автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социальное противоречие: эволюция понятия и роли в обществе

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Ахмедов, Магарам Муртазалиевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социальное противоречие: эволюция понятия и роли в обществе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ахмедов, Магарам Муртазалиевич

Введение.

Глава I. Социальное противоречие в современном обществе.

§ 1. Социальные противоречия как фактор развития общества.

§ 2. Этноконфессиональные противоречия и конфликты постсоветской России.

Глава II. Трансформации социальных противоречий.

§ 1. Гражданское общество через призму социальных противоречий.

§ 2. Синергетический и постмодернистский взгляды на социальное противоречие.

§ 3. Социальные конфликты и толерантность.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Ахмедов, Магарам Муртазалиевич

Актуальность темы исследования. Последние десятилетия XX в. и начала XXI в. в России оказались насыщенными социальными потрясениями трансформирующегося общества. Нашу страну не обошли, получившие распространение в XX в. во всех частях мира гражданские, религиозные и этнические кризисы, конфликты и войны. Из страны размеренной и мирной жизни Россия превратилась в конфликтогенное общество со многими горячими точками. Регионом особо острой этнополитической и межконфессиональной напряженности предстал Юг страны, Северный Кавказ. Неспокойно также во всем постсоветском пространстве СНГ.

В этой связи возникает необходимость создания философской картины российского общества через призму социальных противоречий. Каковы нынешние источники, факторы и движущие силы общественного развития? Были ли и остаются ли социальные противоречия и конфликты реальной причиной и источником развития общества? Вопросы эти ныне актуальны не только для России, они носят характер методологической универсальности, волнуют как страны беспокойного, так называемого развивающегося мира, так и страны благополучных Европы и Америки, периодически подвергаемые атакам международного терроризма.

Философски универсальными сегодня представляются и вопросы глобальных противоречий современного мира, пересмотра их иерархического построения, качественного и количественного изменения самих социальных противоречий. Что привносят тенденции глобализации в суть социального противоречия, каковы в нем роли материального и духовного фактора, экономического и информационного общественного потенциала?

Особый научный интерес представляет выявление места социального противоречия и конфликта в гражданских общества Запада, следующих классическим либерально-демократическим моделям. Можно ли считать, что кризисы и противоречия в них численно уменьшаются или даже постепенно исчезают в этих странах? Или они трансформируясь обретают характер международных трений и столкновений? Что вообще специфично противоречиям так называемого постиндустриального общества? В какой степени возможно применение к современному глобализационному этапу развития человечества принципа жесткой социальной, технической или экономической детерминации: насколько выводимы последствия противоречий и конфликтов с определенностью и однозначностью из их сути, или здесь начинают действовать качественно иные, сугубо вероятностные тенденции?

Особо актуален сегодня вопрос о количественном и качественном доминировании этнических и конфессиональных противоречий и конфликтов над классовыми столкновениями, характерными еще в недавнем прошлом подавляющему числу стран. Является ли подобная трансформация противоречий временным, характерным короткому этапу развития человечества или она имеет долговременную перспективу? Приведет ли глобализация человечество к духовной монокультуре и религиозному экуменизму и тем самым снимет основу и базу этническим и религиозным конфликтам, или мы обречены на регулярные претензии этносов друг к другу по территориальным, языковым, религиозным и т.п. вопросам?

В этой связи вопросы проблематики диссертации имеют региональное преломление. Российский Кавказ сегодня сосредоточил огромный потенциал этноконфессиональной напряженности в силу своей этнической и религиозной пестроты, чем особо выделяется Дагестан. Реалии этого региона предоставляют сконцентрированный эмпирический материал, социологически подтверждающий определенные общественные тенденции. От поиска и нахождения путей выхода из общественно-политического кризиса в регионе зависят благополучие и целостность

Российского государства, межцивилизованный и межконтинентальный мир Запада и Востока, Севера и Юга и т.п. Регион превратился в своеобразный полигон для испытаний на эффективность традиций миротворчества и терпимости, культуры мира и толерантности. Успех дела мира, умений бескровно и с перспективой разрешать противоречия и конфликты послужит добрым уроком и опытом всему мировому сообществу.

