автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социальный контекст взаимодействия внутреннего и внешнего миров личности

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Ташинова, Татьяна Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Пятигорск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социальный контекст взаимодействия внутреннего и внешнего миров личности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальный контекст взаимодействия внутреннего и внешнего миров личности"

005018316

На правах рукописи

/

ТАШИНОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

«СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВНУТРЕННЕГО ВНЕШНЕГО МИРОВ ЛИЧНОСТИ»

Специальность 09.00.11. - «Социальная философ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

19 дпр гт

Пятигорск - 2012

005018316

Работа выполнена на кафедре истории, философии и правовых учений Пятигорского государственного гуманитарно-технологического

университета

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Станкевич Леонид Павлович

Официальные оппоненты: Доктор философских наук, профессор

Ермакова Лариса Ивановна

кандидат философских наук, Алпатова Кристина Александровна

Ведущая организация: Липецкий государственный

педагогический университет

Защита диссертации состоится 27 апреля 2012 года в 13:00 на заседании диссертационного совета ДМ 212.194.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) наук при Пятигорском государственном гуманитарно-технологическом университете по адресу: 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр. 40 лет Октября, 56.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ПГГТУ по адресу: г. Пятигорск, пр. 40 лет Октября, 56.

Автореферат разослан 27 марта 2012 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор исторических наук, профессор / Г.Н. Рыкун

І. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы исследования. Феномен личности является фундаментальной категорией философии и выступает смысловым центром практически любой философской системы. Сложность определения категории личность состоит в невозможности однозначного подведения её под какое-либо более широкое родовое понятие, поскольку личность - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Проблема социально-философского анализа категории «личность» весьма интересна, поскольку открывает перед нами не только проблему смысла данной категории, но и диалектику её развития и формирования, посредством взаимодействия и взаимопроникновения внутреннего и внешнего миров личности. Как отмечал С.Н. Булгаков - «...Всякий человек есть неразгаданная тайна, хотя мимо нее обыкновенно проходят не замечая, в особенности же это ясно относительно тех людей, которое раскрывали свою душу, но чем больше они ее раскрывали, тем загадочнее и таинственнее она оставалась, и неразгаданными сходили они в могилу. Последнее слово, тайна живой индивидуальности, ее духовная сущность оказалась все-таки невысказанной, творческий замысел, взывавший к бытию эту живую душу, нераскрытым, и о том, что же действительно было самым важным, подлинным, существенным в человеке, приходится только гадать и спорить»1.

В рамках повседневной жизни (на уровне обыденного познания) можно допустить отождествление категорий человек и личность, однако социально-философский анализ дифференцирует эти категории, используя категорию «человек» как усредненное и обобщенное понятие, наделяя «личность» при этом социальностью, благодаря которой становится возможным и её формирование. Философское постижение личности всегда разворачивается не просто через реконструкцию её сущностных характеристик, но через осмысление её бытия в мире, где «человек (а, значит и личность) - это в известном смысле все» (М. Шелер)2.

В рамках истории философии личность традиционно понимается в единстве таких ее основных модусов, как тело, душа и дух - в прошлом и субъективное, объективное, внутреннее и внешнее - в настоящем. Актуальность исследования проблемы внутреннего мира личности заключается в том, что в центре всего мироздания стоит личность и её социальная сущность, активность которой зависит от особенностей внутреннего мира личности (его направленности, содержания и пр.), а своё воплощение находит только во внешнем социальном мире.

Современный этап развития западной и отечественной социально-философской мысли характеризуется усилением интереса к человеческой

Булгаков С.Н. Венец терновый. Памяти Ф.М. Достоевского / Булгаков Сергей Николаевич ' // Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. - СПб., 1997.

Грицанов A.A. Гуманизм / A.A. Грицанов // Новейший философский словарь. - Минск' Изд В.М. Скакун, 199.

индивидуальности, к постижению и осознанию места личности в ходе истории, настоящего и будущего3. По оценкам многих исследователей этот интерес будет возрастать всё больше и больше, поскольку нарастание научно-технического прогресса и новейших технологий стирает место личности, и вместе с тем, нуждается а постижении личности4.

Содержание и выводы данной работы, на наш взгляд, позволят не только исследовать особенности формирования внутреннего мира личности, но и проследить процесс взаимодействия и диалектики внешнего социального и внутреннего миров личности, в условиях постоянно эволюционирующей социальной действительности.

Степень научной разработанности проблемы. Представленные ранее исследования по данной теме рассматривают проблему личности только в одной плоскости, с учётом специфики исследования (например, социология освещает в большей мере социальную составляющую вопроса человеческой индивидуальности; психология, напротив, заглядывает в глубины человеческой психики), мы в данной работе постарались представить внутренний и внешний миры личности с учётом всех, открывающихся нам граней: социальная обусловленность внутреннего мира, структура внутреннего мира, взаимодействие и взаимовлияние внутреннего и внешнего миров личности. При этом необходимо отметить, что только социальная философия освещает взаимодействие внешнего и внутреннего миров, слияние субъективного и объективного, и как порождение этого - внутренний мир личности.

Интерес к исследованию человека зародился ещё на Древнем Востоке где были сформированы первые телесно ориентированные практики, направленные на постижение духовной сущности человека и её воплощение во внешнем мире (например, йога). Мыслители разных исторических эпох вскрывают и рассматривают проблему взаимодействия внешнего и внутреннего миров личности (Сократ, Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, К. Маркс, H.A. Бердяев, Ю. Хабермас и др.).

Для определения связи и взаимодействия внешнего и внутреннего миров личности нами были рассмотрены основные философские направления (философия жизни, экзистенциализм, феноменология, персонализм, марксизм, философская антропология, постмодернизм), затрагивающие интересующие нас проблемы.

Каждое направление формирует своё представление по вопросу соотношения внешнего и внутреннего миров личности, вкладывая определенный смысл и содержание в понятия: «личность», «внешний мир», «внутренний мир».

Так, представители философии жизни - Ф. Ницше, С. Кьеркегор, В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Шопенгауэр, Г. Зиммель, А. Бергсон и др., рассматривали личность как микроноситель всей социальной истории, а её

3 Мареева Е.В. О бессмертии души (Аристотель и современность) // «Вопросы философии», 2002, № 12.

4 Оруджев З.М. Культура и цивилизация. (Журн. «Вестник Московского университета». 2007г. № 4. В соавторстве с проф. Кузнецовой Т.В.).

внутренний мир - как способность познания всех форм бытия. При этом, по мнению представителей этого направления, не внешний мир определяет тип человека конкретной эпохи, а, напротив, тип человека определяет, показывает достижения человечества (Ф. Ницше).

Экзистенциалисты - М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, Н. Аббаньяно, Л. Шестов, H.A. Бердяев и др. рассматривают внешний мир не просто как эмпирическую данность, в которую погружен человек, а как экзистенцию, существование человека в бытийном пространстве, постигаемом и порождаемом этим же человеком, его внутренним миром. Одной из главных установок экзистенциалистов выступает противопоставление социального и индивидуального бытия (внешнего и внутреннего миров). И философия жизни, и экзистенциализм говорят о синтезе двух уровней в жизни человека: биологическом и социальном, а также о необходимости постижения внешнего мира посредством внутреннего.

Феноменологическая трактовка взаимодействия внешнего и внутреннего миров личности представляет собой попытку проникновения к истокам человеческого опыта и познания, сознания и открытия сущностных черт феноменов и явлений (Э. Гуссерль, М. Шелер, Э. Кассирер). Жизненный мир личности, по своей сути, является синтезом внешней реальности и особенностей внутреннего мира личности5.

Персоналисты, Б. Боун, Дж. Ройс, У. Хокинг, Г. Мадинн, П. Рикер, Э. Мунье, Ж. Лакруа, Н.О. Лосский, С.А. Левицкий, В. В. Зеньковский и др., на первый план выдвигают человеческую личность во всей полноте её конкретных проявлений, с её неповторимой индивидуальностью, уникальным внутренним миром. Внутренний мир, по мнению персоналистов, - созданная Богом внутренняя реальность, наделенная активностью, свободой, творческим потенциалом, являющаяся наивысшей ценностью, а внешний мир - это сама личность и порожденная ею реальность. По мнению Р. Т. Флюэллинга, основой внешнего мира, созданного человеком, является его внутренний мир.

