автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социальные функции этнокультурных традиций в условиях глобализации

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Культурбаева, Любовь Мачраиловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Нальчик
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социальные функции этнокультурных традиций в условиях глобализации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальные функции этнокультурных традиций в условиях глобализации"

На правах рукописи

Культурбаева Любовь Мачраиловпа

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Специальность 09 00 11 — социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

□03058870

НАЛЬЧИК-2007

003058870

Работа выполнена на кафедре философии Кабардино-Балкарского государственного университета

Научный руководитель доктор философских наук, профессор

Эфеидиев Салнх Ибрагимович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Федоровский Александр Петрович

доктор философских наук Дадашев Агабаба Айдын оглы

Ведущая организация Северо-Осетинский государственный университет

Защита состоится « 2007 г в /(/часов на засе-

дании Диссертационного совета Д 212 076 07 в Кабардино-Балкарском государственном университете и ХМ Бербекова по адресу 360004, КБР, г Нальчик, ул Чернышевского, 173

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского госуниверситета, читальный зал № 2

Автореферат разослан «_

2007

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент /

Кумыков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследовании Современные глоба-лизационные процессы неуклонно и последовательно разрушают прежнее социально-политическое, экономическое и культурное пространство существования этнокультурных целостностей Отрицать объективно-закономерный характер этого процесса бессмысленно и ненаучно, а сопротивляться ему — неразумно и безрезультатно Вместе с тем разрыв социально-исторического и культурного пространства этнокультурных целостностей может привести к тому, что они, лишенные пространственно-временной локализации, могут потерять ценностные ориентиры

В складывающихся обстоятельствах актуальное научное и практическое значение приобретает задача адаптации этнокультурных общностей к новым пространственно-временным формам бытия и предотвращение разрыва социально-исторического и культурного пространства их жизнедеятельности Важнейшую роль в этом процессе могут сыграть этнокультурные традиции Традиции имеют двойственную природу, обеспечивая устойчивое и стабильное функционирование социума, с одной стороны, и выступая в качестве ориентира трансформационных процессов, с другой

Наряду с размыванием прежних пространств существования этнокультурных целостностей глобализация приводит также к очередному «смешению народов» Но при этом новые информационные технологии позволяют создать новое — виртуальное — пространство жизнедеятельности социумов Оно является не только важным фактором сохранения единого этнокультурного пространства, но и воссоединения разделенных в историческом прошлом народов

На эти факторы накладываются и последствия чрезвычайно болезненных и противоречивых процессов социально-экономических и политических реформ в России, которые привели к невиданному моральному разложению и духовной деградации общества, потере ценностных ориентиров и глубочайшей социокультурной аномии значительной части населения

В силу сказанного исследование роли традиций в сохранении этнокультурных целостностей и определении правильного вектора их развития в условиях глобализации и трансформации российского общества приобретает важное практическое и научное значение

Степень научной разработанности проблемы исследования. В социально-философской литературе достаточно глубоко изучены различные аспекты традиции

Онтологические проблемы традиции как социального феномена с различных теоретико-методологических позиций были всесторонне изучены в работах классиков философии Гегеля, К Маркса, Э Дюркгейма, М Вебера, Т Парсонса, X Ортега-и-Гассета, Й Хейзинги, К Ясперса и др

Антропологические, социологические и культурологические аспекты традиции нашли отражение в работах известных зарубежных исследователей Л Моргана, Дж Мида, Б Малиновского, Ф Боаса и др

Заметный вклад в развитие социально-философской теории традиции внесли и отечественные исследователи Ю В Бромлей, В Ж Келле, М Я Ковальзон, Л Г Ионин, Ю М Лотман, М С Каган, Н И Конрад, С Т Калтахчян, Л М Дробижева, М И Куличен-ко, М С Джунусов, Г Н Волков, А А Гусейнов, Н Серсенбаев, Э И Матханов, Д М Угринович, В Д Плахов и многие другие

Проблемы соотношения традиций и новаций и преемственности были глубоко проанализированы в трудах С.А Арутюнова, Э С Маркаряна, С В Лурье, Э В Соколова, Э С Абрамяна, И В Суханова, А К Алиева и др

Особенности этнокультурных традиций народов Северного Кавказа с историко-этнографических и социально-философских позиций исследованы в трудах С А Арутюнова, Р Г Абду-латипова, Ю А Жданова, А Г Агаева, А И Першиц, Б X Бгаж-нокова, С X Мафедзова, Р А Мамхеговой, Г X Мамбетова, С И Эфендиева, В А Гетегежева, К X Унежева, В Ш Нахуше-ва, С А Абдокова, В X Болотокова, А И Мусукаева, В М Зу-макулова, В М Каирова и др

Различные аспекты возможности использования позитивного потенциала этнокультурных традиций в современных условиях на примере народов Северного Кавказа рассмотрены

в работах Р Г Абдулатипова, Ю А Жданова, В Е Давидовича, А Г Агаева, В А Тишкова, А В Аксентьева, В А Аксентьева, М М Кучукова, А Ю Шадже, С И Аккиевой, Б X Бгажнокова, X Г Тхагапсоева, В X Болотокова, Р А Ханаху, Р Д Хунагова, В А Шевлокова, Р М Магомедова, Ф И Атмурзаевой, Ф С Эфен-диева, Г С Денисовой, И Л Бабича и др

Заметно меньше исследована проблема сохранения этнокультурных традиций северокавказских диаспор за рубежом Некоторые ее аспекты проанализированы в работах Б Н Берез-гова, А В Кушхабиева, Н Ю Халаштэ, М Хафица, К К Эфен-диева и некоторых других

Вместе с тем анализ существующей научной литературы показывает, что проблема трансформации социальных функций этнокультурных традиций в условиях глобализации еще не нашла должного отражения Кроме того, отсутствует всесторонне разработанная концепция социальной функции традиции в условиях реформирования всей сферы общественной жизни Необходимость всестороннего анализа данной проблематики и выбор темы диссертационного исследования обусловлены также недостаточной социально-философской изученностью вопроса этнокультурных традиций народов Северного Кавказа, воспитательного значения традиции в условиях национального возрождения, этнокультурных традиций северокавказских диаспор за рубежом

Цели н задачи работы Основная цель исследования — выявить и проанализировать особенности социальных функций традиций как фактора преемственности в условиях глобализации

Для реализации данной цели в диссертации поставлены следующие задачи

- провести сравнительный анализ социально-философских концепций традиции,

- выделить и охарактеризовать социальные функции традиции,

- исследовать роль традиции как фактора социальной преемственности,

— выявить общее и особенное социальных функций традиций различных этнокультурных общностей,

— изучить особенности взаимодействия этнокультурных традиций в полиэтничном регионе,

— выявить особенности социальных функций традиции в условиях глобализации,

— изучить возможности использования новых информационных технологий в создании нового пространства существования этнокультурных общностей,

— на примере народов Северного Кавказа и северокавказских диаспор за рубежом показать возможности воссоединения разделенных народов в новом виртуальном культурном пространстве

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются социальные функции этнокультурных традиций Предметом исследования являются особенности социальных функций социокультурных традиций в условиях глобализации и социальной трансформации

Теоретико-методологическая база исследования. Методологической основой исследования являются принципы материалистической диалектики и системный анализ традиции как социокультурного феномена

Методологическое значение для диссертационного исследования имели положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, культурологов, психологов, антропологов, социологов и этнографов

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что

— в соответствии с целями исследования осуществлен социально-философский анализ феномена традиции,

— показаны основные направления изменения содержания социальных функций традиций в условиях глобализации и социальной трансформации,

— выявлены общие закономерности и специфические особенности развития традиции в современных условиях,

- обосновано положение о необходимости создания новой парадигмы исследования трансформаций социальных функций традиции в глобализирующемся мире,

- на примере народов Северною Кавказа и северокавказских диаспор показана возможность воссоединения прежде разделенных народов в новом виртуальном пространстве,

На защиту выносятся следующие положения и выводы:

1 Традиция как система целевых и нормативных (мировоззренческих и ментальных) представлений и установок, выражающая сущностное ядро человеческого существования и мотивирующая деятельность и поведение людей, возникает и существует в контексте духовно-мировоззренческой и материально-социальной реальности

2 Важнейшими социальными функциями традиций являются регулятивная, компенсаторно-стабилизационная, преемственная, коммуникативная, социально-идеологическая

3. В условиях глобализации основным направлением изменения содержания социальных функций традиции является обеспечение неразрывности социально-культурных и исторических пространств

4 В современных условиях интеграции и глобализации всех сфер общественной жизни необходима новая парадигма исследования социальных функций традиции различных этнокультурных общностей Данная парадигма должна учитывать, с одной стороны, возможность и необходимость сохранения культурной самобытности народов, с другой - неизбежные потери некоторых особенностей этнической идентичности