Степень научной разработанность проблемы. Учение о противоречиях в обществе имеют свою давнюю философскую историю. Античные мыслители - Гераклит, Сократ, Платон, в эпоху Возрождения Н. Кузанский и Д. Бруно, а в Новое время - Макиавелли, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Маркс всесторонне осмысливают развитие общества как процесс возникновения, столкновения и борьбы противоположностей, как разрешение социальных противоречий, и конфликтов.

Развернутое учение о социальных противоречиях содержится в диалектической философии марксизма. Социальные противоречия и конфликты, по Марксу, имеют классовую природу, объясняемую, в свою очередь, экономическими факторами, а именно, отношениями собственности на средства производства. Классовые противоречия -внутренние, главные, детерминирующие и преломляющие через себя все остальные второстепенные и внешние противоречия общества. В марксисткой философии конкретизируются виды, типы, этапы, субъекты и т.п. социальных противоречий.

Однако, абсолютизация экономических причин социальных противоречий, неизменное преломление их через борьбу классов не позволяют сегодня адекватно объяснить многочисленные кризисы и конфликты современного общества. Усилиями О.Конта, Г.Спенсера, Г.Зиммеля, Т.Парсонса, М.Вебера и др. происходит дальнейшее развитие учения о социальных противоречиях, обращается внимание на роль внешней среды, борьбы за существование различных общественных институтов, объединений и учреждений, межиндивидуальных отношений, адаптивных способностей субъектов истории и т.п. Учет многофакторности социальных противоречий позволил отойти от однолинейности, однонаправленности, однозначной детерминированности общественного развития и представив его поливекторным, неоднозначным и вероятностно-детерминированным.

Особое значение для теоретического осмысления социальных противоречий имеют конфликтологические концепции Р.Коллинза, Л.Крисберга, Л.Коузора, Р.Дарендорфа, А.Рапопорта, Дж.Бернарда, К.Бодлдингана, Р.Снайдера, С. Хантингтона и других ученых гуманитарного и обществоведческого плана. Применительно к этнополитическим и конфессиональным противоречиям и конфликтам развили учение о социальных противоречиях Р.Абдулатипов, А.Авксентьев, А.Агаев, М.Алиев, Л.Гринин, А.Гусейнов, Ю.Запрудский, А.Здравомыслов, В.Иноземцев, В.Кудрявцев, М. Мусаелян, В. Тишков, и

1 Абдулатипов Р.Г. Заговор против нации. С-Пб., 1992; его же: Сущность нации-этноса: ответ сторонникам безнациональности. М., 1999; Авксентьев В.А. Социально - философские аспекты анализа этнических конфликтов. Ставрополь, 1997; Агаев А.Г. Нациология: философия национальной экзистенции. Махачкала, 1992; Алиев М.Г. Согласие. Социально - философский анализ. М; 2001; Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов-на-Дону, 1992; Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996; Гринин Л.Я. Философия, социология и теория истории. Волгоград, 2003; Гусейнов А.Г. Конфликтология. Махачкала, 2003; Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. М., 1999; История марксистской диалектики. М., 1971; Капустин Б.Г. Насилие/ненасилие как ключевая проблема политической теории// Насилие и ненасилие. Философия, политика, этика. М., 2003; Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения. М., 1989; Мусаелян М.Н. Межнациональные противоречия и конфликты и поиски путей их разрешения. М., 1992; Современное постиндустриальное: природа, противоречия, перспективы. М., 2000; Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии, №12, 1993; его же: О природе этнического конфликта // Свободная мысль №4,1993;

Обстоятельный анализ социальных противоречий и конфликтов в ряде кандидатских диссертаций2.

Цель и задачи исследования. Основной целью данного диссертационного исследования является выявление философских особенностей современных социальных противоречий и характера их количественной и качественной трансформации.