М. Шелер, X. Плеснер, А. Гелен, Л. Бисвангер и др. представители философской антропологии, подхода, использующего данные естественных наук, социологии, психологии, этнографии, истории в качестве необходимого условия для ответа на вопрос о сущности человека, отмечают необходимость наиболее полного исследования внешнего и внутреннего миров личности, а так же рассмотрение их взаимодействия и взаимовлияния.

Биологическое направление (А. Гелен) предполагает, что сущность человека необходимо искать в жизненном начале, во внутреннем мире, который имеет природную основу, определяющийся ею, но направленный на органичную адаптацию личности к социальной среде.

Функциональное направление философской антропологии (Э. Кассирер) рассматривает человека с точки зрения его проявлений. Функциональные

5 Новейший философский словарь. Составитель A.A. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998.

проявления личности - реализация всей глубины и потенциала внутреннего мира личности в окружающую действительность.

Познать и постичь внешний мир (общество), по мнению представителей философской антропологии, возможно только при условии знания о себе, как о личности, целостной структуры, формирующейся при взаимодействии социальных условий и внутренней основы человека .

Марксизм, в лице своих представителей - К. Маркса и Ф. Энгельса, одно из центральных мест уделяет исследованию исторического процесса в виде живых людей, их интересов, мотивов, потребностей, ценностей и целей, общественных отношений и связей. При этом взаимодействие всех общественных отношений и связей является основой любого общества, с его социальными институтами, общественными отношениями (внешний мир), формирует содержание и направленность деятельности людей, их социальную и духовную основу (внутренний мир).

Проблему взаимодействия внешнего и внутреннего миров личности затрагивает и постмодернизм (Б. Рассел, Ж. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Делез, М. Фуко, Ю. Хабермас), открывая новые грани в исследовании этого вопроса. Взаимодействие внешнего и внутреннего миров личности осуществляется посредством социального взаимодействия личности со средой, при вынесении внутреннего диалога во внешний мир, при проявлении личностью себя как активного субъекта, способного преодолеть все рамки и запреты внешнего мира.

Большое число теорий, исследований в рамках многих дисциплин свидетельствует о накоплении обширного объема знаний о личности и ее внутреннем мире и создает благоприятную почву для социально-философского анализа внутреннего мира личности как целостной системы.

Диссертационные работы, встречающиеся по данной проблематике, освещают чаще всего личность (Кругликова Г.Г. - «Проблема человека в философии Иммануила Канта и философско-педагогических концепций русских мыслителей второй половины XIX - первой трети XX века; Честнейшин Н.В. - «Проблема человека в социальной философии русского консерватизма»; Чумакова Т.В. - «Образ человека в культуре Древней Руси. Опыт философско-антропологического анализа»; Розанов Ф.И. - «Социальное взаимодействие как информационный обмен» и др.) и ее социальную сущность, однако, вопрос, поднимающий проблему внутреннего мира личности на новую ступень, разработан не был.

Объеет исследования - внутренний и внешний мир личности.

Предмет исследования - социальный контекст взаимодействия внутреннего и внешнего миров личности.

. Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ механизмов взаимодействия внешнего и внутреннего миров личности; определение социального содержания (социальной

6 Кассирер Э. Опыт о человеке // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

наполненности) понятия «внутренний мир» личности с позиции принципа целостности.

В соответствии с целью диссертационного исследования предполагается решение следующих задач:

- проанализировать представления о социальных взаимосвязях внешнего и внутреннего миров личности;

- осуществить социально-философский анализ взаимовлияния внешнего и внутреннего миров личности;

- раскрыть социальное содержание понятий «внутренний и внешний миры личности»;

- рассмотреть социальный контекст взаимодействия внешнего и внутреннего миров личности в системе общественных отношений, общения и коммуникации;

- рассмотреть сущность, типы, структуру внешнего и внутреннего миров личности;

- исследовать особенность функционирования внутреннего мира личности, формирующейся посредством диалектики субъективного и объективного, внутреннего и внешнего.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили совокупность взглядов, концепций, положений, разработанных социальной философией в XX веке (персонализм, философия жизни, экзистенциализм, марксизм, постмодернизм и др.) о внутреннем мире личности в условиях динамично развивающегося внешнего мира. Реализация поставленных целей и задач исследования достигается на основе анализа методов и теорий, применяющихся в социальной философии, истории философии, философской антропологии, а так же истории, социологии, психологии и т.д., кроме того используется междисциплинарный подход. Это осуществляется при помощи сравнительно-исторического метода, изучающего развитие представлений о месте и роли личности в историко-философском процессе, системно-структурного, принципа целостности, изучающего сущность, структуру и содержание внутреннего мира личности как целостной системы, диалектического метода, исследующего формирование общей направленности внутреннего мира личности.

Научная новизна исследования. В диссертации исследована проблема диалектики двух миров личности, влияющая на конкретного человека и на общественное мировоззрение в целом. Рассматривается не просто взаимодействие и слияние внешнего и внутреннего миров личности, но и степень их проникновения, взаимозависимости, формирующие в результате уникальную и неповторимую человеческую индивидуальность.

В итоге разработки темы исследования диссертантом получены также следующие новые результаты:

- проведен анализ представлений XX века о внутреннем и внешнем мирах личности, рассмотрена специфика терминологии характерной для различных философских направлений;

- осуществлен анализ сущности и содержания внутреннего мира личности

как целостной системы; определены его элементы (познание, эмоциональная регуляция, нравственность и пр.), свойства (социальная, материальная или духовная направленность), исследованы принципы их взаимодействия;

- выявлены и рассмотрены в качестве элементов структуры внутреннего мира личности три блока: познавательный (когнитивный), морально-нравственный, эмоционально-волевой, поскольку они вбирдют в себя все основные процессы и механизмы развития, функционирования структуры внутреннего мира личности;

- представлен механизм перехода информации из социального бытия во внутренний мир личности, и опять вовне, посредствам различной степени задействованное™ того или иного блока внутреннего мира личности;

- показана специфика и своеобразие социальности внутреннего мира личности через диалектику внутреннего и внешнего, субъективного и объективного.

Положения, выносимые на защиту:

1. Каждое философское направление XX века формирует своё представление о проблеме соотношения внутреннего и внешнего миров личности (например, в философии жизни это соотношение реализовано в самой жизни личности, которая является микроносителем всего социального опыта; в экзистенциализме через экзистенцию или существование человека в бытийном пространстве; в феноменологии через жизненный мир; в персонализме - это созданная Богом личность и порождаемая ею реальность; в философской антропологии через познание личностью самой себя и как следствие всего социального бытия; в марксизме через реализацию личности в общественных отношениях; и в постмодернизме при вынесении внутреннего диалога во внешний мир), вкладывая определенный смысл и содержание в понятие «личность», «внутренний мир личности» и «внешний мир личности».

2. Особенности внешнего социального мира (социально-экономические, политические, исторические и пр. факторы) влияют на формирование личности через особенности внутреннего мира (индивидуальные моральные принципы и устои, смысловые поля, смысл жизни и пр.), посредством социализации, идеологии, социальной, материальной и духовной жизни общества, социального бытия.

3. Личность и её внутренний мир представляют собой целостную систему, состоящую из элементов (познавательных, эмоциональных, морально-нравственных, эстетических, волевых и пр.), которые взаимодействуют друг с другом и характеризуются определенными свойствами (познавательными, моральными устоями, эстетическими, религиозными, нравственными нормами и социальными ориентациями).

4. Посредством социального контекста исторически конкретных социальных условий в целом, элементы внутреннего мира личности объединяются в соответствующие блоки: познавательный или когнитивный, морально-нравственный и эмоционально-волевой, позволяющие представить структуру и функционирование внутреннего мира личности.

