автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему: Социальные проблемы генетики человека
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кашапов, Фёдор Адеевич
Введение.3
Глава I. Диалектико-материалистический аспект исследования социальных проблем генетики человека. . 22
§ I. Диалектико-материалистические принципы изучения человека и его наследственности .22
§ 2. Марксистско-ленинское понимание соотношения социальной природы и биологической основы человека.39
Глава П. Специфика социально-биологической проблемы в антропогенетике .69
§ I. Взаимосвязь социального и биологического в исследовании наследственности человека. . . 69
§ 2. Качественная специфика наследственности человека как социального существа 104 -
§ 3. Место генетики в системе наук о человеке . 129
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Кашапов, Фёдор Адеевич
Актуальность исследования. Диссертация посвящена философской разработке социальных проблем генетики человека.Актуальность данной темы определяется прежде всего тем, что ХХУ1 съезд КПСС в качестве одной из важнейших проблем социальной политики провозгласил задачу дальнейшего развития материальных и духовных основ социалистического образа жизни, формирования нового всесторонне развитого человека^. Решение этого вопроса предполагает глубокое научно-теоретическое изучение проблемы человека с учетом естественнонаучных и философских представлений о его природе.
Социальные проблемы генетики человека возникли как естественное следствие научно-технического и социального прогресса. Актуальность исследования этой темы обусловлена рядом факторов. Во-первых, бурное развитие генетики, включение ее в процесс научно-технической революции и выдвижение биологии в лидеры естествознания вносит в жизнь человека, в его господство над природой,обществом и самим собой новый круг проблем, которые требуют социально-философского анализа. Биология бросает "вызов" философии. Проблема "вызова" широко обсуждалась на ХУ1 Всемирном философском конгрессе,состоявшемся в 1978 г. Одним из важнейших вопросов, возникших перед философией в связи с возрастающим значением биологии в жизни общества и отдельного человека, является исследование социальных проблем био
I. См. Материалы ХХУ1 съезда ШСС.-М.: Политиздат, 1981, с.63. логического познания.
Во-вторых, современная биология не ограничивается познавательными задачами, а становится одним из средств изменения живого мира, управления жизненными процессами человека и удовлетворения его нужд. Генетика составляет теоретический фундамент биологии. Поэтому особый интерес вызывает прогресс генетики, так как это позволяет найти эффективные пути оказания помощи людям с наследственными болезнями, осуществить ряд медико-биологических мероприятий, направленных на улучшение адаптивных возможностей человека. Развитие этих исследований и практические рекомендации порождают "не только биологические проблемы, но также целый комплекс этических, юридических, мировоззренческих проблем. Все это требует уже сегодня усиления связи между разными науками, так или иначе изучающими человека"-'-;1
В-третьих, особая важность исследования данной темы определяется задачами идеологической борьбы на современном этапе. Буржуазные идеологи пытаются представить капитализм как вечную и непреходящую общественную систему, которая наиболее полно соответствует "врожденной" природе человека и поэтому, якобы, неустранимую никакими социальными революциями. Так "врожденной" агрессивностью пытаются объяснить классовую борьбу, войны, эксплуатацию, антисоциальность в поведении и индивидуализм. Подмена социальных проблем биологическими и попыт
I. Пастушный С.А. Философские и методологические проблемы ге нетики. - В кн.: Философия и современная биология. - М.: Политиздат, 1973, с. 197. ка решения этих проблем при помощи генетики ведет в конечном итоге к построению социальных утопий, которые носят реакционный характер и по своему существу дезориентируют социальную деятельность человека. Поэтому марксистско-ленинское решение социальных проблем генетики человека является мощным оружием в борьбе с любым идейным и классовым противником;'
В-четвертых, дальнейшее развитие общества требует учитывать природные, биологические и генетические особенности человеческой популяции и каждого иццивида;1 Без знания наследственности человека, механизмов ее реализации в природной и общественной среде становится невозможным всестороннее решение проблемы целенаправленного формирования человека;' С возникновением и развитием генной инженерии социальные проблемы генетики человека резко обостряются. Возможность вмешательства в структуру наследственного аппарата человека, которая открывается с развитием техники молекулярных операций, будет требовать глубокого анализа социального смысла и общественных последствий этой деятельности, так как результаты генно-инженерных работ для самого человека могут оказаться непредсказуемыми. Все это делает задачу дальнейшей разработки социальных проблем генетики человека, в особенности, проблем качественной специфики наследственности человека, соотношения социального и генетического в человеке, интеграции социального и биологического знания в генетике человека не только теоретически актуальной, но и практически значимой.
Соотношение социального и генетического в человеке носит диалектический характер. Абсолютизация одной из этих сторон приводит к ошибочным концепциям. О преувеличении роли генетических факторов в формировании человека было отмечено в докладе К.У.Черненко на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС: "Вряд ли можно признать научными концепции, которые объясняют такие, например, качества человека как честность, смелость, порядочность наличием "положительных" генов и фактически отрицают, что эти качества формируются социальной средой"-'". В докладе, посвященном именно актуальным вопросам идеологической, массово-политической работы партии, это важное замечание обращает внимание на совершенствование всего нашего идейно-теоретического арсенала, касающегося в данном случае исследования проблемы формирования человека. Преувеличение роли генетического, генный фетишизм в изучении человека заключается в том, что его наследственности приписывают такие свойства, которыми она не может обладать по своей природе. Наследственность человека хотя и носит социализированный характер и этим коренным образом отличается от организации наследственности животных, тем не менее она не может осуществлять передачу более сложных социальных качеств человека, которые формируются только в социальной среде. Для преодоления ошибочных взглядов, своеобразного генного фетишизма необходима глубокая разработка социальных проблем генетики человека с позиций диалектического и исторического материализма с привлечением естественнонаучного материала.
I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1988 г. - М.: Политиздат, 1983, с. 34.
Генетика человека занимает особое место в комплексе наук о человеке. Обусловлено это осознанием важной роли не только общественных, но и генетических факторов в существовании и развитии человека как социального существа. С появлением генетики встал вопрос о значении наследственности в формировании определенных свойств, присущих только человеку. Поэтому в науке происходит интенсификация тех исследований, которые лежат на стыке социальных и биологических дисциплин; Как отмечает И.Т.Фролов, чтобы добиться этого в полной мере необходимо больше уделять внимание анализу социально-философских основ биологического познания человека Проблемы генетики человека выходят за рамки естественнонаучной концепции, в пределах которой они зародились. Одним из таких "выходов" является постановка социальных проблем, что вызывает необходимость исследования их философского содержания. Известно, что материализм естествоиспытателя в его частно научных исследованиях может сочетаться с идеализмом при объяснении общественных явлений. Тем более это относится к попыткам объяснения человека как субъекта социальной деятельности. К.Маркс писал, что "недостатки абстрактного естественнонаучного материализма, исключающего исторический процесс, обнаруживаются уже в абстрактных и идеологических представлениях его защитников, едва лишь они решаются выйти за пределы своей специальности" . Ограниченность современного естественноисторического материализма
1. Фролов И.Т. Проблема человека в "век биологии". - В кн.:-Биологическое и социальное в развитии человека. - М.: Наука, 1977, с. 95.
