автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социальные аспекты философии всеединства
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Литвинов, Виталий Евгеньевич
Актуальность темы исследования
Сегодня все большее число исследователей приходит к выводу, что современное российское общество находится в состоянии глубокого системного кризиса, который можно определить как проблему единства социального целого. Одним из проявлений этого кризиса служит усиление и обострение в обществе как центробежных, так и центростремительных процессов, что можно наблюдать практически на всех уровнях организации российского общества. С одной стороны, различные субъекты социального целого стремятся любой ценой обрести независимость и проявить самостоятельность. Это проявляется в обострении национальных, религиозных, региональных и других социальных отношений. Одновременно наблюдается и обратный процесс: стремление любой ценой сохранить единство и целостность общества, что приводит к появлению в обществе идей оправдания авторитаризма и тоталитаризма. Данный кризис, пронизывая все уровни общества, оказывает свое влияние и на одну из основных и наиболее острых проблем современности - проблему противоречий между интересами личности и общества. В данном контексте личность стремится обрести наиболее полную самостоятельность, а общество стремится сохранить и не потерять контроль над личностью.
Именно русская философия всеединства в начале XX века впервые подняла, наиболее полно раскрыла и предложила оригинальную методику решения проблем, связанных с взаимодействием различных элементов социального целого, взаимоотношениями между личностью и обществом. Современное обострение подобных проблем заставляет нас вновь обратиться к опыту их осмысления в рамках социально-философских построений философии всеединства.
Основные положения работы.
1. Социальная проблематика философии всеединства в своей постановке выражает проблематику взаимодействия различных элементов социума.
2. Постановка и решение проблемы социального единства в философии всеединства детерминируется в зависимости как от особенностей методологии в рамках различных направлений, так и категориального аппарата, интерпретируемого в качестве методологического средства.
3. Основные категории всеединства на разных этапах развития школы принимают или утрачивают социальную нагрузку. В рамках русской школы всеединства данные категории носят ярко выраженную социальную направленность.
4. Разложение внутреннего единства социального целого русская философия всеединства видит в утрате духовности и замене её рационализмом. Выход из ситуации философы всеединства видят в создании мировоззрения, сочетающего принципы христианской духовности и рационализма.
5. Идеальным типом общества в философии всеединства является Церковь как общество, построенное на единых духовных основах, и как организация, создающая и контролирующая духовные ценности. Эти идеи в том или ином виде воспроизводятся и в других типах русской социальной философии.
Степень изученности проблемы.
В истории философской мысли наблюдаем неоднократное обращение к проблемам оптимизации социального устройства и взаимоотношений личности и общества - Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Т. Кампанелла, Т. Гоббс, Д. Локк, К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Г. Гегель, К. Маркс и др.
В этом плане опыт осмысления указанных проблем достаточно интересно представлен в работах представителей философии всеединства.
Анализ литературы, посвященной философии всеединства показывает, что авторы оценивают ее, прежде всего, как систему, в которой все элементы дискурса взаимосвязаны и взаимозависимы. Но при этом элементы системы рассматриваются вне зависимости друг от друга. В большинстве работ, посвященных философии всеединства, основное внимание уделяется историко-философскому аспекту, систематизированию конкретных положений, сопоставлению с другими философскими системами. В частности, неоднократно указывается на то, что русская философия всеединства строится на положениях, выдвинутых предшествующими представителями данной школы - Плотин, Псевдо-Дионисий, Шеллинг и др. Но генетическая и методологическая зависимость русской и европейской школ всеединства, как правило, остается вне сферы внимания. Работы современных исследователей, представляющие целостное осмысление религиозно-философской традиции, посвящают указанной социально-философской проблематике неполные разделы, иллюстрирующие основные метафизические постулаты, не обосновывая их взаимосвязь - В.Н. Акулинин, А.В. Валицкий, А.Ф. За-малеев, Б.В. Емельянов, Э.В. Кузнецов, А.В. Поляков, А.А. Тахо-Годи, С.С. Хоружий и др. Часто методологическая проблематика философии всеединства сводится, как правило, к гносеологическому анализу вне её связи с социально-философскими построениями - А.С. Богомолов, П.П. Гайденко, Ф.А. Гиренок, Н.П. Полторацкий и др.