5. Внутренний мир личности формируется в пространстве социального

бытия внешнего мира, но процесс этот содержит особенности социальности внешнего и внутреннего мира, субъективного и объективного, создавая целостность личности и её мира.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы. Положения и выводы данной работы могут выступать в качестве теоретической основы для исследования внутреннего мира личности в рамках социальной философии, философской антропологии, психологии, социологии, религиоведения. Данные положения и выводы могут быть включены в программу учебных курсов вышеупомянутых дисциплин для изучения феномена личности и её внутреннего мира, его социальной обусловленности и пр. Теоретические выводы диссертации могут быть использованы в разработке прикладного материала в сфере философской антропологии, прикладной психологии и т.д.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории, философии и правовых учений Пятигорского государственного гуманитарно-технологического университета. Материалы диссертационного исследования использовались в преподавании учебных дисциплин по социальной философии, социальной психологии, психологии и педагогике на кафедре социально-гуманитарных дисциплин Липецкого филиала Института менеджмента маркетинга и финансов. Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в научных публикациях. По теме исследования опубликовано 13 научных статей и тезисов, 3 из которых размещены в ведущих рецензируемых научных журналах, соответствующих списку журналов и научных изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов кандидатских и докторских диссертаций, общий объем авторских публикаций 5,9 п.л.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из: введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 187 источников.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первая глава «Анализ представлений о внешнем и внутреннем мире личности в философии XX в.». Первый параграф «Жизнь и экзистенция как основа взаимодействия двух миров личности».

Проблема соотношения и взаимодействия внутреннего и внешнего мира личности была актуальна на протяжении многих веков, т.к. «личность» как философская категория является стержневой структурой всего, что существует в социальной реальности (культура, цивилизация, наука, техника и т.д.), исследуя научные знания и представления XX века о внутреннем и внешнем мире личности, которые стали своеобразной квинтэссенцией данного вопроса, можно понять механизм слияния двух миров личности и степень их влияния друг на друга. Представители философии жизни рассматривали проблему соотношения внутреннего и внешнего мира личности через категорию - жизнь, как уникальный, активный процесс, «живой поток» не тождественный ни духу,

ни материи, выражающийся в творчестве, «воли к власти» и встраиванию себя в категорию «сверхчеловек».

Данное направление рассматривало жизнь с точки зрения различных критериев, например, жизнь может рассматриваться на органическом (биологическая жизнь - Л. Клагес, Т. Лессинг) и надорганическом (культура) уровнях (Г. Зиммель, В.Дильтей) и является культурно:историческим целостным феноменом (внешний социальный мир) - А. Бергсон, познаваемым и исследованным активным субъектом, его внутренним миром.

Другое направление - экзистенциализм, оказавшее значительное влияние на философию жизни, рассматривало существование двух миров личности через категорию - экзистенция. Это существование, при котором личность сама определяет свою жизнь, границы своего жизненного мира, реализованность своего духовного потенциала, но процесс этот не изначально данный, человек -временное, конечное существо (М.Хайдеггер), он существует, появляется в мире, действует в нем, а потом становится личностью. Представители экзистенциализма - Л. Шестов, Н. А. Бердяев, К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар, рассматривали существование человека через категории его бытия, свободы, творчества, которые интерсубъективны и трансцендентны, представляют собой определенное «таинство», проявляющееся в пограничной ситуации.

Научные знания представителей философии жизни и экзистенциалистов, по сути своей, несут схожий смысл, выраженный в категориях «жизнь» и «экзистенция». Оба направления данными категориями отражают связь и взаимодействие внешнего и внутреннего мира в жизненном пространстве личности, выступающие одновременно как «проблема» и «тайна», где проблема - внешняя преграда на пути человека, а тайна - внутренний мир, то, что непостижимо из вне.

Исследования личности в философии жизни, и экзистенциализме говорят о синтезе двух уровней в жизни человека: биологическом и социальном, при этом постижение внешнего, социального мира возможно лишь посредством интуиции (внутреннего мира).

Внутренний мир личности рассматривается как способность познания всех форм бытия, где личность является микроносителем всей социальной истории (философия жизни) и сама создает «бытие-для-себя», является самоцелью, свободной духовно, просвещенной религиозно, т.к. проблема отношения к миру - это проблема отношения к самому себе (экзистенциализм).

Внешний мир определяет тип человека данной эпохи, а тип человека, в свою очередь, определяет, показывает достижения человечества (философия жизни). Внешний мир - бытие, наличное бытие, «присутствие», историчность, заброшенность личности в определенную ситуацию и только в «пограничных ситуациях» человек способен познать и проявить всю глубину своего внутреннего мира, свой потенциал (экзистенциализм).

Проблема взаимодействия внешнего и внутреннего мира личности открывается в процессе социализации, в которой она способна проявить весь свой внутренний потенциал (Ф. Ницше). Познание себя при этом возможно

через коммуникацию с Другим и с собой, где личность является самоцелью, а общества - средством. При этом используется понятие трансцендирование (выход за свои пределы), как возможность социализации и познания себя. Итак, личность постигает себя только перед лицом Другого, мир становится интерсубъективным и каждый человек решает сам, кем он является и кем является Другой для него.

Второй параграф «Феноменологическое видение социального контекста взаимовлияния двух миров личности».

В феноменологии внешний мир, сознание, сфера духовного (внутренний мир личности) являются потоком переживаний конкретного эмпирического субъекта, например, Э. Гуссерль выносит на первый план чувственное, эмпирическое, субъективное осознание и принятие внешнего опыта, его переживание, вживание и перенос во внутренний мир личности, это нашло отражение в категории «жизненный мир».

Представители феноменологии (Э. Гуссерль, Ф. Брентано, М. Шелер, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Э. Кассирер и др.) обращаются к первичному опыту, к опыту познающего сознания, где сознание интерпретируется как «трансцендентальное Я» и чистое смыслообразование («интенциональность» -Э. Гуссерль), с целью проникновения к истокам человеческого опыта и познания, сознания и открытия сущностных черт феноменов и явлений.

Исследуя внутренний мир личности, отмечалось, что он выражен в виде «трансцендентального Я» (сознания) или «Чистого Я», где центральное место уделялось эмоциональной составляющей внутреннего мира личности как одной из главных способов оценивания и принятия (либо непринятия) социальных, общественных ценностей (М. Шелер). Вынесение содержания внутреннего мира личности во внешний мир осуществляется путём «вынесения за скобки», направленности внутреннего содержания личности на предметы внешней среды - это и является взаимодействием двух миров личности.

Только личность наделена свободой выбора и принятия решений, взаимозависимости от своих внутренних, индивидуальных предпочтений, а через категорию «бытие-в-себе» возможно выразить дуалистическую природу бытия (Ж.-П. Сартр) и первенство внутреннего мира личности во взаимодействии двух миров.

Внешний мир - жизненная реальность («жизненный мир»), реализуемая между субъектами этого мира, воплощенная в социуме, но наполненная содержанием внутреннего мира. Познать внешний мир личность способна лишь посредством познания символических форм в результате работы ее внутренней основы (внутреннего мира), так как именно личность является носителем этих символических смыслов (репрезентативности), наделяя ими всё социальное бытие, все его события, предметы и явления (Э. Кассирер).

Взаимодействие внутреннего и внешнего миров личности происходит посредствам акта потока переживания: переживание событий и явлений внешнего мира, их осознание, интуитивное чувствование и перенос в интенционапьное, «Чистое Я». Характеристикой взаимодействия двух миров личности является временность, темпоральность, проектируемое человеческим

Dasein не только «здесь» и «теперь», но и «забеганием вперед» (М. Хайдеггер), поскольку взаимодействие личности с внешним миром, социализация это, по сути своей, построение и выстраивание будущего личности.

Сущность феноменологического исследования заключается в главной идее о том, что жизненный мир личности, по сути своей, является синтезом внешней реальности и особенностей внутреннего мира личности.

Третий параграф «Персоналистская интерпретация соотношения внешнего и внутреннего миров личности».

Большой вклад в аспекте рассмотрения социального контекста взаимовлияния внутреннего и внешнего миров личности представляют работы представителей персоналистской традиции - H.A. Бердяева, Л. Шестова, Н.О. Лосского, С.А. Левицкого, В.В. Зеньковского, Г.В. Флоровского, Б. Боун, Дж. Ройс, У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайтмен, Э. Кент, Д. Райт, П. Шиллинг, Р. Т. Флюэллинг, П. Ландберг, М. Недонсель, Г. Мадинье, П. Рикёр, Э. Мунье и Ж. Лакруа и др.

Персоналисты в своих работах отдают предпочтение личности и её внутреннему содержанию, и, в первую очередь, как кульминации божественного творения. В рамках персонализма совершается попытка конкретизировать христианский идеал личности в условиях современного капиталистического общества, при наличии отчуждения, где над человеком довлеют и порабощают его враждебные общественные силы.