5 Противоречия, связанные с сохранением традиций народов в процессе глобализации могут бьпь частично разрешены новыми информационными технологиями, позволяющими создавать новые этнокультурные пространства

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется его методологической направленностью Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования межнациональных отношений в многонациональном регионе, в воспитании молодого человека в условиях становле-

ния гражданского общества и правового государства в стране, а также в учебно-методических целях при подготовке спецкурсов по социальной философии, культурологи, социологии, этнологии Результаты исследования имеют определенное значение и могут быть применены в формировании теоретической и фило-софско-методологической бтзы исследования при разработке концепции национальной политики в северокавказском регионе Они могут быть полезны при составлении программ социального планирования обучения воспитании молодёжи

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования докладывались автором на Международном конгрессе "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру" (Пятигорск, 1996, 1998), на научных конференциях "Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры" (Нальчик, 1996), "Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона" (Волгоград, 1997), "Литература народов Северного Кавказа художественные и методологические проблемы изучения" (Карачаевск, 1999), "Этно-экологическая культура и проблемы охраны окружающей среды" (Нальчик, 2003)

Результаты диссертационного исследования обсуждены на заседании кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета им X М Бербекова

Основные положения диссертации изложены в 9 статьях, общим объемом 2 0 п л

Структура н объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии Содержание работы изложено на 147 стр машинописного текста, список литературы состоит из 256 наименований

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе "Теоретико-концептуальное обоснование традиции как фактор преемственности" рассматривается роль традиции как одной из сторон преемственности, которая раскрывает связь времен и поколений людей и народов

Категориальный анализ концепта «традиция» требует, прежде всего, дифференцировать его от близких понятий Так, «традиции» по сравнению с «обычаем» отражает более глубокие всеохватывающие явления производственной, общественной, идейной жизни общества Они больше связаны с политической, морально-правовой идеологией, между тем как обычаи в большей степени связаны с чувствами, эмоциями и другими компонентами общественной психологии Поэтому традиции могут охарактеризовать целые этапы исторического развития Они связаны с именами выдающихся деятелей культуры, науки и т д Обычаи соблюдаются главным образом, в силу привычки, или на основе внутренних убеждений Поэтому традиции близки к нормам морали, которые зиждятся на сознательной основе, предполагающей гармонию внешнего поведения с внутренними убеждениями субъекта Традиции отличаются от обычаев и по мотивам их соблюдения

Традиция - сложное социальное и социально-психологическое явление, которые отражают исторические, экономические и политические условия общественной жизни В них выражены мировосприятие, миропонимание, вытекающие из норм и правил поведения людей Традиция охватывает различные области культуры и общественного сознания и представляет собой исторически складывающиеся и передаваемые из поколения в поколение устойчивые нормы и принципы взаимоотношений людей, охраняемые и поддерживаемые силой общественного мнения

В традициях отражается не внешняя хроника событий, а живая сокровищница духовной активности действовавшего субъекта истории человечества Поэтому конкретно-исторический подход требует учета в процессе познания социологического и гносеологического анализа общих закономерностей взаимоотношений общественного бытия, традиций и обычаев и преемственности в их развитии

Традиция как система целевых и нормативных (мировоззренческих и ментальных) представлений и установок, выражающая сущностное ядро человеческого существования и мотивирующая деятельность и поведение людей, возникает и существует в контексте духовно-мировоззренческой и материально-социальной реальности

Важнейшими социальными функциями традиции являются регулятивная, компенсаторно-стабилизационная, преемственная, коммуникативная, социально-идеологическая Роль регулятивной функции велика, т к все сферы общественной жизни требуют планомерного развития Компенсаторно-стабилизационная функция дает возможность сохранения устойчивости и уравновешивания различных систем в общественной жизни Главная функция преемственности — это сохранение и передача духовно-нравственных ценностей, накопленных веками у каждого народа, что способствует формированию национального духа как социокультурного феномена исторического сознания Коммуникативная функция играет важную роль в передаче информации между отдельными индивидами, группами, организациями, государствами посредством знаковых систем Современная жизнь базируется на информационных технологиях, имеющих фундаментальное значение в сфере образования, науки и культуры Социально-идеологическая функция выражает идеи и взгляды политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических отношений людей действительности

С изменением исторической обстановки изменяются и традиции Каждая историческая эпоха имеет свои традиции, обычаи В них объективизируется социальный опыт предшествующих и живущих поколений Благодаря им происходит накопление, хранение, обогащение и передача социального опыта, что способствуют непрерывному поступательному движению общества по пути прогресса в течение длительного исторического времени

Становление и утверждение новых общенациональных традиций - это длительный и противоречивый процесс Это особенно касается традиций, закрепляющих опыт, чувства, эмоции в сфере межнациональных отношений Все это требует постоянной борьбы с устаревшими традициями, которые направлены на культивирование в сфере межнациональных отношений замкнутости, отчужденности, исключительности, проявления шовинизма, национализма, искусственного раздувания и абсолютизации традиций прошлого, что может привести к проявлениям негативного характера и деформациям межнациональных отношений

Поэтому формирование культуры межнационального общения требует уважительного отношения к истории, культуре, прогрессивным традициям каждого народа Для этого необходимо не только утверждение общих взглядов и норм поведения, но и объективная оценка событий исторического прошлого народов

Таким образом, традиции нравственной этнической культуры - это исторически сложившиеся, передаваемые от поколения к поколению, системно связанные устойчивые нормы, принципы, правила поведения, предписания, формы и способы общения, установки, ценностные ориентации, убеждения, представления (универсалии) в нравственных взаимоотношениях, воплощенные в сознании, направленные на формирование личности и охраняемые поколенческим общественным мнением

На основе преемственности обеспечивалось и обеспечивается не только сохранение культурных ценностей, но и их функционирование в настоящее время. Традиция — это универсальное, историческое, духовно-культурное явление, важное средство в деле утверждения общественных отношений Она выступает как ценность, как элемент культуры. Традиционные формы культуры, в том числе обычаи и традиции, непосредственно связаны с взаимоотношениями людей — отношениями человека к человеку, к обществу, семье, т е ко всей общественной и личной жизни

В современных условиях народы переживают период духовного возрождения Человек ориентирован на освоение достижений традиционной нравственной этнической культуры Он глубоко заинтересован в накоплении и дальнейшем развитии духовной культуры В процессе возрождения участвуют и миллионы людей Воздействуя на их сознание и самосознание, процесс возрождения играет огромную роль в нравственном возвышении человека, освоении всего человеческого, делает его духовным существом. Все виды духовной культуры так или иначе причастны к нравственному развитию личности

Подытоживая изложенное в данной главе, автор отмечает, что в условиях национального возрождения исследование социальных функций традиции имеет не только большое научно-познавательное значение в совершенствовании межнациональ-

ных отношений, в нравственном воспитании подрастающего поколения, но и в формировании правильного исторического сознания и национального самосознания Как известно, в современном мире происходит бурный рост национального самосознания В этих условиях необходимо глубокое и всестороннее исследование в историческом аспекте социальных традиций горских народов

Во второй главе "Этнокультурные традиции народов Северного Кавказа в условиях реформирования российского общества" показаны особенности социальных функций этнокультурных традиций в современных условиях

Этнокультурные связи являются объективной закономерностью развития и формирования национального самосознания В историческом процессе развития каждый народ вырабатывал определенные типы взаимоотношений с соседними народами и устанавливал соответствующие отношения У народов Северного Кавказа национальный характер, этнопсихологические, биогенетические особенности, быт и вековые этнокультурные, этносоциальные связи складывались в ходе длительного развития общественных отношений

В укреплении межнациональных отношений и в решении спорных вопросов в истории горских народов большое значение имела народная дипломатия Об этом свидетельствует история Дагестана и других горских народов, которые никогда не воевали друг против друга, хотя много было в их жизни противоречий в сфере межнациональных отношений Эти вопросы решались путем мирных переговоров, благодаря авторитету старейшин

В условиях национального возрождения необходимо глубокое исследование и всесторонний анализ происходящих реальных социально-экономических и духовных процессов на Северном Кавказе Уникальность этого региона не только в его многонациональности, в устойчивости вековых адатов, обычаев Особенность народов этого региона еще и в их географическом месте на стыке двух мировых культур — Запада и Востока В процессе многовекового общения горские народы выработали на генетическом, культурном, историческом опыте своего развития специфический механизм саморегулирования Одним из

таких механизмов являются этнокультурные связи. Они как один из факторов в процессе формирования национального самосознания имеют большое значение в условиях обновления нашего общества

Как известно, духовная история человечества — это не изолированный процесс, а системное целое, взаимосвязанное и взаимообусловленное явление В истории человечества никогда не было изолированного культурного центра, ибо каждый народ — неотъемлемая часть человечества С этих позиций следует рассматривать историю и культуру любого народа

