автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Социальные и этические вопросы католической и православной церковно-учительской литературы Речи Посполитой XVII в.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Корзо, Маргарита Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Социальные и этические вопросы католической и православной церковно-учительской литературы Речи Посполитой XVII в.'

Текст диссертации на тему "Социальные и этические вопросы католической и православной церковно-учительской литературы Речи Посполитой XVII в."

о п

7 Я

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М.В.ЛОМОНОСОВА

Корзо Маргарита Анатольевна

Социальные и этические вопросы католической и православной церковно-учительной

литературы Речи Посполитой XVII в.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

На правах рукописи

Научный руководитель — кандидат исторических наук, доцент М.В.Дмитриев

Москва. 1998.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение................................................................................................................. 3

Характеристика использованных источников.................................................... 17

Историография...................................................................................................... 32

Глава I. Представления о человеческой природе и грехе......................................................................40

§ 1. Человек в земном раю..................................................................................................................................................45

§ 2. Человек после грехопадения..............................................................................................................................50

§ 3. Человек в раю небесном............................................................................................................................................55

§ 4. Антропологические представления в православной литературе

учительного жанра............................................................................................................................................................................60

Глава II. Этическая проблематика..............................................................................................................................................71

§ 1. Пастырство вины и страха......................................................................................................................................71

§ 2. Способы ограничения греховных склонностей в человеке................................80

§ 3. Пути добродетели..................................................................................................................................................................86

§ 4. Восстановление падшего человека в православной учительной

литературе........................................................................................................................................................................................................91

Глава III. Отношение к смерти.............................................................................. 103

§ 1. Драматизация смерти. Момент смерти и посмертное воздаяние...... 103

§ 2. "Приручение" смерти............................................................................110

§ 3. Ведение мирских дел как часть подготовки к смерти......................... 115

§ 4. Отношение к смерти в православной церковно-учительной литературе.................................................................................................... 120

Глава IV. Социальная проблематика.................................................................... 132

§ 1. Человек и социум. Верность своему призванию как условие

спасения........................................................................................................ 132

§ 2. Деятельная позиция христианина в миру. Отношение к труду и ко

времени......................................................................................................... 138

§ 3. Отношение к материальным благам. Богатство и бедность,

их значение для спасения........................................................................... 147

§ 4. Социальная проблематика в православной учительной

литературе.................................................................................................... 156

Заключение............................................................................................................. 168

Библиография........................................................................................................ 173

ВВЕДЕНИЕ

Одной из определяющих черт европейской истории XVI-XVII вв. является процесс конфессионализации — формирование специфического "лица", осознание своей особости представителями различных христианских Церквей1. Важным аспектом этого процесса было идейное обособление христианских конфессий (в первую очередь — Католицизма и Протестантизма), которое делало для Римского Католицизма необходимым прояснение и систематизацию основных положений догматики. Эта задача была решена Тридентским собором2, заседавшим с перерывами в 1545-48, 1551-52 и 1562-63 гг.: уже первые его сессии были посвящены обсуждению тех аспектов вероучения, которые в большей степени дебатировались или были переосмыслены деятелями Реформации (источники Божественного Откровения, соотношение Писания и Предания; первородный грех; оправдание и значение добрых дел для достижения спасения; таинства причастия и покаяния, др.)3.

Догматическая позиция отцов собора нашла свое отражение в объемистом "Римском Катехизисе". Катехизис разрабатывался комиссией теологов уже после завершения работы собора, но с учетом его пожеланий. Окончательный вариант был одобрен Пием V и издан в 1566 г. Катехизис не был формально утвержден Церковью, а всего лишь рекомендован папой, поэтому он не имел силы исповедания веры. Несмотря на это, его значение состоит в том, что это был первый единый для всей Католической Церкви, предназначенный для приходского духовенства свод основных положений вероучения4.

1 Развернутое определение конфессионализации дано Е.В.Зееденом: "религиозно-интеллектуальное и организационное оформление различных противоборствующих со времен религиозного раскола христианских конфессий в относительно стабильные (в том, что касается догматики, права и религиозно-нравственных установок) церковные структуры. Одновременно это и их распространение в христианском мире Европы Нового времени; их сопротивление при помощи политических и дипломатических средств вмешательству извне; но одновременно и их формирование внецерковными силами, особенно же государственной политикой". Цит. по -.Дмитриев М.В. Центробежные и центростремительные тенденции в развитии европейского христианства в XVI-XVII вв. // Брестская уния 1596г. и общественно-политическая борьба на Украине и Белоруссии в конце XVI-начале XVII в. Ч. 1. Брестская уния 1596 г. Исторические причины. М., 1996. С. 26. Подробнее о конфессионализации см. также: Reinhard W. Reformation, Counter-Reformation and the Early Modern State. A Reassessment // Catholic Historical Review. 1989. N. 7. P. 383-404; Schilling H. The Second Reformation — Problems and Issues // Schilling H. Religion, Political Culture and the Emergence of Early Modern Society. Essays in German and Dutch History. Leiden, Brill, 1992. P. 247-301.

