автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Социальные функции костюма: костюм в предметной и культурной среде
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальные функции костюма: костюм в предметной и культурной среде"
003490323
На правах рукописи
Михеева Мария Александровна
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КОСТЮМА: КОСТЮМ В ПРЕДМЕТНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
24 00 01 - Теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
2 8 ЯНВ 2010
Нижний Новгород - 2009
003490323
РАБОТА ВЫПОЛНЕНА ВГОУВПО .НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРС1ВШНЫЙАРХИТЕКТУШСМЛТОИГО1ЬНЬ1Й УНИВЕРСИТЕТ»
Научный руководитель
заслуженный работник высшей школы РФ, доктор философских наук, профессор Зелеиов Лев Александрович
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Балакшин Александр Сергеевич, кандидат философских наук, доцент Рахманкулова Дания Равилевна
Ведущая организация
ГОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно - строительный университет»
Защита состоится 10 февраля 2010 года в 16 час на заседании диссертационного совета Д 212 162 01 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу 603950, г Нижний Новгород, ул Ильинская, 65, корпус 5, ауд 202
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Автореферат разослан 23 декабря 2009 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, профессор
ЕВ Грязнова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Костюм является одним из самых широко известных феноменов социальной жизни, неизменно пользующихся живым интересом не только как со стороны ученых, так и со стороны людей, сталкивающихся с ним в обыденной жизни В научной и научно-популярной литературе костюм неоднократно выступал в качестве объекта исследования, входя в сферу интересов специалистов целого ряда отраслей знания - философов, историков, культурологов, психологов, художников, технологов производства одежды и др В социологической науке также имеется немало работ, посвященных костюму и раскрывающих различные аспекты этого сложного и многогранного явления, масштабы которого таковы, что, как отмечает А Б Гофман, «трудно назвать такую область социально-экономической и культурной жизни, где бы не сказывалось его влияние»1
Трудности, с которыми обычно сталкиваются исследователи костюма, во многом связаны с ее неуловимым, изменчивым и прихотливым характером, поскольку самая суть костюма выражается в изменениях Но в то же время костюм можно рассматривать и как некий инвариант, некую совокупность норм социального поведения, господствующих в определенных пространственно-временных рамках.
Тем больший интерес представляет рассмотрение функций костюма в контексте институционализации, что предполагает выявление в нем элементов упорядочения, формализации, стандартизации и постоянства
В отличие от костюма двадцатых, тридцатых, сороковых, пятидесятых, не говоря уже о шестидесятых годах XX столетия,
1 Гофман А. Б Мода н люди, или новая теорш моды и модного поведения М Издат сервис, 2000 С 4 2,Там же С 7
вызывающих однозначные ассоциации с определенными и целостными образами женщин, костюм последнего десятилетия производит впечатление утраты лица и беспорядочного метания от стиля к стилю Происходящие сезонные изменения, с одной стороны, чересчур радикальны (от мини к макси, от узкого к широкому, от острого к тупому -и наоборот), с другой стороны, не несут принципиальной новизны Все предлагаемое модельерами суть лишь аллюзии, отсылки к модам давнего или недавнего прошлого
Рассмотрение костюма в предметной и культурной среде выстраивает социальные функции костюма в систему, отражающую изменения в современном обществе
Этим и обусловлена актуальность темы предпринимаемого исследования
При том, что в настоящее время существует немало научных трудов, рассматривающих те или иные аспекты костюма как социального феномена, работ, специально посвященных исследованию факторов институционализации моды в современном обществе, и при этом использующих аппарат современной науки, в настоящее время пока не появилось.
Итак, актуальность темы исследования данной диссертационной работы обусловлена-
а) важной ролью костюма как одного из элементов человеческой культуры, служащего как источником социальных инноваций, так и основой установления устойчивых социальных связей между людьми;
б) особой значимостью исследования функций костюма на современном этапе развития общества,
в) недостаточной разработанностью данной темы в научной литературе
При этом основное внимание в работе обращено на изучение европейских концепций костюма и моды Исследование восточных,
арабских и специально - русских аспектов данной проблемы является темой особых изучений, которыми намерен автор заниматься в дальнейшем. Хотя в работе имеются и внеевропейские примеры и иллюстрации
Степень научной разработки проблемы. Предмет изучения у различных специалистов по истории одежды один и тот же - костюм, но у них разный объект исследования Искусствоведы рассматривают одежду с эстетической точки зрения и как смену мод, для культурологов важно место костюма в моделях культуры, этнографов — особенности одежды разных народов Для историков костюм - прежде всего социальный маркер представителей различных групп населения в определенный хронологический период, отражающий структуру общества и меняющие его процессы Костюм историками также рассматривается и в социокультурном плане, в плане истории повседневности
Преобладающим видом литературы по истории костюма и моды, естественно, являются работы искусствоведческого характера. В них развитие костюма обычно исследуется как вид декоративного искусства, хотя в большинстве случаев изменения в костюме и моде, связываются с общественными процессами К этой группе литературы относятся обобщающие работы по истории костюма И А Алпатовой, Р В Захаржевской, Ф Ф Комиссаржевского, М Н. Мерцаловой, Н М Тарабукина. Большинство из них написано на основе лекционных курсов и освещают историю одежды народов мира, главным образом западноевропейской, с древних времен до новейшего времени История русского костюма рассматривалась не всеми из этих авторов и то лишь в хронологических рамках допетровской Руси (Ф Комиссаржевский, Р Захаржевская) Только в содержании лекционного курса И А Алпатовой было отведено небольшое место русскому костюму XIX - начала XX вв Тем не менее, все перечисленные работы приобретают значение для исследователей истории костюма в России, поскольку в них прослеживаются изменения в западноевропейском костюме и моде,
которые перенимались сначала русскими дворянами, а затем и другими социальными слоями
Немало выходивших ранее искусствоведческих работ имеют сильную культурологическую направленность (Р.М Кирсанова и др) И только в последнее время появляются посвященные костюму исследования, авторы которых (МИ Галитбарова, ТЮ Фефилова и др) заявляют об их культурологической принадлежности Об определенном синтезе культурологического, социологического и философского начал речь идет в работах, рассматривающих социальную роль и семиотику костюма и моды К ним можно отнести работы А Б Гофмана, ТВ. Козловой, JIB Петрова, Р.А Степучева и ряд диссертаций (В В Давыдовой, И В. Шабаркиной и др)
В отдельную группу можно выделить книги по социальной психологии и психологии моды Связь социальной психологии с модой нашла отражение в творчестве известных социологов Г Зиммеля и Г Тарда Г. Тард рассматривал обычай и моду как два проявления социального подражания. В первом случае «своему и древнему», во втором - «новому и чужому» Авторами специальных работ по психологии моды являются М И Килошенко и Е А Петрова
Отмечая значительную научную ценность проведенных исследований, вместе с тем необходимо отметить, что, некоторые выводы и положения, выдвинутые перечисленными учеными и специалистами требуют дальнейшего развития в теоретическом и практическом плане, а ряд научных положений нуждается в корректировке в свете изменившихся социально-экономических условий развития моды на современном этапе
Предмет исследования. Предметом исследования являются социальные функции костюма, костюм как элемент соединяющий внутреннюю и внешнюю среду человека Место костюма в предметной и культурной среде
Объект исследования. Объектом исследования являются факторы трансформации социальных функций костюма в обществах модернистского типа (в техногенных цивилизациях)
Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление и обоснование места, которое занимает костюм в предметной и культурной среде
Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих
задач
-обоснование проблемы места и социальных функций костюма, -рассмотрение принципов создания костюма и анализ эволюции принципов дизайна в костюме,
-анализ истоков и феномена развития костюма как специфической оболочки человека, занимающей промежуточное положение между телесностью и, внешней по отношению к индивиду, предметно-пространственной средой,
-типологический анализ социальных функций костюма, исследование системы социальных функций взаимодействия вариативных и инвариантных элементов социальных функций костюма,
-культурологический анализ структуры, содержания и функции языка костюма;
-определение условий и механизмов формирования современной системы социальных функций костюма в современном состоянии. Для решения названных задач необходимо было
- разработать культурологическую концепцию функций костюма как способа символизации социальных изменений, для чего.
рассмотреть идейно-теоретические и научные основания исследования моды как института символизации социальных изменений,
- рассмотреть соотношение понятий «мода» и «костюм», исследовать взаимосвязь обозначаемых этими понятиями феноменов,
- построить теоретическую модель, отражающую реальное место моды в системе костюма,
- выявить особенности символического освоения социальных функций костюма;
- опираясь на выработанную теоретическую модель моды, выявить предпосылки институционализации моды и установить ее пределы,
- изучить факторы институционализации моды, связанные с демократизацией общественных отношений, ростом и глобализацией производства одежды
Теоретико-методологическая база исследования.
Методологической основой решения поставленных задач являются принципы и методы социокультурного, социально-психологического, социально-исторического и социально-экономического анализа, а также более общие принципы научности, объективности, единства логического и исторического подходов в исследовании социальных структур, социальных институтов и процессов, а также метод сравнительного анализа, позволяющий адекватно отразить наиболее специфические черты объекта изучения
Методологическими принципами исследования стала совокупность аналитических приемов и операций, используемых историко-культурным подходом к изучению социальных функций костюма Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования метод системного и комплексного анализа исследуемой проблемы, метод культурно - исторического анализа, диахронический и синхронический методы исследования; метод исторических параллелей (сравнительно -исторический) и философско - концептуальный, сравнительно -типологический метод, сочетающийся с методом периодизации и методом аналогии и экстраполяции, сочетание исторического и логического подходов, структурно-концептуальные (идеографические, семиотические) методы семантического анализа дизайн - проектов
Теоретические обоснования работы основаны на положениях теории культурных форм как составляющих культурной системы и принципам типологии культур, положенных в основу концепции Основные положения концепции базируются на теории эстетической деятельности Л А. Зеленова2.
