автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социальные аспекты воспроизводства национальной интеллигенции Якутии в современных условиях

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Попов, Валерий Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социальные аспекты воспроизводства национальной интеллигенции Якутии в современных условиях'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальные аспекты воспроизводства национальной интеллигенции Якутии в современных условиях"

оге

1

Л л

и,;

11а правах рукошки ПОПОК Валерий 1к1р|цо|!М'|

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЯКУТИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

('гкчикиынч и, ОУ.ОО. I I - Сшикимшя философия

\lVIOI4 Ф1 1'\1

лнсссрищмм н;| сонгкимисученом степени к;1ндид.п;| философских наук

На криках |))кш»|и| ПОПОИ Валерий Ьориопип

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЯКУТИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Специальное 11, 1)^.00 II - (Лщи.иьная фи.кчофм я

ЛВТОРКФШ'ЛТ

лисеер!-линч на соискание ученой степени

км и л и л ■ 11 а фи. |1К <. к п \ ма \ к

Диссертация выполнена в Институте философии и права (Новосибирск)

Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент - Еремин Сергей Николаевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук - Семенов Вадим Сергеевич кандидат философских наук, доцент - Филиппов Лазарь Степанович

Ведущая организация: Рыбинская государственная авиационная

Защита состоится "24" мая 1996 года в 15.00 часов па заседании диссертационного совета Д. 064.57.01 Якутского государственного университета нм.М.К.Аммосова по адресу:

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Якутского государственного университета нм.М.К.Аммосова

технологическая академия

677000, г. Якутск, пр. Ленина, 33

Автореферат разослан

II

'/V апреля 1996 г.

Ученый секретарь диссертационного сове' кандидат философских наук, доцент

Т.М.Михайлова

ОК1ЦЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЛКОТЫ

Актуальность темы исследования. Упрощенное представление о мехашнме фракционирования и совершенствования социально-производственных отношений привело к схематическому прсдскшлсиию о социальной ефуктуре нашего оощеова.Общесшемные перемены показывают борьбу, где обнаруживаются подчас самые различные социальные силы. Сегодня измерение социальных отношений и социальной структуры только классовыми категориями уже не может дать полного представления о них во всей совокупности их функционирования и места в макро- и микро уровнях. Объективный ход развития поставил перед наукой необходимость проведения исследований, в ходе которых следует выявлять внутриклассовые и вму фисоциальные с юн. вносящие инновационное в н.ппи представлении о реальном положении и их ро ш к общественном нрошводсше и opi .пш ¡апин ipv.u. в сфере распределении, обмена и потребления.

I! ип\ чсдовиях особое шачение ирнобрсмасч лналш мконочерное ten функционирования сложившейся социа плюй сф\к"1\ры. ее об век i ивной об\е-ловлснносш рапнпием пракшкп. мехашпмами обраинчо во ¡лене I вил ее на со-ниа.п но неiорическое ранипие нации. Нажно впдеп, процессы в и\ еднпс1ве и взаимозависимости, что позволяет изучение значимых групп социальной струк-1>ры.

Одной из таких групп является и национальная интеллигенция, в которой концентрируется богатый спектр воспроизводственных социальных отношений юй или иной национальности. Анализ линачики межклассовых отношений, общественных нофсбносгей и их в¡лимомвиспмоеiп. раншюсш иннческот самосознания нации - с системой образования позволяет выйти на уровень icope-шческою осмысления специфических ¡аконов раштня и функционирования такого феномена как процесс социального воспроизводства национальной интеллигенции, включающего в себя конструкции как более абстрактного уровня, так и уровня конкретики о развитии той или иной национальности. Само поня-

тие национальной интеллигенции соотносится с качественным состоянием развитости социальных отношений, их внутренней дифференциации.

Отправным пунктом исследования служит понимание интеллигенции как органической целостности и системы социальных отношений, сложившихся в регионе. Это позволяет разработать общую концепцию развития того или иного национального образования в современных условиях. Причем, проблема воспроизводства интеллигенции должна быть рассмотрена в соотнесении: развитие нации во взаимодействии с другими этническими общностями.

Степень разработанности проблемы. Механизм развития интеллигенции, анализ ее социальной структуры, вопросы управления ее развитием в литературе рассматривались с разных точек зрения. Определен единый критерий при построении общего направления подобного рода исследований - характер труда в системе общественного производства. Исходя из этого критерия, был выделен целый ряд социально-профессиональных отрядов (слоев) интеллигенции. Различия между этими отрядами интеллигенции выступают лишь в качестве профессиональных. Такой подход долгое время был доминирующим. Место интеллигенции преимущественно рассматривалось в контексте общего, которое приводило зачастую к игнорированию разнообразия, переливов "богатства" особенного, национально-специфического.

Определенную разработку в литературе получили исследования, рассматривающие развитие интеллигенции в историческом контексте и отмечающие ее этапы становления и формирования (С.Н.Горохов, Г.Ш.Каймаразов.К.Б.Митупов и др.)1 "Идеологические императивы", выработанные аппаратом политической власти, служили основой определения места и роли интеллигенции в системе общественных отношений и породили ориентацию исследований на "вал". Характер исследований приобрел экстенсивную направленность. Научный анализ ока-

1 См.: Горохов С.Н. Пути развития якутской интеллигенции в условиях социализма.- Якутск, 1982; Каймаразов Г.Ш. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе,-М., 1988; Осинский И.И. Развитие интеллигенции национальных районов Сибири.- М..1985; Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов Республики Бурятия. Улан-Удэ, 1995. и др.

¡алея подчиненным идеологическим целям. Утерялось специфическое и аналте процесса воспроизводства интеллигенции в отдельных национальных общностях. Регламентировался обшнй характер исследований, снижены острота и научность. утрачены своеобразие и особенные черты в исследуемых национальных отрядах интеллигенции.

Выпадала также возможность выхода в аксиологическую плоскость при выявлении особенностей национальной интеллигенции, вне поля зрения остались такие категории как "самосознание","противоречия", "национальный идеал" и др., позволяющие представить общее и особенное в закономерностях ее формирования и развития. Вместе с тем, позитивным примером для проведения исследований подобного рода могли бы послужить сборники статей "Вехи". "I In теллтн ешшя в России", опубликованные еще в досоветское время1.

В последнее время наметилась общая тенденция перехода от абстрактною уровня к конкрешке. основанной на чмпирическнх представлениях об объекте и предмете исследоиания(Ю. В. Ьромлей. М. II. Ругкевич. (I). Р. Филиппов. JI. Я. Рубина. С. Г. Ларченко. С. II. Премии и др.);.

В жономмческой литературе по вопросам воспроизводства, как обычно, акцент преимущественно делается на производстве и воснротиводстве общественного продукта, национального дохода, производительных сил и т.п. Исследования жономическо! о характера опираются на направления: аналит бытия общества и общего субстанционального основания бытия общества через призму осмысления потребительной стоимости и указания на удовлетворение определенных потребностей: анализ воспроизводства как непосредственного смысла нрошводства: иа поиск сущности воспроизводства и результатах такономерно-стей воспроизводства человека.

' См.; Вехи: Из глубины. М.:Правда, 1991; Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества.М.:Правда. 1989

3 См.: Бойко В.И. Социально-экономическое развитие народностей Севера. Новосибирск. 1988: Ларченко С.Г., Еремин С.Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. Новосибирск. 1991; Рековская И.Ф. Власть и интеллигенция. - Социальные и гуманитарные науки. 1994, № 3. и др.