Данная цель в диссертации достигается через решение следующих задач:

- изучение типологии и роли в современном обществе социальных противоречий;

- рассмотрение места этнических и религиозных конфликтов в системе социальных противоречий современного общества;

- осмысление специфики проявления социальных противоречий и конфликтов в западных гражданских обществах; выявление тенденций социальных противоречий постиндустриальных обществ на информационном этапе их развития;

- влияния глобализации на суть и проявление социального противоречия;

- анализ способов разрешения этноконфессиональных противоречий с учетом накопленного политического опыта в конфликтогенном регионе Северного Кавказа и Дагестана;

- уточнение места толерантности в системе превентивных мер по предотвращению конфликтов.

Объектом исследования данной диссертации является социальное гу

См.например: Горбунова JI.H. Детерминация общественных отношений как проблема социальной философии. Автореф. дисс. канд. философ, наук, Ростов-на-Дону, 2005; Гусаева К.Г. Межнациональные конфликты в политэтнической среде: их характер и разрешение. Автореф. дисс. канд. философ, наук.- Махачкала, 2000 и др. противоречие в его разнообразных проявлениях в истории развития человеческого общества. При этом социальное противоречие предстает как многофакторное и поливекторное явление, развертывание которого приводит общество к неоднозначным и вероятностно детерминированным последствиям.

Предметом исследования является количественные и качественные изменения социальных противоречий в истории, их сущностная специфика и роль как детерминантов развития современных гражданских и постиндустриальных обществах.

Методологической основой исследования является как диалектический подход к анализу явлений и процессов в их детерминированности в природе и обществе, так исторический и структурно-функциональный анализ. Изучение общества как динамической структуры связано также с комплексным использованием важнейших методологических подходов современной социальной философии - понимания общества как социальной системы и толкование его на основе социального действия. Действенным и результативным в работе оказался компаративный и текстологический анализ.

Научная новизна диссертации состоит в следующих положениях:

- проанализирована количественная и качественная историческая динамика социальных противоречий;

- показаны место и роль социальных противоречий и конфликтов в современных гражданских обществах; выявлены особенности социальных противоречий постиндустриальных обществ с применением социальной доктрины синергетики и философии постмодернизма;

- показано влияние глобализации на сущность и природу социальных противоречий.

Положения выносимые на защиту. По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие теоретические положения:

1. Количественное и качественное изменение социальных противоречий XX века происходят так, что сфера и число социальных противоречий, переходящих в конфликты значительно расширяются. Этнические и религиозные конфликты доминируют над классовыми противоречиями современных обществ.

2. Изучение ситуации конфессиональной напряженности в регионе Северного Кавказа свидетельствует о сложном переплетении этнического и религиозного и преобладании значимости национального фактора над конфессиональным.

3. В гражданских обществах Запада социальные противоречия видоизменяются и обретают универсальный характер. Особенность их проявления заключается в порождении ими международных противоречий и конфликтов этнического и религиозного плана - международного экстремизма и терроризма.

4. Глобализация противоречий современного постиндустриального и информационного общества связана с становлением комплексных социальных противоречий, где духовные детерминанты доминируют над экономическими и материальными причинами их порождения.

5. Универсальным и глобальным феноменом массового сознания и поведения, способным предотвратить разрушительные и катастрофические последствия международных конфликтов становится толерантность.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней выводы могут послужить отправной точкой в более глубоком освещении проблемы социальной динамики современных обществ. Материалы диссертации могут быть использованы для изложения соответствующих разделов учебных курсов «Социальной философии», «Политологии», «Конфликтологии», а так же лечь в основу специальных курсов для студентов и аспирантов вузов.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались в отделе социологии Института истории, археологии и этнографии

Дагестанского научного центра РАН, на научно-практических конференциях в ДНЦ РАН и в ДГУ, региональных и международных семинарах и конференциях. Объем публикаций по теме составляет 1,3 п.л.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографии. Текст исследования изложен в 142 страницах. Список цитированной литературы насчитывает 173 источников.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальное противоречие: эволюция понятия и роли в обществе"

Заключение

Диссертационное исследование дало более или менее полные ответы на поставленные во «Введении» вопросы. В нем рассмотрены эволюция и современное состояние социального противоречия. Анализ различных социально-философских доктрин вкупе с эмпирическим исследованием различных видов, типов, форм и т.п. социальных противоречий позволяет предложить панорамную их картину, лучше понять суть социального противоречия, его место как источника развития общества, играющего порой неоднозначную роль в историческом процессе.