2. Маркс К., Зйгельс Соч., т. 23, с. 383 /примечание/. при изучении человека как социального существа и интерпретации общественных явлений говорит о необходимости перехода ученых на мировоззренческие и методологические позиции исторического и диалектического материализма. Исследование социальных проблем генетики человека ведет к уточнению статуса этой науки как отрасли социально-биологического познания человека, В этом плане генетика человека, обладая специфическим аппаратом комплексного исследования, начинает выступать одной из форм синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания о человеке.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время можно выделить два основных направления философских исследований, связанных с анализом социальных проблем генетики человека: вну-тринаучное и социокультурное направление. Такое деление основано на различении широкого и узкого смысла понятия социального, а также внутренних и внешних факторов научного познания.
В широком смысле социальное характеризует внутреннюю интегральную природу человека как социального существа, находящегося в общественных отношениях. Показывал, что генетики неизбежно должны выходить за пределы своей специальности, когда они решают теоретические вопросы генной инженерии, охраны и улучшения наследственности человека, С.А.Пастушный подчеркивает, что "фундаментальные проблемы генетики человека заставляют современных ученых считаться с социальными характеристиками человека"*.
I. Пастушный С.А, Генетика как объект философского анализа. -М.: Мысль, 1981, с. 245.
- 9В узком смысле социальное характеризует только общественные отношения, в которые вступает человек. Поэтому понятие социального шире понятия общественного и не сводится к нему. Общественные условия познания и практической деятельности человека в силу своей сложности и опосредованности различными факторами требуют комплексного анализа. Вот почему "перспективы развития генетики человека и практическая реализация их результатов не могут успешно осуществляться без учета социального контекста"^. Тем более, что в антогонистическом обществе представители естественноисторического материализма не в состоянии ". сладить с общественными вопросами" . Необходимость учета закономерностей социального развития при решении учеными социальных проблем генетики человека без знания исторического материализма приводит к тому, что они договариваются, по словам В.И.Ленина, "до целого ряда вопиющих нелепостей и насчет политики, и насчет "монистической религии" и т.д. и о т.п." . Достаточно вспомнить тот факт, что Ф.Гальтон и его последователи рассматривали евгенику как религию будущего. И сегодня не прекращаются попытки использовать достижения генетики как панацею от всех социальных бед.
Широкий и узкий смысл понятия социального анализируется
H.Б.Оконской, используется В.Г.Афанасьевым, все более исследуются в литературе внутренние и внешние факторы научного познания. Такое деление понятия можно использовать для анализа
I. Пастушный С.А. Генетика как объект философского анализа. -М.: Мысль, 1981, с. 244.
2, Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 377.
3. Там же, с. 377.
- 10 рассматриваемых социальных проблем.
В узком смысле слова социальные проблемы генетики человека связаны с социокультурными, общественными проблемами и функциями этой науки, с социальной интерпретацией обнаруженных закономерностей и практических рекомендаций. С возникновением марксизма была решена проблема социальной обусловленности науки, объективности социальных проблем естествознания и регулятивной роли гуманистических принципов, неразрывно связанных с объективными целями передовых общественных классов, партий, с коммунистическим будущим человечества.
Генетика человека имеет общие и порождает специфические социальные проблемы. Социальные проблемы отражают влияние биологической науки и, в частности, генетики на развитие медицины и здравоохранения и в конечном итоге на развитие производительных сил в условиях научно-технического прогресса. Медицинская генетика открывает новые возможности для сохранения, укрепления генетических основ здоровья человека, его трудоспособности и жизнерадостности. Социальные проблемы отражаю® то новое, что вносится генетикой человека как наукой в отношение человека к природе, к обществу, к самому себе, к своему будущему в этом мире. Этот процесс осмысляется философами, социологами, историками, науковедами, теологами, писателями, общественными деятелями, широко мыслящими генетиками, биологами, антропологами, юристами, медиками. "Рефлексия социальных условий деятельности является характерной чертой субъекта познания на современном этапеИсследование комплекса новых к* проблем, порождаемойгенетикой человека, превращается сегодня из предмета специальных наук в предмет всеобщего научного и общественного интереса. Чтобы в полной мере ответить на вопросы, включающие в себя социальные аспекты рассмотрения, необходимо учитывать коренные общественные условия и возможности их решения. Однако этого недостаточно, так как необходимо также знать какова сущность человека, передается ли она по наследству, а отсюда возникают вопросы о том, что представляет собой наследственность человека, каковы ее отличительные особенности, обеспечивающие ему возможность в онтогенезе усваивать социальную программу. Таким образом, в генетике человека как в никакой другой науке обнаруживается зависимость социокультурных проблем, внешних факторов научного познания от внутринаучных проблем, учитывающих социальные характеристики человека как объекта исследования.
В широком смысле слова социальные проблемы генетики человека связаны с изучением наследственности человека как социального существа и переплетаются с внутринаучными проблемами этой науки. В общем плане это проблемы соотношения социального и биологического в человеке. Существуют биологические проблемы генетики человека, которые решаются биологическими методами, но есть и социальные проблемы генетики человека, которые решаются социальными методами и требуют обращения к философии. Так соотношение социального и биологического в
I. Зиневич Ю.А., Федотова В.Г. Роль социально-культурных факт торов в исследовании науки. - Вопросы философии,1982,№9,с.77.
- 12 исследовании наследственности человека не может быть решено на уровне биологической методологии, так как это область социально-философской проблематики.
Социальные проблемы,: возникающие в генетике человека способствуют соотнесению частнонаучных представлений о человеке с общефилософским пониманием его социальной сущности и существования. В истории науки было много точек зрения на природу человека, на процесс его развития. Однако действительно глубокая и успешная разработка проблемы человека началась с возникновением марксистско-ленинской философии. Большое место в философских представлениях о природе человека в советской литературе уделяется диалектическому рассмотрению биологических и социальных факторов в его формировании.
Социальные проблемы генетики человека являются по существу одним из аспектов этой социально-биологической проблемы. Необходимость философской разработки социально-генетического аспекта данной проблематики отмечается многими авторами / Ас-тауров Б.Л., Бадалян Л.О., Баев А.А., Батенин С.С., Беляев Д.К., Берг Р.Л., Бердышев Г.Д., Бочков Н.П., Брушлинс-кий А.В., Гирусов З.В., Давиденков С.Н., Дубинин Н.П., Дубровский Д.И., Карпинская Р.С., Кремянский В.И., Лысечко В.П., Мерлин B.C., Никитюк Б.А., Оконская Н.Б., Пастушный С.А., Пе-хов А.П., Рокитский П.Ф., Рычков Ю.Г., русалов В.М., Тарасов К.Е., Тищенко В.И., Федоров В.М., Фролов И.Т., Царегород-цев Г.И., Черненко Е.К., Эфроимсон В.П. и др./. Сюда можно отнести ряд фундаментальных вопросов о том, как влияет социальный прогресс на наследственность человека, каковы перепективы развития генетических основ человечества, угрожает ли ему генетическое вырождение, есть ли генетические преграды для совершенствования человека, какова специфика наследственности человека как субъекта социальной деятельности. Социальные проблемы генетики человека включают в себя проблемы, фиксирующие взаимодействие между социальным и генетическим в ходе антропосоциогенеза, а также вопросы, касающиеся взаимодействия социальной природы человека и его биологической основы.