Вопросы воспроизводства общества и человека также рассматриваются в философской литературе (В.Я.Ельмеев, И.С.Кон, М.С.Джунусов, В.В.Мархинин и др.)'- При этом методологической основой является принцип раздвоения единого и познания его противоречивых частей, который ориентирует, с одной стороны, на выявление глубокого, субстанционального единства изучаемого объекта и. с другой, - на выделение в нем диалектических противоположностей как сторон единого целого, находящихся в отношении взаимоотрицания и взаимообусловленности. Применение этого принципа в философско-социологическом аспекте наряду с теорией позволяет "спуститься"на уровень конкретной эмпирической данности, который синтезирует процесс воспроизводства национальной интеллигенции. Проблема воспроизводства национальной интеллигенции, как носителя опосредованного сознания этноса, предполагает решение таких "сквозных" понятий как "общее и особенное", "национальное самосознание" , "культура" и "межкультурное взаимодействие","внутренние противоречия" и др. Анализ проблем воспроизводства национальной интеллигенции безусловно опирается и на теоретические представления об образовании. А последнее стимулируется возрастающей ролью подготовки молодежи к предстоящим требованиям системы высшего образования.Современное состояние проблематики образования также реально отражает методологические трудности. Условия для развития теории образования содержатся не только в работах методологического характера, но и в содержательных частных исследованиях отражающих цели, структуру и социально-психологические факторы развития системы образования. В контексте данного исследования образование рассматривается как специализированный способ воспроизводства сложной социальной деятельности, базирующейся на абстрактно-отчужденном знании и отождествлением его со всей социокультурной деятельностью.

1 См.: Кон И.С. Открытие "Я".-М.; Наука, 1992. Ельмеев В.Я. Воспроизводство общества н человека- М.,Мысль. 1988.: Ковалев A.M. Диалектика способа производства общественной жизни.-М.: Прогресс.1982; Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. - М.: Наука, 1989; Мархинин В.В. . Удалова И.В. Межэтническое сообщество: состояние, динамика, взаимодействие культур. - Новосибирск, 1996. и др.

Отправным пунктом исследования служит понимание интеллигенции как органической целостности и "слепка" социальных отношений, сложившихся в регионе. В то же время, процесс воспроизводства национальной интеллигенции обязательно рассматривается в контексте общего взаимодействия данной нации с другими этническими сообщностями.

Вышеуказанные факторы обусловили выбор темы данного диссертационного исследования:"Социальные аспекты воспроизводства национальной интеллигенции Якутии в современных условиях".

Объект исследования - процесс воспроизводства интеллигенции якутов в условиях социальной дифференциации общественных отношений.

Предмет исследования - особенности современной трансформации социальной структуры и ее отражение в процессе воспроизводства национальной ин-1еллигенции на примере Якутии.

Цель исследования - определить закономерное!и пополнения национальной интеллигенции якугов в современных условиях. Цель исследования доспи аезся нулем решения следующих 1адач:

1. Уточнить содержание ключевых понятий, позволяющих конкрети трона! ь процесс воспроизводства национальной пн геллш енцни Якутии ("воспрон:-водство", "интеллигенция", "национальная интеллигенция", "социальная струк-|ура". "социальная интеч рация 1 радиционного". "самодостаточные и избыточные комнонен I ы" и др.).

2. Установить особенности процесса воспроизводства национальной интеллигенции, обусловленные социально-экономическими условиями Якутии:

.1. Выявить, детерминирующие факторы системы высшего образования в процессе воспроизводства национальной интеллигенции.

4. Дифференцировать влияние города и села в количественном и качественном пополнении отряда национальной интеллигенции.

5. Определить специфические черты самосознания национальной интеллигенции в аспекте ее роли в процессе регулирования межкультурных взаимодействий.

Методология исследования. Основной метод исследования - социально-философский анализ с опорой на принципы всеобщей связи и развития: общего и особенного. Применяются разработанные в отечественной научной литературе теоретические положения по проблемам воспроизводства, а также идеи о социальной стратификации и мобильности М.Вебера.В.Порето, Т.Парсонса, системный подход Н.Лумана1, давшие нашему исследованию новое видение в процессе изучения отдельных социальных организмов.

Источниками исследования явились: труды философов, социологов, историков по социальной структуре общества; материалы Всесоюзной переписи населения; собственные анкетные обследования выпускников школ города и улусов, профтехучилищ, абитуриентов и студентов высших учебных заведе-ний;выборочное исследование в отделах кадров государственных учреждений; контент-анализ материалов периодической печати.

Изучение и анализ эмпирического массива носило конкретный характер, учитывались материалы, отражающие общие черты процесса воспроизводства национальной интеллигенции.

Научная новизна исследования определяется тем, что выявлены особенности в закономерностях воспроизводства национальной интеллигенции Якутии. В этой связи установлено:

1. Выявление позитивных и негативных тенденций в развитии национальной интеллигенции в многонациональной среде и способов его управления требует использования системного подхода;.

2. Специфика факторов воспроизводства обусловивается характером подготовки кадров национальной интеллигенции в системе высшего образования Якутии.

3. Национальная интеллигенция в системе общественных отношений в регионе играет роль консолидирующего начала.

1 Luhman N. Soziale systeme. FR/M. 1991.¡Parsons T. Social system and evolution of action theory. N.Y.-L.1989. Parsons T. Social structure and personality.N.Y. Free press. 1992.

Практическая значимость. Основные положения и выводы, сформулированные в диссертационном исследовании, могуг быть использованы при разработке общей концепции ратвития высшего обраювания. Отдельные положения исследования могу г быть полезны в практической работе по оптимизации подготовки и использованию высококвалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства. Некоторые результаты могут быть использованы при прогнозировании развития отдельных социальных групп национальной ин-теллиген нии. "траекторий".

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях и методологических семинарах сектора региональных и национальных проблем человека института философии и права СО РАН ( .Новосибирск 0<;Х<М№ тт.). кафедры философии ЯГУ (1995-|996п.). в профо-риентаппонном петре Якутскою государственною комитета по профтехобра-ювапию (1995) и др.

('|рук'1\ра диссертации. Определена целью и задачами исследования и состоит и! внесения, двух глав, заключения и списка литературы.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, которая определяемся неотложностью философского осмысления коренного качественного воспроизводства интеллигенции в национальных регионах Российской Федерации.

Сказывается причина недостаточной разработанности темы, формируются цели и задачи исследования, определяются научная новизна н практическая иш-чимость работы.

Первая глава. "Воспроизводство национальной интеллигенции как социальная проблема" состоит из трех параграфов. В целом данная часть исследования рассматривает методологические основы исследуемой темы.

В первом параграфе "Теоретические аспекты исследования процесса воспроизводства национальной интеллигенции" выделена методологическая основа, принципом которой является раздвоение единого и познание его противоречивых частей, что ориентирует, с одной стороны, на выявление глубокого, субстанционального единства изучаемого объекта и. с другой, - на выделение в нем диалектических противоположностей как сторон единого целого, находящихся в отношении взаимоотрицания и взаимообусловленности. Применение этого принципа позволяет "спуститься" на уровень конкретной эмпирической данности, в нашем случае.это синтезирует все корреляции в процессе воспроизводства национальной интеллигенции, как носителя опосредованного сознания этноса, предполагает решение таких "сквозных" теоретических понятий как "общее и особенное", "этносоциальное и национальное", "культура" и "самосознание", "внутренние противоречия" и "межкультурное взаимодействие" и др.

Анализ проблем воспроизводства национальной интеллигенции безусловно опирается и на теоретическое осмысление сложившейся и функционирующей системы образования. В контексте исследования система высшего образования рассматривается как специализированный способ воспроизводства сложной социальной деятельности, базирующейся на абстрактно-отчужденном знании, и отождествлением его со всей социокультурной действительностью. В плоскости нашего исследования выявляется связь социальной структуры с системой образования, ее роли в воспроизводстве данной социальной группы, точнее, отношении "открытость - закрытость социальной структуры" и "открытость - закрытость системы высшего образования". Принципиальным же отличием процесса воспроизводства в его общесоциологическом понимании от демографических понятий "воспроизводства населения" в следующем: во-первых, воспроизводство интеллигенции - это не просто социально-биологическое воспроизводство население в целом или какой-то его части, а одновременно цель и средство воспроизводства общественных отношений и их дальнейшего поступательного развития. Во-вторых, это не просто количественное увеличение, но и стремление к каче-

ственному изменению. Предлагается философское рассматрение категории "воспроизводство" в трех ее проявлениях:

1. Как момент воспроизводства личности - через предлагаемую систему удовлетворения потребностей;

2. Как момент воспроизводства образа жизни - через крут общественных потребностей, принятых в обществе и общественно закрепленных способах их реализации:

3. Как момент воспроизводства социальных отношений. Введение помягия "воспроизводство национальной интеллигенции" позволяет отражать способ существования отдельного, но целостного объекта.