Характер исследования потребовал обращения к проблемам системы культуры социума в целом, культуры архаики, этнической культуры, этнической социализации, культурной идентичности, особенностей русской культуры, которые освещались в работах российских ученых
Научная новизна работы. Научная новизна исследования определяется выбором темы, впервые объектом диссертационного исследования становятся функции костюма как способа символизации социальных изменений в современном обществе
Кроме того, новизна настоящей работы заключается в следующих результатах, полученных автором в ходе исследования
1. впервые на диссертационном уровне глубоко исследованы идейно-теоретические и научные основания изучения костюма как символизации социальных изменений,
2. выявлен социокультурный феномен развития костюма как специфической оболочки человека, занимающей промежуточное положение между телесностью и, внешней по отношению к индивидууму, предметно-пространственной средой,
3. выделяется два аспекта исследования костюма костюм как элемент предметной, материальной среды и костюм как элемент культурной среды;
4 показана специфика развития и трансформация социальных функций костюма,
2ЗеленовЛ.А Система эстетика М ,Н Новгород РАО, 2003
5 проведено подробное исследование и обоснована типология социальных функций костюма; построена оригинальная теоретическая модель функций костюма, выявляющая особенности символического освоения социальных изменений посредством костюма.
Положения, выносимые на защоту:
С учетом полученных в ходе исследования результатов на защиту выносятся следующие теоретические положения
1 Костюм рассматривается как способ символизации социальных изменений.
2 Костюм являясь символизацией социальных изменений, характеризует качество активного универсального присутствия индивида как наиболее востребованная в современную эпоху форма социальной компетентности
3 Изменение функций в сфере костюма реализуется в системе специфических социальных институтов институт моды, фэшн индустрии итд
4. Дизайн костюма рассматривается в современном обществе как модель преобразования социокультурных отношений Костюм, создаваемый в дизайнерской деятельности, трансформируется в конкретную модель и через средства массовой коммуникации преобразовывает систему ценностей, эстетические эталоны красоты, формирует мировоззрение
5 Восприятие и оценка семиотических свойств образа, создаваемого костюмом, порождает определенное ценностно-статусное, стратифицированное и структурированное восприятие социальной реальности, где через образ костюма и под его влиянием программируются условия для ценностно-эмоциональной и образно-символической манипуляции массовым сознанием Через нормативно- ценностную сферу сознания дизайн костюма оказывает существенное влияние на уровень и состояние сознания масс
Теоретическая и практическая значимость работы.
Теоретическая и практическая значимость работы связана с тем, что изложенные в ней результаты исследований расширяют имеющиеся научные представления о социальных функциях костюма, открывают возможности для дальнейшего философского, культурологического и искусствоведческого изучения места костюма в предметной и культурной среде
Теоретическая и практическая значимость работы определяется актуальностью проблемы взаимоотношения культуры как системы и составляющих ее культурных форм, в частности общества, культур и традиций в эстетической системе, повышенным интересом со стороны общества и различных направлений современной гуманитарной науки к проблемам развития костюма как элемента среды человека, трансформации социальных функций костюма и выявлению и обоснованию места, которое занимает костюм в предметной и культурной среде
Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения отдельных аспектов костюма как способа символизации социальных изменений, а также социальных функций костюма
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории философии, культуры и искусства, могут быть использованы дизайнерами в творческом процессе в виде теоретической основы для сохранения стилевых традиций при выполнении дизайн разработок при проектировании, а также для проведения дальнейших исследований в области социальных функций костюма.
Апробация исследования. Исследование проводилось автором непосредственно в его практической деятельности по выполнению дизайн разработок и исследований, проводимых в Институте дизайна Волжского
государственного инженерно-педагогического университета, результатом которой явилось внедрение объектов в производство, признание и положительная оценка со стороны экспертов профессионального сообщества дизайнеров России Отдельные идеи исследования были изложены автором на Всероссийском конкурсе «Модное преображение» (г Москва, 2008 г), на выставке «Дизайн 2008» (г Москва, 2008 г.), на V Ассамблеи Союза Дизайнеров России, (г Ростов-на-Дону, 2007 г.), на Международном Форуме «New City» (г Тольятти, 2007 г), на Всероссийской конференции по архитектуре, дизайну и строительству «Антикризисные проекты России» (г Москва, 2009 г), основные положения и результаты исследования отражены в 9-ти публикациях, общим объемом 10,25 пл. в научных журналах и изданиях «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета Философия и социология; культурология» (Киров, 2009), «Вестник Костромского государственного университета им НА Некрасова» (Кострома, 2009), «Вестник Оренбургского государственного университета» (Оренбург, 2009), «Научное педагогическое наследие А П. Беляевой в системе профессионального инженерно-педагогического образования в России Материалы II Всероссийской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов» (Н Новгород, 2008), «Законы медицинской сферы общества 37 академический симпозиум» (Н Новгород, 2009), «Сборник трудов аспирантов и магистрантов Гуманитарные науки» (Н Новгород, 2009), «Инновации в системе непрерывного профессионального образования Материалы X Международной научно-методической конференции» (Н Новгород, 2009), в монографии «Социальные функции костюма- костюм в предметной и культурной среде» (Н Новгород, 2009), и в обсуждении на кафедре философии и политологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета в 2009 г.
Структура и объем диссертации. Структура и последовательность изложения материала обусловлены логикой, целями и задачами исследования
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы, приложения Приложение содержит иллюстрации и фотоматериалы, которые позволяют более полно раскрыть поставленные в исследовании задачи
Общий объем диссертации составляет 178 страниц, в том числе список литературы из 141 наименования Основные положения диссертации отражены в 9 публикациях, общим объемом 10,25 п л
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность проблемы, рассмотрена степень ее разработанности, определены предмет, объект, цель и задачи исследования, сформулированы методологические и теоретические основания исследования, определены научная новизна и положения, выносимые на защиту, показана теоретическая и практическая значимость работы, и ее структура
В первой главе «Эволюция социальных функций одежды» рассматриваются базисные понятия диссертационного исследования одежда, костюм, различные функции одежды использование человеком одежды для удовлетворения элементарных биогенных потребностей, обеспечивающих индивидуальное и видовое существование человека, для украшения тела, для защиты от неблагоприятных условий физической и социальной среды или выражения скромности, для половой, национальной, социальной идентификаций
Вышеобозначенные функции одежды приобретают особый смысл в контексте социальной жизни человека, удовлетворения его социальных
потребностей По мере врастания индивида в социальные отношения усложняются функции одежды.