Таким образом, выделение широкого и узкого смысла понятия социального, учитывающее социальные характеристики человека и коренные общественные условия его жизни и познания, представляется необходимым, чтобы не обеднять рассматриваемую проблематику и не сводить ее к какой-либо одной стороне.
Сложный комплекс социальных проблем, выдвинутый современным этапом развития генетики человека, подтверждает слова В.И.Ленина о том, что ". без философских выводов естествозт нанию не обойтись ни в коем случае.1 В свою очередь новая проблематика, возникшая в связи с приложением достижений генетики в обществе, требует углубления философских представлений о человеке. Одним из недостатков исследований по социальным проблемам генетики человека является незавершенность разработки целостной концепции генетики человека как науки, формирующейся на стыке социального и биологического исследования наследственности человека. Н.П.Бочков ясно и четко отмечает: "Сегодня назрела необходимость в систематическом изложении
I. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 31 философских и социальных вопросов генетики человека"*. Разработка и систематическое изложение наиболее общих философских оснований решения социальных проблем генетики человека является необходимым этапом исследования в этой области. В.И.Ленин писал: "Кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот немицуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя "натыкаться*на эти общие вопросы"^.
Это положение В.И.Ленина о решении общих и частных вопросов используется также в качестве структурообразующего принципа построения работы. Отсюда изложение теш предполагает предварительное решение общих вопросов, восхождение от абстрактного к конкретному, а в данной работе от общей проблемы человека и его наследственности в первой главе к проблеме взаимосвязи социального и биологического в исследовании его наследственности во второй главе. Такой метод позволяет решить проблему исходного пункта исследования, сформулировать основные философские принципы, без которых невозможно решить проблему, а также поставить в начале изложения ряд частных вопросов, требующих, как писал В.И.Ленин, предварительного решения общих.
Если рассматривать ситуацию, сложившуюся в генетике человека с учетом диалектики внутренних и внешних факторов развития научного познания, то в философской литературе более детально исследована роль внешних, социокультурных факторов.
1. Бочков Н.П. Методологические и социальные вопросы современной генетики человека. - Вопросы философии, 1981, № I, с. 62.
2. Hieнин В.И. Полн. собр. соч., т. 15, с. 368.
На современном этапе исследования возникает необходимость показать зависимость разработки социокультурных факторов от внутринаучных в генетике человека. Это даст возможность конкретизировать диалектику взаимодействия рассматриваемых сторон, а также показать, что в конечном счете решающая роль социокультурных факторов может быть установлена при глубоком знании внутринаучных факторов научного познания в генетике человека. Имея в виду внутренние факторы, следует отметить, что слабым звеном философского анализа является неразработанность диалектики наследственности человека и социальной среды в формировании человека как социального существа. Философская значимость этой проблемы связана с тем, что ее исследование выступает одним из концептуальных узлов современной проблемы человека.'
Поскольку статьи о генетике человека нет ни в "Философской энциклопедии", ни в "Философском энциклопедическом словаре" 1983 года, хотя соотношение социального и генетического в человеке можно отнести к числу классических познавательных задач, то мы полностью приведем определение данного предмета, его статуса и основных проблем из "Большой Советской Энциклопедии". "Генетика человека, отрасль генетики, тесно связанная с антропологией и медициной; Генетику человека условно подразделяют на антропогенетику, изучающую наследственность и изменчивость нормальных признаков человеческого организма, и генетику медицинскую, которая изучает его наследственную патологию /болезни, дефекты, уродства и др./. Генетика человека связана с эволюционной теорией, так как исследует конкретные механизмы эволюции человека и его место в природе, с психологией, философией, .социологией. Из направлений генетики человека наиболее интенсивно развивается цитогенетика, биохимическая генетика, иммуногенетика, генетика высшей нервной деятельности, физиологическая генетика""''
Генетика человека в комплексе с другими науками вскрывает один из моментов соотношения социального и биологического в человеке; Поэтому мы считаем, что существует генетический аспект изучения взаимоотношения данных реальностей. Опосредо-ванность социального и биологического имеет специфические механизмы не только на биологическом, но и на генетическом уровне, который и определяет некоторые элементы данного взаимодействия^ Еще в 1974 году, выступая с обсуждением в журнале "Природа" статьи биолога-эволюциониста Э.Майра 'Человек как биологический вид", И.Т.Фролов писал: "Нужна конкретная программа для исследований биологической природы человека, которая, естественно, существует и находится в сложнейших связях р и зависимостях с его социальной сущностью ;| Цитируя это положение, хотелось бы обратить внимание на указание о существовании сложнейших "связей и зависимостей" между биологической природой человека и его социальной сущностью. Поэтому анализ соотношения социального и генетического в человеке проводится не вообще, а в рамках преодоления оторванности изучения социальной сущности человека от исследования его как
1. Гринберг К.Н., Прокофьева-Бельговская А.А. Генетика человека. - В кн.: БСЭ.' 3-е изд., 1971, т. б, с. 238.
2. Фролов И.Т. Биология и будущее человека. - Природа, 1974, № 2, с. 47. природного, биологического существа, имеющего специфические jj наследственные механизмы. В работе "Меделизм и философские проблемы современной генетики" 1976 года было высказано положение о том, что "само направление исследований в области генетики человека во многом определяется пониманием сущности человека, соотношения социальных и биологических /генетических/ факторов его развития"^. Исследуя литературу последних лет, Г.Г.Порошенко и В.М.Федоров показали актуальность этого положения для современной генетики человека. Очевидно, это является основной тенденцией исследования советских философов по данной проблематике, которой мы и будем придерживаться.
Генетика человека накопила большой фактический материал, который не оставляет сомнений в вопросе о наследственной детерминированности психофизиологических особенностей, индивидуальных различий между людьми, о генетической обусловленности нейродинамического эквивалента психики. Обращая внимание на роль генетических факторов в формировании отдельных свойств человека, в литературе упускалось из виду исследование роли генетических факторов в формировании человека как социального существа. Используя категории диалектики: вещь, свойство, отношение и учитывая зависимость отношений и свойств вещи от природы самой вещи, в диссертации акцентируется внимание на исследовании не отдельных свойств человека, а на материальном субстрате человека как социального существа. Детерминированность свойств человека взаимодействием наследственности и
I. Фролов И.Т., Пастушный С.А. Менделизм и философские проб лемы современной генетики. - М.: Мысль, 1976, с. 202. социальной среды говорит о большей детерминированности самой вещи, то есть человека как субстрата, носителя социальной жизни. Таким образом, нас интересует генетически обусловленная биологическая предпосылка становления и развития человека как субъекта социальной деятельности.
Научное понимание социальных проблем генетики человека обнаруживается только с позиций всей марксистско-ленинской философии и в особенности диалектико-материалистического решения соотношения социального и биологического в человеке. Такой подход позволяет выделить в качестве социальных проблем генетики человека те проблемы, которые связаны с изучением наследственных механизмов биологической основы человека, в процессе которого учитываются его социальные характеристики, а также общественные условия познания и практической реализации полученных результатов. Следовательно, диалектический материализм задает определенную концептуальную базу, служащую основой для решения социальных проблем генетики человека.