Выделение в системе социальных противоречий в качестве наиболее распространенных ныне этнических и религиозных противоречий и конфликтов позволяет сопоставить теоретические выводы предположения с реалиями, непосредственно протекающими в регионе Северного Кавказа. Этноконфессиональные противоречия и кризисы носят часто ярко выраженный характер политических конфликтов и в силу остроты их протекания позволяют судить о природе, этапах, фазах, субъектах и т.п. аспектах и признаках социальных противоречий вообще.

Особо продуктивным в исследовании был анализ сути, места и роли социальных противоречий в гражданских обществах Запада. Качественное изменение социального противоречия в гражданском обществе не означает снижения его роли как катализатора ускоряющегося общественного прогресса. Интенсификация межнациональных контактов, формирование межгосударственных союзов и этнополитических объединений потенциал противоречий смещает с узковнутренних на более масштабные, всеобщие, глобальные, следствием которых нередко выступают международный экстремизм и терроризм.

Продуктивным в исследовательском плане оказался синергетический метод и постмодернистский анализ социального противоречия в постиндустриальном обществе, в его информационной и технической специфике, или в варианте техногенной цивилизации. В работе предложен гипотетический конструкт «глобализация социального противоречия», подчеркивающий высокий уровень комплексности, вероятностную детерминацию, колоссальную разрушительную силу и опасность конфликтов и противоречий для всего человечества. При этом все значимыми оказываются противоречия нематериальной природы, когда многократно возрастает вес обладания информацией, значимость образования для социума, специалистов с незаурядными интеллектуальными способностями. Все это привело к смещению остроты социальных противоречий с классовых на иные, носителями которых выступают социальные группы, элиты, этнические объединения, формирующиеся по нематериальному и неэкономическому основанию.

Такое, качественно новое социальное противостояние в гораздо явном виде обнаруживается на международной арене, чем внутри отдельных стран современного мирового сообщества. Противостояние выстраивается по линии раздела постиндустриальных стран со странами второго, третьего, четвертого миров. Постепенно, таким образом, формируется такое мироустройство, в котором существует единственный центр силы. На самом деле, этот однополярный мир привел не к его единству, а по образному выражению В.Иноземцева, к «расколотости» человеческой цивилизации.

Россия в поиске своего места в этой цивилизации. Возрастание в системе социальных противоречий роли духовных и ментальных компонентов обязывают российскую интеллектуальную элиту к поиску ключевых ментальных, психологических и других культурных факторов, способных вывести страну из кризиса, череды экономических, финансовых потрясений, этнических и религиозных конфликтов. Уважительное и бережное отношение к отечественным традициям, национальному духу, отказ от всякого поклонения и слепого копирования западных стереотипов -такова стратегия разрешения социальных противоречий и конфликтов российскими народами и обществом в целом.

Глобализм социальных противоречий поставил Россию перед императивом: придерживаться международных правовых норм, следовать основным единым мировоззренческим ценностям, учитывая культуру мира и толерантности. Толерантность предстает не только системой государственных, национальных или коллективных принципов, но и неотъемлемым элементом массового сознания, важнейший мировоззренческий универсальный современной культуры.

Выявленные в диссертационном исследовании эволюция и трансформация социальных противоречий дают основания для коррекции экономической, социальной, культурной политики общества в целях его максимальной и оптимальной адаптации и современным мировым реалиям. Универсализацию социальных противоречий сегодня венчает сама глобализация, вобрав в себя предельной случай противоречия: между общепланетарным, общечеловеческим, с одной стороны, и национально-культурной идентичностью, с другой. Несмотря на высокие темпы глобализации человечество не скоро придет к монокультуре и экуменизму и насущной стратегической задачей многих стран, в том числе, России предстает глубоко продуманная национальная и религиозная политика. Предложенные в диссертации практические рекомендации способствуют преодолению многих социальных деформаций, кризисов и конфликтов, с учетом доминирования в противоречии этнического над религиозным.