Значимым представляется конкретизация основного содержания процесса воспроизводства национальной шпеллшениин. его основных факторов и компонент!). цель - достижение ею таких количественных и качественных параметров. которые характери топали бы нею совокупность социальных процессов штоса: задачей - достижение ею I! каждый конкретный исторический момент такою состояния, коюрое бы обеспечивало осуществление цеди.

До сих нор также нет общепризнанною определения понятия "интеллитенния". которое более или менее полно вскрывало н характернютшо бы ее важнейшие особенности. В нашем исследовании под интеллигенцией понимается социальная труппа лиц. профессионально танпмающмхеи высококвалифицированным умственным трудом, который требует, как правило, высшего образования. Она, благодаря высокому уровню профессионализма, обладает большим чувством самосознания, значимости и автономии, что позволяет рассматривать ее как некую социальную общность. Как правило, не имеет собственности на средства производства, источником доходов служит полученные знания и способности. Чисто российское понимание интеллигенции как елморефлексп-рующей труппы творческих людей на тему "Мы и власть" или акцентирования внимания на определенных ее психологических свойствах в данном исследовании не затрагивается.

Во втором параграфе "Социально-экономические условия Якутии и особенности процесса воспроизводства национальной интеллигенции" отмечается общая специфика промышленного освоения региона и соотнесение ее с традиционным, сельским образом жизни. Исследование констатирует, что в результате сложившегося ряда исторических причин, сложилась своеобразная социально-производственная обособленность в жизнедеятельности двух групп населения -коренного и некоренного населения и одновременное параллельное функционирование в коренном двух размежеванных социальных областей- городского и сельского.

Занятия в сфере промышленности среди коренного населения, в том числе, среди выпускников средних школ, занимают одно из последних мест, в то же время "коренное в социальной структуре" не предлагает "компенсаторные" области для применения полученного образовательного потенциала. Относительно свободная нормативная структура, как опосредованное отношение промышленного освоения региона, задавая общий ход межкультурных взаимодействий коренного и некоренного в сфере труда, следовательно, не определяет жизнедеятельность коренного и как бы с естественной необходимостью постоянно воспроизводит аномию ( отчуждение) в смысле отсутствия норм и ценностей для обособленного национального, которое могло бы быть рядоположенным с традиционным. Это ставит некоторую часть населения в неопределенное социальное положение, лишает чувства принадлежности к национальному.связи с конкретной группой и со всем сообществом, что ведет к росту отклоняющегося и даже, саморазрушительного поведения. Традиционные институты являясь промежуточным звеном между индивидом и государством, не могут предложить адекватного для возросшего образовательного потенциала молодого человека. И в данном случае выявляется психологический парадокс: индивид (определенная группа) чувстует себя более защищенным и свободным в жесткой закрытой системе с малым выбором занятий и ограниченными возможностями социального продвижения, чем в условиях неопределенности, в подвижной открытой системе с универсальными нормами, формально равными для всех. И тогда сообщество

ослабляет аномию не в искусственной реставрации традиционных инстигуюн. хотя и предпринимаются попытки подобного характера, а в создании профессиональных групп нового качества, свободных от традиционного и способных взять на себя функции нравственного контроля и защиты своих членов перед лицом новых условий. В диссертационном исследовании подчеркивается, что роль фадинионного играет седо, и то время как город выступает как открытая система, и здесь - растет и усиливается роль национальной интеллигенции.

В третьем параграфе "Социальная структура населения и воспроизводство национальной интеллигенции "- подробно анализируется сложившаяся социальная структура региона и определяется автором как совокупность взаимосвязанных общественных групп. Она оказывает сильное социализирующее воздействие на процесс поспротводства трудовых ресурсов. В социокультурном котексче она проявляемся как система отошении. складывающаяся между социальными, социально-демографическими, социально-по греби гельскимн г руинами, ко горые конкреппируки особенности распределительных отношений в различиях. Осо-бенност национальной, пнической сфуктуры населения города млн села, особенности взаимодействия чгнических. национальных труни населения.сложившиеся там, оказывают воздейсчвие. и ижим образом, обусловливают особенности социально-культурного развития подструктур отряда национальной шпе.ышенцни. Социальная сгрукгура современного общества характеризуемся крайней социальной неусюйчивоетью как на уровне процессов происходящих внутри социальных групп и между ними, так и на уровне осознания личностью своего места в системе социальной иерархии. С одной стороны, идет процесс "размывания" фадншюннмх групп населения - рабочих,крестьян, интеллшен-ции. служащих. С другой, происходит становление новых видов межл рупиовой интеграции по формам собственности, уровню автономии труда занятых в них работников, их доходов, включенности во властные структуры, социальной самоидентификации.

Вторая глава диссертации "Социальные аспекты процесса воспроизводства национальной интеллигенции Якутии" - состоит из трех параграфов. Здесь про-

изведен анализ всей системы воспроизводства национальной интеллигенции, источники пополнения (город-село), понимаемое здесь как инновационное - традиционное, системы высшего образования региона.Показывается природа трансформации процесса воспроизводства, раскрываются внутренние противоречия внутри национальной интеллигенции и их разрешения, которые они получают на практике. Интенсиональное понимание общей процедуры классификации исследуемого объекта сближается с пониманием теоретически ориентированных типологий. которые, в свою очередь, имеют своей целью создание обобщенного образа элементов того множества, которое изучается. Для этого введена категория "система" (Т.Парсонс), которая устойчива благодаря способности к самоподдержанию и саморегуляции, диктуемые развитием и совершенствованием социальных функций. Одной из существенных характеристик ее является целостность и самодостаточность. Это позволяет вывести на плоскость анализа не только те элементы, связанное развитие которых в их противоречивости и определяют характер внутреннего развития национальной интеллигенции, но и элементы определяющие внешнее взаимодействие с другими социальными системами.

В первом параграфе "Дихотомия город - село и ее отражение национальной интеллигенции"- анализируются особенности национальной интеллигенции в плане деления по территориальному признаку. Территориальная общность рассматривается как первичная общность, обладающая некоторыми свойствами целостности и неделимости по функциональному назначению, определенной "самодостаточностью" в удовлетворении базисных потребностей группы, спецификой качественного состава населения и условий его жизнедеятельности. В городе, как нигде, категория "национальное" проявляется как "обособленное", которое под влиянием урбанизации разрушается и трансформируется. Здесь национальное скорее инерционно и в какой-то мере оказывает относительное сопротивление процессу универсализации. Отказ от понимания национальной интеллигенции как некоего гомогенного, не имеющего в себе различий позволяет нам рассматривать ее как синтетическую характеристику, которая складывается

именно через снятие различий. Самодостаточность национальной иптеллит сними также обеспечивается наличием в ней противоположных групп, которые взаимно обусловливают друг друга. Каждая из них одновременно рефлекснронана н себя, иначе не имели бы собственною механизма воспроизводства, не были бы относительно самостоятельны, и потому, не мотли бы выполнять функцию полаишия относительно др>г друга: юродская и сельская интеллигенция. Делается вывод, что сельская интеллигенция является выразителем самотождественности "национального", выражающегося в стремлении отличия от других систем. Между городом и селом происходит процесс самореференции, выражающийся в том. что все операции системы всегда соотнрсятся с другими операциями той же системы.

Во втором пар-аграфе "Развитие системы высшего образования и воспропз-водсшо национальной интеллигенции"- система высшею образования рсчиона рассматриваемся не только как hhicihiyi воспроизводства трансляторов к\дыу-ры. но и как адаптивно-адаптирующий аппарат традиционного в межке.н, тур-ном взаимодействии.