Сформулируем вкратце цель, задачи и результаты исследования. В диссертации ставится цель проанализировать социальные проблемы, возникающие на стыке социального и биологического исследования человека и его наследственности: I/проблему качественной специфики наследственности человека; 2/проблему соотношения социального и генетического в человеке; 3/проблему интеграции социального и биологического знания в генетике человека. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть методологическое значение философских принципов материального единства мира, развития, отражения и деятельности для анализа филогенетического и онтогенетического аспекта изучения проблемы наследственности человека;
- показать методологическое значение открытия К.Марксом социальной сущности человека для решения проблемы взаимодействия естественных и общественных наук при изучении человека и его наследственности;
- показать общее и особенное в наследственности человека в сравнении с наследственностью животных;
- выявить существенную роль социальной среды в реализации социально опосредованных особенностей организации биологии человека, аккумулированных в его генетической программе;
- уточнить статус генетики человека как пограничной науки, формирующейся на стыке социальных и биологических дисциплин.
В процессе исследования получены следующие результаты.
I. Показано, что наследственность человека является качественно новой формой биологического наследования, которая сформировалась в филогенезе под влиянием социальных факторов и реализуется в онтогенезе под влиянием социально-информативных воздействий. Новизна результата состоит в обнаружении качественной специфики наследственности человека, которая заключается в том, что это не просто биологическое наследование, а наследование биологических основ социальной природы человека, то есть предпосылок к труду, речи и мышлению. В основе биологических предпосылок лежит весь генотип как целостная система, в котором иерархично детерминированы признаки человека на разных уровнях /морфологическом, физиологическом, ней-родинамическом и психодинамическом/. Качественная специфика наследственности человека проявляется в том, что позволяет человеку в онтогенезе, усваивая социальную программу, вступать в общественные отношения и тем самым раскрывать свою социальную сущность, то есть производить в отличие от животного по меркам любого вида, усваивать любой язык и, овладевая абстрактным мышлением, проникать в сущность любых вещей. Наследование биологических предпосылок социального формирования человека является фундаментальной особенностью наследственности человека и позволяет охарактеризовать ее как высшую форму биологического наследования.
• II. Показано, что соотношение социального и генетического в человеке имеет две стороны и их отношение выражается как существенная и необходимая связь. Первая сторона состоит в том, что а/ генетическое является первичным в онтогенезе человека по отношению к его социальной сущности, б/ генетическое есть необходимая, но не достаточная предпосылка для становления социальности человека. Вторая сторона состоит в том, что социальное детерминирует формы реализации законов специфической /социализированной/ наследственности человека, то есть такую особенность ее организации, которая возникла в ходе антропосоциогенеза под влиянием социальных факторов и не реализуется вне социальной среды. В силу этого человек в онтогенезе приобретает социальную сущность не в соответствии с законами его биологической наследственности, а по законам социального развития, точнее по закону взаимодействия социальных и генетических факторов в развитии человека, в соответствии с которым социальные факторы являются определяющими по отношению к социализированной наследственности человека. Новизна результата состоит в конкретизации общего принципа взаимодействия социального и биологического в человеке по отношению к его отдельной стороне, связанной с генетическими механизмами.
III. Показано, что интеграция социального и биологического знания в генетике человека состоит: I/ в разработке пограничных проблем между естественнонаучным и гуманитарным познанием человека; 2/ в формировании биосоциального метода познания наследственности человека, в процессе которого учитываются: связи с предшествующими уровнями организации материи, с окружающей природной и социальной средой, социальные характеристики человека, общественные условия познания, социальные последствия практической реализации полученных результатов; 3/ в формировании теории биосоциального объекта в генетике человека, которая опирается на системно-структурный анализ и принцип историзма в объяснении наследственности человека как сложного явления, включенного в более общую систему. Новизна результата состоит в том, что содержание предмета исследования приведено к адекватной форме, в качестве которой выступает концепция генетики человека кал биосоциальной дисциплины. Генетика человека изучает не просто наследственность человека, а самого человека, обладающего наследственностью, что является прерогативой социально-философского анализа, складывающегося в рамках биосоциального типа познания. В целом показывается, что современные достижения генетики человека вопреки буржуазным концепциям би-ологизаторства и вульгарного социологизаторства конкретизируют соотношение социального и биологического в человеке и углубляют марксистское учение о его социальной сущности.
- 22
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальные проблемы генетики человека"
Заключение
В диссертации на основе философского анализа социальных проблем генетики человека выявляется, что в генетике человека происходит интеграция биологического и социального знания в единую систему биосоциального познания. В рамках биосоциального познания наследственности человека формируется концепция генетики человека как биосоциальной дисциплины. Не устраняя биологического и социального познания человека и его наследственности, биосоциальный подход позволяет исследовать сформировавшиеся в филогенезе под влиянием социальных факторов биологические основы и генетические предпосылки онтогенеза человека как социального существа.
Для подведения итога исследования изложим вкратце результаты первой -и второй главы диссертации. В первой главе показано, что социальная сущность человека и его наследственность представляют собой сущность высокоорганизованной материи и высокоорганизованную форму биологического наследования. Отмечается, что социальная сущность может принадлежать только социальному материальному образованию каким является человек. Раскрывается концептуальное значение открытия К.Марксом социальной сущности человека для развития взаимодействия естественных и общественных наук при изучении человека. Анализ положений марксизма, о природе человека содержит два момента, имеющих важное методологическое значение: а) необходимость учета социального аспекта в понимании природы человека в противоположность биологизаторским концепциям; б) необходимость естественнонаучного изучения природных основ и предпосылок формирования человека в противоположность социологизаторским концепциям. Использование философских принципов материального единства мира, развития, отражения и деятельности для раскрытия филогенетического и онтогенетического аспекта изучения проблемы наследственности человека показывает, что диалектический материализм имеет относительно самостоятельное решение проблемы качества наследственности человека, которое опирается на данные общей генетики, молекулярной биологии, теории информации. Утверждается, что социальная сущность человека выступает не просто гносеологической характеристикой для удобства словесного различения человека и животного, но также является онтологической характеристикой человека, имеющего социально-материальную организацию, которая отражена на уровне структуры его наследственности.
Соотношение социального и биологического было конкретизировано в соотношении социальной природы и биологической основы человека, которые диалектически взаимосвязаны в нем. Признавая эту связь на философском уровне исследования, следует признать необходимость конкретнонаучного исследования данной связи в историческом и индивидуальном развитии человека. Причем исследование на философском уровне выступает методологическим ориентиром конкретнонаучного исследования, но ни в коем случае не подменяет его. Неразрывная связь социальной природы человека с его биологической основой имеет определенные материальные механизмы, которые отражены в наследственности человека и служат предпосылкой процесса его социализации в онтогенезе. Наследственность человека в отличие от наследственности животных находится в определенной зависимости от его социального качества, что позволяет охарактеризовать ее как особую форму биологического наследования. Исследование сложных наследственных процессов, непосредственно причастных к специфически человеческой биологии, отражающей в себе особенности социального качества человека, является необходимым этапом развития генетики человека.