Исследование социальной функции традиции показывает, что в этногенезе народов Северного Кавказа много общего в материальной, духовной культуре Эта общность складывалась длительным ходом развития взаимопроникновения и взаимообогащения традиций и обычаев Об этом свидетельствуют культурные взаимоотношения, сходство сюжетов народных сказаний, пословиц, поговорок, религиозные представления

В условиях реформирования всей сферы социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни России этнокультурные традиции играют важную роль в развитии общественных отношений, укреплении межнациональных отношений и воспитании подрастающего поколения В этом заключаются социальные функции традиций в сохранении и укреплении преемственности в общественной жизни

Этнокультурные традиции горских народов складывались веками Народы всегда заимствовали друг у друга традиции, обычаи, ритуалы, обряды В результате этого укреплялись дружба и братство между народами Северного Кавказа Все это свидетельствует о глубокой древности дружбы народов многонационального региона Диалектически взаимосвязь и взаимообусловленность национального в обычаях соседствующих народов, этнодиалог у горских народов является одним из главных факторов межнационального общения, установления родственных связей Об этом свидетельствует родословная генеалогия кабардинцев, балкарцев, черкесов, карачаевцев, адыгейцев, народов Дагестана К сожалению, в республиках Северного Кавказа в совершенствовании межнациональных отношений недостаточно используются исторически сложившиеся веками нравст-

венный опыт, подлинно народные традиции Этнокультурные традиции горских народов — это огромный духовный пласт. Этог уникальный духовно-нравственный феномен необходимо использовать в воспитании современной молодежи с учетом требований времени

В третьей главе "Воспитательное значение традиций в условиях национального возрождения" определяется роль традиции в воспитании в современных условиях

Глубокий духовный кризис и деформация морально-нравственных ценностей в современной России императивно требуют обращения к позитивному и креативному воспитательному потенциалу этнокультурных традиций

В полиэтничном российском обществе в воспитательном процессе важнейшее значение имеет учет этнических стереотипов Этничность - проблема, становящаяся актуальной в современной общественной жизни, требующая глубокого изучения этого феномена Постижение проблемы этнических стереотипов и их влияния на систему воспитания тесно связаны с национальным самосознанием Национальное самосознание складывается на основе материально-экономических связей и отношений определенной этнической территории расселения, языка, духовно-психологического склада этноса Самосознание нации — это результат действия всех этнообразующих факторов, и в то же время основное, решающее условие процесса нациеобразо-вания Национальное самосознание формируется и развивается только в системе национального сознания и выступает как актуализированное его выражение Оно представляет собой своеобразную систему идей, взглядов, представлений, чувств, эмоций, связанных с основными признаками и свойствами этноса

Духовная жизнь нации, ценности ее культуры, истории являются одним из социально необходимых источников духовного богатства личности Национальная культура, находясь в сложной системе факторов, окружающих личность в качестве духовной среды, сообщает ей традиционно оформленные и по преимуществу эмоционально поданные взгляды, интересы, патриотические идеи, факты национальной жизни и истории Под влиянием воспитания, традиций культуры и быта складывается ценностная ориентация личности, идейно-патриотическая на-

правленность ее духовного развития. Усвоение господствующих в данной социальной и национальной среде взглядов, идей, социально-психологических стереотипов, норм поведения, чувств и переживаний вместе с некоторой суммой традиционных представлений из области обыденного сознания обусловливает известную национальную специфику мировосприятия личности Вся социально-культурная информация воспринимается ею через призму установленного социально-психологического и национального отношения в их противоречивом единстве Человек как сложившаяся личность относится к действительности, воспринимает факты и события, ставит определенные цели, преследует личные и общественные интересы, испытывает и выражает социальные и национальные чувства

Уважение к национальным чувствам, национальному достоинству каждого человека определяет характер, содержание направления воспитательного процесса Национальные чувства — это очень тонкий, чувствительный, легкоранимый этнопсихологический феномен, и нельзя их не учитывать в нравственном воспитании подрастающего поколения Поэтому необходимо требование чуткого, осторожного, строгого учета национальных особенностей народов, психологии национальных чувств

В горской народной педагогике четко выделяется традиция, нацеленная на то, чтобы сформировать у детей память родословия, фамильной чести В этом неизменном стремлении кроется глубокий философский и психолого-педагогический смысл Благодаря теплу отчего дома, семье, родству, у каждого человека рождаются чувства любви к родине, близким народам, глубокие и честные раздумья о смысле человеческой жизни Положительный пример здесь рассматривали и рассматривают как специфическую форму передачи социального, в том числе и нравственного опыта старшего поколения младшему как важнейший элемент сложнейшего механизма социального наследования Поэтому сила примера взрослых находится в прямой зависимости от авторитета чем он выше, тем сильнее влияние на формирование характера и поведения детей Личный пример как фактор воспитания - это, прежде всего, совокупность влияний поступков и действий взрослых на сознание и поведение подрастающих поколений.

Особое место в этнопедагогике горских народов отводится уважению и почитанию родителей Почитание родителей и уважение к ним основывались на заслуженном авторитете родителей, который складывался из умения строить семью, взаимоотношений в семье, умения заботиться о детях и воспитывать их на общечеловеческих ценностях Родители знали, что будущее их детей, отношение к ним окружающих будет во многом зависеть и от родительского авторитета в обществе

Как свидетельствует многовековая история народов Северного Кавказа, этнокультурные традиции всегда играли большую роль в жизни людей - традиции служили основой регулирования общественно-политической жизни горского общества В этнокультурных традициях были заложен веками выработанный моральный кодекс, какими они должны быть мужественными, трудолюбивыми, честными, порядочными, преданными родине Это, можно сказать, был высшим нравственным законом подлинно народной конституцией В этом заключается социальная функция традиции горских народов как регулятора общественных отношений, взаимоотношения между фамильными родами и личностями

В четвертой главе "Этнокультурные традиции северокавказских диаспор" рассмотрены особенности социальных функций традиций в диаспорах, проблемы сохранения и развития единого геокультурного пространства

Любой этнос пытается сохранить свой национальный характер, национальную психологию, где бы он ни жил Национальное чувство — не географические границы Живущие в различных странах мира диаспоры Северного Кавказа сохраняют национальную самоидентификацию Они осознают принадлежность к своему народу, нации Все это способствует сохранению этнической памяти и привязанности к традиционной этнической культуре Об этом свидетельствуют история и современная жизнь северокавказских диаспор, проживающих на различных континентах земного шара Эти традиции и обычаи сохраняются в языке, танцах и других культовых обрядах

Наравне с исследованием социальной функции традиций большое значение имеет изучение вопроса геокультурного пространства Это особенно актуально сейчас в условиях национального возрождения, становления экономических, культурных связей с нашими соотечественниками, живущим в различных странах мира Для соотечественников культурное пространство — родина кодов, символов, образов, стереотипов языка Здесь следует отметить не коды предшествуют культурным пространствам, а, наоборот, культурное пространство обусловливает специфику общечеловеческих кодов Все этнокультурные черты — национальные символы, они сохраняются в памяти людей и передаются из поколения в поколение

Автор подчеркивает, что в историко-культурологическом аспекте недостаточно исследованы традиции и обычаи диаспор Это требует всестороннего изучения социальных функций традиций северокавказских диаспор Исследование проблем северокавказских диаспор в контексте этнокультурного наследия горских народов имеет большое научно-теоретическое значение в расширении ге о культур но го пространства и в укреплении межнациональных отношений Отмечается, что исследование данной проблемы является перспективным направлением по осмыслению социальной традиции в условиях национального возрождения

В условиях системной трансформации у каждого народа происходят процессы возрастания роли исторического сознания и исторической памяти Восстановление социальной памяти людей играет важную роль в формировании национального самосознания и в сохранении духовно-нравственных ценностей и возрождения национальной культуры Исследование социальной функции традиции имеет не только большое научно-познавательное значение в совершенствовании межнациональных отношений, в нравственном воспитании подрастающего поколения, но и в формировании объективного исторического сознания и национального самосознания

В заключении подводятся общие итоги и формулируются основные выводы проведенного исследования

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Культурбаева Л M Национальное возрождение и проблемы северокавказских диаспор // Тезисы I Международного конгресса "Мир на Северном Кавказе через языки, образования, культуру" — Пятигорск, 1996 — 0 1 пл

2 Культурбаева J1 M Этнические стереотипы и их роль в воспитании // Материалы межвузовской научно-практической конференции "Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры" Первые Эльбрусские чтения - Нальчик, 1996 - 02 п л

3 Культурбаева JI M Национальные ценности и проблемы нравственного воспитания // XVI региональные психолого-педагогические чтения Юга России "Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона" — Волгоград, 1997. — 0 1 п л