Взаимодействие системы высшею образования с "национальным" рассматриваемся с двух положений: а) воздействия социальной структуры на систему высшего образования и б) воздействия системы высшего образования на социальную структуру. Первое является определяющим, второе же носит \аракмер "обра тнот о" воздействия на породившую его причину.

Здесь же анализируются ориентации выпускников города и села на получение высшего образования в зависимости от социального происхождения, рассматривается доля лип с высшим образованием по возрастам в зависимости от районов промышленного освоения и традиционно-сельского. Показывается какое предпочтение в выборе специальности отдается абитуриентами в зависимости от района прибытия. В плане дихотомии "город-село" фиксируются различия в родительском составе абитуриентов. По результатам приемных комиссий, общего состава абитуриентов прошедших отбор можно констатировать определенные факторы самовоспроизводства интеллигенции. Рассматривая общие тен-

денции в развитии системы высшего образования в исследовании обосновывается, что существующая система высшего образования по сути своей до последнего времени была консервативна по ряду предлагаемых специальностей, в результате чего происходит "феминизация" национальных кадров интеллигенции ( женщина на селе уже не может самореализоваться в прежних традиционных условиях, система высшего образования стала "компенсатором" между традиционным и новым возросшим образовательным потенциалом индивидуума).

В третьем параграфе "Самосознание якутской интеллигенции как субъективный фактор ее воспроизводства"- рассматриваются вопросы самосознания национальной интеллигенции. Являясь органом социальной рефлексии этноса по отношению к социально новому, происходит процесс не простого перенимания инноваций, а некий "отсев" или "фильтрование", подразумевающее опору на свои собственные критерии отбора, иерархию ценностей. Получается своеобразный цикл - орган рефлексии этноса, вступая во взаимодействие, становится не только познающим субъектом, но и познаваемым объектом. Анализ самосознания национальной интеллигенции рассматривается как анализ системы обладающей четырьмя функциями: адаптивной, целедостигающей. интегративной и функцией регулирования скрытых напряжений. Акцент исследования был направлен на анализ ценностей и норм принятых в ее среде. Взаимосвязь этих функций раскрывается как взаимоотношение всей системы взаимодействия национального и инонационального, которое и опосредуется носителями субъект-субъектного синтеза. Рассмотрены общие тенденции в развитии городской интеллигенции в выработке новых ценностей и норм, и вносящихся далее в село, ее двойственный характер, отражающий различия в новом и традиционном.

В заключении резюмируются итоги диссертационного исследования, обосновывается ее практическая значимость, перспективы дальнейшей работы.

Исследование процесса воспроизводства национальной интеллигенции показывает, что интеллигенция выступает как "срез", социальный слой конкретно -исторического единства якутской нации. Якутская национальная интеллигенция, выступающая в диссертации, как "особенное" фиксирует органический характер

процессов общественного ра¡вития. Воспроизводство национальной интеллигенции - системообразующий элемент социальной структуры в движении к ее качественному обновлению. В то же время, одной из характерных черт процесса воспроизводства национальной интеллигенции Якутии является ее "феминизация". Г? плане социального состава отмечается тенденция ее прироста ¡а счет сельских жителей, вытесняемых сложившимся кризисом в ведении традиционных отраслей хозяйствования, которые уже не отвечают современным запросам молодежи. Возросший образовательный и культурный потенциал, не находя применения в этих отраслях, "перебрасывается", транслируется в городскую среду через систему образования ( ВУЗы,ПТУ и др.).

Основные положения и результаты диссертации отражены в следующих работах.

1. Современные проблемные ситуации при создании семьи //Семья народов Северо-Востока ('ССР. Сб. на\ч. трудов.Якутск. 1488.-С.51 -(>5.

2. Проблема социальной ориентации студенческой молодежи //11рофессиональное образование молодежи в Якутской АССР Сб. научных ip\-дов. Якутск 1Ч8Ч,- С.68-8-4.

3. Общее и особенное в формировании национальной ингеллшенцни Якутии //Межнациональные отношения в регионе. Сб.научн.трудов.-Якутск. 1990,-C.I 14-125.

4. Самосознание национальной интеллигенции Якутии.//Национальное и инонациональное как социальная проблема Сб.научн. тр. -Новосибирск. Наука. 1992.-С.76-83.

L

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Попов, Валерий Борисович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ВОСПРОИЗВОДСТВО НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Теоретические аспекты исследования процесса воспроизводства национальной интеллигенции

1.2. Социально-экономические условия Якутии и особенности процесса воспроизводства национальной интеллигенции.

1.3. Социальная структура населения и воспроизводство национальной интеллигенции.

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ВОСПРОИЗВОДСТВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЯКУТИИ

2.1. Дихотомия "город-село" и ее отражение в национальной интеллигенции

2.2. Развитие системы высшего образования и воспроизводство национальной интеллигенции

2.3. Самосознание интеллигенции как субъективный фактор ее воспроизводства.

 

Введение диссертации1996 год, автореферат по философии, Попов, Валерий Борисович

Актуальность темы исследования.

Упрощенное представление о механизме функционирования и совершенствования социально-производственных отношений привело к схематическому представлению о социальной структуре нашего общества. Она была лишена противоречий и динамизма интересов различных общественных групп и слоев. Сегодня измерение социальных отношений и социальной структуры только классовыми категориями уже не может дать полного представления о них во всей совокупности их функционирования и места в макро - и микроуровнях.

В новых условиях значение приобретает анализ закономерностей социального функционирования сложившейся социальной структуры,ее объективной обусловленности развитием практики, механизмами обратного воздействия ее на социально-историческое развитие нации.Важно увидеть процесс в их единстве и взаимозависимости, что позволяет изучение значимых групп социальной структуры.

Одной из таких групп является и национальная интеллигенция, в которой концентрируется богатый спектр производственных отношений той или иной национальности. Анализ динамики общественных отношений, их потребностей, и взаимозависимости развитости этнического самосознания нации - с системой образования позволяет выйти на уровень теоретического осмысления специфических законов развития и функционирования такого феномена как процесс воспроизводства национальной интеллигенции, включающего в себя конструкции как более абстрактного уровня, так и уровня конкретики в развитии той или иной национальности. Само понятие национальной интеллигенции соотносится с качественным состоянием развитости социальных отношений, их внутренней дифференциации.

Разработка проблемы интеллигенции в социологической литературе , как правило, начинается с уточнения самого понятия "интеллигенция". В то время как для советских авторов (П.П. Амелина, Г.М.Андреева, P.O. Карапетян, М.Н. Руткевич, О.И. Шкаратан и др.) характерен социально-классовый подход к существенным признакам интеллигенции, в некоторых определениях понятие "интеллигенция" смешивается с его смысловыми и оценочными значениями, или же с социальными функциями самой интеллигенции. Интеллигенция в таком понимании превращается в случайный конгломерат разрозненных социально-экономических и социально-этнических качеств личностей.

На наш взгляд , операциональное определение интеллигенции должно учитывать качественную специфику социального слоя, обязанного своим происхождением разделению труда на физический и умственный. В национальных регионах, где народы не прошли капиталистический путь общественного развития, интеллигенция появляется в результате расширения границ духовного производства (подъем социальных функций знания, образования и культуры) и той возможности, когда новая социальная группа не просто занимается умственным трудом, но и существует за его счет.

По своему экономическому, политическому и интеллектуальному развитию интеллигенция занимает строго определенное место. Сообразно с этим интеллигенция является носительницей социально-экономических и культурных приобретений нации и выразительницей ее духовных стремлений. Ввиду этого интеллигенция одной наций по своим целям и задачам должна заметно отличаться от интеллигенции другой.