В параграфе 1.1 «Система социальных функций одежды» рассматривается феномен одежды и моды Будет ли индивидуальная мода принята на социальном уровне, а социальная мода - на индивидуальном Данное противоречие является причиной постоянной смены мод, преобразований одежды, приспособления к актуальному уровню потребностей человека
В современной цивилизации одежда из предмета необходимости переходит в новое качество - предмет потребления
Потребность в престиже, т. е уважении и самоуважении, относится к числу важнейших потребностей человека Потребление, в частности потребление модной одежды, - одна из сфер, в которых эта потребность реализуется и удовлетворяется. Престиж служит одним из инструментов, посредством которых действуют социальные нормы в нормальных условиях то, что и как выбирается (например, одежда), должно вызывать уважение как самого потребителя (внутренний престиж), так и его социальной среды (внешний престиж)
Одежда является продолжением тела и удовлетворяет ряд видов потребностей
1 Одежда как текст
2 Одежда как символ
3 Одежда как коррекция фигуры
4. Униформа
5 Одежда и время
6 Иностранные «слова»
7 Слэнг и вульгаризм в языке одежды
8 Текст и контекст
Понятие «одежда» тесно связано с понятием «костюм»3. Как уже было сказано раньше, одежда - это предмет потребления и в современной ситуации, как правило, продукт массового производства Функции одежды и моды уровни отражения реальности Характер потребностей человека определяет выбор одежды, обеспечивающей не только его видовое существование, но и социальное В последнем случае речь уже идет о модной одежде, которая является объектом определенной моды
Мода всегда ориентирована на прогрессивное развитие общества и человека, адаптацию нового к реальности, и вновь на поиск нового, и это определяет многообразие выполняемых ею функций
Следование моде усиливает функции одежды, но при этом мода проявляется функционально4
Мода выступает как показатель эстетической ценности объектов внешней и внутренней (духовной) культуры Выделение этой функции обусловлено тем, что моду часто воспринимают как эстетическую норму, на которую должна ориентироваться личность
В параграфе 1.2 «Развитие социальных функций одежды» проводится анализ эволюции социальных функций одежды, который позволяет установить, каким образом возникали знаки одежды и моды, и как интерпретировались их значения Знаковая система, как правило, эволюционирует не плавно, а скачками Смена культуры приводит и к смене знаков Интерпретация тех или иных знаков одежды или моды предопределена культурной целостностью, характерным для культуры уровнем сознания, наличными и различными в культуре объектами (сущностями). В каждой культуре, будь то примитивная культура или античная, средневековая или новая, очевидно, формируется
3 Кузьму* О Л Мода гак социокультурный фактор функционирования отечественной индустрии модной одежды автореф дис каяд социол наук М, 2000 26 с
' Козлова Т В Костюм как знаковая система М МТИ, 1980
специфическое прочтение текстов, не совпадающее с другими культуропрочтениями Да и сама одежда имеет смысл и назначение, характерные для данной культуры
Поэтому о развитии знаковой системы имеет смысл говорить лишь в рамках целостной культуры, культурного цикла существования5 Действительно, только переход от одной культуры к другой каждый раз влечет за собой формирование нового смысла знаков одежды и моды Личность формируется на основе различных знаков, прежде всего науки и искусства
В свою очередь потребность в новых знаках (языках) диктовалась потребностями и проблемами новой культурной ситуации и коммуникации Если в средние века языки богословия, науки и искусства обеспечивали связь человека с Богом и Общиной, то в Новое время возникает потребность в связях человека с человеком, а также человека с самим собой Начиная с Возрождения все большее значение приобретает ориентация на других людей, социальные группы, социальную систему6
Во второй главе «Эволюция принципов дизайна в костюме» рассматривается понятие дизайна костюма, становление этого вида деятельности как особого вида искусства Также рассмотрены принципы дизайна, которые нашли свое отражение в системе костюма При чем, внимание акцентируется на проблеме экологизации производства и товара, приводятся примеры разработок «эко-коллекций» Проблема экологизации потребления привела к качественному изменению задач дизайна - на первый план вышло не столько совершенствование формы и функции, сколько сокращение избыточного количества продуктов дизайна, пересмотр материалов и технологий, формирование новой структуры потребностей Не остаются без внимания и другие составляющие
5 Барт Р Система Моды Статьи по семиотике культуры пер с фр - M Ad Marginem 2003 512 с
6 Кузьму* С) Л Мода как социокультурный фактор функционирования отечественной индустрии модной одежды авюреф Д11С канд. социол наук M, 2000 26 с
системы, а также концепция сотворчества (человек - одежда) и гуманизация дизайна
Объект дизайна одежды - утилитарная вещь, которая имеет практическое назначение и помимо эстетической функции как у произведения искусства выполняет множество других функций Дизайнер создает предметный мир, а не изображает его Устремленность проектной культуры в будущее, ее динамизм, установка на проектирование нового образа мира определяют основную задачу дизайна - формирование новых культурных образцов вещей, создание новых вещей, а не «художественных» вариантов старых
В параграфе 2.1 «Принципы дизайна» дизайн рассматривается как деятельность не только по формированию потребностей, но и образа жизнедеятельности человека Социальные установки дизайнеров посредством создаваемой ими предметной среды способны воздействовать на реальный образ жизни людей Поэтому очень важной представляется установка современного дизайна на самореализацию и творческую активность субъекта дизайн - деятельности
Теоретическое выведение принципов дизайна связано с анализом его истории, представленной в теоретических концепциях, заявлениях, кредо крупнейших дизайнеров мира, и его логики, дизайнер призван исторически прежде всего решать эстетическую задачу, а не экономическую или техническую, те он должен создать прекрасное, красивое, эстетически совершенное изделие Сущность дизайна -эстетическая Анализ же понятия «эстетическое» приводит к выводу, что это функция появилась от отношения двух мер предметной и человеческой
Чаще всего дизайн представляют как интеграцию искусства и техники, а значит, в основании дизайна выделяют науки художественного и технического цикла
В параграфе 2.2 «Трансформация социальных функций и развитие принципов дизайна костюма» рассматривается дизайн одежды как одно из направлений дизайн - деятельности, целью которого является проектирование одежды как одного из элементов предметной среды, удовлетворяющей соответствующие материальные и духовные потребности человека7
Разрабатывая современный костюм, необходимо учитывать, какие функции в нем должны преобладать Это определит и конструктивное решение, и выбор материалов, и образное решение костюма Такой подход к проектированию вещи получил определение «функциональный подход», когда проектируют не вещь, а пользу, которую она должна принести потребителю (с этой точки зрения проектировать нужно не мост, а переправу, не светильник, а освещение, не нарядное платье, а хорошее настроение и уверенность в себе не губную помаду, а возможность стать красивее и тп) Функциональный подход при проектировании вещи предполагает предварительное изучение процесса ее функционирования, разработку модели идеального функционирования системы в целом и в результате - создание объекта с принципиально новыми функциями, позволяющего удовлетворить разнообразные и меняющиеся потребности человека
Экологическое направление в дизайне Экологический подход к проектированию стал принципиально новым, поставив перед дизайном совершенно новые задачи.
Переход к экологическому мышлению означает утверждение экологического гуманизма в качестве основополагающей установки в деятельности человека Экологическая ориентация привела к утверждению новой системы ценностей в дизайне «Экологическое проектирование» не имеет четко обозначенных границ — экологическим может быть названо
7 Килошекко М И Психология моды теорет в приклад аспекты СПб СПГУТ,2001 192 с
любое направление в дизайне, утверждающее принципы экологической этики и ориентирующееся на гармонизацию отношений человека с окружающим миром
Экологические проблемы находят отклик и в творчестве дизайнеров одежды
Дизайн одежды также испытывает влияние тенденции превращения процесса потребления (в данном случае - ношения костюма) в вид досуга, а значит - в развлечение, в деятельность, которая является творческой, вызывает положительные эмоции, приносит радость
Многие дизайнеры считают, что одежда в современном мире должна играть совершенно другую роль, чем ранее она должна нести положительные эмоции и позитивные ценности в «серые будни» повседневной жизни человека
Подобным задачам, которые ставят перед собой современные модельеры, соответствуют многочисленные игровые элементы, присутствующие в одежде, поскольку смех и игра являются проявлениями чувства свободы, независимости, творческого подхода к переосмыслению функций вещей.
В третьей главе «Костюм в среде» рассматривается костюм как продукт деятельности дизайна Костюм в предметной среде — во взаимодействии с цивилизацией, техникой и новейшими технологиями. А также костюм в культурной среде В настоящий момент существуют разносторонние взгляды на костюм исторический, социологический, информационный, эстетический и т д, рассматривающие костюм лишь в одной определенной плоскости Усиление актуальности вопросов, связанных с костюмом, многообразие их трактовок, порожденных опытом ведут к необходимости замены традиционного интуитивно-комплексного подхода новым - системным, адекватным такому сложному явлению как костюм
Представляется необходимым использовать принципы, подходы и задачи системного взгляда на объект на всех этапах исследования Рассмотреть костюм в трех плоскостях системного подхода В результате чего выявить три вида закономерностей его жизни структурные, функциональные и исторические Это позволит по-новому взглянуть на костюм с теоретической точки зрения.
Одежда всегда была и остается неотделимой частью материальной культуры общества Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями
Рассматривая костюм в среде нельзя не коснуться русского народного костюма, который входит в семиотическую сферу традиционной национальной культуры и как знак и как символ художественно-творческого выражения В его образно-стилистической структуре емко и зримо отразились этноконфессиональные, этические, художественно-эстетические представления народа, его история, менталитет, система ценностей, уровень духовной и материальной культуры.