Познание личности возможно при анализе трех основных параметров формирующих её: экстериоризации - познании внешнего мира окружающего личность, интериоризации - познании своего внутреннего мира, трансценденции - познании надчувственных объектов. В процессе трансцендирования личность соотносится с высшими божественными ценностями - истиной, добром и красотой. Осуществляя трансцендирование, человек постоянно совершенствуется и самопреодолевает свое существование, а соотносясь с Абсолютом, который несоизмерим с миром, он получает ориентиры как для себя, так и для истории в целом.

Причина, побуждающая человека к творчеству новых ценностей, находится вне мира, она трансцендентна миру, но чтобы преобразовать ее в действующую причину, человек должен отождествить себя с ней и тем самым придать причине характер долженствования, а себя сделать проводником новых ценностей. Реализация личностью самой себя зависит от имеющейся у каждого человека свободы воли, ее направленности, свободы выбора своей активности и наличия нравственной оценки собственных действий и поступков.

Внешний мир, с точки зрения персонализма, это социальная реальность, созданная человеком на основе его внутреннего мира, его творческого и духовного потенциала, находящаяся в диалектическом взаимодействии с субъективной реальностью (Э. Брайтмен, Р.Т. Флюэллинг).

Взаимодействие внешнего и внутреннего миров личности происходит посредством формирования «полей культурных смыслов» личности (П. Рикёр), основой которых является человеческая субъективность, её содержание, ценности и особенности. По сути, социальный мир личности у

персоналистов выступает как внешнее воплощение внутреннего потенциала, внутренней активности личности, её способность реализовать свою уникальную индивидуальность, активно стремящуюся к Абсолюту.

Четвертый параграф «Марксизм об общественных отношениях как основе взаимодействия двух миров личности».

Марксизм, в лице своих главных представителей К. Маркса и Ф.Энгельса, особенно активно занимался исследованием социального мира личности, общественными отношениями и способностью личности вписаться в эти отношения. Реализовать себя и свой внутренний мир личность может в системе общественных отношений, материальных и идеологических, причем идеологические отношения представляют собой надстройку над материальными общественными отношениями и оба они находят свое воплощение в таких «первоначальных отношениях», как производственные.

Общество в марксизме воплощается в виде общественного бытия, которое истолковывается как реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном сознании, субъектами которого выступают различные социальные группы и общество в целом, а также отдельные личности, являющиеся носителями общественного, группового и индивидуального сознания.

Структура общества (социального бытия) представляет собой внутренне расчлененную целостность сфер общественной жизни личности, это деление позволяет выявлять содержание и особенности функционирования данных сфер, их соотношение и взаимозависимость, планировать пути их взаимодействия и развития.

Существующие проблемы общества и общественных отношений (тупиковые, кризисные экономические ситуации, идеологический упадок) не способствуют развитию и эффективному использованию производительных сил и приводят к спаду производства, что в свою очередь ставит общество перед необходимостью замены изживших себя производственных отношений новыми, более прогрессивными, которые отвечали бы современным потребностям, задействуя все возможные внутренние ресурсы выдающихся личностей.

Личность и её внутренний мир в марксизме это в первую очередь сознание, которое никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни, с включением материальных и идеальных мотивов и потребностей.

Марксистами поднимается вопрос свободы личности (только свободная личность способна развивать свой внутренний мир) как наиболее важной социальной и индивидуальной цели личности, достичь «свободной жизни» можно только посредством социального отчуждения.

Социальная сущность личности не является застывшей характеристикой, её изменения это диалектический процесс взаимодействия и взаимовлияния внутреннего и внешнего, т.е. личность изменяет природу и социальную среду и в той же мере меняется сама. При этом общественный характер (социальная сущность) личности не исключает индивидуального (личностного) измерения

им человеческого бытия. Марксисты показывают неразрывную связь между сознанием общественного бытия и развитием уникального внутреннего мира личности.

Основой взаимодействия внутреннего и внешнего миров личности марксисты видят общественные отношения, как реализацию всех внутренних возможностей и ресурсов личности через производственные силы и отношения во внешний мир (общественное бытие).

Пятый параграф «Философская антропология и постмодернизм о внешнем и внутреннем мирах личности».

В философской антропологии личность это особое бытие, вышедшее из природного начала, создающее под воздействием своего внутреннего мира всю социальную реальность внешнего мира. Представители данного направления («биологическая антропология» - А. Гелена, X. Плеснера, Ф. Бейтендийка, «культурная антропология» - Э. Ротхакера, М. Ландманна, В. Зомбарта и др.) предлагали искать сущность личности в её жизненном начале и конкретных проявлениях.

Судить о внутреннем мире личности можно опираясь на некоторые факторы: познала ли личность божественное начало и открыла ли его в себе; судить о внутреннем мире личности можно по её проявлениям, поступкам и действиям, поскольку именно они являются выражением внутреннего мира личности; но при этом не стоит забывать о биологической основе человеческой природы, которую он способен выражать в своей социальной жизни.

Внешний мир личности в рамках философской антропологии это социальность органично сочетающая в себе природное и рукотворное, выражающаяся в социальных символах, позициях и ролях. Кризис внешнего мира (общества) возникает в результате кризиса личности и её внутренней основы, преодолеть его можно только совершенствуя себя, а через себя и весь внешний мир.

Взаимодействие внутреннего и внешнего миров личности происходит при осознании себя как личности, определении природы своей уникальности и на основе этого постижении всех явлений внешнего мира, определении своего места в мире, попытке выразить при помощи внутренних смыслов своё отношение к внешнему миру.

X. Плеснер сформулировал одну из центральных идей философской антропологии - идею позиционирования, т.е. занятия человеком позиции в социуме согласно мере дистанцирования от природной реальности (эксцентрическая позициональность). Вписанность личности со всем многообразием её внутреннего мира во внешний будет зависеть от того, насколько она сможет оторваться от своего природного естества.

У постмодернистов на первый план выходит категория «дифференции» или отличия от всех остальных объектов внешнего мира, личность должна перешагнуть через нормы, стандарты и системы, созданные ранее кем-либо и прочувствовать свою непохожесть, уникальность и тем самым не ограничивать развитие своего внутреннего мира и познание внешнего мира. При этом постмодернисты (Ж.-Ф. Лиотар, Р. Панвиц, Ж. Делез, Ж. Деррида, М. Фуко и

др.) отмечали, что личность не есть внешний мир, она уникальна и не тождественна всем тем, кто окружает её, но так же и все объекты окружающего мира представляют многообразие уникальных явлений и объектов.

Важным для постмодернистов является и отказ от упорядоченности и обращение к хаосу (хаосмос) как к состоянию не сковывающему возможности личности как внутренние, так и внешние, отказавшись от системы устоявшихся ценностей личность имеет возможность наиболее вариативного реагирования её внутреннего мира на непрерывно возникающие ситуации внешнего мира личности.

Любое явление и событие внешнего мира важно для постмодернистов, так как фактически-наличественная событийность наиболее самодостаточна и ценна, поскольку в «жизненной» ситуации не скованной иерархией есть место для вариативности, для проявления внутреннего мира каждой личности, она подчиняется «закону случайности» (М.Фуко).

Постмодернисты поднимают важный вопрос кризиса общества (внешнего мира), который может возникнуть из-за «смерти субъекта» как в прямом, так и в переносном смысле, поскольку «смерть субъекта» может быть результатом его естественного ухода из жизни, так и в результате утраты личностью своего внутреннего мира и своих особенностей в случае заточения в рамки сформированных устоев внешнего мира.

Личность в постмодернизме это «субъект» мыслящий и познающий и если она не стеснена рамками старых устоев внешнего мира, то личность способна творить, выходить «за рамки» и проявлять особенности своего внутреннего мира.

Поднимается проблема речи и диалога как самого яркого проявления особенностей своего внутреннего мира и своих мыслей. Внешний мир у постмодернистов это череда случайных событий, в которых личность может раскрыть все грани своей индивидуальности, своего внутреннего мира. Взаимодействие внутреннего и внешнего миров личности происходит посредством социального взаимодействия личности со средой, при вынесении своего внутреннего диалога во внешний мир, при проявлении себя как активного субъекта, способного преодолеть все рамки и запреты внешнего мира.