Отправным пунктом исследования служит понимание интеллигенции как органической целостности и системы социальных отношений, сложившихся в национальном регионе. Это позволяет разработать общую концепцию развития той или иной системы национального образования в современных условиях. Причем, проблема воспроизводства интеллигенции должна быть рассмотрена в соотнесении развития нации в межкультурном взаимодействии с другими этническими общностями.

Актуальность такого подхода определяется прежде всего двумя моментами: во-первых, необходимостью непосредственного процесса управления общественными явлениями, с предполагаемым конкретным учетом особенностей управляемого объекта и, во-вторых , значимостью проблем интеллигенции в целом, национальной интеллигенции в частности, в соотнесении ее роли в многогранной деятельности по возрождению тех или иных конкретных ценностей, одобренных в этносоциальном сообществе.

Воспроизводство национальной интеллигенции - один из главных процессов воспроизводства социальной структуры в национальных регионах, постоянное возобновление поколений образованных людей.Поэтому этот вопрос требуется рассмотреть как процесс непрерывного возобновления поколений людей в результате взаимодействия сложившейся и функционирующей системы образования и трудовой деятельности в рамках исторически определенных социальных отношений.

Воспроизводство национальной интеллигенции как процесс возобновления образованных людей является особой сферой социальной действительности. Будучи относительно самостоятельной стороной воспроизводства общества, испытывающей сильное влияние других его сторон (воспроизводство производственных отношений, социальных структур, культурных ценностей, норм и т.п.), воспроизводство национальной интеллигенции само заметно воздействует на них. В ходе такого взаимодействия складываются объективные требования ко всем процессам жизнедеятельности общества, в том числе и к общим тенденциям процесса воспроизводства национальной интеллигенции.

Воспроизводство национальной интеллигенции не только вероятный, но скорее управляемый процесс. Существование нации предполагает сохранение фундаментальных условий их взаимодействия между собой, что возможно в том случае, если поток появления новых поколений интеллигенции не хаотичен, а определенным образом упорядочен. Такая упорядоченность действительно имеет место и представляет собой не только как следствие самоорганизации системы образования, а также результат протекающих в ней процессов управления. Благодаря чему достигается непрерывность воспроизводства интеллигенции и относительная устойчивость их численности. Воспроизводство национальной интеллигенции социально детерминируемый процесс. Каждому крупному этапу в истории воспроизводства национальной интеллигенции свойственны свои социальные механизмы детерминации процессов этого воспроизводства, включающие соответствующие им отношения, адекватные этим отношениям национальное сознание и нормы поведения людей, свой уровень эффективности социального управления воспроизводством национальной интеллигенции, свое соотношение случайности и необходимости в детерминации процессов подготовки высококвалифицированных кадров. Обобщение этих сохраняющих длительную устойчивость качественных черт воспроизводства национальной интеллигенции приводит к понятию имевшихся типов воспроизводства интеллигенции, рассмотрению истории образования населения как последовательной смены таких типов. Подобно всякому историческому развитию, развитие интеллигентского слоя наций складывается из длительных периодов эволюции, медленного и постепенного накопления количественных перемен и перерывов постепенности, относительно кратких качественных сдвигов.

Состояние и степень разработанности исследуемой проблемы.

Механизмы развития интеллигенции, анализ ее структуры, вопросы управления ее развитием в литературе рассматривались с разных точек зрения. Определен был единый критерий, при построении общего направления исследований подобного рода - характер труда в системе общественного производства. Исходя из этого критерия, были выделены целый ряд социально-профессиональных отрядов (слоев) интеллигенции. Различия между этими отрядами интеллигенции выступали лишь в качестве профессиональных. Такой подход долгое время был доминирующим. Место интеллигенции преимущественно рассматривалось в контексте общего, которое приводило к игнорированию разнообразия, переливов "богатства" особенного, национально-специфического.

В социально-философской литературе до недавнего времен проблемы интеллигенции рассматривались с позиции сближения интеллигенции и рабочего класса, усиления социальной однородности и интернациональной общности советского народа. Теоретически обосновывалась и раскрывалась роль интеллигенции в строительстве развитого социализма, в ускорении общественного прогресса. И это было ответом на парадигму общего хода всех исследований того периода. (Здесь следует назвать работы П.П. Амелина, Г.М. Андреевой, В. И. Астаховой, Л. С. Бляхмана, О.И. Шка-ратана, М.Е. Добрускина, М.Н. Руткевича, Ф. Р. Филиппова, С. А. Федюкина и др.). Определенную разработку в литературе получили исследования, рассматривающие развитие интеллигенции в историческом контексте и отмечающие ее этапы становления и формирования. "Идеологические императивы", выработанные аппаратом политической власти, служили основой определения места и роли интеллигенции в системе общественных отношений и породили ориентацию исследований на "вал". Характер исследований приобрел экстенсивную направленность. Научный анализ оказался подчиненным идеологическим целям . Этим преимущественно и объясняется то, что десятки исторических трудов было посвящено раскрытию роли КПСС в формировании советской интеллигенции и ее национальных отрядов. Утеряно было специфическое в воспроизводстве национальной интеллигенции. Регламентован также и облик исследований. Снижены острота и научность исследований, утрачены своеобразие и особенные черты в анализе национальных отрядов интеллигенции. Выпала возможность выхода в аксиологическую плоскость при выявлении особенностей национальной интеллигенции, вне поля зрения остались также такие категории как "самосознание", "противоречия", "национальный идеал" , "мировоззрение" и др., позволяющие представить общие закономерности ее формирования и развития. Вместе с тем позитивным примером для проведения исследований подобного рода могли бы послужить сборник статей "Вехи: Интеллигенция в России", опубликованный еще в досоветское время.1

В последние годы наметилась тенденция перехода от абстрактного уровня к конкретике, основанной на эмпирических представлениях об объекте и предмете исследования. В экономической литературе по вопросам воспроизводства, как обычно, акцент преимущественно делается на анализе таких понятий как производство и воспроизводстве общественного продукта, национальный доход, производительные силы и т.п. Исследования опираются на анализ бытия общества и общего субстанционального основания бытия через призму осмысления потребительской стоимости и указание на удовлетворение потребностей: анализ воспроизводства как непосредственного смысла производства: на поиск сущности воспроизводства: на поиск сущности воспроизводства и результатах закономерностей воспроизводства человека.2

Вопросы воспроизводства общества и человека также рассматриваются в философской литературе.3 При этом методологической основой являлся принцип раздвоения единого и познания его противоречивых частей, который ориентирует, с одной стороны, на выявление глубокого, субстанционального единства изучаемого объекта и, с другой, - на выделение в нем диалектических противоположностей как сторон единого целого, находящихся в отношении взаимоотрицания и взаимообусловленности. Применение этого принципа в социологическом аспекте наряду с теорией позволяет "спуститься" на уровень конкретной эмпирической данности, который синтезирует процесс воспроизводства национальной интеллигенции. Проблема воспроизводства национальной интеллигенции, как носителя опосредованного сознания этноса, предполагает решение таких "сквозных" понятий как "общее и особенное", "этнос" и "национальное самопознание", "культура" и " межкультурное взаимодействие", "внутренние противоречия" и др. Анализ проблем воспроизводства национальной интеллигенции безусловно опирается и на теоретические представления об образовании.

Нынешнее состояние проблематики образования, как мы считаем, реально отражает имеющиеся методологические трудности. Условия для развития теории образования кроются не только в работах методологического характера, но и в содержательных частных исследованиях, в которых отражены цели, структура, социально-психологические факторы развития образования. В контексте исследования образование рассматривается как специализированный способ воспроизводства сложной социальной деятельности, базирующейся на абстрактно - отчужденном знании и отождествлением его со всей социокультурной действительностью. А между тем даже в объективных показателях образованности проявляется развитие данной нации. На эмпирическом уровне выявляется связь социальной структуры с системой образования, ее роль в воспроизводстве этой структуры, точнее, отношение "открытость - закрытость социальной структуры, открытость - закрытость системы образования", На теоретическом уровне раскрывается роль образования в воспроизводстве и развитии социальной структуры и роли системы образования в процессе становления и формирования интеллигенции. Особо хотелось бы отметить научные труды разработанные исследователями, специализирующихся на проблемах образования.4

Процесс воспроизводства региональной интеллигенции преимущественно рассматривался в историческом контексте.5 В то же время воспроизводство национальной интеллигенции есть процесс, который состоит из множества противоречий, трудностей, специфических задач.Как мы считаем, пока отсутствуют обобщающие разработки по механизму формирования национальной интеллигенции, выделению подструктур в ней, выявлению противоречий, где они являются детерминантами общего хода развития интеллигенции.