2 В историографии уже давно утвердилось мнение о том, что Тридентский собор был ключевым событием двуединого процесса, проходившего в лоне Католической Церкви — Контрреформации и Католической реформы. Первостепенной задачей, стоявшей перед отцами собора было не столько противостоять влиянию протестантизма, сколько провести организационные и дисциплинарные реформы внутри самой Католической Церкви. Одним из первых понятие "Католическая реформа" было введено Г.Едином (Katholische Reformation oder Gegenreformation. Lucerne, 1946).

3 О ходе Тридентского собора см.: Jedin Н. Crisis and Closure of the Council of Trent. A Retrospective View from the Second Vatican Council. London, Melbourne, 1967.

4 В первом издании текст не был внутренне расчленен. Во 2-м издании (1572 г.) он был поделен на книги и главы, а в 3-м (1574 г.) — на вопросы и ответы. На польский язык "Римский Катехизис" был переведен уже в 1568 г. Валентием Кучборским и издан в Кракове. Этот перевод, а также более поздний архиепископа Ст.Карнковского переиздавался в Речи Посполитой вплоть до начала XX в. 9 раз. Наряду с катехизисами иезуитов Петра Канизия и Роберто Беллармино, "Римский Катехизис" был одним из основных вероучительных пособий, которые приходские священники использо-

Процесс догматического размежевания христианских конфессий сопровождался усилением церковного воздействия на верующих, которое осуществлялось через многообразные формы пастырской и образовательной активности5. По замечанию В.Чаплинского, "Церковь окружала верующего своей опекой от колыбели до гроба, формировала его вкусы убранством и архитектурой сакральных сооружений, через песни и проповеди формировала его мировоззрение и представления о смысле жизни"6. Парадоксальным образом Тридент обошел совершенным молчанием те новые формы пастырской деятельности, которые получили широкое распространение еще накануне собора и в значительной степени сформировали "лицо" посттридентского Католицизма7. Главная заслуга рекатолизации общества принадлежала новым монашеским орденам, орентированным исключительно на практическую деятельность, на активное участие в повседневной жизни Церкви. Значительная их часть рассматривала содержание учебных заведений и преподавание в них как основную форму своего пастырского служения.

Одним из главных выразителей обновительных тенденций в лоне Католической Церкви стало созданное в 1534 г. Игнатием Лойолой и утвержденное в 1540 г. Павлом III "Общество Иисуса" — Орден иезуитов. Приехав в Польшу в 1564 г. — в год утверждения постановлений Тридентского собора Сигизмундом Августом на сейме в Парчеве, иезуиты при содействии кардинала Ст.Гозия открыли в 1565 г. первую коллегию в Браневе (Вармия). К середине XVII в. ими было создано более 40 новых школ в польской и литовской провинциях Ордена, Академия в Вильно, 5 диоцезиальных и 2 папские семинарии; через образовательные институции иезуитов прошло почти 29 тысяч человек8. Помимо педагогической деятельности, одной из главных обязанностей членов Ордена было проведение катехизации. Клирики

вали в своей пастырской деятельности. См.: Encyklopedia koscielna. Pod red. M.Nowodworskiego. Т. 10. Warszawa, 1877. S. 218,228. "Римский Катехизис" цитируется по изданию: Katechizm rzymski, wedlug uchwaly s. Soboru Trydentskiego dla plebanow ulozony, z rozkazu najprzod Piusa V, potem Klemensa XIII po tacinie wydany, na polski j?zyk w lat cztery po Soborze przez Imci Ks§dza Walentego Kuczborskiego, Archi-dyakona Pomorskiego przetfumaczony; teraz zas z mate mi i z niektoremi dodatkami przedrukowany. Jaslo, 1866. При цитировании первая римская цифра означает часть, вторая — раздел, арабская — номер вопроса.