Современный социально-философский анализ указанной проблематики, как правило, сконцентрирован на исследовании философских взглядов отдельных персоналий. Авторы оставляют в стороне их связь с общей логикой и методологией философского осмысления действительности через призму концепции всеединства. В работах, посвященных проблемам социальной методологии социальные аспекты философии всеединства практически не рассматриваются, а основной акцент делают на анализ европейской социальной философии - Е.В. Барабанов, В.В. Бибихин, В.Е. Кемеров, Г.В. Мокрополов, А.С. Панарин, А.В. Перцев, К. Поппер.
В 80-90-е годы появились многочисленные работы, посвященные русской философии. В них делаются попытки осмыслить философию всеединства в рамках русской религиозно-философской мысли как её основу и ядро - А.В. Гулыга, С.С. Хоружий и др. И наоборот, появляются работы, которые посвящены мировоззренческим основам русской философии. Философия всеединства в этих работах выступает как элемент цельной мировоззренческой системы, претендующей на обособленность и самостоятельность - А.С. Ахиезер, JI.H. Бряник, J1.C. Гуревич, И.А. Исаев, Ю.А. Кимелев и др.
Наиболее целостными работами, посвященными русской философии всеединства, следует назвать работы А.Ф. Лосева, Э.Л. Радлова, Е.Н. Трубецкого, Н.О. Лосского, В.В. Зеньковского. Есть работы, исследующие непосредственно методологию социальной философии Вл. Соловьева - Н.С. Галковский, Е.В. Гутов, Е.В. Иванова, В.А. Кувакин. Основным недостатком этих работ является своеобразная статичность исследования, так как сосредоточенность только на отдельных философских взглядах В. Соловьёва не позволяет понять динамику развития всей философии всеединства. Социальные проблемы анализируются в отрыве от метода исследования, который в философии всеединства задает параметры решения этих проблем.
Все это свидетельствует о том, что взаимосвязь и взаимозависимость социально-философских построений философии всеединства от других элементов системы в современной литературе ставит проблему общепризнанной исторической значимости философии всеединства и недооценки её эвристического потенциала для современных социальных условий.
Теоретическое и практическое значение работы.
Проведенное исследование позволяет по-новому осмыслить значение подхода, применяемого русской религиозной философией для анализа социальных процессов. Это позволяет задать такой угол зрения, который охватывает новые стороны социума, ранее выпадающие из сферы теоретического анализа социальной философии. Проведенный анализ, позволяет встроить социальные концепции философии всеединства в исторический ряд иных концепций общества, составляющих предметное поле современной социальной философии.
Практическое значение заключается в введении концептуальных построений философии всеединства в вузовские курсы по философии, социологии, политологии, культурологии, а также использовании этой концепции как основы для чтения специальных курсов по данным дисциплинам.
В качестве источников использована следующая литература:
1. Труды В. Соловьёва входящие в 10 томное собрание сочинений 1912 - 1913; двухтомные сборники, выходившие в 1988 и 1990 гг.; другие публикации. Особое внимание уделено таким трудам философа как: "Кризис западной философии", "Критика отвлеченных начал", "Оправдание добра", "Чтения о богочеловечестве", "Философские начала цельного знания". Также использованы статьи, написанные В. Соловьевым для энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона.
2. Оригинальные тексты других представителей русской школы всеединства, посвященные данной тематике (С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, С.Л. Франка). Работы философов, не входивших в русскую школу всеединства, но оказавших влияние на её основные положения.
3. Труды античных и христианских основателей школы всеединства (Плотина, Прокла, Дионисия Ареопагита) и европейских философов, принадлежавших этой традиции (Беме, Николая Кузанского, Шеллинга).
4. Критико-аналитическая литература, посвященная анализу русской религиозной философии и философии всеединства принадлежащая либо последователям, либо современникам (И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Е.Н. Трубецкой, Э.Л. Радлов, Б.Н. Чичерин).
5. Современная литература посвященная, анализу философии всеединства (П. Адо, В.Н. Акулинин, Н.В. Бряник, А.В. Гулыга, Ю.С. Комаров, С.С. Хоружий.)