Вне поля зрения исследователей осталась и проблема взаимодействия якутского этноса с другими этносами и роли в нем отдельных социальных организмов, в частности отряда интеллигенции. Заметный вклад в содержание теории межкультурного взаимодействия, являющегося в этом плане теоретической базой, были внесены не только на основе социологических данных, но и на базе результатов анкетирования на местах, в том числе и новосибирскими исследователями.6 Зарубежные исследователи выдвигают теории взаимопроникающих систем, соотношение традиционного и инноваций, функционирования в обществе развитых социальных общностей. Хотелось бы отметить выделение в социальных общностях понятия "система" в контексте структурного подхода. В нашем исследовании они используются для регионального анализа процесса воспроизводства национальной интеллигенции в современных условиях.7

Объект, предмет, основная цель и задачи исследования.

Объектом исследования является национальная интеллигенция якутов. Предметом исследования является изучение процесса воспроизводства интеллигенции якутов в условиях интенсивной интернационализации их общественной жизни. ^

Цель диссертационной работы проследить пути развития национальной интеллигенции на примере Якутии, определить особенности ее формирования и деятельности. С учетом поставленной цели и уровня разработанности проблемы исследования решаются следующие задачи:

- Системное введение ключевых понятий, позволяющих конкретизировать процесс воспроизводства национальной интеллигенции: "воспроизводство", "общее и особенное", "интеллигенция", "нация и национальное", "профессиональные группы", "общегрупповые интересы", "противоречия", "социальная структура, " "социальная система", "избыточные компоненты социальной структуры" и выявление отношений между ними;

- Установление связи особенностей процесса воспроизводства национальной интеллигенции с социально-экономическими условиями Якутии;

- Рассмотрение диалектики соотношения социальной структуры и воспроизводства национальной интеллигенции;

- Подробный теоретический анализ изменения роли системы высшего образования в процессе воспроизводства национальной интеллигенции;

- Выявление сущности роли города и села в количественном и качественном пополнении отряда национальной интеллигенции в плане дихотомии "город - село";

- Современное состояние самосознания интеллигенции в аспекте его роли в регулировании межкультурных взаимодействий.

Методология и методы. Информационная база исследования.

Основной метод исследования - социально-философский анализ с опорой на принципы всеобщей связи и развития, единства логического и исторического, системности и комплексности.

В процессе исследования применялся комплекс конкретных методов: анализ материалов Всесоюзных переписей населения, текущей статистики социальных процессов, происходящих в республике Саха /Якутия/; собственные анкетные обследования выпускников средних школ, учащихся системы профтехобразования, абитуриентов и студентов Якутского госуниверситета им. Аммосова и Якутской сельскохозяйственной Академии; избирательное обследование отделов кадров госучреждений; включенные и невключенные наблюдения; осмысление материалов периодической печати.

Изучение эмпирического массива носило строго конкретный характер, то есть на учет брались наиболее типичные материалы, отражающие характерные черты общего процесса воспроизводства национальной интеллигенции в республике.

Системный, комплексный подход к теме находит свое воплощение прежде всего в том, что формирование и развитие Якутской интеллигенции рассматривается автором в прямой связи с социально-экономическим развитием республики Саха /Якутия/, в диалектической связи с подразделением на город - село.

Использованы также методы и приемы социальной стратификации и мобильности М. Вебера, Т.Веблена, В.Порето, З.Дюркгейма, Т.Парсонса и других зарубежных обществоведов, обогативших науку институциональным, системным и структурно-функциональным подходами. На учет также брались труды экономистов и обществоведов сибирского региона. Автор также опирается на труды социологов, этнографов Якутии и Росси, где исследовались причины и механизмы формирования мобильности народов Сибири. Таким образом, комплекс разнородных, но дополняющих друг друга источников составил информационную базу исследования. Все методы сочетались в процессе исследования с теоретическими методами познания : абстрактного и конкретного, логического анализа и синтеза.

Научная новизна результатов и вклад данного исследования заключается в том, что сделан социально-философский анализ процессов воспроизводства национальной интеллигенции на материалах Якутии с учетом новой обстановки в социально-философской науке. В этой связи:

- раскрывается место и роль национальной интеллигенции в системе общественных отношений;

- рассматривается содержание понятий как "общее и особенное в процессе воспроизводства национальной интеллигенции", "национальная культура", "межкультурное взаимодействие", "национальное самосознание" и их диалектическая связь с формированием и развитием национальной интеллигенции";

- применяя в единстве исторический и логический подходы через использование сопоставительных данных, сделан научный анализ в воссоздании особенностей процесса воспроизводства национального отряда интеллигенции в Якутии, показаны объективные и субъективные сложности ее формирования;

- показаны и выделены общие и специфические факторы, оказывающие влияние на характер подготовки кадров национальной интеллигенции, выявление этих факторов имеет существенное значение для прогноза развития национальной интеллигенции в данном регионе;

- дается анализ конкретно-социологического материала, позволивший выявить позитивные и негативные тенденции в развитии национальной интеллигенции в многонациональной среде, причины их появления и способы разрешения;

Обосновываются некоторые методы и средства воспитания кадров национальной интеллигенции в соответствии с назревшими потребностями в процессе активного межкультурного взаимодействия на современном этапе исторического развития.

Научно - практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что основные положения и выводы, сделанные диссертантом, могут быть использованы при разработке концепции развития и функионирования народного образования и системы высшего образования республики, основными принципами которых должны быть национально-региональный учет социально -экономического развития жизнедеятельности населения. Отдельные положения исследования могут быть полезны в практической работе по оптимизации подготовки и использованию высококвалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства, также в ходе проведения культурной и межкультурной взаимосвязи в много - или мононациональных коллективах, в работе массовых средств и информации: газет, телевидения и радио. Обобщения и рекомендации могут быть полезны в учебно-педагогическом процессе подготовки специалистов и отрядов национальной интеллигенции, а также в чтении спецкурса по проблемам национальной политики в современных условиях. Некоторые исследования могут быть использованы при прогнозировании формирования различных социальных групп интеллигенции, при разрешении противоречий социального характера и проблем общего и особенного в процессе воспроизводства интеллигенции.

Апробация исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях и методологических семинарах сектора региональных и национальных проблем человека института философии и права СО РАН (1992г.), кафедры философии и социологии Якутского государственного университета. (1995 г.), профориен-тационном центре Якутского государственного комитета по профтехобразованию (1994 г.).

Результаты, тезисы и выводы исследования были представлены автором на конференциях: "Проблемы профессионального образования молодежи" (Якутск, 1989 г.), Республиканской научной студенческой конференции "Студент и научно - технический прогресс" (Якутск, 1990г.). Основные положения и некоторые итоги исследования отражены в двух публикациях объемом 1.5 п.л.

Структура работы обусловлена комплексным характером и задачами исследования поставленной проблемы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальные аспекты воспроизводства национальной интеллигенции Якутии в современных условиях"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование процесса воспроизводства национальной интеллигенции показывает, что интеллигенция выступает как "срез" конкретно-исторического единства якутской нации. Якутская национальная интеллигенция, выступающая в диссертации,как"особенное", фиксирует органический характер, процессов общественного развития. Воспроизводство национальной интеллигенции -системообразующий элемент социальной структуры в движении к ее качественному обновлению. Переход от "общего" к "особенному" фиксирует содержательность достигнутого этапа развития нации. Этот переход конкретизирует всеобщую связь явлений ,действительности и осмысливается в контексте объективаций внутренних и внешних противоречий развития якутской нации.