Вторая глава «Социальная обусловленность диалектики внешнего и внутреннего миров личности». Первый параграф «Сущность, типы и структура внешнего мира личности».

Личность является «общественным существом», которое неразрывно связано с внешним миром и полноценно развиваться может лишь в единстве с Другим и обществом в целом, в системе всех существующих форм взаимодействия. При этом общество можно рассматривать как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их жизнедеятельности.

Данный вопрос исследовался такими философами и мыслителями как: Г.В.Ф. Гегель, К.Х. Момджян, К. Маркс, Ф. Энгельс, О. Тоффлер, Д. Белл, О. Шпенглер, М. Вебер, А. Тойнби, Н.Я. Данилевский, К. Ясперс, У. Ростоу, В.В.

Маркин и др., они которые рассматривали общество с точки зрения двух основных направлений - формационного и цивилизационного подходов.

В рамках формационного подхода (К. Маркс, Ф. Энгельс) внешний социальный мир личности (общество) развивается стадиально, а определяющим является уровень общественно-экономического развития. При этом под общественно-экономической формацией понимается общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся экономическим базисом и духовной надстройкой (В.В. Маркин). Внешний мир личности - это общество и уровень его развития, а уровень общественно-экономической формации, соотвественно формирует экономический базис, который в свою очередь определяет тип духовной надстройки. А внутренний мир личности формируется при воздействии духовной надстройки.

В рамках концепции постиндустриального общества (О. Тоффлер, Д. Белл) проблема развития рассматривается с позиции синтеза социального и материального, при этом социальная структура общества является наиболее доминирующей в развитии, поскольку преобладание того или иного социального слоя, определяет общий уровень развития внешнего мира личности и тем самым формирует соответствующие производственные отношения и средства труда.

Цивилизационный подход (А. Тойнби, М. Вебер, К. Ясперс), напротив, на первое место выносит не материальное, а духовное и социальное в развитии внешнего мира личности, поскольку зачастую «цивилизация определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организационных инструментов, обеспечивающих социально-экономическую организацию внешнего мира». В рамках цивилизационного подхода духовное, метафизическое доминирует над всем остальным, а внешний мир личности всегда сохраняет своё «духовное ядро» меняя лишь оболочку.

В процессе производства общество и человек слиты с природой, погружены в нее, занимаясь политикой, искусством, наукой, личность имеет дело с объектами отличными от природы. Эти сферы (политика, право, искусство, религия и др.) предъявляют особые требования к индивидуальности человека, к его личностному (социальному и духовному, внутреннему) потенциалу. Сами научные открытия, произведения искусства менее подвержены влиянию времени, чем орудия труда и средства производства, поэтому исследователь постоянно имеет дело с личностным началом, с уникальными фактами, с мыслями и чувствами людей.

Не менее важным является вопрос структуры внешнего мира личности, при этом по мере развития цивилизации социальная структура внешнего мира усложняется, появляется возможность многовариантного взаимодействия между классами, слоями и группами. При построении структуры внешнего мира важно учитывать ряд параметров: социальные группы, сферы жизнедеятельности и способы взаимосвязи различных социальных групп и общностей (Ю.И. Семенов). Функционирование общества это слияние всех элементов структуры внешнего мира личности, которое характеризуется постоянным воспроизводством.

Большой вклад в данный вопрос внес Т. Парсонс, выдвигавший человека главным элементом внешнего мира, а главным моментов соединения человека и общества является социализация. В процессе социализации личность учится следовать социальным ролям, созданным обществом, что существенно влияет на развитие внутреннего мира личности, процесс социализации обеспечивает непрерывное воспроизводство социальных связей.

,Исследуя вопрос синтеза личности и общества, следует отметить, что не всякая личность включается в сложившуюся систему статусно-ролевых отношений, зачастую индивидуальные свойства личностей оказываются шире и многообразнее социализирующей силы общества. При этом постоянная модернизация внешнего мира личности и его институтов активизирует инновационные процессы, институализация может быть естественной и искусственной, для развития внешнего мира личности оба этих вида будут эффективны, но не для личности, поскольку при искусственной институализации личности приходится надламывать себя, примеряя к себе те условия и рамки, которые предлагает общество. Это сложный процесс, результатом которого будет своеобразная «выбраковка» тех новообразований, которые не соответствуют сложившейся системе ценностей и, тем самым, будет поддерживаться целостность общества при развитии его внутреннего многообразия и постоянное развитие каждой личности входящей в состав конкретного социума.

Второй параграф «Социальная сущность, типы и структура внутреннего мира личности».

Внутренний мир личности - субъективная реальность, организованное содержание человеческой сущности, потребностно-эмоционально-информационная субстанция, сознательная духовная жизнь человека и источник его духовной энергии. Данная тема интересовала многих исследователей - Аристотель, Платон, Протагор, Демокрит, М. Экхарт, И. Кант, Э.Фромм, Ю. Хабермас, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др.

Во внутреннем мире формируются представления и мысленные образы, среди которых в самосознании может быть выстроен и образ самого внутреннего мира. Внутренний мир человека можно считать, выражаясь современными терминами, виртуальной реальностью, моделируемой электрохимическими процессами взаимодействия нейронов, формируемый за счет общественного бытия и социальных связей личности. При этом не стоит недооценивать тот факт, что это социально формируемая реальность, напрямую зависящая от того общества, в котором социализируется личность.

Личность и её духовная сущность - внутренний мир - были и будут главным вопросом исследования целого ряда научных дисциплин. В настоящее время наука и техника достигли высокого уровня развития и теперь само социальное бытие требует поиска уникальных великих людей, способных открыть новую дорогу для научного знания, дать своими идеями новую высоту и стремительный старт. Важность изучения внутреннего мира личности, актуальность его исследования возникает из-за растущего интереса к человеческой индивидуальности и уникальности.

Философский анализ блоков внутреннего мира личности показал, что данная тема имеет такую глубину, познать которую возможно лишь при условии постоянного её практического и теоретического исследования. Глубину внутреннего мира личности можно сравнить, пожалуй, с глубинами мировых океанов, поскольку, чем больше мы исследуем личность, чем больше узнаем о ее духовности, тем больше появляется непознанного и необъяснимого.

Рассматривая вопрос о взаимодействии структурных единиц блоков внутреннего мира личности мы отмечаем, что различные социальные ситуации определенным образом активизируют каждый из блоков, формируя в итоге общую бытийную направленность личности.

Направленность личности будет зависеть от преобладания той или иной мотивации (т.е. общая направленность жизни личности): на познание чего-то нового - когнитивный блок и познавательная направленность, на следование социальным нормам, правилам, собственным личностным принципам -морально-нравственный блок и этическая направленность, на активное участие в событиях социального бытия, получение новых впечатлений и эмоций -эмоционально-волевой блок.

Гармоничное развитие внутреннего мира личности адаптирует, социализирует личность к постоянно изменяющемуся внешнему миру, позволяя личности эффективно и продуктивно взаимодействовать с социальной средой и параллельно с этим развиваться внутреннее. Зрелый и развитый внутренний мир личности позволяет своевременно активизировать нужные внутренние процессы, в зависимости от условий конкретной социальной ситуации.

Каждое общество заинтересованно в формировании наиболее социализированных и успешных членов своего сообщества и предъявляет к личности свои вполне конкретные требования, формируя социальный тип личности. Социальный тип личности - это своего рода продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей, а так же «форма связи индивида и социума, ядро структуры характера, присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры», Э. Фромм выделяет рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительный и рыночный социальные характеры.

Многие гуманитарные науки изучают особенности духовного бытия личности, при этом именно в рамках социальной философии возможно не просто однобокое изучение социального бытия или индивидуальности личности, а их глубокое проникновение, развитие и взаимодействие, изучение корреляции глубины внутреннего мира личности от продуктивного развития социального и общественного бытия, и наоборот.

Третий параграф «Диалектика внешнего и внутреннего миров личности».

Диалектика рассматривается как движение, которое лежит в основе всего как подлинно духовная действительность, и в то же время - движение человеческого мышления, внутреннего мира, которое в спекулятивном плане

участвует в этом движении абсолютно и всеобъемлюще. В рамках нашей работы термин диалектика мы рассматриваем одновременно как понимание мира и способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. Диалектика - противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию.