4 Культурбаева JI M Этническая культура и проблемы национального возрождения // Тезисы докладов II Международного конгресса "Мир на Северном Кавказе через языки, образования, культуру" — Пятигорск, 1998 —0 1 п л

5 Культурбаева JI.M Фольклор как духовно-нравственное наследие народа // Тезисы докладов Литература народов Северного Кавказа художественные и методологические проблемы изучения — Карачаевск, 1999 — 0 2 п л

6 Культурбаева Л M Социальные функции традиции // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров Межвузовский сборник научных трудов, посвященный 130-летию татарского государственного гуманитарно-педагогического университета — Казань Изд-во Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2006 — Вып 9 -02 пл

7 Культурбаева Л М Этнокультурные традиции народов Северного Кавказа // Научный журнал — русский язык и межкультурная коммуникация — Пятигорск Государственный лингвистический университет - Вып 1(6) - 0 2 п л

8 Культурбаева Л М Этнокультурные традиции северокавказских диаспор // Нальчик Вестник КБГУ Серия Гуманитарные науки — 2006 — Вып 11 — 0 3 п л

9 Культурбаева Л М Социальные функции традиции горских народов // Научная мысль Кавказа Приложение — Ростов-на-Дону Изд-во СКНЦ ВШ, 2006 -№15 -Обпл

В печать 20 04 2007 Тираж 100 экз Заказ № 5063

Полиграфически» учасюк ИПЦ КБГУ 360004, г Нальчик, ул Чернышевского, 173

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Культурбаева, Любовь Мачраиловна

Введение

Глава 1. Теоретико-концептуальное обоснование традиции как фактор преемственности

Глава 2. Этнокультурные традиции народов Северного Кавказа в условиях реформирования российского общества

Глава 3. Воспитательное значение традиций в условиях национального возрождения

Глава 4. Этнокультурные традиции северокавказских диаспор

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по философии, Культурбаева, Любовь Мачраиловна

Актуальность темы исследования. Современные глобализационные процессы неуклонно и последовательно разрушают прежнее социально-политическое, экономическое и культурное пространство существования этнокультурных целостностей. Отрицать объективно-закономерный характер этого процесса бессмысленно и ненаучно, а сопротивляться ему - неразумно и безрезультатно. Вместе с тем разрыв социально-исторического и культурного пространства этнокультурных целостностей может привести к тому, что они, лишенные пространственно-временной локализации, могут потерять ценностные ориентиры.

В складывающихся обстоятельствах актуальное научное и практическое значение приобретает задача адаптации этнокультурных общностей к новым пространственно-временным формам бытия и предотвращение разрыва социально-исторического и культурного пространства их жизнедеятельности. Важнейшую роль в этом процессе могут сыграть этнокультурные традиции. Традиции имеют двойственную природу, обеспечивая устойчивое и стабильное функционирование социума, с одной стороны, и выступая в качестве ориентира трансформационных процессов, с другой.

Наряду с размыванием прежних пространств существования этнокультурных целостностей глобализация приводит также к очередному «смешению народов». Но при этом новые информационные технологии позволяют создать новое - виртуальное - пространство жизнедеятельности социумов. Оно является не только важным фактором сохранения единого этнокультурного пространства, но и воссоединения разделенных в историческом прошлом народов.

На эти факторы накладываются и последствия чрезвычайно болезненных и противоречивых процессов социально-экономических и политических реформ в России, которые привели к невиданному моральному разложению и духовной деградации общества, потере ценностных ориентиров и глубочайшей социокультурной аномии значительной части населения.

В силу сказанного исследование роли традиций в сохранении этнокультурных целостностей и определении правильного вектора их развития в условиях глобализации и трансформации российского общества приобретает важное практическое и научное значение.

Степень научной разработанности проблемы исследования. В социально-философской литературе достаточно глубоко изучены различные аспекты традиции.

Онтологические проблемы традиции как социального феномена с различных теоретико-методологических позиций были всесторонне изучены в работах классиков философии: Гегеля, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсон-са, X. Ортега-и-Гассета, И. Хейзинги, К. Ясперса и др.

Антропологические, социологические и культурологические аспекты традиции нашли отражение в работах известных зарубежных исследователей: JI. Моргана, Дж. Мида, Б. Малиновского, Ф. Боаса и др.

Заметный вклад в развитие социально-философской теории традиции внесли и отечественные исследователи: Ю.В. Бромлей, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, Л.Г. Ионин, Ю.М. Лотман, М.С. Каган, Н.И. Конрад, С.Т. Калтахчян, Л.М. Дро-бижева, М.И. Куличенко, М.С. Джунусов, Г.Н. Волков, А.А. Гусейнов, Н. Серсен-баев, Э.И. Матханов, Д.М. Угринович, В.Д. Плахов и многие другие.

Проблемы соотношения традиций и новаций и преемственности были глубоко проанализированы в трудах С.А. Арутюнова, Э.С. Маркаряна, С.В. Лурье, Э.В. Соколова, Э.С. Абрамяна, И.В. Суханова, А.К. Алиева и др.

Особенности этнокультурных традиций народов Северного Кавказа с исто-рико-этнографических и социально-философских позиций исследованы в трудах С.А. Арутюнова, Р.Г. Абдулатипова, Ю.А. Жданова, А.Г. Агаева, А.И. Першиц, Б.Х. Бгажнокова, С.Х. Мафедзова, Р.А. Мамхеговой, Г.Х. Мамбетова, С.И. Эфен-диева, В.А. Гетегежева, К.Х. Унежева, В.Ш. Нахушева, С.А. Абдокова, В.Х. Бо-лотокова, А.И. Мусукаева, В.М. Зумакулова, В.М. Каирова и др.

Различные аспекты возможности использования позитивного потенциала этнокультурных традиций в современных условиях на примере народов Северного Кавказа рассмотрены в работах Р.Г.Абдулатипова, Ю.А.Жданова, В.Е.Давидовича, А.Г. Агаева, В.А. Тишкова, А.В. Аксентьева, В.А. Аксентьева, М.М.Кучукова, А.Ю. Шадже, С.И. Аккиевой, Б.Х. Бгажнокова, Х.Г. Тхагапсоева, В.Х. Болотокова, Р.А. Ханаху, Р.Д. Хунагова, В.А. Шевлокова, Р.М. Магомедова, Ф.И. Атмурзаевой, Ф.С. Эфендиева, Г.С.Денисовой, И.Л.Бабича и др.

Заметно меньше исследована проблема сохранения этнокультурных традиций северокавказских диаспор за рубежом. Некоторые ее аспекты проанализированы в работах Б.Н. Березгова, А.В. Кушхабиева, Н.Ю. Халаштэ, М. Хафица, К.К. Эфендиева и некоторых других.

Вместе с тем анализ существующей научной литературы показывает, что проблема трансформации социальных функций этнокультурных традиций в условиях глобализации еще не нашла должного отражения. Кроме того, отсутствует всесторонне разработанная концепция социальной функции традиции в условиях реформирования всей сферы общественной жизни. Необходимость всестороннего анализа данной проблематики и выбор темы диссертационного исследования обусловлены также недостаточной социально-философской изученностью вопроса этнокультурных традиций народов Северного Кавказа, воспитательного значения традиции в условиях национального возрождения, этнокультурных традиций северокавказских диаспор за рубежом.

Цели и задачи работы. Основная цель исследования - выявить и проанализировать особенности социальных функций традиций как фактора преемственности в условиях глобализации.

Для реализации данной цели в диссертации поставлены следующие задачи:

- провести сравнительный анализ социально-философских концепций традиции;

- выделить и охарактеризовать социальные функции традиции;

- исследовать роль традиции как фактора социальной преемственности;

- выявить общее и особенное социальных функций традиций различных этнокультурных общностей;

- изучить особенности взаимодействия этнокультурных традиций в поли-этничном регионе;

- выявить особенности социальных функций традиции в условиях глобализации;

- изучить возможности использования новых информационных технологий в создании нового пространства существования этнокультурных общностей;

- на примере народов Северного Кавказа и северокавказских диаспор за рубежом показать возможности воссоединения разделенных народов в новом виртуальном культурном пространстве.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются социальные функции этнокультурных традиций. Предметом исследования являются особенности социальных функций социокультурных традиций в условиях глобализации и социальной трансформации.

Теоретико-методологическая база исследования. Методологической основой исследования являются принципы материалистической диалектики и системный анализ традиции как социокультурного феномена.

