляется целесообразным продолзить его дальнейший анализ через субъектно-объект-ное отношение.
Параграф третий. Субъектно-объектное в ценностном сознания.
Анализ субъектно-объектных связей позволяет глубже понять механизм социальных трансформаций в ценностной. Ни субъект, ни объект сами по себе не создают ценностного отношения, таковое создаёт связь между ними. Лное ведёт к смешньанж) субъектных и объектных характеристик. Поэтому требуется уточнение границ и субъекта, и объекта, как субъектов отношения и их свойств - субъективного и объективного. Мы не отождествляем ценности' с их материальными носителями. Объективная основа ценности - это возможность, заключённая в предмете,
или значение объекта для субъекта, обусловленной потребительной стой- . мостью предмета. Объективное неотделимо от содержания предмета, хотя нетождественно ему. Роль объективного проявляется только во взаимоотношении с субъектом, в диапазоне его потребностей, но способность удовлетворять эти потребности принадлежит но субъекту,а объекту-. Самое главное, по нашему мнению, состоит в том, что объект здесь выступает в идеальном виде, в "аффективно-волютивном, психологическом выражении" /О.Дробницкий/, т.е,в форие мотивационных устремлений, конкретного энергетического импульса, или здесь проявляется "аксиологический объективизм" /Н.Чавчавадзе/, когда под влиянием субъекта и субъективного преобразуется все свойства объекта.
тоглтга.
Оубъективное доминирует в Ценностном сознании в ейл^сх. Ценностное отношение возникает только в связи с субъектом; 2. Цногие предметы аккумулируют свойства, приобретённые в деятельности и других проявлениях активности субъекта; 3. Объекты под влиянием субъекта приобпетают субъективные свойства, "оживают" /О.Дробницкий/, а "природа загорается ценностным светом" /М.Каган/, действуют как субъекты, приходят в движение; 4. Субъективное является критерием ценности и оценки.
Специфика ценностного познания только подчёркивает абсолютное преобладание субъективности. В ценностном познавательный момент подчинен интересам субъекта, ибо устанавливается не истинная значимость предмета, а его значение для конкретного субъекта в конкрет!Сых обстоятельствах места и времени. Эта оценка, хотя она, конечно, детерминирована и объектом, отракзет" не столько свойства предмета, сколько свойства оценивающего субъекта. Одно дело - выяснить, что собой предмет представляет .объективно, и другое - что он значит. ЛетяярШ самолёт, с одной стороны, представляет физическое тело, но очень важно знать, что он везёт: бомбы или гуманитарную помочь. Поэтому вся человеческая практ-яа входит в петое определение предмета*.
Ценностное и научное различаются не' предметом, а способам размиялення о нём, средствами приобретения знания. Адам и Ева были, нэчаэаны, -по существу,—за игнорирование ценностного способа познания, ибо в ценностном истина должна быть пережита.
В научном познании ценностный момент подчинен познании. В единстве ценностного и научного ведущая роль принадлежит присвоению. Отношения науки и ценностных форм познания непросты, что прослежено на материале религии. Вышеизложенное даёт повод утверждать, что не деятельстное /ценное "присвоение" не нуждается в деятельности/, а активно-энергетическое' начало составляет субстанциальную характеристику человека. Попутно рассмотрены и некоторые другие вопросы /анализ ценностного как духовно-практической структуры, показано место функций значения, целеполагания, роль ценностных ориентация, представляющих состояние актуального перехода духовного в практическое и наоборот/. Показана роль идеалов как "совершенства без ограничений* и роль выбора как средства решения проблем многозначности бытия. Главный вывод параграфа состоит а абсолютном преобладании субъекта и субъективности в ценностном. Рассмотрение социально-практических аспектов ценностного проведено на базе историко-материалист;гческой методологии, не оставившей места для духовного качества ценностей, кроме как предположения о том, что духовное отторгается от полезности и вбирает в себя духовное содержание субъекта так же, кат предмет становится вместилидом субъективности. Истоки ценности связаны но только с социашю-практичесяой, но и с духовной сущностью человека , для выяснения чего необходимо обратиться к индивидуальному, уровню ценностного сознания, что будет осуществлено во второй главе.
Вторая глина "Цтннпстн личности" состоит из двух параграфов, первый из которых "Ценности как индивидуальное и духовный феномен личности" анализирует специфику индивидуального уровня ценностного .
сознаний^, в связи с переходом на адекватную основу /личность/. Прослежено изменение ценностного при движении по уровням субъективности на материале религии. На уровне личности единый ценностный феномен различимо распадается на составляющие его потребности /"предмет необходим"/, интересы /"предмет- выгоден, интересен"/» ценности /"предмет мне дорог"/. Господство деятельностног'о подхода привело к дея-тельностной трактовке ценностей /В.Брожик, Г.Парсонс, М.Розов, О.Це-ликова и многие др./. В течение двух десятков лет ценностное сводилось к этическому, этическое - к поведенческому, идеалы отовдеств-лялись только с избирательно-позитивным-содержанием, ценности вывелись из общения, а не из всей духовной биографии личности, отождествлялись ценности с оценками, хотя оценки не могут абстрааироваться от предметов и в ценностях лишь узнаются. Оценки принадлежат субъекту практики, а ценности - субъекту аксиологическому. Всё это - следствие социологизаторского подхода, вытекающего из самой сути марксизма.
Дело в том, что в последнем происходит редуцирование сущности человека к конкретно-историческим, относительным, текучим формам его существования. Деформированной оказалась сама база человеческого бытия, онтология которого включает и существование и сущность, представляющие реальные измерения личности, её ценностно-духовного мира. Потребности витального порядка, деятельностно-практические мотивы, социальный активизм и даже политическая деятельность относятся к , уровню существования /экзистенциальному или пракс1?логическому уровню/. Отсюда вывод: компоненты ценностного сознания не однопорядковые, а разноуровневые явления. Потребности, интересы, ценностные ориентации, оценки, . обслуживающие деятельность, соответствуют уровню существования. Духовные ценности личности, а равно и высшие потребности относятся к сущности человека.