Проблема диалектики противоречивая и весьма интересная, разработкой данного вопроса занимались - Л.П. Станкевич, И.О. Лосский, И. Кант, Л.М. Никонова, С.Л. Рубинштейн, Н. В. Хамитов, Б. В. Марков и др. Ключевым моментом в рассмотрении диалектики внутреннего и внешнего миров личности является направленность личности.

Направленность личности и её внутреннего мира можно определить как устойчивую устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования определенных стремлений, формируемых под воздействием социального бытия. При этом направленность внутреннего мира личности и её индивидуальность формируются при активном участии внешнего мира, как реакция на действия социального бытия (идеология и ментальность общества).

Внутренний мир напрямую зависит от того как ориентирована личность, направлена ли она на материальные ценности, социальные или духовные. Сформированный образ «идеала» жизни и личности в человеке будет направлять его поведение во внешнем мире.

Диалектика внутреннего и внешнего миров личности это не противостояние двух миров, это скорее консолидация двух стихий внешней социальной и внутренней индивидуальной и только проникновение друг в друга формирует полноценную успешную личность, способную легко социализироваться и влиять своей индивидуальностью на условия внешнего мира личности.

Человек как субъект активной деятельности представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, характеризующуюся взаимосвязью различных компонентов, отражающих многоплановый характер взаимодействия человека с окружающей действительностью. Эта многоплановость, с одной стороны, заключается в том, что каждый человек неповторим в своем практически-поведенческом отношении, с другой - в неповторимом заключается своеобразие того общего, что присуще каждому и что характеризует основное содержание деятельности.

В заключении диссертации подводятся общие итоги исследования, формулируются основные положения и выводы работы. Отдельные из них заключаются в следующем:

в процессе своей жизнедеятельности личность проходит многочисленные этапы физиологического (природного), психологического (морально-нравственного, внутреннего) и социального развития. Все это не было бы возможным без активной включенности человека в ту социальную среду, в которой он проживает, без непрерывного процесса социализации и

адаптации к динамичным изменениям внешнего мира. Это позволяет нам говорить о том, что вся жизнь человека обусловлена теми или иными социальными факторами, формируя структуры внутреннего мира личности.

- субъектами, влияющими на социальное поведение личности, выступают общество, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них, и, тем самым, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений внутри социального бытия. Окружающая действительность выполняет при этом функцию регулятора, упорядочивающего в соответствии с определенными правилами поведение личности. Таким образом, общественные отношения являются средством включения индивида в общественную практику, в общественное бытие.

- социальная обусловленность жизни личности заключается именно в том, что модус ее существования - это модус связи, соотносимости с социумом в широком смысле. Для человека же отношение это осознанный социальный процесс, направленный на реализацию и развитие человеческой индивидуальности. Сознание при этом с самого начала есть общественный продукт, и остается им, пока существуют человек и общество, и их взаимодействие. Постоянно прорывая границы своего «атомарного» бытия, личность конструирует себя, сущность личности следует видеть в модусе её социальных (общественных) отношений.

- влияние социальных процессов общественного бытия на личность велико, поскольку это тот поток информации, поступающий из вне, который личность не может никаким образом игнорировать, так как, даже не принимая активного участия в социальной жизни общества (в глобальном смысле), личность, тем не менее, взаимодействует с ее отдельными членами (трудовой коллектив, семья, референтная группа), включаясь в процесс взаимодействия.

- субъективная реальность, посредством внутренних (индивидуальных) фильтров меняет, регулирует поведение человека. Все явления внутреннего мира личности выступают в качестве результата детерминации внешних воздействий, а так же определяет поведение и деятельность человека. Важным регулятором взаимодействия и взаимовлияния людей является устная и письменная речь (язык выступает внешним регулятором поведения). Внутренняя речь - один из внутриличностных (интимных) регуляторов поведения человека. Индивидуальные качества человека обеспечивают внутреннюю субъективную регуляцию социального поведения. Эти качества существуют в двух формах - личностные свойства (внутренний локус контроля

- внутренняя причинность, смысл жизни, активность, идентичность, направленность, самоопределение, самосознание, потребности, рефлексия, стратегии жизни, жизненные планы) и социально-психологические качества личности (диспозиции, мотивация достижения, социальная потребность, оценки, жизненная позиция, любовь, ненависть, сомнения, ответственность, статус, страх, стыд, тревожность, атрибуция).

- на внутренний мир личности оказывает влияние консолидация социальных условий и индивидуальных (природных, антропологических) особенностей личности. Индивидуальные особенности личности (пол, возраст)

порождают специфическую систему восприятия, что в свою очередь оказывает огромное влияние на внутренний мир конкретного человека. Сочетание социальных условий, нравственных ориентиров и доминант того или иного времени, а так же психофизиологических особенностей каждого человека, в итоге порождает уникальную и неповторимую человеческую индивидуальность, внутренний мир личности.

- социальная зрелость личности это ключевая характеристика в развитии человеческой личности и индивидуальности. Социальная зрелость рассматривается как устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности. Духовная зрелость личности как индивидуальная основа его развития не может быть определена иначе, чем через социальное проявление.

- в процессе осознания социальных воздействий личность вырабатывает отношение к себе и Другим, оценивает и формирует отношение к своему поведению и поведению других членов общности, к партнерам в непосредственном, контактном и опосредованном взаимодействии. Познание себя и отношение к себе как объекту и субъекту социального воздействия и социального поведения осуществляется в самосознании личности. С этой точки зрения будет очень важно рассмотрение диалектики субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, поскольку именно при исследовании противостояния и консолидации данных категорий, нам представляется возможным, рассмотрение и изучение личности, её особенностей и её внутреннего мира.

- при этом не стоит отождествлять личность с социальной машиной бездумно следующей за всеми социальными процесса и течениями времени и общества, личность, как воплощение субъективной индивидуальной реальности, индивидуального бытия, выступает регулятором всех своих внутренних изменений и трансформаций, определяя глубину, направленность и «окрашенность» своего внутреннего мира.

Основные положения диссертации нашли свое отражение в следующих публикациях:

1. Батракова Т.С., Социальная обусловленность внутреннего мира личности [Текст] / Т.С. Батракова // Вестник ВГУ. Серия «Философия». -2009. - № 2. - С. 147-156. - 0,6 пл.

2. Полякова И.П., Батракова Т.С., Копытииа М.Ю., Влияние одиночества на внутренний мир личности и её повседневную жизнь [Текст] / И.П. Полякова, Т.С. Батракова, М.Ю. Копытина // Вестник ВГГУ 2009. - № 4(4). - С. 35-40. - ОД пл.

3. Алпатова К.А., Ташинова Т.С., Ценностно-смысловая направленность внутреннего мира личности [Текст] / К.А. Алпатова, Т.С. Ташинова // Научные проблемы гуманитарных исследований: научно-теоретический журнал; Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе. Выпуск 4. - Пятигорск, 2011. — С. 245-250. - 0,3 п.л.

4. Батракова Т.С., Проблема философской антропологии: ро>вдение и развитие антропологической идеи [Текст] / Т.С. Батракова // Актуальные проблемы социальной философии: сборник научных трудов, посвященный 50-летию ЛГТУ и 30-летию кафедры философии. Выпуск 4, часть 2. Липецк: ЛГТУ, 2006. - С. 57-62. - 0,6 п.л.

5. Батракова Т.С., Формирование «Образа Я» у школьников как фактор становления внутреннего мира личности [Текст] / Т.С. Батракова // Региональная молодежная научная и инженерная выставка «Шаг в будущее, Центральная Россия»: сборник тезисов докладов; ГОУ ВПО Липецкий государственный технический университет. - Липецк, 2007. - С. 54-56. - 0,3 п.л.

6. Батракова Т.С., Влияние социальной трансформации на внутренний мир личности [Текст] / Т.С. Батракова // Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальной трансформации: сборник статей и тезисов докладов межрегиональной научно-практической конференции. Май 2007. - Липецк: ЛГТУ, 2007. - С. 106-107. - 0,2 пл.

7. Батракова Т.С., К вопросу о понимании внутреннего мира личности [Текст] / Т.С. Батракова // Философия в XXI веке: международный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. - Выпуск 13. -Воронеж: ВГПУ, 2007. - С. 57-64. - 0,8 п.л.