6. Литература по методологии социально-философского исследования (В.В. Бибихин, JI.B. Дмитриева, Е.В. Гутов, В.Е. Кемеров, Ю.С. Осадченко, А.В. Перцев).
Цели и задачи исследования.
Цель диссертации - выявить основные подходы к решению социальных проблем в рамках философии всеединства и определить их значимость для современных социальных построений.
Поставленная цель определяет следующие задачи: 1) эксплицировать социальную проблематику философии всеединства как особый вид философского дискурса; 2) определить основные направления социальных построений философии всеединства; 3) проанализировать взаимозависимость социальных построений, основных категорий от специфической методологии в философии всеединства; 4) зафиксировать и проанализировать причины возникновения социальных проблем и способы их решения с точки зрения философии всеединства.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Основная теоретическая установка исследования: представление современной ситуации, кристаллизация новой рациональности, нового типа теоретического познания, расширяющего рамки рационального дискурса за счет признания ранее отвергаемых культурно познавательных практик (иррационализма, мистико-эзотерического знания, мифологии, художественно эстетического творчества).
Образ современной социальной теории может быть обрисован как синтез собственно теоретического осмысления проблемности человека в единстве социальных и индивидуальных измерений его бытия. Опыт философии всеединства в этом плане может быть включен в этот контекст как вариант преодоления "узкого рационализма", который обусловлен 9 своеобразным культурно историческим опытом и опорой на определенную традицию в дохристианской и христианской православной культуре.
Методология исследования опирается на эвристической потенциал классиков философии всеединства и современных исследований по данной проблематике. Используется сравнительное описание и анализ различных школ и направлений философии всеединства, а также их логико-философская систематизация и классификация. Основным для диссертационного исследования является компаративный метод. Этот метод позволяет выявить и всесторонне рассмотреть наиболее характерные черты философии всеединства, её основные социальные интенции и аспекты. Кроме того наряду с компаративным методом, для выявления наиболее общих черт философии всеединства использованы методы синтеза исторического и логического.
Научная новизна.
1. Проанализированы основные понятия философии всеединства с их содержательной и функциональной стороны.
2. Аргументируется специфичность детерминации методологии всеединства результатов социально-философских построений.
3. Обосновывается антитеза социальных построений русской философии всеединства и концепций гражданского общества европейского типа.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальные аспекты философии всеединства"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На рубеже XIX -XX века в России происходил переход от общества традиционного типа к массовому обществу, который сопровождался переходом от одной системы ценностей к другой. Российское общество оказалось в ситуации "двоящегося общества", когда старая система правил и ценностей уже разрушена, а новая еще не создана. Одновременно, в европейской философии сложилась ситуация "интеллектуального кризиса", вызванного неспособностью традиционного европейского рационализма и доминирующего в сфере социальной теории позитивизма отвечать на возникающие в этом социо-временном континууме вопросы и предлагать пути для решения возникающих проблем.
1. Одной из многочисленных попыток выйти из этого состояния социального и философского кризиса является создание русской философии всеединства, унаследовавшей методологические принципы неоплатонизма, христианского мистицизма и рационализма нового времени. Данный тип философии формирует особые специфические методы познания и концептуальные схемы социального знания. Его целью является преодоление классического рационализма и его парадигмальных теоретических установок.
2. Методологической основой преодоления данного кризиса, в рамках философии всеединства, является равноценный синтез интуитивного, рационально-теоретического и эмпирического уровней знания с целью расширения сферы компетенции философского знания, достижения целостного сущностного видения реальности вместе с ее дискурсивно-логическим описанием. В философии всеединства первичным интуициям (Абсолют, Единое, София) придается характер онтологических сущностей, абсолютных существ, идеальные характеристики которых реализуются в различных сферах социального бытия.
3. Социально-философский ряд всеединства реализуется в раскрытии основных категорий. В исследовании они представлены следующими понятиями: а) всеединство - универсально-метафизический контекст и субстрат социального знания; б) софийность - принцип осуществления, реализации идеального в конкретном, индивидуализированном; в) соборность - осуществление социально-философских потенций всеединства на уровне идеального статуса социально-индивидуального взаимодействия и создание особого типа личности, воплощающей их единство.