Методологическое значение для диссертационного исследования имели положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, культурологов, психологов, антропологов, социологов и этнографов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

- в соответствии с целями исследования осуществлен социально-философский анализ феномена традиции;

- показаны основные направления изменения содержания социальных функций традиций в условиях глобализации и социальной трансформации;

- выявлены общие закономерности и специфические особенности развития традиции в современных условиях;

- обосновано положение о необходимости создания новой парадигмы исследования трансформаций социальных функций традиции в глобализирующемся мире;

- на примере народов Северного Кавказа и северокавказских диаспор показана возможность воссоединения прежде разделенных народов в новом виртуальном пространстве;

На защиту выносятся следующие положения и выводы:

1. Традиция как система целевых и нормативных (мировоззренческих и ментальных) представлений и установок, выражающая сущностное ядро человеческого существования и мотивирующая деятельность и поведение людей, возникает и существует в контексте духовно-мировоззренческой и материально-социальной реальности.

2. Важнейшими социальными функциями традиций являются регулятивная, компенсаторно-стабилизационная, преемственная, коммуникативная, социально-идеологическая.

3. В условиях глобализации основным направлением изменения содержания социальных функций традиции является обеспечение неразрывности социально-культурных и исторических пространств.

4. В современных условиях интеграции и глобализации всех сфер общественной жизни необходима новая парадигма исследования социальных функций традиции различных этнокультурных общностей. Данная парадигма должна учитывать, с одной стороны, возможность и необходимость сохранения культурной самобытности народов, с другой - неизбежные потери некоторых особенностей этнической идентичности.

5. Противоречия, связанные с сохранением традиций народов в процессе глобализации могут быть частично разрешены новыми информационными технологиями, позволяющими создавать новые этнокультурные пространства.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется его методологической направленностью. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования межнациональных отношений в многонациональном регионе, в воспитании молодого человека в условиях становления гражданского общества и правового государства в стране, а также в учебно-методических целях при подготовке спецкурсов по социальной философии, культурологи, социологии, этнологии. Результаты исследования имеют определенное значение и могут быть применены в формировании теоретической и философско-методологической базы исследования при разработке концепции национальной политики в северокавказском регионе. Они могут быть полезны при составлении программ социального планирования обучения воспитании молодёжи.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования докладывались автором на Международном конгрессе "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру" (Пятигорск, 1996, 1998); на научных конференциях: "Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры" (Нальчик, 1996), "Развитие личности в образовательных системах ЮжноРоссийского региона" (Волгоград, 1997), "Литература народов Северного Кавказа: художественные и методологические проблемы изучения" (Карачаевск, 1999); "Этноэкологическая культура и проблемы охраны окружающей среды" (Нальчик, 2003).

Результаты диссертационного исследования обсуждены на заседании кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.

Основные положения диссертации изложены в 9 статьях, общим объемом 2.0 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии. Содержание работы изложено на 147 стр. машинописного текста, список литературы состоит из 256 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальные функции этнокультурных традиций в условиях глобализации"

127 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенного анализа социальных функций традиций и проблем национального возрождения, можно сделать следующие выводы.

В настоящее время проблема этнического возрождения становится важным фактором в социально-философском осмыслении истории культуры каждого этноса. Поэтому необходимо сохранение этнического своеобразия и уникального этнокультурного феномена, толерантности каждого народа.

Современная этнонациональная культура представляет собой целостное образование, детерминированное общностью территории, экономики, истории и других характеристик жизнедеятельности народов. Она не является только автономным образованием, а проявляется как общечеловеческое содержание, становится качественно своеобразным сочетанием общечеловеческого и национального. Поэтому эти особенности необходимо учитывать в современных условиях возрождения этнических культур, традиций, обычаев, гармонизации межнациональных отношений.

В диссертации раскрываются взаимосвязи и взаимообусловленности этнокультурной толерантности народов многоэтнического региона - Северного Кавказа; аргументировано, что межнациональное общение - это объективная и историческая необходимость общественной жизни. Тысячелетиями шло взаимопроникновение и взаимообогащение традиций, обычаев, культур различных народов. Благодаря этому духовная традиция этнических культур у горских народов существенно обогатилась и происходило расширение геокультурного пространства. В работе систематизирован многовековой этнокультурный пласт народов Северного Кавказа.

Исследование данной проблемы является перспективным направлением по осмыслению социальной традиции в условиях национального возрождения, что имеет важное научно-теоретическое и актуально-практическое значение.

В традициях выражены мировоззрение, миропонимание, вытекающие из их норм правила поведения людей. Традиция охватывает различные области культуры и общественного сознания и представляет собой исторически складывающиеся и передаваемые из поколения в поколение устойчивые нормы и принципы взаимоотношений людей, охраняемые и поддерживаемые силой общественного мнения.

Этнокультурные традиции горских народов складывались веками. Народы всегда заимствовали друг у друга традиции, обычаи, ритуалы, обряды. В результате этого укреплялись дружба и братство между народами. Все это свидетельствует о глубокой древности традиции дружбы народов многонационального региона. Этот уникальный духовно-нравственный феномен следует широко использовать в воспитании современной молодежи с учетом требований времени. В этнокультурных традициях был заложен веками выработанный моральный кодекс. Это, можно сказать, был высший нравственный закон, подлинно народная конституция. В этом заключаются традиции горских народов как регулятора общественных взаимоотношений между фамильными родами и личностями.

В настоящее время остро стоит проблема воспитания в условиях общего кризиса в стране, когда утрачивается и деградирует духовно-этническая культура. Поэтому необходимо сохранение и возрождение исконно народных традиций каждого этноса. Без этого невозможны национальное возрождение и сохранение самобытности уникальных культур.

В условиях демократизации всех сфер общественной жизни устанавливаются дружественные и культурные связи с диаспорами народов из Северного Кавказа.

В условиях возрождения национальной культуры и укрепления межнациональных отношений большое значение имеет исследование проблем северокавказских диаспор.

В последние годы установлены тесные социально-экономические и культурные связи с выходцами из Северного Кавказа. С этой целью ежегодно проводятся международные конгрессы в республиках Северного Кавказа, встречи при активном участии северокавказских диаспор. В результате этого устанавливаются родовые этнические связи, люди знакомятся с историей культуры отчего края - этнической колыбелью. Все это способствует расширению геокультурного пространства горских народов, что имеет не только большое научно-познавательное значение для истории культуры своего народа, но и для сохранения богатейшего культурно-исторического наследия, духовного единения, возрождения лучших национальных традиций каждого этноса.

В историко-культурологическом аспекте недостаточно исследованы традиции, обычаи диаспор. Это требует всестороннего изучения социальной функции традиций северокавказских диаспор в контексте культурного наследия горских народов, что имеет большое значение в расширении геокультурного пространства и в укреплении дружбы и братства между народами.

Работа представляет определенный научный и познавательный интерес в освещении этнокультурной толерантности и психологической совместимости многих народов Северного Кавказа, веками живущих в дружбе и согласии.

В условиях системной реформации у каждого народа происходят процессы возрастания роли исторического сознания и исторической памяти. Восстановление социальной памяти людей играет важную роль в формировании национального самосознания и в сохранении духовно-нравственных ценностей и возрождения национальной культуры. Исследование социальной функции традиций имеет не только большое научно-познавательное значение в совершенствовании межнациональных отношений в нравственном воспитании подрастающего поколения, но и в формировании правильного исторического сознания и национального самосознания.

130

 

Список научной литературыКультурбаева, Любовь Мачраиловна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. - M.-J1. - С.89.

2. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М., 1991.

3. Абдуллаев М.А. Из истории филисофской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. М., 1968.

4. Авксентьев А.И. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1973.

5. Авксентьева А.В., Шаповалов В. А. Этносоциальные проблемы России. -Ставрополь, 1994.

6. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. -Нальчик, 1974.

7. Адыги: Возникновение и развитие этноса. Нальчик: Эльбрус, 1998. — 280 с.

8. Адыгская и карачаево-балкарская зарубежная диаспора: история и культура. Нальчик: Эль-Фа, 2000. - 272 с.

9. Аккиева С. Кабардино-Балкарская Республика. Модель этнологического мониторинга. М., 1998. - С. 54.

10. Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993.

11. П.Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. М.: Наука, 1974. -316 с.

12. Алексеева Е.П. Очерки по экономике и культуре народов Черкесии в XVI-XVIII вв. Черкесск, 1957.

13. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. - С. 21.

14. Альборова Л.И. Адыгская этика и первичная социализация в традиционной системе воспитания. Нальчик: Полиграфсервис и - Т . 2002 134 с.

15. Анчабадзе Ю.Д. Абаза (К этнокультурной истории народов СевероЗападного Кавказа) // Кавказский этнографический сборник. М., 1984. -Т. 4.

16. Анчел Е. Эпос и история. М., 1988.

17. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры // Введение в культурологию. -М., 1992.

18. Арутюнов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. М., 1989.-С.145,160.

19. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.-С. 130.

20. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция // Советская этнография. -1981. №2.