В параграфе 3.1 «Костюм в предметной среде» костюм рассматривается как понятие, включающее в себя все, что искусственно изменяет облик человека, держась на его теле — сюда относится одежда, головной убор, обувь, прическа, дополнения (украшения, аксессуары), макияж, пирсинг и парфюм
Особое значение на все этапы жизни костюма оказывает человек (его тело и душа), что и является существенным отличием костюма от других вещей и резко усложняет его изучение, ибо человек — наиболее непростой объект в научном знании на все времена Познавая костюм, мы отчасти познаем человека, т е самих себя А совмещение объекта и субъекта познания сильно усложняет исследовагельскии процесс, а в некоторых
аспектах делает его невозможным Костюм — это «культурная кожа» человека, это самая близкая к человеку вещь из всего предметного мира
Системный взгляд на костюм представляет его как многостороннюю, многоаспектную целостность, суть которой и определяется ее структурной сложностью, а структура — ее основными функциями
Индивидуальный выбор костюма (не только стиль, сочетания цветов или отдельных предметов одежды, но и соответствие фигуре и внешности человека, а также конкретной ситуации) свидетельствует об образовании и общей культуре человека, о его социальном происхождении. В современной моде отсутствуют прежние эталоны «хорошего вкуса», но сохраняя свое значение понятие «культура одежды», которое предполагает, прежде всего соответствие костюма ситуации, в которой находится человек Кроме того, в костюме проявляется эстетический идеал конкретного времени и народа8
В параграфе 3.2 «Костюм в культурной среде» рассматриваются коммуникативные функции костюма в эпоху постмодернизма
Эклектика стала одной из важнейших характеристик культуры XX в, особенно его последней трети - культуры постмодернизма (эклектика -смешение различных стилей, сосуществование одновременно нескольких стилей), что оказало влияние и на моду, и на костюм
Если началом модерна считают эпоху развития индустриального капитализма, то развитие постмодернизма как философского и эстетического феномена напрямую связывают с формированием информационного общества Симультанное сознание пользователей компьютерной сети, отказ от исторической памяти, замена ее принципом энциклопедической мозаики, где имена (Гегель, Гамсун, Грин) и стили (барокко, готика) существуют в алфавитном, а не в историческом порядке,
1 Барт Р Система Моды Статьи по семиотике культуры М, 2003
приводят к ослаблению причинно-следственной компоненты культуры и усилению элементов коллажа, хаоса, «ризомности». В истории современного костюма это проявляется в замене стиля множеством манер, в игре стилями, цитатами, эклектике Современность отождествляется с диффузией больших стилей, эклектическим смешением знаковых систем, стремлением включить в современный костюм и моду весь опыт мировой культуры, иронично ее цитируя Совмещение несоединимого ранее объявляется не отсутствием культуры, а новой культурной концепцией, реализацией максимально индивидуального начала
Мода неотделима от современности, от свойственной ей модели разрыва, прогресса и инновации В эпоху постмодернизма она усиливает свое влияние на костюм Согласно утверждению Ж Бодрийяра мода появляется только в «социально мобильных» обществах Для постмодерна не представляет интерес одежда, охарактеризованная как анти-модная, или рассматриваемая в качестве средства ухода из классового общества, либо используемая для создания упрощенной модели социума Цикличность моды противостоит решительному разрыву с прошлым, чередуя друг с другом старое и новое Модная одежда всегда является и «нео» и вместе с тем «ретро», сочетает модернизм с анахронизмом В моде с большей ясностью выражается одновременно и миф о переменах и структурный закон перемен
Итак, в эпоху постмодернизма текст как единица знакового общения социокультурной коммуникации не имеет однозначного истолкования Партнеры по общению интерпретируют его по-разному, в зависимости от личного уровня культуры, настроения, ситуации и т д Дж Крейк отмечает, что для постмодернизма «характерна неограниченная циркуляция свободно перемещающихся знаков, и в такой структуре значение может быть нестабильным, а интерпретация может быть разнообразной». Объект-костюм, становящийся знаком, по мнению Ж Бодрийяра, «больше не находит свое значение в отношениях между двумя
людьми Он получает смысл в своих характерных отношениях с другими знаками»9.
Итак, костюм как элемент социальной невербальной коммуникации, наделяется значениями, вначале, художником-модельером, который создает наряды «от кутюр», больше похожие на произведения искусства И смысл этого произведения не массово-социальный. Скорее, оно выглядит как картина известного мастера или как художественный текст Только теперь это не литературный текст, а костюм, сложная система предметов одежды и аксессуаров
В заключении подведены итоги исследования и намечены пути дальнейшего анализа проблемы
- выявлено и обосновано место костюма в предметной и культурной
среде,
- обоснованы проблемы места и социальных функций костюма,
- показаны механизмы формирования, развития и трансформация социальных функций костюма,
- рассмотрены принципы дизайна в костюме и анализ их эволюции, проведен культурологический анализ структуры, содержания и функции языка костюма,
- обоснованы истоки и феномен развития костюма как специфической оболочки человека, расположенной между телесностью и внешней к индивидуму предметно-пространственной среде,
- рассмотрена система социальных функций взаимодействия вариативных и инвариантных элементов социальных функций костюма на основе типологического анализа социальных функций костюма;
- раскрыто, что костюм и его социальные функции - неотъемлемая часть культуры,
' Бодрийяр Ж Система вещей. М, 1999
- показано, что формирование современной системы социальных функций костюма как компоненты культуры и интегрирование в различные процессы происходящие в обществе должно быть сориентировано в производственной, общественной, научной, культурной, образовательной сферах, обеспечивая последовательное развитие нравственных и культурных общечеловеческих ценностей в обществе
Основные положения диссертации получили отражение в следующих публикациях автора.
В изданиях, входящих в Перечень, утвержденный ВАК:
1 Михеева, М А Эстетический подход в изучении феномена моды / М А Михеева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета Философия и социология, культурология - Киров, 2009 - Вып 1 (4) - С 139-141
2 Михеева, М А Костюм как социальное явление / М А Михеева // Вестник Оренбургского государственного университета. - Оренбург, 2009 - Вып 5(99) - С 17-21.
3 Михеева, М А. Мода как социокультурный феномен / М.А Михеева // Вестник Костромского государственного университета им Н А Некрасова - Кострома, 2009 -№3 -С 142-144
В других изданиях:
4 Михеева, М. А Формирование композиционных умений учащихся на основе создания костюма на базе дополнительного образования / М А Михеева // Инновации в системе непрерывного профессионального образования материалы 9 Междунар науч -метод конф преподавателей вузов, ученых и специалистов / Волж гос. инженер-пед ун-т - Н. Новгород, 2008 - С 218-219
5 Михеева, М А Костюм как средство эстетического воспитания личности / М А Михеева // Сборник трудов аспирантов и
магистрантов Социально-гуманитарные науки / Нижегор гос архитектур-строит ун-т -Н Новгород, 2009. - С. 137-139.
6 Михеева, M А Социально-психологический подход к изучению феномена моды / M А Михеева // Сборник трудов аспирантов и магистрантов Социально-гуманитарные науки / Нижегор гос архитектур -строит, ун-т - H Новгород, 2009 - С 45-48
7 Михеева, M А Проблемы художественно-эстетического образования учащихся / M А Михеева // Инновации в системе непрерывного профессионального образования материалы 10 Междунар науч -метод конф преподавателей вузов, ученых и специалистов / Волж гос инженер-пед ун-т -Н Новгород, 2009 - С 233-236
8 Михеева, M А Дизайн медицинской одежды / M А Михеева // Законы медицинской сферы общества 12 Междунар Нижегор ярмарка идей, 37 Академ симп -Н Новгород, 2009 - С 158-159.
9 Михеева, M А Социальные функции костюма костюм в предметной и культурной среде монография / M А Михеева - H Новгород Изд-во ВГИПУ, 2009 - 139 с
Подписано в печать /<?. 09. г. Формаг 60*90 1У16 Бумага газетная Печать трафаретная Объем 1 печ.л Тираж 100 экз Заказ № ул'7
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 603950, Н. Новгород, Ильинская, 65 Полиграфический центр ННГАСУ, 603950, Н Новгород, Ильинская, 65
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Михеева, Мария Александровна
Эволюция социальных функций одежды. истема социальных функций одежды. азвитие социальных функций одежды.
Эволюция принципов дизайна в костюме.
Тринципы дизайна.
Трансформация социальных функций и развитие принципов остюма.
Состюм в среде. остюм в предметной среде.
Введение диссертации2010 год, автореферат по культурологии, Михеева, Мария Александровна
Актуальность темы исследования. Костюм является одним из самых широко известных феноменов социальной жизни, неизменно пользующихся живым интересом не только как со стороны ученых, так и со стороны людей, сталкивающихся с ним в обыденной жизни. В научной и научно-популярной литературе костюм неоднократно выступал в качестве объекта исследования, входя в сферу интересов специалистов целого ряда отраслей знания - философов, историков, культурологов, психологов, художников, технологов производства одежды и др. В социологической науке также имеется немало работ, посвященных костюму и раскрывающих различные аспекты этого сложного и многогранного явления, масштабы которого таковы, что, как отмечает А.Б. Гофман, «трудно назвать такую область социально-экономической и культурной жизни, где бы не сказывалось его влияние»1.
Трудности, с которыми обычно сталкиваются исследователи костюма, во многом связаны с ее неуловимым, изменчивым и прихотливым характером, поскольку самая суть костюма выражается в изменениях. Но в то же время костюм можно рассматривать и как некий инвариант, некую совокупность норм социального поведения, господствующих в определенных пространственно-временных рамках.
Тем больший интерес представляет рассмотрение функций костюма в контексте институционализации, что предполагает выявление в нём элементов упорядочения, формализации, стандартизации и постоянства.
В отличие от костюма двадцатых, тридцатых, сороковых, пятидесятых, не говоря уже о шестидесятых годах XX столетия,
1 Гофман А. Б. Мода и люди, или новая теория моды и модного поведения. М. : Издат. сервис, 2000. С. 4. 2 ; Там же. С. 7. вызывающих однозначные ассоциации с определенными и целостными образами женщин, костюм последнего десятилетия производит впечатление утраты лица и беспорядочного метания от стиля к стилю. Происходящие, сезонные изменения, с одной стороны, чересчур радикальны (от мини к макси, от узкого к широкому, от острого к тупому - и наоборот), с другой стороны, не несут принципиальной новизны. Все предлагаемое модельерами суть лишь аллюзии, отсылки к модам давнего или недавнего прошлого.
Рассмотрение костюма в предметной и культурной среде выстраивает социальные функции костюма в систему, отражающую изменения в современном обществе.
Этим и обусловлена актуальность темы предпринимаемого исследования.
При том, что в настоящее время существует немало научных трудов, рассматривающих те или иные аспекты костюма как социального феномена, работ, специально посвященных исследованию факторов институционализации моды в современном обществе, и при этом использующих аппарат современной науки, в настоящее время пока не появилось.
Итак, актуальность темы исследования данной диссертационной работы обусловлена: а) важной ролью костюма как одного из элементов человеческой культуры, служащего как источником социальных инноваций, так и основой установления устойчивых социальных связей между людьми; б) особой значимостью исследования функций костюма на современном этапе развития общества; в) недостаточной разработанностью данной темы в научной литературе.