Предложенный подход к проблеме воспроизводства национальной интеллигенции основывается на уровнях: а) на уровне поиска диалектических противоположностей и их "снятия" в эмпирической действительности; б) на разделение общей системы на подсистемы, каждая из которых самореферентна и подразумевается как самодостаточная; в) на собственно философской интерпретации существующих социальных структур в национальном и инонациональном этносоциальном аспекте. Совмещение уровней в одной плоскости дает относительно полное представление о сложившейся социальной структуре нации во всей ее макро- и микро-совокупности.

В исследовании теоретический и эмпирический материал группируется в две взаимоувязанные концепции: якутской этносоциальной общности и воспроизводства ее части как слепка в виде интеллигенции через систему высшего образования.

Под национальной интеллигенцией, воспроизводство которой выступает здесь в качестве объекта исследования, мы понимаем устойчивую социально организованную систему, отличающейся са-мореферентностью и самотождественностью, состоящей из совокупности людей объединенных единством проживания на одной хозяйственно освоенной территории и обладающих системой экономических, социальных, социально-психологических и иных связей. Главной функцией национальной интеллигенции является воспроизводство себя в новом качестве. Введение дихотомии "город-село" позволяет усматривать в ее воспроизводстве противоречия между традиционным и нетрадиционным, национальный и инонациональным.

Также одной из характерных черт роста национальной интеллигенции Якутии является ее "феминизация". В плане социального состава интеллигенции: отмечается тенденция ее прироста за счет сельских жителей, вытесняемых сложившимся кризисом в ведении традиционных отраслей хозяйствования, не отвечающих современным запросам молодежи. Возросший образовательный потенциал, не находя применения в этих отраслях, перебрасывается в городскую среду благодаря системе среднего специального и высшего образования. В то же время данная тенденция рассматривается и как "завоевание" нового "жизненного пространства" якутской молодежью,духовная возможность которой неудовлетворяется традиционными сферами приложения своего труда, сельская интеллигенция рассматриввается здесь как выразитель самотождественности якутского этноса и противоположным элементом по отношению к городской интеллигенции. Городская интеллигенция предстает как основной ретранслятор в межкультурном взаимодействии различных наций в республике. Процесс воспроизводства национальной интеллигенции как самоорганизующейся субстанции характеризуется особенностями: а) производством форм общения для развития внешних взаимодействий нации; б) зависимостью деятельности интеллигенции от нормативности, выражающейся в общепринятых ценностях и норм внутри нации;

Сложившуюся "специализацию" социальной структуры можно отнести к анализу особенностей национального характера, отражающегося в сфере труда. Сложный, индустриальный тип промышленного производства на сегодняшнем этапе является неприемлемым для якутов.

Вид деятельности, характеризуемый жесткой нормирован-ностью, временными рамками, социально-формальными связями, монотонностью, однообразностью в исполнении пока не соответствует национальным чертам якутского характера, что и отражается на "портрете" социальной структуры.

Коренное население индефферентно в этом процессе. Взаимодействий якутского народа с другими народами пока в сфере материального производства не происходит, контакт его приходится в основном в сфере интеллектуального, духовного труда, в том числе и в системе высшего образования. Исходя из этого,систему высшего образования следовало бы рассматривать как адаптивно-адаптирующий аппарат этносоциальных сообществ в межкультурном взаимодействии.

Систему высшего образования следует рассмотреть также и в плане этносоциальном как одного из каналов повышения социального статуса народа. Интеллигенция Якутии проявляет тенденцию к самовоспроизводству, что указывает на ее внутренние или "сословные" черты развития.

Ее характеризует не столько социоэкономическое положение, сколько отношение к родной культуре, к ее прошлому, настоящему и будущему. Поэтому национальную интеллигенцию следует рассматривать не только с точки зрения формирования социальной структуры народа, но и учитывать ее культурную позицию, определяющую развитие народа. Сила национальной интеллигенции состоит в способности формирования общественного мнения, адекватно выражающего тенденции развития своего народа.

 

Список научной литературыПопов, Валерий Борисович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Новое мышление и новая философия. //Политика.-1990. -N1. -С.2-10

2. Социальная сфера образа жизни в Якутской АССР. -Якутск, 1988. -232 с. Социальное развитие якутского народа. Новосибирск, 1985. -319с. Социалистическая судьба якутского народа. -Якутск, 1985. -190с.

3. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследованияобщества как целостной системы. -Новосибирск, 1988. -258с.

4. Андреев В.И. Антонович И. Аргунов И.А. Аргунов И. А. Аргунов И. А. Аргунова Т.И. Асанова У.1. Астахова В.И.

5. Бойко В.И. Численность, расселение и языковая ситуация ународностей Севера на современном этапе. Новосибирск, 1988. -52с.

6. Брагина Д.Г. Братасюк М.Г.

7. The coming of post-Industrial society. -N.Y., Basic books, 1973. -704p.

8. Формирование и использование трудовых ресурсов Якутской АССР. -Якутск, 1990. -174с. Проблема иноэтнического в традиционной культуре якутов.//Национальная политика в регионе. -Якутск, 1993. -С.74-83.

9. Нация как согражданство:историко-политологичес-кие проблемы.//Вестн.Моск.ун-та.Сер.,8,История -М. , 1994.-N5. -С. 3-31. Население Восточной Сибири. -Новосибирск,1977. -160с.

10. Вехи: Из глубины. -М., 1991. -137с.

11. Горовский Ф.Я., Римаренко Ю.И. Национальный вопрос и социалистическая практика: опыт историко-теоретического анализа.-Киев, 1991. -253с.1. Бромлей Ю.В.1. Бромлей Ю.В. Бромлей Ю.В.1. Bell D.1. Васильев Я.Т.1. Васильев Ф. Ф.1. Вдовин А.И.1. Воробьев В.В.

12. Гегель Г.В. Философия права.-М., 1990. -524с.

13. Гелюта А.М.,Староверов В.И. Социальный облик рабочего-интеллигента.-М., 1977. -183с.

14. Гершензон М.0. Тройственный образ совершенства.-Томск,1994.-64с.

15. Гизатулина Ю.Ф.Престиж как социокультурный феномен.:Автореф.дисс. канд. соц. наук. -М.1994. -22с.

16. Голосов Г.В. Экономические интересы и экономическое сознаниепри социализме. -Новосибирск, 1989. -148с.

17. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России.-М., 1994. -46с.

18. Горохов С.Н. Пути развития якутской интеллигенции в условияхсоциализма. -Якутск, 1981. -77с. Смысл истории: очерки современных западных концепций. -М., 1991. -189с.

19. Этногенез и биосфера Земли. -Л., 1989. -495с. Башкортостан: штрихи к экономическому портрету. //Язык и национализм в постсоветских республиках. -Уфа, 1995. -С.57-115.

20. Этническая история Северо-Востока Сибири.-М., 1966. -269с.

21. The future of Intellectuals and the rise of the new class. -N.Y.,Seabury press. 1979.-628 p. Интеллигенция и власть: к вопросу о содержании понятия "интеллигенция"//Демократизация культуры и новое мышление.-М., 1992.-С. 46-70.

22. Демографическое развитие Якутской АССР и совершенствованиеиспользования трудовых ресурсов: сб.научных трудов. -Якутск, 1990. -116с.

23. Деревня Центральной России: социально-политические аспекты.-М. ,1993. -164с.1. Губман Г. Л.1. Гумилев Л. Н. Губагло М.1. Гурвич И. С.1. Gouldner А.1. Дегтярев Е.

24. Джунусов М.С. Введение в марксистко-ленинскую теорию наций.-Ашхабад,1988. -402с. Евстигнеева Л.П. Формирование потребностей в развитом социалистическом обществе. -М., 1975. -104 с. Ельмеев В.Я. Воспроизводство общества и человека. -М.,1988.-234 с.