21. Архангельский JI.M. Нравственные нормы, их структура и особенности формирования // Материалы второй зональной конференции по философским наукам. Пермь, 1965.-С.355.

22. Асанов Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом: (генезис и проблемы типологии). Нальчик, 1990. -272 с. ■

23. Аталиков В.М. Культура народов Кабардино-Балкарии. Нальчик: По-лиграфсервис и Т, 2000. - 96 с.

24. Атмурзаева Ф. И. Социальные трансформации в современной России. -Нальчик. Изд-во М. и В. Котляровых. 2005. 186 с.

25. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культра (методологические проблемы). М.: ИФРАН, 1996.

26. Бабич И.Л. Взаимодействие адыгских традиций и этнополитических изменений на Северном Кавказе // Философия и социология в Республике Адыгее. 1995.-№ 2.

27. Багдасарова А.Б. Механизм перерастания национального сознания в националистическое // Этнические проблемы современности. Ставрополь, 1996.-Вып. 4.

28. Баграмов Э.А. На путях к межнациональному согласию / Политические партии современной России и национальный вопрос. М., 1996.

29. Баразбиев М.И. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII-начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 2000. - 112 с.

30. Барасбиев М.И. Традиционные формы межэтнических отношений балкарцев и карачаевцев с кабардинцами // Альманах социально-политических и правовых иследовании. Нальчик. 2000. - Вып. 1. - С. 48-70.

31. Бартольд В.В. Культура мусульманства. -Петроград, 1918.

32. Батчаев В.М. Из истории традиционной культуры балкарцев и карачаевцев. Нальчик: Эльбрус, 1986. - 152 с.

33. Белинский В. Соч. М., 1953. - Т.З. - С. 663.

34. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.

35. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик: Эль-Фа, 1999. - 96 с.

36. Бгажноков Б.Х. Коммуникативное поведение и культура: (К определению предмета этнографии общения) // Сов. этнография. 1978. - № 5. - С. 3-17.

37. Бгажноков Б.Х. О значении этической позиции ученого в этнографическом исследовании // Сов. этнография. 1979. - № 1. - С. 56-63.

38. Бгажноков Б.Х. Почитание старших у адыгов. Этикет // Газета Юга. -2000. 7 нояб.

39. Бгажноков Б.Х. Прием почетного гостя в традиционной культуре адыгских (черкесских) народов // Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985.-С. 179-202.

40. Бгажноков Б.Х. Скромность как первое украшение человека. Этикет // Газета Юга. 2003. - 23 янв.

41. Бгажноков Б.Х. Формула толерантности // Кабардино-Балкарская правда. 2003. - 4 марта.

42. Березгов Б.Н. Черкесская диаспора: (Страницы из истории зарубежных черкесов) / Культурные и политические организации черкесов // Адыгская и карачаево-черкесская зарубежная диаспора: история и культура. Нальчик. -2000.-С. 11-40.

43. Берже Ад. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Нальчик, 1992. -48 с.

44. Бернштейн Б.М. Традиция и социокультурные структуры // Советская этнография. 1981. -№ 2.

45. Бетрозов Р. Два очерка из истории адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1993. -104 с.

46. Болотоков В.Х. Заметки о национальном духе // Докл. Адыгской (черкесской) международной АН. 1995. - Т. 1. № 2. - С. 105-111.

47. Болотоков В.Х. Нация и ее национально-психологический мир. Нальчик, 1996.

48. Бородай Ю.М. Эротика смерть - табу: трагедия человеческого сознания. - М.: Гнозис, 1996.

49. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Русские и судьба России (опыт этнопсихологического исследования) // Введение в этническую психологию / Под ред. Ю.П. Платонова. СПб., 1995.

50. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

51. Бромлей Ю.В. Традиционная культура и этнография // Современные проблемы этнографии. М., 1981.

52. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

53. Брудный В.Н. Обрядность как элемент духовной культуры, ее развитие и распространение в СССР: Рукопись канд. дисс. Л., 1967. С. 5.

54. Бурнашев С.Д. Описание горских народов. Курск, 1794.

55. Быстров В.Ю. Человек в мире традиции. Великий Новгород, 2001.

56. Вересаев В.В. К художественному оформлению быта (Об обрядах старых и новых) // Красная Новь. 1926. - № 1.

57. Вертепов Г.А. Осетины, ингуши, кабардинцы. Владикавказ, "1893.

58. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польс. В.К. Ронина. М.: Высшая школа, 1998.

59. Волков Н.Т. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-начале XX века. М., 1974.

60. Волков Г.Н. Три лика культуры: историко-философский очерк. М., 1974.

61. В семье народов братьев. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1981.

62. Габараев Ч.И. К вопросу о народном мировоззрении в нартском эпосе // Сказание о нартах. Эпос народов Кавказа. М., 1969.

63. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1998.

64. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 1959.

65. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук: В 3 т. М. 1977. - Т.З. - С. 406-408.

66. Генезис традиционных общественных институтов народов Северного Кавказа. Нальчик, 1990. - 35 с.

67. Голомбиевский М.К. Попытка восхождения на Эльбрус в 1887 и 1888 гг. и топография этой горы и ее окрестности // Известия кавказского отдела Русского географического общества. СПб., 1903. - Т. 16, вып. 3. - С. 34.

68. Горлова И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. Краснодар, 1998. - С. 226.

69. Горький A.M. Собр.соч.: В 30-т.- М., 1953. Т. 26. - С.85.

70. Грабовский Н.Ф. Свадьба в горских обществах кабардинского округа // ССКГ. 1869. - Вып. II. - С. 12.

71. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979. - С.19.

72. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян 19 в. М., 1986.

73. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. JL, 1989.

74. Гумилев JI.H. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993.

75. Гуртуева М.Б. К вопросу о народной педагогике балкарцев // Вестник КЕНИИ.- 1970.-Вып. 3.

76. Гутов A.M. Этническое единство в свете фольклористики (адыги) // Гу-тов A.M. Слово и культура. Нальчик, 2003. - С. 151-156.

77. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998. - С.49.

78. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. М., 1851. - С. 111-226.

79. Данилова С. Учиться счастью (о роли и значении народных обычаев и традиций в укреплении современной семьи, родственных связей) // Кабардино-Балкарская правда. 1989. - 27 июня.

80. Дашдамиров А.Ф. Проблемы личности в марксистско-ленинской теории наций и национальных отношений. Баку, 1984. - С. 116.

81. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-на-Дону, 1996.-С. 186.

82. Джуртубаев М.Ч. Духовная культура карачаево-балкарского народа // Минги Тай.-1994.-№ 1.-С. 105-191.

83. Дзамихов К.Ф. Северный Кавказ: взаимодействие этносов и культур в исторической традиции // Культура мира и Северный Кавказ. Нальчик, 2000. -С. 91-97.

84. Добролюбов Н.А. Избранные философские сочинения. Т.2. - М., 1946.-С. 407.

85. Доронченков А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: Актуальные проблемы теории, истории и современной практики.-СПб., 1995.

86. Драч Г.В., Лубский А.В., Эфендиев Ф.С. Этнос. Культура. Цивилизация. Ростов-на-Дону, 2005. - С. 55.

87. Дубровин Н. Черкесы (Адыге). Нальчик, 1991. - 416 с. (Материалы по истории черкесского народа. Вып. 1).

88. Думанов Х.М. Открытость и уважительный интерес к "другому" как часть этнокультурного наследия народов Северного Кавказа (кунацкая) // Культура мира и Северный Кавказ. Нальчик, 2000. - С. 157-159.

89. Дюбуа де Монпере Ф. Путешествие вокруг Кавказа. Сухуми, 1927.

90. Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Ростов-на-Дону, 1998. - С. 20.

91. Здравомыслов А.Г. Культурная ситуация в России и проблема конфликтов // Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов.-М., 1994.

92. Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии. 2002. -№ 2.

93. Зубов П. Картина Кавказского края. 1871. - С. 47-48.

94. Зумакулов В. Обычаи и традиции, их возникновение и сущность (на материале КБАССР) // Блокнот агитатора. 1975. - № 9. - С. 50-57.

95. Зумакулов В.М. Обычаи и праздничная культура народов Кавказа. -Нальчик: Эльбрус, 1985. 128 с.

96. Зумакулов В.М. Традиции и обычаи в нашей жизни. Нальчик: Эльбрус, 1990.-104 с.

97. Зумакулов В.М. Традиции и обычаи в нашей жизни. Нальчик, 1990.

98. Ерасов Б.С. Мифы и тотемы или реальное единство // Вопросы философии.-1969.-№ 3.

99. Из этнографии народов Карачаево-Черкесии. Черкеск, 1991. - 112 с.

100. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. С. 564-565.

101. Кавказский этнокультурный мир как тип локальной цивилизации // Региональные культуры средневековья на территории России: Сб. ст. СПб., 2001.-С. 164-185.