4. Социальное знание в контексте философской системы всеединства, основанной на мистико-рационалистическом синтезе представляет собой несколько уровней философского мышления: а) непосредственно интуитивный уровень трансформации социального знания и культурного опыта в личностно-экзистенциальное целостное видение и внерефлексивное знание; б) уровень рационально-логического обоснования интуиций: образованные таким образом понятия встраиваются в дискурсивную систему категорий и образов, сохраняя свой непосредственно интуитивный характер; в) уровень окончательной "сборки" всех основных категорий всеединства в целостную схематику взаимоотносящихся мифообразов.
Системная логика философского познания имеет циклический вид потенциально бесконечной иерархии целостных сущностей и образов, чьи смысловые сферы переплетаются, образуя возможность актуализации высших уровней в низшие, с последующим восхождением от низших уровней к высшим, от материальных сфер к абсолютным божественным. Это восхождение совершается как всеединство космического, личностного, социального, исторического и собственно божественного процессов универсального становления.
5. София - принципиально многоуровневая концепция и образ всеединства, входящие в поле философствования в их проявленности от тео-космологических до непосредственно практических определений. Со-фийная сфера социального мышления внутренне замкнута на иерархическое переформулирование сущностных сторон социального и человеческого, олицетворяемого Софией. Построение циклических схем осуществления софийного начала происходит от чисто теологических определений через космическое и антропологическое становление к обособлению личностного бытия человека и формированию софийных форм человеческого взаимодействия, вплоть до создания Богочеловечества. София вводит кардинальные принципы соединенного человечества, идеально-реальной души мира, идеальной всечеловеческой личности. Кроме того, София олицетворяет собой всеединый статус культуры в ее противоположности цивилизации, статус индивидуально-человеческого, статус провиденциального начала социально-исторического процесса.
Вместе с принципом софийной реализации Богочеловечества вводится постулат ограниченности наличного исторического и социального бытия, эсхатологический постулат конца истории. Одним из основных смыслов всеединства является провиденциально неизбежное становление Богочеловечества единым мистически-реальным телом Бога через созидание совершенного общества, то есть Церкви.
В тот момент, когда человечество достигнет состояния Богочеловечества, т.е. восстановит разорванную связь Творца и "твари", в истори-ко-эволюционном аспекте совершится исход "земной" истории человечества. Это означает конец истории. В отличие от рационалистической философии он осмысливается не с точки зрения "прогресса", но с позиции нарастания его духовно нравственных мотивов. Принцип прогресса отвергается в пользу перерастания материальных параметров истории в идеальные, таким образом, конец истории понимается как перерастание цивилизации в культуру.
6. Соборность - актуализация софийных построений на уровне конкретного единства социального целого и индивидуального. Соборность, как и все основные понятия всеединства, используется на нескольких уровнях: внешнем (объединение церквей) и внутреннем. Внутренний уровень также имеет двойной смысл: как логическая эманация универсальных интуиций и как отображение специфики социальной реальности в мистике - религиозном опыте-переживании философа. Соборность, как софийное единство социального и индивидуального, противопоставляется рационализированному западному ассоциативному типу социальности: цивилизации. Социальное взаимодействие и теоретическое видение социальной реальности выступают в качестве идеала личностного осуществления мирового всеединства на уровне единства начал общественных (субстанциально-духовных связей индивидуальных сознаний) и индивидуальных (берущих начало в социальных связях коммуникациях).
7. Как методологический принцип, Соборность не реализует задачи преодоления абстрактно схематического видения социальной реальности в классической метафизике, но некоторые ее мотивы (снятие субстанциального противостояния индивида и социального целого в рамках особого типа социальности - мистической социальности Церкви, и особом типе соборной личности) имеют свои перспективы в социально исторических построениях XX века. Специфика соборности отчасти соответствует характерным чертам "массового общества" (в случае тоталитарного варианта, как негативная вариация; в демократическом варианте как раскрытие многоуровневого характера взаимоотношений социального) на уровне опосредования социально-всеобщего в его связи с индивидуально-единичным, социально-конкретным функционирующим, как микросоциум: непосредственно-жизненное окружение индивида.