5 См.: Marcochi М. I decreti di riforma del Concilio Tridentino // La riforma cattolica. Documenti e testi-monianze. V. 1. Brescia, 1967. S. 499-502, 558-560; Meersseman G.G. II tipo ideale del parroco secondo la riforma tridentina nelle sue fonti letterarie // II Concilio di Trento e la riforma tridentina. Atti del Conveg-no Internazionale. Trento 2-6 Settembre 1963. Freiburg, 1965. V. 1. S. 27-44.

6 Czaplinski W. Kultura baroku w Polsce // Pami^tnik X Powszechnego zjazdu historykow polskich w Lubline. Cz. 1. Referaty. Warszawa, 1968. S. 203.

7 Речь идет об активном привлечении мирян к пропаганде различных форм христианского благочестия; поддержке светских братств, занимающихся делами милосердия; практиках духовных упражнений, программах изучения Писания и основ христианской морали для детей и взрослых; об организации не только внешних, но и внутренних миссий. Эти недочеты Тридента объясняются, возможно, тем, что основную часть его участников составляли епископы. См.: O'Malley J.W. Was Ignatius Loyola a Church Reformer? How to Look at Early Modern Catholicism // O'Malley J. W. Religious Culture in the Sixteenth Century: Preaching, Rhetoric, Spirituality, and Reform. Norfolk, 1993. P. 188-189.

8 Natonski B. Szkolnictwo jezuickie w Polsce w dobie kontrreformacji // Z dziejow szkolnictwa jezuickiego w Polsce. Krakow, 1994. S. 45,48-49.

изучали методы катехизации всех возрастных категорий верующих, профессы9 приносили специальный обет катехизации детей. Перед принесением простых обетов священники в течение 40 дней занимались преподаванием основ веры подросткам или простонародью. В начале XVII в. виленский ректор Я.Гружевский ввел обычай "катехитических песен", которые исполнялись студентами на польском и литовском языках на площадях Вильно10.

Важной формой пастырской деятельности Ордена стали и внутренние миссии. В XVII в. иезуиты использовали две формы миссионерской деятельности. Во-первых, миссии в приходских церквях, которые продолжались 3-4 недели. Дважды в день (утром и вечером) читались проповеди, проводились специальные богослужения, для прихожан всех возрастов преподавался катехизис. Второй формой были выездные миссии в сельской местности (т.н. missio риге ruralis), которые организовывались в первую очередь на восточных землях Речи Посполитой. В специально обустроенных помещениях непосредственно в деревне дважды в день проводились богослужения. Много времени отводилось молитвам и песням, которые способствовали лучшему запоминанию основ христианского вероучения; катехизис преподавался отдельно детям и взрослым. Такая миссия длилась около недели и завершалась исповедью и причащением всех жителей деревни. По договоренности с владельцем или арендатором деревни, ее жители на время проведения миссии освобождались от части своих обязанностей на господских полях11.

Наряду с иезуитами, в Речи Посполитой разворачивает свою деятельность и ряд других новых монашеских орденов. Сеть начальных бесплатных школ для сирот и детей бедняков создали пиары (Ordo Scholarum Piarum) — монашеская конгрегация, основанная в 1617 г. Иосифом Калазанцем (1556-1648), члены которой связали себя специальным обетом обучения детей и молодежи. Приглашенные в Польшу Владиславом IV в 1642 г., пиары на рубеже XVII-XVIII вв. значительно потеснили иезуитов в сфере среднего образования. В 1651 г. в варшавском приходе Св.Креста открыли семинарию члены конгрегации лазаристов или миссионеров (Congregatio Missionis, 1624 г.). Их приоритетной задачей была организация внутренних миссий и системы начального образования в сельской местности. К началу XVIII в. в руках конгрегации оказались почти все диоцезиальные семинарии для

9 Профессы (professi) — категория священников в Ордене иезуитов, которые приносят три торжественных обета: бедности, целомудрия и послушания, а также четвертый обет послушания Апостольскому Престолу в вопросах миссий. Вторую категорию священников образуют т.н. духовные коадъюторы (coadiutores spirituales), которые приносят только три обычных обета. См.: Encyklopedia wiedzy о jezuitach na ziemiach Polski i Litwy. 1564-1995. Krakow, 1996. S. 286,539.

10 Obirek St. Jezuici w Rzeczypospolitej obojga narodöw w latach 1564-1668. Dzialalnosc religijna, spoteczno-kulturalna i polityczna. Krakow, 1996. S. 58.

11 Encyklopedia wiedzy о jezuitach. S. 428. О миссионерской деятельности иезуитов см.: Яковенко С.Г. К вопросу о миссионерской и просветительской деятельности католической церкви на восточно-славянских землях Речи Посполитой (вторая половина XVI в.) // Материалы школы молодых славистов и балканистов. М., 1990. С. 60-75; Drzymala К. Praca jezuitöw polskich nad ludnosci^ wiejskc(. w pierw-szym stuleciu osiedlenia si§ zakonu w Rzeczypospolitej //Nasza Przeszlosc. 1964. N. 20. S. 51-75.