102. Каган М.С. К истории формирования и взаимодействия человеческих общностей // Человек. Соотношение национального и общечеловеческого. -СПб., 2004.-С. 104-110.

103. Казанов Х.М. Культура адыгов: (по свидетельствам европейских авторов). Нальчик, 1993. - 256 с.

104. Каиров В.М. Традиции и исторический процесс. М., 1994.

105. Калоев Б.А. М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М.: Наука, 1979. - 202 с.

106. Канаметов 3. Мощное средство воспитания: Новые обряды и традиции // Кабардино-Балкарская правда. 1983. - 29 апр.

107. Кантария М.В. Некоторые вопросы этнической истории и хозяйства адыгов // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1986. - Вып. 6. - С. 3018.

108. Капутикян С. Армяне за рубежом. Ереван, 1989. - С. 127.

109. Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа. - Черкеск: Карач,-Черкесское книжное изд-во, 1963. - 94 с.

110. Кауфов Х.Х. Вечные странники. Нальчик: Эльбрус, 2002. - С.82.

111. Кессиди Ф.Х. Глобалиация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2002. - № 1. - С. 76.

112. Кешев А.Г. Характер адыгских песен // Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980.

113. Ключевский В.О. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968.

114. Ключевский В.О. Соч. М, 1987. - Т. 1. - С. 78-79.

115. Кобычев В.П. Народы Северного Кавказа // Вестник истории мировой культуры. - 1961. - № 5. - сент.-окт. - С. 139-145. (на англ. яз.)

116. Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. - Т. 1.

117. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // СЭ. 1974. - № 2. - С. 84, 86.

118. Козлов В.И. Этнос и культура // Советская этнография. 1979. - № 3.

119. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности. М.,1979.

120. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. - С. 28.

121. Кошокова 3. Народная педагогика кладовая мудрость и нравственного здоровья // Терек. - 1994. - 31 мая.

122. Крёбер A.JI. Избранное. Природа культуры. М., 2004. - С. 645.

123. Крупнов Е.И. К вопросу о культурных связях населения Северного Кавказа по археологическим данным. М., 1961.

124. Кубов Н.Ч. Некоторые аспекты этнокультурной адаптации адыгов в Турции // Всероссийская научная конференция студентов, молодых учёных и аспирантов Нальчик, 2004. - Т. 2. - С. 216-218.

125. Культура и быт адыгов (этнографические исследования). М. - Вып. 1-10.- 1976-1996.

126. Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения // Материалы Межд. науч. конф. 14-19 окт. 1991 г. Черкеск, 1993. - 534.

127. Курелла А. Свое и чужое. М., 1979. - С. 169.

128. Кумахов М.П. К вопросу об интернационализации культуры и быта кабардинцев и балкарцев // Современные этнокультурные процессы в Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1984. - С. 92-96.

129. Кумыков A.M., Болотокова З.В. Методология исследования этнично-сти // Материалы Сев.-Кавк. регион, науч. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов "Перспектива-200Г. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2001. - Т. 1. -С. 252-258.

130. Кучмезова М.И. Соционормативная культура балкарцев: традиции и современность. Нальчик: Эль-Фа, 2003. - 213 с.

131. Ш.Кучуков М.М. Национальное самосознание и межнациональные отношения. Нальчик. Эльбрус. - 1992. - С. 49-50.

132. Кучуков М.М. Нация и социальная жизнь. Нальчик, 1996.

133. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель // Вопросы философии. 1964. № 11. - С. 55.

134. Кушхабиев А. В. Проблема ассимиляции и факторы сохранности этнокультурной специфики черкесов в Сирии и Иордании // Вестник КБГУ. Серия Гуманитарные науки. Вып. 7. Нальчик, 2002. - С. 16-18.

135. Левкович В.П. Обычай и ритуал как общественные явления: Дисс.на соиск. уч.ст. М., 1970. - С.7.

136. Лаво Р. Этнические особенности культуры малых народов Северного Кавказа // Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения. Нальчик, 2001. - С. 133-135.

137. Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб., 1994.

138. Магомедов P.M. Новое время и старые обычаи. Махачкала, 1996.

139. Магомедов А. Дагестан и дагестанцы в мире. Махачкала: Юпитер, 1994.

140. Малкондуев А. Традиции гостеприимства // Кабардино-Балкарская правда. 1973. - 17 апреля.

141. Малиновский Б. Научная теория культуры (Фрагменты) // Вопросы философии. 1983. - № 2.

142. Малкондуев Х.Х. Этническая культура балкарцев и карачаевцев. -Нальчик: Эльбрус, 2001. 176 с.

143. Мамбетов Г.Х. Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев // Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1994.-С. 224-252.

144. Мамбетов Г.Х. Культура воспитания // Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1994. - С. 59-118, 180-223.

145. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. -Нальчик: Эльбрус, 1997. 280 с.

146. Мамхегова Р.А. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993. - С. 6.

147. Маремшаова И.И. Балкария и Карачай в этнокультурном пространстве Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 2003. - 123 с.

148. Маремшаова И.И. К вопросу изучения этнического менталитета. -Нальчик. 1999.-24 с.

149. Маремшаова И.И. Менталитет в семейных и общественных традициях: Кабарда, Балкария, Карачай. Нальчик: Книга, 1999. - 236 с.

150. Маремшаова И.И. Парадигмы современной идентичности северокавказской семьи // Традиционизм и материализм на Северном Кавказе: возможности и границы совместимости. Южно-российское обозрение, 2004. - Вып. 23.

151. Маремшаова И.И. Северный Кавказ: проблемы этнокультурного взаимодействия // Научная мысль Кавказа. 2002. - № 4. - С. 61-67.

152. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969.

153. Маркарян Э.С. Вопросы системного исследования общества. М., 1972.

154. Маркарян Э.С. Проблемы культурных традиции // СЭ. 1981. - № 2.

155. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. - № 2.

156. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

157. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 9,18, 20, 21,22, 23, 46 (Ч. I).

158. Матханова Э.И. Бытовые традиции в современных условиях. Улан-Удэ, 1965.- С.З.

159. Мафедзев С.Х. Адыги: обычаи. Традиции (адыгэ хабзэ). Нальчик: Эль-фа, 2000. - 360 с.

160. Мафедзов С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1991.

161. Мафедзов С.Х. Пока не поздно. О народном опыте воспитания размышляет ученый // Политическая агитация. 1989. - № 11. - С. 24-30.

162. Меретуков М.А. Этикет как форма культуры адыгов // Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения. Черкесск, 1993. -С. 250-258.

163. Мизиев И.М. О роли объективного освещения историко-этнографического наследия народов в современных межнациональных отношениях (к постановке проблемы) // Из этнографии народов Карачаево-Черкесии. -Черкесск, 1991.-С. 82-92.

164. Мокаева М. Об уважении к старшим // Газета Юга. 2005. - 17 марта.

165. Морган JI. Первобытное общество. Л., 1935. - С. 26.

166. Морковин В. Современные проблемы в изучении этнической истории Северного Кавказа // Хасэ. 1995. - № 31, 32.

167. Мусукаев А.И. Об обычаях и законах горцев. Нальчик: Эльбрус, 1986.

168. Мусукаев А.И. Традиционное гостеприимство у кабардинцев и балкарцев в традиции гостеприимства. Нальчик: Каб.-Балк. организация общества "Знание", 1990.

169. Мусукаев А.И., Першиц А.А. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус 1992. - 240 с.

170. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992. - 239 с.

171. Наджимов Г. Отношение марксизма-ленинизма к народным традициям. Ташкент, 1965. - С. 15.

172. Напсо М.О. Традиции, обычаи и их развитие // Культура и быт адыгов.-Майкоп, 1981.-Вып. 4.-С. 141-173.

173. Народные обряды и традиции // Кабардино-Балкарская правда. 1983. - 29 апреля.

174. Нарочицкая Е.А. Национальный фактор в эпоху глобализации // Актуальные проблемы Европы. 2000. № 4.

175. Наурзоков Г. Куначество талисман единства (из истории казачьих поселений и дружбы между казаками и кабардинцами) // Кабардино-Балкарская правда. - 1992. - 4 июня.

176. Национальное самосознание и национальнализм в Российской Федерации начала 90-х годов. М., 1994.

177. Новое и традиционное в духовной культуре кабардинцев и балкарцев // По пути Великого Октября. Нальчик, 1980. - С. 117-123.

178. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, 1986.-302 с.

179. Новые исследования по этнографии кабардинцев и балкарцев // Этнография народов Кабардино-Балкарии: Труды КБНИИ Нальчик, 1977. - Вып. 1.- С. 173-180.