127
На уровне вписанности софийно-соборных концепций в универ сальные схемы мирового процесса эти инструменты социально философ ского знания не преодолевают парадигмальных определений и специфи ческих подходов к социальной реальности со стороны классической ра циональной теории.
Список научной литературыЛитвинов, Виталий Евгеньевич, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Автономова Н.С. Миф: хаос и логос / Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания. М.: Политиздат, 1990. 461 с.
2. Адо П. Что такое античная философия? М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1999. 317 с.
3. Адо П. Плотин или простота взгляда. М.: Греко-латинский кабинет, 1991. 140 с.
4. Акулинин В.Н. Философия всеединства от B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990. 155 с.
5. Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1969. Т.З.760 с.
6. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. 318 с.
7. Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы развития России. М.: Мысль, 1992. 150 с.
8. Бибихин В.В. Язык философии. М.: Прогресс, 1993. 404 с.
9. Бибихин В.В. Мир. Томск, Изд. Водолей, 1995. 144 с. Ю.Бейль П. Исторический и критический словарь. В 2-х т. М.:1. Мысль, 1968. Т. 1.
10. Бейль П. Исторический и критический словарь. В 2-х т. М.: Мысль, 1968. Т. 2.
11. Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: Правда, 1989. 605 с.
12. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской биографии). М.: Книга, 1991.-445 с.
13. Библия. М.: Российское библейское общество, 1994. 925 с.
14. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 464 с.
15. Булгаков С.Н. Философия хозяйства / Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Наука, 1993.-601 с.
16. Булгаков С.Н. Избранные статьи. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Наука, 1993. Т.2.-750 с.
17. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск: Наука, 1991.- 350 с.
18. Булгаков С.Н. О социальном идеале / Власть и право. Лениздат, 1990.- 318 с.
19. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб.: Изд. "Лань", 1999. 478 с.
20. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 805 с.
21. Вебер М. Социальная психология мировых религий // Религия и общество. М.: Аспект пресс, 1996. 775 с. - С. 562-596.
22. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. 368 с.
23. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
24. Гайденко П.П. Мистический рационализм и проблема сверх разумного начала // Критика немарксиситских концепций диалектики 20 века. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 476 с.
25. Галковский Н.С. Бесконечный тупик// Логос, 1991, вып.1. С. 25-46.
26. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Академия, 1998. 430 с.
27. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1988. 217 с.
28. Губман. Смысл истории: очерки современных западных концепций. М.: Наука, 1991. 192 с.
29. Гуревич П.С. Социальная мифология. М.: Мысль, 1983. 124 с.
30. Гутов Е.В. Всеединство // Современный философский словарь. Екатеринбург. Изд-во "Одиссей", 1996. 605 с.
31. Гутов Е.В. Соборность // Современный философский словарь. Екатеринбург. Изд-во "Одиссей", 1996. 605 с.
32. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб.: Наука, 1993. 479 с.
33. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.
34. Габинский Г.А. Иррационализм и теология в XX веке. (Наука и Теология). М.: Политиздат, 1972. 28 с.
35. Гиренок Ф. Пато-логия русского ума. М.: Аграф, 1992. 415 с.
36. Григорьева Т.Н. Дао и Логос. М.: Наука, 1992. 422 с.
37. Гулыга А.В. Гегель. М.: Соратник, 1994. 256 с.
38. Гулыга А.В. Шеллинг. М.: Молодая гвардия, 1984. 316 с.
39. Гулыга А.В. Русская идея и её творцы. М.: Соратник, 1995. 306 с.
40. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 574 с.
41. Декабристы. Избранные сочинения в 2-х т. М.: Правда, 1987. Т. 1.-544 с.
42. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. 432 с.
43. Дильтей. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4.
44. Дионисий Ареопагит. О божественных именах // Общественная мысль: исследования и публикации. 1990. 72 с.
45. Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие. Киев: Наукова думка, 1991. -92 с.
46. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта М.: Наука, 1993.486 с.
47. Идеалистическая диалектика в XX столетии. М.: Политиздат, 1987.-334 с.
48. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России конец XIX начало XX века. М.: Наука, 1991.- 268 с.
49. Иванова Е.В. Мифология добра и зла. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. 88 с.
50. Ильин И.А. Основы христианской культуры / Собр. соч. в 10-ти т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. 800 с.
51. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 430 с.
52. Иодоль Ф. История этики и новой философии в 2-х т. Т. 2. М., 1998. 256 с.
53. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. 465 с.
54. Касьянова К.К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. 367 с.
55. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения М.: Ренессанс, 1992. 325 с.
56. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история: проблемы теории исторического процеесса. М., 1981.
57. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Академический проект, 2001. 314 с.
58. Кемеров В.Е. Методология обществознания. Свердловск: Изд. Уральского Ун-та, 1990. 160 с.
59. Керимов Ю.А. Историософия Хомякова. М., 1989. 64 с.
60. Кимелев Ю.А. Феномен мистицизма // Вопросы филосоофии, 1985, №8. С. 26-34.
61. Кимелев Ю.А. Современная философия религии. М.: Мысль, 1989.-285 с.
62. Киреевский И.В. Девятнадцатый век // Русская философия первой половины XIX века. Екатеринбург: Изд-во УрГУ.
63. Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. Казань, 1991. 128 с.
64. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Р-н/Д., 1999.- 576 с.
65. Кравченко И.И. Политическая мифология: Вечность и современность // Вопросы философии. 1999. № 1. С. 3-17.
66. Кувакин В.А. Философия Владимира Соловьева. М.: Знание, 1988.-70 с.
67. Кузанский Николай. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1979.490 с.
68. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 292 с.
69. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983.536 с.
70. Лобок A.M. Антропология мифа. Екатеринбург: "Банк культурной информации", 1997. 688 с.
71. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. 958 с.
72. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Мысль, 1982. 479 с.
73. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990.- 720 с.
74. Лихачев Д.С. Три основы европейской культуры и русский исторический опыт // Наше наследие. 1991. № 6. С. 14-16.81 .Лейбниц Г.В. Монадология / Сочинения в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1982.-636 с.
75. Леонтьев К.Н. Избранные статьи. М.: Молодая гвардия, 1992.320 с.
76. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.-480 с.
77. Лосский Н.О. Мир как органическое целое / Избранное. М.: Правда, 1991. -622 с.
78. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Изд-во Республика, 1995. 400 с.
79. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Изд-во политической литературы, 1991. 361 с.
80. Майстер Экхарт. Духовные проповеди. М.: Политиздат, 1991.190 с.
81. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1997.-320 с.
82. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М.: Аграф, 1997.311с.
83. Макхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. 700 с.
84. Мендра Анри. Основы социологии. М.: МГУ, 1999. 340 с.
85. Мейстер Э. Духовные проповеди и рассуждения. М.: Политиздат, 1991. 192 с.
86. Мокрополов Г.В. Методологические проблемы исследования общественных отношений. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1972. -286 с.
87. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат, 1991. 462 с.
88. Одоевский В.Ф. Русские ночи. Л.: Наука, 1975. 186 с. 96,Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства. М.: Радуга, 1991.639 с.97.0риген. О началах. Новосибирск: ИЧП "Лазарев В.В. и О", 1993.- 384 с.
89. России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. 528 с. 99.0садченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. М.: Интерпракс, 1994. - 175 с.
90. ЮО.Панарин А.С. "Вторая Европа" или Третий Рим (парадоксы европеизма в современной России) // Вопросы философии. 1996. № 10. С. 19-31.
91. ЮГПанарин А.С. Смысл истории // Вопросы философии. 1999. № 9. С. 3-21.
92. Перцев А. В. Типы методологий историко философского исследования. Свердловск 1991. Изд. Уральского Ун-та. 190 с.
93. Плотин. О благе или едином // Логос, 1992, № 3. 288 с. (213228).
94. Плотин. Эннеиды // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм М.: Искусство, 1980. 126 с.
95. Плотин. Эннеиды // Историко философский ежегодник, 1989.102 с.
96. Платон. Протагор. Сочинения в 4-х т. М.: Мысль, 1992. Т. 1.863 с.
97. Платон. Тимей. Сочинения. В 4-х т. М.: Мысль, 1994. 655 с.
98. Поппер К. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1993. 185 с. Ю9.Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Феникс. Культурная инициатива, 1992. Т. 1. - 448 с.