При этом основное внимание в работе обращено на изучение европейских концепций костюма и моды. Исследование восточных, арабских и специально - русских аспектов данной проблемы является темой особых изучений, которыми намерен автор заниматься в дальнейшем. Хотя в работе имеются и внеевропейские примеры и иллюстрации.
Степень научной разработки проблемы. Предмет изучения у различных специалистов по истории одежды один и тот же - костюм, но у них разный объект исследования. Искусствоведы рассматривают одежду с эстетической точки зрения и как смену мод, для культурологов важно место костюма в моделях культуры, этнографов — особенности одежды разных народов. Для историков костюм - прежде всего социальный маркер представителей различных групп населения» в определенный хронологический период, отражающий структуру общества и меняющие его процессы. Костюм историками также рассматривается- и в социокультурном плане, в плане истории повседневности.
Преобладающим видом- литературы по истории костюма и моды, естественно,, являются работы искусствоведческого» характера. В них развитие костюма обычно исследуется как вид декоративного искусства, хотя в.большинстве случаев изменения-в костюме и моде, связываются с общественными процессами. К этой группе литературы относятся обобщающие работы по истории костюма И:А. Алпатовой, Р.В. Захаржевской, Ф.Ф. Комиссаржевского, М.Н. Мерцаловой, Н.М. Тарабукина. Большинство из них написано на основе лекционных курсов и освещают историю одежды народов мира, главным образом западноевропейской, с древних времен до новейшего времени. История русского костюма рассматривалась не всеми из этих авторов и то лишь в хронологических рамках допетровской Руси (Ф. Комиссаржевский, Р. Захаржевская). Только в содержании лекционного курса И:А. Алпатовой было отведено небольшое место русскому костюму XIX - начала XX вв. Тем не менее, все перечисленные работы приобретают значение для исследователей истории костюма в России, поскольку в них прослеживаются изменения в западноевропейском костюме и моде, которые перенимались сначала русскими дворянами, а затем и другими социальными слоями.
Немало выходивших ранее искусствоведческих работ имеют сильную культурологическую направленность (P.M. Кирсанова и др.). И только в последнее время появляются посвященные костюму исследования, авторы которых (М.И. Галитбарова, Т.Ю. Фефилова и др.) заявляют об их культурологической принадлежности. Об' определенном^ синтезе культурологического, социологического и философского начал речь идет в работах, рассматривающих социальную роль и семиотику костюма и моды. К ним можно отнести работы А.Б. Гофмана, Т.В. Козловой, JI.B. Петрова, Р.А. Степучева и ряд диссертаций, (В.В. Давыдовой, И.В. Шабаркиной и др.).
В отдельную группу можно выделить книги по социальной психологии и психологии моды. Связь социальной психологии с модой нашла отражение в творчестве известных социологов Г. Зиммеля и Г. Тарда. Г. Тард рассматривал обычай и моду как два проявления социального подражания. В первом случае «своему и древнему», во втором — «новому и чужому». Авторами специальных работ по психологии моды являются М.И. Килошенко и Е.А. Петрова.
Отмечая значительную научную ценность проведенных исследований, вместе с тем необходимо отметить, что, некоторые выводы и положения, выдвинутые перечисленными учеными и специалистами требуют дальнейшего развития в теоретическом и практическом плане, а ряд научных положений нуждается в корректировке в свете изменившихся социально-экономических условий развития моды на современном этапе.
Предмет исследования. Предметом исследования являются социальные функции костюма, костюм как элемент соединяющий внутреннюю и внешнюю среду человека. Место костюма в предметной и культурной среде.
Объект исследования. Объектом исследования являются факторы трансформации социальных функций костюма в обществах модернистского типа (в техногенных цивилизациях).
Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление и обоснование места, которое занимает костюм в предметной и культурной среде.
Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:
- обоснование проблемы места и социальных функций костюма;
- рассмотрение принципов создания костюма и анализ эволюции принципов дизайна в костюме;
- - анализ истоков и феномена развития костюма как специфической оболочки человека, занимающей промежуточное положение между телесностью и, внешней по отношению к индивиду, предметно-пространственной средой; типологический анализ социальных функций костюма, исследование системы социальных функций взаимодействия вариативных и инвариантных элементов социальных функций костюма;
- культурологический анализ структуры, содержания и функции языка костюма;
- определение условий и механизмов формирования современной системы социальных функций костюма в современном состоянии.
Для решения названных задач необходимо было:
- разработать культурологическую концепцию функций костюма как способа символизации социальных изменений, для чего: рассмотреть идейно-теоретические и научные основания исследования моды как института символизации социальных изменений;
- рассмотреть соотношение понятий «мода» и «костюм», исследовать взаимосвязь обозначаемых этими понятиями феноменов;
- построить теоретическую модель, отражающую реальное место моды в системе костюма;
- выявить особенности символического освоения социальных функций костюма;
- опираясь на выработанную теоретическую модель моды, выявить предпосылки институционализации моды и установить ее пределы;
- изучить факторы институционализации моды, связанные с демократизацией общественных отношений, ростом и глобализацией производства одежды.
Теоретико-методологическая база исследования
Методологической основой решения поставленных задач являются принципы и методы социокультурного, социально-психологического, социально-исторического и социально-экономического анализа, а также более общие принципы научности, объективности, единства логического и исторического подходов в исследовании социальных структур, социальных институтов и процессов, а таюке метод сравнительного анализа, позволяющий адекватно отразить наиболее специфические черты объекта изучения.
Методологическими принципами исследования стала совокупность аналитических приемов и операций, используемых историко-культурным подходом к изучению социальных функций костюма. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: метод системного и комплексного анализа исследуемой проблемы; метод культурно — исторического анализа; диахронический и синхронический методы исследования; метод исторических параллелей (сравнительно - исторический) и философско -концептуальный; сравнительно - типологический метод, сочетающийся с методом периодизации и методом аналогии и экстраполяции; сочетание исторического и логического подходов; структурно-концептуальные (идеографические, семиотические) методы семантического анализа дизайн - проектов.
Теоретические обоснования работы основаны на положениях теории культурных форм как составляющих культурной системы и принципам типологии культур, положенных в основу концепции. Основные положения концепции базируются на теории эстетической о деятельности JI.A. Зеленова .
Характер исследования потребовал обращения к проблемам системы культуры социума в целом, культуры архаики, этнической культуры, этнической социализации, культурной идентичности, особенностей русской культуры, которые освещались в работах российских ученых.
Научная новизна работы. Научная новизна исследования определяется выбором темы, впервые объектом диссертационного исследования становятся функции костюма как способа символизации социальных изменений в современном обществе.
Кроме того, новизна настоящей работы заключается в следующих результатах, полученных автором в ходе исследования:
1. Впервые на диссертационном уровне глубоко исследованы идейно-теоретические и научные основания изучения костюма как символизации социальных изменений.
2. Выявлен социокультурный феномен развития костюма как специфической оболочки человека, занимающей промежуточное положение между телесностью и, внешней по отношению к индивидууму, предметно-пространственной средой.
Зеленов Л. А. Система эстетики. М,; Н. Новгород : РАО, 2003.
3. Выделяется два аспекта исследования костюма: костюм как элемент предметной, материальной среды и костюм как элемент культурной среды.
4. Показана специфика развития и трансформация социальных функций костюма.
5. Проведено подробное исследование и обоснована типология социальных функций костюма; построена оригинальная теоретическая модель функций костюма, выявляющая особенности' символического освоения социальных изменений посредством костюма.
Положения, выносимые на защиту. С учетом полученных в ходе исследования результатов на защиту выносятся следующие теоретические положения:
1. Костюм рассматривается как способ символизации социальных изменений.
2. Костюм, являясь символизацией социальных изменений, характеризует качество активного универсального присутствия индивида как наиболее востребованная в современную эпоху форма социальной компетентности.
3. Изменение функций в сфере костюма реализуется в системе специфических социальных институтов: институт моды, фэшн индустрии и т.д.
4. Дизайн костюма рассматривается в современном обществе как модель преобразования социокультурных отношений. Костюм, создаваемый в дизайнерской деятельности, трансформируется в конкретную модель и через средства массовой коммуникации преобразовывает систему ценностей, эстетические эталоны красоты, формирует мировоззрение.
5. Восприятие и оценка семиотических свойств образа, создаваемого костюмом, порождает определенное ценностно-статусное, стратифицированное и структурированное восприятие социальной реальности, где через образ костюма и под его влиянием программируются условия для ценностно-эмоциональной и образно-символической манипуляции массовым сознанием. Через нормативно-ценностную сферу сознания дизайн костюма оказывает существенное влияние на уровень и состояние сознания масс.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая и практическая значимость работы связана с тем, что изложенные в ней- результаты, исследований расширяют имеющиеся научные представления о социальных функциях костюма, открывают возможности для дальнейшего философского, культурологического и искусствоведческого изучения места костюма в предметной и культурной среде.*
Теоретическая и- практическая значимость работы определяется, актуальностью- проблемы взаимоотношения культуры как системы и составляющих ее культурных форм, в частности общества, культур- и традиций в эстетической системе; повышенным интересом со стороны общества и различных направлений современной гуманитарной науки к проблемам развития костюма как элемента среды человека, трансформации социальных функций костюма и выявлению, и обоснованию места, которое занимает костюм в предметной и культурной среде.
Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения отдельных аспектов костюма как способа символизации социальных изменений, а также социальных функций костюма.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории философии, культуры и искусства; могут быть использованы дизайнерами в творческом процессе в виде теоретической основы для сохранения стилевых традиций при выполнении дизайн разработок при проектировании, а также для проведения дальнейших исследований в области социальных функций костюма.
Апробация исследования. Исследование проводилось автором непосредственно в его практической деятельности по выполнению дизайн разработок и исследований, проводимых в Институте дизайна Волжского государственного инженерно-педагогического университета, результатом которой явилось внедрение объектов в производство, признание и положительная оценка со стороны экспертов профессионального сообщества дизайнеров России. Отдельные идеи исследования были изложены автором на Всероссийском конкурсе «Модное преображение» (г. Москва, 2008 г.); на выставке «Дизайн 2008» (г. Москва, 2008- г.); на V Ассамблеи Союза Дизайнеров России, (г. Ростов-на-Дону, 2007 г.); на Международном Форуме «New City» (г. Тольятти, 2007 г.); на Всероссийской конференции по архитектуре, дизайну и строительству «Антикризисные проекты России» (г. Москва, 2009 г.); основные положения и результаты исследования отражены в 9-ти публикациях, общим объемом 10,25 п.л. в научных журналах и изданиях «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Философия и социология; культурология» (Киров, 2009), «Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова» (Кострома, 2009), «Вестник Оренбургского государственного университета» (Оренбург, 2009), «Научное педагогическое наследие А.П. Беляевой в системе профессионального инженерно-педагогического образования в России. Материалы II Всероссийской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов» (Н. Новгород, 2008), «Законы медицинской сферы общества. 37 академический симпозиум» (Н. Новгород, 2009), «Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Гуманитарные науки» (Н. Новгород, 2009), «Инновации в системе непрерывного профессионального образования. Материалы X Международной научно-методической конференции» (Н. Новгород, 2009), в монографии «Социальные функции костюма: костюм в предметной и культурной среде» (Н. Новгород, 2009), и в обсуждении на кафедре философии и политологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета в 2009 г.
Структура и объем диссертации. Структура и последовательность изложения материала обусловлены логикой, целями и задачами исследования.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы, приложения. Приложение содержит иллюстрации и фотоматериалы, которые позволяют более полно раскрыть поставленные в исследовании задачи.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальные функции костюма: костюм в предметной и культурной среде"
Заключение.
Диссертационное исследование рассматривает одну из важнейших и интереснейших проблем, актуальность которой обуславливается ролью костюма, являющегося одним из элементов человеческой культуры и служащего источником социальных инноваций в современном обществе, источником установления устойчивых социальных связей между людьми.
В условиях многократного наслоения негативных последствий техногенного развития цивилизации возрастает значение гуманистической роли дизайна в «очеловечивании» мира повседневного существования постиндустриального общества. В исследовании рассматривается дизайн, формирующий мир вещей, как основное средство гармонизации среды обитания человека эпохи постмодернизма. Особое место в этом процессе отводится дизайну костюма, потому что из всех бытовых предметов, окружающих человека и обслуживающих его в активной жизнедеятельности, одежда и аксессуары, составляющие в совокупности костюмный комплекс, служат человеку самым непосредственным, буквально тесным способом. Пожалуй, одежда - это единственный элемент быта, без которого современный человек существовать в социуме, действительно, не может.
В диссертационном исследовании костюм предстает как специфическая оболочка человека, занимающая промежуточное положение между телесностью и внешней по отношению к индивидууму предметно-пространственной средой. Подчеркнуто многообразие функционального назначения костюма, углублено и конкретизировано исследование с выделением в качестве его предмета социальной функции. Рассмотрены факторы трансформации социальных функций костюма в контексте культурологического анализа структуры и содержания языка костюма. Костюм исследован как инвариантная совокупность норм социального поведения, господствующих в определенных пространственно-временных рамках: рассматривая костюм в предметной и культурной среде, выстраиваются социальные функции костюма в систему, отражающую изменения в обществе и в общественной психологии.
Социальные функции костюма рассмотрены в контексте их единства с модой, которая с момента своего возникновения стала основным эстетическим критерием в области оформления внешности человека. Обосновано отношение к моде как к элементу социальной невербальной коммуникации, основанной на полисемантической природе костюма. Понимая органичную связь искусства костюма с модой, были изучены многочисленные научные труды, посвященные исследованию моды с точки зрения искусствоведческого, культурологического, экономического, психологического, социологического подходов, и на основе этого изучения пришли к самостоятельным выводам, представляющим на наш взгляд, немалый научно-практический интерес. И есть основание надеяться, что данная диссертационная работа будет способствовать не только развитию теории в области искусствоведческих проблем, но и станет подспорьем в практическом освоении и эстетическом формировании социокультурного пространства, пространства обитания человека XXI века.
Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Выявлено и обосновано место костюма в предметной и культурной среде.
2. Обоснованы проблемы места и социальных функций костюма.
3. Показаны механизмы формирования, развития и трансформация социальных функций костюма.
4. Рассмотрены принципы дизайна в костюме и анализ их эволюции, проведён культурологический анализ структуры, содержания и функции языка костюма.
5. Обоснованы истоки и феномен развития костюма как специфической оболочки человека, расположенной между телесностью и внешней к индивидууму предметно - пространственной среде.
6. Рассмотрена система социальных функций взаимодействия вариативных и инвариантных элементов социальных функций костюма на основе типологического анализа социальных функций костюма.
7. Раскрыто, что костюм и его социальные функции — неотъемлемая часть культуры.
8. Показано, что формирование современной системы социальных функций костюма как компоненты культуры и интегрирование в различные процессы происходящие в обществе должно быть сориентировано в производственной, общественной, научной, культурной, образовательной сферах, обеспечивая последовательное развитие нравственных и культурных общечеловеческих ценностей в обществе.
Список научной литературыМихеева, Мария Александровна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Александрова, Е. Я. Культурологические опыты / Е. Я. Александрова, И. М. Быховская ; Рос. акад. наук ; Рос. ин-т культурологии. М. : б. и., 1996.-116 с.
2. Андреева, Р. П. Энциклопедия моды / Р. П. Андреева. СПб. : Литера, 1997.-416 с.
3. Анненкова, JI. «Реалогия» и смысл вещи / JI. Анненкова // Декоративное искусство. 1986. - № 10 (347). - С. 41-42.
4. Антошина, Т. Музей женщины Электронный ресурс. / Т. Антошина. -Режим доступа : http://www/html/guelman/antoshina/museum.html
5. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. М. : Прогресс, 1974.-392 с.
6. Аронов, В. Вещь в аспекте искусствознания / В. Аронов // Декоративное искусство. 1985. - № 11 (336). - С. 22-23, 26.
7. Аронов, В. Р. Художник и предметное творчество : проблемы взаимодействия матер, и худож. культуры XX века / В. Р. Аронов. М. : Совет, художник, 1987. - 230 с. : ил.
8. Арто, А. Театр и его двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра : пер. с фр. / А. Арто. СПб. ; М. : Симпозиум, 2000. -440 с.
9. Бадью, А. Шум бытия / А. Бадью ; пер. с фр. Д. Скопина. М. : Прагматика культуры : Логос-Альтера, 2004. - 184 с. (Интеллектуальные биографии).
10. П.Барт, Р. Мифологии. Mythologies / Р. Барт ; пер. с фр. С. Зенкина. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - 320 с.
11. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт ; пер. с фр. С. Зенкина. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 511 с.
12. Батай, Ж. Внутренний опыт / Ж. Батай ; пер. с фр., послесл. и коммент. С. Л. Фокина. СПб. : Аксиома, Мифрил. 1997. - 336 с. - (XX в. Критическая библиотека).
13. Бауэр, В. Энциклопедия символов / В. Бауэр ; пер. с нем. И. Дюмотц, С. Головин. — М. : Крон-пресс. 1998. 512 с. - (Академия).
14. Бахтин, М. М. Опыт философского анализа текста / М. М. Бахтин // Вопросы литературы. 1976. -№ 10. - С. 148-160.
15. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса/ М. М. Бахтин. М.: Художеств, лит., 1990. - 541 с.
16. Безмоздин, Л. Н. Художественно-конструктивная деятельность человека / Л. Н. Безмоздин. Ташкент : ФАН, 1975. - 244 с.
17. Бердяев, Н. А. Духовный кризис интеллигенции / Н. А. Бердяев ; отв. ред. В. В. Сапов. М. : Канон+ : Реабилитация, 1998. - 400 с.
18. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 2 / Н. А. Бердяев ; сост., примеч. Р. Л. Гальцевой. М. : Искусство : Лига, 1994. - 510 с. - (Русские философы XX века).
19. Блауберг, И. И. Бергсон (Bergson) Анри-Луи / И. И. Блауберг // Культурология. XX век : энциклопедия : в 2 т. / сост. С. Я. Левит. -СПб., 1998. -Т. 1.
20. Блум, Ф. Мозг, разум и поведение / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер ; пер. с англ. Е. 3. Годиной. М. : Мир, 1988. - 248 с.
21. Боас, Ф. Ум первобытного человека / Ф. Боас. М.; Л.: Госиздат, 1926. -153 с.
22. Бобринская, Е. А. Концептуализм : (альбом) / Е. А. Бобринская. М. : Галарт, 1994. - 214 с.