8. Батракова Т.С., Влияние социально-психологического климата семьи на внутренний мир личности [Текст] / Т.С. Батракова // Социальные проблемы регионов и пути их решений: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2008. - С. 16-18. - 0,3 пл.

9. Батракова Т.С., Влияние социальной трансформации на эмоциональную сферу личности [Текст] / Т.С. Батракова // Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальной трансформации: сборник статей и тезисов докладов региональной научно-практической конференции. Май 2008. -Липецк: ЛГТУ, 2008. - С. 66-67. - 0,2 пл.

10. Копытина М.Ю., Батракова Т.С., Методологические подходы к проблеме одиночества в структуре внутреннего мира личности [Текст] / М.Ю. Копытина, Т.С. Батракова // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. - Книга 25 -Воронеж: ВГПУ, 2009. - С. 205-217. - 0,6 п.л.

11. Батракова Т.О., Копытина М.Ю., Структура внутреннего мира личности: проблема одиночества [Текст] / Т.С. Батракова, М.Ю. Копытина // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография; под общей ре. проф. О.И. Кирикова. - Книга 19 - Воронеж-ВГПУ, 2009. - С. 355-365. - 0,5 п.л.

12. Батракова Т.С., Философский анализ различных представлений о структуре личности [Текст] / Т.С. Батракова // Философия в XXI веке: международный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. - Выпуск 20. - Воронеж: ВГПУ, 2009,- С. 201-210. - 1 п.л.

13. Батракова Т.С., Индивидуальная реальность внутреннего мира личности в практике повседневности [Текст] / Т.С. Батракова // Социогуманитарные науки в трансформирующемся обществе: человек и общество в условиях социально-экономического и социокультурного кризиса: сборник статей и тезисов докладов VIII всероссийской научной конференции Май 2010. - Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2010. - С. 210-212. - 0,3 п.л.

Подписано в печать 05.03.2012 Формат 60 х 84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,25 Тираж ЮОэкз. Заказ №1191 Отпечатано в типографии ФГБОУ ВПО «Пятигорского государственного гуманитарно-технологического университета» Отдел оперативной полиграфии 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Октябрьская / пр.40 лет Октября, 38/90. тел. (8793) 39-04-89

 

Текст диссертации на тему "Социальный контекст взаимодействия внутреннего и внешнего миров личности"

61 12-9/459

ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Ташинова Татьяна Сергеевна

«СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО МИРОВ ЛИЧНОСТИ»

Специальность 09.00.11. - «Социальная философия»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -доктор философских наук, профессор Станкевич Леонид Павлович

Пятигорск - 2012 1

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................3

Глава 1. АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЯХ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕНЕГО МИРОВ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ XX в.

1.1 Жизнь и экзистенция как основа взаимодействия двух миров личности...............................................................................13

1.2 Феноменологическое видение социального контекста взаимовлияния двух миров личности..................................................................................38

1.3 Персоналистская интерпретация соотношения внешнего и внутреннего миров личности......................................................51

1.4 Марксизм об общественных отношениях как основе взаимодействия двух миров личности................................................................64

1.5 Постмодернизм о внешнем и внутреннем мирах личности............84

Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ДИАЛЕКТИКИ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО МИРОВ ЛИЧНОСТИ.

2.1 Сущность, типы и структура внешнего мира личности...............104

2.2 Социальная сущность, типы и структура внутреннего мира личности..............................................................................123

2.3 Диалектика внешнего и внутреннего миров личности.................145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................163

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...............................................173

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Феномен личности является фундаментальной категорией философии и выступает смысловым центром практически любой философской системы. Сложность определения категории личность состоит в невозможности однозначного подведения её под какое-либо более широкое родовое понятие, поскольку личность - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Проблема социально-философского анализа категории «личность» весьма интересна, поскольку открывает перед нами не только проблему смысла данной категории, но и диалектику её развития и формирования, посредством взаимодействия и взаимопроникновения внутреннего и внешнего миров личности. Как отмечал С. Н. Булгаков - «...Всякий человек есть неразгаданная тайна, хотя мимо нее обыкновенно проходят не замечая, в особенности же это ясно относительно тех людей, которое раскрывали свою душу, но чем больше они ее раскрывали, тем загадочнее и таинственнее она оставалась, и неразгаданными сходили они в могилу. Последнее слово, тайна живой индивидуальности, ее духовная сущность оказалась все-таки невысказанной, творческий замысел, взывавший к бытию эту живую душу, нераскрытым, и о том, что же действительно было самым важным, подлинным, существенным в человеке, приходится только гадать и спорить» [32].

В рамках повседневной жизни (на уровне обыденного познания) можно допустить отождествление категорий человек и личность, однако социально-философский анализ дифференцирует эти категории, используя категорию «человек» как усредненное и обобщенное понятие, наделяя «личность» при этом социальностью, благодаря которой становится возможным и её формирование. Философское постижение личности всегда разворачивается не просто через реконструкцию её сущностных характеристик, но через осмысление её бытия в мире, где «человек (а, значит и личность) - это в известном смысле все» (М. Шел ер) [44].

о

В рамках истории философии личность традиционно понимается в единстве таких ее основных модусов, как тело, душа и дух - в прошлом и субъективное, объективное, внутреннее и внешнее - в настоящем. Актуальность исследования проблемы внутреннего мира личности заключается в том, что в центре всего мироздания стоит личность и её социальная сущность, активность которой зависит от особенностей внутреннего мира личности (его направленности, содержания и пр.), а своё воплощение находит только во внешнем социальном мире.

Современный этап развития западной и отечественной социально-философской мысли характеризуется усилением интереса к человеческой индивидуальности, к постижению и осознанию места личности в ходе истории, настоящего и будущего [94]. По оценкам многих исследователей этот интерес будет возрастать всё больше и больше, поскольку нарастание научно-технического прогресса и новейших технологий стирает место личности, и вместе с тем, нуждается а постижении личности [116].

Содержание и выводы данной работы, на наш взгляд, позволят не только исследовать особенности формирования внутреннего мира личности, но и проследить процесс взаимодействия и диалектики внешнего социального и внутреннего миров личности, в условиях постоянно эволюционирующей социальной действительности.

Степень научной разработанности проблемы. Представленные ранее

исследования по данной теме рассматривают проблему личности только в

одной плоскости, с учётом специфики исследования (например, социология

освещает в большей мере социальную составляющую вопроса человеческой

индивидуальности; психология, напротив, заглядывает в глубины

человеческой психики), мы в данной работе постарались представить

внутренний и внешний миры личности с учётом всех, открывающихся нам

граней: социальная обусловленность внутреннего мира, структура

внутреннего мира, взаимодействие и взаимовлияние внутреннего и внешнего

миров личности. При этом необходимо отметить, что только социальная

4

философия освещает взаимодействие внешнего и внутреннего миров, слияние субъективного и объективного, и как порождение этого - внутренний мир личности.

Интерес к исследованию человека зародился ещё на Древнем Востоке где были сформированы первые телесно ориентированные практики, направленные на постижение духовной сущности человека и её воплощение во внешнем мире (например, йога). Мыслители разных исторических эпох вскрывают и рассматривают проблему взаимодействия внешнего и внутреннего миров личности (Сократ, Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, К. Маркс, H.A. Бердяев, Ю. Хабермас и др.).

Для определения связи и взаимодействия внешнего и внутреннего миров личности нами были рассмотрены основные философские направления (философия жизни, экзистенциализм, феноменология, персонализм, марксизм, философская антропология, постмодернизм), затрагивающие интересующие нас проблемы.

Каждое направление формирует своё представление по вопросу соотношения внешнего и внутреннего миров личности, вкладывая определенный смысл и содержание в понятия: «личность», «внешний мир», «внутренний мир».

Так, представители философии жизни - Ф. Ницше, С. Кьеркегор, В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Шопенгауэр, Г. Зиммель, А. Бергсон и др., рассматривали личность как микроноситель всей социальной истории, а её внутренний мир - как способность познания всех форм бытия. При этом, по мнению представителей этого направления, не внешний мир определяет тип человека конкретной эпохи, а, напротив, тип человека определяет, показывает достижения человечества (Ф. Ницше).