99. ПО.Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Феникс. Культурная инициатива, 1992. Т. 2. 526 с.
100. Ш.Прокл. Первоосновы теологии. М.: Прогресс, 1993. 316 с. 112.Половинкин С. М. Флоренский: логос против хаоса. М.: Знание, 1989.- 65 с.
101. ПЗ.Потебня А.А. Философия языка. Сочинения. М.: Правда, 1989.420 с.
102. Радлов Э.Л. Очерки истории русской философии / Русская философия. Очерки истории. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 527 с.
103. Радлов Э.Л. Соловьев и Достоевский / О Достоевском. М.: Книга, 1990. -432 с.
104. Радлов Э. Л. Соловьев. СПб., 1913. 128 с.
105. Русский космизм. М.: Педагогика-пресс, 1993. 366 с.
106. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1997. 815 с.
107. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Античность. СПб. ТОО ТК "Петрополис", 1994. 336 с.
108. Ролз Д. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. 536 с.
109. Сергеев К.А. Слинин Я.А. Природа и разум: античная парадигма. Д.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. 240 с.
110. Семенкин Н.С. Философия богоискательства. М.: Политиздат, 1986. 175 с.
111. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. М.: Интерпракс, 1996. 192 с.
112. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Правда, 1989. 685 с.
113. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Правда, 1989. 735 с.
114. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. 892 с.
115. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. 823 с.
116. Соловьев Ю.Э. Прошлое толкует нас (очерки по истории философии и культуре). М.: Политиздат, 1991. 432 с.
117. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
118. Сухов А.Л. Русская философия: пути развития. М., 1989. 206.
119. Толпегин А.В. Форма явленного бытия. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ин-та, 1995. 111 с.
120. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. -736 с.
121. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Владимира Соловьева. М. Медиум 1995 606с.
122. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М. Республика. 1994. 432с.
123. Трубецкой С. Н. Сочинения. М.: Мысль, 1994. 816 с.
124. Трубецкой С.Н. О святой Софии, премудрости Божией // Вопросы философии. 1995. № 9. С. 120-169.
125. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. 710 с.
126. Фейербах JI. История философии в 3-х т. М.: Мысль, 1967. Т. 3. -512 с.
127. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.511 с.
128. Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. 480 с.
129. Франк С.Л. Светлая печаль / Пушкин в русской философской критике. М.: Книга, 1990. 527 с.
130. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
131. Флоренский. У водоразделов мысли М. Правда 1990. 446 с.
132. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998.431 с.
133. Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 11.
134. Хомяков А.С. Работы по историософии. М.: Медиум, 1994.590 с.
135. Хоружий С.С. Миросозерцание Флоренского. Томск: Водолей, 1999. 160 с.
136. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алтейя, 2000. 486 с.
137. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. 341 с.
138. Чаадаев П.Я. Сочинения. М.: Правда, 1989. 656 с.
139. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М.: Прогресс Гнозис, 1992. - 304 с.
140. Шеллинг Ф.В.И. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1987. 636 с.
141. Шестов Л. Афины и Иерусалим / Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Наука, 1993.-667 с.
142. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. 448 с.
143. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993. Т. 1. 663 с.
144. Шрейдер Ю.А. Утопия или строительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. 495 с. (С. 7-25).137
145. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990. 453 с. 158.Эрн В.Ф. Нечто о Логосе//Сочинения. М.: Правда, 1991. - 575 с.
146. Юнг К.Г. Избранные произведения. М.: Мысль, 1992. -341 с.
147. Юнг К.Г. Сознаниее и бессознательное. М.: Университетская книга, 1997. 540с.
148. Яковлев А.А. Модель мистического познания и рефлексия / Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания. М.: Политиздат, 1990.-461 с.
149. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.527 с.
150. Hayek F.A. Kinds of Order in Society // Studies in Social Theory. 1975. №5.
151. Hough J. Russia and the West. New York. 1988. 301 p.
152. Luhman N. The World Society as a Social System // Int. J. General System. 1982. Vol. 8.
153. Namenwirth Y.Z., Weber R.P. Dynamics of Culture. Winchester. 1987.314р.
154. Wallerstein J. World-Sistem Analysis Theory and Methodology. New York. 1982. 286 p.