Показывается, что социальная природа человека имеет специфические биологические основы и наследственные предпосылки и поэтому может принадлежать человеку не как биологическому существу, а как существу, организм которого имеет определенные социальные характеристики. Учитывая диалектику организма и среды, следует рассматривать формирование природы человека не только исключительно со стороны его социальной среды, но и со стороны социальных характеристик его организма, организма человека как социального существа. Только социальное существо может осуществлять социальную деятельность, в которой проявляется социальная сущность человека и утверждается общественная жизнь.
В механизме формирования социальной сущности человека в общественной среде выделяется I/ результирующая и 2/ процессуальная сторона. Подчеркивается, что ни результат, ни процесс социализации по наследству не передается. Человек не рождается социальным существом, а становится им в общественной среде благодаря социально-информативным воздействиям на его наследственность.
Во второй главе обосновывается статус генетики человека как самостоятельной биосоциальной дисциплины, имеющей биосоциальный объект исследования. Для этого показывается, что связь социального и генетического в человеке имеет опосредованный характер и от изучения диалектической опосредованности этой связи во многом зависит решение проблемы качества наследственности человека и решение проблемы природных предпосылок его социальной природы. Показано, что комплексное исследование проблемы взаимодействия социального и природного в человеке и его наследственности имеет исторический и актуальный аспект. Единство актуального и исторического аспекта рассматривается как конкретно-исторический подход, который снимает проблему альтернативности системно-структурного и исторического метода в генетике человека.
Выявляется, что особая форма биологического наследования, представленная в наследственности человека, заключается в том, что это не просто биологическое или социальное наследование, а наследование биологических основ социального. Наследственность человека как высшая форма, биологического наследования является по существу наследованием биосоциального в человеке, то есть только биологических предпосылок социального.
В онтогенезе человека наследственные факторы являются первичными по отношению к его социальной природе, выступают предпосылкой социального в нем. Поэтому специфическая наследственность человека есть необходимая, но не достаточная предпосылка становления человека как социального существа. Человек в онтогенезе приобретает социальную сущность не в соответствии с законами его биологической наследственности, а по законам социального развития, точнее по закону взаимодействия социальных и генетических факторов в развитии человека, в соответствии с которым социальные факторы являются определяющими по отношению к социализированной наследственности человека.
Показывается, что в генетике человека по мере приближения к теоретическому пониманию целостности предмета своего исследования происходит переход от количественного многообразия и биологических и социальных характеристик к качественной определенности наследственности человека как биосоциального объекта. Биосоциальный характер объекта приводит к новому типу познания в генетике человека - к биосоциальному познанию.
Из результатов, полученных в первой и второй главе, следует ответ на основной вопрос, сформулированный в заглавии диссертации и конкретизированный в цели исследования. Основным вопросом философского анализа социальных проблем генетики человека является вопрос о соотношении социального и биологического в исследовании человека и его наследственности. Это соотношение имеет онтологический и гносеологический аспект исследования. В онтологическом плане взаимодействие между социальным и биологическим в наследственности человека характеризует особый тип биосоциальных объектов. В гносеологическом плане взаимодействие между социальным и биологическим в исследовании наследственности человека характеризует особый тип познания, который квалифицируется как биосоциальное познание. Биосоциальное познание в генетике человека возможно на основе исследования наследственности человека как биосоциального объекта. Статус генетики человека как биосоциальной дисциплины можно установить тогда, когда учитывается единство онтологического и гносеологического аспекта исследования, то есть когда показывается, что биосоциальное познание основано на изучении биосоциального объекта. Развитие генетики человека от чисто биологического понимания наследственности человека до понимания ее комплексной биосоциальной природы является процессом формирования нового биосоциального типа познания, требующего приведения его содержания к адекватной форме. Отсюда делается вывод: социальные проблемы генетики человека становятся предметом особой биосоциальной дисциплины, которая и придает завершенность форме нового типа, биосоциального познания в генетике человека. Восхождение от абстрактного к конкретному в становлении генетики человека завершается осмыслением ее статуса как пограничной биосоциальной дисциплины, интегрирующей биологическое и социальное знание в единую концептуальную систему биосоциального познания.
Разработка социальных проблем генетики человека служит одним из источников дальнейшего формирования единой науки о человеке.
Список научной литературыКашапов, Фёдор Адеевич, диссертация по теме "Философия науки и техники"
1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 219-368.
2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 414-429.
3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 1-4.
4. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 8, с. II5-2I7.
5. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 13, с. I-I67.
6. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии.
7. Том первый. Книга I: Процесс производства капитала. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 5-784.
8. Маркс К. Теории прибавочной стоимости. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 26, ч. III, с. 3-568.
9. Маркс К. Письмо Людвигу Кугельману, II июля 1868 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 32, с. 460-462.
10. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 42, с. 41-174.
11. Маркс К, Экономические рукописи 1857-1859 годов. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч. II, с. 5-521.
12. Маркс К. Экономическая рукопись I86I-I863 годов. Отдел I. Процесс производства капитала. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 47, с. 3-612.
13. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б.Бауэра, и Штирнера и немецкого социализма в лице ее различных пророков. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 7-544.
14. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 19, с. 185-230.
15. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г-ном Евгением Дюрингом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 1-338.
16. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 339-626.
17. Энгельс Ф, Происхоодение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованием Льюиса Г. Моргана. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 23-178.
18. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 269-317.
19. Энгельс Ф. Письмо К.Марксу, 19 ноября 1844 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 27, с. 9-14.
20. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов. /Ответ на статьи "Русского Богатства" против марксистов/, Полн. собр. соч., т. I, с. 125-346.
21. Ленин В.И. Отношение к буржуазным партиям. Полн. собр. соч., т. 15, с. 368-388.
22. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. Полн. собр. соч., т. 18, с. 7-384.
23. Ленин В.И. Либеральный профессор о равенстве. -Полн. собр. соч., т. 24, с. 361-364.
24. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т. 29, с. 5-620.
25. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина. Полн. собр. соч., т. 42, с. 264-304.
26. Ленин В.И. 0 значении воинствующего материализма. -Полн. собр. соч., т. 45, с. 23-33.
27. Официально-документальные материалы
28. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.- 223 с.
29. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.
30. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 31 с.
31. Конституция /Основной закон/ Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 окт. 1977 г. М.: Политиздат, 1978. - 62 с.1. Книги и статьи
32. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни /Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида/. М.: Мысль, 1977.- 224 с.
33. Актуальные вопросы современной генетики. /Под ред. С.И.Алиханяна. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. 603 с.
34. Алексеев В.П. О роли социальных факторов в биологической дивергенции человеческих популяций. Советская этнография, 1976, №4, с. II4-I3I.
35. Алексеев П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. М.: изд-во Моск. ун-та, 1978. - 336 с.
36. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 339 с.
37. Анохин П.К. Социальное и биологическое в природе человека. В кн.: Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы симпозиума в г. Москве - сентябрь 1975 г.- М.: 1975, с. 301-318.
38. Аптер М. Кибернетика, и развитие, /Пер. с англ. А.Л.Тоома. Под ред. И.И.Пятецкого-Шапира. М.: Мир, 1970. -215 с.
39. Астауров Б.Л. Проблемы общей биологии и генетики. /Послесл. Д.К.Беляева. М.: Наука, 1979. - 293 с., ил.
40. Ата-Мурадова. Ф.А. Развивающийся мозг. Системный анализ. Генетические детерминанты. М.: Медицина, 1980. - 296 с., ил.
41. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. - 382 с.
42. Бадалян Л.О. Биологическое и социальное в генетике человека. В кн.: Критический анализ некоторых теорий и концепций в медицине буржуазных стран. - М.: Медицина, 1972,с. 60-80.
43. Баев А.А. Социальные аспекты генетической инженерии.- В кн.: Философская борьба идей в современном естествознании.- М.: Наука, 1977, с. 134-147.
44. Баев А.А. Современная биология как социальное явление.- Вопросы философии, 1981, № 3, с. 17-26.
45. Батенин С.С. Человек в его истории. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. - 296 с.
46. Беляев Д.К. Проблемы биологии человека: генетические реальности и задачи синтеза социального и биологического. -Природа, 1976, № 6, с. 26-30.
47. Беляев Д.К. Современная наука и проблемы исследования человека. Вопросы философии, 1981, № 3, с. 4-16.
48. Берг Р.Л., Давиденков С.Н. Наследственность и наследственные болезни человека. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1971.- 155 с.
49. Бердышев Г.Д., Криворучко И.Ф. Генетика человека с основами медицинской генетики: Учеб. пособие для студентов биол. спец. вузов. Киев: Вшца школа. Головное изд-во, 1979.448 с.
50. Бережной Н.М. Проблема человека в трудах К.Маркса: Монография. М.: Высшая школа, 1981. - III с.
51. Биологическое и социальное в развитии человека. /Под ред. Б.Ф.Ломова,. м.: Наука, 1977. - 277 с.
52. Биология и современное научное познание. /Под ред. Р.С.Карпинской. М.: Наука, 1980. - 367 с.
53. Биология человека и социальный прогресс. Межвуз. сб. научных трудов. Пермский ун-т, 1982. 200 с.
54. Боген Г.И. Современная биология. /Пер с нем. Предисл. А.Бутенандта. М.: Мир, 1970. - 411 е., с ил.
55. Бочков Н.П. Генетика человека /наследственность и патология/. М.: Медицина, 1978. - 381 с. с ил.
56. Бочков Н.П." Методологические и социальные вопросы современной генетики человека. Вопросы философии, 1981, 'В I, с. 51-62.
57. Бочков Н.П. Прогресс общества и генетика человека. -М.: Знание, 1971. 48 с. с ил.
58. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Знание, 1977. - 64 с. - /Новое в жизни, науке, технике. Серия "Биология", № II/.
59. Вернеке А. Биологизм и идеологическая борьба /Пер. с нем. Э.М.Мирского. М.: Мысль, 1981. - 254 с.
60. Волянский Н., Никитюк Б.А. Генетический и экологический контроль за ростом человека. В кн.: Новые исследования по генетике развития человека: Сб. научн. тр. АПН СССР НИИ общей педагогики. - М.: 1977, с. 2-17.
61. Генетика человека, ее философские и социально-этические проблемы. Круглый стол "Вопросов философии". - Вопросы философии, 1979, № 7, с. I06-II5; № 8, с. 125-134.
62. Гирусов Э.В. Система "общество-природа": /Проблемы социальной экологии/. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1976. - 167 с.
63. Гирусов Э.В. Биосоциальный подход в изучении трудовой деятельности. В кн.: Биология и современное научное познание. - М.: Наука, 1980, с. 353-365.
64. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М.: Политиздат, 1973. - 319 с.
65. Григорьян Б.Т. Философская антропология: /Критич. очерк/. М.: Мысль, 1982. - 188 с.
66. Гринберг К.Н., Прокофьева-Бельговская А.А. Генетика человека. В кн.: БСЭ. 3-е изд., 1971, т. 6, с. 238-239.
67. Гробстайн К. Стратегия жизни. М.: Мир, 1968. 144 с. с ил,
68. Гумилев Л.Н. Биосфера и импульсы сознания. Природа, 1978, № 12, с. 97-105.
69. Демин М.Н, Об одном аспекте соотношения биологического и социального. Науч. докл. высш.школы. Философские науки, 1971, & 2, с. II4-I2I.
70. Диалектика в науках о природе и человеке: Тр. III Всесоюз. совещ. по филос. вопр. соврем, естестовознания. -22-24 апреля 1981 г. В 4-х кн. /Под ред. И.Т.Фролова. М.: Наука, 1983.
71. Дитль Г. М., Газе Г., Кранхольд Г.Г.- Генетика человека в социалистическом обществе: Философско-этические и социальные проблемы. /Пер. с нем. ,с сокращ.; Послесл. С.А.Пас-тушного. - М.: Мысль, 1981. - 207 с.
72. Дубинин Н.П. Биологические и социальные факторы в развитии человека. Вопросы философии, 1977, № 2, с. 46-57.
73. Дубинин Н.П. Наследование биологическое и социальное.- Коммунист, 1980, № II, с. 62-74.
74. Дубинин Н.П. Социальное и биологическое в развитии человека. В кн.: Соотношение биологического и социального. /Межвуз. сб. науч. тр. Пермский ун-т, 1981, с. 3-13.
75. Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983.- 334 с., с ил., схем.
76. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. /0 природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения/. М.: Политиздат, 1982.- 304 с.
77. Дубровский Д. И. PC анализу методологических аспектов биосоциальной проблемы. В кн.: Биология и современное научное познание. - М.: Наука, 1980, с. 324-340.
78. Дубровский Д.И. Проблема "психика и мозг" в свете категорий социального и биологического. Вопросы философии, 1982, Jf» 5, с. 65-75.
79. Дышловой В.Д., Пилявская С.М., Плехов В.Н. Генетика -медицине. Киев: Здоров'я, 1978. - 126 е., ил.
80. Ефимов Ю.И. Философские проблемы теории антропосоцио-генеза. /Под ред. М.Г.Макарова. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1981. - 192 с.
81. Жирнов В.Д. Проблема предмета медицины. /Методологический анализ/. М.: Медицина, 1978. - 240 с.
82. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды. Вопросы психологии, 1967, № 2, с. III-I34.
83. Зиневич Ю.А., Федотова В.Г. Роль социально-культурных факторов в исследовании науки. Вопросы философии, 1982, Ji° 9, с. 67-77.
84. Игнатьев В.Н, Социобиология человека.: "Теория генно--культурной коэволюции". /По поводу книги: Ч.Дж.Ламсден и Э.О.Уилсон. Гены, разум и культура,. Процесс коэволюции/. -Вопросы философии, 1982, № 9, с. I34-I4I.
85. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1974. 271 с.
86. Каганова З.В. Проблема философских оснований биологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 208 с.
87. Казначеев В.П. Биосистема и адаптация. Новосибирск, 1973, - 74 с. со схем.
88. Канаев И.И. Фрэнсио Гальтон. I822-I9II. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1972. - 134 о. о ил.
89. Карсаевская Т.В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека. М.: Медицина, 1978. - 247 с.
90. Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. М.: Мысль, 1980. - 208 с.
91. Карпинская Р.С. Внешнее и внутреннее в биологии.
92. В кн.: Философские проблемы современной биологии. М. - Л.: Наука, с. 63-77.
93. Карпинская Р.С., Рудзявичус С.А. 0 целостном подходе в генетике человека. Науч. докл. высш. школы. Философские науки, 1976, № 6, с. 65-71.