23. Бодлер, Ш. Об искусстве / Ш. Бодлер ; пер. с фр., вступ. ст. В. В. Левика. -М.: Искусство, 1986. 421 с.
24. Бодрийяр, Ж. Соблазн = De la Sediction / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. А. Гараджи. М. : Ad Marginem, 2000.- 318с.- (Коллекция «Философия по краям»).
25. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. С. Н. Зенкин. -М. : Рудомино, 1999. 221 с.
26. Боннар, А. Греческая цивилизация. В 2 т. Т. 1 : От Илиады до Парфенона / А. Боннар ; пер. с фр. О. В. Волкова ; под ред. В. И. Авдиева, Ф. А. Петровского. М. : Искусствово, 1992. - 269 с.
27. Борев, В. Ю. Культура и массовая коммуникация / В. Ю. Борев, А. В. Коваленко ; АН СССР, Ин-т философии. М. : Наука, 1986. - 301 с.
28. Борев, Ю. Эстетика / Ю. Борев. М. : Политиздат, 1988. - 496 с.
29. Борисов, Е. В. Диалог как судьба. Событие с другим в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера Электронный ресурс. / Е. В. Борисов // История философии. М., 1997. - № 1. - Режим доступа : //http://www.philosophy.ru./iphras/library/iphl.html#2.
30. Бубенцова, К. Новые образы философии XX века / К. Бубенцова // Философия по доверенности. Позиции современной философии. СПб., 1999. - Вып. 1.
31. Быстров, В. Ю. К вопросу о возможности новых предметов философии / В. Ю. Быстров // XX век : школы и концепции. СПб., 2000. - С. 191-193.
32. Быховская, И. М. «Быть телом» «иметь тело» - «творить тело» : три уровня бытия «Homo somaticos» и проблемы физической культуры / И. М. Быховская // Теория и практика физ. культуры. - 1993. - № 7. - С. 2-5.
33. Быховская, И. М. Телесность как социокультурный феномен / И. М. Быховская // Культурология. XX век : словарь. — СПб., 1997. С. 464-467.
34. Бычков, В. В. XX век : предельные метаморфозы культуры / В. Бычков, Л. Бычкова // Полигнозис. 2000. - № 2. - С. 63-76 ; № 3. - С. 67-85.
35. Бычков, В. В. Эстетика / В. Бычков. М. : Гардарики, 2004. - 556 с. -(Disciplinae).
36. Бэкон, Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 2 : Новый органон (афоризмы об истолковании природы и царстве человека) / Ф. Бэкон ; пер. А. Л. Субботина. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мысль, 1978. - 575 с.
37. Ванштейн, О. Полные смотрят вниз. Идеология женской телесности в контексте российской моды / О. Ванштейн // Художественный журнал. -1995.- №7. -С. 49-53.
38. Вейс, Д. Нагим пришел я / Д. Вейс ; пер. с англ. Н. М. Ветошкиной, Э. Н. Питерской ; под ред. Е. Б. Бурковской. М. : Республика, 1993. - 432 с.
39. Винкельман, И.-И. История искусства древности. Малые сочинения = Geschichte der kunst des altertuns. Kleine schriften / И. Винкельман ; изд. подгот. И. Е. Бабанов ; Гос. Эрмитаж. СПб. : Алетейя, 2000. - 800 с.
40. Вислова, А. Театр в эпоху «телесной культуры» / А. Вислова // Эрос и Логос : феномен сексуальности в современной культуре : сб. ст. / сост. В. П. Шестаков. М., 2003. - С. 264-277.
41. Воронов, Н. В. Искусство предметного мира / Н. В. Воронов. М. : Знание, 1977. - 64 с. - (Серия «Искусство» ; вып. 8 (77)).
42. Воронов, Н. В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Т. 1 / Н. В. Воронов. М. : Союз Дизайнеров России, 2001. -424 с.
43. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод : Основы философской герменевтики : пер. с нем. / Х.-Г. Гадамер ; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М. : Прогресс, 1988. - 700 с.
44. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика : пер. с нем. В 4 т. Т. 1 / Г. В. Ф. Гегель ; под ред., с предисл. М. Лифшица. М. : Искусство, 1968. - 312 с. : 1 л. портр.
45. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. Т. 3 / Г. В. Ф. Гегель ; под ред. М. Лифшица. М. : Искусство, 1971.-621 с.
46. Геллнер, Э. Слова и вещи / Э. Геллнер ; пер. с англ. И. Добронравова, В. Швырева. М. : Изд-во иностр. лит., 1962. - 344 с.
47. Гизатулина, Ю. Ф. Престиж как социокультурный феномен : автореф. дис. . канд. социол. наук / Ю. Ф. Гизатулина. М., 1994.
48. Глазычев, В. Л. Дизайн в России : проблемы самоидентификации / В. Л. Глазычев // Проблемы дизайна. М., 2003. - С. 9.
49. Глазычев, В. Л. О дизайне. (Очерки по теории и практике дизайна на Западе) / В. Л. Глазычев. М. : Искусство, 1970. - 192 с.
50. Голофаст, В. Б. Люди и вещи / В. Б. Голофаст // Социологический журнал. 2000. - № 1/2. - С. 58-66.
51. Горбачева, Л. М. Мода XX века : от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро / Л. М. Горбачева. М. : Изд-во ГИТИС, 1996. - 119 с.
52. Горюнова, Ю. А. Феномен дизайна в кульутре социума : дис. + канд. филос. наук : 24.00.01 / Ю.А. Горюнова ; Морд. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. Саранск, 2003. - 160 с.
53. Гофман, Л. П. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / Л. П. Гофман. М. : ГНОМ и Д : Издат. сервис, 2000. - 224 с.
54. Громов, Е. С. Художественное творчество : опыт эстет, характеристики некоторых проблем / Е. В. Громов. М. : Политиздат, 1970. - 263 с.
55. Долгов, К. М. От Киркегора до Камю : Философия. Эстетика. Культура / К. М. Долгов. М. : Искусство, 1990. - 397 с.
56. Ермилова, В. В. Моделирование и художественное оформление одежды / В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова. М. : Акад., 2006. - 184 с.
57. Зеленов, JI. А. Народный университет дизайна : опыт, проблемы, перспективы / Л. А. Зеленов, О. П. Фролов. М. : Знание, 1990. - 32 с.
58. Зеленов, Л. А. Принципы дизайна / Л. А. Зеленов, О. П. Фролов ; ГИСИ им. В. П. Чкалова. Горький : ГИСИ, 1978. - 30 с.
59. Зеленов, Л. А. Система философии : монография / Л. А. Зеленов ; Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. Н. Новгород : ННГУ, 1991. - 128 с.
60. Зеленов, Л. А. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1 : Философия / Л. А. Зеленов ; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т ; Общерос. акад. человековедения, Нижегор. филос. клуб. Н. Новгород : Изд. Гладкова О. В., 2006. - 172 с. : ил.
61. Зеленов, Л. А. Собрание сочинений. В 4т. Т. 4 : Эстетика/ Л. А. Зеленов ; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т ; Общерос. акад. человековедения, Нижегор. филос. клуб. Н. Новгород : Изд. Гладкова О. В., 2006.-250 с.
62. Зеленов, Л. А. Техническая эстетика / Л. А. Зеленов. Горький : ГИСИ, 1966.69.3иммель, Г. Философия культуры / Г. Зиммель. М. : Логос, 1996. - 278 с.
63. Игнатьева, И. Д. Антропология техники : человек как субъект мира техники /И. Д. Игнатьева. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1992. -130 с.
64. Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М. : Политиздат, 1991. - 464 с. - (Серия «Мыслители XX века»).
65. Иноземцев, В. Л. Индивидуализированное общество / В. Иноземцев // Вопросы философии. 2001. - № 8. - С. 171-177.73 .История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли : в 5 т. М. : Искусство, 1962-1970. - Т. 1-5.
66. Йейтс, Ф. Три латинских источника классического искусства памяти / Ф. Йейтс // Искусство памяти / Ф. Йейтс ; пер. с англ. Е. В. Малышкиной. СПб., 1997. - Гл. 1. - С. 12-42.
67. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб. : Петрополис, 1996.-415 с.
68. Каганский, В. Л. Ландшафт как земное тело человека и его герменеврирование / О. К. Румянцев и др. // Логос живого и герменевтика телесности : ежегодник. М., 2005. - Вып. 13/14. - С. 569-600.
69. Казарин, А. В. Дизайн как социокультурный феномен : дис. . канд. филос. наук : 24.00.01 / А. В. Казарин ; науч. рук. JI. А. Зеленов ; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород: ННГАСУ, 2002. - 165 с.
70. Казарин, А. В. Закономерности становления дизайна / А. В. Казарин // Интеллектуальная собственность в информационном обществе : тез. докл. II Междунар. Нижегор. ярмарки идей, 26 Академ, симп. Н. Новгород, 1998.
71. Кантор, К. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия (1955-1985). История и теория / К. Кантор. М. : Галарт, 1996. - 263 с.
72. Килошенко, М. И. Психология моды : теоретический и прикладной аспекты. СПб. : СПГУТ, 2001.- 192 с.
73. Козлова, Т. В. Костюм как знаковая система / Т. В. Козлова. М. : МТИ, 1980.-68 с.
74. Комиссаржевский, Ф. История костюма / Ф. Комиссаржевский. Минск : Литература, 1998. - 260 с.