180. Ортега-и-Гассет X. Вокруг Галилея (схема кризисов) // Ортега-и-Гассет. Избранные труды: Пер. с исп. / Сост. предисл. и общ. ред. A.M. Рутке-вича.-М., 1997.-С.261.

181. Осетино-балкарские этнографические параллели // Советская этнография. 1972. - № 3. - С. 20-30.

182. Оспитева О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М.: Наука, 1985.

183. Перепелицын M.JI. Философский камень. М., 1990. - С. 20-32.

184. Першиц А.А., Мусукаев А.И. Вели жизнь совершенно безупречную (об отношениях в семье у кабардинцев и балкарцев) // Кабардино-Балкарская правда. 1992. - 17 апреля.

185. Першиц А.А., Мусукаев А.И. Мужчина и женщина в горском этикете // Кабардино-Балкарская правда. 1985. - 16 января.

186. Першиц А.А., Мусукаев А.И. Почитание старших и долгожительство // Живая старина. 1992. - № 2. - С. 73-82.

187. Першиц А.И. Традиции // Народы России. Энциклопедия. М., 1994.

188. Першиц А.И. Традиции и культурно-исторический процесс // Институт Азии и Африки. 1981. № 4.

189. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. -М.: Мысль, 1982. С. 18.

190. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1956. -Т. 1.-С. 662.

191. Проничева. Традиция как социально-психологическое явление: Рукопись канд .дисс. JL, 1969. - С.23.

192. Пшемурзов В.Х. Адыги: История, культура, ментальность. Нальчик: Полиграфсервис и Т., 2003. - 116 с.

193. Романов В.Н. Региональная толерантность в социальной диффузии Поволжья. Ульяновск, 2003. - С.34.

194. Розанов М.А. Прошлое как ценность // Путь. 1992. - № 1. - С. 150.

195. Садыков М.Б. Единство интернациональных и национальных интересов в советском многонациональном государстве (теоретико-методологические проблемы). Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975.

196. Сарсенбаев Н. Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата, 1974.-С. 71.

197. Семья. Традиции и современность / Отв. ред. О.А. Ганука, И.А. Гри-шаев. М., 1990.

198. Смирнова JI.C. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа: Вторая половина XIX-XX вв. М.: Наука, 1983. - 264 с.

199. Смысловая домината адыгской этики // Альманах социально-политических и правовых исследований (Республика). Нальчик, 2000. - Вып. 1.- С. 285-309.

200. Соколов Э.В. Традиция и культурная преемственность // Совесткая этнография. 1981. - № 3.

201. Спенсер Э. Путешествие в Черкесию. Майкоп, 1993. - С. 89.

202. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.-С. 13.

203. Табалдиев А. Диалектика двух тенденций в развитии наций и национальных отношений в современном обществе (опыт социологического анализа действия двух тенденций): Дисс. доктора филос.наук. Фрунзе, 1970. - С. 193.

204. Танеев С.И. Избранные письма. М., 1958. - Т. 2. - С. 490.

205. Теппеев И. Кавказские правовые традиции (Генеалогия Северного Кавказа). 2004. - № 9. - С. 165-166.

206. Тлехас Б.Г. Традиция взаимопомощи "щ1ыхьэф" в социально-нормативной культуре адыгов // Культура и быт адыгов Майкоп, 1991. - Вып. 8.-С. 43-75.

207. Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера // Русские вести. -1864.-Т. 53,№ 10.-С.4-19.

208. Тульчинский Н.П. Пять горских обществ Кабарды. Терский сборник. Владикавказ, 1903. - Вып 5.

209. Тхагапсоев Х.Г. К методологии исследования этнических культур // Вестник КБГУ. Серия Гуманитарные науки. 2000. - Вып. 5. - С. 28-29.

210. Тхагапсоев Х.Г. К методологии исследования этнических феноменов // Известия КБНЦ РАН. 2001. - № 2. - С. 135-142.

211. Тхагапсоев Х.Г. Коммуникативные особенности бесписьменных культур // Научная мысль Кавказа. 2000. - № 2. - С. 47-56.

212. Тхагапсоев Х.Г. Об особенностях архетипов адыгской культуры // Изв. КБНЦ РАН. 2001. - № 2. - С. 130-138.

213. Тхагапсоев Х.Г. Этноэтатизм как инобытие российского федерализма // Научная мысль Кавказа. 2002. - № 3. - С. 26-35.

214. Угринович Д.М. Обряд как специфическое социальное явление // Социалистическая обрядность и формирование нового человека. Киев, 1979. -С. 236.

215. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1977.-227 с.

216. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997.

217. Хабибуллин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытания национального самосознания. СПб., 1995. - С. 53-63.

218. Философские сочинения. Т.9. - M.-JL, 1982. - С. 10.

219. Философская антропология. М.: ИКЦ "Академкнига", 2005. - С. 258.

220. Фольклор: современность и традиция. Материалы, представленные международной конференции о памяти А.В. Рудневой. М., 2004. - С. 138.

221. Хакуашев Е.Т. Новое время новые обычаи. - Нальчик: Эльбрус, 1987.- 168 с.

222. Халаштэ Н.Ю. Социокультурная адаптация адыгской диаспоры в Иордании: Автореф. канд. дисс. Майкоп, 2006.

223. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: Вызовы времени. Майкоп, 1997.

224. Ханаху Р.А., Цветков О.М. Некоторые типологические характеристики традиционной культуры адыгов (к проблеме ментальности) // Научная мысль Кавказа. 1996. - № 2. - С. 59-67.

225. Хафицэ Мухамед. Разбросаны адыги по белому свету. Нальчик: Эльбрус, 2000.-С. 62-63.

226. Хотинец В. Этническое самосознание. СПб., 2000.

227. Цавкилов Б.Х. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961. - С. 51.

228. Чебоксаров Н.И., Чебоксарова И. А. Народы, расы и культуры. М., 1986.

229. Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых // Совесткая этнография. 1967. - № 4. - С. 98.

230. Человек и мир культуры // Введение в культурологию. М., 1992.

231. Чешко С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. -1994.-№6.

232. Чибиров JI.A. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. -Цхинвали, 1984.

233. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. JL, 1986.

234. Чистов К.В. Традиция, «традиционное общество» и проблема варьирования // Советская этнография. 1981. - № 2. - С. 106.

235. Чичагов М.Н. Шамиль на Кавказе и в России. Спб., 1889.

236. Шацкий Е. Утопия и традиции. М.: Прогресс, 1990.

237. Шемирзов Х.М. О некоторых этнокультурных связях адыгов (лингвистические связи с древних времен) // Культурная диаспора народов Кавказа: Генезис, проблемы изучения. Черкеск, 1993. - С. 292-304.

238. Широкогоров С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений Шанхай, 1923. - Т.1. - С.4-6.

239. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996. - С.58-61,74.

240. Штопмка П. Социология социальных изменений. М., 1996. - С. 90-96.

241. Шухостанов X. Как предки воспитывали юношей: Вспомним наше прошлое // Зольские вести. -1991.-10 окт.

242. Элиаде М. Мир о вечном возвращении // Космос и история. М., 1987.

243. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе / АН СССР: Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1978. - 280 с.

244. Этносоциальные процессы: Программа исследования и некоторые результаты. Нальчик: КЕНИИ, 1989. - 176 с.

245. Эфендиев С.И. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик: Эль-Фа, 1999.-304 с.

246. Эфендиев Ф.С. К проблеме изучения этнопсихологических особенностей народов Северного Кавказа // Тезисы науч. конф. "Русский национальный характер: основные ценности". Ростов-на-Дону: РГПУ, 1996. - С. 81-82.

247. Эфендиев Ф.С. Национальное возрождение и основные закономерности развития этнической культуры // Проблемы развития государственных языков КБР: Тезисы 2-й Респ. науч.-практ. конф. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 1997. - С. 326-330.

248. Эфендиев Ф.С. Традиции и обычаи народов КБР в свете этносоциальных проблем // Нравы, традиции и обычаи народов Кавказа: Тезисы общерос-сиской науч.-конф. 23-25 сент. 1997. Пятигорск: ПТЛГУ, 1997. -С. 150-152.

249. Эфендиев Ф.С. Роль этнокультурных факторов в качественном изменении национального самосознания // Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик: Эль-Фа, 1999. - С. 37-68.

250. Эфендиев Ф.С. Национальное возрождение и некоторые тенденции развития этнокультуры. Нальчик: Эль-Фа, 1999. - С. 152-170.

251. Эфендиев С.И., Эфендиев Ф.С. Общетюркская мифология и ее фольклорные связи: фольклор как социокультурный феномен. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых "Полиграфсервис и Т", 2005.

252. Эфендиев К.К. Общество "Родина" связи и контакты // НОБНСКПМ. - Кабардино-Балкарская правда. - 1994. - С. 239-243.

253. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. -М., 1991.- С. 245.