94. Керимова А.Д. Социально-этические проблемы генетики человека. Вопросы философии, 1980, №5, с. I65-I7I.
95. Кольцов Н.К. Евфеника. В кн.: БМЭ, 1929, т. 9, с. 689-692.
96. Кремянский В.И. 0 развитии соотношений биологического и социального в человеке. В кн.: Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы симпозиума в Москве -сентябрь 1975 г. - М.: 1975, с. I05-II5.
97. Кукушкина Е.И. Диалектический материализм. Общие проблемы теории познания. Лекции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 160 с.
98. Кумпф Ф., Оруджев З.М. Диалектическая логика: Основные принципы и проблемы. М.: Политиздат, 1979. - 286 с.
99. Купцов В.И. Роль философии в научном познании. М.: Знание, 1976. - 64 с. - /Новое в жизни, науке, технике: Серия "Философия", № 6/.
100. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.
101. Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981. - 479 с.
102. Лобашев М.Е. Принципы генетического анализа. В кн.: Актуальные вопросы современной генетики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966, с. 7-22.
103. Лолер Дж. Коэффициент интелекта, наследственность и расизм. /Пер. с англ. О.А.Кирпичниковой. М.: Прогресс, 1982. - 253 с.
104. Ломов Б.Ф. Проблема биологического и социального в психологии. В кн.: Биологическое и социальное в развитии человека. - М.: Наука, 1977, с. 34-65.
105. Ломоносов М.В. 0 сохранении и размножении российского народа. Избранные произведения. /Сост. и авт. коммент. Ю.Ф.Галкин. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980, с. 131-148.
106. Лысечко В.П. Биосоциальная проблема в антропогенетике. В кн.: Проблемы методологии научного познания. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, с. 70-76.
107. Майр Э. Человек как биологический вид. Природа, 1973, Л» 12, с. 36-44; 1974, № 2, с. 36-43.
108. Маркарян Э.С. Методологические проблемы взаимодействия общественных и естественных наук. Науч. докл. высш. школы. Философские науки, 1976, № 4, с. 18-27.
109. Марков Г.Е. Социальные факторы, дивергенция и популяции. Советская этнография, 1976, J® 4, с. 137-139.
110. Медников Б.М. Дарвинизм в XX веке. М.: Советская Россия, 1975. - 224 с. с ил.
111. Мелюхин С.Т. Проблема интеграции научного знания.в В кн.: Философия и современность. М.: Наука, 1971, с.290--310.
112. НО. Мерлин B.C. Опосредующая роль деятельности в связи наследственно обусловленных и социально нормируемых психических свойств человека. В кн.: Соотношение биологического и социального. /Межвуз сб. науч. тр. Пермский ун-т, 1981, с. 63-72.
113. Методологические проблемы биологии и медицины. /Под ред. М.Б.Туровского. М., 1974. - 251 с.
114. Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. /Под ред. Б.М.Кедрова. М.: Наука, 1981. - 360 с.
115. Методологические проблемы изучения человека, в марксистской философии. /Под ред. В.А.Штоффа. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - 176 е., ил.
116. Михеев В.Ф. Наследственная обусловленность некоторых индивидуальных особенностей памяти человека. В кн.: Проблемы генетической психофизиологии человека. - М.: Наука, 1978, с. 254-262.
117. Мысливченко А,Г. Человек как предмет философского познания. М.: Мысль, 1972. - 190 с.
118. На пути к единству науки. /Под ред. В.И.Купцова и Й.Хорвата. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 253 с.
119. На пути к теоретической биологии. /Пер. с англ. С.Г.Васецкого. Под ред. и с предисл. акад. Б.Л.Астаурова. -М.: Мир, 1970. 181 с. с черт.
120. Наследование биологическое и социальное. После выступлений "Коммуниста". Коммунист, 1983, №14, с. I04-III.
121. Научно-техническая революция, общество и медицина. /Материалы конф. март 1973 г. Под ред. К.Е.Тарасова.1. М., 1973. 272 с.
122. Никитюк Б.А. Биологическое и социальное: ступени, уроки и итоги дискуссии 70-х годов. В кн.: Соотношение биологического и социального. /Межвуз. сб. науч. тр. Пермь,1981, с. 85-89.
123. Николаев Л.А. Основы физической химии биологических процессов. М.: Высшая школа., 1971, 240 с. с ил.
124. Общество и здоровье человека. /Под ред. Г.И.Царего-родцева. М.: Медицина, 1973. - 372 с.123. 0 гуманизме в науке и культуре. /Под ред. П.Е.Сиво-коня, В.М.Леонтьева, З.В.Кагановой. М.: Изд-во Моск. ун-та,1982. 176 с.
125. Оконская Н.Б. Диалектика социального и биологического в историческом процессе. Пермь: Изд. ГПУ, 1975. - 198 с.
126. Орлов В.В. Материя, развитие, человек. Пермь, 1974. - 397 с.
127. Панин А.В. Диалектический материализм и постпозитивизм /критический анализ некоторых современных буржуазных концепций науки/. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 240 с.
128. Ластушный С.А. Генетика как объект философского анализа /некоторые основные направления исследования/. -М.: Мысль, 1981. 312 с.
129. Пастушный С.А. Философские и методологические проблемы генетики. В кн.: Философия и современная биология. -М.: Политиздат, 1973, с. 159-197.
130. Пастушный С.А., Гиренок Ф.И. Методологические и теоретические проблемы биофизики, Вопросы философии, 1981, № 7, с. 170-172.
131. Пастушный С.А., Лысечко В.П. Методологическая функция марксистского монизма в решении биосоциальной проблемы. В кн.: Диалектика в науках о природе и человеке. Человек, общество и природа в век НТР. - М.: Наука, 1983, с. 329-334.
132. Пастушный С.А., Лысечко В.П. Некоторые проблемы философского анализа взаимосвязи современной генетики и медицины. В кн.: Философские и социальные аспекты взаимодействия современной биологии и медицины. - М., 1982, с. II9-I22.
133. Пехов А.П. Социальные проблемы генетики. М.: Знание, 1975. - 64 с. /Новое в жизни, науке, технике. Сер. Биология № 7/.
134. Полис А.Ф. Единство социального и биологического в гармоническом развитии личности. Рига: Зинатне, 1981. -227 с.
135. Порошенко Г.Г., Федоров В.М. Предисловие. В кн.: Итоги науки и техники. Серия "Генетика человека". Т. 6. Экологическая генетика человека. - М., 1982, с. 3-14.
136. Проблемы генетической психофизиологии человека. /Отв. ред. Б.Ф.Ломов и И.В.Равич-Шербо. М.: Наука, 1978. -264 с.
137. Ребане Я.К. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания. Вопросы философии, 1982, № 8, с. 44-54.
138. Рокитский П.Ф. Проблема соотношения генетических и средовых факторов в становлении признаков человека. В кн.: Биология и современное научное познание. - М.: Наука, 1980, с. 258-282.
139. Рудзявичус С.А. Генетика человека как биосоциальное знание. Вопросы философии, 1975, .№ 12, с. 133-139.
140. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. - 352 е., граф.
141. Рычков Ю.Г., Ящук Е.В. Генетика и этногенез. Вопросы антропологии, 1980, вып. 64, с. 23-38.