75. Комова, С. В. Дизайн костюма как средство управления и манипулирования массовым сознанием : дис. + канд. филос. наук : 24.00.01 / С. В. Комова. Краснодар, 2004. - 180 с.
76. Кон, И. С. Мужское тело в истории культуры / И. С. Кон. М. : Слово, 2003. - 360 с.
77. Кристиан, Д. Рождение коллекции : главы из книги «Кристиан Диор и я» / Д. Кристиан // Журнал мод. 1966. - № 1, прил. ; № 4.
78. Кузьмук, О. Л. Мода как социокультурный фактор функционирования отечественной индустрии модной одежды : автореф. дис. . канд. социол. наук / О. Л. Кузьмук. М., 2000. - 26 с.
79. Левинас, Э. Время и другой. Гуманизм другого человека пер. с фр. / Э. Левинас. СПб. : Высш. религиоз.-филос. шк., 1998. - 265 с.
80. Леви-Строс, К. Структурная антропология : пер. с фр. / К. Леви-Строс. -М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с. - (Серия «Психология без границ»).
81. Масалкова, Л. А. О некоторых закономерностях моды как социального явления / Л. А. Масалкова // Вопросы теории и методов социологических исследований. М., 1980.
82. Массовая культура : современные западные исследования : пер. с англ. / отв. ред. В. В. Зверева. М. : Фонд науч. исслед. «Прагматика культуры», 2005. - 339 с.
83. Мелихов, А. Хомо Фантастикус / А. Мелихов // Новое время. 2001. - № 5. - С. 38-39.
84. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия : пер. с фр. / М. Мерло-Понти ; под ред. И. С. Вдовиной, С. JI. Фокина. СПб. : Ювента : Наука, 1999.- 603 с.
85. Михеева, М. А. Костюм как социальное явление / М. А. Михеева // Вестник Оренбургского государственного университета. — Оренбург, 2009. Вып. 5(99). - С. 17-21.
86. Михеева, М. А. Мода как социокультурный феномен / М. А. Михеева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Кострома, 2009. - № 3. - С. 142-144.
87. Михеева, М. А. Дизайн медицинской одежды / М. А. Михеева // Законы медицинской сферы общества : 12 Междунар. Нижегор. ярмарка идей, 37 Академ, симп. -Н. Новгород, 2009. С. 158-159.
88. Михеева, М. А. Костюм как средство эстетического воспитания личности / М. А. Михеева // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Социально-гуманитарные науки / Нижегор. гос. архитектур.-строит. унт. -Н. Новгород, 2009. С. 137-139.
89. Михеева, М. А. Социально-психологический подход к изучению феномена моды / М. А. Михеева // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Социально-гуманитарные науки / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. — Н. Новгород, 2009. С. 45-48.
90. Михеева, М. А. Эстетический подход в изучении феномена моды / М. А. Михеева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Философия и социология, культурология. — Киров, 2009. -Вып. 1 (4).-С. 139-141.
91. Пармон, Ф. М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары / Ф. М. Пармон. -М. : Легпромбытиздат, 1997. — 318 с.
92. Пармон, Ф. М. Художественное моделирование промышленных образцов / Ф. М. Пармон, М. О. Бадеева. -М. : Легпромбытиздат, 1986. -76 с.
93. Петров, Л. В. Феномен моды в процессе межличностного общения / Л. В. Петров // Категории этики и эстетики. Л., 1973. - С. 153-154.
94. Петровская, Е. Мужское тело Электронный ресурс. / Е. Петровская. -Режим доступа : http://www.ntv.ru/ nordon/archive/a33.
95. Прима, Е. В. Жизненный потенциал человека как базовая ценность культуры : автореф. дис. . канд. культурол. наук : 24.00.01 / Елена Владимировна Прима. Н. Новгород : ННГАСУ, 2000. - 29 с.
96. Проблемы системного анализа развития культуры : сб. тр. / отв. ред. Б. А. Грушин; Всесоюз. ин-т систем, исслед. М.: ВНИИСИ, 1984. - Вып. 4. - 91 с.
97. Проблемы утраты и возрождения традиций и классической культуры на фоне развития цивилизации : сб. материалов науч. конф. / под ред. В. М. Строгецкого. Н. Новгород. 2007. - 440 с.
98. Пруст, М. В поисках утраченного времени : Под сенью девушек в цвету : роман / М. Пруст ; пер. с фр. Н. Любимова. М. : Художеств, лит., 1976.-459 с.
99. Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. -М. : Политиздат, 1991.-287 с. : ил.
100. Рапп, Ф. Многоаспектность современной техники / Ф. Рапп // Вопросы философии. 1989. - № 2. - С. 163-166.
101. Рахманкулова, Д. Р. Человек и вещь в пространстве культуры : монография / Д. Р. Рахманкулова. Н. Новгород : НГПУ, 2008. - 116 с.
102. Ривош, Я. Н. Время и вещи : очерки по истории материальной культуры в России начала XX века / Я. Н. Ривош. М.: Искусство, 1990. - 303 с.
103. Сведсен, JI. Философия моды / Л. Сведсен ; пер. с норв. А. Шипунова. М. : Прогресс-Традиция, 2007. - 256 с.
104. Техника и культура // Философия и жизнь : материалы студенч. науч. конф.-М., 2004.
105. Тойнби, А. Постижние истории : сборник : пер. с англ. / А. Тойнби. — М.: Прогресс, 1991. 736 с.
106. Тоффлер, А. Футуршок / А. Тоффлер. СПб. : Лань, 1997. - 464 с.
107. Тульчинский, Г. Л. Вещь и тело как онтофания свободы / Г. Л. Тульчинский // Время/бремя артефактов. (Социальная аналитика непоправимости). СПб., 2004. - С. 44-70.
108. Туровский, М. Б. Философские основания культурологи / М. Б. Туровский. М. : РОССПЭН, 1997. - 440 с.
109. Тхостов, А. Ш. Психология телесности / А. Ш Тхостов. М. : Смысл, 2002. - 288 с. - (Сер. «Фундаментальная психология»).
110. Фортунатова, В. А. Человек в мире культуры / В. А. Фортунатова. Н. Новгород : Изд-во НГПУ, 1998. - 99 с.
111. Фрейд, 3. Художник и фантазирование / 3. Фрейд ; пер. с нем. : Р. Ф. Додельцев, А. М. Кессей, М. Н. Попов. М. : Республика, 1995. - 400 с.
112. Фролова, С. В. Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания : дис. . канд. филос. наук : 09.00.01. / С. В. Фролова. Саратов, 2000. - 160 с. : ил.
113. Хелл, Д. Ландшафт депрессии / Д. Хелл. М. : Алетейя, 1999. - 280 с. -(Сер. «Гуманистическая психиатрия»).
114. Хоружий, С. С. О старом и новом / С. С. Хоружий. СПб. : Алетейя, 2000.-477 с.
115. Хренов, Н. А. Культура в эпоху социального хаоса / Н. А. Хренов. М. : Наука, 2002.-447 с.
116. Черный, Ю. Ю. Философия пола и любви Н. А. Бердяева / Ю. Ю. Черный ; Ин-т науч. информ. по обществ, наукам. М. : Наука, 2004. - 132 с.
117. Шеллинг, Ф. В. Философия искусства / Ф. В. Шеллинг ; пер. с нем. и предисл. П. С. Попова. СПб. : Алетейя : Университет, кн. : Кренов, 1996.-495 с.
118. Эдрих, М. Загадочная Коко Шанель : пер. с фр. / М. Эдрих. М. : Артист. Режиссер. Театр, 1994. - 368 с.
119. Элькина, 3. Б. Мода и ее социальная сущность : автореф. дис. . канд. филос. наук / 3. Б. Элькина. Л., 1974.
120. Blumer Н. Fashion / Н. Blumer // International Encyclopedia of the Social Sciences. New York, 1968. - Vol. 5. - 343 p.
121. Denton, R. E. Political Communication in America / R. E. Denton, G. C. Woodword. New York : Praeger Paperback, 1985. - 328 c.
122. Drakulic, S. How We Survived Communism & Even Laughed / Slavenka Drakulic. New York : Harper Perennial, 1993.
123. Fedotov, G. P. The Russian Religious Mind. Vol. 1 : Kievan Christianity, the Tenth to the Thirteenth Centuries / G. P. Fedotov. Cambridge : Harvard University Press, 1966. - 339 p.
124. Graham S. Undiscovered Russia / S. Graham. London : Lane, 1912. -337 p. : ill.
125. Lipovetsky, G. L'cpire de L'ephere / G. Lipovetsky. Paris, 1987. - 360 p.
126. Matthews, C. Sophia : Goddess of Wisdom: The Divine Feminine from Black Goddess to World Soul / C. Matthews. London : Mandala, 1991. -466 p.
127. Oushakine, S. In the State of Post-Soviet Aphasia: Symbolic Development in Contemporary Russia / S. Oushakine // Europe-Asia Studies. 2000. - Vol. 52, № 6 (September). - P. 991-1016.
128. Shaftsbury, A. C. Characteristics of men, manners, opinions, times ete. Vol. I / A. C. Shaftsbury. London, 1900. - P. 57-58.
129. The Random House Dictionary of English Language. New York, 1973. - 408 p.
130. Vowles, J. Marriage a la russe / J. Vowles // Sexuality and the Body in Russian Culture. Cambridge, 1995. - P. 56.