25. Кант И. Трактаты и письма. -М., 1980. -198с.

26. Карапетян P.O. Становление и развитие интеллигенции как особого слоя. -М., 1974. -199 с.

27. Касьянова К. 0 русском национальном характере.-М.,1994.-367с.

28. Каиров В.М. Традиции и исторический пароцесс.-М. ,1994.-189с.

29. Каймаразов Г.Ш. Формирование социалистической интеллигенциина Северном Кавказе. -М., 1988. -334 с.

30. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. Уч.пособие длягуманитарных вузов. -М., 1994. -187с.

31. Кон И. С. Открытие "Я". -М., 1978. -188с.

32. Концепция экономического и социального развития народностей

33. Севера на период 1991-2005 гг. -Якутск, 1988. -36с.

34. Корнилова 3.А. Особенности регионального воспроизводства вусловиях Севера. -Новосибирск, 1990. -134с.

35. Ковалев A.M. Диалектика способа производства общественнойжизни. -М., 1982. -122с.

36. Колесова Л.И. Молодежь и проблемы социализации//Человек иобщество: Проблемы взаимодействия.-Ульяновск, 1991.-С.45-53.

37. Кришевский Р.Л.,Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты -М.,1990.-207с

38. Клименкова Т.А.От феномена к структуре. -М., 1991. -86с.

39. Кугель С.А.,Никандров О.М. Молодые инженеры. Социологическиепроблемы инженерной деятельности.-М.,1971.-207с.

40. Кузьмина P.A. Профессиональная ориентация молодежи Якутии.-Новосибирск, 1991. -62с.

41. Кемеров В.Е. Методология обществознания: проблемы, стимулы,перспективы. -Свердловск, 1990. -164с.

42. Кузьмина P.A. Социально-профессиональные перемещения в якутском селе.//В сб. научных трудов.-Социальное развитие сельского населения Якутской АССР.1. Якутск,1984. С.32-49.

43. Ларченко С.Г., Еремин С.Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе.-Новосибирск, 1991.-172с.

44. Левонтин Р. К Адаптация. Эволюция. -М., 1981. -122с

45. Лукина В.И., Нехорошков С.Б. Диалектика социальной структуры1. СССР. -М., 1982. -177с.1.hmann N. Soziale systeme. -FR/M., 1984. -138 p.

46. Мамардашвили M.K. Из лекций по социальной философии.-М., 1994.-123

47. Мархинин В. В. Современные тенденции развития национальныхотношений в стране: значение теории в поиске решений. Новосибирск, 1990. -48с.

48. Мархинин В.В. Основные закономерности процесса интернационализации общественной жизни. -Новосибирск,1989.-241с.

49. Мархинин В. В. .Удалова И.В. Межэтническое сообщество: состояние,динамика, взаимодействие культур. -Новосибирск, 1996. -190с.

50. Марголис Дж. Личность и сознание. Перспективы нередуктивкогоматериализма. -М., 1986. -418с.

51. Махаров Е.М. Универсальность толерантности//Толерантность.-Якутск, 1994. -С.8-16.

52. Митупов К.Б. Становление социалистической социальной структуры Бурятии /1938-1960гг/.-Новосибирск,1986.-134с

53. Михеева А.Р. Сельская семья в Сибири: жизненный цикл и благосостояние. -Новосибирск, 1993. -110с.

54. Молодежь СССР. Статистический сборник. М.,1990.-255с.

55. Молодежь провинциальной России: социальные проблемы и перспективы развития. -Белгород, 1994. -159с.

56. Молодежь: цифры, факты, мнения. -СПб.,1992. -N 1.-89С.

57. Миграционная ситуация в России: социально-политические аспекты.-М., 1994. -106с.

58. Народное хозяйство Якутской АССР в одинадцатой пятилетке1981 1985 гг/. -Якутск, 1986. -136 с.

59. Народное хозяйство СССР в 1989 г. Статистический ежегодник.-М. ,1990. -766с.

60. Национальная интеллигенция,духовенство и проблемы социальногои национального возрождения народов Республики Бурятия.-Улан-Удэ,1995. -121с.

61. Общественное сознание и его формы.-М., 1986. -367с.

62. Осинский И.И. Развитие интеллигенции национальных районов1. Сибири. -М., 1985. -192с.

63. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения.-М.,1979.-66с.

64. Попков Ю.В. Аборигены Канады: современное положение в основных сферах жизни. -Новосибирск, 1994. -26с.

65. Попов Б.Н. Социалистические преобразования семейно-брачныхотношений у народов Якутии.-Новосибирск,1987.-320с

66. Попов Б.Н. Семейная культура народов Северо-Востока России:

67. Традиции и инновации. -Новосибирск, 1993. -262с.

68. Профессиональное образование молодежи в Якутии. Сб.научныхтрудов. -Якутск, 1989. -100с.

69. Parsons Т. Social system and evolution of action theory.-N.Y.-L., 1977. -432p.

70. Parsons T. Social structure and personality.-N.Y.,Free press.1994.-326p.

71. Рековская И.Ф. Власть и интеллигенция.-Социальные и гуманитарные науки.-М., 1994.-N3. -С.99-136.

72. Роттенберг В.С.,Аршавский В.В.Межполушарная ассиметрия мозгаи проблема интеграции культур. //Вопросы философии. 1984. -N 4. -С 78-86.

73. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, системаобразования, молодежь. -М., 1988. -224 с.

74. Рубина J1. Я. Советское студенчество. -М., 1981. -207с.

75. Руткевич М.Н. Становление социальной однородности.-М.,1982.-22с

76. Советская интеллигенция. Словарь-справочник. -М.,1987.-222с.

77. Современная американская социология.Сб. ст. -М., 1994. -295с.

78. Соколенко В.М. Идеогенные лакуны и советская ментальность//Философия, творчество, культура. -Саратов, 1994. -С.49-54.

79. Сорокина Г.Д.,Молькова Е.И.Козлов Ю.В. К вопросу о взаимодействии и власти//Интеллигенция в политической истории XX века. -Иваново, 1993. -С.10-16.

80. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологияразмещения. -М., 1994. -122с.

81. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.-М., 1976. -215с.

82. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени.-М.,1994.-194с.

83. Социальная природа познания: теоретические предпосылки ипроблемы. -Иркутск, 1979. -366с.

84. Социально-стратификационные процессы в современном обществе.1. Кн. 1.-М. , 1993.-124с.

85. Социальные процессы труда у народностей Севера.-Новосибирск,1986.-216с.

86. Спенсер Г. Факты и мысли.-Харьков, 1903.-55с.

87. Структура общества и массовое сознание. -М.,1994. -195с.

88. Столович Л.Н. Аксиологическая проблема в русской философии.

89. Русская культура и мир.-Ниж.Новгород,1993.-77с.

90. Труд в СССР. Статистический сборник. -М., 1988. -302с.

91. Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению: социальная подвижность. -М. ,1989. -237с.

92. Филиппов Ф.Р. Социология образования. -М., 1980.-197с.

93. Фофанов В.П. Социальная деятельность и теоретическое отражение. -Новосибирск, 1986. -188с.

94. Чупров В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия. //СоцИс:СОЦ.исслед. -М.,1994.-N6.-С.50-57.1. Шадриков В. Д.1993.

95. Гуманизация образования и естественные науки. -Курск, 1990. -89с.

96. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. -М.,1991. -267с. Postmodern tendencies In the sociology of Luhmann.-Dordrecht etc.,1994.-vol.17.-p.307-324. Экономические исследования по развитию производительных сил

97. Якутской АССР. Библиограф.указатель. -Якутск, 1989.-100с.

98. Этничность и власть в полиэтничных государствах.-М.,1994.-105с. Этносоциальные проблемы города. -М., 1986. -284с.1. Шестов Л.1. Шкаратан О.И.1. Шпенглер 0. Ушакин С.А.1. Хайдеггер М.1. Haylm G.J.