приходского духовенства12. Пионером женского образования считается женская монашеская конгрегация "Благовещения Богородицы" (Ordo Visitationis Beatae Mariae Virginis, 1610 г.), открывшая свою первую школу для девочек в 1654 г. в Варшаве13.

Педагогическая и миссионерская деятельность как новых, так и реформированных старых орденов способствовала более глубокой христианизации верующих, осознанному усвоению ими базовых христианских ценностей. Масштабность деятельности орденов на ниве просвещения и культуры не только в Речи Посполи-той, но и в Европе позволяет сделать вывод о том, что ново-европейское общество, по крайней мере та его часть, которая оставалась в орбите влияния Католической Церкви, было в значительной степени воспитано монахами14.

Украинско-белорусские земли, входившие в состав Речи Посполитой, также оказались в сфере влияния происходивших в Европе процессов конфессионализа-ции. Именно перемены этого периода, как считает Ф.Сысын, сформировали лицо современных украинских и белорусских религиозных традиций. Специфика данного региона состояла в том, что религиозная культура православного общества формировалась в условиях религиозного плюрализма15. В конце XVI в. Православная Церковь в этом регионе стала испытывать влияние со стороны организационно укрепившегося и консолидировавшегося Католицизма. Первый период Контрреформации - Католической реформы в Речи Посполитой завершился, и Католическая Церковь от отстаивания своих позиций и полемики с реформационным лагерем перешла к вероучительной экспансии16. Одним из ее проявлений стал характер заключенной в 1596 г. в Бресте церковной унии. Внеся раскол в украинско-белорусское общество, уния и развернувшаяся вокруг нее полемика стали, тем не менее, важным катализатором становления конфессиональной идентичности православного населения этих земель.

Ответом на идущие из иной конфессиональной среды влияния стала активная переводческая и издательская деятельность, создание целого ряда учебных заведе-

12 Librowski St. Dekret Soboru Trydenckiego o seminariach i pierwsze seminaria diecezjalne w Polsce // Atene-um Kaplañskie. 1969. N. 72. Z. 2. S. 230-233.

13 Приглашение новых монашеских орденов (оформившихся главным образом во Франции) в середине XVII в. в Речь Посполитую часто рассматривается как вторая волна тридентской реформы. В то время как в Польше Католическая реформа к этому времени в значительной степени себя исчерпала, во Франции она находилась в стадии подъема. Принесенное на польские земли в конце XVII в., французское влияние проявило себя в полной мере лишь в XVIII в. См.: Górski К. Od religij-nosci do mistyki. Zarys dziejów zycia wewn^trznego w Polsce. Cz. 1. 966-1795. Lublin, 1962. S. 163-164.

14 О культурно-просветительской деятельности старых реформированных и новых монашеских орденов в Речи Посполитой XVII в. см.: Kosciól w Polsce. Pod red. J.Kíoczowskiego. Т. 2. Wieki XVI-XVII. Kraków, 1970. S. 677,758-761; Buba J. O zalozeniach organizacyjnych pierwszych szkól pijarskich w Italii i w Polsce w XVII wieku //Kultura i literatura dawnej Polski. Studia. Warszawa, 1968. S. 489-532; Jastrzqbski L. Polskie wizytki, czyli Historia pierwszego klasztora zakonnic Nawiedzenia Najswi^tszej Maryi Panny w Warsza-wie. Rzym, 1849; SchletzA. Historia sióstr milosierdzia w Polsce // Nasza Przeszlosc. 1960. N. 12. S. 59-173.

15 Sysyn F. The Formation of Modern Ukrainian Religious Culture: The Sixteenth and Seventeenth Centuries // Church, Nation and State in Russia and Ukraine. Ed. by G.A.Hosking. London, 1991. P. 3-4.

16 О периодизации польской Контрреформации см.: Tazbir J. Swi?ci, grzesznicy i kacerze. Warszawa, 1959. S. 23-27.

ний. Помимо переводов текстов Св.Писания на местное наречие (например, Евангелие Василия Тяпинского ок. 1580 г., Новый Завет Валентина Негалевского 1581 г., др.)17, большой вклад внесли кружки книжников, оформившиеся при дворах таких просвещенных представителей православной знати, как А.М.Курбский (1528-1583) и К.К.Острож