142. Рычков Ю.Г., Ящук Е.В., Веселовская Е.В. Генетика и этногенез /о генетической прапамяти систем коренного населения Северной Азии и Америки/. Вопросы антропологии, 1982, вып. 69, с. 3-18.
143. Сивоконь П.Е., Леонтьев В.М. Роль естествознания в развитии общественных наук /К постановке вопроса/. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 160 с.
144. Соотношение биологического и социального. /Межвуз. сб. науч. тр. Пермский ун-т, 1981. 176 с.
145. Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы симпозиума в Москве сентябрь 1975 г. /Отв.ред.
146. Б.М.Банщиков, Б.Ф.Ломов. М.: 1975. - 856 с.
147. Социальные проблемы здравоохранения. /Под ред. Ю.П.Лисицина и С.В.Первовой. М., 1970. - 190 с.
148. Социальные проблемы здравоохранении. Под ред. Ф.Я.Кофмана и В.П.Погорельского. М., 1975. - 188 с.
149. Социальные проблемы науки. /Под ред. В.Л.Макарова, -Новосибирск: Наука, 1983. 177 с.
150. Спиркин А.Г., Тищенко В.И. Личность. В кн.: БСЭ. 3-е изд., 1980, т. 13, с. 245-247.
151. Сэв Л. Марксизм и теория личности. /Пер. с франц. И.С.Вдовинои и Э.А.Гроссман. М.: Прогресс, 1972. ~ 583 с.
152. Тарасов К.Е., Кельнер М.С., Петров A.M. Научно-технический прогресс и генетика человека. В кн.: Научно-техническая революция, общество и медицина. /Материалы конф. ~ март 1973 г. - М., 1973, с. 198-223.
153. Тарасов К.Е., Черненко Е.К. Социальная детерминированность биологии человека. Мысль, 1979. - 366 е., табл.,
154. Тимаков В.Д., Бочков Н.П. Социальные проблемы генетики человека. Вопросы философии, 1973, 6, с. 59-69.
155. Трошихина Ю.Г. Филонтогенез функции памяти. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. 191 с.
156. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. -Науч. докл. высш. школы. Философские науки, 1974, № 6, с. 14-21.
157. Уодцингтон К.Х. Основные биологические концепции. -В кн.: На. пути к теоретической биологии. М.: Мир, 1970,с. 11-38.
158. Федосеев П.Н. Проблема социального и биологического в философии и социологии. Вопросы философии, 1976, № 3, с. 56-74
159. Федосеев П.Н. Философия и научное познание. М.: Наука, 1983. - 464 с.
160. Федоров В.М. Концепция биосферы-ноосферы, медицинская генетика и принцип конкретного историзма. В кн.: Философские и социальные аспекты взаимодействия современной биологии и медицины. М.: 1982, с. 29-32,
161. Философия и современная биология. /Под ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1973. - 288 с.
162. Философия и современность. /Под ред. П.Н.Федосеева.- М.: Наука, 1971. 376 с.
163. Философские и социальные проблемы медицины. /Под ред. Г.И.Царегородцева. М.: Медицина, 1966. - 395 с.
164. Философские проблемы современной биологии. /Под ред. А.С.Мамзина. М. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1966.
165. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека.- М.: Знание, 1982. 112 с.
166. Франк-Каменецкий М.Д. Самая главная молекула. М.: Наука, 1983. 160 с.
167. Фролов И.Т. Биология и будущее человека. Природа, 1974, )& 2, с. 47-49.
168. Фролов И.Т. Генетика и диалектика. М.: Наука, 1968,- 360 с.
169. Фролов И.Т. Жизнь и познание: 0 диалектике в современной биологии. Мысль, 1981. - 268 с.
170. Фролов И.Т. Комплексный подход и единая наука о человеке. Материалы Всесоюзной конференции: Человек как комплексная проблема. Вопросы философии, 1983, й 10, с. 42-44.
171. Фролов И.Т. 0 диалектике и этике биологического познания /Основные философские проблемы современной биологии в свете дискуссии на ХУ1 Всемирном философском конгрессе/. М.: Знание, 1980. 64 с. - /Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Биология"; № II/.
172. Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. 2-е изд., переработ. и доп. - М.: Политиздат, 1983. - 350 с.
173. Фролов И.Т. Проблема человека в "век биологии". -В кн.: Биологическое и социальное в развитии человека. М.: Наука, 1977, с. 93-115.
174. Фролов И.Т. Философия глобальных проблем. Вопросы философии, 1980, № 2, с. 29-44.
175. Фролов И.Т., Пастушный С.А. Диалектика исторической формы и содержания открытия Г.Менделя. Вопросы истории естествознания и техники. М., 1981, № 4, с. 20-28.
176. Фролов И.Т. и Пастушный С.А. Менделизм и философские проблемы современной генетики. М.: Мысль, 1976. 263 с.с ил.
177. Фролов И.Т. и Пастушный С.А. Менделизм и философские проблемы современной генетики. М.: Мысль, 1976. 263 с. с ил.
178. Фукс-Киттовский К. Проблемы детерминизма и кибернетики в молекулярной биологии: Факты и гипотезы о соотношении между автоматами и живым организмом. /Пер. с нем. Э.М.Мирского, Б.А.Старостина; Общ. ред. Р.С.Карпинской. М.: Прогресс, 1980. - 376 с.
179. Холдейн Дж. Б.С. 0 возможности социальных приложений антропогенетики. В кн.: Наука о науке. /Пер. с англ. М.К.Петрова. - М.: Прогресс, 1966. с. 179-187.
180. Царегородцев Г.И. Научно-технический прогресс и здоровье. М.: Знание, 1970. - 78 с.
181. Царегородцев Г.И., Пехов А.П. Социальные проблемы медицинской генетики. В кн.: Философские и социальные проблемы медицины. - М.: Медицина, 1966, с. 270-280.
182. Царегородцев Г.И., Апостолов Е. Условия жизни и здоровье населения. М.: Медицина, 1975. - 120 с.
183. Царегородцев Г.И., Полис А.Ф. Социальные проблемы медицины. М.: Медицина, 1968. 175 с.
184. Человек и природа. /Под ред. А.В.Кацуры. М.: Наука, 1980. - 256 с.
185. Штеенбек М. Социальная наследственность и завтрашний мир. В кн.: Будущее науки: Международный ежегодник. - М.: Знание, 1974, вып. 7, с. 344-363.
186. Штерн К. Основы генетики человека. /Сокр.пер. с англ. Н.С.Четверикова и Е.А.Яновской. Под общ.ред. С.Н.Ардашниковаи В.П.Эфроимсона. М.: Медицина, 1965. - 690 е., ил.
187. Щепин О.П., Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Медицина и общество. М.: Медицина, 1983. - 392 с.
188. Эфроимсон В.П. Введение в медицинскую генетику. -2-е изд., доп. и перераб. М.: Медицина, 1968. - 395 с.с ил., карт.
189. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. /Учебное пособие для студентов биол. спец. ун-тов, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1981. - 343 е., с ил.188. С. "Wvs \\\СУ<Л еуоА189. Davwbns, \L The
190. Um^devs VC). Gsr\ea>, and CUWQ.