Теоретические выводы и рабочие гипотезы диссертации могут войти в структуру концептуального осмысления места современных социальных противоречий в жизни общества, стать самостоятельной базой и вспомогательным материалом для изучения разделов социальной философии, политологии, социологии и конфликтологии в вузе, лечь в основу специальных курсов.

В то же время, исследование дало пищу для новых размышлений по проблематике. Трансформация социального противоречия в сторону превалирования в нем духовных факторов актуализирует вопрос о соотношении в современном обществе форм материальной и интеллектуальной собственности, о сложной связи социального и природных, наследственных качеств в становлении социальных групп как субъектов общественных противоречий и конфликтов. Требует изучения и место толерантного сознания в структуре общественного сознания современных постиндустриальных социумов. В мире обостряющихся противоречий толерантное поведение и политика часто требуют согласия противоположных интересов «совмещение несовместимого». Исследование показало перспективность в осмыслении подобных вопросов социальной доктрины синергетики и философии постмодернизма, которые могут быть предложены в дальнейшем освоении вопросов наряду с приемами классической методологии. Эти и другие вопросы - предмет будущих теоретических изысканий автора диссертации и других исследователей обществозания.

 

Список научной литературыАхмедов, Магарам Муртазалиевич, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдулагатов З.М. Проблемы исламского фундаментализма в массовомсознании дагестанцев // Социально-политические процессы в Республике Дагестан. Махачкала, 2002.

2. Абдулатипов Р. Заговор против нации. С Пб, 1992.

3. Абдулатипов Р.Г. Сущность нации-этноса: ответ сторонникамбезнациональности. М., 1999.

4. Абдуллаев М.А. Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном

5. Кавказе. Махачкала. - 2003.

6. Абдуллаева И.А. Единство традиционных ценностей в многообразиирелигий // Этноконфессиональные отношения как фактор общественной жизни Северного Кавказа. Махачкала, 2002.

7. Агаев А.Г. Нациология: философия национальной экзистенции.1. Махачкала. -1992.

8. Адаме Д. Концепция культуры мира: Основные принципы // Год 2000. Напути к культуре мира и ненасилия. М., 1998.

9. Акулов К.М. Социально политический конфликты в условияхглобализации // Материалы конференции «Развитие общества в условиях глобализации. Н Новгород, 2002.

10. Северном Кавказе. Махачкала, 2002. 12. Алиев К. Этнос, политика и государство в Дагестане // «Народы Дагестана», 2000. Выпуск 6.

11. Алиев М.Г. Согласие. Социально-философский анализ. М., 2001.

12. Алиев М.Г. Глобализация и культура согласия // Дагестанская правда. -2005. 4 января.

13. Алимы и ученые против ваххабизма. Редкол. A.M. Магомедов, М.М. Омарова. Махачкала, 2001.

14. Арухов З.С. Поиски этнической и религиозной идентичности в период становления гражданского общества в Дагестане // Проблемы становления гражданского общества в Республике Дагестан. Махачкала,2003.

15. Арухов З.С. Характер и форма внешнего влияния на ислам. Радикализм в Дагестане // Ксенофобия на Юге России. Ростов-на-Дону, 2002.

16. Аршинов В.И., Буденов В.Г. Синергетика эволюционный аспект // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.

17. Ахмеев С.Н. Социальные проблемы активизации человеческого фактора. Чебоксары 1988.

18. Бабосов Е.М. Основы конфликтологии . Минск 1997.

19. Бадью А. Делез «Шум бытия», М., 2004. 27.

20. Балутина Т.А., Вольфовская Е.Г., Никольская С.А., Содержание образования в педагогике ненасилия // Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия. С-ПБ. 1999.

21. Билалов М.И. Духовные доминанты современного Дагестана // Социально-политические процессы в Республике Дагестан (1991-2000 гг.). Махачкала, 2002.

22. Билалов М.И. Идейные предпосылки этноконфессиональной толерантности в суфизме // Северный Кавказ и Дагестан: современная этноконфессиональная ситуация и пути ее стабилизации. Махачкала,2004.

23. Билалов М.И. Религиозный иррационализм и перспективы гражданского общества // Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Махачкала, 2004.26