Экзистенциалисты - М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер, Ж.-П. Сартр,

Г. Марсель, М. Мерло-Понти, Н. Аббаньяно, Л. Шестов, H.A. Бердяев и др.

рассматривают внешний мир не просто как эмпирическую данность, в

5

которую погружен человек, а как экзистенцию, существование человека в бытийном пространстве, постигаемом и порождаемом этим же человеком, его внутренним миром. Одной из главных установок экзистенциалистов выступает противопоставление социального и индивидуального бытия (внешнего и внутреннего миров). И философия жизни, и экзистенциализм говорят о синтезе двух уровней в жизни человека: биологическом и социальном, а также о необходимости постижения внешнего мира посредством внутреннего.

Феноменологическая трактовка взаимодействия внешнего и внутреннего миров личности представляет собой попытку проникновения к истокам человеческого опыта и познания, сознания и открытия сущностных черт феноменов и явлений (Э. Гуссерль, М. Шелер, Э. Кассирер). Жизненный мир личности, по своей сути, является синтезом внешней реальности и особенностей внутреннего мира личности [113].

Персоналисты, Б. Боун, Дж. Ройс, У. Хокинг, Г. Мадинн, П. Рикер, Э. Мунье, Ж. Лакруа, Н.О. Лосский, С.А. Левицкий, В. В. Зеньковский и др., на первый план выдвигают человеческую личность во всей полноте её конкретных проявлений, с её неповторимой индивидуальностью, уникальным внутренним миром. Внутренний мир, по мнению персоналистов, - созданная Богом внутренняя реальность, наделенная активностью, свободой, творческим потенциалом, являющаяся наивысшей ценностью, а внешний мир - это сама личность и порожденная ею реальность. По мнению Р. Т. Флюэллинга, основой внешнего мира, созданного человеком, является его внутренний мир.

М. Шелер, X. Плеснер, А. Гелен, Л. Бисвангер и др. представители философской антропологии, подхода, использующего данные естественных наук, социологии, психологии, этнографии, истории в качестве необходимого условия для ответа на вопрос о сущности человека, отмечают необходимость наиболее полного исследования внешнего и внутреннего миров личности, а

так же рассмотрение их взаимодействия и взаимовлияния.

6

Биологическое направление (А. Гелен) предполагает, что сущность человека необходимо искать в жизненном начале, во внутреннем мире, который имеет природную основу, определяющийся ею, но направленный на органичную адаптацию личности к социальной среде.

Функциональное направление философской антропологии (Э. Кассирер) рассматривает человека с точки зрения его проявлений. Функциональные проявления личности - реализация всей глубины и потенциала внутреннего мира личности в окружающую действительность.

Познать и постичь внешний мир (общество), по мнению представителей философской антропологии, возможно только при условии знания о себе, как о личности, целостной структуры, формирующейся при взаимодействии социальных условий и внутренней основы человека [66].

Марксизм, в лице своих представителей - К. Маркса и Ф. Энгельса, одно из центральных мест уделяет исследованию исторического процесса в виде живых людей, их интересов, мотивов, потребностей, ценностей и целей, общественных отношений и связей. При этом взаимодействие всех общественных отношений и связей является основой любого общества, с его социальными институтами, общественными отношениями (внешний мир), формирует содержание и направленность деятельности людей, их социальную и духовную основу (внутренний мир).

Проблему взаимодействия внешнего и внутреннего миров личности затрагивает и постмодернизм (Б. Рассел, Ж. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Делез, М. Фуко, Ю. Хабермас), открывая новые грани в исследовании этого вопроса. Взаимодействие внешнего и внутреннего миров личности осуществляется посредством социального взаимодействия личности со средой, при вынесении внутреннего диалога во внешний мир, при проявлении личностью себя как активного субъекта, способного преодолеть все рамки и запреты внешнего мира.

Большое число теорий, исследований в рамках многих дисциплин

свидетельствует о накоплении обширного объема знаний о личности и ее

7

внутреннем мире и создает благоприятную почву для социально-философского анализа внутреннего мира личности как целостной системы.

Диссертационные работы, встречающиеся по данной проблематике, освещают чаще всего личность (Кругликова Г.Г. - «Проблема человека в философии Иммануила Канта и философско-педагогических концепций русских мыслителей второй половины XIX - первой трети XX века; Честнейшин Н.В. - «Проблема человека в социальной философии русского консерватизма»; Чумакова Т.В. - «Образ человека в культуре Древней Руси. Опыт философско-антропологического анализа»; Розанов Ф.И. «Социальное взаимодействие как информационный обмен» и др.) и ее социальную сущность, однако, вопрос, поднимающий проблему внутреннего мира личности на новую ступень, разработан не был.

Объект исследования - внутренний и внешний мир личности.

Предмет исследования - социальный контекст взаимодействия внутреннего и внешнего миров личности.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ механизмов взаимодействия внешнего и внутреннего миров личности; определение социального содержания (социальной наполненности) понятия «внутренний мир» личности с позиции принципа целостности.

В соответствии с целью диссертационного исследования предполагается решение следующих задач:

- проанализировать представления о социальных взаимосвязях внешнего и внутреннего миров личности;

- осуществить социально-философский анализ взаимовлияния внешнего и внутреннего миров личности;

- раскрыть социальное содержание понятий «внутренний и внешний миры личности»;

- рассмотреть социальный контекст взаимодействия внешнего и внутреннего миров личности в системе общественных отношений, общения и коммуникации;

- рассмотреть сущность, типы, структуру внешнего и внутреннего миров личности;

- исследовать особенность функционирования внутреннего мира личности, формирующейся посредством диалектики субъективного и объективного, внутреннего и внешнего.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили

совокупность взглядов, концепций, положений, разработанных социальной философией в XX веке (персонализм, философия жизни, экзистенциализм, марксизм, постмодернизм и др.) о внутреннем мире личности в условиях динамично развивающегося внешнего мира. Реализация поставленных целей и задач исследования достигается на основе анализа методов и теорий, применяющихся в социальной философии, истории философии, философской антропологии, а так же истории, социологии, психологии и т.д., кроме того используется междисциплинарный подход. Это осуществляется при помощи сравнительно-исторического метода, изучающего развитие представлений о месте и роли личности в историко-философском процессе, системно-структурного, принципа целостности, изучающего сущность, структуру и содержание внутреннего мира личности как целостной системы, диалектического метода, исследующего формирование общей направленности внутреннего мира личности.

Научная новизна исследования. В диссертации исследована проблема диалектики двух миров личности, влияющая на конкретного человека и на общественное мировоззрение в целом. Рассматривается не просто взаимодействие и слияние внешнего и внутреннего миров личности, но и степень их проникновения, взаимозависимости, формирующие в результате уникальную и неповторимую человеческую индивидуальность.

В итоге разработки темы исследования диссертантом получены также следующие новые результаты:

- проведен анализ представлений XX века о внутреннем и внешнем мирах личности, рассмотрена специфика терминологии характерной для различных философских направлений;

- осуществлен анализ сущности и содержания внутреннего мира личности как целостной системы; определены его элементы (познание, эмоциональная регуляция, нравственность и пр.), свойства (социальная, материальная или духовная направленность), исследованы принципы их взаимодействия;

- выявлены и рассмотрены в качестве элементов структуры внутреннего мира личности три блока: познавательный (когнитивный), морально-нравственный, эмоционально-волевой, поскольку они вбирают в себя все основные процессы и механизмы развития, функционирования структуры внутреннего мира личности;

- представлен механизм перехода информации из социального бытия во внутренний мир личности, и опять вовне, посредствам различной степени задействованности того или иного блока внутреннего мира личности;

- показана специфика и своеобразие социальности внутреннего мира личности через диалектику внутреннего и внешнего, субъективного и объективного.

Положения, выносимые на защиту:

1. Каждое философское направление XX века формирует своё

представление о проблеме соотношения внутреннего и внешнего миров

личности (например, в философии жизни это соотношение реализовано в

самой жизни личности, которая является микроносителем всего социального

опыта; в экзистенциализме через экзистенцию или существование человека в

бытийном пространстве; в феноменологии через жизненный мир; в

персонализме - это созданная Богом личность и порождаемая ею реальность;

в философской антропологии через познание личностью самой себя и как

10

следствие всего социального бытия; в марксизме через реализацию личности в общественных отношениях; и в постмодернизме при вынесении внутренн