В работах последних десятилетий по проблемам личности в один ряд ставились явления, относящиеся к разни.! этагам человеческого зна-
ния, смешивались сугцнсспгые и конкретные формы индивидуальности, что
особенно 'типично для работ Л.П.Буевой и О.П.ЦеликовоЯ. Структура __
ценностногсГсГознания онтологична, поскольку воспроизводит онтологию бытия. Философия XIX веко ощудала эту многослоЯность и. нз связывала её со стратегическими основаниями, относила к духовно-ценностноку значимое не для преходящего, а для непрерывного воспроизводства всей нашей аизни в её целостности. В "психологической школе" таме разводятся ценности и конкретные цели, мотивации, ценностные ориентации.. В екэистенциалнзме; утверждается, что человек всегдн егггь неизмеримо большее, чем конкретные формы его наличного бытия, фрейдизм способствовал и пониманию ценностей как глубинных детерминант личности, вбирающих в себя всю её биографию, а на только опыт общения. О.Г.Дробницкий,по существу,противопоставлял в своих определениях ыотивационные моменты и собственно ценность, хотя он оставался а ца— зоа на уровне ситуационно-практического понимания. Как яавастно, и "лассики марксизма связывали с духовным началом специфику человека, разделяя уровни грубых потребностей и свободы.
Двухуровневый состав ценностного сознания обнаруживает особьД статус духовных ценностей личности. Они представляют не столько закодированную форму социальных отнозений, что скорее, распространяется на социально-делтедьностныа ориентации, сколько ото - шифр особого назначения и места человека в нире, особой, возгюлно, космической природы человека, ^гховные ценности - форча свободы и средство прорыва к высшим уровняй бытия, к подлинной сущности человека.
В параграфе рассматриваются подробные социальные определения • ценностного. Ценности ровдаются на пересечении индивида с бесконечнш, например, с социумом или с общечеловеческими ценностями, Ко сегодня человек трактуется у«е как частица Вселенной, как микрокосмос, един. ственно определенной чертой которого является Незавершенность, способ-
i »
ность и открытость к дальнейшему развитию. Ценности предназначены
для встречи с неопределенностью. Духовно-ценностная монада личност представляет нересцеплённыА уровень субъективности, индивидуальное ти.
Ценностное регулирование "изнутри" /новозаветное/ соответству высший уровням личностного развития, в отличие от внешне необходим го /"ветхозаветное"/. Общее в ценностном не тождественно социально ыу. Социальные условия образуют лисп» внешние условия развития личности, но только личность определяет способ поведения в заданных о стоятельствах. Итак, на уровне индивидуального ценности обнаруасива вт свои сущностные качества. Ценности выступают как основной элеме духовного мира, личности.
Во втором параграфе "Роль индивидуального в формировании ценн ногосознания личности" обосновывается роль саморазвития применител но к духовно-ценностной сфере личности, что. соответствует специфик субъективности в ценностном и реализует общеисторическую закономер ность возрастания роли индивидуального. Сегодня требует пересмотра структура социального-индивидуального с позиции приоритета личности. От "страдания - к совершенствованию" прошла путь мировая культура. Вакнсйшм является духовное совершенствование. Каждый ин дивид, представляющий эмбрион личности, развивает • себе духовные качества, опираясь на культуру.
В работе показывается несостоятельность былых иллюзий в отнош< Нии самовоспитания, разделяемых автором. Вместе с тем, устанавливается, что самовоспитание соответствует уровню существования, поскольку изменяет качества личности с целью повышения её социальной эффективности. Духовному, сущностному прогрессу более адекватно саморазвитие, предметом которого, в первую очоредь, являются ценно* ти личности.
В заключении подводятся итоги исследования, ставятся новые проблемы.
юванных работ, отражающих гдеи исследования, предст!
1. Зинченко Е.Г. Ценностная ориентация и другие элементы личности
У/ Тезисы научно-теоретической конференции. - !"5уляб, 1973.-с. 15-19.
2. Зшгченко Е.Г. Социальные характеристики ценностей. Там жетс.19-21.
3. Зинченко Е.Г. Роль социологической теории в исследовании процесса формирования некоторых ценностных ориентации. Там же.-с.22-24.
4. Зинченко С. Социальное планирование на производстве //"Коммунист Таджикистана".-1974, № 7.-0.77-82.
5. Зинченко Ю.Г. Ценностная ориентация кяк категория // Проблем» исторического материализма. Учёные записки, т.96.-Душанбе, 19%.-с. 163-178.
6. Зинченко Г.Г., Боборыкин В.Е. Роль ценностных ориентация в мотивации трудовой деятельности // Сознание и диалектика процесса познания. Межвузовский сборник.-Иваново, 1979. - с.91-100,
7. Зинченко Е.Г. ¡'(¡пользование моральных стимулов в повышении академической успеваемости студентов /'/' Методические указания по тр-
ме "Пути совершенствования учебного процесса", ¡{ьаново, 1980.-с.38-41. 0. Зинченко Е.Г. Роль самовоспитания в духовном развитии личности // Духсьное производство и личность. Ыежвузовский сборник.-Л., с. 130-145.
9. Зинчонхо Е.Г. Дцеи интернационального воспитания в преподавании
(У,5Потлг-шпг{ ттлу.- // Методические уклппнпя.-Иваново, 1903.--с. М-С?..
/£> динченконз^Вепикиеидеине умирошт.пП^а^(/о"./У90. Щопрепя.